Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нормативно-правовой акт в системе источников российского права

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При восполнении пробелов законодательного регулирования системы источников права целесообразно исходить из того, что постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации являются подзаконными актами и должны приниматься в соответствии с законодательствомсоглашения федеральных органов исполнительной власти и государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИИ
    • 1. источники права древней руси
    • 2. ИСТОЧНИКИ права в
  • ПЕРИОД ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ и в
  • МОСКОВСКОМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ
    • 3. Закон и иные источники права Российской империи
    • 4. Нормативно-правовой акт — основной источник права СССР: понятие, виды и соотношение с иными источниками права.4Г
  • ГЛАВА III. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
    • 1. Понятие нормативно-правового акта
    • 2. Письменная документированная форма нормативно-правового акта, особый порядок принятия и доведения до исполнителей
    • 3. Официальный, государственный характер нормативно-правового акта, его принятие компетентным органом, волевое-содержание
    • 4. Юридическая сила нормативно-правового акта, иерархическое построение системы таких актов, ограничения в действии во времени, пространстве и по кругу лиц

    § 5. Нормативность, многократность применения, распространение на неопределенный круг лиц, действие независимо от возникновения или прекращения конкретных правоотношений, достижение определенного юридического эффекта (установление, изменение или отмена правовых норм).

    § 6- КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.

    § 7. Проблемы законодательной регламентации системы нормативно-правовых актов.

    ГЛАВА 111. МЕСТО И РОЛЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

    § 1. Система источников российского права.

    § 2. Элементы системы источников российского права.

    § 3. Закон и иные источники российского права

    § 4. Подзаконный нормативно-правовой акт и иные источники российского права

Нормативно-правовой акт в системе источников российского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования объясняется особой ролью нормативно-правового акта в системе источников современного российского права, необходимостью понимания этого явления и его взаимосвязей с иными элементами системы источников права для обеспечения эффективного и непротиворечивого правового регулирования, единообразия правоприменительной практики.

Нормативно-правовые акты являются основными источниками права в Российской Федерации. На долю именно этих документов приходится наибольший объем правового регулирования, к их числу относятся акты, обладающие высокой юридической силой — конституции и законы. К нормативно-правовым актам причисляют множество документов, принимаемых различными органами государственной власти по всем вопросам общественной жизни. Никакой другой вид источников права не обладает настолько широкой сферой применения и такими регулятивными возможностями.

Несмотря на значимость и распространенность нормативно-правовых актов, ни российским законодательством, ни юридической наукой не решены окончательно вопросы определения понятия «нормативно-правовой акт», соотношения различных его видов между собой и с другими источниками права, отграничения нормативно-правовых актов от иных, сходных с ними, документов. Между тем эти вопросы являются основополагающими для всей правовой науки, выходят далеко за рамки теории государства и права и имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Нормативно-правовые акты, являясь формами выражения права, обуславливают юридическую силу и действительность правовых норм, пределы их действия, обязательность и другие свойства. Для установления содержания права, его правильного применения требуется четкое понимание того, какие документы являются нормативно-правовыми актами и каково их соотношение с другими актами и источниками права.

Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации осуществляется целостной системой источников права, состоящей из неоднородных элементов. Рассмотрение нормативно-правового акта в отрыве от остальных источников права препятствует созданию комплексного и объективного представления о такой системе и определению значения нормативно-правовых актов в ней. Интенсивное развитие законодательства последних лет, не всегда сопровождающееся устранением пробелов и противоречий, приводит к вопросу о том, может ли нормативно-правовой акт быть единственным источником права и какой должна быть сфера действия иных источников права.

Эффективность нормативно-правового регулирования общественных отношений во многом зависит от единства и непротиворечивости правовой системы, упорядоченности и определенности соотношений источников права. Данное обстоятельство обуславливает необходимость закрепления общеобязательных правил, регулирующих системные связи не только между различными нормативно-правовыми актами, но между всеми элементами системы источников права. Действующее законодательство, к сожалению, не дает целостного представления о такой системе и взаимосвязях в ней. Юридической наукой соответствующая тематика изучена далеко не исчерпывающим образом.

Нормативно-правовому акту посвящено множествоисследований. Дореволюционные юристы исследовали проблемы, связанные с особенностями законов как источников права, виды законов, их соотношение с другими источниками права и нормами права, порядок их принятия, вступления с силу и действия. Данные вопросы рассматриваются в работах М.Ф. Владимирского-Буданова, Н. Дювернуа, Н. П. Загоскина, И. А. Ильина, Н. М. Коркунова, И. В. Михайловского, Л. И. Петражицкого, А. Рейца, Ф. М. Тарановского, Е. Н. Трубецкого, Д. Я. Самоквасова, В. И. Сергеевича, В. М. Хвостова,.

П.И. Числова, Г. Ф. Шершеневича и др. Однако система источников современного им права еще не приобрела черты, свойственные ныне существующей, а потому многие актуальные для настоящего времени проблемы дореволюционными учеными не исследовались.

В советский период учеными (С.С. Алексеев, М. Т. Баймаханов, C.JI. Зивс, Д. А. Керимов, Е. А. Лукьянова, Н. Петров, А. С. Пиголкин, С. В. Поленина, И. Н. Рожко, И. С. Самощенко, Н. В. Сильченко, Ю. А. Тихомиров,.

A.Ф. Шебанов, JI.C. Явич и др.) исследовалось понятие нормативно-правового акта, его отличие от актов индивидуального характера, соотношение закона и права, иерархия нормативно-правовых актов, вопросы их подготовки, оформления и т. д. Официальная советская доктрина не признавала ценности иных источников права, что сдерживало развитие исследований таких источников и их соотношения с нормативно-правовыми актами.

В последние годы внимание юридической науки было привлечено к изучению отдельных видов источников права. Появилось немало работ, раскрывающих понятие и признаки, описывающих роль в правовом регулировании правовых обычаев (Р.З. Замбулидзе, В. Н. Козлова, Н. И. Кочетыгова, Г. В. Мальцев, А. В. Мыскин, Н. А. Некрасов, А. И. Поротиков и др.), нормативно-правовых договоров (А.В. Демин, В. В. Иванов, К. Е. Колибаб, П. А. Лаптев, А. А. Мясин, Ю. А. Тихомиров, О. А. Ширабон и др.), судебной практики (И.Ю. Богдановская, А. Н. Верещагин, Г. В. Евстегнеева, Б. Л. Зимненко, В. Д. Зорькин, В. М. Лебедев, А. В. Победкин, В. А. Сивицкий,.

B.В. Тарасова, Е. Ю. Терюкова, А. В. Требков, B.C. Шевцов и др.). По-прежнему, сохраняется, интерес исследователей кпонятию нормативно-правового акта, его отдельным видам (законам, подзаконным актам) и классификации таких актов (С.А. Авакьян, Ю. Г. Арзамасов, О. В. Богатова, Р. Ф. Васильев, Н. Е. Егорова, Р. Н. Иванов, С. А. Иванов, В. О. Лучин, С. В. Поленина, Ю. А. Тихомиров, Е. А. Юртаева, А. Г. Хабибулин, Н. И. Хабибулина, Г. В. Хныкин и др.). Особо следует выделить работы ученых, в которых дается анализ всех элементов системы источников права.

G.B. Бошно, T.B. ГуроваМ.Н. Марченко, В. А. Толстик, Я. Ф: Фархтдинов и др.). Несмотря на большой интерес к нормативно-правовым актам ииным источникам права, проблемы, связанные с их пониманием и применением, еще далеки от разрешения.

Гораздо меньше внимания исследователи уделяют вопросам системы источников права. Их рассмотрение лишь частично осуществляется в рамках трудов вышеперечисленных ученых, посвященных анализу всех или отдельных видов источников права. Попытки комплексного исследования системы источников права в последние годы предприняты, например, Ф. М. Гаджиновой и Д.В. Жуковой-Василевской. Большинство же исследователей советского периода, 90-х годов прошлого века и настоящего времени концентрируютсяна системных связях права или законодательства (В.М. Баранов, О. А. Бастрыкина, С .В: Ермоненко, Е. А. Пилипенко, С. В. Поленина, М. В. Пресняков, Л. Б. Тиунова, А. Ф. Шебанов и др.). В отсутствие научно^ обоснованного подхода к построению единойсистемы" источников права затруднительным представляется не только^ обеспечение на практике эффективного функционирования1 всей системы, но и ее отдельных элементов, к числу которых относится и нормативно-правовой акт.

Целью настоящего исследования является изучение нормативно-правового акта как элемента системы, источников права-Российской* Федерации.

Длядостижения этой цели представляется необходимым: решение следующих основных задач:

— описать историческое формирование нормативно-правового акта и его" значение в системе источников права различных периодов развития российского права;

— исследовать существующие подходы к определению понятия нормативно-правового акта;

— рассмотреть признаки, характеризующие нормативно-правовой акт, и проанализировать возможность разграничения на их основе нормативно-правовых актов и иных документов;

— дать характеристику различных видов нормативно-правовых актов и рассмотреть их значение в системе нормативно-правовых актов;

— исследовать соотношение нормативно-правовых актов с иными элементами современной системы источников российского права.

Объектом диссертационного исследования является система источников права Российской Федерации как упорядоченная множественность разнообразных источников права, регулирующих общественные отношения. Предметом исследования является нормативно-правовой акт, являющийся одним из элементов этой системы.

Учитывая существование различных подходов к пониманию источников права, представляется необходимым определить, как используется< соответствующе понятие в настоящей работе.

Г. Ф. Шершеневич выделял четыре значения термина «источник права»: 1) силы, творящие право- 2) материалы, положенные в основу законодательства- 3) исторические памятники- 4) средства^ познания закона.1 Интерес современной, юридической науки привлечен к рассмотрению источников как факторов или сил, творящих право (материальные источники), а также как внешних форм выражения права (формально-юридические источники).2.

Источники права как факторы, творящие право, характеризуют в качестве первичных по отношению к источникам права в формально-юридическом смысле. При этом первые обусловливают само существование и содержание вторых. Среди источников права выделяют, например, естественные факторы, непосредственно влияющие на процесс правообразования и опосредованно на правотворчествосоциальные, политические, идеологические и др. источники, непосредственно влияющие на процесс правотворчестваматериальные (экономические) источники, косвенно влияющие на право.3.

1 См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права: учебное пособие. В 2-х томах. Т. 2. М., 1995. С. 5.

2 См.: Марченко М. Н. Источники права: учеб. пособие. М., 2005. С. 53.

3 См.: Там же. С. 46−49,53.

Нормативно-правовойакт представляет собой' один из видов формально-юридических источниковправаТакже он может быть охарактеризован как внешняя форма права — форма выражения государственной нормативной} воли (нормативно-правовые акты, правовые обычаи, судебный прецедент и др:):4 В связи с этим в настоящей работе система источников права рассматривается только как система формально-юридических источников права;

В качествеметодов данного диссертационного > исследования использовались общенаучные, частнонаучные и специальные методы, познания (системный, исторический, сравнительно-правовой, юридико-технический, логико-юридический и др. методы).

Теоретическую основу исследования) составили работы вышеперечисленных российских ученых и практиковисследовавших источники права и, их системумонографиинаучные статьи-, материалы научно-практических конференций, круглых столов.

Эмпирическойосновой исследования^ являются нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры различной отраслевой принадлежностирешенияКонституционного Суда Российской' Федерации, актыразъяснения законодательства, даваемые высшими судами Российской- ' Федерациинормативно-правовая? информация, размещеннаяв базах данных справочных правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант», «Эталон» и др., а также в Интернете.

В работе использованы материалы межведомственной рабочей группыпо подготовке, проекта федерального закона «О1 нормативных правовых актах в Российской Федерации», опыт разработки иных нормативно-правовых, актова- также участия автора в проведении правовой экспертизы нормативно-правовыхактов и организации мониторинга реализации законодательства.

Научная новизна и практическая значимость исследования определяются поставленными выше целями и задачами и заключаются в следующем:

4 См.: Шебанов А. Ф. Форма советского права. М., 1968. С. 25.

— в обосновании некоторых новых выводов в рамках изучения понятия нормативно-правового акта, системы таких актов, рассмотрения" взаимосвязей нормативно-правовых актов с иными источниками права;

— в формулировании предложений, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной деятельности, на восполнение нормативно-правовой регламентации системы источников права.

Выводы настоящего исследования^ могут служить основой для дальнейших доктринальных разработок понятия «нормативно-правовой, акт». Положения работы могут быть использованы в процессе преподавания теории права:

На защиту выносятся следующие научные положения:

1) нормативно-правовой акт является официальным правовымактомдокументом, обладающим особым содержанием. Содержание нормативно-правовых актов, позволяющее отличить их от иных правовых актов, составляют нормы права. Ни юридической наукой, ни юридической практикой не выработаны четкие критерии оценки содержания нормативно-правовых актов на предмет наличия норм права. Кроме того, в различных сферах деятельности сложились разные подходы к решению вопроса о том, какие документы, считать нормативно-правовыми актами. Перечисленные обстоятельства препятствуют выработке универсальной и совершенной легальной дефиниции нормативно-правового акта;

2) акты государственной власти, имеющие своей целью регламентацию общественных отношений, эволюционировали от отдельных устных указаний до сложных, оформленных по требованиям юридической-техники письменных документов, составляющих иерархически построенную систему. Развитие системы источников права России сопровождалось постепенным расширением сферы, применения нормативно-правовых актов. Первоначально используемый в качестве средства регулирования в исключительных случаях нормативно-правовой акт со временем стал основным источником права;

3) среди нормативно-правовых актов выделяются муниципальные нормативно-правовые акты, особенностью которых является негосударственное происхождение. Издание акта органами (должностными лицами) местного самоуправления (местным референдумом) не придает им существенно иной характер по сравнению с другими нормативно-правовыми актами. В то же время внутренние акты предприятий и организаций в силу особого характера их действия целесообразно рассматривать в качестве иного вида источников права;

4) вопросы соотношения нормативно-правовых актов могут быть урегулированы федеральным законом «О нормативных правовых актах» лишь частично. Разрешение коллизий между федеральными законами требует закрепления коллизионных норм в федеральном конституционном законе, но Конституцией Российской Федерации это не предусмотрено. Установление соответствующих положений возможно в федеральных конституционных законах, регулирующих правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации и судов Российской Федерации;

5) единообразная регламентация законом «О нормативных правовых актах» подготовки и принятия всех нормативно-правовых актов невозможна в силу существенных различий подготовки и принятия актов разных видов. Законодательное закрепление требований юридической техники также представляется неоправданным;

6) особенности субъектов правотворчества, порядка создания и оформления правовых норм, используемого при этом материала, механизма реализации и обеспечения обязательности, степень упорядоченности и иерархичность совокупности нормативно-правовых актов предопределяют специфические возможности и сферы применения нормативно-правового акта, обусловливают его главенствующую роль в системе источников права;

7) проблемы соотношения нормативно-правовых актов между собой и с иными источниками права в современной системе источников российского права решены далеко не исчерпывающим образом. Требуется определить положение в системе источников права постановлений палат Федерального Собрания Российской Федерации, соглашений федеральных органов исполнительной власти и государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий. Следует разрешить вопрос о соотношении федеральных подзаконных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Необходимо урегулировать соотношение подзаконного нормативно-правового акта и правового обычая. Правила о разрешении коллизий между нормативно-правовыми актами одинаковой юридической силы должны получить обязательный характер.

При восполнении пробелов законодательного регулирования системы источников права целесообразно исходить из того, что постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации являются подзаконными актами и должны приниматься в соответствии с законодательствомсоглашения федеральных органов исполнительной власти и государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий в иерархии источников права занимают положение между постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной властифедеральным подзаконным нормативно-правовым актам, принятым во исполнение федеральных законов в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должны соответствовать нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе законыправовой обычай должен соответствовать подзаконным нормативно-правовым актам.

Основные результаты, материалы и положения настоящего исследования прошли апробацию в ходе участия диссертанта в научно-практических конференциях, одобрены на заседаниях кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а также применены автором в работе в Министерстве юстиции Российской Федерации по подготовке нормативно-правовых актов (в том числе в работе межведомственной комиссии по разработке проекта закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»), их правовой экспертизе и государственной регистрации.

Структура диссертационного исследования включает введение, три главы, разбитые на пятнадцать параграфов, заключение, списки использованной литературы, нормативных актов и судебной практики.

Заключение

;

Нормативно-правовой акт в современном его? понимании^ представляет относительно новое явление. Лишь в советский период соответствующий? термин стал активно использоваться юридической наукой и практикой. С этого же времени началось изучение соответствующего явления и его признаков. Тот факт, чтонормативно-правовой акт стал использоваться для обозначения совокупности различных документовпредопределил проблемность определения его понятия и установления существенных свойств.

Еще^задолго до появления: термина «нормативно-правовой: акт» правовое регулированиеосуществлялось, документами, по сути являющимися" нормативно-правовыми актами. С возникновения? государственностинаРуси особое значение в регламентации общественных отношений придавалось актам государственной власти. Первоначально в таких документах закреплялись лишь наиболее важные с точки зрения их создателей нормы. Однако сфера их применения постоянно расширялась. Одновременно происходилосовершенствование таких документовусложнялась их структура, вырабатывалась специальнаятерминология, происходила отраслевая дифференциациястановление иерархическойструктуры. Помере развития права все более усиливалась тенденция объединять все законодательные нормы в единые сборники. В середине 16 в. таким сборником, Судебником! 1550 года, впервые введено! требование об осуществлениисуда только на его основе. Однако никакие: законодательные предписанияни в этот период, ни: позднее не могли полностью исключить действие иных источников-права;

Современное: российское право находит выражение в следующих источниках: нормативно-правовом акте, нормативно-правовом договоре, правовом обычае. Спорным остается вопрос о признании в качестве источников права различных форм судейского права. Названные источники права действуют совместно, дополняя и конкретизируя друг друга. Особое положение в системе источников права занимает нормативно-правовой акт. Обладая наибольшими из всех источников регулятивными возможностями и сферой применения, нормативно-правовой акт может обеспечить целостную регламентацию системы источников права, определив положение всех ее элементов.

Представляется, что вопросы системы источников права современной юридической наукой исследованы недостаточно. Необходимы изучение структуры этой системы, исследование возникающих в ней связей, ее взаимодействия с иными системами. Разрешение перечисленных задач позволит определить направления повышения эффективности правового регулирования за счет использования возможностей различных источников права, их оптимального сочетания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.
  2. А.В. Происхождение и источники древнерусского права (VI-XII вв.). Дисс.кло.н. М., 2006.
  3. С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982.
  4. С.С. Общетеоретические принципы исследования структуры права.//Советское государство и право. 1971, № 3.
  5. С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в двух томах. Т. 2. Свердловск, 1973.
  6. Ю.Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти.// Государство и право. 2007, № 6.
  7. С. Затянувшаяся переписка. Высший Арбитражный Суд продемонстрировал наличие разных подходов к правовому статусу писем Минфина.//Российская газета-Бизнес. 2007. 16 окт.
  8. М.Т. Правотворческая деятельность общественных организаций в процессе выполнения переданных им государственных функций.//Советское государство и право. 1962, № 3. '
  9. Г. М. Критико-сравнительный анализ договоров Руси с Византией. Киев, 1910.
  10. Г. М. Опыт восстановления текстов и объяснения древнерусских юридических памятников. Спб., 1903.
  11. И. Басова А. В. Правила и стандарты саморегулируемых организаций как источники предпринимательского права.//Юридический мир. 2008, № 4.
  12. О. А. Системообразующие связи внутреннего содержания-права. Автореферат дисс.к.ю.н. Волгоград, 2006.
  13. И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.
  14. Г. О., Станкевич Г. В. Роль юридической науки в проведении судебной реформы 1864 г.// История государства и права. 2008, № 17.
  15. И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1888.
  16. Блауберг И. В, Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969.
  17. Г. Э. «Законная сила» Свода законов в свете архивных данных. М., 2006.
  18. О.В. Нормативный правовой акт как источник права (теоретический аспект). Автореферат дисс.кло.н. М. 2004.
  19. С.В. Формы российского права. М., 2004.
  20. С.В. Формы права: теоретико-правовое исследование. Дисс.к.ю.н. М., 2005.
  21. С.В., Пытикова Т. А. Правовая природа и признаки локальных правовых актов.//Юрист. 2006, № 5.
  22. Брежнев О. В: Судебное толкование Конституции Российской" Федерации: сущность, правовая- природа, процессуальные формы осуществления.// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 2006, № 4.
  23. А.А. Презумпция знания" закона.// Вестн. Моск. Ун-та: Сер. 11. Право. 2006, № I.24'. Васильев Р. Ф. О понятии правового акта.// Вестник Моск. Ун-та. Сер: 11. Право. 1998, Ш 5.
  24. А.Н. Судебное правотворчество в России: Сравнительно-правовые аспекты. Mi, 2004-
  25. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Mi, 2005.
  26. Внешняя история- русского права по лекциям проф. В. И. Сергеевича. Спб., 1893−1894.
  27. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник для< вузов: Ml, 1999. s
  28. Ф.М. Источники права и их система- в современном- российском праве. Автореферат дисс.к.ю.н. М., 2005.30: Геворкян Т. И., Гошуляк В. В., Ховрина JI.E. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М., 2006.
  29. Головко JTiB- Место кодекса в системе- источников уголовно-процессуального права.//Государство и право. 2007, №i 1. .
  30. В.В. Проблемы судебного толкования права в России.//Российский судья. 2005, № 8.
  31. Т.В. Актуальные проблемы теории источников, права. Тольятти, 2001.
  32. Е.М., Марченко М. Н. Право Европейского' союза- Вопросы истории и теории: учеб. пособие. М-., 2010.
  33. Думано Х. М-, Першиц А. И. К уточнению понятия «обычное право».// Государство и право. 2005, № 3- •
  34. Н. Источники права и суд в Древней России. Опыты по истории русского гражданского права. Спб, 2004.
  35. Г. Б. Судебные решения как источник права. Дисс.к.ю:н. М., 20 071
  36. С.В. Система законодательства Российской Федерации: вопросы теории и практики. Дисс.кло.н. Волгоград, 2006.39: Жильцов М. А. Обычай как источник трудового права.//Социальное и пенсионное право. 2008, № 2.
  37. Жукова- Василевская Д. В. Источники права России: тенденции формирования и развития. Дисс. к.ю.н. Mi, 2009.
  38. Законодательные памятники русского централизованного государства XV—XVII вв. Судебники XV—XVI вв.еков. JL, 1952.
  39. Законодательный процесс. Понятия. Институты. Стадии. Научно-практическое пособие:/ Отв. ред. д.ю.н., проф. Р1Ф- Васильев. Ml, 2000.
  40. Законодательство России в XXI в. Ml, 2002.
  41. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сборник статей. В 2 т./Под ред. В.М. Баранова". Т. 1. Н. Новгород. 2001.
  42. Законотворчество-в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие)./Под. ред. А. С. Пиголкина. М., 2000.
  43. Н.П. История права Московского государства. Т. 1. Казань, 1877.
  44. Законодательные памятники русского централизованного государства XV—XVII вв. Судебники XV—XVI вв.еков. Ленинград, 1952.
  45. С.Л. Источники права. М, 1981.
  46. А.А. Феодальная государственность и Русская Правда./Исторические записки. 1965, № 76.
  47. А.А., Поляк А. Г. Значение Русской Правды для развития ' русского, украинского и белорусского феодального права.//Советское государство и право. 1954, № 4.
  48. .Л. Решения Европейского суда по правам-человека и правовая система-Российской Федерации.// Государство и право. 2008, № 7.
  49. В.Д. Прецедентных характер решений Конституционного Суда Российской Федерации.// Журнал российского права. 2004, № 12.
  50. Источники российского права: вопросы теории и истории: Учебное пособие./Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2005.
  51. В.В. Общие вопросы теории договора. М., 2000:
  52. Р.Н. Юридическая природа нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Дисс.к.ю.н. М., 2005.,
  53. Источниковедение истории государства и- права дореволюционной1 России. Иркутск, 1983.
  54. Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.
  55. В.Н. Вопросы, разрешаемые судами при применении обычаев делового оборота.// Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 10.
  56. К.Е. Договоры Российской Федерации с ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий: необходимо участие законодателей.//Журнал российского права. 1998, № 8.
  57. И.В., Тихомиров Ю. А. Правовые акты: Учебно-практическое пособие. М., 1995.
  58. Н.И. Правовой обычай как источник права России: на примере этнического правового обычая. Автореферат дисс.к.ю.н. М., 2007.
  59. Краткий философский словарь. М., 1998.
  60. О.А. Соотношение понятий общепризнанных принципов и норм международного права.//Международное публичное и частное права. 2009, № 3.
  61. А.Г. Об истоках древнерусского права.//Советское государство и право. 1985, № 2.
  62. П.А. Международный договор Российской* Федерации и Конституция Российской Федерации: проблема иерархии.//Российская> юстиция. 2009, № 2.
  63. В.Н. Лекции по внешней истории русского права. Спб., 1890.
  64. С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект.//Известия Высших учебных заведений. Правоведение. 2000, № 2.
  65. И.И. Конституция России и международное право.//Московский журнал международного права. 1995, № 2.
  66. Е.А. Закон как источник советского государственного права. М., 1988.
  67. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
  68. Майков П. М1 О Своде законов Российской империи. М., 2006.
  69. О.В. Правовой обычай как источник права основных правовых систем современности. Иркутстк, 2006.
  70. М.Н. Источники права: учеб. пособие. М., 2005.
  71. М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. М., 2006.
  72. М.Н. Развитие идей судебного правотворчества в дореволюционной (1917 г.) России. Статья первая.// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 2007, № 3.
  73. М.Н. Советский и постсоветский периоды развития идей судейского правотворчества.//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 2007, № 4.
  74. М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2009.
  75. В.В. Формирование русского* средневекового права в IX-XIV вв.: Монография. М., 2003:
  76. А.В. Обычай, противоречащий закону: миф> или реальность?// Юрист. 2009, № 3.
  77. К.А. История российских гражданских законов. М., 2005.
  78. Некрасов' Н. А. Особенности становления правового обычая в российском праве.//История государства и права. 2008, № 21.
  79. Обычай в праве. Сборник. Спб., 2004.
  80. Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н.Д. 1999.
  81. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп./ Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 2. М., 2002.
  82. Опубликование нормативных правовых актов./Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1978.
  83. Е.В. Негосударственная природа муниципальных нормативно-правовых актов.//Государственная власть и местное самоуправление. 2009, № 8.
  84. Е.А. Система российского права: структурно-сравнительный анализ. Дисс.к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2003.
  85. Петров-Н. К вопросу о нормативности правовых актов.//Советское государство и право. 1963, № 9.
  86. А.В. Постановления' Пленума Верховного Суда Российской Федерации как форма толкования и преодоления пробелов уголовно-процессуального права.//Государство и право. 2008, № 11.
  87. Подготовка и издание систематических собраний действующего законодательства./ Под ред. Председателя Юридической комиссии при Совете Министров СССР А. Н. Мишутина. М., 1969.
  88. С. В. Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов СССР. М., 1987.
  89. Пресняков «М. В. Правовая определенность как системное качество российского законодательства.//Журнал российского права. 2009, № 5.
  90. А. Опыт истории российских государственных и гражданских законов. М., 1836.
  91. И.Н. Социалистический образ жизни и право. М., 1979.
  92. Российское законодательство X XX веков. В 9-ти томах. М., 19 851 994.
  93. Д.Я. Древнее русское право. М., 1903.
  94. И.С. О понятии юридического нормативного акта.//Советское государство и право. 1962, № 3.
  95. В.А., Терюкова Е. Ю. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации.// Вестник Конституционного Суда. 1995, № 2−3.
  96. Система советского законодательства. М., 1980.
  97. М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1988.
  98. Свод законов Российской империи. Издание неофициальное/Под. ред. и с примечаниями И.Д. Мордухай- Болтовского. Кн. 1. Спб., 1912.
  99. Н.С. Учебник церковного права. М., 2004.
  100. Судебник 1497 года. Материалы к изучению истории государства и права России. Красноярск, 2005.
  101. Судебник Ивана III. Становление самодержавного государства на Руси: Сборник статей./Под ред. М. Я. Фроянова. Спб., 2004
  102. Судебные уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны. Часть первая. Спб., 1866.
  103. А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации.//Московский журнал международного права. 1994, № 4.
  104. Ф.М. История русского права. М., 2004.
  105. В.В. Акты судебного толкования правовых норм: Юридическая природа и классификация. Саратов, 2002.
  106. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 томах. Т. 2. Право./Автор-составитель М. Н. Марченко. М., 2004.
  107. М.Н. Исследование о русской правде. Происхождение текстов. М.-Л., 1941.
  108. Ю.А., Рахманина Т. Н., Хабибулин А. Г. Закон о нормативных правовых актах актуальная повестка дня.// Журнал российского права. 2006- № 5.
  109. Ю.А. Современное публичное право. Монографический-учебник. М., 2008.
  110. Ю.А. Теория закона. М., 1982.
  111. Л.Б. Системные связи правовой действительности. Спб., 1991.
  112. В. А. Иерархия источников российского права: Монография. Н. Новгород, 2002.
  113. А.В. Юридическая и логическая природа разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Дисс.к.ю.н. М., 2007.
  114. Е.Н. Энциклопеция-права: Спб., 1998.
  115. И.С. О языке Древней Руси. М»., 1972.
  116. Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция./Московский журнал международного права. 1995, № 2.
  117. Фархтдинов Я: Ф. Возникновение и развитие источников гражданского процессуального права России. М., 2001.
  118. Н.П. Очерки по русскому крестьянскому праву. Юрьев, 1901.
  119. Н.И. Юридическая техника и язык закона. Спб., 2000.
  120. Р.Л. Русская Правда: Монография. Тольятти, 2002.
  121. Г. В. Правовая природа локальных нормативных актов, не предусмотренных трудовым законодательством.//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 2005, № 1.
  122. Хвостов BiM. Общая теория права. Элементарный очерк. М., 1911.
  123. А.Ф. Некоторые вопросы правовой нормы и нормативных актов в советском праве.//Советское государство и право. 1964, № 7.
  124. А.Ф. Нормативные акты советского государства. Лекции юридического факультета. М., 1956.
  125. А.Ф. Форма советского права. М., 1968.
  126. B.C. Право и судебная власть в Российской Федерации. М., 2003.
  127. Г. Ф. Общая теория права: учебное пособие. В 2-х томах. Т. 2. М., 1995.
  128. О.В. Основные признаки нормативно-правового договора.// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 2007, № 1.
  129. А.Ф. Системообразующие связи права.//Советское государство и право. 1974, № 8.
  130. А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003.
  131. С.В. Нормативно-правовые средства и процессуальные формы регулирования социально-технических отношений.//История государства и права. 2008, № 24.
  132. В.В. Влияние византийского права на древнерусское и российское законодательство X—XVII вв.. (опыт сравнительного анализа). Оренбург, 2005.
  133. П.И. Курс истории русского права. М., 1914.
  134. Е.А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества./Журнал российского права. 2006, № 5.
  135. Т.Ф. Об истории кодификации советского законодательства о местном самоуправлении в 1920-е годы./ История государства и права. 2006, № 7.
  136. Gifford К.Н. How to understand an act of parliament. Sydney, 1977.
  137. McLeod I. Legal theory. Hampshire, 2003.
  138. Конституция Российской Федерации.
  139. Статут Международного суда ООН- (Сборник действующих- договоров- соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными-: государствами. Вып. XII.- М., 1956: С. 47 63.).
  140. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». (РГ, 06.01.1997, № 3).
  141. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (СЗРФ, 1994, № 13, Ст. 1447) —
  142. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1 -ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (СЗРФ- 1995- № 18, Ст. 1589):
  143. Федеральный конституционный закон от 1/7.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (СЗРФ, 1997, № 51, Ст. 5712).
  144. Федеральный конституционный закон от 26.08.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (СЗРФ- 2004, № 27, ст. 2710)
  145. Федеральный закон-- от 30.03.1992 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (СЗРФ, 1999, № 14, ст. 1650).9: Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (СЗРФ, 1995, № 1, Ст. 1). '
  146. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (СЗРФ, 1995, № 29, ст. 2757).
  147. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ"Об индивидуальном (персонифицированном) > учете в системе обязательного пенсионного страхования" (СЗРФ, 1996, № 14. Ст. 1401).
  148. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке, принятия и вступления в силу поправок к Конституции- Российской Федерации». (СЗРФ- 1998, № Ю, Ст. 1146).
  149. Федеральный" закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации- Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» (СЗРФ- 1998, № 14, Ст. 1514).
  150. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (СЗРФ, 1998, № 31, Ст. 3894).
  151. Федеральный закон от 06Л0.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (СЗРФ- 1999- № 42', Ст. 5005). •
  152. Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (СЗРФ, 2000, № 30, Ст. 3122).
  153. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (СЗ РФ- 2002, № 52, ст. 5140).
  154. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ- 2003, № 40, ст. 3822).
  155. Федеральный закон от 21.07.2007 № 183-ФЭ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» (СЗРФ, 2007, № 30, Ст. 3797).
  156. Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗРФ, 2007, № 46, ст. 5557).
  157. Федеральный закон от 25.11.2008 № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и плановый* период 2010 и 2011 годов» (СЗРФ, 2008, № 48, Ст. 5511).
  158. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ- «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (СЗРФ, 2009, № 29, Ст. 3609).
  159. Постановление Государственной Думы Федерального*, Собрания-Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращению в Конституционный Суд Российской Федерации») (СЗРФ, 1996, № 32, Ст. 1334).
  160. Приказ Минюста России от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов» федеральных органов исполнительной власти и их государственной" регистрации" (СЗРФ- 1997, № 33-, Ст. 3895).
  161. Закон Новгородской области от 06.01.1995 № 9−03 «О нормативных правовых актах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области» (Новгородские ведомости, 2002, № 38).
  162. Закон Калужской области от 25.07.1995 № 12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» (Весть, 1995, № 157).
  163. Закон Брянской области от 03.11.1997 № 28−3 «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» (Брянский рабочий, 1997, №. 182).
  164. Закон Республики Карелия от 24.05.2000 № 410-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» (Карелия, 2000, № 42).
  165. Закон Вологодской области от 17.01.2001 № 647 03 «Об областных нормативных правовых актах» (Красный Север, 2001 № 31).
  166. Закон Волгоградской области от 01.10.2002 № 736-ОД «О законах и иных областных нормативных правовых актах» (Волгоградская правда, 2002, № 181).
  167. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 25.02.2003 № 14-ОЗ «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» (Новости Югры, 2003, № 26).
  168. Закон Орловской области от 15.04.2003 № 319−03 «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (Орловская правда, 2003, № 69).
  169. Закон Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (Новый мир (официальный выпуск), 2004, № 13).
  170. Закон Нижегородской области от 10.02.2005 № 8−3 «О нормативных правовых актах в Нижегородской области» (Нижегородские новости, 2005, № 34).
  171. Кодекс о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 31.12.1996 (Ведомости, 1998, № 12(17)).
  172. Постановление Пленума' Верховного Суда Российской Федерации-от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (Бюллетень, ВС РФ- 1996, № 2).
  173. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.12.1998 № 28-П «По делу о токовании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» (СЗРФ, 1998, № 52, Ст. 6447).
  174. Постановление Пленума Верховного Суда Российской" — Федерации от 10.10:2003 № 5 «© применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов- и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (РГ, 2003, № 244).
  175. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2006 № ГКПИ06−735 «О признании частично недействующим абзаца первого пункта1. Qfy?
  176. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (PF, 2007, № 276).
Заполнить форму текущей работой