Роль международно-правовых средств в разрешении эфиопско-эритрейского конфликта
Последние месяцы отношения между властями Эритреи и МООНЭЭ ухудшились. Несмотря на демарши и призывы Специального представителя Генерального секретаря, целый ряд мер, предпринятых правительством Эритреи, затруднил эффективное проведение МООНЭЭ ее операций в некоторых аспектах. Это ухудшение проявилось в целом ряде сфер, включая сохраняющиеся ограничения на свободу передвижения Миссии, особенно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭРИТРЕЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В СОСТАВЕ ЭФИОПИИ
- 1. 1. Эфиопия: страна, ее народы, история (до 80-х годов XIX в.)
- 1. 2. Итальянский период: 1881—1941 гт
- 1. 3. Британский период: 1941—1952 гт
- 1. 3. 1. Итальянские колонии и Четыре державы: 1945—1948 гг
- 1. 3. 2. Итальянские колонии и ООН: 1948—1952 гг
- 1. 4. Автономный статус Эритреи в рамках Эфиопии
- 1. 5. Политическая ситуация в Эфиопии после аннулирования автономии Эритреи
- ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЭРИТРЕЕЙ И ЭФИОПИЕЙ
- 2. 1. Алжирское соглашение
- 2. 2. Роль Совета Безопасности в урегулировании конфликта между Эфиопией и Эритреей
- 2. 3. Усилия Генерального секретаря ООН по урегулированию конфликта между Эритреей и Эфиопией
- 2. 4. Комиссия по установлению границы между Эритреей и Эфиопией
Роль международно-правовых средств в разрешении эфиопско-эритрейского конфликта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Более чем через тридцатилетнее противостояние сложились благоприятные условия для того, чтобы Эритрея добилась независимости от Эфиопии. Победу в войне с режимом Менгисту одержали представители национальных меньшинств — эритрейцы и тиграйцы, проживающие в двух северных провинциях Эфиопии. Эритрейцы освободили от правительственных войск свою территорию, а тиграйцы взяли власть в Аддис-Абебу. Бывшие соратники по борьбе с прежним режимом возглавили новую власть: в Эфиопии — лидер тиграйцев Мелес Зенауи (в данный момент — премьер министр Эфиопии), а в Эритрее — Исайяс Афевок (сейчас — президент Эритреи).
В 1993 году Эритрея стала суверенным государством путем проведения референдума под эгидой ООН1. (Население в Эритрее в настоящее время составляет менее 4 млн чел., а в Эфиопии — 65 млн чел.). Признав независимость Эритреи, Эфиопия лишилась выхода к морю, в том числе порта Асэба, обслуживавшего на 95% эфиопские грузы .
Однако вскоре отношения между двумя государствами и, следовательно, между вчерашними соратниками по борьбе с бывшим режимом испортились, в первую очередь, из-за нескольких спорных районов. Война началась в мае 1998 г. Эритрейцы вторглись в спорные области и оккупировали их. Через два года, т. е. в мае 2000 г., Эфиопия, увеличив свою армию до 350 тыс. чел., заняла эти спорные районы, выбив от туда противника. Эритрейские войска потерпели поражение на всех фронтах, 14 дивизий из 24 были разгромлены.
Современное состояние отношений между Эфиопией и Эритреей характеризуется ни войной, ни миром. Причины конфликта также объясняются сторонами по-разному3.
1 See: Eritrea Votes to Become Africa’s Newest Nation // African American Institute. Africa Report 38, № 3, 1993: 8−10- Hawley E. The Eritrean Referendum Overseas // Africa Today 40, № 2, (1993):89.
2 See: Biles P. Birth of a Nation // Africa Report 38, № 4,1993:13−20.
3 See: Ethiopia: Interview with Prime Minister Meles Zenawi // Addis Ababa, 29 October, 2003, IRINEritrea: Interview with Yemane Gebremeskel, Director of the President’s Office. Asmara, 1 April, 2004, IRINForeign Ministry Press Statement. Government of Eritrea (Asmara), Press Release, January 27,2004.
Актуальность исследование Эфиопско-Эритрейского конфликта детерминируется следующими причинами: от решения данного конфликта во многом зависит укрепление мира и стабильности на Африканском Рогеуказанный конфликт, его исторические предпосылки имеют весьма много общего с другими конфликтами, продолжающими оставаться нерешенными (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия и т. д.). Анализ истоков и составляющих данного конфликта нацелен на выяснение вопроса: почему народы, веками живущие вместе, не могут жить и впредь совместно в рамках одного федеративного государства?-1 какие международно-правовые средства (в первую очередь, превентивные) имеются для того чтобы избежать кровопролитной войны между народами, которым затем придется жить как соседям?- насколько колониальные договоры о границах2 могут служить основой для разрешения территориального конфликта в случае если часть территории страны отделяется в качестве самостоятельного государстванасколько ООН, под эгидой которой путем референдума государство получает независимость (в данном случае Эритрея), в состоянии содействовать решению конфликта между этим государством и государством, от которого оно отделилосьнасколько существующие в настоящий момент различные международно-правовые средства мирного разрешения споров адекватно отвечают требованиям времени, характеризующегося ростом внутренних и международных конфликтов и т. д.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является всесторонний и комплексный анализ конфликта между Эритреей и.
1 See: Kinfe Abraham. Ethio-Eritrean relations. The issues of convergence and divergence. Ethiopian Institute for Peace and Development. 2003; Menassie Haile. Legality of Secessions: The Case of Eritrea // Emory International Law Review, Vol.8, № 2,1994.
2 See: Negussay Ayele. Reflections on border regimes and colonial treaties on the Horn. Addis Ababa, 17 July 2000.
Эфиопией из-за спорных территорий, а также определение роли международно-правовых средств в процессе его мирного разрешения.
В соответствии с обозначенной целью в диссертации представлено научное решение следующих задач: анализ истории совместного проживания народов Эфиопии, включая эритрейцев1, а также истории становления и развития эритрейской государственности в составе Эфиопииобзор итальянской и английской оккупации Эфиопии и ее последствияизучение обсуждения будущей судьбы итальянских колоний, в том числе Эритреи, в рамках ООН во второй половине 40-х гг. XX векаанализ автономного статуса Эритреи в составе Эфиопиивыявление причин, приведших к войне эритрейцев против центральной власти Эфиопиианализ содержания Алжирского договора 2000 г. об урегулировании конфликта между Эритреей и Эфиопиейопределение роли Генерального секретаря ООН и Совета Безопасности ООН в разрешении конфликта между Эритреей и Эфиопиейанализ вклада Комиссии по делимитации и демаркации границ между Эритреей и Эфиопиейисследование современного состояния процесса мирного решения конфликта между Эритреей и Эфиопией.
Научная обоснованность темы. Историческим аспектам совместного проживания народов, живущих на территории Эритреи и остальных территорий Эфиопии, посвящено много работ, в том числе на русском языке, например: Современная Эфиопия: Справочник. М., 1988; Цыпкин Г. В. Эфиопия: от раздробленности к политической централизации. М., 1980; История Эфиопии в новое и новейшее время. М., 1989; Бартницкий А.,.
1 See: History of Eritrea // http://www.open.org/tfl/eritrea/history.html. 21 July 2002.
Мантель-Нечко И. История Эфиопии. М., 1976. Среди исторических работ, посвященных истории Эфиопии, выполненных на английском языке, следует отметить: Buxron D. The Abyssinians. London, 1976; Burge W. A History of Ethiopia, Nubia and Abyssinia. London, 1918; Hertslet E. (ed.) Map of Africa by Treaty. London, 1967; Erlich' H. Ethiopia and the Challenge of Independence. Boulder, 1986; Sotal R. Eritrean and Ethiopian. Bitter Divorce // http://archives.geez.Org/AddisTribune/Archives/l999/03/05−0399/Erit-eth.htm. и другие.
Научная актуальность темы настоящей диссертации обусловлена отсутствием исследований международно-правового характера, посвященных непосредственно анализу конфликта между Эритреей и Эфиопией. В данном контексте имеются лишь заявления или интервью политических деятелей двух государств. Информация ООН, касающаяся рассматриваемой проблемы, носит констатирующий характер (например, The United Nations and the Independence of Eritria. New York, UN Department of Public Information, 1996), что вполне позволяет использовать ее в качестве вспомогательного источника в плане всестороннего анализа рассматриваемой проблемы.
В условиях продолжающейся напряженности между Эритреей и Эфиопией, осложняющей установление мира на Африканском Роге, комплексное и непредвзятое международно-правовое исследование данной проблемы является весьма востребованным наукой и практикой современного международного права.
Объект исследования. В качестве объекта исследования диссертации выступают обязательства, взятые Эритреей и Эфиопией согласно Алжирскому соглашению 2000 г. по урегулированию территориального конфликта между ними.
Предмет исследования. Предметом настоящего диссертационного исследования является комплекс теоретических и практических проблем современного международного права, связанных с разрешением конфликта между Эритреей и Эфиопией из-за спорных территорий, а также определение роли ООН и ее вклада в процесс его урегулирования.
Научная новизна исследования. Данная диссертация представляет собой первое академическое исследование международно-правовых проблем в сфере разрешения территориального конфликта между Эритреей и Эфиопией. В ней впервые в российской доктрине международного права проанализированы основные международно-правовые акты, на которых в настоящий момент базируется процесс урегулирования рассматриваемого конфликта (с участием ООН).
На защиту выносятся следующие положения:
1. В диссертации утверждается, что достижение независимости Эритреи автоматически не привело к разрешению спорных вопросов между Эритреей и Эфиопией. Более того, в связи с потерей Эфиопией выхода к морю, откуда поступает 95% внешнеторгового груза, напряженность политической ситуации на Африканском Роге усилилась. Автор убежден, что ООН поторопилась с поддержкой плана референдума о независимости Эритреи. К тому моменту, по мнению диссертанта, не были исчерпаны в полной мере внутренние конституционно-правовые средства, направленные на повышение политического статуса Эритреи в составе Эфиопии, который мог быть установлен под международным контролем ООН. Это оградило бы Эритрею от произвольных действий со стороны Эфиопии в отношении гарантий государственного статуса Эритреи в составе Эфиопии. Такой подход был бы более оптимальным для достижения стабильности и мира на Африканском Роге.
2. Диссертант указывает на уязвимое место в деятельности ООН: референдум о независимости Эритреи проходил под эгидой ООН, что привело далее к признанию независимости Эритреи другими государствами и международными организациями1. Однако ООН не позаботилась до проведения указанного референдума уточнить вопрос в каких политических границах будет признана независимость Эритреи как самостоятельного государства. Именно на данном этапе возможно было достижение соглашения по тем вопросам, которые затем оказались причиной возобновления войны между Эритреей и Эфиопией.
3. В диссертации подтверждается важность признания всеми государствами Африки принципа уважения территориальной целостности государств названного континента, границы которых были установлены колониальными договорами в конце XIX века, в процессе установления стабильности в Африке. Вместе с тем диссертант не согласен, что указанный принцип распространяется на внутренние административные границы, каковыми являлись границы Эритреи в составе Эфиопии, делая важный вывод: нельзя лишать Комиссию по делимитации и демаркации границ между Эритреей и Эфиопией права решать вопрос, входящий в ее компетенцию, в необходимых случаях, на основе принципа справедливости.
4.
Заключение
Алжирского договора 2000 г. между Эритреей и Эфиопией в настоящем диссертационном исследовании расценивается как предопределяющий фактор разрешить рассматриваемый конфликт мирными средствами. Однако автор считает, что не в полной мере проработаны механизмы, направленные на разрешение спорных вопросов, которые нашли закрепление в названном Договоре. Главным образом это касается обязательства сторон признать решения Комиссии по делимитации и демаркации границ окончательными и обязательными. Диссертант считает.
1 See: Organization of African Unity. Statement of 26 April 1993 by the Organization of African Unity Observer Mission to the Eritrean Referendum // In: The United Nations and the Independence of Eritrea. N.Y., UN Department of Public Information, 1996.
2 See: Referendum Commission of Eritrea. Letter Dated 19 May 1992 from the Commissioner of the Referendum Commission of Eritrea to the Secretary-General of the United Nations inviting the United Nations to Observe and Verify the Referendum Process // In: The United Nations and the Independence of Eritrea. N.Y., UN Department of Public Information, 1996; Tekle Amare. The Experience of the Eritrean Referendum // In: External Voting Handbook. International IDEA. Addis Ababa, 1994. неправомерным применительно к суверенитету Эфиопии как государства требования этой Комиссии и в целом ООН1, чтобы Эфиопия беспрекословно выполнила решения Комиссии, противоречащие интересам Эфиопии. Обязательства Эфиопии о выполнении решений Комиссии по демаркации границ предполагает учет Комиссией всех законных прав сторон, включая Эфиопию. Навязывание Эфиопии неправомерных решений Комиссией противоречит положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Позицию Комиссии (и самой ООН) в отношении Эфиопии, по мнению автора, следует квалифицировать в качестве искусственного противопоставления принципа pacta sunt servanda и принципа уважения суверенитета государств.
5. В целях выхода из сложившегося тупика диссертант предлагает следующие действия: совершить демаркацию тех участков границы, по которым стороны достигли согласияпод эгидой ООН создать новый механизм по разрешению всех вопросов, связанных со спорными участками границы. Именно такой подход подразумевается в Алжирском договоре 2000 г., в котором говорится о том, что стороны могут договариваться в любое время урегулировать нерешенные требования в индивидуальном порядке путем прямых переговоров или с помощью взаимно согласованного механизма урегулирования.
Теоретическая и нормативная основа диссертации. В качестве теоретической основы диссертации были использованы научные разработки в области мирного разрешения международных споров, связанных с территориальными конфликтами между государствами.
1 See: Heraldo Munoz. Security Council urges political dialogue between Ethiopia and Eritrea. UN news Center. 7 January 2004; Kofi Annan. Peace between Ethiopia and Eritrea requires border demarcation. UN, N.Y., January 4, 2004; Adam Ereil. Ethiopia — Eritrea boundary issue. United States Department of State (Washington, DC) Press Release, January 21,2004.
Нормативную основу диссертации составили: Устав ООН, Уставы Организации Африканского Единства, Африканского Союза, колониальные договоры по установлению границ в Африке, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и решения Совета Безопасности ООН, доклады Генерального секретаря ООН, Комиссии по установлению границы между Эритреей и Эфиопией, а также национальное законодательство Эфиопии.
Методологическая основа диссертационного исследования. Методологическую основу диссертации составляет совокупность общепризнанных научных методов исследования: исторический, системный, статистический, логический, а также частные методы науки юриспруденции — толкование норм международных договоров и сравнительно-правовой.
Практическая значимость диссертации. Содержащиеся в диссертации выводы и заключения могут быть использованы в процессе дальнейших переговоров между правительствами Эритреи и Эфиопии по урегулированию территориального конфликта и демаркации соответствующих границ между ними.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре международного права Российского университета дружбы народов, где она прошла рецензирование и обсуждение. Основные положения диссертации были представлены в виде научного доклада на заседании кафедры международного права РУДН в апреле 2004 г. Историческая часть диссертации (глава I) опубликована в виде монографии в издательстве «Современная экономика и право» в январе 2004 г.
Структура диссертационной работы. Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами исследования, работа состоит из введения, трех глав (девять параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений (пять).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате анализа можно сделать следующие выводы, которые, по нашему мнению, будут способствовать ускорению процесса по окончательному мирному урегулированию конфликта между Эритреей и Эфиопией по ряду спорных районов и завершению делимитации и демаркации государственных границ между этими государствами.
Заключение
Алжирского соглашения в 2000 году между Эритреей и Эфиопией стало возможным не благодаря осознанию обеими сторонами возможных пагубных последствий в случае продолжения вооруженного конфликта, а в результате поражения в войне Эритреи и осознанием со стороны руководства Эритреи того факта, что путем войны им не достичь тех целей, ради которых Эритрея развязала в 1998 году войну против Эфиопии.
Хотя Алжирское соглашение обеспечивает механизм по мирному урегулированию спорных вопросов между Эритреей и Эфиопией, связанных со спорными районами, путем создания Комиссии по делимитации и демаркации границ между этими государствами, однако, оно слабо проработано в части обеспечения выполнения решений Комиссии в случае, если какая-либо сторона не согласится с решениями Комиссии, а также в случае, когда ситуация требует, чтобы Комиссия вышла за рамки своих полномочий в целях достижения основных целей, ради которых она была создана.
Оценивая сложившуюся ситуацию, а также состояние процесса по урегулированию рассматриваемого спора, следует отметить общую обстановку во Временной зоне безопасности и прилегающих районах можно все еще охарактеризовать как относительно стабильную с военной точки зрения. Вместе с тем тупиковая ситуация в мирном процессе явно отразилась на той обстановке, в которой действует МООНЭЭ, и наблюдающуюся в настоящее время относительную стабильность нельзя расценивать как гарантированную. Между тем МООНЭЭ продолжает посредством частого патрулирования и в рамках ограничений, введенных обеими сторонами, поддерживать целостность Временной зоны безопасности и пытается наблюдать за позициями вооруженных сил сторон, на которые они передислоцировались.
Последние месяцы отношения между властями Эритреи и МООНЭЭ ухудшились. Несмотря на демарши и призывы Специального представителя Генерального секретаря, целый ряд мер, предпринятых правительством Эритреи, затруднил эффективное проведение МООНЭЭ ее операций в некоторых аспектах. Это ухудшение проявилось в целом ряде сфер, включая сохраняющиеся ограничения на свободу передвижения Миссии, особенно в прилежащих районах к северу от Временной зоны безопасностизакрытие для движения транспорта МООНЭЭ эритрейскими властями главной дороги из Асмэры в Баренту, являющейся для Миссии главным маршрутом снабжения ее войск в Западном секторепродолжающиеся задержания властями сотрудников ООН, нанятых на местахцелый ряд недавних публичных заявлений некоторых руководящих должностных лиц Эритреи с нападками на операцию по поддержанию мира и на участвующих в ней сотрудников.
Поскольку МООНЭЭ по-прежнему сталкивается с ограничениями на передвижение в районах, прилегающих к Временной зоне безопасности в Эритрее, ее способность наблюдать за позициями, на которые передислоцировались эритрейские силы обороны, остается ограниченной.
До сих пор не достигнуто никакого сдвига в вопросе прямых рейсов между Асмэрой и Аддис-Абебой. Таким образом, МООНЭЭ продолжает испытывать на себе негативные последствия неспособности сторон урегулировать этот вопрос, поскольку полеты воздушных судов МООНЭЭ между двумя столицами по более протяженным маршрутам создают серьезные помехи Специальному представителю и его сотрудникам, которые трудятся в интересах установления мира между Эфиопией и Эритреей. Кроме того, полеты по обходным маршрутам привели к дополнительным расходам.
Основной причиной тупиковой ситуации в мирном процессе продолжает оставаться отсутствие прогресса в работе по демаркации границы. В результате Комиссия по установлению границы сократила объем деятельности своих отделений на местах до минимума, позволяющего возобновить работу на местах, когда стороны позволят ей сделать это.
Несмотря на трудности с осуществлением решения Комиссии по установлению границы и отсутствие столь необходимого диалога между Эфиопией и Эритреей, стороны продолжают выполнять свои обязательства по Соглашению о прекращении военных действий, соблюдая неприкосновенность Временной зоны безопасности. Однако, сохраняющийся тупик в мирном процессе сам по себе является источником нестабильности.
Мирный процесс в отношениях между Эфиопией и Эритреей вряд ли будет успешным, если стороны по-прежнему не будут проявлять желания продвигаться вперед и делать уступки. Прошло четыре года после окончания военных действий, и настало время для того, чтобы стороны продемонстрировали дополнительную гибкость. Следует надеяться, что правительства обеих стран осознают и, возможно, разъяснят своим народам, что необходимо сделать взвешенный выбор, с тем чтобы положить конец нынешнему тупику. Если это не будет сделано, то это может поставить под угрозу мирные усилия в целом. С другой стороны, скорейшее завершение мирного процесса неизбежно позволит обеим странам воспользоваться плодами мира и сосредоточить внимание на столь необходимых реконструкции и развитии.
Список литературы
- Нормативные акты и документы
- Устав Организации Объединенных Наций, 1945 г. // Действующее международное право (избранные документы): Учебное пособие. М., 2002.
- Статут Международного Суда Организации Объединенных Наций, 1945 т. II Действующее международное право (избранные документы): Учебное пособие. М., 2002.
- Венская конвенция «О правопреемстве государств в отношении договоров», 23 августа 1978 г. // Действующее международное право (избранные документы): Учебное пособие. М., 2002.
- Протокол, касающийся статуса беженцев, 16 декабря 1966 г. // Действующее международное право (избранные документы): Учебное пособие. М., 2002.
- Венская конвенция о праве международных договоров, 23 мая 1969 г. // Действующее международное право (избранные документы): Учебное пособие. М., 2002.
- Конвенция о мирном решении международных столкновений, 5(18) октября 1907 г. // Действующее международное право (избранные документы): Учебное пособие. М., 2002.
- Общий акт о мирном разрешении международных споров, 26 сентября 1928 г. // Действующее международное право (избранные документы): Учебное пособие. М., 2002.
- Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, 15 ноября 1982 г. // Действующее международное право (избранные документы): Учебное пособие. М., 2002.
- Определение агрессии. Резолюция, принятая XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН, 14 декабря 1974 г. // Действующее международное право (избранные документы): Учебное пособие. М., 2002.
- Женевская конвенция о защите жертв войны, 12 августа 1949 г. // Действующее международное право (избранные документы): Учебное пособие. М., 2002.
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, 10 декабря 1982 г. // Действующее международное право (избранные документы): Учебное пособие. М., 2002.
- Хартия Организации Африканского Единства, 26 мая 1963 г. // Международное право. Сборник документов. М., 2000.
- Учредительный акт Африканского Союза, 12 июня 2000 г. // МЖМП.2003. № 3.16. Док. ООН. S/2004/543.
- Council of Foreign Ministers, C.F.M./0/L/48/IC/202.
- Council of Foreign Ministry. «Draft Peace Treaty with Italy», 18 July 1946, Art. 17.
- Department of State. Disposition of the Former Italian Colonies: United States Position in the Council of Foreign Ministers on the Question. // Press Release. 14/733. 14 September 1948.20. Doc. A/C.1/W.8.
- Doc. А/АС.44/ L. 11 and L. 12.
- Eritrea and The UN: Appeal of the Eritrean People to the 26th Session of the General Assembly, New York, 1971.49.52.55.58,59,60