Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль крупных российских компаний в развитии национальной экономики на современном этапе ее динамики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования представлены в материалах докладов и выступлениях автора на научно-практических конференциях: Научно-практическая конференция «Стратегия социально-экономического развития России на современном этапе (социальные аспекты)» (Москва, 2006) — V Международный научный форум «Государственная власть и местное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические аспекты взаимодействия государства и крупных хозяйственных субъектов в условиях экономики современного типа
    • 1. 1. Институциональные особенности крупных хозяйственных комплексов
    • 1. 2. Организационно-правовые аспекты государственного регулирования крупных компаний в Российской Федерации
    • 1. 3. Мировой опыт взаимодействия государства и крупных компаний
  • ГЛАВА II. Механизм повышения эффективности деятельности крупных компаний, государства и общества
    • 2. 1. Влияние крупных российских компаний на деятельность государства: позитивные и негативные стороны
    • 2. 2. Макроэкономические результаты деятельности крупных компаний и эффективность их функционирования с точки зрения социальной ответственности
    • 2. 3. Транснационализация ОАО «Газпром» в условиях интернационализации российской экономики

Роль крупных российских компаний в развитии национальной экономики на современном этапе ее динамики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важнейшей задачей, стоящей перед Россией в современных условиях, является поиск стратегических направлений социально-экономического развития.

Сложившиеся в России крупные хозяйственные комплексы, многие из которых являются естественными монополиями, а также транснациональными компаниями, играют важную и во многом решающую роль в социально-экономическом развитии страны, в связи с чем проблемы их оптимального функционирования должны занимать особое место при определении долгосрочных перспектив развития российской экономики.

Крупнейшие российские компании, такие как ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКойл», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Транснефть», ОАО «Связьинвест», при разумном подходе могут способствовать не только стабилизации российской экономики, но и упрочнению в XXI веке ее передовых позиций в мире. Их необходимо рассматривать как национальное достояние, во многом, не имеющее аналогов в мире.

Процессы———интернационализации, —транснационализации——-и- ————глобализации мирохозяйственных связей, протекающие в современных условиях, дают основания для более глубокого осмысления экономической роли государства, ее трансформации, как в национальном, так и мировом масштабах. Возникают и обостряются социальные, экономические и другие проблемы национального и интернационального масштабов, решение которых может быть обеспечено лишь посредством активного государственного участия. В отношении России научный и практический интерес к анализу экономических функций государства связан с поиском оптимальной роли последнего в организации расширенного воспроизводства в стране в новых условиях хозяйствования.

Процесс трансформации экономики России связан с необходимостью ее встраивания в систему глобальной экономики не только как поставщика сырьевых ресурсов, но и как партнера по технологической кооперации. Учитывая характер этой задачи, необходимо выделить два важных ее компонента — роль государства и государственных институтов в трансформационных процессах и институционализация экономической среды с целью создания благоприятных условий для развития бизнеса.

В сложившихся условиях значительный интерес представляют крупные российские компании, которые можно рассматривать и с точки зрения эволюции их в транснациональные структуры.

Встраивание России в систему глобальной экономики и формирование соответствующих методов государственного регулирования, в том числе и по отношению к крупным хозяйственным комплексам, требуют анализа процессов интернационализации и транснационализации, исходя из следующих условий: г.

— анализ проблем развития России, а также намеченные перспективы развития экономики Российской Федерации и обоснование рыночных реформ строятся ~с учетом взаимопроникновения-экономики — ——;

России в мировую и элементов мировой хозяйственной системы в национальную российскую экономику;

— система государственного регулирования в России взаимосвязана с тенденциями развития мировой экономики и служит основой для формирования конкурентоспособного государства в рамках сохранения национальной идентичности и обеспечения безопасности;

— российские транснациональные компании в своей стратегии учитывают тенденции развития мировой экономики, используя возможности, предоставляемые национальным законодательством, содействуют решению задачи повышения конкурентоспособности страны;

— некоторые крупные хозяйственные комплексы России — естественные монополии — находятся в процессе эволюции в транснациональные компании.

Степень научной проработанности проблемы. Значительный вклад в разработку исследуемой проблемы внесли отечественные авторы: Ю. В. Аджубей, В. Ю. Алекперов, В. Н. Архангельский, Н. А. Волгин, Г. В. Горланов, Э. А. Грязнов, С. П. Кукура, В. И. Кушлин, Е. В. Ленский, A.M. Либман, Т. Б. Рубинштейн, С. Т. Пашин, В. В. Перская, С. Б. Огнивцев, В. Ф. Уколов, А. Н. Фоломьев, В. И. Чалов, А. В. Черезов, Д. Ю. Шелехов, В. А. Цветкова, Ю. В. Яковец и другие, а также и зарубежные исследователи: П. Баккли, Дж. Гелбрейт, Дж. Даннинг, Д. Дрейч, Ч. Киндельбергер, А. Нортон, М. Портер, П. Фишер, М. Шиман и другие.

Следует отметить, что, несмотря на наличие достаточно большого количества фундаментальных научных исследований по вопросам функционирования крупных хозяйственных комплексов и их роли в развитии национальной экономики, проблема разработки теории, методологии и механизмов взаимодействия крупных хозяйственных комплексов, государства и общества, стратегий развития такого взаимодействия в условиях развития национальной экономики на современном этапе ее динамики еще далеко не исчерпана.

Целью диссертационной работы является изучение основных особенностей крупных российских компаний, их роли в национальной экономике и на этой основе проведение комплексного научного анализа и раскрытие механизма взаимодействия деятельности государства с крупными хозяйственными комплексами в интересах общества в связи с усилением роли крупного бизнеса на современном этапе развития национальной экономики, выработка соответствующих практических рекомендаций.

В связи с этим в диссертационной работе поставлены следующие задачи: осуществить анализ организационно-правовых условий деятельности крупных хозяйствующих субъектов в российской экономике и показать целесообразность их совершенствования в связи с усиливающимися объективными процессами интернационализации экономики;

— на основе изучения зарубежного опыта проанализировать особенности взаимодействия деятельности государства и крупных хозяйственных комплексов;

— рассмотреть все имеющиеся организационно-экономические формы крупных хозяйственных комплексов в современных условиях;

— проанализировать практику воздействия крупного бизнеса на государство и предложить пути совершенствования организационно-правовых условий лоббистской деятельности;

— определить возможные способы реализации социальной ответственности крупных хозяйственных комплексов в условиях российской экономики, как одного из факторов выхода таких компаний на мировой рынок в качестве конкурентоспособных и надежных партнеров- ————————————————————————.

— рассмотреть ОАО «Газпром» как транснациональную компанию, являющуюся' гарантом энергетической безопасности России и стран-партнеров, а также национальным достоянием, не имеющего аналога в мире, на примере данной транснациональной компании определить новые критерии отнесения компаний к разряду транснациональных;

— выработать рекомендации и предложения по совершенствованию системы взаимодействия государства и крупных хозяйствующих комплексов.

Объектом исследования является процесс взаимодействия крупных российских компаний и государства в развитии национальной экономики на современном этапе ее динамики и интернационализации.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в российской экономике в процессе взаимодействия государства и крупных хозяйственных комплексов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по общим проблемам государственного регулирования, вопросам функционирования корпораций, транснациональных компаний, естественных монополий и их взаимодействия с государством.

В качестве информационной базы исследования использовались фундаментальные труды ученых-экономистов, результаты аналитических исследований, публикации российской и зарубежной прессы, данные глобальных и локальных компьютерных сетей, нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы российских и зарубежных институтов и экспертных групп, материалы отчетов ОАО «Газпром» и его дочерних предприятий.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании комплекса научно-методологических положений и практических рекомендаций по организации — —— взаимодействиякрупных — -хозяйственныхкомплексов, государства-и—-институтов гражданского общества в условиях современной российской экономики, находящейся в процессе интернационализации.

Наиболее значимые новые научные результаты, полученные автором, заключаются в следующем:

— выявлены основные особенности крупных хозяйственных комплексов как объектов государственного регулирования с точки зрения их организационно-правовых и организационно-экономических форм, а также отнесения некоторых из них к естественным монополиям и транснациональным компаниямобоснована необходимость принятия закона о транснациональных компаниях, который должен, в первую очередь, предусмотреть систему государственного регулирования хозяйственной деятельности транснациональных компаний, обеспечивающей повышение конкурентоспособности российской экономики, а также создание механизмов поддержки отечественных транснациональных компаний;

— осуществлен анализ взаимодействия деятельности зарубежных государств и их крупных компаний, на основе которого сделан вывод о неприемлемости копирования Россией государственной политики в отношении корпораций какой-либо страны в силу ее специфики и индивидуальности в экономическом, политическом, социальном, географическом планах;

— рассмотрены классификации организационно-экономических форм крупных компаний, их правовое оформление, их ряд расширен новой формой — консолидированная группа налогоплательщиков, обоснована необходимость корректного правового оформления конкретных экономических отношений, позволяющих оптимизировать работу экономического механизма;

— выявлен характер взаимодействия государства и российских крупных компаний с точки зрения влияния последних на власть,.

—————определены — и-расширены—положительные и отрицательные-стороны- ———лоббистской деятельностиобосновано, что хозяйствующий субъект как объект государственного регулирования формирует определенные условия для своего регулирования в процессе лоббистской деятельности, то есть не только исполнение законов, но и формирование условий для законотворчества могут гарантировать успешную деятельность предприятий, что вызывает необходимость придания лоббизму легитимного характера;

— на базе обобщения основных положений и подходов к реализации социальной ответственности крупных компаний как одного из условий выхода на мировой рынок и повышения их конкурентоспособности, сделан вывод о том, что социальная ответственность компании заключается не только в обязательной уплате налогов, но и в соблюдении принятых в обществе социальных стандартов, вследствие соблюдения которых бизнес начинает нести ответственность перед обществом и государством;

— выявлен феномен «национального достояния» применительно к бизнес-структурам. К ним диссертантом отнесены компании, деятельность которых имеет безусловное общегосударственное и иногда даже международное значение;

— доказана необходимость усиления значения энергостратегии ОАО «Газпром» — гаранта энергетической безопасности России и ее стран-партнеров — в условиях мирового дефицита сырьевых ресурсовопределено, что в условиях рыночного хозяйствования наши страны-партнеры должны также платить за свою энергобезопасность и быть заинтересованными в укреплении позиций ОАО «Газпром» на мировом рынке, ввиду того, что успешное развитие российского гиганта способствует развитию экономик европейских государств, что, по мнению диссертанта, является еще одним важным критерием отнесения компании к транснациональной.

Теоретическая-и-практическая-значимость-исследования-состоит в — - ——-том, что оно доведено до конкретных рекомендаций. Результаты исследования могут быть использованы при разработке изменений в действующие законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы взаимодействия крупных хозяйственных комплексов и государства, вопросы государственного регулирования таких предприятий, выступающих и как транснациональные компании и как естественные монополии. Концептуальные положения, представленные в диссертации, могут быть использованы крупными российскими корпорациями при формировании долгосрочной стратегии своего развития в целях выхода на мировой рынок в качестве конкурентоспособных бизнес-структур.

Материалы диссертационного исследования, теоретические выводы могут быть полезны в научно-исследовательской работе над проблемами функционирования крупных хозяйственных комплексов на современном этапе развития национальной экономики, при подготовке учебников и учебных пособий, а также в процессе преподавания курсов макроэкономики, национальной экономики, теории и практики государственного регулирования рыночной экономики.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования представлены в материалах докладов и выступлениях автора на научно-практических конференциях: Научно-практическая конференция «Стратегия социально-экономического развития России на современном этапе (социальные аспекты)» (Москва, 2006) — V Международный научный форум «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность» (Санкт-Петербург, 2007) — Всероссийская научно-практическая конференция «Право. Бизнес. Население» (Пенза, 2007) — IV Международная научно-практическая конференция «Федерализм. Гражданское общество. Государство: политические и правовые аспекты» (Пенза, 2008), а также отражены в научных публикациях автора.

Структура диссертационной работы обусловлена спецификой темы исследования и решением поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых источников и научной литературы.

Анализ и разработка теоретических положений системы управления взаимодействием крупных отечественных компаний и государства в целях закрепления российской экономики на мировом уровне и повышения ее конкурентоспособности позволили автору сделать следующие выводы и сформулировать практические рекомендации:

1. Классификацию организационных форм крупных компаний необходимо дополнить таким объединением как консолидированная группа налогоплательщиков, которая является добровольным объединением, и государство возлагает на группу единственную обязанность — консолидация обязанностей по исчислению и уплате ;

налога на прибыль.2. Создание и функционирование экономики рыночного типа. невозможно без системы институтов, адекватно описывающих и регулирующих экономические процессы. Одна из теоретических проблем, которая возникает в процессе построения российской рыночной экономики — недостаточная четкость и слабая проработанность на законодательномуровнепонятийного—аппарата. -Рядэкономических_ терминов и норм, закрепленных в законодательстве, неадекватен происходящим изменениям в хозяйственной жизни страны. Факт динамичности хозяйственной жизни усложняет процесс законотворчества, однако подобное отставание не может объяснить ряд пробелов и противоречий в российском законодательстве. Накопившиеся изменения в экономике России делают актуальным обновление экономического содержания некоторых дефиниций, которые составляют основу гражданско-правовых отношений в обществе. И такая работа чрезвычайно важна, поскольку содержание данных понятий при условии присвоения им соответствующего правового статуса оказывает непосредственное влияние на хозяйственную жизнь страны. Корректное правовое оформление конкретных экономических отношений позволяет улучшить работу экономического механизма со всеми вытекающими позитивными последствиями. Так, в правовом поле Российской Федерации отсутствует даже понятие «транснациональная компания». В российском законодательстве существует явный пробел в отношении таких стратегически важных для страны хозяйствующих субъектов, юридически не закреплены меры их государственной поддержки, а создание и эффективное функционирование транснациональных компаний является важным фактором обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Любое государство имеет возможность влияния на деятельность транснациональных компаний с целью стимулирования их активности в выгодном направлении с точки зрения национальных интересов. Закон о таких компаниях должен, в первую очередь, предусмотреть систему государственного регулирования хозяйственной деятельности транснациональных компаний, обеспечивающей повышение конкурентоспособности российской экономики, а также создание механизмов поддержки отечественных транснациональных компаний.3 г Немаловажным является-закрепление на законодательном^уровне запрета установления мировых цен российскими гигантами на природные ресурсы страны (газ, нефть и т. д.) для российских потребителей. Ведь цель взаимодействия бизнеса и государства — повышение качества жизни каждого россиянина, государство не должно допускать торговли национальными природными ресурсами для своих граждан по таким же ценам, как и для иностранных.4. В России завершается период слаборегулируемой рыночной экономики, чем глубже государство проникает в экономику, тем сложнее становится ее управленческая машина, которая не имеет возможности так быстро реагировать на происходящие экономические перемены, как это нужно бизнесу, и здесь появляются объективные разрывы. Российский лоббизм явление специфическое, не закрепленное в российском законодательстве, но присутствующее на самых различных уровнях власти. Государство и бизнес признают существование лоббизма, но не стремятся придать ему легитимный характер. Лоббизм необходим для сокращения разрывов между экономическими преобразованиями и деятельностью государства в сфере экономического регулирования, поэтому он и существует в рыночной экономике и является полезным, а для предотвращения коррумпированного лоббизма необходимо придать ему легитимный характер.5. Хозяйствующий субъект выступает объектом государственного регулирования, а так как лоббизм — это процесс влияния крупных и средних хозяйствующих субъектов на уполномоченные органы государственной власти любого уровня с целью принятия того или иного решения в интересах хозяйствующих субъектов, то сам объект государственного регулирования — предприятие — формирует в определенной мере внешнюю среду своего регулирования, создает выгодные для себя условия управления. • _. —? Ддд р0Ссии-путь социально-ориентированного бизнеса только начинается, российские компании разрабатывают индивидуальные подходы к решению данного вопроса: внедрение международных принципов, экологическая безопасность, поддержка общества. С другой стороны, предприятия строят свою социальную политику в условиях трансформации экономики, кризисного состояния социальной сферы. Для решения данной задачи государство и бизнес должны объединиться, кроме того, социально ответственный бизнес хотел бы, чтобы и общество, стало социально ответственными. Социально ответственный бизнес, в первую очередь успешно решая свои коммерческие задачи, вносит позитивный вклад в устойчивое экономическое и социальное развитие общества. Реализуя социальные функции, бизнес улучшает свою репутацию, повышает эффективность труда своего персонала, становится конкурентоспособным и признаваемым в обществе. А факт составления и опубликования социального отчета ОАО «СИБУР Холдинг» говорит о том, что бизнес принял на себя социальные обязательства перед обществом и государством и готов по этим обязательствам отчитываться.7. Деятельность крупной российской компании ОАО «Газпром» вышла за территорию Российской Федерации. ОАО «Газпром» является совладельцем иностранных компаний, осуществляющих транспортировку и доставку газа в этих странах, обеспечивает более четверти потребностей европейских потребителей в природном газе, а также развивает перспективное сотрудничество с компаниями из*, стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки. Основные критерии отнесения компании к транснациональной -,. ;

наличие филиалов или дочерних компаний за рубежом, осуществляющих производство, исследования, разработки — ОАО «Газпром» выполнены. Однако необходимо выделить еще один положительный признак транснациональной компании — такая компания, выходя на мировой рынок, — ипроводясвоюбизнес-политику, -при__условии _. соблюдения внешнеэкономических интересов своего государства становится одним из инструментов внешней политики государства. Так, ОАО «Газпром» однозначно является гарантом энергетической безопасности в Европе. Правительства европейских государств должны четко осознавать, что от результатов деятельности российского газового гиганта зависит их энергетическая безопасность, которая по рыночным условиям хозяйствования не может быть бесплатной, т. е. наши страны-партнеры должны не просто платить за наши энергоносители, но также платить за своею энергобезопасность и быть заинтересованными, не менее чем Россия, в укреплении позиций ОАО «Газпром» на мировом рынке, потому что развитие ОАО «Газпром» есть, в том числе, и развитие экономик европейских государств. Масштаб и значение ОАО «Газпром» очевидны уже не только в национальном масштабе, российский гигант уже закрепил свое положение и на мировом рынке, а также очевиден факт его свершившейся транснационализации.8. Роль крупных российских компаний в развитии национальной экономики на современном этапе становится решающей, так как стратегия развития такой компании — обустраивать Россию, заботиться о ее гражданах, повышать ее мировой рейтинг и расти в капитализации вместе с нею, с чем в настоящее время в условиях динамики национальной экономики крупные российские компании, в целом, справляются и выходят на мировой рынок в качестве конкурентоспособных партнеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. // Российская газета. -1993. — 25 декабря. — № 237.
  2. Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 16. — Ст.1316.
  3. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995.-№ 34.-Ст.3426.
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах"//Собрание законодательства Российской Федерации. -1996.-№ 1.-Ст.1.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 29.01.1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 5. — Ст.410.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. -Ст.3824.
  7. Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении"// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 15. -Ст. 1551.
  8. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002.-№ 43.-Ст.4190.
  9. Федеральный закон от 30.11.1995 № 190-ФЗ «О финансово — промышленных группах» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 49. — Ст.4697.
  10. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 14. — Ст. 1667.
  11. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 2. — Ст. 169.
  12. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 28. — Ст.2895.
  13. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 16. — Ст. 1316.
  14. Конвенция о транснациональных корпорациях. Москва, 6 марта 1998 г. // Информационный вестник Совета глав государств и совета глав правительств СНГ «Содружество». — 1998. — № 1. — 20−25.
  15. Постановление Правительства РФ от 22.08.2003 № 516 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003.-№ 34.-Ст.3377.
  16. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 9. — Ст.791.
  17. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 662 с.
  18. В.Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России. М.: Изд-во «АУТОПАН», 1996. — 294 с.
  19. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. -480с.
  20. А.Д., Григор Г. Э. Корпоративный лоббизм: Теория и практика. — М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2005. — 200с.
  21. И.Ю., Эскиндаров М. А. Капитал финансово — промышленных корпоративных структур: теория и практика. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998. — 203 с.
  22. Глобализация мирового хозяйства: Учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. М. Н. Осьмовой, канд. эк. наук, доц. А. В. Бойченко. — М.: ИНФРА-М, 2006. — VIII. — 376 с.
  23. Глобализация: Россия и ВТО. / Под общ. ред. В. А. Михайлова, В. И. Кушлина, B.C. Буянова. — М.: Издательство РАГС, 2005. — 312 с.
  24. Г. В., Пежев М. Х. Миссия государственного сектора и его предприятий в рыночной экономике. — Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001.-16 с.
  25. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. В. И. Кушлин. — общ. ред. — М.: Издательство РАГС, 2002. — 832 с.
  26. Э.А. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. — М.: Инфограф, 2000. — 168 с.
  27. В.Е. Государственное регулирование финансово- промышленных-групп-/-Препринт-#-ЛФ/98/041-г-^М.:-ЦЭМИ РАН, 1998.-74 с.
  28. Ю.В. Слияния, поглощение и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. — М.: Альпина Паблишер, 2001. -244 с.
  29. Э. Государство и предпринимательство: проблемы взаимодействия. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 52с.
  30. М., Тихонов А., Финансово — промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 287 с.
  31. .Н., Яковец Ю. В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 632 с.
  32. СП. Управление крупной корпорацией. — М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. — 204 с.
  33. В.И. Траектории экономических трансформаций. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 310 с.
  34. Г. Г., Кузяев А. Р., Чалов В. И. Крупнейшие компании: институциональные тенденции развития, роль и значение для России. — М.: Изд-во РАГС, 2005. — 88 с.
  35. Е.В. Корпоративный бизнес / Под ред. О. Н. Сосковца. — Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 2001. — 480 с.
  36. Е.В. Транснационализация капитала. / Под ред. Сосковца О. Н. — Мн.: Армита — Маркетинг, Менджмент, 2001. — 326 с.
  37. Е.В., Цветков В. А. Финансово — промышленные группы: история создания, международный опыт, российская модель. — М.: АФПИ еженедельника «Экономика и-жизнь», 1997.-296с
  38. Д., Самойлов И. А. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности: учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Дело, 2007. — 480 с.
  39. А.В. Государственное регулирование нефтегазового комплекса и экономическая безопасность России. — М.: Изд-во РАГС, 2003. — 75 с.
  40. СМ., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1997.
  41. СТ. Функционирование транснациональных компаний: организационно-экономическое обеспечение. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 348 с.
  42. СП. Крупная корпорация как субъект публичной политики. — М. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. — 162 с.
  43. В.В. Глобализация и государство. — М.: Палеотип, 2004.- 208с.
  44. В.Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика: Научно-практическое пособие. — М.: Городец, 1999.-208 с.
  45. М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993. — 896с.
  46. К. Правовое положение холдингов в России / Научно- практическое пособие. — М.: Волтерс Клувер. 2004. — 304 с.
  47. Рыночное хозяйствование и риски. — СПб.: Наука, 2000. — 431 с.
  48. Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика: Материалы заседания «круглого стола» / Под общ. ред. B.C. Комаровского, Н. А. Волгина. — М.: Изд-во РАГС, 2005. -226с.
  49. Стиглиц^Дг Ю. Ревущие девяностые.-Семена развала /-Пер. с.англ.и примеч. Г. Г. Пирогова. Вступит, статьи Г. Ю. Семигина и Д. С Львова. — М.: Современная экономика и право, 2005. — 424 с.
  50. А.Н., Ревазов В. Г. Инновационное инвестирование. — Спб.: Наука, 2001.-184 с.
  51. А.В., Рубинштейн Т. Б. Корпорации. Корпоративное управление / А. В. Черезов, Т. Б. Рубинштейн. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 478 с.
  52. Ф.И. Государство и экономика: (власть и бизнес) / Отд. экон. РАН- науч.- ред. совет изд-ва «Экономика». — М.: Издательство «Экономика», 1999. — 414с.
  53. Д.Ю. Управление развитием естественной монополии. — М.: Издательство «Луч», 2000. — 112с.
  54. И.С. Правовое регулирование холдинговых объединений : учеб.-мет. пособие / И. С. Шиткина. — М.: Волтерс Клувер, 2007. -264с.
  55. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / Общ. ред.: д.э.н., проф. Кушлин В. И., д.э.н., проф., член-корр. РАН Чичканов В. П. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 744с.
  56. М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. — М.: Республика, 1999. — 367 с.
  57. Авдашева Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства. // Вопросы экономики. — 2007. — № 1. — 98−111. бб. Базаров А. Реванш «Газпрома» // Профиль. — 2008. — № 2. — 6.
  58. И., Никифоров И. Соглашение между акционерами в российском праве: есть ли альтернатива? // Корпоративный юрист. = 2006.-№ 11.-С.27−32.
  59. М.В. Лоббизм в правотворческой деятельности // Правоведение. — 1998. -№ 1. — 36.
  60. Е. Социальная ответственность бизнеса: мировой опыт и российские реалии. // Власть. — 2006. — № 1. — 54−59.
  61. А., Федорова И. Проблема корпорации и предприятия в российском законодательстве. // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 4. — 89−95.
  62. Вклад Газпрома. // Российская газета. — 22 января 2008. — № 11 (4568). -С.1−4.
  63. Всемирный банк. Принципы финансирования структурных реформ. // Вопросы экономики. — 2005. — № 6. — 4−34.
  64. Выход в море. «Газпром» активизирует участие в шельфовых проектах. // Корпоративный журнал ОАО «Газпром». — 2007. — № 9. — 6−9.
  65. Е., Левин М. Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти. // Вопросы экономики. — 2007. — № 1. — 19−32.
  66. Государство снимает ограничение на обращение акций «Газпрома». // Корпоративный журнал ОАО «Газпром». — 2005. — № 7−8. — 7−9.
  67. Е. Лоббирование корпоративных интересов в органах государственной власти России. // Власть. — 2004. — № 4. — 66−71.
  68. И. Правовая форма акционерных обществ и корпоративное поведение в России. // Вопросы экономики. — 2007. — № 1. — 112−123.
  69. Н. Реструктурирование деятельности финансово- промышленных групп Южной Кореи в условиях кризиса. -Copyright@ Международный журнал «Проблемы теории и практики управления».
  70. А.Б. Акционерные соглашения: проблемы и перспективы. // Закон -2007 -№ 12. «80. Кочетков Т: Бг Национальные-модели-управления- неиспользования зарубежного опыта. // США Канада: экономика, политика, культура. — 2000.-№ 12.-С.73−87.
  71. Красильников Организация внутрихолдингового управления. // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 3. — 62−70.
  72. М. Проблемы законодательного регулирования процессов создания и функционирования финансово-промышленных групп в России. // Инвестиции в России. — 2001. — № 2. — 5−7.
  73. К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта. // Бизнес и политика. — 1994. — № 1. — 34.
  74. ., Воробьева Л. Воробьева О. Проблемы и перспективы корпоративного управления ОАО «Газпром». // Вопросы экономики. — 2007.-№ 4.-0.97−112.
  75. Куприянов Ответ «Газпрома»: критика эффективна, когда она обоснована. // Вопросы экономики. — 2006. — № 3. — 104−110.
  76. А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес. // Вопросы экономики. — 2006. — № 12. — 61−79.
  77. Лоббизм в России: этапы большого пути. М., 1995.
  78. Г. Люксембург: Холдинговые компании 1929. // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 2. — 89−95.
  79. А.Г. Американские транснациональные корпорации в современной мировой экономике. // США Канада: экономика, политика, культура. — 2000. — № 12. 103−117.
  80. Э., Галухина Я. Внешнеэкономические факторы трансформации крупного бизнеса в России. // Вопросы экономики. — 2005. — № 10., 72−89.
  81. Реванш «Газпрома». // Еженедельный журнал «Профиль». — 2008. — № 02/21.-Сб.
  82. Самые быстрорастущие компании России. // Ежемесячный деловой журнал «РБК»: --2007т—№ Юг-G.5 8−62. .
  83. Северный путь. Проект «Северный поток» — новое слово в бизнесе и технологиях. // Корпоративный журнал ОАО «Газпром». — 2007., -№ 12. — 7−9.
  84. И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии. // Вопросы экономики. — 2005. — № 10. -С.90−102.
  85. Социально ответственное лоббирование. // Harvard Business Review. — 2008.-март.-С.37.
  86. . 38 миллиардов долларов на лапу дают россияне каждый год. // Ведомости. — 22.05.2002. — с.1.
  87. Стрижов Социальная ответственность бизнеса как требование времени. // Государственная служба. — 2005. — № 6 (38). — с. 116−120.
  88. Реванш «Газпрома». // Еженедельный журнал «Профиль». — 2008. — № 02/21.-Сб.
  89. Ф. Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса. // Государство и право. — 1999. — № 7.
  90. П. Топливно-энергетический комплекс России как фактор обеспечения национальной безопасности. // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 5. — 16−21.
  91. Холдинги заплатят консолидировано. // Российский налоговый курьер. — 2008. — № 06. — 5.
  92. И.С. Японская фирма на пути к новой модели. // МЭиМО. -2001.-№ 9.-С.81−89.
  93. Эксперимент по реализации газа «Газпрома» по свободным ценам развивается успешно. // Корпоративный журнал ОАО «Газпром». -2007.-№ 11.-С.6−9.
  94. Ю. Европейские корпорации в условиях глобализации. // МЭиМО. — 2001. — № 11. — 66−74. Диссертационные исследования и авторефераты диссертаций:
  95. Т.М. Управление формированием крупных компаний в современной экономической системе. Автореф. дис. … канд. экон. наук / Рос. акад. госслужбы при Президенте РФ. — М., 2006. — 25 с.
  96. В.Н. Управление развитием крупных российских корпоративных образований: Автореф. дис. … канд. экон. наук / Институт экономики РАН. — М., 2003. — 28 с.
  97. А.С. Стратегия крупной корпорации на олигополистическом рынке и особенности ее реализации, в нефтехимии: Автореф. дис. … канд. экон. наук / Рос. акад. госслужбы при Президенте РФ. — М., 2003. — 25 с.
  98. Aaker D.A., Developing business strategies. — New York: Wiley @ Sons Cop, 1986.-364 p.
  99. Behrman J.N., Grosse R.E., International business and governments: issues and institutions. — Colambia: University of South Carolina Press, 1990.-434 p.
  100. Braithwaite J., Drahos P., Global business regulation. — Cambridge: Cambridge University Press, 2000. — 704 p.
  101. D. «The theory of committees and election». Cambridge University Press. 1958.
  102. Capon N., Farley J.U., Hulbert J.M., Corporate strategic planning. — New York: Colambia Press University, 1987. — 482 p.
  103. DeVos Ton. Multinational corporations in democratic host countries. — Aldershot: Dartmouth, Cop. 1989. — 280 p.
  104. Dunning T.N. The globalization of business: The challenge of the 1990s. — London: Rutledge, 1993. — 467 p.
  105. CD., «Privatization, Public Ownership and the Regulation of Natural Monopoly», Blackwell, 1992.
  106. Global economic conditions and prospects // Paper for ASEAN by the UNCTAD Secretariat, Geneva, February 1999. — 120 p.
  107. Global international economic models: selected papers from an II ASA conference / Edited by Hickman B.G. — Netherlands: North-Holland, 1983.
  108. Globalization and growth in the twentieth century // Prep, by Nicholas Grafts. — Washington: Intern, monetary fund, 2000. — 328 p.
  109. Harris P.R. Management in transition: Transforming managerial practices and organization strategies for new work culture. — San Francisko- London: Jossey — Bass, 1985. — 404 p.
  110. Kohn T. Global competition by small technology-based firms. — Boston, 1989.
  111. Local dynamics in an era of globalization: 21st century catalysts for development / Ed. By Shahid Yusuf, Weiping We, Simon Evenett. — Washington: World bank- Oxford: Oxford university press, 2000. — 179 p.
  112. Managing the global firm / Edited by Bartlett C.A., Doz Y., Hedlund G. — 1. ondon: Routlege 1991. — 363 p.
  113. The global economy in transition // Edited by Daniels P.W., Lever W.F. — Harlow: Longman, 1996. — 416 p.
  114. The global marketplace / Edited by J.M. Rosow. — New York: Oxford, 1988.
  115. Transnational corporations in world development: Trends and prospects. — New York, United Nations, 1984. — 112 p.
  116. Weihrich H., Koontz H., Management: a global perspective. — New York: McGraw — Hill, Cop. 1993. — 744 p.
Заполнить форму текущей работой