Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые и организационно-тактические основы гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Различные аспекты, касающиеся темы исследования, нашли отражение в научных трудах по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности таких ученых, как А. И. Алексеев, В. М. Атмажитов, В. Г. Бобров, Л. В. Брусницын, Ю. С. Блинов, O.A. Вагин, С. А. Галактионова, К. К. Горяинов, С. И. Давыдов, Е. А. Доля, O.A. Долгополова, A.M. Ефремов, Н. С. Железняк, В. И. Зажицкий, A.M. Ларин, В. П… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность и правовое регулирование гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
    • 1. История и зарубежный опыт привлечения граждан к гласному содействию в борьбе с преступностью
    • 2. Понятие гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
    • 3. Правовое регулирование гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел в современных условиях
  • Глава II. Организационно — тактические особенности гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних
    • 1. Мотивация граждан оказывающих гласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел
    • 2. Организация гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел.%
    • 3. Тактика использования гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел

Правовые и организационно-тактические основы гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Высокий уровень преступности в нашей стране является одним из основных факторов, препятствующих осуществлению позитивных социально-экономических реформ. Поэтому в современных условиях в Российской Федерации одной из основополагающих общегосударственных задач, требующих принятия комплекса неотложных мер, выступает борьба с преступностью.

Значимую роль среди наиболее эффективных средств борьбы с преступностью играет оперативно-розыскная деятельность. При этом использование ее специфических сил, средств и методов является одним из важных, неотъемлемых компонентов успешной работы оперативных подразделений органов внутренних дел для решения задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

Однако, как показывает анализ ведомственных нормативных актов и деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, оперативно-розыскная деятельность осуществляется преимущественно негласно, при этом существенную помощь данным подразделениям в борьбе с преступностью оказывают лица, содействующие на конфиденциальной основе. В свою очередь, гласному содействию граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел не уделяется должного внимания, хотя указанная категория лиц зачастую проводит не менее сложную работу, чем «конфиденты"1. Лицами, гласно содействующими оперативным подразделениям органов внутренних дел, нередко решаются аналогичные задачи, и они также подвергаются опасности со стороны преступников.

Отчасти такое положение объясняется наличием многих нерешенных проблем, касающихся правовой регламентации, организации и тактики.

1 Конфидент — это физическое лицо, вступившее на основаниях и в порядке, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством, в отношения негласного сотрудничества с оперативно-розыскными органами для оказания им помощи в решении задач оперативно-розыскной деятельности.

Степень разработанности темы исследования. Гласное содействие граждан оперативным подразделениям в теории оперативно-розыскной деятельности самостоятельному исследованию практически не подвергалось. i.

Различные аспекты, касающиеся темы исследования, нашли отражение в научных трудах по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности таких ученых, как А. И. Алексеев, В. М. Атмажитов, В. Г. Бобров, Л. В. Брусницын, Ю. С. Блинов, O.A. Вагин, С. А. Галактионова, К. К. Горяинов, С. И. Давыдов, Е. А. Доля, O.A. Долгополова, A.M. Ефремов, Н. С. Железняк, В. И. Зажицкий, A.M. Ларин, В. П. Легостаев, А. Г. Лекарь, В. Ф. Луговик, А. Д. Магденко, С. А. Машков, С. С. Малыгин, А. Г. Маркушин, А. Б. Наумец, И. П. Напханенко, С. С. Овчинский, B.C. Овчинский, С. Н. Поправко, Т. В. Разумовская, Д. В. Ривман, К. В. Сурков, Г. К. Синилов, В. Т. Томин, A.B. Федоров, М. Г. Шагании, A.B. Шахматов, К. Д. Шевченко, А. Ю. Шумилов, и ДР.

Однако в работах данных исследователей основной акцент делается либо на вопросы правового регулирования, либо на проблемы негласного содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и использование его результатов в доказывании по уголовным делам. К тому же большинство научных работ вышеуказанных авторов носит закрытый характер, что исключает ознакомление с ними широкого круга лиц, а также их рассмотрение в данном диссертационном исследовании.

В рамках диссертационных исследований проблемы гласного содействия граждан оперативным подразделениям были рассмотрены только в работах Е. В. Васьковской и О.В. Михайловской1.

Однако целью указанных исследований являлось рассмотрение организации деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел при осуществлении гласного содействияправ, обязанностей и.

1 См.: Васьковская Е. В. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим оператизно-розыскную деятельность: дис.. канд. юрид. наук. Красноярск, 2005; Михайловская О. В. Организация гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел: дис.. канд. юрид. наук. М., 2009. социально-правовой защиты таких лиц. Между тем в указанных работах не нашли своего отражения организационно-тактические аспекты использования гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел с учетом социально-психологических закономерностей данного явления, а также мотивация лиц на оказание такого содействия, что и предопределило разработку вышеуказанных проблем в настоящем диссертационном исследовании.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Предметом исследования выступают правовые, организационные и тактические закономерности гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является. разработка правовых, организационных и тактических аспектов гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Для достижения обозначенной цели диссертантом сформулированы и поставлены следующие задачи: выделить исторические этапы развития гласного содействия в России и проанализировать зарубежный опыт привлечения граждан к борьбе с преступностью;

— определить сущность гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел и сформулировать его понятие;

— дать классификацию лиц, оказывающих гласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел;

— разработать предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства, регулирующего вопросы содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел;

— выделить оперативно-розыскные ситуации, складывающиеся исходя из мотивации граждан на оказание гласного содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел;

— разработать рекомендации по совершенствованию организации и тактики использования гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Методологическая основа диссертационного исследования. Исследование проводилось с использованием диалектического метода познания реальной действительности. При проведении исследования также были использованы системно-структурный, исторический, формальнологический, сравнительно-правовой и социологический методы. В рамках последнего из названных методов использовались: анкетирование, интервьюирование, метод обобщения оперативно-розыскной практики.

Нормативную и теоретическую базу диссертационного исследования составили положения Конституции Российской Федерации, действующего отечественного законодательства (оперативно-розыскного, уголовного и уголовно-процессуального) и иные нормативные акты (в том числе ведомственные), регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, а также научные труды по оперативно-розыскной психологии, истории и теории государства и права, уголовному процессу, криминалистике, теории оперативно-розыскной деятельности.

Эмпирическая база исследования. В ходе исследования соискателем по специально разработанным программам проанкетировано и проинтервьюировано 245 оперативных сотрудников органов внутренних дел (в том числе 96 руководителей оперативных подразделений), 126 граждан (в том числе 24 внештатных сотрудника милиции) в Свердловской, Тюменской, Челябинской, Курганской областях, Ямало-Ненещсом и Ханты-Мансийском (Югре) автономных округах.

Автором также изучены 45 уголовных дел, данные официальной статистики, оперативно-служебные документы, материалы следственносудебной практики, обзоры и другие информационные документы, имеющие прямое либо косвенное отношение к исследуемой проблеме.

Полученные эмпирические результаты и статистические данные сопоставлялись с результатами, полученными другими авторами по проблемам, имеющим отношение к теме исследования, а также с общероссийскими показателями борьбы с преступностью.

Научная новизна диссертации состоит в том, что данная работа является одним из первых теоретико-правовых исследований гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел, в котором в обобщенном виде анализируется современная практика использования такого содействия и определяются направления совершенствования деятельности оперативныхподразделений органов внутренних дел по использованию гласного содействия граждан в борьбе с преступностью.

Автором выделены исторические этапы развития гласного содействия в Россииопределена сущность гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел и предложено авторское определение такого содействияпредставлена классификация лиц, оказывающих гласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних делразработаны научно обоснованные предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства, регулирующего содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних делвыделены оперативно-розыскные ситуации, складывающиеся исходя из наличия мотивации граждан на оказание гласного содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гласное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел — это осознанное поведение лица, основанное на законе и подзаконных актах и осуществляемое посредством открытой, постоянной или разовой помощи для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

2. Предложения по совершенствованию правового регулирования гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время среди населения все больше распространяется прагматическое обоснование необходимости гласного содействия граждан и правоохранительных органов — по их мнению, с помощью населения соответствующие структуры смогут более эффективно обеспечить порядок и безопасно.

Набирают популярность идеи «помощи» органам внутренних дел посредством автономных от них способов* -участия населения в поддержании общественного порядка и обеспечении безопасности — от народных дружин до использования средств самообороны, что на наш взгляд является не совсем верным.

На наш взгляд, в основе установки на такое содействие органам внутренних дел лежит не столько представление о гражданской ответственности населения, сколько вполне прагматическое ощущение того, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», которое очень сильно подпитывается неудовлетворенностью работой органов внутренних ч дел, недоверием к ним и ощущением беззащитности перед преступностью, либо возможность таким образом удовлетворить определенную потребность.

Впрочем, говоря об обязанности граждан помогать органам внутренних дел, нам представляется необходимым руководствоваться не только прагматическими мотивами, но и понимать, что такая помощь — это гражданский долг каждого человека.

Тем более, анализ развития института гласного содействия показал, что многовековой опыт осуществления оперативно-розыскной деятельности убедительно свидетельствует о невозможности полноценно бороться с преступностью без активного участия в этом процессе граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам, в том числе и органам внутренних дел на гласной основе.

В процессе проведенного диссертационного исследования сформулированы следующие основные выводы и предложения, направленные на повышение эффективности гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел.

В Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» законодатель выделяет два термина — «содействие» и «сотрудничество», характеризуя использование в своей деятельности оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, помощи отдельных граждан.

Основываясь на указанных исходных положениях можно сделать следующие выводы:

— термины «содействие» и «сотрудничество» близки по своей сути, но первый из них является более емким.

-«содействие» может быть оказано и вне рамок «сотрудничества» (содействие на основе оперативного контакта).

-«содействие» в широком смысле, включает в себя следующие виды оперативно — розыскных отношений: гласные, негласные и анонимные.

-«содействие» и «сотрудничество» в узком смысле понимаются законодателем, как виды привлечения граждан к решению задач по борьбе с преступностью1.

Следует отметить, что ряд авторов отождествляют указанные понятия, либо не учитывают названные различия, в результате чего на наш взгляд формулируются не совсем верные выводы и небесспорные положения.

На наш взгляд, под «содействием» необходимо понимать оказание помощи в чем-либо при наличии устной договоренности, либо без таковой,.

1 Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. / Под ред. К. К. Горяинова, B.C. Овчинского, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова. — М.: ИНФРА — М, 2006. — С. 180−187. а под «сотрудничеством» — документально оформленное совместное участие в какой-либо деятельности, которое, как правило, является возмездным.

Таким образом, под гласным содействием граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел нами понимается участие лица в выявлении, раскрытии, пресечении преступлений и в розыске ч преступников, а также в решении других задач оперативно-розыскной деятельности с целью оказания помощи сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел в выполнении ими оперативнотактических задач. Такое участие может носить кратковременный и даже разовый характер, и не быть связано с совместным выполнением лицами определенной работы.

Непосредственно участие в данном случае — это предоставление лицами достоверной оперативно — значимой информации оперативным подразделениям органов внутренних делсовместная деятельность по подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий и проведение по инициативе оперативных подразделений органов внутренних дел научных, технических и иных исследований требующих специальных познаний.

Нам представляется, что в более широком смысле гласное содействие может быть оказано и опосредованно. Например, оказание оперативным подразделениям органов внутренних дел материальной помощи, проведение научных разработок в области борьбы с преступностью и т. п. Обязательным условием в данном случае должно являться то, что такая помощь должна исходить непосредственно от граждан, быть направлена на решение задач борьбы с преступностью и являться результативной.

На основании всего вышеизложенного сформулируем авторское понятие гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел — это осознанное поведение лица, основанное на законе и подзаконных актах и осуществляемое посредством открытой, постоянной или разовой помощи для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Заметим, что в законодательстве и в юридической литературе нет классификации лиц, оказывающих содействие на гласной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В связи с этим нами было проведено анкетирование сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел Уральского федерального округа по вопросу классификации лиц, гласно содействующих оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Анализ анкетирования позволил нам сделать следующие выводы:

1. Лиц, оказывающих гласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел, по продолжительности оказания такого содействия можно разделить на две группы:

— лица, постоянно содействующие оперативным подразделениям органов внутренних дел;

— лица, впервые представившие информацию указанным подразделениям.

2. По форме оказываемой помощи указанных лиц в решении задач оперативно-розыскной деятельности, их можно разделить на пять групп:

— внештатные сотрудники, которые оказывают гласное содействие, в форме сотрудничества с оперативными подразделениями органов внутренних дел;

— специалисты, проводящие исследования по инициативе оперативных подразделений, не являющиеся сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений;

— представители средств массовой информации;

— должностные лица, которым в ходе осуществления своей служебной деятельности стала известна та или иная информация о противоправных действиях;

— иные лица, желающие разово или постоянно сообщать известные им сведения о подготавливаемом, совершаемом преступлении, о лицах их подготавливающих, совершающих или совершивших, о лицах, скрывающихся от правоохранительных органов и т. д.

3. В зависимости от того, какого вида помощь оказывается гласно содействующими лицами, их можно разделить:

— на лиц предоставляющих информацию, предметы и документы;

— на лиц предоставляющих материальные блага (автомобиль, квартиру, материальную помощь оперативным 'подразделениям органов внутренних дел и т. д.);

— на лиц предоставляющих определенные услуги (участие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, участие в качестве специалиста и т. д.);

— на лиц предоставляющих информацию, предметы, документы, материальные блага и определенные услуги.

На наш взгляд, гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, нельзя сводить лишь к их участию в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий, как это сформулировано в настоящее время в действующей норме закона (ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). По своему содержанию оно шире и включает в себя не только названные действия, но также иную помощь, которую эти лица оказывают в решении задач оперативно-розыскной деятельности.

В связи с этим часть 1 статьи 17 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагается изложить в следующей редакции: «Отдельные лица могут с их согласия оказывать содействие с сохранением по их желанию конфиденциальности органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту».

Нам представляется, что на лиц, оказывающих гласное содействие, гарантии государства по правовой и социальной защите не распространяются.

Поэтому предлагаем статью 18 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнить частью 10-й следующего содержания: «на лиц, гласно содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, распространяются меры социальной и правовой защиты, предусмотренные Федеральным Законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

На наш взгляд, в теории оперативно-розыскной деятельности недостаточное внимание уделяется лицам, оказывающим гласное содействие. Следует отметить, что указанная категория лиц зачастую проводит не менее сложную работу, чем «конфиденты"1, ими решаются нередко аналогичные задачи, и они также подвергаются опасности со стороны преступников.

Однако, несмотря на то, что большинство россиян одобряют идею содействия органам внутренних дел на гласной основе, это вовсе не предполагает их готовности на практике им помогать. Многие люди не проявляют желания содействовать милиции, информировать их о.

1 Конфидент — это физическое лицо, вступившее на основаниях и в порядке, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством в отношения негласного со трудничества с оперативно-розыскными органами, для оказания им помощи в решении задач оперативно-розыскной деятельности. правонарушениях, прежде всего из-за негативного имиджа этих структур, который сформировался в массовом сознании.

Кроме того, действующее оперативно-розыскное законодательство, регламентирующее порядок гласного содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не в полной мере отвечает современным потребностям практики борьбы с преступностью и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Таким образом, необходимо обобщить в Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» нормы, регламентирующие гласное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел. На наш взгляд, на результативность содействия и его продолжительность напрямую влияет мотивация лица, содействующего оперативным подразделениям органов внутренних дел.

В этой связи достаточно просматриваются следующие оперативно-розыскные ситуации, предшествующие гласному содействию, исходя из наличия мотивации лица на такое содействие:

— лицо мотивировано на контакт с оперативным сотрудником и предполагает получить от данного контакта определенную выгоду, удовлетворить потребность.

В настоящее время это является основополагающим мотивом граждан на содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел. Причем, как правило, в данном случае личные и корыстные мотивы обусловлены гипертрофированными материальными потребностями, потребностями во власти, доминировании в обществе и т. д.

Сказанное подтверждается результатами анкетирования, проведенного в оперативных подразделениях органов внутренних дел по Уральскому федеральному округу, которое показало, что в большинстве случаев основой гласного содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел являются корыстные и личные мотивы, так считают соответственно 55% и 45% опрошенных респондентов.

— лицо не желает устанавливать отношения, хотя осознает необходимость такого содействия в связи с потребностью в безопасности.

На взгляд автора, данные оперативно-розыскные ситуации, предшествующие гласному содействию оперативным подразделениям органов внутренних дел, могут быть характерны для всех групп лиц, ч оказывающих гласное содействие.

— у лица отсутствует мотив на установление отношений, оно не в полной мере осознает характер действий оперативного сотрудника.

Данная оперативно-розыскная ситуация, как правило, характерна только для специалистов и должностных лиц, которым в ходе осуществления своей служебной деятельности стала известна та или иная информация о противоправных действиях.

Таким образом, знание указанных выше оперативно-розыскных ситуаций, предшествующих содействию, позволит оперативным сотрудникам тактически правильно расставить акценты при взаимодействии с указанными лицами.

В процессе исследования мотивации граждан, содействующих оперативным подразделениям органов внутренних дел на гласной основе, приходим к следующим выводам:

1. При гласном содействии оперативным подразделениям органов внутренних дел главенствующее положение, безусловно, занимает мотивация граждан его оказывающих, хотя роль оперативного сотрудника также весьма значима.

2. Такие группы потребностей, как: материальные, социальные, познавательные, самовыражения, потребности в безопасности присущи и участникам оперативно-розыскной деятельности, в том числе и лицам, оказывающим гласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел.

3. Мотивы, в зависимости от предмета потребностей лица, могут влиять или препятствовать оказанию гласного содействия, продолжительность и результативность которого в свою очередь напрямую зависят от мотивации лица на содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел.

4. Оперативный сотрудник органов внутренних дел должен стремиться к тому, чтобы у лиц, постоянно оказывающих гласное содействие, идейные мотивы оказания такого содействия преобладали над остальными.

На наш взгляд никакая, материальная и иная заинтересованность лица не дает таких эффективных результатов его деятельности, как работа по идейным соображениям.

Однако, стоит помнить и о том, что помощник, который работает только из идеологических соображений, может под влиянием каких-нибудь психологических факторов изменить принятое решение содействовать.

Анализ анкетирования оперативных сотрудников органов внутренних дел Уральского федерального округа, показал, что они выделяют следующие элементы присущие организации гласного содействия:

— профессиональная подготовка оперативных сотрудников по работе с лицами, оказывающими гласное содействие;

— оценка и анализ оперативной обстановки на зоне (объекте, линии) оперативного обслуживания;

— планирование работы с лицами, оказывающими гласное содействие;

— обучение и воспитание этих лиц;

— учет работы, анализ содержания и результатов содействия;

— контроль над деятельностью гласно содействующих лиц.

Представляется целесообразным, что для повышения эффективности организации гласного содействия фиксацию, накопление, систематизацию, анализ и оценку информации, полученной от лиц, постоянно оказывающих гласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел, следует осуществлять в рамках дела лица, содействующего оперативным подразделениям органов внутренних дел на гласной основе.

Такое документальное закрепление деятельности гласно содействующих лиц, позволит:

— во-первых, упростить процедуру оформления при его желании в негласные сотрудники;

— во-вторых, фиксировать, систематизировать и анализировать информацию, получаемую оперативным сотрудником от таких лиц. В настоящее время значительный объем информации, получаемой оперативными сотрудниками от различных лиц, не являющихся конфиденциальными сотрудниками, остается без внимания и в дальнейшем не реализуется;

— в-третьих, делать обоснованные выводы о целесообразности использования его помощи в решении задач оперативно-розыскной деятельности;

— в-четвертых, позволит любому оперативному сотруднику при возникновении каких-либо затруднений в решении задач оперативно-розыскной деятельности, ознакомиться с делом такого лица и иметь представление о его возможностях (например, использование квартиры указанного лица при проведении оперативно-розыскных мероприятий другими оперативными сотрудниками).

Нами также выделены социально-психологические аспекты, влияющие на организацию гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел, а именно:

1. При осуществлении гласного содействия решающая роль отводится факторам социально-психологического порядка;

2. Психологические барьеры, затрудняющие установление контакта с лицом, носят мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и волевой характер.

3. Для установления психологического контакта важно учитывать социальную роль и социальный статус лица.

4. При организации гласного содействия необходимо учитывать правила речевого поведения (общения), устойчивые этикетные формулы обращения, которые отражают внешние проявления уважительного отношения к окружающим людям и различным социальным ценностям, культурным индивидуальностям и религии.

5. Социально — психологическая структура организации гласного содействия включает в себя четыре элемента: нормативностьвластные полномочия сотрудниковэкстремальный и творческий характер деятельностисамостоятельность и персональная ответственность сотрудников за результаты труда, судьбу содействующих им граждан.

Нами сформулировано авторское определениё тактики использования гласного содействия граждан, включающей в себя как тактику привлечения к гласному содействию, так и тактику работы с указанными лицами — это разработанная на основе научных положений и обобщения положительного опыта оперативно — розыскной практики система специальных приемов и их комбинаций включающая в себя: оценку ситуации, принятие решения, предопределяющая линию поведения оперативного сотрудника при гласном содействии и направленная на решение задач оперативно-розыскной деятельности.

Также предлагаются рекомендации по тактике использования гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел, с учетом социально-психологических закономерностей такого содействия.

В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка комплексного изучения такого явления, как гласное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Автор сознает, что некоторые затронутые в диссертации вопросы видимо требуют дальнейшего углубленного исследования.

Тем не менее, надеемся, что реализация изложенных предложений и рекомендаций позволит оперативным подразделения органов внутренних дел более полноценно решать задачи оперативно-розыскной деятельности, и как следствие способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов в целом. '.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета 1993. — от 25 декабря 1993 г.-№ 237.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174 ФЗ // Собрание законодательства РФ — 2001. -№ 52. (часть I).- Ст. 4921.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 ноября 2008 г.) Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.- 160 с.
  5. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации 1997. — № 2. -С. 9−11.
  6. Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. — № 24. — Ст. 309.
  7. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. -1991. -№ 12.-Ст. 319- 1990. № 2. — Ст. 22- 1991.-№ 16.-Ст. 503.
  8. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. — № 17. — Ст. 892.18 «Временная инструкция по организации работы внештатных сотрудников милиции». // Приказ МВД РФ. -± ?002 г. № 1120.
  9. Закон города Москвы № 14 от 19 марта 2008 года «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы 2008. — № 5.
  10. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. // Указ Президента РФ. 1996 г. — № 1039.
  11. Постановление Правительства Москвы от 14 января 2003 № 14-ПП «Об утверждении положения о Московской городской народной дружине» (с изм. от 15 ноября 2005 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005.- № 2.
  12. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-Ф3*(в ред. от 30 декабря 2008 года № 321 ФЗ) // Российская газета № 267, 31 декабря 2008 года.
  13. Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (с изм. и доп.) М.: ИНФРА-М, 2008. — 20 с.
  14. Федеральный закон Российской Федерации «О милиции» от 31 марта 1999 года № 68 ФЗ (в ред. от 26.12.2008 года № 293-Ф3) // Российская газета, № 266, 31 декабря 2008 года.
  15. Комментарии, словари, монографии, учебники, учебные пособия
  16. А. П., Синилов Г. К. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1973.- 174 с.
  17. Г. М. Социальная психология. Учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 1996. — 449 с.
  18. Д.А. Основы деятельности органов внутренних дел по розыску без вести пропавших лиц. Учебно-методическое пособие. -Челябинск: ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2008. 81 с.
  19. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-268 с.
  20. Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Норма -Инфра-М., 1997. -304 с.
  21. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: «Прогресс», 1999.-288 с.
  22. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории Русского права. Ростов — на — Дону, 1995. — 640 с.
  23. В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. -М.:ЭКСМО, 2008.-688 с.
  24. В. И. История уголовного сыска в России (Х- начало XX в.): учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. — 80 с.
  25. С. Психология мотивации. Киев: Эльга-Н- Ника-Центр, 2001. -352 с.
  26. Н.С. Организационно-тактические аспекты содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел. Монография. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2004. — 129 с.
  27. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. М., 1998. — 200 с.
  28. Ю.Ф., Сурков К. В. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД: Лекция. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 2002. — 56 с.
  29. И.А., Вандышев A.C., Дьячковский С. А. Организация и тактика оперативного поиска: Лекция. М.: ЮИ МВД России. 1998. -32 с.
  30. Криминалистика. Учебник для вузов. /Под ред. Р.Белкина. М., НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 990 с.
  31. И. Ф. Розыск, дознание, следствие. Учебное пособие. Л.:
  32. Изд-во Ленинградского ун-та. 1984. 216 с.
  33. В.В., Левченко И. П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1989.-83 с.
  34. В. И. Искусство раскрытия преступлений, 3-е изд. СПб., 1912.-292 с.
  35. В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М.: Наука, 1986. — 156 с.
  36. A.A. Психология общения. Тарту, 1974. — 98 с.
  37. В.Ф., Чечетин А. Е. Раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска: Учебное наглядное пособие. Изд. 2-е переработанное — М.: ИМЦ ТУК МВД России, 2003. — 136 с.
  38. В.Ф., Федосов С. С., Чечетин А. Е. Правовое регулирование деятельности криминальной милиции по борьбе с незаконнымоборотом наркотиков: Учебно-справочное пособие. Омск:
  39. Юридический институт МВД России, 2000. 200 с.
  40. В. Ф., Чечетин А. Е. Психологические особенности опроса заподозренных в совершении преступлений: Лекция. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003. — 35с.
  41. А.Г. Оперативно-розыскная деятельность Необходимость и законность. — Н — Новгород: НЮИ МВД РФ, 1997. — 219 с.
  42. А.Г. Оперативно-розыскная деятельность Необходимость и законность. — Н — Новгород: Нижегородская ВШ МВД РФ, 1995. -320 с.
  43. С.Е. Оперативный поиск в криминальной среде: Учебное пособие. М., 1998. — 184 с.
  44. И. И., Хохлов Е. Б. Полицейское право России: Проблемы теории / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 1998. — 173 с.
  45. В. Ф., Борисов А. В. и др. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк, М., 1996. — 464 с.
  46. В. А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного службы БХСС. Горький, 1989. — 298 с. > ч
  47. Основы оперативно-розыскной деятельности. Под ред. В. Б. Рушайло. Издание 2-е исправленное и дополненное СПб., 2000. — 631 с.
  48. С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: АЗЪ, 1997.-940 с.
  49. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. / Под ред. К. К. Горяинова, B.C. Овчинского, Г. К.Синилова- А. Ю. Шумилова. М.: ИНФРА — М, 2004. — 848 с.
  50. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. B.C. Нерсесянца. М.: Издательство НОРМА — ИНФРА, 2002. — 832 с.
  51. В.В. Юридическая психология. Учебное пособие. М., 2005 — 215 с.
  52. Д.В. Комментарий к Федеральному Закону «Об оперативно-розыскной деятельности». СПб.: Питер, 2003.- 236 с.
  53. Российская юридическая энциклопедия. М.: Издательский дом ИНФРА-М., 1999. — 1110 с.
  54. О.Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 384 с.
  55. В.Г. Оперативно-розыскная тактика органов внутренних дел. М., 1984.-С.25.
  56. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
  57. М.П. Комментарии > ч оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран. М., «Экзамен», 2001. -544 с.
  58. Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-принт, 2005. — 940 с.
  59. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности: Научно-практический комментарий / Под ред. А. Е. Чечетина. 8-е изд., перераб. и доп. — Барнаул: БЮИ МВД России, 2003. — 250 с.
  60. A.B., Шахматов A.B. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. — 338 с.
  61. Философский словарь. М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  62. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. Проф. В. В. Николюка. -М.: Спарк, 2003.-200 с.
  63. В.П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.- 191 с.
  64. В.А. Юридическая психология: Учебное пособие. М.: Щит-М, 2006. — 304 с.
  65. Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: Учебное пособие. М.: ПРОСПЕКТ, 2003.-208 с.
  66. Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. М.: Право и Закон, 1996. — 128 с.
  67. И.А. Основы оперативно-розыскной психологии: Учебное пособие. Тюмень: ЭКСПРЕСС, 2006. — 192 с.
  68. Г. Тайна преступника и пути к ёе раскрытию. М.: Изд. Дом «Книжная находка», 2002. — 102 с.
  69. А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2004.-376 с.
  70. Шумилов А. Ю. Новая редакция оперативно розыскного закона России: Открытый проект: Научно-справочное пособие / Авт. сост. А. Ю. Шумилов. — М.: Изд. дом И. И. Шумиловой, 2004. — 32 с.
  71. А.Ю. Лекция. Развитие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России (XVIII XX в.).- М., 1998.-40 с.
  72. Н.В. Явка с повинной и тактика проверки заявления явившегося: Учебное пособие. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 1999. — 85 с.
  73. В.И. Информационная безопасность: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2000. — 639 с.
  74. Диссертации и авторефераты
  75. А.В. Сущность, процессуальные формы и правовые последствия явки с повинной. Автореферат дис. канд. юрид. наук /
  76. A.В.Бирюков. М., 2000. — 24 с.
  77. В.А. Обеспечение следователем прав, законных интересов и безопасности потерпевших и свидетелей: Дис. канд. юрид. наук /
  78. B.А. Булатов. Волгоград. 1990. — 230 с.
  79. Д.А. Криминологическая характеристика и предупреждение квартирных краж, совершаемых организованными преступными группами: Автореферат дис. канд. юрид. наук / Д. А. Бражников. Екатеринбург, 2003. — 24 с.
  80. Н.И. Явка с повинной и ее реализация в оперативно-розыскной деятельности. Автореферат дис. канд. юрид. наук / Н. И. Быховец. М., 2006. — 23 с.
  81. Е.В. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: Дис. канд. юрид. наук / Е. В. Васьковская. Красноярск, 2005. — 179 с.
  82. О.Н. Организация деятельности милиции общественной безопасности управления внутренних дел субъектов Российской Федерации по обеспечению общественного порядка. Авторефератчдис. канд. юрид. наук / О. Н. Денисенко. М., 2000. — 19 с.
  83. O.A. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации. Дис.докт. юрид. наук / O.A. Зайцев. М., 1999 — 446 с.
  84. В.К. Становление и развитие положений о явке с повинной в уголовно-процессуальном законодательстве России с 1845 до 2005г.: Автореферат дис. докт. юрид. наук / В. К. Коломеец. -Екатеринбург, 2004. 54 с.
  85. В.ГТ. Содействие граждан оперативным подразделениям криминальной милиции (правовые и организационно тактические вопросы): Автореферат дис.канд. юрид. наук / В.ГТ. Легостаев. -Волгоград, 2000. — 25 с.
  86. В.Ф. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по раскрытию преступлений: Автореферат дис. докт. юрид. наук / В. Ф. Луговик. -Омск, 2006.-39 с.
  87. О.В. Организация гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел. Автореферат дис. канд. юрид. наук / О. В. Михайловская. М., 2009. — 27 с.
  88. A.B. Деятельное раскаяние в преступлении (правовые и криминалистические проблемы): Дис. докт. юрид. наук / A.B. Савкин. М., 2002. — 425 с.
Заполнить форму текущей работой