Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Услуга как социально-экономическая форма личного потребления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы осмыслению процессов, происходящих в сфере услуг, стало уделяться больше внимания со стороны экономистов. Дискуссии, проведенные журналами «Мировая экономика и международные отношения» и «Экономические науки», а также научные конференции, посвященные сфере услуг, сыграли положительную роль в изучении проблем непроизводственной сферы. В экономической литературе появился ряд… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УСЛУГИ
    • I. Услуга как экономическое отношение
    • 2. Общественная полезность услуг и их классификация
  • ГЛАВА II. УСЛУГА КАК ЧАСТЬ СОВОКУПНОГО ФОНДА ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
    • I. Совокупный фонд личного потребления и характер его изменения в современных условиях.5Е
    • 2. Место услуг в совокупном фонде личного потребления
    • 3. Тенденции развития платных и бесплатных услуг в совокупном фонде личного потребления
    • 4. Рациональное и эффективное использование услуг в совокупном фонде личного потребления

Услуга как социально-экономическая форма личного потребления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ХХУ1 съезд КПСС наметил широкую программу дальнейшего обеспечения значительного «подъема материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудовой активности советских людей/1″ '» .

Более глубокая ориентация общественного производства на постоянный и устойчивый рост народного благосостояния предполагает не только повышение степени реализации материальных запросов населения, но и всемерное удовлетворение и возвышение важнейших социально-культурных потребностей людей. В решение задачи удовлетворения социально-культурных потребностей людей сфере услуг отводится исключительно важная роль. Ибо сфера услуг активно способствует прогрессивному изменению социально-культурных потребностей людей, что в свою очередь ведет ко все большей обратной отдаче, обратному воздействию структуры потребностей и способностей человека на совершенствование производства, повышение вго эффективности. Вместе с тем услуги оказывают сильное влияние и на сферу личного потребления. Они вызывают глубокие социально-экономические изменения в характере, формах и структуре личного потребления.

В связи с возрастающей ролью сферы услуг в жизни общества большое теоретическое и практическое значение приобретает научная разработка социально-экономических проблем развития этой сферы в т.

Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981;1985 годы и на период до Х990 года. Материалы ХХУТ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 186. условиях развигого социализма.

В последние годы осмыслению процессов, происходящих в сфере услуг, стало уделяться больше внимания со стороны экономистов. Дискуссии, проведенные журналами «Мировая экономика и международные отношения» и «Экономические науки», а также научные конференции, посвященные сфере услуг, сыграли положительную роль в изучении проблем непроизводственной сферы. В экономической литературе появился ряд интересных работ, посвященных теоретическим проблемам развития сферы услуг. В этом отношении следует указать на исследования Э. М. Агабабьяна, Е. А. Громова, В. В. Запольской, Г. П. Иванова, В. Е. Козака, В. А. Комарова, А. И. Кочерги, В. А. Медведева, Д. И. Правдина, М. Б. Россинского, В. М. Рутгайзера, М. В. Солодкова, М. А. Скаржинского, В. А. Яковлева и других. В работах указанных авторов исследуется широкий круг проблем экономики сферы услуг, в частности дается экономическая характеристика природы услуг, их место и роль в воспроизводственном процессе, рассматриваются особенности труда и определяются границы сферы услуг, делается попытка рассмотреть сферу услуг в системе производственных отношений и многие другие вопросы.

Значительный интерес представляют монографии, вышедшие в пост ледние годы. Это монографии Э. М. Агабабьяна, М. В. Солодкова и о 3 4.

А.И.Тарасюка, М. В. Солодкова и А. И. Семенихина — М. В. Солодкова, Агабабьян Э. М. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме. — М.: Наука, 1983.

— Солодков М. В., Тар^сюк А. И. Непроизводственная сфера в общественном воспроизводстве при социализме. — М.: Изд-во Московск. ун-та, 1976. Солодков М. В., Семенихин А. И. Фонд личного потребления нематериальных благ. — М.: Изд-во Московск. ун-та, 1979. Солодков М. В. Непроизводственная сфера при социализме. — М.: Мысль, 1978.

I ?

Г. П.Иванова, А.Ю.Шарипова" и др. В этих работах делается попытка, наряду с теоретическим анализом сферы услуг, изложить свой взгляд на так называемое «нематериальное производство», «нематериальное благо», обосновать регулирующую роль экономических законов социализма в развитии сферы услуг и оценить конечные экономические результаты отраслей, составляющих непроизводственную сферу.

Однако не все исследуемые вопросы получили должную разработку, многие положения остаются спорными. По разному трактуются некоторые исходные понятия и категории: разный смысл вкладывается в понятиесфера услуг", остаются невыясненными критерии разграничения между непроизводственной сферой и материальным производством, по разному трактуется характер труда, занятый в сфере услуг.

Выполненные исследования далеко не исчерпывают насущные вопросы теории и практики сферы услуг. Например, недостаточно исследованы вопросы о специфики экономических отношений в сфере услуг, не до конца определена роль последней в системе общественного воспрои" зводства, не выяснено место услуг в фонде личного потребления, различные критерии используются при разработке классификации сферы услуг, слабя исследованы особенности действия экономических законов в сфере услуг, воздействие сферы услуг на личное потребление, эффективность сферы услуг и другие.

Многогранность и сложность проблемы требует ее дальнейшего исследования, применительно к экономике развитого социализма, что и определило выбор темы данной работы. Иванов Г. П. Непроизводственная сфера и социалистическое воспроизводство. — М.: Изд-во Московок. ун-та, 1978. Шарипов А. Ю. Сфера услуг сибирского региона (политэконом" ческий анализ). — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1979.

— б.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы наряду с общими теоретическими и методологическими вопросами, выяснить наиболее актуальные и в то же время недостаточно полно изученные проблемы;

— выяснить социально-экономическую природу услуг, их место в системе производственных отношений социализма;

— рассмотреть общественную полезность услуг и определить классификацию сферы услуг;

— определить место услуг в совокупном фонде личного потребления;

— проследить основные тенденции развития платных и бесплатных услуг в совокупном фонде личного потребления;

— выяснить вопррс о рациональном и эффективном использовании услуг в потреблении. Решение этих проблем, на нашему мнению, будет способствовать более глубокому пониманию воздействия сферы услуг на личное потребление, позволит разработать практические выводы и рекомендации.

Теоретической и методологическом основой исследования явились произведения классиков марксизма-ленинизма, а также решения съездов Коммунистической партии, постановления Советского правительства. В ходе исследования названных выше проблем автор критически использует советскую социально-экономическую литературу. Для решения поставленных в работе задач использовались методы восхождения от абстрактного к конкретному, сочетания логического и исторического в рассмотрении явлений, анализа и синтеза.

В работе собран и обработан статистический материал, который в определенной мере позволил автору подтвердить теоретические выводы из анализа поставленных задач.

Научная новизна работы состоит прежде всего в ряде сравнит ельно новых (либо отсутствующих в экономической литературе, либо недостаточно аргументированных) постановок вопросов. К числу их относится:

— пилитэкономическое определение услуг:

— обосновывается теоретическое положение, что предметом деятельности сферы услуг является человек с его потребностями. Исходя из этой предпосылки дается классификация сферы услуг;

— обосновывается состав совокупного фонда личного потребления, в который наряду с элементами материального потребления, должны включаться услуги;

— разработана методика определения затрат живого труда в сфере услуг;

— исследованы осговные направления развития платных и бесплатных услуг в совокупном фонде личного потребления;

— определено направление рационального и эффективного использования услуг в фонде личного потребления.

Основные положения работы были изложены на научных семинарах кафедры политической экономии Томского государственндгчгуниверси-тета, на итоговых научных конференциях университета, на региональных научных конференциях (1972 г. и 1977 г.), в Киевском и Новосибирском интитутах повышения квалификации преподавателей, а также нашли свое отражение в публикациях.

Отдельные положения работы используются в преподавании курса политической экономии социализма, в лекциях, семинарских занятиях, а также в курсовых и дипломных работах.

Расчеты, проведенные автором при анализе услуг, могут быть использованы плановыми органами при разработке планов социального развития народного хозяйства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях развитого социализма сфера услуг является важной частью структуры народного хозяйства. Полиеико-экономический анализ, про веденный в данной работе, показывает, что услуга выступает как экономическая категория. Она выступает в специфической форме экономических отношений по поводу конкретной трудовой деятельности. Природу услуги правомерно рассматривать прежде всего как экономическое отношение, которое предполагает наличие производителя и потребителя услуги. При этом импульсом услуги является индивидуальная конкретная потребность заказчика, потребителя. Следовательно, важнейшей особенностью услуги является полезное действие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд, так и труд, овеществленный в продукте.

Характерной особенностью услуги является то, что она (услуга) представляет собой особую форму отношений по труду, возникших только (или преимущественно) в фазе потребления. Экономические отношен-ния в фазе потребления формируются и регулируются под. воздействием системы экономических законов, прежде всего основного экономического закона, закона возвышения потребностей и др. Эти законы выражают причинно-следственные связи производства и потребностей, определяя развитие отношений личного потребления, в частности, по оказанию услуг. Разумеется, услуга не охватывает всех отношений, возникающих в процессе потребления, она выражает лишь отношения по труду, который функционирует в фазе потребления и реализуется как полезный эффект деятельности. Таким образом, работники сферы услуг, участвуя в обмене деятельностью с другими подразделениями народного хозяйства, объективно включаются в систему производственных отношений.

Производственные отношения рассматриваются как целостная система, в которую входят не только отношения по поводу производства материальных благ, но и отношения по поводу производства и потребления услуг. Отношения производства материальных благ неизбежно порождают отношения, связанные с дальнейшим распределением и потреблением этих благ. Работники сферы услуг вовлекаются в производственные отношения в связи с тем, что они доводят до окончательного потребления материальных благ.

Анализируя характер труда в сфере услуг, автор работы пришел к выводу, что здесь функционирует как производительный, так и непроизводительный труд. Критерием разграничения труда в сфере услуг на производительный и непроизводительный является, во-первых, овеществление результатов труда, во-вторых, характер производственных отношений.

Мы считаем, что материальное производство — основа жизни человеческого общества, поэтому прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, нужно создать материальные блага. Рассматривая производительный и непроизводительный труд, автор приходит к выводу, что с точки зрения общественной формы производительным является труд, который доставляет прибыль социалистическому предприятию. Такой труд будет только по форме производительным трудом, по существу же такой труд является непроизводительным.

Выясняя общественную полезность услуг, автор приходит к выводу, что «общественная полезность услуг» и «общественная потребительная стоимость услуг» — это категории идентичные, одинаковые. Полезность услуги следует определять, исходя из содержания конкретных социальных функций, которые выполняют услуги в системе общественного разделения труда. Исходя из разнообразного функционального воздействия сферы услуг на общественное производство и членов общест ва, автор вырабатывает теоретические основы классификации услуг. •.

Прежде всего в работе определяются границы сферы услуг. Основным критерием определения границ сферы услуг является предмет труда. Этим предметом труда является человек с его разнообразными потребностями.

Исходя из данного критерия — предметом труда является человек с его обширными потребностями, — автор подразделяет сферу услуг на пять крупных типов, каждый из которых имеет свое функциональное назначение: I) социально-экономическое обслуживание, 2) нематериально-бытовое обслуживание, 3) материальго-бытовое обслуживание, 4) оздоровительно-воспитательное обслуживание, 5) народное образование и культурное обслуживание. Все эти типы подразделяются на более дробные виды услуг. Предложенная классификация услуг может быть принята на вооружение для практической реализации плановыми органами. Таким образом, границы сферы услуг очерчиваются совокупностью отраслей народного хозяйства и видов общественной деятельности, которая имеет дело в конечном счете с личным потреблением членов социалистического общества.

Классификация услуг по социально-экономическому признаку целесообразна для более углубленной характеристики сторон, ибо она связана с формами собственности.

Личное потребление является непременным условием существования всякого общества. Однако в каждой социально-экономической формации личное потребление имеет свое конкретно-историческое содержание. Материальной основой личного потребления является фонд потребления.

Выделение обобщающего показателя — совокупного фонда личного потребления обусловлено тем, что он отражает весь объем потребляемых населением материальных благ и услуг. Совокупный фонд личного потребления включает в себя фонд личного потребления, состоящего из продовольственных и непродовольственных товаров, а также из предметов и оборудования бытового и культурного назначения, непроизводственного фонда народного богатства личного назначения, объема услуг.

Совокупный фонд личного потребления представляет ту часть продукта и услуг, которая непосредственно связана с обеспечением благосостояния и всестороннего развития личности членов общества. Материальной основой совокупного фонда личного потребления является фонд жизненных средств.

Таким образом, совокупный фонд личного потребления представляет собой сумму элементов материального потребления, составляющих часть национального дохода и того количества услуг, которые за данный период потреблено членами общества (включая оценку собственно услуг, то есть затрат живого труда в сфере чистых услуг). Исчисление совокупного фонда личного потребления потребует расчета всех его составных элементов и прежде всего объема услуг.

Необходимость расчета совокупного фонда личного потребления позволит получить более полное представление о доле потребления за счет различных источников. Кроме того, использование данного показателя даст возможность проводить сравнительный анализ объема потребления в различных странах, а также внутри страны между различными районами.

Важные общественно полезные функции, которые выполняют услуги, вызывают необходимость установления полного объема услуг, оказываемых населению, тенденции их развития, место услуг в структуре потребления.

Полный учёт услуг предусматривает учёт не только материальных затрат, но и затраты живого труда работников нематериальных услуг. Полный учёт затрат живого труда автор предлагает оценивать с помощью предположения: как если бы работники сферы услуг трудились в сфере материального производства. С помощью такого предпо.

— 150 ложения можно оценить затраты живого труда работников нематериальных услуг.

Изменения в структуре личного потребления происходят не только в потреблении материальных благ, но, главным образом, происходит соотношение потребления материальных благ и услуг. Устойчивой закономерностью личного потребления в условиях развитого социализма является неуклонное повышение доли услуг в структуре потребления и особенно услуг, потребление которых обеспечивает всестороннее развитие личности.

В работе дается анализ тенденции развития платных и бесплатных услуг. Платные и бесплатные услуги имеют объективную основуэто заработная плата и общественные фонды потребления. Поэтому нельзя произвольно устанавливать соотношение между платными и бесплатными услугами. Мы считаем, что с ростом заработной платы и общественных фондов потребления как платные, так и бесплатные услуги имеют тенденцию пополняться и насыщаться.

Пополняемость и насыщенность — это процесс, который характе-ризуетяя как количественными, так качественными изменениями в сфере услуг. Пополняемость и насыщенность будет достигаться за счёт развития народного образования, здравоохранения, культуры, службы быта.

Расширять сферу платного обслуживания, особенно здравоохранения, образования, культуры, нежелательно, так как именно через развитие бесплатного обслуживания, социалистическое общество планомерно и целеноправлено влияет на формирование потребностей, способствующих всестороннему развитию человека.

Вопросы экономии и эффективности использования услуг в личном потреблени в услошиях развитого социализма приобретают важное значение. Экономия трудовых, материальных и финансовых средств.

— 1Я в сфере услуг прямо оказывает влияние на личное потребление. Здесь более глубокой разработке нуждается вопрос о трудовых и материальных нормативах.

Особого внимания заслуживают вопросы оценки внутриотраслевой эффективности услуг, а также роль сферы услуг в повышении эффективности общественного производства.

Внутриотраслевая эффективность услуг решается многообразными путями: это, во-первых, уровнем обобществления сферы услуг, во-вторых, внедрением механизации и автоматизации трудовых процессов, в-третьих, организацией экономических методов управления.

Влияние сферы услуг на эффективность общественного производства осуществляется косвенно, главным образом, через совершенствование главной производительной силы общества — человека. Для решения данной проблемы, необходимо постепенное преобразование домашнего хозяйства в общественно организованную форму обслуживания.

Вопрос о качестве услуг находится в стадии теоретической разработки. Здесь еще нет обоснованной системы оценки качества услуг. Считаем, что «качество услуг» следует рассматривать в политикоэкономическом аспекте, когда вопросы, связанные с качеством услуг рассматриваются на уровне развития всего общества, и как мера данной потребительной стоимости услуги, как мера удовлетворенной потребности.

Развитое социалистическое общество создает реальные возможности для крутого поворота экономики к удовлетворению широких потребностей населения, которые повышаются по мере увеличения экономического потенциала страны, масштабов общественного производства в целом. Услуга как социально-экономическая форма личного потребления играет важную роль в ускорении социального прогресса и подъема благосостояния советских людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
  2. К. Немецкая идеология. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2. е изд., т. З, с.7−544. Маркс К. Нищета философии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2. е изд., т.4, с.65−185. Маркс К. Наемный труд и капитал. — Маркс К., Энгельс Ф.
  3. Соч., 2-е изд., т. б, с.428−459. Маркс К. К критике политической экономии. — Маркс К.,
  4. Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.1−167. Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.103−155. Маркс К. Критика Готской программы.- Маркс К., Энгельс Ф.
  5. К. Капитал. Критика политической экономии. Т.4. Книга1У: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.25, ч. П, с.3−489.
  6. К. Теории прибавочной стоимости (1У том «Капитала»).11. 1.2.1.3.1.4.1.5.1.6.1.7.18. 1.9.- 153
  7. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, ч.1, с.133−426.
  8. К. Теории прибавочной стоимости (1У том «Капитала»).
  9. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, ч. П, с. 411 -470.
  10. К. Теории прибавочной стоимости (1У том «Капитала»).
  11. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, ч. Ш, с.3−64.
  12. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Введение.
  13. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.17−48.
  14. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. К критикеполитической экономии. — Маркс К., Энгельс Ф-. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.51−184.
  15. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Глава о капитале. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, чД, с. 185−256.
  16. К. Экономические рукописи 1861−1863 годов. Глава З.
  17. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.47, с.258−583.
  18. Ф. Похороны Карла Маркса. — Маркс К., Энгельс Ф.
  19. Соч., 2-е изд., т.19, с.350−354.
  20. Ф. Анти-Дюринг. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-еизд., т.20, с.16−338.
  21. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23−178.
  22. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках.
  23. Полн. собр. соч., т.1, с.71−122.
  24. В.И. К характеристике экономического романтизма, :.- 154
  25. Поли.собр.соч., т. 2, с.119−201,
  26. В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова.
  27. Полн.собр.соч., т. 6, с.212−235.
  28. В.И. Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами.- Полн.собр.соч., т. 7, с.43−50.
  29. В.И. Карл Маркс. — Полн.собр.соч., т.26, с.43−93.
  30. В.И. Великий почин.- Полн.собр.соч., т.39, с.1−29.
  31. ДОКУМЕНТЫ КПСС И СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
  32. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1971,71 с.
  33. Конституция (Основной закон) СССР: принята на внеочередной седьмой сесиии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 октября 1977 года. — М.: Политиздат, 1977, 279 с.
  34. Отчетный доклад ЦК КПСС ХХ1У съезду Коммунистической партии Советского Союза. Материалы ХХ1У съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1971, с.3−106.
  35. Директивы ХХ1У съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971−1975 гг.- М.: Политиздат, 1971, 78 с.
  36. Отчетный доклад ЦК КПСС ХХУ съезду Коммунистической партии
  37. Советского Союза. Материалы ХХУ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1976, с 35−62,
  38. Основные направлвиия развития народного хозяйства СССР на 1976−1980 годы. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1976, с.215−222.
  39. Отчёг ЦК КПСС ХХУ1 съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. Материалы ХХУХ съезда- 155
  40. КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с.31−68.
  41. Основные направления окономического и социального развития СССР на 1981−1985 гг. и на период до 1990 года. Материалы ХХУТ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с.131−143−176−183.
  42. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по её реализации.- Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 года. — М.: Политиздат, 1982, с.5−23- 27−75−99-Ю8.
  43. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября1982 года. — М.: Политиздат, 1983, с. 6−27.
  44. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС.14−15 июня1983 года. — М.: Политиздат, 1983, с.5−80.
  45. Материалы Пленума Центрального Коминета КПСС. 28−27 декабря 1983 года. — М.: Политиздат, 1983, с.6−30.
  46. Проект ЦК КПСС — Основные направления реформы сбщеобразова-тельной и профессиональной школы. — Правда 4 янв.1934 г.
  47. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Одобрено Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР.- 10 апреля и 12 апреля 1984 г. — Правда 14 апреля 1984 г.
  48. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от б марта 1959 г. «О мерах по улучшению бытового обслуживанию населения». — Справочник партийного работника. Вып. третий, М., 1961, с.371−377.
  49. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 августа 1967 г."О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения". — Справочник партийного работника. Вып.восьмой. М, 1968, с.205−207.
  50. Постановление Совета Министров СССР 13 марта 1965 года. «Об улучшении торговли и общественного питания в стране».— 156 •*•- Справочник партийного работника.Вып.шестой. М., 1966, с.303−313.
  51. РАБОТЫ РУКОВОДЯЩИХ ДЕЯТЕЛЕЙ КПСС И СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
  52. К.У. Речь на встрече избирателей Куйбышевского избирательного округа Москвы. — Правда, 1984, 3 марта.
  53. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. — М.: Политиздат, 1983, 31 с.
  54. Тихоно в H.A. Речь на встрече избирателей Московского избирательного округа Москвы." Правда, 1984, 2 марта.
  55. ОФИЦИАЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  56. Народное хозяйство СССР в 1970 г. Статистический ежегодник.-М.: Статистика, 1971, с. 7,511,595.
  57. Народное хозяйство СССР в 1972 г. Статистический ежегодник.-М.: Статистика, Г973, с. 505,517 532- 533 557- 558 579 586.
  58. Народное хозяйство СССР в 1973 г. Статистический ежегодник.-М.: Статистика, 1974, с. 7,572,574,575,586,587,603,606.
  59. Народное хозяйство СССР в 1975 г. Статистичевкий ежегодник.-М.: Статистика, 1976, с.532 533 547 564,565.
  60. Народное хозяйство СССР в 1977 г. Статистический ежегодник.-М.: Статистика, 1978, с. 7,358,408,431.
  61. Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. — М.: Статистика, 1977, с. 655,675.
  62. Народное хозяйство СССР в 1981 г. Статистический ежегодник.-М.: Финансы и статистика, 1983, с. 7,27,49,358,359,365,380−381,386,405−406,413−415,449,456,495,499,524,579.
  63. Народное хозяйство СССР в 1982 г. Статистический ежегодник.-М.: Финансы и статистика, 1983, с. 371,381,411.
  64. S. Народное хозяйство СССР. 1922−1982. Юбилейный статистический- 157 ежегодник.- М.: Финансы и статистика, 1982, с.493−495.5. МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ
  65. Э.М. Экономический анализ сферы услуг. -М.: Экономика, 1968, — 160 с.
  66. Э.М. Производство и потребление услуг в десятойпятилетке. — М.: Мысль, 1977, — 167 с.
  67. Э.М. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме.- М.: Экономика, 1983. — 272 с.
  68. Азер В.И."Плетникова И. А. Проблемы уровней цен на услуги.
  69. Вестн.Московского ун-та. Серия УП. Экономика, Г974, № 4, с.50−56.
  70. В.П. Сфера обслуживания и уровень народного благосостояния.- В кн: Вопросы политической экономии. -М.- ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1961, с.184−196.
  71. А.К. Баланс денежных доходов и расходов населения.
  72. М.: Финансы, 1975, — ЛИ с.
  73. Анализ и моделирование личного потребления (вопросы теории и методологии).- Вильнюс, 1973. — 205 с.
  74. Л.А., Закиров Р. Х. Социально-экономические проблемы взаимосвязи производства и потребления при социализме. — В кн: Производство и потребление при социализме. — Уфа- 1974, с. 4−46.
  75. В. К вопросу о построении показателя общего объемаличного потребления.- Экономические науки, 1971, № 8, с.48−56.
  76. В.И. Закономерности личного потребления в развитомсоциалистическом обществе. — М.: 1974. — 171 с.
  77. С.И. Экономические функции и формы движения средств- 158 развитого социалистического общества. — JI.: Ленинградского ун-та, 1975.- 126 с.
  78. Бор М. З. Вопросы методологии планового баланса народного хозяйства СССР. — М.: АН. СССР, i960. — 352 с.
  79. Э. Возрастающая роль услуг.(Обзор статей).- Экономические науки,-1979, с.73−79.
  80. С. П. Головгеев В.П.Корчагин В. П. Социалистическоездравоохранение: задачи, ресурсы, перспективы развития. — М.: Медицина, 1979, — 261 с.
  81. Н.И. Общественные фонды потребления (основные методы планирования). — М.: Экономика, 1964. — 199 с.
  82. Вайсберг P.E. Общественный продукт при капитализме и в
  83. СССР.- Плановое хозяйство, 1927 № 5, с.126−147- 1927, Ш 6, с. 135−153.
  84. Э.А. Необходимый и прибавочный продукт в СССР., М.: Мысль, 1973, — 103 с.
  85. К.К. Общественная полезность продукции и затраты труда на ее производство. — М.: Мысль, 1965, — 287 с.
  86. В. Содержание и границы необходимого продукта присоциализме.- Экономические науки, 1977, № 6,с.22−30.
  87. В. Фонд потребления как конечный результат и мераэффективности социалистического производства.- Экономические науки, 1980,№ 4, с.51−58.
  88. Е.А., Павлова И. П. Личная собственность какэкономическое отношение.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977.- 150 с.
  89. М. Корни разногласий — в смешении понятий. — Мироваяэкономика и международные отношения, 1970, № 8, с. III-II5.
  90. Вопросы экономической статистики.- М.: Госстатиздат, 1960.134 с.
  91. JI.C. Некоторые вопросы методологии планирования общественных фондов потребления. — М.: Экономика, 1966. — 106.
  92. Э.П. Структура и эффективность общественного производства. — М.: Мысль, 1974, — 198 с.
  93. Э. Эффективность сферы бытовых услуг. — Вопросыэкономики, 1974, № 7,с. 57−66.
  94. O.E. Источники роста народного благосостояния СССР.- М.: Мысль, 1968. — 188 с.
  95. М.В., Маляров A.M., Райгородецкий Д. Б. Экономическийсправочник службы быта. — Киев: Техника, 1979.- 105 с
  96. A.A. Социально-полезный характер труда в сфере услуг и его влияние на производительный труд при социализме. — В кн: Вопросы теории производительного труда в социалистическом обществе.- Ярославль: Изд-во Ярославского ун-та, 1978, с.107−116.
  97. В.И. Бытовое обслуживание: закономерности развития, спрос.- М.: Знание, 1975. — 83 с.
  98. Дмитриев В. Совершенствование планирования бытовых услугт
  99. Вопросы экономики, 1983, с.97−105.
  100. И.Ф. К вопросу о развитии сферы услуг на современном этапе.- В кн: Политэкономические вопросы развитого социализма. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981, с. 12 Г — 135.
  101. JI.H. «Кириченко И.В. Экономическая роль образовательной подготовки трудовых ресурсов.- М.: Экономика, 1983. — 128 с.
  102. П.И. Повышение эффективности использования обще- 160 народных фондов. — М.: Высшая школа, 1982,-128 с.
  103. В.Я. Основы/экономики науки. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. — 144 с.
  104. В.А. Экономика образования. (Вопросы теории и практика).- М.: Просвещение, 1969. — 335 с.
  105. E.H., Иванов Г. П., Якобсон Л. Н. Актуальные проблемыэкономики непроизводственной сферы на современном этапе развитого социализма. — Вестник Московского ун-та. Серия 6. Экономика, 1982, № 2, с.62−71.
  106. Г. К. Управление бытового обслуживания населения.
  107. Запольская В. В. Непроизводственная сфера в СССР и перспективы её дальнейшего развития. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1966. — 95 с.
  108. Г. Процесс труда в непроизводственной сфере. — Экономические науки, 1975, }Ь 2, с.38−43.
  109. К. Услуга как экономическая категория.- Экономические науки, 1981, № 4, с.37−42.
  110. Г. П. Непроизводственная сфера и социалистическое воспроизводство. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. — 118 с. *
  111. Г. П. Непроизводственная сфера в едином народнохозяйственном комплексе страны.- Вестник Московского ун-та, 1983, № 3, с.69−76.
  112. Категории и законы политической экономии социализма.(Производительный и непроизводительный труд). — Л.: Лениздат, Х971, Выпуск 3. — 231 с.
  113. Киперман Д. Н. Классификация отраслей народного хозяйства
  114. СССР.- М.: Статистика, 1964. — 76 с.
  115. Т.Б. Личное потребление и непроизводственная сфе-161 ра. — В кн: Роль непроизводственной сферы в социалистическом расширенном воспроизводстве.- Киев: Наукова думка, 1983, с.199−281.
  116. В.Е. Производительный и непроизводительный труд (очерктеории).- Киев: Наукова думка, 1971.- 212 с.
  117. В.Е. Непроизводственная сфера: вопросы теории.- Киев:
  118. Наукова думка, 1979. — 312 с.
  119. М.В. Национальный доход.- М.: Госполитиздат, 1959.- 374 с.
  120. В. Рост народного благосостояния и сфера услуг.
  121. Вопросы экономики, 1971, № 5, с.38−49.
  122. В. Сфера услуг и эффективность общественного производства. — Вопросы экономики, 1975 № 2, с.113−120.
  123. В.Е. Сфера обслуживания и народное благосостояния.1. М.: Знание, 1973. — 60.
  124. В.Е. Экономическая эффективность образования. — Вопросы экономики, 1977, № 9, с, 55−65.
  125. В.Е., Улавовская В. Л. Социально-экономическая эффективность сферы услуг. — М.: Наука, 1990. — 127 с.
  126. В.Е., Улановская В. Д. Эффективность жилищных и, коммунальных услуг.- Вопросы экономики, 1983, № 4, с. 97−104.
  127. В.Е., Чернявский У. Г. Доходы и потребление население СССР. — М.: Наука, 1973. — 237. 5. 57. Комплексный план развития сферы обслуживания/ Под редакцией В. М. Рутгайзера. — М.: Экономика, 1977. — 231 с.
  128. В. Здравоохранение в экономике развитого социализма. — Экономические науки, 1978, № 12, с.72−77.
  129. Т.П., Шеденов У. К. Сфера обслуживания населения и еёэффективность. — Алма-Ата:"Казахстан», 1971. — 95 с,
  130. С., Рутгайзер В. Прогнозирование спроса населенияна платные услуги. — Экономические науки, 1970, № 10, с.66−75.
  131. С.Г. Себестоимость, тарифы и рентабельность бытовых услуг. — М.: Финансы, 1971, — 112 с.
  132. А.И. Сфера обслуживания населения. — М.: Мысль, 1979.- 291 с.
  133. Я.А. Социалистическое воспроизводство. — М.: Госполитиздат, 1955. — 368.
  134. Я.А. Общественный продукт и его структура при социализме. — М.: Госполитиздат, 1968. — 556 с.
  135. Я.А. Законы политической экономии социализма.- М.:1. Мысль, 1966. — 581 с.
  136. А.Д. Развитие производственной и непроизводственнойсфер в СССР.(Закономерности распределения труда внутри общества). — М.: Экономика, 1964. — 231 с.
  137. И.И. Очерки политической экономии социализма. Процесс социалистического производства. — М.: Мысль, 1974. — 284 с.
  138. И.И. Очерки политической экономии социализма.От социализма к коммунизму.- М.: Мысль, 1980. — 254с.!- Х63
  139. В.Н. Услуги и платежеспособный спрос в развитом социалистическом обществе.В кн: Методологические проблемы экономической теории социализма.- Одесса, 1973, о.220−227.
  140. М.С. Народный доход. К вопросу об основном экономическом законе социализма.- Л.: Лениздат, 19б5.- 239 с
  141. К. Фонд жизненных средств и воспроизводство рабочей силы. — Экономические науки, 1983, № 7, с.38−43.
  142. Курс политической экономии. Том П.Социализм. — М.: Экономика, 1970. — 670 с. 576. .'Лазуткин В. М. Сельское хозяйство СССР: тенденции развития.1. М.: Знание, 1979. — 64 с.
  143. Г. Потребление и воспроизводство. — Вестник Московского ун-та, 1971, № 2, с.28−37.
  144. .М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. — М.: Мысль, 1974, -316 с.
  145. А.И. Научно-технический прогресс и личное потребление.- М.: Мысль, 1979. — 247 с.
  146. В. Фонд материального благосостояния и всестороннегоразвития членов социалистического общества. — Экономические науки, 1983, № 5,с!8−25.
  147. П.П., Тяпкин Н. К. Общественный труд и его производительность. — М.: Мосэкгиз, 1961, — 151 с.
  148. В. Против крайности в трактовке производительноготруда. — Экономические науки, 1970, № 3,с.48−58.
  149. В.Ф. Планирование реальных доходов населения. — М.:1. Экономика, 1966. — 71 с.
  150. Майер В. Ф. Уровень жизни населения СССР. — М.: Мысль, 1977.- 263 с.
  151. В.Ф. Доходы населения и рост благосостояния народа.1. М.: Мысль, 1968. — 220 с.
  152. П.И. 0 сферах деятельности и проблеме производительного и непроизводительного труда при социализме.-Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1975. — 355 с.
  153. П.А. Структура и эффективность фонда накопление.1. М.: Мысль, 1968. — 348 с.
  154. И.Я. Статистика жизненного уровня населения. — М.:
  155. Статистика, 1973. — 231 с.
  156. А. Личное потребление в системе производственныхотношений социализма (отношения потребления при социализме). — Экономические науки, 1981,№ 7,с.21−27.
  157. Медведев В. А. Общественное воспроизводство и сфера услуг*—
  158. М.: Экономика, 1968. — 206.
  159. Методологические вопросы изучения уровня жизни трудящихся./ Под ред. И. И. Писарева.- М.:.??оцэкгиз, 1959. — 259.
  160. Э.Ф. Личные потребности при социализме. — М.: Наука, 1973.- 51 с.
  161. Мироненко В.М."Овсянников Л. Н. Забота КПСС о бытовом обслуживании населения. — М.: Знание, 1971. — 64 с.
  162. Н.И. Особенности механизма формирования затратна услуги и пути их снижения на предприятиях непроизводственной сферы. — Известия АН СССР. Се- 165 рия экономическая, 1983, № I, с.56−69.
  163. Моргун С.Ф."Смирнова К. В. Повышение эффективности труда вбытовом обслуживании населения. — М.: Экономика, 1981. — 86 с.
  164. Мы и планета. Цифры и факты. — М.: Политиздат, 1982, с.171−212.
  165. Научные основы экономического прогноза. — М.: МысльД971. — 424 с.
  166. М.: Экономика, 1963. — 112 с. 5104. Олдак П. Г. Общественное производство и окружающая среда.
  167. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1978, с. 50−75.5105. Олдак П. Г. Современное производство и окружающая среда.
  168. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1979, с. 150−184.5106. Осадько М. П. Производство и распределение необходимого иприбавочного продукта в коммунистическом обществе."-166
  169. В кн.: Труды новосибирского института инженеров водного транспорта / Под ред.Г. А. Титова, Новоби-бирск, 1970, вып.54, с.53−56.5138.Рыбаков A.M.Определение услуги как экономичеккой категории.
  170. В.М. Народнохозяйственный учет деятельностио отраслей непроизводственной сферы. — Плановое хозяйство, 1974, № 3, с.106−115. В. М. Сфера обслуживания — какой кей быть? М.: Политиздат, 1971. — 70 с.
  171. В.М. Потребности в услугах. — М.: Знание, 1974, — 45 с.
  172. В.М. Ресурсы развития непроизводственнй сферы.- М.: Мысль, 1975. — 229 с.
Заполнить форму текущей работой