Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура речи в процессе социальной коммуникации: На примере Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чеучева T.M. Социокультурные аспекты языкового регулирования в современном полиэтническом обществе (на примере Республики Адыгея) / Автореф. дис. канд. соц. наук. — Майкоп, 2003. Черноситова Т. Л. Социокультурная коммуникация: теоретико-социологический анализ коммуникативного дискурса в контексте межкультурного взаимодействия / Автореф. дис. канд. соц. наук. — Ростов на/Д., 2004; Соколова А. Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-концептуальные основания культуры речи как фактора социальной коммуникации
    • 1. 1. Культура речи в системе общественных отношений
  • §-1.2,Классификация и анализ социальных аспектов культуры речи
  • §-1.3.Обусловленность языкового поведения в полиэтническом обществе
  • Глава 2. Динамика основных характеристик культуры речи в процессе социальной коммуникации (на примере Республики Адыгея)
  • §-2.1.Влияние социальных реформ на формирование культуры речи
  • §-2.2.Пути и средства формирования культуры речи в процессе социальной коммуникации
  • §-2.3.Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе

Культура речи в процессе социальной коммуникации: На примере Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящие изменения в социально-экономической, социально-политической и социокультурной жизни нашей страны обусловливают необходимость рассмотрения вопроса языковой деятельности, ориентированной на повышение речевой культуры для достижения эффективности общения. Проблемы языка вышли за рамки филологии и стали в ряд с общедуховными проблемами общества, ведь речьне только средство коммуникации, но и мощный энергетический заряд, оказывающий скрытое воздействие как на нашу психику, так и на окружающий нас мир. Вот почему сегодня решение проблемы повышения уровня культуры речи каждого человека становится одним из условий духовного и нравственного возрождения России. Речевая культура в процессе социальной коммуникации регулирует общественные процессы, обеспечивая развитие общества как целостной системы. Характерным для культуры речи как выражения определенного уровня социальной культуры является то, что она всегда воздействует на сознание, поведение и деятельность людей. Субъектом и объектом культуры речи как фактора социальной коммуникации выступает человек. Специфика культуры речи определяется не только знанием лингвистического словаря, тезаурусом личности, но и культурой общества. Показателем прогрессивного развития культуры речи служит создание ею условий для совершенствования общественной системы в интересах людей (социума) для их всестороннего развития. В этом статусе культура речи является важным элементом человеческой культуры, развитие которой представляет собой сложный процесс осуществления социальной коммуникации.

В политической сфере культура речи способствует возникновению взаимного интереса и уважения между людьми различных национальностей и стабилизации межэтнических и международных отношений.

В духовной жизни культура языка значима как фактор повышения образовательного и общего культурного уровня людей.

И в экономической сфере культуру речи можно рассматривать как важную категорию. Высокая речевая культура и развитая экономика передовых стран неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И, наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики. Речевая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки будущих специалистов во всех отраслях науки и техники.

Социальное значение культуры речи заключается в том, что речевое (вербальное) общение — это самый массовый вид социального общения. Новые социальные условия побудили к организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам всех видов общения, необходимость в коммуникативной и лингвистической компетенции лиц, вступающих в социальные отношения.

Важность избранной темы исследования определяется еще и тем, что ее разработка позволяет выработать социальные технологии по формированию устойчивых навыков речевой культуры. Но для оптимизации речевой деятельности недостаточно развивать и обогащать словарный запас. Изучение и развитие социальных аспектов культуры речи предполагает наполнение этого вида деятельности определенным идейным содержанием.

Формирование современной концепции культуры речи невозможно без учета данных социологических исследований в отдельных регионах. Данное исследование включает в себя как базовые проблемы социологической мысли, так и опыт, углубляющий понимание этих процессов в условиях конкретного региона. Выявление аспектов культуры речи в процессе социальной коммуникациизадача, диктуемая как научным интересом, так и практической необходимостью.

Из этого вытекает необходимость глубокого осмысления ряда вопросов. Это исследование социальных факторов, влияющих на речевое поведение, рассмотрение форм и способов осуществления речевой деятельности для различных категорий населения.

Актуальность исследования заключается и в том, что данная тема является малоизученной областью в социологии и нуждается во всестороннем анализе на основе междисциплинарного подхода.

Степень разработанности проблемы.

Роль языка в социокоммуникативных процессах была сформулирована в теориях Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, Ф. Боаса, Р. Бенедикт и многих других исследователей. Большое внимание речевой культуре уделяли также Ф. де Соссюр, В. Гумбольдт, Г. Лассуэлл, Ш. Балли, Дж.Л.Остин, Р. Якобсон, Роджер Т. Белл, Дж. Серль, С. Эрвин-Трипп, У. Лабов, Ч. Филлор, Д. Хаймс, Ю. Хабермас и др.1.

Основы культуры речи русского языка, заложенные еще М. В. Ломоносовым, получили развитие в российской науке в трудах К. С. Аксакова, Ф. И. Буслаева, А. Х. Востокова, Я. К. Грота, А. А. Потебни, Р. И. Аванесова, Г. О. Винокура, С. П. Обнорского, С. И. Ожегова, В. М. Пешковского, Б. А. Ларина, В. М. Жирмунского, Е. Д. Поливанова, Н. К. Дмитриева, Д. Э. Розенталя, Д. Н. Ушакова, В. Н. Чернышова, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова и существенно повлияли на становление норм современного русского литературного языка в области речевой культуры.

Различные аспекты выбранной темы рассматривались многими дисциплинами: лингвистикой, риторикой, культурой речи, педагогикой, социологией, психологией и другими. В последние годы социолингвистический подход к изучению речевого поведения прослеживается в трудах Б. Н. Головина, Л. И. Скворцова, А. Н. Васильевой, А. А. Введенской, В. Г. Костомарова, Л. Г. Павловой, Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева и других. Психологический аспект проблемы культуры речи в языковой действительности раскрыт наиболее полно в работах А. А. Леонтьева, Л. С. Выготского, Н. В. Лавриненко и др. Вопросы речевой и социальной коммуникации рассмотрены в работах.

1 Лабов У. Исследования языка в его социальном контексте. Новое в лингвистике. — Вып.7. — М., 1975; Белл Р. Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. — М.: Международные отношения, 1980; Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. — М., 1961; Грайс Г. П. Логика и речевое общение // новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 16. — М., 1985; Гумбольдт В. Избранные статьи по языкознанию. — М., 1984; Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». — М., 1975; Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. — М.: Прогресс, 1999 и др.

О.Я.Гойхмана, Т. М. Надеиной, Е. В. Клюева, Е. Н. Зарецкой, А. В. Соколова и др. Культура делового общения отражена в трудах В. И. Курбатова, М. В. Колтуновой, Л. В. Рахманина, А. П. Панфиловой и др. Вопросы языковой компетентности в социальной среде раскрыты в работах Ю. Н. Караулова, А. Д. Швейцера, Ю. Д. Дешериева, В. И. Беликова, Л. П. Крысина.

В работах отечественных философов и социологов (М.С.Джунусов, М. В. Дьячков, В. И. Затеев, К. Х. Ханазаров, А.И.Холмогоров) рассмотрены основные закономерности становления и развития литературных языков и заложен фундамент дальнейшего изучения социокультурных аспектов языковой жизни в нашей стране 1.

В Республике Адыгея определенный вклад в разработку языковых проблем внесли философы и социологи (Р.А.Ханаху, А. Ю. Шадже, Р.Д.Хунагов), филологи (М.Х.Шхапацева, З.У.Блягоз) и другие, в чьих работах были рассмотрены вопросы формирования интегративных, речевых и коммуникативных навыков межкультурного общения.

В течение последнего десятилетия на федеральном уровне и в регионе неоднократно проводились социологические исследования проблем социокультурной коммуникации, языковой политики государства, конкретной языковой ситуации с учетом сложной системы взаимодействия исторических, социально-политических, экономических, правовых, культурных, демографических, психологических и других факторов.

Вопросам изучения адыгейского языка, перспективам его развития как языка государственного посвящена коллективная работа ученых Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований Р. А. Ханаху,.

Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур // Социс. — 2002.-№ 5.-С.125−128- Дьячков М. В. Социальна роль в многоэтнических обществах. — М., 1991. — 121 е.- Затеев В. И., Бабушкина Н. С. Двуязычие в современной Бурятии // Социс. -2000.-№ 1 0.-С.58−64- Ханазаров К. Х. Решение национально-языковой проблемы в СССР. — М., 1982 и др.

2Чеучева T.M. Социокультурные аспекты языкового регулирования в современном полиэтническом обществе (на примере Республики Адыгея) / Автореф. дис. канд. соц. наук. — Майкоп, 2003. Черноситова Т. Л. Социокультурная коммуникация: теоретико-социологический анализ коммуникативного дискурса в контексте межкультурного взаимодействия / Автореф. дис. канд. соц. наук. — Ростов на/Д., 2004; Соколова А. Н., Не-фляшева Н.А., Сиюхова A.M. Образовательная система в изучении традиционных культур полиэтнического города (на материале соц. исследования) // Образование города на пути к XXI веку. — Майкоп, 2000. и др.

Н.Н.Денисовой, Т. Л. Пятаковой «Язык этноса. Состояние изучения и перспективы развития».

Проделанный анализ степени изученности проблемы культуры речи показывает, что менее разработанным остается ее социологический аспект, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования в предлагаемой работе является культура речи в коммуникативном взаимодействии.

Предметом исследования выступает региональная характеристика культуры речи в процессе социальной коммуникации.

Цель диссертации — определение основных коммуникативных качеств культуры речи, проявляющихся на региональном уровне в процессе социальной коммуникации. Настоящая цель обусловила постановку следующих задач:

— рассмотрение основных особенностей культуры речи;

— определение факторов, влияющих на формирование речевых способностей социума;

— выявление критериев эффективности речевого (языкового) взаимодействия в процессе социальной коммуникации;

— систематизирование принципов и законов культуры речи в коммуникативном процессе;

— изучение речевого поведения как процесс выбора варианта для построения социально корректного высказывания.

В диссертационном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: основные качества (характеристики) культуры речи сильно дифференцированы, имеют сложную внутреннюю структуру, в которой социальные аспекты могут иметь паритетное и даже самостоятельное значение наряду с другими аспектами.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В диссертации использовался метод теоретического исследования (анализ социологической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, моделирование).

Анализ социальных аспектов культуры речи потребовал привлечения системного подхода. Обращение к структурно-функциональному методу позволило выявить динамику культуры речи у такой социальной группы населения, как студенчество, пути и средства повышения речевой культуры каждого индивида.

Основные идеи и гипотеза исследования потребовали эмпирической проверки, поэтому методом сбора социологических данных явился опрос (анкетирование).

Анализ документов дал возможность увидеть многие стороны влияния социальных факторов на культуру речи, помог установить нормы и ценности, свойственные обществу на современном этапе, и получить сведения, необходимые для описания тех или иных явлений в процессе социальной коммуникации.

Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании речевой культуры.

Междисциплинарный характер диссертации потребовал привлечения материалов по другим отраслям знаний: социолингвистике, философии, психологии, педагогике и т. д.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют официальные документы и законодательные акты, статистические данные, учебные планы и программы Майкопского государственного технологического университета.

В той мере, в которой основные идеи и гипотеза исследования потребовали эмпирической проверки, было использовано исследование, проведенное автором диссертации с 2002 по 2004 годы на базе Майкопского государственного технологического университета и Адыгейского государственного университета.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем исследованы основные качества культуры речи в процессе социальной коммуникации в Республике Адыгея и представлена авторская разработка социальных технологий формирования речевой культуры современной молодежи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В ходе социальной коммуникации необходим учет основных качеств культуры речи, отличающихся ярко выраженной дифференцированно-стью и сложной структурой и оказывающих активное влияние на речевое поведение индивида и социальных групп.

2. Социальные аспекты культуры речи (возраст, уровень образования, пол, профессия, социальный статус), наряду с другими аспектами речевой культуры, имеют паритетное значение для коммуникативного совершенствования речи, так как определяющим образом воздействуют на речевое поведение как процесс выбора лучшего варианта для построения социально корректного высказывания.

3. Повышение потенциала гуманитарного образования Республики Адыгея способствует развитию культуры речи подрастающего поколения, формированию этнического самосознания и культуры межнационального общения.

4. Формирование высокой культуры речи содействует развитию духовных ценностей, ориентированных на воспитание и самовоспитание социально активной языковой и творческой личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в реализации социологического подхода к исследуемой проблеме и выработке авторской концепции природы и сущности речевой культуры, которая предполагает выбор и организацию языковых знаков, позволяющих обеспечить наибольший коммуникативный эффект. Теоретические положения могут быть использованы в решении задач повышения культуры речи разных социальных групп.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная в работе модель формирования речевой культуры в процессе социальной коммуникации может быть применена для развития не только культуры речи индивида, но и культуры всего общества. Основные положения и выводы могут быть использованы при разработке государственной молодежной политики в области культуры, образования, духовной жизни с целью формирования духовных ценностей, ориентированных на воспитание и самовоспитание социально активной, творческой личности. Основные идеи диссертации могут способствовать на практике взаимообогащению языков, сотрудничеству и укреплению дружбы между носителями разных языковых культур. Результаты исследования культуры речи в процессе социальной коммуникации нашли выражение в учебно-методическом обеспечении курсов «Русский язык и культура речи», «Деловая речь», «Речевая коммуникация», «Введение в теорию социальной коммуникации» на кафедре гуманитарного сервиса Майкопского государственного технологического университета.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию на региональных и всероссийских научно-практических конференциях: V Неделя Науки МГТИ (г. Майкоп, 2001), VI Неделя Науки МГТИ «Современные проблемы и перспективы развития туризма и курортного дела юга России» (г. Майкоп, декабрь, 2002), «Перспектива — 2003» (г. Нальчик, март, 2003), «Наука — XXI веку» (г. Майкоп, декабрь, 2003), «Наука. Образование. Молодежь» (г. Майкоп, декабрь, 2004), IX Неделя Науки МГТУ (г. Майкоп, декабрь, 2004). Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедр философии и социологии АГУ, гуманитарного сервиса МГТУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Результаты исследования подтвердили самостоятельность гипотетической теории данной работы и доказали, что предложенные пути и средства формирования культуры речи являются эффективными.

При этом результаты, полученные в ходе социологического исследования, впоследствии найдут свое практическое применение при решении проблем формирования речевой культуры.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило выявить динамику культуры речи через призму социоспецифики региона и его традиций на примере студенчества Республики Адыгея, на основе которой были сделаны следующие выводы.

Культура речи объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействия, координирует их практическую деятельность. Речевая культура в сфере социальных отношений и в процессе взаимного влияния друг на друга субъектов (участников) социального взаимодействия является одним из основных факторов социальной коммуникации. Изменения общественной жизни влияют на уровень речевой культуры. Отражение перемен в жизни общества показывает состояние культуры речи.

Речевая культура оказывает влияние на развитие межэтнической интеграции в Республике Адыгея. Поэтому пристальное внимание к социологическим аспектам речи и их всесторонний научный анализ становятся сегодня одним из условий духовного и нравственного возрождения нашего общества.

Проведенный анализ подтвердил основные положения исследования и дал основание утверждать, что:

1. Речевое поведение индивида и социальных групп в процессе социальной коммуникации должно строиться с учетом основных качеств культуры речи, которые представляют собой единство речевых норм, этических знаний, навыков и способностей в речевой деятельности, и, наконец, активности их проявлений в реальных действиях, отношениях.

2. Определяющим образом на речевое поведение как процесс выбора лучшего варианта для построения социально корректного высказывания оказывают, наряду с другими аспектами культуры речи, социальные аспекты (возраст, уровень образования, пол, профессия, социальный статус участников коммуникации). Для развития культуры речи необходимы эффективные социальные технологии, требующие дифференцированного подхода к каждой социальной группе и к конкретному виду речевой деятельности.

3. Особое внимание в деле формирования и развития языковой культуры в Республики Адыгея отводится сфере образования. В современных условиях снижение уровня речевой культуры разных слоев общества настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования. Уникальные возможности для формирования духовно целостной и языковой личности и одновременного воспроизводства культуры народа (через человека, его речевую культуру и жизненных смыслов) позволяет рассматривать гуманитарное образование как один из важных путей формирования высокой речевой культуры в Республике Адыгея. Важным механизмом, направляющим процесс социализации в общественно значимую сторону является воспитание как специально организованная речевая деятельность по реализации поставленных целей в процессе социальной коммуникации. Главным образом через систему образования происходит языковое воспитание и самовоспитание.

4. Процесс профессионального обучения культуре речи является фактором саморазвития личности и самосовершенствования своего языкового потенциала. Культура речи в условиях двуязычия способствует формированию образовательного пространства на идеях прогресса и гуманизма, взаимодействия и взаимообогащения культур. Для развития культуры речи необходимо улучшение качества всех элементов учебно-воспитательной системы и применение современных технологий.

Речевая культура способствует вовлечению каждого члена общества в широкую социальную деятельность, при которой главным условием является осознание каждой личностью причастности к процессам, происходящим в обществе. И только в этом случае общество получит личность с повышенной речевой ответственностью.

От процесса формирования речевой культуры зависит процесс культурной трансмиссии — трансляции (передачи) элементов культуры от одного поколения к другому.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.С. Обучение студентов-нефилологов культуре речевого общения с учетом типологии речевых культур // Античный мир и мы. Саратов: Колледж, 2001. — Вып. 7. — С. 19−25.
  2. Античные теории языка и стиля. М., 1936.
  3. Д.А. История черкесских алфавитов // Избранные работы. -Майкоп, 1997.-С. 28.
  4. Х.З. Некоторые аспекты социологического анализа экстралингвистических факторов становления и развития двустороннего билингвизма в РА // Современная культурология: предмет, методика (Сб. научных трудов). Краснодар, 2003. — С. 205.
  5. А.Г. Особенности русского речевого этикета // Русская речь. № 3. — 2002. — С. 86−89.
  6. Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1961.
  7. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — С. 62.
  8. .Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1989.- С. 188.
  9. В.И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М.: Рос. гос. гуман. ун-т, 2001.-436 с.
  10. Р.Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы. М.: Международные отношения, 1980. — 320 с.
  11. .М. Языковая политика и образование в многонациональной республике // Вестник АГУ, Педагогика. 1998. — № 2. — С.7.
  12. З.У. Адыгейско-русское двуязычие. М., 1982.
  13. З.У. Двустороннее двуязычие: истоки, принципы, подходы // Образование города на пути к XXI веку. Майкоп, 2000. — С. 43.
  14. З.У. Контактирование русского и родного языков в условиях двуязычия: Вопросы теории. Ростов н/Д., 1976. — 76 с.
  15. Р.А. Очерки по языкознанию. М., 1953. С. 87.
  16. Р.А. Человек и его язык. М.: Изд. Моск. ун-та, 1976. — 429 с.
  17. Р.А. Что такое развитие и совершенствование языка? М.: Наука, 1977.-264 с.
  18. Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.: 1867.
  19. Н.В. и др. Краткий словарь лингвистических терминов. -М., 1995.
  20. JI.A., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов н/Д.: МарТ, 2001.
  21. Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
  22. Л.А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  23. А.И. Язык. Культура. Познание: Перевод с англ. /Отв. редактор Кронгауз Р. — М.: Русские словари, 1996. — 411 с.
  24. О.В. Культура речи культура общения // Школа духовности. — М., 2002. — С. 48−52.
  25. В.В. Избранные труды: В 5 т. .- М.: Наука.-Т. 3. Лексикология и лексикография /Отв. ред. В. Г. Костомаров. 1977—310 с.
  26. В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. -№ 1. 1955.- С. 73.
  27. Г. О. Культура языка. М, 1929. — С. 14.
  28. Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Отв. ред. Е.А.Земская- РАН. Ин-т рус.яз. М.: Наука, 1993. — 171 с.
  29. В.Н. Марксизм и философия языка. Л., 1929. — С. 103.
  30. Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. -М., 1956. — С. 292.
  31. Галкина-Федорук Е. М. Язык как общественное явление. М: Учпедгиз, 1954. — 44 с.
  32. Д.Д. Типы языковых обществ // Новое в лингвистике. -Вып.7. -1975. С. 187.
  33. О.Я. Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей. М.: Вся полиграфия, 2000.
  34. О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М., ИНФРА-М, 2001.-С. 208.
  35. .Н. Основы культуры речи. М., 1988. — С. 23−40.
  36. В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983.
  37. Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16.-М., 1985.
  38. Л.К. Культура русской речи и эффективность общения. — М., 1996.-С.156.
  39. Э.А. Без комплиментов. // Русская речь. 1988.5.
  40. М.Н. К изучению двуязычия в культурно-историческом аспекте // Национальный язык и национальная культура. М, 1978. — С. 184−208.
  41. М.Н. Некоторые вопросы методики при социологическом анализе функции национального развития языков // Сов.этнография. 1973. — № 2. — С.113−121.
  42. М.Н. О роли языковой компетентности и речевой деятельности в освоении культуры. В кн.: Полевые исследования Института этнографии.- М., 1976.-С.154−164.
  43. М.Н. Переломные годы. Т. 1. Мобилизованный лингви-цизм. -М., 1993.- 210 с.
  44. М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. М, 1984.-288 с.
  45. М.Н. Этнодемографическая и языковая ситуация в столицах союзных республик СССР в конце 80-х начале 90-х годов // Отечественная история. — 1993. — № 1. — С. 64.
  46. В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода: В кн. В. А. Звегинцев. История языкознания XIX XX веков в очерках и извлечениях. — М., 1964. -4.1.-С. 42.
  47. В. Избранные статьи по языкознанию. М., 1984.1. С. 19.
  48. А.А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
  49. Л.Х. Двуязычие, его виды и этапы развития // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1964. — № 240. — С.4−12.
  50. Двуязычие проблема социокультурная (Материалы круглого стола 26 июня 2002 г.). — Майкоп, 2003.
  51. Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. — 312 с.
  52. А.К. Письменный научный текст: Оформление научной работы. М., 1991.
  53. Н.Н. Адыгское просветительство в контексте идей демократизации образования // Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. — С. 429−439.
  54. Н.Н. Из истории языковой политики на Северо-Западном Кавказе: (последняя треть XIX- начало XX вв.) // Этюды по истории и культуры адыгов. Майкоп, 1999. — Выпуск 2. — С. 28−36.
  55. Н.Н. Проблемы демократизации общеобразовательной школы Адыгеи (исторический опыт и современные тенденции) Майкоп: «Меоты», 1999.-152 с.
  56. Ю. Д. Проблемы функционального развития языков и задачи социолингвистики // Язык и общество. М., 1968. — С. 56−74.
  57. Ю.Д. Введение. В кн.: Развитие национально-русского двуязычия. — С. 14−15.
  58. Ю.Д. Развитие общественных функций языков народов СССР в советскую эпоху. М., 1976.
  59. Ю.Д. Социальная лингвистика. К основам общей теории. -М.: Наука, 1977.- 382 с.
  60. Ю.Ю. Проблема лингвистической интерференции в современном языкознании // Теоретические проблемы социальной лингвистики. М.: Наука, 1981.-С. 251.
  61. Н.Х. Демократическая система образования в Республике Адыгея: проблемы и пути их решения. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2000.- 140 с.
  62. B.C. Государственное и языковое строительство в многонациональном регионе // Актуальные проблемы государственного строительства и совершенствования законодательства: Сб. науч. тр. юрид. фак. — Владикавказ, 1997. Вып. 2. — С. 13−36.
  63. М.С. О мере своеобразия национальных культур // Со-цис. 2002.-№ 5.- С. 125−128.
  64. М.С. Социальные аспекты двуязычия в СССР. В кн.: Социология и идеология. — М., 1969. — С. 433.
  65. Т.Г. Опыт изучения медиа-текстов. М., 2000. -С. 158−160.
  66. А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. № 4. -1997. — С. 75−85.
  67. Е.М. Правовые проблемы защиты русского языка // Государ ство и право. -2003. — № 2. С. 5−12.
  68. М. В. Миноритарные языки в образовании. М., 1995.103 с.
  69. М. В. Родной язык и межэтнические отношения // Социс. -1995.-№ 3.-С. 12−17.
  70. М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах. // Социс. 1995. -№ 7. с. 88−92.
  71. М.В. Проблема двуязычия (многоязычия) и образования. -М., 1991.-121 с.
  72. М.В. Социальная роль языков в многоэтнических обществах. М., 1993.-115 с.
  73. М.В. Социальные аспекты овладения неродным национальным языком // Социс. 1992. -№ 5. — С. 113−127.
  74. М.В. Языковая политика в современной России // Социс. -1993.-№ 9.-С.99−103.
  75. М.В., Красухин К. Языковая адаптация иноэтнического населения в странах Балтии // Социс. 1993. — № 2. — С. 144−145.
  76. Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. -М., 1998.
  77. В.И., Бабушкина Н. С. Двуязычие в современной Бурятии // Социс.-2000, — № 10.-С.58−64.
  78. И.А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова И. А. Общая культура человека в системе требований Государственного образовательного стандарта. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. -61 с.
  79. . Л.А., Легостаев И. И. Поликультурное образование в много национальной России // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 3. -С.234−240.
  80. Н.В. Говорите по-русски // СПО. № 3. — 2001. — С. 20−21-
  81. Т.П. Языковые контакты. М., 1970. — 220 с.
  82. А.Г. Диалог культур в контексте проблем современного об разования // Российский вуз: В центре внимания личность: (Пробл. воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. — Ростов н/Д., 1999. — Т. 4. — С. 223 — 225.
  83. М. И. Социолингвистические проблемы языков народов СССР (вопросы языковой политики и языкового строительства). М., 1982. -168 с.
  84. М.И. Этнолингвистические проблемы в СССР и на постсоветском пространстве // Вопросы языкознания. 2002. — № 6. — С. 101−117.
  85. М.И. Языковое строительство в СССР. М.: Наука, 1979. 352 с.
  86. Р.А. Национально-культурное возрождение глазами учителя // Социс. 1998. — № 11. — С. 80−84.
  87. О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: Наука, 2003. — 496 с.
  88. В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002. — 333 с.
  89. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987.
  90. В.В. Социология. Ростов на/Д" 2003. — С. 196.
  91. Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998. — С.78.
  92. К.К. О роли русского языка в сохранении единого информационного пространства России // Вести. Рос. об-ва информ. и вычисл. техники. -1996.-№ 6.- С.25−31.
  93. М.В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет. М.: Экономика, 2000. — 271 с.
  94. Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 г.
  95. О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 1999. — С. 90.
  96. В.Г. и др. Русский язык в современном мире. М., 1969.-83с.
  97. В.Г. Проблема общественных функций языка и понятие «мировой язык». — В кн.: Социолингвистические проблемы развивающихся стран. М., 1975.
  98. В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.
  99. В.Г. Языковой вкус эпохи. Изд. 3-е. М., 1999.
  100. Журналистика и культура речи. Слово в прагматическом, социокультурном аспектах (Материалы международной конференции). — МГУ, 2003.
  101. М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк. -М., 1977. 262 с.
  102. Т.В. Речевые портреты носителя элитарной речевой культуры // Античный мир и мы.- Саратов, 2002. Вып. 8. — С. 130−140.
  103. Т.А. Коммуникативное развитие личности в системе непрерывного образования. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 48 с.
  104. Ю. Языковая политика шаг к тому, чтобы российское образование стало лучшим в мире // Народное образование. — 2001. — № 2. -С.49−59.
  105. Л.П. Язык в современном обществе. М.: Просвещение, 1977. — 191 с.
  106. Л.П. Что изучает социолингвистика? // Русский язык в школе. 2002. № 4. — С. 27−31.
  107. Т. Б. Возможны ли языковые конфликты в России // Наука в России. 1994. — № 3. — С. 49−56.
  108. Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.
  109. С.Г. Интеркультурное образование личности // Российский вуз: В центре внимания личность: (Пробл. воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. 24 — 26 мая / Дон. гос. техн. ун-т. — Ростов н/Д., 1999. — Т. 4. -С. 244−246.
  110. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. М., 2003.-С.75.
  111. Культура русской речи в условиях национально-русского двуязычия / Отв. ред. Н. Г. Михайловская. — М.: Наука, 1985.
  112. Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.1. С. 156.
  113. Культура русской речи / Под ред. проф. J1.K. Граудиной. М., 1999.
  114. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М., 2001.
  115. Ю. Политика образование язык // Народное образование. — 1998. — № 5. — С. 17−20.
  116. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
  117. В.И. Стратегия делового успеха. Ростов н/Д., Феникс, 1995.-С.14.
  118. Е.Е. Двуязычие в межэтническом взаимодействии- философские науки. Н. Новгород, 1999. — 23 с.
  119. У. Исследования языка в его социальном контексте. Новое в лингвистике. В.7. — М.: Прогресс, 1975.
  120. .А. История русского языка и общее .языкознание. М., 1977.-С. 176.
  121. .А. О лингвистическом изучении города II Русская речь. -Вып. III.-Л., 1928.
  122. А. А. Психология общения. М., 1997.
  123. А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. -М., 1974.-С. 44.
  124. А.А. Языковые права человека и межнациональные от-ноше ния // Мир психологии и психология в мире Акад. педагогич. и социал. наук.- 1995. № 1. — С. 23−28.
  125. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат. 1997.-304 с.
  126. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — С. 98.
  127. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева.-М., 1996.-С. 136.
  128. Д.С. Концептосфера русскою языка // Русская словесность. М., 1997. — С. 280−288.
  129. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16.-М.: Прогресс, 1985. С. 226.
  130. ЛоккДж. Собрание сочинений. -М., 1960. -Т. 1. -С. 129.
  131. М.Р. Язык и речь // Нац. Школа. 2000. № 1. — С.8.
  132. А.П. Социальный билингви зм и языковое пространство. -Уфа, 1998.-С. 130−159.
  133. В.В., Мамонова З. А., Супрунова М. М. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 1999. — № 4. — С.3−10.
  134. У.Ф. Значение языков в современном мире // Перспективы (вопросы образования). 1993. -№ 1. — С. 49−63.
  135. Ю.Т. Организационно-педагогические основы управления муниципальной образовательной системой в условиях актуализации новыхприоритетов в образовании // Образование города на пути к XXI веку. -Майкоп, 2000. С. 6−41.
  136. С.Я. Сочинения: В 4 т. М., 1968. — Т. 4. — С. 254.
  137. М. А. Русско-адыгейские культурные связи (Вторая полови на XIX .- начало XX в.). Майкоп, 1989. — С. 110−127.
  138. Н.Б. Социальная лингвистика. — М.: Аспект Пресс, 2000. 207 с.
  139. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социология: Тексты. М., 1994. — С. 23.
  140. К.Р. Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном общее i не // Социс. 2002. — № 8. -С. 49−56.
  141. Э.М. Национальная идеология и язык // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С.105−108.
  142. М.М. Двуязычие: проблемы, поиски. Чебоксары, 1989. — 105 с.
  143. А.К. Основы риторики. VI. «1996. — С.379.
  144. В.Ю. О взаимодействии литовского и русского языков в условиях двуязычия // Социолингвистические проблемы развивающихся стран. М.: Наука, 1975. — С. 290.
  145. В.Ю., Крючкова Т. Е. Социолингвистика в России // Вопросы языкознания. — 2002. — № 5. С. 46.
  146. Р.Ю. Русский язык как социокультурная и личностная ценность // Образование города на пути к XXI веку. Майкоп, 2000. -С.65−71.
  147. Национально-языковые отношения в С С С Р: состояние и перспективы. М., 1989.-245 с.
  148. Национально-языковые проблемы: СССР и зарубежные страны. -М., 1990.-312 с.
  149. Национальный менталитет и языковая личность: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. С. Двинянинова. Пермь, 2002. -231с.
  150. В.П. Язык охраняется законом /У Русская речь. — 1992. -№ 2. -С. 3−5.
  151. В.П. Языковая реформа (1990-! 995) // Вестник РАН, 1996. -Т.6.- № 1. С. 3−6.
  152. Г. П. Динамика речевого стандарта публичной вербальной коммуникации // Вопросы языкознания. 2 001. № 1.- С. 98−132.
  153. Л.Б. Языковая политика k.iк форма сознательного воздействия общества на языковое развитие // Я — ы к и общество. М., 1968. -С. 83−110.
  154. Ш. Б. Филологические труды. Нальчик: Кабард. кн. изд-во, 1956.-Т. 1.-307 с.
  155. С.И. Культура речи.-М., 1974. С. 177.
  156. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1999.-С. 491.
  157. Основы педагогического мастерства. К иев, 1987. — С. 33.
  158. Очерки истории Адыгеи / Отв. ред. Ь шуев С. К. Майкоп: Адыг. кн. изд., 1957.-Т. 1.-483 с.
  159. У.М. Русский язык в социокультурном пространстве Республики Адыгея // Образование города на пути к XXI веку. Майкоп, 2000. -С. 72−79.
  160. Пцз Алан. Язык телодвижений: Пер. с англ. Н. Новгород, 1994.1. С. 12.
  161. Т.Н. Бережное отношение к материнскому языку // Русская словесность. 2003. — № 1. — С. 46−48.
  162. Е.Д. Избранные труды. Труды по восточному и общему языкознанию. М., 1991. — 622 с.
  163. Е.Д. Круг очередных проблем современной лингвистики // Русский язык в советской школе. 1929. — № 1.
  164. И.М. Языковая ситуация как фактор политического самоопределения и культурного развития // Социс. 1993. — № 8. — С.46−54.
  165. А.А. Слово и миф.-М., 1989.-С. 156.
  166. Проблемы ареальных контактов и социолингвистики. Д., 1978.166 с.
  167. Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В.Н. Лав-риненко. М.: ЮНИТИ, 2002.
  168. О.А. Проблема языкового сообщества в немецкой философии языка первой половины XX века // Вопросы языкознания. — 2000. -№ 4.-С. 110−138.
  169. B.C. Социальные проблемы языка в современном мире // Эссе о социальной власти языка. Воронеж, 2001. — С. 13−20.
  170. Т.В. Проблемы преподавания русского языка в выпускных классах // Образование города на пути к XXI веку. Майкоп, 2000. — С. 175−182.
  171. Речевое общение в условиях языковой неоднородности / Отв. ред. Л. П. Крысин. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 224 с.
  172. Г. В., Керашева З. И. Грамматика адыгейского языка. -Краснодар Майкоп, 1966. — С. 14.
  173. Д.Э. Культура речи. М., 1964. — С. 6−7.
  174. Д.Э., Голуб И. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.: Айрис-пресс, 1999.
  175. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь справочник лингвистических терминов. М., 1976.-С. 152−153.
  176. В. Ю. Основные вопросы теории языковых контактов // Новое в лингвистике. Вып. VI. — М., 1972. — С. 5−24.
  177. В.В. О культуре современной речи // Античный мир и мы.-Саратов, 2002.-Вып. 8.-С. 117−118.
  178. С.А. Язык как отражение социальных изменений в обществе: Автореф. дис.. канд. соц. наук. М., 2002. — 23 с.
  179. C.JI. Основы общей психологии. М., 1940. — С. 438.
  180. C.JI. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.-С. 12.
  181. В.П. Словарь культуры XX в. М., 1984. — С. 5.
  182. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. -М.: ИНФРА-М, 2003.
  183. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2000.
  184. Т. Поликультурное образование: реформа учебных программ // Перспективы (вопросы образования). 1993. — № 1.- С.64−80.
  185. Р.Б. О культурно-языковой ситуации в Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Национальные отношения и межнациональные конфликты: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. Владикавказ, 1997.-С. 70−78.
  186. О.И., Королева М. А. О судьбах родного языка.// Журналистика и культура речи. -№ 1. — 2003. С. 22−27.
  187. A.M. Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917 1926). -М., 1928.
  188. Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  189. Н.И. Культура речи и национальная культура //Язык как структура и социальная практика. Хабаровск, 2001. — Вып. 2. — С. 96−104.
  190. Сигуан М, Макки У. Ф. Образование и двуязычие. М.: Педагогика, 1990.184 с.
  191. О.Б. Типы речевых культур и проблема кодификации норм // Словарь и культура русской речи: К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М., 2001. — С. 314−317.
  192. С.С. О состоянии преподавания адыгейского языка в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея // Вестник АТУ, 1998. № 2. -С. 106−107.
  193. А.П. О понятии «русский риторический идеал» // Словарь и культура русской речи. М.: Индрик, 2001. — С. 29−35.
  194. Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976. — 350 с.
  195. Современные этноязыковые процессы в СССР. Москва: Наука, 1984.-С. 186.
  196. Современный русский язык / Под ред. Л. И. Новикова. СПб., 2001.
  197. А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. С. 25.
  198. А.Н., Нефляшева Н. А., Сиюхова A.M. Образовательная система в изучении традиционных культур полиэтнического города (на материале соц. исследования) // Образование города на пути к XXI веку. Майкоп, 2000. — С. 183−189.
  199. Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М.: Академия, 2002.
  200. П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1991.
  201. Ф. Заметки по общей лингвистике. — М.: Прогресс, 1999.290 с.
  202. Социолингвистика в России // Вопросы языкознания. 2002. -№ 5.-С. 117.
  203. Я. Проблемы русского языка и образования в российских диаспорах в новом Зарубежье // Язык и этнический конфликт. М.: Ген-дальф, 2001. — С. 86−98.
  204. Т.Н. Речь человека в общении. М.: Наука, 1989. — 191 с.
  205. Теоретические проблемы социальной лингвистики / Ю. Д. Дешериев, Ю. В. Рождественский, О. С. Ахманова и др. М.: Наука, 1981. -365 с.
  206. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.-262 с.
  207. В.Н. Тезаурус рыночной среды // Социс. 2004. — С. 14.
  208. Г. Н. Русская речь в Интернете // Русская речь. — № 1. -2002.-С. 125.
  209. P.M. Язык как национальная ценность // Социс. — 1997. -№ 8.-С. 47−49.
  210. Ю.А. Социологический аспект изучения государственных языков Республики Адыгея // Образование города на пути к XXI веку. -Майкоп, 2000. С. 97−103.
  211. Д. Пол, ложь и разговор. -М, 1998. С. 352.
  212. Г. Г., Корнилова Е. Е. Риторика для делового человека. -М.: Флинта, 2001.
  213. Н.Г. Грани этнической идентификации // Социс. -2002.-№ 5, — С. 121−125.
  214. К.Х. Критерии двуязычия и его причины // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — С. 119−124.
  215. К.Х. Решение национально-языковой проблемы в СССР. -М., 1982.-224 с.
  216. Р.А., Денисова Н. Н., Пятакова Т. Л. Язык этноса. Состояние изучения и перспективы развития // Социальные проблемы молодежи. Майкоп, 1993.-С. 77−102.
  217. Э. Языковой контакт // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1972. — Вып. 6. — С. 61−80.
  218. Р.Х. Адыгейские просветители XIX начала XX вв. — Нальчик: Эльбрус, 1993. — 243 с.
  219. Е. Языковая ситуация в России // Грани. — 1994. — № 172. С.302−314.
  220. А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX в.-начало XX в.). Майкоп, 1957. — 101 с.
  221. О. Национальные стереотипы коммуникативного поведения и их влияние на межэтнические взаимодействия // Язык и этнический конфликт. -М., 2001. С. 99−114.
  222. Р.Д. Двуязычие как социокультурный феномен // Двуязычие проблема социокультурная (Материалы круглого стола 26 июня 2002 г.). — Майкоп: изд-во АТУ, 2003. — 72 с.
  223. К.К. Адыги в многонациональной семье народов Северного Кавказа: опыт, уроки. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991. — 390 с.
  224. З.Б. Воспитание патриотизма, гражданственности, культуры межнационального общения — Российский путь развития // Этнографическое обозрение. -2002. -№ 3. С. 133−135.
  225. Е.П. Русский язык обретает государственную поддержку // Вестник РАН. 1997. — С.596−601.
  226. Т.М. Социокультурные аспекты языкового регулирования в современном полиэтническом обществе / Автореф. дис.. канд. соц. наук. -Майкоп, 2003.-С. 15.
  227. А.Ю. Национальные ценности и человек: (Социально-философский аспект). Майкоп: Изд-во АГУ, 1996. — 166 с.
  228. А.Ю. Гармонизация межнациональных отношений. (Некоторые аспекты духовной жизни). Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд-ва., 1990. -77 с.
  229. Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социс. № 8. — 2001.
  230. А.Д. К проблеме социальной дифференциации языка // Вопросы языкознания.- 1982. № 5. — С. 46.
  231. А.Д. Социолингвистика: Лингв, энциклопедический словарь. М., 1990. — С. 481−482.
  232. Ф.Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. -М.: Высшая школа. 1978. -216 с.
  233. .А. Проблемы экологии языка в контексте глобализации социокультурных трансформаций // Очерки кавказской культуры.- Майкоп.: Ред.-изд. отдел АГУ. 2001. — С. 162−170.
  234. Е.Н. Что такое культура речи // Русская речь. М., 1991. — № 4/№ 5.
  235. А.В. Русский язык в многонациональной языковой среде (на материале Карачаево-Черкесии) // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. Материалы международной научной конференции. Черкесск, 1993. — С. 390−409.
  236. М.Б. Некоторые проблемы двуязычия и пути их решения // Русский язык в национальной школе. 1990. — № 5. — С. 8−12.
  237. Н.Ю. Русский язык и культура речи. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-С. 247.
  238. М.Х. Современный этап развития билингвизма и проблемы обучения языкам в Республике Адыгея // Вестник АГУ, Педагогика. -1998. -№ 2. С. 108−109.
  239. Щерба J1.B. Избранные работы по русскому языку. М. 1957.
  240. Щерба J1.B. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // ИАН ООН. М., 1931.
  241. Щерба J1.B. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.428 с.
  242. Этносоциальные и культурно-этнические отношения в республике Адыгея: состояние и перспективы. Майкоп, 1995.
  243. Юнина Е. А, Сагач Г. М. Общая риторика: (современная интерпретация). Пермь, 1992.
  244. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Роман Якобсон. Избранные работы. М., 1985.
  245. Язык в развитом социалистическом обществе: социолингвистические проблемы функционирования системы массовой коммуникации в СССР.-М., 1983.
  246. Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.463 с.
  247. Языковая ситуация в Российской Федерации. М., 1992. — 224 с.
  248. Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. -М.: 1994.-534 с.
  249. Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». -М., 1975.
  250. Berry J.W. et al. Cross cultural psychology: Research and applications. Cambridge, etc.: Cambr. Univ. Press, 1992.
  251. Ferguson Ch.A. Diglossia // Word. -1959. № 15.
  252. Gumperz J. Language in social groups. Stanford, 1971, p. 153.
  253. Malinowski В. The Dillema of Contemporary Linguistics. «Language in culture and society», New York, 1964, p. 63−65.
  254. Pike K.L. Language in Relation to a Unified Theory of Human Behavior. The Hague, 1967.
Заполнить форму текущей работой