Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Насилие над детьми в семье как социокультурное явление современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования полученных результатов исследования в процессе планирования и организации профилактической и реабилитационной работы, в практике организации мониторинга изучения проблемы насилия. В образовательной деятельности они могут использоваться при изучении курсов социологии семьистать базой для разработки факультативных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ
    • 1. 1. Семейное насилие над детьми как социокультурный феномен
    • 1. 2. Изменение положения семьи в социокультурном пространстве России и проблемы насилия над детьми
    • 1. 3. Социализация детей в условиях семейного насилия
  • ГЛАВА II. НАСИЛИЕ НАД РЕБЁНКОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАК ОБЪЕКТ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 2. 1. Причины и распространенность насилия над детьми
    • 2. 2. Социокультурная типология подверженности детей насилию в семье
    • 2. 3. Стратегии решения проблемы семейного насилия над ребёнком
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Насилие над детьми в семье как социокультурное явление современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные научные исследования, изучающие изменения в российском обществе, указывают как на позитивные, так и на негативные стороны трансформаций. Одной из проблем, привлекающих внимание науки и практики последнего периода, стало насилие. Это обусловлено распространенностью различных форм принудительного взаимодействия, проявляющегося в войнах, террористических актах, криминализации общества. В современном мире расширились границы объекта насилия, охватывающего самые различные слои и группы населения, в том числе семьи с детьми, что подтверждается информацией СМИ о жестоком отношении к детям в семье, фактами возбуждения судебных дел против своих родителей.

Опасность тенденции нарушения прав ребенка, распространения насилия по отношению к детям в обществе привело российское правительство к ратификации Конвенции ООН О правах ребёнка в 1989 г. и формированию системы мер по преодолению насилия над детьми, что выразилось в создании кризисных центров, реабилитационных служб, детских домов и приютов, служб доверия и т. д.

Однако отсутствие единства ценностных оснований в отношении взаимодействия детей и родителей в обществе, разрозненность действий и нехватка квалифицированных специалистов по оказанию помощи детям-жертвам насилия, социологической информации о проблеме семейного насилия является существенным препятствием в ее решении. Продуктивность усилий в этом направлении требует взаимодействия государства, семьи, гражданского общества.

Актуальность исследования состоит в потребности осмысления теоретических аспектов современного понимания насилия, определения его социокультурной сущностивыделения семейного насилия, как результата влияния современных социокультурных трансформаций на положение детейобоснования причин и факторов распространения форм насилия по отношению к детяма также определения методологических подходов, методик, адекватных исследуемому социокультурному явлению — семейному насилию над ребёнком.

Практическое и практико-эмпирическое значения изучения проблемы насилия над ребёнком в семье заключаются в возможности разработки направлений решения проблемы насилия в социокультурном российском обществе, основанных на результатах эмпирического анализа общественного мнения.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Степень разработанности проблемы. Взаимоотношения между людьми, основанные на принципах гуманизма, равенства и свободы от насилия как социального феномена рассматривались в исследованиях древних философов: Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Цицерона, Плутарха и других. «Свобода» и «ненасилие» их идей представлялись в призме интересов общества, а не личности в целом. Отдельные аспекты гуманистического воспитания личности и педагогики ненасилия, ставившей целью воспитание и формирование свободной личности, изучали российские великие умы периода Древней Руси по XVIII век, такие как В. Мономах, И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев.

Как объект анализа насилие над детьми получило достаточно глубокое обоснование в контексте изучения воспитательных проблем в XIX — XX вв. Ими занимались западные учёные (Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори) и российские педагоги (A.M. Обухов, В. Рахманов, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский), которые анализировали свободное воспитание как теорию и эксперимент. Продолжали развивать педагогику ненасилия Ш. Я. Амонашвили, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и, наконец, представили её в современном виде, основываясь на идеях гуманизации (Е.Н. Шиянов, И. Б. Котова и др.), выделив основные положения личностно-направленной гуманистической педагогики.

Философско-социологические аспекты насилия в XIX—XX вв. поднимались в работах X. Ортега-и-Гассет, В. Парето, Спинозы, К. Ясперса, Н. О. Лосского и др. Соединение культурологической и психологической линий исследования насилия находим у Э. Фромма, Д. Галтунга. Так, Э. Фромм выделил несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести. Д. Галтунг в своих исследованиях особое внимание уделял «культурному насилию», считая его «благим делом».

Рассмотрением природы насилия занимался Ф. И. Минюшев, который определил его направления такие, как биогенетическое, психологическое, экологическое и социальное насилие. Изучали вопросы агрессивности личности, обусловливающей насильственные действия, А. Басс, JL Берковиц, К. Лоренц, 3. Фрейд, О. Шпенглер.

В политико-идеологическом аспекте проблему насилия изучали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие, которые обосновывали наличие проблем в семье материальными проблемами, экономическим и политическим положениями в обществе.

В собственно психологическом аспекте проблематика насилия представляет область, разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть XX века, в частности, в работах К. Брона, Д. Иваниек, Дж. Кобрина, Д. Левинсона, Р. Лэнга, Э. Миллера, Д. Финкелхора. Рассмотрением о эмоциональной депривации занимались исследователи В. В. Ковалев, И. Лангмейр, А. Маслоу, 3. Матейчик, B.C. Мухина, 3. Фрейд, Э. Фурман, которые рассматривали её как особую форму психотравмирующих факторов.

Проблеме насилия в отношении детей в современный период, включающей аспекты насильственной преступности по отношению к детям, вопросы их безопасности посвящены работы Н. К. Асановой. Формированию гуманистических основ и методов взаимодействия в обществе, между поколениямиизучению способов предупреждения и преодоления самой изощренной формы социального насилия — насилия над детьми в семье посвящены работы И. Ф. Дементьевой, В. Н. Кудрявцевой, И. С. Кон, А.В.

Наумовой. Анализ психологических последствий и реабилитации детей — жертв насилия осуществлен в работах О. Е. Булановой, С. И. Голода, Т. Н. Дороновой, О. М. Здравомысловой, Н. О. Зиновьевой, Н. Ф. Михайловой, Т. Я. Сафоновой, Е. Р. Смирновой, Е. И. Цимбал.

Проблемы, связанные с неблагополучной семьей, как агента деформированной социализации, фактора девиации в поведении молодого поколения, анализируются в работах Г. А. Аванесова, Ю. М. Антоняна, М. М. Бабаева, И. Ф. Дементьевой, А. И. Долговой, В. Д. Ермакова, Г. И. Забрянского, К. Е. Игошева, А. Б. Кашелкина, Н. И. Крюковой, Г. М. Миньковского, В. В. Панкратова, Д. А. Шестакова.

Социокультурные особенности многонационального региона, каким является Северный Кавказ, влияющие на формирование семейных ценностей, отражены в исследованиях С. Ш. Гаджиева, А. А. Магомедова, К. С. Дзагкоева, Х. В. Дзуцева, Я. С. Смирновой и других.

Таким образом, исследованию рассматриваемой проблематики посвящены работы представителей разных наук и научных школ. Тем не менее комплексное исследование проблемы насилия над ребёнком в семье как социокультурного явления современной трансформирующейся России не получило достаточного освещения в отечественной литературе. Остаются открытыми вопросы, касающиеся характера и причин насилия в обществе и в семье, влияния насилия на дальнейшую социализацию личности, масштаба и динамики данной проблемы, способов ее преодоления.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют институциональный, структурно-функциональный, виктимологический подходы, которые позволяют определить роль семьи в деформирующейся социокультурной реальности, анализировать процессы взаимопроникновения личности, семейной группы и общества, основой которых являются позитивные и негативные ценностные стереотипы. Междисциплинарный подход позволил проанализировать разные аспекты насилия: проблемы социокультурной адаптации и социализации личности с точки зрения философии, социологии, психологии, педагогики и других наук.

Системный подход дал возможность раскрывать социализацию личности ребёнка, подвергающегося насилию, как целостного динамического процесса, результатом которого является ущербность личности.

Личностно-деятельностный подход, рассматривающий деятельность как условие полноценного развития и саморазвития личности, позволил определить роль позитивной деятельности в преодолении насилия.

Феноменологический подход позволил выявить значение субъективного опыта в восприятии социальной реальности в процессе социализации детей, подвергающихся насилию. В исследовании учтен принцип детерминизма, раскрывающий объективную закономерную взаимосвязь и причинную обусловленность насилия, как социального феномена.

Диссертационное исследование опирается на теории личности (А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) — теории социализации личности (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Д. Мид, Г. В. Осипов, Т. Парсонс, В.А. Ядов), которые обосновывают факторы и результаты формирования личноститеории социального действия и взаимодействия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.) — теории девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Ч. Ломброзо, Р. Мертон, А.К. Коэн) — теории гуманизации (А. Маслоу, Д. Дьюи), структурную теорию изучения насилия (Дж. Хирн, М. Шеллер), теорию социального научения, которая подчеркивает роль ближайшего окружения, стимулирующего развитие в личности склонности к насилию в тендерном аспекте (М. Кауфман, Д. Роттер), теорию конфликта (Л. Козер) — интерактивную теорию М. Киммелятеории и концепции обучения и воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, И. Б. Котова, А. В. Мудрик, Е.Н. Шиянов).

В диссертационной работе использовалась идея зависимости функционирования института семьи от состояния социокультурной среды (А.И. Антонов, В. М. Медков, А.Г. Харчев) — влияния семьи на результаты социализации личности ребёнка (З.А. Янкова). s.

Многоаспектность проблематики диссертационного исследования обусловила необходимость использования комплекса методов получения социологической информации. Он включает: анализ документов, содержащих информацию о внешних факторах, влияющих на трансформацию семейных ценностей и форм внутрисемейного взаимодействиясоциологический опрос методом анкетирования в целях получения первичной информации о проблеме насилия над детьмивторичный анализ социологических данных. При анализе результатов исследования использовались методы эмпирической типологизации, группировки, сравнения, ранжирования и другие.

Объектом диссертационного исследования является насилие как социокультурное явление современного общества.

Предметом диссертационного исследования выступают социокультурные факторы и особенности насилия над детьми в современной российской семье.

Цель исследования — определить содержание и пути преодоления семейного насилия над детьми как гуманистической стратегии современного общества.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

— определить социокультурное содержание понятия «насилие» и уточнить сущность категории семейного насилия;

— выявить социокультурные факторы семейного насилия в современном обществе;

— рассмотреть влияние современной трансформации семьи на процесс социализации ребёнка;

— изучить влияние насилия над детьми в семье на последующую социализацию личности ребёнка;

— определить степень подверженности ребёнка насилию в современной российской семье;

— обосновать стратегические направления решения проблем семейного насилия над ребёнком в социокультурном пространстве современной России.

Гипотеза исследования — трансформационные изменения в современной социокультурной ситуации России создали предпосылки для распространения форм семейного насилия над детьми, среди которых наиболее распространенными являются психическое и физическое насилие. Это обусловливает необходимость выдвижения направлений преодоления насилия над детьми, где основными являются морально-ценностное, социальное и государственно-правовое.

Эмпирическую основу диссертационного исследования проблемы трасформации семьи и насилия в ней составляют результаты социологических исследований:

— социологические исследования, посвященные распространенности проблемы насилия, его объектам и причинам, проведенные в рамках проекта «Гармония» в 2000 году. Выборка составила: 1900 человек — в г. Волжском- 293 человека — в г. Костомукша- 230 человек — в республике Карелия;

— социологические исследования по проблеме насилия в семье и его последствиям, проведенные в 2000;2001 году. Выборка: 6647 человек — в г. Иркутске, 102 человека — в г. Петрозаводске;

— социологические исследования по проблеме насилия в семье в рамках программы «Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье», посвященные мерам по решению проблемы, проведенные в 2001 году. Выборка 662 человека — в г. Волгограде.

Собственную эмпирическую основу диссертационной работы составляют данные анкетного опроса учащихся школ г. Кисловодска и г. Светлограда, проведенного автором в 2003;2005 гг. в Ставропольском крае. Выборка — 300 человек.

Наряду с результатами социологических исследований эмпирическую базу составляют статистические данные Госкомстата России по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., данные Министерства образования и Министерства здравоохранения России о положении семьи и состоянии социальных проблем общества.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в следующем:

— на основе выявления социокультурной сущности понятия «насилие» уточнена категория семейного насилия;

— установлено, что социокультурные факторы семейного насилия проявляются на макро-, мезо-, микроуровнях;

— показано, что современная трансформация семьи может быть как позитивной, так и негативнойи обосновано, что негативная трансформация семьи способствует возникновению семейного насилия над ребёнком;

— выявлено то, что семейное насилие над ребёнком формирует ущербную социализацию его личности;

— в ходе анализа социологических данных проведена типологизация детей по степени их подверженности различным формам насилия в семье;

— на основе эмпирической информации разработаны стратегические направления решения проблем семейного насилия над детьми в современном российском обществе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Насилие как социокультурное явление — это принуждение, направленное на ущемление ценностных интересов личности и корректировку его моральных убеждений в интересах субъекта принуждения. Под семейным насилием понимается насилие той или иной личности, находящейся в кровнородственных или семейно-брачных отношениях с субъектом насилия.

2. Социокультурные факторы семейного насилия включают в себя макро-, мезо-, микроуровни, влияющие на возникновение и (или) закрепление насильственной позиции по отношению к детям. Социокультурные макрофакторы семейного насилия подразумевают влияние социальных норм и ценностейСМИ, транслирующих насилие в обществе. Мезофакторы семейного насилия — это воздействие жизненных стереотипов, общественных традиций и обычаев, а микрофакторы — отражение семейных традиций, семейных ценностей, педагогической культуры родителей.

3. Ценностные деформации, вызванные трансформационными процессами в обществе, выдвинули насилие как распространяющуюся форму взаимодействия в семье. Негативная трансформация семьи, проявляющаяся в ухудшении её материального положения, в социальной неустойчивости, распаде, духовной обедненности членов семьи, в их девиации и аддикции, ведет к усилению агрессивности, чувств тревожности и незащищенности родителей, что обусловливает возникновение семейного насилия над ребёнком.

4. Семейное насилие над детьми, которое проявляется в следующих основных формах физического, психического, сексуального насилия, нарушает нормальный процесс социализации и ведет к искажению ценностно-нормативной системы личности детей, что способствует девиациям, аддикциям и другим асоциальным формам поведения. Социализация личности ребёнка приобретает ущербный характер, под которым понимается искаженное негативное усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

5. В зависимости от подверженности детей различным формам насилия в семье выделяются следующие типы детей: 1) благополучные дети, которые не подвергаются ни одной из форм насилия в семье- 2) относительно благополучные, которые подвергаются психическому насилию- 3) неблагополучные, они становятся жертвами психического и физического насилия в семье- 4) кризисные дети, по отношению к которым применяются все формы насилия — физическое, психическое, сексуальное насилие и другие.

6. Всесторонний анализ причин и следствий насилия над детьми в российской семье позволяет выявить следующие стратегические направления его преодоления: мотивационно-ценностное — через повышение педагогической культуры родителей и усиление профилактики девиантных проявлений в семьесоциальное — через активизацию социально-экономической политики по содействию материальной обеспеченности семьи, создание комплексной системы её социального обслуживания, разработка и внедрение в СМИ программ по предупреждению негативных последствий ущербной социализации личности ребёнкагосударственно-правовоеразвитие ювенальной юстиции, института уполномоченного по правам ребёнка.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что её основные положения и выводы могут быть использованы в теоретико-методологическом изучении проблемы насилия: социальной защиты детей от жестокости, дальнейшем исследовании проблемы семьи и насилия в ней, а также в дальнейшей разработке категориального аппарата и концептуальных положений социологии семьи, семьеведения, психологии семьи и других.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования полученных результатов исследования в процессе планирования и организации профилактической и реабилитационной работы, в практике организации мониторинга изучения проблемы насилия. В образовательной деятельности они могут использоваться при изучении курсов социологии семьистать базой для разработки факультативных, вариативных, специальных учебных курсов для социологов, социальных работников, социальных педагогов, специалистов по работе с семьей и молодежью. Выдвинутые в диссертации положения могут быть использованы в практике управленческого, психологического и брачно-семейного консультирования.

Материалы диссертации могут представлять интерес также для средств массовой информации и других структур, содействующих решению проблем семьи, детей, формированию адекватного общественного мнения.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии и социальных технологий Северо-Кавказского социального института и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 — Социология культуры, духовной жизни.

Положения и выводы диссертационного исследования были представлены в докладах на межрегиональной, региональной, межвузовской конференциях (Ставрополь, 2002;2005гг.), на заседаниях кафедры социологии и социальных технологий Северо-Кавказского социального институтапутем публикации материалов по теме исследования в научно-методических изданиях, в ходе непосредственной преподавательской работы со студентами факультета «Социальная работа» Российского государственного социального университета (г. Кисловодск). Материалы исследования были использованы при разработке учебно-методических пособий «Насилие в семье», «Психология семьи».

Основное содержание диссертационного материала исследования нашло отражение в 9 публикациях автора, общим объемом 2 печатных листа.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы. Общий объем работы 168 машинописных страниц.

Список литературы

включает в себя 207 наименования, в том числе 17 — на иностранном языке.

Результаты исследования дают подтверждение взаимообусловленности насилия над ребёнком со стороны родителей и насилия над самими родителями, которое они испытали в детстве. Выделяются следующие формы насилия, которые распространены в семьях, или формы семейного насилия:

I. Моральное, психическое насилие, пренебрежение — респонденты относят эти формы в одну группу и подразумевают под ними, оскорбления, унижения, пренебрежение основными нуждами детей, лишение прав на образование и досуг и т. д., на это указало 36,9% респондентов;

II. Физическое насилие, под которым понимаются любые преднамеренные нанесения физических повреждений: побои, шлепки, наказания ремнем, пытки и т. д., к ним обращалось 33,2% респондентов;

III. Экономическое насилие, то есть ущемления в экономическом плане, которое относится наиболее к взрослым членам семьи, выявлено у 14,0% респондентов;

IV. Сексуальное насилие, подразумевающее вовлеченность ребёнка с его согласия или нет в сексуальные действия с взрослыми, с целью получения последними удовлетворения или выгоды, его отметили 4,9% респондентов.

Целый ряд неблагоприятных тенденций испытывают детско-родительские отношения. Из них главные — эмоциональное отчуждение между родителями и детьми, появление элементов насилия даже, казалось бы, во вполне благополучных семьях, усиление агрессивных форм общения. 32,2% респондентов отмечают, что их наказывали физически, однако большинство респондентов в физическое насилие не включают шлепки, пинки, считают это нормой воспитания, традиционной мерой воздействия с воспитательным эффектом. 33,4% респондентов хотя бы один раз подвергались эмоциональному и психологическому насилию со стороны взрослого. 10,4% респондентов отмечают, что из-за отсутствия доверия к близким, чувства защищенности и психологического комфорта в семье, они уходят из дома. Из них 66,0% - девочки, 34,0% - мальчики. Причинами ухода из дома дети называют: ссоры в семье, конфликт с отчимом, непонимание и физическое насилие, «потому что на меня кричали», конфликты в семье, «ругали и били за двойки», «не могли находиться в присутствии пьяной матери» и др.

На основе результатов социологического исследования была разработана социокультурная типология подверженности насилию над детьми в семье в зависимости от применяемых форм:

1. Благополучные дети — это подростки, воспитывающиеся в довольно благополучных семейных условиях, где отношения между членами семьи строятся на основе взаимного доверия. Данные дети общительны, веселы, в основном здоровы, отрицательно относятся к различным проявлениям девиации и имеют достаточно высокие морально-ценностные установки на свою дальнейшую жизнь (готовятся создать дружную семью, добиться уважения в обществе и иметь интересную работу).

2. Относительно благополучные — это дети, которые растут в семьях, где бывают разногласия и ссоры. Они чаще всего подвергаются психическому насилию. Отличаются недоверием к окружающему миру, но имеют довольно неплохую социализацию в обществе, в большинстве случаев негативно относятся к различным проявлениям девиации, отличаются нормальным здоровьем, однако у них наблюдаются и хронические заболевания. Ценностными ориентирами в жизни для них является: «иметь личную независимость», «жить честно и справедливо», «приобрести широкую известность и славу».

3. Неблагополучные — данная категория подростков живет в семьях, которые отличаются высокой степенью конфликтности. Имеют одного родителя — отчима или мачеху или полную семью, где подвергаются психическому и физическому насилию. Дети плохо учатся из-за работы по дому, чаще всего замкнуты, имеют мало друзей, либо не имеют их совсем. Имеют негативные проявления поведения — курят, употребляют алкоголь, грубят родителям, участвуют в драках. Отличаются слабым здоровьем, страдают кошмарами и повышенной плаксивостью, имеют длительное подавленное настроение. Ценностными ориентирами в жизни являются: «быть любимым», «не выделяться», «быть лидером».

4. Кризисные подростки, несут в себе признаки неблагополучных, кроме того, в семье чувствуют себя агрессивно и (или) испытывают глубокую грусть. Отношения в семье неблагополучные — нет взаимопонимания, наблюдаются частые случаи насилия, дети подвержены не только физическому и психическому насилию, но и сексуальному, имеют большие проблемы со здоровьем: инвалидность, хронические заболевания. Очень трепетно, либо наоборот равнодушно относятся к матери. Не имеют друзей, либо имеют свою «банду», употребляют наркотики, занимаются вымогательством, воруют, уходили и (или) уходят из школы и дома. Ценностными ориентирами в жизни для них является «иметь много денег», «иметь острые ощущения, удовольствия», «быть сильным, чтобы все боялись».

По результатам исследования отмечается низкая правовая грамотность родителей и детей. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребёнка, большинством родителей (92,0%) не воспринимается как нарушение его прав. Только половина родителей (54,0%) считают, что, оставляя ребёнка дома одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Большинство детей считают, что не имеют прав на досуг, образование, защиту от насилия. Низкая осведомленность детей о службах помощи в сложной жизненной ситуации еще более усугубляет их положение.

Социологическая информация, полученная путем проведения социологических исследований и вторичного анализа данных, позволяет разработать стратегические направления решения проблемы насилия в обществе и в семье:

— мотивационно-ценностное, выражающееся в организации мероприятий по выявлению особенностей своей личности, выработке необходимых навыков при сопротивлении негативному девиантному давлению со стороны сверстников, работе с проявлениями ущербной социализации личности;

— социальное, включающее в себя следующие блоки. Социально-реабилитационный блок включает в себя создание и дальнейшее усовершенствование работы реабилитационных центров для детей и подростков, центров семьиобеспечение населения квалифицированными специалистами по решению семейных проблем и проблем детства. Социально-психологический блок предусматривает организацию социально-психологической поддержки членам семьи. Социально-педагогический блок подразумевает изучение проблем семей группы риска в дошкольных и школьных учреждениях, улучшение системы социально — педагогической деятельности: диагностики и реабилитации детейдиагностику характера деятельности педагога и воспитателя в рамках образовательно-воспитательной работы дошкольных и школьных учреждений, выявление степени насилия и работа по его профилактике и ликвидации. Социокультурный блок включает в себя разработку и внедрение в СМИ социальной рекламы и программ по предупреждению негативных последствий ущербной социализации личности ребёнка, выражающуюся в аддиктивных наклонностях, девиантном поведенииразвитие позитивных семейных традиций и ценностей, педагогической культуры родителей.

— государственно-правовое, подразумевает решение проблемы насилия в обществе и в семье путем совершенствования законодательных актов, положений, предусматривающих защиту гражданразвития правового регулирования защиты прав детей путем расширения ювенальной юстиции, обеспечения контроля над исполнением законов по защите прав детей, введением института уполномоченного по правам ребенка на федеральном, региональном и местном уровнях и другие.

Комплексное взаимодействие по решению проблемы представленных направлений, будет способствовать прерыванию цикличности процесса насилия и оздоравливанию нации в целом. Законопослушным гражданином можно вырасти, если с самого начала жизни ребёнка, доказывать ему, что он живет в демократической стране, что государство, в лице каждого члена общества, уважает и всегда готово защищать его права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании дается обзор основных теоретических подходов к рассмотрению насилия как социокультурного феномена, содержание которого формируется под воздействием ценностей, убеждений, норм, принятых в конкретной социокультурной реальности.

Природу насилия, по мнению Ф. И. Минюшева, составляет четыре направления: биогенетическое (этологическое), психологическое, экологическое и социальное.

Биогенетическое объяснение основано на влиянии человеческой агрессии, унаследованной от дикого зверя и от своих древних предков (О. Шпенглер), а также сочетанием агрессивности с приобретенными в ходе эволюции культурными традициями (знания, ценности, нормы), которые выступают ограничителями агрессии (К. Лоренц). В этом направлением А. Бассом разработаны виды агрессии (реактивная, проактивная, сверхактивная, физическая агрессия, вербальная, враждебная, инструментальная, аутоагрессия).

Психологическое направление объясняет то, что изначальная враждебность людей по отношению друг к другу основана на стремлении решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, «необходимость разрушать другого человека, чтобы сохранить себя» (3. Фрейд).

Экологическое объяснение агрессивности основано на том, что индивид или социальная общность людей представляет собой самоорганизующуюся систему, которой для получения свободной энергии и поддержания жизнедеятельности «необходимо разрушать какие-то другие, неравновесные системы: природу, живые организмы».

Социальная теория объясняет насилие и агрессивность социальными отношениями, существующими в обществе и, в первую очередь, борьбой людей за своё существование. В данном направлении вопросы насилия поднимались в работах Э. Фромма (игровое, реактивное насилие, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичное), Д. Галтунга (культурное насилие, под которым подразумевался переход из аномалии в норму в сознании людей), J1.H. Толстого (непротивление злу насилием), К. Ясперса (насилие — орудие власти), К. Лоренца (насилие — это агрессивная составляющая общества, необходимая человеку), В. И. Ленина (социальные функции насилия: попа, палача), В. В. Денисова (насилие является неизбежным и закономерным явлением общества) и другие.

В исследовании нашли подтверждение сформулированные в процессе работы гипотезы исследования. Они касаются основных его форм насилия: физическое, психическое или эмоциональное, пренебрежение, сексуальное и экономическое. Каждая форма определена в исследовании рядом показателей, которые представлены в таблице 1.

В рамках исследования рассмотрены факторы насилия в обществе и в семье по отношению к ребёнку. Данные факторы отражают существующую ситуацию в стране во всех её проявлениях — социально-политических, социально-экономических, социально-психологических, социокультурных аспектах. Данную группу факторов мы относим к макрофакторам. Структура семьи и взаимоотношения внутри её также выделяют ряд причин насилия над ребёнком в семье — мезофакторы. Личностные особенности родителей и детей составляют микрофакторы насилия.

В работе рассмотрены основные проблемы социализации детей, подвергающихся насилию, проявляющиеся в физических и психических проблемах здоровья, в нарушенных коммуникативных и социальных связях с другими членами общества, в искаженных морально-ценностных ориентирах в жизни, в неумении или нежелании постоять за себя, в низкой самооценке и склонности к суициду, девиациям и аддикции., т. е. в ущербной социализации. Под ущербной социализацией понимается искаженное негативное усвоение общественных норм и ценностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.
  2. А.А. Планирование семьи: теория и практика//Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. -М: Просвещение, 1995. 371с.
  3. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социс. -2002.-№ 5.-С. 67.
  4. Ю. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргумент и факты, 1993. -608с.
  5. Е.А. О нервности ребенка. СПб., 1999. — 128 с.
  6. Л.С. Влияние семейных конфликтов на отклоняющееся поведение подростков // Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников. М.: Просвещение, 1998. — С.36 -40
  7. Л.С. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научн.-метод. пособие. М.: Гос. науч.-исслед. Ин-т семьи и воспитания, 2000. — 138с.
  8. Л.С. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Научн.-метод. пособие. М.: Гос. науч.-исслед. Ин-т семьи и воспитания, 2000.- 244с.
  9. Л.С. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научн.-метод. пособие. М.: Гос. науч.-исслед. Ин-т семьи и воспитания, 2001. — 197с.
  10. Н.В. Возрастные психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1989. -21с.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1960. — 339с.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429с.
  14. А. И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи. М.: ИС Рос АН. 1992 Г.-С.158.
  15. А. И., Сорокин С. А. Семья в России: какая она и куда движется. -М., 2002.-465с.
  16. А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов.- М.: Издат. Дом Nota Bene, 1998. 379с.
  17. А.И. Новая альтернативная школа в американской социологии // Вестник Моск. Ун-та. Сер 18. Социология и политология. Социология семьи. 2003. -№ 3.
  18. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного ун-та бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. -304с.
  19. А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. М.: Просвещение, 2000. — 412с.
  20. И.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций // Семья как объект социальной политики. М: ИСИ АН СССР, 1986.-347с.
  21. Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М.: Наука, 1995. — 122с.
  22. Ю.М. Насильственная преступность в России. М.: Спарк, 2001.- 101с.
  23. Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991.-251с.
  24. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С.3−19 АРДЛТД, 1998.-144C.
  25. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.З. М., 1981.- 345 с.
  26. А.Л. Беспризорные дети России // Социс.- 2003. № 9. — С. 61.
  27. Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи// Отец в современной семье. Вильнюс, 1988 — С.26−33
  28. Н. Жертвы сексуального злоупотребления: Психопатол. пробл., возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших сексуал. насилие. // Прикладная психология и психоанализ.- 2003.- N 3.- С. 59−71.
  29. Н. Обретение радости. Игровая психоаналитическая терапия в лечении детей, подвергшихся плохому обращению // Прикладная психология и психоанализ.- 1997.-N 1.- С. 54−66.
  30. А.Г. Личность- психологическая стратегия воспитания. М.: Педагогика, 1985.-207с.
  31. Д.И., Глущенко П. П., Тихомирова Е. М. Социально-правовая защита женщин//Предотвращение насилия в отношении женщин и детей. -СПб., 2001.-417с.
  32. А. Уолтере Р. Подростковая агрессия. М., 2000. — 316с.
  33. Л. Агрессия причины, последствия и контроль. М., 2001. -С.24−30.
  34. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 421с.
  35. Ю.Д. Профилактика преступлений. Минск: Издательство Университетское, 1986. — 267с.
  36. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Ин-т практ. психол.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — С.245 — 272.
  37. И.Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань, 1997 — 277с.
  38. Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России: Научное издание М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004,-212с.
  39. Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -271 с.
  40. Л.П. Личность и среда // Ребёнок в системе внутриколлективных отношений. -М., 1972.-С.14−27.
  41. Л.П. Социальная среда й сознание личности. М., 1968. — 196 с.
  42. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатора.- М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  43. Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. — 253 с.
  44. Н.П. Реабилитационная педагогика (медико-психолого-педагогические аспекты). М.: Просвещение, 1995. -295 с.
  45. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления кризисных ситуаций. М., 1984. — 200 с.
  46. Васильев B. J1. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. -Л.: Знание, 1980.-335 с.
  47. В.И. Ленин. Полн. собр. соч. т.26. — 237с.
  48. Винокуров Л. Н Основы педагогической диагностики и профилактика нервно-психических нарушений у детей и подростков. Кострома, 1994 — 251 с.
  49. К. Проблемы супружеского благополучия. М.: Прогресс, 1988,-140с.
  50. Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. М.: Гардарики, 2002.
  51. Вопросы личности супругов и качества, семьи: Проблемы семьи. Вып. VI / Ред. Э. Тийт, Тарту: ТГУ, 1984. — 148 с.
  52. Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР / Под ред. Л. Л. Рыбаковского. М.: Наука, 1987. — 208 с.
  53. Э. Ф. Семья и родство // Американская социология. М., 1972. 306 с.
  54. Н.А. Психологическая реабилитация личности подростков жертв насилия: Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — 2000. — 22 с.
  55. С. И. Будущая семья: какова она? М., 1990. — 316 с.
  56. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. — 179 с.
  57. А.А. Социология в вопросах и ответах. М.: Изд-во Эксмо, 2005. -320 с.
  58. И.Н. Синдром жестокого обращения с ребёнком// Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей. -Петрозаводск: Петрозав. гос. Университет, 2001. 417 с.
  59. И.Н., Павлова Н. Г. Синдром жестокого обращения с детьми: Памятка. — Петрозаводск, 1998. 264с.
  60. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для преподавателей Новосибирск, 1997. -171с.
  61. И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997.
  62. И.Ф. Обеспечение безопасности детей. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. -248с.
  63. И.Ф. Дети-сироты: социальная защита, возможности адаптации// Россия: трансформирующееся общество/ Под редакцией В. А. Ядова. М.: Издательство «КАНОН-пресс — Ц», 2001. — с.389−397.
  64. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИПКРО, 1997. — 179 с.
  65. А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999. — 463с.
  66. А.И. Психология коллектива. М., 1984. — 208 с.
  67. Т.В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология. М., 1979. — 247 е.
  68. И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982.-С.З-18
  69. А.И. Неврозы у детей и подростков.- Л.: Медицина, 1982. 274 с.
  70. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков М.: Медицина, 1982.- 169 с.
  71. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989.- № 1. С. 5−14.
  72. Защита прав и достоинств маленького ребёнка. Координация усилий семьи детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательныхучреждений / Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева и др. М.: Просвещение, 2003.- 248с.
  73. В.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: МГУ, 1982.-287 с.
  74. М. Семья и личность. М.: Прогресс, 1986. — 134 с.
  75. Н.О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. — 248с.
  76. К. Эмоции человека. М.: Просвещение, 1980. — 440 с.
  77. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. — 243 с.
  78. С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. -1998. № 6. — С. 65 -75.
  79. В.Е. Тоталитарное сознание и ребёнок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. — № 2. — С.14 — 15.
  80. Э.М. Дети, страдающие от плохого обращения // Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993, — Т. 1. -С.202−209.
  81. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 20. — С. 164.
  82. Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблемы интериоризации // Вопросы психологии. М., 1985. — № 1125 — С.37−46.
  83. П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 19 с.
  84. И.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997. 144с.
  85. В.Н. Любовь, брак и семья в социальном обществе. М.: Просвещение, 1958. — 266 с.
  86. Кон И. С. Введение в сексологию. М., Медицина, 1989. — 316 с.
  87. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  88. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
  89. Кон И. С. Ребенок и общество. -М.: Наука, 1988. 166 с.
  90. Кон И. С. Совращение детей и сексуальное насилие// Педагогика.- 1998.-№ 5.- С. 58−66.
  91. Конституция Российской Федерации. -М., 1995.
  92. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации. // О положении семей в Российской Федерации.- М., 1994.- 112 с.
  93. Коррекционная педагогика. / Под ред. Б. П. Пузанова М.: Наука, 1999. -144с.
  94. Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М.: Просвещение, 1992. — 359 с.
  95. С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991. — 335с.
  96. М.Д. Домашнее имуществе у богатых и бедных: попытка определения показателей // Экономические и социальные перемены: мониторингобщественного мнения. Информационный бюлл. ВЦИОМ. 1995. -№ 5.
  97. А.С. Ценностные ориентации выпускников школ на брачно-семейные отношения как предмет социологического анализа: Автореф. дисс. к. филос.н. Минск, БГУ, 1996. — 130 с.
  98. А.А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. М., 1998. -254 с.
  99. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001. — 532 с.
  100. Н.Д. Воспитание подростка в семье. М.: Просвещение, 1969. -- 1992.-№ 1.-253 с.
  101. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М., 1975. — 304 с.
  102. А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Наука, 2001. -256с.
  103. А.Е. Патологические типы нарушений у подростков. — Л., 1973.-107с.
  104. К. Агрессия (так называемое «зло»).- М.:Универс., 1994. 415с.
  105. Р.Д. Расколотое «Я». СПб.: Белый кролик, 1995.- с.297
  106. Д. Социальная психология. СПб., 1998. -531 с.
  107. А.А. Семья на Северном Кавказе. Ставрополь: СГУ, 1999. -246с.
  108. А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. -160 с.
  109. Н.В. К определению понятия «образ жизни семьи» //Семья и социальная структура общества.- М., 1980.- 269 с.
  110. М.Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. — 21 с.
  111. М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. — 413 с.
  112. ИЗ. Мацковский М. С. Социология семьи // Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 218 с.
  113. М. С. Гурко Т.А. Успешность функционирования молодой семьи в крупном городе. // Программы исследований молодой семьи. М.: ИСИ. 1986.-381 с.
  114. И.Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение. 1990. — 371 с.
  115. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие/ Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова.- СПб.:Речь, 2004.-154с.
  116. Ф. По ту сторону добра и зла. — М., 1900. 289 с.
  117. Нетипичная семья: образ жизни и положение в Российском обществе: Сборник статей. / Под ред. Е. Ф. Ачильдиевой. М.: Издательство «Станкин», 1997.-176с.
  118. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: МАГТН, 1998. -464с.
  119. Обыкновенное зло: исследования насилия в семье / Сост. И ред. О. М. Здравомысловой. -М.: Едиториал Урсс, 2003.- 200с.
  120. А.Б. Психологическое насилие в семье определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи// Психолог в детском саду. — 2000. — № 2−3. — С. 182−187.
  121. О свободе и нравственности. М.: Феникс, 1994. — 268 с
  122. От деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  123. Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. — 880 с.
  124. Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня проблемы и перспективы. — М., 1965. — 491 с.
  125. Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993 1997 гг. Проект // Семья в России. — 1997. — № 4.-С. 77.
  126. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.- 173 с.
  127. Поздняков B. J1. Развитие индивидуальности. Челябинск, 1986. — 372 с.
  128. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Попова. Челябинск: Урал ГАФК, 1999. — 168 с.
  129. JI. Благосостояние российских семей. Население и общество // Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН. 1999. — № 11.
  130. И.В. Из опыта социологического изучения семейного поведения// Вестник Московского Гос. Ун-та.- Сер. 18. 1997.- № 2.
  131. И. В. Семья в социальной философии Сократа, Платона, Аристотеля // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. -1998. -№ 4.
  132. Пфау-Эффингер Б. Культурные переломы и семейная политика в восточной и западной Германии // Социс. 2003. — № 10. — С.78.
  133. Российский статистический ежегодник.2004// Стат. сборник.- М., 2004−262с.
  134. Россия: трансформирующееся общество/ Под ред. В. А. Ядова. М.: Издательство «Канон-пресс-Ц», 2001. — 640с.
  135. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-485 с.
  136. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное пособие для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. / Под ред. Н. К. Асановой. М.: Владос, 1997. — 512с.
  137. C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 154 с.
  138. Т.Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.: Дом, 1993. — 215с.
  139. О.В. Правовые аспекты проблемы «сексуального злоупотребления» в отношении детей // Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие / Пер. с англ. Байгузова А. В. М.: «Генезис», 1998. — 377с.
  140. Семейное воспитание: Краткий словарь. / Сост.: И. В. Гребенников. М.: Просвещение, 1997.- 173 с.
  141. Семейное воспитание: Словарь для родителей. / Под ред. М. И. Кондакова. -М., 1998.-266 с.
  142. Г. Э. Закон в тупике Семья должна быть защищена от насилия) // Обозреватель.- 1998.- № 2.
  143. Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. -М.: Владос, 2001. 196с.
  144. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. -М., 1998. 162 с.
  145. B.C. Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ. М.: Москва-Амстердам, 1994. -312с.
  146. Е. Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности: Семья и формирование личности: Сб. науч. ст. / Под. ред. Бодалева А. А. М., 1981.-255 с.
  147. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., Svr-Аргус, 1995. — 133 с.
  148. Г. У., Шайгерова Л. А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М., 2001. 112с.
  149. Социальная работа: «Учебники и учебные пособия» / В. Д. Альперович, П. Я. Циткилов, В. И. Курбатов и др. / под. ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 576с.
  150. Социальная работа: словарь-справочник / Ред. В. И. Филоненко. М.: «Контур», 1998. — 480 с.
  151. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв.ред. проф. Е. И. Холостова М.: ИНФРА-М, 2001 — 427 с.
  152. Социологические исследования и количественные методы // Научные труды. Выпуск 4. — Новосибирск, 1964.
  153. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. — 523 с.
  154. Социология: общий курс. 2-е изд. / М.: Юраит — издат., 2003. — 527с.
  155. Социология преступности / Пер. с ант. А. С. Никифорова, A.M. Яковлева. М.: Прогресс, 1966.-194с.
  156. А.С., Сталин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.-286 с.
  157. А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политик-125 -дат", 1972.-303 с.
  158. В. В. Сараева Н.В. Неверова И. А. Эмоционально-ценностное отношение к себе и другому, локус контроля и мотивация // Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. — 349 с.
  159. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 186 с.
  160. Стратегии борьбы с насилием в семье. Справочное руководство — Нью-Йорк: ООН, 1998.- 127с.
  161. JI.H. Современный мир: В 2-х ч.-Тула.1998. 261 с.
  162. Тяготы детского мира. Независимый доклад о положении детей в России.//Дитя человеческое. -№ 5−6. 2003.
  163. С.У. Социологический многофакторный анализ положения ребёнка в современном мире (На примере стран арабского региона): Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: МГТУ «Станкин», 2002. — 21 с.
  164. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. — 551с.
  165. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -Минск, 1996.- 124 с.
  166. Т.А. Феномен агрессии в системе ценностей современного общества: Автореф. дис. канд. социол. наук. Майкоп, 2000. — 21 с.
  167. X. Мотивация и деятельность: В 2 Т. М.: Педагогика, 1986. -Т.1.-478 с.
  168. А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. -М.: Мысль, 1964.-237 с.
  169. А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л.: Знание, 1968. — 193 с.
  170. А.Г. Социология воспитания М.: Политиздат, 1990. — 277 с.
  171. А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. Перепеч. с изд. 1979 г. — М.: ЦСП, 2003 г. — 194 с.
  172. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.-243 с.
  173. В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.:Владос-Пресс, 2003. — 272с.
  174. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. -М, 1995.-288с. Черенкова Г. В. Психологические особенности различных форм общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989. — 22 с.
  175. Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 238с.
  176. М. Насилие в отношении детей: теоретический и эмпирический анализ (на материалах социологического исследования по Таджикистану) -Душанбе, 2002. 150с.
  177. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998.-290 с.
  178. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995. — 544с.
  179. Р.Н. Социокультурные функции науки в процессе обучения // Вопр. психол. 1992.- № 1 — 2. — С. 67 — 73.
  180. Шюц А. Формирование понятий и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. — М., 1994.- 431 с.
  181. Яблонский J1.C. Социальная преступность.- М., 1966.
  182. В. А. Социологическое исследование. Методология. 1 программа, методы. М., 1972.
  183. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии, — М., 2000.
  184. A.M. Преступность и социальная психология. (Социально-психологические закономерности противоправного поведения).-М., 1971.-231 с.
  185. В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.- с. 381.
  186. З.А. Городская семья. М.: Наука, 1989.
  187. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1990. — 456с.
  188. Berkowits L. Roots of aggression. A Re-Examination of the Frustration -Aggression. Hypothesis. N.Y., 1968. — P.15.
  189. Boss P.Y. Normative Family Stress: Family Borendary Changes Across the Life-Span // Family Relation.- Oct. 1980.- V. 29.- № 4.
  190. Burr W. Successful marriage. N.Y., 1978. — P.36.
  191. Burr W. Theory construction and sociology of the family.- N.Y., 1973. P.42.
  192. Carlson A.C. Family Questions. Reflections on the American Social Crisis. and Printing.- New Brunswick and Oxford, 1990. P. 30 -35.
  193. Carlson A. The Family is the fundamental unit of society. Morning Address to the International Conference on the Family. Melbourne, 1994.- P. 28 -33.
  194. Carlson A. Liberty, Order, and Family The Family: is it just another lifestyle choice! — London, 1993. — P. 28−33.
  195. P. (1985). Counseling sexual abusers. Minneapolis: Comp care Publications, 1985.-P. 64.
  196. D. (1984).Child sexual abuse: New theory and research.- New York: Free Press, 1989.-P. 47.
  197. J., Sebes J., Schellenbach C. (1985). Families at risk for destructive parent child relations in adolescents// Child Development.- V.55. P. 174−183.
  198. A. (1995). A comparison of physical and sexual abuse/ The materials of a conference «Child Mental Health and Child Abuse», meeting at Budapest, 1995. -213p.
  199. Kasim M.S., Shafie H.M., Chean J. Social factors in relation to physical abuse in Kuala Lumpur, Malaysia// Child abuse and Neglect. 1994. — Vol. 18. — N5.
  200. D., Killorin E. (1984). Chemically dependent families and the Circumplex Model. Unpublished manuscript p. 49−53.
  201. Parsons T. Action Theory and the Human condition. N.Y., 1978. — 427p.
  202. Raphael D. Problems of political philosophy. London, 1970. 186p.
  203. Roehl J., Burns S. Talking to sexually abused children. Childhood Education, 62. -1985.- P. 19−22.
  204. Watson J. Bibliotherapy for abused children. School Counselor, 27. 1980. -P.204−208.
Заполнить форму текущей работой