Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политические основы функционирования средств массовой информации в современном российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление в области политики, так же, как в любой сфере деятельности, требует быстроты реакции. Это положение определяет поиск средства, которое способно осуществить политическое управление в предельно короткий промежуток времени. И мы, исходя из анализа СМИ в общественной жизни, полагаем, что таким средством, почти мгновенно охватывающим огромную аудиторию, и, соответственно, наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования средств массовой информации
    • 1. 1. Значение информации в общественной жизни
    • 1. 2. Положение средств массовой информации в жизни общества
    • 1. 3. Место средств массовой информации в политической системе
    • 1. 4. Средства массовой информации — «четвертая власть»
  • Глава 2. Политические основы функционирования средств массовой информации в современном российском обществе
    • 2. 1. Государство как политическая основа функционирования современных российских СМИ
    • 2. 2. Информационное обеспечение государственной политики России в контексте функционирования современных СМИ
  • Глава 3. СМИ в системе безопасности России
    • 3. 1. Реализация Доктрины информационной безопасности
    • 3. 2. СМИ в системе информационной безопасности

Политические основы функционирования средств массовой информации в современном российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе все большее значение приобретает информация. Без точной информации невозможно представить себе работу ни одного института власти, ни один человек не сможет ничего сделать без точной информации. Однако с развитием человечества помимо точности и ясности информации на первый план выходит ее актуальность, скорость получения информации субъектами коммуникации. Таким образом, активно развиваются пути, каналы передачи информации от ее источников к конечным потребителям. Этими каналами передачи информации являются средства массовой информации (далее СМИ).

В нашем обществе СМИ окружают нас везде: утром мы включаем радио или телевизор, по пути на работу читаем прессу, на работе используем интернет. Мы уже даже не задумываемся о том, что это такое, как оно работает, какое влияние оказывает на нашу жизнь. Казалось бы: телевидение, радио, пресса, интернет абсолютно разные вещи, однако у них, помимо основной общей задачи передачи информации, гораздо больше общего, чем это может показаться на первый взгляд.

Мировая цивилизация переходит к информационному обществу. Информации стало столько, что даже страшно представить, чтобы мы перестали ее получать. Не секрет, что после пожара на останкинской башне наступило «Золотое время» для пунктов видеопроката: чтобы хоть как-то восстановить поток получаемой информации, население стало активнее смотреть в основном зарубежные фильмы. То же самое можно представить и для любого другого вида средств массовой информации.

Актуальность темы

исследования определяется возрастающей ролью средств массовой информации в современном обществе, характеризующемся процессом информатизации (объективная стадия всемирно-исторического процесса, означающая выход человечества на качественно новые рубежи развития производительных сил, являющихся одним из важнейших критериев общественного прогресса). Россия семимильными шагами входит в данную стадию своего развития, и ей так же, как и любому другому государству, приходится сталкиваться с проблемами преобразования информации в основной ресурс развития общества.

Переход к информационной стадии развития является объективным процессом. В то же самое время информационное развитие общества несет в себе определенные угрозы для России.

Во внешнеполитической сфере наблюдаются попытки ряда государств вытеснить Россию из мирового информационного пространства, ограничить национальные интересы в информационной сфере, в том числе используя информационные ресурсы для дискредитации внешней и внутренней политики России.

В сфере внутренней политики сохраняются проблемы:

• доступа СМИ к открытым государственным информационным ресурсам;

• сокрытия государственными и частными структурами общественно значимой информации.

Государство продолжает участвовать в информационных войнах, разными способами злоупотреблять свободой массовой информации. Наблюдаются случаи преднамеренного нарушения информационной безопасности со стороны журналистов — противозаконный сбор, распространение информации, манипулирование данными, дезинформация, сокрытие, искажение информации с целью получения выгоды, а также и непреднамеренные ошибки средств массовой информации, приводящие к потере материальных или психологических ресурсов. Кроме того, активизируется деятельность российских и иностранных коммерческих структур по созданию монополий на рынке СМИ. Угрожающие масштабы принимает проблема девальвации духовных ценностей и распространения культа насилия и жестокости.

В таких условиях упорядочение информационных потоков при сохранении свободы слова и конкуренции мнений — это основная текущая и перспективная задача государства.

Отсутствие последовательной и четкой информационной политики государства увеличивает возможности нарушения общественной стабильности, в чем особенно заинтересованы террористические организации, а также иностранные специальные службы.

Вместе с тем, несмотря на значимость названных проблем, мало исследованными остаются вопросы построения эффективной системы информационной безопасности России, определения роли СМИ в этой системе.

Острота и специфика проблемы формирования национальной (и ее важной части информационной) безопасности обусловлена новыми подходами России к своей безопасности. Новые подходы к обеспечению информационной безопасности требуют новой ресурсной политики.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ позволяет более четко оценить роль СМИ в современном политическом процессе, выявить основы их деятельности и дать рекомендации о направлении дальнейшего развития их в контексте интересов и приоритетов развития России.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализом СМИ с точки зрения воздействия их на потенциальную аудиторию занимались ученые начала XX века. Одной из первых концепций явилась работа американского ученого и журналиста У. Липпмана «Общественное мнение"1, в которой автор утверждал мысль о всесилии СМИ. Родоначальником исследований эффектов СМИ в политическом процессе был П. Лазарсфельд, который изучал роль СМИ в избирательном процессе и их.

1 Ырртап W. РиЬНс ортита. — N. У.: ТЬе Ргее. 1965.-272 р. влиянии на электоральное поведение в 30-х — 40-х гг. XX века*". Тогда СМИ считались огромной силой, манипулирующей умами аудитории, которая описывалась как пассивный реципиент сообщений. Следует заметить, что эмпирические исследования достаточно долгое время не проводились, и большая часть концепций строилась на основании умозаключений.

В 60−80 гг. XX века зародились разнообразные теории для объяснения механизмов влияния СМИ на политическое поведение аудитории, которые стали основой современных исследований. Их авторами были известные.

•2 социологи Н. Луман, С. Ленарт, У. Миллер, Э Ноэль-Нойман и другие. Здесь уже использовались разнообразные методы анализа содержания сообщений средств массовой информации, опросов общественного мнения, экспериментов. Однако все эти концепции были созданы и были применимы лишь в обществах с высокой степенью стабильности и относительно устойчивой системой ценностей граждан.

На сегодняшний день сфера массовой коммуникации продолжает изучаться социологами, политологами, философами, психологами, которые рассматривают различные стороны этого явления. И перед современными исследователями уже не стоит вопрос о возможности влияния СМИ, так как это влияние очевидно. Сегодня проблема сводится к определению степени и способов влияния их на общественно-политические процессы, а также к изучению воздействия экономических и политических условий на функционирование средств массовой информации.

Общетеоретические и методологические проблемы массовой коммуникации, функции ее технических носителей, основными из которых являются.

2 Lasarsfeld P. Personal influence: the Part Played by People in the Flow of Mass Communica-tions.-N.Y., 1965.-254 p.

3 Lenart S. Shaping political attitudes. The impact of interpersonal communication and mass me-dia.-N.Y.: Thousand Oaks. 1994. 298 p.- Lumann N. Offentlich Meinung. Politische Planung Aufsatze zur Sociologi von Politik und Vervalung.- Opladen, 1971.-214 p.- Miller W. Elections and Voters. Comperative introduction.-Hampschir, 1987. 189 p.- Ноэль-Нойман.

Э.Общественное мнение. Открытые спирали молчания. — М.: Знание. — 254 с.

СМИ, вопросы информатизации общественной жизни рассматриваются в работах Р. Ф. Абдеева, Ю. П. Буданцева, В. П. Конецкой, Г. Г. Почепцова, А. П. Суханова, А. Д. Суханова, А. Д. Урсула и других4. Правда, большая часть фундаментальных исследований в данной области написана еще в 80-е гг.: и поэтому требуется новый взгляд на некоторые аспекты этого вопроса.

Ряд работ посвящен непосредственно влиянию средств массовой информации на социально-политические процессы, протекающие в обществе5. Но особое внимание в них уделяется, прежде всего, психологическим аспектам и не учтено обратное влияние: происходящих изменений на деятельность средств массовой информации. В рамках этих исследований определенные результаты были достигнуты в изучении проблемы взаимосвязи политики и прессы, где СМИ рассматриваются как субъект и объект политического воздействия. Это работы Ф. Артертона, К. С. Гаджиева, С. Ю. Кирюшкина, Ю. А. Нисневича и других6.

4 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 1994; Арский В. Г., Гиляровский И. А., Гуров А. Н., Черный И. А. Инфосреда: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе.- М.: ВИНИТИ, 1996; Буданцев Ю. П. Системность в изучении массовых информационных процессов.- М.: Наука, 1986; Виноградова С. М. Международный обмен информацией: проблемы свободы и ответственности // Информационное общество. Некоторые аспекты.- СПб.: СпбГУ, 1999; Конецкая В. П. Социология коммуникации.- М.: Знание, 1997; По чепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации .- М.- Изд-во Центр, 1998; Суханов А. П. Информация и прогресс.- Новосибирск: Наука, 1981; Урсул А. Д. Информация: методологические аспекты.- М.: Наука, 1974.

5Давыдов Л. В. Средства массовой информации в современном политическом процессе (опыт политического анализа): дис. .канд. полит, наук/ Спб. ГУ, 1998; ЗасурскийЯ.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ.- Сер. 10. 1995.№ 2.-С.З-6- Осипова Н. Г. Теории и практика влияния СМИ в современной и зарубежной социологии // Вестник МПССер.18. 2001.-№ 1.-с.92−104: Умбатов Ф. Д. Роль средств массовой информации в реализации государственной социальной политики.- М.: Вагриус, 1998.

6 Артертон Ф. К. Может ли технология заменить демократию? // Информатизация общества и философия.- М.: АНСССР, 1991. С.9−16: Взаимодействие СМИ, народа и институтов власти в процессе демократизации.- Минск: БГУ, 1991. 151с.- Гаджиев К. С. СМИ и политика // Вестник МГУ. — Сер. 18. 1995. № 1. с.47−58- Кирюшкн С. Ю. К вопросу о роли СМИ в политике // Права человека и гражданина: законодательство и практика.- Краснодар: КГУ, 2001. — 159с.- Нисневич Ю. А. Информация и власть.- М.: Мысль, 2000. 175с.

Активно начата разработка проблемы переходных процессов и их п влияния на информационную среду. Это было связано с экономико-социальными, политическими изменениями, происходящими во многих странах мира, где совершается переход от авторитарных режимов к демократическим. Но в существующих исследованиях по данной проблематике преимущественно рассматривается влияние переходных процессов на общество в целом или его экономическую и политическую сферу и лишь косвенно затрагивается его информационная составляющая.

С развитием проблематики переходных процессов исследователи стали о больше внимания уделять непосредственной деятельности СМИ°. Никогда еще так бурно не обсуждались вопросы «грязных технологий» и возможность манипулирования сознанием избирателей с помощью СМИ как сегодня, среди отечественных исследователей и аналитиков. И среди этого забытым остался вопрос о статусе средств массовой информации как общественного института.

Таким образом, проблема места СМИ в современном обществе, специфика их функционирования явилась объектом внимания многих представителей гуманитарных и социальных наук.

Вместе с тем рассматривается вопрос о роли средств массовой информации в политическом процессе, в обеспечении государственной политики. Ученые пристально изучают вопрос о роли и месте средств массовой инфор

7 Анохин М. Г. Политическая система: переходные процессы, — М.: Инфомарт, 1996; Данилов А. Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации.- Минск: ООО Хар-вест, 1998; Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы, — М.: МГУ, 1998; Керашев А. Т. Средства массовой информации и обновление общества, — Майкоп: РИПО Адыгея, 1998; Прайс М. Телевидение, телекоммуникация и переходный период: право, общество и национальная идентичность, — М.: МГУ, 2000, — 334с.

8 Андреев Э. М. Средства массовой информации в реформировании России// Социально-политический журнал, — 1996, — № 4- с.32−41- Головко Б. Н. Масс-медиа России: историко-аналитический очерк теории и практики.- М.: МГУ, 1999; Средства массовой информации постсоветской России, — М.: Аспект-пресс, 2002. мации в обеспечении как национальной безопасности в целом, так и в обеспечении информационной безопасности в частности.

Выяснить смысл понятия информационной безопасности позволяют работы, выполненные в технических и гуманитарных областях знания. Технические аспекты информационной безопасности рассматривают С. В. Воло-буев, Н. Н. Дмитриевский, С. Ф. Михайлов, В. А. Петров, К. В. Ржавский, А. И. Терентьев9 и др. Политологический аспект информационной безопасности исследуется И. П. Панариным, Д. Ю. Швецом10. Социологическим исследованиям в области информационной безопасности посвящена работа А. В.

Дмитриева". В русле социальной философии исследует информационную.

12 безопасность социума М. Ю. Захаров. Информационная безопасность как институт информационного права изучается И. Л. Бачило, В. Н. Лопатиным,.

М. А. Федотовым, В. А. Копыловым и др.

Проблемы правового регулирования информационной безопасности анализируются в работе Е, К. Волчинской14. В связи с проблемами информационного общества информационная безопасность рассматривается в кол.

9 Волобуев С. В.

Введение

в информационную безопасность. — 0бнинск,-2001; Дмитриевский Н. Н. Информационная безопасность. Борьба с компьютерными вирусами.- М.,-1993. С. 2- Михайлов С. Ф. и др. Информационная безопасность. Защита информации в автоматизированных системах.-М.,-1995; Петров В. А. Информационная безопасность. Защита информации от несанкционированного доступа в автоматизированных системах.-М.,-1993; Ржавский К. В. Информационная безопасность: практическая защита информационных технологий и телекоммуникационных систем.-Волгоград,-2002; Терентьев А. И.

Введение

в информационную безопасность.-М.,-2001.

10 Панарин И. Н. Информационная война и власть.-М.,-2001; Швец Д. Ю. Современные международные отношения. -М.,-2001. Дмитриев А. В. Информационные конфликты. -М., -2001.

12 Захаров М. Ю. Информационная безопасность социума: социально-философское исследование: дис. канд. философ, наук /РГУг. Ростов на Дону.,-1998.

13 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право.- СПб., 2 005; Копылов В. А. Информационное право.-М., — 2003.

14 Волчинская Е. К. О стратегии и проблемах развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности // Бизнес и безопасность в России. -2004. июнь. -С. 78−83 лективном труде С. М. Виноградовой, Н. А, Войтович, М. А. Вуса15. Современным аспектам информационной безопасности России посвящена коллективная монография, выполненная на междисциплинарном уровне16.

Книга В. Н. Илюшенко17 построена на стыке политологии, информатики, биологии.

История использования СМИ в информационных войнах раскрывается в трудах Н. Л. Волковского, Г. В. Жиркова18. При рассмотрении вопросов манипуляции информацией в СМИ использовались работы И. М. Дзялошин-ского, Г. С. Мельника, А. И. Юрьева19. Изучая особенности функционирования СМИ в политической коммуникации России, автор опирался на научные исследования И. Н. Блохина, С. М. Виноградовой, С. Г. Корконосенко, В. И.

ОП.

Кузина, В. А. Сидорова". Важными для разработки основных положений диссертации стали работы специалистов в области теории журналистики А. 1.

А. Грабельникова, Я. Н. Засурского, А. А. Тертычного, Е. П. Прохорова" .

Целый ряд работ посвящен изучению состояния и задач современной государственной политики22.

15 Виноградова С. М., Войтович Н. Д., Bye М. А. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность.-СПб.,-1999.

16 Уфимцев Ю. С, Ерофеев Е. А. и др. Информационная безопасность России.-М.,-2003.

17 Илюшенко В. Н. Информационная безопасность общества. -Томск, — 1998.

1 Я.

Волковский Н. JI, История информационных войн. В 2 ч. 4.1−2. СПб.,-2002; Жирков Г. В. Информационная Северная война//Журналистика: исследования — методология — практика: Сб. статей / Отв. ред. Г. В. Жирков.-СПб.,-2004.

19 Дзялошинский И. М. Как нами манипулируют? // Право знать: история, теория, практика. 2004. № 3−6- Мельник Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты.-СПб.,-1996; Юрьев А. И.

Введение

в политическую психологию.-М.,-2000.

20 Журналистика в мире политики / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко.-СПб.,-2004.

21 Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России.-М.,-1996; Засурский Я. Н. СМИ как фактор процессов общественной трансформации на рубеже тысячелетия // Журналистское образование в XXI веке.-Екатеринбург,-2000; Тертычный А. А. Аналитическая журналистика.-М.,-1996; Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журнали-стики.-М.,-2001.

УУ.

Гончаров Ю. А. Государственная информационная политика в условиях модернизации политической системы России: дис. канд.. полит, наук. — Ярославль, 2004; Государственная информационная политика: концепции и перспективы: Сб. ст. / РАГС, Составитель.

Таким образом, мы видим, что основная часть научных исследований средств массовой информации происходит в русле изучения воздействия СМИ на процессы, происходящие в обществе, способах воздействия СМИ на людей. Практически нет работ, посвященных изучению воздействия государства, общества на СМИ. Отсутствуют работы, выявляющие основы деятельности СМИ в целом и отдельных ее видов в частности.

Объектом диссертационного исследования выступают основы функционирования средств массовой информации, основы взаимодействия политики и средств массовой информации в условиях современного российского общества в обеспечении государственной информационной политики, в частности, информационной безопасности страны, как одной из функций государства.

Предметом исследования является политическая специфика функционирования средств массовой информации в условиях современной России.

Целью исследования выступает политологический анализ функционирования современных отечественных и зарубежных средств массовой ин.

Е.П. Тавокин. — М.: РАГС, 2001; Комиссаров С. С. Государственная информационная политика в условиях реформирования российского общества. Автореф. дис. канд.. филос. наук. -М., 1998; Концепция государственной информационной политики. — М., 1999. Маркелов К. В. Информационно-аналитическая деятельность на государственной службе. — М.: РАГС, 2004; Оганян К. А. Политические институты как основное звено механизма реализации внутренней информационной политики // Вопросы гуманитарных наук.- М., 2006; Попов В. Д. Информациология и информационная политика / Изд. 2-е. — М.: РАГС, 2005; Попов В. Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов: Монография. — М.: РАГС, 2003; Славнова Б. А. Политологический анализ особенностей функционирования средств массовой информации в переходном обществе (На опыте России). Автореф. дис. канд.. полит, наук. — М., 2004; Шевченко А. В Информационная устойчивость политической системы. — М.: РАГС, 2004; Шевченко A.B. Психологические аспекты формирования государственной информационной политики.-Ставрополь,-1999; И. Д. Фомичева. Социология СМИ. — М.: Аспект-пресс, 2008; У. Эко. -Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. — М.: Эксмо, 2007; Г. С. Вычуб Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. -М.: Аспект-пресс, 2008 формации, действующих в России, с целью выявления и характеристики политических основ их деятельности.

Данная цель достигается путем решения основных задач:

• определение политических основ деятельности современных средств массовой информации, роли средств массовой информации в современном российском обществе;

• определение государства как главной основы функционирования современных отечественных СМИ;

• анализ деятельности политических институтов (прежде всего государства) в сфере обеспечения информационной политики России;

• выявление возможности и способности СМИ противостоять угрозам информационной безопасности государства в сфере внешней и внутренней политики.

Научная новизна исследования заключается в уточнении определения информации, как категории, под которой мы понимаем определенное воздействие, побуждающее реципиентов к конкретной деятельности, ориентированной относительно разделяемых данным обществом ценностей, к определенному поведению, осуществляемому в пределах выработанных обществом норм и во имя достижения интересов.

В диссертационном исследовании рассматриваются основы функционирования средств массовой информации, особенности функционирования средств массовой информации в современной жизни общества.

Дается понятие о «государстве, как о главной политической основе деятельности СМИ в жизни общества.

В работе делается попытка выявления возможности СМИ противостоять угрозам информационной безопасности России.

Автором дается уточнение определения СМИ в институциональном контексте, как социальном образовании, учреждении, осуществляющих сбор, накопление, систематизацию, стереотипизацию и распространение массовой информации в интересах общества на основе имеющихся технологий и, тем самым, оказывающих как целенаправленное, так и спонтанное воздействие на все стороны социальной жизни, на сознание и поведение человека в условиях плюрализма и конкуренции мнений.

Россия становится заложником своего сырьевого благосостояния, и все больше западные страны стремятся заполучить наши природные богатства, но благодаря нашей военной мощи в отношении России невозможно использовать грубую силу, поэтому в отношении нас используются методики информационной войны, в которых СМИ занимают важнейшее место. Таким образом, противостояние перемещается в информационную сферу. Вся информация о России — прерогатива иностранных СМИ, что влечет за собой искажение информации о политике российского государства, которая представляется не в лучшем свете. Зарубежная аудитория по-прежнему получает искаженную, естественно в худшую сторону, информацию о России. О чем свидетельствуют недавние события в Грузии, которые освещались, прямо скажем, своеобразно. Если внутри страны можно говорить о том, что мы не проиграли в информировании населения о происходящих процессах, то в мире мы явно не выиграли в достоверности информации.

Кроме того, искажается политика государства или информация о России вообще и при распространении ее внутри страны. Поэтому в работе дается обоснование важности мер, которые бы исключили искажение информации о стране, распространяемой внутри страны и за ее пределами. Такие меры может обеспечить система информационной безопасности, составной частью которой должны быть средства массовой информации.

Теоретическую базу диссертации составляют Конституция Российской Федерации, положения, содержащиеся в федеральных законах и других правовых актах Российского государстватруды ученых, политических и общественных деятелей, посвященные изучению проблем функционирования средств массовой информации в современном обществе, в которых содержатся принципиальные положения о деятельности СМИматериалы, отражающие взаимосвязь и проблемы взаимодействия органов власти и СМИ на современном этапе развития общества, а также особенности подобного взаимодействия в российском обществе, об административном ресурсе, о необходимости противостоять применению как административного ресурса, так и СМИ как «четвертой власти «в современной политической системе.

Эмпирической базой диссертации являются материалы печати и статистические данные по проблемам функционирования СМИ в современном обществе, а также по проблемам информационного обеспечения национальной безопасности современной России.

В качестве методологических основ исследования использованы наиболее распространенные категории и понятия, вошедшие органической частью в инструментарий теоретических и прикладных исследований. Автор значительное внимание уделил комплексному изучению источников, сравнительному анализу их содержания для выявления устойчивых явлений и тенденций развития взглядов на изучаемые проблемы. При этом использовался также метод критического отбора и системный подход.

Основные положения, выносимые на защиту.

Необходимость изучения основ и природы огромного влияния современных СМИ для обеспечения наиболее эффективной их деятельности.

Государство — есть основа деятельности современных СМИ в силу природы власти и невозможности ее осуществления без функционирующих СМИ.

Необходимость контроля за современными СМИ со стороны государства вплоть до введения цензуры на всех ее уровнях.

Необходимость более тщательной проработки на государственном уровне вопроса включенности СМИ в систему национальной безопасности с особым упором на гуманитарный аспект обеспечения информационной безопасности России.

Научно-практическая значимость диссертации заключается, по мнению автора, в возможности использования изложенного материала органами государственной власти для более глубокого изучения основ деятельности современных СМИ с целью более эффективного взаимодействия государства и участников массовых коммуникаций, т.к. необходимо, с одной стороны, предоставить большую свободу в вопросах своевременного и достоверного распространения сведений о государственной работе, а с другой, усилить и конкретизировать функции контроля за современными СМИ.

Выводы по диссертации могут быть использованы в интересах корректировки правовых и теоретических установок в системе национальной безопасности.

Выводы и положения диссертации могут быть использованы работниками образования РФ в преподавании политологии, социологии, в изложении проблем современной национальной безопасности в общем и ее информационной безопасности в частности.

Основные положения диссертации, ее выводы и рекомендации прошли апробацию в выступлениях диссертанта на межвузовской научно-теоретической конференции на тему «Власть и общество: тенденции развития современной России» в апреле 2007 года, в ходе выступления на кафедре истории, политологии и права Московского государственного областного университета (МГОУ), в процессе проведения занятий по политологии в МГОУ, а также в публикациях:

1. Гельманов Р. Х. Основные направления функционирования средств массовой информации в современном российском обществе // Вестник МГОУ.- Серия История и политические науки — 2006. — № 2 — М. — 0,3 п.л. (в списке ВАК).

2. Гельманов Р. Х. СМИ в системе информационной безопасности РФ // Современные гуманитарные исследования. — 2007 -№ 3 — М. — 0,9 п.л.

3. Гельманов Р. Х. Основные направления функционирования средств массовой информации в современном российском обществе // Власть. Общество. Армия. — 2007. — М — 1 п.л.

Заключение

.

Общеизвестно, что СМИ обладают самыми различными возможностями и силой воздействия, зависящей, прежде всего, от способа восприятия их реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое воздействие на аудиторию оказывают аудиовизуальные. И именно данные СМИ получают все большее развитие, всю большую силу в обществе. При этом, с одной стороны, имея высокую степень воздействия на аудиторию, способны конструировать политику в её идеальном понимании, с другой же нуждаются в финансовой подпитке со стороны, которой чаще всего оказывается государство, как наиболее материально состоятельная единица. Данная двойственная природа СМИ формирует особенности взаимодействия их с властью в современной России, когда имеющие большие возможности масс-медиа довольно легко становятся подконтрольными заинтересованным в них людям, организациям.

СМИ выступают неотъемлемым элементом политических коммуникаций. В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. Они представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

СМИ располагают в соответствии со своей природой многообразной специфической системой «властных полномочий», оказывающей как целенаправленное, так и спонтанное воздействие на все стороны социальной жизни, на сознание и поведение человека в условиях плюрализма и конкуренции мнений. Что само по себе и дает основания говорить о них действительно как «четвертой власти». При этом ясно, что нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать властные возможности «четвертой власти». И от характера теоретического знания норм ее деятельности, их закрепления в нормативных документах, а затем и от продвижения этих норм в осознанную практику деятельности СМИ зависит успех деятельности «четвертой власти» в условиях демократии XXI века.

В ряде политических коммуникаций СМИ используются отнюдь не в силу необходимости оказать воздействие на как можно более широкую аудиторию, а для того, чтобы убедить тех или иных ответственных лиц принять соответствующее решение. Массовая коммуникация, таким образом, встраивается в систему неофициальной межличностной политической коммуникации.

Ядром представления о природе политической коммуникации, обращенного к сути коммуникационных процессов в политике, может стать представление о коммуникации как об обмене ресурсами, а также понятия коммуникационного ресурса власти и ресурса властных полномочий. В таком понятии главным ресурсом власти будет выступать коммуникация, поскольку ни деньги, ни кадры, ни производственные фонды, ни властные полномочия не существуют сами по себе, автономно, вне коммуникации: все ресурсы подлежат обмену и опосредованы коммуникацией. Непрерывные обмены ресурсами формируют весьма изменчивый коммуникационный рынок, на котором ресурсы обмениваются в соответствии с формулируемыми его участниками правилами.

Таким образом, политическая коммуникация (неотъемлемой частью которой являются СМИ) представляет собой конвертацию ресурса властных полномочий на любые прочие ресурсы по наиболее выгодному для власти курсу в ходе обмена между политическими субъектами и агентами других институтов общества.

Управление в области политики, так же, как в любой сфере деятельности, требует быстроты реакции. Это положение определяет поиск средства, которое способно осуществить политическое управление в предельно короткий промежуток времени. И мы, исходя из анализа СМИ в общественной жизни, полагаем, что таким средством, почти мгновенно охватывающим огромную аудиторию, и, соответственно, наиболее результативным, является вышеупомянутый социальный институт. По своей природе СМИ социальны, и одной из основных их функций является информирование общества с целью достижения социального взаимодействия, организации, управления, поддержания единства общества. Однако действительность все чаще демонстрирует, что, в силу возможностей быстрого реагирования на политические события и влияния на огромную аудиторию, СМИ становятся очень удобным средством политического управления и все больше приобретают политические функции, изначально им не свойственные. В связи с данной позицией мы и определяем средства массовой информации как социально — политический институт, сущность которого заключается не в одномоментном вкраплении социального в политическую ткань или, наоборот, включение политического момента в социальное, а интегрированнное существование политической и социальной категорий в одном образовании.

СМИ в условиях становления в России гражданского общества и новой политической системы оказывают влияние на формирование и развитие политического процесса, а значит, являются субъектом этого политического процесса. Во-первых, в качестве субъекта средства массовой информации организуют взаимодействие властных структур и общества. Во-вторых, посредством СМИ формируется политическая культура отдельного человека, поскольку масс-медиа позволяют отдельному человеку ощутить себя участником в управлении политической системой. В-третьих, средства информации участвуют в формировании политической культуры всего общества, так как вырабатывают оценочные ориентации относительно политической системы в целом. От того, как средства массовой информации выполняют возложенную на них роль политических коммуникаторов, зависят не только результаты политических процессов в государственной системе в целом, но и понимание гражданами страны процессов, происходящих в обществе и их роли в этих процессах.

В современном обществе основополагающим базисом деятельности СМИ является государство, которое не может существовать без средств массовой коммуникации.

Как показал анализ деятельности масс-медиа, а также позиции государства относительно СМИ, современные средства коммуникации получили такое широкое распространение и власть в обществе именно благодаря своей природе и природе власти. Они настолько переплелись, что можно говорить о государстве, как об основе нынешних СМИ.

Признавая принципиальную правильность определения информационной безопасности, предлагаемого разработчиками Доктрины и коллективом ученых, автор данного исследования, тем не менее, считает, что использование в этом определении принципа сбалансированности интересов противоречит духу Конституции РФ, исходящей из приоритета прав и свобод человека. По мнению автора диссертации, в процессе обеспечения информационной безопасности целесообразно руководствоваться принципом непрерывности, который означает приоритет предупреждающих, профилактических мер, необходимо отразить данную характеристику в дефиниции «информационная безопасность». Автором предлагается следующее определение информационной безопасности: информационная безопасность — это состояние непрерывной защищенности интересов личности, общества, государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз.

Статус СМИ в системе информационной безопасности устанавливается государством в нормативно-правовых актах, регулирующих информационную сферу.

Информационная безопасность реализуется в технической и гуманитарной области. Сопоставление нормативно-правовых и нормативных актов.

Концепции, Доктрины, суждений должностных лиц, руководителей органов государственной власти в области информационной безопасности, анализ событий и фактов, касающихся этой области, показал: субъекты системы информационной безопасности не реализуют в полной мере потенциал Доктрины информационной безопасности именно в гуманитарной области.

Однако, анализ также показал, что в России отсутствует механизм непрерывного контроля за изданиями. Нет системного подхода в данном вопросе. Поэтому, считаю необходимым создание некоей группы, которая, во-первых, провела бы анализ деятельности современных СМИ, анализ законодательной базы с целью приведения ее в соответствие с реалиями современного мира. Необходимо включение в данный процесс представителей всех ветвей власти, всех министерств, особенно, что касается вопросов внешней и внутренней политики, вплоть до введения цензуры на всех уровнях власти.

Как показало исследование, очень большое внимание в нашей стране уделяется техническому вопросу безопасности информации, при этом на гуманитарный ее аспект практически внимания практически не уделяется. А ведь именно он станет наиболее важным в ближайшее время.

В дальнейшем группа, о которой сказано выше, смогла бы стать центром по координации деятельности различных министерств, ведомства, организаций и других субъектов государства в деле обеспечения государственной политики. По сути, здесь говорится о создании принципиально новой специальной службы наравне с ФСБ, ФСО. Ведь есть же, скажем, отрасли промышленности, которые принципиально должны находиться под контролем государства, как-то вооружение, космические технологии, в идеале нефть и газ. Но никто не говорит о том, что государство должно, прежде всего, контролировать информационное поле своей деятельности и на территории, подконтрольной ему, а также и контролировать (как минимум проводить регулярный мониторинг) информационное поле всего мира с целью пресечения негативного воздействия со стороны других стран. При том, что уже всем понятно, что в постиндустриальном обществе информация — основной ресурс. Поэтому, наравне с борьбой за обладание полезными ископаемыми необходимо проводить укрепление своих позиций в информационном пространстве мира уже сегодня.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Доктрина информационной безопасности // Российская газета.- № 187.28 сентября 2000 г-
  2. Закон Российской Федерации N 5Э-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 7 июня-
  3. Закон Российской Федерации от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. 2002. 30 июля-
  4. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124−1 «О средствах массовой информации» с изменениями и дополнениями // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. 13 февраля- Российская газета. 2005. 26 июля-
  5. Законодательства и практика масс-медиа. 2005. Июль-август. С.-124
  6. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 2004. С.- 132-
  7. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Науч. комм, д-ра юр. н. М. А. Федотова. М.: 2001 — С. 195.
  8. Кодекс профессиональной этики российского журналиста от 23 июня 1994 г., Хартия телерадиовещателей и т. п. Профессиональная этика журналиста: Документы и Справочные материалы. М.: 2002. -235-
  9. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 февраля 1999 года с историко-правовым комментарием. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. -143-
  10. Ю.Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865// Собрание законодательства РФ.- 2004. 12 июля-
  11. Положение о Совете безопасности Российской Федерации // http ://www. serf.ru/-
  12. Положение о Федеральной антимонопольной службе. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 // Российская газета. 2004. 31 июля-
  13. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960 // Российская газета. N161-
  14. Положение о Федеральной службе, но надзору в сфере связи. Утверждено Постановлением Правительства РФ N 318 от 30 июня 2004. // Российская газета. 2004. 7 июля-
  15. Положение о Федеральной службе, но техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Утверждено указом Президента РФ № 1085 от 16 августа 2004 // Собрание законодательства РФ. 2004. 23 августа-
  16. Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации. Утверждено Указом Президента от 7 августа 2004 № 1013 // Собрание законодательства РФ. 2004. 9 августа-
  17. Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Утверждено Постановлением Правительства РФ N 301 от 17 июня 2004 г. // Собрание законодательства РФ.- 2004. 28 июня-
  18. Положение о Федеральном агентстве, но информационным технологиям. Утверждено Постановлением Правительства РФ N 319 от 30 июня 2004 г. // Российская газета. -2004. 6 июля-
  19. Положение о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии. Утверждено Постановлением Правительства РФ N 291 от 17 июня 2004 г. // Российская газета.- 2004. 22 июня-
  20. Положение о Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям Утверждено Постановлением Правительства РФ N 292 от 17 июня 2004 г, // Российская газета. 2004. 22 июня-
  21. Положение о Федеральном агентстве связи. Утверждено Постановлением Правительства РФ N 320 от 30 июня 2004 г // Российская газета. -2004. 7 июля-
  22. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти // Российская газета. 2004 г. 22 мая-
  23. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» // Российская газета. — 1996. 24 января-
  24. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 1994. 165с.
  25. М.Г. Политическая система: переходные процессы.- М.: Ин-фомарт, 1996. 132с.
  26. М.Г., Павлютенкова М. Ю. Информационно коммуникативные технологии в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология.- 1999. 244 с.
  27. В.Г., Гиляровский И. А., Гуров А. Н., Черный И. А. Инфосреда: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе.-М.: ВИНИТИ, 1996. 165с.
  28. Ф.К. Может ли технология заменить демократию? // Демократизации.- Минск: БГУ, 1991. 151с.
  29. В.Г. Социальная информация и управление обществом.- М.: 1975. 139с.
  30. И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право.-СПб.,-2005. 254с.
  31. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и ее геостратегические императивы).-М. 1998. 240с.
  32. А. С. Соблюдение принципа достоверности информации как условие обеспечения информационной безопасности // Журналистика. Молодые исследователи. Вып. 4: Межвузов, сборн. научн. работ студентов и аспирантов. СПб.: 2005. 182с.
  33. П.Буданцев Ю. П. Системность в изучении массовых информационных процессов.- М.: Наука, 1986. 125с.
  34. Г. Э. Политическая философия как жизнетворчество // Поли-текс. 2005. Вып. 2. 117с.
  35. A.B. Теория права и государства. Курс лекций.- М.: 2001. С. 147с.
  36. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. 2-е изд.- М.: 1968. 125с.
  37. С. М., Войтович Н. Д., Bye М. А. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность.-СПб.:1999. 85с.
  38. С.М. Международный обмен информацией: проблемы свободы и ответственности // Информационное общество. Некоторые аспекты. СПб.: 1999. 154с.
  39. Волковский Н. J1, История информационных войн. В 2 ч. 4.1−2.- СПб.:-2002. 295с.
  40. С. В. Введение в информационную безопасность. Обнинск,-2001. 236с.
  41. В.П. Система СМИ Беларуси. Минск: Изд. центр БГУ, 2002. 252.
  42. Ю. Понятие «средства массовой информации». Роль коммуникации и СМИ в политической системе общества. — М.: 2005. 142с.
  43. Г. С. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. —М.: Аспект-пресс, 2008. 109с.
  44. К.С. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. 299 с.
  45. К.С. СМИ и политика // Вестник МГУ. Сер. 18.- 1995.- № 1.-с.47.
  46. Л. М. и др., Геополитика.- Минск, 2002. 134с.
  47. Л., Шестопал Е. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996. 162с.
  48. .Н. Масс-медиа России: историко-аналитический очерк теории и практики.- М.: МГУ, 1999. 156с.
  49. А. А. Средства массовой информации постсоветской России.-М.: 1996. 231с.
  50. A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. Монография. -М.: 2001. 239с.
  51. Гус М. Информация в газете (опыт практических пособий). -М.: 1930. 202с.
  52. А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации.- Минск: ООО Харвест, 1998. 154с.
  53. Джон Бергер (John Berger). Невежество и безответственность, граничащие с безумием // The Guardian, Великобритания. 135с.
  54. И. М. Как нами манипулируют? // Право знать: история, теория, практика. 2004. № 3−6. 121с.
  55. И. М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности, — М.:1996. 166с.
  56. А. В. Информационные конфликты. -М.: 2001. 145с.
  57. Н. Н. Информационная безопасность. Борьба с компьютерными вирусами.- М.:-1993. 122с.
  58. А. Основы геополитики. М.:1997. 231с.
  59. С.А., Панов А. И. Политическая реклама. М.: Изд-во МИИТ, 2005. 297с.
  60. С.А., Панов А. И. Социологические проблемы рекламной деятельности и массовой коммуникации. М.: 2007, 507с.
  61. В. Н. Информационная безопасность общества. Томск,-1998. 97с.
  62. Кара-Мурза С. Г. Розы, каштаны, березы.// Русский дом. 2005. № 3. 345с.
  63. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием (Серия: История России. Современный взгляд). -М.: Алгоритм, 2000. 736с.51 .Керашев А. Т. Средства массовой информации и обновление общества.-Майкоп: РИПО Адыгея, 1998. 185с.
  64. С.Ю. К вопросу о роли СМИ в политике // Права человека и гражданина: законодательство и практика.- Краснодар: КГУ, 2001. 159с.
  65. Кодекс профессиональной этики российского журналиста от 23 июня 1994 г., Хартия телерадиовещателей и т. п. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. М.: 2002. 211с.
  66. С.С. Концепция государственной информационной политики. М.: 1999. 167с.
  67. В.П. Социология коммуникации.-М.: Знание, 1997. 154с.
  68. В.Н. Расширение НАТО в свете теории международных отношений. -М.: 2004. 140с.
  69. В. А. Информационное право. -М.:2003. 165с.
  70. С. Г., Ворошилов В. В. Право и этика СМИ.-СПб.: 1999. 122с.
  71. Е. Атлантическое примирение // Международная жизнь. -2005. № 3−4. 46с.
  72. В.В. Политическая коммуникация. // Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. /Науч. ред. Г. Ю. Семигин. М.: 1999. 234с.
  73. В. К. Безопасность и терроризм // СОЦИС. 2005. № 7. 73с.
  74. Д. Проблема обеспечения информационной безопасности России// Обозреватель. 1999. № 2. 89с.
  75. И. Информационные системы. Методы и средства, — М.: 1979. 175с.
  76. К.В. Информационно-аналитическая деятельность на государственной службе. М.: РАГС, 2004. 157с.
  77. К. и Энгельс Ф. -Соч., т. 1. 306с.
  78. М.Я. Зачем юристу законодательство о СМИ? -М.: Юрист. 2005. С. 154с.
  79. Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты.-СПб.:1996. 231с.
  80. Г. С. Масс медиа: психологические процессы и эффекты.-Спб.: 1996. 110с.
  81. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: 1999. 70с.
  82. С. Ф. и др. Информационная безопасность. Защита информации в автоматизированных системах.-М.:1995. 142с.
  83. А. Социодинамика культуры. М.: 1973. 308с.
  84. А. А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. -М.: 2000. 132с.
  85. С. Средства массовой информации как субъект информацион-но-психологичской безопасности // Медиа-Альманах- 2003. № 1, № 2. 132с.
  86. Ю.А. Информация и власть,— М.: Мысль, 2000. 175с.
  87. Новости о праве СМИ // ЗиП. 2004. № 7−8. 24с.
  88. Новый энциклопедический словарь. -М.: 2002. 399с.
  89. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. -М.: 1996. 221с.
  90. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытые спирали молчания. -М.: Знание. 254с.
  91. Основы политической науки: Учебное пособие / Под ред. Пугачева В.П.-М.:2002. 129с.84.0сновы политической науки: Учебное пособие. / Под ред. Пугачева В. П. М.: 2002. 145с.
  92. И. Н. Информационная война и власть.-М.:2001. 145с.
  93. Т. О понятии «Политическая власть» // Антология мировой политической мысли. В 4-х т. Т.2. — М.: 1997. 497с.
  94. В. П. Украина не с Россией // Полис. 2005. № 1. 133с.
  95. А. Информационная война за влияние в мире и политическую власть//Власть. 1996. № 10. 150с.
  96. Политология. Энциклопедический словарь. М.: 2003. 238с.
  97. В.Д. Информациология и информационная политика / Изд. 2-е. — М.: РАГС, 2005. 142с.
  98. Г. Г. Информационно-политические технологии.- М.: 2003. 320с.
  99. Г. Г. Психологические войны. -М.: 2006. 134с.
  100. Г. Г. Теория и практика коммуникации .- М.: Изд-во Центр, 1998. 134с.
  101. М. Телевидение, телекоммуникация и переходный период: право, общество и национальная идентичность.- М.: МГУ, 2000. 334с.
  102. И.И. Политика вершина шоу-бизнеса. — М.: ООО «Алки-тамма», 2001. 320с.
  103. Е. П. Введение в теорию журналистики.-М.:2001. 189с.
  104. Е.П. Журналистика власть. Но какая? // Законодательство и практика средств массовой информации. Ежемесячный бюллетень Центра права и средств массовой информации. — 1995. — Выпуск 3(7). -11с.
  105. В.Г., Урсул А. Д. Системное мышление и управление.-М.: 1994. 175с.
  106. H.A. Государственная власть и её механизм // СибЮрВестник. -№ 4.-2001. С. 142с.
  107. ЮО.Радкевич С. В. Методы информационной экспансии. // Инфофорум -5.:-М.: 2003. 144с.
  108. A.A. Политология. М.: 2001. 152с.
  109. С.П. Информационная война.-М.: 1998. 109с.
  110. ЮЗ.Ржавский К. В. Информационная безопасность: практическая защитаинформационных технологий и телекоммуникационных систем.-Волгоград: 2002. 129с.
  111. А.Г. Правовые основы журналистики— М.: — 2002. 192с.
  112. С. И. Информация как особый нематериальный объект права. // Государство и право.-М.:2000 174с.
  113. Советский энциклопедический словарь. М.: 1988. 429с.
  114. Современная западная социология. М.: 2000. 156с.
  115. Средства массовой информации постсоветской России.- М.: Аспект-пресс, 2002. 190с.
  116. А. П. Информация в жизни человека. М.: 1983. 145с.
  117. Ю.Суханов А. П. Информация и прогресс.- Новосибирск: Наука, 1981. 168с.
  118. Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого — педагогического анализа: Сб. статей / Отв. Ред. В. Собакин. -М.: 1989. 176с.
  119. Теория государства и права. Под ред. Корельского В. М. и Перевалова В. Д. М.: 2000. -220с.
  120. А. И. Введение в информационную безопасность.-М.:-2001. 145с.
  121. А. А. Аналитическая журналистика.-М.:-1996. 102с.
  122. Технология власти (философско-политический анализ). М.: 1995. С. 128с.
  123. М.Х. Вхождение в новую геополитику // Международная жизнь. № 1. 128с.
  124. Ю. В. Геополитика. М.: 1998. 241с.
  125. Е. Записки рядового информационной войны. М.: Яуза. Пресском, 2005. 133с.
  126. Толковый словарь русского языка под редакцией Ушакова Д.Н.- М.: 1994. 440с.
  127. А. Третья волна. — М.: 1999. 184с.
  128. Ф.Д. Роль средств массовой информации в реализации государственной социальной политики,— М.: Вагриус, 1998. 129с.
  129. А.Д. Информация: методологические аспекты.- М.: Наука, 1974. 190с.
  130. А.Д. Проблемы информации в современной науке. М.: 1975. 230с.
  131. Уфимцев Ю. С, Ерофеев Е. А. и др. Информационная безопасность России.-М.:2003. 145с.
  132. JI.B. Социология массовых коммуникаций. СПб.: 2003. 110с.
  133. Философский словарь. М.: 1994. 368с.
  134. И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект-пресс, 2008. 135с.
  135. К. Америка глазами европейцев // Международная жизнь.-2005. № 1.99с.
  136. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: 1999. 41с.
  137. Ю. Демократия, разум, нравственность: Московские лекции и интервью. М.:1995. 148с.
  138. О. Фуко и исследование фоновых практик // Мишель Фуко и Россия: Сб. статей /Под ред. О. Хархордина. М.: 2000. 149с.
  139. Н.Г. Психология информационного воздействия.- Курган, 2003. 185с.
  140. H.A. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс — М.: Аграф, 2007. 496 с
  141. К. К. Россия и НАТО в новой международной обстановке // 122с.
  142. Цацковский 3. Регуляция, информация, сознание // Вопросы философии. 1973. № 25.-М. 184с.
  143. А.Ф. Теория государства и права. М.:1999. 271с.
  144. Д. Ю. Современные международные отношения. -М.:2001. 121с.
  145. A.B. Информационная устойчивость политической системы. М.: РАГС, 2004. 204с.
  146. A.B. Психологические аспекты формирования государственной информационной политики. Ставрополь: -1999. 103с.
  147. К.Э. Работы по теории Информации и кибернетике -М.: 1963. 132с.
  148. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. — М.: Эксмо, 2007. 143с.
  149. Юридическая энциклопедия. М.: 2002. 469с.
  150. Нб.Юрьев А. И. Введение в политическую психологию.-М.:2000. 138с.
  151. Ю. В. Деловая пресса России: тенденции развития // Каталог деловой прессы России, М.:1997. 249с.
  152. Lasarsfeld Р. Personal influence: the Part Played by People in the Flow of Yass Communications.-N.Y.: 1965. 254p.
  153. Lenart S. Shaping political attitudes. The impact of interpersonal communication and mass media.-N.Y.: Thousand Oaks. 1994. 298p.
  154. Lippman W. Public opinion. -N.Y.: The Free. 1965. 272p.
  155. Lumann N. Offentlich Meinung. Politische Planung Aufsatze zur Sociologi von Politik und Vervalung.- Opladen, 1971. 214p.
  156. McLuhan M., Fiore Q. The medium is the message, an Inventory of Effects. -N. Y.: Wired Books, — 1996. 190p.
  157. McQuail D. Communikation. London, 1975. 203p.
  158. Miller W. Elections and Voters. Comperative introduction.-Hampschir. 189p.
  159. Riesrran D. a. o. The Lonely Croni -New York, 1955. 157p.
  160. Toffler A. Powershift. London, 1990. 199p.
  161. Toffler A. Preiews & premises.- N. Y. 1983. 120p.
  162. Диссертационные исследования.
  163. А.Б. Лоббизм как политическая коммуникация: основы теоретического моделирования: дис.. канд. полит, наук.- Екатеринбург: 2004-
  164. И.И. Информационное обеспечение национальной безопасности: политический и социокультурные аспекты: дис.. канд. полит, наук.- М.: 2005-
  165. Ю.А. Государственная информационная политика в условиях модернизации политической системы России: дис. канд.. полит, наук. Ярославль, 2004-
  166. Л.В. Средства массовой информации в современном политическом процессе (опыт политического анализа): дис. .канд. полит, наук / Спб. ГУ, 1998-
  167. М. Ю. Информационная безопасность социума: социально-философское исследование: дис. канд. философ, наук / РГУ Ростов на Дону,-1998-
  168. Коновченко C.B.: Киселев А. Г. Информационная политика в России: Монография. М.: РАГС, 2004-
  169. С. В. Безопасность в глобальном мире: эволюция российской политики: автореф. дис.. канд. полит, наук. М.: 2005-
  170. Н.Р. Функционирование СМИ в политическом процессе: ато-реф. дис. канд.полит. наук. -Екатеринбург.- 2003-
  171. К.А. Информационная политика и проблема обеспечения национальной безопасности в современной России. Автореф. дис.. канд. полит, наук.- М.: 2006-
  172. Ю.Попов В. Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов: Монография. М.: РАГС, 2003-
  173. .А. Политологический анализ особенностей функционирования средств массовой информации в переходном обществе (На опыте России), автореф. дис. канд.. полит, наук. — М.: 2004-
  174. И.Н. Информационная политика как фактор реализации взаимодействия власти и общества (на примере деятельности Федерального Собрания Российской Федерации): автореф. дис.. канд. полит, наук.-М.: 2006-
  175. A.B. Политический репортаж в динамике развития современной журналистики России. 1985 1998 гг.: автореф. дис.канд.филологических наук.- М.: 1998.1. Периодические издания.
  176. Америка наносит ответный пиар // Коммерсант. 2005. 27 апреля-
  177. Э.М. Средства массовой информации в реформировании России// Социально-политический журнал.- 1996.- № 4- с.32−41-
  178. Аслан Масхадов: мой призыв обращен к президенту России // Коммерсант. 2005. — 7 февраля-
  179. А. Катрина раскачала белый дом // Новая газета-
  180. А. Время центральной Евразии // Международная жизнь. 2005. № 3−4-
  181. А. Время центральной Евразии // Международная жизнь. 2005. № 3−4-
  182. Е. К. О стратегии и проблемах развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности // Бизнес и безопасность в России. -2004. Июнь-
  183. Дэвид Саттер. Слова Путина-полный бред // Дело. -2005.1 августа-
  184. Ю.Луговец Р.: Поляков В. К вопросу о реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации // Обозреватель. 1999. № 5−11 .Милиционеры сорвали планы террористов //Коммерсант. 2002. — 26 октября-
  185. Мы находимся в пространстве без дорог // Российская газета. 2005.11 февраля-
  186. З.Петровская И. ТВ не пахнет? // Известия.ру. 2004. 7 сентября-
  187. Российская газета. 2005. 24 июня-
  188. Е. Катрина пострашнее 11 сентября // Новая газета-
  189. Е. Трофимов А. Катрина готова проститься с Америкой // Новая газета, 31.08.05-
  190. Схема теракта на улице Мельникова // Комсомольская правда. — 2002. 25 октября-
  191. Телешоу «Дом-2» обвинили в сводничестве и сутенерстве // Известия.ру. 2005. 25 мая-
  192. Ток шоу на фоне трагедии // Российская газета. — 2002. — 26 октября-
  193. Узбекские мятежники выдали спонсоров // Коммерсант. 2005. 28 октября-
  194. А. Игра в Европу беспроигрышная игра // Дело. 2005. 1 августа-
  195. Эфир по сценарию бандитов // Российская газета. 2002. — 25 октября.1. Электронные средства.
  196. А. Реалии информационной войны. http://infwar.iTi/histpol/maler.html
  197. Орлеанская впадина // Коммерсанть-Власть. 2005. 12 сентября-
Заполнить форму текущей работой