Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические условия оптимизации межличностного взаимодействия со сверстниками старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфические закономерности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения, на концептуальном уровне представлены в известных трудах Л. С. Выготского. По мнению Л. С. Выготского, важнейшим фактором развития ребенка как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе, является общение. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование межличностного взаимодействия со сверстниками у детей с легкими формами психического недоразвития в условиях психической депривации как актуальная проблема специальной психологии
    • 1. 1. Феномен психического недоразвития и его проявления в процессе социокультурного развития ребенка
    • 1. 2. Особенности социально-личностного развития детей на этапах детства в условиях дизонтогенеза

    § 1.3. Формирование межличностного взаимодействия со сверстниками у детей с легкими формами психического недоразвития в условиях интернатных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    § 1.4. Постановка проблемы исследования

    Выводы по главе

    Глава II. Экспериментальное изучение межличностного взаимодействия у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития в условиях образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    § 2.1. Методики экспериментального изучения навыков и умений межличностного взаимодействия у детей-сирот старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития

    § 2.2. Анализ экспериментальных данных изучения навыков и умений межличностного взаимодействия у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома

    § 2.2.1. Результаты изучения социального интеллекта

    § 2.2.2. Результаты изучения эмоционального сотрудничества со сверстниками и готовности к просоциальному поведению

    § 2.2.3. Результаты изучения ролевого поведения во взаимодействии со сверстниками

    Выводы по главе

    Глава III. Теоретические и организационные подходы к разработке программы социального развития детей с легкими формами психического недоразвития на этапе дошкольного детства в условиях детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    § 3.1. Теоретико-организационные принципы разработки программы формирования навыков и умений межличностного взаимодействия у детей и ее содержание

    § 3.2. Оценка возможностей компенсации навыков и умений межличностного взаимодействия по результатам реализации коррекционно-развивающей программы

    Выводы по главе

Психологические условия оптимизации межличностного взаимодействия со сверстниками старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реализация образовательной интеграции детей вызывает повышенный интерес к детям с легкими состояниями психического недоразвития, к условиям их оптимальной интеграции в социум. Психологи относят к легким состояниям психического недоразвития пограничные формы интеллектуальной недостаточности, включая задержку психического развития (ЗПР) различного генеза, а также легкую умственную отсталость (ЛУО) (Д.Н.Исаев, 1982; В. В. Ковалев, 1995; И. А. Коробейников, 1997). Дети с легкими формами психического недоразвития сходны по основному критерию — они обнаруживают замедленное, дефицитарное, недостаточно полноценное умственное развитие. Однако они, как и нормально развивающиеся дети, существенно различаются по своим личностным, эмоциональным особенностям, определяющим специфику процесса их социализации, качество адаптационных ресурсов (И.А.Коробейников, Е.Л.Инденбаум).

Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с легкими формами психического недоразвития (Т.В.Егорова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Ю. Т. Матасов, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, Е. С. Слепович, Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова и др.) позволила получить значительные позитивные результаты в решении задач диагностики и компенсации нарушений познавательной деятельности.

К сожалению, вопросы, касающиеся генезиса и специфики личностных особенностей, значимых для социализации этих детей, исследованы недостаточно.

Специфические закономерности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения, на концептуальном уровне представлены в известных трудах Л. С. Выготского. По мнению Л. С. Выготского, важнейшим фактором развития ребенка как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе, является общение. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорит об особенностях взаимоотношений этих детей с окружающими. По мысли ученого, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в его общении с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором прежде всего для личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру» (Л.С.Выготский, 1983). В связи с этим задачу социальной компенсации дефекта Л. С. Выготский выдвигал как первоочередную для лечебной педагогики, а в нормализации общения видел основной путь компенсации дефектов развития ребенка. Однако этот путь, открывающий, по мнению Л. С. Выготского, новый пласт в исследовании дефективности, пока еще не получил достаточного осмысления и реализации в специальной психологии, особенно применительно к детям с легкими формами психического недоразвития.

В специальной литературе, к сожалению, до сих пор доминирует патобиологический подход к пониманию нарушений развития (Т.А.Басилова, Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов, В. В. Ковалев, К. С. Лебединская, И. Ф. Марковская, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, А. А. Сагдуллаева, Г. Е. Сухарева, М. Н. Фишман и др.). В немногочисленных исследованиях становится реальностью изучение социальных детерминант патологического развития (Д.И.Бойков, Г. В. Грибанова, Е. Е. Дмитриева, Е. Л. Инденбаум, И. А. Коробейников, В. М. Слуцкий, Е. В. Соколова, И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева, У. В. Ульенкова и др.), что очень важно для понимания объективных закономерностей социализации детей, имеющих нарушения в развитии, для постановки и решения диагностических, профилактических, коррекционно-развивающих задач в практической работе с ними. Однако в экспериментальном плане роль общения со взрослым, механизмы его влияния на психосоциальное развитие детей с негрубыми формами нарушений детально не изучались. Отсутствие конкретных научных данных в этом направлении не может не затруднять разработку проблем образовательной дифференциации детей, создания для них личностно ориентированных диагностических и коррекционно-развивающих программ, реализации этих программ в деятельности, в частности, в ведущих видах деятельности.

Особый теоретический и практический интерес представляют дети с легкими формами психического недоразвития, воспитывающиеся в условиях психической депривации. Проблема изучения психологического сопровождения детей-сирот, по тем или иным причинам оставшихся без родительской опеки, в настоящее время особенно актуальна. По данным Министерства внутренних дел, на январь 2007 года 700 тысяч детей в стране являются сиротами (И.А.Ткачева, 2008).

Исследователями признается, что ход развития ребенка, воспитывающегося в условиях закрытого учреждения, является качественно иным, нежели при воспитании в семье, и он не сводится к отставанию или задержке развития (М.И.Лисина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.).

Ключевая проблема, определяющая специфику социальной ситуации развития воспитанников детских домов, сложности их социально-психологической адаптации в будущем заключается в невозможности обеспечить в этих учреждениях условия развития недепривационного характера (И.В.Дубровина, М. Ю. Кондратьев, А. М. Прихожан и др.).

По данным исследований, дети-сироты не имеют доверия к окружающему миру, не владеют нормами и правилами социально приемлемого поведения, не владеют базовыми социально-нравственными ценностями (Дж.Боулби, В. П. Гудонис, И. В. Дубровина, И. А. Коробейников, Й. Лангмейер, М. И. Лисина, З. Матейчек, В. С. Мухина, Э. Пиклер, А. М. Прихожан, К. Л. Самошонок, Е. О. Смирнова, И. А. Ткачева, Н. Н. Толстых, И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова и др.).

Значительная группа детей-сирот (65−77% от общего числа воспитанников детских домов) — это дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания (И.А.Коробейников, Е. С. Слепович, В. М. Слуцкий, И. А. Ткачева, У. В. Ульенкова, А. Б. Холмогорова и др.). Неблагоприятная социальная ситуация развития в значительной мере утяжеляет картину их психического недоразвития, приводит к отставанию в становлении самосознания, эмоционально-волевой сферы, к формированию специфических механизмов адаптивного поведения, к их рассогласованию с принятыми в обществе социальными нормами (С.Г.Байкенова, Г. М. Дульнев, Н. Л. Коломинский, И. А. Коробейников, Л. М. Шипицына, Ж. И. Шиф и др.).

Мы полагаем, что изучение социального самосознания воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития, формирование у-них навыков и умений социального поведения поможет выйти на ключевые характеристики процесса их социализации.

Цель исследования: выявление специфики формирования межличностного взаимодействия у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома, установление психологических условий оптимизации его формирования.

Объект исследования: социально-личностное развитие старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития.

Предмет исследования: развитие навыков и умений межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития в условиях детского дома, выявление психологических условий, оптимизирующих этот процесс.

Гипотезы исследования: опираясь на исследования, посвященные проблеме социального развития детей с легкими формами психического недоразвития, мы полагаем:

1) у старших дошкольников детского дома с легкими формами психического недоразвития в силу биологических особенностей и социальной ситуации развития не формируются в достаточной степени навыки и умения социального взаимодействия со сверстниками: ориентированность на социальную действительность, готовность к эмоциональному сотрудничеству, просоциальному и ролевому поведению во взаимодействии со сверстниками- 2) своевременное и компетентное включение этих детей в систему межличностных взаимодействий с учетом их опыта общения, актуальных и потенциальных особенностей социально-личностного развития можно рассматривать в качестве важнейшего условия оптимизации процесса их социализации.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать актуальность исследования проблемы развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития, воспитывающихся в условиях депривации основных потребностей.

2. Разработать программу диагностики актуальных и потенциальных возможностей формирования навыков и умений социального взаимодействия у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития.

3. Выявить и охарактеризовать у испытуемых уровни сформированности навыков и умений межличностного взаимодействия: ориентированности на социальную действительность, готовности к эмоциональному сотрудничеству со сверстником, просоциальному поведению, ролевому поведению во взаимодействии со сверстником.

4. Разработать и апробировать в работе со старшими дошкольниками с легкими формами психического недоразвития — воспитанниками детского дома программу оптимизации их социального взаимодействия.

5. Проследить возможности формирования у испытуемых навыков и умений межличностного взаимодействия со сверстниками в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Экспериментом были охвачены:

• старшие дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР), легкой умственной отсталостью (ЛУО), воспитывающиеся в детском доме (92 ребенка);

• старшие дошкольники с ЗПР, ЛУО, воспитывающиеся в семье (86 детей);

• нормально развивающиеся дети — старшие дошкольники (50 человек). Методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ исследований, констатирующий, формирующий эксперименты, наблюдение, анализ историй развития детей, методы количественной и качественной обработки фактических данных.

Основные этапы исследования:

1. Обоснование теоретических подходов к изучению межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития.

2. Разработка и реализация комплексной диагностической программы исследования навыков и умений межличностного взаимодействия.

3. Разработка программы оптимизации социально-личностного развития на основе авторской позиции понимания социализации изучаемой категории детей в инновационных психолого-педагогических условиях детского дома и ее апробация.

4. Оформление диссертационного исследования.

Методологические позиции исследования были определены на основе:

• важнейших положений культурно-исторической теории развития высших психических функций (Л.И.Божович, Л. С. Выготский,.

B.В.Давыдов, A.B.Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. Ф. Обухова,.

C.Л.Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

• теории единства и сложного взаимодействия факторов органического и социального ряда в онтогенетическом развитии ребенка с нарушениями в развитии (Т.А.Басилова, Л. С. Выготский, Г. В. Грибанова, Ю. Г. Демьянов, Д. Н. Исаев, В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, В. М. Слуцкий, Г. Е. Сухарева, У. В. Ульенкова, О. Н. Усанова, Л. М. Шипицына и др.);

• положений о гуманизации интегративных процессов, необходимости создания в обществе условий для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (И.М.Бгажнокова, Т. В. Волосовец, Л. С. Выготский, И. Ю. Левченко, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, В. В. Ткачева, Л. М. Шипицына и др.);

• положений концепции нового федерального стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (Е.Л.Гончарова, О. И. Кукушкина, Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская и др.);

• результатов исследований в области специальной психологии, направленных на изучение социально-личностного развития детей с легкими формами психического недоразвития (О.К.Агавелян, М. Г. Агавелян, Н. Л. Белопольская, Д. И. Бойков, Е. Г. Дзукоева, Е. Е. Дмитриева, Г. И. Ефремова, О. В. Защиринская, А. В. Закрепина, Е. Г. Злобина, Ю. А. Ильина, Ч. Б. Кожалиева, И. А. Конева, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева, Ж. И. Намазбаева, Е. И. Разуван, Е. С. Слепович, Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова, О. Н. Усанова, Е. В. Хлыстова и др.);

• современной концепции развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, в которой социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка (С.Л.Новоселова, Л. Ф. Обухова, Л. Н. Павлова и др.).

Научная новизна исследования.

В работе реализован личностный подход при изучении феномена психического недоразвития, что обусловлено смещением акцента с патобиологических детерминант на социально-психологические. и.

В нем впервые: рассматривается развитие социально-личностной сферы в контексте единого концептуального подхода к пониманию психологической сущности общения и его роли в межличностном взаимодействииобоснован новый подход к организации диагностической, профилактической, коррекционной работы с детьми с легкими формами психического недоразвития, ключевым направлением которого стала сфера социально-личностного развития детейполучены сравнительные характеристики социально-личностного развития детей с ЗПР, легкой умственной отсталостью, нормально развивающихся сверстников, имеющих различный опыт общения со взрослым, развивающихся в условиях детского дома и семьипоказана роль средового фактора в патогенезе социально-личностной сферытеоретически интерпретирован большой массив эмпирических сведений о детях с легкими формами психического недоразвития — воспитанниках детского дома, характеризующих специфические особенности навыков и умений социального взаимодействия в сфере общения со сверстникамикритериально ориентированный подход к анализу фактических данных позволил получить выход на индивидуальные характеристики развития навыков межличностного взаимодействия у детей с легкими формами психического недоразвития в условиях депривации, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей программысобраны и систематизированы фактические данные, характеризующие динамику развития навыков и умений межличностного взаимодействия в традиционных условиях воспитания и в специально созданных психолого-педагогических условияхопределены психологические условия, оптимизирующие процесс межличностного взаимодействия: активное включение ребенка в качестве субъекта общения в межличностное взаимодействие со сверстниками, формирование социального интеллекта, социально положительного отношения к сверстнику, помощь в осознании собственной позиции по отношению к сверстникам, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов во взаимодействии с детьми. Теоретическая значимость исследования: получило подтверждение теоретическое положение о единстве закономерностей психического развития детей, развивающихся в норме, и с легкими формами психического недоразвития, это положение конкретизировано нами в аспекте социально-личностного развития детейполучил развитие теоретический принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития ребенка, подтверждена роль общения со взрослым в качестве источника социализации детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенезаполучило подтверждение и конкретизацию положение коррекционной психологии о специфических закономерностях развития психики детей в закрытых учреждениях в условиях дизонтогенеза — о нарушении сферы их социально-личностного развитиясформулированы теоретические принципы и соответствующий психолого-педагогический инструментарий диагностики диагностический комплекс) особенностей развития социально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвитиявыявлены индивидуальные актуальные и потенциальные возможности развития сферы межличностного взаимодействия у детей детского дома в условиях дизонтогенезаустановлены специфические закономерности развития навыков и умений межличностного взаимодействия у детей с легкими формами психического недоразвития;

• определены теоретические принципы разработки коррекционно-развивающей программы социально-личностного развития детей с легкими формами психического недоразвития в условиях закрытого учреждения в органической взаимосвязи с теоретическим моделированием диагностического комплекса;

• получены обнадеживающие сведения в аспекте возможностей создания специальных психолого-педагогических условий с целью реализации потенциала социально-личностного развития старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития.

Практическая значимость исследования:

• полученный нами большой массив фактических данных в условиях конкретного эксперимента убеждает в том, что у воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития социально-личностная сфера развивается своеобразно по причинам не только органического дефекта, но и своеобразия социальной депривации их развития;

• диагностический комплекс, позволяющий выявлять особенности развития социально-личностной сферы детей с легкими формами психического недоразвития, а также сконструированная на его основе программа индивидуализированной коррекционно-развивающей помощи им, позволяют на качественно новом уровне решать ряд практических задач, связанных с дифференциацией этих детей, научным обоснованием содержания и своевременной организацией профилактической работы с ними.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными теоретическими и методологическими положениями, использованием современных научных достижений психолого-педагогической науки, применением психодиагностических методов, отвечающих цели, объекту, предмету, задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, использованием методов их статистической обработки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Важнейшим условием формирования жизненных компетенций у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвитиявоспитанников детского дома является развитие у них навыков и умений межличностного взаимодействия со сверстниками.

2. В силу специфики дефекта психического недоразвития ребенка и дефицита общения с близкими взрослыми старшие дошкольники детского дома с легкими формами психического недоразвития вне целенаправленной педагогической работы не достигают оптимальной возрастной нормы в формировании навыков и умений межличностного взаимодействия. В силу этого у детей наблюдается недостаточная ориентированность в социальной действительности, неготовность к эмоциональному сотрудничеству, просоциальному и ролевому поведению во взаимодействии со сверстниками.

3. Теоретическое моделирование диагностических программ на основе учета специфики развития психики ребенка дошкольного возраста в условиях депривации и принципов критериально ориентированного подхода к их разработке, позволяет как выявлять актуальные и потенциальные возможности формирования у воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития навыков и умений межличностного взаимодействия, так и прогнозировать индивидуализированные коррекционно-развивающие психолого-педагогические средства воздействия на сферу их межличностных взаимодействий.

4. Реализация в работе со старшими дошкольниками с легкими формами психического недоразвития — воспитанниками детского дома коррекционно-развивающей программы, нацеленной на активное включение детей в систему значимых социальных отношений со сверстниками и целенаправленное развитие у них навыков и умений гуманного взаимодействия, является важнейшим условием оптимизации процесса их социализации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на: заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университетаМеждународной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста» (Н.Новгород, 2006) — Региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию К. А. Некрасовой «Педагогика и психология детства» (Н.Новгород, 2007) — Международной научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития» (Москва, 2008) — Региональной научно-практической конференции «Психологическая наука в образовательном пространстве» (Н.Новгород, 2008) — Федеральном семинаре в рамках проекта «Вернуть детство» «Состояние и проблемы развития учреждений системы образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Н.Новгород, 2010).

Структура и объем диссертации

.

Диссертационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, приложения (4), список литературы, включивший в себя 300 источников (в том числе 12 на иностранном языке) — работа иллюстрирована 21 таблицей, 17 диаграммами.

4. Результаты исследования подтвердили объективную значимость нашего теоретико-методического проектирования коррекционно-развивающей программы, по итогам реализации которой мы зафиксировали значительное продвижение детей с легкими формами психического недоразвития в направлении возрастных достижений в социально-личностном развитии.

Своевременное и компетентное включение ребенка в систему коммуникативных отношений с учетом его опыта общения, актуальных и потенциальных особенностей социально-личностного развития можно рассматривать в качестве важнейшего условия оптимизации процесса социализации детей с нарушениями в развитии и формирования навыков и умений межличностного взаимодействия.

5. Внедрение результатов исследования в практику работы с детьми с легким психическим недоразвитием в рамках проводимого эксперимента убедительно показало, что разработанные программы изучения и коррекции социально-личностного развития этих детей при достаточной профессиональной подготовке педагога, практического психолога могут быть использованы в педагогической работе с ними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Получило подтверждение теоретическое положение о единстве закономерностей психического развития детей, развивающихся в норме и с легкими формами психического недоразвитияэто теоретическое положение конкретизировано нами в аспекте социально-личностного развития детей.

2. Получило подтверждение положение о том, что дефицит общения со взрослым не только обедняет, но и нарушает процесс социализации, в особенности социально-личностное развитие детей на этапах раннего онтогенеза.

3. Выявлено, что у старших дошкольников — воспитанников детского дома имеет место системное нарушение в развитии навыков и умений межличностного взаимодействия. Ввиду недостаточности общения с близким взрослым и отсутствия личностного отношения к себе у этих детей в большей степени, чем у детей с легкими формами психического недоразвития, воспитывающихся в семье, нарушено формирование гармоничного отношения к себе и другим людям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.B. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С. 53−59.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. — Т. 14., № 4. -С. 35−55.
  3. H.H. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. И. В. Дубровиной, H.H. Толстых. М., 1986.-322 с.
  4. O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999. — 356 с.
  5. М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно-отсталыми школьниками: дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998. -189 с.
  6. O.K. Общение детей с нарушением умственного развития: дис.. д-ра психол. наук. М., 1989. — 334 с.
  7. Н.С. Взаимосвязь познавательного развития и новообразований личности детей старшего дошкольного возраста в разных условиях обучения и воспитания: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2010. — 25 с.
  8. Н.М., Щелованов Н. М. Воспитание детей в яслях. М.: Педагогика, 1939. — 139 с.
  9. Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: автореф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1992. — 17 с.
  10. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. -М.: Педагогика, 1982. 125 с.
  11. П.Альраххаль Д. И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1992. — 17 с.
  12. H.A. Когнитивная дифференцированность как детерминанта особенностей общения: дис.. канд. психол. наук. — СПб., 1998.— 213 с.
  13. М.П. Психологические особенности общения со взрослым и сверстниками выпускников школы-интерната: автореф дис.. канд. психол. наук. М., 1991. — 19 с.
  14. М.Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 328 с.
  15. Д.Й. Речевое общение у олигофренов // Дефектология. 1987. — № 4. -С. 76−80.
  16. С. Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательной школы // Вопросы патопсихологии. М., 1970. — С .14.
  17. М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 6−21.
  18. Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. -М., 1998. С. 35−48.
  19. И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. -1994. № 1.-С. 11−14.
  20. И.М., Мускаева Ф. В. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками // Дефектология. 1998. — № 5. — С. 46−52.
  21. С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации у подростков: автореф. дис.. доктора психол. наук. М., 1989.-48 с.
  22. H.JI. Личностные особенности детей с ЗПР в системе дифференциально-психологической диагностики: автореф. дис.. д-ра психол. наук. М.5 1996. — 47 с.
  23. В.В. Инновационные подходы в работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. — № 1. — С. 613.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  25. , A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая Академия, 1995. — 328 с.
  26. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1995. — 207 с.
  27. Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательной школы-интерната: автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1994. — 23 с.
  28. Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. СПб: КАРО, 2005 — С. 288.
  29. И.И. Психологические условия развития системы социальных навыков и умений гражданского поведения у младших школьников: автореф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2007. — 25 с.
  30. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. — С. 35−78.
  31. A.B. Психология субъекта // Психологический журнал. -2003. Т.24. № 2. — С.15−17.
  32. Г. А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003.- № 2. — С. 44−50.
  33. Д.В. О некоторых особенностях социального статуса учащихся с нарушением интеллекта в классных коллективах // Специальная психология. 2004. — № 2(2). — С. 21−35.
  34. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. — 207с.
  35. А .Я. Структура и типы родительских отношений: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 17 с.
  36. E.H. Формирование эмпатии к сверстнику с задержкой психического развития // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород, 1998. — С. 56−71.
  37. JI.A., Ибатулина A.A. Соотношения обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 88−89.
  38. JT.B. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов // Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965. — С. 13−18.
  39. Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР // Дефектология. -1999. -№ 1.~ С. 18−24.
  40. Т.А., Лебединская К. С., Лубовский В. И., Никашина H.A. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления (Обзорная информация). М.: НИИД АПН СССР, 1976. — 47 с.
  41. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. — 105 с.
  42. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  43. Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей//Коррекционная педагогика. 2003.- № 2.-С.З-18.I
  44. Т.В. Состояние и перспективы развития специального образования в России // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 4−11.
  45. Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. № 4.-С. 55−63.
  46. Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч. в 6 т.: Т.З. М.: Педагогика, 1983. — С. 5−329.
  47. Л.С. Основы дефектологии // Собр. Соч.: в 6 т.: Т. 5. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  48. Л.С. Детская психология // Собр. Соч. В 6-ти т.: Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  49. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  50. Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. — 527 с.
  51. О.П., Головиц Л. А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. 2001. — № 1. — С. 7988.
  52. Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 101−116.
  53. Ю.С. Особенности формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстником у детей 5−7 лет с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. -21 с.
  54. П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978. — 120 с.
  55. В.И. Психический инфантилизм // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб., 2001. -С. 270−286.
  56. А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы // Дефектология. 1995. — № 2.-С. 27−30.
  57. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ZePo, 1997. — 240 с.
  58. .Н. Некоторые особенности общения со взрослым у детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития // Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков. — Иркутск, 1989.-С. 34.
  59. Гончарова E. JL, Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. 1998. — № 3. — С. 3−14.
  60. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста / Сб. научных трудов / Под ред. В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М: Педагогика, 1989. — С. 6−31.
  61. Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология. 1993. — № 6. -С.13−18.
  62. Г. В. Психологические особенности подростков с явлениями психологической неустойчивости и задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук -М., 1999. 17 с.
  63. В.П., Самошонок К. Л. Особенности адаптации детей и подростков, оставшихся без опеки родителей // Дефектология. 2007- № 4. — С. 70−77.
  64. В.П., Самошонок К. Л., Каминскайте Н. Исследование социальных навыков воспитанников детских домов // Дефектология. — 2008. № 6. — С. 85−89.
  65. М.Е. Особенности самопринятия у младших подростков с ЗПР // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород, 1998. -С. 198−207.
  66. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 25−30.
  67. Л.И. Некоторые особенности личностных взаимоотношений умственно отсталых детей младших классов // Дефектология. 1970. — № 3. — С. 36−40.
  68. Ю.Г. Психопатология детского возраста Л., 1988. — С. 16−50.
  69. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  70. Дети социального риска и их воспитание / Под. Ред. Л. М. Шипицыной. -СПб.: Речь, 2003.- 144 с.
  71. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — 336 с.
  72. Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии // Дефектология. 1999. — № 2. — С. 19−25.
  73. Е.Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 22 с.
  74. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. — 224 с.
  75. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М.: Соц. Здоровье России, 1992.-204 с.
  76. В.И. Роль комплексного сопровождения в социализации детей-сирот с нарушениями развития // Дефектология. 2006. — № 1 — С.63−66.
  77. И.Т. Содержание функции «образа самого себя» у дошкольников: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 19 с.
  78. С.А. Принципы и содержание психологической коррекции эмоциональных нарушений у воспитанников детского дома младшего школьного возраста. Красноярск, 2005. — 32 с.
  79. Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с ЗПР // Психология детей с задержкой психического развития. Изучение, социализация, психокоррекция. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 200−210.
  80. Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: Монография. -Н.Новгород: НГПУ, 2004. 258 с.
  81. Е.Е. Коррекция коммуникативного развития у детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2004. — № 6. — С. 11 -17.
  82. Дошкольники с задержкой психического развития: Актуальные проблемы диагностики и коррекции // Сборник научных трудов / Под ред. И. Ю. Левченко, Т. Ю. Ортиной. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. — 129с.
  83. Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. М. Книголюб, 2006. — 64 с.
  84. И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1982. — С. 8−19.
  85. М.Р. Взаимосвязь структуры Я-концепции ребенка и специфики внутрисемейных отношений: автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2003. -24 с.
  86. А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития «Я-концепции»: автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000.-21с.
  87. Е.А., Стребелева Е. А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в условиях специализированного учреждения для детей с нарушением интеллекта //Дефектология. 2000. — № 3. — С. 66−78.
  88. Е.А., Стребелева Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта//Дефектология. 2006.-№ 6. — С. 3−15.
  89. Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002.-№ 1.-С. 36−39.
  90. М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. — № 1. -С. 37−42.
  91. Т.В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999.- № 1. — С. 50−60.
  92. Т.В., Панцырная Е. В. Ролевое поведение и готовность к школьному обучению детей 7−8 лет // Психологическая наука и образование. 1999. -№ 1. — С. 38−45.
  93. И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1985.-№ 4.-С. 31−37.
  94. A.B. Избранные психологические труды: Т.1. М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
  95. , А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  96. O.B. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития // Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт / Под ред. О. В. Защиринской. СПб., 2001. — С. 213−252.
  97. .В. Личность и патология деятельности. М.: МГУ, 1971- С. 43−98.
  98. Т.М., Лисина М. И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. -М.: АПН СССР, 1982. С. 36−39.
  99. Н.П., Бобылева И. А., Заводилкина О. В. Возрастной стандарт социализации детей-сирот. М., 1999.— С. 11−17.
  100. И.Б. Формирование социокультурной направленности общения младших школьников с задержкой психического развития средствами арттехнологий: автореферат дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2009. -25 с.
  101. Ю.А. Исследование взаимоотношений со сверстниками дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегративной среды // Дефектология. 2007. — № 4. — С. 18−25.
  102. Е.Л. Роль социокультурных условий в генезе легкого психического недоразвития //Дефектология. 2008. — № 3.- С. 3−10.
  103. Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. — СПб.: Речь, 2003.-391 с. 112. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Центр «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца. М., 1997. — 34 с.
  104. Г. И. Общение с взрослыми как фактор формирования готовности детей к школьному обучению: дис.. канд. психол. наук. М., 1983.- 189 с.
  105. В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1987. — 35 с.
  106. И.А. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993. — 21 с.
  107. H.A. Психодиагностическая методика выявления минимальных отклонений развития у детей дошкольного возраста: дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000. — 258 с.
  108. Ю.Н., Ковалец И. В. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. — № 3. — С. 15−23.
  109. Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. М.: АРКТИ, 2004. — 216 с.
  110. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1995. — 354−388 с.
  111. Г. А., Радзиховский Л. А. Проблема общения и детерминации психического в работах советских психологов // Общение и развитие психики. М., 1986. — С.33.
  112. Г. А., Бусаркова Н. В. Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития // Коррекционная педагогика. 2010. — № 1. — С. 18−31.
  113. Ч.Б. Особенности образа «Я» у умственно отсталых подростков: дис.. канд. психол. наук. М., 1995. — 137 с.
  114. Н.Л. Самооценка, уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972.-20 с.
  115. Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984. — С. 1−26.
  116. Е.А. Особенности эмоционального развития умственно отсталых младших школьников, находящихся в разных социальных условиях // Дефектология. 2008. — № 5. — С. 66−70.
  117. Комплексное сопровождение и коррекционное развитие детей сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под научным руководством Л. М. Шипицыной, Е. К. Казаковой. СПб.: ИСПиП, 2000. — 108 с.
  118. М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994. — С.32−37.
  119. В.И. Совершенствование социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях школы-интерната: дис. канд.. психол. наук. — М., 1991.- 160 с.
  120. И.А. Особенности образа «Я» младших подростков с задержкой психического развития: автореф. дис. .канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2002. 26 с.
  121. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. 2002. — № 6. — С. 21.
  122. И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: дис.. д-ра психол. наук. М., 1997.-323 с.
  123. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. — М., 2002.- 192 с.
  124. И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания // Дефектология. 2004. — № 1. — С. 54−60.
  125. И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидание // Дефектология. 2006. — № 1- С. 3−6.
  126. И.А., Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения детей с легкими формами психического недоразвития // Дефектология. 2009. — № 5. — С. 22−28.
  127. И.А., Слуцкий В. М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология.- 1990. -№ 3. С.12−16.
  128. И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук. Н.Новгород., 2005. — 22 с.
  129. Г. Г. Формирование личности в процессе обучения (дошкольный и младший школьный возраст): дис.. д-ра психол. наук.-М., 1995.-288с.
  130. Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от общения ребенка с окружающими: дис. канд. психол. наук. М., 1981. — 171с.
  131. Г. С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства). М., 2001. — С.3−5.
  132. И.А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домой и школ-интернатов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. — № 2. — С. 3 — 12.
  133. Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1986. — 16 с.
  134. Т.И. Проблема исследования Я-концепции умственно-отсталых младших школьников // Коррекционная педагогика. 2005.-№ 2(8). — С.29−34.
  135. И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. — № 6. -С. 3−10.
  136. В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. A.A. Крылова. СПб., 1996. — С. 48−60.
  137. В.А. Принципы коррекционной работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием, лишенным родительского попечения // Специальная психология. 2004. — № 2 (2). — С. 36−48.
  138. В.А. Депривация социальных потребностей детей с умственной отсталостью в условиях сиротского учреждения // Коррекционная педагогика. 2004.- № 4 (6). — С. 73−80.
  139. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.- 167 с.
  140. И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: Академия, 2000.-231 с.
  141. И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. Монография. — М.: Изд. Центр Академия, 2001. 232 с.
  142. И.Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации: дис.. д-ра психол. наук. М., 2001.-385с.
  143. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — 231с.
  144. А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  145. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., Воронеж: Институт практической психологии, 1997. — 384 с.
  146. М.И., Сильвестру А. К. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев: Штиница, 1983. — 110 с.
  147. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  148. В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб., 2002.
  149. Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 3. — 2007. — С.27−35.
  150. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  151. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. — № 6. С. 16−20.
  152. В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1995. — № 1. — С. 17−24.
  153. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
  154. Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показатель развития личности (в контексте работы детского практического психолога): дис.. канд. психол. наук. М., 1990.- 132 с.
  155. Е.А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук. -Н.Новгород, 2004. 24 с.
  156. H.H. Специальное образование в России и за рубежом. -М., 1996.
  157. H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. — 1997 № 4. — С.3−15.
  158. H.H., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008 — № 1. — С. 71−79.
  159. H.H., Шматко Н. Д. Интеграция и специализированные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008.- № 2. — С. 86−94.
  160. И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. — 400 с.
  161. И.И., Трошихина Е. Г. Особенности психологической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. 1997. — № 3. — С. 3−10.
  162. Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София: Медицина и физкультура, 1981. — 190 с.
  163. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: Колпенс-центр, 1993. — 198 с.
  164. Г. Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2003.— № 2.
  165. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. — 94 с.
  166. В.Ф. Организационно-педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения // Дефектология. 1992. — № 4. — С. 19−24.
  167. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб., 1998. — С. 237−245.
  168. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. Москва-Воронеж: НПД МОДЭК, 2001. — 239 с.
  169. С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 84−89.
  170. Ю.А. Социальное поведение и эмоциональная регуляция у воспитанников домов ребенка // Психолог в детском саду. 2003. -№ 2, — С.83−114.
  171. С.С. О клинико-физиологической классификации состояний общего психического недоразвития у детей. М., 1961. — С. 14.
  172. Н.В., Щербакова A.M. Подготовка воспитанников-сирот с проблемами интеллектуального развития к самостоятельной жизни // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 47−53.
  173. Н.В. Круг общения и формирование правильных взаимоотношений с окружающими умственно отсталых детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей // Дефектология. 1991. — № 6. — С. 4146.
  174. H.B. Формирование правильных взаимоотношений с окружающими умственно отсталых детей-сирот // Дефектология. -1991. -№ 3.- С. 30−34.
  175. JI.B. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения: авторф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2003. — 22 с.
  176. А.Г., Сагдуллаев A.A. Мотивационный и эмоциональный профиль личности подростка с легкими формами умственной отсталости //Дефектология. 1991. — № 3.— С. 11−19.
  177. Р.Ж. Влияние опыта жизни в закрытом учреждении на последующее развитие ребенка // Дефектология. -2006.-№ 1.- С. 21−25.
  178. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. № 5. — С. 49−53.
  179. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 32−39.
  180. В.Н. Психология отношения / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Институт практической психологии, 1998. 363 с.
  181. .И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: автореф.. дис. д-ра психол. наук. — М., 1986. 35 с.
  182. В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М.: Владос, 2003. — 128 с.
  183. Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2008 — 218 с.
  184. Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 30−38.
  185. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Академия, 1996. 372 с.
  186. П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга: дис.. канд. психол. наук. — Махачкала, 1999. 167 с.
  187. Г. А. К проблеме исследования социальных отношений детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития // Специальная психология. 2005. — № 3−4 (5−6). — С. 36−40.
  188. Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы у детей с задержкой психического развития: дис.. канд. психол. наук. — М., 1997.-210 с.
  189. А.И., Юдинцев H.H. Программа социально-психологического развития детей (Для образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей): Социальная защита детства / Под ред. JI.K. Селявина. М., 2000. — Вып.З.
  190. В.А. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. -2003. № 4. — С. 2−6.
  191. М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. 2007 — № 5. — С.75−84.
  192. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие. М.: Академия, 2002. — 157с.
  193. A.B. Развитие личности. Возрастные периодизации // Психология развивающейся личности.-М., 1987.-С. 38−76.
  194. В.Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с легкой умственной отсталостью // Дефектология. -2007.- № 5, — С. 3−10.
  195. . Избранные психологические труды: психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  196. Э. Современные формы проявления госпитализма // Некоторые проблемы общения взрослого и ребенка: доклады — документы ХУП / Государственный Методологический Институт Домов ребенка. Будапешт, 1975. — С. 8−10.
  197. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., 1962. — С. 38.
  198. Преодоление трудностей специализации детей-сирот / Под ред. Л. В. Бейбородовой. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет, 1997. — 196 с.
  199. A.M., Толстых H.H. Дети без семьи: Детский дом: заботы и тревоги общества. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  200. A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. СПб., 2005.-265 с.
  201. Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе практической психологии образования. М., 2005. — С. 20−87.
  202. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. E.H. Волковой. СПб.: «Питер», 2008. — С. 14−97.
  203. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника (Т.И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.) — Науч. Ред. Л. А. Парамонова и др. — М.: «Просвещение», 2003. 335 с.
  204. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. -Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  205. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга) / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1996.- 186 с.
  206. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001. -256 с.
  207. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Academ А, 1999. 160 с.
  208. Н.К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов. Н. Новгород: НГУ, 2004. — 193 с.
  209. Развитие личности в условиях психической депривации / Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1991.- 159 с.
  210. Развитие образа себя, образа сверстника и возможности детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. -М.: Педагогика, 1989. С. 166−187.
  211. Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы // Дефектология. 1989. — № 3. — С. 36−40.
  212. Е.В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе // Дефектология. 2007. — № 4. — С. 26−33.
  213. В. Кросс-культурные исследования // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 118−130.
  214. C.JI. Самосознание личности и ее жизненный путь // Собр. Соч.: В 2 т. М. 1989. — Т2. — С. 236−250.
  215. С .Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  216. A.A., Московкина А. Г. Некоторые социологические характеристики детей-сирот // Дефектология. — 1989. № 6. — С. 13−17.
  217. A.A., Московкина А. Г. Этиологические аспекты исследования интеллектуального недоразвития у детей // Дефектология. 1991. — № 6.-С. 17−23.
  218. Н.Г., Иовлева Т. Е., Тихонова И. Л. Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование социально-желательного поведения в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2006. — № 4. — С. 81−95.
  219. С.Н. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей: автореф. дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 2003. — 20 с.
  220. Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющего развития // Дефектология. -2000. -№ 1. С. 66−75.
  221. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. — С. 55−67.
  222. Г. В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001. — 190 с.
  223. Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте: автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М., 1994.-37 с.
  224. И.М. К вопросу о развитии образа «Я» в предшкольный период детства // Психологическая наука и образование. 2004. — № 1. — С. 18−21.
  225. Слободчиков В. И, Цукерман Г. А. Интегральная возрастная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 38−50.
  226. В.М. Психологические методы коррекции личности ребенка // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С. 141−145.
  227. В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. № 1. — С. 86−96.
  228. Е.В. Психологические условия оптимизации психического развития в дизонтогенезе: дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. — 262 с.
  229. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128с.
  230. Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1988. — 16 с.
  231. Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. 1994. — № 1. — С. 53−59.
  232. Е.В. Формирование элементов альтруистического поведения у дошкольников // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1979. — С. 36−47.
  233. .К. Особенности социального поведения трудных детей 6−8 лет в ситуации депривации основных потребностей: дис.. канд. психол. наук. Алма-Ата, 1988. — 187 с.
  234. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста М.: Медгиз, 1974. — 320 с.
  235. И.А. Особенности развития игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки // Дефектология. 2008. — № 1. — С. 61−66 .
  236. В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999.- 16 с.
  237. С. Психични разстройства и отклонения в поведението при деца на алкохолици / С. Тотева // Неврол. Психиатр. Неврохир. 1983. — Р. 14−218.
  238. Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с ЗПР // Дефектология. 1989. — № 5. — С. 12−17.
  239. Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: дис.. канд. психол. наук. — СПб., 1997.-219 с.
  240. У.В. Научно-организационные основы психологической помощи детям с задержкой психического развития в системе дошкольного учреждения общеобразовательная школа // Специальная психология. — 2004. — № 1. — С. 12−22.
  241. У.В. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними: автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1983. — 38 с.
  242. У.В., Лебедева О.В. Л.С.Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня. Н. Новгород: НГПУ, 2001.- 196 с.
  243. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. -М.: Академия, 2005. 185 с.
  244. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 6−37.
  245. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  246. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. -М.: Флинта, 1997. — 160 с.
  247. И.А., Аладьин A.A., Фурманова Н. В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. — М.: «Тесей», 1999.- 160 с.
  248. Л.Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002. — 23 с.
  249. Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: дис.. доктора психол. наук. -М., 1999. -431с.
  250. М.М. Психогимнастика: 2-ое издание / Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение. — 1995. — 123 с.
  251. В.Ф., Новикова Г. Р. К вопросу о коррекционно-развивающем обучении детей с пограничными психическими расстройствами //Мир психологии. 2000. -№ 1. — С. 135−153.
  252. O.E. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы-интерната // Дефектология. 1996. — № 5. — С. 59−64.
  253. Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика задержки психического развития на основе стандартизованной методики: автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1994. -22 с.
  254. С.Г. Организация коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1998. — № 5. -С. 16−20.
  255. Т. Социальная психология. Ростов на Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  256. Л.М., Защиринская О. В. Азбука общений. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: Детство-Пресс, 2001.-380 с.
  257. Шипицына J1.M., Иванов Е. С., Виноградова А. Д. и др. Развитие личности в условиях материнской депривации. СПб.: ИСПиП, 1997. — 160 с.
  258. Р.А. Поведение депривированных детей // Психология аномального развития ребенка / Под ред. В. В. Лебединского и М. К. Бардышевской: в 2 томах. Т.Г. — М., 2002. — С. 192−193.
  259. A.M., Москаленко Н. В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида // Дефектология. 2001 — № 4. — С. 31−36.
  260. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 555 с.
  261. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского. -М.: МГУ, 1990. 196 с.
  262. Н.Н. Об особенностях становления идентичности и отношения к другим у социальных сирот // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 36−42.
  263. Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис.. канд. психол. наук. -Н.Новгород, 2003.- 19 с.
  264. С.Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 34−72.
  265. Aronson М., Kyllerman М., Sabel K.-G., Sandin В., Olegard R. Children of Alcoholie Mothers. Development, Perseptual and Behavioral Characteristics as Compared to Matched Controls // Acta Paediatr Scand. 1985, 74, l.-P. 27−35.
  266. Bowlby J. Attachment and love. L., 1969. — V. 1. — 104 p.
  267. Damon W. Patterns of change in children"1 s social reasoning: A two year longitudinal study // Child Development. -1980.-51.-P. 1010−1017.
  268. Dann L. Peabody Picture Vocabulary Test Manual. Nashville, 1958.
  269. Gibello B. Vraies et fausses Dssessment mentales chez I enfant // Vie med. 1983.-64. № 5.- P. 1161−1172.
  270. Goldfarb W. Infants rearing and problem behaviors // Amer. J. Of Orthopsychiatry. 1943. — Vol.13. — P. 29−47.
  271. Kirk S.A., Kirk W.D. Psycholinguistic learning disabilities: Diagnosis and remediation. Urbana III., 1971. — 198 p.
  272. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Авеценум, 1984. С. 334.
  273. Lovell К. Malagoljisted and Diligent Children. in Educational psychology and children. — London Univ. of London Press, 1973. — P. 264−278.
  274. Meyer K. Somatische, psychologische und soziologisce Untersuchungen zur Unterbegabung. Die Bedeunung psychologischer und soziologischer Factoren: diss. Von (Tubingen). — 1972.
  275. Piaget J. The Moral Judgment of the Child. New York: Free Press, 1965.
  276. Robertson J., Bowiby J. Pesponses of young children to separation from their mothers // Courier of the international children s centre. Paris, 1952. -V.2.
  277. Rubin K. Play preference and its relationship to egocentrism, popularity and classification skills in preschoolers // Merrill Palmer Quarterly, — 21. — P. 171−178.
  278. Sears R. Your ancients Resisted: A History of Child Psychology // Hetherington E.N. Review of child development research. V.S. Chicago, 1975.
  279. Siemon M.K. Family subsystem: working with School-age Children experiencing Psychological stress. Clinical Practice in psychosozial nursing: assessment and intervention. — New York: Appleton-Centry-Crofts, 1978. -P. 289−318.
  280. Skinner B.F. Contingencies of reinforcement- A theoretical analysis. — New York, 1969.
  281. Staub E. The Development of Prosocial Behavior (Vol.1). New York: Academic Press, 1979.
  282. Л. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния) // Дефектология. 1975. — № 6. — С. 40−46.
  283. Hoffman M.L. Affective and cognitive processes in moral internalization // Higgins, Rubl & Hartup (eds), Social Cognition and Social Behavior. Developmental Perspectives. New York: Cambridge University Press, 1983.
  284. Jaspers K. Gesammelte Schriften fuer Psychopathology. Berlin, 1963.
Заполнить форму текущей работой