Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Ремид»

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На предприятии разрабатывается тактический план на 1 год. Он включает разделы: план производства и реализации продукции, план материально-технического обеспечения производства, план по персоналу и оплате труда, план по издержкам производства, прибыли и рентабельности, план социального развития коллектива. Он разрабатывается путем анализа результатов прошлого года умноженного на индекс изменения… Читать ещё >

Эффективность производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Ремид» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

1. История становления и развития предприятия (организации), отраслевая принадлежность, тип производства, специализация, форма собственности

2. Основные виды продукции, выпускаемые предприятием

3. Технологический уровень и экспортные возможности

4. Организационная структура и система внутрифирменного менеджмента

5. Функции и роль управленческой службы предприятия (организации), структурного подразделения

6. Содержание должностных инструкций менеджеров

7. Диагностика финансово-экономического состояния

8. Использование информационных технологий при планировании и организации управления производством

9. Планирование экономического и социального развития. Анализ выполнения плана по основным показателям за определенный период (месяц, квартал, полугодие)

10. Организация, информатизация и интеллектуализация управленческо деятельности. Состав технических и программных средств управления

11. Инновационный менеджмент и его результативность

12. Организация системы управления качеством. Показатели качества продукции

13. Управление персоналом на предприятии (в организации), в структурном подразделении

14. Организация службы маркетинга на предприятии (в организации)

15. Конкурентная стратегия предприятия Заключение Список использованных источников

На современном этапе хозяйствования основной целью в развитии деятельности является повышение эффективности и качества работы всех звеньев промышленного производства. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий всех форм собственности в выработке управленческих решений по обеспечению эффективности их производственно-хозяйственной деятельности. Действенность этих решений зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени взаимодействия не только между собой, но и с конечными результатами производства.

Объектом отчета по преддипломной практике является ОАО «Ремид».

Предметом исследования является процесс повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Целью данного отчета по практике является характеристика предприятия, диагностика и планирование финансово-экономического состояния, организации системы управления качеством, персоналом, службы маркетинга и конкурентной стратегии предприятия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— охарактеризовать историю развития и основные виды, выпускаемые предприятием;

— описать организационную структуру и функции управленческой службы предприятия на основе должностных инструкций менеджеров;

— произвести анализ выполнения плана по основным показателям деятельности;

— произвести анализ организации, информатизации и интеллектуализации управленческой деятельности;

— произвести анализ результативности инновационного менеджмента;

— охарактеризовать организацию системы управления качеством и персоналом на предприятии;

— дать характеристику организации службы маркетинга и конкурентной стратегии предприятия.

1. История становления и развития предприятия (организации), отраслевая принадлежность, тип производства, специализация, форма собственности

Открытое акционерное общество «Ремид» создано на основании приказа Минского городского территориального фонда государственного имущества от 30 декабря 2009 г. № 143 путем преобразования Научно-производственного республиканского дочернего унитарного предприятия «Ремид» и зарегистрировано решением Минского городского исполнительного комитета от 25 января 2010 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100 218 240.

Предприятие осуществляет производственную деятельность с 1 июля 1992 г. на производственной базе лаборатории разработки методов повышения долговечности деталей научно-производственного объединения «Транстехника».

Предприятие, имевшее численность на момент образования 11 человек, в первые годы своей деятельности занималось разработкой и внедрением прогрессивных технологических процессов в ремонтном производстве. В дальнейшем, являясь одним из основных разработчиков и исполнителем отраслевой программы по импортозамещению, предприятие с 1995 г. начало производственную деятельность по изготовлению запасных частей к автобусам «Икарус».

Последующее развитие производственной базы позволило увеличить объем выпускаемой продукции, при этом предприятие стало одним из основных производителей запасных частей в отрасли.

ОАО «Ремид» сегодня — динамично развивающееся предприятие, добившееся успеха в разработке новой продукции и технологии производства.

Предприятие располагает хорошо оснащенной производственной базой, соответствующей современным требованиям. Создана команда единомышленников из энергичных и компетентных специалистов, способных мобильно и технически грамотно решать все задачи, поставленные руководством.

Руководство предприятия осуществляет планомерное расширение и переоснащение производства.

Структурные подразделения предприятия постоянно ведут работы по усовершенствованию технологии производства, внедрению новой техники и повышению качества выпускаемой продукции.

Уставной фонд ОАО «Ремид» составляет 1 616 951 200 рублей, количество выпущенных акций — 333 392.

В собственности Общества находятся:

— имущество, переданное акционерами Общества в его уставный фонд в виде вкладов;

— имущество, приобретенное Обществом в процессе осуществления им предпринимательской деятельности;

— поступления, полученные в результате использования имущества (продукция, доходы), если иное не предусмотрено законодательством или договором об использовании этого имущества;

— имущество унитарных предприятий, учрежденных Обществом;

— имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.

Акции выпускаются в форме записей на счетах.

В соответствии с реестром владельцев акций по состоянию на 01.12.2010 г. владельцами акций являются 28 акционеров, в том числе 27 работники предприятия и приравненные к ним лица, которые в совокупности обладают простыми (обыкновенными) акциями, в количестве 333 392 шт., что составляет 100% уставного фонда. Из них: 5051 (1,5%) акция принадлежит работникам предприятия и приравненным к ним лицам, 328 347 (98,5%) акция принадлежит Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь. Владельческий надзор осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров.

2. Основные виды продукции, выпускаемые предприятием

Общество осуществляет виды экономической деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005−2006:

— производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей;

— производство компрессоров;

— обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения;

— монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание насосов и компрессоров;

— производство промышленной и трубопроводной арматуры;

— производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов;

Деятельность, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, осуществляется после получения соответствующего специального разрешения (лицензии).

Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Основной объем выполняемых работ ложится на производственную деятельность предприятия, которая осуществляется по следующим основным направлениям:

· производство запасных частей к автобусам, троллейбусам;

· изготовление нестандартизированного оборудования и запасных частей к ним для предприятий транспортного комплекса Республики Беларусь;

· производство и восстановление запасных частей к пассажирским вагонам;

· производство изделий по разовым заказам.

Техническая оснащенность производства современным универсальным оборудованием, наличие лабораторных приборов для оценки качества изготавливаемой продукции позволяют производить запасные части не только для ремонтных нужд подвижного состава, но и для комплектации новых транспортных средств, в частности автобусов Неман.

Предприятие активно работает над освоением выпуска новой продукции. Удельный вес новых изделий в общем объеме промышленного производства по итогам года составит — 11,2%.

инновационный менеджмент маркетинг персонал

3. Технологический уровень и экспортные возможности

Практически все оборудование в ОАО «Ремид» находится в эксплуатации более 10 лет, и тем не менее поддерживается в нормальном техническом состоянии. Это дает возможность выпускать продукцию, соответствующую требованиям стандартов. Но, несмотря на его техническую исправность, степень износа оборудования составляет около 90%. Часть оборудования требует поэтапной и планомерной замены на высокопроизводительное, менее энергоемкое, позволяющее снизить производственные издержки выпускаемой продукции, повысить качество изготавливаемых деталей и увеличить экспорт продукции.

В течение 2010;2011 гг. частично произведено обновление парка технологического оборудования. Внедрены в производство: печь закалочная мод. РК 35/12, токарно-винторезный станок мод. 250ИТВМ.01, остилограф ОS-5020G, сварочный полуавтомат инвентарного типа Mitech MIG 250Y, стол поворотный круглый с ручным и механизированным приводами мод. 7204−0023−01, сепаратор магнитный GM 50.

Основу производственного потенциала предприятия составляют: производственно-технический отдел, участок механической обработки, участок слесарно-сборочных работ.

В основе технического оснащения производства различное технологическое оборудование универсального типа, позволяющее осуществлять обработку металлов резанием, прессованием, штамповкой, шлифованием, а также выполнять термическую обработку деталей.

Имеющиеся производственные мощности полностью обеспечивают планируемые потребности производства при работе предприятия в одну смену. При этом коэффициент использования производственных мощностей не превышает 0,8.

В виду того, что средний износ основного технологического оборудования составляет около 90%, значительная часть его имеет полный балансовый износ, планируется поэтапно осуществлять обновление основных фондов, приобретая эффективное оборудование под энергосберегающие технологии. В течение 2010;2011 гг. частично проведено обновление парка технологического оборудования. Внедрены в производство токарно-винторезный станок мод. 250ИТВМ.01, печь закалочная мод. РК 35/12, остилограф ОS-5020G, сварочный полуавтомат инвентарного типа Mitech 250Y, стол поворотный круглый с ручным и механизированным приводами мод.7204−0023−01, сепаратор магнитный GМ 50.

В 2012 году предусмотрено дальнейшее приобретение нового технологического оборудования, в т. числе: токарно-револьверные станки мод. SL-10 и ST-20 с ЧПУ фирма ХААС (США), вертикально-фрезерные обрабатывающие центры с ЧПУ, лазерный гравер и др.

Приобретение нового оборудования позволит предприятию расширить техническую оснащенность, увеличить номенклатуру выпускаемой продукции, повысить уровень автоматизации технологических процессов, производительность труда и эффективность производства.

Оценивая потенциальный рынок сбыта производимых запасных частей в Республике Беларусь, можно сделать следующие предположения:

1. Будет наблюдаться дальнейший рост потребности кранов уровня пола, прежде всего, для ремонтных целей, так как количество эксплуатирующийся автобусов МАЗ и троллейбусов, автобусов ЛиАЗ ежегодно возрастает;

2. Потребность предприятий Республики Беларусь в запасных частях пассажирских вагонов будет оставаться на прежнем уровне с незначительным ростом по мере освоения новых изделий.

3. Объем реализации запасных частей освоенной номенклатуры к пассажирскому подвижному составу для предприятий Республики Беларусь сохранится на уровне 250−300 тыс. долларов США в год.

Проведенная за последние годы работа по расширению рынков сбыта и маркетинговые исследования позволили установить, что существенный прирост объема производства и реализации продукции, может быть достигнут при охвате потребности в запасных частях пассажирских вагонов предприятий стран СНГ. Здесь речь идет о довольно узкой номенклатуре деталей для вагонных компрессоров немецкого производства.

При этом эта потребность носит строго сезонный (летний характер), что хорошо согласуется с сезонным характером (зимний) производства запасных частей к автобусам и троллейбусам. Стабилизирующим фактором служит потребность в запасных частях вагонных компрессоров ООО «Фреон-Сервис» г. Москва и централизованные поставки для ООО «Росжелдорснаб».

В производстве запасных частей к вагонным компрессорам ОАО «Ремид» занимает ведущее положение в странах постсоветского пространства.

При хорошем качестве и ценах на 15−20% ниже, чем у конкурентов-производителей в России, предприятие постоянно расширяет свои рынки сбыта. Основным конкурентом предприятия является ОАО НТК «Криогенная техника» г. Омск.

Сегментирование рынка, на котором ОАО «Ремид» реализует свою продукцию, можно провести по географическому признаку:

· рынок Республики Беларусь;

· рынок Российской Федерации;

· Украина.

В 2011 году наибольший объем реализации продукции пришелся на внешний рынок. Так, в страны СНГ было реализовано 71,3%, из него в Россию — 64,7%, на внутренний рынок — 28,7% (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 — Сегменты рынка продукции ОАО «Ремид»

Источник: собственная разработка.

4. Организационная структура и система внутрифирменного менеджмента

Организационная структура предприятия ОАО «Ремид» относится к линейно-функциональному типу.

В структуре предприятия для обеспечения его деятельности важную роль играет заместитель директора по науке и подчиненный ему производственно-технический отдел. Основные направления их деятельности направлены на разработку и постановку на производстве новых изделий, проведение испытаний по серийно выпускаемой продукции, разработка норм расхода материальных и трудовых ресурсов по индивидуальным заказам, совершенствование применяемых технологических процессов, поиск и установление производственных связей с соисполнителями и др.

Наибольшая численность работающих относится к производственной сфере деятельности. Под руководством заместитель директора по производству и двух начальников участков осуществляется весь необходимый комплекс работ по производству запасных частей, нестандартизированного оборудования и выполнению разовых заказов. В структуру входят инженер по материально-техническому снабжению, заведующий центральным складом и кладовщик склада металла, заготовок и метизов.

Отдел главного механика новой структурой, имеющей вспомогательные функции по обеспечению предприятия транспортом, электрической и тепловой энергией, водой, бесперебойной работой канализации, своевременному ремонту оборудования и помещений и др.

В прямом подчинении у директора находятся плановая служба, бухгалтерия, ведущий инженер по кадрам, совмещающий должность инженера по охране труда и технике безопасности, юрисконсульт, контролеры, обеспечивающие охрану предприятия, ведущий инженер по качеству и контролер станочных и слесарных работ, осуществляющие контроль качества выпускаемой продукции.

Ведущий инженер по качеству напрямую подчиняется директору предприятия и осуществляет весь комплекс работ по управлению качеством продукции. В его подчинении находится контрольный мастер.

Руководители и инженерно-технические работники все имеют высшее образование, а заместитель директора по науке является кандидатом технических наук.

5. Функции и роль управленческой службы предприятия (организации), структурного подразделения

В настоящее время управленческая служба ОАО «Ремид» выполняет ряд функций, которые раньше принадлежали экономическим, производственно-техническим и другим подразделениям. Такое сосредоточение функций в одном структурном подразделении позволяет реализовать эффективный инструментарий управления человеческими ресурсами организации.

Сегодня внимание управленческой службой предприятия в основном уделяется совершенствованию трудовых отношений, подбору кандидатов на вакантные должности, разработке и реализации учебных программ и программ социального развития, а также мотивации и стимулированию трудовой деятельности. Принятие решений по перечисленным вопросам осуществляется не только руководителем кадровой службы, но и другими линейными руководителями организации.

Таким образом, на сегодняшний день в работе управленческой службе предприятия все больше преобладают не учетные, а аналитические и организационные аспекты деятельности.

В современных условиях наиболее приоритетными направлениями работы управленческой службы предприятия, является решение следующих задач:

§ контролирование роста издержек на рабочую силу;

§ расширение норм, регулирующих трудовые и организационные отношения, от соблюдения трудового законодательства до морально-этических норм (например, в области вопросов дискриминации, здорового образа жизни и т. д.) и др.

6. Содержание должностных инструкций менеджеров

Должностная инструкция менеджера ОАО «Ремид» включает в себя такие разделы: 1) общие положения; 2) должностные обязанности; 3) права; 4) ответственность; 5) квалификационные требования; 6) необходимые знания; 7) взаимодействия.

В разделе «Общие положения» указывается:

· к какой категории относится должность, например: «наименование должности» относится к категории руководителей (специалистов и т. д.);

· подчиненность, например: линейное подчинение, функциональное;

· порядок назначения на должность и увольнения с нее;

· условия замещения сотрудника на данной должности в случае его отсутствия (болезнь, отпуск).

В разделе «Должностные (функциональные) обязанности» описываются работы, которые должен выполнять сотрудник в рамках своей должности. Данный раздел занимает по объему около 60% всего документа. Обязанности (функции) должны быть выполнимыми и соответствовать задачам данной должности. В этом разделе можно указать периодичность выполнения работником своих основных обязанностей, например: постоянно; еженедельно; по распоряжению руководителя и пр.

В разделе «Права» определяются и перечисляются делегируемые сотруднику правовые средства, которые обеспечивают выполнение возложенных на него задач и обязанностей.

· права на получение информации, в том числе и конфиденциальной, необходимой сотруднику для реализации его функций и эффективного исполнения обязанностей (кроме простого перечисления конфиденциальных сведений возможно и установление процедуры доступа работника к ним, особенно если эти сведения относятся к коммерческой тайне предприятия);

· права на контроль (перечисление круга производственных вопросов и действий других работников, контролировать которые имеет право сотрудник на этой должности — либо выполняя свои функциональные обязанности, либо по поручению руководителя);

· права требовать выполнения определенных действий (особенно — от подчиненных), права давать распоряжения и указания и контролировать их исполнение;

· права визировать, согласовывать, подписывать и утверждать документы отдельных видов (особенно тщательно следует регламентировать право подписания финансовых документов, а также документов, направляемых во внешние организации от имени компании).

В тексте данного раздела необходимо закрепить также право работника вносить предложения по совершенствованию деятельности, связанной с выполнением его непосредственных должностных (функциональных) обязанностей. Здесь же может быть закреплено право сотрудника на участие в рабочих группах по подготовке и реализации конкретных проектов и разработке коллегиальных решений, направленных на достижение главной задачи структурного подразделения или всей организации.

В разделе «Ответственность» обозначаются границы личной ответственности сотрудника за выполнение работ, а также перечень результатов, которых должен достичь работник в процессе своей профессиональной деятельности.

Менеджер несет ответственность:

· за качество и своевременность выполнения задач и функций;

· за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;

· за правонарушения, совершенные в процессе деятельности, — в пределах, определенных действующим законодательством Республики Беларусь;

· за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Республики Беларусь.

В разделе «Квалификационные требования» указывается уровень образования, квалификации, опыта и необходимая специализация, достаточная для полного и качественного выполнения работ.

В разделе «Необходимые знания» приводятся дополнительные, по сравнению с квалификационными требованиями, требования к знаниям, умениям и навыкам работника, обусловленные реальными условиями деятельности компании, особенностями нормативных документов, внутренних процедур, оборудования, материалов, инструментов и т. п.

В разделе «Взаимодействия» должны быть описаны взаимодействие и обмен информацией сотрудников с другими должностными лицами в подразделении, между подразделениями и с «внешними» организациями. Здесь важно определить порядок регулярных действий сотрудника, а также действия в случае возникновения нештатных ситуаций.

7. Диагностика финансово-экономического состояния

Диагностика финансово-экономического состояния ОАО «Ремид» была проведен по следующим направлениям: анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия (коэффициенты ликвидности и платежеспособности, анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности (коэффициенты рентабельности, структура себестоимости).

Показатели ликвидности и платежеспособности рассчитаны на основе данных Приложения 1 и представлены в таблице 7.1. Они показывают способность предприятия оборотными (текущими) активами погасить краткосрочные обязательства. Чем выше покрытие обязательств за счет быстрореализуемых активов, тем надежнее финансовое положение предприятия.

Таблица 7.1 - Коэффициенты ликвидности и платежеспособности

Показатель

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

Коэффициент текущей ликвидности К1

4,03

2,93

2,94

Нормативное значение (не менее)

1,15

1,15

1,15

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К2

0,75

0,66

0,66

Нормативное значение (не менее)

0,15

0,15

0,15

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами К3

0,08

0,11

0,10

Нормативное значение (не более)

0,85

0,85

0,85

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации.

Значение коэффициента текущей ликвидности выше нормативного, это характеризует стабильное состояние в части возможности погашения предприятием текущих обязательств.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. Значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами ОАО «Ремид» выше нормативного.

За анализируемый период не наблюдается нехватки собственных оборотных активов, что обеспечивает финансовую устойчивость.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами полностью находится в пределах нормативных значений (рис. 7.1).

Рисунок 7.1 — Динамика коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами

В таблице 7.2 рассчитаны показатели рентабельности за 2009;2011 гг.

Таблица 7.2 — Показатели рентабельности, %

Показатель

Рентабельность продаж

16,2

13,3

12,9

Рентабельность производства (Прибыль от реализации/Себестоимость продаж)

21,1

16,5

16,0

Показатели рентабельности производства и рентабельности продаж свидетельствуют о прибыли, которую получает предприятие с каждого рубля произведенной и реализованной продукции. Наибольшие показатели наблюдаются в 2009 г.

В таблице 7.3 приведена структура себестоимости продукции на основе данных Приложения 2.

Таблица 7.3 — Показатели структуры себестоимости, %

Показатель

за 2009

за 2010

на 2011

Доля элементов затрат в себестоимости

Материальные затраты

38,9

44,4

43,3

Расходы на оплату труда

39,6

36,6

37,9

Отчисления на социальные нужды

13,9

13,1

12,8

Амортизация основных средств и нематериальных активов

3,1

2,3

2,6

Прочие затраты

4,5

3,6

3,4

Анализ структуры себестоимости по предшествующим годам показывает ее идентичность с небольшим увеличением материальных затрат в 2010 году за счет существенного увеличения (в 2 раза) производства материалоемкого подъемника канавного мод. ПТО16М.

Наибольший удельный вес в затратах занимают расходы на сырье и материалы, что характеризует основной вид деятельности как материалоемкий. Вместе с тем высокая добавленная стоимость обеспечивает и высокий уровень заработной платы, затраты на которую в структуре себестоимости будут составлять 37,9%.

В общем можно сказать, что предприятие ОАО «Ремид» судя по рассчитанным показателям деятельности является финансово устойчивым и является не кризисным, обеспечено собственными средствами и имеет возможность расчетов с внешними кредиторами.

8. Использование информационных технологий при планировании и организации управления производством

Построение эффективной системы планирования и управления, вследствие необходимости обрабатывать большое количество взаимосвязанных данных, возможно только с применением комплексной информационной системы, глубоко интегрированной с бизнес-процессами предприятия.

Система «1С: Управление производственным предприятием», внедренная на ОАО «Ремид» обеспечивает комплексную автоматизацию функций планирования и оперативного управления, включая планирование и управление производством. Программа разработана на платформе «1С:Предприятие 8» и предоставляет мощный функционал в сочетании с доступностью и открытостью системы.

1C:Предприятие 8. Управление производственным предприятиемкомплексное прикладное решение, охватывающие все основные направления управления и учета на производственном предприятии. Конфигурация 1С: Управление производственным предприятием (1С:УПП) позволяет организовать комплексную информационную систему, соответствующую корпоративным и международным стандартам и обеспечивающую финансово-хозяйственную деятельность предприятия, единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятия:

— управление производством;

— управление финансами;

— управление складом (запасами);

— управление продажами;

— управление закупками;

— управление отношениями с клиентами;

— управление персоналом (включая расчет заработной платы).

«1C:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» создает на предприятии единое информационное пространство для отображения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, охватывая основные бизнес-процессы. В то же время четко разграничивается доступ к хранимым сведениям, а также возможности тех или иных действий в зависимости от статуса работников.

9. Планирование экономического и социального развития. Анализ выполнения плана по основным показателям за определенный период (месяц, квартал, полугодие)

Планирование производства и реализации продукции подразделяется на текущее и оперативное. Текущее планирование на предприятии ОАО «Ремид» тесно связано с оперативно-управленческими решениями, направленными на рациональное распределение производственных ресурсов для достижения намеченных стратегических целей. Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономического отдела в течение короткого периода, например разработка годовой производственной программы, контроль и корректировка полученных результатов.

В зависимости от содержания и сроков действия оперативное планирование подразделяется на два вида: календарное и текущее. Эти два вида оперативного планирования производятся экономистами-менеджерами, а также специалистами планово-экономического отдела предприятия. Календарное планирование включает распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ. Текущее планирование предусматривает оперативный контроль и регулирование хода производственных процессов, а также учёт выпуска продукции и расходования различных ресурсов.

ОАО «Ремид» в оперативном планировании производства применяет объёмно-календарный метод, который позволяет планировать одновременно сроки и объёмы выполняемых на предприятии работ в целом на весь предусмотренный период времени — год, квартал, месяц и т. д. Этот метод используется для разработки месячных производственных программ как выпускающих, так и невыпускающих цехов и участков.

Для предприятия актуальным является два направления финансового планирования: стратегическое и текущее.

В зависимости от периода, на который разрабатывается финансовый план, различают: долгосрочные, годовые (текущие), оперативные финансовые планы и расчеты к ним. По формам это могут быть расчетные балансы доходов и расходов (финансовые планы), бюджеты, сметы, финансовые расчеты к бизнес-плану.

Расчёт затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг включает в себя формирование затрат на единицу продукции (калькулирование затрат) и определение общих затрат на весь выпуск.

Плановые калькуляции составляются путём прямого расчёта затрат по отдельным статьям на основе нормирования затрат труда, материалов, топлива, энергии, использования оборудования.

Для поиска резервов снижения себестоимости целесообразно анализировать фактические калькуляции затрат в сравнении с плановыми.

Кроме калькуляции с целью планирования общего объёма затрат на предприятии разрабатываются (составляются) различные сметы. Наиболее важными являются смета продаж и смета затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

В смете продаж обычно содержится информация о предполагаемых объёмах реализации и ожидаемой цене продажи единицы каждого товара.

Рассчитав объём продаж в натуральном выражении, предприятие определяет объём производства.

Выполнив эту работу, предприятие приступает к составлению сводного расчёта затрат в денежном выражении. Сводный расчёт может быть представлен в смете затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. В ней отражается себестоимость того объёма выпуска, который соответствует сметному объёму продаж и необходимой величине материальных запасов.

Планирование прибыли позволяет правильно оценить возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников, определить размер платежей в бюджет и др.

Функция планирования является центральной в системе функций управления предприятия.

На предприятии разрабатывается тактический план на 1 год. Он включает разделы: план производства и реализации продукции, план материально-технического обеспечения производства, план по персоналу и оплате труда, план по издержкам производства, прибыли и рентабельности, план социального развития коллектива. Он разрабатывается путем анализа результатов прошлого года умноженного на индекс изменения цен и умноженного на темп роста по городу Минску (составляет 107%). Разработка тактического плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, норм затрат живого труда, нормативов использования средств труда и организации производственных процессов.

10. Организация, информатизация и интеллектуализация управленческой деятельности. Состав технических и программных средств управления

На ОАО «Ремид» внедрена и действует конфигурация, разработанная на основе платформы 1С:8.2.

Функции программного средства управления «1С:Предприятие 8.2» можно разделить по целям автоматизации и, соответственно, группам ответственных пользователей.

1.Анализ и управление эффективностью работы предприятия.

Эти функции системы ориентированы на решение задач руководителя предприятия и на управленцев, отвечающих за рентабельность бизнеса и его развитие. Их назначение — обеспечить руководителей актуальной информацией, необходимой для оценки ситуации и принятия решений. К ним относятся такие механизмы, как бюджетирование (планирование финансовой деятельности и сопоставление планов с фактическими данными), анализ рентабельности производственной деятельности, анализ сбыта товаров и продукции, прогнозирование продаж и т. д.

2.Учет и управление оперативной деятельностью предприятия.

Эта функциональность решает задачи менеджеров и работников, непосредственно занимающихся торговой, производственной деятельностью или деятельностью в области оказания услуг. Она обеспечивает эффективную ежедневную работу предприятия: подготовку документов, управление движением товаров, управление производственными запасами и выпуском продукции, прием заказов и контроль их исполнения и т. д.

3.Регламентированный учет и отчетность.

Эти функции системы решают задачи бухгалтеров и расчетчиков зарплаты. Их цель — обеспечить ведение учета в полном соответствии с требованиями законодательства. В эти функции входит собственно ведение бухгалтерского и налогового учета, расчет заработной платы, составление бухгалтерской и налоговой отчетности, отчетности в фонды и т. д.

11. Инновационный менеджмент и его результативность

В соответствии с разработанной стратегией развития на 2012 ш планируется продолжить внедрение инновационных технологий, за счет привлечения инвестиционных ресурсов создать участок высокоточной механической обработки деталей, оснастив его современными высокопроизводительными, энергоэффективными станками с ЧПУ.

С целью привлечения средств инвестора было принято решение об увеличении уставного фонда путем выпуска дополнительных акций, размещаемых путем проведения открытой подписки на акции общества на общую сумму 1 567 951 650 рублей. Российская фирма ООО «Фреон-Сервис», г. Москва подтвердила свое решение на подписку акций дополнительного выпуска общества, и готова внести необходимые денежные средства в уставный фонд предприятия. В настоящее время подписан соответствующий договор.

Реализация проекта позволит осуществить существенное расширение производства, освоить выпуск новых изделий, в т. ч. установку кондиционирования воздуха для пассажирских купейных железнодорожных вагонов, которая станет наиболее значимой продукцией в планируемых объемах производства.

Реализация настоящего проекта позволит ОАО «Ремид» укрепить свои позиции на рынке запасных частей к пассажирскому транспорту и обеспечить реализацию продукции в запланированных объемах путем выпуска качественной, конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом. Удельный вес новой продукции в общем объеме производства составит примерно 11,5%.

Общие инвестиционные затраты по бизнес плану на 2012 год составляют 1320 млн руб. и включают в себя:

— 1100 млн руб. — затраты на оборудование приобретаемое за счет иностранных инвестиций,

— 220 млн руб. — затраты на приобретение технологического оборудования за счет собственных средств предприятия (за счет амортизационного фонда и прибыли).

Анализ фактических данных за предшествующие годы, оценка возможных изменений в структуре и объемах производства и реализации продукции, а также выполненные расчеты показывают, что реализация проекта позволит ОАО «Ремид» повысить устойчивость работы предприятия, обновить основные производственные фонды, повысить уровень оплаты труда работников. Планируемая к освоению продукция будет соответствовать лучшим зарубежным аналогам и конкурентоспособна с ними по ценовым и качественным параметрам.

Успешная реализация проекта позволит предприятию выполнить доведенные на 2012 год прогнозные показатели социально-экономического развития предприятия.

12. Организация системы управления качеством. Показатели качества продукции

Одним из главных приоритетов производственной деятельности ОАО «Ремид» является обеспечение показателей качества выпускаемой продукции.

В 2007 году на ОАО «Ремид» была создана служба качества. Она состоит из ведущего инженера по качеству и контролера станочных и слесарных работ. В декабре 2009 года на предприятии началась работа по созданию системы менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям стандарта СТБ ISO 9001−2009. В 2011 году планируется завершить внедрение разработанных внутренних нормативных документов и сертифицировать систему менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ISO 9001−2009.

Качество выпускаемой продукции обеспечивается выполнением всех необходимых видов работ в рамках создаваемой системы менеджмента качества предприятия. В действующей технологической документации отражены требования и контролируемые параметры, влияющие на качество продукции. С целью применения современных методов анализа и управления качеством проводится обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятия в области управления качеством. Контроль качества выпускаемой продукции проводится в соответствии с технологическими процессами изготовления и требованиями документов СМК. При этом применяются следующие виды контроля:

— входной контроль закупленной продукции;

— операционный контроль продукции в процессе производства;

— контроль соблюдения технологической дисциплины;

— приемочный контроль готовой продукции.

Качество выпускаемой продукции предприятия подтверждается проведением приемо-сдаточных и периодических испытаний.

Продукция, выпускаемая ОАО «Ремид», соответствует ТНПА. Качество изделий, на которые распространяются санитарно-гигиенические нормы и требования, подтверждено соответствующими санитарно-гигиеническими сертификатами.

В рамках совершенствования метрологического обеспечения на предприятии создана лаборатория для линейных и угловых измерений.

13. Управление персоналом на предприятии организации), в структурном подразделении

ОАО «Ремид» полностью укомплектовано высококвалифицированным персоналом. Руководители и специалисты в абсолютном большинстве имеют высшее и среднее специальное образование, находятся в наиболее трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет.

В основу кадровой работы администрации предприятия положены требования Указов, Постановлений Президента Республики Беларусь, Приказов Министерства транспорта и коммуникаций РБ, приказов директора ОАО «Ремид».

В целях укрепления стабильности кадров и обеспечения преемственности лучших трудовых традиций предприятия, применяются меры поощрения работников завода за многолетний и добросовестный труд в соответствии с утвержденным положением.

Одной из основных задач администрации предприятия является сохранение трудового коллектива, обеспечение максимальной занятости работающих в соответствии с их квалификацией.

В соответствии с этим обучение кадров планируется на перспективу, на основании анализа потребности в кадрах и повышения их квалификации.

Потребность в кадрах и требования к их квалификации определяют руководители структурных подразделений при анализе проблем и причин их возникновения — квалификация, возраст персонала и планирование деятельности подразделения.

На основании анализа руководители подразделений подают заявки в бюро кадров, которые являются базой для составления годового плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Подготовка основных специалистов, непосредственно на предприятии, проводится по индивидуальной форме обучения с учетом специфики отрасли.

При подготовке рабочих на предприятии используют перечень профессий для подготовки рабочих на производстве, утвержденный Министерством образования Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь № 14/25/29/56 от 28.02.2003 г.

Переподготовка кадров осуществляется либо на предприятии, либо в учебных заведениях с отрывом от работы.

В 2011 г. всеми формами обучения было охвачено 7 чел., из них повысили квалификацию — 3.

Главной целью политики управления персоналом ОАО «Ремид» является оптимизация управления персоналом для эффективной деятельности и развития предприятия.

В 2012 г. перед предприятием стоит задача существенно увеличить объем выпускаемой продукции. Кроме того, планируется продолжить работы по ремонту производственных и бытовых помещений, в частности выполнить ремонтные работы по ремонту пола коридора в административном здании ОАО «Ремид» и произвести ремонт асфальтового покрытия территории производства.

Для реализации намеченной программы необходимо осуществить разработанный специалистами предприятия организационный план, в который включены следующие основные мероприятия:

· Ремонтно-восстановительные работы.

· Оптимизация организационной структуры предприятия.

· Приобретение технологического оборудования (инвестиционный проект).

14. Организация службы маркетинга на предприятии организации)

На внутреннем рынке стратегия маркетинга службой маркетинга предприятия ОАО «Ремид» основывается на сотрудничестве с постоянными партнерами, что ориентирует предприятие на выпуск запасных частей к пассажирским транспортным средствам: к автобусам Неман, МАЗ, троллейбусам, а также производство нестандартизированной продукции под заказ конкретного потребителя.

На внешнем рынке стратегия маркетинга направлена на укрепление связи с многолетними партнерами, прежде всего с непосредственными потребителями продукции.

В целом основными методами маркетинговой политики, проводимой специалистами службы маркетинга ОАО «Ремид», являются:

· активизация индивидуальной работы с потенциальными потребителями с целью расширения рынков сбыта и повышения их заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве;

· обеспечение оперативности выполнения заказов и высокого уровня обслуживания потребителей;

· организация эффективной информационно-рекламной деятельности;

· обеспечение высокого качества продукции в соответствии со стандартами и сертификатами;

· освоение производства и предложение потребителям расширенного ассортимента и новых образцов продукции;

· получение прибыли за счет производства высококачественной продукции.

В настоящее время и в ближайшей перспективе деятельность предприятия будет осуществляться по следующим направлениям:

— производство запасных частей к автобусам, троллейбусам;

— изготовление нестандартизированного оборудования для предприятий транспортного комплекса Республики Беларусь;

— производство и восстановление запасных частей к пассажирским вагонам.

Планирование товарного ассортимента предприятия происходит на основе анализа конъюнктуры рынка, исходя из существующего и потенциального объема платежеспособного спроса.

При реализации продукции ОАО «Ремид» практикует в основном ее прямой сбыт на основе прямых связей. Однако в ряде случаев при осуществлении экспортных поставок предприятию приходится применять косвенные каналы товародвижения, прибегая к услугам посреднических организаций.

Нулевой канал сбыта является предпочтительным, так как обусловлен рядом факторов:

— прямой путь продвижения товаров исключает необходимость излишних складских перевалок продукции и, следовательно, ускоряет сроки продвижения;

— отсутствие каких-либо посредников усиливает прямые контакты между производителем и потребителем, в результате чего первые могут оперативно согласовывать свой производственный процесс и его ритм с производственным процессом производителя.

В целях улучшения сбыта продукции, устранения посредников в 2010 году при долевом участии ОАО «Ремид» и основного внешнеэкономического партнера ООО «Фреон-Сервис» создана товаропроводящая сеть с учреждением в городе Москве ООО «Торговый дом «Ремид».

15. Конкурентная стратегия предприятия

Формирование цен на конечную продукцию ОАО «Ремид» обуславливается конъюнктурой соответствующих рынков сбыта, а также уровнем цен на сырье, материалы, энергоресурсы и т. д.

Однако в сложившихся в республике условиях ценового и валютного регулирования уровня цен на продукцию, реализуемую в республике, цена отражает директивно установленный уровень повышения цен, что по отдельным видам продукции не всегда покрывает затраты на производство.

Для эффективного продвижения своей новой продукции и обеспечения ее конкурентоспособности ОАО «Ремид» следует использует следующие мероприятия:

— Участие в выставках, ярмарках. Это позволяет максимально активизировать поиск новых потребителей собственной продукции, гибко ориентироваться в рыночной ситуации, в том числе отслеживать передовые решения конкурентов, а также требования рынка к номенклатуре, качеству продукции.

— Реклама в специализированных изданиях, каталогах и средствах массовой информации: «Компас-Конкорд», «Беларусь ХХI век», «Бизнес-Беларусь» и т. п. Публикация статей, рекламных материалов позволяет представить информацию о новых или усовершенствованных видах продукции, выпускаемых на предприятии, что, в конечном итоге, позволяет увеличить количество потребителей.

— Реклама в сети Internet.

ОАО «Ремид» имеет свой Web-сайт (www. remid.land.ru) с представлением предприятия и продукции. Это позволяет максимально охватить круг потенциальных потребителей продукции во всем мире, проникать на другие географические сегменты.

— Другие виды рекламы. Это — буклеты и проспекты. Такая реклама в первую очередь используется для почтовой рассылки потенциальным потребителям, а также носит поддерживающую функцию среди тех потребителей, которые уже отчасти знают и о самом предприятии, и о выпускаемой продукции. Во втором случае полиграфическая рекламная продукция предоставляет дополнительную, более полную информацию для потребителей.

— Прямая почтовая рассылка и личные контакты. Регулярно проводится рассылка коммерческих предложений потенциальным покупателям.

Дополнительными мероприятиями могут быть в дальнейшем продвижении:

— подготовка и распространение пресс-релизов;

— организация и проведение пресс-конференций;

— обеспечение интервью руководителя предприятия для СМИ;

— публикация статей некоммерческого характера в научно-технической прессе, специализированных и отраслевых изданиях, в каталогах и справочниках;

— выпуск нерекламных фирменных изданий для сотрудников и посредников;

— организация посещения предприятия работниками СМИ, широкой публикой.

Заключение

В данном отчете по практике было рассмотрено производственное предприятие ОАО «Ремид» г. Минска.

Предприятие ОАО «Ремид» является юридическим лицом: имеет собственный баланс, обособленное имущество, проданное по договору Учредителем на право полного хозяйственного ведения, имеет расчетный и иные счета в банках, может от своего имени заключать договоры и выступать в судах, арбитражном и третейском судах, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. ОАО «Ремид» отвечает по обязательствам своим имуществом.

Руководство ОАО «Ремид» осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом.

Основными элементами организационной структуры управления на предприятии являются: звенья управления, ступени (уровни управления, связи управления, масштаб управляемости (сфера контроля)).

Аппарат управления ОАО «Ремид» построен по линейно-функциональному типу.

Финансово-экономическое положение ОАО «Ремид» устойчиво и не приближается к кризисному состоянию.

Для организации управления на предприятии используется программный продукт от фирмы «1С».

Предприятие имеет хорошие показатели качества своей производимой продукции, т.к. руководство предприятия ответственно относится к надлежащей организации системы качества.

Управление персоналом на предприятии осуществляется с помощью должностных инструкций. Для продвижения своей продукции на другие рынки предприятие применяет гибкую систему скидок и рекламные инструменты для привлечения покупателей.

Список использованных источников

1. Веснин, В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с.

2. Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.

3. Волков, О.И., Девяткин, О. В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 601 с.

4. Волков, О.И., Скляренко, В. К. Экономика предприятия: Курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 280 с.

5. Горфинкель, В.Я., Швандар, В. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред.проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 670 с.

6. Гусева, Е. П. Менеджмент: учебно-практическое пособие. / Гусева Е. П. — М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2006. — 298с.

8. Жудро, М. К. Экономика предприятия. Практикум: учеб. пособие / М. К. Жудро. — Мн.: БГЭУ, 2009. — 367 с.

9.Ильенкова, С.Д., Кузнецов, В.И. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 262 с.

10. Ильин, А. И. Экономика предприятия. Краткий курс. / А. И. Ильин — Мн.: Новое знание, 2007. — 236 с.

11. Экономика предприятия. Практикум: учеб. пособие / Э. В. Крум [и др.]; под ред. Э. В. Крум. — Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. — 360 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой