Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мультикритериальный подход к оценке и формированию ассортиментной матрицы аптечной организации (на примере безрецептурных лекарственных препаратов)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе социологического исследования определены закономерности поведения потребителей БЛП, в том числе изменение основных мотивов потребления, расширение количества используемых ЛП до 457 позиций и значительное обновление ассортимента, подтверждена чувствительность потребителей к росту цен на БЛП, выявлена тенденция к снижению среднего возраста типичного потребителя на 10 лет. Методом анализа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ И ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЕЗРЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
    • 1. 1. Роль безрецептурных лекарственных препаратов в системе здравоохранения
    • 1. 2. Историческое становление ассортимента безрецептурных лекарственных препаратов
    • 1. 3. Современное состояние исследований в области обращения безрецептурных лекарственных препаратов
  • ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА БЕЗРЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
    • 2. 1. Обоснование методического подхода и программы исследования
    • 2. 2. Анализ рынка внешней среды безрецептурных лекарственных препаратов
    • 2. 3. Маркетинговый анализ рынка безрецептурных лекарственных препаратов
  • ГЛАВА 3. МУЛЬТИКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР БЕЗРЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
    • 3. 1. Трансформация потребительских предпочтений при выборе безрецептурных лекарственных препаратов
    • 3. 2. Выявление доминантных критериев потребительских предпочтений
  • ГЛАВА 4. ИЗУЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ И
  • ИХ ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ МАТРИЦЫ БЕЗРЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
    • 4. 1. Методика построения рациональной ассортиментной матрицы
    • 4. 2. Анализ ассортимента безрецептурных лекарственных препаратов аптечных организаций
    • 4. 3. Определение ассортиментных критериев аптечной организации
    • 4. 4. Определение экономических критериев ассортимента безрецептурных лекарственных препаратов
    • 4. 5. Сравнительный анализ сбалансированности ассортиментной матрицы безрецептурных лекарственных препаратов аптек
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Мультикритериальный подход к оценке и формированию ассортиментной матрицы аптечной организации (на примере безрецептурных лекарственных препаратов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Прогнозируемыми результатами реализации стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 г. должны стать формирование и функционирование системы рационального использования лекарственных препаратов для медицинского применения и повышение удовлетворенности населения доступностью лекарственной помощи, значительная доля которой осуществляется посредством препаратов, отпускаемых без рецептов врачей.

В последние десятилетия наблюдается постоянное увеличение объемов продаж безрецептурных лекарственных препаратов (БЛП), как в нашей стране, так за рубежом, что обусловлено глобальными причинами, связанными с ростом расходов на здравоохранение, повышением стоимости медицинских услуг, доступностью информации о лечении различных заболеваний (в том числе в сетевых ресурсах), стремлением значительной части населения к здоровому образу жизни, расширением ассортимента БЛП в аптечных организациях и пр.

По оценкам аналитиков, указанные тенденции сохранятся и в будущем, поэтому совершенствование положительных аспектов использования БЛП должно сопровождаться изучением запросов потребителей, что способствует качественному оказанию фармацевтической помощи, а также пониманием роли и ответственности аптечных работников за безопасное применение этой группы лекарственных препаратов (ЛП).

Анализ литературных данных показал, что в России вопросы, связанные с изучением рынка безрецептурных лекарственных препаратов, рассматривались в разные периоды времени, при этом внимание уделялось таким вопросам как: изучение розничной реализации ЛП в разрезе фармакотерапевтических группанализ источников информации о рынке БЛП и определение потребности в этой информации населения и специалистов здравоохранения, рекламирование и этические аспекты отпуска БЛПисследование состава домашних аптечекизучение причин, влияющих на спрос данной группы препаратов и т. д. (Лоскутова Е.Е., Дорофеева В. В., Мошкова JI.B., Федина Е. А., Бутко ICB., Дзюба В. Ф., Казымова Г. Р., Бердышева E. JI и др.).

Однако, исследования, направленного на разработку комплекса критериев, позволяющих оценить состояние ассортимента безрецептурных лекарственных препаратов, на основе учета потребностей населения и интересов аптечной организации в условиях современной среды фармацевтического рынка, не проводилось.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования явилась разработка научно-обоснованного подхода к формированию ассортимента безрецептурных лекарственных препаратов аптечной организации с использованием мультикритериального анализа для совершенствования лекарственной помощи населению.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— на основе анализа литературных источников определить значение БЛП в системе здравоохранения в России и других стран;

— обосновать использование мультикритериального подхода к оценке ассортимента БЛП и разработать программу проведения исследования;

— провести стратегический анализ рынка БЛП и сделать прогноз его развития;

— создать и проанализировать информационный массив всех зарегистрированных БЛП на территории РФ;

— выявить закономерности и критерии потребительских предпочтений при выборе БЛП на основе социологических исследований;

— разработать методику построения рациональной ассортиментной матрицы БЛП, определить и проанализировать институциональные критерии формирования ассортимента;

— провести оценку сбалансированности ассортиментной матрицы БЛП в аптечных организациях.

Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научных исследований Российского университета дружбы народов по проблеме «Фармация» и является фрагментом исследований кафедры управления и экономики фармации.

Методологическая основа, объекты и методы исследования. Методологической основой исследования являлись общенаучные методы познания, современные научные разработки в области фармацевтического маркетинга и изучения ассортимента ЛП, нормативные документы, регулирующие обращение БЛП.

Объектами исследования служили аптечные организации и конечные потребители БЛП.

В процессе исследования использована следующая исходная информация: законодательная и нормативная документация (НД) по функционированию рынка БЛП;

Государственный реестр лекарственных средств (электронная версия) — данные Госкомстата РФ (2004;2011 гг.) по необходимым для исследования макроэкономическим показателяманалитические данные DSM Group (2004 — 2011 гг.) по основным показателям развития фармацевтического рынкаэкспериментальные данные социологических исследований потребителей БЛП (370 анкет) — оперативные данные аптечных организаций (по 22 408 ассортиментным позициям БЛП и динамике основных экономических показателей за календарный год).

В процессе исследования использованы: общенаучные методы (наблюдение, сравнение, описание, исторический и логический), а также специфические методы — контент-анализ, социологические, маркетинговые (в том числе ABC-анализ), статистические (в частности анализ таблиц сопряженности), мультикритериальный подход и метод анализа иерархий.

Обработка информации и результатов проведена с использованием современных компьютерных технологий.

Научная новизна исследования. Впервые научно обосновано использование мультикритериального подхода для оценки и формирования ассортиментной матрицы безрецептурных лекарственных препаратов, основанного на учете потребительских и институциональных факторов. Разработана программа исследования, определены его принципы, основная и рабочие гипотезы, требования к мультикритериям.

Проведен стратегический анализ рынка безрецептурных препаратов, включая многовариантное прогнозирование, STEPи SWOT-анализ, позволивший выявить тенденции развития рынка и наиболее значимые факторы внешней среды, оказывающие на него влияние.

На основе реестра JIC РФ создан и проанализирован информационный массив безрецептурных лекарственных препаратов, в результате получен его макроконтур и рассчитаны базовые маркетинговые показатели ассортимента.

Обоснована трехуровневая иерархия критериев оценки ассортимента безрецептурных лекарственных препаратов, предложены их оценочные значения.

Выявлены закономерности потребительского поведения на рынке безрецептурных лекарственных препаратов, а также рассчитан мультикритерий потребительских предпочтений на основе детерминирующих критериев и коэффициентов весомости.

Предложена методика и проведена оценка сбалансированности ассортиментных матриц БЛП аптечных организаций по коэффициенту рациональности.

Практическая значимость. На основании результатов проведенных исследований разработан комплекс методических рекомендаций для фармацевтических организаций, позволяющих оценить, сформировать, скорректировать ассортиментный портфель безрецептурных препаратов с учетом потребительских и институциональных факторов, что способствует повышению качества оказываемой населению фармацевтической помощи.

По результатам исследования разработаны и внедрены: В практическую деятельность:

— методические рекомендации для аптечных организаций по формированию рационального ассортиментного портфеля (акт внедрения КГУП «Приморская краевая аптека» от 08.09.2012 г.- акты внедрения в аптечные организации: ООО «Гронингем» от 01.10. 2012 г., ООО «МаксФарм» от 08.10.2012 г., ООО «Забота и Здоровье» от 15.10.2012 г.);

— методические рекомендации для аптечных организаций по формированию ассортимента БЛП (акт внедрения Некоммерческого партнерства «Аптечная Гильдия» от 01.02.2013 г.- акты внедрения в аптечные организации: ООО «Камелия» от 14.01.2013 г., ООО «Березка» от 19.02.2013 г., ООО «Ди Эс Фарм» от 14.02.2013 г., ООО «Эл Фарм» от 21.01.2013 г.);

— методические рекомендации по стратегическому анализу рынка БЛП (акты внедрения: ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» от 04.03.2013 г., ЗАО «Компания «Интермедсервис» от 11.02.2013 г., ООО «Новартис Фарма» от 20.02.2013 г.);

В учебном процессе кафедры управления и экономики фармации медицинского факультета РУДН используются методические рекомендации по формированию ассортиментной политики аптечной организации (акт внедрения от 18.01.2013 г., утвержден проректором по научной работе РУДН).

Апробация работы. Основные результаты работы доложены на межкафедральной конференции кафедр: управления и экономики фармации РУДН, управления и экономики фармации факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН, управления и экономики фармации Казанского государственного медицинского университета, управления и экономики фармации Первого московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, фармации Омской государственной медицинской академии. Представлены на X международном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2009) — на международной студенческой конференции «Клинические и теоретические аспекты современной медицины» (Москва, 2010) — на VIII научно-практической конференции «Эффективное управление аптечным бизнесом в условиях неопределенности» (Владивосток, 2009, 2011, 2012). Основные положения, выдвигаемые на защиту:

— мультикритериальный подход к изучению и формированию ассортимента безрецептурных лекарственных препаратов;

— результаты стратегического анализа рынка БЛП;

— результаты социологического исследования потребительских предпочтений при выборе БЛП;

— результаты анализа ассортимента БЛП, зарегистрированных в РФ и представленного в аптечных организациях;

— методика и результаты оценки сбалансированности ассортиментной матрицы БЛП в аптечных организациях.

Публикации материалов исследования. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ, в том числе 2 в перечне изданий, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и выводов, изложенных на 126 страницах машинописного текста, содержит 10 приложений, иллюстрирована 53 таблицами и 23 рисунками. Библиографический указатель включает 180 литературных источников, из которых 26 на иностранном языке.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ отечественной и зарубежной литературы показал возрастание роли лекарственных препаратов безрецептурного отпуска при оказании фармацевтической помощи, о чем свидетельствует постоянный рост ассортимента БЛП. Несмотря на то, что в течение последних десятилетий был проведен ряд исследований, направленных на решение вопросов, связанных с обращением БЛП, до сих пор актуальными остается ряд проблем, в том числе изучение изменяющихся мотивов потребления в условиях современной внешней среды фармацевтического рынка. Поэтому разработка научно-обоснованного метода анализа ассортимента БЛП, построенного на основе многокритериальной оценки, позволит аптечным организациям повысить уровень оказания фармацевтической помощи и эффективность экономической деятельности.

2. Обосновано использование мультикритериального подхода к оценке ассортимента БЛП, разработана концептуальная схема и программа его реализации, включающая следующие этапы: стратегический анализа рынка БЛПсоздание информационного массива всех зарегистрированных БЛПопределение и исследование потребительских критериевопределение и изучение институциональных критериевоценка сбалансированности ассортиментной матрицы аптечной организации. Сформулированы основная и рабочие гипотезы, принципы исследования, требования к мультикритериям и трехуровневая иерархия критериев.

3. Проведен стратегический анализ рынка БЛП, включающий исследование состояния и многовариантное прогнозирование, STEPи SWOT-анализ. Выявлено, что рынок БЛП имеет положительный прогноз роста на ближайшую перспективу. В результате STEP — анализа установлено, что из 26 отобранных факторов внешней среды 24 имеют сильное или среднее влияние (по коэффициенту корреляции) на потребление БЛП, в частности, прямая зависимость наблюдается от численности экономически активного населения (R=0,69), числа потребителей старше трудоспособного возраста (R=0,81), величины прожиточного минимума (R= 0,83), обратнаяот числа медицинских коек (R= -0,88), численности трудоспособного населения (R= -0,74). На основе SWOT-анализа установлены преимущества и недостатки, возможности и угрозы развития рынка БЛП.

4. Создан и проанализирован информационный массив БЛП, зарегистрированных на территории РФ (4300 позиций), по значимым для решения задач исследования показателям. Описан макроконтур сегмента безрецептурных ЛП, который в основном представлен препаратами: относящимися к АТС-группе [А] «Пищеварительный тракт и обмен веществ» (19,19%) — синтетического происхождения — 60,97%- в твердых лекарственных формах (58,43%) — произведенными отечественными компаниями (69,48%). Обоснованы базовые маркетинговые показатели широты и полноты ассортимента БЛП.

5. На основе социологического исследования определены закономерности поведения потребителей БЛП, в том числе изменение основных мотивов потребления, расширение количества используемых ЛП до 457 позиций и значительное обновление ассортимента, подтверждена чувствительность потребителей к росту цен на БЛП, выявлена тенденция к снижению среднего возраста типичного потребителя на 10 лет. Методом анализа таблиц сопряженности установлена взаимосвязь для 26 из 46 проанализированных пар факторов, характеризующих потребительское поведение, выделены детерминирующие (возраст, недомогания, качество лечения, цена), для которых определены оценочные значения и коэффициенты весомости, использованные для расчета потребительского мультикритерия.

6. Разработана методика оценки и построения рациональной ассортиментной матрицы БЛП. Исследование и расчет институциональных критериев (ассортиментных и экономических) проведен на примере трех «модельных» (по товарообороту аптек). Установлено, что во всех аптечных организациях доля позиций БЛП является наибольшей, и представлена всеми АТС-группами. Рассчитаны коэффициенты рациональности ассортимента БЛП и определены по АВС-анализу «генераторы потока» — группа А, обеспечивающая 50% объема продаж в денежном выражении (от 8,21% до 9,08% позиций) — «генераторы прибыли» — группа, А (от 8,35% до 9,75% позиций), приносящая 50,0% валового дохода. Рассчитан институциональный мультикритерий.

7. Для оценки рациональности ассортимента БЛП аптечной организации построены перекрестные матрицы АВС-анализа и выделены стратегические группы БЛП. Проведена оценка сбалансированности полученных матриц путем расчета коэффициента рациональности для каждой группы. Предложены ориентировочные значения основных маркетинговых показателей для каждой из стратегических групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д. Маркетинговые исследования / Д. Аакер, В. Кумар., Дж. Дэй // Маркетинговые исследования. 7-е издание / Пер. с англ. Под ред. С.Божук. СПб. Литер, 2004. — 848с.
  2. , П.Н. Злоупотребление лекарственными средствами: статистический анализ / П. Н. Аксенова, Т. П. Лагуткина // Клинические и теоретические аспекты современной медицины: Международная студенческая конференция. М., 2009. — С. 16 — 17.
  3. Аналитический обзор «Фармацевтический рынок России. Итоги 2004 г.» / Портал: DSM. электронная версия. [http://www.dsm.ru/conteniyfile/farmrinokroccii.itogi2004.pdf]. — [дата обращения: 05.05.2010]
  4. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2005 г.» / Портал: DSM. элекронная версия. [http://www.dsm.ru/content/file/farmrinokroccii.itogi2005 .pdf]. — [дата обращения: 05.05.2010]
  5. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2006 г.» / Портал: DSM. элекронная версия. — [http://www.dsm.ru/analytics/2006]. -[дата обращения: 05.05.2010]
  6. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2007 г.» / Портал: DSM. элекронная версия. — [http://www.dsm.ru/analytics/2007]. -[дата обращения: 05.05.2010]
  7. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2008 г.» / Портал: DSM. элекронная версия. — [http://www.dsm.ru/analytics/2008]. -[дата обращения: 05.05.2010]
  8. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2009 г.» / Портал: DSM. элекронная версия. [http://www.dsm.ru/content/file/1 281 537 574.pdf]. — [дата обращения: 05.05.2010]
  9. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2010 г.№ / Портал: DSM. элекронная версия. http ://www.dsm.ru/content/file/farmrinokroccii.itogi2010.pdf. дата обращения: 15.06.2011]
  10. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2011 г.№ / Портал: DSM. элекронная версия. [http://www.dsm.ru/content/file/dsmll.pdf]. — [дата обращения: 20.05.2012]
  11. , Д. Ключевые показатели эффективности: ассортимент / Д. Анохин // Фармацевтическое обозрение. 2011. — № 4. — С.43−46.
  12. АРФП против запрета рекламы безрецептурных препаратов. Новая аптека. -2012.-№ 7.-С.16.
  13. , С. Создание ассортиментной матрицы торгового подразделения / С. Балакирев // Marketing pro. № 1−2. — 2010. -электронный ресурс. http://www.marketingpro.ru/news/russian/5536.html. дата обращения: 10.10.2011]
  14. , А.Н. Формирование и расчет оптимального ассортимента при случайном спросе / А. Н. Баутов // Маркетинг в России и за рубежом. № 3. -2003.-С. 18−32.
  15. , E.JI. Оценка влияния использования лекарственных средств безрецептурного отпуска на качество жизни больных / E.JI. Бердьппева, Киселева Л. Г., Н. В. Ляшко // Человек и лекарство: Тез.докл. XIII Рос. нац. конгр.-М., 2006.-С.691.
  16. , Е.Л. Фармакоэкономические подходы к совершенствованию системы безрецептурного отпуска лекарственных средств, используемых в процессе ответственного самолечения / Е. Л. Бердышева // Автореф. дис. канд. фарм. наук. Пермь, 2006. -24 с.
  17. , О.Б. Анализ арсенала безрецептурных лекарственных препаратов Великобритании / О. Б. Блавацкая // Провизор. 2000. — № 10. -С.15.
  18. , В.Н. Маркетинговые способы увеличения прибыльности аптек в условиях ситуационной конкуренции / В. Н. Бойко, П. А. Лисовский // Новая аптека. 2011. — № 11. — С.35−39.
  19. , А.В. Посетители аптек: потребительские предпочтения / А. В. Бусин, М. М. Омаров // Новая аптека. 2008. № 2. — С.28−38.
  20. , К.В. Разработка методических подходов к оптимизации информационного обеспечения специалистов и населения в системе безрецептурного отпуска лекарственных средств / К. В. Бутко // Автореф. дис. канд. фарм. наук. М., 1999. — 21 с.
  21. , А. Безрецептурные препараты: набор проблем в одном флаконе / А. Виссор // Фармацевтический вестник. 2003. — электронный ресурс. -[http://www.medee.ru/post/view/8567]. — [дата обращения: 01.01.2009]
  22. , А.В. Ответственное самолечение: влияние времени / А. В. Быков, Г. Н. Шустова // Экономический вестник фармации. 2003. — № 8. — С. 45−54
  23. Вклад международной фармацевтической индустрии в развитие российского здравоохранения. Новая аптека. 2012. — № 7. — С.13−14.
  24. , Д. Развитие ОТС-портфеля / Д. Вязников // Московские аптеки.2011. № 6. — электорнный ресурс. http://mosapteki.ru/modules/articles/article.php?id=1920. дата обращения: 01.01.2011]
  25. , Г. А. Детерминанты потребительской лояльности в розничном звене фармацевтического рынка / Г. А. Галкина, В. В. Дорофеева // Фармация. № 8. — 2008. — С. 26 — 29.
  26. , С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. М.: «Практика», 1998, — 459 с.
  27. , Jl.И. Управление ассортиментом розничной аптечной организации: автореф. дис. на соиск. учен. степ, к-та фарм. Наук: 15.00.01 / Л. Н. Горшунова. Пятигорск: 2002. — 23с.
  28. Государственный реестр лекарственных средств // Портал: Государственный реестр лекарственных средств. РФ. электронная версия. — [http: grls.rosminzdrav. ru/grls aspx]. — [дата обращения:12.07.2012]
  29. , Т. Новые стратегии в условиях меняющегося рынка / Т. Гурьева // Новая аптека. 2001. — № 12. — С.45−47.
  30. , Т. Аптечная розница: посик стратегических альтернатив продолжается / Т. Гурьева // Новая аптека. 2012. — № 1. — С.48−50.
  31. , В.Ф. Современная концепция использования лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача / В. Ф. Дзюба, K.M. Резников, Т. Г. Афанасьева // Человек и лекарство: Тез.докл. III Рос. нац. конгр. М., 1996. — С.305.
  32. , В.В. Маркетинговые исследования закономерностей потребительского поведения при выборе лекарственных препаратов / В. В. Дорофеева В.В., О.В. Синайская// Вестник Воронежского государственного университета. 2004. — № 2. — С. 193 — 199.
  33. , Н.Б. Маркетинг в аптеке: шаг за шагом: Практическое руководство / Н. Б. Дрёмова М.: МЦФЭР, 2008. — 198 с.
  34. , Н.Б. Маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических услуг /Н.Б. Дрёмова, C.B. Соломка, В. Ф. Дзюба, Т. Г. Афанасьева // Метод, пособие. Курск, 2011. — 94с.
  35. , Н.Б. Маркетинговый анализ рынка гиполидемических лекарственных средств / Н. Б. Дрёмова // Новая аптека. 2006. — № 1. — С.35−38.
  36. , Н.Б. Потребительские аспекты средств интимной женской гигиены / Дрёмова Н. Б. // Новая аптека. 2006. — № 9. — С.50−54
  37. , Н.Б. Стратегические направления развития ассортиментной политики аптечной организации методические подходы /Дрёмова Н.Б., Совершенный И. Н. // Учебно-методическое пособие, Курск. 2011.С. 198
  38. , З.И. Роль фармацевтического работника в вопросах самолечения / З. И. Зайцева, З. А. Савельева // Человек и лекарство: Тез. докл. IV Рос. нац. конгр.-М., 1997.-С. 318
  39. , О. Отс-препараты и «ответственное самолечение» / О. Иванова, Е. Милова, Ю. Чернова // Московские аптеки. 2004. — № 11. -электронный ресурс. — [http://www.lawmix.ru/med/3847]. — [дата обращения: 19.09.2010]
  40. Инструкция № 202 Наркомздрава РСФСР «О праве открытия и производстве торговли медикаментами» от 21 июля 1922 г.
  41. , Г. Р. Методические подходы к совершенствования информационного обеспечения безрецептурного отпуска лекарственных средств / Г. Р. Казымова // Автореф. дис. канд. фарм. наук. Пермь, 2009. -24 с.
  42. , H.H. Некоторые аспекты самостоятельного применения лекарственных средств / H.H. Карева, Е. А. Марченко, Н. Е. Волоссович, Т. Н. Пучина, Н. Е. Доценко, Т. Н. Шатохина, Л. И. Козлова // М.: Фармация.- 1994.-№ 3.-С. 58- 59.
  43. , О.В. Современные исследования в области фармацевтической этики и деонтологии / О. В. Карташова, П. В. Лопатин, З. И. Зайцева // Фармацевтическая биоэтика: мат-лы междунар. конф. М., 1997. — С. 34 -35.
  44. , Л.Г. Изучение номенклатуры лекарственных средств безрецептурного отпуска, используемых в процессе самолечения / Л. Г. Киселева, Е. Л. Бердышева, И. А. Крищина, Ю. Н. Попов // Человек и лекарство: Тез.докл. XIII Рос. нац. конгр. М., 2006. — С.706.
  45. , Л.Г. Как сформировать оптимальный ассортимент / Л. Г. Киселева, Е. Л. Бердышева // Российские аптеки. 2006. — № 2. — С.23−25.
  46. , Л. Особенности функционирования на рынке препаратов безрецептурного отпуска / Л. Клевцова // Московские аптеки. 2003. — № 5.- электронный ресурс. [http://www.lawmix.ru/med/6890]. — [дата обращения: 08.07.2009]
  47. , О.И. ОАИ: совершенствуем лекарственное обеспечение / О. И. Кныш, Н. Г. Акулова, Л. Н. Задираченко, К. А. Викулова // Новая аптека. -№ 8. 2006.- С. 34 — 40.
  48. , Л.В. Ассортимент и ассортиментная политика аптечного учреждения / Л. В. Кобзарь // Новая аптека. 2004. — № 3. — С. 52 — 63.
  49. , А. Ассортиментная политика / А. Комаха // Финансовый директор. 2002. — электронный ресурс. — [http://fd.ru/articles/9239]. — [дата обращения: 15.08.2010]
  50. , A.C. Методика мультикритериального анализа качества программного продукта /A.C. Крупнова, С. П. Бобков, Э. Г. Галиаскаров // Прилож. к журналу «Современные наукоемкие технологии». 2009. — № 2.- С. 54 57.
  51. В.В. Оценка ассортимента лекарственных средств и разработка маркетинговой концепции аптечного предприятия / В. В. Кулик, Т. И. Кабакова, Н. Г. Кондрашков // Новая аптека. 2006. — № 7. — С.63−78.
  52. , Е.А. О передозировке анальгетиков при лечении головной боли: научное издание / Е. В. Куршева // Терапевт: научно-практический ежемесячный журнал. 2005. — № 4. — С.27−30.
  53. , П.А. Системный подход к планированию ассортимента аптечной сети / П. А. Лисовский // Новая аптека. 2012. — № 2. — С.37−43.
  54. , Е.Е. Больной врач — аптека в системе безрецептурного отпуска лекарств // Е. Е. Лоскутова, Е. А. Максимкина, В. В. Дорофеева // Человек и лекарство: Тез.докл. III Рос. нац. конгр. — М., 1996. — С. 324 — 325.
  55. , Е.Е. Гипотезы формирования поведения потребителей на фармацевтическом рынке / Е. Е. Лоскутова // Сборник материалов V национального конгресса «Человек и лекарство». Тез. докладов. М., 1998. -С. 705.,
  56. , Е.Е. Мониторинг рынка безрецептурных лекарственных препаратов / Е. Е. Лоскутова, С. Г. Сбоева // III национальный конгресс «Человек и лекарство». Тез. Докладов. М., 1996. — С. 314.
  57. , Е.Е. Обучение потребителей и ответственное самолечение / Е. Е. Лоскутова // Новая аптека. 2000. — № 2. — С. 12−15.
  58. , Е.Е. Рациональный ассортиментный портфель основа эффективной деятельности аптечной организации / Е. Е. Лоскутова, Т. В. Пак, М. А. Тарасенко // Новая аптека. — 2001. — № 1. — С. 39 — 44.
  59. , Е.Е. Рациональный ассортиментный портфель аптечной организации / Е. Е. Лоскутова // Фармацевтическое обозрение. 2002. — № 2.- электронный ресурс. [http://rudoctor.net/medicine2009/bz-lw/med-zmpew.htm]. — [дата обращения: 07.12.2008].
  60. , Е.Е. Трансформация потребительских предпочтений на рынке ОТС-препаратов / Е. Е. Лоскутова, К. В. Сударенко // Ремедиум. 2012. -№ 4. — С. 48 — 50.
  61. , Е.Е. Экономические и социальные аспекты инновационных технологий фармацевтической деятельности /Е.Е. Лоскутова, И. В. Косова, Т. П. Лагуткина, В. В. Дорофеева и пр. // Вестник РУДН, серия «Медицина».- 2011. № 3. — С. 158- 161.
  62. , Ю. Управление товарным ассортиментом в аптеке / Ю. Лысак // Портал я закупщик. РФ. электронный ресурс.- [http://zakup.vl.ru/166-upravlenietova.html]. — [дата обращения: 01.09.2011]
  63. , И. аЬс-анализ ассортимента в аптекек / И. Максимова // Фармацевтическое обозрение. 2004. — № 10. — электронный ресурс. -[http://www.lawmix.ru/medlaw/22 618]. — [дата обращения: 29.10.2010]
  64. , Т.М. Современные проблемы и перспективы оценки здоровья населения как основа реформирования здравоохранения / Т. М. Максимова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2000. -№ 5.-С.9−15.
  65. , Е.А. Домашняя аптечка / Е. А. Марченко, Е. Е. Лесиовская, Н. Е. Воллосович и др. // Экономический вестник фармации. 1998. — Ноябрь. -С. 112- 114.
  66. , О.П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2007. — № 2. — С. 68 — 81.
  67. , А.П. Новый российский перечень важнейших лекарственных средств / А. П. Мешковский // Фарматека. № 4. — 1998. — С. 3−9.
  68. , Э. Регулирование фармацевтического сектора в Европе: ради ффективности, качества и равенства / Э. Моссиалос, Мразек. М., Т. Уолли // Серия публикаций Европейской обсерватории по системам здравоохранения. 2004 г., 378 с.
  69. , Л.В. Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и самопрофилактики / Л. В. Мошкова, Э. А. Коржавых, Е. А. Федина, Н. Л. Саутенкова. М.: МЦФЭР, 2001. — 314 с.
  70. , Л.В. Система безрецептурного отпуска лекарственных средств в России: концепция и информационное обеспечение / Л. В. Мошкова, Э. А. Коржавых, Е. А. Федина, Н. Л. Саутенкова // Экономический вестник фармации. Ноябрь. — 1998. — С. 115 — 118.
  71. , Л.В. Система самолечения и роль в ней фармацевтов, врачей и пациентов / Л. В. Мошкова, К. В. Бутко // Науч. тр. НИИ фармации. Т. 36. -Ч.1.-М., 1997.-С. 53 — 59.
  72. , Ю.А. Аптека центр формирования ответственного отношения пациента к своему здоровью / Ю. А. Музыра, О. Ю. Герасимова, A.B. Суворова // Человек и лекарство: Тез. докл. VII Рос. нац. конгр. — М., 2000.- С. 646.
  73. , Ю.А. Проблемные вопросы фармацевтической биоэтики в практике реализации концепции самолечения / Ю. А. Музыра, О. Ю. Герасимова // Тр. НИИФ. Т. 38. — М., 1999. — Ч. 1. — С. 91 — 94.
  74. , Т.А. Фармацевтический рынок: состояние, участники и развитие / Налчаджи Т. А., Лазарева З. Л. // Маркетинг в России и за рубежом. № 2. — 2006. — С. 27 — 32.
  75. , О.Н. «Доктор Столетов»: особенности ассортиментной политики / О. Н. Николаева // Новая аптека. № 8. — 2006. — С. 48 — 49.
  76. , Р.Б. Международный маркетинг / Р. Б. Ноздрева. М.: Экономиста, 2005 — С.791−800.
  77. , Е.В. Формирование ассортиментной политики / Е. В. Одинцова // Портал: Энциклопедия маркетинга. РФ. электронный ресурс. -[http://www.marketing.spb.rU/lib-miWpricing/assortmentjolicyl.h — [дата обращения: 10.04.2010]
  78. , Л.Б. Безрецептурный отпуск и самолечение / Л. Б. Оконенко, Г. А. Антропова, Е. С. Шетько // Сборник материалов Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке». М.:2009. — С.265−266.
  79. Ответственное самолечение ОТС-прапаратами: маркетинговый ход или условие досупности необходимых лекарств? / Портал: Ремедиум. -электронная версия. http://www.remedium.ru/news/detail.php?month=04&-year=2011 &ID=47 336.- дата обращения:05.11.2011.
  80. Официальный сайт Государственного комитета статистики РФ / электронный ресурс. [www.gks.ru]. — [дата обращения: 04.03.2012]
  81. Официальный сайт Европейской ассоциации производителей безрецептурных лекарственных препаратов http://www.aesgp.eu/
  82. , А.Ф. Маркетинг / А. Ф. Павленко, A.B. Войчак. К.: КНЕУ, 2008. — 246с.
  83. , Н.И. Исследование особенностей позиционирования лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке, (на прим. Средств от мигрени): автореф. дис. на соиск. учен. степ, к-та фарм. наук: 15.00.01 /Н.И. Панкова. М.: 2008. — 18с.
  84. , Т. «Аптека не должна быть скорбным местом» / Т. Панфилова // Фармацевтический вестник. 2012. — № 42. — С.
  85. , В.И. Безрецептурные препараты в России: соотношение пользы и риска / Петров В. И. // Человек и лекарство: Тез.докл. XIII Рос. нац. конгр. -М., 1998. С. 706.
  86. , A.A. Маркетинговые исследования лекарственных средств, используемых в дерматологии (на примере Республики Северная Осетия -Алания) / A.A. Подлужная // Автореф. дис. канд. фарм. наук. Белгород, 2007. -24 с.
  87. Приказ № 448 «Об обязательном минимальном ассортименте медицинских товаров для аптечных учреждений» от 1950 г.
  88. Приказ МЗ № 999 от 5 ноября 1952 г. «Об обязательном минимальном ассортименте медицинских товаров для аптечных учреждений»
  89. Приказ МЗ СССР № 175 от 25 февраля 1982 г. «О мерах по дальнейшему использованию лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений» от 25 февраля 1982 г.
  90. Приказ МЗ СССР № 571 от 30 июля 1973 г. «Ассортимент готовых лекарственных средств и лекарственных растений, разрешаемых к отпуску без рецепта врача из аптек, аптечных пунктов и аптечных магазинов»
  91. Приказ МЗ СССР № 673 от 22 января 1989 г. «О порядке лекарственного обеспечения населения»
  92. Приказ Минздрава РФ № 278 «Об утверждении перечня лекарственных средств, разрешенных к отпуску без рецепта врача» от 19 июля 1999 г.
  93. Приказ Минздрава РФ № 578 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» от 13 сентября 2005 г.
  94. Приказ Минздрава РФ № 79 «Перечень лекарственных средств, разрешенных к отпуску без рецепта врача» от 18 марта 1997 г.
  95. Приказ Минздрава СССР от 20 мая 1957 г. № 83-м.
  96. Приказ Минздравсоцразвития № ЮООан «О признании утратившими силу некоторых приказов министерства здравоохранения и социального развития РФ» от 26 июня 2011 г.
  97. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 493 «О внесении изменений в перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» от 26 июля 2007 г.
  98. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 823 «О внесении изменений в перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» от 04 декабря 2006 г.
  99. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.02.2013 г. № 66 «Об утверждение стратегии лекарственного населения Российской Федерации на период до 2025 г. и план ее реализации»
  100. Приказ Минздрава РФ от 19.08.2009 г. № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение алкоголя и табака»
  101. Программы для маркетолога / Портал: Marketing soft. электронный ресурс. — [www.marketing-soft.ru]. — [дата обращения: 29.01.2009]
  102. , Ю.В. Маркетинговые исследования регионального рынка гомеопатических лекарственных средств на примере Краснодарского края / Ю. В. Проценко // Автореф. дис. канд. фарм. наук. Пятигорск, 2005. -24с.
  103. , Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати // Пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. М., «Радио и связь», 1993. — 278 с.
  104. , А. Как оптимизировать ассортимент / А. Савинкин // Финансовый директор. № 5. — 2004. — электронный ресурс. -[http://fd.ru/articles/9239]. — [дата обращения: 11.10.2010]
  105. , В.М. Аптечная реформа Петра I и первые частные аптеки в России / В. М. Сало // Новая аптека. 2001. — № 10. — С.69 — 73.
  106. , В.М. Порядок открытия аптек и отпуская лекарств в первой половине XIX века / В. М. Сало // Фармация. 1992. — № 1. — С. 78 — 80.
  107. , Н.Л. Нормативное регулирование обращения на рынке Российской Федерации препаратов безрецептурного отпуска / Н. Л. Саутенкова // Новая аптека. 2000. — № 2. — С.7−11
  108. , М.С. Всероссийский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ): измерение благосостояния россиян в 90-е годы / М. С. Сваффорд, М. С. Косолапов, П. М. Козырева // Мир России. -1999. № 3. — С.15−18.
  109. , О.В. Разработка методических основ управления потребительским поведением на фармацевтическом рынке / О. В. Синайская // Автореф. дис. канд. фарм. наук. Москва, 2007. — 21 с.
  110. , И.Н. Применение маркетинговых исследований для улучшения фармацевтической помощи населению / И. Н. Совершенный / II межд. конф. молодых ученых-медиков. Курск, 2008.-T.3.-C.229−231.
  111. В. ОТС-препараты в розничном сегменте / В. Соколова // Ремедиум. 2008. — № 3. — С. 18−21.
  112. , С.Ш. Ответственное самолечение: Россия в начале пути / С. Ш. Сулейманов //Новая аптека. № 10. — 2010. — электронный ресурс. -[http://www.mcfr.ru/journals/43/257/37 355/37357/?phraseid=4 422 585]. [дата обращения: 10.03.2011]
  113. , С. Категорийный менеджмент / С. Сысоева, Е. Бузукова. Спб.: «Питер», 2008 г.-331 с.
  114. , Е.А. Ассортиментная политика как элемент доступности и качества лекарственной помощи / Е. А. Тельнова, Т. Н. Гильдиева // Ремедиум. 2007. — № 7. — С. 14 — 20.
  115. , О.И. Пути оптимизации обеспечения населения нестероидными противовоспалительными средствами на основе маркетингового исследования Волгоградского фармацевтического рынка / О. И. Туркина // Автореф. дис. канд. фарм. наук. Пятигорск, 2009. -24 с.
  116. , И.Н. Оценка маркетингового потенциала аптечного ассортимента / И. Н. Тюренков, JI.H. Горшунова // Новая аптека. 2006. -№ 7. — С.53−58.
  117. , Ю. Мировой фармацевтический рынок: состояние, прогнозы, перспективы / Ю. Уварова // Ремедиум. 2011. — № 7. — С.38−39.
  118. , Ю. Российский фармацевтический рынок / Ю. Уварова // Ремедиум. 2011. — № 4. — С. 40 — 42.
  119. , В.А. Рынок безрецептурных лекарственных препаратов. Эволюция систем здравоохранения в мире и изменение позиции потребителя / В. А. Усенко // Провизор. 2000. — № 19. — С.5−11.
  120. , Е.А. Безрецептурный отпуск лекарственных средств в советский период / Е. А Федина // Труды НИИФ. 1999. — Т. 38., Ч. 1. — С. 85 — 90.
  121. , Е.А. История самолечения и регулирование безрецептурного отпуска в России / Е. А. Федина // Человек и лекарство: Тезисы докл. У Рос. нац. конгр. М., 1998. — С. 714.
  122. , Е.А. Обоснование алгоритма оказания фармацевтической информационно-консультационной услуги / Е. А. Федина // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2005. — № 4. — Т. 4. -С.464 — 465.
  123. , М.А. Безрецептурный отпуск лекарственных средств / М. А. Федосеева // Человек и лекарство: Тез.докл. III Рос. нац. конгр. М., 1996. -С. 325
  124. , О. Концепция самолечения / О. Фельдман, А. Фридман // Экономический вестник фармации. 1999. — Декабрь. — С. 65−67
  125. , О.П. Концепция самолечение и отношение к ней конечных потребителей / О. П. Фельдман, A.JI. Фридман // Экономический вестник фармации. 1999. — № 8. — С.89 — 93.
  126. , И. Эволюция российских потребителей ОТС-препаратов и Б АД / И. Филимонов // Московские аптеки. 2008. — № 8. — электронный ресурс. — [ http://mosapteki.ru/modules/articles/article.php?id=975]. — [дата обращения: 16.09.2010]
  127. , Л.Б. Нужны ли маркетинговые исследования малым аптечным предприятиям? / Л. Б. Фомина // Новая аптека. 2007. — № 2. — С.36−39.
  128. , А. Европейский рынок безрецептурных средств / А. Халенков // Фармацевтический вестник. 2000. — № 13. — С.21.
  129. , O.A. Безрецептурный отпуск лекарств: состояние и перспективы / O.A. Хруцкая, К. С. Хруцкий // Фармация. 2005. — № 2. — С. 15−17.
  130. Циркуляр НКЗ от 7 июня 1924 г. № 121 «О порядке отпуска лекарств из аптек» // Биллютень НКЗ от 5 июля 1924 г. № 12. С. 9.
  131. , В.М. Развитие консалтингового бизнеса в регионах России / В. М. Цлаф // Консультант по управлению. 2011. — № 2. — электронный ресурс.- http://magazine.hirn.rii/razvitie-konsaltingovogo-biznesa-v-regionakh-rossii.- дата обращения: 10.10.2012.
  132. , М. Анализ развития европейского фармрынка / М. Ченцова, А. Бучина // Ремедиум. 2007. — № 8. — электронная версия. -[http://remedium-journal.ru/arhiv/detail.php?ID=l0529&-num=Анонс]. — ,[дата обращения: 18.05.2011]
  133. , С.В. Анализ потребления лекарственных средств лицами пожилого возраста / С. В. Чернявский // Новая аптека. 2006. — № 1. — С. ЗЗ-34.
  134. , С.В. Назначение лекарственных лекарственных средств: предпочтения и пожелания врачей / С. В. Чернявский, Е. А. Ращукина // Новая аптека. № 4. — 2008. — С. 40 -41.
  135. , Р. Фармрынок-2011 проблемы роста / Р. Шевченко // Фармацевтическое обозрение. — 2011. — № 12. — С.28−36.
  136. , Р. Как увеличить прибыльность аптеки / Р. Шевченко // Фармацевтическое обозрение. № 7−8. — 2008. — С. 10 — 13.
  137. , JI.C. О стратегии поведения людей в условиях реформы здравоохранения / JI.C. Шилова // Социологические исследования. 2007. -№ 9. — С. 102 — 109.
  138. , С.Ю. Маркетинговые аспекты управления ассортиментом товаров аптечного ассортимента / С. Ю. Шлячкова // Автореф. дис. канд. фарм. наук. Белгород, 2007. — 24 с.
  139. , Н.В. Состояние фармацевтического рынка Российской Федерации и воздействие на него мирового финансового и экономического кризиса / Вестник Росздравнадзора. 2009. — № 1. — С. 46 — 56.
  140. , Д.Н. Некоторые аспекты анализа аптечного ассортимента в сетевых аптеках / Д. Н. Яковлева, A.M. Битерякова // Новая аптека. 2005. -№ 1. — С. 23 -27.
  141. , Н.П. Порядок реализации лекарственных средств из фармацевтических (аптечных) организаций / Н. П. Ярошенко // Экономический вестник фармации. 1998. — сентябрь. — С. 58 — 61.
  142. AESGP отметила несовершенство правоприменения нормативной базы в России. Ремедиум. 2011. — электронный ресурс. [http://www.remedium.ru/news/detail.php?ID=45 004&sphraseid=2 038 898]. -[дата обращения: 06.02.2012]
  143. Association Europeenne des Specialites Pharmaceutiques Grand Public (AESGP) (2002) OTC in Europe: Facts and Figures. Brussels: AESGP.
  144. Berna, S. The New Tier Zero in Drug Benefit Plans / S. Berna // Contingencies. 2007. mar/apr. — p. 74 — 76.
  145. Bissett Associates International, in Review of the Poisons Sheduling Process in Australia. Brian Wall, 2008. — P. 123 — 200.
  146. Bond, C. Issues Related to Monitoring the Safety of Over-The-Counter (OTC) Medicines / C. Bond, P. Hannaford // Drug Safety. 2003. — № 26 (15). -P.1065−1074.
  147. Bower, M., Garda, R., The role of marketing in management / M. Bower, R. Garda // Handbook of Modern Marketing.-New York: McGraw-Hill.-1998.-p. 110.
  148. , E.P. (2001) Changing the status of drugs from prescription to overthecounter availability, New England Journal of Medicine, 345(11): 810−16.
  149. Directive 2001/83/EC of the European Parliament and of the Council of 6DNovember 2001? On the Community Code Relating to Medicinal Products for Human Use
  150. Drug Applications for Over-the-Counter (OTC) Drugs / http://fwww.fda.gov/Drugs/DevelopmentApprovalProcess/HowDrugsareDevelo pedandApproved/ApprovalApplications/Over-the-CounterDrugs/default.htm.
  151. Duggin, G.G. Combination analgesic-induced kidney diseas: the Australian experience / G.G. Duggin // American Journal of Kidney Disease. 2001. — 28. -P. 39 — 47.
  152. Friedman, R.B. Rx-to-OTC conversions: role of epidemiology / R.B. Friedman, K.L. Baum // Drug inf. 1992. — № 4. Vol. 136. — p. 96 — 103.
  153. Hanlon, J.T. Epidemiology of Over-the-Counter Drug Use in Community Dwelling Elderly / J.T. Hanlon, G.G. Fillenbaum, C.M. Ruby, S. Gray, A. Bohanon // Drugs & Again. 2001, — № 18(2). — p. 35 — 40.
  154. IMS Institute for Healthcare Informatics, The Global Use of Medicines: Outlook Through 2015, May 2011. p. 4.
  155. Kiriyama, N. OECD: Trade & Innovation: Pharmaceuticals OECD Trade Policy Working Paper. 2010. — № 113. — p. 26 — 33.
  156. Lonney, W. Strategis for Emerging Markets: Seven keys to the kingdom / W. Lonney // Pharmaceutical Executive. 2010. — № 8. — p. 54 — 60.
  157. Lovatt, B. The United Kingdom guidelines for the economic evaluation of medicines // Med. Care. 1996. — Vol.34, Suppl. — P. DS179 — 181.
  158. Millar, J. Mattke S and the members of OESD patient safety panel. Selecting indicators for patient safety at the health system level in OECD countries / J. Millar. Paris, Organization for Economic Co-operation and Development. -2004. — P. 21 — 23.
  159. Peter, K. Clinical Significance of Pharmacokinetic Drug Interactions with Over-the-Counter (OTC) Drugs / K. Peter, L. Honig, B.K. Gillespie // Clin Pharmocokinet. 1998. — № 35(3). — p. 167 — 171/
  160. Petrina, A. Global Pharmaceuticals: Ethics, Marcets, Practices / A. Petrina, A. Lacoff, A. Kleinman // Duke University Press Books. 2006. — 312 p.
  161. Porter, K.T. Supermarket pharmacy programs can increase sales / K.T. Porter // Drug Topics. 2005. — № 5. — P. 12 — 14.
  162. Royal Pharmaceutical Society of Great Britain (2002) Bibliography- Prescription Only Medicines Reclassified to Pharmacy Only Medicines. London: Pharmaceutical Press.
  163. Smith, M. Rx-to-OTC: boon or boondoggle? / M. Smith // Drug Top. 1992. -№ 4. Vol. 136.-p. 96- 103.
  164. Smith, Mickey C. Pharmaceutical Marketing: Principles, Environment, and Practice / Mickey C. Smith, E.M. Kolassa, G. Perkins, B. Siecker // Pharmaceutical Products Press. 2002. — 371 p.
  165. Stihler, C. Pharmaceutical Review eurohealth / C. Stihler // WHO Drug Information. 2003 (Vol.8). — № 5. — p. 617 — 622.
  166. Stiven, R. Russia: Quickli Becoming a Global Player / R. Stiven // Pharma. -2013 (электронная версия http://www.pharma-mag.com/russia-quickly-becoming-a-global-player/)
  167. The Nielson Company: лекарства на вынос / Портал: advis. электронный ресурс. — [http://www.advis.ru/php/printnews.php?id=D77E376D-DC66−7442-B39A-AA43D554D257]. — [дата обращения: 15.09.2011]
  168. Zopounidis, С. Zopounidis Handbook of Multicriteria Analysis / С. Zopounidis, P.M.Pardalos.- Springer, 2010. 480 p.
Заполнить форму текущей работой