Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка работоспособности члена экипажа воздушного судна в особых ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана математическая модель оценки работоспособности члена ЭВС в ОС и на основе экспериментальных данных получены численные значения параметров линейного преобразования данной катастрофы, что позволяет использовать данную модель для исследования потенциальной экстремальной работоспособности лиц ЛС. Применение данной модели показало удовлетворительное совпадение полученных с ее помощью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЛЕНА ЭВС КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ. ПРИНЦИПЫ ЕЕ КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ
    • 1. 1. Работоспособность члена ЭВС и безопасность полетов
      • 1. 1. 1. АТС и факторы, определяющие качество ее функционирования
      • 1. 1. 2. Работоспособность: термины и определения
    • 1. 2. Факторы, влияющие на работоспособность члена
  • ЭВС, и проблема ее сохранения
    • 1. 3. Проблема оценки работоспособности члена ЭВС
    • 1. 4. Теория катастроф и возможность ее применения для оценки работоспособности члена ЭВС
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ
    • 2. 1. Эмоциональный опыт и его деформация в процессе особой ситуации
    • 2. 2. Системы координат для описания особых ситуаций
      • 2. 2. 1. Выбор шкалы для оценки восприятия и отображения опасности
      • 2. 2. 2. Выбор шкалы для оценки переменной состояния
      • 2. 2. 3. Выбор шкалы для оценки нейротизма
      • 2. 2. 4. Практическое использование систем координат для описания особых ситуаций
    • 2. 3. Интерпретация особых ситуаций
  • ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ КАТАСТРОФ
    • 3. 1. Применение теории катастроф для исследования научных и практических задач
      • 3. 1. 1. Функции катастроф. Основные определения
      • 3. 1. 2. Катастрофа сборки
      • 3. 1. 3. Флаги катастроф
    • 3. 2. Катастрофа сборки в процессе деформации эмоционального опыта члена ЭВС
      • 3. 2. 1. Выявленные флаги катастроф
      • 3. 2. 2. «Физический смысл» выявленных флагов и выбор управляющих параметров
    • 3. 3. Определение параметров линейного преобразования координат для решения задачи оценки работоспособности члена ЭВС в ОС с использованием опытных данных
  • ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЛЕНА ЭВС
    • 4. 1. Оценка экстремальной работоспособности члена ЭВС в процессе конкретной ОС с помощью математической модели
    • 4. 2. Интегральная оценка экстремальной работоспособности в процессе специального психологического тренинга
      • 4. 2. 1. Общие положения по организации работы
      • 4. 2. 2. Психодиагностика: определение индивидуальных особенностей функционирования нервной системы участников тренинга
      • 4. 2. 3. Процедура объективизации ОС
      • 4. 2. 4. Определение параметров аффинного преобразования и оценка полученных результатов
      • 4. 2. 5. Оценка описанной ОС с помощью математической модели
      • 4. 2. 6. Интегральная оценка работоспособности по полученным результатам
    • 4. 3. Пример оценки экстремальной работоспособности

Оценка работоспособности члена экипажа воздушного судна в особых ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Достижение эффективности авиационных перевозок возможно лишь при обеспечении высокого уровня безопасности полетов (БП). Наиболее остро проблема обеспечения БП возникает в ситуациях, связанных с проявлением ограничений, присущих человеку как биологическому виду. В этом случае принято говорить о наличии или влиянии человеческого фактора (ЧФ). Под ЧФ в гражданской авиации (ГА) на первых этапах его исследования понимали проявление причин, зависящих от людей, непосредственно связанных с разработкой авиационной техники, техническим ее обслуживанием и эксплуатацией, управлением воздушным движением (УВД), а также от определяющих характеристик окружающей среды. Впоследствии это понятие сузилось до охвата причин, порождаемых, в первую очередь, деятельностью экипажей воздушных судов (ЭВС) и диспетчерских смен УВД. Это не случайно, так как за последние годы число авиационных происшествий (АП) и предпосылок к ним все в большей степени коррелирует с ошибками в работе ЭВС и диспетчеров УВД [95].

Анализ состояния БП последних лет показывает, что около 60% тяжелых АП связано с ошибочными действиями ЭВС и диспетчеров [51,95]. Поэтому проблема совершенствования профессиональной подготовки авиационных специалистов и, в частности, летного состава (ЛС), является сегодня одной из важнейших. На ее решение направлены международная программа оптимизации работы ЭВС CRM [81] и система летной подготовки LOFT [81], ориентированная на расширенное применение технических средств обучения при создании условий, приближенных к реальным [95].

Однако повышение уровня профессиональной подготовки в узком смысле этого слова [52,95,99,110] (т.е. профессиональных знаний, техники пилотирования и т. д.) и даже оптимизация взаимодействия в ЭВС, решаемая в программе CRM [81], не исчерпывают полностью проблему снижения негативного влияния ЧФ на БП. В настоящее время в ГА РФ практически отсутствуют какие-либо программы специальной психологической подготовки J1C. Анализ же, проведенный специалистами МАК [51], показывает, что именно психологический аспект является важнейшим в негативном влиянии ЧФ на БП.

Одним из важных аспектов эффективности психологической подготовки ЭВС является работоспособность, понимаемая как объективная возможность члена ЭВС выполнять свои профессиональные обязанности в конкретной ситуации полета. Поэтому существует необходимость разработки методики качественной и количественной оценки работоспособности члена ЭВС и способов ее повышения с целью снижения негативного влияния ЧФ на БП.

Задачи исследования. Основной задачей диссертационной работы является разработка методики оценки уровня работоспособности членов ЭВС в особых ситуациях (ОС) полета с целью повышения БП в ГА.

РФ.

Методика исследования. В работе над диссертационным исследованием автор руководствовался задачами, изложенными в руководящих документах Федеральной авиационной службы (ФАС) России, а также требованиями ИКАО, • направленными на дальнейшее повышение безопасности, регулярности и экономичности полетов [81,82,90−92].

Теоретические исследования велись на основе математического аппарата теории устойчивости и бифуркаций динамических систем, теории особенностей гладких отображений, теории катастроф, теории иерархических многоуровневых систем.

В работе широко использованы результаты последних достижений авиационной и космической медицины, психологии и психофизиологии, инженерной психологии. При сборе фактического материала применялись современные психодиагностические методики.

Методической основой работы является математическое моделирование.

Научная новизна. Наиболее существенными новыми научными результатами, содержащимися в диссертационной работе, являются:

— обоснование нового подхода к оценке уровня работоспособности члена ЭВС с точки зрения теории катастроф;

— доказательство наличия «катастрофы сборки» при деформации эмоционального опыта члена ЭВС в процесе ОС;

— разработка математической модели деформации эмоционального опыта члена ЭВС в процессе ОС;

— качественное и количественное определение управляющих параметров «катастрофы сборки» при деформации эмоционального опыта;

— методика оценки уровня работоспособности члена ЭВС в процессе ОС.

Практическая ценность. Практическая ценность диссертационной работы заключается в возможности применения предложенного подхода к оценке уровня работоспособности члена ЭВС в процессе ОС и методики оценки работоспособности, разработанной на его основе для:

— оценки фактической работоспособности ЛС и прогнозирования его поведения в ОС;

— использования данной методики при проведении специальной подготовки ЛС в рамках его общей профессиональной подготовки;

— оценки возможностей члена ЭВС в ОС при расследовании АП.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Методика оценки уровня работоспособности члена ЭВС в процессе ОС.

2. Выбор управляющих параметров «катастрофы сборки» при деформации эмоционального опыта члена ЭВС в процессе ОС и способ их численного определения.

Апробация работы. Основные результаты исследований докладывались и обсуждались на следующих конференциях и семинарах:

— Научно-практическом семинаре «Разработка национальной системы оптимизации взаимодействия в экипаже» (ФАС России, Санкт-Петербург, июнь 1996 г);

— Научно-техническом семинаре (ГосНИИ ГА, Москва, март 1997 года);

— Межкафедральном научно-техническом семинаре (Академия ГА, Санкт-Петербург, март 1998 г);

— XXX Научно-техническом конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Академия ГА, Санкт-Петербург, май 1998 г).

Реализация полученных результатов исследования. Полученные результаты исследования использованы при разработке НИР 72.2.16.97 «Проект концепции национальной подготовки эффективным способам взаимодействия в экипаже», выполняемого по заказу ФАС РФ, а также в ряде организаций гражданской авиации, на что имеются соответствующие акты о внедрении.

Публикации. Основное содержание диссертационной работы опубликовано в 9 печатных работах (из них 3 -находятся в печати): I.

1. Проблема оценки уровня работоспособности экипажа воздушного судна в особых ситуациях. Постановка задачи //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалистов гражданской авиации. — СПб, Академия ГА, 1997. — С.13−21.

2. Условия использования теории катастроф //Методы и модели исследования деятельности специалистов гражданской авиации.

— СПб, Академия ГА, 1997. — С.43−55.

3. Новый метод оценки работоспособности пилота в особой ситуации //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалистов гражданской авиации. — СПб, Академия ГА, 1997.

— С. 32−42 (Соавт.Михайлик Н.Ф.).

4. Приложение элементарной теории катастроф в «жестких» науках: Аэродинамика //Методы и модели исследования деятельности специалистов гражданской авиации. — СПб, Академия ГА, 1997. -С.22−37 (Соавт.Ленгаров Ю.0.).

5. Совершенствование методов оценки надежности тестов //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалистов гражданской авиации. — СПб, Академия ГА, 1997. — С.47−54 (Соавт.Джафарзаде P.M., Ленгаров Ю.0., Керимов А.К.).

6. Процесс деформации — эмоционального опыта члена экипажа воздушного судна в экстремальной ситуации. //Психофизиологические аспекты безопасности полетов. — СПб, Академия ГА, 1997. В печати.

7. Определение параметров линейного преобразования координат для решения задачи оценки работоспособности пилота в особой ситуации с использованием опытных данных //Безопасность полетов и человеческий фактор — СПб, Академия ГА, 1998. (Соавт. Джафарзаде Р.М.). В печати.

8. Методика оценки работоспособности члена экипажа воздушного судна в экстремальных ситуациях //Безопасность полетов и человеческий фактор — СПб, Академия ГА, 1998. (Соавт.Джафарзаде P.M., Малишевский A.B., Михайлик Н.Ф.). В печати.

9. Методика интегральной оценки работоспособности члена экипажа в особых ситуациях //Тезисы докладов юбилейной XXX Научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — СПб, Академия ГА, 1998. В печати.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В основной части работы содержится 159 страниц машинописного текста, 25 иллюстраций, 4 таблицы и библиография из 119 наименований. Приложения содержат 89 страниц машинописного текста и 6 иллюстраций.

— 147-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Основной задачей диссертационной работы являлась разработка методики оценки экстремальной работоспособности члена ЭВС в процессе ОС с целью повышению надежности и безопасности функционирования АТС в части, зависящей от ЧФ.

Подводя итоги проделанной работы, можно выделить следующие основные результаты:

1. Сравнительный анализ существующих подходов к оценке работоспособности показал ограниченность возможностей их применения для оценки экстремальной устойчивости и работоспособности лиц ЛС в экстремальных ситуациях.

2. На основе анализа собранных экспериментальных данных установлено наличие таких признаков катастрофы, как катастрофические скачки, бимодальность, гистерезис и наличие зоны недостижимости в результате деформации эмоционального опыта члена экипажа в особой ситуации, что позволило сделать вывод о возможности применения математического аппарата теории катастроф к исследованию поведения лиц ЛС в экстремальных ситуациях.

3. Разработана математическая модель оценки работоспособности члена ЭВС в ОС и на основе экспериментальных данных получены численные значения параметров линейного преобразования данной катастрофы, что позволяет использовать данную модель для исследования потенциальной экстремальной работоспособности лиц ЛС. Применение данной модели показало удовлетворительное совпадение полученных с ее помощью результатов с результатами экспертного опроса инструкторского состава.

4. Разработана методика оценки экстремальной потенциальной работоспособности членов ЭВС в процессе ОС на базе математической модели, позволяющая получить оперативную оценку возможностей лиц лс.

5. Предложены критерии оценки эмоциональной устойчивости члена ЭВС, учитывающие как индивидуальные особенности функционирования его нервной системы, так и состояние его эмоционального опыта работы в экстремальных ситуациях.

6. Социальный эффект от внедрения предложенных методик оценки экстремальной потенциальной работоспособности заключается в повышении БП путем выявления слабых звеньев в системе «ЭВС-ВС», определения лиц ЛС, нуждающихся в специальном психологическом тренинге и оценки его результатов. Подобная методика позволяет усовершенствовать профессиональный отбор лиц ЛС, повысить эффективность кадровой политики авиакомпаний, что приведет к повышению надежности и безопасности функционирования АТС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авиационная медицина /Под ред.А. Н. Бабийчука — М.: ДОСААФ, 1979 — 247 с.
  2. Авиационная медицина: Руководство /Под ред. Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова М., 1986 — 676 с.
  3. Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции М.: 1990 — 142 с.
  4. И.М. Человеческий фактор и безопасность полетов// Итоги науки и техники М.: ВИНИТИ — 1987 — т. 16 — 20 с.
  5. Анализ причин ошибочных (неэффективных) действий экипажа в особых ситуациях полета /Под ред.В. Е. Овчарова М.: Российское страховое общество «АФЕС», 1994 — 106 с.
  6. В.И. Лекции о бифуркациях и версальных семействах //Успехи математических наук 1972 — т.27, вып.5 — С.119−184.
  7. В.И. Теория катастроф М.: Наука, 1990 — 128 с.
  8. В.И., Варченко А. Н., Гусейн-Заде С.М. Особенности дифференцируемых отображений т.1 — М.: Наука, 1982 — 304 с.
  9. И. Арнольд В. И., Варченко А. Н., Гусейн-Заде С. М. Особенности дифференцируемых отображений т.2 — М.: Наука, 1984 — 336 с.
  10. A.B., Вишик М. И. Аттракторы для эволюционных дифференциальных уравнений в частных производных и оценки их размерности //Успехи математических наук 1983 — т.38, вып.4 -С.133−187.
  11. Безопасность полетов /Сакач Р.В., Зубков Б. В., Давиденко М. Ф. и др. Под ред.Р. В. Сакача М.: Транспорт, 1989 — 239 с.
  12. Безопасность полетов летательных аппаратов: Методические основы /Стариков А.И., Зачеса В. Я., Зинковский H.H. и др. Под ред.А. И. Старикова М.: Транспорт, 1988 — 159 с.
  13. БерезинФ.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности М.: Медицина, 1976 — 176 с.
  14. Г. А. Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда //Тез.докл. 5-го Всес. съезда психологов СССР М.: 1977 — т.1 — С.4−5.
  15. С.Ф., Хибник А. И. О бифуркациях сепаратрис в задаче о потере устойчивости автоколебаний вблизи резонанса 1:4 //Прикладная математика и механика 1980 — т.44- С.938−943.
  16. C.B., Шагалов М. Р. О количественной оценке алгоритмов сложных технических систем //Эффективность и надежность систем «человек-техника» М., 1975 — С.62−63.
  17. В.А. Проблемы функционального комфорта //Тез.докл. Всесоюзн.конф. по эргономике М.: ВНИИТЭ, 1977 -С.130−132.
  18. Т., Ландер Л. Дифференцируемые ростки и катастрофы М.: Мир, 1977 — 208 с.
  19. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике Киев, Наукова думка, 1989 — 199 с.
  20. Н.П. Моделирование сложных систем М.: Наука, 1978 399 с.
  21. Н. П., Калашников В. В., Коваленко И. Н. Лекции по теории сложных систем М.: Советское радио/ 1973 — 440 с.
  22. А.Н., Крисевич B.C. Программирование на языке ПАСКАЛЬ для персональных ЭВМ ЕС Минск: Вышэйшая школа, 1989 -223 с.
  23. В.В. Оценка физической работоспособности у летного состава //Авиакосмическая и экологическая медицина 1996 -т. 30, № 5 — с. 54−58.
  24. В.В. Ошибки в усовершенствовании упрощенной оценки физической работоспособности //Авиакосмическая и экологическая медицина 1997 — т.31, № 2 — с.51−52.
  25. В.Г., Зубков Б. В., Уриновский Б. Д. Технические средства и методы обеспечения безопасности полетов М.: Транспорт, 1989 — 151 с.
  26. Р. Прикладная теория катастроф. Кн.1 — М.: Мир, 1984. — 350 с.
  27. Р. Прикладная теория катастроф Кн.2 — М.: Мир, 1984. — 285 С.
  28. М., Гийемин В. Устойчивые отображения и их особенности. М.: Мир 1977. — 296 с.
  29. A.A. Нормальные формы дифференциальных уравнений, не разрешенных относительно производной', в окрестностях особой точки //Функциональный анализ и его приложения 1985 — т. 19, вып. 2-С. 1−10.
  30. P.M., Ленгаров А.0., Ленгаров Ю.0., Керимов А. К. Совершенствование методов оценки надежности тестов //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалистов гражданской авиации СПб, Академия ГА. — С.47−54.
  31. P.C. Профессиональная мыслительная способность пилота:тренировка и оценка //Ошибки пилота: человеческий фактор -М.: Транспорт, 1986 С.81−104.
  32. H.H., Колосов В. А., Куцевич И. М., Макаров Р. Н. Человеческий фактор и безопасность полетов М.: Воздушный транспорт, 1987 — 137 С.
  33. Единые нормы летной годности гражданских транспортных самолетов стран-членов СЭВ (ЕНЛГ-С). М.: Междуведомственная комиссия по нормам летной годности гражданских самолетов и вертолетов СССР, 1985 — 470 с.
  34. H.A. Общие вопросы безопасности полета. М.: Госмашметиздат, 1934. — 84 с.
  35. В.И., Иванов B.C. Безопасность полетов летательных аппаратов: теория и анализ. М.: Транспорт, 1986 — 224 с.
  36. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966 — 150 с.
  37. Исследование операций /Под ред.Дж.Моудера, С. Элмаграби -М.: Мир, 1981 т.1 — 712 с.
  38. Исследование операций /Под ред. Дж. Моудера, С. Элмаграби М.: Мир, 1981 — т. 2 — 677 с.
  39. Э. Справочник по обыкновенным дифференциальнымуравнениям. М.: Наука, 1976. — 576 с.
  40. Г. С., Михайлик Н. Ф., Пичко С. П., Прокофьев А. И. Предупреждение неблагоприятных событий в полете, обусловленных деятельностью экипажа. М.: Транспорт, 1989. — 173 с.
  41. Карпов В.Н.,. Давыдов Б. И., Ушаков И. Б. Радиобиология, 1989 Т.29, № 2 — С.171−174.
  42. В.Н., Ушаков И. Б. Унификация эффектов воздействия экстремальных уровней факторов полета различной энергетической природы //Авиакосмическая и экологическая медицина 1995 — т. 29, № 1 — С.19−25.
  43. В.Н., Ушаков И. Б., Давыдов Б. И. Радиобиология1990 т.30, Ш 1 — С.107−113.
  44. П.В., Игнатович М. В., Оркин А. И. Методика летного обучения. М.: Транспорт, 1987. — 279 с.
  45. Г. В. Разработка методологии оценки квалификации летного персонала гражданской авиации /Автореф. дис. докт. техн.наук. СПб, Академия ГА, 1993.
  46. Г., Корн Т. Справочник по математике (для научных работников и инженеров) М.: Наука, 1978. — 832 с.
  47. O.A. Психофизиологические аспекты совместной деятельности членов экипажа в особых ситуациях полета //Авиакосмическая и экологическая медицина 1997 — т.31, № 3 — С.7−10.
  48. М.А. Курс инженерной психологии Таллинн: Валгус, 1978. — 364 с.
  49. Ю. Психология работоспособности //Психология труда. М.: Профиздат, 1979. — С.111−140.
  50. Э.В., Крылов Ю. В., Кузнецов B.C. Функции слухового и вестибулярного анализаторов при действий факторов авиакосмического полета //Проблемы космической биологии. М., 1983 — т.47 — С.107−113.
  51. Л.В. Особенности границы области устойчивости //Функциональный анализ и его приложения 1982 — т.16, вып.1 — С.44−48.
  52. ЛенгаровА.О. Проблема оценки уровня работоспособности экипажа воздушного судна в особых ситуациях. Постановка задачи //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалистов гражданской авиации СПб, Академия ГА, 1997 -С.13−21.
  53. Ленгаров А.0. Условия использования теории катастроф //Методы и модели исследования деятельности специалистов гражданской авиации. СПб, Академия ГА, 1997. — С. 43−55.
  54. Ленгаров А.0., Ленгаров Ю.0. Приложение элементарной теории катастроф в «жестких «науках: Аэродинамика //Методы и модели исследования деятельности специалистов гражданской авиации. СПб, Академия ГА, 1997. С.22−37.
  55. Ленгаров А.0., Михайлик Н. Ф. Новый метод оценки работоспособности пилота в особой ситуации //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалистов гражданской авиации. СПб, Академия ГА, 1997. — С.32−42.
  56. Г. Я., Загуляк И. М., Черкун В. В., Занкин Р. В. Способ вызывания релаксации: Авт.свид. СССР № 571 273.
  57. Ю.В., Ступаков Г. П., Хоменко М. Н. Прогноз переносимости продольных линейных ускорений «таз-голова» малой длительности (до 5 секунд) //Авиакосмическая и экологическая медицина 1997 — т.31, № 3 — С.10−14.
  58. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтенко В. А., Серова Л. К. Методы психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 191с.
  59. В.И. Области эллиптичности семейств однородных многочленов и функции экстремума //Функциональный анализ и его приложения 1985 — т.19, вып.2 — С.26−36.
  60. В.И. Топологическая классификация ростков функций максимума и минимакса семейств функций общего положения //Успехи математических наук 1982 — т.37, вып.4 — С.129−130.
  61. В.И., Парачев A.M. Терминология инженерной психологии. Справочник Л.: Военно-медицинская ордена Ленина Краснознаменная академия им. С. М. Кирова, 1971. — 112 с.
  62. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  63. Методы инженерно-психологических исследований в авиации /Под ред.Ю. П. Доброленского. М.: Машиностроение, 1975. — 280 с.
  64. А.Л., Чепига В. Е., Шахвердов В. Г. Летная эксплуатация. М.: Машиностроение, 1986. — 216 с.
  65. Н.Ф. Использование опыта экипажа для профилактики авиационных происшествий //Итоги науки и техники Серия «Воздушный транспорт» — т.15 — М.: 1987. — 136 с.
  66. Н.Ф., Малишевский A.B., Романенко В. В. Способ повышения профессиональной подготовки летного состава Заявка на изобретение № 97 101 416 от 24.01.97.
  67. Мунипов В.М.. Современные состояния и тенденции развития эргономики за рубежом: обзор // ВНИИТЭ Серия «Эргономика — М.: ВНИИТЭ, 1987. — 20 с.
  68. П.В., Балясников В. В. Модель устойчивости рабочего состояния человека-оператора /Сб.научн.тр. № 1 -СПб, Академия транспорта РФ, 1994.
  69. Основы инженерной психологии /Под ред.Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1977. — 335 с.
  70. Оценка информативности параметров состояния человека// ВНИИТЭ Серия «Эргономика» — М.: ВНИИТЭ, 1983 — вып.25 — 20 с.
  71. К.К. О сущности и задачах профессиологии //Социалистический труд 1973 — № 2 — С.78−80.
  72. Подготовка летного экипажа: оптимизация работы экипажа в кабине (-CRM) и летная подготовка в условиях, приближенных к реальным (LOFT)/Циркуляр ИКАО 217-AN/132 Монреаль, Канада, 1989 -72 с.
  73. Положение о расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами СССР (ПРАПИ-88). М.: Прейскурантиздат, 1989. — 117 с.
  74. В.А. Категория здоровья как теоретическая проблема в авиакосмической медицине //Космическая биология, 1990. № 3 — С.17−23.
  75. В. А. Психология жизни и труда летчика. М.: Воениздат, 1992. — 224 с.
  76. В.А., Лапа В. В. Профессия летчик: Психологические аспекты. — М.: Воениздат, 1985. — 136 с.
  77. Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. -М.: Мир, 1980. 607 с.
  78. Практикум по психодиагностике. М. МГУ, 1988. — 141 с.
  79. А. И. Надежность и безопасность полетов. М.: Машиностроение, 1985. 184 с.
  80. Я. Психологическая профессиография //Психология труда. М.: Профиздат, 1979. — С.44−62.
  81. Руководство по врачебно-летной экспертизе в гражданской авиации. М., 1986.
  82. Руководство по предотвращению авиационных происшествий /DOC. 9422-AN/923.- Монреаль, Канада, ИКАО, 1984. 138 с.
  83. Руководство по профессиональному психофизиологическому отбору в ГА /Под ред.И. В. Ряполова М.: Воздушный транспорт, 1986. — 102 с.
  84. В.Д. Бесконечно гладкая компактная выпуклая гиперповерхность, граница тени которой не дифференцируема дважды //Функциональный анализ и его приложения 1989 — т.23, вып.3 -С. 86−87.
  85. Я. Психодиагностика: ее методы и техника //Психология труда М.: Профиздат, 1979 — С.63−76.
  86. Совершенствование профессиональной подготовки летного и диспетчерского состава /Коваленко Г. В., Крыжановский Г. А., Сухих Н. Н., Хорошавцев Ю. Е. Под ред. Г. А. Крыжановского М.: Транспорт, 1996 — 320 с.
  87. Способ определения работоспособности человека АВТ.СВИД. СССР М 814 337.
  88. Справочник по инженерной психологии /Под ред.Б. Ф. Ломова М.: Машиностроение, 1982 — 368 с.
  89. Г. П., Турзин П. С. Медицинские аспекты продления профессионального долголетия //Авиакосмическая и экологическаямедицина 1997 — т.31. № 3 — С.4-, 7
  90. H.H. Предупреждение ошибок, обусловленных человеческим фактором при эксплуатации воздушного' транспорта с использованием информационно-управляющих систем /Автореф. дис докт.техн.наук СПб, Академия ГА, 1992.
  91. В.В. Усовершенствованная методика определения общей физической работоспособности человека при велоэргометричес-ком тестировании //Авиакосмическая и экологическая медицина -1996 т.30, № 3 — С.46−50.
  92. Томсон Дж.М. Т. Неустойчивости и катастрофы в науке и технике М.: Мир, 1985. — 256 с.
  93. Г. Н. Топологические свойства изолированных особенностей комплексных пространств коразмерности один //Изв.АН СССР Серия «Математика» — 1968 — т.32 -С.605−620.
  94. И.Б., Егоров C.B. Влияние приема этилового алкоголя на возможность пилотирования самолета //Авиакосмическая и экологическая медицина 1996 — т.30, № 6 — С.19−24.
  95. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя М.: Финансы и статистика, 1990 — 240 с.
  96. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха /Под ред. В. И. Медведева J1., ЛГУ, 1984 — 72 с.
  97. Ю.И., Юрьев А. И., Нестеров В. М. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренига и прогноза успешности деятельности человека //Личность и деятельность М., 1982 — С. 36.
  98. Р. В. Численные методы для научных работников и инженеров М.: Наука, 1968 — 400 с.
  99. . А. Бифуркация особых точек градиентных динамических систем //Функциональный анализ и его приложения 1986 -т. 20, вып. 3 — С. 94−95.
  100. Ю.Е. Повышение эффективности профессиональной подготовки пилотов с позиций теории информации /Авто-реф.дисдокт. техн. наук СПб, Академия ГА, 1993.
  101. В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов Братислава, Психодиагностические и дидактические тесты, 1988 — т.1 — 202 с.
  102. В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов Братислава, Психодиагностические и дидактические тесты, 1988 — т. 2 — 239 с.
  103. М.Б., Колл Р.- Биоуправление: теория и практика -Новосибирск, АН СССР, 1993 вып.2 — 204 с.
  104. Dunnette M.D. Personnel Selectoin and Placement Belmont, California, 1966 — 256 p.
  105. Eysenck H.Y., Eysenck S.D.G. Manual of the Eysenck personality London Press, London, G.B., 1964 — 648 p.
  106. Fitts P., Posner M. Humane performance. California, Belmont, 1968 — 274 p.
  107. Gagne M., Fleischman E. Psychology and human performance New York, 1959 — 356 p.
  108. Taylor R.N., Dunnete M.D. Influence of dogmatism, risk-taking propensity and intelligence in decision-making strategies for a sample of industrial managers //Journal of Applied Psychology, 1974 V.59 — p.420−423.
  109. Thorn R. Topological models in biology//Topology 1969 — v.8 — p. 313−336.1. V / О Э 0 «X
  110. ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ1. На правах рукописи1. Т:<1. ЛЕНГАРОВ АНДРЕЙ ОЛЕГОВИЧ
  111. УДК 656. 7. 08. 03: 629. 735
Заполнить форму текущей работой