Методические основы разработки диагностического комплекса для оценки технического состояния автомобильных двигателей
Научная новизна. Разработанный ДК ДВС позволяет оперативно производить углубленную диагностику двигателей на основании анализа протекания рабочего процессов в двигателе. Диагностическими параметрами в ДК ДВС являются показатели рабочего цикла. Для их получения использованы оригинальные алгоритмы обработки индикаторных диаграмм и сигнала датчика положения коленчатого вала, синхронизации шкалы… Читать ещё >
Содержание
- Основные принятые сокращения
- Общая характеристика работы
- Глава 1. Анализ неисправностей автомобильных ДВС и подходов к разработке методов и оборудования для их диагностики
- 1. 1. Экономические предпосылки, обуславливающие подход к диагностике в нашей стране и за рубежом
- 1. 2. Специфика систем управления и их диагностики
- 1. 2. 1. Особенности конструкции и диагностики автомобильных двигателей отечественного производства
- 1. 2. 2. Особенности конструкции и диагностики зарубежных автомобильных двигателей
- 1. 2. 3. Эволюция процессов диагностирования автомобилей
- 1. 3. Диагностические параметры, признаки неисправностей
- 1. 4. Алгоритм проведения диагностических действий при различных диагностических признаках неисправностей
- 1. 4. 1. Затрудненный пуск
- 1. 4. 2. Повышенная неравномерность работы двигателя
- 1. 4. 3. Недостаточная мощность
- 1. 4. 4. Стуки и шумы
- 1. 4. 5. Нарушение теплового баланса
- 1. 5. Диагностическое оборудование
- 1. 6. Недостатки штатной диагностики и неисправности, при диагностике которых требуется подключение дополнительного диагностического оборудования
- 1. 7. Анализ недостатков современного дополнительного диагностического оборудования
- 1. 8. Определение цели и постановка задач данной работы
- Глава 2. Структура универсального диагностического комплекса и организация информационного обеспечения его работ
- 2. 1. Формирование перечня диагностических параметров
- 2. 2. Разработка ДК ДВС
- 2. 2. 1. Задачи аппаратной части
- 2. 2. 2. Задачи программной части
- 2. 3. Структурная схема и функциональное назначение элементов универсального диагностического комплекса
- 2. 3. 1. Аппаратная часть комплекса
- 2. 3. 2. Обоснование количества регистрируемых каналов и частоты их оцифровывания
- 2. 3. 3. Программная часть комплекса
- 2. 4. Подготовка сигналов первичных преобразователей
- 2. 5. для использования в ДК ДВС
- 2. 5. 1. Обработка сигнала датчика положения коленчатого вала
- 2. 5. 2. Использование сигналов датчиков давления для точного определения ВМТ
- 2. 5. 3. Синхронизация угловых отметок и индикаторных диаграмм
- 2. 5. 4. Определение циклового наполнения топливом
- 2. 5. 5. Определение циклового наполнения воздухом
- 3. 1. Определение фаз газораспределения
- 3. 2. Определение коэффициента дозарядки
- 3. 3. Расчет параметров рабочего цикла
- 3. 3. 1. Определение массы рабочего тела
- 3. 3. 2. Определение температуры рабочего тела в рабочем цикле
- 3. 3. 3. Определение количества теплоты, подводимой к рабочему телу в рабочем цикле
- 3. 3. 4. Тепловой баланс рабочего цикла
- 3. 3. 5. Определение длительности основных фаз процесса сгорания
- 3. 4. Проверка достоверности полученных результатов
- 4. 1. Макетный образец ДК ДВС
- 4. 1. 1. Аппаратная часть комплекса
- 4. 1. 2. Программная часть комплекса
- 4. 1. 3. Сравнение современного дополнительного диагностического оборудования и разработанного комплекса
- 4. 2. Алгоритм проведения диагностических процедур на автомобиле
- 4. 3. Основные диагностические тесты
- 4. 4. Примеры регистрации работы двигателя на различных режимах
- 4. 4. 1. Определение нулевой линии датчика давления в цилиндре
- 4. 4. 2. Контроль фаз газораспределения двигателя
- 4. 4. 3. Расчет параметров рабочего тела
- 4. 4. 4. Расчет момента механических потерь
- 4. 5. Примеры применения макетного образца ДК ДВС при диагностике автомобилей
- 4. 6. Возможные области применения и перспективы развития ДКДВС
Методические основы разработки диагностического комплекса для оценки технического состояния автомобильных двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Постоянно повышающиеся требования к характеристикам автомобильных двигателей неизбежно влекут усложнение конструкции ДВС и его системы управления. При этом роль диагностики, являющейся основным компонентом технического обслуживания и ремонта автомобилей, постоянно возрастает.
Современные средства автомобильной диагностики, как правило, ориентированы на определенные марки машин и по логике зарубежных автопроизводителей предназначены для выявления до 90% всех возникающих неисправностей. Проблемы, относящиеся к 10% неисправностей, по их мнению, следует решать заменой узлов, агрегатов, блоков управления, не вдаваясь в суть их неисправности. Этому правилу следуют в специализированных дилерских центрах, в том числе и отечественных. Но в условиях России, где стоимость деталей выше, а их доступность ниже, чем в странах Западной Европы, США и Японии, идти по пути блочной замены, неоправданно дорого. Следовательно, неавторизованные СТОА, проводя более тщательную диагностику и исключая неоправданные замены исправных деталей, могут получить конкурентные преимущества, но для этого требуется дополнительное диагностическое оборудование.
Для диагностики современных иностранных автомобилей используется узкоспециализированное оборудование, ориентированное на конкретные марки. Выпускаемое в нашей стране универсальное диагностическое оборудование в основном ориентировано на диагностику отечественных автомобилей.
В этой ситуации проблема разработки диагностического комплекса, позволяющего проводить оценку технического состояния двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием при использовании в них современных систем управления, представляется своевременной и актуальной.
Цель работы — разработка универсального диагностического комплекса, позволяющего проводить углубленную диагностику ДВС на основании анализа протекания рабочих процессов двигателя и создание его макетного образца.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи.
Обосновать актуальность разработки диагностического комплекса, позволяющего проводить диагностику на основании обработки сигналов моторного жгута и дополнительных датчиков;
Сформулировать требования, предъявляемые к диагностическим комплексам для углубленной диагностики ДВС;
Проработать структурную схему ДК ДВС, а также обосновать выбор диагностических параметров, используемых при работе комплекса;
Разработать методики и алгоритмы обработки сигналов моторного жгута и дополнительных датчиков с целью получения на их основе выбранных диагностических параметров;
Разработать программное обеспечение комплекса, позволяющее проводить регистрацию и обработку исходной информации по заданным алгоритмам с получением диагностических параметров в форме, обеспечивающей их анализ и визуализацию;
Создать макетный образец универсального диагностического комплекса и произвести его тестирование в условиях СТОА.
Объект исследования. При разработке диагностического комплекса объектом исследования являлись автомобильные двигатели различных модификаций, поступающие на СТОА для диагностики и ремонта.
Предмет исследования. Предметом исследования являлось нахождение объективных проявлений неисправностей, позволяющих проводить диагностику ДВС на основании анализа сигналов моторного жгута.
Методы исследования. Экспериментальное определение давления в цилиндре двигателя и угла поворота коленчатого вала двигателя в функции времени, оцифровывание полученных аналоговых зависимостей с помощью многоканального АЦПкомпьютерное моделирование на базе полученных массивов диагностических параметров, описывающих техническое состояние двигателя, его элементов и систем. При разработке ДК ДВС и выборе параметров для диагностики двигателя использовался накопленный банк данных различных неисправностей автомобильных двигателей, полученных в ПЛТД МАДИ при диагностике и ремонте автомобилей марки БМВ. Анализ данных проводился с использованием математических моделей и методик, разработанных на кафедре «ТиАТД» МАДИ.
Научная новизна. Разработанный ДК ДВС позволяет оперативно производить углубленную диагностику двигателей на основании анализа протекания рабочего процессов в двигателе. Диагностическими параметрами в ДК ДВС являются показатели рабочего цикла. Для их получения использованы оригинальные алгоритмы обработки индикаторных диаграмм и сигнала датчика положения коленчатого вала, синхронизации шкалы угловых отметок с сигналами других датчиков. Программное обеспечение комплекса предоставляет возможность пользователю формировать новые собственные алгоритмы обработки зарегистрированных сигналов, что позволяет использовать ДК при исследовании процессов в ДВС и в других компонентах автомобиля.
Достоверность и обоснованность. Представленные в работе методики получения диагностических параметров построены с использованием классических методов термодинамики и механики. Результаты моделирования полностью согласуются с основными положениями теории рабочих процессов поршневых ДВС. При разработке и тестировании методик обработки зарегистрированных сигналов использовались статистические данные о параметрах работы ДВС и систем управления, полученные с более 1000 автомобилей различных модификаций.
Практическая ценность. Разработанный диагностический комплекс может быть использован в неавторизованных СТОА при совместном использовании со специализированным диагностическим оборудованием для диагностики значительного спектра моделей автомобилей. При одновременном повышении результативности и качества диагностики, значительно возрастает процент неисправностей, выявленных на стадии диагностики, а не в процессе ремонта. ДК ДВС может быть использован при научно-исследовательской деятельности для сбора и обработки информации при возможности регистрации большого числа каналов данных и создания произвольных алгоритмов их обработки. Комплекс позволяет наглядно представлять взаимосвязь рабочих процессов двигателя.
Реализация работы. Макетный образец ДК ДВС используется в ПЛТД МАДИ как мотортестер при диагностике тех автомобилей, для которых штатными средствами диагностики не удается найти верное диагностическое решение. В среднем, он подключается к 10% автомобилей, которым требуется диагностика. Некоторые неисправности, с которыми обращаются в сервис, можно выявить только при помощи данного комплекса. Комплекс используется в процессе обучения студентов МАДИ на кафедре ТиАТД.
Основные положения, выносимые на защиту.
Состав и структура универсального диагностического комплекса обрабатывающего сигналы моторного жгута и дополнительных датчиков.
Методика обработки сигналов ДПКВ и получение шкалы угловых отметок с шагом 0,1 градус ПКВ.
Методика обработки индикаторных диаграмм совместно с сигналами других датчиков, позволяющая получать при диагностике крутящий момент, момент внутренних сил сопротивления, энергетические показатели рабочего цикла.
Диагностический комплекс, обеспечивающий регистрацию и обработку сигналов моторного жгута ДВС и дополнительных датчиков комплекса.
Личный вклад автора.
Определение неисправностей двигателя, для диагностики которых производителями не предложено диагностических средств и нахождение диагностических параметров для них.
Разработка методик получения диагностических информационных параметров, использование которых в ДК ДВС позволяет дополнить штатную диагностику автомобилей.
Разработка программного обеспечения, позволяющего на основании зарегистрированных сигналов получать требуемые информационные диагностические параметры.
Тестирование макетного образца диагностического комплекса в производственных условиях.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы доложены на научно-технических конференциях и семинарах в МАДИ (2-е Лу-канинские чтения, 2005 г.) — в ФГУП ГНЦ НАМИ (международный автомобильный научный форум 2007 г.) — в МГТУ МАМИ (международная научно-техническая конференция ААИ «Автомобилеи тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров» 2010 г.) — в МГТУ им Н. Э. Баумана (юбилейная международная конференция «Двигатель — 2010») — в МАДИ (юбилейные 5-е Луканинские чтения, 2011 г.).
Публикации. Материалы исследований опубликованы в 6-и статьях, в том числе 2 в издании, входящим в Перечень ВАК.
Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, содержит 159 страниц, 29 рисунков, 3 таблицы, 3 приложения. Библиография включает 111 наименований литературы.
Выводы.
1. Проведенный анализ методов технической диагностики современных автомобилей подтвердил актуальность разработки ДК ДВС и позволил сформулировать требования, предъявляемые к нему.
2. Выполнено обоснование выбора диагностических параметров, которые нужно получить на основании исходной информации, в качестве которой в ДК ДВС используются сигналы на исполнительных органах ДВС, сигналы штатных автомобильных и дополнительных датчиков диагностического комплекса. За диагностические параметры приняты значения составляющих энергетического баланса, индикаторные и эффективные показатели работы двигателя.
3. Сформированы методики и реализованы алгоритмы определения фаз газораспределения, длительности фаз сгорания, цикловых расходов топлива и воздуха, фазового согласования зарегистрированных временных зависимостей давления в цилиндре двигателя и сигнала датчика угла поворота коленчатого вала. Рассчитанные диагностические информационные параметры ДВС составляют статистическую базу данных.
4. Решение, создать комплекс, состоящий из двух блоков, повысило его функциональные возможности: блок регистрации малых размеров с автономным питанием позволяет регистрировать параметры работы двигателя при движении автомобиля, блок обработки на стационарном компьютере позволяет производить обработку и хранение больших объемов информации, которая составляет статистическую базу комплекса.
5. Программное обеспечение комплекса дает возможность проводить регистрацию и обработку данных, как по имеющимся алгоритмам, так и по алгоритмам, формируемых пользователем. Это позволяет применять ДК ДВС при проведении исследований процессов ДВС. На всех этапах обработки результаты визуализируются в удобной для рассмотрения форме.
6. Визуальное отображения в ДК ДВС процессов, сопровождающих работу двигателя, позволяет использовать его в процессе обучения.
7. Тестирование изготовленного макетного образца ДК в течение года в производственных условиях в МАДИ и в учебном процессе при подготовке кадров различного уровня по направлению «Энергомашиностроение» подтвердило его эффективность.
8. Количество автомобилей с нарушениями работы, не диагностируемыми штатными средствами, составляет около 10% от всех поступающих машин, а трудозатраты на их диагностику без применения комплекса достигали 40% от общих временных затрат на диагностику. Опытная эксплуатация макетного образца ДК в этом случае позволила сократить в несколько раз время, затрачиваемое на их диагностику.
Список литературы
- Автомобильные двигатели: учебник для вузов/ В. М. Архангельский и др.- под. ред. М. С. Ховаха.- 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1977. -591 с.
- Альтшуллер, Г. С. Найти идею/ Г. С. Алыпуллер. Новосибирск: Наука, 1986, — 56 с.
- Анализ технического уровня и тенденции развития двигателей внутреннего сгорания / под ред. Р. И. Давтяна. -М.: Информцентр НИИД, 1998.-Вып.26. -92с.
- Андреев, В.И. Смесеобразование в карбюраторных двигателях/ В. И. Андреев, Я. В. Горячий, К. А. Морозов, Б. Я. Черняк. М.: Машиностроение, 1975.-46 с.
- Беляев, C.B. Моторные масла и смазка двигателей: учебное пособие/ C.B. Беляев Петрозаводск: ПетрГУ, 1993. — 70 с.
- Бендат, Дж. Измерение и анализ случайных процессов/ Дж. Бен-дат, А. Пирсол. Пер. с англ.- М.: Мир, 1989.-540 с.
- Буров, A.JI. Сгорание в поршневых двигателях/ A.JI. Буров М.: МГИУ, 2006. — 76 с.
- Васильев, A.B. Математическое моделирование рабочих процессов ДВС: Учебное пособие / A.B. Васильев, Е. А. Григорьев. Волгоград: Волгоград, гос. техн. ун-т., 2002. — 67 с.
- Васильев, A.B. Синтез характеристик газораспределения поршневого двигателя: монография / A.B. Васильев. Волгоград: Волгоград, гос. техн. ун-т, 2005. — 357с.
- Васильева, JI.C. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебник для вузов/Jl.С. Васильева. Изд. 2-е. — М.: Наука-Пресс, 2004. — 421 с.
- Воинов, А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях/
- A.Н. Воинов Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1977. — 277 с.
- Волынский, Б, А Электротехника/ Б, А Волынский, E.H. Зейн, BE. Шагерни-ков. -М: Энфшагомиздат, 1987. 527с.
- Гаврилов, A.A. Расчет циклов поршневых двигателей: Учебное пособие/ A.A. Гаврилов, М. С. Игнатов, В. В. Эфрос. Владимир: Владим. гос. ун-т., 2003. — 124 с.
- Гаврилов, Б.Г. Химизм предпламенных процессов в двигателях/ Б.Г. Гаврилов-Л.: ЛГУ, 1970. 181 с.
- Гирявец, А.К. Теория управления автомобильным бензиновым двигателем/ А. К. Гирявец. М.: Стройиздат, 1997. — 161 с.
- Глазунов, ВН. Параметрический метод разрешения противоречий в технике/ В Л Глазунов. -М: Речной транспорт, 1990, 150с.
- Голд, Б. Цифровая обработка сигналов/ Б. Голд, Ч. Рейдер. -Пер. с англ.-М.: Сов. радио, 1973. -368 с.
- Горбунов, В.В. Токсичность двигателей внутреннего сгорания/
- B.В. Горбунов, H.H. Патрахальцев. М.: РУДН, 1998. — 214 с.
- Горелик, Г. Б. Двигатели внутреннего сгорания: теория автоматического регулирования и управления: Учебное пособие/ Г. Б. Горелик. Хабаровск: изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010.- 144 с.
- Гоц, А. Н. Кинематика и динамика кривошипно-шатунного механизма поршневых двигателей: учебное пособие/ А. Н. Гоц. Владимир: ВлГУ, 2005.- 124 с.
- Грановский, В.А. Методы обработки экспериментальных данных при измерениях/ В. А. Грановский, Т. Н. Сирая.- Л.: Энергоатомиздат, 1990.-288 с.
- Григорьев, Е.А. Кинематика и динамика кривошипно-шатунного механизма двигателя: учебное пособие / Е. А. Григорьев. Волгоград: Волго-рад. гос. техн. ун-т., 2004. — 105 с.
- Гурвич, И.Б. Эксплуатационная надежность автомобильных двигателей/ И. Б. Гурвич, П. Э. Сыркин, В. И. Чумак. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1994. — 144 с.
- Гуреев, A.A. Применение автомобильных бензинов/ A.A. Гуреев. -М.: Химия, 1972.-368 с.
- Диагностика электронных систем автомобилей Самара: НПП «НТС», 2008. — 178 с.
- Диагностирование автотракторных двигателей. Под ред. Жда-новского.- Л.: Колос, 1977.- 264 с.
- Дмитриевский, A.B. Автомобильные бензиновые двигатели/ A.B. Дмитриевский. М.: ООО Изд-во Астрель, 2003. — 128 с.
- Дмитриевский, A.B. Топливная экономичность бензиновых двигателей/ A.B. Дмитриевский, Е. В. Шатров. М.: Машиностроение, 1985. — 208 с.
- Драгомиров, С.Г. Подготовка и защита квалификационных работ по специальности Двигатели внутреннего сгорания: учебное пособие/ С. Г. Драгомиров, В. В. Эфрос. Владимир: ВлГУ, 2004. — 80 с.
- Дьяченко, В.Г. Газообмен в ДВС: учебное пособие/ В. Г. Дьяченко. К.: УМК ВО, 1989. — 204 с.
- Дьяченко, В.Г. Теория двигателей внутреннего сгорания: учебник/ В. Г. Дьяченко. Харьков: ХНАДУ, 2009. — 500 с.
- Дэниэлс, Дж. Современные автомобильные технологии/ Дж Дэниэлс. М.: Издательство Астрель, 2003. — 223 с. 3 9. Ежов, СИ Диагностика двигателей внутреннего сгорания: учебное пособие/ СЛ. Ежов, НИ Назаров. -М: МАДИ, 1987.40 с.
- Забрянский, Е.И. Детонационная стойкость и воспламеняемость моторных топлив: методы определения/ Е. И. Забрянский, А. П. Зарубин. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Химия, 1974. — 216 с.
- Зайдель, А.Н. Элементарные оценки ошибок измерений/ А. Н. Зайдель. Л.: АН СССР, 1968. — 91с.
- Залманзон, Л.А. Преобразования Фурье, Уолша, Хаара и их применение в управлении, связи и других областях/ Л. А. Залманзон. М.: Наука, 1989. — 496 с.
- Залознов, И.П. Диагностика двигателя программным комплексом Мотор-Тестер (на моторном стенде с двигателем ЗМЗ-4062.10): методические указания по выполнению лабораторной работы/ И. П. Залознов, В. А. Лисин. Омск: Изд-во СибАДИ, 2006. — 32 с.
- Захаров, Л.А. Построение диаграмм изменения параметров рабочих процессов, сил и моментов в кривошипно-шатунном механизме/ Л. А. Захаров, В. Л. Химич, и др. Нижний Новгород: НГТУ, 2000. — 32 с.
- Зверев, В, А Выделение сигналов из помех численными методами/ В, А Зверев, АА Стромков. Нижний Новгород: ИПФ РАН, 2001. — 88 с.
- Иванов, А.Л. Стендовые испытания двигателей внутреннего сгорания: лабораторный практикум для студентов механических специальностей/ А. Л. Иванов, A.C. Ненишев, И. И. Ширлин. Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. — 36 с.
- Кавтарадзе, Р.З. Локальный теплообмен в поршневых двигателях/ Р. З. Кавтарадзе. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 592 с.
- Канарчук, В.Е. Долговечность и износ двигателей при динамических режимах работы/ В. Е. Канарчук. Киев: Наукова думка, 1978. — 256 с.
- Капиев, Р.Э. Измерительно-вычислительные комплексы/ Р. Э. Капиев. -Л: Энершатомиздат, 1988. 256 с.
- Капустин, В.П. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя, динамической характеристики и топливной экономичности автомобиля/ В. П. Капустин и др.. Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-та, 2010.-20 с.
- Карунин, А.Л. Технология двигателестроения: учебник/ А.Л. Ка-рунин, O.A. Дащенко, В. И. Гладков и др. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2006, — 608 с.
- Келер, К.А. Диагностика автомобильного двигателя/ К. А. Келер. -Ужгород: Изд-во «Карпаты», 1977. 160 с.
- Колчин, А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей/ А. И. Колчин. М.: Высшая школа, 2008. — 496 с.
- Корчемный, Л.В. Механизм газораспределения автомобильного двигателя: Кинематика и динамика/ Л. В. Корчемный. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1981. — 191 с
- Костин, А.К. Теплонапряженность двигателей внутреннего сгорания /А.К. Костин и др.. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979. -222 с.
- Кошкин, Н.И. Справочник по элементарной физике/ Н. И. Кошкин, М. Г. Ширкевич. -М.: Наука. -1988. 255 с.
- Крайнюк, А.И. Регулируемые системы газораспределения ДВС/ А. И. Крайнюк. Луганск: СНУ им. В. Даля, 2006. — 232 с. 5 8. Краморенко, Г. В. Техническое обслуживание автомобилей/ Г. В. Крамаренко. М.: Транспорт, 1982. — 400 с.
- Крутов, В.И. Автоматическое регулирование и управление двигателей внутреннего сгорания: учебник для студентов вузов/ В. И. Крутов. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1989. — 416 с:
- Кулешов, A.C. Программа расчета и оптимизации двигателей внутреннего сгорания ДИЗЕЛЬ-РК. Описание математических моделей, решение оптимизационных задач/ A.C. Кулешов. М., МГТУ им. Баумана, 2004. — 123 с.
- Куликовский, КЛ Методы и средства измерений/ KJI Куликовский, В .Я. Купер. -М: Энершагомиздат, 1986.-448 с.
- Куценко, A.C. Моделирование рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания на ЭВМ/ A.C. Куценко. Киев: Наукова думка, 1988. -100 с
- Лиханов, В.А. Пластичные смазки: учебное пособие/ В.А. Лиха-нов, P.P. Деветьяров. Киров: Вятская ГСХА, 2006. — 68 с.
- Лиханов, В.А. Трансмиссионные масла: учебное пособие/ В. А. Лиханов, P.P. Деветьяров. Киров: Вятская ГСХА, 2006. — 100 с.
- Луканин, В.Н. Двигатели внутреннего сгорания. Книга 1. Теория рабочих процессов/ В. Н. Луканин, М. Г. Шатров и др.. 3-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 2007. — 479 е.: ил.
- Луканин, В.Н. Двигатели внутреннего сгорания. Книга 2. Динамика и конструирование/ В. Н. Луканин, М. Г. Шатров и др.. 3-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 2007. — 400 е.: ил.
- Луканин, В.Н. Двигатели внутреннего сгорания. Книга 3. Компьютерный практикум. Моделирование процессов в ДВС/ В. Н. Луканин, М.Г.
- Шатров и др.. 3-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 2007. — 414 е.: ил.
- Луканин, В.Н. Промышленно-транспортная экология: учебник для вузов / В. Н. Луканин, Ю.В. Трофименко- под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 2003. — 273 е.: ил.
- Максимов, В.П. Измерение, обработка и анализ быстроперемен-ных процессов в машинах/ В. П. Максимов, И. В. Егоров, В. А. Карасев. М.: Машиностроение, 1987. — 208 е.: ил.
- Макушев, Ю.П. Динамика двигателей внутреннего сгорания: методические указания/ Ю. П. Макушев, И. И. Ширлин. Омск: Изд-во СибА-ДИ, 2006. — 48 с.
- Малов, ВВ. Проектирование датчиков для измерения механических величин/ В. В. Малов. М.: Машиностроение, 1979.-79 с.
- Малышев, B.C. Автомобильные двигатели: методические указания/ B.C. Малышев, A.A. Бабошин. Мурманск: Мурманский ГТУ, 2008. -78 с.
- Мелисаров, В.М. Тепловой расчет и тепловой баланс карбюраторного двигателя и двигателя с впрыском топлива: учебное пособие/ В. М. Мелисаров и др.. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 128 с.
- Мирошников, Л.В. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотранспортных предприятиях/ Л. В. Мирошников, А. П. Болдин, В. И. Пал. М.: Транспорт, 1977. — 264 с
- Морозов, К.А. Особенности рабочих процессов высокооборотных карбюраторных двигателей/ К. А. Морозов. М.: Машиностроение, 1971. -100 с
- Назаров, Н.И. Основы инженерных исследований и испытания двигателей. Автоматизация исследовательских испытаний ДВС: учебное пособие/
- Н.И. Назаров, Б. Я. Черняк. M.: МАДИ, 1988. — 75 с.
- Никитин, Е.А. Диагностирование дизелей/ Е. А. Никитин. М.: Машиностроение, 1987. — 224 с.
- Новицкий, В.П. Оценка погрешностей результатов измерений/ В. П. Новицкий, И. А. Зограф. Л.: Энергоатомиздат, 1991. — 304 с.
- Новицкий, И.В. Автомобильные и тракторные двигатели: учебное пособие/ И. В. Новицкий. Минск: «Ураджай», 1977. — 160 с.
- Общая электротехника / Под. ред. Блажкина А. Т. 4-е изд. перераб. и доп. Л.: Энергоатомиздат, 1986. — 352с.
- Оппенгенйм, A.B., Шафер Р. В. Цифровая обработка сигналов/ A.B. Оппенгенйм, Р. В. Шафер. Пер. с англ. М.: Техносфера, 2006. — 856 с.
- Орлин, A.C. Двигатели внутреннего сгорания: учебник/ A.C. Ор-лин под ред. М. Г. Круглова. Изд. 4-е перераб. и дополн.- М.: Машиностроение, 1990.-289 с.
- Патрахальцев, H.H. Характеристики двигателей внутреннего сгорания: учебное пособие/ H.H. Патрахальцев. М.: Изд-во РУДН, 2007. — 63 с
- Петриченко, P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания: учебное пособие/ P. M Петриченко.-Л.: ЛГУ, 1983.-244 с.
- Покровский, Г. П. Электронное управление автомобильными двигателями/ Г. П. Покровский, Е. А. Белов, С. Г. Драгомиров и др. М.: Машиностроение, 1994. — 336 е.: ил.
- Проектирование систем цифровой и смешанной обработки сигналов. Под ред. У. Кестера. М.: Техносфера, 2010. 328 с.
- Путинцев, C.B. Механические потери в поршневых двигателях:специальные главы конструирования, расчета, испытаний: учебное пособие/ C.B. Путинцев. М.: МГТУ им. Н. Баумана, 2011. — 288 с.
- Пятин, Ю.М. Проектирование элементов измерительных приборов/ Ю. М. Пятин. М.: Высшая школа, 1977. — 304с.
- Райков, И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания/ И. Я. Райков. М.: Высшая школа, 1975. — 162 с
- Распределение смеси в карбюраторном двигателе/ В. И. Андреев и др.- М.: Машиностроение, 1966. — 128 с.
- Рикардо, Г. Р. Быстроходные двигатели внутреннего сгорания/ Г. Р. Рикардо. Пер. с англ. Ю. JI. Еганяна, В. И. Ивина и М. Г. Круглова. Под ред. проф. М. Г. Круглова. М.: Машгиз, 1960. — 411 с.
- Савич, E. J1. Инструментальный контроль автотранспортных средств: учебное пособие/ E.JI. Савич, A.C. Кручек. Минск: Новое знание, 2008.-399 е.: ил.
- Сидоров, В.И. Техническая диагностика двигателей/ В. И. Сидоров. М.: МАДИ, 1998. — 70 с.
- Система управления двигателем Motronic: техническое обучение. -Германия: BOSCH, 1995, 68 е.: ил.
- Степанов, В.Н. Тюнинг автомобильных двигателей/ В. Н. Степанов. СПб.: Альфа, 2000. — 82 с.
- Стефановский, Б.С. Испытания двигателей внутреннего сгорания/ Б. С. Стефановский. М.: Машиностроение, 1972. — 368 с.
- Стечкин, Б.С. Индикаторная диаграмма, динамика тепловыделения и рабочий цикл быстроходного поршневого двигателя/ Б. С. Стечкин, К. И. Генкин, B.C. Золотаревский и др.. М.: АН СССР, 1960. — 200 с.
- Стуканов, В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля/ В. А. Стуканов. М.: Форум-ИНФРА-М, 2005. — 368 с.
- Технические средства диагностирования: справочник/ В. В. Клюев, П. П. Пархоменко, В. Е. Абрамчук и др.. Под общей ред. Клюева. М.: Машиностроение, 1989. — 672 с.
- Токарев, A.A. Топливная экономичность и тягово-скоростные качества автомобиля/ A.A. Токарев. М.: Машиностроение, 1982. — 224 с.
- Тюнин, A.A. Диагностика электронных систем управления двигателей легковых автомобилей: практическое пособие/ A.A. Тюнин. М.: СО-ЛОН-ПРЕСС, 2007. — 352 с.
- Уайт, Ч. Системы управления и впрыск топлива/ Ч. Уайт. М.: АльфаМер, 2004. — 288 с.
- Учебное пособие по курсовому проектированию двигателей внутреннего сгорания. В 3-х частях М.: МАДИ ГТУ, 2004. — (85+56+98) с.
- Хачиян, A.C. Двигатели внутреннего сгорания/ A.C. Хачиян, К. А. Морозов, В. Н. Луканин и др.. 2-е изд. — М.: 1985. — 311 с.
- Хиллиард, Д., Спрингер Дж. Топливная экономичность автомобилей с бензиновыми двигателями/ Д. Хиллиард, Дж. Спрингер. Пер. с англ. A.M. Васильева. М.: Машиностроение, 1988. — 504 е.: ил.
- Ховах, М.С. Автомобильные двигатели/ М. С. Ховах, Г. С. Мас-лов. Изд. 2-е, пер. и доп. М.: Машиностроение, 1971. — 456 с.
- Храмцов, Н.В. Обкатка и испытание автотракторных двигателей/ Н. В. Храмцев и др.. М.: Агропромиздат, 1991. — 125 с.
- Цифровая обработка сигналов: справочник/ Л.М. Гольден-берг, Б. Н. Матыдкин, М. Н. Поляк. М.: Радио и связь, 1985. — 312 с.
- Чайнов, Н.Д. Конструирование двигателей внутреннего сгорания/ Н. Д. Чайнов и др.. М.: Машиностроение, 2008. — 496 е., ил.
- Чистяков, В.К. Динамика поршневых и комбинированных двигателей внутреннего сгорания: учебное пособие/ В. К. Чистяков. — М.: Машиностроение, 1989. — 256 е.: ил
- Шатров, М.Г. Автомобильные двигатели: Курсовое проектирование: учебное пособие/ М. Г. Шатров, И. В. Алексеев, С. Н. Богданов и др. .- под ред. М. Г. Шатрова. М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с