Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации личности в русских и немецких объявлениях о знакомстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дивергентная стратегия самопрезентации личности находит выражение в четырех нестандартных для объявлений о знакомстве тактиках: тактике акцентирования положительной информации о себе и/или желаемом партнере, которая выражается в использовании гиперболизациитактике акцентирования отрицательной информации о себе и/или желаемом партнере, которая проявляется в употреблении дисфемизмов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Коммуникативная стратегия самопрезентации 11 личности
    • 1. 1. Коммуникативные стратегии как составляющая структуры языковой личности
    • 1. 2. Определение понятия «самопрезентация личности» в современных исследованиях
    • 1. 3. Объявление о знакомстве как речевой жанр, реализующий стратегию самопрезентации личности
  • Выводы по первой главе. ц
  • Глава II. Конвергентная и дивергентная стратегии самопрезентации авторов русских и немецких объявлений о знакомстве
    • 2. 1. Коммуникативные тактики, реализующие стратегию самопрезентации авторов русских и немецких объявлений о знакомстве
    • 2. 2. Этнокультурная специфика тактик, реализующих коммуникативную стратегию самопрезентации личности
    • 4. 2.3. Специфика реализации коммуникативной стратегии самопрезентации личности в печатных и электронных объявлениях о знакомстве
      • 2. 4. Тендерные особенности тактик, реализующих коммуникативную стратегию самопрезентации личности
      • 2. 5. Влияние образовательного ценза и места жительства автора объявления о знакомстве на реализацию коммуникативной стратегии самопрезентации
      • 2. 6. Влияние возраста на реализацию коммуникативной стратегии самопрезентации авторов объявлений о знакомстве
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Коммуникативная стратегия самопрезентации личности в аксиологическом аспекте
    • 3. 1. Роль ценностей в стратегическом планировании коммуникации
    • 3. 2. Ценностные доминанты авторов русских и немецких объявлений о знакомстве
      • 3. 2. 1. Этнокультурные особенности ценностных доминант авторов русских и немецких объявлений о знакомстве
      • 3. 2. 2. Тендерные различия ценностных доминант авторов объявлений о знакомстве
      • 3. 2. 3. Специфика ценностных доминант авторов печатных и электронных объявлений о знакомстве
      • 3. 2. 4. Особенности ценностных доминант, связанные с образовательным цензом и местом жительства авторов объявлений о знакомстве
      • 3. 2. 5. Возрастная специфика ценностных доминант авторов объявлений о знакомстве
  • Выводы по третьей главе

Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации личности в русских и немецких объявлениях о знакомстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная диссертация выполнена в русле прагмалингвистических и лингвокультурных исследований. Объектом работы являются русские и немецкие объявления о знакомстве, опубликованные в газетах и размещенные на специальных страницах интернета. Предметом исследования выступают реализации коммуникативной стратегии самопрезентации русской и немецкой языковой личности в текстах объявлений о знакомстве.

Актуальность предпринятого исследования определяется тем, что: 1) используемые в жанре объявлений о знакомстве тактики, реализующие коммуникативную стратегию самопрезентации русской и немецкой языковой личности, не становились еще предметом специального исследования- 2) этнокультурные различия в коммуникативном поведении русских и немецких авторов печатных и электронных объявлений о знакомстве в российской лингвистике в сопоставительном аспекте, насколько нам известно, не исследованы.

Гипотеза работы состоит в том, что изучение способов реализации коммуникативной стратегии самопрезентации личности в объявлениях о знакомстве может выявить: 1) этнокультурную, тендерную, возрастную специфику коммуникативного поведения homo loquens- 2) различия в реализации коммуникативной стратегии самопрезентации личности, связанные с образовательным цензом и местом жительства авторов объявлений о знакомстве и с особенностями используемых ими средств передачи информации- 3) ценностные доминанты, определяющие выбор коммуникативной стратегии авторов русских и немецких печатных и электронных объявлений о знакомстве.

Цель выполненного исследования — охарактеризовать реализацию коммуникативной стратегии самопрезентации авторов русских и немецких печатных и электронных текстов объявлений о знакомстве. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1) рассмотреть сущность коммуникативной стратегии самопрезентации личности;

2) выделить признаки объявления о знакомстве как одного из жанров, основной целью которого является самопрезентация автора;

3) выявить и сопоставить способы реализации коммуникативной стратегии самопрезентации авторов объявлений о знакомстве с учетом их этнои социокультурных характеристик и используемых ими разных средств передачи информации;

4) выявить иерархию ценностных доминант в текстах печатных и электронных объявлений о знакомстве русских и немецких авторов в сопоставительном аспекте;

5) определить наиболее часто используемые в русских и немецких текстах объявлений о знакомстве стилистические средства и приемы, реализующие коммуникативную стратегию самопрезентации личности.

Научная новизна работы заключается в том, что предложена классификация жанров, основной целью которых является самопрезентация авторавыявлены разные типы коммуникативной стратегии самопрезентации личности в текстах объявлений о знакомствеопределены ценностные доминанты, детерминирующие коммуникативное поведение русских и немецких авторов текстов объявлений о знакомстве.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что выполненная работа вносит определенный вклад в развитие прагмалингвистики, аксиологической лингвистики, тендерной лингвистики, социолингвистики и лингвистики текста. Результаты исследования развивают также основные постулаты теории межкультурной коммуникации.

Практическую ценность исследования мы видим в том, что его результаты могут быть использованы в вузовских теоретических курсах общего языкознания, социолингвистики, межкультурной коммуникации, стилистики, риторики и в спецкурсах по лингвистике текста, прагмалиигвистике, лиигвокультурологии и тендерной лингвистике. Материал диссертации может быть также использован в преподавании немецкого языка как иностранного.

Материалом исследования послужили отобранные методом сплошной выборки печатные и электронные объявления о знакомстве, опубликованные в современных газетах России («Все для Вас», «Из рук в руки», «Тысяча знакомств») и Германии («Chemnitzer Blick», «Die Zeit», «Dusseldorfer Anzeiger», «Singletreff, «Sonntagsblick», «Such & Find», «tip Berlin», «Zypresse») и размещенные на русскоязычных и немецкоязычных Интернет-сайтах (http://love.mail.ruhttp://www.de.personals.yahoo.com) за период с 2001 по 2005 годы. Единицей анализа является текст объявления о знакомстве.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается достаточным количеством языковых примеров. Общий объем проанализированных текстов составляет 2500 единиц.

В работе использовались следующие методы и приемы исследования: интроспективный анализ, интерпретативный анализ, описательный метод, г'" метод сплошной выборки и прием количественного подсчета.

Методологической основой выполненного исследования являются следующие доказанные в лингвистической литературе положения:

1. Носителем языкового сознания является языковая личность, представляющая собой совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание им речевых произведений (Богин 1994: 21−22- Воркачев 1994: 29−30- Карасик 20 026- Караулов 2003; Сазонова 2003: 71−78- Седов 1998: 9−20- Шамне 2000; Шаховский 1994: 130−131).

2. Одной из составляющих структуры языковой личности являются реализуемые ею коммуникативные стратегии, осуществляющие достижение коммуникативной цели и удовлетворение потребностей личности (Гойхман 1997; Донец 2004; Иссерс 2003; Матвеева 1999; Олянич 2004; Паршина 2004; Формановская 2002).

3. Языковая личность является хранителем и носителем культуры народаконцентрированным выражением культуры являются ценности (Бабаева 2004: 3−4- Вежбицкая 2001; Кашкин 2000; Мамонтов 2000; Маслова 2001; Слышкин 2004; Панченко 1999; Шмелев 2002).

4. Особой средой взаимодействия людей является общение в сети Интернет (Войскунский 2001; Галичкина 2001; Горошко 2004; Гусейнов 2000; Жичкина, Белинская 1999; Леонтович 2000: 191−199).

5. Коммуникативное поведение языковой личности детерминировано различными факторами, в том числе и социальным статусом — тендером, возрастом, образовательным цензом и местом жительства человека (Беликов, Крысин 2001; Карасик 2002аКирилина 1999; Мечковская 1996; Стернин 2001; Тахтарова 2006: 110−116- Linke, Nussbaumer, Portmann 1996; Samel 2000).

На защиту выносятся следующие положения:

1) Коммуникативная стратегия самопрезентации личности внутренне присуща любому виду общения и представляет собой демонстрацию человеком своих личностных характеристик. В речевом жанре «объявление о знакомстве» стратегия самопрезентации личности выступает в статусе основной.

2) Отличия объявления о знакомстве от других жанров, реализующих стратегию самопрезентации как основную, состоят в совокупности следующих жанрообразующих признаков: письменный канал передачи информациимонологичностьпубликация в печатных СМИ в виде «линейного» текста, иногда с применением табличной формы, или в электронных СМИ в виде гипертекстапринадлежность к рекламному и массово-информационному дискурсамограниченность объемомтрафаретностьнестрого закрепленная тематика.

3) В стандартных коммуникативных тактиках реализуется конвергентная стратегия самопрезентации авторов текстов объявлений о знакомствекоммуникативное поведение языковой личности соответствует при этом общепринятым нормам социума. В нестандартных коммуникативных тактиках реализуется дивергентная стратегия самопрезентации авторов текстов объявлений о знакомствекоммуникативное поведение языковой личности не соответствует при этом общепринятым нормам социума, что обусловлено стремлением адресанта оказать максимально эффективное положительное психологическое воздействие на адресата. Частотность использования конвергентной или дивергентной коммуникативной стратегии определяется социальным статусом и этнокультурной принадлежностью автора объявления о знакомстве, а также средством передачи информации (печатные или электронные СМИ).

4) Ценности, детерминирующие коммуникативное поведение авторов объявлений о знакомстве, в русской и немецкой лингвокультурах в принципе совпадают. Различия же в текстах объявлений о знакомстве, авторы которых имеют различную этнокультурную принадлежность, характеризуются разным социальным статусом и используют неодинаковые средства передачи информации, обнаруживаются в ценностных доминантах и их иерархии.

5) Основными стилистическими средствами и приемами, используемыми в текстах русских и немецких объявлений о знакомстве (преимущественно при реализации дивергентной коммуникативной стратегии), являются гипербола, метафора, образный эпитет, вопрос, восклицание, заголовок, нарушение стандартной композиции, разговорный и литературно-художественный стиль. Частотность использования стилистических средств и приемов обусловлена этнокультурной принадлежностью и социальным статусом авторов, а также средством передачи информации.

Апробация. Результаты исследования были изложены на заседаниях научно-исследовательской лаборатории «Аксиологическая лингвистика» в Волгоградском государственном педагогическом университете (ВГПУ), заседаниях кафедры немецкой филологии ВГПУ, научных конференциях профессорско-преподавательского состава ВГПУ (2003, 2004гг.), лингвистических семинарах-совещаниях «Антропологическая лингвистика» (ВСПК, 2003;2005гг.), международной научной конференции «Аксиологическая лингвистика: проблемы и перспективы» (ВСПК, 2004 г.), научных чтениях, посвященных памяти доктора филологических наук, профессора Ф. М. Березина (Институт языкознания РАН, Московский институт лингвистики, Московский гуманитарно-экономический институт, 2004 г.), на IX и X Региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (ВГПУ, 2004;2005гг.). По теме диссертации опубликовано шесть работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по третьей главе.

Ценности являются одним из компонентов структуры языковой личности. Обобщив различные трактовки ценностей, мы определяем это понятие как сформировавшиеся на основе жизненного опыта человека высшие ориентиры поведения, которыми он руководствуется при оценивании свойств субъектов и объектов окружающей действительности, определении значимости этих свойств, а также при выборе путей достижения своих целей.

Ученые предлагают различные классификации ценностей: различаются духовные и материальные ценности, моральные и утилитарные ценноститеоретические, экономические, эстетические, социальные и религиозные ценностиобщечеловеческие (универсальные), социально обусловленные (государственные, групповые), персонально обусловленные (индивидуальные) ценности и ценности типа цивилизации.

Ценности имеют различные функции, среди которых для нашего исследования наиболее важна такая их функция, как участие в реализации коммуникативной стратегии самопрезентации: зафиксированные в сознании человека ценностные представления об идеальном партнере влияют на то, какие личностные качества он будет акцентировать в своем поведении, чтобы понравиться окружающим.

По нашему мнению, одним из самых иллюстративных материалов для изучения ценностных свойств личности является жанр объявления о знакомстве, поскольку в силу ограниченности объема текстов объявлений его автор вынужден отбирать наиболее значимые характеристики при описании себя и желаемого партнера, которые и будут отражать ценностные доминанты автора, связанные с его представлениями об идеальном партнере.

При выделении ценностных доминант авторов объявлений о знакомстве мы руководствовались следующими параметрами: семантической плотностью наименования личностных качеств (наличие в текстах нескольких обозначений для одного и того же качества), частотность употребления одного и того же или различных обозначений данного качества, а также имеющиеся на сайтах знакомств блоки, содержащие информацию о тех/иных характеристиках.

Проведенный анализ русских и немецких объявлений о знакомстве позволил нам выявить некоторые различия в ценностных доминантах авторов, имеющих различную этнои социокультурную принадлежность.

Мы установили, что все группы авторов обладают в совокупности приблизительно идентичным комплексом ценностей, и специфика той/иной группы авторов состоит не в существовании каких-либо специфичных ценностей, а в наличии различных ценностных доминант.

Анализ материала показал, что в русском и немецком социумах ценностные доминанты, связанные с представлениями об идеальном партнере, не всегда совпадают.

Как для русских, так и для немецких авторов объявлений о знакомстве свойственны следующие одинаковые ценностные доминанты, связанные с представлениями об идеальном партнере: привлекательная внешность, положительные черты характера в целом, наличие интересов, хобби, высшее образование, наличие хорошей профессии, отсутствие вредных привычек. Различия же состоят в том, что у русских авторов более высокие позиции занимает такое качество, как отсутствие вредных привычек. Для них также важны материальное благополучие и порядочность партнера, что не относится к ценностным доминантам немцев. В свою очередь для немцев большую, чем для русских, релевантность имеют наличие интересов, хобби, чувство юмора и ум.

Причину этнокультурных различий ценностных доминант мы видим в психологических особенностях русских и немцев и в различном социально-экономическом уровне России и Германии.

Анализ объявлений о знакомстве позволил выявить следующие гендерные различия ценностных доминант: при описании женщин чаще обращается внимание на внешнюю привлекательность, нежность, веселый нрав, жизнерадостность, хозяйственность. При описании же мужчин чаще указываются такие качества, как отсутствие вредных привычек, материальное благополучие, наличие хорошей профессии, ум, чувство юмора. Очевидно, названные гендерные различия ценностных доминант соответствуют гендерным стереотипам, то есть традиционным представлениям об эталонах мужественности и женственности, которым стараются соответствовать авторы объявлений о знакомстве при реализации стратегии самопрезентации.

Мы обнаружили некоторые особенности ценностных доминант авторов печатных и электронных объявлений о знакомстве. Немецкие авторы электронных объявлений намного чаще авторов печатных текстов отмечают такие ценностные качества, как отсутствие вредных привычек, чувство юмора, высшее образование, знание иностранных языков, и реже отмечают нежность женщин и ум мужчин.

Русские пользователи Интернета чаще русских авторов печатных текстов обращают внимание на наличие интересов, хобби, наличие хорошей профессии, знание иностранных языков, чувство юмора мужчин и реже — на высшее образование. Причиной перечисленных различий ценностных доминант авторов печатных и электронных текстов может являться наличие либо отсутствие на электронных сайтах заранее запрограммированных разработчиками блоков для заполнения, содержащих информацию о соответствующих качествах.

Большая значимость чувства юмора может объясняться тем, что «юмористическое» общение является одним из видов деятельности пользователей Инернета, вследствие чего для них чувство юмора является необходимым качеством.

Что касается различий, связанных с образовательным уровнем, местом жительства и возрастом авторов, то мы обнаружили, что для авторов всех групп характерен в совокупности практически одинаковый комплекс ценностных доминант. Различия касаются, в основном, степени частотности упоминания того/иного качества определенной группой авторов. Так, немецкие авторы с более высоким образовательным цензом и русские авторы, проживающие в столице, независимо от тендерной принадлежности, чаще обращают внимание на следующие характеристики, связанные с уровнем интеллектуального развития и социальным статусом: высшее образование, знание иностранных языков, наличие интересов, хобби, наличие хорошей профессии, ум, чувство юмора. Однако менее значимыми для них является соответствие женщин традиционным представлениям о фемининности: немецкие женщины с более высоким образовательным уровнем и русские жительницы столицы реже называют такое качество, как нежность. Для немецких мужчин с более высоким образовательным цензом менее значима нежность как характеристика женщины. Следовательно, можно утверждать, что тендерные стереотипы нивелируются в сознании жителей столиц и людей с более высоким образовательным цензом.

В отношении возрастных различий ценностных доминант мы пришли к следующим выводам. Как для русских, так и для немецких авторов более молодого возраста намного более релевантным, чем для авторов более старших возрастных групп, является знание иностранных языков, причину чего мы видим в возрастании их роли в нашей жизни вследствие тенденции к глобализации.

Немецкие и русские авторы более зрелого возраста чаще обращают внимание на материальное благополучие и хозяйственность, а русские мужчины более старшего возраста чаще указывают такие характеристики, как наличие хорошей профессии и отсутствие вредных привычек. Причина большей значимости перечисленных качеств для более зрелых людей, на наш взгляд, заключается в следующем: эти качества являются необходимыми составляющими семейного благополучия, поэтому они чаще упоминаются более зрелыми людьми, которые имеют больший опыт семейной жизни, чем молодые люди.

Таким образом, анализ текстов объявлений о знакомстве позволил нам, как представляется, выявить этнои социокультурную специфику ценностных доминант их авторов, связанную с психологическими, историческими и культурными различиями представителей той/иной группы авторов.

Заключение

.

Коммуникативные стратегии и тактики являются составляющей структуры языковой личности. Под коммуникативными стратегиями мы понимаем совокупность речевых действий, направленных на достижение определенной коммуникативной цели. Коммуникативные же тактики представляют собой конкретные речевые действия, способствующие реализации той/иной стратегии.

Принято различать основные и вспомогательные коммуникативные стратегии. Первые направлены на достижение основной цели, а вторые способствуют максимально эффективной организации общения. Стратегия самопрезентации личности присутствует в общении всегда (как минимум в качестве вспомогательной стратегии). Если же самопрезентация личности является первостепенной целью, то данная стратегия выступает в качестве основной коммуникативной стратегии.

К речевым жанрам, реализующим стратегию самопразентации личности как основную стратегию, относится жанр объявления о знакомстве, который мы определяем как клишированное, ограниченное в объеме, монологическое письменное представление автором каких-либо сведений о себе, переданных через печатные или электронные средства массовой информации для установления дружеских или романтических отношений (иногда с последующей возможностью создания семьи).

Последнее время характеризуется бурным ростом популярности этого речевого жанра, в связи с чем цель саморекламы в объявлениях о знакомстве выдвигается на первый план. Выбор тактик для реализации коммуникативной стратегии самопрезентации влияет на эффективность текстов объявлений о знакомстве.

В результате анализа русских и немецких объявлений о знакомстве мы выявили проявляющиеся в них коммуникативные тактики, реализующие стратегию самопрезентации личности. При этом мы разграничили стандартные тактики, реализующие конвергентную стратегию самопрезентации, и нестандартные тактики, реализующие дивергентную стратегию самопрезентации. В случае с конвергентной стратегией говорящие стараются соответствовать общепринятым нормам поведения, тогда как при выборе дивергентной стратегии они, напротив, демонстрируют нестандартное поведение, для того чтобы выделиться среди других людей и привлечь к себе внимание.

В текстах объявлений о знакомстве мы обнаружили следующие стандартные коммуникативные тактики: тактику передачи объективной информации о себе и/или желаемом партнере (иными словами, фактической информации логического характера, выраженной лексикой с неоценочной семантикой) — тактику передачи субъективной информации о себе и/или желаемом партнере (т.е. информации, выраженной лексикой с оценочной семантикой, к которой относятся такие стандартные для объявлений о знакомстве стилистические средства, как необразные эпитеты, литоты, эвфемизмы) — тактику искусственного повышения степени объективности передаваемой информации, проявляющуюся в использовании авторами третьего грамматического лица при описании себя.

Кроме трех названных тактик, реализующих основную коммуникативную стратегию, к стандартным тактикам мы относим также следующие тактики, реализующие вспомогательные коммуникативные стратегии: коммуникативно-ситуативную тактику сокращения дистанции между автором и адресатом, выражающуюся в применении «ты-формы» общения, и коммуникативно-ситуативную тактику увеличения дистанции между автором и адресатом, которая проявляется в использовании вежливой формы обращения к адресату.

Дивергентная стратегия самопрезентации личности находит выражение в четырех нестандартных для объявлений о знакомстве тактиках: тактике акцентирования положительной информации о себе и/или желаемом партнере, которая выражается в использовании гиперболизациитактике акцентирования отрицательной информации о себе и/или желаемом партнере, которая проявляется в употреблении дисфемизмов и гиперболкоммуникативно-ситуативной тактике импликатур, которая обнаруживается при имплицитной передаче субъективной информации о себе и/или желаемом партнере, а также при имплицитном формулировании намерения познакомиться, когда вместо стандартных конструкций «желает познакомиться», «sucht» и др. используются другие лексические единицы, косвенно выражающие намерение авторариторической тактике привлечения внимания, выражающейся в употреблении нестандартных для русских и немецких объявлений о знакомстве стилистических приемов (аллитерация, рифма, гипербола, дисфемизм, индивидуально-авторская метафора, образный эпитет, противопоставление, оксюморон, сравнение, окказионализм, игра слов, англоязычная лексика, франкоязычная лексика, испаноязычная лексика, пассивный залог, типичный для объявления о розыске опасных преступников, вопрос, восклицание, условное придаточное предложение, синтаксический параллелизм, анафора, анадиплоз, повтор слова, хиазм, аккумуляция литот, заголовок, вступление, нарушение стандартной композиции, разговорный стиль, литературно-художественный стиль, апелляция к прецедентным текстам, цитата). Первые две тактики реализуют основную, а вторые две — вспомогательную коммуникативную стратегию.

Наиболее часто используемыми выступают такие стилистические средства и приемы, как гипербола, метафора, образный эпитет, вопрос, восклицание, заголовок, нарушение стандартной композиции, использование разговорного и литературно-художественного стиля.

Мы установили, что нестандартные тактики, реализующие дивергентную стратегию самопрезентацию личности и лингвистически актуализируемые в различных стилистических средствах и приемах, чаще применяют:

1) немецкие авторы по сравнению с русскими, т. е. в Германии объявление о знакомстве является менее трафаретным жанром, что мы объясняем культурными различиями (принадлежность Германии к индивидуалистским культурам, а России — к коллективистским) и особенностями развития риторической традиции в сравниваемых этнокультурных сообществах (существование в СССР такой политической ситуации, при которой тексты не должны были отступать от общепринятых клише, с одной стороны, и невнимание системы образования СССР к риторической подготовке школьников и студентов — с другой);

2) пользователи Интернета по сравнению с авторами печатных текстов, что объясняется такими особенностями компьютерного дискурса, как меньшая ограниченность объема текстов, наличие дополнительного сервиса для авторов текстов, склонность пользователей Интернета к отступлению от общепринятых норм и к фамильярному стилю общения;

3) в Германии — женщины, а в России — мужчины, причиной чему является, вероятно, большее стремление русских мужчин к нестандартному поведению по сравнению с русскими женщинами;

4) немецкие авторы с более высоким образовательным цензом и русские жители столицы, что говорит о большей склонности данных групп авторов к проявлению себя как творческой языковой личности;

5) в Германии — авторы более зрелого возраста, а в России — более молодые люди, что опять же объясняется особенностями развития риторической традиции в сравниваемых лингвокультурах.

При этом гендерные различия, а также различия, связанные с образовательным уровнем и местом жительства, в компьютерном дискурсе сокращаются.

Одним из важнейших компонентов в структуре языковой личности являются ценности. Под ценностями мы понимаем сформировавшиеся на основе жизненного опыта человека высшие ориентиры поведения, которыми он руководствуется при оценивании свойств субъектов и объектов окружающей действительности, определении значимости этих свойств, а также при выборе путей достижения своих целей.

Среди прочих функций ценностей мы выделяем их участие в реализации коммуникативной стратегии самопрезентации: зафиксированные в сознании человека ценностные представления об идеальном партнере влияют на то, какие свои личностные качества он будет акцентировать, чтобы понравиться окружающим и привлечь внимание адресата.

Объявления о знакомстве мы относим к достаточно иллюстративному материалу для изучения ценностных свойств личности, так как в силу ограниченности объема объявления его автор вынужден отбирать наиболее значимые характеристики при описании себя и желаемого партнера, которые и будут отражать ценностные доминанты автора, связанные с его представлениями об идеальном партнере.

Проведенный анализ позволил нам выявить некоторые различия в ценностных доминантах авторов печатных и электронных объявлений о знакомстве, имеющих различную этнои социокультурную принадлежность. Мы установили, что все группы авторов обладают в совокупности приблизительно равным комплексом ценностей, и специфика той/иной группы авторов состоит не в существовании каких-либо особых ценностей, а в наличии различных ценностных доминант. Так, в частности, как для русских, так и для немецких авторов объявлений о знакомстве свойственны следующие совпадающие ценностные доминанты: привлекательная внешность, положительные черты характера в целом, наличие интересов, хобби, высшее образование, наличие хорошей профессии, отсутствие вредных привычек. Этнокультурные различия же состоят в том, что у русских авторов более высокие позиции занимает такое качество, как отсутствие вредных привычек. Русские считают для себя важным материальное благополучие и порядочность партнера, что не относится к ценностным доминантам немецких авторов. В свою очередь для немцев большую, чем для русских авторов, значимость имеют следующие характеристики: наличие интересов, хобби, чувство юмора и ум. Причину этнокультурных различий ценностных доминант мы видим в психологических особенностях русских и немцев и в различном социально-экономическом уровне развития России и Германии.

К тендерным различиям в ценностных доминантах относятся большая значимость таких женских качеств, как внешняя привлекательность, нежность, веселый нрав, жизнерадостность, хозяйственность, и таких характеристик мужчин, как отсутствие вредных привычек, материальное благополучие, наличие хорошей профессии, ум, чувство юмора, что соответствует стереотипным представлениям об эталонах мужественности и женственности, которым стараются соответствовать авторы объявлений о знакомстве при реализации стратегии самопрезентации.

Различия ценностных доминант, связанные с используемым средством массовой информации, заключаются в том, что немецкие авторы электронных объявлений намного чаще авторов печатных текстов отмечают такие ценностные качества, как отсутствие вредных привычек, чувство юмора, высшее образование, знание иностранных языков, и реже отмечают нежность женщин и ум мужчин. Русские пользователи Интернета чаще русских авторов печатных текстов обращают внимание на наличие интересов, хобби, наличие хорошей профессии, знание иностранных языков, чувство юмора мужчин и реже — на высшее образование. Причиной данных различий может являться наличие либо отсутствие на электронных сайтах заранее запрограммированных разработчиками блоков для заполнения, содержащих информацию о соответствующих качествах. Кроме того, большая значимость чувства юмора может объясняться тем, что «юмористическое» общение является одним из видов деятельности пользователей Инернета, вследствие чего для них чувство юмора является необходимым качеством.

Мы также выявили ряд различий, связанных с образовательным уровнем и местом жительства авторов объявлений о знакомстве. Немецкие авторы с более высоким образовательным цензом и русские авторы, проживающие в столице, чаще обращают свое внимание на характеристики, коррелирующие с уровнем интеллектуального развития и социальным статусом (высшее образование, знание иностранных языков, наличие интересов, хобби, наличие хорошей профессии, ум, чувство юмора) и реже — на качества женщин, связанные с традиционными представлениями о фемининности (нежность, хозяйственность).

В отношении возрастных различий ценностных доминант можно утверждать, что для русских и немецких авторов более молодого возраста намного более значимым, чем для авторов более старших возрастных групп, является знание иностранных языков, причину чему мы видим в возрастании роли иностранных языков в нашей жизни вследствие тенденции к глобализации. Более зрелые авторы чаще обращают внимание на качества, являющиеся необходимыми для семейных отношений (материальное благополучие, хозяйственность, наличие хорошей профессии и отсутствие вредных привычек).

Таким образом, анализ текстов объявлений о знакомстве позволил нам выявить специфику коммуникативной стратегии самопрезентации, связанную с этнои социокультурной принадлежностью их авторов и используемым средством массовой информации.

Перспективы дальнейшего исследования коммуникативной стратегии самопрезентации личности мы видим в расширении исследовательского материала за счет привлечения текстов других речевых жанров, для которых самопрезентация личности также является основной коммуникативной целью (автобиография в художественном стиле, автобиография при приеме на работу, анкета в неофициальной сфере общения, анкета при приеме на работу, объявление о поиске работы, личная веб-страница, визитная карточка, интервью, темой которого является личность интервьюируемого и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки / К. Ажеж. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 304 с.
  2. , Н.Ф. Значение и смысл в структуре языковой личности / Н. Ф. Алефиренко, В. П. Москвин // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994.-С. 5−7.
  3. , В.М. История лингвистических учений: Учеб. пособие / В. М. Алпатов. — М.: Языки славянской культуры, 2001. 368 с.
  4. , И.А. Языковая личность, семантика и культура / И. А. Анашкина // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 9−10.
  5. , Т.В., Гимпельсон, Е.Г. Современная деловая риторика: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1 / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. -Волгогр. юрид. ин-т МВД России, 1998а. 256 с.
  6. , Т.В., Гимпельсон, Е.Г. Современная деловая риторика: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 2 / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. -Волгогр. юрид. ин-т МВД России, 19 986. 236 с.
  7. Аристотель. Риторика. Книга I / Аристотель // Путь в риторику. Проблемы и трудности преподавания. Сборник материалов. Пермь: ТОО ЗУУНЦ, 1994.-С. 16−72.
  8. , Н.Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990а.-С. 136−137.
  9. , Н.Д. Прагматика / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 19 906. — С. 389−390.
  10. , Н.Д. Речевой акт / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990 В. — С. 412−413.
  11. , И.К. Языковая личность и контекст / И. К. Архипов // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. -Волгоград: Перемена, 1994.-С. 12−13.
  12. , Т.П. Организация языковой личности в композиционно-дифференцированных текстах / Т. П. Архипович, З. А. Гетьман // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 13−14.
  13. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
  14. , А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие / А. Н. Баранов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 360 с.
  15. , З.С. Психологическое содержание речи дошкольника в ситуациях общения со взрослыми / З. С. Бартенева // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 55−64.
  16. , В.И. Социолингвистика: Учеб. для вузов / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001.-439 с.
  17. , Е.П. Временные аспекты «Я"-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — С. 6−20.
  18. , В.П. Языковая личность автора в объявлении о знакомстве / В. П. Белянин // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика, Г. Г. Слышкина. Волгоград: Перемена, 2000. — С. 185−191.
  19. , Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 480 с.
  20. , Г. Н. Языковая личность телевизионного ведущего / Г. Н. Беспамятнова // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 19−20.
  21. , М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М. Р. Битянова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-576 с.
  22. , Г. И. Совмещение схем развития при педагогическом моделировании личности / Г. И. Богин // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 21−22.
  23. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. Сов. энциклопедия, 1991.Т.2.-С. 96, 189, 533,613−614.
  24. , Н.С. Теория текста: Учебное пособие / Н. С. Валгина. -М.: Логос, 2003.-280 с.
  25. , Н.Ю. Идентификация и самоидентификация русских и немцев / Н. Ю. Васина // Аксиологическая лингвистика: проблемы иперспективы: Тез. докл. междунар. науч. конф. 27 апреля 2004 года / под ред. Н. А. Красавского. Волгоград: Колледж, 2004. — С. 15−17.
  26. , А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 228 с.
  27. , Е.М. Речевые тактики «призыва к откровенности» /
  28. B.М. Верещагин, Р. Ротмайр, Р. Ройтер // Вопросы языкознания, 1992, № 6.1. C. 82−93.
  29. , Л.Е. О психолингвистическом аспекте феномена любви / JI.E. Вильмс // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 27−28.
  30. , Т.Ю. Картина мира и некоторые аспекты межкультурной коммуникации / Т. Ю. Виноградова // Филология и культура: Материалы Ш-й Междунар. науч. конф. 16−18 мая 2001 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. — С. 127−128.
  31. , Е.В. Лингвистическая репрезентация тендерных стереотипов в рекламе (на материале англоязычных и русскоязычных текстов)): Дисс. канд. филол. наук / Е. В. Витлицкая. Тамбов, 2005. — 133 с.
  32. , А.А. Разноуровневые средства выражения эмоций языковой личности / А. А. Водяха // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 28−29.
  33. , Е.М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. -М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
  34. , С.Г. Семантизация концепта любви как характеристика языковой личности / С. Г. Воркачев, Е. А. Жук // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994.-С. 29−30.
  35. , П. Проблема идентичности / П. Врица // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — С. 259 262.
  36. , Е.Н. О конструктивных признаках компьютерного дискурса / Е. Н. Галичкина // Языковая личность: проблемы креативной семантики. К 70-летию профессора И. В. Сентенберг: Сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 2000. С. 206−212.
  37. , Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных коференций): Автореф. дисс. канд. филол. наук / Е. Н. Галичкина. -Волгоград, 2001. 18 с.
  38. , И.В. Юаровцы о русских и русские о себе: сравнительный анализ персонифицированных портретов и автопортретов русских / И. В. Гармашова // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 281−290.
  39. , Е.Г. Системные характеристики композиции риторического произведения: Дисс. канд. филол. наук / Е. Г. Гимпельсон. -Волгоград, 1998. 145 с.
  40. , А.Н. Национально-культурная специфика оценки / А. Н. Гладкова // Филология и культура: Материалы Ш-й Междунар. науч. конф. 16−18 мая 2001 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. — С. 101 102.
  41. , О.Я. Основы речевой коммуникации / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. М.: Инфра — М, 1997. — 269 с.
  42. , И.Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. М.: Изд-во «Лабиринт», 1997. — 221 с.
  43. , А.А. Проявление тендера на синтаксическом уровне / А. А. Григорян // Аксиологическая лингвистика: проблемы и перспективы:
  44. Тез. докл. междунар. науч. конф. 27 апреля 2004 года / под ред. Н. А. Красавского. — Волгоград: Колледж, 2004а. С. 28−29.
  45. , А.А. Состояние и перспективы тендерной лингвистики на Западе в конце XX начале XXI веков / А. А. Григорян. — Иваново: Ивановский гос. ун-т, 20 046. — 292 с.
  46. , Е.С. Язык как средство конструирования гендера: Автореф. дисс. д-ра филол. наук / Е. С. Гриценко. Тамбов, 2005. — 48 с.
  47. , Е.И. Абстрактная лексика в языковом сознании старшеклассников: методика исследования / Е. И. Грищук // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. — С. 169−172.
  48. , Н.К. «Знаки субъекта» в дискурсе / Н. К. Данилова. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. 228 с.
  49. , Т.А. ван. Язык, познание, коммуникация / Т.А. ван Дейк. -М.: Прогресс, 1989.-312 с.
  50. , П.Н. Теория межкультурной коммуникации: специфика культурных смыслов и языковых форм: Автореф. д-ра филол. наук / П. Н. Донец. Волгоград: Перемена, 2004. — 34 с.
  51. , А.А. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к ее исследованию / А. А. Залевская // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 39−54.
  52. , А.А. Языковая личность и проблема значения в истории языкознания / А. А. Зарайский // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 49.
  53. , В.В. Дейксис как основа синергетической системы коммуникации / В. В. Иваницкий // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 7 / Под редакцией В. А. Пищальниковой. М.: МГЭИ, 2004. — С. 88−91.
  54. , О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 284 с.
  55. , М.М. Жанр как вербальная реализация когнитивной модели / М. М. Исупова // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 7 / Под редакцией В. А. Пищальниковой. -М.: МГЭИ, 2004. С. 92−100.
  56. , В.И. Коммуникативный типаж: аспекты изучения / В. И. Карасик // Аксиологическая лингвистика: проблемы и перспективы: Тез. докл. междунар. науч. конф. 27 апреля 2004 года / под ред. Н. А. Красавского. Волгоград: Колледж, 2004. — С. 48−50.
  57. , В.И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. -Волгоград Архангельск: Перемена, 1996. — С. 3−16.
  58. , В.И. Модельная личность как лингвокультурный концепт / В. И. Карасик // Филология и культура: Материалы III-й Междунар. науч. конф. 16−18 мая 2001 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001.-С. 98−100.
  59. , В.И. О креативной семантике / В. И. Карасик // Языковая личность: проблемы креативной семантики. К 70-летию профессора И. В. Сентенберг: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000а. — С. 5−18.
  60. , В.И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика, Г. Г. Слышкина. Волгоград: Перемена, 20 006. — С. 5−20.
  61. , В.И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002а. — 333 с.
  62. , В.И. Языковая личность и доминанты культуры / В. И. Карасик // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 52−53.
  63. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 20 026. — 477 с.
  64. , В.И. Лингво культурный концепт как единица исследования / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред. И. А. Стернина. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 75−80.
  65. , Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети / Ю. Н. Караулов // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 191−206.
  66. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 264 с.
  67. , В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие / В. Б. Кашкин. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. — 175 с.
  68. , А.В. Гендер: лингвистические аспекты / А. В. Кирилина. -М.: Изд-во «Иститут социологии РАН», 1999. 180 с.
  69. , А.В. Мужественность и женственность как культурные концепты / А. В. Кирилина // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред. И. А. Стернина. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 141−148.
  70. , З.И. О национальной концептосфере / З. И. Кирнозе // Филология и культура: Материалы III-й Междунар. науч. конф. 16−18 мая 2001 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. — С. 80−81.
  71. , O.JI. Лингвистические проявления тендерных характеристик англоязычных художественных текстов (на материале американской прозы XX века)): Автореф. дисс. канд. филол. наук / О. Л. Козачишина. — Киев, 2003. 21 с.
  72. , Г. В. Объективная картина мира в познании о языке / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 108 с.
  73. Кон, И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: «ЧеРо», 2002. — С. 154−159.
  74. , Р.Г. Прикладная лингвистика и информационная технология / Р. Г. Котов, А. И. Новиков, Ю. П. Скокан. М.: Наука, 1987. — 164 с.
  75. , Л.А. Лингвокультуные характеристики английского рекламного дискурса: Дисс. канд. филол. наук / Л. А. Кочетова. Волгоград, 1999.- 172 с.
  76. , Н.А. Образ женщины в пословично-поговорчном фонде немецкого языка / Н. А. Красавский, И. М. Кирносов // Языковаяличность: культурные концепты: Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. Волгоград -Архангельск: Перемена, 1996. — С. 48−54.
  77. , А.А. Пределы русского человека в языковой картине мира / А. А. Кретов // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 1. Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. — С. 40−42.
  78. , М.А. Имплицитный способ предоставления информации в рекламном тексте / М. А. Кротова // Коммуникативные исследования 2004 / Научный ред. И. А. Стернин. Воронеж: изд-во «Истоки», 2004. — С. 106−111.
  79. , JI.B. Русские и немцы в межкультурных контактах / JI.B. Куликова // Межкультурная коммуникация: парадигмы исследования и преподавания: Материалы научно-практической конференции. Красноярск: РИОКГПУ, 2003.-С. 115−130.
  80. , Е.А. Культурно-языковые характеристики текстов газетных объявлений (на материале английской и русской прессы): Автореферат дисс. канд. филол. наук / Е. А. Курченкова. Волгоград, 2000а. -16 с.
  81. , Е.А. Тексты газетных объявлений: опыт классификации / Е. А. Курченкова // Языковая личность: проблемы креативной семантики. К 70-летию профессора И. В. Сентенберг: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 20 006. — С. 178−189.
  82. , Е.А. Этнокультурные ценности в текстах газетных объявлений / Е. А. Курченкова // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. Волгоград — Архангельск: Перемена, 1996. -С. 74−80.
  83. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология рекламы / А.Н. Лебедев-Любимов. СПб: Питер, 2003. — 368 с.
  84. , Н.А. Содержание некоторых концептов в сознании первоклассника / Н. А. Лемяскина // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред. И. А. Стернина. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 166−169.
  85. , А.А. Личность, деятельность, образование / А. А. Леонтьев // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 7−12.
  86. , А.А. Психолингвистика / А. А. Леонтьев // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990а. — С. 404−405.
  87. , А.А. Речевая деятельность / А. А. Леонтьев // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — Советская энциклопедия, 19 906. С. 412.
  88. , М.Ю. Технологии манипулирования в рекламе. Способы зомбирования / М. Ю. Лихобабин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 144 с.
  89. , А.Ю. Текст как концептуальный знак отражения картины мира в языке / А. Ю. Ляпина // Филология и культура: Материалы Ш-й Междунар. науч. конф. 16−18 мая 2001 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001.-С. 173−174.
  90. , M.JI. Основы теории дискурса / M.JI. Макаров. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 280 с.
  91. , А.С. Язык и культура: сопоставительный аспект изучения / А. С. Мамонтов. М., 2000. — 187 с.
  92. , JI.A. К проблеме оценки коммуникативной эффективности объявлений о знакомстве / JI.A. Маркова // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 1. Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001.-С. 158−160.
  93. , Н., Сафонова, О.Е. Коммуникативные принципы в туристической рекламе на русском и английском языках / Н. Маршалл, О. Е. Сафонова // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 1. Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. — С. 91−102.
  94. , В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М.: Изд. центр «Академия», 2001. -208 с.
  95. , Г. Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению / Г. Г. Матвеева. Ростов-на-Дону: ДЮИ, 1999. — 82 с.
  96. , Г. Г. К вопросу о речевых стратегиях скрытого воздействия отправителя текста на его получателя / Г. Г. Матвеева // Личность, речь и юридическая практика. Вып.6. Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2003. — С.122−128.
  97. , Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических специальностей / Н. Б. Мечковская. М.: Флинта: Наука, 2001.-312с.
  98. , Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев / Н. Б. Мечковская. — М.: Аспект Пресс, 1996. 207 с.
  99. , В.Н. Национальный менталитет и языковая личность / В. Н. Мильцин // Филология и культура: Материалы III-й Междунар. науч. конф. 16−18 мая 2001 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. — С. 109−111.
  100. , Д. Компьютер творец / Д. Мичи, Р. Джонстон. — М.: Мир, 1987.-255 с.
  101. , Т.М. Лингвистика текста / Т. М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990а. — С. 267−168.
  102. , Т.М. Текст / Т. М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 19 906. — С. 507.
  103. , Т.М. Теория текста / Т. М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990 В. — С. 508.
  104. , И.Г. Концепт значение — межкультурная коммуникация / И. Г. Ольшанский // Филология и культура: Материалы Ш-й Междунар. науч. конф. 16−18 мая 2001 г. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001.-С. 18−19.
  105. , А.В. Презентационная теория дискурса: монография / А. В. Олянич. — Волгоград: Парадигма, 2004. 507 с.
  106. , Д. Закат идентичности и игры в другого / Д. Орлов // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. -С. 45−69.
  107. , Н.Н. Средства объективации концепта «обман» (на материале английского и русского языков): Автореф. канд. филол. наук / Н. Н. Панченко. Волгоград: Перемена, 1999. — 24 с.
  108. , О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: Монография. / Астрахан. гос. техн. ун-т / О. Н. Паршина. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2004. — 196 с.
  109. , С.А. Мир персональных компьютеров / С. А. Пачиков // В мире персональных компьютеров. 1988. — № 1. — С. 20−26.
  110. , У. Лингвистические стратегии в социальном взаимодействии / У. Пионтковски // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — С. 168−170.
  111. , З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — Воронеж: Изд-во «Истоки», 20 016. 191 с.
  112. , Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. М.: «Рефл-бук», К: «Ваклер», 2002. — 704 с.
  113. , Г. Г. Русская семиотика / Г. Г. Почепцов. М.: «Рефл-бук», К: «Ваклер», 2001. — 768 с.
  114. , Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия / Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. — 512
  115. , Е.А. Коммуникативная структура текста / Е. А. Реферовская. — JL: Наука, 1989. 166 с.
  116. , Т.Ю. О стратегической природе когнитивных процессов / Т. Ю. Сазонова // Теория языка и межкультурная коммуникация. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. Курск, изд-во Курского гос. ун-та, 2003. — С. 71−78.
  117. , Т.Ю. Психолингвистическое исследование процессов идентификации слова: Автореф. дисс. д-а филол. наук / Т. Ю. Сазонова. -Воронеж, 2000. 45 с.
  118. , Н.В. Рече-поведенческая тактика презентации (представления) личности / Н. В. Сафонова // Филология и культура: Материалы III-й Междунар. науч. конф. 16−18 мая 2001 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. — С. 95−97.
  119. , К.Ф. Коммуникативные стратегии дискурсивного поведения и становление языковой личности / К. Ф. Седов // Языковая личность: социолинвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. тр. / ВГПУ- СГУ. Волгоград: Перемена, 1998. — С. 9−20.
  120. , К.Ф. Становление языковой личности в онтогенезе / К. Ф. Седов // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 104−105.
  121. , А.П. Этнокультурные характеристики языковой личности (на материале французской языковой личности): Автореф. дисс. д-ра филол. наук / А. П. Седых. Саратов, 2005. — 43 с.
  122. , Р.В. Национальная специфика комплимента и похвалы в русской и английской коммуникативных культурах / Р.А.
  123. Серебрякова // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 1. Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 2001. — С. 140−148.
  124. , О.Б. Оформление статусно-ролевых отношений как один из признаков языковой личности / О. Б. Сиротинина // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. — Волгоград: Перемена, 1994.-С. 106−107.
  125. , Г. Г. Апелляция к прецедентным текстам в дискурсе / Г. Г. Слышкин // Языковая личность: социолинвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. тр. / ВГПУ- СГУ. Волгоград: Перемена, 1998. — С. 197 206.
  126. , Т.В. Ассоциативный тезаурус ребенка: структура ассоциативного распределения / Т. В. Соколов // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 79−97.
  127. , Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 312 с.
  128. , И.А. Тендерная и возрастная специфика восприятия сюжетов российской телевизионной рекламы / И. А. Стернин // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 1. Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2001. — С. 149−157.
  129. , И.А. Русский коммуникативный идеал и толерантность / И. А. Стернин // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 163−166.
  130. , Т.Г. Социальная и этническая идентичность / Т. Г. Стефаненко // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — С. 196−220.
  131. , С.С. Принцип вежливости в русской и немецкой лингвокультурах / С. С. Тахтарова // Антропологическая лингвистика: Сб. науч. тр. Вып. 5. Волгоград, Колледж, 2006. — С. 110−116.
  132. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. — 624 с.
  133. , Н.В. Языковое сознание и образ мира славян / Н. В. Уфимцева // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 207−219.
  134. , Ю.Н. Исследование метафор информационных технологий / Ю. Н. Филиппович // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С. 149−162.
  135. , А.Г. Тендерный аспект речевого поведения как объект лингвогендеристики / А. Г. Фомин // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 7 / Под ред. В. А. Пищальниковой. -М.: МГЭИ, 2004. С. 232−235.
  136. , Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н. И. Формановская. М.: Русский язык, 2002. — 216 с.
  137. , Н.И. Речевой этикет / Н. И. Формановская // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 413−414.
  138. , Г. А. Речь как отражение личности и межличностных отношений / Г. А. Форманюк // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 123−124.
  139. , А.Т. Основы лингвокультурологии: Учебное пособие / А. Т. Хроленко. М.: Флинта: Наука, 2004. — 184 с.
  140. , И.М. Формирование языковой личности ребенка в процессе одухотворения окружающего мира / И. М. Чеботарева // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994.-С. 127.
  141. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. -М.: Наука, 1991. -214 с.
  142. , Е.Б. Концепт вежливость в детском коммуникативном сознании / Е. Б. Чернышева // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред. И. А. Стернина. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 163−166.
  143. , H.JI. Семантика немецких глаголов движения и их русских эквивалентов в лингвокультурологическом освещении / H.JI. Шамне. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2000. — 392 с.
  144. , В.И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты / В. И. Шаховский // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. Волгоград — Архангельск: Перемена, 1996.-С. 80−96.
  145. , В.И. Языковая личность в лингвистике эмоций / В. И. Шаховский // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 130−131.
  146. , В.И. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология) / В. И. Шаховский, Ю. А. Сорокин, И. В. Томашева. Волгоград: Перемена, 1998. -149 с.
  147. , А.Д. Социолингвистика / А. Д. Швейцер // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 481−482.
  148. , Е.И. Компьютетный жаргон как лингвокультурный феномен / Е. И. Шейгал // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. Волгоград — Архангельск: Перемена, 1996. — С. 204−211.
  149. , Е.А. Концептуальное пространство брачных объявлений (на материале русского и французского языков): Дисс. канд. филол. наук / Е. А. Шибанова. Пенза, 2004. — 154 с.
  150. , А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю / А. Д. Шмелев. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 224 с.
  151. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. -С. 69−101.
  152. Юм, Д. О тождестве личности / Д. Юм // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.-С. 102−115.
  153. , М.А. Оценка в разговорной речи мужчин и женщин / М. А. Ягубова // Языковая личность: социолинвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. тр. / ВГПУ- СГУ. Волгоград: Перемена, 1998. — С. 43−54.
  154. , М.А. Языковая личность в оценочной картине мира / М. А. Ягубова // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28−30 сент. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 134−135.
  155. , Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи / Т. Е. Янко. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 384 с.
  156. Borsch, S. Die Rolle der Psychologie in der Sprachlehrforschung / S. Borsch. Tubingen: Narr, 1987. — 307 c.
  157. Geier, M. Orientierung Linguistik. Was sie kann, was sie will / M. Geier. Rowohlts Enzyklopadie, 1998. — S. 52−106.
  158. Gratz, R. Internet Sprache / Sprache — Internet / R. Gratz // Germanistisches Jahrbuch der GUS «Das Wort», 200−2001. — S. 71−83.
  159. Grimm, H. Sprachpsychologie. Handbuch und Lexikon des Psycholinguistik / H. Grimm, J. Engelkamp. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1981. -346 S.
  160. Haller, M. Printmedien in Deutschland / M. Haller // Deutschland, 1999, № 2.-S. 24−30.
  161. Heindrichs, W. Sprachlehrforschung. Angewandte Linguistik und Fremdsprachendidaktik / W. Heindrichs, F.W. Gester, H.P. Kelz. Stuttgart, Berlin, Koln, Mainz: Verlag W. Kohlhammer, 1980. — 200 S.
  162. Heinemann, M. Grundlagen der Textlinguistik: Interaktion Text -Diskurs / M. Heinemann, W. Heinemann. — Tubingen: Niemeyer, 2002. — 281 S.
  163. Hoffmann, L. Sprachwissenschaft. Ein Reader / L. Hoffmann. -Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1996. S. 99−269.
  164. Hormann, H. Einfuhrung in die Psycholinguistik / H. Hormann. -Darmstadt: Wissensachliche Buchgesellschaft, 1991. 154 S.
  165. Hormann, H. Psychologie der Sprache / H. Hormann. Berlin, Heidelberg, New York: Springer-Verlag, 1977. — 224 S.
  166. Klein, W. Philologie und Medien / W. Klein.- Frankfurt/Main: Haag+Herchen Verlag, 1997. S. 3−9.
  167. Kleine Enzyklopadie Deutsche Sprache. VEB Bibliographisches Institut Leipzig, 1983. — S. 345−522.
  168. Linke, A. Studienbuch Linguistik / A. Linke, M. Nussbaumer, P.R. Portmann. Tybingen: Max Niemeyer Verlag, 1996. — S. 311−323.
  169. Polenz, P. von. Deutsche Satzsemantik: Grundbegriffe des Zwischen-den-Zeilen-Lesens / P. von Polenz. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1988. -389 S.
  170. Prechtl, P. Sprachphilosophie / P. Prechtl. Stuttgart, Weimer: Metzler, 1999.-260 S.
  171. Samel, I. Einfuhrung in die feministische Sprachwissenschaft / I. Samel. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2000. — 247 S.
  172. , Я.У. Экономика любви: формирование тендерных стереотипов / Я. У. Астафьев // http://ecsoman.edu.ru/images/pubs/2004/10/17/ 180 592/socis-econ-love.doc (2002).
  173. , А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде / А. Е. Войскунский // http://psynet.carfax.ru/texts/ voysk2. htm (20 036).
  174. , А.Е. Метафоры Интернета / А. Е. Войскунский // http://psynet.carfax.ru/texts/voysk5.htm (2003а).
  175. , А.Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета / А. Е. Войскунский // http://psynet.carfax.ru/texts/ voysk6. htm (2001).
  176. , Е.И. Тендерная проблематика в языкознании / Е. И. Горошко // http://www.owl.ru/win/books/articles/goroshko.htm (2001).
  177. , Е.И. Гендерные особенности русскоязычного Интернета / Е. И. Горошко // http://gender.fgo.nstu.ru/editor/uploads/files/ structure/lugan.doc (2004).
  178. , О.И. Особенности компьютерного жаргона как специфической подсистемы русского языка / О. И. Ермакова // http://www.dialog-21.ru/archivearticle.asp?param=6683&y=2001&vol=6077 (2001).
  179. , А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста / А. Е. Жичкина // http://flogiston.ru/articles/netpsy/avtorefzhichkina/print (2001).
  180. , А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. Е. Жичкина // http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf/print (1999).
  181. , А.Е., Белинская, Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью / А. Е. Жичкина, Е. П. Белинская // http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy/print (1999).
  182. , Е., Темкина, А. Социальное конструирование тендера как методология феминистского исследования / Е. Здравомыслова, А. Темкина//http://www.owl.ru/win/books/articles/tzgender/htm (2001).
  183. , А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации / А. В. Кирилина // http://www.owl.ru/win/books/articles/kirilina.htm (2002).
  184. Кон, И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах / И. С. Кон // http://sexology.narod.ru/publ037.html (2003).
  185. Московский Центр Тендерных Исследований / Глоссарий // http://www.gender.ru/russian/glossary/index/shtml.
  186. , В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете / В. Нестеров // http://flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions/print (1999).
  187. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой // http://www.owl.ru/gender/index.htm.
  188. , Ф.О. Естественный язык и компьютер: деструктивное влияние или очередной этап эволюции? / Ф. О. Смирнов // http://flogiston.ru/articles/netpsy/smirnovevalution/print (2004а).
  189. , Ф.О. Навигация веб-сайта: лингвокультурные особенности / Ф. О. Смирнов // http://flogiston.ru/articles/netpsy/ smirnovnavigation/print (20 046).
  190. , Ф.О. Язык общения компьютерщиков: потребность в аффилиации или нечто большее? / Ф. О. Смирнов // http://flogiston.ru/articles/netpsy/compzh/print (20 036).
  191. , В., Келер, Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютерном общении / В. Фриндте, Т. Келер // http://flogiston.ru/articles/netpsy/frindte/print (2001).
  192. , В. Поколение Net / В. Ценев // http://psyberia.ru/ mindterritory/net (2002).
  193. Frauensprache // http://www.frauensprache.com.
Заполнить форму текущей работой