Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Криминалистическое значение автотранспортных средств при расследовании таможенных преступлений: по материалам расследования преступлений, совершенных с использованием грузового автотранспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ключевое значение в разработке тактико-криминалистических рекомендаций расследования рассматриваемых преступлений имеют тактические приемы и рекомендации. Уровень их совершенства, научной обоснованности и практической рациональности зависит, с одной стороны, от эффективности использования достижений иных гуманитарных и естественных наук, а с другой — от уровня и состояния развития самой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В КРИМИНАЛИСТИКЕ
    • 1. 1. Автотранспортные средства как объект изучения криминалистики
    • 1. 2. Грузовые автотранспортные средства в структуре способов совершения и сокрытия таможенных преступлений
  • ГЛАВА 2. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА
    • 2. 1. Значение тактических приемов и рекомендации при расследовании преступлений
    • 2. 2. Особенности выдвижения следственных версий и планирования расследования преступлений, совершенных с использованием грузовых автотранспортных средств
    • 2. 3. Особенности тактики производства отдельных следственных действий
      • 2. 3. 1. Особенности тактики производства отдельных видов осмотра
      • 2. 3. 2. Особенности тактики проведения обыска грузовых автомобилей и контейнеров
      • 2. 3. 3. Особенности тактики проведения допроса свидетелей
      • 2. 3. 4. Особенности назначения отдельных видов судебных экспертиз

Криминалистическое значение автотранспортных средств при расследовании таможенных преступлений: по материалам расследования преступлений, совершенных с использованием грузового автотранспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реализация политического курса на переход России к открытой экономике и интеграции в систему международного разделения труда обусловили либерализацию режима внешнеэкономической деятельности в начале 90-х годов XX века.

Внешнеэкономическая деятельность является в настоящее время одной из наиболее криминогенных сфер народного хозяйства. Этому способствовал комплекс причин и условий социально-экономического характера, в частности: форсированная либерализация внешнеэкономической деятельностиразличие структуры внутренних и мировых ценнеблагоприятный инвестиционный климатнеэффективность налоговой политики и чрезмерная тяжесть налоговой нагрузкивозможность использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов преступного происхождениянедостаточная эффективность контроля за перемещением товаров через таможенную границунедостатки в обеспечении таможенных органов квалифицированными кадраминаличие противоречий и пробелов в таможенном, уголовном, уголовно-процессуальном законодательствесохраняющаяся «прозрачность» таможенной границы и т. д.

Указанные факторы привели к росту таможенных преступлений, общественная опасность которых чрезвычайно высока. Их отличительными признаками являются совершение преступлений в значительной степени организованными преступными сообществами, транснациональность, латентность и т. д.

В настоящее время ежегодно совершается свыше 100 тысяч таможенных преступлений1. Вместе с тем выявляется их незначительное число, в частности, 6 — 8% контрабанды товаров, 5 — 7% контрабанды оружия .

1 Жбанков В. А. Таможенные преступления и защита экономических интересов России // Таможенная служба на защите экономических интересов страны: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 2003. С. 126.

2 Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. С. 14.

3 Мокринский О. А. Контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов к нему: правовые и технико-криминалистические проблемы расследования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград. 2004.

Об этом свидетельствуют и статистические данные о выявленных таможенных преступлениях и лицах, их совершивших, в период 1994 — 2006 гг. Так, если в 1994 году выявлено 1826 преступлений, то в 1995 — 2551, 1996 -2900, 1997;4314, 1998 -4852, 1999 -5251,2000;6327,2001;5202,2002 — 4683, 2003 — 4950, 2004 — 4198, 2005 — 4886, 2006 -7583- соответственно в 1994 году выявлено 1010 лиц, 1995 — 1174, 1996 — 777, 1997 — 1983, 1998 -1820, 1999 — 1961, 2000 — 1905, 2001 — 1516, 2002 — 1145, 2003 — 1082, 2004 -1236, 2005; 1358, 2006;20 181.

Таким образом, несмотря на тенденцию роста выявленных таможенных преступлений и лиц, их совершивших, в целом борьба с ними не отвечает предъявляемым требованиям. Изложенное полностью относится и к процессу расследования указанных преступлений, поскольку до суда доходит лишь одно из десяти возбужденных уголовных дел.

В этой связи перед криминалистической наукой встает задача разработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности расследования таможенных преступлений и, в частности, разработки рекомендаций по расследованию таможенных преступлений, совершенных с использованием грузовых автотранспортных средств.

При этом следует отметить, что различным аспектам борьбы с таможенными преступлениями посвятили свои работы ученые-криминалисты и процессуалисты.

Так, разработке проблем борьбы с контрабандой посвящены работыЮ.Ю. Барбачаковой, В. Г. Беспалько, А. А. Бокова, О. Н. Васенина, И. О. Жук, Т. С. Зуевой, Н. С. Ляпустиной, А. Г. Меретукова, О. А. Мокринского, С. А. Овчинникова, И. Г. Цопановой и друклонению от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица — А. Д. Гордиенкова, А. О. Савлук и др.- организации взаимодействия органов дознания ФТС России с другими подразделениями и службами таможенной системы, а также с.

1 По данным ГИАЦ МВД РФ. правоохранительными органами других ведомств РФ и зарубежных странС.Д. Дуйсебаева, О. С. Карпушкина, О. В. Морозовой Д.А. Постновой и др.

Вместе с тем, практика борьбы с таможенными преступления показывает, что при их совершении весьма существенная роль принадлежит транспортным средствам, что в значительной степени связано с их использованием для перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу. Среди различных видов транспортных средств значительное место занимает грузовой автотранспорт.

В современных условиях значение грузового автотранспорта при реализации внешнеэкономической деятельности чрезвычайно велико. С его помощью перемещается более 25% товаров. Международные автомобильные перевозки — один из самых динамично развивающихся видов экспортных и импортных услуг, а также привлекательный для транспортных организаций вид деятельности. Общий объем перевозок автомобильным транспортом за период с 1990 по 2005 г. возрос почти в 12 раз и имеет устойчивую тенденцию роста.

С ростом автомобильных перевозок возрастает и число совершенных преступлений с использованием грузовых автотранспортных средств. При этом грузовые автотранспортные средства являются предметом преступного посягательства при совершении контрабанды (ст. 188 УК РФ) или средством при совершении контрабанды (ст. 188 УК РФ), уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), а также незаконном экспорте или передаче сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконном выполнении работ (оказании услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ).

Монографические исследования по данной проблеме отсутствуют, за исключением работы А. В. Сыначева.

Изложенное свидетельствует об актуальности темы исследования, что и предопределило ее выбор. Следует отметить, что проблеме использования транспортных и, в частности, автотранспортных средств при совершении преступлений и разработке рекомендаций по их расследованию в настоящее время уделяется весьма существенное внимание, о чем свидетельствуют док.

1 2 торские диссертации В. Д. Корма и Ф. Х. Кульмашева. В указанных работах обоснована точка зрения о необходимости разработки частной криминалистической теории — учения о транспортных средствах, составной частью которого является учение об автотранспортных средствах.

Объект исследования. Объектом исследования является преступная деятельность при совершении и сокрытии таможенных преступлений с использованием грузовых автотранспортных средств и практика раскрытия и расследования данных преступлений подразделениями дознания таможенных органов Российской Федерации.

Предмет исследования. Предметом исследования выступает система объективных закономерностей, обусловливающая использование грузовых автотранспортных средств при совершении и сокрытии таможенных преступлений.

Цель и задачи исследования

Целью работы является выявление роли грузовых автотранспортных средств при совершении и сокрытии таможенных преступлений, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности расследования указанных преступлений.

Достижение цели обеспечивается решением ряда взаимосвязанных задач:

— анализа научных криминалистических рекомендаций, относящихся к транспортным, в том числе автотранспортным средствам;

См.: Корма В. Д. Основы криминалистического учения о техногенных источниках повышенной опасности: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2006.

2 См.: Кульмашев Ф. Х. Проблемы теории и практики криминалистического исследования автотранспортных средств и связанных с ними преступлений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2006.

— изучения места частной криминалистической теории — учения об автотранспортных средствах в системе частных криминалистических теорий;

— изучения роли грузового автотранспорта в перемещении товаров через таможенную границу;

— изучения способов совершения и сокрытия таможенных преступлений с использованием грузовых автотранспортных средств и состояния их выявления таможенными органами;

— разработки рекомендаций по расследованию преступлений, совершенных с использованием грузовых автотранспортных средств;

— изучения практики применения органами дознания ФТС России рекомендаций по рассматриваемой категории уголовных дел;

— изучения литературных источников, законодательных и иных нормативных актов, относящихся к исследуемой проблеме;

— разработки предложений по совершенствованию криминалистического и уголовно-процессуального аспектов расследования рассматриваемых преступлений.

Методологическая и эмпирическая база исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, а также частно-научные методы: конкретно-социологический, системный и статистический анализ, обобщение судебно-следственной практики, изучение материалов уголовных дел, наблюдение, опрос (анкетирование и интервьюирование сотрудников подразделений дознания таможенных органов РФ), метод экспертных оценок и др.

При исследовании использовались соответствующие его предмету положения Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, а также подзаконные акты Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФТС России, бывшего ГТК России, Министерства транспорта РФ и других ведомств.

В процессе исследования использовалась литература по философии, логике, социологии, психологии, этике, теории управления, криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву, криминологии, теории оперативно-розыскной деятельности и т. д.

В диссертационной работе широко использовались труды ученых-криминалистов Т. В. Аверьяновой, О. Я. Баева, В. П. Бахина, Р. С. Белкина, JI.B. Бертовского, И. Е. Быховского, А. Н. Васильева, Л. Г. Видонова, А. И. Винберга, Т. С. Волчецкой, А. Ф. Волынского, В. А. Волынского, В. К. Гавло, В. Н. Григорьева, А. Ю. Головина, В. Ф. Глазырина, Г. И. Грамовича, Л. Я. Драпкина, А. В. Дулова, В. А. Жбанкова, О. А. Зайцева, А. А. Закатова, Г. Г. Зуйкова, Е. П. Ищенко,.

B.Е. Коноваловой, Ю. Г. Корухова, В. И. Комиссарова, И. М. Комарова, В. Д. Корма, В. П. Кувалдина, В. И. Куликова, Ф. Х. Кульмашева, В. П. Лаврова, А. А. Леви, И. М. Лузгина, В. А. Образцова, И. А. Попова, Н. И. Порубова, А.С. Под-шибякина, А. Р. Ратинова, Е. Р. Российской, Н. А. Селиванова, А.Г. Скоморохо-вой, П. Т. Скорченко, В. А. Снеткова, А. Г. Филиппова, В. И. Шарова, А. С. Шаталова, В. Ю. Шепитько, В. И. Шиканова, Н. Г. Шурухнова, А.А., Эскархопуло, Н. П. Яблокова и др.- процессуалистов — В. Г. Беспалько, М. М. Гродзинского, Н. В. Жогина, Н. Н. Ковтуна, А. Ф. Козыкина, М. С. Строговича, Д. О. Сереброва,.

C.П. Серебровой, Ф. Н. Фаткулина, И. Г. Цопановой, Н. А. Якубович и др.

Эмпирическая база исследования формировалась на протяжении нескольких лет. В этой связи по специально разработанной программе было изучено 143 уголовных дела, возбужденных дознавателями ФТС России в период с 2000 по 2006 г. по контрабанде и уклонению от уплаты таможенных платежей (приложение 1), проинтервьюировано 130 сотрудников таможенных органов Российской Федерации (приложение 2).

В исследовании нашел отражение личный опыт автора, работавшего в должности оперативного сотрудника МВД РФ (1997 — 2000 гг.), а также в правоохранительных подразделениях Федеральной таможенной службы РФ.

2000 — 2005 гг.).

В процессе исследования использовались информационно-статистические данные ГИАЦ МВД РФ, отчетные, аналитические и справочные материалы ГУТРД, ГУБК, ГНИВЦ ФТС России за 2000 — 2006 гг.

Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе его проведения выявлены теоретические и практические вопросы, связанные с использованием грузовых автотранспортных средств при подготовке, совершении и сокрытии таможенных преступлений. Проведенное исследование позволило проследить этапы формирования частной криминалистической теории — учения об автотранспортном средстве, сформулировать понятие данного учения и его место в системе частых криминалистических учений и теорий, показать роль грузовых автотранспортных средств в структуре способов совершения и сокрытия таможенных преступлений, выявить факторы, влияющие на их выбор, а также разработать тактические рекомендации по выдвижению версий и планированию расследования, производству отдельных следственных действий.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснование необходимости разработки частной криминалистической теории — криминалистического учения о транспортных средствах, составной частью которого является учение об автотранспортных средствах. Криминалистическое учение об автотранспортных средствах определяется как система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательственной и ориентирующей информации, возникающей в результате совершения и сокрытия преступлений в отношении или с использованием автотранспортных средств.

2. Значение криминалистического учения об автотранспортных средствах определяется его местом в системе частных криминалистических теорий и учений и, в частности, таких как криминалистическое учение о способе совершения преступления, криминалистическое учение о способе сокрытия преступной деятельности и ее следов. Являясь структурным элементом указанных способов, автотранспортные средства во многом определяют их выбор с учетом факторов внешней среды и свойств личности преступника.

3. Система факторов внешней среды и свойств личности преступника, влияющих на выбор способов совершения и сокрытия таможенных преступлений, совершенных с использованием грузовых автотранспортных средств. Первые включают: организацию перемещения товаров и транспортных средств через государственную и таможенную границыналичие пунктов пропуска на государственной границе и их обустроенностьположения таможенного законодательства, регламентирующего перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границутехническое оснащение таможенных подразделений, осуществляющих контроль за перемещением товаров и транспортных средстввторые — биологические и социальные свойства, психологические черты личности преступника.

4. Рекомендации по повышению эффективности применения тактических приемов, комбинаций и операций при выдвижении версий и планировании расследования по преступлениям, совершаемым с использованием грузовых автотранспортных средств, а также тактики производства отдельных следственных действий: следственного осмотра (места происшествия, грузового автотранспорта, документов, предметов) — допроса свидетелейобыска грузовых автомобилей и контейнеровназначения некоторых видов судебных экспертиз.

5. Предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства в части дополнения ч. 3. ст. 188 УК РФ, п. «г» — «с применением специально изготовленных хранилищ», дополнения объектов осмотра, перечисленных в ст. 176 УПК РФ, «животными и транспортными средствами».

Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что разработанные положения о роли грузовых автотранспортных средств при совершении и сокрытии таможенных преступлений углубили и расширили систему криминалистических знаний по данной проблеме, что позволило сформулировать предложения по повышению эффективности расследования рассматриваемых преступлений.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем рекомендации могут быть использованы:

— при разработке рекомендаций по повышению эффективности расследования таможенных преступлений, совершаемых в отношении и с использованием грузовых автотранспортных средств;

— в практической деятельности органов предварительного расследования при раскрытии, расследовании и предупреждении указанных преступлений;

— при преподавании курсов «Криминалистика» и «Уголовный процесс» в системе высших и средних учебных заведений;

— при подготовке законодательных и ведомственных нормативных актов;

— при разработке спецкурсов, относящихся к особенностям расследования таможенных преступлений, совершаемых с использованием грузовых автотранспортных средств.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования, содержащиеся в диссертации, были доложены на заседании кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Российской таможенной академии, на всероссийской научно-практической конференции 12 октября 2006 г. «Федеральная таможенная служба на новом рубеже: наука и практика, проблемы и перспективы» в Российской таможенной академии и международной научно-практической конференции 14 февраля 2007 г. «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» в Московской государственной юридической академии.

Полученные диссертантом результаты были учтены и внедрены в практическую деятельность подразделений дознания Федеральной таможенной службы РФ.

Предложения и выводы, содержащиеся в диссертации, используются в учебном процессе при преподавании курсов «Криминалистика» и «Уголовный процесс» на юридическом и таможенном факультетах Российской таможенной академии и ее филиалах.

Результаты исследования нашли отражение в пяти опубликованных статьях, включая статью в журнале «Транспортное дело России» (спец. выпуск № 11. Часть I, 2006), который входит в перечень, сформированный Президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Ее структура обусловлена логикой и результатом исследования.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования позволяют прийти к следующим выводам:

1. В криминалистике проблеме изучения транспортных средств уделялось с момента ее возникновения, о чем свидетельствуют работы Г. Гросса, Р. А. Рейса, С. Н. Трегубова и других ученых.

В период 1917 — 1930 годов изучение автотранспортных средств осуществлялось в основном в криминалистической технике (Б.М. Комаринец, Б. И. Шевченко, И. Н. Якимов и др.).

В последующем транспортные средства исследовались не только в криминалистической технике, но и криминалистической тактике и методике. Так, применительно к криминалистической технике можно указать работы (А.И. Винберга, И. И. Кеворковой, Б. М. Комаринца, Ф. П. Совы и др.), к криминалистической тактике (С.Я. Розенблита, И. Г. Маландина, Б. Л. Зотова, Л. А. Иванова и др.), методике расследования и предупреждения отдельных видов преступлений (В.И. Герасимова, П. М. Зуева, А. П. Онучина, Н.П. Яб-локова и др.).

2. Социально-экономические изменения, произошедшие в России в девяностые годы, привели к возрастанию роли автотранспортных средств в экономической жизни общества, что, наряду с другими факторами, привело к росту преступлений совершаемых в отношении транспортных средств, а также с их использованием. Соответственно возрос интерес научных и практических работников к данной проблеме.

Исследования в этой области осуществлялись по следующим направлениям: анализ традиционных проблем раскрытия, расследования и предупреждения преступлений с использованием автотранспортных средств (А.Г. Алексеев, Ю. И. Крикунов, Н. В. Федяева, Е. В. Чеснокова и др.) — изучение роли автотранспортных средств в деятельности организованных преступных сообществ (Н.Н. Башкирева, И. В. Смелов, Л. А. Соловьев и др.) — изучение роли автотранспортных средств при совершении таможенных преступлений (Ю.Ю. Барбачакова, О. Н. Васенин, Е. М. Девяткина, Г. А. Дугин, В.А. Жбан-ков, А. В. Михайлов, А. О. Савлук, А. В. Сыначев и др.) — разработка частной криминалистической теории — учения о транспортных средствах (В.Д. Корма, Ф. Х. Кульмашев, В. А. Образцов и др.).

3. В настоящее время встал вопрос о необходимости разработки частной криминалистической теории — криминалистического учения о транспортных средствах (В.А. Образцов, В. Д. Корма, Ф.Х. Кульмашев), составной частью данного учения является учение об автотранспортных средствах (Ф.Х. Кульмашев).

Разделяя подобную точку зрения, мы считаем, что в настоящее время сформировались условия для разработки указанного учения, а именно:

— наличие в криминалистике определенной системы знаний, относящихся к автотранспортным средствам;

— развитие системы частных криминалистических теорий и установление связей и зависимостей между ними;

— развитие общей теории криминалистики как результата дальнейшего проникновения в сущность предмета науки;

— развитие знаний об автотранспортных средствах в смежных с криминалистикой науках;

— развитие общенаучного знания о транспортных средствах, включая и автотранспортные средства;

— формирование общенаучных теорий, положения и принципы которых могут быть использованы в качестве инструментария при разработке частных криминалистических теорий, в частности криминалистического учения об автотранспортных средствах.

Криминалистическое учение об автотранспортных средствах мы определяем как систему научных положений и разрабатываемых на этой основе криминалистических средств и методов собирания, исследования, оценки и использования информации, отобразившейся в результате совершения преступлений в отношении или с использованием автотранспортных средств.

Учение включает теоретическую и практическую части: теоретическая часть — система исходных положений, понятий, принципов, классификаций и т. д.- практическая — разработка технико-криминалистических и тактико-криминалистических рекомендаций, применяемых в процессе расследования преступлений, совершенных в отношении или с использованием автотранспортных средств.

4. Значение криминалистического учения об автотранспортных средствах определяется его местом в системе частных криминалистических теорий и учений, с которыми оно находится в неразрывной взаимосвязи. К подобным теориям мы относим в первую очередь такие, как теорию криминалистической идентификации, криминалистическое учение о следообразовании, криминалистическое учение о фиксации доказательственной информации, криминалистическое учение о криминалистической версии и планировании расследования преступлений, криминалистическое учение о способе совершения преступлениякриминалистическое учение о способе сокрытия преступной деятельности и ее следов и т. д.

5. Особое значение для разработки криминалистического учения об автотранспортных средствах имеют такие криминалистические теории как учение о способе совершения преступлений (И.Ш. Жордания, Г. Г. Зуйков, А. Н. Колесниченко, В. Г. Танасевич, Б. М. Шавер, И. Н. Якимов и др.) и криминалистическое учение о способе сокрытия преступления и его следов (Р.С. Белкин, В. Н. Карагодин, В. П. Лавров, И. М. Лузгин, В. В. Трухачева и др.).

В структуре указанных способов автотранспортные средства являются предметом преступного посягательства или средством совершения преступлений, определяя в значительной степени выбор способов совершения и сокрытия деяний.

6. Проведенное исследование показало, что при совершении таможенных преступлений большое значение принадлежит грузовому автотранспорту, который является:

— средством контрабандного перемещения товаров и иных предметов;

— средством перемещения товаров при уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;

— средством незаконного экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ (оказания услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Между тем, в криминалистической литературе практически не исследована роль грузового автотранспорта как средства совершения и сокрытия таможенных преступлений, за исключением работы А. В. Сыначева.

7. Способы совершения и сокрытия таможенных преступлений, совершаемых с использованием грузового автотранспорта определяется рядом объективных и субъективных факторов, выбор которых, в определенной степени, зависит от применяемого автотранспорта.

Объективные факторы включают: организацию перемещения товаров и транспортных средств через государственные и таможенные границыналичие пунктов пропуска на государственной границе и их обустроенностьположения таможенного законодательства, регламентирующего перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границутехническое оснащение таможенных подразделений, осуществляющих, контроль за перемещением товаров и транспортных средств и расследованию указанных преступлений и т. д.- субъективные — социальные свойства, психологические черты и биологические свойства личности преступника.

8. В процессе расследования преступлений совершенных, с использованием грузовых автотранспортных средств широкое применение находят как технико-криминалистические, так и тактико-криминалистические приемы и рекомендации.

Применение первых нашло достаточно широкое отражение в работах Ю. Ю. Барбачакой, О. А. Берзинь, И. О. Жук, А. В. Сыначева и др. Что же касается тактико-криминалистических рекомендаций, то применительно к рассматриваемым преступлениям они исследованы недостаточно, что приводит к определенным трудностям при их реализации в процессе расследования преступлений.

9. Ключевое значение в разработке тактико-криминалистических рекомендаций расследования рассматриваемых преступлений имеют тактические приемы и рекомендации. Уровень их совершенства, научной обоснованности и практической рациональности зависит, с одной стороны, от эффективности использования достижений иных гуманитарных и естественных наук, а с другой — от уровня и состояния развития самой криминалистики. При этом использование достижений других наук в криминалистической тактике осуществляется через законы, принципы и задачи науки криминалистики. Каждый раздел криминалистики имеет свои специфические задачи и использует преимущественно достижения определенной группы иных наук, но вместе с тем, как показало данное исследование, их дальнейшее развитие характеризуется активизацией внутринаучных интеграционных процессов. Проявляющиеся при этом закономерности свидетельствуют о реальных возможностях упорядочения классификации тактических приемов и, что не менее важно, более детальной разработки по их применению. В настоящее время насчитывается около двадцати различных классификаций тактических приемов и фактически отсутствуют (и в научной, и в учебной литературе по криминалистике) конкретные рекомендации по их освоению и применению субъектами раскрытия и расследования преступлений. Более того, пока нет оснований говорить о наличии научно обоснованных методик формирования у дознавателей и оперативных работников навыков и умений пользоваться такими приемами.

10. Что касается практического аспекта применения тактико-криминалистических рекомендаций при расследовании таможенных преступлений с использованием грузового автотранспорта, то проведенное исследование показало недостаточную подготовленность дознавателей при их реализации, в процессе выдвижения следственных версий и планирования расследования, проведения следственного осмотра, обыска, допроса подозреваемого, назначения отдельных видов судебных экспертиз. В частности, при выдвижении криминалистических версий и планирование расследования лишь 69% проинтервьюированных дознавателей используют типовые версии в процессе расследования. При этом 69% дознавателей отметили, что версии по уголовному делу может выдвигать только лицо, осуществляющее предварительное расследование, 31% - указали на прокурора, 18% - на эксперта, 16% - на специалиста, 9% - на судью, 10% - на свидетеля, потерпевшего- 38% опрошенных указали, что не привлекают специалиста к проведению следственного осмотраобыски проводились лишь по 9% изученных уголовных дел, а их результативность составила 42%- 28% дознавателей не владеют тактическими приемами допросапо 8% изученных уголовных дел не назначались судебные экспертизы в виду незнания их возможностей и системы экспертных учреждений ФТС России.

11. Изложенное свидетельствует о необходимости разработки научных рекомендаций по вопросам применения тактико-криминалистических приемов и комбинаций при расследовании преступлений совершенных с использованием грузовых автотранспортных средств.

Немаловажное значение имеет организация обучения дознавателей как в системе профессиональной, так и служебной подготовки. В этой связи, предлагается при преподавании курсов «Криминалистика» и «Уголовный процесс» на юридических и таможенных факультетах Российской таможенной академии и ее филиалах, больше внимания уделять тактическим аспектам расследования таможенных преступлений, а также ввести спецкурс «Тактические особенности расследования таможенных преступлений, совершаемых в отношении или с использованием автотранспортных средств».

12. В целях повышения эффективности расследования рассматриваемых преступлений, внесены предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в частности:

— указать в диспозиции ч. 3. ст. 188 УК РФ п. «г», «с применением специально изготовленных хранилищ»;

— дополнить объекты осмотра, перечисленные в ст. 176 УПК РФ, «животными и транспортными средствами».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 09.06.2001) // Первоначальный текст документа опубликован в издании Российская газета. 25 декабря 1993. № 237.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ //Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Собрание законодательства РФ.2000. № 32. Ст. 3340- Парламентская газета. 10 августа 2000. № 151−152.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) //Собрание законодательства РФ.2000. № 32. Ст. 3340.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2001)// Собрание законодательства РФ. 1996, № 25. Ст. 2954.
  5. Таможенный кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 14.05.2003 № 61-ФЗ)// ГТК РФ, М., 2003.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 224с.
  7. Федеральный закон от 18.71 999 г. № 183-ФЭ «Об экспортном контроле» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 30. Собрание законодательства РФ Ст. 3774.
  8. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  9. Федеральный закон от 15.04.1993 № 804−1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
  10. Федеральный закон от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». //Собрание законодательства РФ, 1995, № 42, ст. 3923.12.3акон Российской Федерации от 1 апреля 1993 № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации».
  11. М.Закон РФ от 21.05.1993 № 5003−1 (ред. от 08.08.2001)"0 таможенном тарифе" // Российская газета. 5 июня 1993. № 107- Ведомости СНД и ВС РФ. 1993,№ 23.- Ст. 821.
  12. Таможенный тариф Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 830) // Российская газета. 1 декабря 2001. № 236/1 (специальный выпуск), Собрание законодательства РФ (приложение № 50 от 10.12.2001).
  13. Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. «Об утверждении основных положений государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. -Ст.2117.
  14. Указ Президента РФ от 03.03.1998 № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» // Собрание законодательства РФ. 1998.№ 10. -Ст. 1159.
  15. Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
  16. Постановление Правительства РФ от 01.10.1996 г. № 1299 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 46. Ст. 5249.
  17. Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 г. № 17 «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств».
  18. Постановление Правительства РФ от 05.11.1992 № 856 «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.//Таможенные преступления. М.: Экзамен, 2001. С.363−372.
  19. Приказ ГТК РФ от 05.01.1994 № 1 «О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» (в ред. приказа ГТК РФ от 03.03.1997 г. № 97) // Таможенные преступления. М.: Экзамен, 2001.С.427−502.
  20. Приказ ГТК Российской Федерации от 13.01.1994 № 145 «О совершенствовании деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой, другими преступлениями и правонарушениями в таможенном деле».
  21. Приказ ГТК Российской Федерации от 23.05.2002 № 505 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении».
  22. Приказ ГТК Российской Федерации от 03.03.1999 № 7 «О штатной численности сотрудников отделов дознания».
  23. Приказ ГТК России от 12.05.2003 г. № 498 «Об утверждении табеля оснащенности правоохранительных подразделений ГТК России».
  24. Приказ ГТК РФ от 16.09.2003 г. № 1022 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом»
  25. Письмо ГТК Российской Федерации от 26.04.01 № 10−15/16 715 «О декларировании товаров».
  26. Письмо РТУ по БТП ГТК России от 12.08.1999 № 11−01/6685 «О необходимости повышения эффективности криминалистического и экспертного обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов».
  27. Письмо ФТС России от 20.01.2006 № 01−06/1716 «Об обобщении актов прокурорского реагирования, внесенных прокурорами в таможенные органы в связи с выявленными нарушениями уголовно-процессуального законодательства в первом полугодии 2005 года».
  28. Письмо ФТС России от 20.01.2006 № 01−06/1715 «Об обобщении пракгаки вынесения таможнями постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел».
  29. Сборник нормативных актов, регулирующих деятельность таможенных органов и других правоохранительных органов России / Авторы составители А. Ф. Козыкин, П. И. Самойленко. М.: РИО РТА, 1997. 481 с.
  30. Сборник материалов по осуществлению контроля за обеспечением требований при выполнении международных автомобильных перевозок. М. Российская транспортная инспекция, 1994. 182 с.
  31. Российская таможня в документах. T.I. М.: Русина, 2001. 525 с.
  32. Российская таможня в документах. Т.2. М.: Русина, 2001. 542 с.
  33. Учебники, учебные пособия, монографии
  34. Т.В. Судебная экспертиза. М., Норма, 2006, 47с.
  35. Т.В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2000. 990 с.
  36. А. Е. Петров Ю.М., Скучалина JI.M. Статистика таможенных правонарушений: Учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 1999. 243 с.
  37. С.В. Проблемы теории и практики криминалистического документоведения. Иркутск: изд-во ИГЭА, 2001. 180 с.
  38. О.Я. Конфликтные ситуации на предварительном следствии (основы предупреждения и разрешения). Воронеж: ВГУ, 1984. 132 с.
  39. О.Я. Тактика следственных действий. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 220 с.
  40. О.Я. Основы криминалистики. Воронеж: ВГУ, 2001. 287с.
  41. Р.С., Винберг А. И. Криминалистика. Общетеоретические проблемы. М.: Юрид. лит. 1973. 264 с.
  42. Р.С., Винберг А. И. История советской криминалистики.
  43. Этап возникновения и становления науки (1917−1930-е годы). М., 1982.71с.
  44. Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. М.: Юрид. лит. 1988. 303 с.
  45. Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. М.: Юристъ, 1997. 480 с.
  46. Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М.: БЕК, 1997.342 с.
  47. Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М.: Норма, 2000. 237 с.
  48. Р.С. Курс криминалистики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. 837с.
  49. О.А. Особенности технико-криминалистического исследования документов по делам о преступлениях и правонарушениях в таможенной сфере: Лекция. Н. Новгород: НА МВД РФ, 2001. 28 с.
  50. В.Г. Доказывание по делам о контрабанде: Монография. М.:РИО РТА, 2003.240 с.
  51. В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ТВШ МВД СССР, 1986. 72 с.
  52. О.Н., Мешков В. Н. Раскрытие и расследование некоторых видов контрабанды. Калининград. 2003. 50 с.
  53. А.Н., Яблоков Н. П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. М.: МГУ, 1984. 141 с.
  54. А.Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений. М.: ЛексЭст, 2002. 76 с.
  55. Я.С. Методика расследования незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации. М.: Издательство «Юрли-тинформ», 2007. 256 с.
  56. И.А. Криминалистическая методика расследования преступлений. Минск: Выш. школа, 1983. 215 с.
  57. В.А. Криминалистическая техника: наука-техникаобщество-человек. М., Закон и право. 2000. 311 с.
  58. В.А., Боков А. В. Реформа уголовного судопроизводства: «Собственный путь» и зарубежный опыт, мифы и реальность, традиции и современность. М., 2003.
  59. Т.С. Моделирование криминальных и следственных ситуаций. Калининград: Калининградский государственный университет, 1994.45 с.
  60. .Н., Зотов В. Г. Таможенная служба в Российской Федерации. М.: Юрид. лит. 1993. 208 с.
  61. В.К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений. Томск: Из-во Томского ун-та, 1985.333 с.
  62. Е.И., Смотров С. Л., Шашкин С. Б., Молоков Э. П. Теория и практика судебной экспертизы. СПб., Питер, 2003. 698 с.
  63. Ю.П. Раскрытие и расследование должностных преступлений, совершаемых работниками таможенных органов: Методическое пособие. Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 1998. 128 с.
  64. Ю.П. Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений. Иркутск: ИЮИ ГП РФ, 2003. 342 с.
  65. Г. И. Научно-технические средства: современное состояние, эффективность использования в раскрытии и расследовании преступлений. Минск, 1989, 73 с.
  66. Г. И. Основы криминалистической техники. Минск, 1981,208 с.
  67. Л.Д. Организованная преступность: понятие, виды, тенденции, проблемы уголовно-правовой борьбы. М.: Академия МВД РФ. 1993.49 с.
  68. А.Ю. Криминалистическая систематика. М.: ЛекЭст, 2002. 305 с.
  69. Ю.А. Таможня как орган дознания. Учебное пособие. /Под ред. проф. В. Т. Томина. Сургут. 2000. 59 с.
  70. В.И. Научно-технические средства в следственной практике. Киев. 1984. 149с.
  71. А. А. Терещенко JI.K. Шестакова М. П. Современное таможенное законодательство (в вопросах и ответах). М.: ИНФРА-М, 1996. 194 с.
  72. А.Н., Филющенко А. А. Следственная тактика (в вопросах и ответах). Свердловск: Урал, институт, 1991. 120 с.
  73. Н.С., Якупов Р. Г. Введение в информационные таможенные технологии: Учебно-методическое пособие. М: РИО РТА, 2000. 88 с.
  74. Г. А. Досмотровая рентгеновская техника. Учеб. метод, пособие. М.: РИО РТА, 1994. С. 8−69.
  75. A.M., Травин А. В. Производство дознания таможенными органами Российской Федерации. СПб., 1995. 38 с.
  76. Т.А., Осипов В. Е. Борьба с таможенными преступлениями и «отмыванием» грязных денег: Методическое пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. 310 с.
  77. Г. А. Перспективы создания отечественных средств таможенного контроля: Учебно-методическое пособие. М.: ИПК ГТК России, 1992.48 с.
  78. Г. А. Технические средства проверки подлинности таможенных документов и целостности атрибутов таможенного обеспечения: Учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 1994. 36 с.
  79. Г. А., Казуров Б. К., Кошелев В. Е. Основные оперативные задачи таможенного контроля и технические средства, применяемые для их решения: Учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 1999.
  80. Г. А., Чечулина И. Н., Малышев В. И. Технические средства в таможенном деле. М., 1995. С. 5−150.
  81. В.М. Криминализация экономических отношений в России Монография. М.: ОН и РИО МИ МВД России, 2001. 131 с.
  82. В.А. Принципы системного подхода в криминалистике и в практической деятельности органов внутренних дел при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств. Учебное пособие. М: РИО Академии МВД СССР, 1977. 108 с.
  83. В.А. Тактика следственного осмотра. М.: Академия МВД РФ, 1992.58 с.
  84. В.А. Получение образцов для сравнительного исследования. М.-УМЦМВД, 1992. 35с.
  85. В.А. Свойства личности и их использование для установления лиц, совершивших таможенные правонарушения. М. РТА, 1999. 190 с.
  86. В.А., Девяткина Е. М. Производство обыска и выемки органами дознания Государственного таможенного комитета России. М.: РИО РТА, 2000. 81 с.
  87. В.А., Михайлов А. В. Тактика следственного осмотра по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ. М. РТА, 2004, 111 с.
  88. А.А., Оропай Ю. Н. Использование научно-технических средств, специальных знаний в расследовании преступлений. Киев, 1980.104 с.
  89. А.М., Майлис НП. Судебная экспертиза. М. Право и закон, 2002.318 с.
  90. .Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. М., 1972. 191 с.
  91. Г. Г. Поиск по признакам способов совершения преступлений. М., 1970. 192 с.
  92. С.Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России. Ульяновск: УлГУ, 2000. 132 с.
  93. Ю.М., Калинов А. А. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и вопросы предупреждения экономической преступности:учебное пособие. Н. Новгород: НЮИ МВД России, 1997. 84 с.
  94. Исследование проблем таможенного дела. Сборник научных трудов соискателей и адъюнктов РТА. М.: РИО РТА, 2000. 315 с.
  95. Е.П. Использование современных научно-технических средств при расследовании уголовных дел. Свердловск, 1985. 56 с.
  96. П.П. Специалист в следственных действиях. М.: Российское право, 1992. 432 с.
  97. .К. Современные средства идентификации товаров и транспортных средств идентификации товаров и транспортных средств: Учебно-метод. пособие М.: РИО РТА, 2006.
  98. Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996.14 с.
  99. Л.П. Теоретико-прикладные основы судебно-экономических экспертиз: Монография. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД РФ, 2004. 287 с.
  100. А.Ф., Самойленко П. И. Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел по фактам противоправного перемещения валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М.: РИО РТА, 1996. 16 с.
  101. А.Н. Таможенное право. М.: Мысль, 1995. 358 с.
  102. А.Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. Харьков, 1965. 55 с.
  103. В.И. Теоретические проблемы следственной тактики. Саратов: СГУ, 1987.170с.
  104. Корма В, Д. Транспортные средства как объект криминалистического исследования. Под общ. ред. проф. Ищенко Е. П. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2006. 152 с.
  105. В.И., Богданов В. М., Закатов А. А. Основы общей теории криминалистики. Красноярск: изд-во Красноярского университета, 1993.153 с.
  106. Криминалистика. Методика расследования преступлений новых видов, совершенных организованными преступными сообществами, М., 2000. 69 с.
  107. Коррупция и борьба с ней. М.: Криминологическая ассоциация, 2000. 274 с.
  108. Криминалистика социалистических стран / Под ред. В. Я. Колдина. М.: Юрид. лит., 1986. 333 с.
  109. Криминалистика: Учебник / Под ред. Н. П. Яблокова. М., 1996. С. 5152.
  110. Криминалистика / Под ред. Н. П. Яблокова, В. Я. Колдина. М.: изд-во МГУ, 1990. 464 с.
  111. Криминалистика: Расследование преступлений в сфере экономики: Учебник / Под ред. проф. Грабовского В. Д., доц. Дубина А.Ф. Н. Новгород: Нижегор. ВШ МВД России, 1995. 400 с.
  112. Криминалистика: Учебник / Под ред. Н. П. Яблокова. М., 1996. 708с.
  113. Криминалистика. Учебник для вузов / А. Ф. Волынский, Т. В. Аверьянова, И. Л. Александрова и др.- Под ред. проф. А. Ф. Волынского. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 615 с.
  114. Криминалистика: Учебник / Под ред. А. Г. Филиппова. 2-е изд. пе-рераб, и доп. М.: Спарк, 2000. 687 с.
  115. Криминалистика. Под ред. Е. П. Ищенко, А. Г. Филиппова. М. Высшее образование, 2006. 744 с.
  116. Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики / Под ред. проф. В. Д. Грабовского, доц. А. Ф. Лубина. Н. Новгород: НЮИ МВД России, 1995.400 с.
  117. Криминалистическая сущность, средства и методы установления способов сокрытия следов преступлений. М. МФЮЗО Академии МВД СССР, 1987. 160 с.
  118. Криминалистическая характеристика преступлений. М.: Юрид. лит., 1984. 289 с.
  119. Криминалистическое обеспечение предварительного расследования / Под ред. В. А. Образцова. М., 1992. 351с.
  120. А.Н. Ответственность за таможенные преступления: Учебное пособие. Н.Новгород. 2000. 111 с.
  121. В.И. Основы криминалистической теории ной преступной деятельности. Ульяновск, 1994. С. 96 -154.
  122. A.M. Теоретические основы криминалистического учения о механизме преступления. М.: Академия МВД России, 1997.224 с.
  123. В. Д. Гильмутдинова Н.С. Таможенные преступления. М.: «Экзамен», 2001. 608 с.
  124. А.Ф. Криминалистическая характеристика преступной деятельности в сфере экономики: понятие, формирование, использование. Н. Новгород: НВШ МВД СССР, 1991. 82 с.
  125. В.А. Криминалистические аспекты системно-структурного подхода в исследовании объектов судебных экспертиз. Монография. Екатеринбург. 2001. 202 с.
  126. А.Г. Оперативно-розыскная деятельность необходимость и законность. Н. Новгород: НВШ МВД России, 1995. 226 с.
  127. В.Н. Использование знаний сведущих лиц при расследовании преступлений. М.: изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2000. 295 с.
  128. Методические рекомендации по выявлению и раскрытию отдельных преступлений в сфере экономики. Н. Новгород: НЮИ МВД России, 1996.93 с.
  129. В.И., Федоров А. В. Таможенные преступления / Подред. А. В. Федорова. СПб: Юридический центр Пресс, 1999. 215 с.
  130. В.В. Основы психологии таможенной деятельности: Курс лекций. М.: РИО РТА, 1995. 59 с.
  131. В.А. Криминалистика: Учебное пособие. М.: Юрикон, 1994. 208 с.
  132. В.А. Криминалистика: Цикл лекций по новой программе курса. М.: Юрикон, 1994. 204 с.
  133. В.А. Криминалистика: Курс лекций. М.: Ассоциация работников правоохранительных органов России, 1996. 447 с.
  134. Оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В. В. Черникова, В. Я. Кикотя. М.: ИНФРА-М, 2002. 86 с.
  135. Основы борьбы с организованной преступностью: Монография / Под ред. B.C. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М.: ИНФРА-М, 1996.400 с.
  136. Основы таможенного дела в VII выпусках. М.: РИО РТА, 1998.235 с.
  137. Основы таможенного дела: учебник / Под общ. ред. В.Г. Драгано-ва- РТА. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998. 687 с.
  138. Основы естественнонаучных знаний для юристов: Учебник/Под ред. проф. Российской. М.: Норма-Инфра. 1999.
  139. Основы таможенного дела, Ред. Драганова В. Г., М. «Экономика», 1998. С.78−95.
  140. Основы таможенного дела. Учебн. пособие в 3-х томах. / Под общ. ред. А. А. Литовченко и А. Д. Смирнова. М.: РИО РТА, 2005. Том 2. С. 367−386.
  141. И.В. Ответственность за нарушение таможенных правил. СПб.:ТИРЕКС, 2000. 325 с.
  142. А.В. Организация и тактика борьбы с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности: учебное пособие. Н. Новгород: НВШ МВД России, 1991. 84 с.
  143. Проблемы совершенствования таможенного дела Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 1999.460 с.
  144. Проблемы теории и практики таможенного дела. Сборник научных трудов. М.: РИО РТА, 1997. 692 с.
  145. А.А. Судебная экспертиза. Иркутск, ИГЭА, 1999,301 с.
  146. Е.И. Тактические приемы в расследовании преступлений. Волгоград.: ВЮИ, 2000. 66 с.
  147. Расследование контрабанды: Практическое пособие. М.: Юристь, 1999. 103 с.
  148. Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей. М.: СПАРК, 1999. 415с.
  149. Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли: Тезисы докладов научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 2001.512 с.
  150. Роль таможенной службы в условиях переходного периода: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (18−19 марта 1999 г.). СПб.: РИО СПб. филиал РТА, 1999. 32 с.
  151. Российское таможенное право: учебник / Под ред. Б. Н. Габричидзе. М, 1997. 520 с.
  152. Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском и арбитражном процессе. М.: Право и закон, 1996, 222 с.
  153. Е.Р. Профессия эксперт. М.: Юрист, 1999, 192 с.
  154. Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М. Норма, 2005. 655 с.
  155. С.С. Современная дактилоскопия: проблемы и тенденции развития. М., 2002. 132 с.
  156. Н.А. Советская криминалистика: система понятий. М.: Юрид. лит., 1982. 152 с.
  157. П.Т. Криминалистика. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений. М.: Былина, 1999, 272 с.
  158. Ф.П. Следы шин автомототранспортных средств и их использование в розыскной и следственной практике. М., Всесоюзный научно исследовательский институт безопасности дорожного движения МВД СССР, 1978. 255 с.
  159. Современные возможности судебных экспертиз. Коллектив авторов. М.: Триада-Х, 2000. 261 с.
  160. М.Н. Основы технико-криминалистической экспертизы документов. М.: Методический центр МВД РФ, 1996. 125 с.
  161. В.А., Нестеров А. В. Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск, Наука, 1998.
  162. Способы сокрытия следов преступлений и криминалистические методы их установления. М., МФЮЗО Академии МВД СССР, 1984. 106 с.
  163. В.Ф. Необходимость законодательного совершенствования в УПК РФ стадии досудебного производства // Актуальные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и криминалистики. 4.1. М.: Академия управления МВД России. С. 35−36.
  164. Таможенное право. Учебник. / Гравина А. А. Егиазаров В.А. и др. М.: Юрист, 1998.714 с.
  165. Таможенное право. Учебник / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М.: Юристь, 1998. 576 с.
  166. Таможенное право. Курс лекций: в 2-х томах. / Под ред. В.Г. Дра-ганова. М.: Экономика, 1999. 836 с.
  167. Тезисы 1-ой Научно-практической конференции ГТЛ «Экспертно-исследовательская деятельность в таможенном деле». М.: ГТЛ, 2001. 23 с.
  168. Технические средства таможенного контроля: Словарь-справочник.1. М.: РИО РТА, 2001.98 с.
  169. С.Н. Основы уголовной техники, научно- технические приемы расследования преступлений М.: ЛексЭст, 2002. 336 с.
  170. В.В. Преступное воздействие на доказательственную информацию. Воронеж. Из-во ВГУ, 2000. 230 с.
  171. В.В. Криминалистический анализ сокрытия преступной деятельности. Воронеж. Из-во ВГУ, 2000. 220 с.
  172. Уголовное право: Часть общая. Часть особенная. Учебник. / Под общ. ред. проф. Гаухмана Л. Д., проф. Колодкина Л. М. и проф. Максимова С. В. М.: Юриспруденция, 1999. 784 с.
  173. С.А. Борьба с контрабандой культурных ценностей. Калуга. 2005. 237 с.
  174. A.M. Экспертно-криминалистическое обеспечение раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в условиях мегаполиса. М., 1999. 185с.
  175. В.Ю. Теоретические проблемы систематизации тактических приемов в криминалистике. Харьков: Оригинал, 1995.200 с.
  176. В.Ю. Теория криминалистической тактики. Харьков.: Гриф, 2002. 349 с.
  177. В.И. Актуальные вопросы уголовного судопроизводства и криминалистики в условиях современного научно-технического прогресса. Иркутск, 1978.190 с.
  178. В.В., Мокров Г. Г., Мелихов В. Ю. Служба таможенной инспекции: Монография. М.: РИО РТА, 2001. 196 с.
  179. Н.Г. Криминалистика. М.: Эксмо, 2005. 719 с.
  180. Человек как источник криминалистически значимой информации. Материалы всероссийской межведомственной научно-практической конференции/ Под ред. A.M. Зинина, М. Н. Шухнина. Саратов.: СЮИ МВД России, 2002. 184 с.
  181. Экономические и правовые проблемы таможенной деятельности. Сборник научных трудов. Часть 2. М.: РИО РТА, 1999. 340 с.
  182. Эксперт. Руководство для экспертов органов внутренних дел и юстиции. М.: Право и закон, 2003. 592 с.
  183. Н.П. Криминалистическая методика расследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 98 с.
  184. Н.П. Общие черты криминалистической характеристики преступлений, совершаемых ОПТ / Криминалистика: Учебник/ Отв. ред. Н. П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 1999. 511 с.
  185. Н.А. Теоретические основы предварительного следствия. М.:ВШ МВД СССР, 1971.61 с. 1. Статьи
  186. А.Ф. Социальные задачи и функции наук криминалистического цикла в условиях реформирования уголовного судопроизводства // Проблемы криминалистической теории и практики. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2004.
  187. А.Ф. Уголовное судопроизводство, задачи и социальные функции криминалистики в его реформировании // Актуальные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и криминалистики. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 3−5.
  188. С., Пастухов А., Яни П. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей // Уголовное право. 1999. № 2. С. 7−9.
  189. Ю.И. Методика раскрытия и расследования должностных преступлений, связанных с незаконным таможенным оформлением транспортных средств, ввезенных на территорию РФ. // Прокурорская и следственная практика. 1998. № 2. С.21−28.
  190. Ю.И. Выявление должностных преступлений в таможенных органах. // Законность. 1997. № 6. С. 5−7.
  191. Ю.И. Злоупотребления в таможне коррупция или обусловленная практика? // Законность. 1998. № 1. С. 14−16.
  192. Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности. Материалы круглого стола // Государство и право. 2001. № 12. С.89−107.
  193. Т.А., Остапенко В. И. Борьба с таможенными преступлениями // Законность. 2001. № 4. С.26−30.
  194. В. Пункты пропуска: количество и качество начинаются с правового обеспечения // Таможня. 2006.№ 1−2 (144−145). С. 10.
  195. С., Русов С. Особенности квалификации таможенных преступлений //Законность. 2001. № 12. С.38−40.
  196. И.И. Возможные направления использования зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования // Внешнеэкономический бюллетень, 2001. № 1. С.43−48.
  197. В.А. Криминалистическая (уголовная) регистрация в борьбе с преступностью // Руководство по расследованию преступлений. М.: Норма, 2002. С.214−232.
  198. В.А. Криминалистическое обеспечение органов дознания и таможенных расследований ГТК Российской Федерации // Проблемы теории и практики таможенного дела. М.: РТА, 1997.
  199. В.А., Казуров Б. К. К вопросу о некоторых проблемах судебной экспертизы // Информационный бюллетень № З.М., Академия управления МВД России, 1997.
  200. В.А. Таможенные правонарушения // Информационный бюллетень № 6, М., Академия управл. МВД России, 1998.
  201. В.А. Таможня и наркотики // Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. Выпуск 2. М., МИ МВД России, 1998.
  202. В.А. Фиксация информации о деятельности коррумпированных членов организованных преступных структур // Коррупция в России: состояние и проблемы. Выпуск 1. М.: МИ МВД РФ, 1996. С. 127−130.
  203. В.А. Таможенные органы в обеспечении экономической безопасности России // Экология и человечество на пороге XXI века. Ульяновск: Ульяновский Государственный университет, 1999. С. 21−24.
  204. В.А., Нецкин И. В. Таможенные преступления и проблемы борьбы с ними // Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли. М.: РТА, 2001. С. 212−214.
  205. В.А. Организация дознания в ГТК России // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Серия государство и право: проблемы, поиски решений, предложения. Выпуск 3 (17). Ульяновск. УГУ, 2001.С. 37−41.
  206. В.А., Жбанкова Ю. М. Таможенная граница в аспекте выявления таможенных преступлений \ Государственная граница, организованная преступность, закон и безопасность России. М., 2006. С. 10.
  207. Н.К. Соблюдение законности в сфере обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации // Государственная граница, организованная преступность, закон и безопасность России. М., 2006. С. 6.
  208. Н. Криминологическое исследование контрабанды // Социалистическая законность. 1990. № 1. С. 59.
  209. Е.Р. Новый УПК и проблемы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве // Актуальные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и криминалистики. М.: Академия управления МВД России, 2004, С. 63.
  210. А.О. К вопросу о способах уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица // Вестник криминалистики. Выпуск 2. М.: Спарк, 2001. С. 76 87.
  211. Н.А. О состоянии и перспективах научных исследований в области криминалистической техники // Вопросы борьбы с преступностью. 1974. вып.20 С. 143 153.
  212. С.П. Использование компьютерной информации при расследовании преступлений в сфере экономики // Российский следователь, 2000. № 4. С. 5−7.
  213. А.С. Нарушения законодательства о Государственной границе Российской Федерации в деятельности пунктов упрощенного порядка пропуска // Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней. М., 2006. С. 227.
  214. . А. Граница в фокусе интересов. // Таможня, 2005, № 2 (140).
  215. В.А. К вопросу о методике раскрытия преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. 1977. Вып. 27. С. Ю7. Селиванов И. А. Советская криминалистика: система понятий. М., 1982. С. 130.
  216. В.Г. Основные способы совершения и сокрытия хищений и их значение для расследования // Методика расследования хищений социалистического имущества. Вып.1. М., 1976.
  217. А.А. Развитие автомобильных пунктов пропуска через Государственную границу РФ в Приморье// Таможенная политика России на Дальнем Востоке № 1−2 (30−31) С. 70 74.
  218. Н.П. Криминалистическая характеристика преступления: типичные следственные ситуации как важные факторы разработки методики расследования преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. 1979. Вып. 30. С. 112.
  219. Н.П. Обстановка совершения преступления как элементего криминалистической характеристики // Криминалистическая характеристика преступлений: Сборник научных трудов. М., 1984. С. 34 40.
  220. Н.П., Куликов В. И. Криминалистические основы борьбы с организованной преступностью // Основы борьбы с организованной преступностью. М.: Инфра-М, 1996. С. 237 317.
  221. Диссертации и авторефераты диссертаций
  222. Ю.Ю. Технико-криминалистическое обеспечение расследования контрабанды: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 26 с.
  223. O.JI. Использование криминалистических средств в таможенной деятельности: Дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2002. 224 с.
  224. Л.Д. Проблемы теории и практики выявления и расследования преступного нарушения правил экономической безопасности: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2005. 52 с.
  225. А.А. Первоначальный этап раскрытия и расследования контрабанды: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004. 28 с.
  226. О.Н. Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов при раскрытии и расследовании некоторых видов контрабанды (по материалам Северо-Западного федерального округа России): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Калининград, 2003. 26 с.
  227. А.Ф. Концептуальные основы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений: Дис. док. юрид. наук. М., 1999. 41 с.
  228. В.А. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений (организационные, правовые и методологические проблемы): Дис. канд. юрид. наук. М., 1991. 156 с.
  229. А.Д. Теория и практика доказывания по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей (в стадии предварительного расследования): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  230. Т.А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями: Дис. д-ра юрид. наук. М., 2000. 375 с.
  231. Жук И. О. Контрабанда: проблемы выявления и раскрытия на современном этапе: Дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2002. 222 с.
  232. И. Жбанков В. А. Концептуальные основы установления личности преступника в криминалистике: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1995. 375 с.
  233. Т.С. Первоначальный этап расследования контрабанды биоресурсов (по материалам Дальневосточного региона): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. 29 с.
  234. Г. П. Контрабанда как таможенное преступление: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2003. 31 с.
  235. А.В. Процессуальные и организационные проблемы участия специалиста в уголовном судопроизводстве на стадии предварительного расследования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2006. 26 с.
  236. В.Д. Основы криминалистического учения о техногенных источниках повышенной опасности: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2006. 52 с.
  237. Ф.Х. Проблемы и теории и практики криминалистического исследования автотранспортных средств и связанных с ними преступлений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2006. 49 с.
  238. Н.С. Доказывание по уголовным делам о контрабанде культурных ценностей: Дис. канд. юрид. наук. М., 2005. 200 с.
  239. А.В. Тактика следственного осмотра по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002. 171 с.
  240. С.А. Контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов к нему: правовые и технико-криминалистические проблемы расследования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. 31с.
  241. А.В. Концептуальные основы использования специальных познаний в раскрытии и расследовании таможенных преступлений: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 2001. 314с.
  242. И.В. Противодействие расследованию таможенных преступлений и методы его преодоления: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001. 195 с.
  243. Л.Ф. Контрабанда: проблемы уголовно-правовой характеристики: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. СПб., 1999. 21 с.
  244. И.В. Использование транспортных средств в механизме совершения преступлений организованными преступными группами: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1996. 174 с.
  245. Ю.И. Особенности производства предварительного расследования по делам о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ: Дис.. канд. юрид. наук. Калининград, 2000. 240 с.
  246. А.В. Криминалистическое значение способа сокрытия предметов в грузовых автотранспортных средствах (по материалам расследования уголовных дел о контрабанде): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 26 с.
  247. С.А. Контрабанда культурных ценностей: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. 2006. 32 с.
  248. И.Г. Возбуждение уголовных дел по контрабанде наркотических средств: Дис. канд. юрид. наук. М., 1999. 175 с.
Заполнить форму текущей работой