Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование методов расчета надежности функциональных систем самолетов гражданской авиации и исследование процессов старения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показано, что решение задачи расчета надежности функциональных систем с использованием интегральных функций распределения вероятностей отказов агрегатов неправомерно, так как теорема умножения вероятностей, применяемая в решении, предусматривает выполнение операций над вероятностями дискретных событий, но не интегральных функций. Зависимость вероятности отказа системы за единицу времени (1 час… Читать ещё >

Содержание

  • Современное состояние контроля надежности и поддержания летной 1О годности самолетов гражданской авиации
    • 1. 1. Основные понятия и определения
    • 1. 2. Состояние парка самолетов гражданской авиации России
    • 1. 3. Анализ влияния надежности авиационной техники на безопасность полетов
    • 1. 4. Отечественный и зарубежный опыт обеспечения и поддержания летной годности самолетов
    • 1. 5. Постановка задачи исследования
  • Методическая база оценки надежности агрегатов и функциональных систем
    • 2. 1. Анализ контрольных оценок надежности агрегатов определенных разработчиком авиационной техники
    • 2. 2. Модели надежности агрегатов функциональных систем самолетов
      • 2. 2. 1. Процедура построения математической модели надежности агрегата в виде экспоненциального закона на основе распределения Пуассона
      • 2. 2. 2. Процедура построения математической модели надежности агрегата в виде экспоненциального закона на основе определения интенсивности отказов
      • 2. 2. 3. Использование условных вероятностей безотказной работы и условных плотностей вероятностей отказов в математических моделях надежности агрегатов
    • 2. 3. Традиционная методика расчета структурной надежности систем
    • 2. 4. Стандартные методы количественного анализа безотказности функциональных систем
  • Разработка методологических основ и методов расчета надежности сложных систем
    • 3. 1. Математическая модель вероятности отказа агрегата
    • 3. 2. Разработка метода решения задачи расчета надежности систем с общим резервированием
    • 3. 3. Разработка метода решения задач расчета систем с индивидуальным резервированием и возможности повышения надежности систем
      • 3. 3. 1. Метод расчета надежности систем с индивидуальным резервированием
      • 3. 3. 2. Метод повышения надежности систем с использованием индивидуального резервирования
    • 3. 4. Возможности применения марковских моделей в расчетах надежности систем
    • 3. 5. Надежность агрегатов функциональных систем самолетов, планы испытаний на надежность и программы технической эксплуатации и технического обслуживания
  • Элементы Риск-анализа функциональных отказов изделий авиационнои техники
    • 4. 1. Нормирование рисков в гражданской авиации
    • 4. 2. Вероятностное представление риска
    • 4. 3. Влияние человеческого фактора на безопасность человеко-машинных систем
    • 4. 4. Возможности риск-анализа в оценке стратегических направлений развития авиационной техники
    • 4. 5. Возможности повышения надежности агрегатов и машин за счет 137 увеличения точности размерной обработки деталей
    • 4. 6. Масса конструкции самолета, прочность и риск катастроф
  • Проблема старения и надежность функциональных систем самолетов гражданской авиации
    • 5. 1. Состояние парка самолетов гражданской авиации России на 2009 г
    • 5. 2. Функциональные системы как объект исследования процессов старения
    • 5. 3. Метод исследования старения
    • 5. 4. Анализ отработки ресурсов агрегатами гидросистемы самолета Ту
  • 154. М и Б
    • 5. 5. Анализ отработки ресурсов агрегатами топливной системы
    • 5. 6. Анализ отработки ресурсов агрегатами шасси
    • 5. 7. Анализ отработки ресурсов трансмиссией вертолета Ми
    • 5. 8. Старение однотипных систем различных типов самолетов
    • 5. 9. Сравнение процессов старения, заданных разработчиком самолета и реализуемых в эксплуатации 169 Основные результаты и
  • выводы
  • Список использованных источников
  • Приложение. Акты внедрения

Совершенствование методов расчета надежности функциональных систем самолетов гражданской авиации и исследование процессов старения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Безопасность полета совместно с эффективностью являются главными требованиями, предъявляемыми к самолетам гражданской авиации. Безопасность полета — комплексное свойство, определяемое безупречностью функционирования всех звеньев авиационной транспортной системы. Безопасность полета зависит от безотказности и надежности авиационной техники. С начала производства серийных самолетов проблеме обеспечения их надежности уделялось пристальное внимание.

Надежность самолета закладывается на стадии проектирования [1 ч- 5], обеспечивается при его строительстве и поддерживается при его эксплуатации [6]. Период эксплуатации продолжителен по календарному времени и по наработке летных часов. В настоящее время самолеты эксплуатируются в течение 30 ч- 35 лет и нарабатывают до 60 тысяч летных часов.

Естественно, в обществе возникает негативное отношение к стареющему парку самолетов. Процессами старения планера самолета, его силовых элементов посвящено достаточное число серьезных научных работ. В них определены критерии оценки процессов сопровождающих старение, методы оценки и поддержания надежности планера. Вместе с тем, вопросам старения многочисленных и ответственных функциональных систем самолетов достаточного внимания не уделено.

На надежность самолета оказывают влияние действующие эксплуатационные нагрузки. Для силовых элементов планера самолета нагрузки четко определены Нормами летной годности самолетов (НЛГ) [1] в виде расчетных случаев. Нагрузки агрегатов систем самолета определяются режимами их работы, продолжительностью и цикличностью, которые в свою очередь зависят от условий использования самолета по назначению. Научно обоснованный учет нагрузок агрегатов систем самолета во многом определяет, с одной стороны, их надежность, с другой — экономические показатели стратегий и режимов технического обслуживания.

Поддержание надежности самолета и его систем при эксплуатации осуществляется системой технического обслуживания [7—14]. Эффективность технического обслуживания прямо зависит от его соответствия техническому состоянию самолета и тенденциям его изменения. Контроль технического состояния предусматривает контроль параметров и контроль надежности. Контроль надежности авиационной техники эксплуатантами осуществляется в косвенных показателях, таких как количество отказов на 1000 часов полета (коэффициент Кюоо) и параметр потока отказов со. Связь этих показателей с вероятностями отказа на 1 час полета, определяемыми Нормами летной годности, для эксплуатантов непрозрачна. Приемлемой для использования эксплуатационными подразделениями методики оценки надежности систем самолетов в критериях НЛГ, до настоящего времени не предложено.

В связи с изложенным, исследование проблемы оценки надежности агрегатов и функциональных систем по статистическим материалам эксплуатантов, старения, временных и циклических нагрузок представляется актуальным.

Целью работы является анализ некорректностей традиционного метода расчета надежности сложных функциональных систем самолетов гражданской авиации и его совершенствование путем разработки альтернативного методологического подхода, а также исследование влияния длительности эксплуатации самолетов на надежность функциональных систем.

Для достижения поставленных целей в работе рассмотрены следующие задачи:

1. Выполнить анализ методологического подхода, заложенного в традиционный метод расчета надежности сложных функциональных систем самолетов ГА. Рассмотреть корректность использования в традиционных методиках математических моделей.

2. Разработать альтернативные математические модели для расчета надежности агрегатов и сложных функциональных систем самолетов ГА.

3. Разработать альтернативный метод расчета надежности сложных функциональных систем самолетов ГА при проектировании и эксплуатации.

4. Рассмотреть возможности использования методологии риск-анализа в исследованиях надежности авиационной техники.

5. Разработать обобщенный критерий оценки состояния функциональных систем в процессе длительной эксплуатации. Исследовать в обобщенном виде влияние длительности эксплуатации на надежность функциональных систем.

Объектом исследования являются функциональные системы самолетов гражданской авиации и методы расчета их надежности.

Предмет исследования включает методологические подходы, положенные в основу разработки методов оценки надежности систем, процессы, обуславливающие изменение надежности систем при длительной наработке.

Методы исследования основаны на применении математической статистики, теории вероятностей, теории надежности и системного анализа.

Научная новизна состоит в том, что впервые:

1) поставлена и решена задача о корректности традиционного подхода в оценке надежности сложных ФС самолетов ГА. Показано, что:

— построение традиционной модели надежности выполнено с нарушением ряда фундаментальных положений теории вероятностей, что при использовании экспоненциальной модели для интегральной функции распределения вероятности отказа агрегатов ФС самолетов ГА, вероятность их отказа за единицу времени (1 час налета) является убывающей функцией, что неадекватно отражает деградационные процессы, происходящие в агрегатах в процессе работы;

— неправомерность использования условных вероятностей и условных плотностей вероятности для одной случайной величины приводит к некорректности получения экспоненциальной модели надежности агрегатов, основанной на представлении интенсивности отказов в виде мгновенной условной плотности вероятности;

— решение задачи расчета надежности сложных ФС самолетов ГА с использованием интегральных функций распределения вероятностей отказов агрегатов приводит к неправомерному использованию теоремы умножения вероятностей, предусматривающей выполнение операций над вероятностями только дискретных событий (случаев);

2) показано, что в качестве математической модели надежности агрегатов сложных ФС самолетов ГА при стационарном потоке отказов необходимо использовать распределение равномерной плотности;

3) разработан методологический подход к решению задач расчета надежности сложных ФС самолетов ГА, основанный на использовании дискретных значений вероятностей отказов агрегатов за произвольную единицу времени, которая, применительно к самолетам ГА, определена как 1 час налета, либо как продолжительность типового полета. Разработан метод расчета надежности ФС самолетов ГА, обеспечивающий возможность оценки надежности как при проектировании, так и при эксплуатации;

4) доказано, что для расчета ФС самолетов ГА с различным типом резервирования прямое применение теоремы умножения вероятностей при использовании дискретных значений вероятностей для агрегатов допустимо только для систем с однозначным процессом развития отказа. Для систем с индивидуальным резервированием разработан альтернативный подход, учитывающий последовательность (сценарий) развития отказов в системе.

Показана возможность существенного увеличения надежности ФС самолетов ГА без увеличения числа агрегатов за счет замены систем с общим резервированием на системы с последовательно соединенными блоками, имеющими индивидуальное резервирование;

5) рассмотрены возможности применения методологии риск-анализа в постановке «затраты-прибыль». Показано, что получаемые в этой постановке решения обеспечивают возможность анализа стратегических направлений развития техники;

6) разработан обобщенный критерий оценки процесса старения функциональных систем. Показано, что функциональные системы самолетов гражданской авиации стареют не более чем на 60% вне зависимости от величины налета самолета. Показано, что реализуемый в эксплуатации процесс старения с позиций обеспечения надежности более благоприятен, чем процесс, задаваемый разработчиком самолета.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

1) совершенствование методов расчета надежности систем обеспечивает разработчиков, эксплуатантов и федеральные авиационные власти достоверной информацией о безотказности авиационной техники и ее соответствии требованиям НЛГС, что способствует повышению безопасности полетов;

2) выполненные исследования процессов старения функциональных систем показывают, что при действующей системе технического обслуживания нет оснований для снятия изношенных самолетов с эксплуатации по причине их недостаточной надежности;

3) решение задач риск-анализа в координатах «затраты-прибыль» может служить практическим ориентиром для выбора эффективных направлений 8 деятельности в обеспечении безопасности потенциально опасных технических систем.

Диссертационная работа выполнена в Сибирском государственном аэрокосмическом университете в соответствии с хозяйственными договорами между кафедрой «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и авиакомпанией «Красноярские авиалинии», а также в соответствии с тематическим планом научно исследовательских работ по Федеральному Агентству по образованию. Всего с 1999 по 2008 г. по хоздоговорам и тематическому плану ФАО выпущено 13 научно технических отчетов в области старения, режимов нагружения и надежности функциональных систем самолетов гражданской авиации.

Результаты работы опубликованы в 28 научных работах, в том числе 1 в монографии (издательство Москва, РАН), 23 статьях в журналах из перечня ВАК.

Основные положения диссертационной работы докладывались на НТС института гражданской авиации Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетпева 2006;2010; на НТС Самарского государственного аэрокосмического университета имени С. П. Королева (Самара, 2009) — на III Всероссийской конференции «Безопасность и живучесть технических систем» ИВМ СО РАН (Красноярск, 2009), на НТС кафедры самолетостроения и эксплуатации авиационной техники Иркутского государственного технического университета (Иркутск, 2010) — на НТС Сибирского научно-исследовательского института имени С. А. Чаплыгина (Новосибирск, 2010) — на НТС ОАО ИСС (Железногорск, 2010).

Основные результаты диссертации изложены в монографии «Надежность функциональных систем самолетов гражданской авиации», опубликованной РАН по итогам I Всероссийского конкурса молодых ученых, проведенного Межрегиональным советом по науке и технологиям (г. Миасс) в 2009 г., на правах победителя.

Материалы диссертации использованы в учебном пособии «Надежность функциональных систем самолетов гражданской авиации», СибГАУ, 2010 г.

Диссертация состоит из введения, 5 разделов, заключения и списка использованных источников.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

В результате выполненных исследований впервые получены следующие научно значимые результаты.

1. В результате проведенного анализа показано, что экспоненциальное распределение вероятности случайной величины не может быть использовано в качестве математической модели надежности агрегатов, поскольку оно определяет вероятность отказа за единицу времени работы агрегата как убывающую функцию. Это противоречит как опытным данным, так и представлениям о том, что в процессе работы развитие деградационных процессов увеличивает вероятность отказа за единицу времени.

Показано, что процедуры получения экспоненциального распределения для оценки надежности некорректны. Использование условных вероятностей и условных плотностей вероятности для одной случайной величины приводит к некорректности получения экспоненциальной модели надежности агрегата из представления интенсивности отказов в виде мгновенной условной плотности вероятности.

2. Показано, что решение задачи расчета надежности функциональных систем с использованием интегральных функций распределения вероятностей отказов агрегатов неправомерно, так как теорема умножения вероятностей, применяемая в решении, предусматривает выполнение операций над вероятностями дискретных событий, но не интегральных функций. Зависимость вероятности отказа системы за единицу времени (1 час налета), получаемая из решения с использованием интегральных функций распределения вероятностей отказа агрегатов, не соответствует опытным данным и не имеет однозначности решения.

3. Установлено, что при стационарном потоке отказов в качестве математической модели расчета надежности для агрегатов сложных функциональных систем самолетов ГА необходимо использовать распределение равномерной плотности.

4. Разработан методологический подход и метод решения задач оценки надежности функциональных систем самолетов гражданской авиации, при котором вероятность отказа либо безотказной работы определяется непосредственно за произвольную единицу времени. При этом в решении используются вероятности отказов агрегатов также за произвольную единицу времени, являющиеся дискретными величинами, что обеспечивает правомерность использования операций, предусмотренных теоремой умножения вероятностей.

5. Установлено, что решение задачи оценки надежности сложных функциональных систем с использованием дискретных значений вероятностей отказов агрегатов, возможно при прямом применении теоремы умножения вероятностей, реализуемом при традиционном подходе, только для систем с однозначным процессом (сценарием) развития отказа.

6. Для систем с индивидуальным резервированием разработан альтернативный подход к расчету надежности, учитывающий неоднозначность сценариев развития отказов в системе.

7. Разработанный метод расчета обеспечивает возможность оценки надежности сложных функциональных систем как при проектировании, так и в процессе эксплуатации. Показано, что используемые при проектировании оценки надежности агрегатов систем, получаемые при гостированных планах испытаний, не реализуются в эксплуатации, поскольку планы испытаний существенно отличаются от условий, определяемых режимами технического обслуживания при эксплуатации. Рекомендовано испытания агрегатов выполнять по планам, согласованным с режимами технического обслуживания.

8. Положено начало развития риск-анализа технических систем, учитывающего не только вероятности и потери от катастроф, но и затраты на обеспечение безопасности. На частных примерах показано, что развиваемое направление риск-анализа, учитывающего затраты на обеспечение безопасности и прибыль от нереализовавшихся катастроф, может быть использовано для анализа перспективности стратегических направлений развития техники.

9. Разработан обобщенный критерий оценки старения функциональных систем в виде средней относительной отработки ресурсов ее агрегатами. Исследование процессов старения позволило установить, что функциональные системы самолетов гражданской авиации стареют не более чем на 60% и в процессе длительной эксплуатации, при действующей системе технического обслуживания, не теряют надежности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АП-26. Авиационные правила. Нормы летной годности. М.: МАК, 1 989 196 с.
  2. Техническое руководство по летной годности. Док. 0151. ИКАО: 2-е издание.-М.: 1987.- 183 с.
  3. Руководство по типовым правилам национального регулирования производства полетов и сохранению летной годности воздушных судов. Док. 9388. ИКАО: Повторное издание. 1993. 165 с.
  4. Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора. Док. 8335-AN/879. ИКАО: Издание 42. 1995. 150 с.
  5. Летная годность воздушных судов. Приложение 8 к Конвенции о гражданской авиации. ИКАО: 1983. — 204 с.
  6. Руководство по сохранению летной годности воздушных судов. Док. 9642-AN/941. ИКАО: 1995.- 192 с.
  7. Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93). — М: Воздушный транспорт, 1994. -250 с.
  8. , Э. В. Выбор и оценка показателей надежности сложных изделий/ Э. В. Дзиркал. М: Знание, 1974, 48 с.
  9. Руководство для конструкторов и эксплуатантов по разработке и сертификации программ технического обслуживания и ремонта функциональных систем ВС (РДКЭ). М: ЛИИ им. Громова, 1993. 123 с.
  10. Положение о порядке создания авиационной техники и технологии двойного назначения, экспортных вариантов военной авиационной техники и оборудование для нее с использованием инвестиций. Утв. Постановлением Правительства РФ от 09.09.84 г. № 189.
  11. Временное положение об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники. М.: ФСВТ, 1998 г.
  12. ГОСТ 28 056–89. Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание программы технического обслуживания ремонта. — М.: Изд-во стандартов, 1989. — 52 с.
  13. ГОСТ 18 675–79. Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее. М.: Издательство стандартов, 1985.-36 с.
  14. Конвенция о международной гражданской авиации. Чикаго. 1944 г. 93 с.
  15. , Г. Н. Обоснование и разработка концепции поддержания летной годности гражданских воздушных судов при эксплуатации: диссертация канд. техн. наук: 05.22.14: М.: МГТУ ГА, 2001. 180 с.
  16. , Г. Н. Некоторые вопросы современного состояния развития авиационной деятельности в России/ Г. Н. Гипич, Ю. М. Чинючин// Научный вестник МГТУ ГА № 75(9). -М.: 2004. С. 5−10.
  17. АП-26. Авиационные правила. Нормы летной годности. М.: МАК, 1994. -112 с.
  18. ГОСТ 27.002−89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. М.: Стандартиздат, 2002. — 32 с.
  19. , Р.В. Безопасность полетов: Учебник для вузов/ Р. В. Сакач, В. Н. Голего, М. Ф. Давиденко М.: Транспорт, 1989, — 239 с.
  20. ФАП-145. Федеральные авиационные правила. Организация по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники. Per. № 1871 Минюста РФ от 13.08.99. М.: МАК, 1999. — 37 с.
  21. ГОСТ В20 436−88. Изделия авиационной техники. Общие требования к комплексным программам обеспечения безопасности полетов, надежности, контролепригодности и эксплуатационной технологичности. — М.: Издательство стандартов, 1988. 26 с.
  22. ФАП-145Р. Организации по ремонту авиационной техники. Требования и сертификация. Утв. ФАС России 31.03.97. № 60.. М.: МАК, 1999. — 29 с.
  23. ФАП-132. Экземпляр ЛА. Требования и процедуры сертификации. Утверждены приказом МТ РФ № 132 от 16.05.03.. М.: МАК, 2003. — 32 с.
  24. Технологическая инструкция по ведению паспорта коррозионного состояния самолета (вертолета). Утв. Нач. УПЛГ ФСВТ РФ 2.01.98. 22 с.
  25. Типовые руководства по сбору, обработке и использованию информации о неисправностях авиатехники в авиапредприятиях. Утв. УТЭРАТ ФАС РФ 01.06.97. -34 с.
  26. Временные требования и процедуры сертификации экземпляра воздушного судна гражданской авиации. УТВ. Нач. УПЛГ ФСВТ РФ 01.10.99. — М.:УПЛГ ФАС России, 2000. 36 с.
  27. Информационно-справочные и аналитические материалы по основным вопросам в области поддержания летной годности гражданских воздушных судов. — М.: УПЛГ ФАС России, 1998 г. 137 с.
  28. Рекомендации по построению системы нормативно-технической документации по технической эксплуатации авиационной техники в новых хозяйственных условиях. Утв. ОТЭРАТ ДВТ России 10.06.92 г. № 25.1.7−2. М.: УПЛГ ФАС России, 1995.- 124 с.
  29. ГОСТ 18 681–79. Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и на покупные изделия для нее. Формуляры, паспорта, этикетки. М.: Издательство стандартов, 1979. — 63 с.
  30. Типовой договор на поставку гражданского воздушного судна и взаимные обязательства Поставщика и Эксплуатанта на весь период эксплуатации по поддержанию летной годности. Утв. ФАС России, 03.12.97 г. № 61/у.
  31. Методика статистического регулирования надежности изделий авиационной техники при управлении эффективностью процесса технической эксплуатации самолетов в эксплуатационном авиапредприятии. Утв. Нач. ГУЭРАТ МГА 28.06.84.-28 с.
  32. Общие требования к программе технического обслуживания и ремонта самолетов ГА. Утв. МАП МГА 16.01.85 г. М.: ГосНИИ ГА, 1985.-21 с.
  33. Положение об увеличении ресурсов газотурбинных двигателей гражданской авиации, их агрегатов и комплектующих изделий. 3-е изд. Утв. ДВТ России 04.10.94.-М.: 18 с.
  34. ОСТ 54 30 054−88. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Регламент технического обслуживания самолета (вертолета). -М: Издательство стандартов, 1988. — 64 с.
  35. Методические рекомендации по разработке и содержанию «Руководства по деятельности организаций по техническому обслуживанию и ремонту ВС». Утв. ОТЭРАТ ДВТ 30.03.94 г. № 25.1.5−11. М.: 1995. — 29 с.
  36. Сертифицированные требования к Российским внешним линейным станциям технического обслуживания ВС. Утв. ДВТ 01.12.94 г. № ДВ-6.1−103.
  37. Общие требования к содержанию, порядку заключения и организационному обеспечению договоров на техническое обслуживание ВС. Утв. ДВТ 17.09.93 г.№ ДВ-1.50−51.-М.: 1995.- 18 с.
  38. Требования к метрологическому обеспечению технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Утв. ДВТ 06.03.96 г. № ДВ-6.8−21. М.: 1998. — 19 с.
  39. Руководство по оценке соответствия нормативным требованиям подразделений, осуществляющих сбор, обработку и анализ полетной информации авиапредприятий РФ. Утв. ФСВТ России 17.08.99 г. № 33. М.: 2000. — 41 с.
  40. О поддержании летной годности и переоснащении парка ВС авиакомпаний России. Постановление Коллегии ВАС России от 23.03.98 г. — 11с.
  41. , С. Н. Современное состояние проблемы поддержания летной годности ВС/ С.Н. Гипич// Инженерно-авиационный вестник № 5 (23). М.: Издание УПЛГ ГВС ФСВТ России, 1999. — С.4−15.
  42. Анализ надежности авиационной техники в авиакомпании «Красноярские авиалинии» за 2005 год, Красноярск, 2006. — 36 с.
  43. Анализ инженерно-авиационного обеспечения безопасности полетов авиапредприятиях Красноярского МТУ ВТ МТ РФ за 2005 год, Красноярск, 2006. -24 с.
  44. Анализ инженерно-авиационного обеспечения полетов в авиапредприятиях Красноярского МТУ ВТ МТ РФ за первое полугодие 2006 года, — Красноярск, 2006. — 20 с.
  45. Анализ безопасности полетов в гражданской авиации Красноярского МТУ ВТ МТ РФ за первое полугодие 2006 года, Красноярск 2006. -28 с.
  46. Анализ влияния надежности авиационной техники на безопасности полетов за 2005 год, Минтранс России. М.: 2006. — 102 с.
  47. Анализ влияния надежности авиационной техники на безопасности полетов за 2005 год. (Приложение). Минтранс России. М.: 2006. — 86 с.
  48. Оценка влияния надежности авиационной техники на безопасность полетов за 1 полугодие 2005 года, Минтранс России. — М.: 2005. — 62 с.
  49. Оценка влияния надежности авиационной техники на безопасность полетов за 1 полугодие 2006 года, Минтранс России. — М.: 2006. — 50 с.
  50. ФАП-132. Экземпляр JTA. Требования и процедуры сертификации. Утверждены приказом МТ РФ № 132 от 16.05.03 г. М.: МАК, 2003. — 35 с.
  51. Анализ надежности самолетов Ту-154М и Б за 2006 год, Красноярск, а/к «Красноярские авиалинии», 2007. 32 с.
  52. , Ю. П. Управление качеством: статистический подход/ Ю. П. Адлер. -М.: Знание. 1979.-49 с.
  53. , Ю. М. Принципы построения новой системы нормативно-технической документации по технической эксплуатации ЛА/ Ю. М. Чинючин, H.H. Смирнов. М.: МГТУ ГА, 1998. — 24 с.
  54. , Ю. М. Совершенствование нормативно-правовой базы поддержания летной годности ВС/ Ю. М. Чинючин, С.Г. Гипич// Современные научно-технические проблемы. Тезисы докладов на Международной НТК. М.: МГТУ ГА, 1996.-С. 8.
  55. , Б. В. Методология расследования авиационных происшествий и инцидентов/ Б. В. Зубков, A.B. Майоров// Научный вестник МГТУ ГА, № 75 (9). -М.: 2004.-С. 10−19.
  56. Шор, Я. Б. Прикладные вопросы теории надежности/ Я. Б. Шор. М.: Знание, 1966.-270 с.
  57. , Р. Инженерная надежность и расчет на долговечность. М.: Энергия, 1966. -258 с.
  58. Н. Н. Расчет усталостной прочности и оптимальных режимов упрочнения деталей авиационных конструкций: диссертация д-ра техн. наук: 1968. -312 с.
  59. , В. Усталостные испытания и анализ их результатов/ В. Вейбулл. М.: Машиностроение, 1964. — 402 с.
  60. , С. А. Эксплуатационные и расчетные режимы работы соединений и современных транспортных самолетах/ С. А. Вигдорчик. Сб. НИАТ, 1965.-С. 27−35.
  61. , Г. Снижение отрицательного влияния фактора времени на повышенное сопротивление элементов конструкции длительным нагрузкам/Г. Голле. Дрезден, 1967. 134 с.
  62. , А. И. Внешние нагрузки и прочность летательных аппаратов/ А. И. Гудков, П. С. Лешаков. М.: Машиностроение, 1968. — 252 с.
  63. , В. П. Усталость и несущая способность узлов и деталей машин при стационарном и нестационарном переменном нагружении/ В. П. Когаев. НТО Машпром, 1966. -262 с.
  64. , С. В. Исследование рассеивания характеристик выносливости конструкционных алюминиевых сплавов в связи с технологией его производства/
  65. C.B. Серенсен, M.H. Степанов, В. П. Когаев. и др. Труды МАТИ, 35, 1958. С. 2938.
  66. , Б. В. Особенности распределения спектра амплитуд нагрузок, действующих на шасси тяжелого транспортного самолета/ Б. В. Бойцов, Я. Б. Шор, И. В. Якобсон. Труды ГосНИИ ГА, 1970. С. 115−124.
  67. , Б. С. Ускоренные испытания и оценка усталостной долговечности элементов авиационных конструкций: диссертация канд. техн. наук. 1967. — 187 с.
  68. , Т. А. Методы определения срока службы самолета от действия повторяющихся в эксплуатации нагрузок/ Т. А. Француз, B.JI. Райхер. Труды ЦАГИ, Воен. 727, 1958.-С. 134−142.
  69. , И. В. Исследование выносливости и долговечности шарнирных соединений самолетных конструкции: Диссертация канд. техн. наук, 1960. 187 с.
  70. , В. Н. Техническое обслуживание и ремонт мирового парка стареющих самолетов/ В. Н. Тюветская //Техническая информация ЦАГИ. Серия: авиационная и ракетная техника, № 6, 1992, С. 1−14.
  71. , В. Т., Тюветская В. Н. Проблемы старения самолетов/ В. Т. Куранов, В. Н. Тюветская // Техническая информация ЦАГИ. Серия: авиационная и ракетная техника, № 8, 1991, С. 13−25.
  72. , В. В. Проблемы коррозии в авиации/ В. В. Дюбитский // Техническая информация ЦАГИ. Серия: авиационная и ракетная техника, № 6, 1992, -С. 32−43.
  73. Методические рекомендации по оценке коррозионного состяния самолетов и вертолетов ГА. М.: ДВТ МТ РФ, 1992, — 12 с.
  74. Защита от коррозии, старения и биоповреждение машин, оборудования и сооружений.: Справочник в 2-ч т./ Под. ред. А. А. Герасименко. — М.: Машиностроение, 1987. 688 с.
  75. Методические рекомендации по оценке коррозионного состяния самолетов и вертолетов ГА. — ГосНИИ ЭР AT ГА. М.: Воздушный транспорт, 1979. — 34 с.
  76. Программа предупреждения и контроля коррозии стареющего самолета модели 737−100/200. Фирма Боинг, 1989. 220 с.
  77. Исследование влияния коррозионных повреждений элементов авиаконструкций на усталостную долговечность и остаточную прочность //Отчет по НИР 05−93. Научные руководители С. П. Борисов, С П. Шапкин (1−5 этапы). М.: МГТУ ГА. 1993−1994. — 124 с.
  78. Исследование коррозионной повреждаемости типичных элементов крыла самолетов Ту-134, Ту-154 по методике ускоренных испытаний с определением остаточной долговечности //Отчет по НИР 34-Х78, КИИГА, № госрегистрации 79 063 016, 1980.-89 с.
  79. , H. Н. Эксплуатационная надежность и режимы технического обслуживания самолетов/ H.H. Смирнов, A.M. Андронов, Н. И. Владимиров, Ю. И. Лемин. М.: Транспорт, 1974. — 304 с.
  80. , В. С. Расчетно-экспериментальная оценка длительности развития усталостных трещин в тонкостенных элементах авиаконструкций при нерегулярном нагружении: Диссертация канд. техн. наук. — М.: 1989, 202 с.
  81. А. Р. Совершенствование технологического процесса ремонта агрегатов планера самолетов гражданской авиации с эксплуатационными повреждениями: Диссертация канд. техн. наук. М.: 1997, — 422 с.
  82. , С. П. Прогнозирование эксплуатационной цикличности повреждаемости легких сплавов в элементах конструкции воздушных судов. Диссертация канд. техн. наук. М.: 1998 — 512 с.
  83. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации. Утверждены Правительством РФ от 18.06.98 г. № 609.
  84. , В. Г., Константинов В. Д. Надежность и эффективность авиационного оборудования./ В. Г. Воробьев, В. Д. Константинов Изд. Транспорт. -М.: 1995,-245 с.
  85. , Е. В. надежность технических систем / Е. В. Сугак, Н. В. Василенко, Г. Г. Назаров. Красноярск: МПГ «Раско», 2001. — 608 с.
  86. , В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике / В. Е. Гмурман. — М.: «Высшая школа», 1990. 400 с.
  87. , Г. В. Безопасность полетов, концепция и технологии / Г. В. Новожилов, М. С. Неймарк, JI. Г. Цесарский. М.: Машиностроение, 2003. — 243 с.
  88. , JI. Н. Безопасность и надежность технических систем / JI. Н. Александровская, Н. 3. Аронов. М.: Универс. Книга, Логос. 2008. — 376 с.
  89. , И. Надежность. Теория и практика / И. Базовский. Перевод с английского. -М.: Изд. «Мир», 1965 г. 373 с.
  90. , А. И. Эконометрика / А. И. Орлов. М.: изд. «Экзамен», 2003.575 с.
  91. , О.Г. Надежность системы электронной индикации самолета ТУ-204/ О. Г. Бойко, В.Б. Краснопеев// Вестник Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та: сб. науч. тр./ под ред. проф. Г. П. Белякова- Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. — Красноярск, 2007. -. Вып. № 15.-С. 58—59.
  92. , Б.В. Математические методы в теории надежности. Основные характеристики надежности и их статистический анализ. — М.: Наука, 1965. —524 с.
  93. , Е. С. Теория Вероятностей и ее инженерные приложения/ Е. С. Венцель, Л. А. Овчаров. М.: Наука, 1988. — 476 с.
  94. , Л. Н., Аронов, И. 3. и др. Статистические методы анализа безопасности сложных технических систем/ Л. Н. Александровская, И. З. Аронов.-М.: Логос, 2001.-254 с.
  95. , О. Г. Направление решения задачи обеспечения исправности функциональных систем самолетов эксплуатантами/ О.Г.Бойко// Вестник СибГАУ. Сб. науч. тр.: СибГАУ.-Красноярск, 2009. Вып. № 2(23). — С. 171−173.
  96. , О.Г. Математические модели и методы расчета надежности сложных систем/ О. Г. Бойко, Л.Г. Шаймарданов// Вопросы современной науки и практики. Журнал университета им. В. И. Вернадского. Ун-т им. Вернадского.-Тамбов, 2009. -Вып. № 22. С. 64−72.
  97. ОСТ 1 132−84. Надежность изделий авиационной техники. Методы количественного анализа безотказности функциональных систем при проектировании самолетов и вертолетов. 92 с.
  98. , О.Г. Надежность функциональных систем самолетов гражданской авиации: моногр. Избранные труды Российской школы по проблемам науки и технологий. М.:РАН. 2009. — 119 с.
  99. , О.Г. Математические модели и методы расчета схемной надежности функциональных систем самолетов/ Л. Г. Шаймарданов., О. Г. Бойко // Вестник СибГАУ. Сб. науч. тр.: СибГАУ. Красноярск, 2008. -Вып. № 3(20). — С. 78−81.
  100. , О.Г. Особенности анализа надежности функциональных систем самолетов гражданской авиации/ Л. Г. Шаймарданов., О.Г. Бойко// Вестник СибГАУ. Сб. науч. тр.: СибГАУ. Красноярск, 2007. — Вып. № 2(15). — С. 63−67.
  101. , О.Г. Методологические особенности расчетов надежности функциональных систем самолетов гражданской авиации/ Л. Г. Шаймарданов., О. Г. Бойко // Вестник СибГАУ. Сб. науч. тр.: СибГАУ. Красноярск, 2007. — Вып № 4(17), -С. 120−124.
  102. О.Г. Метод расчета надежности авиационных систем с индивидуальным резервированием/ О. Г. Бойко, Л.Г. Шаймарданов// Вестник СибГАУ. Сб. науч. тр.: — Красноярск, 2010. Вып. № 2(28). С. 114−117.
  103. , О.Г. О возможности Марковской аппроксимации в расчетах надежности функциональных систем самолетов гражданской авиации/ О.Г. Бойко// Вестник СибГАУ. Сб. науч. тр.: СибГАУ. Красноярск, 2008. — Вып. № 2(19). — С. 111−113.
  104. ГОСТ 16 504–81. Система государственных испытаний продукции. Термины и определения. 36 с.
  105. ГОСТ 27.504−87. Надежность в технике. Методы оценки показателей надежности по цензурируемым выборкам. 22 с.
  106. ГОСТ 27.503−87. Надежность в технике. Системы сбора и обработки информации. Методы оценки показателей надежности. 42 с.
  107. ГОСТ 27.410−87. Надежность в технике. Методы и планы статистического контроля показателей надежности по альтернативному признаку. — 25 с.
  108. , О.Г. Задача оптимизации отработки ресурсов самолетов гражданской авиации/ Бойко О.Г.// Вестник СибГАУ. Сб. науч. тр.: СибГАУ. -Красноярск, 2008. Вып. № 3(20). — С. 93−94.
  109. , С. В. Проблемы формирования системы технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации. — М.: МАИ, 2001. 135 с.
  110. , Б. Браун. Анализ и разработка систем обеспечения безопасности. -М.: Машиностроение, 1979. 421 с.
  111. , В. И. Выбросы траекторий случайных процессов/ В. И. Тихонов, В. И. Хименко. М.: Наука, 1987. — 304 с.
  112. , Я. Н. Теория выбросов случайных процессов/ Я. Н. Фомин. -М.: Связь, 1980.-215 с.
  113. , В. Д., Шиновалов, В. И. Малая выборка/ В. Д. Гаспанов, В. И. Шиновалов. М.: Статистика, 1978. — 248 с.
  114. , Ш. Теория статистических выводов / Ш. Закс. М.: Мир, 1975.776 с.
  115. , Дж. Справочник по вычислительным методам статистики/ Дж. Полард. М.: Финансы и Статистика, 1982. -344 с.
  116. , С. А. Устойчивые методы оценивания/ С. А. Смоляков, Б. П. Титаренко. М.: Статистика, 2004. — 208 с.
  117. , В. А. Принятие решений по статистическим моделям/ В. А. Вознесенский, А. Ф. Ковальчук. -М.: Статистика, 1978. -192 с.
  118. , А. Ф. Отработка аномальных наблюдений/ А. Ф. Фомин, О. Н. Новоселов. М.: Энергоиздат, 1985. — 200 с.
  119. , В. Н. Восстановление зависимостей по эмпирическим данным/ В. Н. Вапнин. М.: Наука, 1979. — 448 с.
  120. , Н. В. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений/ Н. В. Смирнов, И.В. Дунин-Баровский. — М.: Наука, 1969.-511 с.
  121. , О. Г. Элементы риск-анализа и безопасность полетов/ Л. Г. Шаймарданов., О. Г. Бойко // Вестник СибГАУ. Сб. науч. тр.: СибГАУ. -Красноярск, 2009. Вып. № 3(24). — С. 86−89.
  122. Руководство по сохранению летной годности. ДОК 9642-AN/941. Изд. Международной организации гражданской авиации (ИКАО), 1995. 182 с.
  123. , В.В. Теория надежности машин/ В. В. Шульц. Л.: Ленингр. инж. -строит, инст., 1983. — 75 с.
  124. , Э. Надежность технических систем и оценка риска./ Э. Хэнли, X. Кумамото. — М.: Машиностроение, 1984. 528 с.
  125. , М.Ю. Надежность технических систем (основы теории)/ М. Ю. Одиноков. Казань: Казанск. авиац. ин-т, 1988. — 88 с.
  126. , Е.Ю. Вопросы математической теории надежности/ Е. Ю. Барзилович и др. М.: Радио и связь, 1983. — 376 с.
  127. , A.M. Обеспечение надежной работы деталей авиационных двигателей/ A.M. Зайцев. — М.: Транспорт, 1971. 196 с.
  128. , Ф. Надежность и техническое обслуживание. Математический подход/ Ф. Байхельт, П. Франкен. М.: Радио и связь, 1988. — 389 с.
  129. , Н.М. Отработка систем технического обслуживания летательных аппаратов/ Н. М. Емелин. — М.: Машиностроение, 1995. 128 с.
  130. , В.В. Надежность авиационных двигателей и силовых установок/ В. В. Косточкин. М.: Машиностроение, 1976. —. 248 с.
  131. , Л.И. Управление эксплуатацией летательных комплексов/ Л. И. Волков. -М.: Высш. школа, 1987. -368 с.
  132. , В.П. Модели управления надежностью авиационной техники/ В. П. Моломин. М.: Машиностроение, 1981. — 200 с.
  133. , Е.В. Коррозионная стойкость верхних панелей крыльев самолетов Ан-24, Ан-26./ Е. В. Аболихина, А. И. Семенец, А.П. Еретин// Открытые информационные и компьютерные технологии. 2009. — № 41. — С. 27−38.
  134. , А.Ф. Вероятностные методы в расчетах прочности самолета/ А. Ф. Селихов, В. М. Чижов. М.: Машиностроение, 1987. — 240 с.
  135. Синергетика и усталостное разрушение/ Под ред. В. Е. Панина. М.: Наука, 1989.-246 с.
  136. , С.Ю. Анализ выполнения работ по обслуживанию самолетов Ту-154М/ С.Ю. Еремин// Авиаглобус. 2008. — № 4 (108). — С. 22−28.
  137. Защита от коррозии, старения и биоповреждение машин, оборудования и сооружений.: Справочник в 2-ч т./ Под. ред. А. А. Герасименко. М.: Машиностроение, 1987. — 688 с.
  138. Далецкий, С. В. Эффективность технической эксплуатации самолетов гражданской авиации/ C.B. Далецкий, О .Я Деркач, А. Н. Петров. М.: Воздушный транспорт, 2002. — 167 с.
  139. , C.B. Формирование эксплуатационно-технических характеристик воздушных судов гражданской авиации/ C.B. Далецкий. М.: Воздушный транспорт, 2005. — 125 с.
  140. Кузнецов, А. Н. Основы конструкции и технологической эксплуатации воздушных судов/ А. Н. Кузнецов. М.: Транспорт, 1990. — 214 с.
  141. , О. Г., Исследование процессов старения систем электроснабжения и автоматики ТУ-154/ О. Г. Бойко, В. Б. Краснопеев // Вестник СибГАУ. Сб. науч. тр.: СибГАУ. Красноярск, 2008. — Вып. № 4(21). — С. 116−120.
  142. , О.Г. Проблемы и возможности изменения стратегий технической эксплуатации агрегатов самолетов гражданской авиации/ Л. Г. Шаймарданов., А. Г. Зосимов, О. Г. Бойко // Вестник СибГАУ. Сб. науч. тр.: СибГАУ. — Красноярск, 2006. -Вып. № 5(12).-С. 30−33.
  143. , О.Г. Особенности старения одноименных систем различных типов самолетов/ О. Г. Бойко, П. Г. Утенков // Вестник СибГАУ. Сб. науч. тр.: СибГАУ. — Красноярск, 2008. Вып. № 2(19). — С. 123−126.
  144. Предложенные методы расчета применялись в дипломном проектировании с 2008 г.
  145. Материалы диссертации использованы в учебном пособии «Надежность функциональных систем самолетов гражданской авиации», СибГАУ, 2010 г.
  146. Первый заместитель генерального директора
  147. ОАО «Авиакомпания «Краснояр^иё^йалинии):1 ¦•» &bdquo-о о’Ч ' ¦ л., г- а А
  148. ИО руководителя Красноярск^ ?^рУ^ВИР1. А.Г. Зосимов1. В. Г Бондаренко
Заполнить форму текущей работой