Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Региональные особенности управления уровнем жизни населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфические особенности состояния и развития экономики Амурской области негативно влияют на социально-экономическое положение ее населения. Анализ показал снижение человеческого потенциала области. В целом за изучаемый период 1993;2003гг. практически по всем показателям уровня жизни населения наблюдается устойчивая тенденция ухудшения. При этом уровень жизни населения Амурской области… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛЛВЛ I УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Индикаторы уровня жизни населения и экономические 10 факторы формирования
    • 1. 2. Роль экономической и социальной политики в управлении 26 уровнем жизни населения
    • 1. 3. Бедность населения и методы оценки
  • ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Природно-ресурсный потенциал Амурской области
    • 2. 2. Позиционирование Амурской области в Дальневосточном 59 федеральном округе и Российской Федерации
    • 2. 3. Оценка уровня экономического развития Амурской области
    • 2. 4. Тенденции уровня жизни населения Амурской области
    • 2. 5. Сравнительный анализ уровня жизни населения 92 Дальневосточного федерального округа
  • ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УРОВНЕМ ЖИЗНИ 106 НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Взаимосвязь уровня жизни населения и темпов 106 экономического развития
    • 3. 2. Прогноз уровня жизни населения
    • 3. 3. Эффективность региональной экономической политики
    • 3. 4. Стратегии повышения уровня жизни и сокращения бедности 133 населения

Региональные особенности управления уровнем жизни населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономическая трансформация, осуществляемая в Российской Федерации, связана, с одной стороны, — с внутренними преобразованиями в экономике, с другой — с усилением степени интеграции экономики в систему международных финансово-экономических отношений и сопровождается кризисными явлениями многих сторон жизни страны. Кризисные явления периода реформирования обусловлены действием как внутренних, так и внешних факторов. Одной из наиболее острых внутренних проблем является падение уровня жизни значительной части населения страны и широкое, распространение бедности.

Негативное влияние рыночных преобразований на уровень жизни населения доказывает необходимость и важность проведения продуманной и обоснованной социально-экономической политики. Знание законов экономики и их использование при выработке управленческих решений стало важным требованием к управлению экономической системой как на федеральном, так и па региональном уровнях. Расширение самостоятельности регионов, развитие бюджетного федерализма усиливают значимость региональной политики. В этих условиях разработка управленческих решений на региональном уровне является особенно актуальной и требует современных подходов к их информационному обеспечению и экономическому обоснованию. Разработка управленческих решений на региональном уровне требует современных подходов к экономическому обоснованию дотаций, трансфертов и субсидий, выделяемых из федерального бюджета на выравнивание уровней развития регионов.

Очевидно, что национальная безопасность и экономическая стабилизация существенно зависят именно от социальной направленности осуществляемых реформ. В связи с этим особое значение приобретает концептуальное обоснование социально-экономической политики государства и регионов в условиях рыночных отношений, разработка которой предполагает систематическое отслеживание уровня жизни населения страны и регионов, выявление тенденций его развития, особенностей состояния и формирования, а также управление уровнем жизни с учетом региональных особенностей.

Теоретические и методические вопросы формирования и управления уровнем жизни населения, в том числе и на региональном уровне, рассматривались в трудах многих отечественных (Л.И.Абалкин, И. В. Виленский, Б. М. Генкин, Л. К. Гордон, Е. В. Горшенина, И. И. Елисеева, В. М. Жеребин, Ю. Н. Иванов, Е. В. Кузнецова, И. В. Корчагина, М. А. Можина, М. М. Назаров, Л. Н. Овчарова, Н. М. Римашевская, Р. В. Рывкина, Н.Н.Робкиной), а также зарубежных (Дж.М.Кейнс, Д. Рикардо, А. Смита, А. Сен, М. Фридмен, Э. Энгель, Ф. Хаек, Ф. Хирш, Х. Эрхард, К. Эклунд) ученых.

Вместе с тем, особенности экономического состояния и развития регионов накладывают отпечаток на общепринятые методические подходы к оценке, измерению уровня жизни и выработку региональных направлений управления в субъектах Российской Федерации.

С начала экономических реформ в России социально-экономическое положение населения значительно изменялось преимущественно в отрицательную сторону, под влиянием инфляционных процессов, спада и оживления производства, приватизационных процессов, изменения социальной политики государства. Темпы снижения уровня жизни населения Амурской области, обусловленные проводимыми экономическими реформами, превышают эти показатели в целом, но России и в других регионах РФ в силу особенностей географического положения и состояния и развития экономики.

Объективная оценка уровня жизни населения региона возможна только в рамках его межрегиональных и межвременных сравнений. В связи с этим в работе уровень жизни населения Амурской области рассматривается в трех аспектах: в динамике, по сравнению со среднероссийским и по сравнению с уровнем жизни населения субъектов Дальневосточного региона. Особый интерес представляет исследование особенностей формирования и состояния уровня жизни, а также управления уровнем жизни населения Амурской области посредством экономической и социальной политики на основе региональной специфики.

Этим обусловлены актуальность темы исследования, постановка цели и необходимость решения ряда задач.

Цель п задачи исследования. Целью исследования является разработка стратегий управления уровнем жизни населения, в основу которых положены региональные особенности и приоритеты снижения экономической бедности.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— уточнить и систематизировать совокупность индикаторов, характеризующих уровень жизни и методики оценки бедности населения;

— определить региональные особенности экономического развития Амурской области и оценить их влияние на формирование уровня жизни населения;

— провести анализ природно-ресурсного и экономического потенциалов региона, а также тенденций развития уровня жизни населения;

— разработать прогноз изменения основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, при сложившихся тенденциях развития экономики;

— разработать стратегии управления уровнем жизни населения и практические рекомендации повышения эффективности социальной и экономической политик региона.

Предметом исследовании являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования уровня жизни населения под воздействием региональных факторов развития.

Объектом исследования является Амурская область как подсистема национальной экономики и депрессивный регион Российской Федерации.

Теоретической и методической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам определения уровня жизни, методов его оценки, механизмов формирования и управления.

В процессе исследования использованы законодательные и нормативные документы, монографии, статьи в периодических изданиях и другая литература. Общенаучной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых. Информационную базу исследования составили статистические материалы Государственного комитета по статистике РФ, Амурского областного комитета государственной статистики. Анализ показателей, определяющих уровень жизни населения, произведен на основе разработок Международной организации труда, Статистической комиссии ООН, ЮНЕСКО, Госкомстата РФ, ВЦИОМ, РАН.

В процессе исследования применялся всеобщий диалектический методобщенаучные методы: научная абстракция, системный анализ, синтез, гипотетическийчастные методы: исторический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, корреляционно-регрессионный, графический, расчетно-аналитический и другие.

Степень научной новизны. К наиболее значимым результатам, имеющим научную новизну, относятся следующие положения:

— систематизированы индикаторы уровня жизни и бедности населения и предложен метод разделения бедности на социальную и экономическую;

— выявлены региональные особенности экономического положения Амурской области и проведено позиционирование Амурской области в.

Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) по основным экономическим показателям и показателям уровня жизни населения;

— разработана регрессионная модель прогноза изменения уровня жизни населения Амурской области до 2005 г. на основе сложившихся тенденций развития региональной экономики;

— дана оценка степени влияния экономического роста на уровень жизни населения в региональном аспекте и установлена взаимосвязь между неравновесным состоянием экономики и неравномерным изменением уровня жизни населения;

— разработаны региональные стратегии управления уровнем жизни населения на основе предложенных мероприятий корректировки экономической и социальной политик.

Интерес результатов исследования обусловлен тем, что уровень жизни населения Амурской области оценивается в динамике за период 1993;2003гг. на основе систематизированных статистических данных, что позволило сделать интервальный прогноз изменения уровня жизни на перспективу. Также важным результатом является выявление специфической зависимости уровня жизни от темпов развития экономики области и от проводимой социально-экономической политики, что позволило разработать стратегии повышения эффективности управления уровнем жизни населения при помощи предложенных мероприятий, но корректировки социальной и экономической политики в регионе.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием объективных данных органов государственной статистики РФ, СНГ и Амурской области и применением научных методов исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления уровнем жизни и снижение бедности населения амурской области и других субъектов Российской Федерации.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы для организации мониторинга уровня жизни населения, объективной оценки его состояния и условий формирования, разработки системы управления уровнем жизни и корректировки социально-экономической политики.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на внутривузовских, межвузовских, областных, региональных и международных научно-практических конференциях. Материалы диссертационного исследования использованы в учебном процессе при изучении дисциплин: «Статистика» (раздел «Социально-экономическая статистика») и «Система национальных счетов». Апробация положений и рекомендаций исследования проводилась в Департаменте экономического развития и внешних связей Администрации Амурской области, что подтверждено соответствующими документами.

Публикации. По результатам проведенного исследования опубликовано 10 работ общим объемом 2 печатных листа.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений, изложена на 155 страницах. Диссертация содержит 9 рисунков и 46 таблиц.

Список использованных источников

включает 155 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экономические преобразования, происходящие в России, связаны с процессом преодоления значительных макроэкономических несоответствий, накопленных за длительный период функционирования тоталитарной экономики, с процессом коренной перестройки всей экономической системы страны, поэтому их можно охарактеризовать как трансформационные. Содержательные задачи осуществляемой трансформации заключаются в изменении механизма и цели функционирования экономической системы страны, в преобразовании ее в социально ориентированную рыночную экономику. Решение такой сложной задачи предполагает определенные социальные издержки.

Социальные издержки проявились в значительном снижении жизненного уровня основной массы населения и резком увеличении масштабов бедности. За годы реформ Россия вплотную подошла к группе бедных стран мира. Оценка уровня жизни населения показывает, что социальная «цена» проводимых реформ оказалась для большинства населения слишком высокой.

В период реформирования экономики регионы России вступили с разными «стартовыми условиями», сложившимися в результате их исторического развития под влиянием стратегий экономического освоения территорий бывшего СССР. Это наложило отпечаток на формирование уровня жизни населения регионов. Межрегиональные различия в величине потенциала трудовых, финансовых, природных ресурсов и относительная самостоятельность регулирования процессов их вовлечения в жизнедеятельность общества стали причиной усиления региональной дифференциации.

Проведенное исследование особенностей состояния уровня жизни населения Амурской области, его динамики, а также определяющих его социально-экономических факторов, позволяет сделать вывод о том, что в области еще не удается проведение эффективного управления процессом экономической трансформации, с чем связаны многие негативные явления, происходящие в социально-экономическом положении населения.

Социально-экономический кризис в Амурской области по многим показателям превышает общероссийский уровень и уровень дальневосточного региона. Обусловлена негативность данных явлений спецификой географического положения Амурской области и особенностями состояния и развития ее экономики.

Во-первых, это связано с особенностью дальневосточного региона в целом — отдаленностью от центра, высокими транспортными тарифами, в результате чего отрезанностью от внутреннего рынка.

Во-вторых, структура экономики области не самая благоприятная для вхождения в рынок. В экономике области преобладает аграрный сектор, который позже всех начал адаптироваться к рыночным условиям. В промышленности базовыми отраслями являются топливно-энергетический комплекс, добывающая промышленность и транспортный комплекс. Основная доля собственности в этих отраслях является федеральной, в соответствии с этим большая доля налоговых поступлений уходит не в бюджет области.

В-третьих, недостаточное привлечение солидных инвестиций, что обусловлено слабой инвестиционной привлекательностью области.

В-четвертых, угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации из-за преимущественного развития отраслей добывающей промышленности, ТЭК и их высокой ресурсоемкости.

В-пятых, развитие приграничной торговли, преимущественно ориентированной на экспорт сырья и импорт потребительских товаров.

В-шестых, нерациональность межбюджетных отношений регион-центр, приводящих к вывозу доходов и прибылей из области.

В-седьмых, неравномерность федеральных программ развития регионов. В Президенсткой федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до.

2010 года" распределение средств в территориальном разрезе неравномерно. На Амурскую область приходится всего 5,4% от общей суммы средств, при этом на развитие социальной сферы запланировано всего 0,77% от их суммы.

В результате этих специфических особенностей из 9-ти субъектов Дальневосточного федерального округа Амурская область, обладая практически самым большим природно-ресурсным потенциалом, и, занимая 6-е место по территории, имеет 3-е место, но доле ВРП, 6-е место по доле промышленного производства, 8-е место по объему производства потребительских услуг, 7-е место по объему внешнеторгового оборота товаров и услуг. В структуре ВРП доля стоимости оказанных услуг (в основном транспортных) значительно превышает долю стоимости произведенных товаров, что в основном обусловлено высокой стоимостью услуг. Тенденции внешнеэкономической деятельности Амурской области характеризуют зависимость экономики области от импорта, так как импорт намного превышает экспорт. При этом экспортный потенциал области значительно ограничен и в основном направлен на экспорт сырьядревесины и лома черных и цветных металлов.

В результате действия указанных специфических особенностей Амурская область по основной массе показателей социально-экономического развития намного отстает от среднероссийского уровня и уровня субъектов ДВФО. Следовательно, несмотря на богатый природно-ресурсный потенциал Амурская область фактически находится в условиях угрозы экономической безопасности в результате неэффективного его использования и нерациональной для области государственной политики в распределении доходов и средств в отношении местного бюджета, федерального бюджета и бюджетов других субъектов ДВФО.

Специфические особенности состояния и развития экономики Амурской области негативно влияют на социально-экономическое положение ее населения. Анализ показал снижение человеческого потенциала области. В целом за изучаемый период 1993;2003гг. практически по всем показателям уровня жизни населения наблюдается устойчивая тенденция ухудшения. При этом уровень жизни населения Амурской области по основной массе показателей — доходов, стоимости жизни, удовлетворения потребностей и развития человеческого потенциала очень низок и намного ниже жизненного уровня в целом по России и по ДВФО. Население области находится на более высоком уровне в сравнении с общероссийским и ДВФО только по показателям социальных условий жизни и по демографическим показателям.

Прогноз уровня жизни населения области на перспективу до 2005 г. неутешительный. Даже по оптимистическому варианту по основной массе показателей прогнозируется дальнейшее его снижение.

В 1999;2002гг. наблюдалось оживление экономики области, характеризующее повышением темпов роста произведенного валового регионального продукта. Но наблюдающийся экономический рост не приводит к повышению уровня жизни, а по большинству наиболее важных и значимых показателей наблюдается наоборот, отрицательное его влияние на социально-экономическое положение населения.

Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в области велико социально-экономическое неравенство населения по уровню доходов и темпы экономического роста недостаточно его снижают. Это приводит к высокому уровню бедности (в 2003 г. — 47,7%), и высокой его дифференциации (в 2003 г. соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения — 9,5 раз).

Во-вторых, экономический рост не имеет еще устойчивого характера, так как 5-ти процентный уровень темпов роста ВРП превышен только в 2001 г. и 2002 г., а в 2003 г. наблюдается снижение темпов его роста.

В-третьих, экономический рост оказывает положительное влияние на уровень жизни тех групп населения, которые имеют не очень низкий уровень доходов, классифицирующихся как экономическая бедность.

В-четвертых, рост доходов населения не обеспечивается ростом эффективности производства, так как уровень производительности труда по экономике области в целом увеличился всего на 6% при увеличении средней заработной платы на 27%.

В-пятых, темпы роста использованного ВРП ниже темпов роста произведенного ВРП, что обусловлено опять же специфичностью распределения доходов между регионом и центром.

В-шестых, в области наблюдается высокий уровень безработицы.

В-седьмых, проводимая в области социально-экономическая политика недостаточно эффективна.

Основой управления уровнем жизни населения является правильная государственная социальная политика, направленная на смягчение бедности, основанная на экономической политике, создающей ресурсную базу для проведения социальных мероприятий. Но в современных условиях проводимая государством социальная политика не является достаточно эффективной в силу ее слабой адресной направленности.

В этих условиях необходимо формирование конструктивно-активной модели социально-экономической политики.

Высокий уровень бедности населения Амурской области и все более ухудшающееся положение по данному показателю во многом обусловлено нерациональностью и неэффективностью социально-экономической политики. Несмотря на тенденцию повышения доли социальных трансфертов в доходах населения и доли расходов бюджета на социальные мероприятия уровень бедности возрастает. Это говорит о том, что бедность населения области обусловлена недостатком других видов доходов, кроме социальных трансфертов, — заработной платы и доходов от собственности и предпринимательской деятельности.

На основе изучения, анализа и обобщения системы индикаторов, а также методик оценки уровня жизни и бедности населения, категорию бедного населения можно разделить на две группы: 1) социальная бедность- 2) экономическая бедность.

Следовательно, политика по снижению бедности должна быть основана на тесной взаимосвязи экономической и социальной политики. Стратегия повышения уровня жизни и снижения бедности населения посредством социальной политики должна быть направлена на повышение объемов социальных трансфертов группам населения, относящихся к категории социальная бедность. А стратегия повышения уровня жизни и снижения бедности населения посредством экономической политики должна быть направлена на более справедливое распределение доходов, путем расширения возможностей бедных слоев населения, относящихся к категории экономическая бедность, получать доходы за счет реализации собственной экономической активности.

Для более точного разделения малоимущего населения на группы действительно бедного (социальная бедность) и бедного, но имеющего возможность самостоятельного выхода из сложившегося положения при условии создания для этого предпосылок со стороны государства (экономическая бедность), необходимо уточнение расчета самого показателя бедности.

Изложенная в работе методика уточненного определения показателя бедности направлена на более конкретное выделение группы населения, являющегося действительно бедным. При этом фактический уровень бедности, рассчитываемый официально, может быть скорректировануменьшен на 15 процентных пунктов. В 2003 г. в Амурской уровень бедности составил 47,7%, при корректировке по рассмотренной методике, группа фактически бедного населения (социальная бедность) может составить 32,7%, а 15% из этой группы может быть отнесено к категории экономическая бедность. При этом на 32,7% бедного населения должны быть направлены мероприятия социальной политики, а на 15% - мероприятия экономической политики. Это приведет к более рациональному использованию средств бюджета и повышению эффективности социальных мероприятий.

Следовательно, основной стратегией повышения уровня жизни населения Амурской области и снижения его бедности можно считать сокращение неравенства населения по уровню доходов и повышение эффективности социальной политики путем усиления ее направленности на самые малообеспеченные слои. Реализация данных стратегий невозможна без стратегии устойчивого экономического роста, создающего для них экономическую базу.

На основе этого определены следующие стратегии управления уровнем жизни населения Амурской области. 1) Сокращение неравенства населения по доходам. 2) Снижение уровня безработицы. 3) Наращивание темпов экономического роста. 4) Повышение эффективности социальной политики.

Расчеты показали, что при сокращении неравенства населения по доходам, уровень бедности может быть снижен по сравнению с 2002 г. на 0,0176 пунктапри снижении уровня безработицы — на 0,128 пункта, при повышении доли расходов бюджета на социальные мероприятия — на 0,066 пунктапри повышении доли социальных трансфертов в доходах населенияна 0,132 пункта.

В целом, на основании проведенного исследования и прогнозных расчетов можно сказать, что политику сокращения уровня бедности населения Амурской области и повышения его уровня жизни можно охарактеризовать как совмещение двух стратегий: стратегии экономического роста и стратегии сокращения неравенства, при наибольшей приоритетности стратегии сокращения неравенства. Для сокращения общей (экономической) бедности необходимо обеспечивать экономический рост и удерживать неравенство на минимальном уровне. Для сокращения крайней (социальной) бедности следует в первую очередь создавать условия для сокращения неравенства при одновременном обеспечении экономического роста.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.

Уровень жизни — сложной и многогранное понятие, не имеющее одного индикатора, а определяемая комплексной системой показателей, которая постоянно совершенствуется в соответствии с изменяющимися условиями.

Уровень бедности является наиболее ярким и показательным индикатором уровня и качества жизни населения, оценки эффективности проводимых социально-экономических реформ.

Основной управления уровнем жизни населения является правильная и эффективная социальная политика, тесно взаимосвязанная с экономической политикой, основанная на экономическом росте, обеспечивающем ресурсную базу для проведения социально-экономических мероприятий.

Система индикаторов уровня жизни населения Амурской области, разрабатываемая официальными статистическими органами, не дает точной оценки его социально-экономического положения, так как не учитывает всех элементов его формирования.

За изучаемый период 1993;2003гг. по большинству показателей наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня жизни населения Амурской области.

Прогноз на основе выявленных тенденций по большинству показателей неутешительный и характеризует еще большее снижение уровня жизни в 2005 г.

Наметившийся в последние годы экономический рост в Амурской области не оказывает существенного положительного влияния на повышение уровня жизни и снижения бедности населения.

Существующая социально-экономическая политика в Амурской области проводится в достаточной мере, но не является эффективной, так как не оказывает существенного влияния на повышение уровня жизни и снижение бедности населения, в силу ее слабой адресной направленности.

В повышении уровня жизни в основном нуждаются две классификационные группы населения: крайняя (социальная) бедность и общая (экономическая) бедность. Население категории экономическая бедность имеет низкий уровень жизни не в результате дефицита социальных трансфертов, а в результате дефицита доходов от активных видов деятельности — заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности и имеет возможность самостоятельного выхода из создавшегося бедственного положения Население категории социальная бедность является действительно бедным и не имеет возможности для самостоятельного выхода из создавшегося положения в силу объективных или субъективных обстоятельств.

Мероприятия по повышению уровня жизни населения Амурской области должны проводиться в двух направлениях: 1) стратегия экономического роста, которая приведет повышению уровня жизни населения группы экономическая бедность- 2) стратегия сокращения неравенства населения по доходам посредством эффективной социальной политики, направленной преимущественно на группу социальная бедность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Амурская область названа аутсайдером: Среди регионов Дальневосточного Федерального округа. // Дальневосточный капитал. -2002. -№ 12 (дек).— С. 5.
  2. Амурская область: Производство. Торговля. Финансы.- Справ.изд. / В. Лецик, О.Мамонтова. -2001.- 157 [3]с.
  3. Амурская область житница Дальнего Востока. — Хабаровск.: Издат. Дом. «Приамурские ведомости», 2002. — 133, 2. с.
  4. Е. Социально-трудовые проблемы российской экономики в 1995 году. // Российский экономический журнал. 1995. № 10. — С. 17−20.
  5. Амурский статистический ежегодник. Статистический сборник. -Благовещенск. Амурский областной комитет государственной статистики.1999. 233с., 2000. — 344с., 2001. — 350с&bdquo- 2002. — 365с., 2003. — 367с., 2004. -370с.
  6. Амурская область в цифрах. Статистический сборник. Благовещенск. Амурский областной комитет государственной статистики. 1999. — 289с., 2000. 300с., 2001. — 311с., 2002. — 306с., 2003.- 314с., 2004. — 328с.
  7. Е., Овчарова Л. Финансовый кризис августа 1998г.: выдержал ли удар средний класс России? // Вопросы экономики, № 2. 2000. -С. 54 66.
  8. Т.К., Мартынова Т. Н. Показатели уровня жизни населения Нижегородской области. //Вопросы статистики. № 4, 1999. С. 55 — 62.
  9. А.К. Социальная политика: региональные аспекты. Якутск, 1996.-378с.
  10. Н.С., Мымрикова Л. С., Рябушкин Б. Т. К вопросу об интегрированной статистический информации для системного анализа социально-экономических процессов. // Вопросы статистики. Л’у 5, 2004. С. 27−35.
  11. Т.В. Тендерные различия в показателях уровня жизни населения Приволжского федерального округа. // Вопросы статистики. № 8, 2002. С. 65 69.
  12. Г. Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала. // Вопросы статистики. № 3, 2003. С. 26 32.
  13. Биктимирова 3.3. Развитие человеческого потенциала в России: проблемы регионального измерения. // Вопросы статистики. № 2, С. 28 32.
  14. Ю. Область пока в режиме ожидания: О застое в экономике Амурской области. // Дальневосточный капитал. № 4, 2002. С. 32.
  15. Т., Тапилина В., Михеева II. Социальная структура: неравенство в материальном благосостоянии. Новосибирск, ИЭ и ОПП, 1993. -60 с.
  16. С.II., Любин В. П. Бедность по-русски и по-итальянски. Рец. на кн. Корни бедности: социальная ткань, семья и бедность в Болонье в 90-е годы. Милан, //Вопросы экономики. № 2, 1992. С. 134 140.
  17. Л.Г. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса. // Социс. № 3, 2000. С. 42 48.
  18. С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры. // Вопросы экономики. № 2, 1999. С. 90 — 102.
  19. А., Домнина И. Система социальной поддержки: уроки кризиса и региональный опыт. // Вопросы экономики. № 2, 1999. С. 74 — 84.
  20. Г. Н., Мигранов Л. А., Римашевская II.М. Вопросы методики оценки дифференциации доходов населения. // Вопросы статистики. № 2, 1997. С. 40−53.
  21. Л.Т., Минина В.II. Стратегии социологического исследования бедности. // Социс. № 1, 1999. С. 49 — 55.
  22. II. Золотой год амурчан. // Дальневосточный капитал. Л" 3, 2002. С. б.
  23. II. Лакомый ресурс. // Дальневосточный капитал. № 3, 2003. С. 13−21.
  24. Е., Дробышева И. Регионы на распутье: идти гурьбой иль в одиночку? // Дальневосточный капитал. № 3, 2002. С. 10 19.
  25. Е. Бизнес вам поможет //Дальневосточный капитал. № 5, 2002. С. 6−7.
  26. .М. Экономика и социология труда. М.: Высшая школа. 1994., 387 с.
  27. .М. Эффективность труда и качество жизни. М.: Высшая школа. 1995., 277 с.
  28. И.А. Динамика распределений валового регионального продукта и денежных доходов населения по регионам России в 1995 2001 годах (пространственный подход). // Вопросы статистики. № 5, 2004. С. 41 — 46.
  29. Е.В., Петренко С.II. Потенциал, динамика и структура денежных сбережений населения Приднестровского региона. // Вопросы статистики. № 8, 2000. С. 24 31.
  30. В.Г., Щурова Е. Д. Уровень жизни населения Нижнего Новгорода в 1998 году. // Вопросы статистики. № 8, 1999. С. 64 68.
  31. М.К. Некоторые методологический аспекты анализа среднего класса в России. // Социс. № 3, 2000. С. 4 12.
  32. Е.В. Система основных социально-экономических индикаторов уровня жизни в регионе. // Вопросы статистики. № 4, 1999. С. 47−55.
  33. JI. Четыре рода бедности в современной России. // Социологический журнал. № 2, 1994. С. 26 31.
  34. А.И., Супонила И. В. Влияние темпов роста цен на структуру потребительских расходов населения в Алтайском крае. // Вопросы статистики. № 10, 2003. С. 65 72.
  35. Д.Е. Критерии, показатели и оценка социально-экономической эффективности. // Вопросы статистики. № 8, 2002. С. 73 — 78.
  36. И.Б., Арсеева Т. В. Региональные различия в уровне жизни населения субъектов Федерации Приволжского федерального округа. // Вопросы статистики. № 12, 2003. С. 32 38.
  37. А. О концепции человеческого развития на современном этапе. // Вопросы статистики. № 2, 2001. С. 26 28.
  38. JI.C. Социальные аспекты повышения эффективности использования трудовых ресурсов. // Экономика, Демография. Статистика. Исследование и проблемы: сборник статей. М.: «Наука», 1990. -318 с.
  39. II. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению. // Экономист. № 1, 1997. С. 73 87.
  40. М. Повышение благосостояния населения как стратегическое направление развития России. // Вопросы экономики. № 5, 1996. С. 29 34.
  41. М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации. // Вопросы экономики. № 2, 1999. С. 53 64.
  42. Ю.В. Оценка социально-экономической эффективности Курской области в сравнении с регионами Центрального федерального округа. // Вопросы статистики. № 1, 2003. С. 73 76.
  43. Доходы, уровень жизни: экономический обзор. // Экономист. № 5, 1996. С. 63−74.
  44. В.Н. Роль приграничных регионов в экономическом сотрудничестве дальневосточных регионов и Китая. // Вопросы статистики. № 10, 2002. С. 68−70.
  45. К.И., Георгадзе Е. И., Костылева JI.B. Методика проведения комплексной рейтинговой оценки социально-экономического развитиямуниципальных образований Вологодской области. // Вопросы статистики. № 2, 2002. С. 61 -63.
  46. К.И., Георгадзе Е. И. Вопросы оценки экономической безопасности региона. // Вопросы статистики. № 2, 2002. С. 57 59.
  47. В.М., Ермакова Н. А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения. // Вопросы статистики. № 6, 2001. С. 3 — 10.
  48. В.М., Ермакова Н. А., Уровень жизни населения как он понимается сегодня. // Вопросы статистики. № 8, 2000. С. 3 — 11.
  49. В.М., Ермакова Н. А., Землянская В.II. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения. // Вопросы статистики. № 7, 2003. С. 24−35.
  50. В. М. Временные и межрегиональные сопоставления показателей уровня жизни населения. // Вопросы статистики. № 2, 1998. С. 16 -24.
  51. М.Г. Экономика и социология труда: Курс лекций. — М.: Catallaxy, 1998.-208с.
  52. Т.Е. Уровень жизни населения Тамбовской области. //Вопросы статистики. № 6, 2001. С. 20−25.
  53. Н.В. Индекс развития человеческого потенциала регионов России. // География. № 37, 1998. С. 4 5.
  54. Л.Г., Ковалева Н. В., Хахулина Л. А. Бедность в новых экономических условиях. // Информационный бюллетень. М.: ВЦИОМ. № 4, 1995. С. 25 -29.
  55. Л.А. Обзор зарубежных публикаций по социальной статистике. // Вопросы статистики. № 3, 2000. С. 24 28.
  56. Ю.Н., Сагдаров А. А. К вопросу об исчислении и анализе показателей человеческого развития в регионах России. // Вопросы статистики. № 2, 2001. С. 23 26.
  57. Камара Суанде Основные показатели уровня жизни населения и особенности их расчета в Гвинее-Биссау. // Вопросы статистики. JVn 3, 2000. С. 28−29.
  58. М.Ю. Социальная безопасность России: региональный аспект статистической оценки. // Вопросы статистики. № 2, 2003. С. 41 46.
  59. О.Н. Концептуальные принципы и подходы к измерению и прогнозированию социальных рисков и построению интегрированной информационной системы социальной безопасности. // Вопросы статистики. № 4, 2004. С. 43 49.
  60. IO. Финансовые активы населения (сбережения): Подход к оценке уровня жизни. // Вопросы статистики. № 5, 1998. С. 43 51.
  61. А.Я., Шевяков АЛО. Эконометрический анализ зависимости между дифференциацией и уровнем жизни населения в регионах России. //Вопросы статистики. № 5, 2004. С. 36 41.
  62. О. Реальная «Дальсвязь». // Дальневосточный капитал. № 2, 2003. С. 22.
  63. Г. Вопросы справедливости и экономическая политики в постсоциалистических странах. // Вопросы экономики. № 1, 1999. С. 64 — 76.
  64. JI. Есть повод для сдержанного оптимизма. //Дальневосточный капитал. № 3, 2002. С. 7.
  65. И., Овчарова Л., Турунцев Е. Система индикаторов уровня бедности в переходный период в России. //Научные доклады. № 98/04. РПЭИ -62 с.
  66. А. Мы только начали выглядывать из долговой ямы. //Дальневосточный капитал. № 4, 2002. С. 31.
  67. А.А., Крищук Т. А., Украинец С. Я. Рынок и социальная защита населения. К., Укр. НИИНТИ Госкомэкономики УССР, 1991. — 68 с.
  68. Н.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения. //Вопросы статистики. № 8, 2000. С. 18 24.
  69. С. Локомотив у области есть, ему нужно придать ускорение. // Дальневосточный капитал. № 4, 2002. С. 28 30.
  70. З.И., Ибрагимова Ш. М., Экономический рост и сокращение бедности в Кыргызстане. // Вопросы статистики. № 4, 2003. С. 27 35.
  71. Е.В., Суринов А. Е. Неравенство в распределении доходов и проблемы оценки эффективности мероприятий по его снижению. // Вопросы статистики. № 11, 1999. С. 3 5.
  72. В.Е., Сивелькин В. А., Мхитарян B.C. Исследование зависимостей макроэкономических показателей региона. //Вопросы статистики. № 9, 2001. С. 16 20.
  73. Е.В., Дмитриева Е. Д. Индекс развития человеческого потенциала и другие показатели социально-экономического развития России и отдельных зарубежных стран. // Вопросы статистики. № 3, 2000. С. 14 18.
  74. Е.В. Направления развития человеческого потенциала в странах с различным уровнем экономического развития. // Вопросы статистики. № 10, 2003. С. 17 24.
  75. Е.В. Индекс человеческого развития и тенденции его изменения в России и зарубежных странах. // Вопросы статистики. 2, 1999. С. 21 31.
  76. Р.П., Шабанов В. Л. Анализ структуры доходов сельских домохозяйств по альтернативным источникам информации. // Вопросы статистики. № 8, 2000. С. 15 18.
  77. Н. Старсти по «Дальвостуглю». // Дальневосточный капитал. № 2, 2003. С. 20 21.
  78. В. Уровень жизни: среднестатистический и реальный (Статистика). // Экономика и жизнь. № 16, 1998. С. 29.
  79. Д. Путь российских реформ. // Вопросы экономики. № 6, 1996. С. 119−125.
  80. May. В. Конституционное регулирование социально-экономических отношений. // Вопросы экономики. № 4, 1999. С. 27 35.
  81. В. Российский экономический менталитет: Истоки и противоречия. // Вопросы экономики. 9, 1996. С. 158 160.
  82. Материальные условия жизни населения в странах СНГ (по материалам Статкомитета СНГ). // Вопросы статистики. № 1, 2003. С. 67 -72.
  83. .Г., Чистяков Е. Г. Статистический анализ и прогноз тенденций социально-экономического развития субъекта Федерации. //Вопросы статистики. № 9, 2001. С. 11−15.
  84. Е. Ю., Золотухина В. М. К вопросу об использовании экономического потенциала Тамбовской области. // Вопросы статистики. № 2, 2000. С. 21 -25.
  85. Методологические положения по статистике. Вып.1, 2, 3. М.: Логос, 1996, 1999, 2001.-674 с
  86. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. //Российская газета. 17, 18 марта, 1999.
  87. Г. Б. Об уровне жизни населения в 1995 году. Благовещенск., АмуроблГоскомстат., 1995. 25 с.
  88. А.А., Шарамыгина О. А. Использование показателя валового регионального продукта в оценке экономического развития региона. //Вопросы статистики. № 9, 2003. С. 29 36.
  89. С. Социальные выплаты и льготы в Российской Федерации: распределение по группам с различным уровнем дохода. // Вопросы экономики. № 2, 1999. С. 85 89.
  90. М.А. Бедность: Взгляд на проблему. М.: ИСЭПН РАН., 1994. -328 с.
  91. И.А. Минимальный потребительский бюджет и бюджет обследуемых домашних хозяйств в республике Бурятия. // Вопросы статистики. № 4, 1999. С. 63 66.
  92. М.М. Социальная справедливость: современный российский контекст. // Социс. № 11, 1999. С. 41−49.
  93. Л.И. Границы возможностей воспроизводства национального богатства. // Вопросы статистики. № 10, 2003. С. 13−17.
  94. Л.И. Человеческий потенциал и Российская Федерация. //Вопросы статистики. № 2, 1999. С. 31 33.
  95. Л., Турунцев Е., Корчагина И. Бедность где порог? (Альтернативные оценки малообеспеченности в переходный период) //Вопросы экономики. JSf" 2, 1998. С. 32 — 48.
  96. А. Уроки экономических преобразований в странах Восточной Европы.//Вопросы экономики. № 1, 1994. С. 97−116.
  97. Е.М. Экономические реформы и оплата труда в Орловской области. // Вопросы статистики. № 9, 2003. С. 68−73.
  98. Основные социально-экономические показатели по Российской федерации за 1997 2002 гг. (по материалам Госкомстата России). //Вопросы статистики. № 9, 2002. С. 42−53.
  99. Основные социально-экономические показатели по Российской федерации за 1998 2003 гг. (по материалам Госкомстата России). //Вопросы статистики. № 9, 2003. С. 49 — 60.
  100. Основные социально-экономические показатели по Российской федерации за 1997 2002гг. (по материалам Госкомстата России). // Вопросы статистики. № 6, 2002. С. 49 — 60.
  101. Основные социально-экономические показатели по Российской федерации за 1997 2002гг. (по материалам Госкомстата России). // Вопросы статистики. № 12, 2002. С. 35 — 46.
  102. Основные социально-экономические показатели по Российской федерации за 1998 2003 гг. (по материалам Госкомстата России). //Вопросы статистики. № 3, 2004. С. 54 — 65.
  103. Основные социально-экономические показатели по Российской федерации за 1998 — 2003 гг. (по материалам Госкомстата России). //Вопросы статистики. Кч 1, 2004. С. 75 86.
  104. В. Еще семь лет и мы заживем!: О плане социально-экономического развития Приамурья на 2004 — 2010 годы. // Комсомольская правда. — 2003. — 4 дек. — Прил.: с. 7. — (Комсомольская правда в Приамурье).
  105. Паспорт Амурской области 1992 2001 годы. Благовещенск., Амурский областной комитет государственной статистики. — 81 с.
  106. Р., Сусаров А. Социальная напряженность и социальное неблагополучие. // Регионы России в 1999г: Ежегод. прил. к полит, альм. России /Моск. Центр Карнеги- Под ред. II. Петрова. М.: Генальф, 2001. -454 с. С. 82- 107.
  107. А. Рыба тянет вниз. //Дальневосточный капитал. № 3, 2002. С. 8 -9.
  108. Предложения по совершенствованию Модельного набора социальных индикаторов для оценки уровня жизни населения (по материалам Статкомитета СНГ).// Вопросы статистики. № 7, 2003. С. 36 38.
  109. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации (по материалам Минэкономразвития России). // Экономист. № 6, 2000, С. 5 11.
  110. Профиль региона. Амурская область. // Дальневосточный капитал. № 4, 2002. С. 27.
  111. Н.Н., Сергиенко Я. В., Френкель А. А., Цукло С. В. Анализ платежеспособного спроса в период реформирования экономики. // Вопросы статистики. № 12, 2002. С. 20 27.
  112. Н. Социально-экономические исследования благосостояния, образа и уровня жизни населения города (проект Таганрог-3), М.: ИСЭПН РАН., 1992. 484 с.
  113. Н.Н., Римашевская Н. М. Основы дифференциации заработной платы и доходов населения (Методы экономико-математического моделирования). М. Экономика. 1992. — 533 с.
  114. Россия — 2015: Оптимистический сценарий. / Под ред. акад. JI.H. Абалкина. М.: ИЭ РАН. 2002. 138 с.
  115. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998. 432 с.
  116. Р., Коленникова О. Дисфункции государства и ослабление социальной безопасности населения России. // Вопросы экономики. № 2, 2000. С. 67−75.
  117. О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России. // Вопросы экономики. № 3, 2000. С. 131−136.
  118. В.А. Домашние хозяйства Оренбургской области. //Вопросы статистики. № 6, 2001. С. 16 19.
  119. Ситуационный анализ и оценка развития Амурской области за годы экономических реформ: Стат. сб. / Госкомстат России, Амуроблкомстат. -Благовещенск, 2001. 22 с.
  120. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: ИНФРА -М., 1996.-336 с.
  121. М.С. Аналитическая записка «Об изменении структуры потребительских расходов в Амурской области». Благовещенск., Амуроблгоскомстат., 1995. 18 с.
  122. М.С. Изменение цен и тарифов. Влияние их на уровень жизни населения области в условиях реформирования экономики в 1995 г. Благовещенск., Амуролбгоскомстат., 1995.— 15 с.
  123. С., Исаев И. Социальная политика: новый курс. // Вопросы экономики. К" 2, 1999. С. 65 73.
  124. Соотношение денежных доходов и величины прожиточного минимума, численность молоимущего населения российской Федерации в 1 квартале 2000 года, (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики. № 8, 2000. С. 31−33.
  125. Состав и материальное положение малоимущего населения (но материалам Российского статистического агентства). // Вопросы статистики. № 12, 1999. С. 33−41.
  126. Социальная защита населения. / Под ред. проф. II.М. Римашевской. М.: ИСЭПН РАН., 2002.-218 с.
  127. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. / Под ред. Т. Н. Заславской. М.: Политиздат. 1990. — 446 с.
  128. Социальные аспекты экономической реформы. / Под ред. Т. И. Заславской. Киев.: Наука. 1991. — 176 с.
  129. Социальная сфера и уровень жизни населения: статистика. //Экономический журнал ВШЭ. № 1, 1999. С. 163 167.
  130. Социальная защита и уровень жизни населения: стат. данные. //Экономический журнал. № 2, 1998. С. 294 297.
  131. А.Е. Анализ экономического поведения домохозяйств в России в 1997 1999 годах с использованием регрессионных моделей. //Вопросы статистики. № 8, 2000. С. 11 — 15.
  132. Н.В. О потреблении продуктов питания. Благовещенск. Амуроблгоскомстат., 1995. 12 с.
  133. Стратегическое планирование. /Под ред. Френкеля А. А. М.: Высшая школа, 1995. 346 с.
  134. Ш. О социальной уязвимости женщин. //Вопросы экономики. № 3, 2000. С. 137 144.
  135. В.Н. Проблемы статистического оценивания динамики доходов и потребления населения республики Беларусь. //Вопросы статистики. № 11, 1999. С. 22 27.
  136. Уровень жизни населения Амурской области. Благовещенск., Амуроблгоскомстат., 1997. 77 с.
  137. Уровень жизни населения: Экономической обзор. // Экономист. № 12, 1996. С. 45−51.
  138. Уровень жизни населения: Статистика. //Статистическое обозрение. № 4, 1997. С. 63−69.
  139. Л.Л. Прогноз развития экономики России на 2002 2003 годы. // Вопросы статистики. № 9, 2002. С. 54 — 60.
  140. Л.Л., Симонова Л. Л. Прогноз развития российской экономики на 2003 2004 годы. // Вопросы статистики. № 9, 2003. С. 61 — 68.
  141. Л.Л. Прогноз социально-экономического развития на 1999 год. // Вопросы статистики. № 4, 1999. С. 67 76.
  142. Е.Б., Муханова О. Л. Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах. // Вопросы статистики. № 4,2004. С. 35−42.
  143. Херманн Пиллат К. Социальная рыночная экономика как форма цивилизации. // Вопросы статистики. № 12, 1999. С. 48−53.
  144. .Н. Уровень жизни населения России. // ЭКО. № 3, 1999. С. 142- 153.
  145. В. О модельном наборе Социальных индикаторов уровня жизни населения. //Вопросы статистики. № 8, 1998. С. 15 -20.
  146. В.П. Уровень жизни населения Казахстана (экономико-социологический аспект). Павлодар: Изд. ПГУ им. С. Торайгырова, 2001. -264 с.
  147. В.П. Управление уровнем жизни населения региона. — Тюмень: Изд. Вектор Бук, 2001. 96 с.
  148. В.Б., Кобылина Н. К. Республика Карелия: Уровень и масштабы бедности населения. // Вопросы статистики. № 6, 2001. С. 10 15.
  149. Н. О консенсусе в российской экономической и социальной политике. // Вопросы экономики. № 8, 1999. С. 49 63.
  150. В.Б., Завьялов Е. В. Дотации и льготы, их влияние на уровень жизни обследуемых семей в республике Карелия. // Вопросы статистики. № 8, 1999. С. 60−64.
  151. Ю.К. Оценка человеческого развития в регионах Казахстана. // Вопросы статистики. № 3, 2003. С. 19- 26.
  152. Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Под ред. Г. Г. Миликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996. -623с.
  153. Р., Мамонтова Т. Политика доходов и социальная защита населения.//Российский экономический журнал. № 10, 1995. С. 17−23.
  154. Т. Бедность в богатой России. // Общественные науки и современность. № 2, 1994. С. 26 — 30.
  155. Краткая характеристика и история развития Амурской области
  156. ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕГИОНА Индекс потребительских цен
  157. Индекс реальных доходов населения
  158. Стоимость фиксированного набора товаров и услуг по отношению к средней начисленной заработной плате
  159. Стоимость минимального набора продуктов питания по отношению к средней начисленной заработной плате
  160. Обеспеченность жильем, кв. метров на человека
  161. Обеспеченность легковыми автомобилями на 1 ООО человек
  162. Обеспеченность больничными койками на 10 000 человек
  163. Обеспеченность поликлиническими учреждениями на 10 000 человек
Заполнить форму текущей работой