Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрена роль социально-психологической компетентности в повышении эффективности труда сотрудников службы профайлинга — службы предполетного досмотра, позволяющего выявлять потенциально опасных, склонных к неадекватному поведению лиц методом наблюдения и специального опроса Необходимость развития социально-психологической компетентности у сотрудников службы профайлинга обусловлена: сложностью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. Т. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Роль социально-психологической компетентности в повышении 39 эффективности труда сотрудников службы профайлинга
    • 13. Теоретическая модель социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ПРОФАЙЛИНГА
    • 2. 1. Особенности развития социально — психологической 86 компетентности сотрудников службы профайлинга
    • 2. 2. Условия и факторы повышения эффективности процесса 121 развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга
    • 23. Пути оптимизации развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга
  • Выводы по второй главе

Развитие социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Быстрое развитие новых форм экономической деятельности, интенсификация трудового процесса, усложнение профессиональной деятельности требуют от специалиста максимального развития профессионально значимых качеств и способностей, эффективного включения в процесс выполнения профессиональных задач и умения выбирать оптимальные решения в быстро меняющихся трудовых условиях, то есть профессионализма.

Максимально высокий уровень профессионализма требуется сотрудникам службы профайлинга — подразделения службы авиационной безопасности, обеспечивающего выявление потенциально опасных авиапассажиров в ходе предполетного досмотра. При этом уровень профессионализма сотрудников службы профайлинга во многом определяется степенью их социально-психологической компетентности.

Развитие социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга — это многофакторный процесс, в котором проявляются противоречия различного уровня.

Практика позволила вьшвить противоречия между:

— современными требованиями к службе профайлинга и уровнем профессионально-психологической подготовленности ее сотрудников;

— необходимостью повышения качества подготовки профайлеров и сокращением реального времени на их обучение;

— низким уровнем информационных воздействий, четко выраженной монотонностью, острым дефицитом времени оперативного вмешательства и высокой «ценой» возможных негативных последствий этого вмешательства;

— неопределенностью ситуации, «зашумленностью» или неполнотой информации и необходимостью принятия эффективного решения в этих условиях.

Разрешение этих противоречий выступает движущей силой профессионального развития сотрудников службы профайлинга.

Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема компетентности принадлежит к классу междисциплинарных проблем и рассматривается в философии, социологии, социальной психологии, психологии труда, акмеологии и педагогике. Анализ понятия компетентности в рамках философии и теории познания показывает возможность, а иногда и необходимость рассматривать ее в совокупности с категориями познания, мышления, личности, деятельности.

Большинство учёных раскрывают содержание понятия компетентность через призму деятельности. В рамках психологии проблема компетентности начала активно разрабатываться в 70-е годы XX века, при этом проблема соотношения деятельности и компетентности рассматривалась в рамках психологии личности (М. Дилова, М. Игнатов, И. Косев, Д. Макклеллэнд, С. Спенсер, JI. Спенсер). В отечественной науке проблемы соотношения деятельности и компетентности глубоко изучены в рамках психологии управления (А.Г. Никифорова и др.). Феномен компетентности активно и плодотворно изучается в рамках акмеологии, ориентированной на междисциплинарные исследования. Компетентностный подход апеллирует к современной парадигме междисциплинарных (постдисциплинарных) науки и образования (М. В. Большедворская, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. Н. Куницина,.

A.К. Маркова, В. Н. Софьина, Р. Ульрих, А. В. Хуторской, Дж. Равен, Г. Халаж, Н. Хомский, В. Хутмахер, М. Форверг, Р. Уайт и др.).

Вопросы профессиональной компетентности занимают существенное место в научных исследованиях таких ученых, как М. Аргайл, Ю. М. Жуков, JT.H. Захарова, Э. Ф. Зеер, А. Каспржак, И. Г. Климкович, Е. В. Коблянская,.

B.Н.Куницина, Дж. Равен, М. В. Рожков, К. Рубин, А. В. Хуторской, Н. В. Яковлева, А. А. Бодалев, А. Л. Бусыгина, А. А. Деркач, Т. В. Добудько, Е. А. Климов,.

Н.В.Кузьмина, А. К. Маркова, В. И. Пугач, В. А. Сластенин, О. МШиян, А. И. Щербаков и др.

Теоретической основой выделения социально-психологической компетентности как компонента профессиональной компетентности послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев) — он проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев) — компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач) — профессионализм включает разного типа компетентности (А.К. Маркова).

Комплексный социально-психологический и психолого-акмеологический анализ категории «социально-психологическая компетентность» обнаружил ее мношаспектность и отсутствие единой точки зрения на ее содержание.

В большинстве работ рассматриваются весьма важные, но лишь отдельные стороны данной проблемы: на социально-психологическом уровне раскрывается структура социально-психологической компетентности, обосновываются психологические и социально-психологические механизмы ее развития у человекана психолого-педагогическом уровне выясняются условия, факторы и способы развития составляющих социально-психологической компетентности личности в социально значимой деятельности. При этом до сих пор не изучены особенности развития социально-психологической компетентности представителей многих профессий класса «человек — человек», в частности не исследована специфика развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — выявить особенности развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга.

Объект исследования — социально-психологическая компетентность сотрудников службы профайлинга.

Предмет исследования — пути оптимизации процесса развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга.

Гипотеза исследования — высокий уровень социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга обеспечивает эффективное решение профессиональных задач в ходе взаимодействия с потенциально опасными пассажирами в ходе их предполетного досмотра и высокий уровень устойчивости к экстремальным ситуациям.

Путями оптимизации процесса развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга являются учет условий и факторов, влияющих на ее уровень, и организация системы специальной подготовки.

Задачи исследования.

1. Осуществить теоретический анализ проблемы исследования.

2. Выявить роль социально-психологической компетентности в повышении эффективности труда сотрудников службы профайлинга.

3. Построить теоретическую модель социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга.

4. Определить особенности развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга.

5. Раскрыть условия и факторы повышения эффективности развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга.

6. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации процесса развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга.

Теоретико-методологическую базу исследования составили деятельностиый подход, системный подход к анализу профессиональной деятельности (Е.М.Иванов, Е. А. Климов, Б. ФЛомов, Г. В. Суходольский, В.Д.

Шадриков и др.) — положения о социальной детерминации личности (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) — социально-психологические принципы единства когнитивного, перцептивного и коммуникативного (Г.М.Андреева, А. А. Бодалев, Б. ФЛомов, В.Н.Мясищев) — компетентностный подход, обеспечивающий максимально эффективное овладение профессией (А.А.Деркач, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. Н. Куницина, А. К. Маркова и др.).

Интегративный подход позволил объединить социально-психологические и акмеологические взгляды на факторы и закономерности движения субъекта к достижению вершин индивидного, личностного и профессионального развития (В.С.Агапов, Б. Г. Ананьев, О. С. Анисимов, С. А. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, А. Л. Журавлев, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, М. Ю. Кондратьев, П. А. Корчемный, Р. Л. Кричевский, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, А. С. Огнев, А. ЮЛанасюк, А. А. Реан, М. Ф. Секач, Е. В. Селезнева, А. П. Федоркина, Е.А.Яблокова).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов теоретического анализа и диагностических методик: изучение литературных источников, наблюдение, анкетирование, тестирование, сравнительно-сопоставительный анализ.

В рамках эмпирического исследования применялись методики для: определения уровня развития психических познавательных процессов: внимания (таблицы Шультекорректурная проба) — восприятия (тест Мюнстерберга и опросник «Выявление ведущей репрезентативной системы») — памяти (тесты «Десять слов» и «Пиктограммы») — исследования личности: 16-факторный опросник Кеттелатест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (С.А. Будасси) — тест «Шкала тревоги и тревожности» (Ч.Д. Спилбергер) — методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкинойисследования деятельности: тест К. Томаса в адаптации Н. В. Гришинойтест «Самооценка стрессоустойчивости личности» (С. Коухен и Г. Виллиансон) — методика диагностики мотивации к достижению успеха (Т.Элерс) — диагностика коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2).

Обобщенные свойства каждого уровня социально-психологической компетентности определялись на основе установленных критериев в методике по оценке социально-психологической компетентности «Оценка 360» посредством анализа монографических характеристик.

При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистического пакета SPSS v. 13.0.

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили данные обследования сотрудников службы авиационной безопасности международного аэропорта Домодедово.

Всего в исследовании на разных этапах приняли участие 520 человек, из них 17 руководителей разного уровня, выполнявших роль экспертов.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Уточнено понятие социально-психологической компетентности. Показано, что главное значение социально-психологической компетентности в реальной жизнедеятельности человека заключается в ее включенности в конкретный момент его бытия как одного из возможных способов реализации образа жизни. При этом на уровне жизнедеятельности в целом социально-психологическая компетентность обеспечивает человеку эффективное взаимодействие с окружающими людьми в системе межличностных отношений, а на уровне профессиональной деятельности, наполняясь конкретным содержанием в ее контексте, позволяет оптимизировать процесс решения профессиональных задач.

Выявлено соотношение социально-психологической компетентности и социально-психологических компетенций. Показано, что компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определенной сфере деятельности и актуализируется с помощью механизмов самоорганизации и саморегуляции.

Выявлена роль социально-психологической компетентности в повышении эффективности труда сотрудников службы профайлинга — службы предполетного досмотра, позволяющего выявлять потенциально опасных, склонных к неадекватному поведению лиц методом наблюдения и специального опроса. Показано, что необходимость развития социально-психологической компетентности у сотрудников службы профайлинга обусловлена: сложностью профессиональных задачвынужденным, порой постоянным контактом с лицами, демонстрирующими девиантное поведениенеобходимостью добросовестно осуществлять профессиональные функцииповышенной социальной ответственностью за профессиональные ошибкиналичием ситуаций, при которых выполнение профессиональных задач связано с опасностью и риском для жизни профайлеранеобходимостью постоянно контролировать свои эмоциональные состояния вне зависимости от провоцирующих факторовналичием ситуаций, при которых возникает необходимость полной мобилизации сил и интеллектуальных способностей, быстроты реакций при изменении обстановки в процессе выполнения профессиональной задачи.

Построена теоретическая модель социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга, включающая функции, компоненты, критерии, показатели и уровни развития. Выделены побудительная, исполнительная и регулирующая функции социально-психологической компетентности в деятельности профайлеров. Побудительная функция обеспечивает целенаправленную активность сотрудника, формирование мотивов, побуждающих к преодолению внешних и внутренних препятствий и к эффективному решению возникающих задач. Исполнительная функция позволяет планировать текущие действия в соответствии с общей целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам, обеспечивает реализацию инновационной активности работника, высокое качество его работы, способствует повышению производительности труда. В рамках регулирующег1 функции обеспечивается сознательное регулирование профайлером своего поведения и деятельности, оптимизация процесса решения возникающих задач и достижение наилучшего результата за счет наименьших энергозатрат.

Доказательно представлено, что реализация выделенных функций социально-психологической компетентности определяется сформированностью ее компонентов. Побудительную функцию обеспечивает мотивационно-г{енностный компонент, который отражает соответствие личного смысла объективному значению деятельности. Исполнительную функцию обеспечивают когнитивный компонент, отражающий теоретическую подготовленность, и операцгюнально-деятельностный, отражающий практическую подготовленность к профайлингу как профессиональной деятельности. Обеспечение регулирующей функции обусловлено сформированностью эмоционально-волевого компонента, отражающего способность профайлера к самоуправлению.

Выявлены особенности развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга. Сравнительно-сопоставимый анализ показал, что развитие социально-психологической компетентности в обычных условиях службы происходит путем незначительного приращения ее качественных и количественных показателей. Сопоставление результатов экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующего эксперимента показало, что в экспериментальной группе в сравнении с контрольной наблюдается значимое изменение практически всех показателей, при прочих равных условиях (одинаковый начальный уровень). Детерминирующими факторами этого развития выступают навыки, приобретаемые сотрудниками во время трудовой деятельности в службе авиационной безопасности и на занятиях по специальной подготовке на курсах повышения квалификации.

Разработана и апробирована акмеологическая программа развития социально-психологической компетентности. Эмпирически подтверждено, что внедрение экспериментальной программы обеспечивает формирование специальных качеств (способность к избирательному воспроизведению нужного в данный момент материала, умение определять характер информации, необходимый для принятия решения, умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, умение согласовывать свои действия с действиями других лиц, упорство в преодолении возникающих трудностей и т. д.). Гетерохронность формирования значимых социально-психологических компетенций на различных этапах эксперимента объясняется задействованием на том или ином этапе различных психолого-акмеологических резервов личности. Разработанная модель мониторинга подготовки специалистов-профайлеров по развитию социально-психологической компетентности позволяет: комплексно оценивать динамику качества профессионального становления профайлерапрогнозировать и осуществлять адекватные корректирующие воздействия в профессиональной средеоценивать эффективность профессиональной деятельности специалистов практического подразделенияосуществлять перспективное и текущее планирование переподготовки кадров службы профайлинга в соответствии с требованиями заказчика и исходя из акмеологических резервов личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения теоретические и практические результаты позволяют совершенствовать систему подготовки сотрудников службы профайлинга с включением в программу развития социально-психологической компетентности как системообразующего элемента профайлинговой деятельностиразрабатывать индивидуальные программы и стратегии развития социально-психологической компетентности у сотрудников службы профайлинга в рамках непрерывного образования и акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности, психологами-акмеологами в практике индивидуального и группового консультирования, а также самими профайлерами для оптимизации процесса их профессиональной деятельности и саморазвития.

Материалы исследования, его результаты и научно-практические рекомендации могут быть использованы в процессе непрерывного образования кадров службы авиационной безопасности, а также в рамках акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности.

Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по социальной психологии, психологии профессиональной деятельности, акмеологии, а также могут применяться при подготовке спецкурсов по повышению квалификации сотрудников службы авиационной безопасности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках обучения, переобучения и повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии МОСА, проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. Они апробированы автором в Учебном методическом центре московского международного аэропорта Домодедово, на кафедре подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности ВИГЖ МВД России.

Отдельные положения и результаты работы обсуждались на совместном заседании Комитетов по авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА и Российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (с 31.01.07 по 02.02.07) — на XI, ХП, XIII международных научно-практических конференциях «Терроризм и безопасность на транспорте» (секция «Проблемы безопасности на воздушном транспорте»), организованных постоянной комиссией Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ по вопросам обороны и безопасности, Министерством транспорта РФ, Фондом «Транспортная безопасность» (Москва, 2007, 2008, 2009) — на научно-практической конференции «Технические аспекты антитеррористической защищенности транспортной системы» в рамках Международной выставки «INTERPOLITEX -2007, средства обеспечения безопасности государства», организованной ВИПК МВД России совместно с ДОГТГ МВД России (Москва, 2007, 2008) — на итоговой конференции по результатам выполнения мероприятий за 2007 год в рамках приоритетного направления «Живые системы» ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007;2012 годы» (Москва, 2007, 2008) — на научно-практической конференции «Обеспечение авиационной безопасности между государствами-участниками Договора о создании Союзного государства» с участием правоохранительных органов и спецслужб Беларуси и России (Минск, 2009) — на V Международной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2009).

Положения, выносимые на защиту.

Социально-психологическая компетентность — это интегративная характеристика личности как субъекта деятельности, которая проявляется в специальных знаниях и умениях, обеспечивающих эффективность межличностных взаимодействий человекаспособности ориентироваться в социальных ситуациях, правильно понимать эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовыватъ эти способы в процессе взаимодействия посредством актуализации личностных психологических ресурсов, владеть механизмами саморегуляции, необходимой для успешного выполнения деятельности.

Оценка социально-психологической компетентности в рамках профессиональной деятельности основана на профессиональных стандартах, на способности специалиста справляться с должностными обязанностями. Социально-психологическая компетентность в рамках профессиональной деятельности выступает как готовность и способность к эффективному решению рабочих задач, а компетенции играют роль стандартов, обеспечивающих эту готовность и способность. Чтобы продемонстрировать социально-психологическую компетентность, специалист должен проявить свои социально-психологические компетенции — модели поведения, позволяющие ему быть компетентным.

Тесный контакт с пассажирами, сотрудниками сопредельных служб и силовых структур требует от профайлеров психологической совместимости, взаимопонимания, способности к взаимодействию в различных ситуациях общенияспособности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьмиситуативной адаптивности и свободного владения вербальными и невербальными средствами социального поведения. В динамичных, непрограммируемых, неоднозначных и полифункциональных условиях, при постоянных психофизиологических и эмоциональных нагрузках эффективность решения профессиональных задач сотрудниками службы профайлинга определяется высоким уровнем их социально-психологической компетентности.

Критериями оценки уровня развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга являются:

— мотивационный критерий, который раскрывается через: принятие деятельности как личностно значимойвыраженное стремление к активному решению возникающих задач.

— технологический критерий, который выражается в следующих показателях: использование умений, навыков и компетенций, реализованных целей и ситуаций деятельностивысокий уровень сформированности для профайл инговой деятельности индивидных, личностных и субъективных качествспособность осмысливать и трансформировать ситуацию в целях решения возникающих задач.

— интеракционный критерий, выражающийся в умении в ходе непосредственной межличностной коммуникации определять психические особенности человека по внешнему обликув эффективном общении в условиях диалога (взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог).

— регулятивный критерий, раскрывающийся через эффективную сознательную саморегуляцию, выполняя роль внутренней детерминанты субъекта, которая обусловливает системный, упорядоченный и целенаправленный характер формирования, развития и оптимального задействования его потенциала Ее реализация позволяет придать оптимальную технологичность труду, учитывая на всех его этапах действие социально-психологического фактора.

Уровень развития социально-психологической компетентности определяется степенью проявления критериев и показателей в трудовой деятельности сотрудников службы про файл инга.

Особенности развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга определяются подходами в подготовке, которая позволяет установить явные противоречия между повышенными требованиями к труду профайлера как к труду со все нарастающей интенсивностью и замедленными темпами перестройки системы подготовки профайлеров. Это обусловлено инерцией мышления и устаревшими представлениями о возможностях интенсификации профайлиншвой деятельностиобъективной необходимостью интенсифицировать труд профайлеров и отсутствием должной теории и технологииострой потребностью в глобальном изменении эффективности работы профайлера и невозможностью отрыва работающих сотрудников для длительной переподготовкипотребностью в наличии и отсутствием социально-психологического компонента в программах по подготовке профайлеров.

Оптимизация процесса развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга определяется комплексом многих условий и факторов: наличием социального заказа на формирование личности, способной к самоорганизации и деятельности в особых условиях авиационной безопасности в службе профайлингаповышением уровня престижа профессии профайлераформированием установки к осуществлению профайлерской деятельностистимулированием развития у профаштеров навыков и знаний, необходимых для самоконтроля, самооценки.

Наличие акмеологическош компонента в структуре развития социально-психологической компетентности указывает на возможность его реализации по акмеологической, то есть личностно-развивающей траектории.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по второй главе.

В ходе эмпирического исследования были изучены особенности развития социально-психологической компетентности у сотрудников службы профайлинга.

1 Управление персоналом: методическое пособие / Под ред. д-ра эк. наук проф. А. Я. Кибанова, канд. эк. наук JI.B. Ивановской. М.: Экзамен, 2007. С. 142.

Основное внимание при проведении эксперимента обращалось на профессиональное развитие когнитивного и эмоционально-волевого компонентов социально-психологической компетентности испытуемых. Вместе с тем, учитывая влияние мотивации деятельности на ее эффективность и то, что повышение уровня социально-психологической компетентности испытуемых должно отразиться на уровне профессиональных действий и профессионального мастерства, в ходе эксперимента отслеживалась и динамика развития мотивационно-ценностного компонента социально-психологической компетентности.

Выявлено, что уровень социально-психологической компетентности сотрудника службы профайлинга определяют следующие компетенции: профессиональное восприятие, профессиональное внимание, профессиональная память, профессиональное мышление (эти компетенции необходимы для успешного взаимодействия с окружающим миром), эмоционально-волевая устойчивость, стрессоустойчивость, развитые коммуникативные навыки (данные компетенции являются базовыми для всех остальных), адекватная самооценка, умение управлять конфликтами, мотивированность на успех в трудовой деятельности.

Разработана экспериментальная акмеологическая программа «Развитие социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга». Программа построена в соответствии с квалификационными требованиями профессии и должности сотрудника службы профайлинга, реализуемыми через профессиональные задачи, включенные в цели конкретной программы развития: преемственность между программами общепрофессиональных специальных блоковориентация на современные технология и средства развитиявведение в программу инновационных подходов и технологий, активных, дифференцированных форм и методов контролясоответствие принятым правилам оформления программ. Тем самым был прёодолён определенный консерватизм существующей системы подготовки, в которой не всегда учитывались социально-психологические и индивидуально-типологические особенности человека, не полностью был включен механизм стимулирования личностного самосовершенствования и профессионального творчества специалистов.

Программа включает: групповую и индивидуальную работу в рамках акмеологической поддержки развития социально-психологической компетентности, тренинг развития социально-психологической компетентности включает деловые и организационно-управленческие игры, дискуссионные методы группового принятия решений.

Развитие мотивационно-ценностного компонента было выбрано в качестве приоритетного направления экспериментальной работы на первом этапе.

На втором этапе экспериментальной работы в качестве приоритетного направления было избрано формирование познавательных компетенцийпрофессионального восприятия, профессионального внимания, профессиональной памяти, профессионального мышления. Данный этап обеспечивал развитие когнитивного и операционально-деятельностного компонента социально-психологической компетентности.

Целью третьего этапа эксперимента была организация условий, побуждающих к развитию профессиональной общительности, коммуникативных умений, вовлечению сотрудников в процесс овладения этикой профессионального общения. Данный этап обеспечивал дальнейшее развитие операционально-деятельностного компонента социально-психологической компетентности.

На четвертом этапе приоритетным направлением было развитие навыков регулирования и оптимизации деятельности, таким образом, активизировалось развитие эмоционально-волевош компонента.

Результаты, полученные на констатирующем этапе, показали, что большинство участников эксперимента имеет низкий или ниже среднего уровень развития социально-психологической компетентности: низкие значения имели практически все показатели социально-психологической компетентности. После завершения программы было проведено контрольное измерение показателей развития социально-психологической компетентности участников исследования. В контрольной группе изменения были незначительными. В то же время в экспериментальной группе значительно снизилось число участников с низким уровнем и повысилось число участников с высоким уровнем сформированности социально-психологических компетенций.

Теоретическое и эмпирическое исследование позволило разработать научно-практические рекомендации по развитию социально-психологической компетентности. Данные рекомендации предполагают, с одной стороны, создание у профайлеров высокой мотивации к работе, с другой стороныоптимизацию их профессиональной подготовки.

Условиями создания у профайлеров высокой мотивации к работе является формирование: направленности личности профайлера как интегрального качества, которое определяет успешность в деятельностисоциально-психологического климата в группе, который значительно влияет на отношение профайлера к выполняемой им работе, на силу его мотивавысокого уровня саморегуляции, которая позволяет успешно противостоять отрицательному влиянию негативных функциональных состояний, быстрее адаптироваться к особым условиям деятельности, сохранять эффективность деятельности и работоспособностьзнания психологических причин возникновения и действия психологических барьеровсовокупности правил, которые образуют сложные нормо-ролевые модели, отражающие социальную действительность и регулирующие совместную деятельность людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту.

Необходимость исследования проблемы развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга основана на дифференцированном подходе к деятельности человека. Чем своеобразнее объект деятельности человека, тем своеобразнее способы оперирования с ним. Поэтому само своеобразие профессионального труда вызывает преимущественное развитие определенных сторон социально-психологической компетентности.

Показано, что главное значение социально-психологической компетентности в реальной жизнедеятельности человека заключается в ее включенности в конкретный момент его бытия как одного из возможных способов реализации образа жизни. При этом на уровне жизнедеятельности в целом социально-психологическая компетентность обеспечивает человеку эффективное взаимодействие с окружающими людьми в системе межличностных отношений, а на уровне профессиональной деятельности, наполняясь конкретным содержанием в ее контексте, позволяет оптимизировать процесс решения профессиональных задач.

Рассмотрено и выявлено соотношение социально-психологической компетентности и социально-психологических компетенций. Установлено, что компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определенной сфере деятельности и актуализируется с помощью механизмов самоорганизации и саморегуляции.

Рассмотрена роль социально-психологической компетентности в повышении эффективности труда сотрудников службы профайлинга — службы предполетного досмотра, позволяющего выявлять потенциально опасных, склонных к неадекватному поведению лиц методом наблюдения и специального опроса Необходимость развития социально-психологической компетентности у сотрудников службы профайлинга обусловлена: сложностью профессиональных задачвынужденным, порой постоянным контактом с лицами, демонстрирующими девиантное поведениенеобходимостью добросовестно осуществлять профессиональные функцииповышенной социальной ответственностью за профессиональные ошибкиналичием ситуаций, при которых выполнение профессиональных задач связано с опасностью и риском для жизни профайлеранеобходимостью постоянно контролировать свои эмоциональные состояния вне зависимости от провоцирующих факторовналичием ситуаций, при которых возникает необходимость полной мобилизации сил и интеллектуальных способностей, быстроты реакций при изменении обстановки в процессе выполнения профессиональной задачи.

Построена теоретическая модель социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга (функции, компоненты, критерии, показатели и уровни развития). Выделены побудительная, исполнительная и регулирующая функции социально-психологической компетентности в деятельности профайлеров.

Доказательно представлено, что реализация выделенных функций социально-психологической компетентности определяется сформированностъю ее компонентов.

Сравнительно-сопоставимый анализ показал, что развитие социально-психологической компетентности в обычных условиях службы происходит путем незначительного приращения ее качественных и количественных показателей. Сопоставление результатов экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующего эксперимента показало, что в экспериментальной группе в сравнении с контрольной наблюдается значимое изменение практически всех показателей, при прочих равных условиях (одинаковый начальный уровень). Детерминирующими факторами этого развития выступают навыки, приобретаемые сотрудниками во время трудовой деятельности в службе авиационной безопасности и на занятиях по специальной подготовке на курсах повышения квалификации.

Разработана и апробирована акмеологическая программа развития социально-психологической компетентности. Эмпирически подтверждено, что внедрение экспериментальной программы обеспечивает формирование специальных качеств (способность к избирательному воспроизведению нужного в данный момент материала, умение определять характер информации, необходимый для принятия решения, умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, умение согласовывать свои действия с действиями других лиц, упорство в преодолении возникающих трудностей и т. д.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения теоретические и практические результаты позволяют совершенствовать систему подготовки сотрудников службы профайлинга с включением в программу развития социально-психологической компетентности как системообразующего элемента профайлинговой деятельностиразрабатывать индивидуальные программы и стратегии развития социально-психологической компетентности у сотрудников службы профайлинга в рамках непрерывного образования и акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности, психологами-акмеологами в практике индивидуального и группового консультирования, а также самими профайлерами для оптимизации процесса их профессиональной деятельности и саморазвития.

Материалы исследования, его результаты и научно-практические рекомендации могут быть использованы в процессе непрерывного образования кадров службы авиационной безопасности, в рамках акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности, а также могут применяться при подготовке спецкурсов по повышению квалификации сотрудников службы авиационной безопасности.

Теоретическое и эмпирическое исследование позволило разработать научно-практические рекомендации по развитию социально-психологической компетентности. Данные рекомендации предполагают, с одной стороны, создание у профайлеров высокой мотивации к работе, с другой стороны — оптимизацию их профессиональной подготовки.

Предметом дальнейшего исследования может стать изучение особенностей социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга в зависимости от их социально-демографических и индивидуально-психологических характеристикподготовка преподавателей и психологов к использованию акмеологических технологий для развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция C.JI. Рубинштейна: к 100 летию со дня рождения. М.: Наука, 1989.248 с.
  2. В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 89 с. URL: http://www.vopps.ru/issues/1988/884/88 4175Jitm (дата обращения: 18.06.2009).
  3. Авиационная безопасность: учебное пособие / В. Н. Корнилов, В. Ю. Волынский, Ю. М. Волынский Басманов и др., [под общ. ред. проф. Ю. М. Волынского — Басманова]. 2-е изд. перераб. и доп. М.: НОУ НУЦ АБИНТЕХ, 2005. 800 с.
  4. B.C. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. М.: Государственный университет управления, 1999.230 с.
  5. Акмеологический словарь./ Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004. 161с.
  6. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: Учебное пособие. Изд. второе, перераб. и допУ Под общ. ред. А. А. Деркача.-М.: Изд-во РАГС, 2007.209 с.
  7. А., Урбина С. Психологическое тестирование 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 688 с.
  8. Г. М. Социальная психология: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.375 с.
  9. О.С. Основы методологического мышления. М.: Внешторгиздат, 1989.412 с.
  10. Ю.С. Мотивация акмеологической компетентности управленцев: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2002.25 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.158 с.
  12. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: РАН, Институт психологии, 1993.105 с.
  13. С.В., Пулатов Ю. С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников МВД Электронный ресурс. URL: http://ympsy .fatal.ru/help/bib/tren/01 .htm (дата обращения: 21.03.2008).
  14. Н.Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей: Дис. .д-ра психол. наук. Новосибирск, 2006. 41 с.
  15. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: «Институт психологии РАН», 1998.248 с.
  16. В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3−13.
  17. НА. Формирование профессионально педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менеджеров: монография. Волгоград: ВолгГТУ, 2004.75 с.
  18. А.И. Развитие у воина пограничной заставы профессионально -важных психологических качеств: Дис. .канд. психол. наук. М., 1993. с.
  19. . Социально-психологическая компетентность руководителя // Политическая элита: состояния и перспективы становления: Информац. бюлл. 1993. № 7. С.46−51.
  20. О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: Авгореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2005.23 с.
  21. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта- Наука, 1998. С. 72- 73.
  22. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: прайм -ЕВРОЗНАК, 2005.672 с.
  23. Большой толковый социологический словарь./ под ред.: Д. Дэвид, Джери Дж. М.: Школа пресс, 2001.437 с.
  24. А.В. Проблемы психологии субъекта. Монография / М.: Институт психологии РАН, 1994.109 с.
  25. Л.Ф., Морозов СМ. Словарь справочник по психодиагностике.1. СПб.: Питер, 2000.528 с.
  26. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Ось-89,2003.224 с.
  27. ИЗ. Оптимизация системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих: Дисканд. психол. наук. М., 1999.234 с.
  28. Г. П. Акмеологические механизмы формирования педагогического мастерства студента в профессиональной среде высшей школы: Автореф. дис. .канд. психол. наук, 2007.24 с.
  29. И.А. Дидактические средства формирования ключевых компонентов профессиональной культуры студентов университета: Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2003.24 с.
  30. С.М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. Изд-во НМЦ СПО, 1999.538 с.
  31. Волынский-Басманов Ю. М. Выявление потенциально опасных пассажиров и ситуаций в ходе предполетного досмотра. Профайлинг. // Пятый океан. Журнал делового общения. 2005. № 2(41). С. 51−55.
  32. А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена. М.: Вершина, 2006.256 с.
  33. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. М.: Европейский фонд образования. 1997. 160 с.
  34. В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: Нева, М.: Олма-Пресс инвест, 2006.288 с.
  35. Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижение в учебной деятельности // Психология в ВУЗе. 2005. № 4, С. 3−27.
  36. И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования. СПб.: СПбГУПМ, 2002.244 с.
  37. .А. Очерки логики исторического исследования: процесс развития и проблемы его научного воспроизведения. М.: Высшая школа, 1961.214 с.
  38. А.С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих. М.: Агентство «Квант Т», 1997.299 с.
  39. О.И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей: Автореф. дисканд. психол. наук. М., 2001.25 с.
  40. А.А. Акмеологические основы развития профессионала, М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004.752 с.
  41. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. З: Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во РАГС, 2000. 537 с.
  42. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2001.483 с.
  43. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1—5. Кн.2: Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: Изд-во РАГС, 2000.537 с.
  44. А.А. Акмеологические стратегии развития: Монография. М.: РАГС, 2006.184 с.
  45. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. Монография. М.: Изд-во РАГС, 1999.391 с.
  46. А.А. Психолого-дидактические особенности совершенствования психологического образования государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003.62 с.
  47. А.А. Совершенствование психологического образования государственных служащих. М.: Центр гуманитарных исследований, Центр политических кампаний и избирательных технологий, 2002.115 с.
  48. А.А., Зазыкин BP. Акмеология: учебное пособие. СПб.: Питер-Юг, 2003.256 с.
  49. А.А., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-воРАГС, 1996. С.20−38.
  50. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000.123 с.
  51. А.А., Зазыкин В Т., Синяпш Ю. В. Мониторинг личностно-профессиональнош развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М: РАГС, 1999.144 с.
  52. А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998.148 с.
  53. А.А., Москаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. М: РАГС, 1999.578с.
  54. А.А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. М.: Изд-во РАГС, 1999.94 с.
  55. А.А., Селезнева Е. В., Михайлов OJB. Готовность к деятельности как акмеологический феномен. Монография. М.: Изд-во РАГС, 2008.96с.
  56. А.А., Куликова Е. В., Селезнева Е. В. Акмеологические основания развития профессиональной компетентности кадров управления. Монография. / А. А. Деркач, Е. В. Куликова, Е. В. Селезнева. М.: Псков: ПОИПКРО, 2007. -114 с.
  57. А.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеолошческие основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998 250 с.
  58. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993.71 с.
  59. И.Н. Развитие психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998.24 с.
  60. С. А. Психология профессионализма субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-ш Всероссийского съезда психологов. Т. 1−8. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. Том.З. С. 153−161.
  61. И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.24 с.
  62. О.П. Практикум по психологии личности. СПб: Питер, 2006.560 с.
  63. А.В. Формирование социально-психологической компетентности молодых руководителей: Д ис. канд. психол. наук. М, 1998.191 с.
  64. Л.Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология. // Высшее образование. М.: Форум-Инфра, 2008.416 с.
  65. В.П., Шевченко В. Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности: энциклопедический словарь. М.: Изд-во Том, 2007. 488 с.
  66. Ю.М. Развитие человека в изменяющейся социальной ситуации: проблемы психологической теории и практики. // Психологические' проблемы самореализации личности. Краснодар, 1995. С. 81−97.
  67. В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих // Российское государство и государственная служба на современном этапе: Матер, научно-практ. конф. М.: РАГС, 1998. С.295−296. 403 с.
  68. Зазыкин В. Г. Психологическая компетентность государственных служащих
  69. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности государственных служащих. М.: РАГС, 2003.124 с.
  70. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: НИИВО, 1993.48 с.
  71. Т.В., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности. // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 35−44.
  72. НА. Ключевые компетентности, как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
  73. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34−42.
  74. Т.А. Психологическая саморегуляция как средство оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе бизнес — тренингов: Дисканд. психол. наук, 2007.25 с.
  75. С.В. Искусство подбора персонала: методическое руководство для кадровых служб. 2-е изд. М.: Апьпина Букс, 2008.160 с.
  76. М.С. Психологическая компетентность руководителя в условиях антикризисного управления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2002. 26 с.
  77. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002.512 с.
  78. В.В., Пожарский С. Д. Философия и акмеология. СПб.: Политехника- 2003.395 с.
  79. Л.Ф., Давыдова Г. А. Материалистическая диалектика и проблема развития // Вопросы философии. 1985. № 3. С. 12−29.
  80. МК., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 34—39.
  81. Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М.: Речь, 2008.176 с.
  82. . Как мотивировать людей. СПб.: Нева, 2004.224 с.
  83. Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1996.295с.
  84. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. Москва, 1998.155 с.
  85. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Дис. канд. психол. наук. СПб. 1995.210 с.
  86. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий / под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л: Лениздат, 1987.143 с.
  87. М.В. Развитие мотивации достижения у студентов вузов: учебно-методическое пособие. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005.104 с.
  88. Конфликты: теория и практика разрешения. Опыт зарубежных исследований / под. общ. ред. Е. Ю. Садовской, И. Ю. Чупрыниной. Алматы: Конфликтологический центр- М.: Центр конфликтологии института социологии РАН, 2002.
  89. И., Игнатов М., Дилова М. Результативные, стилевые и самооценочные детерминанты деятельности. // Доклад на 7-ой встрече психологов дунайских стран. Варна, 1985. С. 184−212.
  90. В.П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фагхи Т. Б. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. (Высшее образование). Изд. 4-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.608 с.
  91. Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001.230 с.
  92. НФ. Произвольная регуляция как. средство повышения надежности деятельности при утомлении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977.31 с.
  93. НВ. Стратегии развития системы акмеологических наук / Проблемы развития акмеологических наук / под ред. Н. В. Кузьминой, А. М. Зимичевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской акмеологической академии, 1996.139 с.
  94. И.Ю. Возрастная психология / Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.180 с.
  95. В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: тезисы научно-практической конференции. СПб.: СПбГУ, 1995. С. 34−36.
  96. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.1.285 с.
  97. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.448 с.
  98. Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации у старших школьников: Дис. канд. пед. наук. Калининград, 1995.190 с.
  99. И.Ю. Проблема формирования коммуникативной компетентности у студентов ИФК / Люлевич И. Ю., Новохатняя К. В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М.: 1998. Т. 5. С. 120−124.
  100. Манойло А. В. Технологии не силового разрешения современных конфликтов / под ред. А. И. Петренко. М.: Горячая линия — Телеком, 2008. 392 с.
  101. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров: Изд-во Кировской областной администрации, 1994.154 с.
  102. В.Н. Акмеологические условия продуктивного формирования отношений личности обучаемого к себе (самоотношение) // Акмеология. 2003. № 4. С. 55−58.
  103. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка / под общ. ред. А.А. Деркача- Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. М.: РАГС, 2001.264 с.
  104. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя//Педагогика 1995. № 6. С. 55−63.
  105. А.К. Психология профессионализма М.: Знание, 1996.308 с.
  106. И.В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: Автореф. дис—канд. психол. наук. СПб., 2003.24 с.
  107. К. Психологическая подготовка подразделений специального назначения. Пер. с англ. Ю. Бонарева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007.384 с.
  108. В.В. Нейролингвистическое программирование: учебное пособие. Часть 1. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003. 61 с.
  109. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2002.400 с.
  110. А.А., Завьялова Ж. В. Работа с возражениями и сопротивлениями.1. СПб.: Речь, 2005.96 с.
  111. О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: Дис. д-ра психол. наук. М., 2000.506 с.
  112. К. Психология ответственности / под ред. В. Е. Семенова. Л.: Наука, 1983.240 с.
  113. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. Т. 2.114 с.
  114. В.Б. Оптимизация развития аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис. канд. психол. наук. М., 2001.243 с.
  115. Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии. 4-е изд. М.: Владос, 2004.688 с.
  116. А.Г. Компетентность и её значение в управлении производством.//Вестник МГУ, сер. 13. Теория научного коммунизма. 1973. Т. 3. С. 3−9.
  117. Новейший философский словарь / cocr. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 с.
  118. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского язьжа им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ОО ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003.944 с.
  119. Е.В. Социально-психологическая компетентность будущих социальных психологов и технологии ее формирования в вузе: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2008.23 с.
  120. А.П., Юдин Э. Г. Деятельность // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.231с.
  121. Операции информационно психологической войны: краткий энциклопедический словарь-справочник / под ред. А. И. Петренко. М.: Горячая линия—Телеком, 2005.495 с.
  122. Основы андрагогики / Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В. В. Мариуполь, 2004.109 с.
  123. Л.П. Физтогномика: читай по лицу. Изд. 2-е. Ростов- на-Дону: Феникс, 2007.76 с.
  124. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.214 с.
  125. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.132 с.
  126. О.А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы. Автореф. дис. канд. псих, наук. М., 1995.25 с.
  127. В.А. Психология духовности профессионала. М.: Государственный научно-исследовательский испытательный институт МО РФ, 1997.296 с.
  128. В.А. Творчество как родовая сущность человека // Вопр. психологии. 2002. Т-3. С. 149−151.
  129. Прикладная социальная психология / под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.688 с.
  130. Психологические механизмы защиты: методическое пособие / В .А. Кубасов, П. Н. Москвитин, А. А. Зданович, И. А. Ковылин, С. И Тихонов / под. ред. И. Л. Левина. Новокузнецк: ГИДУВ, 2006.114 с.
  131. Психология профессиональной деятельности: лекции в помощь преподавателю / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004.342 с.
  132. Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И
  133. Анцыфировой. М.: Просвещение, 1981.239 с.
  134. Рабочая книга практического психолога / Модель, алгоритм, технология эффективной профессиональной деятельности / отв. ред. Л. Г. Лаптев. М.: изд. дом Красная площадь, 2004.496 с.
  135. Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002.395 с.
  136. Развитие и оценка компетентности. Материалы конференции. Москва 20−22 апреля 1996 г. / под ред. В. И. Белопольского и И. Н. Трофимовой. М.: Институт психологии РАН, 1996. 58 с.
  137. Ю. П. Личностная обусловленность развития коммуникативной компетентности у студентов — будущих специалистов по социальной работе: Дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2007.261 с.
  138. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. М.: ПЕР СЭ, 2002.319 с.
  139. С.М. Взаимодействие самопринятия и тенденции к самосовершенствованию как фактор развития коммуникативной компетентности педагога: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2002. 17 с.
  140. Е.В. Взаимодействие психологических механизмов сгереотипизации и рефлексии как условие развития профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Калуга, 2000. 25с.
  141. Российская энциклопедия по охране труда Электронный ресурс. URL: http://slovari.yandex.rii/dict/tmd/aiticle/oG/oO-0236.htm (дата обращения: 12.03.2008).
  142. C.JI. Основы обшей психологии. СПб.: Питер, 2000. 103 с.
  143. Рубинштейн C. J1. Принципы и пути развития психологии. М.: Политиздат, 1959. С. 119−120.
  144. Е.В. Основы психотехнологий общения менеджера. М.: ИНФРА-М, 1998.180 с.
  145. А.В. Взаимосвязь ценностного самоопределения и мотивации достижения у студентов университета // Вестник О ГУ, 2002. № 2. С. 111 -119.
  146. В.В. Психологическая культура в образовании человека: монография. СПб.: изд-во «Союз», 2002.155 с.
  147. Е.В. Общая акмеология: учебное пособие: под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2009.206 с.
  148. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001.234 с.
  149. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии / Психология человека: введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. М.: школа-Пресс, 2000.384 с.
  150. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека / Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.416 с.
  151. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. JI. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002.125 с.
  152. Словарь психолога практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп.
  153. Мн.: Харвест- М.: ACT, 2001.976 с.
  154. Словарь по профориентации и психологической поддержке Электронный ресурс. URL: http://www.tenns.com.ua (дата обращения: 21.06.2009).
  155. Современный терроризм и борьба с ним: социально-гуманитарные измерения. Научные проблемы безопасности и противодействия терроризму / С. А. Афонин и др.- Под общ. ред. В. В. Ященко. М.: МЦНМО, 2007.216 с.
  156. В.Н. Психолого акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб, 2007.27 с.
  157. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕРСЭ, 2006. 176 с.
  158. JI.A. Акмеологические методы диагностики и развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. М.: Эдельвейс, 2000.208 с.
  159. Степнова J1A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис. д-ра психол. наук. М., 2003. 643 с.
  160. JT.A. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. M.:PAFC, 2001.130с.
  161. Терроризм в современном мире / Опыт междисциплинарного анализа: материалы «круглого стола» // Вопросы философии, 2005. № 6. С. 3−36.
  162. Терроризм и безопасность на транспорте: сборник материалов IV международной научно практической конференции, 2−3 февраля 2005 г. /под ред. доктора юридических наук Лопатина В. Н. М.: НИИ ГП РФ ПРОЭКСПО, 2005.340 с.
  163. Управление персоналом: методическое пособие / под ред. д-ра эк. наук проф. АЛ. Кибанова, канд. эк. наук Л. В. Ивановской. М.: Экзамен, 2007.352 с.
  164. А.А. Психология управления: учебное пособие. Мн.: Харвест, 2004.640 с.
  165. ДИ. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека // Мир психологии. 2003. № 4. С. 267−276.
  166. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
  167. Флемминг Фанч. Преобразующие диалоги: учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям / пер. с англ. Киев: Д. А. Ивахненко, 1997.400 с.
  168. А.Ф. Развитие акмеологической компетентности руководителейобщеобразовательных учреждений: Дисканд. психол. наук. М., 2005.164с.
  169. Ю.В., Махотин ДА. Компетентносгаая модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 34−41.
  170. Г. С., Фроловский С. Ю. Личностная приспособленность представителей различных профессиональных типов психологическойиндивидуальности // Экология личности: Материалы Рос. Науч.-практ. конф. СПб., 1997. С. 32−35.
  171. X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. 860 с.
  172. А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования. // Народное образование. 2003. № 5. С. 55−61.
  173. Н.В. Курс развития социально-психологической компетентности сотрудников службы профайлинга: учебно-методическое пособие. М.: МОСА, 2009. 88 с.
  174. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26−31.
  175. В.П. Скрытое управление человеком // Психология манипулирования. Мн.: Харвест, 2003. 848 с.
  176. Т.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности менеджера: Дис. канд. психол. наук. М., 2001.147 с.
  177. Р. Мифы о мотивации. Выход из тупика, М.: Духовное познание, 2004.296 с.
  178. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.103 с.
  179. Язык, сознание, коммуникации: сб. статей / отв. Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС-Пресс, 2000. Вып.13. 84 с.
  180. И.С. Технологии личностно-ориентированного образования: Библиотека журнала «Директор школы» Вьш.7/2000- отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2000.175 с.
  181. В.Ю. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в образовательном процессе ВУЗа: Автореф: дисканд. пед. наук. М., 2006.25 с.
  182. Aguinis Н., Henle С. A. and Beaty J. С. (2001) Virtual Reality Technology: A new tool for personnel selection'. International Journal of Selection and1. Assessment, 9,70 — 83.
  183. Boyatzis, Richard E. The competent manager: a model for effective performance, John Wiley & Sons, 2008.142 P.
  184. Concise encyclopedia of psychology: Second edition Edited by Raymond J. Corsini, Alan J. Auerbach, John Wiley & Sons, Inc, 2006. 1096 P.
  185. Chell E. The Psychology of Behavior in Organizations. Macmillan, 2005.196 P.
  186. Kadilak K.O., Watts D. Revisiting the work-life dialogue: past, present and future. Workspan, 2006. № 5. WorldatWork.
  187. Kononov A., Reimarov G.A. Rating System for Qualification Analysis with Application to Personal Evaluation // APL Quote Quat. 1994. № 25,21. P. 95−104.
  188. Lena Baillie. Making 360-degree feedback work in organizations / Baillie Lena. URL: www.personneltoday.com. (дата обращения: 22.06.2009)
  189. Maslach С., Schaufeli W.B. Leiter M/P Job Burnout Annual Review of psychology. 2001. Vol.52. P. 397−422.
  190. Phingsten U., Hintesch R. Gruppentraining sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologies Verlag Union, 1991. P. 61.
  191. Shroder H., Vorwerg M. Soziale Kompetenz als Zielgrosse fiir Personlichkeitstruktur und Verhaltensmodifikation. Zur psychologishen Personlichkeitsforschung. Berlin, 1978. P. 48−63.
  192. Soziale Kompetenz // R. Ullrich, R. Ullrich (Hrsg). Munchen: Pfeiffer, 1978- Ullrich R., Ullrich de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer Storungen. Das Assertiveness -Trainings — Programme ATP. — Munchen: Pfeiffer, 1980. P. 135.
Заполнить форму текущей работой