Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономическое обеспечение эффективности применения информационных систем управления на предприятии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные недостатки ERP-систем заключаются в чересчур длительном сроке их окупаемости, низкой эффективности внедрения, а в ряде случаев — убыточности. По результатам опроса респондентов, только каждое третье предприятие удовлетворено результатами внедрения ERP-системы при оценке по критериям ценообразования, ценовой эффективности, реального финансового воздействия и достижения поставленных целей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Роль и место информационных технологий в интегрированной системе корпоративного управления
    • 1. 1. Экономическая сущность и роль информационных технологий в управлении предприятием
    • 1. 2. ERP-системы: история, общие сведения и классификация
    • 1. 3. Основные тенденции развития мирового рынка ERP-систем
    • 1. 4. Анализ современного состояния российского рынка ERP-систем
  • ГЛАВА 2. Исследование методических основ оценки эффективности применения ERP-систем
    • 2. 1. Влияние ERP-систем на деятельность предприятия: условия и источники эффективности
    • 2. 2. Сравнительный анализ существующих подходов к оценке эффективности информационных технологий
    • 2. 3. Классификация методов оценки эффективности инвестиций в информационные системы управления и их особенности
  • ГЛАВА 3. Организационно-экономические направления повышения эффективности ERP-систем в управлении предприятием
    • 3. 1. Методические подходы к выбору ERP-системы для предприятия
    • 3. 2. Особенности и процедуры внедрения ERP-системы
    • 3. 3. Комплексная методика оценки эффективности применения ERP-системы

Организационно-экономическое обеспечение эффективности применения информационных систем управления на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стал уже трюизмом тезис о том, что экономике 21-го века без информационных технологий, и в частности, без информационных систем управления (ИСУ) обойтись практически невозможно. Любое уважающее себя предприятие, находящееся в условиях рынка, неминуемо приходит к осознанию необходимости применения информационных систем того или иного типа в управлении — в противном случае оно почти гарантированно будет оставлено далеко позади своими конкурентами, так как правильно используемые информационные технологии практически всегда являются серьезным конкурентным преимуществом.

Если говорить о мировой практике, то сказанное выше — безусловная правда для всех экономически развитых государств, и верно для абсолютного большинства государств даже с минимальными элементами рыночной экономики. Представители так называемого «Запада» начали осваивать применение информационных систем в коммерческой деятельности раньше других, и неудивительно, что именно они достигли в этом значительных успехов и серьезно опережают по уровню информационного развития остальных, являясь лидерами как по производству ИСУ, так и по их использованию.

Что же касается Российской Федерации, то здесь ситуация несколько иная. В силу объективных причин исторического, политического и экономического характера имеет место общая технологическая отсталость российских предприятий по сравнению с западными, в том числе, естественно, и в области информационных технологий. Тем не менее, в последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция к внедрению ИСУ во все сферы российского бизнеса: от крупных корпораций, которые первыми осознали экономическую необходимость инвестиций в этот вид технологий, до мелкого бизнеса, также начавшего понимать собственную выгоду от применения локальных автоматизированных систем, прежде всего в сфере бухгалтерского учета, логистики.

Естественно, использование ИСУ требует капитальных вложений, и подчас достаточно значительных. Как и любая другая форма инвестиций в бизнес, инвестиции в ИСУ преследуют своей конечной целью увеличение прибыли предприятия — либо за счет будущего повышения доходов, либо за счет снижения расходов (в идеале — и то, и другое). Но в данном случае есть одна серьезная трудность: при внедрении новых ИСУ гораздо сложнее оценить их экономическую эффективность, чем, скажем, при покупке нового станка по производству шарикоподшипников. Это происходит в силу специфичности самих ИСУ, порождающей целый ряд причин: а) во-первых, крайне сложно определить реальную стоимость информации и ее преобразования для разных видов бизнеса, что фактически делает невозможным введение какой-либо единицы измерения самой информации и ее экономически выраженной полезностиб) во-вторых, ИСУ, как правило, не производят конечный продукт, а лишь облегчают и оптимизируют деятельность других функциональных отделений предприятияв) в-третьих, затруднена объективная оценка сравнительного состояния предприятия до и после внедрения технологии, в силу сложности отбора и учета подвергнувшихся влиянию ИСУ параметров (скорость и точность работы, частота сбоев и т. п.) — г) темпы развития информационных технологий в последние годы очень высоки и требуют практически постоянного внесения улучшений или внедрения более новых ИСУ-продуктов, что в значительной степени осложняет оценку их отдельно взятого элементад) изменения, вызванные внедрением ИСУ, зачастую неотделимы от другого рода изменений, происходящих с предприятием в силу изменений конкуренции, законов, экономической ситуации в стране и мире, и т. д.

Как результат, несмотря на то, что в мире существует значительное количество методик, которые были разработаны специально для оценки эффективности информационных технологий или могут быть использованы для этой цели, даже в более развитых и высокотехнологичных ЕС и США на данный момент не существует единой универсально принятой методологии. В Российской Федерации ситуация еще и осложнена всеобще низким уровнем информированности о таких методиках, поскольку многие из них были разработаны в последние годы и еще не успели получить столь широкого распространения. Однако и они далеко не всегда не могут быть использованы по причине неадаптированности к отечественным условиям бизнеса и технологий управления. Кроме того, важно учесть, что для обеспечения эффективности корпоративных ИСУ необходимо соблюдение ряда условий организационно-методического характера, определенных процедур и критериев выбора той или иной системы для предприятия. Всё это говорит о необходимости разработки комплексного теоретико-методического подхода к процессу применения ИСУ на отечественных предприятиях.

Следует отметить, что вопросы, связанные с применением ИТ в управлении предприятием, были отражены в трудах таких зарубежных специалистов, как Ф. Гликман, Г. Грин, Д. Марка, К. МакГоуэн, К. Макхэм, Д. Мартин, Б. Пирсон, Д. Томас, Д. Питерсон, М. Хаммер, А. Штраб, Г. Харрингтон и других. Среди отечественных авторов можно назвать.

A.Гринберга, Н. Горбачева, А. Бондаренко, С. Питеркина, А. Оладова,.

B.Исаева, А. Крыловича, С. Катышева, К. Скрипкина, С. Черемных и других. Вместе с тем в данной области больше пробелов, чем изученных мест и современный отечественный корпоративный менеджмент остро нуждается в надежных методиках, позволяющих осуществить взвешенный выбор и сократить риски приобретения ИСУ, обеспечить необходимые условия для реализации потенциала этого прогрессивного инструмента управления.

Таким образом, целью диссертационного исследования явилась разработка комплекса теоретических и методических положений по организационно-экономическому обеспечению эффективного применения ИСУ в управлении промышленными предприятиями.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе планирования, экономической оценки, внедрения и использования ИСУ как неотъемлемого элемента интегрированной системы корпоративного управления.

Объект исследования — российские промышленные предприятия корпоративного типа.

В соответствии с темой в задачи исследования входило следующее:

— рассмотреть категориальный аппарат, связанный с изучением вопросов эффективного применения ИСУ;

— определить роль ИСУ в корпоративном менеджменте и их специфику как инвестиционного товара;

— исследовать тенденции мирового и российского рынков ИСУ;

— дать классификацию ИСУ с точки зрения экономики и управления предприятием;

— изучить направления возможного влияния ИСУ на деятельность промышленного предприятия;

— провести сравнительный анализ и систематизировать методы оценки эффективности ERP-систем;

— предложить методические подходы к выбору ERP-систем и выявить условия их эффективности;

— разработать методику оценки эффективности применения ERP-систем.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в ней предложен теоретико-методический подход к формированию организационно-экономического обеспечения эффективности использования ИТ как одного из инструментов корпоративного менеджмента. Основные элементы научной новизны заключаются в следующем:

— уточнена экономическая сущность и определены роль и функции ИСУ в системе управления предприятием;

— определены источники и условия экономической ценности ИСУ для промышленного предприятия;

— выявлены основные тенденции развития мирового и отечественного рынка ERP-систем и их применения в корпоративном управлении;

— систематизированы методические подходы к оценке эффективности инвестирования в ИСУ;

— выявлены и ранжированы критерии выбора ERP-систем для промышленных предприятийконкретизированы этапы и процедуры формирования интегрированной информационной среды предприятия на основе ERP-системпредложена комплексная методика оценки эффективности применения ERP-системы в корпоративном управлении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения, а также основные теоретические положения диссертации могут быть доведены до уровня практических методических рекомендаций по управлению процессом формирования интегрированных корпоративных информационных систем на предприятиях РФ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования использованы при разработке и реализации планов реструктуризации и реинжиниринга, проводимых на базе внедрения ERP-системы в ОАО «Белгородэнерго» при участии консалтинговой фирмы ООО «Сайнер», что подтверждено соответствующим актом внедрения.

Основные результаты работы докладывались на научно-практических конференциях в Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова, Московской академии народного хозяйства им.

Плеханова, Национальном техническом университете «ХПИ» (г. Харьков) и Севастопольском государственном техническом университете, а также используются при чтении учебных курсов «Автоматизированные системы в экономике», «Экономика предприятия» и «Логистика» для студентов специальности 06.08 «Экономика и управление на предприятии строительных материалов» в БГТУ им. В. Г. Шухова.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 научных работ общим объемом 2,6 печатных листа, в том числе авторских 1,9.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка литературы из 152 источников и приложений.

ВЫВОДЫ.

1) Ключевыми проблемами, на которые необходимо обращать внимание перед выбором ERP-системы и предусмотрительное отношение к которым значительно облегчает впоследствии процесс внедрения и повышает его эффективность, являются отсутствие четкой постановки цели и задачи менеджмента на предприятиинеобходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятиянеобходимость изменения технологии бизнесанеполный учет затрат по внедрению и функционированию ИСУ (совокупной стоимости владения), а также психологическая и профессиональная неготовность и сопротивление персонала предприятия вследствие временного увеличения нагрузки на сотрудников во время внедрения системы.

2) В общем случае, внедряемая ERP-система должна соответствовать существующему финансовому и технологическому уровню предприятия, а наибольший эффект достигается при комплексном внедрении системы, стандартизованных процедурах внедрения и использовании ее функциональности в полном объеме. Выбор системы должен осуществляться на основе продуманных и взвешенных критериев.

3) К основным критериям выбора ERP-системы относятся (в порядке приоритетности) имидж, репутация, время работы и число успешных внедрений разработчикачисло успешных внедрений в Россиигибкость и открытость системыценовая приемлемостькомпания, производящая внедрениегеографическая близость производителя и внедряющей компаниикачество локализации (для иностранных систем) — наличие подробной и сопоставимой терминологии и документациивозможность помодульного приобретения.

4) Стандартизированный подход к внедрению ERP-системы должен строиться в следующей последовательности: определение стратегических целей проекта и тактического плана внедренияпредпроектное обследование/промышленный аудитвыявление информационных потоков, формирование базы документацииобучение специалистов группы внедренияпостроение IDEF, описание и оптимизация автоматизируемых процессовдетальное планированиевнедрениетестовые пуски в отдельных подразделенияхобучение конечных пользователей работе с системойопытная эксплуатацияинтегрированный пилотный примерплан «переключения» — ввод системы в промышленную эксплуатациюпослепроектное обследование/промышленный аудит.

5) Оценка уровня эффективности внедрения ERP-системы может быть проведена по предложенной методике, в основе которой лежит степень реализации стратегических целей внедрения в сравнении со среднестатистическими показателями по трем базовым направлениям: снижение расходов и затрат, повышение доходов и конкурентоспособности и контроль информационных потоков и прозрачности. Методика выводит совокупный количественный рейтинг эффективности и была опробована при оценке эффективности внедрения системы SAP R/3 на ОАО «Белгородэнерго» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования были получены следующие основные выводы и результаты.

1. В современных условиях становится практически невозможным достичь эффективности бизнеса и корпоративного управления без применения информационных технологий. В силу объективных причин исторического, политического и экономического характера имеет место значительное отставание российских предприятий в этой области по сравнению с западными. Тем не менее, в последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция к внедрению ИТ во все сферы российского бизнеса: от крупных корпораций, которые первыми осознали экономическую необходимость инвестиций в ИТ, до мелкого бизнеса, также начавшего понимать собственную выгоду от применения автоматизированных систем в отдельных сферах своей деятельности и прежде всего, бухгалтерского учета, логистики, ведения деловых отношений.

2. Появление таких понятий, как «информационная экономика», «информационные технологии» означает более высокую качественную ступень в эволюции способов хозяйствования, а следовательно, и управления экономическими связями и субъектами. Это принципиально новые отношения между заказчиками и исполнителями и в целом между всеми элементами бизнес-среды, которые основаны на иных принципах и технологиях коммуникаций, что ведет к появлению новой информационной модели системы управления. Суть происходящего сводится к тому, что на смену самовозрастанию капитала приходит само возрастание информационных ресурсов". Из этого следует необходимость коренных изменений в менеджменте промышленных корпораций, в организационном и экономическом инструментарии, которое было бы адекватно новой информационной эре.

3. Основные тенденции развития современного рынка корпоративных ИТ заключаются в следующем. Удельный вес применения ИТ в корпоративном управлении составляет соответственно: бухгалтерия и финансы — 10,5%, производство — 9,4%, управление материалами — 4,8%, зарплата и кадры — 4,6%, управление продажами — 4,5%, причем наблюдается рост в последней сфере, а также в управлении материалами. Можно отметить также следующие процессы: усиление конкуренции на данном рынке и как следствие консолидация разработчиков ERP-системпри этом следует отметить, что пользователи до сих пор предпочитают комплексы интегрированных приложений под одним брендом, за которые отвечает одна компания-разработчикстремление ERP-производителей усиливать свои рыночные позиции через приобретение компаний, обладающих необходимыми технологиями (или самих технологий) — стандартизация систем и их ПО для совместной коммерции, для партнеров, работающих в единой логистической цепочкеразвитие направления сдачи ERP-систем в аренду через Интернетдальнейшая диверсификация разработки ERP-систем и разделение труда, глобализация бизнеса по разработке ИСУ.

4. Начиная с 1999 г. появилась новейшая концепция управления предприятием, так называемая ERP II — это бизнес-стратегия предприятия, принадлежащего к определенной отрасли, и набор ключевых для данной отрасли приложений, помогающих клиентам и акционерам компаний увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов как внутри своего предприятия, так и во внешнем мире — в рамках сотрудничества с другими корпорациями. Фактически ERPII — это развитие концепции ERP, направленное таким образом, чтобы стало удобнее использовать информацию, порождаемую внутри предприятия, во внешней среде для обеспечения сотрудничества с другими предприятиями в рамках обществ по интересам. Расширение области применения ERPII (в сравнении с ERP) проявляется в том, что новая концепция охватывает и непроизводственные сферы. Присущие ей функции отражают теперь и специфику конкретной отрасли или направления деятельности, и связи с внешними средами.

5. Экономическая ценность ERP-систем как управленческой технологии заключается, во-первых, в их многогранном характере, а именно: они основываются на унифицированных базовых технологияхони многофункциональны и могут использоваться для широкого прикладного использованияносят сетевой характер, подразумевающий и допускающий большое число пользователейимеют многоцелевой и многоуровневый характер, что особенно важно для корпоративного управления Во-вторых, данный класс систем подразумевает активную, а не пассивную роль человека в процессе использования, придает творческий характер труду, повышая в целом интелллектуальный капитал фирмы, а следовательно, его «гудвилл». В-третьих, использование этих систем обеспечивает оптимальный уровень централизованное&tradeи рассредоточенности в управлении.

6. Основные недостатки ERP-систем заключаются в чересчур длительном сроке их окупаемости, низкой эффективности внедрения, а в ряде случаев — убыточности. По результатам опроса респондентов, только каждое третье предприятие удовлетворено результатами внедрения ERP-системы при оценке по критериям ценообразования, ценовой эффективности, реального финансового воздействия и достижения поставленных целей. Почти в 30% случаев внедрение прекращается досрочно, в остальных случаях превышаются сроки/бюджет проекта внедрения или же ограничивается предусмотренная в проекте функциональность. Отмечается также сложность эффективной интеграции ERP-систем с электронно-коммерческими приложениями третьих фирм — то есть, внешними системами (клиентов и бизнес-партнеров). Зачастую снижают эффективность ограниченные аналитические возможности ERP-систем и недостаточная поддержка процессов принятия решений. ERP-системы хорошо справляются с получением и хранением данных, но хуже — когда дело доходит до анализа и обработки информации. Схема данных, используемых для управления ресурсами предприятия, очень сложна. Все корпоративные данные находятся «внутри» ERP-системы, но они остаются «скрытыми» и извлечь их для анализа довольно сложно.

7. Но наряду с указанными выше техническими причинами весьма существенной является крайне низкий уровень организационно-экономического и методического обеспечения процесса внедрения и использования ERP-систем на отечественных предприятиях: профессиональная и психологическая неготовность персонала, отсутствие четкой постановки целей внедрения, своевременных и формализованных процедур по анализу и адаптации бизнес-процессов к новой системе управления с помощью ERP-системы, а главное — некомплексность подхода к рассматриваемому процессу, так как он неизбежно требует трансформации всей организационно-управленческой структуры предприятия. В этом ряду весьма немаловажно наличие у менеджеров адекватного инструментария, научно обоснованных методик и, в частности, анализа и оценки эффективности ИСУ для предприятия.

8. Несмотря на то, что в мире существует значительное количество методик, которые были разработаны специально для оценки эффективности информационных технологий или могут быть использованы для этой цели, даже в более развитых и высокотехнологичных ЕС и США на данный момент не существует единой универсально принятой методологии. В Российской Федерации ситуация осложнена низким уровнем информированности о таких методиках, поскольку многие из них были разработаны в последние годы и еще не успели получить столь широкого распространения. Однако и они далеко не всегда не могут быть использованы по причине неадаптированности к отечественным условиям бизнеса и технологий управления. Кроме того, ряд известных российских специалистов считает, что полный экономический эффект от применения ИТ не может быть найден в принципе.

9. На основании изучения более 80 методик оценки эффективности инвестирования в ИСУ предприятия, а также их классификации в работе предложена комплексная методика оценки уровня эффективности в ИСУ, в частности, для ЕРР-системы. Методика сочетает в себе элементы количественно-финансовой и качественной оценки и основывается на трех группах целевых параметровпоказателей деятельности предприятия, внедряющего систему: группа «снижение расходов», группа «повышение доходов/конкурентоспособности», группа «качество информационных потоков».

10. Нами выделен ряд условий успешного внедрения ERP-системы («необходимых факторов успеха»), в частности, следующие: определение общей стоимости владения ИСУ и временных сроков с учетом жизненного цикла организацииправильный выбор времени внедренияанализ и оценка зрелости бизнес-процессов и при необходимости их реинжиниринг перед внедрением, а не в процессе его осуществленияопределение и оптимизация путей интеграции новой системы с уже имеющимися платформами, а также помодульное внедрение, начиная с тех, модулей, которые могут принести наиболее быструю отдачу. Кроме того, важно учесть, что успешное внедрение ИСУ возможно только при тесной связи с заказчиком и полноценной реальной поддержке проекта руководством предприятия, наличии предварительно обученного персонала и корпоративных стандартов учета и отчетности. Процедуры, необходимые для внедрения, установлены и конкретизированы в работе.

11. Повышению эффективности применения информационных технологий на предприятии будет способствовать предложенная в диссертации методика выбора ERP-системы, которая содержит ряд принципов, конкретных рекомендаций и требований к системе и организациям — как внедряющей, так и разрабатывающей данный проект. Методика учитывает такие факторы, как тип предприятия, особенности его внутренней среды, тип производимой продукции, схему внедрения, условия конъюнктуры и ряд других параметров, касающихся непосредственно самой ИСУ.

12. Для оценки эффективности инвестирования в ИСУ может быть целесообразен многокритериальный и многоцелевой подход, основанный на ранжировании целей и упорядочивании параметров по методу анализа иерархий. Методика комплексной оценки уровня эффективности внедрения ERP-системы, предложенная в работе, была апробирована на примере ОАО «Белгородэнерго». Проведенные расчеты показали, что суммарный рейтинг эффективности внедрения ИСУ по состоянию на начало 2004 г., составил 75,2 по 100-балльной шкале, что говорит о достаточно высоком вкладе применяемой ERP-системы в достижение целей, поставленных корпорацией. В то же время для повышения объективности оценки необходимо сочетание данной методики с другими, в частности методикой, основанной на расчете NPV.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные системы поддержки управленческих решений. / Под ред. А. М. Жандарова. М.: Интерэксперт, 1991.
  2. Аитов Т.В. ERP: о чем умалчивают консультанты // ГУМ-Интернет, 2002.
  3. С.А. Основы эконометрики. М.: Юнити, Том 2, 2001
  4. З.А. Как обосновать необходимость инвестиций в ИТ // «Enterprise Partner. Корпоративные системы», № 7, 2001.
  5. Арсланова 3., Лившиц В. Принципы оценки инвестиционных проектов в разных системах хозяйствования // Инвестиции в России. 1995 -№ 1−2.
  6. И.Т. Электронная коммерция. СПб.: Питер, 2001 — 336 с.
  7. Ю., Гетце У. Инвестиционные расчеты. Модели и методы оценки инвестиционных проектов. Калининград: Янтарный сказ, 1997.
  8. Богатство от ума: Деловой бестселлер / Пер. с англ. В. А. Ноздриной. -Минск: Парадокс, 1998.
  9. Большой экономический словарь. / Под. ред. А. Н. Азрилияна 4 изд., доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1999. — 1248 с.
  10. Большой словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕНС, 1998. — 784 с.
  11. М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. М.: ИНФРА-М, 1996 — 432 с.
  12. А.В. Предпринимательство. Основной курс. М.: ИНФРА-М, 1998−608 с.
  13. Буч, Гради. «Объектно-ориентированный анализ и проектирование». -М.: «Бином», 1998.
  14. Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998.
  15. A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2000 — 352 с.
  16. Т.С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 509 с.
  17. П.Л., Лившиц В. Н., Орлова Е. Р., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Дело, 1998.
  18. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998 -282 с.
  19. С. А. Мировые стандарты управления промышленным предприятием в информационных системах (ERP системах). -Воронеж: Международная академия науки и практики организации производства// Организатор производства 1999. — № 1 — с. 43.
  20. .Л., Грачева М. В., Лукаш Е. Н. Математические методы анализа экономики. Модель межотраслевого баланса. М.: МГУ, 1990.
  21. X. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М.: ЮНИТИ, 1997.
  22. А.Д. Управление производством на базе стандарта MRPII. Принципы и практика. СПб.: Питер, 2003.
  23. В. А. Защита информации в автоматизированных системах обработки данных. Кн. 1,2 М.: Энергоатомиздат, 1994.
  24. А.Н. Мировой рынок ERP-систем // Информационный бюллетень Jet Info. № 2, 2002.
  25. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1 М.: «Менеджер», 1995 — 236 с.
  26. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.2 М.: «Адали», 1996 -287 с.
  27. М.В. Анализ проектных рисков.-монография. М.: Финстатинформ, 1999.
  28. В.Д. Основы бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2000 — 346 с.
  29. А.С., Горбачев Н. Н. Архитектура информационных оболочек // Информационные системы и технологии (IST'2002): Материалы I Междунар. конф. (Минск-2002) / Редколл.: А. Н. Курбацкий, А. Н. Дудин, И. В. Совпель и др. Минск: БГУ, 2002.
  30. А.С., Горбачев Н. Н., Бондаренко А. С. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 479 с.
  31. А.С., Горбачев Н. Н., Бондаренко А. С. Прикладные системы обработки информации в управлении. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
  32. А.С., Кашинский Ю. И., Славин Б. С. Основы правовой информатики: Учеб. пособие. Минск: Белорусский институт правоведения, 2002.
  33. А.С., Король И. А. Информационный менеджмент. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  34. А.С., Лукьянец В. Г., Бондаренко А. С. Информационные технологии для менеджера. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
  35. А.С., Савич JI.H., Тимошек JI.E. Прикладные системы обработки информации в управлении. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
  36. А.С., Тимошек Л. Е., Лукьянец В. Г. Информационные ресурсы и информационная экономика: Учеб. пособие. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
  37. А.С., Шестаков В. М. Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  38. Л.П. и др. Предпринимательство и бизнс. М.: Маркетинг, 1996−303 с.
  39. Де Роза К. Планирование ресурсов в зависимости от потребностей клиента (CSRP Customer Senchreniced Resource Planning): Новый норматив для изготовителей. — М.: СОКАП, 1998 — 10 с.
  40. К. Введение в системы баз данных: Изд. 6: Пер. с англ. -М.:Вильямс, 1999.
  41. И.А. Стоимость бизнеса. Искусство управления. М.:"Дело", 2003.
  42. Е.Е., Надточий А. И., Олейников А. Я. Стандартизация обеспечения информационных систем: Учеб. пособие. М.: Изд-во Российской экономической академии, 2000.
  43. О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. М.: ДИС, 1997, 1999, 2001.
  44. Е.З. «ЗВ-предприятие» модель трансформирующейся системы // Директору информационной службы, 2000, № 4.
  45. Зырянов М.А. Gartner и бизнес-польза // Международный компьютерный еженедельник Computerworld. 2003. — № 48(401) -с.51.
  46. А.Е., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: «Филинь», 1996.
  47. Информационные технологии в управлении предприятием. Сборник статей и интервью 2001−2003 гг. М.: «Три квадрата», 2004.
  48. В.А. Многокритериальные методы принятия инвестиционных решений. С.-Пб.: Химиздат, 2004 г.
  49. М., Громов А., Ферапонтов М., Шматалюк А. Моделирование бизнеса. М.: Весть-Метатехнология, 2001.
  50. Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  51. И.М. Предприниматель в экономике. // Экономика 21-го века.-2004-№ 1.
  52. В. Теория, практика и искусство управления. Учебник 2-е изд., изм. и доп. М. ИНФРА-М, 2001.
  53. М.Р. Перспективные технологии информационных систем. М.: АйТи-пресс, ДМК-пресс, 2002 — 286 с.
  54. М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. М.: Финансы и статистика, 2002- 800 с.
  55. Г., Страттон А., Хелблинг Д. Учебник по методологии функционального учета затрат. М.: ВИП «Анатех», 2000.
  56. С.Н. Инструментарий бизнеса: современные методологии управления предприятием. М.: Статус-Кво, 2001.
  57. Концепция Business Performance Management: начало пути. Под ред. Г. В. Генса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  58. С.Б., Кучерявых В. М., Музычук И. А., Сопов М. В. 9 с половиной идей // «САПР и графика» 2003 — № 4.61
Заполнить форму текущей работой