Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль внутренней среды вуза в формировании профессиональной культуры специалиста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня функционирование внутренней среды вуза предоставляет недостаточно возможностей для реализации профессионально-личностных и социальных установок студентов. Диагностика выявила недостатки образовательной составляющей внутренней среды вуза. Основное внимание в вузе сегодня сосредоточивается на учебном процессе, а студенты явно недостаточно ощущают влияние учебного процесса на формирование… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Внутренняя среда вуза: сущность, понятие, компоненты
    • 1. 1. Внутренняя среда вуза как комплекс условий формирования профессиональной культуры специалиста
    • 1. 2. Функции и компоненты внутренней среды вуза
  • ГЛАВА 2. Информационное обеспечение управления внутренней средой вуза
    • 2. 1. Технологии управления внутренней средой вуза
    • 2. 2. Диагностика внутренней среды вуза
    • 2. 3. Моделирование сфер освоения студентами внутренней среды вуза

Роль внутренней среды вуза в формировании профессиональной культуры специалиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена возрастанием роли образования в современном мире, с одной стороны, и необходимостью совершенствования управления образованием, поиска его новых форм и резервов повышения эффективности, с другой. Основной целью совершенствования управленческих процессов в вузах является предоставление простора развитию способностей, возможностей каждого студента, что требует переосмысления целого ряда проблем. Безусловно, к таким проблемам следует отнести создание в вузе условий для формирования профессиональной культуры будущего специалиста, предоставления возможностей для реализации его профессионально-личностных и социальных устремлений.

Преобладающий сегодня в высшей школе знаниевый подход, в рамках которого основной образовательной задачей считается усвоение студентами учебной программы, слабо способствует развитию самостоятельности, познавательной и социальной активности. В результате такого обучения мы имеем людей, осведомленных в конкретной области знания, но не субъектов целостной профессиональной деятельности.

Попытки перестроить существующую систему образования только путем совершенствования учебных программ не дает ожидаемого результата и не уменьшает противоречий, накопившихся в теории и практике подготовки выпускников к их дальнейшей профессиональной деятельности и социализации.

Основная задача вузовского образования — способствовать саморазвитию личности студента, его профессиональному становлению, начиная с первых лет учебы в вузе. В связи с этим актуализируется задача возможно раннего выявления потенциальных возможностей студентов и их самореализации на всех уровнях профессиональной подготовки. В таких условиях особую значимость приобретают социологические исследования внутренней среды вуза как комплекса влияний и условий, способствующего формированию профессиональной культуры специалиста.

Будучи инструментом воздействия на личностный й профессиональный рост студентов, внутренняя среда вуза должна рассматриваться как объект изучения, моделирования и конструирования, то есть как объект управления, которому принадлежит важнейшая роль в процессе становления специалиста.

Результаты планомерных и целенаправленных социологических исследований внутренней среды вуза представляют собой информационную базу для принятия конкретных управленческих решений, направленных на совершенствование внутренней среды вуза и активное ее освоение студентами.

Сегодня существует противоречие между востребованностью специалистов не только с высоким уровнем профессиональных знаний, но и в целом — со сформированными основами профессиональной культуры и не разработанностью в системе профессионального образования основ ее формирования у будущих специалистов.

Степень разработанности проблемы.

Проблема изучения вузовской среды привлекает к себе достаточно пристальное внимание ученых и практиков. Ее различные аспекты становятся темой научно-практических, методических конференций, семинаров, им посвящены сборники научных трудов, монографии и диссертации, в которых рассматриваются вопросы формирования, становления, воспитания личности студента в вузе. Но в то же время проблема чаще всего сводится к изучению учебно-воспитательной среды вуза и ее влияния на студентов.

Проблемами теории подготовки специалистов в высшей школе занимались И. Ю. Белохвостикова, A.B. Горшков, Р. Г. Гурова, Г. В. Грачева, Г. Е. Дар-кевич, JI.B. Коробова, Н. Б. Крылова, Т. Н. Кухтевич, О. Т. Лебедев, В. М. Прокопенко, И. С. Урсу, А. Г. Харчев, Е. А. Щуклина, Е. А. Якуба и др.

Проблемы среды затрагивались в работах Г. М. Андреевой, Т. М. Дридзе, J1.A. Калиниченко, Т. Г. Стефаненко, М. Черноушека, Л. И. Яценко. Идеи «сре-дового» подхода к воспитанию, обучению высказывались в работах Ю. С. Мануйлова, В. Н. Мясищева, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. А. Смирнова.

В литературе рассматривался подход к человеку как продукту активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой: В.Н. Мя-сищев, Дж. Гибсон, Дж. Маркович.

Некоторые попытки исследовать проблему оптимизации учебно-воспитательного процесса предпринимались Ю. К. Бабанским, М. М. Поташником, З. С. Харьковской и др. О применении технологий в образовательном процессе писали В. П. Беспалько, A.A. Вербицкий, Е. А. Осипова, Р. И. Пенькова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Н. Е. Щуркова. Однако здесь внимание авторов полностью сосредоточено только на проблемах среднего образования.

Понятие «культура» применительно к образованию рассматривалось в работах А. И. Арнольдова, М. С. Кагана, Н. С. Тимченко и др. Понятие «профессиональная культура» рассматривалось в научных трудах JI.H. Албастова, A.A. Баталова, П. М. Батуры, В. К. Белолипецкого, В. Г. Игнатова, М. Т. Иовчука, С. З. Кабуловой, O.A. Крыжановской, JI.H. Когана, И.М. и Б. С. Моделей, A.B. Поне-делкова, Г. Н. Соколовой, A.M. Старостина, А. И. Турчинова, В. Ю. Фомичева и.

ДР.

В целом проблемы становления личности, ее воспитания и социализации, в том числе, профессиональной, являются предметом философского, социологического, педагогического, психологического и социально-психологического анализа. Это подготовило серьезную методологическую основу для прояснения того факта, что в результате многогранной жизнедеятельности вуза в нем складывается особая среда, оказывающая формирующее действие на студента. Она представляет собой целенаправленно организованный комплекс влияний и условий, способствующий формированию профессиональной культуры специалиста, а также предоставляющий возможности для саморазвития, реализации его профессионально-личностных и социальных установок. Этот комплекс не может сводиться только к образовательной, воспитательной или учебно-воспитательной составляющей. Именно это сложное образование мы и назвали внутренней средой вуза.

Объект исследования — внутренняя среда вуза.

Предмет исследования — управление развитием внутренней среды вуза как комплекса влияний и условий формирования профессиональной культуры специалиста.

Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что от степени освоения студентами внутренней среды вуза, способствующей формированию профессиональной культуры специалиста, зависит познавательная и социальная активность, а также стремление к профессионально-личностной самореализации будущих специалистов.

Из сформулированной гипотезы вытекают следующие предположения:

— не формируемая целенаправленно внутренняя среда вуза способствует стихийному процессу ее развития и освоения;

— не управляемое целенаправленно освоение студентами внутренней среды вуза приводит к формированию у значительной части студентов пассивного отношения к учебе и к своей будущей профессии.

Эмпирической базой выдвинутых теоретических предположений послужили данные социологических исследований, проведенных под руководством автора или с его участием. Наиболее значимые среди них:

• «Социологическая диагностика внутренней среды вуза». Исследование проведено в 2002 году. В исследовании приняли участие 875 студентов восьми вузов России.

• «Мотивация абитуриентов к учебе в Волго-Вятской академии государственной службы и к дальнейшей работе в органах власти и управления». Исследование проведено в 2001 году. В нем приняли участие 365 абитуриентов, поступающих на очную форму обучения.

Цель исследования — выявление управленческого механизма влияния внутренней среды вуза на развитие профессиональной культуры специалиста.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Обосновать социологический подход к исследованию внутренней среды вуза.

2. Дать социологическое определение понятию «внутренняя среда вуза».

3. Разработать методику диагностики состояния внутренней среды вуза с целью оказания на нее последующего корректирующего воздействия.

4. Выявить основные типологические группы студентов, связанные с различной степенью освоения ими внутренней среды вуза.

Теоретико-методологической основой исследования являются фило-софско-социологическая теория личности как субъекта деятельностиконкретно-исторический и структурно-функциональный методы анализа исследуемого предмета. Были использованы концепции, положения, выводы, содержащиеся в научных публикациях отечественных и зарубежных авторов по проблемам высшей школы.

Методы исследования включали:

— анализ социологической, философской литературы;

— анализ документов;

— методы социологического исследования: анкетный опрос, факторный и кластерный анализы данных.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены корректностью исходных методологических позиций, включающих обращение к смежным отраслям знаний (философии, социальной психологии, культурологии), и их адекватностью цели и задачам диссертации, взаимодополняемостью методик анализа и обобщения теоретического и эмпирического материала, согласованностью эмпирических результатов с разработанными автором принципами моделей, инструментарием социологического исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Внутренняя среда вуза представляет собою целенаправленно организованный комплекс влияний и условий, способствующий формированию профессиональной культуры специалиста, а также предоставляющий возможности для саморазвития, реализации его профессионально-личностных и социальных установок.

2. Воспринятая индивидом, субъективированная, освоенная им часть среды становится его личностной сферой, которая является основанием становления его профессиональной культуры.

3. В результате неодинакового освоения студентами внутренней среды вуза формируются различные типы ее освоения, по-разному определяющие учебно-познавательную активность и формирование профессиональной культуры специалиста.

Научная новизна.

1. Впервые предпринят социологический анализ внутренней среды вуза как комплекса влияний и условий развития профессиональной культуры специалиста.

2. Дано определение внутренней среды вуза как целенаправленно организованного комплекса влияний и условий, способствующего формированию профессиональной культуры специалиста, а также предоставляющего возможности для саморазвития, реализации его профессионально-личностных и социальных установок.

3. Дано определение профессиональной культуры как меры освоения специалистом предметной области профессиональной деятельности, под которой понимается та часть объективного мира (материального или духовного), на которую направлена эта деятельность, а также вся совокупность общественных отношений, связанных с этой деятельностью.

4. Разработана структурная модель сфер освоения студентами внутренней среды вуза.

Научно-практическая значимость работы. Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе оптимизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, в научно-исследовательской, преподавательской и управленческой деятельности, в организации дальнейшего комплексного социологического изучения различных аспектов данной проблемы. Выводы и рекомендации могут быть полезны для разработки программ, связанных с состоянием и перспективами развития высшей школы России.

Апробация диссертации. Основное содержание и результаты исследования опубликованы в статьях и тезисах, отчетах по НИР, отчетах по работе Информационно-аналитического центра, докладывались на следующих конференциях:

1) Клочкова Т. Н. Учебно-воспитательная среда вуза как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 14−15 марта 2001 года, Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — С. 60−62;

2) Клочкова Т. Н. Функции вузовской среды в формировании профессиональной культуры будущего специалиста // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы Второй межрегиональной научно-методической конференции. 16−17 апреля 2002 года, Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. — С. 99−102;

3) Клочкова Т. Н. Профессиональное образование как вхождение в профессиональную культуру // Государственная политика в области образования: региональный аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2001.-С. 153−155;

4) Клочкова Т. Н. Проблемы базовой профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих // Управление и самоуправление в обществе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социального управления: методология, теория, практика», посвященной 10-летию ВВАГС, Н. Новгород, 5 декабря 2001 года. — С. 186−188;

5) Клочкова Т. Н. Проблемы формирования и изучения вузовской среды // Управление социальными процессами в регионах. Материалы научно-практической конференции. — Екатеринбург, 22 ноября 2002. — С. 69−72.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по 2 и 3 параграфа соответственно, заключения, списка литературы и трех приложений. Библиография включает 171 наименование. Работа изложена на 184 страницах машинописного текста и иллюстрирована 9 рисунками и 33 таблицами (без учета приложений).

Выводы.

В данном исследовании управление внутренней средой вуза рассматривается как целенаправленное сознательное взаимодействие всех субъектов управления на основе конкретного изучения внутренней среды вуза как объекта управления. В связи с огромным влиянием внутренней среды вуза на процесс формирования профессиональной культуры специалиста внутреннюю среду вуза необходимо целенаправленно создавать, управлять ею. Для этого необходимо четко определять цели и их иерархию по актуальности и степени долгосрочное&trade— осуществлять исследование объекта с целью уточнения механизмов его управления. Результаты планомерных и целенаправленных социологических исследований внутренней среды вуза представляют собой информационную базу для принятия конкретных управленческих решений, направленных на совершенствование внутренней среды вуза и активное ее освоение студентами.

В связи с этим с особой актуальностью встает задача возможно раннего выявления потенциальных возможностей самореализации студента. Эту задачу выполняет социологическая диагностика.

В качестве важнейших показателей состояния внутренней среды вуза рассматривались установки студентов на характер и сферу будущей трудовой деятельности, их отношение ко внеучебной деятельности вуза, а также способность внутренней среды вуза предоставлять условия для самореализации, саморазвития студента. Именно поэтому в исследовании ключевое место отведено выявлению мотивации получения высшего образования и выбора для этой цели конкретного вуза, отношению студентов ко внеучебной деятельности в вузе. Особое внимание уделено качеству студенческого самоуправления, выявлению роли и места его форм в целостном процессе формирования профессиональной культуры специалиста.

Выявлено четыре фактора (четыре латентных переменных), характеризующих возможности внутренней среды предоставлять условия для личностного и профессионального развития студентов и характеризующих субъект профессионального саморазвития с точки зрения его профессионально-жизненных ориентаций.

В пространстве полученных факторов выделены различные сферы освоения студентами внутренней среды вуза как ее субъективированные составляющие. К ним относятся «творческая сфера», в которой не только в высокой степени используются предлагаемые этой сферой возможности профессионально-личностного развития, но и сами студенты организуют для себя новые развивающие возможности. В «академической сфере» используются не все возможности среды в плане предоставления условий для социальной активности студента. В «навязанной извне сфере» самая низкая по сравнению с другими сферами степень использования возможностей. Такая среда явно не способствует развитию социальной активности и профессионально-личностной самореализации студентов. Здесь явно выражено отчуждение студентов от внутренней среды вуза.

Степень использования развивающих способностей «карьерно-статусной сферы» меньше, чем в «творческой» и «академической». Этот тип сферы освоения внутренней среды вуза формирует социальную активность студента, но недостаточно способствует формированию профессионализма и профессиональной культуры специалиста.

На основании эмпирического исследования получена типологическая структура студенческого коллектива с точки зрения направленности на профессиональную самореализацию и социальную активность. Типологическим студенческим группам с определенной долей условности присвоены следующие вербальные ярлыки:

— «активисты-профессионалы» (размер группы — 21%);

-«академики-индивидуалисты» (размер группы — 19%);

— «активисты-функционеры» (размер группы — 24%);

— «пассивные» (размер группы — 21%);

— «отчужденные» (размер группы — 15%).

Данные исследования показали, что внутренняя среда вуза позитивно освоена лишь двумя третьими студентов, вошедшими в три первые типологические группы, а одна треть студентов, представленная типологическими студенческими группами «пассивные» и «отчужденные», неуправляемо адаптировалась в негативной среде. К этому приводит недостаточность целенаправленного управления внутренней средой вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном исследовании разработана теория внутренней среды вуза как целенаправленно организованного комплекса влияний и условий, способствующего формированию профессиональной культуры специалиста, а также предоставляющего возможности для саморазвития, реализации его профессионально-личностных и социальных установок.

Рассмотрены основные функции внутренней среды вуза, их роли, значения для становления профессиональной культуры будущего специалиста, понимая под термином «функция» ту роль, которую играет тот или иной компонент внутренней среды вуза. Основными функциями внутренней среды вуза, совпадающими с целями жизнедеятельности вуза, являются:. 1. Подготовка специалиста.

2. Самореализация студента.

3. Социализирующая функция.

4. Контролирующая функция.

Комплексная и гармоничная реализация этих функций способна не просто давать набор знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности, а формировать профессиональную культуру будущего специалиста, на что направлена деятельность вуза.

Выделены следующие компоненты внутренней среды вуза:

1. Личностный компонент.

2. Образовательный компонент.

3. Духовно-нравственный компонент.

4. Коммуникативно-информационный компонент.

5. Научная школа.

6. Предметно-пространственный компонент.

7. Вузовский менеджмент (студенческое самоуправление, административное управление, неформальные студенческие объединения).

Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, имеют различный уровень влияния на формирование профессиональной культуры специалиста.

Выделено два взаимосвязанных технологических направления оптимизации внутренней среды:

1) управленческие технологии формирования профессиональной культуры субъекта профессионального саморазвития;

2) управленческие технологии развития внутренней среды вуза.

Смысл управляющих технологий состоит в том, чтобы нивелировать те отрицательные моменты, которые проявляются во внутренней среде вуза, и поддержать те положительные, которые в ней присутствуют, или создать положительные условия, которые благотворно влияют на процесс управления внутренней средой вуза.

Сегодня функционирование внутренней среды вуза предоставляет недостаточно возможностей для реализации профессионально-личностных и социальных установок студентов. Диагностика выявила недостатки образовательной составляющей внутренней среды вуза. Основное внимание в вузе сегодня сосредоточивается на учебном процессе, а студенты явно недостаточно ощущают влияние учебного процесса на формирование их как специалиста и будущих профессионалов. По данным исследования, лишь две трети студентов испытывают на себе его влияние. Это подтверждает тезис о том, что внутренняя среда вуза не сводится к учебному процессу, а представляет собою многоаспектный сложный объект управления.

Методом факторного анализа выявлено четыре фактора, характеризующих возможности внутренней среды предоставлять условия для личностного и профессионального развития студентов и характеризующих субъект профессионального саморазвития с точки зрения его профессионально-жизненных ориентаций:

— фактор осознанности выбора вуза;

— фактор установки на профессионально-личностную самореализацию;

— фактор социальной активностифактор признания самоценности высшего образования.

В пространстве двух основных факторов: фактора установки на профессионально-личностную самореализацию и фактора социальной активности выявлены четыре сферы освоения студентами внутренней среды вуза как субъективированные ее составляющие, непосредственно связанные с установками студентов на свое самоопределение, саморазвитие:

— творческая сфера;

— академическая сфера;

— навязанная извне сфера;

— карьерно-статусная сфера.

В «творческой сфере» не только в высокой степени используются предлагаемые этой сферой освоения внутренней среды вуза возможности профессионально-личностного развития, но и сами студенты организуют для себя новые развивающие возможности. Этому способствует их активное и сознательное участие во внеучебной жизни вуза, научной деятельности, решение образовательных и профессиональных задач в процессе неформального общения друг с другом и преподавателями, занятие в свободное время самообразованием.

В «академической сфере» используются не все возможности среды в плане предоставления условий для социальной активности студента.

В «навязанной извне сфере» самая низкая по сравнению с другими сферами степень использования возможностей. Такая среда явно не способствует развитию социальной активности и профессионально-личностной самореализации студентов. Здесь явно выражено отчуждение студентов от внутренней среды вуза.

Степень использования развивающих способностей «карьерно-статусной сферы» меньше, чем в «творческой» и «академической». Этот тип сферы освоения внутренней среды вуза формирует социальную активность студента, но не способствует формированию профессионализма и профессиональной культуры будущего специалиста.

Получена типологическая структура студенческого коллектива с точки зрения направленности на профессиональную самореализацию и социальную активность: «активисты-профессионалы», «академики-индивидуалисты», «активисты-функционеры», «пассивные», «отчужденные».

Активисты-профессионалы" связывают свое дальнейшее материальное и моральное благополучие с получаемой в вузе специальностью. Их характеризует высокая степень направленности на профессиональную самореализацию.

Академики-индивидуалисты" характеризуются абсолютной пассивностью в общественной жизни вуза и сильно выраженным стремлением к профессиональной самореализации.

Уровень направленности на профессиональную самореализацию «активистов-функционеров» невысок, практически не определен. Они еще не определились с направлением своей профессиональной самореализации. Зато в общественной жизни вуза они принимают активное участие: без них не обходится ни одно общественное мероприятие в вузе. Они связывают свой карьерный рост не с профессией, которую они считали бы своим призванием, а с умением организатора, с желанием всегда быть на виду, в центре внимания, со способностями к общественной работе, с талантом руководителя, управленца.

Пассивные" пришли в вуз, так как считают, что им для карьерного роста нужны «корочки» об окончании вуза. Показательно то, что им неважно, в каком вузе учиться: элитарном или нет, их не волнует престижность вуза. Главное для них — получить диплом о высшем образовании.

Отчужденные" характеризуются абсолютным равнодушием и к профессиональной самореализации, и пассивны во внеучебной жизни вуза. Студентам этой типологической группы не нужно ни высшее образование, ни получаемая специальность, не связывают они себя и общественной работой в вузе. Они не связывают свой карьерный рост в будущем с конкретной профессией, не согласны они и с тем, чтобы хорошо устроиться в жизни, необходимо высшее образование.

Данные исследования показали, что позитивная среда освоена лишь двумя третьими студентов, вошедшими в три первые типологические группы, а одна треть студентов, представленная типологическими студенческими группами «пассивные» и «отчужденные», неуправляемо адаптировалась в негативной среде, то есть, освоенные ими сферы не способствуют формированию у них профессиональной культуры. К этому приводит недостаточность целенаправленного управления внутренней средой вуза.

Разумеется, сложно и невозможно в рамках одной работы раскрыть все проблемное поле внутренней среды вуза как в теоретическом, так и в практическом аспекте. В частности, требуют рассмотрения такие вопросы, как постановка на методические рельсы диагностики внутренней среды вуза, практическая разработка технологий развития внутренней среды вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы обучения и воспитания в высшей и средней школе / Липецкий гос. пед. ин-т: Редколлегия: Вейт М. А. — Липецк, 1993. — 232с.
  2. Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе: Межвузовск. сб. научн. тр. /Ленингр. технолог, ин-т им. Ленсовета- / Редкол.: Г. Е. Ковалева (отв. ред.) и др.-Л.: ЛГИ, 1987. 151с.
  3. Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288с.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1980.
  5. Антология культурологической мысли. М., 1996.
  6. В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. Н. Новгород: НКИ, 1998. — 358с.
  7. А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
  8. Р. Этапы развития социологической мысли. М.', 1993.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М., 1982. — 192с.
  10. Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. Мн.: ТетраСи-стемс, 2000. — 496с.
  11. A.A. Профессиональное мышление: философские проблемы: Дисс. д-ра. филос.наук. Свердловск, 1986.
  12. П.М. Профессиональная культура молодежи села: проблемы и перспективы: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Минск, 1990.
  13. М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения. СПб., 1997.
  14. Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе // СОЦИС 2000. — № 6.
  15. И.Ю. Творческая активность будущего специалиста: механизм формирования и развития в вузе (Социологический аспект анализа): Авторефер.. .канд. соц. наук. Харьков, 1990. — 20с.
  16. Л.А. Воспитание как общественное явление. (Философско-социологический анализ). Автореферат дис. .канд. филос. наук. Свердловск, 1982.-18с.
  17. H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т., М., 1994.
  18. В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избран, псих, тр./ Под ред. Брушлинского A.B., Кольцовой В.А.- Акад. пед. и социальных наук. Моск. псих-соц. институт. М. — Воронеж, 1997. — 416с.
  19. B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М., 1991.
  20. .П. Введение в философию воспитания. М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996. — 135с.
  21. И.В. Локальная образовательная система: опыт проектирования, становления и развития. Тольятти, 1996.
  22. В.Э. Профессиональная культура государственных служащих // СОЦИС 1999. — № 2.
  23. И.С., Козлова О. Н. Социология и образование // СОЦИС 1997. -№ 3.
  24. Бро Г. В., Мещерякова Л. Я., Струк Н. М. Убеждение или убежденность? (Из опыта воспитательной работы со студентами ИЛИ и МОНПИ). Иркутск. политех, ин-т. — Иркутск, 1991. — 70с.
  25. П. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. М., 1997. — № 2. — С. 119−126.
  26. А. К вопросу о социологии государства и культуры // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
  27. А. Принципы социологии, истории и культуры. М., 1951.
  28. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  29. A.A. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий // Завуч. 1998. — № 5.
  30. A.A., Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. 1998. — № 4.
  31. Ю.Р., Шапко В. Т. Студент 90-х — социокультурная динамика //СОЦИС-2000.-№ 12.
  32. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1991.
  33. Вопросы воспитания: системный подход. Под общей ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981.
  34. Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы Первой межрегиональной научно-практической конференции. 14−15 марта 2001 года. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — 336с.
  35. Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы Второй межрегиональной нгучно- методической конференции. 16−17 апреля 2002 года. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. — 196с.
  36. Воспитательный процесс в высшей школе: его эффективность. Социологический аспект / Якуба Е. А. (рук.авт.кол.), Арбенина В. Л., Андрющенко А. И. и др. Киев: Вища школа, 1988. — 275с.
  37. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479с.
  38. М.Л., Ашкинази Л. А. Исследование учебной мотивации абитуриентов вуза // СОЦИС 1995. — № 9.
  39. В.П., Столярова И. Е. Динамика учебно-познавательной активности студентов // СОЦИС 2000. — № 12.
  40. Г. Энциклопедия философских наук. М., 1977. — Т. 1.
  41. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М., 1997.120с.
  42. .С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Издательство «Совершенство», 1998. 608с.
  43. .С. Философия образования. М. Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432с.
  44. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М. 1988.
  45. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704с.
  46. A.B. Социологические проблемы деятельности вузовского педагогического коллектива: (Комплекс, исслед.). Дис.. канд. соц. наук. -Ставрополь, 1997. 206с.
  47. A.B. Проблемы и перспективы развития высшего образования: (Комплекс, исслед.). Автореф.. д-ра соц.наук. Ставрополь, 1998. — 33с.
  48. Г. В. Формирование ценностных ориентаций современной молодежи в области образования. Дис. .кан.соц.наук. -М., 1990. — 123с.
  49. Н.Ю. Образование как способ формирования социальной реальности: Автореф.. канд. соц.н. Саратов, 1997. — 19с.
  50. Н.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996.
  51. Н.С. Философия культуры. М., 1995.
  52. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика. 1981.-176с.
  53. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994.
  54. A.B. Феноменология универсальности в культуре: Монография. -Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. 148с.
  55. С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 1997.
  56. О.В. Очерки по философии образования. Учебное пособие. -М.: Прамо-Медиа, 1995. 240с.
  57. Т.М. На лороге экоантропоцентрической социологии // Общественные науки и современность. 1994. — № 4. — С. 97−103.
  58. Т.М. Экоантропоцентрическая модель познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии. // СОЦИС — 2000. — № 2. С. 20−28.
  59. Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. — № 2. — С. 95−97.
  60. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1990.
  61. Э. Социология. М., 1995.
  62. Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996. -78с.
  63. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // СОЦИС 2000.-№ 6.
  64. Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // СОЦИС 1997. — № 2.
  65. Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование как социологическая проблема // СОЦИС 1997 — № 10.
  66. Г. П. Теория социологии: опыт разработки лекционного курса. — Ростов-на-Дону: СКАГС, 1993. -264с.
  67. В.П. Образ и деятельность: монография. — М. Воронеж: НПО Модек, 1997.-608с.
  68. В.Н. Социальные технологии в современном мире. — М. — Н. Новгород, 1996.
  69. В.Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. -Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. 256с.
  70. Г. От педагогической парадигмы к образовательной. П Высшее образование в России. 2000. — № 1 — С. 64−69.
  71. М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. — Ин-т международного права и эк-ки. М., 1996. — 114с.
  72. М.Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: Исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. — 208с.
  73. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. — М.: Издат. корпорация «Логос», 2000. 432с.
  74. С.З. Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. Отв. ред. Е. Суслова. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  75. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  76. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
  77. Калачёва Т. Г, Мальцев В. А., Марченков П. А. Мотивация труда как фактор управления эффективностью профессиональной деятельности персонала госслужбы // Учёные записки. Т.1. Н. Новгород: ВВАГС, 1998. -С. 118−130.
  78. Т.Г. Некоторые уроки XX века и проблемы образования // Абитуриент. Студент. Специалист. Межвуз. сб. Н. Новгород, 1994.
  79. Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта Федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы. Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 1998. — 189с.
  80. Т.Г. Факторные модели в социологической диагностике. Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1999.
  81. Л.А., Яценко Л. И. Административно-управленческая среда // Социальное управление: Курс лекций. -М.: Изд-во РАГС, 2000. — 438с.
  82. Э.Н. Социальные проблемы формирования специалиста в вузе: (На материалах конкретн.-социолог. исслед. способа деятельности молодых инженеров). -Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. 241с.
  83. Л.В., Немцов А. А. Вузовское образование в оценках студентов // СОЦИС 1999. — № 4.
  84. И. Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4.
  85. Классики теоретической социологии XX века: Рабочая тетрадь по историисоциологии. -М.: Изд-во ГУВШЭ, 2001. 170с.
  86. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 13−23.
  87. Л.Н. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — 325с.
  88. Л.Н. Профессиональная культура работника // СОЦИС 1989 — № 3.
  89. Л.Н. Социальная среда и воспитание // Учебно-воспитательный коллектив и его среда. Свердловск, УрГУ. 1980. — 142с.
  90. Л.В. Управление социальной адаптацией молодежи к учебной деятельности в высшей школе. Дис. .кан. соц. наук. — Липецк, 1999. -234с.
  91. Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М., 1990.
  92. A.M., Монтанов В. В. Диалектика социального познания. — М., 1988.
  93. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа. 1990.
  94. Культурология. Основы теории и истории культуры. СПб., 1996.
  95. Культурология. XX век. М., 1995.
  96. О.Т., Даркевич Г. Е. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1984. — 211с.
  97. В.Т., Петрова Т. Э., Смирнова Н. Е. Социальные проблемы образования // Социология молодёжи / Отв. Ред. В. Т. Лисовский. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. — С. 124−170.
  98. .Т. Философия воспитания, спецкурс: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Прометей, 1995. — 282с.
  99. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  100. П.Н., Скорик А. П. Поведенческая типология студенческой группы//СОЦИС 1995, № 7.
  101. В.А. Государственный служащий современного типа. — М. Н. Новгород, 1995. 184с.
  102. В.А. Проблемы управления и информатизации в системе государственных служащих // Информатизация и технологизация социального пространства: Материалы к Первому Международному симпозиуму по социальным технологиям. М.- Н. Новгород: ВВКЦ, 1.994.
  103. С.П. Антология культурологической мысли. М., 1996.
  104. С.П. Основы культурологии. М.: «Олимп», «ИНФРА-М», 1999.-320с.
  105. Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. — 2000. -№ 7.-С. 36−41.
  106. Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. .
  107. Д.Ж. Социальная экология. М., 1991.
  108. Модели управления учебными процессами вуза / И. П. Чучалин, В.З. Ям-польский, В. Н. Чудинов и др. Том. полит, ун-т. Томск: Изд-во Томе, унта, 1992. 178с.
  109. И.М. Профессиональная культура политика: Методологические проблемы / Дисс. .доктора полит, наук. Екатеринбург, 1994. — 311с.
  110. И.М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя // СОЦИС 1997 — № 10.
  111. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности. В кн.: Психология личности. Т.2. Хрестоматия.'—Самара, 1999.
  112. Научно-технический прогресс: Словарь / Сост. В. Г. Горохов, В.Ф. Хали-нов, -М., 1987.
  113. В .Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. — 199с.
  114. Г. Д. Социальные технологии в системе производственной деятельности. Методология. Методика. Практика. Волгоград, 1992.
  115. Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы./ Под ред. Су-бетго А.И.- СПб, 1997. 224с.
  116. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендие-ва. М.: ИНФРА-М, 2000. — 654с.
  117. Особенности воспитательной работы в процессе подготовки специалиста в современных условиях: Материалы межвузовского науч.-мет. семинара 9 февраля 2000 г. Редкол. A.A. Захаров. Саратов: Саратов, гос.тех.ун-т, 2000. — 84с.
  118. Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.
  119. Т. Система координат действий: культура, личность и место социальных систем // Современная западная и теоретическая социология. -М.:ИНИОН РАН, 1994.
  120. Р.И. Технология управления процессом воспитания молодежи: Учебное пособие / Самарский гос.пед.ун-т Самара, 1994. — 144с.
  121. Проблемы гуманитаризации высшего образования: (Формирование нового мышления будущего специалиста) / Новосибирск: НЭТИ, 1990. — 230с.
  122. Е.С. Воспитание как диалог и формирование субъекта культуры: Автореф. .док.фил.наук. / СПб гос.акад.культуры — СПб, 1994. — 32с.
  123. Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гум. обр. в высшей школе). М.: Исследовательский центр по проблемам качества подготовки специалистов, 1993.
  124. Российская социологическая энциклопедия /Под общ.ред. академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. -425с.
  125. В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997.
  126. В.Я. Системный подход к анализу учебно-воспитательногопроцесса и определению путей его совершенствования. (Интегративные характеристики учебно-воспитательного процесса и оценка его эффективности). М.: МАДИ, 1987. — 107с.
  127. В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 576с.
  128. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. -М., 1991.
  129. Словарь русского языка п/р С. И. Ожегова. М., 1988. — 708с.
  130. Н. Культура. // Социология. М., 1994.
  131. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе. Сборник науч.тр. / Липецк.гос.пед.ин-т: Редкол.: Вейт М. А. — Липецк, 1996.-230с.
  132. Советский энциклопедический словарь. М., 1989.
  133. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
  134. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. / Под. ред Т. Н. Кухтевич, В. М. Прокопенко, М.: Изд-во МГУ, 1992. — 122с.
  135. А.Ю. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — С.335−345.
  136. Г. Н. Культура профессиональная // Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. -М.: ИСПИ РАН- 1995.
  137. Г. Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования). Минск, 1980.
  138. Г. Н., Дракохруст Г. В. Профессиональное становление молодого специалиста //СОЦИС 1990. — № 8.
  139. П.А. Система социологии: В 2 т. М., 1993. .
  140. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992.
  141. Социальное управление. Словарь. М., 1994.
  142. Социальные технологии государственного управления: учебное пособие. М. Н. Новгород, Изд-во ВВАГС, 1995.- 204с.
  143. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика// Социология: Словарь-справочник. Т.4. М.: Наука, 1991. — С. 317.
  144. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. М.: Изд-во НОРМА, 2002.-912с.
  145. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. — 696с.
  146. И.Е. Профессиональная направленность студентов вузов: опыт всесоюзного опроса //СОЦИС 1992. — № 3.
  147. В.А. Избр. Педаг. соч. В 3 т. М., 1981.
  148. .Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994.
  149. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова,
  150. Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 560с.
  151. И.С. Социологический анализ процессов образования и воспитания: (теорет-методол. и приклад, аспекты): Дис. в виде научного доклада — СПб, 1996.
  152. Учебно-воспитательный коллектив и его среда. (Сб.ст.). Свердловск: УрГУ, 1980. — 142с.
  153. О.Г. Социология культуры: конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 48с.
  154. Ф.Р. Социология образования // СОЦИС 1994. — № 8−9. -С. 62−70.
  155. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА М, 2000. — 576с. /Ред.-составит. Е. Ф. Губский, Г. В. Короблева, В. А. Лунченко.
  156. Формирование социальной активности студентов: комплексно-целевой подход: (Сб. ст.). — Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1989. — 106с.
  157. Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов: Сб.науч.тр. Свердловск, УрГУ, 1985 — 160с.
  158. С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997. -344с.
  159. М. Психология жизненной среды. М., 1989.
  160. В.И. Об опыте социологического исследования жизненного самоопределения выпускников средней школы // СОЦИС, 1996, № 7.
  161. Ф.Э. и др. Социология образования: прикладной аспект / Шереги Ф. Э., Сериков В.В.-М.: Юристъ, 1997.-301с.
  162. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. — 154с.
  163. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления.-М.: МГУ, 1993.
  164. Е.А. Самообразование как социологическая проблема: Аптореф.. кан. ф.н. / Урал.гос.ун-т. Екатеринбург, 1995. —22с.
  165. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.
  166. Е.А. Профессиональная культура инженера в современном обществе: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Томск, 1989.
  167. Энциклопедический социологический словарь. Общ. ред. академика РАН Осипова Г. В. ИСПИ РАН, 1995. 939с.
  168. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // СОЦИС 1997. — № 9.
  169. A.B., Зотов A.A. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // СОЦИС 1997 — № 3.
  170. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365с.
Заполнить форму текущей работой