Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подростковая наркомания как форма девиантного поведения: на материалах Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России различные аспекты девиаций и девиантных практик, в том числе молодежи, изучались и изучаются рядом исследователей, среди них: Я. И. Гилинский, А. Г. Здравомыслов, Е. В. Змановская, В. Н. Иванов, В. М. Коган, В. В. Корченов, Ю. А. Клейберг, Д. С. Клементьев, В. Н. Кудрявцев, JI.A. Ланцова, А. Е. Личко, А. Г. Маслова, И. В. Маточкин, С. П. Татарова, A.A. Реан, Л. Б. Шнейдер, Т. В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Подростковое девиантное поведение: теоретикометодологические аспекты исследования
    • 1. 1. Подростки как объект социологического анализа
    • 1. 2. Девиантное поведение подростков как нарушение процесса социализации
  • Глава II. Подростковая наркомания в современной России: сущность и особенности проявления
    • 2. 1. Подростковая наркомания как форма девиантных практик
    • 2. 2. Тенденции развития подростковой наркомании в Московской области (по материалам социологических исследований)

Подростковая наркомания как форма девиантного поведения: на материалах Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется, во-первых, широким распространением девиантного поведения в современном мире. В ситуации кризиса девиантность становится широко распространенным способом адаптации отдельных индивидов и социальных групп к быстро изменяющимся общественным условиям. В настоящее время сформировались несколько негативных тенденций, отражающих динамику социальных девиаций, а именно: а) рост количества индивидуальных девиацийб) в связи с интенсивным развитием информационно-коммуникативных технологий появились новые виды социальных девиаций: компьютерная, игровая и интернет-зависимости, кибер-преступления и др.- в) активно формируются маргинальные субкультуры, такие как молодежно-экстремистская, наркоманическая, криминальная и др., которые постепенно глобализируются, например, в форме международного нелегального рынка наркотических средств.

Во-вторых, серьёзную опасность для любой страны, независимо от ее географического положения, политического строя и социально-экономического благосостояния сегодня представляет наркоугроза. Проблема наркомании в Российской Федерации, паразитируя на недостатках и слабостях в организации социальной и экономической жизни, воспитания и образования, является одной из главнейших среди социальных проблем, стоящих перед обществом и властью, наряду с коррупцией, безработицей и преступностью. В 2007 г. на государственном учете в России состояло около 540 тыс. человек, которые или больны наркоманией, или регулярно употребляют наркотики с болезненными последствиями. Согласно международным методикам расчета, реальное количество наркозависимых составляет примерно в 5 раз большую величину, то есть 2,0−2,5 млн. человек или почти 2% населения страны. Процент населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, в нашей стране в среднем в 5−8 раз превышает соответствующий уровень в странах Европейского Союза. По данным ООН,.

Россия по этому показателю входит в число лидирующих стран1. До 90% наркозависимых в нашей стране потребляют наркотики опийной группы, более половины из них — тяжелые наркотики (афганский героин). Как показывает клиническая практика, те, кто регулярно принимают героин, умирают через 5−7 лет. Это означает, что ежегодно в России от приема наркотиков умирает, только по официальным данным, порядка 10 тысяч человек. По некоторым экспертным оценкам эта цифра составляет до 30 тысяч человек (в подавляющем числе случаев — молодых людей), что в 2 раза больше, чем число погибших за все 10 лет войны СССР в Афганистане. Сверхвысокая смертность больных наркоманией при их стабильном общем числе означает наличие систематического притока новых больных вместо выбывающих по смерти, то есть, контингент обновляется каждые 6−7 лет: рекрутирование наркоманов, в основном среди молодых людей, идет полным ходом2.

В-третьих, до половины ставящихся на учет наркоманов и токсикоманов в Российской Федерации являются несовершеннолетними. Этот факт имеет принципиальное значение, поскольку масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос будущее значительной части молодежи, социальную стабильность российского общества уже в ближайшей перспективе. Финансово-экономический кризис вызвал ухудшение наркологической ситуации в стране: в наркосети затягиваются самые незащищенные слои населенияподростки 12−15 лет.

В-четвертых, актуальность темы исследования наркомании в Московской области обусловлена тем, что за последние 12 лет число.

1 По словам итальянского социолога, в 1997 — 2001 гг. Исполнительного директора Управления по наркотикам и преступности ООН (в ранге заместителя Генерального секретаря ООН) Пино Арлакки: «.после США и Евросоюза Россия стала третьим по объему наркорынком мира» // Интернет-ресурс / Америка вывела нас в лидеры по наркопотреблению // http://news.km.ru/top.

2 Директор ФСКН В. П. Иванов «О наркоситуации в Российской Федерации: новые вызовы и угрозы» // http://www.fskn.gov.ru/ больных наркоманией в Подмосковье выросло в 9 раз1. Сырьевая ориентация нашей экономики вытеснила на социальную периферию значительные сегменты отечественных специалистов и квалифицированных рабочих перерабатывающих отраслей, научно-технологического и военно-промышленного комплексов, развитых в Московской области, что лишило их и вступающую в жизнь молодежь возможностей достойной профессиональной самореализации, сформировав, тем самым, потенциальный рынок сбыта производимых за рубежом (тяжелых) наркотиков. Кроме того, в Подмосковье проживает большое количество приезжего населения из стран т.н. наркотрафика (Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан, Грузия), оказывающих существенное влияние на рост употребления наркотиков в регионе.

В-пятых, сложность проблемы подростковой наркомании во многом определена наличием развитого наркобизнеса в России, который стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. По данным УВД Московской области, к распространению наркотических средств в Подмосковье все больше привлекаются подростки из семей с низким уровнем жизни, которые таким образом пытаются поправить материальное положение семьи. В Московской области распространение наркотиков зачастую происходит через систему развлекательных клубов (центров) и мероприятий — на шоу-концертах, фестивалях, спортивных мероприятиях происходит большое скопление подростков, молодежи, которых сложно контролировать. Рост употребления подростками наркотических средств ведет к снижению их качественных характеристик — ухудшению физического, психического и социального здоровья.

Таким образом, сегодняшнее состояние подростковой наркомании в российском обществе в целом и Московской области, в частности, показывает, что значительная часть нашей молодежи лишается будущего.

1 Помоги сказать «НЕТ»: Рекомендации по профилактике наркомании. / Холостова Е. В., Чубукова О. В., Шевченко Е. В. — Подольск: Министерство по делам печати и информации Московской области. «Полезная библиотека», 2007. — С. 7.

Это ставит социальную стабильность и безопасность нашей страны уже в ближайшем будущем под угрозу. Всеми этими обстоятельствами и факторами предопределяется актуальность и значимость избранной темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема девиантности, девиантного поведения носит междисциплинарный характер и находится на стыке социологии, психологии, медицины, биологии, педагогики, юриспруденции. Первоначально она была выделена в социологических и криминологических трудах, как зарубежных, так и отечественных ученых (М. Вебер, Э. Дюргкгейм, И. С. Кон, А. Коэн, В. Т. Лисовский, Р. Мертон, Н. Смелзер, Э. Фромм и др.), анализировавших различные грани проблемы существования человека в мире. Социологический подход рассматривает девиантное поведение, как отклонение от социальной нормы. Девиантность при этом связывается с состоянием дисфункциональности социальных институтов, неэффективностью существующих социальных норм и невозможностью удовлетворения социальных потребностей «нормальным способом». Другая концепция в рамках социологического подхода основана на анализе девиации как определенной матрицы поведения и нашла свое отражение в работах К. Манхейма, П. Штомпки, П. Бергера и др. Девиантность в данном случае интерпретируется в контексте определенной субкультуры, системы ценностей и образцов поведения и связывается с вариативностью поведения в современном плюралистическом обществе.

Вопросам социализации и адаптации молодежи и подростков в современном социуме посвящены труды многих отечественных и зарубежных исследователей: А. Бандуры, Н. В. Жигалис, В. Г. Казанской, Дж. К. Коулмена, Ф. З. Лафишевой, А. Маслоу, A.B. Мудрика, Н. Л. Смакотиной,.

B.C. Собкина, C.B. Соколова, Т. Г. Стефаненко, А. Тоффлера, Э. Эриксона, В. А. Ядова и др1.

В России различные аспекты девиаций и девиантных практик, в том числе молодежи, изучались и изучаются рядом исследователей, среди них: Я. И. Гилинский, А. Г. Здравомыслов, Е. В. Змановская, В. Н. Иванов, В. М. Коган, В. В. Корченов, Ю. А. Клейберг, Д. С. Клементьев, В. Н. Кудрявцев, JI.A. Ланцова, А. Е. Личко, А. Г. Маслова, И. В. Маточкин, С. П. Татарова, A.A. Реан, Л. Б. Шнейдер, Т. В. Шипунова, М. Ф. Шурупова и др2. В отечественной научной литературе проблемы девиантного поведения часто связывают с «трудными» подростками, которые представляют собой группу социального риска в силу сложностей переходного возрастапротиворечий, обусловленных изменением механизмов социального контроля: самоконтроль поведения, характерный для взрослых, еще не сложился, а «детские» формы контроля уже не действуют. Особенности подросткового возраста в русле культурно-исторической теории рассмотрены в трудах Б. Заззо, П. П. Блонского, Л. И. Божович, Н. И. Крылова, H.H. Толстых и др.

Социологические исследования наркомании представлены в работах Я. И. Гилинского, В. В. Дунаевского, Л. Е. Кесельмана, И. Н. Кириллова,.

1 Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. -M., 1999; Жигалис Н. В. Тендерные особенности социализации: на примере девиантных подростков: Дис.. канд. психол наук. — М., 2003; Лафишева Ф. З. Социализация личности подростка природными и эстетическими средствами: Автор, дис. .канд. пед. наук. — Карачаевск, 2006; Мудрик A.B. Социализация человека. — М., 2004. Смелзер Н. Социология / Науч. ред. изд. на рус. яз. В. А. Ядов. — М., 1994; Стефаненко Т. Г. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4- Собкин B.C. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. — М., 1998; Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000 и др.

2 Введение в социологию: Материалы к лекциям / Под ред. Д. С. Клементьева, А. Г. Масловой. — M., 2002; Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк // Рубеж: альманах социальных исследований-1992. № 2- Он же. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — Изд.2-е. — М., 1998; Он же. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — СПб., 2004; Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. — СПб., 2010; Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. — 1995. — № 2- Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения.- М., 2004; Корченов В. В. Социальное регулирование девиаций: структура, процессы. — М., 2000; Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. — М., 1998; Ланцова Л. А., Шурупова М. Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. — 1993. — № 4- Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. — Л., 1983; Татарова С. П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям: Автореф. дисс. .д-ра социол. наук. — Улан-Удэ, 2007; Шипунова Т. В.

Введение

в синтетическую теорию преступности и девиантности. — СПб., 2003; Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — 2-е изд. — М., 2007 и др.

Ф.Э.Шереги и др.1 Масштабы и особенности приобщения российской молодежи к наркотикам осмысливаются в широком диапазоне разными учеными: социальные аспекты наркомании освещаются С. И. Билкеем, С. К. Бондыревой, O.A. Голосновым, М. Г. Мацкевич, П. А. Мейлас, у.

М.Е.Поздняковой, B.JI. Харсеевой — особенности подросткового наркотизма исследуются в работах Ю. В. Верминенко, Г. П. Гвоздела, Э. А. Колесниковой, М.М. Русаковой3- в трудах P.P. Гарифулина, A.A. Габиани, А. Е. Личко, Н. А. Сироты разрабатываются механизмы практической работы с лицами, принимающими наркотики4- вопросы организации комплексной программы профилактики употребления наркотиков изучают Е. В. Аверина, С. Б. Вайсов, М. В. Еремин, В. П. Кветков, Д. В. Колесов, A.C. Миронов, В. А. Овчаренко, B.C. Хомик и др5. Молодежную наркоманию как явление и объект изучения такие ученые, как Ю. В. Верминенко, Я. И. Гилинский, В. О. Елхин,.

1 Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений" — Дунаевский В. В. Наркомания и токсикомания. — Л., 1990; Кесельман Л. Е., Мацкевич М. Г. Социальное пространство наркотизма. — СПб., 2001; Кириллов И. Н., Шиленко Ю. В. Отношение учащихся к употреблению спиртных напитков и токсических веществ // Социологические исследования. -1992. — № 4- Шереги Ф. Э. Социология девиации: прикладные исследования, — М., 2004.

2 См.: Билкей С. И. Наркомания как социокультурный феномен: особенности проявления в России: На примере Тюменской области: Дис. .канд. социол. наук. — М., 2003; Бондарева C.K. Наркотизм (природа и преодоление) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.- Воронеж, 2006; Голоснов O.A. Молодежная наркомания в трансформированном российском обществе: состояние проблемы и пути ее решения: Дис.. канд. социол. наук: Ростов-н/Д. — 2004; Мацкевич М. Г. Наркотизм как предмет социологического исследования: Автореф. .канд. социол. наук. — СПб., 2006; Мейлас П. А. Социальная рефлексия наркотической ситуации в Санкт-Петербурге. Автореф. .канд. социол. наук. — СПб., 2007; Социологический анализ девиантного интернет-поведения: криминология, наркотизация, алкоголизация. / Под ред. М. Е. Поздняковой. — М., 2007; Харсеева В. Л. Социально-деструктивная роль молодежной наркомании в современном российском обществе: Дис. канд. социол. наук. — Краснодар, 2005.

3 Верминенко Ю. В. Подростковый наркотизм: Социальный анализ и профилактика: На примере Санкт-Петербурга: Дис.. канд. социол. наук. — СПб., 2000; Гвоздела Г. П. От чего зависит наркотизация российских школьников // ЭКО — 2008. № 5- Русакова M.M. Молодежный наркотизм в условиях крупного города: социологический анализ: Дис. канд. социол. наук. — СПб., 2002.

4 Гарифулин P.P. Скрытая профилактика наркомании // Практическое руководство для педагогов и родителей. — M., 2002; Габиани A.A. Кто такие наркоманы? // Социологические исследования. — 1992. — № 9- Личко А. Е., Битенский B.C. Подростковая наркомания: Руководство для врачей. — Л., 1991; Сирота H.A. и др. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. — M., 2001.

5 Аверина Е. В. Профилактика наркомании в российской школе: Дис. канд. пед. наук. — M., 2003; Вайсов С. Б. Наркотическая и алкогольная зависимость. Практическое руководство по реабилитации детей и подростков. — СПб., 2008; Еремин M.B. Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта у детей и подростков: Дис.. канд. пед. наук. — Самара, 2003; Кветков В. П. Противостояние наркомании, алкоголизму, СПИДу. Размышление на актуальные темы. — Курган, 2003; Колесов Д. В., Козаков Л. Х., Плешкова Г. В. Профилактика наркоманий и токсикоманий среди школьников, — М., 1992; Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание. — М.- Воронеж, 2001; Миронов A.C. Педагогическая профилактика наркомании и токсикомании среди военнослужащих частей ВВС ВМФ: Дис.. канд. пед наук. — M., 2003; Романова Д. В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей // Вопросы наркологии. — 1993. — № 3- Сирота H.A., Фортова Л. К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. — Владимир, 2001; Хомик B.C. Программы предупреждения вредных привычек у школьников США//Вопросы наркологии. — 1989.-№ 1.

Б.А.Исаев, A.M. Каминер, Б. Г. Комиссаров, Ю. Ю. Комлев, Е. А. Майорова, М. Ш. Мантатова, Т. В. Отвагина, М. Е. Позднякова, A.JI. Салагаев, Ф.Э.Шереги1 связывают с конкретными негативными явлениями современной общественной жизни.

В последние годы исследования молодежного (в т.ч. подросткового) наркотизма с общефедерального перешли на региональный уровень. В работах Ю. В. Верминенко, М. Ш. Мантатовой, Ю. А. Никитина, Н. С. Шоеповой исследуются особенности распространения наркомании в конкретных российских регионах2. Тем не менее, в ранее проведенных диссертационных исследованиях, в том числе по социологическим наукам, девиации не анализировались в аспекте распространения наркотизма в подростковой группе. К тому же Московская область — особый регион, и состояние наркотизации подростков (12−15 лет) в нём может рассматриваться как самостоятельный предмет анализа.

Таким образом, высокая актуальность и недостаточная научная разработанность темы предопределили выбор цели, задач, объекта и предмета настоящего диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является подростковая наркомания.

Предметом исследования выступают факторы динамики, особенности подростковой наркомании и тенденции ее развития в Московской области.

1 Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклоненийЕлхин В. О. Семейная социализация молодежи с девиантным поведением: Дис. .канд. социол. наук. — Казань, 2003; Комиссаров Б. Г. Подросток и наркотики. Выбери жизнь! — Ростов н/Д, 2001; Майорова Е. А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи. — М., 2003; Отвагина Т. В. Стоп! Наркотик / Т. В. Отвагина. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д, 2006; Позднякова М. Е. Неудовлетворенность социальных потребностей — фактор наркотизации. Актуальные проблемы девиантного поведения. — М., 1995; Шереги Ф. Э. Социология девиации: прикладные исследования. — М., 2004.

2 Мантатова М. Ш. Наркомания и токсикомания как проявление девиантности подростков и молодежи на современном этапе развития российского общества: На материалах Республики Бурятия: Автореф. .дис. канд. социол. наук. — Улан-Удэ, 2006; Никитин Ю. А. Молодежная наркомания и тенденции ее развития на Сахалине в условиях трансформации Российского общества: Социологический анализ: Дис. канд. социол. наук. — Владивосток, 2003; Шоепова Н. С. Наркотизм как социальная проблема и форма девиантных практик населения: На материале республики Татарстан: Автореф. .дис. канд. социол. наук, — Казань, 2005.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей наркомании в подростковой среде, а таюке факторов и тенденций ее развития в конкретном российском регионе — Московской области.

Рабочая гипотеза состоит в том, что:

— проявление наркомании у российских подростков (в т.ч. Московской области) обусловлено не только их биологической и психической предрасположенностью, но и рядом факторов социализации подростков, таких как: ослабление семейных связейуменьшение роли в воспитательном пространстве образовательных учрежденийвключение референтных асоциальных групп в значимые связи подростковувеличение доступности наркотических веществпровокативное освещение проблем наркомании в СМИ, а также наличие объективных противоречий во взаимодействии личности с социальной средой.

Цель и гипотеза исследования определяют ряд логически обусловленных шагов, которые можно сформулировать как задачи исследования:

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретико-методологические подходы к изучению подростков в отечественной и западной научной литературе и обосновать авторский подход к анализу и интерпретации подростков как особой социально-демографической группы.

2. Систематизировать факторы, влияющие на формирование девиантного поведения в подростковой среде.

3. Уточнить понятие подростковой наркомании и раскрыть особенности ее распространения в современных условиях.

4. Предложить концептуальную модель изучения подростковой наркомании и разработать соответствующий методический инструментарий.

5. Описать и систематизировать риски, связанные с подростковой наркоманией в современном российском социуме.

6. Вскрыть факторы, условия и особенности динамики подростковой наркомании в Московской области.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теоретические идеи Э. Дюркгейма и Роберта К. Мертона (теория аномии), У. Томаса и Ф. Знанецкого (теория социальной дезорганизации), Г. Кэплана и Д. Шумэйкера (модели подростковой делинквентности) — деятельностный подход к развитию личности (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.) — принципиальные положения, содержащиеся в трудах отечественных ученых по социологии личности (А.И. Артемьев, П. И. Смирнов, И. С. Кон, Д. С. Клементьев и А.Г. Маслова), социальной психологии (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, М. З. Шогенов и др.) — социологические теории социализациисоциология молодежитендерный подходконцепции девиантности Я. И. Гилинского и девиантного поведения Ю.А. Клейберга1.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, которые отражают современные требования к изучению социальных процессов, дополняют друг друга и соответствуют природе изучаемого процесса, поставленным задачам: анализ, синтез, классификация, системный анализ, сравнение, структурно-функциональный подход, обобщение статистических материалов. Социологическое исследование проводилось в виде анкетирования, экспертного опроса, интервью.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили:

1) результаты авторского социологического опроса по установлению уровня наркотизации подростков среди школьников Московской области, проведенного под руководством автора в 2007;2009 гг. Опрос проходил на базе общеобразовательных учреждений подмосковных городов: Железнодорожный, Королев, Подольск, Ногинск, Одинцово. Генеральная совокупность — подростки 12−15 лет, учащиеся 6−9 классов образовательных.

1 Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступления, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — СПб., 2004. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения.- М., 2004 и др. учреждений (школ, лицеев, гимназий) городов Московской области. При формировании выборочной совокупности количество респондентов по тендерным и возрастным признакам, подвергшихся исследованию составило N=1280 человек: 615 мальчиков и 665 девочек.

2) Проведенный автором экспертный опрос по теме «Наркотизация подростков» (в 2008;2009 гг.). Было опрошено 360 человек — жителей Подмосковья: 180 учителей и социальных работников образовательных учреждений, 180 родителей школьников-подростков.

3) Законодательные и нормативные акты РФ и Московской области, специальные издания, статистические документы, аналитические доклады, вторичный анализ отчетов ведущих социологических центров России и социологических исследований других авторов (М.Е.Позднякова, В. С. Собкин, Ф.Э.Шереги1 и др.).

Научная новизна исследования заключается в:

— обосновании авторского подхода к анализу подростков как особой социально-демографической группы;

— выделении и систематизации факторов, влияющих на формирование и распространение девиантного поведения среди подростков;

— раскрытии особенностей распространения подростковой наркомании в современной России;

— выявлении девиантных практик в сфере подростковой наркомании;

— систематизации и описании социальных рисков, связанных с подростковой наркоманией;

— раскрытии факторов, особенностей и тенденций развития наркомании среди подростков в Московской области.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Наркотизация населения в современной России: специфика, субъекты, динамика / Под ред. М. Е. Поздняковой. — М.: Реглант, 2003; Собкин B.C. и др. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. T.X. Вып. XVII / Под ред. В. С. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2005; Шереги Ф. Э. Социология девиации: прикладные исследования / Ф. Э. Шереги. — М.: Центр социального прогнозирования, 2004.

1. Подростки, как особая социально-демографическая группа, имеют свои отличительные признаки, социальную динамику и ролевую структуру с выраженными функциональными признаками. Социологическая интерпретация подростков как весьма подвижного объекта изучения базируется на следующих основаниях: амбивалентности социального положения, особом ролевом наборе, отсутствии социального опыта, своеобразной субкультуре, особенностях ближайшего социального окружения.

2. Противоречия между субъектами и институтами социализации формируют у подростков двойственное представление о нормах и правилах поведения, деформируют процесс усвоения социально-значимых установок, социальных ролей и норм поведения, вызывая различные формы девиантного поведения. Последние образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных практик повышает вероятность его вовлечения и в другой.

3. На основе экспликаций понятий «подросток», «наркотики», «психическая и физическая зависимость и созависимость», «абстиненция (абстинентный синдром)» уточнено понятие «подростковая наркомания», под которым понимается употребление подростком наркотических средств, включенных в государственный список наркотиков, и проявляющееся в психической и физической зависимости от них. Приобщение подростков к употреблению наркотических средств является результатом нарушения процесса социализации: деформации взаимоотношений в микрои макросредахискажения культурных ценностейидентификационного искажениянесформированного социального опыта.

4. Генезис подростковой наркомании связан: с дезорганизацией общественной жизни, деформацией социальных и внутрисемейных связей, ослаблением механизмов социального контроля со стороны государственных и общественных институтов, институтов гражданского общества и семьи, трансформацией ценностных ориентаций подростков, некачественной организацией их досуга. Особенности наркотической мифологии воспроизводятся на коллективно-бессознательном уровне и фиксируют существенные противоречия существования человека в современном мире. Факторы, влияющие на употребление подростками наркотиков, условно можно подразделить на объективные и субъективные, которые в свою очередь, отражают общественные, семейные и индивидуально-психологические факторы риска, способствующие наркотизации данной возрастной группы.

5. Особенностью подростковой наркомании в Подмосковье является то, что подростки Московской области в большей степени, чем молодежь многих других российских регионов, подвержены наркотизации в связи с ростом в Подмосковье безработицы, числа социально неблагополучных семей и увеличением количества мигрантов из стран наркотрафика, вовлеченных в наркобизнес. Несмотря на предпринимаемый федеральными и региональными органами власти комплекс мер коренного перелома в борьбе с наркотизацией подростков пока не произошло. Наиболее эффективными мерами профилактики наркомании являются ужесточение наказания за распространение наркотиков и пропаганда здорового образа жизни среди подростков, качественное улучшение организации их досуга и воспитания.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что ранее представленные исследования наркомании проводились более широко и объединяли подростков в одну группу с молодежью (до 25−30 лет). В настоящем исследовании выделение подростков 12−15 лет в отдельную социально-демографическую группу позволило получить уточненные статистические данные, раскрывающие динамику подростковой наркомании в Московской области. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в научных и практических целях педагогами, психологами, социологами, социальными работниками и специалистами по работе с молодежью для организации профилактики подростковой наркомании в системе медико-социальной работы, деятельности образовательных и досуговых учреждений, а также правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры социальной, военной и воспитательной работы Военно-технического университета Спецстроя Россииотражена в 12 научных публикацияхв выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа в современном обществе: теория, технологии, образование» (Москва, 2006 г.), международной конференции «Изменяющаяся Россия. Социально-экономические инновации» (Челябинск, 2008 г.), международной научно-практической конференции «Журналистика — 2008» (Минск, 2008 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Гендерное образование в России: состояние и проблемы становления» (Москва, 2008 г.), международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека» (Новосибирск, 2009 г.) и др.

Диссертационная работа была обсуждена на кафедре социологии управления факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 7 приложений. Текст диссертации проиллюстрирован диаграммами, гистограммами и таблицами.

Заключение

.

Проведенный нами анализ позволил выделить подростков в отдельную социально-демографическую группу, специфичность которой заключается в возрастных особенностях развития смысловой сферы, организации и самоорганизации личного времени, формирования социально-ориентированного поведения.

В диссертационном исследовании рассмотрены вопросы генезиса подростковой наркомании, выявлена совокупность следующих факторов, влияющих на приобщение подростков к наркотикам: 1) наследственные и индивидуально-психические особенности организма- 2) среда обитания жизнедеятельности подростков- 3) особенности переходного возраста- 4) деформации процесса социализации подростков.

Из социальных факторов, вызывающих риск употребления наркотиков, основополагающими являются: взаимоотношения в семье (наличие внутрисемейных проблем, отсутствие поддержки близких, недостаток общения, нарушения процесса преемственности поколений), а также влияние референтной группы, ценностные ориентации которой конкурируют с семейными ценностями и, нередко, по значимости оказываются более значимыми для подростка. Выявлена важная роль образовательных учреждений в процессах воспитания и формирования здорового образа жизни подростков.

Рассматривая проблемы подростковой наркомании как нарушение процесса социализации, в диссертационной работе проанализированы такие факторы личностного развития как социальная среда, субкультура, молодежная мода, мифология, которые формируют основу личности подростка и могут быть предметом самостоятельного исследования.

В проведенном социологическом исследовании в результате полученных эмпирических данных за 2004;2008 г. г. выявлен пока еще относительно невысокий уровень приобщения подростков Московской области к наркотикам. Вместе тем наркомания в Московской области приобрела уже достаточно устойчивую тенденцию в процессе социального становления подростков. Принципиальной социальной проблемой является снижение среднего возраста лиц, начавших употреблять наркотики. Возраст подростков, впервые употребивших наркотики, снизился до 12 лет.

В целом, подростковая наркомания в Московской области имеет следующие особенности возникновения и способствующие факторы:

— доступность посещения подростками массовых молодежных мероприятий (концертов, масштабных дискотек и др.), проходящих в т. ч. в столице, в ходе которых нередко распространяются наркотики;

— увеличение количества трудовых и нелегальных мигрантов в Подмосковье, рассматривающих эту плотно заселенную территорию, как достаточно устойчивый рынок сбыта наркотиков;

— отсутствие свободного времени у родителей подростков для общения со своими детьми и их контроля в связи вынужденной работой в нескольких местах, в т. ч. в столице, на что уходит значительная часть времени;

— рост информированности о наркотических средствах и психотропных веществах у лиц подросткового возраста.

В ходе диссертационного исследования было установлено, что в Московской области распространение основной доли наркотиков происходит через выходцев из бывших стран СНГ и трудовых мигрантов.

Наиболее значимым фактором наркотизации подростков является имеющийся опыт их употребления. К другим факторам можно отнести: доступность наркотиков, осведомлённость о месте, где можно его купить (приобрести), наличие друзей, одноклассников, принимающих наркотики, позитивная или нейтральная информация о наркотиках.

Исследование подтвердило, что:

— наиболее эффективными мерами профилактики наркомании являются ужесточение наказания за распространение наркотиков и пропаганда здорового образа жизни среди подростков;

— влияние родителей на антинаркотическое сознание подростков остается крайне слабым (об этом заявили 45% экспертов, участвующих в исследовании);

— основной мотивацией употребления наркотиков подростками эксперты считают подростковое любопытство и недооценку вреда наркотика для здоровья.

Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., приводит к постоянному увеличению группы риска среди подростков, расширению социально-дезадаптированных слоев вследствие чего увеличивается вероятность различных проявлений девиантного поведения, в т. ч. связанного с наркотиками.

Анализ статистических данных по Московской области показывает, что подростковая наркомания с 2004 по 2006 гг. имела тенденцию к снижению, но с 2008 года отмечается её, хотя и незначительный, но рост. Так что коренного перелома в борьбе с наркотиками пока не произошло.

Сложившаяся в Российской Федерации вообще и в Московской области в частности крайне тревожная наркоситуация является неприемлемой и в ближайшие годы от государственных и муниципальных органов власти всех уровней и общества в целом потребуются серьёзная мобилизация и консолидированные систематические усилия по кардинальному снижению наркотизации населения страны и, в особенности, подростков. Необходимо создание полноценной государственной политики по профилактике наркомании, а в целом — формирование социальной политики в интересах детей и подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 704 с.
  2. Абрамова Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу предложений. — М.: Русские словари: ЯСТ: Астрахань: Хранитель, 2007. 667 с.
  3. Е. П. Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменениях// Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Т. З, вып. 4. М., 1995. -С.118.
  4. Е.В. Профилактика наркомании в российской школе: Дис.. канд. пед. наук: М. 2003.-192 с.
  5. А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. -СПб.: Речь, 2008.-224.
  6. А.И. Социология личности. М., 2001.
  7. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999
  8. В.А. Социология. Энциклопедический словарь. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. 288с.
  9. Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. -301с.
  10. Ю.Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.-222с.
  11. П.Беличева С. А. Сложный мир подростка. Свердловск: Средне-Уральск. Книжное изд-во, 1984. — 129 с.
  12. C.B. Наркомания глазами семейного психолога: учеб. пособие для вузов/ C.B. Березин, К. С. Лисецкий. СПб.: РЕЧЬ, 2005. — 240 с.
  13. С.И. Наркомания как социокультурный феномен: особенности проявления в России: На примере Тюменской области: Дис.. канд. социол. наук. М., 2003. — 169 с.
  14. В.В., Стребков П. А., Федорова И. В. Наркомания? Еще не поздно. СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. — 96с.
  15. Н., Иванова Н. Наркотики: выход есть! СПб: Питер, 2001. -224 с.
  16. B.C., Херсонский Б. Г., Дворяк C.B., Наркомания у подростков. Киев: Здоровье, 1989. — 301с.
  17. Болыпой толковый социологический словарь (Collins). T. I (А-О): Пер. с анг. М.: Вече, ACT, 2001. — 544с.
  18. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. Мн: МФЦП, 2002. — 1008 с.
  19. C.K. Наркотизм (природа и преодоление): Учеб. пособие / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006. 432с.
  20. Т.И. В семье наркозависимый. Что делать? /Т.И. Братилова, О. П. Почингок Изд. 2-е — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 224 с.
  21. Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. -2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. -121с.
  22. М.И. Размышление о наркомании М.: «Просвещение», 1990.-69с.
  23. С.Б. Наркотическая и алкогольная зависимость. Практическое руководство по реабилитации детей и подростков. — СПб.: Наука и Техника, 2008. — 272 с.
  24. B.C. Интеракционистские и структуралистские интерпретации наследия Ирвинга Гофмана // Социологический журнал. -2003.-№ 3.
  25. Введение в социологию: Материалы к лекциям / Под ред. Д. С. Клементьева, А. Г. Масловой. М.: МАКС Пресс, 2002. — 224 с.
  26. Введение в социологию личности: Материалы к лекциям / Клементьев Д. С., Маслова А. Г. М.: МАКС-Пресс, 2007. -140 с.
  27. Ю.В. Подростковый наркотизм: Социальный аспект и профилактика: На примере Санкт-Петербурга: Дис. .канд. социол. наук. СПб., 2000.
  28. Ю.В. Профилактика наркомании в подростковой среде : учеб. пособие / Ю. В. Верминенко, В. Н. Келасьев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 56 с.
  29. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. A.B. Петровского, М.: «Просвещение», 1973. 288с.
  30. Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: Учебник. Гардарики, 2003.-316с.
  31. C.B., Бабенко Л. И., Российская Ю. Н. Методическое руководство по обеспечению профилактики наркомании и ВИЧ / СПИДа среди несовершеннолетних. М.: Издательский дом «Твое время», 2004.- 36 с.
  32. Д.Б. Формирование социальной компетенции подростков группы риска: Автореферат дис. .канд. пед. наук. Кострома, 2006. -29с.
  33. А.Г., Рохлина М. Л. // Вопросы наркологии 1988. .№ 3 -С.38−42.-
  34. А.Г., Цетлин М. Г. Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактики наркоманий и токсикоманий среди учащихся системы профтехобразования.-М., 1987. 17с.
  35. JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.4. Динамика и структура личности подростка. // Под ред. Д. Б. Эльконина М.: «Педагогика», 1984. — 433 с.
  36. A.A. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.
  37. A.A. Кто такие наркоманы? // Социологические исследования. 1992.- № 9. — С. 78−83.
  38. С.Н., Никандров С. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. М., 2008. — № 5. — С.21−29.
  39. P.P. Скрытая профилактика наркомании.// Практическое руководство для педагогов и родителей, М.: ТЦ СФЕРА, 2002. 64с.
  40. А. Этапы нравственного развития ребенка. — Вып. 43, Издательство газеты «Свет Православия», 1998 г. 128с.
  41. Г. П. От чего зависит наркотизация российских школьников // ЭКО 2008 — № 5 — С.З.
  42. Э. Социология. М.: УРСС, 1999. — 704 с.
  43. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991.- № 4.
  44. Я.И. Девиантология: социология преступления, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. 520 с.
  45. Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПб, 1993.
  46. Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк // Рубеж: альманах социальных исследований. -1992. -№ 2.-С. 51−68.
  47. O.A. Молодежная наркомания в трансформированном российском обществе: состояние проблемы и пути ее решения: Дис.. канд. соц. наук. Ростов н /Д., 2004. — 176 с.
  48. JI.C. и др. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные программы профилактики, темы и материалы для классных занятий (2-е изд.)// Серия «Библиотека школьника», Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 352с.
  49. JI.B. Организация межведомственного взаимодействия по профилактике молодежного наркотизма в условиях региона: Дис. .канд. социол. наук. Белгород, 2004. — 237 с.
  50. И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000.
  51. И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. -СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003.
  52. А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков «врачи предупреждают». — М.- ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001 — 348 с.
  53. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.): тенденции и социологическое осмысление / Под ред.Я.Гилинского. -СПб., 2000. 384 с.
  54. Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю. А. Клейберг. -СПб.: Речь, 2007. 412 с.
  55. В.И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА, 2003.- 624 с.
  56. В.В., Стяжкин В. Д. Наркомания и токсикомании JL: Медицина, 1990. — 206 с.
  57. Э. Норма и патология. — М., 1966.
  58. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990.
  59. Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994.
  60. А.Ю. Возрастная наркология. — СПб: Дидактика Плюс, М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. 272с.
  61. В.О. Семейная социализация молодежи с девиантным поведением: Дис. .канд. социол. наук.-Казань, 2003. 191 с.
  62. В.В. Наркомания в образовательной среде // Социально-гуманитарные знания. 2007.- № 2.- С. 168−180.
  63. М.В. Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта детей и подростков: Дис.. канд. пед. наук. -Самара, 2003. 163 с.
  64. Л.Г. Возлюби свои привычки. — М.: Центрполиграф, 2009. — 191 с.
  65. О.Ф. Жизнь без наркотиков. -М.: Астрель: ACT, 2005. 159с.
  66. Ещеркина Ольга Анатольевна Организационно-педагогические условия социализации подростков в воспитательном пространстве гимназии: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2004.- 165с.
  67. Н.В. Тендерные особенности социализации: на примере девиантных подростков: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003.- 167с.
  68. В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. — № 2.
  69. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. — 512с.73 .Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: голос, 2001. 696с.
  70. .А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. 224с.
  71. История Московской области. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области. М.: Издательство МГОУ, 2004. — 206с.
  72. В.Г. Подросток: Трудности взрослении: книга для психологов, педагогов, родителей. — СПб: Питер, 2006. 240с.
  73. A.M., Майорова Е. А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи: Учебно-методическое пособие, М.: АПК и ПРО, 2003. — 83с.
  74. В.В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология. Учебное пособие / под ред. Касьянова В. В. Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2000.-512с.
  75. JI.E., Мацкевич М. Г. Социальное пространство наркотизма. -СПб., 2001.
  76. В.П. Противостояние наркомании, алкоголизму, СПИДу. Размышления на актуальные темы. Курган: Изд-во Курганского Гос. Унь-та, 2003. — 152 с.
  77. Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. М., 2006-
  78. Ю.А. Социальная психология девиантного поведения.- М., 2004.
  79. Ю.А. Психология девиантного поведения. Уч. пос, — М., 2004.
  80. Д.С. Социология управления. М., 2006.
  81. Э.А. Молодежный наркотизм как социальное явление: Дис. .канд. социол. наук. СПб., 1999. — 146с.
  82. Д.В. Антинаркотическое воспитание: Уч. Пособие.-З-е изд. доп.-М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. 192с.
  83. Д.В., Козаков JI.X., Плешкова Г. В. Профилактика наркоманий и токсикоманий среди школьников (пособие для учителей). М. 1992.-19с.
  84. .Г. Подросток и наркотики. Выбери жизнь! Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. — 128с.
  85. Ю.Ю., Сафиуллин Н. Х. Социология девиантного поведения: Учебное пособие. Казань, ЮОИ МВД России, 2006. — 222 с.
  86. Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение. 1979.- 176с.
  87. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. — 166 с.
  88. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  89. Кон И.С., Шалин Д. Н. Д. Г. Мид и проблемы человеческого «Я» // Вопросы философии. 1969. -№ 12.
  90. В.В. Социальное регулирование девиаций: структура, процессы. М., 2000.
  91. О.О. Возрастные кризисы /О.О. Косякова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 224 с.
  92. А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня. М., 1965.
  93. А.И. Введение в социологию: Учеб. пособие. — М.: «На Воробьевых», 1994. 234 с.
  94. А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 479 с.
  95. В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998.
  96. И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: СФЕРА- Юрайт-М, 2003. 464 с.
  97. В.Н. Наркотизация общества как социальное явление современности. Автореферат дис. .канд. социол. наук. — М., 2007. -25 с.
  98. Л. А., Шурупова М. Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. -№ 4.
  99. Г. В., Бережная М. А., Речнов Д. Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М.: Медицина. 1991.-54с.
  100. Ф. 3. Социализация личности подростков природными и эстетическими средствами: Дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2006.- 176 с.
  101. К.С., Мотынга А. Г. Психология и профилактика ранней наркомании. Самара: Орбита, 1996. — 111с.
  102. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи в России / В. Т. Лисовский. СПб.: СПбГУП, 2006. — 508 с.
  103. А. Е. Биненский B.C. Подростковая наркомания: Руководство для врачей. Л.: Медицина, Ленинградск. отд-ние, 1991. -301 с.
  104. А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. — 182с.
  105. А.Г. Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков. М., 2000.- 128с.
  106. Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие. Ростов — на-Дону: Феникс, 2000. — 384с.
  107. М.Ш. Наркомания и токсикомания как проявление девиантности подростков и молодежи на современном этапе развития российского общества: На материалах Республики Бурятия Автореф. дис. .канд. социол. наук. — Улан-Уде, 2006. — 21с.
  108. A.B. Теория и практика медико-социальной работы: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007.- 159с.
  109. Маслова В.А. Homo lingualis в культуре: Монография. — М.: Гнозис, 2007. 320с.
  110. М.Г. Наркотизм, как предмет социологического исследования: Дис.. канд. социол. наук. Санкт-Петербург, 2006. -228 с.
  111. П.А. Социальная рефлекция наркотической ситуации в Санкт-Петербурге: Автореф. дис. .канд. социол. наук. Санкт-Петербург, 2007. — 23 с.
  112. Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. — М., 1996.
  113. Методическое пособие по предупреждению и распространению случаев немедицинского употребления наркотических и других сильнодействующих веществ среди курсантов. М.: Издательский дом «Нарконет» — 2001. — 88с.
  114. A.C. Педагогическая профилактика наркомании и токсикомании среди военнослужащих частей ВВС ВМФ. Дис.. канд. пед. наук. — М., 2003. — 192с.
  115. Е.М. Прощайте, наркотики! СПб: Питер, 2001. — 192с.
  116. Молодежная культура. М.: «Вузовская книга», 2002. — 360с.
  117. Молодежь РФ: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству РФ за 2003 г. -М., 2004.
  118. Т. Прежде всего забота о семье // Правда. — 2009. -№ 62, 16−17 июня.
  119. Московская область. Ежегодный справочник. Выпуск 1. М.: Морис-Медиа, Граница, 2004. — 664с.
  120. Московская область: История. Культура. Экономика. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2005. — 770с.
  121. М.И. Наркотизм как форма измененного сознания в контексте психологической антропологии. //Научный и общественно-информационный журнал «Известия МАН ВШ».- 2004.-№ 3(30). С.78−92.
  122. Е.А. Наркопреступность и наркомания в современном мире и России. // Социология. Журнал российской социологической ассоциации. 2007. -№ 2. — С. 73−81.
  123. A.B. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304с.
  124. A.B. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.- 200с.
  125. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости /Под ред. А. Н. Гаранского М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.- 384с.
  126. Наркотизм (вопросы и преодоление): Учеб. пособие /С.К. Бондырева, Д. В. Колосов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: издательство НПО «МОДЕКС», 2006. — 432с.
  127. И.А. Трудный успех (Без трудных работать можно). — Просвещение, 1981. — 128с.
  128. А.Н. Социализация подростков в условиях межличностных отношений в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2005. — 21с.
  129. Ю.А. Молодежная наркомания и тенденции ее развития на Сахалине в условиях трансформации Российского общества: Социологический анализ: Дне. .канд. социол. наук. -Владивосток, 2003.
  130. Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование- МГППУ, 2008. — 460с.
  131. Общая социология: Учебное пособие / Под общей ред. проф. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА — М., 2002. — 654с.
  132. В.А. Педагогическая профилактика наркомании у подростков: Дис. канд. пед. наук. М., 2004. — 251с.
  133. С.И. Словарь русского языка. Изд. 7-е. М.: Сов. Энциклопедия, 1968. 900с.
  134. Л .Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256с.
  135. М. В. Влияние фрустрации на социализацию подростков: Дис.. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2004.- 219 с.
  136. Т.В. Стоп! Наркотик / Т. В. Отвагина. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 256с.
  137. В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический проект, 2001. — 304с.
  138. Т.О. О социальных системах: Пер. с англ. М.: Академический проект, 2002. — 831с.
  139. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко и др.- под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 432 с.
  140. Е. М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. -М.: Мысль, 1972.-198 с.
  141. . Моральные суждения у ребенка. М.: Акад. Проект, 2006. -479 с.
  142. Планы Президента Д. А. Медведева. Ценности и цели первого послания. Сборник / сост.: Павловский Г. О., Глазычев B.JT. М.: Издательство «Европа», 2009. — 200 с.
  143. JI. Делинквентное поведение молодёжи в России: социологический анализ: Автореф. дисс.. канд.соц. наук. Ростов н/Д., 2002.
  144. К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие / E.H. Поливанова. -М. Академия, 2001. 184 с.
  145. М.Е. К проблеме легализации наркотиков // Наркомания как форма девиантного поведения. М., 1997. — 64 с.
  146. М.Е. Неудовлетворенность социальных потребностей — важный фактор наркотизации. Актуальные проблемы девиантного поведения. Борьба с социальными болезнями. Ежегодник // М., 1995.- 203с.
  147. Пока не поздно № 30 (111), 2005, С. 2.
  148. Положение детей в Российской Федерации. Доклад правительству РФ. /Ред. Н. В. Ильина. М.- Издание Совета Федерации, 2006. — 186 с.
  149. Порядок и нормы / Б. А. Урванцев. М.: Изд-во стандартов, 1991. — 240 с.
  150. Пособие для врачей наркологической клинической больницы № 17, проводящих медицинское освидетельствование на состояние опьянения/ Сост. Баринская Т. О., Егоров В. Ф., Крылова E.H. и др. -М.: Департамент здравоохранения, 2006. 120 с.
  151. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/Под ред. C.B. Березина, К. С. Лисецкого. М.: Изд-во института Психотерапии, 2001.- 256 с.
  152. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. — 96 с.
  153. Психология личности /Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб.: Питер, 2003 -640 с.
  154. Психология подростка. Полное руководство /Под общ. ред. А. А. Реана. СПб: Прайм- Еврознак, 2008. — 504 с.
  155. И.М. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстремизм /Под ред. В. Е. Пелипаса. М.: Анахарсис, 2004.-112 с.
  156. Л.А. Социальные проблемы наркомании: Дис. .канд. пед. н.-М., 2001.-210 с.
  157. М.И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков: Учеб. метод, пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 144 с.
  158. Д.В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей // Вопросы наркологии 1993. — № 3. — С. 53−57.
  159. О.Л., Самойлова М. В. Позитивная антинаркотическая профилактика в начальной школе // Вопросы наркологии. — 1994.-№ 1. С.37−42.
  160. Российский демографический журнал. 2001. — № 1(5). — С.4.
  161. Россия и страны мира: Стат.сб. / Гомкомстат России. М.- 2002.-398 с.
  162. И.Л., Козлов A.A. Наркомания. Медицинские и социальные последствия. Лечение. М.: Изд-во «Анахарсис», 2001. — 208 с.
  163. Т.Я. Наркомания стучится в каждый дом. Профилактика и лечение. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2007. — 416 с.
  164. Л.П. Социализация детей и подростков в условиях городской среды: Дис. канд. социол. наук. М., 2008. — 168 с.
  165. Г. Г. Средства массовой информации в профилактике наркомании: состояние, возможности, перспективы. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2006.- 132 с.
  166. H.A., Ялтопский В. М. Анализ современных подходов к профилактике употребления наркотиков // Вопросы наркомании. — 1996.-№ 3-С.91−95.
  167. H.A. и др. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М., 2001.
  168. Скрытые искусители снасти на потребителя (в плену информационных технологий) М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадского 2007. — 472 с.
  169. Словарь иностранных слов / Отв. редакторы В. В. Бурцева, Н. М. Семенова. М.: Рус.яз. — Медиа, 2003. — 820 с.
  170. Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: Философский, социологический и социально-психологический аспекты: Монография. М.: КДУ, 2009. — 241 с.
  171. Н. Социология: Учеб. пособие для студентов / Науч. ред изд. на рус. яз. В. А. Ядов. М.: Феникс, 1994. — 687 с.
  172. П.И. Социология управления. СПб., 2001.
  173. С.В. Социология: Учеб. пособие. М.: Форум, 2008. — 400 с.
  174. A.B. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости у детей.-М.: Просвещение, 2001. 231с.
  175. С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека. 5−11 кл.: Учебно-метод. пособие / С. С. Соловьев. — 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. — 192 с.
  176. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред.A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 543 с.
  177. Социологический анализ девиантного поведения: криминология, наркотизация, алкоголизация /Под ред. М. Е. Поздняковой. — М.: Изд-во Института социологии РАН, ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2007.-180с.
  178. Т.Г. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология.-1997.- № 4.- С. 3−16.
  179. О.Ю. Становление гражданственности молодежи в условиях трансформации российского общества. Дис.. канд. социол. наук. -М., 2004.- 222с.
  180. С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям: Автореф. дисс. .д-ра социол. наук. Улан-Удэ, 2007. — 45 с.
  181. . Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб.- М: Прометей: Юрайт — М, 2001.
  182. Трезвая экономика (Экономическая модель противодействия алко- и наркозависимости). М.: ООО «Солтэкс» при участии ООО «Невский Простор», 2005. — 96с.
  183. Е.Ю. Экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на процесс социализации подростков: Дис. .канд. психол. наук. М., 2006.
  184. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество Россия, 2000.
  185. И.Т. Наркомания: мифы и действительность. — М.: Медицина, 1999.-64с.
  186. К. Опасные наркотики. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. — 256 с.
  187. Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные труды: Учебно-методическое пособие/Д.И. Фельдштейн.-М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЕК, 2002. 432с.
  188. Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития / ДИФ.- Рос. Акад. Образования. М.: МПСИ- Воронеж, 2008. — 14с.
  189. JT.К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. Владимир: ВГПУ, 2001 391с.
  190. В. Человек в поисках смысла. -М., 1990.
  191. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М.: Просвещение, 1991. -288с.
  192. С.С. Социология: Учебник. 3-е изд. — М.: Гардарики, 2002. -344 с.
  193. Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.
  194. Э. Душа человека. М., 1992.
  195. P.A. Подростково-молодежная делинквентность в современной России: Автореф. дис. .канд. социол. наук. М., 2008. — 23 с.
  196. B.JI. Социально-деструктивная роль молодежной наркомании в современном российском обществе: Дис.. канд. социол. наук. Краснодар, 2005. — 140 с.
  197. Р.Г. Социально-институциональный контроль наркотизма: Автореф. дис. .канд. социол. наук. Санкт-Петербург, 2005. — 20 с.
  198. B.C. Программы предупреждения вредных привычек у школьников США. // Вопросы наркологии 1989. № 1.
  199. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.
  200. Цетлин М. Г, Кошкина А. З., Надермин A.B. Состояние наркологической помощи несовершеннолетним в Российской Федерации и предложения по ее усовершенствованию //Вопросы наркологии. 1997- № 4 — С.31−39.
  201. JI.A. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения: Дис.. канд. социол. наук. -Ставрополь, 2004. 213 с.
  202. Шаг за шагом от наркотиков: книга для родителей/Д.Д. Речнов и др. СПб.: Центр профилактики наркомании, 1999. — 92 с.
  203. А. Двенадцать зол телевидения // Нарконет. Популярный журнал. 2006. № 1. — С.82−83.
  204. Ф. Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2004. — 344 с.
  205. А.Н. Социология отклоняющегося поведения // Социологические исследования. 1994. — № 4.
  206. Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: Педагогическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. — 96 с.
  207. Р.В. Взаимозависимость девиантного поведения и состояния одиночества в подростковом возрасте. Дис.. канд. психол. наук. -Ульяновск, 2004. — 182 с.
  208. Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. 2-е изд. -М.: Академический Проект- Гаудеамус, 2007. — 336 с.
  209. Н.С. Наркотизм как социальная проблема и форма девиантных практик населения: На материале республики Татарстан: Автореф. дис.. .канд. социол. наук. Казань, 2005. — 24 с.
  210. O.A. Горькая правда сладкая ложь.- СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002. — 160 с.
  211. Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Пер. с. англ. — М.: Когито-центр, 1996.
  212. Д.Б. Детская психология: учеб. пособ. Для студентов вузов. -3-е изд. М.: Академия, 2006. — 383 с.
  213. Э. Детство и общество / Пер. и науч. ред. A.A. Алексеева. 2-е изд., СПб.: «Летний сад», 2000.- 415 с.
  214. А. И. Педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудные жизненные ситуации: Автор, дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2006.- 26 с.
  215. Юность Подмосковья. Молодежный журнал. М.: «Издательский дом «Московия». 2008. — № 1(3) январь.
  216. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: «Добросвет» 2001.-596 с.
  217. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1988.
  218. В.М., Сирота H.A. Анализ современных подходов к профилактике употребления наркотиков // Вопросы наркологии. 1996. -№ 3.-С. 91−97.
  219. Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере профилактики наркомании и токсикомании
  220. Федеральный закон от 8.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.)
  221. Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 2005−2009 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 г. № 561.
  222. Программа Правительства Московской области «Профилактика наркомании и токсикомании в Московской области на 2006−2010 годы», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 28.10.2005 г. № 770/42.
  223. Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 14.12.2006 г. № 475 «О совершенствовании порядка оказания наркологической помощи взрослому населению Московской области».
Заполнить форму текущей работой