Роль Уссурийского заповедника в экологическом образовании, просвещении и воспитании населения
Разработаны методическиприёмы и подходы по экообразовательной, просветительской и воспитательной работе с различными возрастными группами, населения. Показано, что экологическому образованию детей способствует научнам деятельность, в частности выполнение недорогого интегрального биоиндикационпого исследования, которое является результативным к перспективным методом пул работе со школьниками… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. История становления экологического просвещения в заповедниках России, формирование системы экологического образования (обзор литературы)
- 1. 1. Эколого-просветительская деятельность в заповедниках страны
- 1. 2. Формирование системы экологического образования в России
- Глава 2. Характеристика Уссурийского заповедника и его эколого-просветительских ресурсов
- 2. 1. Физико-географическая характеристика зоны хвойно-широколиственных лесов и её особенности
- 2. 2. Природные условия Уссурийского заповедника
- 2. 3. История организации заповедника
- 2. 4. Эколого-просветительские ресурсы заповедника
- Глава 3. Роль Уссурийского заповедника в экологическом образовании, просвещении и воспитании местного населения: деятельность и результаты
- 3. 1. История формирования основных направлений эколого-просветительской деятельности Уссурийского заповедника
- 3. 2. Анализ эколого-просветительской деятельности Уссурийского заповедника
- 3. 3. Сравнительная характеристика и особенности эколого-просветительской деятельности заповедников Приморского края
- Глава 4. Роль российских заповедников в экологическом образовании, просвещении и воспитании населения в современный период
- 4. 1. Эколого-просветительские ресурсы российских заповедников
- 4. 2. 0. сновные направления, обеспечивающие успех эколого-просветительской деятельности заповедников России. ПО
- 4. 3. Комплексный анализ эколого-просветительской деятельности российских заповедников
- 4. 1. Эколого-просветительские ресурсы российских заповедников
Роль Уссурийского заповедника в экологическом образовании, просвещении и воспитании населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Экологическая ситуация в России в настоящее время ежегодно изменяется в худшую сторону. Идеи охраны дикой природы сегодня не являются приоритетом государства и практически не поддерживаются правительством. Задачу сохранения полноценных природных комплексов способны выполнить лишь люди, осознающие её актуальность. Следовательно, необходимо развивать экологическое образование, просвещение и воспитание широких масс общественности, формировать у них экологическое сознание, культуру и ответственность за сохранение дикой природы. Это должно стать частью новой идеологии в нашей стране и определять стереотипы поведения людей. Устойчивое развитие человеческого общества возможно при сохранении биоразнообразия и стабильного сохранения природной среды.
В России экологическим образованием, просвещением и воспитанием традиционно занимались школы, станции юных натуралистов, центры детского творчества, а также клубы и кружки Домов детского. Темы экологического содержания являлись составной частью курсов: природоведения, физической географии, биологии, но им не всегда уделялось достаточное внимание. Экология как самостоятельная дисциплина появилась в школах во второй половине 1990;х гг. после принятия правительством РФ ряда документов, посвященных экологическому образованию. Однако в настоящее время предмет экология убран не только из федерального образовательного блока, но и перестал являться обязательным в общеобразовательных учебных заведениях. Экологическое образование в школах держится на отдельных педагогах — энтузиастах при доброй воле директоров. На юге Дальнего Востока самым прогрессивным в этом отношении является Приморье, где экология преподаётся в 40% школ, в Хабаровском крае и в Амурской области — лишь в 17% школ, в ЕАО же этот предмет не ведётся ни в одной школе (Христофорова, 2007).
Вузы, участвующие в экологическом образовании школьников, работают в основном с элитой (небольшим количеством детей), готовя их к региональным и общероссийским олимпиадам и проводя мастер-классы (уроки углублённого изучения экологии).
Важную роль в деле экологического образования играли и продолжают играть заповедники России. В 1995 г., после принятия Государственной Думой Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», они стали не только природоохранными и научно-исследовательским, но эколого-образовательными учреждениями. И в настоящее время заповедники являются практически единственной службой, уполномоченной государством заниматься экологическим образованием, просвещением и воспитанием широких масс населения.
За более чем 10-летний срок каждый из заповедников страны приобрёл опыт в этой работе, и Уссурийский заповедник — также. Однако обобщения, позволяющего увидеть успехи и недостатки, оценить и распространить разработанные методические приёмы и подходы, пока не было сделано. Поэтому целью нашей работы было: исследовать вклад Уссурийского заповедника в экологическое образование, просвещение и воспитание населения.
Для достижения цели предстояло решить следующие задачи:
1. Проанализировать историю изменения стратегии заповедников России в экологическом просвещении, воспитании и образовании населения.
2. Показать расширение влияния экоцентра Уссурийского заповедника на местное население и пути достижения его авторитета.
3. Разработать методические приёмы л подходы в эколого-образовательной, просветительской и воспитательной работе с различными возрастными группами населения.
4. Показать специфику эколого-просветительской деятельности Уссурийского заповедника по сравнению с другими заповедниками Приморского края.
Научная новизна. Впервые обобщён опыт эколого-просветительской деятельности Уссурийского заповедника, позволяющий распространить его на другие заповедники России.
Показано, что результативность экологического образования, просвещения и воспитания населения зависит от консолидации сил заповедника с учительским корпусом, административными структурами, учреждениями образования, культуры и науки, общественными организациями и СМИ региона.
Практическое значение. Разработаны методические пособия и инструкции: проведения экскурсий по экологическим тропам и музею природы заповедника, экологических праздников и акций, интерактивных экологических игр, программ экологических занятий в летнем детском лагере. Методики нашли применение при обучении волонтёров — старшеклассников и студентов, школьных учителей дисциплин естественного цикла, а также библиотекарей.
Защищаемые положения. Успех работы заповедника, количественный и качественный охват населения экологическим образованием, просвещением и воспитанием возможен только при сотрудничестве с муниципальной администрацией и заинтересованными организациями.
В условиях Приморского края с низкой плотностью населения направленность и результативность экологического образования, просвещения и воспитания, проводимых заповедниками, зависит от места расположения заповедника, исторически сложившихся условий при его создании, местных традиций, имеющихся ресурсов, а также от численности и профессионализма работников отделов экопросвещения.
Апробация работы. Материалы диссертационной работы были представлены на конференции «Становление экологического образования в Приморском крае. Тенденции и перспективы» (Владивосток, 1997) — на IV (Владивосток, 1999), V (Владивосток, 2001), VI (Хабаровск, 2003) Дальневосточных конференциях по заповедному делунаучно-практической конференции «Состояние особо охраняемых природных территорий» (Лазо, 2005) — Международной научно-практической конференции «Результаты охраны и изучения природных комплексов Сихотэ-Алиня» (Терней, 2005) — межрегиональной научно-практической конференции по экологическому образованию, воспитанию и просвещению (Биробиджан, 2007).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 работ.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, списка литературы (183 источника, из них 15 иностранных) и трёх приложений. Список цитируемой литературы. Работа изложена на 184 страницах, иллюстрирована 14 рисунками, включает 15 таблиц.
Выводы.
1. Показано, что в ходе стано! ления заповедного дела в России роль заповедников i экологическом образовании, просвещении и воспитании постоянно нарастала. Еслт раньше эколого-просветительская деятельность носила научно-практический г экскурсионный характер, то в настоящее время её арсенал включает большой спектр направлений от дстских летних экологических лагерей до производств рекламно-издательской продукции,.
2. Показано, что эколого-образовательни, просветительская и воспитательна: деятельность Уссурийского заповедника постепенно приобрела авторитет i влияние на широкие массы населения г. Уссурийска и Уссурийского района. Если и середине 1990;х гг. о заповеднике знали только 15% населения, то в начале 2000;х гг. — уже 92%.
3. В ходе анкетирования выявлено, что основной аудиторией экоцентра являются школьники младшего и срелнего звена, кз которых белее 30% заинтересованы изучении природы родного края и хотели бы участвовать в решении экологически.' проблем.
4. Разработаны методическиприёмы и подходы по экообразовательной, просветительской и воспитательной работе с различными возрастными группами, населения. Показано, что экологическому образованию детей способствует научнам деятельность, в частности выполнение недорогого интегрального биоиндикационпого исследования, которое является результативным к перспективным методом пул работе со школьниками и студентами. Экологически'.- тропы также способствуют нсологическому образованию, но могут использоваться для более широкого возрастного спектра населения.
5. Наибольший вклад в просветительскую деятельность вносят музейные экспозиции, в демонстрации которых большую помощь могу г оказать волонтеры • старшеклассники и студенты, а также праздники и акции, направленные па сохранение биоразнообразия, в частности видов, занесенных в Красные книги Методические разработки экоцентра опубликованы л материалах конференций, журналах, специальной методической литературе и е> бюллетене Уссурийского заповедника.
6. В экологическом воспитании населения, особенно детей, выделяются два аспекта: практическая деятельност—. (посадка деревьев, спасение икры дальневосточных лягушек, сохранение молодых елей и др.) и эмоциональное воздействие задевающее тонкую душу р: бёнка (театр, творческая мастерская, интерактивны.- экологические игры и др.).
7. Спецификой Уссурийского заповедника является нахождение его в южной частт Приморья, рядом с крупными городами Уссурийском и Владивостоком, вблизи развитой дорожной сети, надёжное партнёрство и сотрудничество с органам! управления, хорошая материальная база, созданная за годы работы экоцентра (музей природы, гостиницы., экотропы, видеозал, оргтехника, автобус).
8. Особенности деятельности отделов экологического просвещения в заповедниках Приморского края связаны с их месторасположением, количеством штата экопросветителей, природными ресурсами. Так, большой штат экоцентра гЛазовском заповеднике позволяет вести широкую экскурсионно-туристическую деятельность. С удалённостью Сихотэ-Алинского заповедника г малочисленностью населенна района и районного центра связан небольшой охваг населения экологическим образованием, просвещением и воспитанием.
Заключение
.
Определение стратегии развития эколого-просветительской деятельности для заповедников России.
С учётом возрастания экологических угроз, природных катаклизмов, интенсивного освоения природных ресурсов и иных современных тенденций, пагубно влияющих на природу, экологическое образование, просвещение и воспитание населения будут всё более востребованы обществом и в будущем станут необходимым условием обеспечения устойчивого развития.
В настоящее время многие государственные природные заповедники во многих регионах России стали признанными центрами эколого-просветительской деятельности. Ими проводится масштабная работа по всем направлениям экологического просвещения населения, разрабатываются новые методики, организуются специальные акции, активно внедряется успешный отечественный и зарубежный опыт. Особенности расположения российских заповедников позволяют организовать работу в самых отдалённых уголках страны, оторванных от информационных и культурных центров. Но для того, чтобы эколого-просветительская деятельность и в будущем давала ощутимые результаты, она должна носить долговременный, целенаправленный, системный и комплексный характер, оказывать влияние как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности людей, развивать соответствующие практические умения и навыки, а также строиться на хорошей методической и материальной базе.
Эколого-просветительская деятельность российских заповедников призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли особо-охраняемых территорий в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Это должно обеспечивать действенную общественную поддержку заповедников как объектов национального достояния (Степаницкий, 2002).
Основной целью данной стратегии является повышение эффективности эколого-просветительской деятельности российских заповедников в интересах устойчивого развития Российской Федерации, участие в формировании экологического сознания и развития экологической культуры широких масс населения, поддержания экологической стабильности в регионах, сохранения национального природного достояния для настоящего и будущего поколений.
Для достижения этой цели нам представляется необходимым решение следующих задач:
• на основе опыта и потенциала научных отделов, научных архивных материалов в экоцентрах российских заповедников необходимо формировать научно-информационную базу для ведения эколого-просветительской работы;
• постоянно развивать и укреплять методическую базу, аккумулировать отечественный и зарубежный опыт в сфере эколого-просветительской работы, а также разрабатывать свои методические материалы;
• формировать в заповедниках необходимую материальную базу для эколого-просветительской деятельности;
• охватывать целенаправленной и систематической эколого-просветительской работой все возрастные и социальные группы населения в каждом конкретном регионе;
• добиваться тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации и другими заинтересованными организациями;
• содействовать профессиональной подготовке специалистов — экопросветителей;
• обеспечивать обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы на региональном, общероссийском, а также международном уровнях, через создание единого информационного пространства;
• совершенствовать и повышать роль текущего и перспективного планирования в организации эколого-просветительской работы.
Данная стратегия, очевидно, может быть реализована при соблюдении следующих основных принципов:
• приоритетности природоохранной цели;
• обеспечения реализации целей и задач ЭПД заповедников из средств государственного бюджета, с привлечением дополнительных инвестиций;
• преемственности достижений ЭПД российских заповедников;
• интегрирования ЭПД с интересами общества, усиления вклада заповедников в экологическое просвещение, воспитание населения на местном и региональном уровне с учётом социально-экономических факторов и интересов всех причастных сторон;
• формирования ассоциаций заповедных территорий местного, регионального и федерального значения и создания условий для их согласованного развития;
• научного обоснования всех эколого-просветительских мероприятий, проводимых заповедниками России.
Для успешного развития эколого-просветительской деятельности заповедников России нам представляется крайне желательным и целесообразным:
1. Увеличить численность отделов экологического просвещения российских заповедника с учётом их специфики.
2. Внедрить в практику работы каждого заповедника до начала планирования эколого-просветительской деятельности на будущий год оценку её эффективности за прошлый год, в том числе с привлечением независимых экспертов.
3. Собирать и обобщать в заповедниках информацию об истории, краеведении и духовных традициях местного населения для использования её в экологическом просвещении.
4. Администрации заповедников способствовать эффективному сотрудничеству работников отделов экологического просвещения с отделами науки и охраны.
5. Продолжить практику проведения методических семинаров и курсов повышения квалификации для экопросветителей заповедников, в том числе под эгидой региональных ассоциаций.
6. Расширять практику зарубежных семинаров и стажировок для изучения опыта эколого-просветительской работы с населением в зарубежных ООПТ, а также стажировок в российские заповедники, имеющие значительный опыт эколого-просветительской деятельности.
7. Усилить взаимодействие в сфере экологического просвещения между заповедниками, природоохранными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.
8. Систематически информировать население о результатах эколого-просветительской деятельности заповедников в местных, региональных и центральных СМИ.
9. Систематически проводить федеральные и региональные конкурсы для журналистов на лучшие статьи, передачи и фильмы о заповедниках.
10. Расширять практику самостоятельного издания заповедниками информационных бюллетеней, газет, приложений к региональным и местным периодическим изданиям, рассчитанным на различные слои населения. А также обеспечивать систематическое ведение заповедниками собственной рубрики в местной печати.
11. Расширять издание заповедниками рекламно-издательской продукции (буклетов, плакатов, брошюр, календарей и др.) для распространения среди населения.
12. Ввести в практику оформление заповедниками и национальными парками своих информационных стендов в местах, посещаемых большим количеством людей (вокзалах, административных зданиях, музеях и др.).
13. Способствовать формированию групп поддержки каждого заповедника среди местного населения и придание этим группам определённого статуса (клубы, общества друзей), содействовать активизации практической деятельности таких групп.
14. Привлекать широкие массы местных жителей к участию в организуемых заповедниками экологических мероприятиях.
15. Выявлять отношения разных групп населения к каждому конкретному заповеднику, уровень понимания их роли в деле охраны природы и значимости для региона в целом, проводя соответствующие социологические исследования.
16. Расширять сотрудничество заповедников с неправительственными организациями, в том числе и региональными, по вопросам развития эколого-просветительской деятельности и работы с населением.
Таким образом, 10-летний опыт работы, несмотря на малочисленность специалистов-экопросветителей показал, что заповедники могут сделать многое. Все они преследуют единую цель: формирование экологического мировоззрения и сознания, развитие экологической культуры широких масс общественности, сохранение природных богатств, поднятие престижа заповедных территорий. Стратегией экологического просвещения российских заповедников должно стать сохранение, упрочение и широкое внедрени. накопленного опыта, а также развитие новых подходов и, самое главное, тесная консолидация сил с образовательными и административными структурами.
Список литературы
- Третья станция расположена на трассе Уссурийск Заречное (10 км от окраины города) в непосредственной близости к дорожному полотну. Дорога не имеет твёрдого покрытия. Интенсивность автомобильного движения небольшая.
- Четвёртая станция расположена в с. Каменушка Уссурийского района (30 км от Уссурийска). Жилые застройки одноэтажные с печным отоплением. Есть несколько мелких кочегарок, работающих на твёрдом топливе. Асфальтового покрытия нет.
- Измеряли ширину половинки листа. Для измерения, лист складывали поперёк пополам, прикладывали макушку листа к основанию, потом разгибали и по образовавшейся складке производили измерения.
- Длину второй жилки второго порядка от основания листа.
- Расстояние между основаниями первой и второй жилок второго порядка.
- Расстояние между концами этих жилок.
- Абрамов В. К., Петропавловский Б. С., Харкевич С. С. Уссурийский государственный заповедник имени В. Л. Комарова // Вестник ДВО РАН. 1996. № 1. С.70−78.
- Абуков А. X. Туризм сегодня и завтра. М.: Профиздат, 1978. 190 с.
- Авилова К. В. Природа вся наша жизнь // Дружина по охране природы в цифрах, фактах, воспоминаниях. М.: Изд-во Центра охраны природы, 2001. 110 с.
- Авилова К. В. Пятьдесят лет с природой // Заповедники и национальные парки Бюл. № 32. 2000. С. 34−35.
- Ю.Банников А. Г., Даревский И. С., Ищенко В. Г., Рустамов А. К., Щербак Н. Н. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. Учебное пособие для студентов биологических специальностей пед. институтов. М. «Просвещение». 1977.415 с.
- Белова С. Ю., Богданов Е. В., Буторина Н. В. Настольная книга Друзей заповедных островов: Практическое руководство по развитию общественных инициатив в поддержку ООПТ. Под общей ред. Мех Н. В. Смоленск: Маджента, 2005.112 с.
- Бисикалова В. Н. Экологическая театральная студия «Экотерра» (ГПЗ «Уссурийский») // Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках: Сборник методических материалов. М.: Флинта: Наука, 1998. С. 55−58.
- Бисикалова В. Н. Уссурийский заповедник // Марш парков 1999, 2000: сборник материалов /Сост. Чебакова И. В., Орленева Е. И. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001.С. 50−51.
- Бисикалова В. Н. «Уссурийскому эндемику» пять лет // Заповедные территории и люди: Формы и методы работы. ЭкоЦентр М.: «Заповедники», 2001. Выпуск 1. С. 3 -5.
- Бисикалова В. Н. Уссурийский заповедник. Марш парков 1999, 2000: сборник материалов / Сост. Чебукова И. В., Орленева Е. И. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001. С. 50−51.
- Бисикалова В. Н., Вопленко Л. С. Заповедное Приморье, уссурийские леса. Игровая программа для младших школьников // Методические материалы клубов друзей WWF. Экологический сборник. М.: WWF России, 2007. С. 21−28.
- Бисикалова В. Н. Экотропы Уссурийского заповедника // География в школе. 2007. № 7. С.
- Богданов Е. В. Особенности Шульган-Ташской действительности // Газета «Заповедные острова», № 2 (27) 2000. С. 2−3.
- Боголюбов А. С. Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев: методическое пособие. А. С. Боголюбов. Москва. 2002. 18 с.
- Борейко В. Е. Красота природы и заповедные объекты. Охрана дикой природы// Бюллетень. Спец. Вып. Про Эко. № 11, декабрь. 1996. С. 22−25.
- Борейко В. Е. Краткий курс экологической этики. К: Киевский эколого-культурный центр, 2004. 72 с.
- Борейко В. Е. Природоохранная эстетика в вузе. Серия «Охрана дикой природы». Вып. 46. Киев, 2005. 78 с.
- Борейко В. Е. Этико-эстетический подход в охране природы и заповедном деле. Киев. Киевский эколого-культурный центр, 1997. 96 с.
- Борейко В. Е. Философия дикой природы и природоохраны. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2000. 160 с.
- Г. Ф. Бромлей, Н. Г. Васильева, С. С. Харкевич, В. А, Нечаев Растительный и животный мир Уссурийского заповедника. М: Наука, 1977.174 с.
- Бромлей Г. Ф., Гутникова 3. И. Супутинский заповедник, научно популярный очерк, Владивосток, 1955.124 с.
- Васильев Н. Г., Матюшкин Е. Н., Купцов Ю. В. Уссурийский заповедник им. академика В. Л. Комарова // Заповедники Дальнего Востока. / Отв. ред. В. Е. Соколов, Е. Е. Сыроечковский, М.: Мысль, 1985. С. 249−269.
- Васильев Н. Г., Матюшкин Е. Н., Купцов Ю. В. Сихотэ-Алинский заповедник // Заповедники Дальнего Востока / Отв. ред. В. Е. Соколов, Е. Е. Сыроечковский, М.: Мысль, 1985. С. 159−225.
- Вайнер Д. Экология в советской России. М.: Просвещение, 1991. 400 с.
- Варгэ П. Краткий обзор экологического образования // Листья в ладонях 2005. № 21. С. 3−5.
- Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителей / под ред. Б. Т. Лихачёва, Н. С. Дежниковой М.: Тобол, 1997.96 с.
- Габель Т. П. Опыт работы заповедника «Ханкайский» в области экологического просвещения. Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками иместными жителями. Выпуск 1 // Эколого-просветительский центр «Заповедники». М., 2001. С. 71−84.
- Гапонов В. В. История таёжного природопользования Южно-Уссурийского региона. Владивосток: АВК «Апельсин». 2005. 285 с.
- Горяшко А. А. Опыт сотрудничества заповедника с юными натуралистами (Кандалашский ГПЗ) // Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках: Сборник методических материалов. М.: Флинта: Наука, 1998. С. 7−13.
- Горяшко А. А. Кондалакшский заповедник: от Лувеньги до Вильнюса // Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001. Выпуск 1. С. 7−11.
- Греханкина Л. Ф., Захлебный А. Н., Синицина В. Я., Ясвин В. А. Мир заповедной природы: Программа учебного модуля для учащихся 7−9 классов. Издание 2-е перер. // ЭкоЦентр «Заповедники».- Смоленск: Маджента, 2004. 21 с.
- Грудзинская И. А. Ильм. Лесная энциклопедия: 1 том. / Гл. ред. Воробьёв Г. И. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 369.
- Гульбина А. А. Интерактивные методы в работе Центра экологического просвещения // Дальневосточный морской биосферный заповедник. Исследования. (Отв. ред. Тюрин А. Н.). Владивосток: Дальнаука, 2004. Т. 1. С. 732−733.
- Данилина Н. Р. Заповедные острова, островки и рифы // Заповедные острова. -1999. № 2(15). С. 6.
- Данилина Н. Р., Синицина В. Я., Ясвин В. А. Заповедная экосеминария. Смоленск: Маджента, 2006.144 с.
- Дежкин В. В. В мире заповедной природы. М.: Советская Россия, 1989. С. 54−68.
- Диденко Т.Н., Антонова JI.A. Программа по экологическому просвещению посетителей заповедников и национальных парков. Хабаровск, 2003. С. 17−23.
- Дроздов А. В. Основы экологического туризма: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.268 с.
- Думикян А. Д., Ривкус Ю. 3. Триликаускас JI. А. Буреинский заповедник край девственной природы. Хабаровск: Приамурское географическое общество, 2005. С. 20−22.
- Дунаев Е. А. Разнообразие земноводных (по материалам экспозиции зоологического музея МГУ). М.: Изд во МГУ, 1999. 304 с.
- Заповедники Дальнего Востока / Отв. ред. В. Е. Соколов, Е. Е. Сыроечковский, М.: Мысль, 1985. 319 с.
- Захарова О. Работа с общественностью и средствами массовой информации // В помощь природоохраннику: сборник рекомендаций / под ред. В. П. Захарова. М.: ЦОДП. 2005. С. 14 -35.
- Зюзина М. Научно-практическая конференция школьников НП «Плещеево озеро» // Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники». 2001. Выпуск 1. С. 20−24.
- Ивашкевич Б. А. Дальневосточные леса и их промышленная будущность. Хабаровск: Дальгиз, 1933.168 с.
- Игле П. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. Руководство по планированию и управлению. М. Смоленск: Маджента, 2006. 184 с.
- ИСАР. Инициативы по экологическому образованию детей школьного возраста в России// Итоги инвентаризации. 1995 г. проект. 26 с.
- Келлерт С. Об экологической этике // Охрана дикой природы. Бюллетень спец. Выпуск «Про Эко», 1996. № 11. С. 20−21.
- Кирилюк О. К. Школьные учебные тропы природы. Создание и использование // Из опыта школ работы Читинской области. К 15-летию заповедника «Даурский», Чита, 2001. 52 с.
- Козлова Ю. В. Ярошенко В. В. Полевой туристический лагерь школьников (опыт программирования и организации) М. ООО «Издат — Школа», 1997. 62 с.
- Колесников Б. П. Природное районирование Приморского края // Вопросы сельского хозяйства Дальнего Востока. Владивосток: Примиздат, 1956. С. 5−16.
- Колесникова Е. Итоги «Марша парков 2005″ // Газета „Заповедные острова“ 2006. № 1. С. 1.
- Короткое Ю. М. К экологии когтистого тритона (Onychodactylus fischeri) и сибирского углозуба (Hynobius keyserlingi) в Приморском крае // Зоол. журн. 1977. 56 (8): С. 125−126.
- Косарев М. Н., Кичаева J1. А. Волонтёрские работы в заповеднике „Шульган-Таш“ // Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. М.: Эколого-просветительский центр „Заповедники“: 2001. Выпуск 3. С. 82−83.
- Костенкова А. Ф. Типы биологического круговорота веществ в горных биогеоценозах южного Приморья // Биогеоценологические исследования в лесах южного Сихотэ-Алиня. Владивосток. Дальнаука. 1982. С. 29−38.
- Котляров Е. А. География отдыха и туризма, М.: Мысль, 1978.197 с.
- Красная книга Российской Федерации. Животные. М.: Астрель. 2001. С. 315−325.
- Красная книга Приморского края: Животные. Владивосток: АВК „Апельсин“, 2005. С. 181−182.
- Красницкий А. М. Проблемы заповедного дела. М.: Лесная промышленность, 1983. 190 с.
- Кузьмин С. Л., Маслова И. В. Земноводные российского Дальнего Востока. М. Товарищество научных изданий КМК, 2005. 434 с.
- Кузьмин С. Л., Семёнов Д. В. Конспект фауны земноводных и пресмыкающихся России. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006.136 с.
- Кудинов А. И.. Широколиственно-кедровые леса и их динамика. Владивосток: Дальнаука, 1994.183 с.
- Кудинов А. И. Широколиственно-кедровые леса Южного Приморья и их динамика. Владивосток: Дальнаука. 2004. 367 с.
- Кузьмин С. J1. Земноводные бывшего СССР. Москва: изд-во МГУ. 1999. С. 36−89.
- Куренцов А. И. Зоогеография Приамурья. JL: Наука. 1965. 156 с.
- Куренцова Г. Э. Воспоминания о В. J1. Комарове. // Комаровские чтения. Вып. ХУШ. Владивосток: ДВНЦ. 1971. С. 33−42.
- Куренцова Г. Э. Растительность Приморского ркая. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1968. 192 с.
- Ларин В., Мнацаканян Р., Честин И., Шварц Е. Охрана природы России: от Горбачёва до Путина. М.: КМК, 2003.416 с.
- Ливанова Е. Б. Просто замечательная выставка! М.: Эколого-просветительский центр „Заповедники“. 1999. 50 с.
- Лиманова О. Приедет в гости „Экотерра“ // Газета „Коммунар“, 24 апреля 1997. С.З.
- Лихачёва Б. Т. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителей. М.: Тобол, 1997. 134 с.
- Маслова И.В. Новые находки уссурийского тритона //111 Дальневосточная конференция по заповедному делу: Тез. докл. 9−12 сентября. Владивосток:
- Дальнаука, 1997. С. 70−71.
- Маслова И. В. Сравнительная характеристика земноводных южного
- Приморья: Автореф. дис. канд. биол. наук. Владивосток: ДВО РАН, 2001. 23 с.
- Маслова И. В. Пресмыкающиеся // Перечень объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Уссурийского района». Официальное издание. МУ «Дирекция экологического фонда г. Уссурийска и Уссурийского района. Уссурийск. 2003. С. 23.
- Мишин А. С., Панкевич С. Э., Семевский Ф. М. Заповедники России: (Подходя к обобщению опыта): Научное издание. Екатеринбург: Новое время. 2005. 48 с.
- Начало движения: опыт создания организаций Друзей ООПТ. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники». 2000. 34 с.
- Недолужко В. А. Конспект дендрофлоры Российского Дальнего Востока. Владивосток.: Дальнаука, 1995. 208 с.
- Николаева JI. П. Место игры в экологическом воспитании дошкольников, М.: Новая школа, 1996. С. 4−6.
- Нинбург Е. А. Детские экологические экспедиции: общий взгляд. // Листья в ладонях. 2003. № 20. С. 2−4.
- Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. М.: ОАО «ИПО Толстой». 2006 28 с.
- Нэш Р. Права природы. История экологической этики // Серия история охраны природы. Вып. 26. Киевский эколого-культурный центр, 2001.С. 52−65.
- Объяснительная записка по устройству лесов Супутинского заповедника 1954−1955 гг. Приморская экспедиция Дальневосточного Аэрофотолесоустроительного треста. В/о «Леспроект». Владивосток. 1955. С. 1−5.
- Основные направления развития и организации деятельности государственных природных заповедников РФ на период до 2010 г. М.: РАФИА, 2001.38 с.
- Островский А. Уссурийское село Каменушка попало на экологические карты мира // Газета «Владивосток», 30 июля 1997. С. 11.
- ООПТ: природа и люди. Экопросвещение и экотуризм: опыт и проблемы (сборник материалов). М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1999. 65 с.
- Пищура И. И. Оценка качества воздушной среды г. Биробиджана по состоянию берёзы плосколистной (Betula platyphylla). Дипломная работа. Биробиджан: ДВГСГА. 2007. 65 с.
- Попичко С. Как научить любить природу // Газета «Коммунар», 10 июня 1997. С. 3.
- Почитаева М. В. На тропах природы: Методическое пособие для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста по изучению биоразнообразия и охране экосистем. Часть 2. Йошкар-Ола: Map ГТУ, 2004. 108 с.
- Почитаева М. В. Социоприродная среда как фактор формирования бережного отношения к природе у городских школьников // Природные ресурсы. 2002. № 4. С. 105−112.
- Проект организации и развития лесного хозяйства Уссурийского заповедника им. В. JI. Комарова Биолого-почвенного института ДВО РАН, том 1, объяснительная записка. Хабаровск, 1987. С. 5−10.
- Пупиныш М. Ф. Животные в мире человека // Использование животных в эколого-просветительской работе охраняемых природных территорий. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1999. С. 4−9.
- Реймерс Н. Ф., Штильмарк Ф. Р. Особо охраняемые природные территории. М.: Мысль, 1978.295 с.
- Численные данные о результатах эколого-просветительской деятельности заповедников РФ за 2005 г. Росприроднадзор, 2005.
- Сасова JI. Е. Культурно-просветительская работа в Уссурийском заповеднике // Тезисы научно практической конференции «Проблемы краеведения» (Арсеньевские чтения). Часть 2. Природное краеведение. Уссурийск. 1989 г. С. 18−19.
- Сасова JI. Е., Бисикалова В. Н. Экоцентр «Уссурийский эндемик» этап развития и укрепления // IV Дальневосточная конференция по заповедному делу. Владивосток, 20−24 сентября 1999 г.: Тез. Докл. — Владивосток: Дальнаука, 1999. С. 134−136.
- Сасова JI. Е. Опыт создания музейной экспозиции при заповеднике «Уссурийский». Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками иместными жителями. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001. Выпуск 3. С. 88−92.
- Соколов В. Е. Филонов К. П. Нахимовская Ю. Д. Шадрина Г. Д. Экология заповедных территорий России. М.: Янус К, 1997.575 с.
- Степаницкий В. Б. Заповедники и национальные парки России: государство и управление // Охрана природы. Ежеквартальный журнал Центра Охраны Дикой Природы. 2004. № 4 (30). С. 8−12.
- Степаницкий В.Б. Обзор эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников России в 1998 г. Госкомэкология // Бюл. Заповедники и национальные парки. Выпуск № 28,1999. С. 28−30.
- Степаницкий В.Б. Обзор эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников России в 1999 г. Госкомэкология // Бюл. Заповедники и национальные парки. Выпуск № 31,2000// С. 41−44.
- Степаницкий В.Б. Обзор эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников России в 2000 г. Госкомэкология // Бюл. Заповедники и национальные парки. Выпуск № 35,2001 С. 29−32.
- Степаницкий В. Б. Основные положения государственной стратегии по развитию системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года / под редакцией к.г.н. Шварца Е. А. Москва, 2002. С. 17−24.
- Степаницкий В. Б. Об итогах эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников МПР России в 2002 г. http//www.bidat.ru
- Степаницкий В. Б. Об итогах эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников МПР России в 2003 г. http//www.bidat.ru
- Столетова JI. И., Касатова Т. Д. Бисикалова В. Н. Экскурсия по экологической тропе для дошкольников (5−7 лет) // Заповедные территории и люди: Формы и методы работы. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2001. Выпуск 3. С. 31 33.
- Тагирова В. Т. Земноводные Хабаровского края. Учебное пособие Хабаровск: Хабаровское издательство ХГПУ. 2000.108 с.
- Таранков В. И. Микроклимат лесов Южного Приморья. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1974. 224 с.
- Флора и растительность Уссурийского заповедника. / Отв. редактор С. С. Харкевич. М.: Наука, 1978.271 с.
- Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» от 14. 03.95 № 33-ФЗ СЗРФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
- Халий. И. Акции экологического движения: руководство к действию. М., 1996. С. 36- 40.
- Хохрякова О. Ф. Зачем нужны заповедники: Сборник методических разработок Экоцентра Лазовского заповедника. Владивосток: Издательство «РИЦ Автограф», 2003. С. 3−6.
- Хохрякова О. Ф. Организация работы летнего экологического лагеря Лазовского заповедника // Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001. Выпуск 3 С. 11−14.
- Христофорова Н. К. Основы экологии: Учебник для биол. и экол. факультетов университетов. Владивосток: Дальнаука, 1999. 516 с.
- Христофорова Н. К. «Экологические проблемы региона: Дальний Восток -Приморье»: Учебное пособие. Владивосток- Хабаровск: Хабаровск, кн. изд -во, 2005 г. 304 с.
- Христофорова Н. К. Экологическое миропонимание как веление времени // 7-я Дальневосточная конференция по заповедному делу, Материалы конференции, Биробиджан, 18−21 октября 2005 г. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2005. С. 15−17.
- Христофорова Н. К., Бисикалова В. Н. Заповедники России: история становления экологического просвещения // Вестник ДВО РАН. 2007. № З.С. 73−76.
- Чижова В. П. Учебные тропы природы (Методические рекомендации для заповедников и национальных парков).М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники». 1996. 28 с.
- Чижова В. П. Школа природы (Экологическое образование в охраняемых природных территориях). WWF. Швейцария Россия, 1997. 157 с.
- Шестаков А. С. Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательство/ Под ред. А. С. Шестакова. М.: Издательство КМК, 2003. С. 195−180.
- Штильмарк Ф. Р. Формирование сети заповедников на территории РСФСР (история и перспективы) // Бюллетень МОИП. Отделение биол. 1974. Т 79. № 2. С. 142−152.
- Штильмарк Ф. Р. Заповедное дело в современной России // Вестник ДВО РАН. 1996. № 1. С. 60−69.
- Штильмарк Ф. Р. Идея абсолютной заповедности // Серия «Охрана дикой природы». Вып.52. Киев-Москва, 2005. 114 с.
- Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. М.: Ленинские горы, МГУ, 2006. 104 с.
- Ягодин Г. А. Оганесян Е. С. Устойчивое развитие и экологическое образование // Экологическое образование в школе. 1999. № 1. С. 5−14.
- В. А. Ясвин. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?) М.: Наука., 1999. 98 с.
- Ясвин В. А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе// М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1998. С. 3−12.
- Bruntr, W. Environmental education: Methods and examples / Bruntr, W., E Horning, B. Jonsson et al.- Editors: E. Horning, P Lundberg, G. Skoglund, О Estrum. San Francisco, CA: Sierra Club Books, 1994. 72 p.
- Boo E. Ecisisnem: The Potentials and Pitfalls. Washigton DC, 1990.V.1 and 2/ World Wide Fund for Nature. 134 p.
- Ceballos-Lascurain H. Tourism, ecotourism and protected areas. IUCN Publications Services Unit, 1996.
- Cornell J. Jourmey to the hart of nature/ J. Cornell. Nevada: DAWN Publications, 1994. 125 p.
- Hopfenbeck W., Zimmer P. Umweltorientiertes Tourismusmanagement. Landsberg / Lech: Moderne Industrie, 1993.257 p.
- Linderbach J. Hands on nature. Information and activities for exploring the environment with children/J. Linderbach. Vermont: Institute of Natural Sciences, 1986. 233 p.
- Mastny L. Treveling Light: New Pathsnfor International Torism. Worldwatch I nstitute, Worldwatch Paper 159,2001.254 p.
- Maslova I. V. On the influence of exstremal weather conditions on some amphibians of the Primorsky Territory (Far East of Russia) // Advances in amphibianresearch in the former Soviet Union. Sofia Moscow, 2000. Vol. 5. P. 227−232.
- Sanchez J. Inventing Environmental Education / J. Sanchez // New England
- Journal of Environmental Education. 1998. Vol. 12, N2. P. 30−35.
- Shvarts E. A. What is happening in the Ministry of Natural Rasources?// Rassian Conservation News, 2002. P 4−5.
- Shvarts E.A., Prochorova I. Soviet Greens: Who are they? The view from inside. // Environmental action in Eastern Europe: responses to crisis. M.E. Sharp, Armonk. New York. P 176−191.
- Solkin V. A. On the ecology of the salamander Onychodactylus fischeri (Boulenger, 1886) (Caudata: Hynobiidae) // Herpetozoa 6 (½): 1993. P. 29−36.
- Trapp S., Gross M., Trails, And Wayside Exhibits: Connecting People and Places. UW-SP Foundation Press / University of Wisconsin. Second Edition / 1994. 127 P
- Weiner D. R., Models of Nature. Ecology, Conservations, and Cultural Revolution in the Soviet Russia. Bloomington, Indiana University Press. 1988. 312 p.