Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие методов налогового стимулирования деятельности малых предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учёт сумм налогов ведётся ФНС России и Минфином РФ в разрезе кодов доходов бюджетной классификации РФ, а, следовательно, выделение сумм, поступающих от малых предприятий, отдельной строкой не предусмотрено. Можно выделить лишь два налога, зачисляемых на самостоятельные коды и участвующих в формировании территориальных бюджетов, которые исключительно уплачиваются малым бизнесом — налог на доходы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты формирования методов налогового стимулирования деятельности малых предприятий
    • 1. 1. Экономическая природа малого предприятия. Характеристика критериев, определяющих статус малых предприятий в целях налогообложения
    • 1. 2. Методы налогового стимулирования деятельности малых предприятий в структуре налогового механизма
    • 1. 3. Характеристика налогового стимулирования деятельности малых предприятий в России и за рубежом
  • 2. Налоговое стимулирование деятельности малых предприятий на региональном уровне
    • 2. 1. Сравнительный анализ развития и налогообложения малых предприятий в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа в 2001 — 2004 гг
    • 2. 2. Анализ исчисления основных налогов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в Хабаровском крае в 2002 —2004 гг
    • 2. 3. Совершенствование методов налогового стимулирования деятельности малых предприятий
      • 2. 3. 1. Направления упрощения действующего порядка налогообложения малых предприятий
      • 2. 3. 2. Разработка рекомендаций по совершенствованию порядка исчисления единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
  • 3. Особенности налоговой оптимизации у малых предприятий, применяющих специальные налоговые режимы
    • 3. 1. Налоговая оптимизация как элемент налогового менеджмента малого предприятия
    • 3. 2. Разработка моделей налоговой оптимизации у малых предприятий, применяющих специальные налоговые режимы

Развитие методов налогового стимулирования деятельности малых предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы и актуальность исследования Поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в той или иной мере в любом государстве с развитой или развивающейся рыночной экономикой. Изучение зарубежного опыта говорит о том, что практически все капиталистические страны признают значимость данного сектора экономики и формируют систему мер, направленных на создание благоприятных условий его развития.

О том, что развитие малых предприятий по-прежнему остаётся в России одной из актуальнейших задач для органов исполнительной власти всех уровней, можно судить по отдельным положениям Программы социально-экономического развития России на 2005;2008 годы. В ней отмечается, что для ускорения темпов экономического роста, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, борьбы с бедностью, развития инноваций, нужно стимулировать создание новых малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в данном секторе экономики.

Налоговое регулирование рыночных отношений является неотъемлемой частью финансового регулирования в любой стране с рыночной экономикой. В ходе формирования и реализации налоговой политики государство применяет как стимулирующие, так и рестриктивные методы воздействия на деятельность экономических субъектов. В России в последние годы мы можем наблюдать сокращение использования государственной властью налогов в качестве регулятора экономических процессов. Подтверждением тому является дифференциация ставки налога на доходы физических лиц в зависимости не от величины облагаемого дохода, а от его источникаотсутствие в НК РФ конкретных положений об установлении налоговых льгот по налогу на прибыльсужение полномочий региональных органов власти в предоставлении налоговых льгот на своей территорииконцентрация основных налоговых поступлений в федеральном бюджете. С одной стороны, последнюю тенденцию можно назвать положительной, поскольку она способствует бездефицитности федерального бюджета, выполнению первоочередных экономических задач, с другой стороны, сокращает возможности регионов в использовании налоговых рычагов при стимулировании предпринимательской активности.

Одной из особенностей налогообложения малого предпринимательства в России является то, что доходы от предпринимательской деятельности и имущество, используемое для ее осуществления, у юридических и физических лиц облагается в различном порядке. Это создает более выгодные налоговые условия для осуществления финансово-хозяйственной деятельности индивидуальным предпринимателям. Данные различия давно используются в схемах налоговой оптимизации, что является одной из причин недопоступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней. К большому сожалению, сведения о показателях и результатах деятельности индивидуальных предпринимателей исследуются Росстатом не в полном объёме и недостаточно учитываются при составлении статистических сборников, т.к. для данной категории хозяйствующих субъектов не предусмотрено ежегодное составление и сдача статистических отчётов. Органы статистики ограничиваются выборочными обследованиями индивидуальных предпринимателей по определенным направлениям экономической деятельности, которые охватывают лишь порядка 5% от всех предпринимателей страны. Это вносит существенные искажения в основные показатели, характеризующие развитие экономики нашей страны в целом, и создаёт препятствия в выявлении реального вклада в экономику малого предпринимательства, в частности. Данная проблема затрагивается автором диссертационного исследования в связи с тем, что в работе в качестве аналитического материала будут использоваться как данные статистических сборников, так и доступная информация финансовых и налоговых органов. На современном этапе недостатки в формировании финансовой информации, являющейся основой для экономического анализа, не позволяет оценивать эффективность применения государством тех или иных методов налогового стимулирования.

Необходимость разработки единого подхода в вопросах налогообложения малых организаций и индивидуальных предпринимателей обусловливает актуальность формирования и использования единых методов налогового стимулирования их деятельности в структуре налогового механизма.

Изучение мировой практики налогообложения показывает, что в качестве методов налогового стимулирования в отношении малых предприятий используются: налоговые льготы, налоговые преференции, специальные налоговые режимы. В России также можно рассматривать, как особый метод налогового стимулирования, смягчение налогового контроля. В научных работах российских авторов достаточно подробно освещается сущность налоговых льгот и различные их виды. Однако рассмотрению понятий «налоговая преференция» и «специальные налоговые режимы» уделяется недостаточно внимания.

Немаловажным вопросом при выявлении сущности стимулирующих методов налогового регулирования является определение порядка их использования в управлении финансами предприятия (финансовом менеджменте). Большинство российских и зарубежных экономистов признают, что корпоративный налоговый менеджмент является одним из ключевых направлений финансового менеджмента предприятия, поскольку вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса и рационализацию финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Однако в структуру корпоративного налогового менеджмента, как правило, включают всего два направления — внутрифирменное налоговое планирование и внутренний налоговый контроль. При этом в сфере оперативного управления налогами на предприятии также выделяют понятие «налоговой оптимизации», сущность которой раскрывается, прежде всего, с точки зрения минимизации налоговых платежей, что является не совсем корректным.

В связи с этим актуальным вопросом является рассмотрение целесообразности использования концепции налогового механизма при построении системы управления налогами на предприятии и определении направлений налогового менеджмента в процессе оптимизации финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий.

Динамичное развитие налоговых отношений малых предприятий, их постоянное изменение и перестройка в рамках проводимой Российским государством налоговой политики, приводит к возрастанию числа спорных вопросов, возникающих у налогоплательщиков и налоговых органов при применении налогового законодательства. Это свидетельствует об актуальности и важности рассмотрения особенностей налогообложения малых предприятий с целью выработки рекомендаций по совершенствованию методов налогового стимулирования их деятельности.

Исследованию вышеизложенных проблем посвящены многие научные работы российских экономистов, однако, существующие подходы не позволяют комплексно рассматривать и решать данную проблему: как в отношении организаций, так и в отношении индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, исследование проблем, связанных с налогообложением данного сегмента экономики, является одним из актуальных направлений экономических исследований. При этом большое значение имеет теоретическое осмысление понятия «малое предприятие» и выявление на этой основе особенностей построения его налоговых отношений с целью разработки рекомендаций по совершенствованию методов налогового стимулирования их деятельности.

Степень разработанности, теоретическая и практическая база исследования.

Раскрывая понятие «малое предприятие» и определяя его роль в экономике государства, автор диссертационного исследования рассматривал позиции по данному вопросу как зарубежных, так и российских авторов. Здесь следует отметить публикации таких зарубежных учёных, как Д. Муглер, М. Хайнхольд, В. Груглер, М. Бэйтмэн, а также российских экономистов: И. В. Барановой, Н. В. Фадейкиной, Т. Г. Долгопятовой, Т. А. Алимовой, В. Я. Горфинкеля, А. Блинова, И. В. Сергеева, П. Н. Шуляка, В. М. Семёнова, Н. Д. Кремлёва, В. М. Попова и др.

Проблемы налогового стимулирования, как элемента налогового механизма, а также особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства рассматриваются в работах следующих авторов: Т. Ф. Юткиной, М. В. Романовского, Д. Г. Черника, В. Г. Панскова, В. Г. Князева, В. Е. Леонтьева, Н. П. Радковской, В. В. Буева, А. Ю. Чепуренко, М. М. Шадурской, О. М. Шестопёрова, A.B. Виленского, М. Г. Лапусты, М. В. Карп, B.C. Гуревича, Н. Т. Мамбеталиева, В. Р. Захарьина, Ю. Подпорина, Д. В. Скрипичникова, Н. И. Малис, С. Н. Рагимова и др.

Среди работ в области налоговой оптимизации, как сферы управления финансами хозяйствующих субъектов, можно выделить труды таких российских авторов: И. Г. Русаковой, A.B. Брызгалина, Е. В. Вылковой, Д. В. Лазутиной, В. Г. Панскова, Д. Г. Черника, C.B. Жесткова, М. В. Романовского, В. В. Бочарова, В. Е. Леонтьева, A.B. Игнатова, Е. А. Лысова, Е. В. Басалаевой, Н. Е. Егоровой, О. Ф. Пасько, а также немецких экономистов Д. Шнеелоха и Р. Капплера.

В ходе проводимого исследования были изучены также публикации учёных-дальневосточников: А. Б. Левинталя, В. Е. Заусаева, Л. С. Воронцовой, A.A. Осиповой, Е. С. Осиповой, Е. В. Ореховой, Г. Е. Никоновой, E.H. Дакус.

Необходимость углубления теоретических исследований и недостаточная степень разработанности проблемы предопределили выбор темы исследования, цель, задачи и структуру диссертационной работы.

Цель диссертационного исследования — развитие теоретических и практических аспектов формирования методов налогового стимулирования деятельности малых предприятий и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию порядка налогообложения малых предприятий. по совершенствованию порядка налогообложения малых предприятий.

Данная цель может быть достигнута в процессе решения следующих задач:

1) проведение теоретических исследований в сфере налогообложения малых предприятий: изучение экономической природы малого предприятия, характеристика количественных и качественных критериев, определяющих его статус в мировой практике, выявление количественных критериев, применяемых в целях финансового регулирования деятельности малых предприятий в Россииисследование методов налогового стимулирования деятельности малых предприятий и особенностей их использования при построении налоговых отношенийрассмотрение и сравнение методов налогового стимулирования деятельности малых предприятий в России и зарубежных странах;

2) проведение анализа налогообложения малых предприятий в России на региональном уровне (на примере Дальневосточного региона) для выявления результатов применения методов налогового стимулирования;

3) разработка рекомендаций по упрощению порядка налогообложения малых предприятий и совершенствованию порядка исчисления взимаемых с них налогов;

4) выявление особенностей налоговой оптимизации у малых предприятий при использовании специальных налоговых режимов и разработка на этой основе конкретных моделей налоговой оптимизации.

Объект, предмет, информационная база исследования.

Объектом исследования выступает совокупность экономических отношений малых предприятий, связанных с исчислением и уплатой налогов (налоговые отношения).

Предметом исследования являются методы налогового стимулирования, используемые при построении налоговых отношений малого предприятия.

Информационной базой исследования послужили Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты деятельности малых предприятий, официальные статистические материалы Росстата РФ, справочная литература, данные отчётности МРИ № 7 ФНС России по Дальневосточному федеральному округу, УФНС по Хабаровскому краю, Министерства финансов Хабаровского края, а также финансовая отчётность и данные анкетирования малых предприятий Хабаровского края.

В работе использованы современные методы научных исследований, в т. ч. системный, сравнительный анализ, методы статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные автором в процессе диссертационного исследования, заключаются в следующем: выявлены недостатки статистического и налогового учёта налоговых поступлений от малых предприятий и предложены рекомендации по их устранениюпредложено использовать в качестве единого критерия, предоставляющего преимущества налогоплательщикам при применении общего режима налогообложения, выручку от реализации (без НДС), а также сформулированы предложения по разработке единого подхода к налогообложению имущества, используемого в предпринимательской деятельности организаций и индивидуальных предпринимателейдоказана нецелесообразность ограничения размера пособий по временной нетрудоспособности, уменьшающих исчисленный ЕНВД и ЕНУСН с объектом «доходы», а также предложен новый разхмер ограничения взносов на обязательное пенсионное страхование, уменьшающих исчисленные суммы указанных налоговуточнены критерии перехода и применения упрощённой системы налогообложения, перечень и порядок признания расходов, уменьшающих доходыразработан порядок предоставления возможности налогоплательщикам, применяющим упрощённую систему, уплачивать НДСразработана методика расчёта корректирующего коэффициента К 2 по отдельным видам деятельности при введении единого налога на вменённый доход на территории муниципальных образований, а также предложены рекомендации по совершенствованию понятийного аппарата, используемого в целях исчисления данного налогапредложен порядок определения налоговой нагрузки малых предприятий — организаций и индивидуальных предпринимателей — при различных режимах налогообложения, в зависимости от величины доходов и структуры расходов субъектаразработаны модели налоговой оптимизации у малых предприятий на основе использования упрощённой системы налогообложения.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях: уточнено понятие «малое предприятие» с учётом его экономической сущности в целях разработки рекомендаций по совершенствованию методов налогового стимулирования деятельности малых предприятийуточнён состав методов налогового стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов и предложена схема налогового стимулирования деятельности малых предприятий с учётом специфики применяемых методов построения налоговых отношенийна основе исследования экономической сущности налоговых отношений и методов налогового стимулирования, используемых при их построении, предложен новый подход к раскрытию понятия «налоговое регулирование» с позиции малого предприятия, а также уточнены понятия «налоговое планирование» и «налоговая оптимизация».

Теоретическая значимость работы заключается в комплексном исследовании теоретических и практических аспектов налогового стимулирования деятельности малых предприятий, а также в определении места стимулирующих методов налогового регулирования в структуре корпоративного налогового менеджмента малого предприятия. Содержащиеся в диссертации научные выводы и практические рекомендации могут служить основой для дальнейшего исследования проблем, связанных с развитием и совершенствованием налогообложения малых предприятий.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в практической деятельности хозяйствующих субъектов, а также органами государственной власти и органами власти муниципальных образований при разработке проектов о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Результаты исследования могут быть использованы при преподавании дисциплин «Специальные налоговые режимы», «Налоги и налогообложение», «Налоги с юридических лиц», «Налоги с физических лиц», «Планирование и прогнозирование в налогообложении».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные научные положения и результаты проведённого исследования изложены в шести публикациях общим объёмом 1,9 п.л.

По основным результатам работы сделаны доклады на международной научной конференции «Запад — Восток: образование и наука на пороге XXI века» (2000 г.) и Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Региональные аспекты развития рынка потребительских товаров» (2005 г.) г. Хабаровск, проводимой в рамках международного молодёжного симпозиума «Устойчивость и безопасность в экономике, праве, политике стран Азиатско-Тихоокеанского региона».

Полученные в рамках диссертационного исследования результаты нашли применение: при подготовке рекомендаций Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края по совершенствованию гл. 26.2 и гл. 26.3 НК РФпри разработке проекта «Состояние, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Хабаровском крае на период до 2010 года" — использованы в качестве практических консультаций по вопросам налогообложения в рамках оказания консалтинговых услуг юридической фирмой ООО «Дальневосточное агентство налогового планирования».

Публикации.

1. Довгая О. В. Проблемы и перспективы развития субъектов малого бизнеса на современном этапе. Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века: Сборник научных статей / под науч. ред. проф. Ю. В. Рожкова, проф. В. Ф. Бадюкова, проф. И. М. Соломко. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2002. С. 78 — 83. 0,3 пл.

2. Довгая О. В. Совершенствование форм налогового регулирования деятельности малого предпринимательства в России. Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века: Сборник научных статей / под науч. ред. проф. Ю. В. Рожкова, проф. В. Ф. Бадюкова, проф. И. М. Соломко. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2004. С. 49 — 54. 0,3 пл.

3. Довгая О. В. К вопросу определения налоговой нагрузки предпринимательства. Прошлое, настоящее и будущее России: идеи молодых учёных-финансистов: Сборник научных статей / под науч. ред. д.э.н., проф. Ю. В. Рожкова, д. ф-м.н, проф. В. Ф. Бадюкова, к.э.н., проф. И. М. Соломко. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2001. С. 53 — 56. 0,3 пл.

4. Довгая О. В. Особенности применения упрощённой системы налогообложения в странах ЕврАзЭС. Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века: Сборник научных статей / под науч. ред. проф. Ю. В. Рожкова, проф. В. Ф. Бадюкова, проф. И. М. Соломко. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2005. С. 57 — 67. 0,5 пл.

5. Довгая О. В. Возможности налоговой оптимизации у малых предприятий, осуществляющих оптовую и розничную торговлю. Устойчивость и безопасность в экономике, праве, политике стран Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы международного молодёжного симпозиума. Хабаровск 4 — 6 октября 2005 г. Часть 3 / под науч. Ред. д-ра ист. наук, проф. Д. А. Попова, канд. техн. наук, проф. А. И. Окарыпер. на англ. Э. Л. Денисовой, Л. Ю. Новаковой. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2005. С. 263 — 267. 0,25 п.л.

6. Миронова И. Б. Довгая О.В. Малое предприятие: понятие, критерии, роль в экономике // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2005. № 3. 0,5 п.л. (автором — 0,3 п.л.).

Объём и структура диссертационной работы. Диссертационное исследование изложено на 184 страницах текста, состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка из 152 наименований, 16 приложений. Работа иллюстрирована 21 таблицей, семью рисунками.

В заключение настоящего раздела следует подчеркнуть основные выводы о проделанной работе: в мировой практике широко используются налоговые льготы, ориентированные на малые предприятия, занятые производственными видами деятельности или научными разработками, в рамках обычного режима налогообложения. В связи с этим считаем целесообразным использовать, как зарубежный опыт льготного налогообложения малых предприятий, так собственно исторический опыт развития российской налоговой системы и внести в закон о налоге на прибыль льготы для малых предприятий в виде «налоговых каникул» и в виде ускоренной амортизацииследует выравнивать условия налогообложения доходов и имущества, используемого в предпринимательской деятельности у организаций и индивидуальных предпринимателейналогообложение ЕНВД следует распространять только на малые предприятиянеобходимо совершенствовать специальные налоговые режимы, ориентированные на малые предприятия, а также разрабатывать рекомендации по упрощению порядка декларирования и уплаты налогов при общем режиме налогообложения.

2 Налоговое стимулирование деятельности малых предприятий на региональном уровне.

2.1 Сравнительный анализ развития и налогообложения малых предприятий в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа в 2001 — 2004 гг.

В Дальневосточный федеральный округ входят следующие субъекты РФ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский АО, Чукотский АО. В качестве показателей, характеризующих роль малых предприятий в экономике страны или отдельно взятого региона, в российской и зарубежной экономической литературе используются [32, 50, 51, 77, 88, 150]: численность малых предприятийчисленность занятых на малых предприятиях и её соотношение с общей численностью экономически активного населениядоля продукции, производимой малыми предприятиями, в ВВП (ВРП) — количество малых предприятий на 1000 жителей.

Представляется целесообразным дополнить данный перечень показателей также долей налогов, уплачиваемых малыми предприятиями, в общей сумме налоговых платежей, поступающих в бюджет региона. Данный показатель характеризует заинтересованность региона в создании благоприятных условий для развития малых предприятий, поскольку часть доходной базы его бюджета формируется за счёт поступлений от данного сектора экономики.

Следует отметить, что в анализе автор использует официальную статистическую информацию, а также доступную информацию Минфина РФ, в частности, ФНС России. При этом необходимо учитывать недостатки такой базы анализа:

1) статистические данные не отражают численность занятых, а также участие в создании ВРП предпринимателей без образования юридического лица, т.к. для них не предусмотрено представление ежегодной статистической отчетности. Органы статистики, а также пользователи статистической информации включают число индивидуальных предпринимателей в численность занятых в малом бизнесе, определяя занятость в данном секторе. На наш взгляд, данный подход является неверным, поскольку предприниматель является организатором предприятия — производственного процесса, который вкладывает денежные средства, необходимые для формирования основного и оборотного капитала, нанимает работников и т. п. В связи с этим целесообразно число зарегистрированных предпринимателей учитывать в составе малых предприятий. Численность реально нанятых предпринимателями работников, которым официально выплачивается заработная плата с начислением необходимых социальных отчислений, можно получить из данных ФНС России о налоге на доходы физических лиц, едином социальном налоге и взносах на обязательное пенсионное страхование;

2) учёт сумм налогов ведётся ФНС России и Минфином РФ в разрезе кодов доходов бюджетной классификации РФ, а, следовательно, выделение сумм, поступающих от малых предприятий, отдельной строкой не предусмотрено. Можно выделить лишь два налога, зачисляемых на самостоятельные коды и участвующих в формировании территориальных бюджетов, которые исключительно уплачиваются малым бизнесом — налог на доходы физических лиц с доходов предпринимателей и единый налог, уплачиваемый при упрощённой системе налогообложения (ЕНУСН). Очень условно налогом на малые предприятия можно назвать единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), поскольку на него плательщики переводятся в первую очередь по признаку вида деятельности. Лишь по некоторым видам деятельности предусмотрены показатели, указывающие на ограничение масштабов деятельности: розничная торговля через объекты, имеющие торговые залы, общественное питание через объекты, имеющие залы обслуживания посетителей, оказание автотранспортных услуг, оказание услуг по временному размещению и проживанию. К сожалению неучтёнными останутся суммы, поступающие от малых предприятий по налогу на прибыль, транспортному налогу и другим налогам, которые в формировании доходов территориальных бюджетов играют определённую роль. В связи с этим наиболее простым решением было бы предложить дополнить коды бюджетной классификации отдельными кодами налогов, уплачиваемых при общепринятой системе налогообложения, идентифицирующими платежи, которые поступают от малых предприятий. Однако существуют определённые сложности в разграничении начисленных и поступающих сумм в случае, если налогоплательщик теряет статус малого предприятия, о которых мы более подробно будем говорить ниже.

Для того чтобы сделать возможным полноценный статистический и налоговый учёт всех аспектов деятельности малых предприятий, нужно, во-первых, выработать единый подход к определению малого предприятия в гражданском и налоговом законодательстве. Эта проблема уже рассматривалась в 1-й главе настоящей работы. То есть установить единые критерии для отнесения к малым предприятиям организаций и индивидуальных предпринимателей. На основании этих критериев налоговые органы, занимающиеся государственной регистрацией и учётом юридических и физических лиц, должны формировать и обновлять реестр малых предприятий. Регистрация и получение соответствующего статуса субъекта малого предпринимательства в органах исполнительной власти предусмотрена ст. 4 Федерального закона «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации». Однако, в течение всего срока действия указанного закона данное положение выполнялось не на всей территории РФ. Так, например, в г. Москва в соответствии с распоряжением Мэра г. Москвы реестр малых предприятий ведётся с 1997 года, однако регистрация в данном реестре даёт малым предприятиям основания на преимущества и льготы, предусмотренные только законодательными актами г. Москва. В Хабаровском крае, как и в большинстве субъектов РФ, такой реестр не ведётся. На наш взгляд, должен быть разработан единый на всей территории России порядок ведения реестра малых предприятий для повышения эффективности их поддержки, как на федеральном, так и региональном уровне. На сегодняшний день по-прежнему не разработан механизм регистрации и предоставления статуса малого предприятия, а также не определены органы, ответственные за выполнения данных действий. Парадоксально, но при повсеместном не выполнении данного положения в абзаце третьем ст. 4 Закона даже предусмотрено право предприятия на обжалование в суде отказа или уклонения государственных органов от государственной регистрации его в качестве субъекта малого предпринимательства.

Ведение реестра целесообразно поручить налоговым органам, осуществляющим государственную регистрацию физических и юридических лиц, а также имеющим возможность контролировать величину количественных критериев малого предприятия. Это позволит также при ведении реестра малых предприятий реализовать принцип «одного окна», обеспечивающий более простую процедуру регистрации и постановки на налоговый учёт.

Основным препятствием на пути реализации положений ст. 4 Федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ является сложность ведения и обновления реестра малых предприятий, которая обусловлена необходимостью учёта изменения количественных критериев, дающих право на присвоение соответствующего статуса. То есть, если в момент создания и государственной регистрации практически любое предприятие может рассматриваться как малое, то в процессе осуществления деятельности хозяйствующий субъект может превысить установленные критерии (в том числе даже в течение календарного года) и потерять право на использование статуса малого предприятия. Как следствие, для налоговых органов возникает две основные проблемы учёта данной категории налогоплательщиков:

1) осуществление текущего контроля за соблюдением количественных критериев хозяйствующих субъектов;

2) учёт начислений и поступлений по тем видам налогов, которые определяются нарастающим итогом, взимаемых с малых предприятий.

Первая проблема может быть решена путём мониторинга квартальной налоговой отчётности предприятий, в которой отражаются величина доходов и среднесписочная численность. При этом для предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения и подающих сведения о своих доходах только один раз в год, целесообразно осуществлять предварительный контроль величины доходов на основании данных о предполагаемом доходе на предстоящий год. В случае недостоверного или неправильного отражения сведений о количественных критериях в налоговой отчётности к предприятию могут применяться меры, предусмотренные НК РФ (доначисление налогов, пени и штрафы). В случае, если по итогам отчётного периода установленные критерии будут нарушены, то налогоплательщик теряет статус малого предприятия до конца финансового года (по итогу года, если численность будет соответствовать предельной величине, то на следующий год предприятие снова может получить статус малого). Если же критерии нарушены по итогам финансового года, то получить статус малого предприятия хозяйствующий субъект может только по истечении следующего финансового года. Указание на статус предприятия и его номер в реестре малых предприятий должно указываться на всех налоговых декларациях и содержаться в финансовой отчётности.

Для того чтобы обеспечить отражение информации о малых предприятиях и её систематизацию в учётных регистрах налоговых органов, на наш взгляд, необходимо внести изменения в систему АИС «Налог», дополнив обязательные реквизиты налогоплательщика пометкой о его статусе. Таким образом, выбрав в качестве основного признака формирования отчёта пометку «малое предприятие», можно будет получить сводный отчёт о сумах начисленных и уплаченных налогов, составленный на основе лицевых счетов малых предприятий. Данные отчёты налоговый орган представлял бы в органы статистики для сопоставления с другими экономическими показателями деятельности малых предприятий, а также направлял бы в финансовые органы для оценки потенциальных налоговых доходов от малых предприятий при подготовке проектов соответствующих бюджетов.

Возможен и другой подход к организации учёта налоговой составляющей деятельности малых предприятий, который основан на совершенствовании статистического учёта.

Во-первых, необходимо обязать индивидуальных предпринимателей, соответствующих критериям малого предприятия, ежегодно представлять предусмотренную форму статистического наблюдения.

Во-вторых, для систематизации данных о деятельности малых предприятий в органах статистики автором диссертационного исследования предлагается дополнить форму статистического наблюдения ПМ-82 от 09.09.2003 г. «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», которые малые предприятия должны ежегодно представлять в территориальные органы статистики, следующими показателями: кодовую часть формы: «код применяемого режима налогообложения».

01 — общий режим налогообложения, 02 — упрощенная система налогообложения, 03 — единый налог на вмененный доход. При совмещении двух налоговых режимов коды указываются через дробьв разделе 1 таблицу дополнить графами «начислено единого социального налога» и «в т.ч. взносы на обязательное пенсионное страхование" — в разделе 2 таблицу дополнить строками «начислено налогов» и «в том числе по видам налогов».

Здесь следует отметить, что данные, формируемые налоговыми органами, имеют очень ограниченный круг пользователей, поэтому доступность информации для осуществления научно-исследовательской деятельности может обеспечить только статистический учёт. Предложенные рекомендации позволят сделать статистический учёт малых предприятий более достоверным и полным, что в последствии позволит делать глубокий анализ статистических данных в различных целях.

На современном же этапе мы попытаемся систематизировать имеющиеся в Росстате и ФНС России данные и проанализировать поступления основных налогов, зачисляемых в территориальные бюджеты: налога на доходы физических лиц, уплачиваемого предпринимателями, единого налога на вменённый доход и единого налога, взимаемого при упрощённой системе налогообложения.

В дальнейшем нами будет проведен более глубокий анализ платежей, поступающих от индивидуальных предпринимателей, поскольку по некоторым видам налогов по ним ведется отдельный учёт, т.к. платежи зачисляются на коды бюджетной классификации, отличные от кодов организаций.

Рассмотрение динамики основных показателей, характеризующих развитие малых предприятий в субъектах ДВФО за 2001 — 2004 гг., имеет своей целью выбор тех субъектов, в которых указанные показатели показывают наиболее интенсивное развитие малых предприятий. В таблице 1 приложения Ж представлены показатели в разрезе регионов ДВФО России. Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что высока активность малого бизнеса в Приморском и Хабаровском краях. В этих регионах самое большое количество малых предприятий, в 2003 году соответственно: 77,2 тыс. ед. и 55,5 тыс. ед. Данное обстоятельство отражается и на численности работников, занятых в малом бизнесе: максимальное число работающих приходится на Приморский край (95 — 97 тыс. чел), несколько ниже этот показатель в Хабаровском крае (77 — 80 тыс. чел). В Сахалинской и Амурской областях этот показатель примерно на одном уровне — около 30 тыс. чел. Очевидно, что в 2003 и 2004 годах во многих регионах численность работников, нанятых индивидуальными предпринимателями, возросла практически вдвое. Это обстоятельство можно оценить как следствие введения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса, которые снизили наполовину налоговую нагрузку на фонд оплаты труда и стимулировали предпринимателей нанимать работников, официально оформляя трудовые отношения. Из таблицы 1 Приложения Ж видно, что они обеспечивают рабочими местами не только себя, но и более трети трудящихся в малом бизнесе, что, несомненно, характеризует важность учёта роли индивидуальных предпринимателей в социальных процессах.

В то же время в виду различной плотности населения показатель количества малых предприятий на 1000 жителей наиболее высокий в Магаданской области (101— 98), Камчатской области (59 — 61), Сахалинской области (52 — 53), Еврейской АО (46 — 53). В Хабаровском и Приморском краях значение показателя находится примерно на одном уровне (36 — 44). Рассчитывая данный показатель с учётом числа индивидуальных предпринимателей, можно заметить, что в результате число малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей, в исследуемых регионах приближается к общемировым показателям. Прирост данного показателя обеспечивается преимущественно за счёт увеличения числа вновь зарегистрированных предпринимателей. Следует отметить, что специфика Дальневосточного региона делает применение показателя «плотности малых предприятий» нецелесообразным, поскольку ежегодно часть населения мигрирует в западную часть России. А максимальное значение показателя, характерное для Магаданской области, обусловлено также еще и тем, что в 1999 году на территории Магаданской области была создана особая экономическая зона с льготным налогообложением. Кроме того, не следует забывать об относительной искажённости показателей, основанных на численности малых предприятий, т.к. в статистическом и налоговом учёте отражается их общее число, хотя многие не являются экономически активными хозяйственными единицами — это «брошенные», но не ликвидированные официально предприятия.

Анализ финансовых показателей — доли в ВРП и доли в налоговых доходах бюджета территории — говорит о том, что наиболее значительным вклад малого бизнеса в экономику региона является в Приморском крае, Сахалинской и Амурской областях, а также в Камчатской и Магаданской областях. Что касается Хабаровского края, то по данным показателям он находится на пятом и шестом месте соответственно. При этом, следует отметить негативный момент: показатель доли в налоговых поступлениях в 2003 году по сравнению с 2002 годом снизился во всех регионах ДВФО. Однако все регионы в 2004 году вышли по этому показателю на прежний уровень (ЕАО, Амурская, Магаданская и Сахалинская области даже значительно превысили его), а в Хабаровском крае данный показатель снизился на 1% (темп снижения составил 79%). В нашем регионе с 2001 года по 2003 год наблюдается снижение доли выпуска малых предприятий в ВРП (темп снижения составляет 87%), несмотря на то, что число предприятий остаётся на прежнем уровне (порядка 55 тысяч), а в 2004 году их число увеличивается порядка на 10%, а численность занятых возрастает на 7%.

Между тем, исследование, проведенное Дакус E.H., говорит о прямой тесной взаимосвязи между основными показателями деятельности малых предприятий (кроме доли в ВРП) и доходами консолидированных бюджетов в регионах [51]. Данная динамика может свидетельствовать о том, что налоговый потенциал Хабаровского края в части малых предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, реализуется не в полном объеме.

Рассмотрим также отраслевую направленность малого бизнеса в регионах ДВФО по данным 2003 года, с тем, чтобы выявить в этом направлении наиболее схожие с Хабаровским краем регионы (Рисунок 1 Приложения Ж). Данные диаграммы характеризуют сравнительно невысокую долю малых предприятий в промышленности в Хабаровском крае (15,1%), Амурской области (19,9%) и Приморском крае (13,6%). В то же время максимальная доля малых предприятий в этих регионах приходится на торговлю и общественное питание. Низкий удельный вес (от 2,4% до 5,5%) характерен для малых предприятий транспорта во всех регионах за исключением.

Магаданской области и Чукотского АО. Относительно высоким удельным весом сельскохозяйственных предприятий по сравнению с другими регионами характеризуются Амурская область, Республика Саха и Корякский АО.

Рассмотрим порядок распределения основных видов налогов, взимаемых с малых предприятий за период 2001 — 2004 годы. В таблице 3 представлено распределение отчислений по налогам между уровнями бюджетной системы в период 2001—2004 гг. по нормативам в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством, а в таблице 4 — фактическое распределение данных налогов за тот же период. Данные таблицы составлены автором диссертационного исследования на основе федерального законодательства, а также на основе аналитических работ специалистов Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)[133, 142, 143].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1, 2. М: Омега-Л, 2005. 550 с.
  2. Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования Налоговый вестник. 2004. 10. 130 135.
  3. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка. М.: Агентство США по международному развитию. Ресурсный центр малого предпринимательства, 2003. 122 с.
  4. Е.М. Некоторые проблемы современного налогового права России Государство и право. 2003.— № 3. 36 —39.
  5. Р.Н. О подготовке к проведению Всероссийской экономической переписи индивидуальных статистики. 2004. 2 2. 85 87.
  6. И.В. Финансовое предпринимателей Вопросы регулирование развития малого предпринимательства (на примере Сибирского региона) И. В. Баранова, Н. В. Фадейкина. Новосибирск: СМВШБД, 1999. 140 с.
  7. Е.В. Методика управления налогами на предприятии Финансы. 2003. 4. 30 33.
  8. А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2002. 895 с.
  9. В.В. Корпоративные финансы В.В. Бочаров, В. Е. Леонтьев. СПб.: Питер, 2002 544 с ил.
  10. А.В. и др. Методы налоговой оптимизации А.В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головкин, В. В. Брызгалин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Аналитика-Пресс», 2001. 176 с.
  11. В.В. Государственная политика России в отношении МП (аналитический обзор) www.msse.ru официальный сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства. М., 2001.
  12. А. Использование налогов в государственном регулировании экономики России (вопросы методологии) А. Виссарионов, О.
  13. Влияние налоговой системы на деятельность частного и малого бизнеса рук. программы И. Н. Евсеева, рук. проекта И. А. Рачковская. М.: Бизнестезаурус, 2003. С 5.
  14. А.С. Упрощенная система налогообложения. Выбор упрощенки. Порядок и особенности применения. Формы документов М.: ПРИОР, 2003. —213 с.
  15. Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях Палоговый вестник. 2002. декабрь. 132 135. 2003. январь. 136 139.
  16. Н. Палоги и сборы Азербайджанской Республики Н. Гасымов, Н. Т. Мамбеталиев, М. Р. Бобоев, В. Алиев Налоговый вестник. 2002. —Х2 10. 3 1 5
  17. Р.Б. Большие трудности малого бизнеса (организованная преступность в сфере малого предпринимательства: тенденции проникновения) Российское предпринимательство. 2002. № 2, 9 15.
  18. М. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса М. Глазатова, А. Виленский Вопросы экономики. 2001. 4. 3 3 43.
  19. В. Д. Менеджмент в малом бизнесе: учебник В. Д. Грибов. М.: Финансы и статистика, 2002. 325 с.
  20. Е.В. Малое предпринимательство в Хабаровском крае. политики на российском Дальнем Востоке: Проблемы экономической материалы международной научно-практической конференции /Е.В. Гудкова. Хабаровск: «РИОТИП», 2003. 237с.
  21. В.И. Налоги состояние, проблемы и решения Финансы. 2002. 6. 25 28.
  22. B.C. Некоторые проблемы малого предпринимательства и пути их решения. Проблемы экономической политики на российском Дальнем Востоке: материалы международной научно-практической конференции B.C. Гуревич, Б. Л. Корсунский. Хабаровск: «РИОТИН», 2003. 164 с.
  23. А. Эффективность поддержки малого предпринимательства Н. Гловацкая, Лазуренко, А. Нешитой Вопросы А. Дадашев, экономики. 2002. J27. 127 139.
  24. Е.Н. Малое предпринимательство как фактор социальноразвития региона. Автореферат диссертации на экономического соискание степени кандидата экономических наук. 08.00.
  25. В.В. Налогообложение единым налогом на вменённый доход посреднических операций Налоговый учёт для бухгалтера. 2005. 8 С 26 3 2
  26. И. Нонятие налога. Принципы и функции налогообложения. Налоговая система России Финансовое право: учебник под. ред. О. Горбуновой. М.: Юрист, 1996. 432 с.
  27. А. И. Считаем единый налог: тематические статьи и обзоры А. И. Дыбов, Л. А. Елина, П. А. Попов. М.: ЗАО «Консультант Плюс», 2004. 93 с.
  28. Е.Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. Петербург, 2001.— 235 с. 56. для Егорова Н. Е. Использование методов имитационного моделирования обоснования решений в сфере налогообложения малого предпринимательства Н. Е. Егорова, И. Е. Хромов Вопросы экономических наук. 2004. Ко 276 287.
  29. СМ. Общие проблемы налоговой системы РФ Государство 58. и право. 2002. Х" 1. 22
  30. Жестков С В Правовые основы налогового планирования (на примере групп предприятий): учебное пособие.— М.: МЗ Пресс, 2002. 144 с.
  31. В.М. Уменьшение налогов законное и незаконное// Налоговый вестник. 2004. 2. 104 107.
  32. В.Р. Упрощенная система налогообложения в организациях торговли и общественного питания: практическое пособие по применению главы 26.2 Налогового кодекса РФ В. Р. Захарьин. М.: ЭЛРГГ-2000, 2003. 87 с. 61. Р1гнатов А. В. Справедливость налогообложения как экономический фактор Финансы. 2005. N2 5.— 50 57.
  33. Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2003. 160 с.
  34. А., Михайлова Н. Насколько посильно налоговое бремя (попытка количественного анализа) www.mbm.ru
  35. М.В. Налоговый менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮРШТИ-ДАНА, 2001. 447 с.
  36. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранные произведения Hep. с англ. М.: Экономика, 1983. 518 с.
  37. М.А. Участие в простом товариществе: возможности налогового планирования Налоговый вестник. 2004. 2 9. 120 124.
  38. А.В. Деятельность малых предприятий Российской Федерации в начале XXI века Вопросы статистики. 2004. Л 12. Г 45—47.
  39. Конституция РФ: Научно-практический комментарий/ под. Ред. академика Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. 716 с.
  40. Контрольно-кассовые барьеры для малого бизнеса (налогообложение) Современная торговля. 2005. 5. 8 11.
  41. Краевая целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004 2006 гг.» —Хабаровск: Комитет по экономике администрации Хабаровского края, 2003.
  42. Н.Д. Вопросы учёта деятельности малого предпринимательства Вопросы статистики. 2004. 6. 51 57.
  43. Л.Б. Статистическая оценка объёма скрытой и неформальной деятельности в торговле в России Вопросы статистики. 2004. —Хо 10. С 13 1 5
  44. ДВ. Налсях)вая нагрузка и методы ее расчета. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук. 08.00.
  45. М.Г. Проблемы кредитования малого бизнеса в России М.Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина Финансы. 2005. 4. 14 16.
  46. М.Г. Малое предпринимательство: учебник М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. М.: Инфра-М, 2004. 342 с.
  47. Т.Ю. Особенности ведения режимах индивидуальными налогообложения предпринимателями учёта при различных Налоговый вестник. 2005. 2 1. 75 82.
  48. А. Большие возможности малого бизнеса. Развитие малого предпринимательства в Хабаровском крае Экономика и жизнь. 2001. Хо9. —С.30.
  49. Г. Л. Единый налог на вменённый доход на территории Приморского края: пути совершенствования Г. Л. Лемешенко, Г. Е. Никонова Вестник Дальневосточной академии экономики и управления. 2002. Х" 4. 37 4 0
  50. В.Б. Финансы, деньги, кредит и банки: учебное пособие В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. СПб.: Знание, ИФЭСЭП, 2002. 384 с.
  51. В.Е. Финансы, деньги, кредит и банки: учебное пособие В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. СПб.: Знание, ИФЭСЭП, 2002. 384 с.
  52. Е.А. Упрощенная система налогообложения организаций: практики и пути соверщенствования Налоговое анализ действующей планирование. 2004. № 2. 43 52.
  53. Е.А. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства и пути его соверщенствования. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук. 08.00.
  54. Н.В. Статистика в Excel: учебное пособие Н. В. Макарова, В. Я. Трофимец. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.
  55. Н.И. Налогообложение малого бизнеса Финансы. 2003. 2 С 28 3 1
  56. Малое предпринимательство в России. 2004 Стат.сб./ М 19 Росстат. М., 2004. —158 с.
  57. Малое предпринимательство на Дальнем Востоке ЭКО. 2003. № 5. С 41—48.
  58. Малые предприятия: организация, экономика, учёт, налоги: учебное пособие для вузов под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 357 с.
  59. Малый бизнес в России: Аналитическое пособие. Серия «Бизнес- Тезаурус» (аналитриеские справочники для российского бизнеса) под. ред. Долгопятова Т. Г. М.:КОНСЭКО, 1998. 352 с.
  60. Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста (середина вторая половина 90-х гг.) ред. колл.: А. Ю. Чепуренко (общ.ред. А.В.Авилова). М.:РНИСиНН, 1997. 132 с.
  61. Н.Т. Налогообложение малого предпринимательства в государствах-членах ЕврАзЭС Н.Т. Мамбеталиев, М. Р. Бобоев Налоговый вестник. —2002. —Хо 2. С 124—131.
  62. Материалы III Всероссийской конференции нредставителей малых предприятий «Малому предпринимательству эффективную ресурсную поддержку» www.mbm.ru
  63. Материалы социологического исследования «Малый бизнес России в 2001 году» www.mbm.ru
  64. В. А. Все об упрощенной системе налогообложения В.А. Михеев Главная книга. Специальный выпуск. М.: ООО НПО «ВМИ». 2003. С 23 3 4
  65. Налоги и налоговое право учебное пособие /под ред. А. В. Брызгалина. М.: «Аналитика-Пресс», 1997. 600 с.
  66. Налоги и налоообложение учебник для вузов/ под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 4-е изд. СПб.: Питер, 2003. 576 с ил.
  67. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вуюв ИГ. Русакова, В, А Кашин, АВ. Толкушин и др.- под ред. ИГ. Русаковой, В, А Кашина. М.: Финансы, ЮНИга, 1998. 495 с.
  68. Т.В. Налогообложение малого предпринимательства в России (практика применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства) Аудит и финансовый анализ. 2005. 5 2 5
  69. СИ. Словарь русского языка.— М., 1981. 846 с.
  70. Е.В. Налоговая политика Дальневосточного региона Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века: Сборник научных статей под науч. ред. проф. Ю. В. Рожкова, проф. В. Ф. Бадюкова, проф. И. М. Соломко. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2004. —328 с. С 1 5 8 1 6 4
  71. А.А. Оптимизация выбора системы налогообложения доходов организации Наука Хабаровскому краю: Материалы VII краевого конкурса молодых учёных и аспирантов. Хабаровск: Изд-во Хабар., гос. техн. Ун-та, 2005. 191 с. 17 32.
  72. Е.С. Регулирование налоговых отношений в субъекте федерации (на примере муниципальных образований Хабаровского края). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук. 08.00.
  73. Основные показатели деятельности малых предприятий в январе декабре 2004 года. Статистический бюллетень 31: Стат. бл. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. г. Хабаровск, 2004 17 с.
  74. Основы налогового права: учебное пособие под ред. Пепеляева. М.: Инвест-Фовд, 1995. 496 с.
  75. Основы налоговой системы: учебное пособие для вузов под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. 511 с.
  76. В.Г. Налоговое бремя в Российской налоговой системе Финансы. 1998.— 1 1 19 24.
  77. В.Г. Налоги и налогообложение учебник для вузов В.Г. Пансков, В. Г. Князев. М.: МЦФЭР, 2003. 336 с.
  78. В.Г. Узловые проблемы совершенствования налогообложения (об ускорении налоговой реформы и её завершении) Российский экономический журнал. 2005. № 3. 7 22.
  79. О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию Налоговый вестник. 2004. № 6. 111 117.
  80. Н.И. Организационные вопросы формирования муниципальной статистики Вопросы статистики. 2004. 4. 68 72.
  81. Пеппер Джон. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М.: РШФРА-М, 1998.
  82. А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие А. В. Перов, А. В. Толкушин. М., 2002 396 с.
  83. Ю. Основные проблемы единого налога на вменённый доход Экономика и жизнь. 2004. май (Ш 19). 22 86.
  84. В.М. Практика малого бизнеса: учебное пособие В. М. Попов, СИ. Ляпунов. М.: Юрайт-М, 2001. 146 с.
  85. Применение специальных налоговых режимов: зарубежный опыт РЦБ. 2005. Хо 6. 26 32.
  86. В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. 192 с.
  87. СП. Единый налог на вменённый доход Финансы. J b 5. N 2005. С 46 4 9
  88. Разгулин В, Л. Налоговое законодательство Налоговый вестник. 2003. Хо2. С 4 9
  89. А.Г. Прямые и косвенные налоги как элементы налоговой системы Государство и право. 2003. № 3. С 12 18.
  90. Регионы России. Социально-экономическое положение: статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2004. 666 с.
  91. В.Н. Налоги и налогообложение на Украине В.Н. Росоловский, Н. Т. Мамбеталиев, М. Р. Бобоев Налоговый вестник. 2002. 8. С З 1 1
  92. Россия2004: Стат. справочник Р76 Федеральная служба государственной статистики. М., 2004. 51с.
  93. СМ. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы Налоговый вестник. 2005. 2. С 122 129.
  94. Сабельникова индивидуальных М. А. Об итогах выборочного обследования в предпринимателей, осуществляющих деятельность розничной торговле России в 2004 году М. А. Сабельникова, Л. Б. Кузьмичёва Вопросы статистики. 2005. J b 7. С 71 73. V
  95. А.П. Налоги в России Свободная мысль 21 века. 2002.— .№ 9. С 2 5 3 1
  96. Ю.Н. Упрощённая система налогообложения Консультант бухгалтера. 2005. 6. 113 123.
  97. П. Экономика. В 2-х тт. М.: «Алгон» ВНИИСИ, 1992. 129. Семёнова М. В. Влияние учётной политики на налоговые обязательства организации Бухгалтерский учёт. 1999. 11, 12.— 6 10.
  98. Д.В. Изучение влияния специальных режимов налогообложения на условия развития малого и среднего предпринимательства с 1 января 2003 г. и выработка предложений по дальнейшему улучшению положения Обзор арбитражных споров, связанных с применением положений глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации Д. В. Скрипичников, А. В. Терентьев, О. М. Шестоперов. М., 2004.— 52с.
  99. Е.Е. Очередные изменения в налогообложение малого бизнеса Аудитор. 2005. Х" 8. 3 12.
  100. Е.В. Проблемы задолженности по налоговым платежам в бюджет Финансы. 2005. 4. 26 27.
  101. Справка о результатах применения в 2003 году глав 26.2 «Упрошенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации www.nisse.ru. июль. 2004.
  102. Ф., Погорелецкий А. И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике под ред. Ф. Сутырина. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова Изд-во «Полиус», 1998. 577 с.
  103. Л.И. Единый налог на вменённый доход как один из особых режимов налогообложения Вестник Омского университета. 2003. 2. 100—103.
  104. А.В. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятия Финансы. 2000. 5. 44.
  105. А.И. Основы налогообложения: учебное пособие А. И. Худяков, М. Н. Бродский, Г. М. Бродский. СПб.: Издательство «Европейский Дом», 2002. 432 с.
  106. Д.Г. Оптимизация налогообложения. Учебно-практическое пособие Д. Г. Черник, В. П. Морозов. М.: ООО «ТК Велби», 2002. 336 с.
  107. Д.Г. Основы налоговой системы: учебник для вузов/ Д. Г. Черник, А. П. Починок, В. П. Морозов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 517 с.
  108. Шадурская предпринимательства. М. М. Автореферат Налогообложение диссертации на субъектов соискание малого степени кандидата экономических наук. 08.00.
  109. О. Проблемы налогообложения и теневая экономика России Аудитор. 2000.— ю. 31 34.
  110. О.М. Распределение налогов на совокупный доход (единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от этих налогов в муниципальных бюджетах в 2003 г. О. М. Шестоперов, П. В. Смирнов Вестник академии Московская академия предпринимательства при правительстве г. Москвы. 2004. 1. 37 40.
  111. О.М. Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах. Ежегодный информационноаналитический доклад www.nisse.ru. апрель. 2003.
  112. А. Непростые моменты упрощённой системы налогообложения Главбух. 2004. Л 21. 32 44. Г
  113. Экономическая энциклопедия науч. ред. совет изд-ва «Экономика», Институт экономики РАН- гл. ред. А. И. Абалкин. М.: ЛАЛ «Издательство «Экономика», 1999. 1055 с.
  114. Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. перераб. и доп. М.:МНФРА-М, 2001. 576 с.
  115. Heinhold М. Untemehenbesteuerung, 1996. 2-е. изд.,
  116. Kappler Reiner. Steuerbilanzpolitik kleiner und mitteler Untemehemen unter Beruecksichtigung der juengsten Entwickluenger des Steuerrechts, 2000.
  117. Langer M. Practical International Tax Planning. N.Y., 1979.
  118. Mugler J. Betriebswirtschaftslehere 1996.
  119. Raymond R.N., Clifford M. Hicks. Income Tax Influences on Legal Forms of Organizations for Small Business. L., 1990.
  120. Schneheloch Dieter. Besteuerung und betriebliche Steuerpolitik, 1993. der Klein- und Mittelbetriebe.
Заполнить форму текущей работой