Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние гендерных различий на развитие социальной активности слепого и слабовидящего ребенка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большую часть времени дети с нормальным зрением проводят в общении со сверстниками как в старшем дошкольном, так и младшем школьном возрасте, хотя в возрасте 7−8 лет их частота контактирования несколько снижается. Слабовидящие дошкольники проводят в контакте со сверстниками только половину свободного игрового времени, хотя к младшему школьному возрасту под воздействием специального обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-психологические проблемы тендерных различий и их влияние на развитие личности
    • 1. 1. Становление и развитие тендерной проблематики в истории науки
    • 1. 2. Современное состояние психолого-педагогических исследований тендерных различий у детей
    • 1. 3. Влияние тендерных различий на формирование социальной активности и адаптации при нарушениях зрения
    • 1. 4. Выводы по первой главе
  • Глава 2. Специфика тендерных различий их влияние на социальную активность и ребенка при патологии зрения
    • 2. 1. Программа, организация и методика проведения исследования
    • 2. 2. Исследование влияния тендерного развития на сформированность социальной активности детей с нарушениями зрения
    • 2. 3. Взаимосвязь социального и тендерного развития в игровой деятельности детей с нарушениями зрения
    • 2. 4. Методика развития социальной активности детей с нарушениями зрения на основе учета тендерной специфики
    • 2. 5. Выводы по второй главе

Влияние гендерных различий на развитие социальной активности слепого и слабовидящего ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные тенденции исследования проблемы половой дифференциации, связаны с развитием социально — конструктивистского подхода. В новых социально — экономических условиях развития мирового сообщества происходят нарушения традиционно сложившихся социально — культурных взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Результатом этого является возникновение проблемы феминизации и маскулинизации. Особенно ярко выражается это у представителей женского пола, часть которых считают себя ущемленными при распределении социальных ролей и, особенно, в системе управления государством. Все это вызывает интерес к проблеме тендерной политики на современном этапе развития общества. Тендерные различия в современном социуме изучаются не как продукт и результат деятельности отдельного индивидуума, а как процесс идентификация личности.

Исследование тендерных различий охватывает различные периоды исторического развития всех цивилизаций мира. На протяжении многих лет проблемы половой дифференциации рассматриваются с точки зрения отдельного пола и его влияние на развитие способностей (математических, творческих, гуманитарных и др.).

Однако решение задач тендерного воспитания серьезно осложняется тем обстоятельством, что распад традиционных различных культур народов мира сказалось на половом воспитании. Воспитание и развитие девочек и мальчиков сталкивается с изменениями, вызванными переходами из одного состояния общества в другое, что приводит к распаду сложившейся традиции воспитания мужчин и женщин.

Сегодня у девочек и мальчиков формируется особый «кризисный» менталитет в понимании своей социальной роли. Средства массовой информации способствуют созданию и превосходства стереотипа силы, власти (денег, социального положения) не зависимо от принадлежности к полу. Происшедшие изменения приводят к оживлению различных воззрений на стирание половых различий и, как правило, к борьбе одного с другим, к приоритету неравенства. Это объясняется борьбой против ущемления прав, особенно женского населения. Решение данной проблемы как нам видится, связано с процессом формирования социальной активности с учетом тендерных различий с опорой на прочную социально — ролевую мотивацию, что позволит сформировать у девочек и мальчиков адекватные способы и формы поведения.

В отечественной специальной психологии изучением развития социальной активности у детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как А. Г. Литвак (1985), Л. И. Плаксина (1995), Л. И. Солнцева (2000), Д. М. Маллаев (1993), И. Г. Корнилова (1999), и другие. Однако в этих исследованиях основной акцент делался на развитии коммуникативной деятельности.

Проблема влияния тендерных различий на развитие социальной активности в норме и при сенсорном дефекте имеет такие же общие индивидуально — психологические особенности, обуславливающие поведение мальчиков и девочек, в частности зрительной депривации. Но при этом у слепых и слабовидящих имеются специфические закономерности формирования тендерных различий, так как это связанно с тем, что многие социальные роли воспринимается на суженной сенсорной основе. Поиск путей совершенствования содержания и методов работы с детьми с нарушениями зрения обуславливает актуальность исследования влияния тендерных различий на процесс их социализации.

Таким образом, проблема исследования порождена противоречиями:

1. между необходимостью половой дифференциации в воспитании мальчиков и девочек и отсутствием научно обоснованного учета тендерных различий в воспитательном процессе специального образования;

2. между необходимостью совершенствования тендерного воспитания слепых и слабовидящих детей в процессе формирования и развития социальных отношений и недостаточной изученностью проблемы в специальной литературе.

В рамках указанной проблемы мы избрали тему исследования: «Влияние тендерных различий на развитие социальной активности слепого и слабовидящего ребенка».

Объектом исследования является социальная активность детей с нарушениями зрения в игровой деятельности.

Предметом исследования является влияние тендерной специфики на социальную активность детей с нарушениями зрения в игровой деятельности.

Цель исследования состоит в изучении влияния тендерных различий на развитие социальной активности слепого и слабовидящего ребенкас последующей разработкой методики развития социальных отношений детей с нарушениями зрения с учетом тендерной специфики.

Задачи исследования:

1. Провести ретроспективный анализ литературных источников по проблеме исследования;

2. Исследовать особенности развития и формирования тендерных различий в общении и поведении детей с нарушениями зрения;

3. Выявить влияние тендерных различий на развитие социальной активности у детей с нарушениями зрения в игровой деятельности;

4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для тифлоп-сихологов и тифлопедагогов по методике использования влияния тендерных различий, на социальную активность слепых и слабовидящих детей средствами игровой деятельности.

Гипотеза исследования вытекает из предположения о том, что влияние тендерных различий на общение и поведение слепых и слабовидящих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеет свои специфические особенности, обусловленные структурой психофизических изменений, вызванных нарушениями зрения. Мы предполагаем, что развитие и формирование социальной активности у детей изучаемой категории будет успешным, если:

— психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушениями зрения будет основано на учете тендерных различий в образовательном процессе;

— в психокоррекционной работе по тендерной идентификации и дифференциации будет использоваться методика развития социальных отношений слепого и слабовидящего ребенка, основанная на целенаправленной игровой деятельности, арти куклотехнике, учитывающих тендерную специфику;

— специально организованная с этой целью игровая деятельность будет включать традиции народных игр, направленных на тендерную дифференциацию и социализацию;

— сюжетно-ролевые игры будут подобраны с учетом будущей социальной деятельности конкретного тендера.

Методологической основой исследования: культурно-историческая теория, положение об общих закономерностях и специфике в развитии нормального и аномального ребенка, положения о наличии у каждого ребенка с ограниченными возможностями развития сохранных функций, опираясь на которые взрослые могут развивать его потенциальные возможности («расширять зону ближайшего развития») (JI.C. Выготский) — концепция периодизации психического развития (Д.Б. Эльконин) — гуманистические идеи о необходимости создания в обществе благоприятных условий для развития и реализации инвалидами, в том числе, инвалидами по зрению, их способностей во всех доступных им областях социальной практики (М.И. Земцова, Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Г. Н. Пенин, В.З. Кантор) — деятель-ностный подход к игре слепых и слабовидящих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, разработанный Д. М. Маллаевым.

Методы исследования. Исходя из цели и задач, были использованы следующие экспериментально-теоретические методы: теоретический анализ проблемы исследования, ретроспективный анализ литературы, психолого-педагогические наблюдения, беседа с детьми, с воспитателями, с родителями, моделирование, методы констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, социометрия, методы математической обработки данных.

Организация и основные этапы диссертационного исследования: исследование проводилось на базе МДОУ № 44 г. Махачкала для детей с нарушениями зрения, в МОУ № 26 г. Махачкала, Республиканском центре социальной помощи матери и ребёнка, Республиканской школе-интернате III — IV вида (для детей с нарушениями зрения) г. Избербаш в 2005;2008 г. г. Всего в исследовании принимало участие 300 детей: 150 детей с нарушением зрения и 150 с нормальным зрением дошкольного и младшего школьного возраста. Проведение работы было организовано в четыре последовательных этапа:

— на первом этапе был проведен анализ научной литературы по теме исследования и определена проблема исследования;

— на втором этапе осуществлялись методологического аппарата исследования, формулировка общей гипотезы, разработка программы, методики и организации исследования;

— на третьем этапе разработан и проведен констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;

— на четвертом этапе систематизированы и теоретически обобщены результаты экспериментальной работы, завершено литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Влияние тендерных различий на развитие социальной активности слепых и слабовидящих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеет свои специфические особенности, обусловленные структурой психофизических изменений, вызванных нарушениями зрения;

2. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушениями зрения должно быть основано на учете тендерных различий в образовательном процессе;

3. В психокоррекционной работе с детьми с нарушениями зрения необходимо использовать методику развитие социальных отношений слепого и слабовидящего ребенка, основанная на целенаправленной игровой деятельности, арти куклотехнике, учитывающих тендерную специфику;

4. Специально организованная игровая деятельность по развитию социальной активности слепого и слабовидящего ребенка дошкольного и младшего школьного возраста должна представлять собой комплекс игр и игровых упражнений, основанных на традициях народных игр, направленных на тендерную дифференциацию и социализацию и с учетом будущей социальной деятельности конкретного тендера.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые с позиции теоретико-методологического анализа и системного подхода рассмотрена проблема влияния тендерных различий на развитие социальной активности детей с нарушениями зрения, обобщены, конкретизированы и систематизированы научные данные по изучаемой проблеме. Впервые выявлена специфика тендерных различий в поведении и социальных отношениях слепых и слабовидящих детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе исследования уточнены и конкретизированы данные об особенностях социального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в норме и при патологии зрения. Получены данные о влиянии тендера на развитие социальной активности детей с нарушениями зрения. Определены особенности взаимоотношений слепых и слабовидящих детей противоположных полов. Выявлены особенности тендерного поведения в совместной игровой деятельности детей с нарушениями зрения. Определена специфика свободного игрового общения старших дошкольников и младших школьников при зрительной патологии. Показаны возможности игры в тендерной социализации слепых и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разработана и апробирована методика развития социальной активности с учетом тендерных различий у детей изучаемой категории, основанная на сочетании игровой деятельности, психокоррекционной арт — и кук-лотехники.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика развития социальной активности с учетом тендерных различий у слепых и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста может быть использована при совершенствовании содержания и методов работы педагога-психолога с детьми с нарушениями зрения. Материалы исследования могут быть применены в курсах лекций при повышении квалификации работников специального образования, а также для студентов дефектологических факультетов.

Достоверность исследования определяется уровнем теоретико-методологического анализа, использованием методов, адекватных гипотезе, цели и задачам исследования, поэтапным характером исследования, проведенным в соответствии с проблемой исследования, репрезентативностью выборки, результатами опытно-экспериментальной работы, применением методов вариационной статистики для оценки достоверности изменений, полученных в ходе серии констатирующих, формирующих и контрольных экспериментов, а также внедрением в практику разработанной методики.

Апробация исследования. Основные результаты исследования были доложены и обсуждены: 1. на Всероссийской научно-практической конференции «Среднее и профессиональное образование лиц с нарушениями зрения» (г. Махачкала, 2006) — 2. на Международной научно-практической конференции «Психологическая служба в образовании» (Махачкала, 2008) — З.на.

Всероссийской конференции «Преемственность семьи и других социальных институтов в воспитании толерантного сознания» (Каякент, 2008) — 4. на XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». (Москва, 2008) — 5. на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современная наука и молодежь» (Махачкала, 2008) — 6. на апрельской сессии профессорско-преподавательского состава 2008 года и на заседаниях кафедры коррекцион-ной педагогики и специальной психологии ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Психологический феномен влияния тендера на позицию ребенка с нарушениями зрения в игровой деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцена — СПб., 2008 — № 23 (54) — С. 328−332 (Входит в «Перечень.»).

2. Игровая деятельность как средство формирования социального опыта детей с нарушениями зрения // Научноисследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии ДГПУ. — Махачкала: ДГПУ, 2004.-№ 1.-С. 27−30.

3. Исследование тендерных различий у лиц с нарушениями зрения // Научно-исследовательская работа студентов — магистрантов факультета педагогики и психологии ДГПУ. — Махачкала: ДГПУ, 2005. — №.2 — С. 22−26.

4. История и антология тендерных различий // Научно-исследовательская работа студентов — магистрантов факультета педагогики и психологии ДГПУ. — Махачкала: ДГПУ, 2005. — №.2 — С. 26−30.

5. Влияние детских игрушек на формирование тендерных различий // Научно-исследовательская работа студентов — магистрантов факультета педагогики и психологии ДГПУ. — Махачкала: ДГПУ, 2005. — №.2 — С. 30−33.

6. Психолого-педагогические исследования тендерных различий в онтогенезе человека // Актуальные проблемы специального образования. Вып.№ 4. — Махачкала: ДГПУ, 2005. — С. 201−209.

7. Развитие социальной активности детей с нарушениями зрения. // Среднее и профессиональное образование лиц с нарушениями зрения. Материалы Всероссийской научно — практической конференции 7 февраля 2006. Махачкала: ДГПУ, 2006. — С. 41−45.

8. Психологический феномен влияние тендера на позицию личности в игровой деятельности детей с нарушениями зрения. // Среднее и профессиональное образование лиц с нарушениями зрения. Материалы Всероссийской научно — практической конференции 7 февраля 2006. — Махачкала: ДГПУ, 2006. С. 46−51.

9. Психолого-педагогические исследования тендерных различий в онтогенезе человека. // Актуальные проблемы специального образования. Выпуск № 4. — Махачкала: ДГПУ, 2005. — С. 201−209.

10. Влияние тендерных различий на формирование социальной активности слепого и слабовидящего ребенка. // Психологическая служба в системе образования. Материалы Международной научно-практической конференции. Махачкала 2008. С.238−241.

11. Влияние тендерных различий на формирование толерантности у детей с нарушениями зрения. // Преемственность семьи и социальных институтов в формировании толерантного сознания. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Москва 2008. С. 184−188.

12. Влияние тендерного развития на формирование социальной активности слепого и слабовидящего ребенка. // Современная психология от теории к практике. Материалы XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». Москва 2008. С. 47−49.

13. Тендер как социальная модель общества. // Современная наука и молодежь. Материалы Международной научной конференции. Махачкала 2008. С. 35−38.

14. Д. М. Маллаев, Д. П. Изиева, М. А. Изиев Взаимосвязь социального и тендерного развития в игровой деятельности детей с нарушениями зрения // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения: Материалы Международной научно-практической конференции — Вып.2 — М.: Издательский центр СМУР «Academa», 18 сентября 2008.-С. 102−112.

15. Д-М. Маллаев, П. О. Омарова, Д. П. Изиева Тендерное воспитание детей с нарушениями зрения // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения: Материалы Международной научно-практической конференции — Вып.2 — М.: Издательский центр СМУР «Academa», 18 сентября 2008. — С. 112−118.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 2 глав, объединяющих между собой 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 196 наименований, в том числе 12 на иностранных языках и 5 приложений. Работа иллюстрирована 16 таблицами и 18 рисунками. Общий объем работы 195 страниц, из них 170 страниц — основное содержание.

2.5. Выводы по второй главе.

Экспериментальное исследование специфики влияния гендерного фактора в развитии социальной активности детей с нарушениями зрения позволили сформулировать ряд выводов:

1. Системно-структурный анализ игровой деятельности слепых и слабовидящих старших дошкольников и младших школьников через призму тендерных различий позволил нам рассмотреть взаимосвязь между социальным типом поведения и тендерным воспитанием ребенка. Развитие и формирование социальной активности у детей с нарушением зрения отличается качественным своеобразием, которое проявляется в замедлении формирования типов социального поведения в игровой деятельности и специфике гендерного развития.

2. В старшем дошкольном возрасте для слепых детей и с нормальным зрением существенное значение приобретают тендерные различия, в то время как слабовидящих детей 5−6 лет тендерный фактор не играет роли в проявлениях социальной активности.

3. В младшем школьном возрасте для большей части детей с нормальным зрением уже характерен четвертый уровень социальной активности, в то время как для детей с нарушениями зрения остается третий уровень.

• 4. Тендерные различия в младшем школьном возрасте уже приобретают существенное значение во всех трех группах испытуемых. При этом мальчики отстают в социальном отношении от девочек вне зависимости от влияния дефекта. Слепые девочки в развитии социальной активности начинают опережать девочек слабовидящих и даже с нормальным зрением. Присущая девочкам большая социабельность (как тендерная характеристика) начинает в этом возрасте использоваться для компенсации дефекта и социальной адаптации личности.

5. В старшем дошкольном возрасте при патологии зрения в определении статуса ребенка в структуре межличностных отношений тендерная специфика очень примитивна и отражается в том, что дети стремятся к выбору ребенка одного с ними пола. При этом в младшем школьном возрасте дети стремятся выбирать ребенка более успешного в учебе, которого часто хвалит учитель, общительного и социально активного вне зависимости от его половой принадлежности. Опережая по этим показателям, девочки чаще оказываются в группах лидеров и предпочитаемых, чем мальчики. Мальчики чаще попадают в группы пренебрегаемых и изолированных.

На наш взгляд, определенную роль в недостатках тендерного воспитания детей с нарушениями зрения играет отношение психолого-педагогического коллективов образовательных учреждений к тендерной проблематике. По нашим данным, большая часть педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения, не в полной мере осознает необходимость учета тендерной специфики в образовательном процессе, а почти пятая часть сознательно проводят линию унификации воспитания детей с нарушениями зрения.

Выявленная нами специфика тендерного развития слепых и слабовидящих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста была положена в основу методики развития социальной активности старших дошкольников с нарушениями зрения, учитывающей тендерный аспект.

Методика основана на целенаправленной игровой деятельности,-арти куклотехнике. Специально организованная с этой целью игровая деятельность включает традиции народных игр, направленных на тендерную дифференциацию и социализацию, а сюжетно-ролевые игры, подобранные с учетом будущей социальной деятельности конкретного тендера. Широко используется пуантилизм (пальцевая живопись) в работе со слабовидящими и кукло-техника, позволяющие десенсибилизировать реакции детей с нарушениями зрения на социальную ситуацию, подключить осязание, формировать позитивные эмоции на проявления социальной активности.

Качественный и количественный анализ результатов контрольного эксперимента позволил прийти к выводу об эффективности предложенной нами методики.

Заключение

.

Проблема гендерного развития детей с нарушениями зрения является одной из актуальных в современной коррекционной педагогике и специальной психологии в связи с тем, что многие процессы формирования и развития социальной активности слепых и слабовидящих детей протекают успешно только при условии их специальной психолого-педагогической организации. Между тем в теории и практике тифлопедагогики и тифлопсихологии наблюдается определенная недооценка необходимости гендерного воспитания и развития, что в дальнейшем сказывается на социальной адаптации лиц с нарушениями зрения к окружающему социуму, построения ими семейно-брачных отношений.

Роль полоролевой социальной дифференциации и тендерных различий в процессе социализации личности и развития ее социальной активности отмечена в многочисленных исследованиях, посвященных лицам с нормальным психофизическим развитием. Однако в тифлопсихологии эту проблематику мы отмечаем только в исследованиях Д. М. Маллаева, В. З. Кантора, Г. В. Никулиной.

Между тем, положения JT.C. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития и о качественном своеобразии развития аномального ребенка позволяют нам предположить, что тендерная социализация слепого и слабовидящего ребенка протекает по тем же законам, что и нормально развивающегося при наличии качественного своеобразия, преломляющегося через призму индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями зрения.

Проведенное нами исследование влияния нарушений зрения и тендерных различий на проявления социальной активности нормально видящих, слабовидящих и слепых старших дошкольников и младших школьников свидетельствует о том, что формирование социального типа поведения претерпевает значительные изменения при переходе от старшего дошкольного возраста к младшему школьному как при нормальном зрительном развитии, так и у слепых и слабовидящих детей.

В результате экспериментального анализа поставленной проблемы мы пришли к следующим выводам:

1. В старшем дошкольном возрасте отмечаются достоверные различия между нормально видящими детьми, слепыми и слабовидящими. Нарушение зрение оказывает влияние на формирование социальной активности, задерживая социальное развитие ребенка.

2. В старшем дошкольном возрасте в выборке слепых детей и с нормальным зрением существенное значение приобретают тендерные различия: у девочек значительно чаще отмечаются более высокие уровни социального развития, что подтверждается их более активным речевым развитием и общительностью, в то время, как треть мальчиков демонстрирует самые низкие уровни социального развития. Роли, которые играют девочки, отличаются более высоким уровнем достоверности передачи социальных отношений, большим количеством деталей, в то время, как в игре мальчиков отмечается схематичность, социальная нивелированность отношений. В то же время среди слабовидящих детей 5−6 лет тендерные различия не играют роли в проявлениях социальной активности.

3. В младшем школьном возрасте для большей части детей с нормальным зрением уже характерен четвертый уровень социальной активности, в то время как для детей с нарушениями зрения весьма актуален третий уровень. При этом тендерные различия проявляются у всех детей: с нормальным зрением, слепых и слабовидящих. Мальчики отстают в социальном отношении от девочек вне зависимости от влияния дефекта. Присущая девочкам большая социабельность (как тендерная характеристика) начинает в этом возрасте использоваться для компенсации дефекта и социальной адаптации личности.

4. Большую часть времени дети с нормальным зрением проводят в общении со сверстниками как в старшем дошкольном, так и младшем школьном возрасте, хотя в возрасте 7−8 лет их частота контактирования несколько снижается. Слабовидящие дошкольники проводят в контакте со сверстниками только половину свободного игрового времени, хотя к младшему школьному возрасту под воздействием специального обучения и воспитания наблюдается тенденция приближения к норме. При этом не отмечается тендерной специфики в частоте контактирования в возрасте 5−6 лет, которая четко прослеживается в 7−8 лет: девочки контактируют чаще, чем мальчики. Реже всего в контакты со сверстниками вступают слепые дети, которые в старшем дошкольном возрасте проводят с ними треть своего свободного игрового времени, а в младшем школьном возрасте — меньше половины.

5. Нормально видящие дети более длительно общаются в игровых объединениях по сравнению со слепыми и слабовидящими детьми, сохраняя тенденцию к большей активности девочек, чем мальчиков. Зрительный дефект в два раза чаще способствует разрушению игрового объединения и возникновению конфликтной ситуации. При слепоте и слабовидении не отмеча ется существенной зависимости средней продолжительности общения от пола ребенка, однако, в младшем школьном возрасте девочки более длительно сохраняют игровое объединение по сравнению с мальчиками.

6. Нормально видящие и слабовидящие дети как в старшем дошкольном, так и младшем школьном возрасте отмечается предпочтение однополых игровых объединений, имеющих тендерную специфику. Несмотря на это, они испытывают потребность в играх с детьми противоположного пола, что проявляется в значительном количестве разнополых игровых объединений. У слепых детей старшего дошкольного возраста отмечается крайне негативное отношение к разнополым игровым объединениям. Практически только под влиянием педагога организуются игры с детьми противоположного пола.

7. Разница игровых интересов мальчиков и девочек, определяемых характером игровых действий, содержание игрового материала и тех и других, мешает им организовывать совместную деятельность. Во всех группах испытуемых прослеживается стремление девочек к спокойным играм с социально-бытовой тематикой и со сказочными творческими сюжетами. Мальчики предпочитают игры строительно-технического характера и с героико-спортивной тематикой. Влияние зрительного дефекта отмечается лишь в конкретных частных ситуациях, сохраняя общие закономерности, характерные для нормально видящих детей.

8. В старшем дошкольном возрасте при патологии зрения в определении статуса ребенка в структуре межличностных отношений тендерная специфика очень примитивна и отражается в том, что дети стремятся к выбору ребенка одного с ними пола. При этом во всех выборках (как с нормальным зрением, так и со зрительными нарушениями) более высокое положение занимают дети общительные, доброжелательные, социально активные, с адекватным поведением без учета патологии зрения. Самым низким статусом обладают дети конфликтные, агрессивные, раздражительные, склонные к обману. В младшем школьном возрасте дети стремятся выбирать ребенка не одного с ними пола, а более успешного в учебе, которого часто хвалит учитель, общительного и социально активного. При этом девочки чаще оказываются в группах лидеров и предпочитаемых, чем мальчики. Мальчики чаще попадают в группы пренебрегаемых и изолированных.

Анкетирование педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения показало, что большая часть педагогического состава не в полной мере осознает необходимость учета тендерной специфики в образовательном процессе, а некоторые из них сознательно проводят линию унификации воспитания детей с нарушениями зрения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Доля гендерно ориентированных педагогов весьма невелика, что находит отражение в практике образования детей с нарушениями зрения.

В ходе экспериментального исследования выявленная нами специфика тендерного развития слепых и слабовидящих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста была положена в основу методики развития социальной активности детей с нарушениями зрения, учитывающей тендерный аспект.

Методика основана на целенаправленной игровой деятельности, арти куклотехнике и включает в себя следующие направления работы:

1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми с нарушениями зрения, включающая в себя два блока — диагностический (анализ тендерного развития ребенка) и психокоррекционный (с использованием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, элементов куклотехники и пуантилизма);

2. Взаимодействие педагога — психолога с родителями детей с нарушениями зрения (психологическое тендерное просвещение и информирование: информационные стенды, папки-передвижки, индивидуальные и групповые беседы);

3. Взаимодействие с психолого — педагогическим коллективом коррек-ционного образовательного дошкольного учреждения (консилиумы, семинары, консультации, тематические педсоветы, работа по запросу).

Относительная сохранность зрения при слабовидении и остаточное зрение при слепоте была использовано нами в занятиях по формированию социальной активности на основе тендерного поведения с использованием целенаправлённой игровой деятельности, которая включала традиции народных игр, направленных на тендерную дифференциацию и социализацию. Используемые нами сюжетно-ролевые и театрализованные игры были подобраны с учетом будущей социальной гендерной роли детей таким образом, чтобы они помимо коммуникативных навыков приобретали и развивали социальную активность в простейших социальных ролях: навыки поведения при тендерных различиях, трудовые навыки, социально-бытовые навыки.

В формирующем педагогическом эксперименте с целью ориентации дошкольников с нарушениями зрения к принадлежности к соответствующему тендеру и к тем качествам, которые должны быть присущи мужчине или женщине, важная роль нами отводилась народному фольклору (народным играм, сказкам и т. д.). Особенно важно то, что в народных играх наиболее ярко представлена половая дифференциация. Девочки играли в игры с хозяйственно-бытовым значением («Прыгалки», «Зеркало», «Забегалы», «Молька» и др.,) которые развивают у них социальную активность и имеют соответствующие тендерные ориентиры, необходимые для будущей матери.

Мальчикам с нарушениями зрения в основном предлагались игры: «Волк и овцы», «Отними папаху», «Защита крепости», «Борьба за флажок» и др., которые воспитывают у будущего мужчинызащитника Отчизны такие качества как уважение к женщине-матери и др.

Важной задачей в эксперименте является формирование интереса к противоположному полу, к их нравственным качествам и желание играть друг с другом в разнополых игровых объединениях. Впоследствии в экспериментальной работе мы помогали детям использовать свои нравственные чувства и желания в самостоятельных играх и в повседневной жизни. В систему экспериментальной работы по воспитанию дружбы между слепыми и слабовидящими детьми разного пола включались и игры по сюжетам литературных произведений (В. Катаев «Цветик-семицветик», А. Барто «Вовкадобрая душа», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" — русская народная сказка в обработке М. Булатова, «Царевналягушка" — русская народная сказка в той же обработке и др.) — всё это способствовало взаимопониманию между мальчиками и девочками и их сближению.

Помимо игровой целенаправленной деятельности мы использовали элементы куклотехники и арттпсихокоррекции.

Нарушения зрения детей ограничивали нас в выборе средств артпсихо-коррекционного воздействия, поэтому мы использовали только пуантилизм (пальцевую живопись) с использованием специальных красок на пищевой основе.

Коррекционно-развивающая программа по социализации детей с ограниченными возможностями зрения средствами использованных различных видов игр, куклотехники и артпсихокоррекции строилась с учетом экспериментального опыта накопленного в специальной тифлопсихологии и тифлопедагогике. Коррекционная программа основывалась на взаимодействии взрослого и ребенка. Она помогала формировать тендерные различия, социальную активность у детей с нарушением зрения, давала возможность открыть своё «Я». Важная роль в программе отводится методу личностной перспективы, которая помогает реализовать, приобрести социальную роль с учетом тендера.

Статистический анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что в экспериментальных группах слепых и слабовидящих дошкольников произошли существенные позитивные изменения под воздействием предлагаемой нами методики формирования социальной активности с учетом тендерной специфики, в то время как в контрольных группах статистически значимых позитивных изменений не наблюдается.

Произошли достоверные изменения в увеличении частоты контактирования детей с нарушениями зрения в коллективе сверстников (как в целом по выборке, так и в общении с партнерами противоположного пола), роста числа разнополых игровых объединений, которые стали более продолжительными во времени, что также свидетельствует об эффективности разработанной нами методики.

Таким образом, в настоящей диссертации подтверждена гипотеза и реализованы положения, выдвинутые на защиту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Игра формирует душу ребенка. // Мир психологии. 1998. № 4. С. 74−82.
  2. Г. И. Антропология: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973
  3. Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991. С.74−82.
  4. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.- 400 с.
  5. Г. А. Социальная психология. М.:Просвещение, 1980
  6. Антология тендерных исследований. Сб. пер./ Сост. II комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск. Пропилен, 2000
  7. Антология тендерной теории. Минск, 2000
  8. А. В. Тифлосурдопедагогика. М., 1983
  9. Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир Психологии: Научно-методический журнал. 1999. № 3
  10. Ю.Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  11. П.Афанасьев В. Ф. Возрастная динамика моторных функций слабовидящих школьников // Мышечная деятельность в норме и патологии / Под ред. Б. В. Сермеева.- С.7−10.
  12. Т. Человек верующий: тендерная наука и религия //Тендер для чайников М.: Звенья, 2006 — С. 180−198
  13. З.Басова Н. В. Биология и практическая психология.
  14. Ю.И., Руссу Т. С., Казанцева Л. З. Дифференциальный диагноз врожденных и наследственых заболеваний у детей. Кишинев, 1984.
  15. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике.- Спб: Питер, 1999.- 528 с.
  16. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997
  17. Т. В., Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.-С. 10−13
  18. А. Вселенная на кончиках пальцев // Независимая газета, 20.10.1999
  19. И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007 144 с.
  20. JI. А., Мухина В. С. Психология.- М.: Просвещение, 1998.336 с. 21 .Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. // Вопросы психологии, № 2. 1993
  21. О. А. Тендер // «Женщина плюс», 2001. № 2. -С. 26−28.
  22. JI. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995
  23. Выготский JI. C Собрание сочинений в 6-ти томах Т. 6., М.:Педагогика 1983
  24. JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Ж. «Вопросы психологии», 1966, № 6, 74 с.
  25. JI.C. Основы дефектологии: Собрание сочинений, Т5, М.: Педагогика, 1983
  26. JI.C. Развитие высших психических функций. М: АПН РСФСР 1960.
  27. О.П. Речевое общение как основа личностного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников // Под ред. Л. П. Носковой -М.: Педагогика, 1989
  28. Д. П. Игровая деятельность как средство формирования социального опыта детей с нарушениями зрения // Научно- исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии ДГПУ. .№ 1. Махачкала 2004. С.27−30.
  29. ЗО.Гаджиева Д. П. Исследование тендерных различий у лиц с нарушениями зрения // Научно-исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии ДГПУ. № 2. Махачкала 2005. С.22−26.
  30. Д. П. История и антология тендерных различий // Научно-исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии ДГПУ. № 2. Махачкала 2005. С.26−30.
  31. Д. П. Влияние детских игрушек на формирование тендерных различий // Научно-исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии ДГПУ. № 2. Махачкала 2005. С.30−33.
  32. Д.П. Психолого-педагогические исследования тендерных различий в онтогенезе человека // Актуальные проблемы специального образования. № 4. Махачкала 2005. С.201−209.
  33. И. С. Тендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998
  34. В. Интеграция лиц с нарушенным зрением. // Дефектология, 1993.-№ 4.-С. 13−17
  35. А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990
  36. Дети с нарушениями развития. Хрестоматия М.: Международная пед. академия, 1995.
  37. К. Дж. Движение социального конструктивизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинально-сти. Хрестоматия. М., 1995
  38. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
  39. А.В. Основы ранней реабилитации детей с отклонениями в развитии //Российский вестник перинатологии и педиатрии. М., 2002
  40. В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1990.
  41. Зрение //Большая медицинская энциклопедия /Под ред. Б. В. Петровского. — Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1978. — С.479−485
  42. Д.П. Развитие социальной активности детей с нарушениями зрения. // Среднее и профессиональное образование лиц с нарушениями зрения. Материалы Всероссийской научно практической конференции 7 февраля 2006. Махачкала: ДГПУ, 2006. — С. 41−45
  43. Д.П. Психолого-педагогические исследования тендерных различий в онтогенезе человека. // Актуальные проблемы специального образования. Выпуск № 4. Махачкала: ДГПУ, 2005. — С. 201−209
  44. Д.П. Тендер как социальная модель общества. // Современная наука и молодежь. Материалы Международной научной конференции. Махачкала 2008. С. 35−38
  45. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  46. В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет // Вопросы психологии. № 2. 2000
  47. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  48. В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. Спб.: КАРО, 2004. — 240 с.
  49. Л.Ф. Исследование возрастных изменений ориентировки в пространстве у слепых школьников// Мышечная деятельность в норме и патологии /Под ред. проф. Б. В. Сермеева. С. 11−13
  50. Л.Ф. Развитие функции равновесия у детей с глубокими нарушениями зрения // Мышечная деятельность в норме и патологии /Под ред. Проф. Б. В. Сермеева. С. 13 — 15
  51. И.С. Тендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998
  52. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с
  53. В.М. Исследование индивидуальных различий у детей с глубокими нарушениями зрения. // Дефектология, 1978. № 3. —С. 9−12
  54. Я.Л. Психология детского коллектива. Мн.: Народная асвета, 1984. — 239 с.
  55. Я.Л. Социально психологический анализ конфликта между детьми в игровой деятельности. // Вопросы психологии .1990
  56. Кон И. С. Обсуждение темы «Проблемы и перспективы развития тендерных исследований в бывшем СССР / Тендерные исследования. № 5. 2000. -С.27−33.
  57. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие. / Под ред. И. Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001.-С.562−605.
  58. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2.-С. 47−57.
  59. С.И., Сташевский С. В., Григорьева Л. П. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих учащихся // Дефектология, 1987. -№ 2.-С. 16−22
  60. А.И. Основы арт-терапии. Спб.: Лань, 1999. — 256 с.
  61. Е.В. Хочу, могу, умею. Обучение, погруженное в общение, — М.: „КСП“, Институт психологии РАН, 1997. 224 с.
  62. Т.В. Особенности эмоционально-коммуникативной деятельности слепых // Психология аномального развития. Вильнюс, 1986. -С.32−35
  63. Г. Психология развития. СПб., 2000
  64. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990.
  65. А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. № 1.1979
  66. А. М, Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения: В 2 тома. Т. 1. М.: Педагогика, 1983
  67. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1969.- 473 с.
  68. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999
  69. М.И., Смирнова Р. А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками // Генетические проблемы социальной психологии. М.: Университетское, 1985. — С. 72−87
  70. А.Г. Психология слепых и слабовидящих. РГПУ им. А. И. Терцина. Санкт-Петербург. 1998
  71. А. Г. Межличностные отношения и проблемы социализации инвалидов по зрению // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению/ Ред. Г. Никулиной В. СПб., 1999. -С. 162−167.
  72. А. Г. Тифлопсихология.- М.: Просвещение, 1985. -208 с.
  73. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — С. 296
  74. В.И. Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей: Автореферат дис. д-ра псих. Наук. М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1975
  75. А.С. Игра. Соч., Т.У. издательство АПН РСФСР 1957
  76. А.С. Соч., т.4. М., -373 с.
  77. Р.Д. Как помочь ребенку с нарушением зрения включиться в учебную деятельность // Дефектология, 1998. № 3. — С. 44 — 49
  78. Д.М. Игра как средство социализации личности младшего школьника // Современная наука: проблемы и перспективы. № 2. Под ред. Д. М. Маллаева, П. О. Омаровой.- Махачкала 2002. С.27−28.
  79. Д.М. Игры для слепых и слабовидящих.- М.: Советский спорт, 1992, — 96 с.
  80. Д.М. Новые подходы к ранней психодиагностике детей с недостатками психофизического развития. Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона:. VII Годичное собрание южного отделения РАО. Часть 2. Р. нД 2000 г. 91 с.
  81. Д. М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей, как средство коррекции их нравственного и физического развития.- Автореферат докторской диссертации- М., 1995
  82. Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средства коррекции их нравственного и физического развития. Дис. д-ра пед. наук. М.- РАО Институт коррекционной педагогики. 1993.
  83. Д. М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре// Дефектология. 1993. № 5. -С. 38−42.
  84. Д.М. Роль подвижных игр народов Дагестана в нравственном и физическом воспитании детей// Метод, рекомендации „Воспитание детей и молодежи в традициях народной педагогики“. Махачкала, 1989. -С. 39−44
  85. Д.М., Омарова П. О. Современное специальное образование: проблемы и перспективы // Современная наука: проблемы и перспективы. № 2./ Под ред. Д. М. Маллаева, П. О. Омаровой.- Махачкала 2002. С. З-8.
  86. Д. М. Теоретические проблемы игровой деятельности // Вестник ДГПУ/Махачкала 1999. -С. 16−25.
  87. И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб., 2003
  88. Г. М. Значение игровой деятельности в развитии детей раннего возраста // Современная наука: проблемы и перспективы. Выпуск 3 Махачкала 2003.- 28с.
  89. В. В., Овчаров А. А. „Учитесь эффективно управлять людьми“, Киев, „Карвали“, Ровно, ППФ „Волынские обереги“, 2000 г., с. 126.
  90. Д.В. Творческая игра как средства нравственного воспитания //Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина.- М., 1663.-116с.
  91. B.C. Возрастная психология.- М.: Академия, 2000. 432с.
  92. B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд. ЭКСМО — Пресс, 2000.- 352 с.
  93. В. С. Дошкольная психология./ Под. Ред. А. А. Венгер.-М.: Просвещение, 1975
  94. Р.С. Психология. В 3 кн.:Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение — ВЛАДОС, 1995.-512 с.
  95. Г. В. Коммуникативный потенциал слепых и слабовидящих школьников: изучение, перспективы развития// Дефектология. 2003. № 5. -С. 52−57.
  96. А. Л. Деятельность и свобода/ Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990
  97. М. С. Игровая деятельность детей с нарушениями зрения// Актуальные проблемы специального образования/ Махачкала. 2003. № 2.-С. 30−31.
  98. М. С. Игра как средство формирования коммуникативных качеств у детей с нарушениями зрения// Научно- исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии ДГПУ/ Махачкала. 2004. -С. 41−43.
  99. Н.Н. Межличностные отношения. JL: ЛГУ, 1979. — 152 с.
  100. Общая психология. /Сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995.448с.
  101. Общение и оптимизация деятельности (Под ред. Г. М. Андреевой, Я.А.Яноушека). М.: МГУ, 1987. — 301 с.
  102. Овчаров А. А. Соционика путь к личности — ТОО „Юнона“, 1993
  103. В.Р. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ „Сфера“, 1996. — 240 с
  104. П.О. Куклотерапия как средство коррекции нарушений общения у умственно отсталых младших школьников // Личностная парадигма образования и проблемы развивающего обучения / Отв. ред. О. К. Мусаев. Махачкала: Юпитер, 1998. — С. 43−44
  105. П.О. Развитие общения умственно отсталых младших школьников. Махачкала: Юпитер, 2002. 120 с.
  106. Е. Становление тендера. /Гендер для чайников — М.: Звенья, 2006 С. 86 — 107
  107. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. — 351 с.
  108. Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом http: // www.autism.ru
  109. Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников. // Дефектология. 1991. № 4.-С. 68−70
  110. Л.И. Социальная адаптация ребёнка с нарушениями зрения в условиях сенсорного восприятия.// Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения. Под ред. JI. И. Плаксиной. М., 1995. С. 5−29.
  111. Л., Жидкова Е. Феминизм или история борьбы женщин за права человека //Тендер для чайников — М.: Звенья, 2006 С. 228 — 256
  112. Л. Психологические исследования и тендерный подход // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. -С. 119−130.
  113. Н. Л. Тендерный подход в исторических исследованиях // Вопросы истории. 1998. № 6
  114. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997. — 528 с
  115. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: Институт психологии РАН, 1997. — 576 с.
  116. Н. Л. Тендерная проблематика в исторических науках // Введения в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001. С. 277−311
  117. Л.А. Проблема общения в работах Л.С. Выготского //Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С. 49−67.
  118. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
  119. Реабилитация детей с ограниченными возможностями в РФ, Дубна, 5−7 октября 1992 г., -16 с.
  120. Л. П., История женщин и тендерные исследования: от социальной к социокультурной истории // Репина Л. П. „новая историческая наука“ и социальная история. М., 1998
  121. С. Л. Основы общей психологии. СПб.: ЗАО Изд-во „Питер“, 1999.-720 с.
  122. Сборник работ зарубежных авторов „Одаренные дети“, М., 1991.
  123. Е. П. Психологическое изучение взаимоотношений слепых в производственных и школьных коллективах// Дефектология. 1984. № 1.-С. 20−27.
  124. Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа, // Тендерные исследования, № 5 (2/2000): Харьковский центр тендерных исследований. С. 142- 170.
  125. Словарь тендерных терминов. Под ред. Денисовой А. А. „Ин-формация-XXI в.“ М., 2002
  126. Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре \ Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Отв. Ред. JI. H Носкова.-М.- АПН СССР, НИИ Дефектологии.
  127. JT. И. Особенности игровой деятельности слепых детей дошкольного возраста. Сборник научных статей. Вопросы обучения и развития детей с нарушениями зрения. Москва, 1974. -С. 3−24.
  128. JT. И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста.- М.: Полиграф сервис, 1997.-124 с.
  129. JI. И. Новые работы школ для детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1994. № 5.-С.10−16.
  130. Л.И. Тифлопсихология детства— М.: „Полиграф-сервис“, 2000.-250 с.
  131. Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980
  132. Л. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., „Педагогика“, 1972
  133. И. Биологические факты и политические интерпретации: разделились беспощадно мы на женщин и мужчин //Тендер для чайников М.: Звенья, 2006 — С.11−27
  134. А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда. Спб.: Речь, 2006 102 с.
  135. Теория и методология тендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001
  136. Трансформация тендерных отношений: западные теории и российские практики /Под ред. Л. Н. Попковой, И. Н. Тартаковской. Самара: Самарский университет, 2003. — 270 с.
  137. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-291 с.
  138. А. П. Воспитание общественных качеств в игре. Сб. „Психология и педагогика игры дошкольников.“ М., 1960. -36 с.
  139. К. Как научить детей сотрудничать?-М.: Генезис, 2003.58 с.
  140. Б. И. Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. № 3
  141. С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника -М.- Всероссийское общество слепых. 1983
  142. Хрестоматия по курсу „Основы тендерных исследований“ М.: МЦГИ, 2000
  143. Хрестоматия. Дети с нарушениями в развитии./ Сост. В. Астапов. -М.: Международная педагогическая академия. 1995. -264 с.
  144. А.А. Тендерная психология. М.: 0сь-89,2006 — 256 с.
  145. Т. Межличностные отношения в детском коллективе. // Дошкольное воспитание 1989.№ 11.- С. 32−37.
  146. М.Н. Художественное воспитание и образование детей. Проблемы провинциальной художественной культуры. Курск: КГПУ, 1998.-С. 170−171
  147. Ю.С., Добридень В. П. Интенсивно-экспрессивная коррекция пограничных нервно-психических расстройств у детей школьного возраста / Психокоррекция: теория и практика. М.: Вита-Пресс, 1995. -С.93−115
  148. Ю.С., Добридень В. П., Белоногова А. Н. Куклотерапия как форма психокоррекции детей. / Психокоррекция: теория и практика. М.: Вита-Пресс, 1995. — С. 170−181
  149. Т. Социальная психология.
  150. П. Современная социальная психология. М., 1999
  151. Шон Берн. Тендерная психология СПб.: Пройм — еврознак, 2001. -320 с.
  152. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.- Институт практической психологии Воронеж: НПО „МОДЭК“ 1995.- 416с.
  153. Д.Б. Психология игры. — М.- Педагогика 1978
  154. Д.Б. Детская игра.// Мир психологии. 1998. № 4. С. 5864.
  155. Юнг Т. К. Психологические типы. Г., 1992.
  156. Юнг Г. К. Психологические типы. СПБ „Ювента“, М.,"Прогресс-Универс», 1995.
  157. Ю.А., Ямпольская Э. И., Сысоева И. М. Болезни нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста. М., 1979.
  158. Bee H.L. & Mitchell S.K. The Developing Person: A Life-Span Approach. 2nd ed. New York, 1984
  159. Bondy,-Andrew-S.- Frost,-Lori-A. Picture Exchange Communication System. 1994 Aug Vol 9 (3). — P. 1−19
  160. Block, J. H, (1979,September).Personality development in males and females, New York
  161. Deaux K. Sex and Gender//Annual Review of Psychology. 1985 № 36 p. 49−81.
  162. Drabkovna H. Experiences resulting from clinical use of psychodrama with children. Group Psychotherapy, 1966, 16. -s-P. 32−36.
  163. Eagly. A.H. Sex differences in social behavior: social-role interpretation. Hillsdale, NJ: Erbaum. 1987
  164. Friedman, L. Mathematics and the gender gap. Review of Educational Research, 59, 185−213. 1989
  165. Hare Mustin R.J., Marecek J. Gender and the meaning of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology. The construction of Gender. New Haven. 1990a. P. 22−64.
  166. Isaacs, L.D. Art therapy group for latency age children / Social Work, 1977, 22.-P. 57−59
  167. Krammer, E. Art therapy in children’s community. New York: Schocken Books, 1978
  168. Lott. B. Dual nature of learned behavior: The challenge to feminist psychology // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven- L.: Yale univ. Press, 1990. P. 65−101.
  169. Maccoby E.E., Jaclyn C.N. The psychology of sex differences.
  170. McNiff, S. The effects of artistic development of personality. Apt Psychotherapy, 1976, 3. P. 69−75
  171. G. & Roark A.E. Role plaing and action methods in the classroom. Group Psychotherapy and Psychodrama, 1975, 28. P. 33−49
  172. Stoskard J., Jonson M. M. The relationship between sex role stereotypes and requisite management characterisnics among college students, Sex Roles, 20., 103−111., 1989
  173. Montuori A.A. Evolutionary competence: creating the future. Amsterdam, 1989
  174. Levenstein P. Cognetive development throught verbalized play: The mother-child home Programme.-IN.Play-ins Role Sylva.N.Y.1976
  175. Sylva К., Bruner J. S, Ceneva P. The Pole Play on the problem-Soiving of Children 3−5 Years old.-in:Play-its Role in Devolopment and Evolution. Ed by Jerome S. Bruner, Alison Jolly. Kathy Sylva, R.Y., 1976
  176. Wladyslav Jan Dyner. Zabawy tematyczne dzleciw domyi prztdszkoly Ossolineum, 1971
Заполнить форму текущей работой