Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проектирование рациональных трубчатых стержневых конструкций из полимерных композиционных материалов с учетом конструктивно-технологических особенностей соединений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несоответствие между теоретической и практической эффективностью применения ПКМ в ТСК вызвано наличием в конструкции металлических за-концовок. Снижение массы ТСК идет только за счет замены металла на ПКМ в регулярной части, в то время как законцовки остаются выполненными из металла. Чем выше доля металлических законцовок в ТСК, тем меньше эффект от внедрения ПКМ. Половый А. О., Ендогур А. И… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • Глава 1. ОСОБЕНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТСК ИЗ ПКМ
    • 1. Л. Методика определения прочностных и упругих характеристик многослойного ПКМ
  • Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ ЧАСТИ ТСК ИЗ
    • 2. Л. Определение оптимальных параметров регулярной части
  • ТСК из ПКМ.,
    • 2. ЛЛ. Геометрические параметры регулярной части ТСК из
  • ПКМ
    • 2. Л.2. Структурные параметры регулярной части ТСК из
      • 2. 2. Определение оптимальных параметров регулярной части
  • ТСК из металла
    • 2. 3. Учет нелинейности деформирования материала регулярной части ТСК
    • 2. 4. Определение рациональных параметров регулярной части
  • ТСК с учетом конструктивно-технологических ограничений
    • 2. 5. Оценка точности методики расчета параметров регулярной части ТСК
    • 2. 6. Эффективность применения ПКМ в регулярной части ТСК по сравнению с металлами
  • Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАКОНЦОВОК ТСК ИЗ ПКМ
    • 3. 1. Определение зависимости рациональных параметров типовой законцовки от параметров регулярной части
      • 3. 1. 1. Расчет параметров проушины
      • 3. 1. 2. Расчет параметров фланца
      • 3. 1. 3. Расчет параметров зоны соединения законцовки с регулярной частью
      • 3. 1. 4. Расчет параметров всей законцовки
    • 3. 2. Классификация типовых законцовок ТСК
    • 3. 3. Определение рациональных параметров регулярной части ТСК с учетом конструктивно-технологических особенностей соединений типовых законцовок с регулярной частью
    • 3. 4. Эффективность применения ПКМ в ТСК по сравнению с металлами

Проектирование рациональных трубчатых стержневых конструкций из полимерных композиционных материалов с учетом конструктивно-технологических особенностей соединений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объект исследований.

В настоящее время конструкции из полимерных композиционных материалов (ПКМ) нашли широкое и стабильное применение в различных отраслях техники: гражданской и военной авиации, космической и ядерной технике, судостроении, автомобилестроении, промышленном строительстве и др. [2, 29, 30,32,49,73,94−96].

Полимерный композиционный материал — это неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов, среди которых можно выделить армирующие элементы (наполнитель), обеспечивающие необходимые механические характеристики материала, и полимерную матрицу (связующее), обеспечивающую совместную работу армирующих элементов.

ПКМ обладают высокими удельными физико-механическими характеристиками и рядом других свойств и особенностей, благодаря которым они успешно конкурируют с традиционными конструкционными материалами: металлами и их сплавами. Одной такой особенностью для ПКМ является возможность при проектировании конструкции управлять их физико-механическими свойствами в различных направлениях, что позволяет максимально реализовы-вать заложенный в материале потенциал.

Наиболее значительные достижения по использованию ПКМ получены в авиационной и космической технике, где требуются конструкции, обладающие минимальной массой (при заданной нагрузке). Объем применения ПКМ в конструкции военных самолетов в США вырос от 0,8% массы конструкции в самолете Р-14 (1969 г.) до 26% в самолете А/'-8 В (1982 г.). По прогнозам, объем ПКМ в конструкции пассажирских самолетов в начале XXI века может достигать 65% [2].

К числу наиболее распространенных конструкций из ПКМ относятся трубчатые стержневые конструкции, работающие на растяжение и сжатие, которые являются объектом исследования в данной работе.

Трубчатая стержневая конструкция (ТСК) представляет собой регулярную часть в виде тонкостенной трубы из ПКМ или металла постоянного кольцевого поперечного сечения по длине и присоединенными к ней по обоим торцам металлическими законцовками (рис. 1).

Трубчатая стержневая конструкция.

МЕТАУ1У1 ИЧЕСКАЯ ЗАКОНЦОВКА.

ТРУБА ИЗ ПКМ.

МЕТА/1/1 ИЧЕСКАЯ.

Рис. 1.

Назначение ТСК заключается в том, чтобы воспринимать осевую нагрузку Р по длине Ь и передавать эту нагрузку на присоединенные к ТСК детали или агрегаты.

Регулярная часть ТСК находится в условиях одноосного растяжения или сжатия (см. рис. 1), а именно в подобных конструкциях наиболее высоко проявляется эффективность применения ПКМ, поэтому практически с самого начала использования ПКМ в технике их стали применять в ТСК как в нашей стране, так и за рубежом.

На рис. 2 представлены примеры использования ТСК в авиационной и космической технике [21, 29, 30, 32,49, 54, 64, 73, 78, 94−96]:

— силовые элементы каркаса фюзеляжа самолета: стойки, распорки, раскосы, подкосыА 1 L.

— ферменные элементы лонжеронов и нервюр в крыльях с большой строительной высотой;

— тяги жесткой проводки управления летательного аппарата;

— стержневые элементы ферменного шасси легкого самолета;

— силовые элементы корпуса ракеты;

— ферменные конструкции в космических аппаратах: ферменная платформа, ферменный каркас солнечной батареи, трубчатые стержневые элементы космического радиотелескопа.

Применение ТСК в авиационной и космической технике.

СИЛОВЫЕ стойки. РАСПОРКИ. РАСКОСЫ. ПОДКОСЫ ФЮЙЕЛЯЖА САМОЛЕТА тяги ЖЕСТКОЙ ПРОВОДКИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

СТЕРЖНЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФЕРМЕННОГО ШАССИ /.

ЛЕГКОГО САМОЛЕТА |СЛ.

ФЕРМЕННЫЕ ЛОНЖЕРОНЫ И НЕРВЮРЫ В КРЫЛЬЯХ С БОЛЬШОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ВЫСОТОЙ.

СИЛОВАЯ ФЕРМА Ш1РЕХ0ДН0Г0 ОТСЕКА РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ.

ФЕРМЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ В КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТАХ.

ФЕРМЕННАЯ ПЛАТФОРМА.

ФЕРМЕШ1ЫЙ КАРКАС СОЛНЕЧНОЙ БАТАРЕИ.

ТРУБЧАТЫЕ СТЕРЖНЕВЫЕ &-ЛЕМЕНТЫ КОСМИЧЕСКОГО РАДИОТЕЛЕСКОПА, А в табл. 1 приведены основные параметры, характеризующие ТСК из ПКМ и металлов, и принятые в работе диапазоны их значений.

Таблица 1.

Основные параметры ТСК из ПКМ и металлов и диапазоны их значений Параметр Значение.

Нагрузка Р, Н 1000 — 500 000.

Длина Ь, мм 500 — 2000.

Диаметр трубы Вт, мм 15 — 150.

Толщина стенки трубы 5 т, мм 0,5 — 10,0.

Отношение Вт/5т 15 — 150.

ПКМ: углепластик, стеклопластик, органопластик.

Материал трубы.

Металл: сплавы алюминия, титана, сталь Материал законцовки Металл: сплавы алюминия, титана, сталь.

Актуальность работы.

Внедрение ПКМ в детали и агрегаты авиационной и космической техники позволяет решать одну из важнейших задач в этой области — снижение массы летательного аппарата с целью улучшения его летно-технических характеристик, например, увеличение доли полезной нагрузки, увеличение дальности полета, уменьшение количества топлива и др. В связи с этим необходимо продолжать исследования в области создания конструкций из ПКМ.

В существующих методиках проектирования ТСК из ПКМ главное внимание уделяется расчету параметров регулярной части, т.к. считается, что она составляет основную часть конструкции по отношению к законцовкам.

Сравнение удельной прочности и жесткости между ПКМ и металлическими сплавами показывает, что теоретически масса конструкции из ПКМ должна быть меньше аналогичной конструкции из металла в 2−3 раза [13, 21, 27, 30″ .

На практике применение ПКМ в ТСК позволяет получить выигрыш в массе конструкции значительно ниже теоретического: 20 — 40% [64, 94−96].

Несоответствие между теоретической и практической эффективностью применения ПКМ в ТСК вызвано наличием в конструкции металлических за-концовок. Снижение массы ТСК идет только за счет замены металла на ПКМ в регулярной части, в то время как законцовки остаются выполненными из металла. Чем выше доля металлических законцовок в ТСК, тем меньше эффект от внедрения ПКМ.

Соотношение массы законцовок и регулярной части ТСК зависит от заданной нагрузки, используемых материалов, а также от конструктивно-технологических особенностей соединения типовых законцовок с регулярной частью.

Таким образом, для проектирования ТСК из ПКМ минимальной массы является актуальным создание методики, учитывающей влияние конструктивно-технологических особенностей металлических законцовок на проектируемые параметры ТСК.

Цель работы.

Целью работы является создание методов проектирования ТСК из ПКМ минимальной массы.

Для достижения заданной цели решались следующие задачи работы:

— создание методики проектирования рациональных ТСК из ПКМ с учетом конструктивно-технологических особенностей соединений типовых законцовок с регулярной частью;

— разработка алгоритмов и программ для проектирования ТСК из ПКМ с использованием электронно-вычислительных машин (ЭВМ);

— проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области проектирования, расчета и изготовления ТСК из ПКМ;

— сравнение рациональных ТСК из ПКМ с ТСК из металлов и определение области целесообразного применения ПКМ.

Достоверность и обоснованность работы.

Исследования вопросов проектирования ТСК из ПКМ, проведенные в работе, базируются на большом объеме информации в на) Д1но-технической литературе, авторами которой являются как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Теория упругости слоистого анизотропного тела, критерии прочности ПКМ, основы расчетов, проектирования и технологии изготовления элементов конструкций из ПКМ и их соединений, методы испытаний слоистых пластиков (исследование механических, физических, тепловых, электрических, химических свойств), вопросы устойчивости стержня и цилиндрической оболочки при действии сжимающей осевой нагрузки рассмотрены в работах таких известных ученых как Ал футов H.A. [3, 4, 27], Андриенко В. М. [5, 6], Бажанов В. Л. [7], Васильев В. В. [13, 27, 47, 48], Воробей В. В. [15], Гайдачук В. Е. [44, 53, 59], Зиновьев П. А. [4, 27], Иерусалимский K.M. [5], Карпов Я. С. [44, 53, 55, 59], Мал-мейстер А.К. [39, 40], Молодцов Г. А. [84], Образцов И. Ф. [47], Работнов Ю. Н. [63], Сироткин O.e. [15], Тарнопольский Ю. М. [27, 77, 78], Тетере Г. А. [39, 40, 79], Тимошенко СП. [80, 81], Усюкин В. И. [82], Царахов Ю. С. [89, 90], а также Браутман Л., Крок П., Хилл Р., Хоффман О., Чамис К. [28−32, 46, 72, 73] и др.

Влияние углов армирования на несущую способность стержней, а также явление продольного растрескивания сжимаемых стержней исследовали Данилова И. Н. [19], Хитров В. В., Катаржнов Ю. И., Тарнопольский Ю. М. [77, 78, 86, 87], Смердов A.A. [70-.

В вышеуказанных работах подробно изучены основные формы потери не-суш-ей способности регулярной части (трубы) ТСК:

— исчерпание прочности материала трубы;

— общая потеря устойчивости трубы;

— местная потеря устойчивости трубы;

— продольное растрескивание трубы по форме «китайского фонарика» .

Разработаны методики расчета прочностных и упругих характеристик многослойных ПКМ [4, 6, 27,47].

Методики определения оптимальных параметров сжимаемых трубчатых стержней и оболочек из ПКМ изложены в работах Рикардса Р. Б. [8, 51, 65−67], Возяковой Л. С. [64], Годеса Я Ю. [16], Карпова Я. С. [55], Кноелла А. [30], Малмейстера А. К. [39, 40], Мааса Д. П. [38], Штеффлера Г. [94], Щербакова В. Т. [95, 96], из металлов — в работах Астахова М. Ф. [71], Киселева В. А. [24], Шэн-лиФ.Р. 93].

В данных методиках практически не рассматриваются вопросы проектирования регулярной части с учетом накладываемых на ее параметры конструктивно-технологических ограничений, а также влияние особенностей соединений типовых законцовок.

В области проектирования, расчета и испытания соединений в конструкциях из ПКМ представлены работы Бокина М. Н. [12], Васильева В. В. [27, 48], Воробей В. В. и Сироткина О. С. [15], Зайцева Г. П. [22], Карпиноса Д. М. [23], Гайдачука В. Е., Карпова Я. С. и Щербакова В. Т. [33, 53, 55, 59, 95, 96], Кузнецова В. М., [34], ПелехаБ. Л. [50], Попова Ю. И. и Резниченко В. И. [52], Степа-нычеваЕ.И. [75], Фрейдина A.C. [83], Хрулева В. М. [88], Царахова Ю. С. [89, 90].

Проектирование элементов соединений конструкций из металлов рассмотрены Биргером И. А. [11], Житомирским Т. Н. [21], Лещиным A.B. и Поповым Ю. И [36], Ендогуром А. И, [54], Захаровым В. А. [56], Пановко Я. Г. [60−62], Рудициным М. Н. [68], Тимошенко СП. [80, 81].

В каждой из вышеперечисленных работ приводятся методики проектирования отдельных элементов законцовки: проушины, фланца, зоны соединения законцовки с регулярной частью. Методика же «целостного» проектирования всей законцовки отсутствует. Также не выявлена взаимосвязь между параметрами регулярной части и законцовки.

Классификация соединений в конструкциях из ПКМ приводится в работах Воробей В. В. и Сироткина О С. [15], Царахова Ю. С. [89, 90].

Классификация типовых зон соединения законцовок с регулярной частью приводится в работах Карпова Я. С. [33, 55].

Конструктивные особенности других элементов законцовок: типы фланцев, исполнение наконечника законцовки, исполнение проушины и т. д. не систематизированы. Также не выявлен количественный параметр, который определял бы зависимость массы законцовки от ее конструктивно-технологических особенностей.

Таким образом, наукой накоплена обширная информация в области расчета, проектирования и изготовления ТСК из ПКМ, которая, однако, является разрозненной, находится в различных источниках и не позволяет проводить комплексное проектирование конструкции с учетом взаимного влияния составляющих ее элементов: регулярной части и законцовок, что в конечном итоге снижает лгачес/иво разработки, увеличивает время и трудоемкость щооктщю-вания. Немаловажной также является задача реализации имеющихся методов проектирования ТСК в виде программных средств, работающих на ЭВМ.

На защиту выносятся.

Автор защищает следующие основные положения работы:

1. Методика проектирования ТСК из ПКМ с учетом влияния конструктивно-технологических особенностей соединений типовых законцовок с регулярной частью на проектируемые параметры ТСК.

2. Методика определения рациональных параметров регулярной части ТСК из ПКМ с учетом конструктивно-технологических ограничений, накладываемых на параметры регулярной части.

3. Методика определения массы типовых законцовок в зависимости от параметров регулярной части ТСК.

4. Классификация типовых законцовок ТСК из ПКМ.

5. Алгоритмы и программы для проектировочных расчетов параметров ТСК из ПКМ на ЭВМ.

Основные результаты докладывались и обсуждались:

— на Международном семинаре-выставке (г. Киев, Украина) в 1999 г.;

— на заседании НТС кафедры проектирования самолетов Московского государственного авиационного института в 1999 г.;

— на заседании НТС отделения по композиционным материалам ФГУП ОНПП «Технология» в 1999 г.

Публикации.

Основные материалы опубликованы в следующих работах:

1. Половый А. О., Ендогур А. И. Проектирование трубчатых стержневых конструкций из полимерных композиционных материалов с учетом конструктивно-технологических особенностей // Современные материалы, технологии, оборудование и инструменты в машиностроении: Тезисы докладов Международного семинара-выставки 20−23 апр. 1999. — Киев: ATM Украины, 1999. -С. 104- 105.

2. Создание основ проектирования и изготовления интегральных кессонов из полимерных композиционных материалов для перспективной авиационной техники: Отчет о НИР (промежуточный) / Обнинское научи, произв. предпр. (ОНПП) «Технология» — Руководитель Климакова Л. А. — 12−241 960 001- Гос. Per. № У82 699- Инв. № Г35 659. — Обнинск, 1996. — 126 с.

3. Исследование методов интеграции конструктивных элементов и агрегатов из полимерных композиционных материалов для перспективной авиационной техники: Отчет о НИР (заключительный) / Обнинское научи, произв. предпр. (ОНПП) «Технология» — Руководитель Климакова Л. А. — 12−240 970 001- Гос. Per. № У82 700- Инв. № Г35 660. — Обнинск, 1997. — 123 с.

4. Создание прецизионных конструкций из углепластиков для уникальных крупногабаритных изделий космического применения: Отчет о НИР (заключительный) / Обнинское научи, произв. предпр. (ОНПП) «Технология» — Руководитель Буш A.B. — 12−240 970 001- Гос. Per. № У82 701- Инв. № Г35 661. — Обнинск, 1997. — 191 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.C. Прикладные методы расчета оболочек и тонкостенных конструкций. М.: Машиностроение, 1968. — 402 с.
  2. Авиастроение (Итоги науки и техники. ВИНИТИ АН СССР) / Под ред. Егера СМ. и Румянцева СВ. // Самолетостроение за рубежом / Егер СМ. и др. М.: ВИНИТИ, 1986. — Т. 9. — 266 с.
  3. Ал футов H.A. Основы расчета на устойчивость упругих систем. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1991. — 336 с: ил.
  4. H.A., Зиновьев П. А., Попов Б. Г. Расчет многослойных пластин и оболочек из композиционных материалов. М.: Машиностроение, 1984. -264 с: ил.
  5. В.Л. и др. Сопротивление стеклопластиков. М.: Машиностроение, 1968. — 304 с.
  6. Н.В., Кобелев В. В., Рикардс Р. Б. Оптимизация элементов конструкций из композиционных материалов, М.: Машиностроение, 1988. -224 с: ил.
  7. Л.Г., Киреев В. А. Влияние нагрева на устойчивость стеклопластиковых оболочек при осевом сжатии. Механика полимеров, 1 972.-№ 5.-с. 838−845.
  8. Л.Г., Джанхотов CO., Наумов И.М Критические напряжения сжатых цилиндрических оболочек из ортотропных слоев с различной ориентацией. Механика полимеров, 1973. — К" 4. — с. 684 — 690.
  9. Биргер И. А, и др. Расчет на прочность деталей машин: Справочник / Биргер И. А., Шорр Б. Ф., Иосилевич Г. Б. 3-е изд., перераб. и доп. — М: Машиностроение, 1979. — 702 с: ил.
  10. М.Н., Мешков Е. В., Полтавцев В. В. Клеемеханический метод соединения конструкций. Механика композитных материалов, 1981. — № 6. -с. 976−981.
  11. В.В. Механика конструкций из композиционных материалов. М.: Машиностроение, 1988. — 272 с: ил.
  12. Ю.В., Василькова H.H. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. — 256 с: ил.
  13. В.В., Сироткин О. С Соединения конструкций из композиционных материалов. Л.: Машиностроение, 1985. — 168 с.
  14. Я.Ю., Почтман Ю. М., К вопросу о выборе оптимальных параметров цилиндрической стеклопластиковой оболочки при осевом сжатии. -Механика полимеров, 1972. № 5. — с. 945 — 946.
  15. Э.И., Кабанов В. В. Устойчивость оболочек. М.: Наука, 1978.-360 с.
  16. B.C., Лущик В. В., Урбанский СВ. Исследование влияния некоторых технологических и геометрических факторов на свойства стеклопластика. Механика полимеров, 1967. — № 1. — с. 99 — 103.
  17. В.П., Аккуратов И. Л., Оленин И. Г. Конструктивные особенности составных металлокомпозитных стержней рам и ферм // Авиационная промышленность. 1997. — № 3 — 4. — с. 9 — 11.
  18. Композиционные материалы: В 8-ми т. Пер. с англ. / Под. ред. Браутмана Л. и Крока Р. // Анализ и проектирование конструкций / Под ред. Чамиса К. М.: Машиностроение, 1978. — Т. 7. — Часть 1. — 342 с: ил.
  19. Композиционные материалы: В 8-ми т. Пер. с англ. / Под. ред. Браутмана Л. и Крока Р. // Анализ и проектирование конструкций / Под ред. Чамиса К. М.: Машиностроение, 1978. — Т. 8. — Часть 2. — 264 с: ил.
  20. Композиционные материалы в конструкции летательных аппаратов: Сборник статей / Под. ред. Абибова А. Л. М.: Машиностроение, 1975. — 272 с.
  21. В.М. Экспериментальное исследование устойчивости стеклопластиковых цилиндрических оболочек под действием осевого сжатия при длительном нагружении. Механика полимеров, 1973. -№ 4. — с. 710−713.
  22. A.B., Попов Ю. И. Конструирование узлов планера самолета: Учебное пособие по курсовому проектированию / Под ред. Попова Ю. И. М.: Изд-во МАИ, 1992. — 104 с: ил.
  23. В.Т., Пяткин В. А. Проектирование тонкостенных конструкций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1985. — 344 с: ил.
  24. А.К., Тамуж В. П., Тетере Г. А. Сопротивление жестких полимерных материалов. 2-е изд., перераб. и доп. — Рига: Зинатне, 1972. — 500с.
  25. А.К., Тамуж В. П., Тетере Г. А. Сопротивление полимерных и композитных материалов. 3-е изд., перераб. и доп. — Рига: Зинатне, 1980. — 572 с.
  26. И.С., Тарасова А. Г. К устойчивости слоистой цилиндрической оболочки с транвенсально-изотропным заполнителем при осевом сжатии. Механика полимеров, 1975. — № 3. — с. 477 — 481.
  27. Г. Й., Попов В. Б., Салчев Л. Ц., Устойчивость линейно-вязкоупругих стержней из полимерных материалов с переменным поперечным сечением. Механика полимеров, 1973. — № 3. — с. 540 — 546.
  28. Методы расчета оболочек. Т. 4. Теория оболочек переменной жесткости / Григоренко Я. М., Василенко А. Т. Киев: Наукова думка, 1981.544 с.
  29. Механика волокнистых композиционных материалов: Учеб. пособие / Гайдачук В. Е., Карпов Я. С., Русин М. Ю. Харьков: Харьк. авиац. ин-т, 1991. -98 с.
  30. И.Е., Трушин СИ. Расчет тонкостенных конструкций. -М.: Стройиздат., 1989. 200 с: ил.
  31. Неупругие свойства композиционных материалов: Пер. с англ. / Под ред. К. Гераковича. М.: Мир, 1978. — 296 с.
  32. И.Ф., Васильев В. В., Бунаков В. А. Оптимальное армирование оболочек вращения из композиционных материалов. М.: Машиностроение, 1977. — 144 с.
  33. Основы проектирования и изготовления конструкций летательных аппаратов из композиционных материалов: Учебное пособие / Васильев В. В. и др. М.: МАИ, 1985. — 218 с: ил.
  34. Патент 2 446 180 Франция от 15.01.79., заявка 863. Заявитель: SOCIETE NATION ALE IDUSTRIELLE AEROSPATIALE (FR). Изобретатель: JACQUES MIALON. Тяга управления.
  35. .Л., Когут И. С., Голынский Я. И., Когут Н. С. Исследование прочности клеевого соединения цилиндрических элементов из металла и армированного пластика. Механика композитных материалов, 1985. — № 2. -с. 3 12−3 15.
  36. И.С., Рикардс Р. Б. Оптимизация стержня с переменным модулем упругости. Механика полимеров, 1974. — № 2. — с. 277 — 284.
  37. Ю.И., Резниченко В. И. Проектирование и изготовление узлов и деталей планера самолета из композиционных материалов: Учебное пособие по курсовому проектированию. М.: Изд-во МАИ, 1994. — 68 с: ил.
  38. Проектирование и конструкции летательных аппаратов из композиционных материалов: Учеб. пособие по курсовому и дипломному проектированию / Гайдачук В. Е., Карпов Я. С. Харьков: Харьк. авиац. ин-т, 1986. 98 с.
  39. Проектирование конструкций самолетов: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Самолетостроение» / Войт Е. С., Ендогур А. И., Мелик-Саркисян З.А., Алявдин И. М. М.: Машиностроение, 1987. -416 с: ил.
  40. Проектирование и конструирование стержней из композиционных материалов: Учеб. пособие по курсовому и дипломному проектированию / Карпов Я. С. Харьков: Харьк. авиац. ин-т, 1996. — 40 с.
  41. Проектирование подвижных самолетных агрегатов из композиционных материалов: Учеб. пособие / Захаров В. А. М: МАИ, 1991. -48 с: ил.
  42. Проектирование, расчет и испытания конструкций из композиционных материалов // Руководящие технические материалы ЦАГИ. М.: ЦАГИ, 1976. -Вып. 5. — с. 3 — 9.
  43. Проектирование самолетов: Учебник для вузов / Егер СМ., Мишин В. Ф., Лисейцев Н. К. и др. Под ред. Егера СМ.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1983. — 616 с.
  44. Проектирование соединений элементов конструкций летательных аппаратов: Учеб. пособие / Гайдачук В. Е., Карпов Я. С, Корженевский A.B., Пильник А. Ф. Харьков: Харьк. авиац. ин-т, 1983. — 103 с.
  45. Прочность, устойчивость, колебания: Справочник в 3-х т. / Под ред. Биргера И. А. и Пановко Я. Г. М.: Машиностроение, 1968. — Т. 1. — 832 с.
  46. Прочность, устойчивость, колебания: Справочник в 3-х т. / Под ред. Биргера И. А. и Пановко Я. Г. М.: Машиностроение, 1968. — Т. 2. — 464 с.
  47. Прочность, устойчивость, колебания: Справочник в 3-х т. / Под ред. Биргера И. А. и Пановко Я. Г. М.: Машиностроение, 1968. — Т. 3. — 568 с.
  48. Ю.Н. Механика деформируемого твердого тела. Учеб. Пособие для вузов. — 2-е изд., испр. — М.: Наука, 1998. — 712 с.
  49. Р.Б. Метод конечных элементов в теории оболочек и пластин. Рига: Зинатне, 1988. — 284 с.
  50. Р.Б. Об оптимальной сжатой круговой цилиндрической оболочке. Механика полимеров, 1973. — № 5. — с. 944 — 947.
  51. Р.Б., Тетере Г. А. Устойчивость оболочек из композитных материалов. Рига: Зинатне, 1974. — 310 с.
  52. М.Н. Справочное пособие по сопротивлению материалов / Под общ. Ред. Рудицина М. Н. Минск: Вышейшая школа, 1970. — 630 с: ил.
  53. A.M., Бельчич Б. И., Костылев В. В., Оноприенко В. А. Статистический анализ некоторых характеристик цилиндрических оболочек, выполненных из стеклопластика. Механика полимеров, 1973. — № 5. -с. 906 — 910.
  54. A.A. Разрушение композитных труб по форме «китайского фонарика» при нагрузке весового типа. Механика композитных материалов, 1 999.-№ 3.-с. 319−324.
  55. Справочная книга по расчету самолета на прочность. Астахов М. Ф., Караваев A.B., Макаров С. Я., Суздальцев Я. Я. М.: Оборонгиз. — 1954. — 708 с.
  56. Справочник по композиционным материалам: В 2-х кн. Кн. 1 / Под. ред. Дж. Любина- Пер. с англ. Геллера А. Б. и др.- Под. ред. Геллера Б. Э. М.: Машиностроение, 1988. — 448 с: ил.
  57. Справочник по композиционным материалам: В 2-х кн. Кн. 2 / Под. ред. Дж. Любина- Пер. с англ. Геллера А. Б. и др .- Под. ред. Геллера Б. Э. М.: Машиностроение, 1988. — 584 с: ил.
  58. Справочник по сопротивлению материалов / Писаренко Г. С., Яковлев A.n., Матвеев В.В.- Отв. ред. Писаренко Г. С. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Наук, думка, 1988. — 736 с.
  59. Е.И. и др. Исследование деформативности композитных стержней с концевой арматурой для ферменных конструкций. Механика композитных материалов, 1989. — № 2. — с. 291 — 297.
  60. С.Н., Микишева В. И. Устойчивость цилиндрических оболочек из стеклопластика с упругим заполнителем при действии осевого сжатия, внешнего давления и кручения. Механика полимеров, 1974. — № 2. -с. 484 — 489.
  61. Ю.М. Расслоение сжимаемых стержней из композитов. Механика композитных материалов, 1979. — № 2. — с. 331 — 337.
  62. Ю.М., Хитров В. В. Стержни из композитов для ферменных конструкций. Механика композитных материалов, 1986. — № 2. -с. 258 — 268.
  63. Г. А. Сложное нагружение и устойчивость оболочек из полимерных материалов. Рига: Зинатне, 1969. — 336 с.
  64. СП. Сопротивление материалов. М.: Наука, 1965. — Т. 1. -364 с.
  65. СП. Устойчивость стержней, пластин и оболочек. М.: Наука, 1971.-807 с.
  66. В.И. Строительная механика конструкций космической техники: Учебник для студентов втузов. М.: Машиностроение, 1988. -392 с: ил.
  67. Фрейдин А. С Прочность и долговечность клеевых соединений. Изд. второе. — М.: Химия, 1981. — 272 с.
  68. Формостабильные и интеллектуальные конструкции из композиционных материалов / Молодцов Г. А., Биткин В. Е., Симонов В. Ф., Урмансов Ф. Ф. М.: Машиностроение, 2000. — 352 с: ил.
  69. Д. Прикладное нелинейное программирование. М.: Мир, 1975. — 534 с.
  70. В.В., Катаржнов Ю. И. Влияние угла армирования на несущую способность сжимаемых намоточных стержней. Механика композитных материалов, 1979. — № 4. — с. 611 — 616.
  71. В.В., Катаржнов Ю. И. Технологические способы повышения несущей способности сжимаемых стержней из композитов. Механика композитных материалов, 1985. — № 2. — с. 316 — 322.
  72. В.М. Синтетические клеи и мастики. М.: Высшая школа, 1970. — 368 с.
  73. Ю.С. Вопросы конструирования клеевых соединений элементов из полимерных композиционных материалов. В сб.: Технология. Сер. Конструкции из композиционных материалов, 1991, вып. 2, с. 25−29.
  74. Ю.С. Конструирование соединений элементов ЛА из композиционных материалов (адгезионные соединения): Учеб. пособие/ МФТИ. М.: МФТИ, 1980. — 82 с.
  75. О.Г. Конструирование изделий из композиционно-волокнистых материалов. Д.: Машиностроение, Ленингр. отделение, 1984. -140 с: ил.
  76. Численные методы (анализ, алгебра, обыкновенные дифференциальные уравнения). Бахвалов Н. С. М.: Наука, 1975. — 632 с.
  77. В.Т. Анализ несущей способности тонкостенных трубчатых стержней из композитных материалов. Механика композитных материалов, 1983. — № 2. — с. 296 — 302.
Заполнить форму текущей работой