Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль Уссурийского заповедника в экологическом образовании, просвещении и воспитании населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны методическиприёмы и подходы по экообразовательной, просветительской и воспитательной работе с различными возрастными группами, населения. Показано, что экологическому образованию детей способствует научнам деятельность, в частности выполнение недорогого интегрального биоиндикационпого исследования, которое является результативным к перспективным методом пул работе со школьниками… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История становления экологического просвещения в заповедниках России, формирование системы экологического образования (обзор литературы)
    • 1. 1. Эколого-просветительская деятельность в заповедниках страны
    • 1. 2. Формирование системы экологического образования в России
  • Глава 2. Характеристика Уссурийского заповедника и его эколого-просветительских ресурсов
    • 2. 1. Физико-географическая характеристика зоны хвойно-широколиственных лесов и её особенности
    • 2. 2. Природные условия Уссурийского заповедника
    • 2. 3. История организации заповедника
    • 2. 4. Эколого-просветительские ресурсы заповедника
  • Глава 3. Роль Уссурийского заповедника в экологическом образовании, просвещении и воспитании местного населения: деятельность и результаты
    • 3. 1. История формирования основных направлений эколого-просветительской деятельности Уссурийского заповедника
    • 3. 2. Анализ эколого-просветительской деятельности Уссурийского заповедника
    • 3. 3. Сравнительная характеристика и особенности эколого-просветительской деятельности заповедников Приморского края
  • Глава 4. Роль российских заповедников в экологическом образовании, просвещении и воспитании населения в современный период
    • 4. 1. Эколого-просветительские ресурсы российских заповедников
      • 4. 2. 0. сновные направления, обеспечивающие успех эколого-просветительской деятельности заповедников России. ПО
    • 4. 3. Комплексный анализ эколого-просветительской деятельности российских заповедников

Роль Уссурийского заповедника в экологическом образовании, просвещении и воспитании населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Экологическая ситуация в России в настоящее время ежегодно изменяется в худшую сторону. Идеи охраны дикой природы сегодня не являются приоритетом государства и практически не поддерживаются правительством. Задачу сохранения полноценных природных комплексов способны выполнить лишь люди, осознающие её актуальность. Следовательно, необходимо развивать экологическое образование, просвещение и воспитание широких масс общественности, формировать у них экологическое сознание, культуру и ответственность за сохранение дикой природы. Это должно стать частью новой идеологии в нашей стране и определять стереотипы поведения людей. Устойчивое развитие человеческого общества возможно при сохранении биоразнообразия и стабильного сохранения природной среды.

В России экологическим образованием, просвещением и воспитанием традиционно занимались школы, станции юных натуралистов, центры детского творчества, а также клубы и кружки Домов детского. Темы экологического содержания являлись составной частью курсов: природоведения, физической географии, биологии, но им не всегда уделялось достаточное внимание. Экология как самостоятельная дисциплина появилась в школах во второй половине 1990;х гг. после принятия правительством РФ ряда документов, посвященных экологическому образованию. Однако в настоящее время предмет экология убран не только из федерального образовательного блока, но и перестал являться обязательным в общеобразовательных учебных заведениях. Экологическое образование в школах держится на отдельных педагогах — энтузиастах при доброй воле директоров. На юге Дальнего Востока самым прогрессивным в этом отношении является Приморье, где экология преподаётся в 40% школ, в Хабаровском крае и в Амурской области — лишь в 17% школ, в ЕАО же этот предмет не ведётся ни в одной школе (Христофорова, 2007).

Вузы, участвующие в экологическом образовании школьников, работают в основном с элитой (небольшим количеством детей), готовя их к региональным и общероссийским олимпиадам и проводя мастер-классы (уроки углублённого изучения экологии).

Важную роль в деле экологического образования играли и продолжают играть заповедники России. В 1995 г., после принятия Государственной Думой Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», они стали не только природоохранными и научно-исследовательским, но эколого-образовательными учреждениями. И в настоящее время заповедники являются практически единственной службой, уполномоченной государством заниматься экологическим образованием, просвещением и воспитанием широких масс населения.

За более чем 10-летний срок каждый из заповедников страны приобрёл опыт в этой работе, и Уссурийский заповедник — также. Однако обобщения, позволяющего увидеть успехи и недостатки, оценить и распространить разработанные методические приёмы и подходы, пока не было сделано. Поэтому целью нашей работы было: исследовать вклад Уссурийского заповедника в экологическое образование, просвещение и воспитание населения.

Для достижения цели предстояло решить следующие задачи:

1. Проанализировать историю изменения стратегии заповедников России в экологическом просвещении, воспитании и образовании населения.

2. Показать расширение влияния экоцентра Уссурийского заповедника на местное население и пути достижения его авторитета.

3. Разработать методические приёмы л подходы в эколого-образовательной, просветительской и воспитательной работе с различными возрастными группами населения.

4. Показать специфику эколого-просветительской деятельности Уссурийского заповедника по сравнению с другими заповедниками Приморского края.

Научная новизна. Впервые обобщён опыт эколого-просветительской деятельности Уссурийского заповедника, позволяющий распространить его на другие заповедники России.

Показано, что результативность экологического образования, просвещения и воспитания населения зависит от консолидации сил заповедника с учительским корпусом, административными структурами, учреждениями образования, культуры и науки, общественными организациями и СМИ региона.

Практическое значение. Разработаны методические пособия и инструкции: проведения экскурсий по экологическим тропам и музею природы заповедника, экологических праздников и акций, интерактивных экологических игр, программ экологических занятий в летнем детском лагере. Методики нашли применение при обучении волонтёров — старшеклассников и студентов, школьных учителей дисциплин естественного цикла, а также библиотекарей.

Защищаемые положения. Успех работы заповедника, количественный и качественный охват населения экологическим образованием, просвещением и воспитанием возможен только при сотрудничестве с муниципальной администрацией и заинтересованными организациями.

В условиях Приморского края с низкой плотностью населения направленность и результативность экологического образования, просвещения и воспитания, проводимых заповедниками, зависит от места расположения заповедника, исторически сложившихся условий при его создании, местных традиций, имеющихся ресурсов, а также от численности и профессионализма работников отделов экопросвещения.

Апробация работы. Материалы диссертационной работы были представлены на конференции «Становление экологического образования в Приморском крае. Тенденции и перспективы» (Владивосток, 1997) — на IV (Владивосток, 1999), V (Владивосток, 2001), VI (Хабаровск, 2003) Дальневосточных конференциях по заповедному делунаучно-практической конференции «Состояние особо охраняемых природных территорий» (Лазо, 2005) — Международной научно-практической конференции «Результаты охраны и изучения природных комплексов Сихотэ-Алиня» (Терней, 2005) — межрегиональной научно-практической конференции по экологическому образованию, воспитанию и просвещению (Биробиджан, 2007).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 работ.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, списка литературы (183 источника, из них 15 иностранных) и трёх приложений. Список цитируемой литературы. Работа изложена на 184 страницах, иллюстрирована 14 рисунками, включает 15 таблиц.

Выводы.

1. Показано, что в ходе стано! ления заповедного дела в России роль заповедников i экологическом образовании, просвещении и воспитании постоянно нарастала. Еслт раньше эколого-просветительская деятельность носила научно-практический г экскурсионный характер, то в настоящее время её арсенал включает большой спектр направлений от дстских летних экологических лагерей до производств рекламно-издательской продукции,.

2. Показано, что эколого-образовательни, просветительская и воспитательна: деятельность Уссурийского заповедника постепенно приобрела авторитет i влияние на широкие массы населения г. Уссурийска и Уссурийского района. Если и середине 1990;х гг. о заповеднике знали только 15% населения, то в начале 2000;х гг. — уже 92%.

3. В ходе анкетирования выявлено, что основной аудиторией экоцентра являются школьники младшего и срелнего звена, кз которых белее 30% заинтересованы изучении природы родного края и хотели бы участвовать в решении экологически.' проблем.

4. Разработаны методическиприёмы и подходы по экообразовательной, просветительской и воспитательной работе с различными возрастными группами, населения. Показано, что экологическому образованию детей способствует научнам деятельность, в частности выполнение недорогого интегрального биоиндикационпого исследования, которое является результативным к перспективным методом пул работе со школьниками и студентами. Экологически'.- тропы также способствуют нсологическому образованию, но могут использоваться для более широкого возрастного спектра населения.

5. Наибольший вклад в просветительскую деятельность вносят музейные экспозиции, в демонстрации которых большую помощь могу г оказать волонтеры • старшеклассники и студенты, а также праздники и акции, направленные па сохранение биоразнообразия, в частности видов, занесенных в Красные книги Методические разработки экоцентра опубликованы л материалах конференций, журналах, специальной методической литературе и е> бюллетене Уссурийского заповедника.

6. В экологическом воспитании населения, особенно детей, выделяются два аспекта: практическая деятельност—. (посадка деревьев, спасение икры дальневосточных лягушек, сохранение молодых елей и др.) и эмоциональное воздействие задевающее тонкую душу р: бёнка (театр, творческая мастерская, интерактивны.- экологические игры и др.).

7. Спецификой Уссурийского заповедника является нахождение его в южной частт Приморья, рядом с крупными городами Уссурийском и Владивостоком, вблизи развитой дорожной сети, надёжное партнёрство и сотрудничество с органам! управления, хорошая материальная база, созданная за годы работы экоцентра (музей природы, гостиницы., экотропы, видеозал, оргтехника, автобус).

8. Особенности деятельности отделов экологического просвещения в заповедниках Приморского края связаны с их месторасположением, количеством штата экопросветителей, природными ресурсами. Так, большой штат экоцентра гЛазовском заповеднике позволяет вести широкую экскурсионно-туристическую деятельность. С удалённостью Сихотэ-Алинского заповедника г малочисленностью населенна района и районного центра связан небольшой охваг населения экологическим образованием, просвещением и воспитанием.

Заключение

.

Определение стратегии развития эколого-просветительской деятельности для заповедников России.

С учётом возрастания экологических угроз, природных катаклизмов, интенсивного освоения природных ресурсов и иных современных тенденций, пагубно влияющих на природу, экологическое образование, просвещение и воспитание населения будут всё более востребованы обществом и в будущем станут необходимым условием обеспечения устойчивого развития.

В настоящее время многие государственные природные заповедники во многих регионах России стали признанными центрами эколого-просветительской деятельности. Ими проводится масштабная работа по всем направлениям экологического просвещения населения, разрабатываются новые методики, организуются специальные акции, активно внедряется успешный отечественный и зарубежный опыт. Особенности расположения российских заповедников позволяют организовать работу в самых отдалённых уголках страны, оторванных от информационных и культурных центров. Но для того, чтобы эколого-просветительская деятельность и в будущем давала ощутимые результаты, она должна носить долговременный, целенаправленный, системный и комплексный характер, оказывать влияние как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности людей, развивать соответствующие практические умения и навыки, а также строиться на хорошей методической и материальной базе.

Эколого-просветительская деятельность российских заповедников призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли особо-охраняемых территорий в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Это должно обеспечивать действенную общественную поддержку заповедников как объектов национального достояния (Степаницкий, 2002).

Основной целью данной стратегии является повышение эффективности эколого-просветительской деятельности российских заповедников в интересах устойчивого развития Российской Федерации, участие в формировании экологического сознания и развития экологической культуры широких масс населения, поддержания экологической стабильности в регионах, сохранения национального природного достояния для настоящего и будущего поколений.

Для достижения этой цели нам представляется необходимым решение следующих задач:

• на основе опыта и потенциала научных отделов, научных архивных материалов в экоцентрах российских заповедников необходимо формировать научно-информационную базу для ведения эколого-просветительской работы;

• постоянно развивать и укреплять методическую базу, аккумулировать отечественный и зарубежный опыт в сфере эколого-просветительской работы, а также разрабатывать свои методические материалы;

• формировать в заповедниках необходимую материальную базу для эколого-просветительской деятельности;

• охватывать целенаправленной и систематической эколого-просветительской работой все возрастные и социальные группы населения в каждом конкретном регионе;

• добиваться тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации и другими заинтересованными организациями;

• содействовать профессиональной подготовке специалистов — экопросветителей;

• обеспечивать обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы на региональном, общероссийском, а также международном уровнях, через создание единого информационного пространства;

• совершенствовать и повышать роль текущего и перспективного планирования в организации эколого-просветительской работы.

Данная стратегия, очевидно, может быть реализована при соблюдении следующих основных принципов:

• приоритетности природоохранной цели;

• обеспечения реализации целей и задач ЭПД заповедников из средств государственного бюджета, с привлечением дополнительных инвестиций;

• преемственности достижений ЭПД российских заповедников;

• интегрирования ЭПД с интересами общества, усиления вклада заповедников в экологическое просвещение, воспитание населения на местном и региональном уровне с учётом социально-экономических факторов и интересов всех причастных сторон;

• формирования ассоциаций заповедных территорий местного, регионального и федерального значения и создания условий для их согласованного развития;

• научного обоснования всех эколого-просветительских мероприятий, проводимых заповедниками России.

Для успешного развития эколого-просветительской деятельности заповедников России нам представляется крайне желательным и целесообразным:

1. Увеличить численность отделов экологического просвещения российских заповедника с учётом их специфики.

2. Внедрить в практику работы каждого заповедника до начала планирования эколого-просветительской деятельности на будущий год оценку её эффективности за прошлый год, в том числе с привлечением независимых экспертов.

3. Собирать и обобщать в заповедниках информацию об истории, краеведении и духовных традициях местного населения для использования её в экологическом просвещении.

4. Администрации заповедников способствовать эффективному сотрудничеству работников отделов экологического просвещения с отделами науки и охраны.

5. Продолжить практику проведения методических семинаров и курсов повышения квалификации для экопросветителей заповедников, в том числе под эгидой региональных ассоциаций.

6. Расширять практику зарубежных семинаров и стажировок для изучения опыта эколого-просветительской работы с населением в зарубежных ООПТ, а также стажировок в российские заповедники, имеющие значительный опыт эколого-просветительской деятельности.

7. Усилить взаимодействие в сфере экологического просвещения между заповедниками, природоохранными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

8. Систематически информировать население о результатах эколого-просветительской деятельности заповедников в местных, региональных и центральных СМИ.

9. Систематически проводить федеральные и региональные конкурсы для журналистов на лучшие статьи, передачи и фильмы о заповедниках.

10. Расширять практику самостоятельного издания заповедниками информационных бюллетеней, газет, приложений к региональным и местным периодическим изданиям, рассчитанным на различные слои населения. А также обеспечивать систематическое ведение заповедниками собственной рубрики в местной печати.

11. Расширять издание заповедниками рекламно-издательской продукции (буклетов, плакатов, брошюр, календарей и др.) для распространения среди населения.

12. Ввести в практику оформление заповедниками и национальными парками своих информационных стендов в местах, посещаемых большим количеством людей (вокзалах, административных зданиях, музеях и др.).

13. Способствовать формированию групп поддержки каждого заповедника среди местного населения и придание этим группам определённого статуса (клубы, общества друзей), содействовать активизации практической деятельности таких групп.

14. Привлекать широкие массы местных жителей к участию в организуемых заповедниками экологических мероприятиях.

15. Выявлять отношения разных групп населения к каждому конкретному заповеднику, уровень понимания их роли в деле охраны природы и значимости для региона в целом, проводя соответствующие социологические исследования.

16. Расширять сотрудничество заповедников с неправительственными организациями, в том числе и региональными, по вопросам развития эколого-просветительской деятельности и работы с населением.

Таким образом, 10-летний опыт работы, несмотря на малочисленность специалистов-экопросветителей показал, что заповедники могут сделать многое. Все они преследуют единую цель: формирование экологического мировоззрения и сознания, развитие экологической культуры широких масс общественности, сохранение природных богатств, поднятие престижа заповедных территорий. Стратегией экологического просвещения российских заповедников должно стать сохранение, упрочение и широкое внедрени. накопленного опыта, а также развитие новых подходов и, самое главное, тесная консолидация сил с образовательными и административными структурами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Третья станция расположена на трассе Уссурийск Заречное (10 км от окраины города) в непосредственной близости к дорожному полотну. Дорога не имеет твёрдого покрытия. Интенсивность автомобильного движения небольшая.
  2. Четвёртая станция расположена в с. Каменушка Уссурийского района (30 км от Уссурийска). Жилые застройки одноэтажные с печным отоплением. Есть несколько мелких кочегарок, работающих на твёрдом топливе. Асфальтового покрытия нет.
  3. Измеряли ширину половинки листа. Для измерения, лист складывали поперёк пополам, прикладывали макушку листа к основанию, потом разгибали и по образовавшейся складке производили измерения.
  4. Длину второй жилки второго порядка от основания листа.
  5. Расстояние между основаниями первой и второй жилок второго порядка.
  6. Расстояние между концами этих жилок.
  7. В. К., Петропавловский Б. С., Харкевич С. С. Уссурийский государственный заповедник имени В. Л. Комарова // Вестник ДВО РАН. 1996. № 1. С.70−78.
  8. А. X. Туризм сегодня и завтра. М.: Профиздат, 1978. 190 с.
  9. К. В. Природа вся наша жизнь // Дружина по охране природы в цифрах, фактах, воспоминаниях. М.: Изд-во Центра охраны природы, 2001. 110 с.
  10. К. В. Пятьдесят лет с природой // Заповедники и национальные парки Бюл. № 32. 2000. С. 34−35.
  11. Ю.Банников А. Г., Даревский И. С., Ищенко В. Г., Рустамов А. К., Щербак Н. Н. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. Учебное пособие для студентов биологических специальностей пед. институтов. М. «Просвещение». 1977.415 с.
  12. С. Ю., Богданов Е. В., Буторина Н. В. Настольная книга Друзей заповедных островов: Практическое руководство по развитию общественных инициатив в поддержку ООПТ. Под общей ред. Мех Н. В. Смоленск: Маджента, 2005.112 с.
  13. В. Н. Экологическая театральная студия «Экотерра» (ГПЗ «Уссурийский») // Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках: Сборник методических материалов. М.: Флинта: Наука, 1998. С. 55−58.
  14. В. Н. Уссурийский заповедник // Марш парков 1999, 2000: сборник материалов /Сост. Чебакова И. В., Орленева Е. И. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001.С. 50−51.
  15. В. Н. «Уссурийскому эндемику» пять лет // Заповедные территории и люди: Формы и методы работы. ЭкоЦентр М.: «Заповедники», 2001. Выпуск 1. С. 3 -5.
  16. В. Н. Уссурийский заповедник. Марш парков 1999, 2000: сборник материалов / Сост. Чебукова И. В., Орленева Е. И. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001. С. 50−51.
  17. В. Н., Вопленко Л. С. Заповедное Приморье, уссурийские леса. Игровая программа для младших школьников // Методические материалы клубов друзей WWF. Экологический сборник. М.: WWF России, 2007. С. 21−28.
  18. В. Н. Экотропы Уссурийского заповедника // География в школе. 2007. № 7. С.
  19. Е. В. Особенности Шульган-Ташской действительности // Газета «Заповедные острова», № 2 (27) 2000. С. 2−3.
  20. А. С. Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев: методическое пособие. А. С. Боголюбов. Москва. 2002. 18 с.
  21. В. Е. Красота природы и заповедные объекты. Охрана дикой природы// Бюллетень. Спец. Вып. Про Эко. № 11, декабрь. 1996. С. 22−25.
  22. В. Е. Краткий курс экологической этики. К: Киевский эколого-культурный центр, 2004. 72 с.
  23. В. Е. Природоохранная эстетика в вузе. Серия «Охрана дикой природы». Вып. 46. Киев, 2005. 78 с.
  24. В. Е. Этико-эстетический подход в охране природы и заповедном деле. Киев. Киевский эколого-культурный центр, 1997. 96 с.
  25. В. Е. Философия дикой природы и природоохраны. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2000. 160 с.
  26. Г. Ф. Бромлей, Н. Г. Васильева, С. С. Харкевич, В. А, Нечаев Растительный и животный мир Уссурийского заповедника. М: Наука, 1977.174 с.
  27. Г. Ф., Гутникова 3. И. Супутинский заповедник, научно популярный очерк, Владивосток, 1955.124 с.
  28. Н. Г., Матюшкин Е. Н., Купцов Ю. В. Уссурийский заповедник им. академика В. Л. Комарова // Заповедники Дальнего Востока. / Отв. ред. В. Е. Соколов, Е. Е. Сыроечковский, М.: Мысль, 1985. С. 249−269.
  29. Н. Г., Матюшкин Е. Н., Купцов Ю. В. Сихотэ-Алинский заповедник // Заповедники Дальнего Востока / Отв. ред. В. Е. Соколов, Е. Е. Сыроечковский, М.: Мысль, 1985. С. 159−225.
  30. Д. Экология в советской России. М.: Просвещение, 1991. 400 с.
  31. П. Краткий обзор экологического образования // Листья в ладонях 2005. № 21. С. 3−5.
  32. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителей / под ред. Б. Т. Лихачёва, Н. С. Дежниковой М.: Тобол, 1997.96 с.
  33. Т. П. Опыт работы заповедника «Ханкайский» в области экологического просвещения. Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками иместными жителями. Выпуск 1 // Эколого-просветительский центр «Заповедники». М., 2001. С. 71−84.
  34. В. В. История таёжного природопользования Южно-Уссурийского региона. Владивосток: АВК «Апельсин». 2005. 285 с.
  35. А. А. Опыт сотрудничества заповедника с юными натуралистами (Кандалашский ГПЗ) // Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках: Сборник методических материалов. М.: Флинта: Наука, 1998. С. 7−13.
  36. А. А. Кондалакшский заповедник: от Лувеньги до Вильнюса // Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001. Выпуск 1. С. 7−11.
  37. Л. Ф., Захлебный А. Н., Синицина В. Я., Ясвин В. А. Мир заповедной природы: Программа учебного модуля для учащихся 7−9 классов. Издание 2-е перер. // ЭкоЦентр «Заповедники».- Смоленск: Маджента, 2004. 21 с.
  38. И. А. Ильм. Лесная энциклопедия: 1 том. / Гл. ред. Воробьёв Г. И. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 369.
  39. А. А. Интерактивные методы в работе Центра экологического просвещения // Дальневосточный морской биосферный заповедник. Исследования. (Отв. ред. Тюрин А. Н.). Владивосток: Дальнаука, 2004. Т. 1. С. 732−733.
  40. Н. Р. Заповедные острова, островки и рифы // Заповедные острова. -1999. № 2(15). С. 6.
  41. Н. Р., Синицина В. Я., Ясвин В. А. Заповедная экосеминария. Смоленск: Маджента, 2006.144 с.
  42. В. В. В мире заповедной природы. М.: Советская Россия, 1989. С. 54−68.
  43. Т.Н., Антонова JI.A. Программа по экологическому просвещению посетителей заповедников и национальных парков. Хабаровск, 2003. С. 17−23.
  44. А. В. Основы экологического туризма: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.268 с.
  45. А. Д., Ривкус Ю. 3. Триликаускас JI. А. Буреинский заповедник край девственной природы. Хабаровск: Приамурское географическое общество, 2005. С. 20−22.
  46. Е. А. Разнообразие земноводных (по материалам экспозиции зоологического музея МГУ). М.: Изд во МГУ, 1999. 304 с.
  47. Заповедники Дальнего Востока / Отв. ред. В. Е. Соколов, Е. Е. Сыроечковский, М.: Мысль, 1985. 319 с.
  48. О. Работа с общественностью и средствами массовой информации // В помощь природоохраннику: сборник рекомендаций / под ред. В. П. Захарова. М.: ЦОДП. 2005. С. 14 -35.
  49. М. Научно-практическая конференция школьников НП «Плещеево озеро» // Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники». 2001. Выпуск 1. С. 20−24.
  50. . А. Дальневосточные леса и их промышленная будущность. Хабаровск: Дальгиз, 1933.168 с.
  51. П. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. Руководство по планированию и управлению. М. Смоленск: Маджента, 2006. 184 с.
  52. ИСАР. Инициативы по экологическому образованию детей школьного возраста в России// Итоги инвентаризации. 1995 г. проект. 26 с.
  53. С. Об экологической этике // Охрана дикой природы. Бюллетень спец. Выпуск «Про Эко», 1996. № 11. С. 20−21.
  54. О. К. Школьные учебные тропы природы. Создание и использование // Из опыта школ работы Читинской области. К 15-летию заповедника «Даурский», Чита, 2001. 52 с.
  55. Ю. В. Ярошенко В. В. Полевой туристический лагерь школьников (опыт программирования и организации) М. ООО «Издат — Школа», 1997. 62 с.
  56. . П. Природное районирование Приморского края // Вопросы сельского хозяйства Дальнего Востока. Владивосток: Примиздат, 1956. С. 5−16.
  57. Е. Итоги «Марша парков 2005″ // Газета „Заповедные острова“ 2006. № 1. С. 1.
  58. Ю. М. К экологии когтистого тритона (Onychodactylus fischeri) и сибирского углозуба (Hynobius keyserlingi) в Приморском крае // Зоол. журн. 1977. 56 (8): С. 125−126.
  59. М. Н., Кичаева J1. А. Волонтёрские работы в заповеднике „Шульган-Таш“ // Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. М.: Эколого-просветительский центр „Заповедники“: 2001. Выпуск 3. С. 82−83.
  60. А. Ф. Типы биологического круговорота веществ в горных биогеоценозах южного Приморья // Биогеоценологические исследования в лесах южного Сихотэ-Алиня. Владивосток. Дальнаука. 1982. С. 29−38.
  61. Е. А. География отдыха и туризма, М.: Мысль, 1978.197 с.
  62. Красная книга Российской Федерации. Животные. М.: Астрель. 2001. С. 315−325.
  63. Красная книга Приморского края: Животные. Владивосток: АВК „Апельсин“, 2005. С. 181−182.
  64. А. М. Проблемы заповедного дела. М.: Лесная промышленность, 1983. 190 с.
  65. С. Л., Маслова И. В. Земноводные российского Дальнего Востока. М. Товарищество научных изданий КМК, 2005. 434 с.
  66. С. Л., Семёнов Д. В. Конспект фауны земноводных и пресмыкающихся России. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006.136 с.
  67. А. И.. Широколиственно-кедровые леса и их динамика. Владивосток: Дальнаука, 1994.183 с.
  68. А. И. Широколиственно-кедровые леса Южного Приморья и их динамика. Владивосток: Дальнаука. 2004. 367 с.
  69. Кузьмин С. J1. Земноводные бывшего СССР. Москва: изд-во МГУ. 1999. С. 36−89.
  70. А. И. Зоогеография Приамурья. JL: Наука. 1965. 156 с.
  71. Г. Э. Воспоминания о В. J1. Комарове. // Комаровские чтения. Вып. ХУШ. Владивосток: ДВНЦ. 1971. С. 33−42.
  72. Г. Э. Растительность Приморского ркая. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1968. 192 с.
  73. В., Мнацаканян Р., Честин И., Шварц Е. Охрана природы России: от Горбачёва до Путина. М.: КМК, 2003.416 с.
  74. Е. Б. Просто замечательная выставка! М.: Эколого-просветительский центр „Заповедники“. 1999. 50 с.
  75. О. Приедет в гости „Экотерра“ // Газета „Коммунар“, 24 апреля 1997. С.З.
  76. . Т. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителей. М.: Тобол, 1997. 134 с.
  77. И.В. Новые находки уссурийского тритона //111 Дальневосточная конференция по заповедному делу: Тез. докл. 9−12 сентября. Владивосток:
  78. Дальнаука, 1997. С. 70−71.
  79. И. В. Сравнительная характеристика земноводных южного
  80. Приморья: Автореф. дис. канд. биол. наук. Владивосток: ДВО РАН, 2001. 23 с.
  81. И. В. Пресмыкающиеся // Перечень объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Уссурийского района». Официальное издание. МУ «Дирекция экологического фонда г. Уссурийска и Уссурийского района. Уссурийск. 2003. С. 23.
  82. А. С., Панкевич С. Э., Семевский Ф. М. Заповедники России: (Подходя к обобщению опыта): Научное издание. Екатеринбург: Новое время. 2005. 48 с.
  83. Начало движения: опыт создания организаций Друзей ООПТ. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники». 2000. 34 с.
  84. В. А. Конспект дендрофлоры Российского Дальнего Востока. Владивосток.: Дальнаука, 1995. 208 с.
  85. JI. П. Место игры в экологическом воспитании дошкольников, М.: Новая школа, 1996. С. 4−6.
  86. Е. А. Детские экологические экспедиции: общий взгляд. // Листья в ладонях. 2003. № 20. С. 2−4.
  87. Е. А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. М.: ОАО «ИПО Толстой». 2006 28 с.
  88. Нэш Р. Права природы. История экологической этики // Серия история охраны природы. Вып. 26. Киевский эколого-культурный центр, 2001.С. 52−65.
  89. Объяснительная записка по устройству лесов Супутинского заповедника 1954−1955 гг. Приморская экспедиция Дальневосточного Аэрофотолесоустроительного треста. В/о «Леспроект». Владивосток. 1955. С. 1−5.
  90. Основные направления развития и организации деятельности государственных природных заповедников РФ на период до 2010 г. М.: РАФИА, 2001.38 с.
  91. А. Уссурийское село Каменушка попало на экологические карты мира // Газета «Владивосток», 30 июля 1997. С. 11.
  92. ООПТ: природа и люди. Экопросвещение и экотуризм: опыт и проблемы (сборник материалов). М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1999. 65 с.
  93. И. И. Оценка качества воздушной среды г. Биробиджана по состоянию берёзы плосколистной (Betula platyphylla). Дипломная работа. Биробиджан: ДВГСГА. 2007. 65 с.
  94. С. Как научить любить природу // Газета «Коммунар», 10 июня 1997. С. 3.
  95. М. В. На тропах природы: Методическое пособие для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста по изучению биоразнообразия и охране экосистем. Часть 2. Йошкар-Ола: Map ГТУ, 2004. 108 с.
  96. М. В. Социоприродная среда как фактор формирования бережного отношения к природе у городских школьников // Природные ресурсы. 2002. № 4. С. 105−112.
  97. Проект организации и развития лесного хозяйства Уссурийского заповедника им. В. JI. Комарова Биолого-почвенного института ДВО РАН, том 1, объяснительная записка. Хабаровск, 1987. С. 5−10.
  98. М. Ф. Животные в мире человека // Использование животных в эколого-просветительской работе охраняемых природных территорий. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1999. С. 4−9.
  99. Н. Ф., Штильмарк Ф. Р. Особо охраняемые природные территории. М.: Мысль, 1978.295 с.
  100. Численные данные о результатах эколого-просветительской деятельности заповедников РФ за 2005 г. Росприроднадзор, 2005.
  101. JI. Е. Культурно-просветительская работа в Уссурийском заповеднике // Тезисы научно практической конференции «Проблемы краеведения» (Арсеньевские чтения). Часть 2. Природное краеведение. Уссурийск. 1989 г. С. 18−19.
  102. JI. Е., Бисикалова В. Н. Экоцентр «Уссурийский эндемик» этап развития и укрепления // IV Дальневосточная конференция по заповедному делу. Владивосток, 20−24 сентября 1999 г.: Тез. Докл. — Владивосток: Дальнаука, 1999. С. 134−136.
  103. JI. Е. Опыт создания музейной экспозиции при заповеднике «Уссурийский». Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками иместными жителями. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001. Выпуск 3. С. 88−92.
  104. В. Е. Филонов К. П. Нахимовская Ю. Д. Шадрина Г. Д. Экология заповедных территорий России. М.: Янус К, 1997.575 с.
  105. В. Б. Заповедники и национальные парки России: государство и управление // Охрана природы. Ежеквартальный журнал Центра Охраны Дикой Природы. 2004. № 4 (30). С. 8−12.
  106. В.Б. Обзор эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников России в 1998 г. Госкомэкология // Бюл. Заповедники и национальные парки. Выпуск № 28,1999. С. 28−30.
  107. В.Б. Обзор эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников России в 1999 г. Госкомэкология // Бюл. Заповедники и национальные парки. Выпуск № 31,2000// С. 41−44.
  108. В.Б. Обзор эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников России в 2000 г. Госкомэкология // Бюл. Заповедники и национальные парки. Выпуск № 35,2001 С. 29−32.
  109. В. Б. Основные положения государственной стратегии по развитию системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года / под редакцией к.г.н. Шварца Е. А. Москва, 2002. С. 17−24.
  110. В. Б. Об итогах эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников МПР России в 2002 г. http//www.bidat.ru
  111. В. Б. Об итогах эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников МПР России в 2003 г. http//www.bidat.ru
  112. JI. И., Касатова Т. Д. Бисикалова В. Н. Экскурсия по экологической тропе для дошкольников (5−7 лет) // Заповедные территории и люди: Формы и методы работы. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2001. Выпуск 3. С. 31 33.
  113. В. Т. Земноводные Хабаровского края. Учебное пособие Хабаровск: Хабаровское издательство ХГПУ. 2000.108 с.
  114. В. И. Микроклимат лесов Южного Приморья. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1974. 224 с.
  115. Флора и растительность Уссурийского заповедника. / Отв. редактор С. С. Харкевич. М.: Наука, 1978.271 с.
  116. Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» от 14. 03.95 № 33-ФЗ СЗРФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
  117. . И. Акции экологического движения: руководство к действию. М., 1996. С. 36- 40.
  118. О. Ф. Зачем нужны заповедники: Сборник методических разработок Экоцентра Лазовского заповедника. Владивосток: Издательство «РИЦ Автограф», 2003. С. 3−6.
  119. О. Ф. Организация работы летнего экологического лагеря Лазовского заповедника // Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001. Выпуск 3 С. 11−14.
  120. Н. К. Основы экологии: Учебник для биол. и экол. факультетов университетов. Владивосток: Дальнаука, 1999. 516 с.
  121. Н. К. «Экологические проблемы региона: Дальний Восток -Приморье»: Учебное пособие. Владивосток- Хабаровск: Хабаровск, кн. изд -во, 2005 г. 304 с.
  122. Н. К. Экологическое миропонимание как веление времени // 7-я Дальневосточная конференция по заповедному делу, Материалы конференции, Биробиджан, 18−21 октября 2005 г. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2005. С. 15−17.
  123. Н. К., Бисикалова В. Н. Заповедники России: история становления экологического просвещения // Вестник ДВО РАН. 2007. № З.С. 73−76.
  124. В. П. Учебные тропы природы (Методические рекомендации для заповедников и национальных парков).М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники». 1996. 28 с.
  125. В. П. Школа природы (Экологическое образование в охраняемых природных территориях). WWF. Швейцария Россия, 1997. 157 с.
  126. А. С. Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательство/ Под ред. А. С. Шестакова. М.: Издательство КМК, 2003. С. 195−180.
  127. Ф. Р. Формирование сети заповедников на территории РСФСР (история и перспективы) // Бюллетень МОИП. Отделение биол. 1974. Т 79. № 2. С. 142−152.
  128. Ф. Р. Заповедное дело в современной России // Вестник ДВО РАН. 1996. № 1. С. 60−69.
  129. Ф. Р. Идея абсолютной заповедности // Серия «Охрана дикой природы». Вып.52. Киев-Москва, 2005. 114 с.
  130. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. М.: Ленинские горы, МГУ, 2006. 104 с.
  131. Г. А. Оганесян Е. С. Устойчивое развитие и экологическое образование // Экологическое образование в школе. 1999. № 1. С. 5−14.
  132. В. А. Ясвин. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?) М.: Наука., 1999. 98 с.
  133. В. А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе// М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1998. С. 3−12.
  134. Bruntr, W. Environmental education: Methods and examples / Bruntr, W., E Horning, B. Jonsson et al.- Editors: E. Horning, P Lundberg, G. Skoglund, О Estrum. San Francisco, CA: Sierra Club Books, 1994. 72 p.
  135. Boo E. Ecisisnem: The Potentials and Pitfalls. Washigton DC, 1990.V.1 and 2/ World Wide Fund for Nature. 134 p.
  136. Ceballos-Lascurain H. Tourism, ecotourism and protected areas. IUCN Publications Services Unit, 1996.
  137. Cornell J. Jourmey to the hart of nature/ J. Cornell. Nevada: DAWN Publications, 1994. 125 p.
  138. Hopfenbeck W., Zimmer P. Umweltorientiertes Tourismusmanagement. Landsberg / Lech: Moderne Industrie, 1993.257 p.
  139. Linderbach J. Hands on nature. Information and activities for exploring the environment with children/J. Linderbach. Vermont: Institute of Natural Sciences, 1986. 233 p.
  140. Mastny L. Treveling Light: New Pathsnfor International Torism. Worldwatch I nstitute, Worldwatch Paper 159,2001.254 p.
  141. Maslova I. V. On the influence of exstremal weather conditions on some amphibians of the Primorsky Territory (Far East of Russia) // Advances in amphibianresearch in the former Soviet Union. Sofia Moscow, 2000. Vol. 5. P. 227−232.
  142. Sanchez J. Inventing Environmental Education / J. Sanchez // New England
  143. Journal of Environmental Education. 1998. Vol. 12, N2. P. 30−35.
  144. Shvarts E. A. What is happening in the Ministry of Natural Rasources?// Rassian Conservation News, 2002. P 4−5.
  145. Shvarts E.A., Prochorova I. Soviet Greens: Who are they? The view from inside. // Environmental action in Eastern Europe: responses to crisis. M.E. Sharp, Armonk. New York. P 176−191.
  146. Solkin V. A. On the ecology of the salamander Onychodactylus fischeri (Boulenger, 1886) (Caudata: Hynobiidae) // Herpetozoa 6 (½): 1993. P. 29−36.
  147. Trapp S., Gross M., Trails, And Wayside Exhibits: Connecting People and Places. UW-SP Foundation Press / University of Wisconsin. Second Edition / 1994. 127 P
  148. Weiner D. R., Models of Nature. Ecology, Conservations, and Cultural Revolution in the Soviet Russia. Bloomington, Indiana University Press. 1988. 312 p.
Заполнить форму текущей работой