Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие личности воспитателя дошкольного учреждения в процессе профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Антропоцентрический гуманистический подход ставит в центр образовательной системы растущего ребенка. При таком подходе образование выступает как процесс, направленный на расширение возможности развития и саморазвития личности. Образование как сфера, реализующая культурно — исторический подход, отличается от адаптивно-дисциплинарной модели образования тем, что ребенок имеет возможность осваивать… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Развитие личности — ведущая тенденция современного образования
    • 1. 1. Проблема личностного развития в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Обусловленность личностного развития ребенка дошкольного возраста уровнем личностного роста воспитателя
    • 1. 3. Транслирование субъектных параметров личности воспитателя в актах взаимодействия с ребенком дошкольного возраста.
  • Выводы
  • Глава 2. Экспериментальное изучение личностного развития воспитателя в процессе профессиональной деятельности
    • 2. 1. Личностный рост воспитателя в практике дошкольного образования констатирующий эксперимент)
    • 2. 2. Активизация личностного развития воспитателя в дошкольном образовательном учреждении (формирующий эксперимент)
    • 2. 3. Динамика личностного роста воспитателя в ходе тренинга его личностного развития
  • Выводы

Развитие личности воспитателя дошкольного учреждения в процессе профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Современные детидошкольники, живущие в начале XXI века, возьмут на себя в будущем решение сложнейших, в том числе и глобальных проблем, характерных для него. Для осуществления своего предназначения им необходимо получить такое образование, которое позволит не просто существовать, но и изменять проблемное пространство их времени.

В контексте глобальных проблем XX и XXI веков выдвигаются новые концепции и теории образования, среди которых социокультурная теория образования (В.П. Зинченко), концепция обучения, ориентированного в будущее (Д. Сиск), теория глобального образования и др. Каждая из них стремится выявить, обозначить и в какой-то мере решить «напряженные» проблемы мирового и отечественного образования. С целью поиска выхода из кризисной ситуации делается попытка представить дальнейший ход развития цивилизации, определить принципы, которые будут положены в ее основу. В качестве альтернативы технократическому и экономическому принципам выдвигается принцип антропоцентризма, предполагающий центрированность на человеке. Это, в свою очередь, заставляет осознать те направления, по которым должно измениться сознание человека. Этим объясняется постановка проблем о космизме, экологизме и гуманизме человека. Они должны быть учтены при осмыслении проблем образования тех, кто будет решать проблемы XXI века.

Современные цивилизационные процессы характеризуются господством феноменов гедонизма и потребления, приведших к преобладанию физиологических потребностей и потребительских интересов. Дальнейший прогресс и оптимизм будущей цивилизации может быть обеспечен личностями с ярко выраженными потребностями в творческом поиске, риске, свободе, ориентациями на деловитость, ответственность, аскетизм и др. (В.А. Петровский).

Наступившие изменения в политической, социальной жизни России, создавшие высокий фон социальной напряженности и конфликтности, привели к резкой социальной дифференциации. Усиление тенденций к потреблению изменили и без того уже сложную духовную ситуацию. Кризис системы духовного опыта человечества — кризис смысла человеческого существования, который приобрел особую остроту в связи с резким отрицанием недавно существующей системы ценностей и утратой национальной идеи. Наряду с экзистенциальным кризисом личности возникла явно проявляющая себя маргинализация социальной жизни (B.C. Библер, Э. Фромм,) и прерван-ность традиционного образа жизни.

В психологической литературе все чаще ставится вопрос о необходимости развития самодетерминации личности, способной находить свое существование, осуществлять свободный выбор, развивать ответственность за свою судьбу и реализацию себя в создавшихся условиях социальной жизни. Однако нынешнее поколение людей не способно в своем большинстве взяться за решение выше перечисленных проблем. Названные параметры требуют прицельной работы. Она возлагается на образовательные структуры, стратегической задачей которых является ориентация на развитие творческой личности, способной конструктивно решать круг проблем, выдвигаемых нынешней цивилизацией.

В свою очередь меняется набор приоритетных личностных у качеств, которые должны быть ориентированы на сотрудничество, интеллектуализацию, субъектность. В этой связи в образовательном процессе главным становится не столько обеспечение условий обучения различным предметам, сколько — личностного роста. Это обусловлено необходимостью интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной осваивать духовные ценности, формировать специфическую избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов. Обязательным звеном в формировании будущих личностей выступают посредники, в числе которых могут быть воспитатели, педагоги, родители, сверстники, способные транслировать собственную субъектность. Это еще более усложняет задачу, т.к. изменяет требования к уровню личностного и профессионального развития «посреднического» звена.

Продолжающееся внедрение идей личностноразвивающего образования актуализирует вопрос о необходимости определения того возрастного этапа, когда влияние воспитывающих взрослых оказывается особенно эффективным для развивающегося человека. К настоящему времени общепризнанно, что особенно восприимчивыми и сензитивными к воздействию являются дети дошкольного возраста, которые, более чем дети других возрастных групп, нуждаются в создании «надпер-сонального пространства», включающего социальную, природную и культурную среду.

В течение всего дошкольного детства одним из основных «авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель, персональное пространство которого задает и определяет специфику личностных новообразований детей, включенных в образовательный процесс. Именно воспитатель осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного духовного развития детей. Это фокусирует внимание исследователей и практиков на процессе личностного развития воспитателя, творческий потенциал которого составляет реальный вклад в потенциальное развитие взаимодействующих с ним детей. В связи с этим ставится вопрос о необходимости формирования самосозидающегося типа личности воспитателя, который возьмет на сейя ответственность созидания самого себя. Однако творческая личность воспитателя не есть следствие только личных усилий. Творческая личность воспитателя может быть сформирована при условии развития определенного типа активности, типа организации жизненного времени и специфического типа развития.

Решение последней задачи находится в тесной взаимосвязи с технологиями диагностики, коррекции и развития личности. Для успешного развития личности дошкольников уже недостаточно просто индивидуализировать программы обучения. В условиях дошкольного учреждения необходимо использовать такие технологии, которые обеспечат развитие творческой личности. В их основе должны быть неадаптивный, надситуативный характер активности воспитателя, преобладание индивидуализации личности в детстве, творческое программирование жизни, ориентация на духовный поиск.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена, прежде всего, противоречием между потребно-тью дошкольных учреждений в самосозидающей творческой личности воспитателя и недостаточной разработанностью в отечественной науке, в том числе и психологической, условий его личностного роста. Из данного противоречия следует проблема нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: каковы модель и психологические условия развития личности воспитателя в процессе профессиональной деятельности? Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс развития личности, а его предметом — личностный рост воспитателя дошкольного учреждения в процессе профессиональной деятельности .

В соответствии с целью, объектом и предметом были выдвинуты следующие гипотезы исследования:

• личностное и профессиональное развитие воспитателя зависит от уровня сформированности социальнозначимых ценностных ориентаций, мотивационно-потребностной сферы, педагогической рефлексии, эмпатии, педагогического творчества в процессе общения и взаимодействия;

• педагоги-воспитатели дошкольных учреждений могут стать источником личностного роста детей, если ребенок в свою очередь станет стимулом его саморазвития;

• программа и тренинг личностного и профессионального роста воспитателя являются реальным условием его самоактуализации, повышения деятельностной мотивации и усиления творческого потенциала, а также изменения его отношения к своей личности и профессионализму, личностного развития детей.

Для доказательства выдвинутых гипотез были определены задачи исследования:

• изучить уровень представленности проблемы личностного роста воспитателей дошкольных учреждений в современной отечественной и зарубежной психологии и выявить личностные характеристики педагогов-воспитателей, работающих в творческом режиме;

• изучить обусловленность личностных новообразований ребенка дошкольного возраста уровнем личностного и профессионального развития педагога-воспитателя и обосновать их как детерминанты представленности субъектности воспитателя в сознании ребенка;

• разработать модель развития личностных и профессиональных параметров воспитателя в процессе профессиональной деятельности;

• обобщить результаты внедрения авторской модели развития личности воспитателя в практику работы дошкольных образовательных учреждений и выявить психологические условия саморазвития личности воспитателя.

Для решения поставленных задач использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, теоретический анализ, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод экспертных оценок, беседа, эксперимент. Для количественной обработки данных применялись статистические методы.

Методологическая основа исследования складывается из основных положений общей и конкретной научной методологии. В исследовании использованы концепция системно-структурного подхода к изучению личности: системный и личностно-деятельностный подходы к личностнопрофессиональному становлению педагога-воспитателясобытийный подход в профессиональном и личностном развитии, а также гуманистический и аксиологический подходы, рассматривающие человека как особую ценность и самоцель общественного и образовательного процессов.

Теоретической основой исследования выступили:

• научные положения о человеке как субъекте развития и саморазвития (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. Маслоу, A.B. Петровский, В. А. Петровский, C.JI. Рубинштейн, К. Роджерс и др.);

• концепции личностноориентированного образования (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, В. В. Сериков, В. И. Сло-бодчиков и др.);

• идеи гуманизации образовательного процесса (И.А. Зимняя, И. Ф. Исаев, И. Б. Котова, В. А. Мудрик, В.А. Сласте-нин, E.H. Шиянов и др.);

• концепции формирования готовности к педагогической деятельности (В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.);

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1993;1994) была сформулирована проблема, определены объект, предмет, задачи исследования, построена теоретическая модель инновационной деятельности по внедрению идей личностноразвивающего образования в дошкольном образовательном учреждении.

На втором этапе (1994;1995г.) осуществлялось апробирование инновационных педагогических технологий в практике работы дошкольного образовательного учреждения. Анализу подвергались как конструктивные, так и деструктивные результаты изменения личностных и профессиональных параметров педагогов-воспитателей под влиянием экспериментально заданных условий.

На третьем этапе (1995;1998) проводилась диагностическая и коррекционная работа по определению диапазона изменений личностных и профессиональных характеристик педагогов-воспитателей, вызванных внедрением новых технологий .

На четвертом этапе (1999;2000) осуществлялись обработка полученных данных и корректировка экспериментальной программы, подводились итоги проведенной работы.

На пятом этапе (2000;2001) оформлялась рукопись диссертации и проводились апробация и внедрение результатов исследования.

На Защиту выносятся следующие положения:

• уровень личностного и профессионального развития педагогавоспитателя дошкольного образовательного учреждения является реальным фактором развития личности ребенка дошкольного возраста за счет возможности транслирования субъектности в актах педагогического взаимодействия;

• динамика развития личностных и профессиональных параметров воспитателя зависит от уровня сформированности его мотивационно-потребностной сферы, ценностных ориентаций, эмпатии, педагогической рефлексии, самоотношения и уровня овладения инновационными педагогическими технологиями и профессионально значимыми знаниями;

• модель личностного роста воспитателя в процессе профессиональной деятельности включает в себя следующие этапы активизации личности: диагностический этап, этап программирования личностного и профессионального роста и этап реализации личностных и профессиональных программ;

• внедрение экспериментальной модели значительно изменяет мотивацию освоения профессиональной деятельности, самооценку, самоотношение, способы транслирования субъектных параметров, а также способствует личностному и профессиональному росту воспитателей-педагогов в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:

• определены диагностируемые параметры личностного роста воспитателей (ценностные ориентации, мотивационно-потребностная сфера, эмпатия, рефлексия, самооценка, самоотношение, овладение педагогическими технологиями трансактного взаимодействия и профессионально значимыми знаниями, личностноразвивающими стратегиями и тактиками) ;

• доказано, что уровень личностного развития воспитателя дошкольного образовательного учреждения является реальным фактором развития личности ребенка дошкольного возраста за счет возможности транслирования субъектности в актах педагогического взаимодействия;

• разработана модель и психолого-педагогические условия, обеспечивающие активизацию личностного роста воспитателей в профессиональной деятельности.

Практическая значимость работы определяется тем, что в условиях реформирования системы дошкольного образования выявлены возможности личностного развития воспитателя в специально организуемых формах в дошкольных образовательных учреждениях. Прежде всего, это тренинг личностного роста, направленный на запуск механизма самоактуализации, в который вошли: деловые, ролевые, ситуационные игры, упражнения на коррекцию ценностных ориентаций, решение педагогических задач. Данный тренинг нашел свое отражение в образовательной практике дошкольных учреждений г. Минеральные Воды, а также стал частью психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации воспитателей в условиях складывающейся системы личностно развивающего образования в Ставропольском крае.

Достоверность научных результатов обеспечена опорой на современные теоретико-методологические принципы, реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных статистической значимости полученных данных диссертационного исследования, апробацией и внедрением полученных результатов в практику.

Апробация и внедрение в практику основных положений и результатов исследования. Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на совещаниях, семинарах, заседаниях отдела дошкольного образования г. Минеральные Воды, докладывались на международной конференции «Ребенок в современном мире» (г. Санкт-Петербург 1997), на пятой Республиканской научно-теоретической конференции «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире» (г. Карачаевок, 1999), региональной научно-практической конференции «Современное образование: проблемы и перспективы» (г. Ставрополь, 2000). Основные положения и результаты исследований обсуждались на аспирантском семинаре и заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Северо-Кавказского государственного технического университета.

Опубликованные материалы использовались Ставропольским краевым институтом повышения квалификации работников образования в ходе курсов и семинаров руководящих работников сферы дошкольного образования.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Основной текст составляет 17 6 стр., общий объем -200 стр.

Список литературы

составил 235 работ отечественных и зарубежных авторов. В диссертации имеются 11 таблиц, 3 схемы.

Выводы.

Экспериментальное изучение личностного развития воспитателей дошкольных учреждений в процессе профессиональной деятельности отражает исследовательский опыт построения системы личностного и профессионального роста воспитателей и представляет модель активизации личностного и профессионального развития воспитателя.

В основу модели положено рабочее определение личностного и профессионального роста воспитателей с выделением основных параметров, как системы определенных показателей, направленных на самоосознание и самоактуализацию.

В состав модели входят следующие этапы активизации личности: диагностический этап, этап программирования личностного и профессионального роста и этап реализации личностной и профессиональной программ.

Процесс активизации личностного и профессионального роста является специфической частью становления воспитателя как специалиста. Он находится под влиянием объективных и субъективных условий.

Объективные условия, определяющие личностное развитие воспитателя в целом и его профессиональный рост в частности, связаны с реальной системой психологической и методической служб дошкольного образовательного учреждения. К их числу следует отнести:

• содержание деятельности психологической и методической служб в дошкольном учреждении по активизации личностного и профессионального роста;

• признание за педагогом права на авторство в педагогической деятельности;

• наличие атмосферы поддержания творчества и инициативы;

Субъективные условия, влияющие на процесс личностного и профессионального роста включают личностные предпосылки. К субъективным условиям нами были отнесены:

• ценностно-потребностная ориентация на педагогическую деятельность;

• владение рефлексией;

• наличие развитой эмпатии;

• адекватная самооценка;

• положительное самоотношение;

• высокий уровень профессионально значимых знаний;

• творческое владение педагогическими технологиями.

В соответствии с моделью разработаны программа. и тренинг личностного развития воспитателя, определены общие подходы к реализации исследования, предложены методы диагностики параметров личностного и профессионального роста: беседа, анкетирование, интервьюирование, тестопросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеевадиагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, анкета «Барьеры педагогической деятельности», метод цветописи Лутошкина. Программа состоит из трех блоков:

1.Блок «Познай себя».

2.Блок «Программирование личностного и профессионального роста».

3.Блок «Методика персонализации».

В ходе реализации программы были определены следующие задачи:

• достижение более полного представления о себе педагогами;

• обучение воспитателей программированию личностного и профессионального роста;

• овладение воспитателями методикой персонализации.

Первый блок программы «Познай себя» представляет собой этап актуализации личностного и профессионального роста и предполагает конкретизацию у воспитателей Яконцепции и Я-профессионального с рефлексией противоречий между результатами диагностики и собственными представлениями.

Второй блок представлен в виде психологического тренинга и предполагает переход воспитателя от осознания потребности в саморазвитии к реальной деятельности по самосовершенствованию, овладение умениями программировать свое личностное и профессиональное развитие.

Третий блок программы является продолжением психологического тренинга и предполагает решение следующих задач:

1) освоение педагогами трансактной модели взаимодействия с детьми;

2) расширение авторства, личностного пространства педагога и ребенка в актах взаимодействия;

3) определение развивающего воздействия личности педагога в актах взаимодействия с ребенком.

Работа осуществлялась по трем направлениям: -теоретическая подготовка- -практическое овладение технологией- -практическое применение трансактного подхода в реальной профессиональной деятельности. Овладение трансактным подходом создавало условия личностно-развивающего взаимодействия воспитателя с ребенком, что способствовало усилению педагогического авторства в профессиональной деятельности, активизации творческой деятельности детей. В результате внедрения опытно-экспериментальной программы и психологического тренинга отмечены позитивные изменения в личностном и профессиональном развитии воспитателей.

Сравнительный анализ полученных результатов подтвердил эффективность проведенной работы.

Параллельно с улучшением личностных показателей педагога выявлено улучшение психологического климата, эмоциональной атмосферы детских коллективов, в которых осуществлялась педагогическая деятельность воспитателей экспериментальной группы.

Тренинг личностного и профессионального развития воспитателя значительно повлиял на повышение творческой атмосферы в коллективе. У педагогов вырос интерес к инновационной деятельности, собственным творческим плана и поискам.

В процессе экспериментальной деятельности изменилась система взглядов воспитателя на личностное развитие. Это нашло свое проявление в осознании способов деятельности, степени развития педагогической рефлексии, в повышении деятельности мотивации, увеличении интереса к самообразованию. Вместе с тем изменились способы репрезентации себя в профессиональном педагогическом сообществе, а также представления о возможностях саморазвития и самореализации в процессе профессиональной деятельности.

Заключение

.

Проблема личностного и профессионального роста является одной из актуальных проблем психологической науки в целом и психологии профессиональной деятельности в частности. Актуальность проблемы обусловлена тем, что важнейшими условиями обеспечения профессиональной деятельности в плане ее осуществления и развития является личностный рост педагога, влияющий на личностный рост ребенка. Исследования условий, обеспечивающих личностный и профессиональный рост в области дошкольного образования, приобретают особую актуальность, так как в настоящее время предъявляются высокие требования к профессиональному уровню воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Требования соответствия современным запросам в сфере дошкольного образования вызывают необходимость у воспитателей совершенствоваться в личностном и профессиональных планах.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогических исследований по проблеме личностного и профессионального роста показал, что данная проблема еще не получила должной целостной разработки, поскольку не сформирована соответствующая система понятий. При этом личностный и профессиональный рост — понятия весьма широкие и охватывают все многообразие жизни человека, жизненный путь, самосовершенствование, развитие потенциала личности, в том числе, и профессиональное. Личностный и профессиональный рост позволяют наиболее эффективно реализоваться воспитателю в своей профессиональной деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуют творческому подходу к профессиональной деятельности.

Антропоцентрический гуманистический подход ставит в центр образовательной системы растущего ребенка. При таком подходе образование выступает как процесс, направленный на расширение возможности развития и саморазвития личности. Образование как сфера, реализующая культурно — исторический подход, отличается от адаптивно-дисциплинарной модели образования тем, что ребенок имеет возможность осваивать не только то, что лежит в сфере объективных достижений, но и внутри, в пространстве человеческой субъектно-сти. Аксиологический подход в образовании позволяет создать условия для развивающейся личности, самореализации своих творческих способностей. Главной ценностью здесь выступают утверждение ценности развития ребенка как творческой личности. Педагог перед ребенком предстает как один из множества личностных образов, демонстрирующих ребенку разнообразие типов самоопределения систем ценностей, пространства выбора путей развития человека в мире.

Наше исследование стоит на позициях гуманистической психологии, которая задает параметры образа, идеала и ценностных ориентиров в развитии воспитателя как профессионала и личности.

Методологические подходы к изучению параметров личностного развития разработаны и определены в исследованиях представителей западной и отечественной гуманистической психологии. В работах А. Маслоу, Ф. Олпорта, К. Роджерса выделяются критерии полноценно функционирующей личности. К ним относятся: открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность, которые можно с уверенностью отнести к показателям личностного роста как педагога так и ребенка.

Современные отечественные психологи (JI. И. Анцыфе-рова, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, А. В. Петровский, В. А. Петровский) развивают динамическую концепцию личности, определяют условия и параметры личностного роста. Опираясь на данные концепции, в нашем исследовании выделены следующие показатели личностного роста воспитателя:

— ценностные ориентации;

— мотивационно-потребностная сфера;

— эмпатия;

— рефлексия;

— самооценка;

— самоотношение;

— творчество;

— уровень овладения инновационными технологиями.

В психологической науке установлено, что развитие личности педагога способствует развитию личности ребенка, что личность порождает личность. В данном случае мы опираемся на работы А. Г. Асмолова, Петровского В. А., Котовой И. Б., Шиянова E.H. Выдвинутые ими теоретические положения весьма значимы для системы дошкольного образования, в которой личность воспитателя выступает как условие изначального становления личности ребенка. Воспитатель является источником развития ребенка, задает параметры его роста, «работает собой». Персонализируясь в ребенке, он преобразует его личностные смыслы, меняет поведение, наполняет содержанием мир его ценностей, но при условии, если сам осознает себя личностью.

Взрослые в своей деятельности, в актах общения и взаимодействия транслируют системы ценностей, побуждая ребенка к развитию. Развитие личности воспитанника (В.А. Петровский) осуществляется через идеальную представленность в нем «значимого взрослого». Но педагог, (И.Б. Котова, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.) обязательным «другим» для развития ребенка становится только тогда, когда является самоактуализирующейся личностью, сделавшей выбор из многих возможных ведущих мотивов — «возможность роста». При этом вклад взрослого может быть различен от усвоения внешних проявлений и представляющий собой поверхностный уровень персонализации, до влияния на внутренний мир ребенка, затрагивающий важнейшие структурные образования его личности.

Способность персонализации обеспечивается богатством индивидуальности человека и богатством средств, с помощью которых педагог может достигать необходимого идеального присутствия как значимый другой. В педагогической деятельности у воспитателя при таких позициях центром развивающих технологий становится личностный момент, выделяется примат личности воспитателя над средствами педагогической работы.

Воспитатель, персонализируясь в детях, осуществляет преобразование их личностных смыслов, поведения, способов деятельности, установок и ориентации.

Транслирование личностных параметров воспитателей осуществляется в реальных актах педагогического взаимодействия. Взаимодействуя с ребенком, воспитатель транслирует свою субъектность, реализуя свою потребность быть личностью и формируя такую потребность и способность у ребенка.

Воспитатели с различным уровнем сформированности личностных показателей оказывают неодинаковое по содержанию, характеру и интенсивности личностное влияние на детей. Это влияние преобразует поведение детей, отношения со сверстниками, оценку их деятельности. Оно является «вкладом» в развитие личности ребенка и обеспечивает индивидуальную представленность воспитателя в воспитанниках .

Экспериментальное изучение личностного и профессионального развития в процессе педагогической деятельности отражает исследовательский опыт построения системы личностного и профессионального роста воспитателей, описывает этапы и методы исследования, репрезентирует модель личностного и профессионального роста воспитателя дошкольных учреждений. Разработанная нами модель включает программу и тренинг личностного развития с полным набором диагностических методик, психотехнических игр и базовой теоретической подготовкой воспитателя к работе.

В состав модели входят следующие этапы актуализации личности и профессионального роста воспитателей: диагностический этап, этап программирования личностного и профессонального роста и этап реализации личностных и профессиональных программ. Детально разработан тренинг личностного и профессионального роста, направленный на запуск механизма самоактуализации. В него вошли: деловые, ролевые, ситуационные игры, упражнения на коррекцию ценностных ориентаций. В работе были также использованы различные методы: беседа, анкетирование, интервьюирование, тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеевадиагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, анкета «Барьеры педагогической деятельности», метод цветописи А. Н. Лутошкина и разнообразные психотехнические игры.

Данная программа нашла свое отражение в образовательной практике и стала частью психолого-педагогической подготовки и повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений.

В процессе экспериментальной деятельности изменилась система взглядов воспитателя на личностное развитие. Это нашло свое проявление в осознании способов деятельности, степени развития педагогической рефлексии, в повышении деятельности мотивации, увеличении интереса к самообразованию.

Изменился эмоциональный тон отношений, преобладающим стало общение синтонное, эмоционально созвучное, доверительное, поддерживающее.

Вместе с тем изменились способы репрезентации себя в профессиональном педагогическом сообществе, а также представления о возможностях саморазвития и самореализации в процессе профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. и др. Философско-психологическая концепция C. J1. Рубинштейна. М., 198 9
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М: Мысль, 1991.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.
  5. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение. 1985.
  6. Азаров Ю. П, Теоретические проблемы мастерства воспитания современной общеобразовательной школы: Автореф. д-ра пед.наук.- М., 1973.
  7. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация: Сб. науч. тр./ Под ред. А-А. Бодалева, Г. А. Ковалева, Б. С. Круглова, — М., 1983
  8. Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования. // Вопросы методологии, № 1−2 1994
  9. Амонашвили III. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса, — Минск: БГУ, 1990
  10. .Г. Избранные психологические труды: 2 т, М., 1980.Т.2
  11. Н.П. Психологический климат в коллективе, М., 1989.
  12. Л.И. Личность в динамике, (Психологический журнал- 1992-№ 5.
  13. В. Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Дис. д-ра психол. наук в виде научного доклада.-М.. 1995.
  14. В.Г. Мотивационные резервы человека // Психологический журнал. 1987,№ 8.
  15. А. Г. Психология индивидуальности: Методические основы развития личности в историческо-эволюционном процессе.- М. 1986,
  16. А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  17. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва Воронеж: изд-во Институт практической психологии, 1996.
  18. А., Д. Шульц, С. Шульц. История современной психологии. С.-П., 1998.
  19. Базовая культура личности- теоретические и методологические проблемы / Сб. научн. тр. под ред. О. С. Газмана.- М.. АПН. 1989.
  20. П. Возрастной подход в психологии развития. // Психологический журнал,№ 1, 1994.
  21. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990, N'2.
  22. Беличева С. А, Основы привентивной психологии. М., 1993
  23. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность, Пятигорск: ПГЛУ, 1996
  24. Березовин Н. А- Проблемы педагогического общения. Минск, 1989
  25. С.Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  26. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер, с англ.- М.: Прогресс, 1988
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М., 1989.
  28. В.С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцатый век.- М.: Политиздат. 1990.
  29. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования. М.. 1994.
  30. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М,: Международная педагогическая академия. 1995
  31. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. -М МГУ, 1982
  32. Бодалев А. А, Личность и общение. М., 1983.
  33. Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  34. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978, № 4
  35. Е.В. и др. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов-на-Дону, 1995.
  36. Бороздина Л. В, Исследование уровня притязаний. М, 1985.
  37. М.В. -. Духовность и личностно-центрированный подход/ Вопросы психологии. 1992. № 3-4.
  38. В.Р. Педагогика социальной работы.-М., 1994.
  39. .С. Аномалии личности, -М., 198 8
  40. . С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии.- 1997 № 5
  41. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994
  42. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности, Киев, 198 9
  43. Воспитание гуманных чувств у детей. Под ред. Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло.- Киев, — «Радянська школа», 1987
  44. JI. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
  45. Т.П. Эмпатия как специкфичесий способ познания человека человеком. Краснодар, 1975
  46. В.Г. Индивидуализация и интеграция личности в совместной теоретической деятельности: Дисс. канд. психол. наук.- М., 1988.
  47. В.В. О понятии личности в современной психологии //Психологический журнал. 1988. Т.9. № 4.
  48. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление. «Перспективы». №½, 1992.
  49. .И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. 1985.-№ 5
  50. Дошкольные учреждения и начальная школа. Методические. материалы. Под редакцией Л. А. Парамоновой, Г. К. Широковой. М.: Центр инновации в педагогике. 1995
  51. И. Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся М. 1985.
  52. С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.53. Ерофеев А. К. Развитие методов исследования уровняпритязаний: Дисс. канд. психол. наук.- М., 1983.
  53. В.И. Педагогическое творчество учителя. Советская педагогика.-1989- № 1.
  54. A.B. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1986.
  55. И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997
  56. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола. 1994. 83.
  57. В.П. Образование. Мышление. Культура. «Новое педагогическое мышление». М., 1989.
  58. В.П. К началу органической психологии. М., 1997 .
  59. В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века.- М: ИЦУКПС, 1992.
  60. В. П. Проблемы психологии развития Читая О. Мандельштама. Вопросы психологии.-1992.- № 3−4. С.50−60.
  61. А.К. Общение, как фактор развития- М.- Политиздат, 1981.
  62. И.Ф. и др. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. М., 1999.
  63. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М. 1988.
  64. Как построить свое «Я» Под ред. Зинченко В.П.- М., Педагогика, 199 166. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовкаучителя М.- Просвещение. 1987
  65. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество.- М. 1990.
  66. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.,-1987 .
  67. Я.Л. Психология общения. М., 1974.
  68. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.-М., Политиздат. 1984
  69. Кон И. С. Открытие- «Я" — М., Политиздат., 1978 .
  70. С. В. Межличностное познание и его роль в общении: Дисс. д-ра психол. наук.- Дрогобыч, 1977.
  71. О.П. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
  72. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода.// Вопросы психологии- 1997- N'6.
  73. И. Б. Психология личности в России. Столетие развития.- Ростов-на-Дону: 1994.
  74. И.Б., Рогов Е. И. Эффекты и феномены педагогического взаимодействия.- М., 1991.
  75. И.Б., Петровский A.B., Шиянов E.H. „Введение в педагогику. Программа“. //Педагогика- № 2, 1994.
  76. И.Б., Шиянов E.H. Педагог: профессия и личность. Ростов н/Д, 1997.
  77. И.Б., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д, 1997.
  78. И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997.
  79. И.Б., Шиянов E.H. Философско-аксиологические-основания педагогики. Ростов н/Д., 1997.
  80. Краткий психологический словарь // Сост. Л. А. Карпенко: под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: Просвещение, 1985.
  81. Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии.- 198 4.-№ 1.
  82. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- М.: Просвещение, 1988 .
  83. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
  84. В.Ж., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России.» 1994.- № 1.
  85. Т.В. Основы профессиональной диагностики. М., 1984 .
  86. C.B. Педагогика личности. Стратегия и тактика личностного воспитания. Воронеж, 1997
  87. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций.- М., 1981.
  88. B.C., Поташник М. М. Как разрабатывать программу развития школы. М., 1993.
  89. В.М. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995 .
  90. A.A. Педагогическое общение. М., Знание, 1979.
  91. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М., Педагогика, 1983.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977 .
  93. Д.А. Психология смысла.М., 1999
  94. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972
  95. М.И. и др. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
  96. Личность в деятельности и общении. Под редакцией В. А. Лабунской, А. К. Белоусовой, Ростов-на-Дону, 1997
  97. В.И. и др. Дошкольная педагогика. М., 1983
  98. ЮО.Лукьян Я. А. Барьеры общения: конфликты, стресс.-Минск, 1986.
  99. А.Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива. М.: Наука, 1971.-96ет
  100. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации, Петрозаводск, 1992.
  101. Ю.И. Творческая лаборатория учителя.- М.: Просвещение, 1985.104. Люблинская A.A. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1972
  102. В.Т. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- м., 1994.
  103. А.К. Психология труда учителя. М,: Просвещение, 1993.
  104. А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999
  105. А. Мотивация и личность. С.-П., 1999
  106. А. Самоактуализация.// Психология личности. Тексты.-М.: МГУ, 1982.
  107. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству. // Вопросы психологии, № 1, 1998 .
  108. Методика психодиагностики в учебном процессе. М., 1990.
  109. Методическая работа в дошкольном учреждении: перспективы, направления, формы: Методические рекомендации/Сост. В. П. Дубова., Е. П Милашевич.- Часть 1. Витебск, 1992.
  110. А. И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.
  111. Моделирование воспитательных систем: теория-практика .-М., 1995.
  112. Мотивация личности. Феноменология, закономерности и механизмы формирования. М., 1982.
  113. Иб.Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение.- М.: Просвещение, 1986.
  114. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
  115. З.Я. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности детей дошкольного возраста. // Развитие эмоций у детей дошкольного возраста.- М., 198 6
  116. Н.И. Основные компоненты психологической структуры личности.Опыт системного исследования психики ребенка. М.: 1983.12 0. Непомнящая Н. И. Опыт системного исследования психики ребенка. М.: 1983.
  117. А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Казань 1982
  118. Новые ценности в образовании. // сб. М., 1995.
  119. Образование XXI века: Материалы международной конференции. -М., 1994.
  120. Л.Ф. Пути научного изучения психики ребенка в XX веке. Дисс. д-ра псих. Наук.-М., 1996.
  121. К. Психологическая теория строения и развития личности. М., 1981.
  122. Общая психодиагностика// Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина.-М.: МГУ, 1987.
  123. Г. Личность: проблемы науки или искусства? Психология личности. -М.: МГУ. 1982.
  124. А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к трансперсональному общению. Московский / психотерапевтический журнал. 1994. № 2.12 9. Орлов А. Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности// Вопросы психологии. 1993. № 4.
  125. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  126. А.К. Проблемы исследования субъектной активности. // Вопросы психологии, № 1, 1996
  127. Основы педагогического мастерства. Под. ред. И.А. Зя-зюн. М., 1989.
  128. . Избранные психологические труды. М., 1969
  129. A.B. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: Педагогика, 1984.
  130. В.А., Виноградова A.M., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. Воспитателю о личностном общении. М., 1992.13 6. Петровский A.B. Развитие личности с позиций социальной психологии.//Вопр. психологии. 1984. -N'4.
  131. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью //Вопросы философии. -1982.
  132. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-н.Д: Феникс, 1996.
  133. В.А. Психология развивающейся личности. -М., 1986.14 0. Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личност-но -развивающееся взаимодействие. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского педагогического университета, 1993
  134. Л.А. Компетентность общения. -М.: МГУ, 1989.142. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  135. К.К. Психологический практикум. -М.: Высшая школа. 1980.
  136. К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986.
  137. К.К. О системе психологии. М., Просвещение, 1992.
  138. С.Д. В поисках педагогической инноватики. -М., 1993.14 7. Пономаренко В. В. Гуманизация школы и вселенского сознания. Педагогика, 1994, N'3.
  139. Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. -М., 1990.
  140. Я.А. Психология творчества и педагогика. -М., 1976.
  141. М.М. и др. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994
  142. Программа воспитания и обучения в детском саду. -М.: Просвещение. 1985.
  143. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. Материалы конференции ИПИ. -М., 1994.
  144. Психология развивающейся личности (Под ред. A.B. Петровского) — М.- Педагогика, 1987
  145. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. A.B. Брушлинского-М., издательство «Институт психологии РАН», 1997
  146. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя. (Вопросы психологии -1987,-№ 4,5)15 6. Психологические проблемы самообразования учителя.
  147. Под ред. Г. С. Сухобской -JI., 1986)
  148. Психология развивающейся личности/ Под ред. A.B. Петровского. -М., 1987.158. Психодиагностика: Теория и практика. Общая ред.Н. Ф. Талызиной (пер. с нем.) -М., 1986.
  149. Психология личности и образ жизни. Под ред. Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1987.
  150. Психология. Словарь. Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.
  151. Психология: Словарь/ Под ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.
  152. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. -М.: Красная пл., 1996. -400с.
  153. И. П. Педагогическое творчество учителей. Народное образование -1985 -№ 7.
  154. И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Диагностика и методические советы. 1990.
  155. И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Пятигорск, 1992.
  156. И.П. НОТ учителя. Библиотека учителя по общим проблемам обучения и воспитания. -М., 1982.
  157. A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога (Вопросы психологии -1990-№ 2)
  158. A.A., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. С.-П., 1999
  159. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М., Просвещение, 1985.
  160. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону. РГПУ, 1994.
  161. K.P. Взгляды на психотерапию. Становление человека. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994 .
  162. K.P. Консультирование и психотерапия. М., 1999.
  163. H.A. Роль стереотипов в познании человека человеком. Вопросы психологии-1986-№ 4.17 4. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, -1991
  164. К. Групповая психотерапия. -М.: Прогресс, 1990.17 6. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. М. — Харьков — Минск, 1999
  165. Л.С. Человек и мир. Проблемы общей психологии. М., 197 617 8. Рыжов В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки. Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1995.-35С.
  166. З.И. Развитие личности и профессиональный рост: Автореф. д-ра. псих. наук. -Минск, 1997.
  167. В. А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  168. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 1995.
  169. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореферат докт. дис.- М., 1994
  170. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности./ Учебное пособие для ФПК и И ПК преподавателей и аспирантов. -М.: Аспект Пресс, 1995.
  171. С.А., И.Б. Котова, E.H. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Издательский центр «Академия», 1998.
  172. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. —М., Издательство открытого российского университета, 1994 .
  173. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. -298с.
  174. Философия образования для XX века. -М., 1992. 255. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. -М.: «Правда» 1990. -Т.2. -446с.
  175. В.Т., Кульнина Т. И., Фотов В. Г. Дидактическая концепция формирования образовательного процесса в школе № 77. Инновационная школа-199б-№ 2.
  176. В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990.
  177. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987
  178. И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989.
  179. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
  180. Э. Человек для себя. -Минск, 1992.
  181. Э. Иметь или бытъ?: Пер. с англ. -М.: Прогресс. 1990. -ЗЗбс.
  182. Э. Душа человека. -М.: Республика, 1992. -43всГ
  183. А.У. Руководитель, его личность и деятельность. М., 1982.
  184. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М.: Педагогика, 1986.
  185. Хелиус 3. Понимаете ли вы ученика? М., 1987.
  186. Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-П., 1999.
  187. А.Ю. Профессиональная подготовка социальных работников к консультированию. Автореф. дисс.. канд. педагог, наук.- Волгоград,-1997.
  188. В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование М., 1981.
  189. В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1992.2 08. Шайгородский Ю. Ж. Точка отсчета, Методика личностной и социально-психологической диагностики учителя.- М., 1993 .
  190. Р.К. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. «Педагогика, 1982
  191. Р.Х. Творческий рост педагога- М., 1985.
  192. Р.Х. Функционально-деятельный подход к исследованию руководства трудовым коллективом// Психологический журнал. 1985. Т.б. №б.
  193. К.А. Философия и воспитание. М., 1989.
  194. С.А. Диалог как основа педагогического общения/ Вопросы психологии- 1991. № 1 с.44−52г
  195. JI. Зарубежный опыт подготовки специалистов и некоторые образовательные процессы в России // Высшее образование в России .-1995. N'1.
  196. E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995.
  197. И.П. Когнитивный стиль общения.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994.
  198. В.Е., др. Инновационное образование // Высшее образование в России.- 1994.
  199. В.Е. др. Взгляд в XXI век // Высшее образование в России.-1993.-№ 4
  200. А.И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1994
  201. Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива.- М., 1979.
  202. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
  203. А.И. О методологии и методике изучения труда и личности учителя// Психология труда и личности учителя.» Л., 1976.
  204. А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение. 1967
  205. Щербаков А. И Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя// Вопросы психологии.-1981.- № 5.
  206. Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 1995
  207. .Д. Введение в психологию развития. Автореферат дисс. д-ра псих. наук М., 1995
  208. Э. Детство и общество. С.-П., 1996.
  209. Ф.М. Педагог, ищущий новое: штрихи к психологическому портрету // Вопросы психологии.-1991, № 1
  210. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  211. И.С. Развивающее обучение М., 1979
  212. В.И. Дошкольная педагогика. -М., 1986
  213. Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. Киев. Ocbita, 1993
  214. Borden С.A., Gregg R.B., Crove Th.G. Speech behavior and human interaction. Englewood, CI. 1965
Заполнить форму текущей работой