Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Уголовно-правовая охрана прав потребителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», будучи основным нормативным актом, регламентирующим характер и порядок соответствующих правоотношений, одновременно выступил в роли вектора, обозначившего одно из основных направлений правовой политики государства по обеспечению жизненно важных интересов населения. Данный закон упорядочил и существенно модернизировал формы и способы защиты… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава 1. Права потребителей как объект уголовно-правовой охраны
    • 1. 1. оричое развитие уголовного законодателва об отвевенни за нарушение прав потребителя
    • 1. 2. Объект и предмет пруплений, пгающих на права потребителей
  • Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на права потребителей
    • 2. 1. Характерика пруплений, непевенно пгающих на права потребителей
    • 2. 2. Уголовно-правовая характерика пруплений, приковенных к пгателвам на права потребителей
  • Глава 3. Проблемывершевования правоприменительной практики вере уголовно-правовой охраны прав потребителей

Уголовно-правовая охрана прав потребителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Всесторонняя защита прав и интересов граждан — одно из направлений деятельности правового государства. Уровень защиты интересов населения определяется степенью обеспеченности правового регулирования тех общественных отношений, в которые граждане вступают ежедневно в целях удовлетворения естественных бытовых и материальных потребностей. Сфера потребления является индикатором отношения государства к гражданину, реализации идеи первостепенного обеспечения насущных запросов людей. Задача урегулирования потребительского рынка, правового обеспечения прав потребителя актуализируется в условиях развития рыночных экономических отношений, стандартизации торговли и бытового обслуживания населения.

Будучи структурным элементом экономики, потребительский рынок нуждается в особой регламентации, поскольку в его рамках сочетаются, а нередко вступают в противоречие интересы субъектов, реализующих товары и услуги населению, а также законные права и интересы граждан, выступающих в роли потребителей таких товаров и услуг. В соответствии с аксиомой общественной жизни по мере развития и совершенствования той или иной сферы жизнедеятельности людей возникают и приобретают собственные очертания присущие ей правонарушения, в том числе преступления. Криминальные проявления, посягающие на права и интересы потребителя, подверглись в течение последних лет значительной трансформации, выразившейся, прежде всего, в разнообразии их форм, расширению круга затрагиваемых общественных отношений — от сертификации до торговли, от рекламы товаров и услуг до обеспечения населения электроэнергией и т. д.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», будучи основным нормативным актом, регламентирующим характер и порядок соответствующих правоотношений, одновременно выступил в роли вектора, обозначившего одно из основных направлений правовой политики государства по обеспечению жизненно важных интересов населения. Данный закон упорядочил и существенно модернизировал формы и способы защиты прав потребителей в области безопасности товаров и услуг, их качества. Аналогичную социально-правовую функцию выполняют Законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг», а также ряд других нормативных актов. На фоне весьма динамичного развития законодательства о потребительских правах объективно оказались востребованными и отрасли права, регламентирующие реальное обеспечение таких прав путем установления юридической ответственности. Общий государственный контроль в сфере функционирования потребительского рынка получил поддержку в различных отраслях права — гражданском, административном, уголовном. Уголовное законодательство в соответствующей его части является сегодня одним из действенных инструментов обеспечения прав и законных интересов потребителя.

В уголовно-правовой науке сфера защиты интересов потребителя освещалась такими учеными как Беляев H.A., Быкодорова А. Ф., Волженкин Б. В., Вольфман Г. И., Галахова A.B., Гаухман Л. Д., Леонтьев Б. М., Лопашенко H.A., Маландин И. Г., Некипелов П. Т., Пинкевич Т. В., Яцеленко Б. В. и рядом других авторов. Большая часть исследований замыкается на изучении различных форм обмана покупателей (или потребителей по терминологии действующего уголовного закона). Практика показывает, что именно это преступление является наиболее распространенным. Однако Уголовный кодекс 1996 г. содержит не один, а целый ряд составов преступлений, причиняющих вред или ставящих под угрозу причинения вреда совокупность общественных отношений, в основе которых лежат права и законные интересы потребителя. Данные преступления и их формализованное отражение в законе образуют систему, особый подвид, обладающий собственными специфичными уголовно-правовыми и криминологическими характеристиками. Комплексных исследований общественно опасных деяний такой направленности в отечественной науке уголовного права, к сожалению, не существует.

Восполнению данного пробела в науке и посвящено данное диссертационное исследование.

Противодействие посягательствам на права потребителей осуществляется правоохранительными органами посредством приемов уголовно-правовой охраны данного объекта. По данным Информационного Центра МВД Кабардино-Балкарской Республики в 1995 г. в суды региона было направлено 383 уголовных дела по признакам ст. 156 УК РСФСР «Обман покупателей и заказчиков», в 1996 г. — 282. С введением в действие УК Российской Федерации 1996 г. ситуация в данной области значительно изменилась. В 1997 г. по признакам ст. 200 УК РФ «Обман потребителей» в суды направлено всего 93 уголовных дела, в 1998 г. — 63. Некоторое увеличение показателей деятельности правоохранительных органов по защите прав потребителей уголовно-правовыми средствами произошло лишь в последние годы. В 1999 г. количество уголовных дел, направленных в суд по ст. 200 УК РФ составило 191, в 2000 г. -149. Неудовлетворительны результаты противодействия производству, приобретению, хранению, перевозке и сбыту немаркированных товаров и продукции как преступлению, существенно затрагивающему законные права потребителей. В 1999 г. в суды направлено всего 3 уголовных дела по ст. 171−1 УК РФ, в 2000 г. — 10. Крайне низкими остаются показатели борьбы с незаконным использованием товарного знака (ст. 180 УК РФ): в 1997 г. в суды направлено 7 уголовных дел данной категории, в 1998 г. — 1, 1999 г. -5, 2000 — 1. Ни одного уголовного дела за весь период действия нового УК РФ не было возбуждено по фактам заведомо ложной рекламы.

Невысокую эффективность использования уголовно-правового инструментария для охраны и защиты прав потребителей мы видим отчасти в недостаточности теоретических разработок в данной сфере.

Введение

Уголовным кодексом ряда составов преступлений, устанавливающих ответственность за ранее не известные законодательству посягательства на права потребителя, а также существенную модернизацию ранее действовавших норм, поставили и перед наукой уголовного права, и правоприменительной практикой задачи, связанные с разработкой их основных и дополнительных признаков, установлением особенностей квалификации, унифицирования правил реализации. Особого внимания заслуживают проблемы толкования терминов и лексических юридических оборотов, заимствованных Уголовным кодексом в источниках законодательства о защите прав потребителей. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящей работы заключается в проведении системно-структурного анализа средств уголовно-правовой охраны прав и интересов потребителей, социально-правовой природы соответствующих норм УК Российской Федерации, а также в научном осмыслении теоретических и практических проблем, связанных с их применением. Достижение поставленной цели опосредуется решением следующих задач:

— изучение истории вопроса об уголовной ответственности за преступления, посягающие на права потребителей;

— анализ объективных и субъективных признаков преступлений, объектом которых выступают права потребителей;

— классификация общественно опасных деяний, посягающих на права потребителей;

— исследование особенностей квалификации преступлений, посягающих на права потребителей;

— теоретическое обоснование способов совершенствования правоприменительной практики в сфере уголовно-правовой охраны прав потребителей.

Объектом данного диссертационного исследования выступают общественные отношения, связанные с уголовно-правовой охраной прав и интересов потребителей.

Предмет исследования — нормы уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за совершение преступлений, посягающих на права потребителей, а также нормы гражданского и административного законодательства.

Методология и методика исследования. Диссертация базируется на диалектическом и системном методах познания явлений общественной жизни. Основу исследования составили также разработки отечественных ученых-юристов, касающиеся проблем правовой охраны прав потребителей. Методологическим инструментарием для решения названных задач послужили метод исторического, системно-структурного анализа, формальной логики, метод статистического и социологического исследования, анкетирование и интервьюирование.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Законы РФ «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также ряд других Законов РФ и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения прав потребителей.

Самостоятельным источником диссертационного исследования является следственно-судебная практика по делам о преступлениях, посягающих на права потребителей. При подготовке диссертации изучению подвергнуты материалы 280 уголовных дел, возбужденных правоохранительными органами Кабардино-Балкарской Республики, Ростовской и Московской областей по преступлениям, посягающим на права и интересы потребителей, 120 постановлений об отказе в возбуждении и о прекращении уголовного дела.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном подходе к научно-теоретическому осмыслению уголовно-правовой охраны прав потребителей, ее социально-правовой природе. К новым результатам можно также отнести предлагаемую автором классификацию преступлений, направленных против прав потребителей, предложения диссертанта по совершенствованию норм уголовного законодательства, ориентированных на обеспечение охраны прав потребителей, практики их применения.

Основные положения, выносимые на защиту, могут быть сформулированы следующим образом:

1. В качестве родового объекта преступлений, направленных против интересов и прав потребителей, следует признавать экономику, понимаемую как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Видовой объект этих преступлений может быть определен как охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Непосредственный объект изучаемой группы преступленийинтересы и права потребителей.

2. Предлагается следующая классификация преступлений, посягающих на интересы и права потребителей:

— преступления, в которых права и интересы потребителя являются основным непосредственным объектом (ст. 200 УК РФ «Обман потребителей»);

— преступления, в которых права и интересы потребителя являются дополнительным непосредственным объектом (ст.215−1 «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения», ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»);

— преступления, в которых права и интересы потребителя являются факультативным непосредственным объектом (ст.171−1 «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции», ст. 180 «Незаконное использование товарного знака», ст. 181 «Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм», ст. 182 «Заведомо ложная реклама», ст. 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов»).

3. Уголовно-правовой запрет «Обман потребителей» следует перенести из главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» в главу 21 «Преступления против собственности». Данная технико-юридическая операция позволит более правильно обозначить место данного преступления в системе других посягательств на имущественные интересы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог нашему исследованию, сформулируем основные его выводы и положения:

1. Российское уголовное законодательство располагает определенными традициями в обеспечении защиты прав и интересов потребителей, восходящими к Артикулам воинским Петра I 1715 года. В качестве основных признаков преступлений данного вида выступают сфера их совершенияреализация товаров и услуг, а также обман как способ деяния.

2. Монополия авторитарного советского государства на производство и потребление, спрос и предложение, абсолютизация интересов государства в сфере потребительского рынка явились причиной отсутствия развитых легитимных способов защиты потребительских прав граждан.

3. По мере развития уголовно-правовой науки, в частности законодательной техники и оснований классификации преступлений, посягательства на права и интересы потребителей смещаются из группы имущественных преступлений в группу преступлений хозяйственно-экономической направленности, законодательно совершенствуется описание способов обмана потребителя. Однако до принятия действующего Уголовного кодекса РФ законные права и интересы потребителей рассматриваются лишь в качестве дополнительного объекта уголовно-правовой охраны.

4. Обеспечение прав и интересов потребителя уголовно-правовыми средствами характеризуется исторической преемственностью и динамичностью.

5. Законные права и интересы потребителя подлежат защите со стороны различных отраслей права. Однако формы такой защиты различны и предопределяются спецификой методов отраслевого регулирования. В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации права и интересы потребителей обособились в самостоятельный объект правовой охраны.

6. В качестве родового объекта преступлений, направленных против интересов и прав потребителей, следует признавать экономику, понимаемую как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Видовой объект этих преступлений может быть определен как охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Непосредственный объект изучаемой группы преступленийинтересы и права потребителей.

7. Нами предлагается следующая классификация преступлений, посягающих на интересы и права потребителей:

— преступления, в которых права и интересы потребителя являются основным непосредственным объектом в ст. 200 УК РФ «Обман потребителей»;

— преступления, в которых права и интересы потребителя являются дополнительным непосредственным объектом в преступлениях, предусмотренных ст. 215−1 «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения», ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»;

— преступления, в которых права и интересы потребителя являются факультативным непосредственным объектом в преступлениях, предусмотренных ст. 171−1 «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции», ст. 180 «Незаконное использование товарного знака», ст. 181 «Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм», ст. 182 «Заведомо ложная реклама», ст. 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов».

Предложенная классификация преступлений, причиняющих вред законным интересам и права потребителя, либо могущих поставить их под угрозу причинения вреда, позволяет сформировать системный подход к пониманию характера и степени общественной опасности деяний данной группы, обеспечить их всестороннее уголовно-правовое изучение.

8. Признаки предмета в различных группах преступлений, посягающих на интересы и права потребителей, имеют особенности:

— в рамках состава преступления, предусмотренного ст. 200 УК РФ «Обман потребителей», где права и интересы потребителя являются основным непосредственным объектом, предмет представлен в материальной форме, поскольку отражает материальные (имущественные, денежные) общественные отношения, является их носителем. Предметом преступления, предусмотренного ст. 200 УК РФ, являются работы, товары, услуги, имеющие денежный эквивалент, предоставляемые потребителю продавцом или исполнителем, либо денежные суммы, используемые для приобретения работ, товаров, услуг.

— в рамках составов преступлений, объединенных нами по признаку отнесения прав и интересов потребителя к дополнительному непосредственному объекту (ст.215−1 УК «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения», ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности»), предмет преступления является элементом нематериального (иного ценностного) общественного отношения, а именно — общественного отношения, сложившегося по поводу жизнеобеспечения населения (ст.215−1 УК), а также безопасности потребления (ст.238). Представляется, что в данных составах предмет преступления несет и дополнительную функциональную нагрузку, он отражает условия существования конкретного общественного отношения. В нашем случае такими условиями выступают безопасность потребления (ст.238), жизнеобеспеченность населения (ст.215−1 УК).

— в третьей группе общественно опасных деяний, где интересы и права потребителя являются факультативным непосредственным объектом (ст.ст. 171−1 «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции», 180 «Незаконное использование товарного знака», 181 «Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм», 182 «Заведомо ложная реклама», 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов»), предмет преступления одновременно является и предметом нематериальных, неимущественных общественных отношений. Именно поэтому он не обладает как предмет преступного воздействия материализованной субстанцией, хотя и располагает юридически значимыми признаками.

9. Часть 1 ст.215−1 УК РФ предлагается изложить в следующей редакции:

1. Незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям и иным лицам электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия, -.".

10.Юридическая характеристика преступлений, в которых непосредственным основным или дополнительным объектом выступают права и интересы потребителя, связывается нами со спецификой основания возникновения соответствующих правоотношений между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем). Таким основанием является договор купли-продажи, договор бытового подряда и иные договоры.

11. Обман в сфере потребления может быть представлен в форме обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качеств товара (услуги) либо в форме иного обмана. В рамках состава ст. 200 УК обман может касаться самого предмета договора, а также его стоимости, эквивалента физического измерения и денежной массы и т. д.

12. Систематизируя признаки обмеривания, мы относим к ним следующие: обмеривание возможно в тех случаях, когда товар исчисляется единицами линейной длины (сантиметры, метры, в том числе квадратные) либо единицами объема (литры, кубические сантиметры и метры) — потребителю передается товар искомого наименования и качествапотребителю передается товар в меньшем количестве, чем это предполагается по договорув результате обмеривания потребитель передает продавцу большую сумму денег (наличных или безналичных), чем это предполагается по договоруспособ действий при обмеривании не влияет на квалификацию содеянного, но косвенным образом может свидетельствовать о неоднократности действий, что повышает общественную опасность деяния.

13. К признакам обвешивания мы относим следующие: возможно в тех случаях, когда товар исчисляется единицами веса (граммами, килограммами, центнерами, тоннами) — потребителю передается товар искомого наименования и качествапотребителю передается товар в меньшем количестве, чем это предполагается по договорув результате обвешивания потребитель передает продавцу большую сумму денег (наличных или безналичных), чем это предполагается по договоруспособ действий при обвешивании не влияет на квалификацию содеянного, но косвенным образом может указывать на неоднократность действий, что повышает общественную опасность деяния.

14. Признаки обсчета потребителей могут быть суммированы следующим образом: обсчет может быть представлен как при наличной, так и безналичной форме расчетовпотребитель получает товар искомого качества, но, возможно, в ненадлежащем количествевыражается либо в неправильном исчислении стоимости товара (услуги) либо в неправильном исчислении остаточной суммы расчета (сдачи).

15. Самостоятельной формой обмана потребителя является введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качеств товара (услуги), при этом обман может касаться следующей информации: о качестве товара (услуги), в том числе его сортности, составе (ингридиентах), весе и объеме содержимого, калорийности, наличии консервантов, в том числе канцерогенного свойства, противопоказаниях к применению (использованию), дате изготовления, месте изготовления или расфасовкио возможности использования товара (услуги) в определенных специальных целях или целях обычного функционального примененияо продолжительности срока годности либо срока службы товара (услуги) — о порядке и условиях ремонта, замены товара (услуги) или отдельных его частей (агрегатов, механизмов). Обман может быть устным и документальным, активным либо пассивным.

16.Под иным обманом покупателей и заказчиков следует понимать любые действия виновного, направленные на получение от граждан сумм, превышающих стоимость приобретенного товара или оказанной услуги. Одним из проявлений «иного обмана», ставшим распространенным в последние годы, является реализация несертифицированной и фальсифицированной продукции. Проявления иного обмана обладают высокой степенью латентности.

17. Обман потребителей совершается исключительно с прямым умыслом. Неправильный расчет с потребителем по небрежности (по невнимательности, недосмотру, вследствие арифметической ошибки и т. п.) не образует состава рассматриваемого преступления, подобные действия могут повлечь лишь меры дисциплинарного характера.

18. Прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения являются незаконными в тех случаях, когда данные действия не подпадают под признаки крайней необходимости и не соответствуют основаниям, содержащимся в нормативных актах Российской Федерации.

19. Под прекращением подачи потребителям электрической энергии мы понимаем полную остановку процесса отпуска электроэнергии в адрес потребителей со стороны энергопроизводящих (энергореализующих, энергораспределяющих) организаций. Ограничение подачи потребителям электрической энергии — значительно снижение отпуска электроэнергии в адрес потребителей со стороны энергопроизводящих (энергореализующих, энергораспределяющих) организаций относительно объективных потребностей потребителя или в количестве, значительно ниже объема, содержащегося в договоре поставки. Отключение потребителей от других источников жизнеобеспечения мы связываем с совершением действий, в результате которых для потребителя становится невозможным доступ к центральному водоснабжению, газовой сети, канализации, телефонной связи. Перечень источников жизнеобеспечения может быть расширен, но в любом случае речь идет о тех из них, которые призваны непосредственно обеспечивать биологические потребности организма, обуславливающие его жизнедеятельность и безопасное функционирование.

20. В преступлении, предусмотренном 4.1 ст.215−1 УК РФ, возможность наступления общественно опасных последствий должна обладать самостоятельными совокупными критериями: такая возможность должна быть реальной, т. е. существовать не умозрительно, предположительно, а в объективной действительностивозможность должна распространяться на неопределенный круг потребителей, В случае конкретизации причинения вреда какому-то определенному потерпевшему деяние подлежит уголовно-правовой оценке как преступление против личности.

21. Субъектом преступления, предусмотренного ст.215−1 УК РФ, могут выступать: должностные лица энергопроизводящих, энергореализующих либо энергораспределяющих хозяйствующих субъектов (юридических лиц, отнесенных к государственному ведению), принимающие решения о незаконном прекращении или ограничении электрической энергии либо отключении потребителей от других источников жизнеобеспечениялица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных энергопроизводящих, энергореализующих либо энергораспределяющих хозяйствующих субъектов (юридических лиц), принимающие решения о незаконном прекращении или ограничении электрической энергии либо отключении потребителей от других источников жизнеобеспечения.

22. Для квалификации действий по ст. 238 УК РФ необходимо установить фактическое несоответствие товара требованиям безопасности. Представляется, что данный вопрос может быть решен только в экспертном порядке. Экспертиза по данным вопросам должна поручаться аккредитованным органам по сертификации соответствующей продукции.

23. Отличие деяния, предусмотренного ст. 238 УК РФ, от такой формы обмана потребителя (по ст. 200 УК РФ) как введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качеств товара заключается в признаках самого товара (услуги, работы). В ст. 238 УК РФ предмет имеет дополнительный признак — несоответствие требованиям безопасности, следовательно, при квалификации предпочтение должно отдаваться более специальному составу, каковым является ст. 238 УК РФ.

24. Преступления, предусмотренные ст.ст. 171−1, 180, 181, 182 УК РФ, обладают следующими особенностями:

— уголовно-правовые запреты на совершение действий, предусмотренных ст.ст. 171−1, 180, 181, 182 УК РФ, направлены на охрану самостоятельных общественных отношений, связанных с экономической деятельностью, безопасностью здоровья населения, порядком функционирования коммерческих и иных организаций, однако косвенным образом обеспечивают уголовно-правовую охрану прав и интересов потребителей;

— в случае введения предметов данных преступлений на потребительский рынок данные преступления реально могут причинить вред правам и интересам потребителей, в частности таким как право на качество товара (работы, услуги), на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), товаре (работе, услуге) и т. д., поставленным под охрану закона;

— механизм причинения вреда правам и интересам потребителя в данных преступлениях заключается в разнообразной фальсификации потребительских свойств или качеств товара (услуги), либо информации о таких свойствах и качествах;

— в случае введения предметов данных преступлений на потребительский рынок данные деяния подлежат дополнительной квалификации по ст. 200 УК РФ по признаку введения потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств или качеств товара (при наличии иных необходимых признаков, содержащихся в УК РФ), если эти деяния совершены гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), либо уполномоченными на непосредственную реализацию товаров (услуг) населению сотрудниками организаций, для которых реализация товаров или обслуживание населения охватываются уставными задачами;

— в случае введения предметов данных преступлений на потребительский рынок данные деяния подлежат дополнительной квалификации по ст. 159 УК РФ, если совершены лицами, не являющиеся субъектами преступления по ст. 200 УК РФ «Обман потребителя».

25.Уголовно-правовой запрет «Обман потребителей» следует перенести из главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» в главу 21 «Преступления против собственности». Данная технико-юридическая операция позволить более правильно обозначить место данного преступления в системе других посягательств на имущественные интересы.

26.Обманные действия в виде обмеривания, обвешивания и иных приемов, изложенных в ст. 200 УК РФ, но совершенные виновным в отношении гражданина, приобретающего товары (услуги) для последующего их использования в целях предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, должны квалифицироваться по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

27.Граждан-вкладчиков не следует признавать потребителями в смысле ст. 200 УК РФ. Все обманные действия в отношении них, связанные с обсчетом, введением в заблуждение относительно качеств оказываемой услуги и т. п. следует квалифицировать как мошенничество по ст. 159 УК РФ.

28.0бман потребителя следует считать оконченным в тот момент, когда на основании и в соответствии с договором купли-продажи денежный эквивалент товара (услуги, работы) был фактически получен продавцом (исполнителем) как условие передачи соответствующего предмета потребителю.

29.В тех случаях, когда фактически причиненный размер ущерба потребителю является малозначительным, но обстоятельства дела объективно свидетельствуют о направленности умысла на совершение обмана потребителя в размерах, соответствующих примечанию к ст. 200 УК РФ, содеянное следует квалифицировать как покушение на обман потребителей (ч.З ст. ЗО, ст. 200 УК РФ).

30.Помимо индивидуальных предпринимателей, субъектом уголовной ответственности по ст. 200 УК РФ могут быть только уполномоченные на непосредственную реализацию товаров (услуг) населению сотрудники, находящиеся в трудовых правоотношениях с организациями, для которых реализация товаров или обслуживание населения охватываются уставными задачами. Лицо, не уполномоченное в связи со своими служебными обязанностями на реализацию товаров и услуг населению, не может быть субъектом уголовной ответственности по ст. 200 УК РФ. Действия таких лиц, содержащие признаки объективной стороны обмана потребителя, следует квалифицировать по ст. 159 «Мошенничество». Как мошенничество следует оценивать аналогичные действия лиц, не являющихся служащими предприятий торговли или обслуживания населения.

31. Изложить часть 1 ст. 180 УК РФ в следующей редакции:

Незаконное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается .".

Часть 2 ст. 180 УК РФ изложить в следующей редакции:

Незаконное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается .".

32. Главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» следует дополнить самостоятельной нормой, изложив ее следующим образом:

Статья №. Производство (изготовление) с целью сбыта, а равно сбыт контрафактной продукции.

Производство (изготовление) с целью сбыта, а равно сбыт контрафактной продукции в крупном размере, наказывается.

Те же действия, совершенные в особо крупном размере, организованной группой либо неоднократно, наказываются .

Примечание: крупным размером признается стоимость контрафактной продукции, в двести раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления, а особо крупным размером — в пятьсот раз.".

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2000.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1999.
  4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 2000.
  5. Закон СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. № 24. Ст. 690.
  6. Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2322.
  7. Закон Российской Федерации от 5.03.99г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Российская газета. 1999. И марта.
  8. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». М., 2000.
  9. Федеральный закон от 25,08.95г. № 153-Ф3 «О федеральном железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. ст. 3505.
  10. Федеральный Закон РФ от 5 июля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Российская газета. 1996. 9 августа.
  11. Федеральный закон от 18.06.95 г. № 108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. ст. 2864.
  12. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 26.03.98 г. № 41-ФЗ, от 31.03.99 г. № 66-ФЗ // Российская газета. 1998. 7 апреля- 1999. 7 апреля.
  13. Указ Президента РФ «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципальногожилищных фондов» от 29.03.96 г. № 432 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 14. ст. 1432.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.97 г. № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» К Российская газета. 1997. 19 сентября.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.94 г. № 1227 «О Межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 31. ст. 3288.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 6.01.2000г. № 17 «Об образцах марок акцизного сбора для маркировки алкогольной продукции иностранного производства» // Российская газета. 2000. 11 января.
  17. Постановление Правительства РФ от 12.07.99 г. № 797 «Об обязательной маркировке специальными марками алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 17 июля.
  18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.10.99 г. № 1701-р «Об усилении борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 44.
  19. Инструкция по осуществлению пробирного надзора, утвержденная Приказом Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням от 23 июня 1995 г. № 182 // Российские вести. № 144. 3.08.95.
  20. Письмо ФКЦБ России от 26.04.97 г. № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 19 сентября.
  21. Письмо Комитета Российской Федерации по торговле от 13.03.95 г. № 1304/32−2 «О порядке оформления ценников на реализуемые товары» // НДС. 1996. № 8.
  22. Правила по наименованию места происхождения товара, утвержденные Комитетом РФ по патентам и товарным знакам 29.12.92 г. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1993. № 4.
  23. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением
  24. Правительства Российской Федерации от 13.01.96 г. № 27 И Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. ст. 194.
  25. Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 г. № 725 // Российская газета. 2000. 17 октября.
  26. Правила предоставления услуг телеграфной связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.97 г. № 1108 // Российская газета. 1997. 17 сентября.
  27. Распоряжение Государственного Таможенного Комитета России от 17.12.98 г. № 01−14/1288 «О приобретении марок акцизного сбора и таможенном оформлении подакцизных товаров, подлежащих маркировке»,
  28. Информационное письмо МВД, ГТК, ФСНП и ГКАП РФ от 16.06.96 г. «Методические рекомендации о мерах по обеспечению сохранности объектов интеллектуальной собственности».
  29. Хартия защиты прав потребителей. Резолюция № 543 XXV сессии консультативной Ассамблеи Европейского Союза 1973 г.
  30. Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 2 от 14 марта 1975 г. «О судебной практике по делам об обмане покупателей и заказчиков».
  31. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 10 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».
  32. Постановление пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29.09.94 г. № 7 с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.04.95 г. № 6, от 25.10.96 г. № 10.
  33. Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 11 от 30 ноября 1990 г. «О применении судами законодательства об уголовной ответственности за злоупотребления в торговле».
  34. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР № 4 от 5 октября 1982 г. «О судебной практике по делам о получении незаконноговознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения (ст.156−2 УК РСФСР)».
  35. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г. № 4 «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества».
  36. Архив 1 ОВД г. Нальчика КБР за 2000 год.
  37. Архив 3 ОВД г. Нальчика КБР за 2000 год.
  38. Архив отказных материалов 1 ОВД г. Нальчика за 1999 год.
  39. Архив Верховного Суда Кабардино-Балкарской республики за 1999 год.
  40. Архив Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской республики за 1998, 1999 год.
  41. Архив Зольского районного суда Кабардино-Балкарской республики за 1999 год.
  42. Архив Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики за 1996−2000 год.
  43. Архив суда г. Нарткала Кабардино-Балкарской Республики за 1998 год.
  44. Архив Урванского районного суда Кабардино-Балкарской республики за 1999 год.
  45. Архив Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской республики за 1999 год.
  46. Материалы наблюдательного производства Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики за 2000 год.
  47. Обзор организации розничной торговли за 1999 год, проведенный Кабардино-Балкарским союзом защиты прав потребителей.1. МОНОГРАФИИ, КНИГИ
  48. H.A., Шведова H.H. Товарные знаки и марки акцизного сбора на алкогольную продукцию и табачные изделия (правила маркировки, ответственность за их незаконное использование, особенности экспертного исследования). Волгоград, 2000.
  49. Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. М., 1999.
  50. Я.М. Уголовная ответственность и ее основания в советском уголовном праве. М., 1963.81 .Верховцев A.B. Как защищаются права потребителей. М., 1997.
  51. С.С., Витвицкий A.A. Преступления в сфере экономической деятельности (уголовно-правовой аспект). Ростов-на-Дону, 1998.
  52. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.
  53. .В. Экономические преступления. СПб, 1999.
  54. Г. И. Квалификация преступлений против советской торговли. Саратов, 1977.
  55. Г. И., Маландин И. Г. Уголовно-правовая борьба с обманом покупателей в предприятиях розничной торговли и общественного питания. Саратов, 1963.
  56. A.B. Уголовная ответственность за хозяйственные преступления: вопросы квалификации. М., 1987.
  57. Л. Д., Максимов C.B. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М., 1996.
  58. A.A., Грингауз Ш. С., Дурманов Н. Д., Исаев М. М., Утевский Б. С. История советского уголовного права 1917−1947, М., 1948.
  59. A.C., Шишко Й. В., Хлупина Г. Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998.
  60. В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М., 1972.
  61. В.М. Теневая экономика. М., 1997.
  62. Законы Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации товаров и услуг» / Постатейные комментарии Я. Е. Парция. М., 1997.94.3дравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории. JL, 1964.
  63. Исикава Кару. Японские методы управления качеством. М., 1988.
  64. А.Ф. Общая часть уголовного права. Альбом схем. М., 1997.
  65. B.C., Слепаков С. С. Правовые основы защиты интересов потребителей. М., 1999.
  66. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М., 1998.
  67. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федераций. Особенная часть / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 1996.
  68. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / под ред. Ю. Д. Северина. М., 1984.
  69. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М., 1984.
  70. Ю.В. Уголовная ответственность за обман покупателей и заказчиков. М., 1978.
  71. Н.й. Объект посягательства и квалификация преступления. Волгоград, 1976.
  72. С.М. Ответственность за корыстные преступления против собственности. М., 2000.
  73. Н.Ф. Ответственность за приготовление к преступлению и покушение на преступление по советскому уголовному праву. М., 1958.
  74. Курс советского уголовного права / под ред. H.A. Беляева. Том 4. Л., 197 В.
  75. Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т.4 / под ред. H.A. Беляева. Л., 1978.
  76. Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т.5. М., 1971.
  77. Р. Макконнелли, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Том 1.М., 1996.
  78. H.A. Преступления в сфере экономической деятельности. Ростов-на-Дону, 1999.
  79. H.A. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997.
  80. В.В. Уголовное право. Особенная часть. СПб, 1995.
  81. П.Г. Очерки по истории советского уголовного права. 1917−1918 г. г. М., 1954.
  82. A.B. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1996.
  83. .С. Объект преступления. М., 1960.
  84. Отечественное законодательство XI—XX вв.еков. Часть 1. XI—XIX вв.ека / под ред. О. И. Чистякова. М., 1999.
  85. Отечественное законодательство XI—XX вв.еков. Часть 2 / под ред. О. И. Чистякова. М., 1999.
  86. Н.И. Уголовное право в системе межотраслевых связей. Волгоград, 1998.
  87. T.B. Преступления в сфере экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика, система, особенности квалификации. Ставрополь, 2000.
  88. Российское уголовное право. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, A.B. Наумова. М., 1996.
  89. Российское уголовное право. Особенная часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, A.B. Наумова. М., 1997.
  90. Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. М., 1985.
  91. В.В. Уголовно-правовая охрана социалистического хозяйства. Харьков, 1973.
  92. Уголовное право России. Особенная часть I под ред. А. И. Рарога. М., 1996.
  93. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / од ред. Г. Н. Борзенкова, В. С. Комиссарова. М., 1997.
  94. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под ред. Б. В. Здравомыслова. М., 1996.
  95. Уголовное право. Общая часть / под ред. В. Н. Петрашева. М., 1999.
  96. Уголовное право. Особенная часть / под ред. И .Я. Козаченко, З. А. Незнамовой, Г. П. Новоселова. М., 1998.
  97. Уголовное право. Особенная часть I под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. М., 1998.
  98. Уголовный закон и преступление / под ред. Э. С. Тенчова. Иваново, 1997.
  99. Уголовный кодекс РСФСР (с комментариями) / под ред. О. В. Грачева. М., 1992.1. СТАТЬИ
  100. В.Н. О договоре электроснабжения // Хозяйство и право. 1996. № 6.
  101. В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью // Российская юстиция. 1997. № 2.
  102. П., Данько В. Обман покупателей (заказчиков) или мошенничество? // Советская юстиция. 1991. № 5.
  103. Ю.Г., Диденко А. Г. Дисциплинарное значение оперативных санкций // Советское государство и право. 1083. № 4.
  104. О. Ответственность за незаконное повышение или поддержание цен // Российская юстиция. 1994. № 8.
  105. H.A. Хозяйственные преступления // Курс советского уголовного права / под ред. H.A. Беляева. Часть Особенная. Том 4. Л., 1978.
  106. А. Квалификация обмана потребителей // Российская юстиция. 1996. № 11.
  107. А.Ю. Понятие ущерба в УК РФ: применительно к главе 22 // Государство и право. 1998. № 4.
  108. Ю. Проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей // Законность. 1994. № 6.
  109. Ю. Борьба с обманом потребителей // Законность. 1995. № 3.
  110. Ю.В. Обман потребителей (спорные вопросы квалификации) И Проблемы борьбы с экономической преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 2. СПб, 1994.
  111. В. Защита прав потребителей общественными организациями. Вопросы прокурорского надзора // Хозяйство и право. 1995. № 7.
  112. А.Э. О соотношении уголовного и гражданского права в сфере экономики // Государство и право. 1999. № 12.
  113. А.Н., Красиков Ю. А., Побегайло Э. Ф. Концептуальные начала уголовного законодательства Российской Федерации // Советская юстиция. 1992. № 3.
  114. А. Таможенные аспекты защиты интеллектуальной собственности // www/techbusiness.ru/.
  115. Т.П. Мошенничество в системе электронной торговли через Интернет // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999.
  116. Козу сев А. Уголовная ответственность за искусственное поднятие и поддержание высоких цен на товары народного потребления // Социалистическая законность. 1991. № 7.
  117. М.С. Защита гражданских прав: новые аспекты //Актуальные проблемы гражданского права. М., 1999.
  118. А.Д. О необходимости совершенствования определения понятия «договор» // Юрист-правовед. Ежегодный научно-информационный сборник. Ростов-на-Дону, 1998.
  119. Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей // Хозяйство и право. 1999. № 4,
  120. Э. Новая редакция закона «О защите прав потребителя» // Законность. 1998. № 9.
  121. Э. Практика применения законодательства о правах потребителя // Российская юстиция. 1998. № 8.
  122. Э. Закон о защите прав потребителей // Законность. 1999. № 12.
  123. М.В. Закон о защите прав потребителей // Правоведение. 1991. № 6.
  124. В.И. Объект халатности, проявляемой в сфере торговли // Проблемы борьбы с преступностью. Сборник научных трудов. Омск. 1979.
  125. В.М. Защита прав потребителей в сфере туристско-экскурсионного обслуживания // Теория и практика борьбы с преступностью и правонарушениями в современных условиях. Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, 1994.
  126. .М. Уголовная ответственность за обман потребителей // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995. № 1.
  127. Ю. О квалификации обмана заказчиков // Советская юстиция. 1978. № 4.
  128. В.П. Толкование как способ преодоления противоречий в уголовном законодательстве Российской Федерации //Современные тенденции развития уголовной политики и уголовного законодательства. М., 1994.
  129. A.M. Экономические преступления: понятие и система // Советское государство и право. 1992i № 1.
  130. Ю.И. Проблемы совершенствования судебной защиты прав потребителей // Правоведение. 1991. № 4.
  131. С.И. О проекте УК России // Государство и право. 1992. № 7.
  132. А., Вольфман Г. Уголовная ответственность за обман покупателей и заказчиков // Советская юстиция. 1972. № 10.
  133. Я. Новый Гражданский кодекс и законодательство о защите прав потребителей и сертификации // Хозяйство и право. 1996. № 6.
  134. Я. Правовое регулирование работ и услуг, оказываемых гражданам // Закон. 1996. № 6.
  135. Л.И. О пиратстве в сфере программного обеспечения и мерах борьбы с ним // Мир ПК. 1996. № 9.
  136. М. Правовые аспекты защиты прав потребителей // Российская юстиция. 1994. № 2.
  137. Пресс-релиз Ассоциации по борьбе с компьютерным пиратством и Управления «Р» МВД РФ // Российская информационная сеть делового сотрудничества /www.relkom.ru/koi/intemet/ComputerLow/russiaLows.
  138. С.Ю. Обман как способ преступной деятельности // Новый Уголовный кодекс РФ: проблемы борьбы с преступностью. Материалы международной конференции, Ростов-на-Дону, 1997.
  139. Российская информационная сеть делового сотрудничества // www.relkom.ru/koi/intemet/ComputerLow/russiaLows.
  140. Ю. Инвестор или потребитель? О долевом финансировании строительства жилья // Российская юстиция. 1997. № 3.
  141. Л. Правовые вопросы защиты программных продуктов // LW.com.
  142. MB. Криминальная деятельность преступных групп в сфере фальсификации продукции и нарушения авторских прав // Теневая экономика и организованная преступность. М., МЮИ МВД РФ. 1998.
  143. Д.М. Законы «О защите прав потребителей» некоторых стран СНГ (сравнительное исследование) // Юридический мир. 1997. № 4.
  144. В. Сертификация продукции условие защиты потребителей // Экономист. 1994. № 4.
  145. Е.А., Спорные вопросы учения об объекте преступления // Вестник Московского государственного университета. 1968. № 4.
  146. А.К. Потребительский спрос и правовое регулирование // Советское государство и право. 1990. № 11.
  147. М.Д. История советского уголовного права // Курс советского уголовного права / под ред.Н. А. Беляева, М. Д. Шаргородского. Том 2. Л., 1970.
  148. H., Прокудина JI. Защита прав потребителей и роль прокурора в этой сфере // Законность. 1994. № 12.
  149. А. Вкладчик- потребитель банковских услуг И Человек и закон. 1998. № 9−10.
  150. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ
  151. A.A. Проблемы борьбы с преступностью в сфере экономики (криминологический и уголовно-правовой аспекты). Автореф. дисс. доктора юридических наук. М., 1997.
  152. Г. Н. Ответственность за мошенничество по советскому уголовному праву. Автореф. дисс. .кандидата юридических наук. М., 1966.
  153. А.Ф. Уголовно-правовое значение незаконного использования товарного знака. Автореф. дисс. кандидата юридических наук. Ставрополь, 2000.
  154. Н.М. Содержание права на товарный знак в соответствии с Российским законодательством. Автореф. дисс. кандидата юридических наук. М., 2000.
  155. И.А. Объект и система имущественных преступлений в связи с реформой уголовного законодательства России. Автореф. дисс. .кандидата юридических наук. М., 1995.
  156. Ю.И. Основные теоретические проблемы уголовно-правовой охраны природы в СССР. Автореф. .дисс. доктора юридических наук. М., 1976.
  157. В.Е. Хозяйственно-должностные преступления: проблемы криминализации и декриминализации. Автореф. дисс.. .доктора юридических наук. М., 1993.
  158. П.Т. Хозяйственные преступления по советскому уголовному праву. Автореф. дисс. .доктора юридических наук. Киев, 1967.
  159. С.А. Специальный субъект преступления в уголовном праве. Автореф. дисс. .кандидатаюридических наук. М., 1999.
  160. Г. А. Меры защиты в советском гражданском праве. Автореф. дисс. кандидата юридических наук. Свердловск, 1973.
Заполнить форму текущей работой