Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизмы реализации экономически эффективной социальной политики на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях переходного периода, характеризующегося значительным уровнем социально-экономической дифференциации, необходимо создание интегральной модели социальной политики, которая позволяла бы осуществлять социальные мероприятия в отношении различных слоев населения и способствовала бы как усилению трудовой мотивации у социально активных слоев населения, т. е. реализовывала бы принцип… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
    • 1. 1. Институционализация социальной политики как фактор социально-экономического развития региона
    • 1. 2. Экономическая роль социальной политики в обеспечении расширенного воспроизводства на региональном уровне
  • 2. МОДЕЛИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ В СОЦИАЛЬНО АКТИВНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ НА
  • РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
    • 2. 1. Типология моделей социальной политики: -зарубежный и отечественный опыт
    • 2. 2. Экономические механизмы реализации социальной политики и их воздействие на социально-экономическое развитие региона
  • 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СОЦИАЛЬНО АКТИВНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
    • 3. 1. Анализ и оценка социально-экономических условий реализации социальной политики в Ростовской области
    • 3. 2. Субсидиарные механизмы как основа реализации социальной политики региона в отношении социально активных слоев населения
    • 3. 3. Алгоритм формирования и технология реализации социальной политики региона

Механизмы реализации экономически эффективной социальной политики на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Результат любой экономической реформы может считаться положительным только тогда, когда он связан с повышением уровня жизни людей. Именно рост благосостояния населения определяет эффективность тех или иных экономических мероприятий.

Одними из основных итогов осуществляемых в нашей стране в последние годы трансформационных процессов стали снижение уровня жизни большей части населения и усиление социальной дифференциации общества. Это обуславливает необходимость исследования социальной политики, которая непосредственно влияет на благосостояние людей, поиска экономически эффективных механизмов, позволяющих, учитывая ограниченность средств, повысить благосостояние населения без значительных бюджетных финансовых вливаний.

Вместе с тем за последние годы в РФ сформировался слой социально активного населения, успешно адаптировавшегося к современным социально-экономическим условиям. Особенности реализации социальной политики в отношении данной категории лиц заключаются в возможности использования их финансовых ресурсов для решения их же социальных проблем. В этом случае на первое место выходит проблема формирования институциональной среды, обеспечивающей возможность реализации такой социальной политики. Поэтому изучение проблемы формирования институциональных основ реализации социальной политики в отношении социально активных групп населения, разработка экономических механизмов ее реализации в отношении этих групп являются крайне актуальными.

Наличие межрегиональной асимметрии, необходимость учета локальной специфики обусловливают перенос центра тяжести при формировании и осуществлении социальной политики с федерального уровня на региональный, что придает особую актуальность анализу обозначенных проблем на региональном уровне.

Проблема формирования и реализации социальной политики нашла широкое отражение в трудах российских ученых. Теоретико-методологические и практические вопросы сущности социальной политики раскрыты в работах Ф. Э. Бурджалова, H.A. Волгина, Е. Ш. Гонтмахера, И. А. Григорьевой, Ю. С. Колесникова, В. И. Левашова, Н. М. Римашевской, В. М. Рутгайзера, Е. И. Холостовой и др.

Региональные аспекты социальной политики исследованы.

B.М. Белоусовым, П. И. Бураком, В. И. Бутовым, Г. В. Гутманом, А. Г. Дружининым, В. Г. Игнатовым, Н. П. Кетовой, В. Н. Овчинниковым,.

C.С. Слепаковым, С. Н. Смирновым, А. Х. Тамбиевым и др.

Социальная рыночная экономика, взаимосвязь социальной политики и экономической политики анализировались Г. Э. Слезингером, Т. В. Юрьевой и др.

Вместе с тем в указанных работах недостаточно полно изучены проблемы влияния социальной политики на социально-экономическое развитие и механизмы реализации социальной политики, усиливающие ее эффективность, что с учетом актуальности проблемы и обусловило формулировку цели и задач данного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель настоящей диссертационной работы заключается в раскрытии экономической функции социальной политики в процессе социально-экономического развития региона и разработке механизмов реализации экономически эффективной региональной социальной политики в отношении социально активных слоев населения.

Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие методологические и практические задачи:

— выявить институциональные основы формирования и реализации социальной политики;

— определить характер взаимосвязи социальной и экономической политик в контексте влияния первой на социально-экономическое развитие региона;

— исследовать существующие модели социальной политики в контексте оценки потенциала их воздействия на социально-экономическое развитие общества;

— проанализировать существующие механизмы реализации социальной политики в целях оценки необходимости их применения в отношении различных слоев населения;

— обосновать концептуальные подходы к формированию экономически эффективной социальной политики, касающейся социально активных слоев населения;

— сформировать механизмы ее реализации в отношении этих слоев населения, обеспечивающие ее экономическую эффективность;

— оценить социально-экономические условия реализации социальной политики в Ростовской области и обосновать необходимость использования системы субсидиарных механизмов как ее основы в отношении социально активных слоев населения в рамках программно-целевого подхода.

Объект исследования — региональная социальная политика, в рамках которой формируются управляющие воздействия, обеспечивающие сбалансированное социально-экономическое развитие региональных образований.

Предмет исследования. Предметом данного исследования являются концепции, модели и механизмы реализации экономически эффективной социальной политики в отношении социально активных слоев населения.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют следующие общенаучные подходы: системный, диалектический, историко-логический. Теоретическую основу исследования — научные труды российских ученых по проблемам социально-экономического развития, сущности социальной политики, обеспечения расширенного воспроизводства на региональном уровне.

Информационно-эмпирическая база. Информационную базу исследования составляют публикации российских и зарубежных ученых-теоретиков, практиков, нормативные акты федеральных и региональных органов управления.

В качестве эмпирической базы использованы данные государственных органов статистики, материалы региональных органов управления по формированию и реализации социальной политики, а также фактические данные, собранные автором в ходе работы по разработке субсидиарных механизмов реализации социальной политики.

Концепция диссертационного исследования заключается в совокупности теоретических положений, согласно которым сбалансированное социально-экономическое развитие региона обеспечивается взаимным сочетанием в системе государственного управления социально ориентированной экономической политики и экономически эффективной социальной политики. Именно использование экономического потенциала социальной политики в отношении социально активных слоев населения позволяет добиться значительных результатов в экономическом развитии. Для этого необходимо при реализации региональной социальной политики опираться на субсидиарные механизмы, активизирующие экономический потенциал объекта социальной политики. Это приведет к усилению организующих и координирующих функций органов государственного управления, а также позволит реализовать экономический потенциал социально активных слоев населения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная политика представляет собой систему целей, ресурсно обеспеченных мероприятий по их достижению и институтов, реализующих эти мероприятия. Как составная часть политики в целом социальная политика в широком смысле преследует цель улучшения социально-экономического положения населения и в этом аспекте затрагивает практически все сферы общественной деятельности. Ядром содержания социальной политики в узком смысле является перераспределительная функция государственных и местных органов управления, направленная на поддержание достойного уровня жизни социально незащищенных групп населения.

2. Социальная политика в отношении социально активных слоев населения, связанная с обеспечением процесса расширенного воспроизводства, локализованного на определенной территории, нуждается в пересмотре с учетом особенностей социально-экономического развития регионов.

3. Экономическую эффективность социальной политики можно оценивать, с одной стороны, как соотношение экономического эффекта от проведения социальных мероприятий и затрат на их проведение (внутренняя эффективность), с другой — как влияние этих мероприятий на социально-экономическое развитие (внешняя эффективность социальной политики). Применение второго подхода позволяет проанализировать проводимую в обществе социальную политику в отношении социально активных слоев населения с точки зрения ее реальной эффективности и целесообразности.

4. Социальная рыночная экономика является базовой моделью социально-экономического развития в современных условиях. Основой ее функционирования является социально ориентированная экономическая система, в рамках которой экономическая деятельность осуществляется на основе рыночных принципов с учетом социальных приоритетов. Для эффективной реализации этой модели необходимо разработать и применить систему экономически эффективных социальных мероприятий в отношении социально активных слоев населения на региональном уровне, адаптированных к современным условиям РФ.

5. Доминирование программно-целевого подхода в качестве технологии формирования и реализации региональной социальной политики позволит согласовать социально-экономические интересы различных субъектов территориально локализованного сообщества, осуществить взаимоувязку целей, ресурсов и механизмов социальной политики, повысив тем самым ее эффективность.

6. Механизм реализации социальной политики представляет собой нормативно обеспеченную, регламентирующую деятельность субъектов социальной политики процедуру по достижению конкретной социальной цели, и соблюдению интересов всех участников, что позволит обеспечить принципиальную возможность реализации этих механизмов. При этом наибольшую экономическую эффективность социальной политике придает использование субсидиарных механизмов в отношении социально активных слоев населения, основанных на активном долевом участии объекта социальной политики в их реализации.

Научная новизна результатов исследования заключается в развитии существующих подходов к изучению социальной политики региона и ее роли в обеспечении социально-экономического развития локальных территориальных образований.

Результаты исследования содержат следующие элементы научной новизны:

1. Развито на основе методологии системного подхода представление о категории «социальная политика» как об одной из разновидностей управляющих воздействий органов государственного и местного управления, позволяющее обосновать необходимость ее использования в отношении социально активных слоев населения в качестве инструмента по обеспечению устойчивого социально-экономического развития.

2. Предложен и обоснован подход к выявлению экономической эффективности социальной политики, заключающийся в оценке не только внутренней составляющей ее эффективности, определяемой как соотношение результата реализации отдельного социального мероприятия к затратам на достижение этого результата, но и внешней, учитывающей влияние ее инструментов на устойчивое социально-экономическое развитие.

3. Определена необходимость локализации социальной политики, касающейся социально активных слоев населения, на региональном уровне на основе анализа ее роли в обеспечении процесса расширенного воспроизводства с учетом региональной локализованное&tradeвоспроизводственных процессов. Выявлены особенности локализации социальной политики, заключающиеся в целесообразности взаимного учета приоритетов и направлений общегосударственной социальной политики и особенностей конкретной территориально-локализованной экономической системы.

4. Обоснована технология формирования и реализации социальной политики в отношении социально активных слоев населения, предусматривающая использование принципа субсидиарности, предполагающего активное участие, в том числе и финансовое, объекта социальной политики в решении своих социальных проблем.

5. Предложен экономический механизм для действенной реализации принципа субсидиарности, обеспечивающий согласование социально-экономических интересов субъектов хозяйствования, включенных в территориально локализованную экономическую систему.

Практическая значимость. Материалы данного диссертационного исследования могут быть использованы:

— в работе органов регионального управления при формировании социально-экономической политики региона;

— при чтении учебных курсов «Макроэкономика», «Региональная экономика»;

— при проведении научных исследований в области обеспечения сбалансированного социально-экономического развития на региональном уровне.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях в Таганроге, Пензе, С.-Петербурге. Основные его результаты изложены в 7 публикациях общим объемом 1,3 п.л.

Логическая структура диссертации отражает логику исследования в процессе решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, семи параграфов, объединенных в три главы, заключения и списка литературы из 162 наименований, включает 20 таблиц и проиллюстрирована 20 рисунками.

делать выводы об эффективности функционирования региональной экономической системы. Сфера потребления в регионе имеет свои особенности определяемые следующими факторами: уровень развития и отраслевая структура экономики региона, структура населения, доходы ф населения, природно-климатические и национально-этнические особенности28.

Можно выделить следующие воспроизводственные циклы с высоким уровнем локализации, формирующие социально-экономическую среду региона:

1. Воспроизводство трудовых ресурсов — формируется и развивается под воздействием ряда факторов, таких как: демографический ^ фактор, экономический, экологический, научно-технический, природно-климатический. Экономическая структура региона определяет структуру спроса на рабочую силу. Высокая степень локализации воспроизводства трудовых ресурсов обусловлена их низкой межрегиональной мобильностью, которая является следствием влияния двух групп факторов: экономических, выраженных в отсутствии экономических стимулов к Л межрегиональной миграции, неразвитостью рынка жилья и социально-этнических, заключающихся в инерционности поведения, нерасположенности к перемене мест. С одной стороны, локализация воспроизводства трудовых ресурсов внутри региона делает этот процесс более управляемым для региональных управленческих структур, но, с другой, низкая мобильность трудовых ресурсов приводит к негибкости механизма ^ взаимодействия спроса и предложения трудовых ресурсов при формировании уровня заработной платы как социальноэкономического фактора развития экономики региона, что требует дополнительного контроля и, при необходимости, вмешательства со стороны управленческих структур.

2. Воспроизводство финансово-кредитных и денежных ресурсовсистема отношений по поводу купли, продажи и размещения свободных финансово-кредитных и денежных средств, регулирования потоков этих средств в соответствии с изменением спроса и предложения.

3. Воспроизводство инвестиционно-строительного процессаобеспечивает аккумуляцию и перераспределение свободных денежных средств, направляемых на финансирование инвестиций.

4. Воспроизводство природных ресурсов.

5. Воспроизводство услуг рыночной инфраструктуры — данный цикл призван обеспечить условия для движения товаров и материальных ресурсов в регионев этом плане данный цикл напрямую связан с фазой обмена регионального воспроизводственного процесса. Кроме этого, в рамках данного цикла воспроизводятся маркетинговые и информационно-рекламные услуги.

6. Воспроизводство продовольственных ресурсов — обусловлено наличием в регионе сельскохозяйственного комплекса и пищевой промышленностиэффективность функционирования данного цикла определяется во многом существующими пропорциями между мощностями инфраструктуры — перерабатывающей промышленности — и уровнем производства пищевых продуктов.

7. Воспроизводство социально-бытовых услуг — основная масса социально-бытовых услуг за исключением туристских, санаторно-курортных, транспортных локализуется в пределах населенного пункта, города или городской агломерацииструктура потребления, а, следовательно, и структура производства социально-бытовых услуг имеет существенные региональные особенности, определяемые уровнем доходов населения, социально-демографической структурой населения, развитием социальной инфраструктуры.

8. Воспроизводство информации и знаний.

9. Воспроизводство производственных услуг — локализация данного цикла обусловлена необходимостью совпадения во времени и пространстве производства и потребления данного вида услугпроизводственная инфраструктура региона обеспечивает потребности производства в различных видах услуг, в силу чего ее структура и уровень развития должны удовлетворять требованиям комплексного развития хозяйства и перспективам размещения производительных сил на территории региона29.

Воспроизводственный цикл с высоким уровнем локализации совершает свой кругооборот, проходя через все фазы регионального воспроизводственного процесса — производство, распределение, обмен, потребление. Воспроизводственные циклы составляют единую систему, формирование и функционирование которой возможно при развитии регионального экономического механизма, применительно к конечным целям воспроизводственного процесса30.

— Л 1.

Локальные воспроизводственные циклы имеют ряд особенностей :

1. Связь воспроизводственных циклов со всеми фазами регионального воспроизводственного процесса: производствораспределение — обмен — потребление.

2. Воспроизводственные циклы оказывают воздействие на.

29 Маршалова A.C. Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства. — М.: ОАО.

Издательство «Экономика», 1998. социально-экономическое развитие предприятий и объединений, стимулируя сочетание интересов этих производств с задачами комплексного развития региона.

3. Результатом управления воспроизводственными циклами с высоким уровнем локализации является комплексное экономическое и социальное развитие региона, формирование пропорций, соответствующих задачам развития экономики и повышения уровня жизни людей.

Локальные воспроизводственные циклы, составляющие в совокупности цикл регионального воспроизводства, реализуются посредством функционирования системы региональных рынков. Все рынки участвуют в кругообороте материально-вещественных, финансово-кредитных и денежных потоков, регулируя при этом экономические отношения между субъектами воспроизводства, что обеспечивает непрерывность и сбалансированность в развитии производительных сил и производственных отношений. Взаимосвязь региональных рынков с фазами процесса воспроизводства представлена в таблице 1.4 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Задача обеспечения роста уровня жизни населения, как основного критерия, характеризующего эффективность проводимых социально-экономических реформ, обусловливает необходимость исследования проблем формирования и реализации действенной социальной политики, которая непосредственно воздействует на качество жизни индивида. Анализ категории «социальная политика» на основе методологии системного подхода позволяет сделать вывод, что социальная политика, являясь подсистемой по отношению к такой системе как политика государства в целом, направленной на достижение, как общегосударственных целей, так и на решение своих специфических задач, и использующей как общие, присущие и другим видам политик, так и свои собственные инструменты, сама представляет собой систему целей, ресурсно-обеспеченных мероприятий по их достижению и институтов, реализующих эти мероприятия. При этом адекватная сложившимся социально-экономическим условиям институционализация социальной политики определяет как действенность последней, так и эффективность социально-экономических реформ в целом, обеспечивая устойчивое социально-экономическое развитие территории.

Глобальной целью социальной политики, как части политики государства, является улучшение социально-экономического положения населения. Рассматриваемая в таком контексте, социальная политика в широком смысле затрагивает практически все сферы общественной деятельности. Вместе с тем гуманистические идеи, на основе которых строится современное общество, обусловливают необходимость существования так называемой «социальной политики в узком смысле», направленной на поддержание достойного уровня жизни социально слабых групп, осуществление которой происходит посредством реализации перераспределительной функции государства.

Анализ сфер социально-экономической жизни, которые непосредственно или косвенно затрагивает социальная политика, и их сопоставление с воспроизводственными циклами и фазами воспроизводственного процесса показывают, что социальная политика способна играть самую активную роль в обеспечении расширенного воспроизводства через воздействие на социально активные слои населения. При этом региональная локализация воспроизводственных циклов предполагает необходимость регионализации социальной политики. Однако на современном этапе развития существует несколько проблем, затрудняющих этот процесс, к числу которых можно отнести следующие: методологические, заключающиеся в недостаточной обоснованности воздействия социальной политики на устойчивое социально-экономическое развитие регионаинституциональные, обусловленные необходимостью согласования интересов различных субъектов территориалльно-локализованной социально-экономической системы в целях выработки приемлемых для всего общества правил и норм поведенияэкономические, проявляющиеся в высоком уровне социально-экономической дифференциации населения различных территорий.

Взаимосвязанность и взаимообусловленность выделенных проблем предопределяет значимость использования комплексного подхода для их решения, заключающегося в разработке адекватной требованиям социально-экономической системы модели социальной политики, а также выработке системы механизмов по ее реализации.

Анализ существующих, как за рубежом, так и в РФ, моделей социальной политики в контексте их влияния на рост благосостояния населения, основанный на устойчивом экономическом росте, показывает, что в стратегическом плане наиболее адекватной моделью для России на современном этапе является социальная рыночная экономика, функционирование которой осуществляется на основе взаимного сочетания принципов экономически ориентированной социальной политики и социально ориентированной экономической политики.

В условиях переходного периода, характеризующегося значительным уровнем социально-экономической дифференциации, необходимо создание интегральной модели социальной политики, которая позволяла бы осуществлять социальные мероприятия в отношении различных слоев населения и способствовала бы как усилению трудовой мотивации у социально активных слоев населения, т. е. реализовывала бы принцип зависимости социально-экономического положения индивида от его трудовой активности, так и решала проблемы социальной зашиты индивидов, не адаптировавшихся в силу различных причин к условиям рыночной экономики. Структура такой интегральной модели включает две составляющие, первую. из которых условно можно назвать «инвестиционная» и заключающуюся в реализации мероприятий социальной политики, направленных на формирование трудового потенциала региона, и вторую — собственно социальную, в рамках которой реализуются мероприятия, направленные на поддержание на необходимом уровне благосостояния социально слабых групп.

При реализации модели социальной политики, которая должна обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории, возникает задача оценки ее экономической эффективности, которая может быть решена следующим образом. Обеспечение расширенного воспроизводства, рассматриваемое в качестве интегральной экономической задачи, неразрывно связано с наличием экономических ресурсов, среди которых выделяют землю, капитал, информацию, технологии и труд, являющийся системообразующим фактором. Таким образом, именно наличие в достаточном количестве и качественно подготовленных трудовых ресурсов, формирование которых осуществляется под воздействием социальной политики, является необходимым условием достижения экономической цели. В этом случае социальная политика в отношении социально активных слоев населения выступает фактором экономического роста.

В контексте отмеченной зависимости принцип экономической эффективности социальной политики означает, что в результате осуществления данной социальной политики происходит формирование трудовых ресурсов, необходимых и достаточных (как в количественном, так и в качественном смысле) для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. В этом проявляется «внешняя» эффективность социальной политики в целом. Несмотря на определенные трудности количественного измерения «внешней» эффективности социальной политики, такой подход позволяет решить задачу выбора модели и формирования концепции ее реализации. А при формировании и реализации конкретных механизмов уже возможно применение, как изложенного подхода, так и других частных критериев оценки экономической эффективности (например, критерия минимизации затрат).

Экономическая эффективность социальной политики в отношении социально активных слоев населения может быть достигнута через использование так называемых субсидиарных механизмов, реализация которых основывается на следующих основных принципах:

1. Территориальные органы управления выполняют роль организатора, координатора и гаранта реализации механизма. Вместе с тем происходит ослабление их функции по перераспределению финансовых потоков для реализации социальных мероприятий в отношении социально активных слоев населения.

2. Индивид, на решение социальных проблем которого направлен механизма, принимает в его реализации самое активное участие. При этом происходит усиление зависимости социально-экономического положения индивида от его участия в воспроизводственном процессе, что усиливает трудовую мотивацию.

3. Механизм направлен на решение конкретной, локализованной социальной проблемы, решение которой достижимо в краткосрочном периоде,.

4. Объектом приложения усилий по реализации субсидиарных механизмов является социально активное население со средним, но стабильным доходом.

5. В качестве основного источника финансирования процесса реализации субсидиарного механизма являются средства объекта. Средства коммерческих структур, вовлеченных в реализацию данного механизма, а также средства органов власти используются в незначительной степени, в основном для покрытия затрат на организацию механизма, или предоставление режима льготного налогообложения участникам реализации механизма на начальных стадиях его функционирования.

Необходимость учета локальной специфики при реализации субсидиарного механизма обусловливает максимальную эффективность его применения на региональном уровне.

Исследование процесса осуществления социальной политики позволило в качестве базовой технологии ее формирования и реализации выделить программно-целевой подход, использование которого позволяет учесть целевые ориентиры, устанавливаемые государственной социальной политикой, и локальную специфику, а также эффективно применять комплексный подход при формировании внутрирегиональной социальной политики.

Проводя функциональное разделение социальной политики региона, можно выделить две ее основных составляющих: социальную политику в отношении социально слабых слоев населения и экономически ориентированную социальную политику в отношении социально активных слоев населения, направленную на обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов. При таком подходе в отношении социально слабых слоев необходимо использовать принципы субсидирования и дотирования, предполагающие финансирование из бюджетных источников и внебюджетных фондов, а для реализации экономически ориентированной социальной политики в отношении социально активных слоев населения следует применять систему субсидиарных механизмов. Использование системы субсидиарных механизмов в отношении социально активных слоев населения предполагает активное участие, в том числе и финансовое, этих слоев в решении их социальных проблем, а также предполагает участие органов региональной власти в качестве организатора, координатора и гаранта функционирования этих механизмов.

Анализ включенности каждого муниципального образования в социальную политику региона позволить определить «слабые места» и выработать комплекс мероприятий для их устранения, а также провести дифференциацию механизмов, применяемых в конкретных муниципальных образованиях.

Таким образом, попытка исследования процесса формирования и реализации экономически ориентированной социальной политики, позволила сформулировать концептуальные основы формирования программ социально-экономического развития региона и выработать механизмы для реализации экономически эффективной социальной политики в отношении социально активных слоев населения, обеспечивающие расширенное воспроизводство региональных социально-экономических систем и устойчивый социально-экономический рост.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект.-Нижний Новгород, 1997. 112 с.
  2. Н.Г. Экономика социальной сферы. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. — 164 с.
  3. БарышеваА.В. Перестройка: социально-экономические проблемы.-М.: Наука, 1990. 152 с.
  4. А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни // Экономист. 2003. — № 8. — С. 2327.
  5. В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2003 году и прогноз на 2004 год // Экономист. 2004. — № 1. — С. 3−19.
  6. JI.JI. Формирование и развитие интегрированной системы социальной защиты населения: региональный аспект. -СПб.: СПбГИЭУ, 2002. 291 с.
  7. П. Н., Игнатов В. Г., Нифанов А. Н. Региональная молодежная политика: проблемы и опыт становления. Ростов н/Д: СКАГС, 1999.- 239 с.
  8. А.Ш. и др. Инновации социальной политики в области социальной защиты населения. Майкоп: Изд-во ЛГУ, 2001. -112 с.
  9. П.И. Региональная социальная политика: цели, задачи, формы и методы регулирования // Проблемы теории и практики реформирования региональной политики: Сб. науч. трудов. М.: УРСС, 1999.-С. 48−63
  10. Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком / Ин-т «Открытое общество». М.: Фирма Гардарика, 1996. — 267 с.
  11. В. И., Игнатов В. Г. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. М.: Кн. Дом «Ун-т»: МарТ, 1999.- 223 с.
  12. Бюджетная политика региона: социальный аспект / Рост. гос. экон. ун-т- Иванова О.Б.- РукинаС.Н.- Богославцева Л.В.- Емельяненко A.A. Ростов н/Д, 2001, — 157 с.
  13. А. Наши приоритеты // Социальная защита. 2002. -№ 4. — С. 3−7
  14. Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада/ Рос. АН, Ин-т сравнит, политологии и пробл. рабочего движения.- М.: Наука, 1993.- 144 с.
  15. Всеобщая декларация прав человека / Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948 г.
  16. В.В. Потенциал реформ Дона: особенности развития-97: Науч.-практ. пособие / Рост. гос. экон. акад., Коммер. банк «Центр-Инвест», Центр экон. содействия переходу к рынку.-Ростов н/Д, 1997.- 43 с.
  17. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств / Давыдова Н. М., Менинг Н., Сидорина Т. Ю. и др.- под общ. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 463 с.
  18. Государственное и муниципальное управление: Ученые записки СКАГС/ Сев.- Кав. акад. гос. службы- Гл. ред. Игнатов В. Г. -Ростов н/Д: СКАС, 2000. 168 с.
  19. А. Основы региональной экономики/Гос. ун-т Высш. шк. экономики.- М.: ГУВШЭ, 2000.- 493 с.
  20. А. Стратегия территориального социально экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. — № 9.
  21. И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.
  22. H.H. Российская модель социального государства. В кн.: Социальное государство: мировой опыт и реалии России. М.: АтиС0.2001. С. 3−8.
  23. H.H. Станет ли Россия социальным государством // Вестник государственного социального страхования. 2002. № 6. С. 2−9.
  24. А. Социальное страхование: концептуальные вопросы задействования накопительно-инвестиционных форм // Российский экономический журнал. 2000. — № 9. — С.59
  25. Г., Дигилина О., Старостин В., Чукин H. Экономический рост и проблемы бедности в регионе.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.- 204 с.
  26. Г. В. и др. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, A.A. Мироедов, C.B. Федин- Под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001.
  27. Домашние хозяйства (денежные доходы, расходы и потребление) / Статистический сборник. Ростов н/Д: Ростоблкомстат, 2002 г. -19 с.
  28. А.Г. География и экономика: актуальные проблемы соразвития/ Сев.-Кав. НИИ экон. и социальных проблем Рост, госун-та.- Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2000.- 55 с.
  29. В. Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества/ С.-Петерб. гос. ун-т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.- 139 с.
  30. Е.Н. Концептуальные основы социальной политики. В кн. Социально трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1996.
  31. Занятость и рынок труда: Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы/ Ин-т макроэкон. исслед. М-ва экономики РФ, Отв. ред. Л. С. Чижова- Кашепов А. В.- Попов А. Д.- Литовкин В. М.- Синдяшкина Е. Н. и др.- М.: Наука, 1998.254 с.
  32. В. Перспективы социально интегрированного общества // Экономист. 2003. — № 1. — С. 15−24.
  33. Л. А. Приоритеты региональной экономики.- М.: Фонд «За экон. грамотность», 1998.- 382 с.
  34. В.Г. Становление государственного и муниципального управления в современной России: (1990-е гг.)/ Сев.-Кавказ. акад. гос. службы.- Ростов н/Д, 1998.- 127 с.
  35. В .Г., Батурин JI.A. и др. Экономика социальной сферы. -Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. 416 с.
  36. В.Г., Бутов В. И. Экономическое развитие юга России и проблемы управления им / Сев.-Кав. акад. гос. службы. Ростовн/Д: Изд-во СКАГС, 2000.- 47 с.
  37. А., Лаврентьева И. Эффективность социальной поддержки в сферах занятости и репродукции // Экономист. -2003. -№ 10.-С. 41−49.
  38. Институциональные основы рыночной экономики в России/ Рост, гос. ун-т- Германова О. Е.- Солдатова И. Ю.- Игнатова Т. В.- Кузнецова В. П. и др.- М.: Наука, 1996.- 186 с.
  39. О.В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: (Методологические и методические проблемы формирования). Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2003. — 96 с.
  40. В., Сидорина Т. Муниципализация социальной инфраструктуры в период реформ // Общество и экономика. -1999. № 9.-С. 64−81
  41. C.B. Становление социального государства в России / C.B. Калашников. -.М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. -159 с.
  42. A.C. Система бюджетного финансирования социальной сферы Москвы и особенности формирования городских социальных нормативов // Проблемы теории и практики4
  43. Ю.С., Овчинников В. Н. Регион как воспроизводственная система / Проблемы развития ипрогнозирования социальных процессов в регионе. Ростов н/Д:1. РИО СКНЦВШ, 1990.
  44. Концепция экономической политики Ростовской области/ Администрация Рост, обл.- Ростов н/Д: Гефест, 1999.- 186 с.
  45. Н.Б., Страйк Р. Создание системы ипотечного жилищного кредитования в России. М.: Ин-т экономики города, 1995.- 103 с. г 53. Косиков И. Г., Косикова JI.C. Северный Кавказ: Соц.-экон.справочник. М., 1999.- 304 с.
  46. Н. Международные отношения и мировое развитие //МЭ и МО. 2000. — № 2. — С. 105.
  47. В. В., Гарькавый В. В., Маркин С. Ю. Программно-целевое планирование: методология и практика / Рос. акад. с.-х. наук, Всерос. науч.-исслед. ин-т экономики и нормативов. -Ростов н/Д, 1998.- 90 с.
  48. С. Защитные механизмы социальной системы и их использование в управлении экономическими процессами // Экономист. 2003. — № 12. — С.75−82.
  49. А. Анализ тенденций развития регионов России в 19 929 195 гг. //Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С. 42−77.
  50. C.B. Проблемы обоснования механизма социально-экономического развития общества: Препринт #WR/2002/18. -Л24 Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 44 с.
  51. В.И. Социальная политика доходов и заработной платы.- М.'.Центр экономики и маркетинга, 2000.- 360 с.
  52. Д.С. Проблемы долгосрочного социально-экономического развития России: (Научный доклад на Президиуме РАН 24 декабря 2002 г.).- Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2003.-72 с.
  53. М. А. Экономические механизмы формированиярегионального потребительского рынка: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: (08.00.04).- Ростов н/Д, 1998.- 30 с.
  54. О. Политическая экономия. Ростов н/Д: изд-во Феникс, 1999.-160 с.
  55. А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.192 с.
  56. В. Региональная социально-экономическая асимметрия: подходы, оценки и методы измерения // Вопросы статистики. -1998. № 11. — С.4.
  57. Механизм регулирования социально-экономического развития региона: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / Рост. Гос. экон. акад.- Отв. Ред. Черныш Е. А. Ростов н/Д: РГЭА, 1997.-56с.
  58. Механизмы защиты социальной сферы: (На прим. развитых странк
  59. Запада и Японии)/ Рос. акад. наук, Ин-т пробл. рабочего движения и сравнит, политологии- Машезерская Л.Я.- Лисовский Ю.П.- М.: Наука, 1992.- 214 с.
  60. К.И. Российское общество: проблема выбора социально-экономической модели // Общество и экономика. -1999. -№ 3−4.- С. 28−38.
  61. Ю. Роль и функции социального страхования в организации новой модели защиты интересов населения // Экономист. 2003. — № 8. — С. 68−73.
  62. М. Субсидия как один из механизмов социальной защиты населения // Экономист. 2003. — № 10. — С. 50−51.
  63. A.B. Основные направления социальной реформы в Российской Федерации: проблемы и последствия. М.: ЦМИПКС, 1997.
  64. А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики. 1998. — № 8. — С. 71−84
  65. А., Дегтярь JI. и др. Возможности и методы социального регулирования (зарубежный опыт) И Экономист.1998.-№ 7.-С. 57−66
  66. М.В. Региональная экономика: Сущность и механизм управления/ Науч. ред. Г. М. Лыч- АН Беларуси, Ин-т экон.-Минск: Навука i тэхшка, 1992. 150 с.
  67. В. Возможно ли справедливое распределение доходов? // Экономист. 2003. — № 4. — С. 61−67.
  68. Обзор экономики России: Основные тенденции развития/ Рабочий центр эконом, реформ при Правительстве РФ, Рос.-Европ. Центр эконом, политики. Гидирин В.- Добрицкая Ж. и др. -М., 2000.-220 с.
  69. Обзор экономики России: Основные тенденции развития: 1999/ Рабоч. центр эконом, реформ при Правительстве РФ, Рос.-Европ. центр эконом, политики. Выплош Ч.- Горбань М. и др.- М., 1999.242 с.
  70. С. К региональным аспектам социальной политики П РЭЖ.- 1997.-№ 2.-С. 106−108
  71. Основные показатели, характеризующие ход реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве Ростовской области за январь- декабрь 2002 г//Статистический бюллетень. Ростов н/Д: Ростоблкомстат. — 2003 г. — 23 с.
  72. Основные положения региональной политики в Российской Федерации /Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 03.06.1996 г., № 803.
  73. Основы муниципальной экономики/ Между нар. республик ин-т, С.-Петерб. гуманит. политол. центр «Стратегия" — Иванова В. Н.- Ошурков А. Т.- Скрябина Н. И. — М.: Весь мир, 2000. — 236 с.
  74. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России / Под ред. М. М. Загорулько и др.- Белоусов В. М.- Васюнина JI. А. и др.- М.: Логос, 1997.- 318 с.
  75. С.П. Воспроизводство и экономический рост: история, теория, проблемы. -М.: Вузовская книга, 1998. 84 с.
  76. Е.П. Теоретико-метедологические основы регулирования экономических процессов в регионе: Монография/ Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ).- Ростов н/Д, 2000.266 с.
  77. Планирование и прогнозирование в условиях рынка / М-во образования РФ, Рост. гос. экон. акад.- Черныш Е.А.- Новикова A.A.- Молчанова Н.П.- Ростов н/Д, 1999.- 61 с.
  78. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. H.A. Горелова. СПб.: Питер, 2003. — 653 с.
  79. В. О системе минимальных государственных социальных стандартов // Общество и экономика. 1998. — № 6. -С. 9−14
  80. А. В. Роль социальных инноваций в регулировании регионального развития/ Рост. гос. ун-т, Ин-т по переподгот. и повыш. квалиф. препод, гуман. и соц. наук, Каф. политологии и социологии.- Ростов н/Д, 1998.- 23 с.
  81. А. В. Содержание социальных технологий регионального управления: теоретические модели и практика/ Рост. гос. ун-т, Ин-т по переподгот. и повыш. квалификации препод, гуманит. и соц. наук, Каф. политологии и социологии.- Ростов н/Д, 1997.23 с.
  82. А. В. Социальные технологии управления экономикой Ростовской области/ Рост. гос. ун-т, Ин-т по переподгот. и повыш. квалиф. препод, гуманит. и соц. наук, Каф. полит, и социологии.- Ростов н/Д, 1998.- 28 с.
  83. Е.Б. Уровень жизни главная составляющая социальной политики страны // Региональная экономика: теория и практика. — 2004. — № 1. — С. 38−43
  84. Приоритетные задачи усиления социальной политики // РЭЖ. -1997.-№ 5−6-С. 38−44
  85. Приоритетные задачи усиления социальной политики // РЭЖ. -1997. № 7-С. 40−46
  86. Проблемы переходной экономики/ Рост. гос. экон. акад., Фин. инт- Елецкий Н. Д.- Лубнев Ю. П.- Семенюта О. Г.- Кравцова Н. И. Ростов н/Д, 1999.- 110 с.
  87. Проблемы развития и прогнозирования социальных процессов в регионе: Межведомственный сборник научных статей / СКНЦ ВШ / Отв. ред. Ю. С. Колесников.- Ростов-на-Дону: РИО СКНЦ ВШ, 1990−160 с.
  88. Проблемы федеральной и региональной экономики: Сб. ст./ Науч.-исслед. ин-т регион, и муницип. экономики- Редкол.: В. Ю. Наливайский (отв. ред.) и др.- Ростов н/Д, 1998.- 174 с.
  89. Проблемы федеральной и региональной экономики: Сб. ст./ НИИ регион, и муницип. экономики- Редкол.: В. Ю. Наливайский (отв. ред.) и др.- Ростов н/Д: РГЭА, 1999.- 256 с.
  90. Проблемы федеральной и региональной экономики: Ученые записки/ Рост. гос. экон. акад., Науч.-исслед. ин-т регион, и муницип. экономики. Ростов н/Д, 2000.- 174 с.
  91. Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2003−2006 годы / Утверждена областным законом Ростовской области № 55-ЗС от 17.12.2003.
  92. Пути стабилизации экономики России / Под ред. Г. Б. Клейнера -М.: Информэлектро, 1999.-188 с.
  93. В.М., Горяченко Е. И. и др. Диагностика и прогнозирование социально-экономического развития монофункционального города // Регион: экономика и социология. 1998. — № 2.-С. 93−102
  94. . Стратегия социальной политики в обществе переходного типа // Проблемы теории и практики управления. -1995.-№ 5.-С. 93−97.
  95. Региональная экономика: новые подходы/ Рос. акад. наук, М-во экономики России, Госкомсотрудничество России- Совет по размещению производ. сил и экон. сотр.- Ильин И.А.- Штульберг Б.М.- Зайцев И.Ф.- Чистяков Е.Г.- М.: Наука, 1993.- 127 с.
  96. Региональная экономика: проблемы, стратегия развития АПК/ Рос. акад. с.-х. наук, ВНИИ экономики и нормативов- Под ред. В.В. Кузнецова- Абдурахманова И.А.- Айриян A.M.- Акимов
  97. Ю.А.- Антонова Н.И.- Бойко A.B. и др.- Ростов н/Д: ВНИИЭиН, 1998.- 267 с.
  98. Региональные стратегии и технологии экономического развития/ Сев.-Кав. акад. гос. службы- Под ред. Игнатовой Т.В.- Игнатова Т.В.- Кетова Н.П.- Кокин A.B.- Некрасов В.Н.- Овчинников В. Н. и др.- Ростов н/Д: СКАГС, 1999.- 254 с.
  99. JI. Социальная тактика на современном этапе // Экономист. 2003. — № 8.-С. 59−67.
  100. Н. Либерализм и социальные гарантии в условиях переходной экономики //Проблемы теории и практики управления. -1999. С. 37 — 43.
  101. Н.М. Стратегия социальной защиты населения // Народонаселение. 2001. — № 1. — С. 6−28.
  102. В.Д. Социальное страхование ведущий институт социальной защиты // Человек и труд. — 1998. — № 9. — С. 19−23.
  103. В.Д. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век // Человек и труд. 2000. — № 2. — С. 24−29.
  104. Российские реформы: социальные аспекты: Материалы науч.-практ. конф., посвящ. памяти Г. В. Мильнера (Москва, 21 янв. 1998 г.)/ Науч. ред.: Э. Б. Гилинская, С. Н. Смирнов.- М.: Высшая школа экономики, 1998.- 366 с.
  105. Россия 1997. Социально — демографическая ситуация: YII ежегодный доклад/ Институт социально — экономических проблем народонаселения РАН/ Под ред. Н. М. Римашевской, E.H. Яковлевой. — М.: РИЦ ИСЭПН РАН, 1998. — 285 с.
  106. Россия 1998. Социально-демографическая ситуация: VIII ежегодный доклад / Институт социально — экономических проблем народонаселения РАН / Под ред. Н. М. Римашевской М.: Издательство ИСЭПН, 1999. — 296 с.
  107. Россия 2015: оптимистический сценарий/ Ин-т экономики Рос. акад. наук, Моск. межбанк, валют, биржа- Отв. ред. JI. И. Абалкин- Алаев Э.Б.- Амосов А.И.- Валентей С.Д.- Гловацкая Н. Г. и др.- М.: ММВБ, 1999.- 414 с.
  108. В.М. Социальная сфера: проблемы планирования. М.: Экономика, 1989.- 239 с.
  109. Рынок труда в Ростовской области за январь-декабрь 2002 г. / Статистический бюллетень № 4. Ростов н/Д: Ростоблкомстат, 2003 г.-31 с.
  110. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период и дальнейшее развитие/ Под ред. Н. Барра- Пер. с англ. под науч. ред. С. Кадомцевой и др.- М.: ИКЦ «ДИС», 1997.- 496 с.
  111. Системное моделирование социально-экономических процессов: Сб. науч. тр./ Воронежский госуниверситет. Воронеж: Изд — во ВГУ, 2000. -216 с.
  112. Г. Э. Социальная экономика. М.: Изд — во «Дело и сервис», 2001.- 368 с.
  113. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос АРВ, 1999.-320 с.
  114. С.Н. Социальная политика переходного периода: от ужаса к комедии. М.: Компания Спутник-ь, 2003. — 392 с.
  115. Социальная политика / Под общ. ред. H.A. Волгина. М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 736 с.
  116. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения: Сб. ст. / Carnegie Endowment for International Peace, Моск. Центр Карнеги: Под ред. А. Ослунда, М. Дмитриева. М., 1996.- 168 с.
  117. Социальная политика государства в рыночной экономике / Под ред. B.C. Пригарина, O.A. Канаевой. СПб.: ОциЭМ, 2002. — 126 с.
  118. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.
  119. Социально ориентированные функции государства и регионов в контексте развития основ российского федерализма. М.: Институт экономики РАН, 1998.
  120. Социально экономическое положение Ростовской области в январе-декабре 2002 года: Докл./Ростоблкомстат. — Ростов н/Д, 2003.-345 с.
  121. Социально экономическое положение Ростовской области в январе-декабре 2003 года: Докл./Ростоблкомстат. — Ростов н/Д, 2004. 328 с.
  122. Социально-экономическая эффективность: опыт США: Роль государства/ Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений- Редкол.: В. А. Мартынов и др.- Яровая Е.
  123. В.- Шлихтер А. А.- Качалин В. В.- Никольская Г. К. и др.- М.: Наука, 1999.- 271 с.
  124. Социально-экономические проблемы перехода к рынку: Тез. докл. и выступлений регион, науч.-практ. конференции. Ростов н/Д, 1991.- 223 с.
  125. Социально-экономические проблемы переходного общества: Из практики стран СНГ/ Междунар. ассоц. акад. наук, Рос. акад. наук. Нещадин А.- Симония Н.- Койчуев Т.- Гонтмахер Е. и др.-М.: Наука, 2000.-410 с.
  126. Ю.А. Основы формирования региональной политики//Экономическая наука современной России-2002-№ 1-С. 80.
  127. Стратегия стабилизации экономики региона / Материалы второй научно-практической конференции. Под ред. В. М. Чистякова.-Новосибирск, 1995.- 457 с.
  128. А. Социально-экономическое положение предпосылки безопасности страны // Экономист. — 2003. — № 1. — С. 25−30.
  129. Т. Социальные рычаги экономического роста. -Экономист. 1999. — № 7. — С. 56−59
  130. Сфера услуг: новая концепция развития / В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузова и др. М.: Экономика, 1990. — 159 с.
  131. А. X. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра экон. наук: Спец.: 08.00.04региональная экономика/ Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д, 2000. -47 с.
  132. Н.В., Архипов А. Ю. Экономизация образовательной системы региона/ Рост. гос. ун-т- Науч. ред. Ю. С. Колесников. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1999, — 46 с.
  133. Тенденции и перспективы развития соц. инфраструктуры / В. Г. Гребенников, А. В. Суворов и др.- отв. ред. С. С. Шаталин. -М: Наука, 1989.-208 с.
  134. Теория переходной экономики / Под ред. Николаевой И. П. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 487 с.
  135. Технологии управления социально-экономическими процессами в регионе: (Тез.докл. и сообщ. межрег. науч.-практ. конф. «Эффективные технологии в системе гос. и муницип. упр.», Майкоп, март 1999 г).- Ростов н/Д: СКАГС, 1999.- 136 с.
  136. Труд и занятость в Ростовской области / Статистический сборник. Ростов-на-Дону.: Ростоблкомстат, 2003 г. — 80 с.
  137. Управление региональным экономическим развитием юга России: (Информ.-метод. материалы)/ Сев.-Кав. акад. гос. службы Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кавказ. академии гос. службы, 2000.- 53 с.
  138. Управление региональным экономическим развитием юга России: Докл. и сообщ. на междунар. конф., ноябрь 2000 г. / Сев.-Кав. акад. гос. службы. Ростов н/Д: Изд — во СКАГС, 2000. -260 с.
  139. Управление социальной сферой / Под ред. В. Э. Гордина: СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1988. — 289 с.
  140. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств / Утв. межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 29.10.1994 г.
  141. Е. И. Социальная политика.- М.: Инфра-М, 2001.204 с.
  142. А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. 1998. — № 7. — С. 54−56
  143. Р.И. Регион: Экономические методы управления. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 320 с.
  144. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. — 443 с.
  145. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.- 206 с.
  146. Экономическая стабилизация и развитие региональной экономики/ Рост. гос. экон. акад., Науч.-исслед. ин-т регион, и муницип. экономики- Под ред. В. С. Золотарева, В. Ю. Наливайского. Ростов н/Д, 1999.- 151 с,
  147. Экономическая трансформация: цели, направления, динамика/ Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ- Под общ. ред. В. И. Кушлина- Валентей С. Д.- Гапоненко А. Л.- Гуртов В. К.- Комаров И. К. и др.- М.: Изд-во РАГС, 2000.- 349 с.
  148. Экономические проблемы России и региона: Сб. ст./ Ин-т нац. и мировой экономики.- Ростов н/Д, 1998.- 448 с.
  149. Экономические проблемы России и региона: Сб.ст./Ин-т нац. и мировой экономики. Ростов н/Д, 2000.-235 с.
  150. Т.В. Социальная рыночная экономика. М.: Рус. деловая лит., 1999.-412 с.
  151. O.E. Система региональных минимальных социальных стандартов (на примере республика Саха (Якутия)) // Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики: Сб. науч. трудов. -М.: УРСС, 1999. С. 290−307
Заполнить форму текущей работой