Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования нравственных ценностей подростков общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная модель формирования нравственных ценностей подростков, включающая: целевой блок (цель: сформировать нравственные ценности подростковзадачи: сформировать систему знаний нравственных норм, освоить способы нравственного поведения, сформировать мотивацию нравственных поступков) — интегративный блок (принципы: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, воспитания в коллективе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. i. 1. Проблема становления ценностей в философском, педагогическом и социальном аспекте
    • 1. 2. Сущность формирования нравственных ценностей в антологии педагогической мысли
    • 1. 3. Модель формирования нравственных ценностей у учащихся подросткового возраста
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Педагогические условия формирования нравственных ценностей подростков общеобразовательной школы
    • 2. 1. Формирование нравственных ценностей у подростков в учебно-воспитательном процессе
    • 2. 2. Формирование нравственных ценностей подростков во внеклассной работе
    • 2. 3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Педагогические условия формирования нравственных ценностей подростков общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Радикальные преобразования во всех сферах функционирования современного социума, коренное переустройство экономических и социальных условий жизни ставят педагогическую мысль перед настоятельной необходимостью построения новой личностно-ориентированной образовательной парадигмы, основанной на переориентации общественного сознания на приоритет национальных и общечеловеческих нравственно-этических ценностей и направленной на создание оптимальных условий для полноценного формирования и развития духовно-нравственного, творческого, трудового потенциала народа. В числе важнейших условий успешного решения данной проблемы — обеспечение эффективного функционирования культурно-образовательной среды для социализации учащейся молодежи.

Формирование системы ценностей теснейшим образом связано с воспитанием личности, с ее социализацией. Решающую роль в этом процессе принято отводить семье и образовательному учреждению, по не менее важными представляются окружающая индивида общественная среда, массовая культура в целом. Однако российское общество находится в настоящее время в состоянии глубокого духовно-нравственного кризиса, сопровождаемого крушением общественно-духовных и нравственных идеалов. Вследствие этого система ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом деструктивна с точки зрения развития личности. Наблюдение за поведением молодежи вызывает обоснованное беспокойство за будущее подрастающих поколений, страны в целом. Одним из путей, ведущих к воспитанию полноценной личности, любящей свой народ и свою страну, заботящейся о настоящем и будущем соотечественников, является настоятельное обращение, и пристальное внимание к опыту и средствам педагогической науки. Вопросы формирования у молодежи системы базовых ценностей и ценностных ориентации характеризуются высокой значимостью для современной средней общеобразовательной школы.

Система образования и воспитания является, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из главных факторов экономического и социального прогресса общества, ибо именно она в процессе и на основе усвоения нравственно-этических ценностей национальной и общечеловеческой культур формирует моральные качества развивающейся личности, создает необходимые условия для воспитания высоконравственного гражданина, его самоопределения и самореализации.

Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность, являющуюся и объектом и субъектом воспитания (Н.В. Бордовская, А. А. Реан, 2001; Б. Г. Лихачев, 1988; Н.К. Сте-паненков, 2001; Н. Ф. Харламов, 1998 и др.).

Ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого человека, так и для любой малой или большой социальной группы, нации, для человечества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведёт к кризису, это относится как к личности, так и к обществу в целом. (О.Г. Дробницкий, А. Т. Здравомыслов, М. С. Каган, Н. Д. Никандров, В. П. Тугаринов, Н. З. Чавчавадзе, В. А. Ядов и др.).

В этом контексте, особо значимыми являются вопросы ориентации подрастающего поколения в мире гуманистических ценностей. Гуманистические ценности многообразны: одни из них являются сугубо личностными ценностями, другие — ценностями родного очага (родители, братья, сестры, отношения в семье и т. д.) — третьи — ценностями малой родины (детский сад, школа, окружающий социум, природа, родной город, край, его традиции, искусство и т. д.) — четвёртые — отечественными ценностями (русский народ, его язык, любовь к Отечеству, культура и т. д.) — пятые — общечеловеческие ценности (планета Земля, её уникальность, цивилизация прошлого и т. д.). Так, М. С. Каган в своей концепции выделяет следующие виды ценностей: правовые, политические, религиозные, эстетические и нравственные, художественные, экзинстенциальные ценности, характеризующие смысл жизниЕ.Н. Шиянов, И. Б. Котова ценности подразделяют на предметные и субъектныеP.M. Чумичева выделяет: культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценностиН.Д. Никандров — общечеловеческие и духовные ценностиИ.А. Захарченко — жизненные ценности, социальные и личностные и т. д.

Анализ различных подходов к становлению системы ценностей позволяет сделать вывод о том, что единых критериев к определению их классификации еще не выработано.

Многие проблемы данной области остаются не исследованными. Имеются много работ, посвященных изучению ценностных ориентаций взрослых (А.Г. Здравомыслов, В. Н. Козлов, В. Б. Ольшанский, А. А. Ручка, З.И. Файн-бург, В. А. Ядов и др.) — студентов и рабочей молодежи (И.В. Адеева, Е. С. Волков, С. Н. Галенко, А. Г. Кузнецов, О.Н. Никитина-) старшеклассников и подростков (И.В. Дубова, И. В. Попова, А. С. Койчуева, М.Ф. Чернобаев) — учащихся начальных классов (Н.А. Волкова, В. Д. Ермоленко, З. П. Теплова, Утакаева С. И., Сычева Т. Ю. и др.).

Анализ существующей школьной практики показывает, что образовательный процесс не в полной мере решает воспитательные задачи. Например, альтернативная программа «Школа-2100» наряду с целенаправленным подходом к обучению, не предполагает рассмотрение таких базовых нравственных понятий, как труд, общественное достояние, долг, непримиримость к негативным чертам и качествам личности. В ней полностью отсутствуют механизмы формирования таких качеств как патриотизм, честь, достоинство, гуманизм, коллективизм. Это затрудняет формированию у учащихся мировоззренческой позиции, трансформируемую в последующем в конкретном поступке. Приоритет отдается учебной деятельности.

Вместе с тем, школьное образование располагает значительным потенциалом духовно-нравственного воздействия на подрастающее поколение.

Особенно это относится к блоку учебных предметов гуманитарной направленности, что не умаляет роль и других предметов образовательных областей. Школа призвана сформировать у воспитуемых ценностные ориентиры по широкому кругу вопросов современной общественной жизни.

Выделение подростковой возрастной группы в настоящем исследовании обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте дети еще не способны глубоко осмыслить и прочувствовать предлагаемые им нравственные постулаты и ценности, а в старших классах зачастую приходится прибегать к переубеждению относительно уже сформированных, не всегда положительных нравственных выборов. По мнению многих ученых, в подростковом возрасте закладываются базовые ценности, которые во многом определяют социально-нравственный облик человека, именно в этот период идет освоение норм и правил поведения, принятых в обществе.

Современная система воспитательной работы должна быть ориентирована на формирование основополагающих нравственных отношений, определяющих жизненную позицию человека в обществе, его мировоззрение, смысл жизни.

Анализ результатов указанных исследований свидетельствует о том, что педагогической наукой получены данные, раскрывающие роль и значение нравственного воспитания. Однако реалии сегодняшнего дня заставляют пересмотреть эти основы, так как современная действительность требует совершенствования процесса формирования нравственной культуры личности. Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между:

— социальной востребованностью повышения нравственной культуры подрастающего поколения и недостаточной разработанностью данной проблемы с учетом современных реалий;

— трансформацией целей и технологий педагогической деятельности, направленной на нравственное воспитание учащейся молодежи и реальным состоянием образовательного процесса, все еще пребывающего в традиционной (знаниевой, функциональной парадигме);

— потребностями подростков в нравственном самоопределении и возможностями их удовлетворения в образовательном процессе;

— современными требованиями к профессиональному облику учителя и недостаточным уровнем его нравственной культуры.

Таким образом, вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования нравственных ценностей подростков общеобразовательной школы».

Проблема исследования в этой связи сформулирована таким образом: каковы педагогические условия формирования нравственных ценностей подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, направленный на нравственное воспитание учащихся.

Предмет исследования — педагогические условия формирования нравственных ценностей подростков в учебно-воспитательной работе.

Гипотеза исследования — процесс формирования нравственных ценностей у подростков будет эффективным, если:

— учебно-воспитательная деятельность общеобразовательной школы соответствует новым социокультурным условиям.

— выявлен образовательно-воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин (русский язык, русская литература, история России), направленные на формирование нравственных ценностей;

— определены критерии и уровни сформированное&tradeнравственных ценностей подростков.

— выявлены педагогические условия, способствующие формированию нравственных ценностей подростков;

— предложена модель формирования нравственных ценностей подростков;

— разработаны методические рекомендации для учителей по формированию нравственных ценностей подростков.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить учебно-образовательный процесс общеобразовательной школы, направленный на нравственное воспитание учащихся;

2. Раскрыть и экспериментально обосновать образовательно-воспитательные возможности гуманитарных дисциплин (русский язык, русская литература, история России), направленные на формирование нравственных ценностей.

3. Определить критерии и уровни сформированности нравственных ценностей у подростков.

4. Выявить и обосновать педагогические условия, направленные на формирование нравственных ценностей у подростков.

5. Разработать модель формирования нравственных ценностей у подростков.

6. Разработать методические рекомендации для учителей по нравственному воспитанию подростков.

Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие категорию «ценностей» в структуре целостного развития личностиаксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развитияличностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат требующий признания уникальности личностидеятельностный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельностькультурологический подход, который задает социалыю-гуманистическую программу деятельности.

Теоретической основой исследования явились: идеи о ценностях и ценностной ориентации (Б.Г.Ананьев, С. Ф. Анисимов, Л. И. Анцыферова, JI.M. Архангельский, Л. П. Буева, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, И. С. Кон, А. В. Кирьякова, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ядов и др.) — идеи непрерывного образования (Б.Г. Ананьев, Н. М. Бороздинов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Э. Тамарин и др.) — преемственности образования (К.А. Баллер, Б. С. Батурин, Л. П. Депенчук, А. Б. Ладыгина и др.) — теоретические основы технологизации образовательного процесса (В.В. Воронов, Г. К. Селевко, А. Г. Селевко, Н.Е. Щур-кова и др.), работы по созданию воспитательной системы класса (В.А.Бухвалов, Я. Г. Плинер, В. П. Созонов, М.И. Шилова), результаты современных исследований проблемы нравственного воспитания (М.И. Скоморохо-ва, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.).

В процессе исследования в соответствии с его задачами использовались методы: психолого-педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемыизучение и обобщение педагогического опыта, эмпирические методы: опытно-экспериментальная работа, беседы, анкетирование, изучение результатов деятельности, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ данных исследования.

Организация, этапы и база исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы № 1,3,4, 5,29 г. Георгиевска, Ставропольского края.

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись гипотеза, цель, задачи исследования, накапливался эмпирический материал, разрабатывался план и методика исследования.

На втором этапе (2004 — 2005 гг.) проводилось теоретическое и экспериментальное изучение возможностей формирования нравственных ценностей подростков в условиях общеобразовательной школы, уточнялся научный и категориальный аппарат исследования.

На третьем этапе (2005 — 2007 гг.) уточнялись полученные теоретические положения и проводился их анализ, проверялись данные опытно-экспериментальные работы и осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены и обоснованы педагогические условия, (организация учеб-но-воспитателыюй работы на основе научно-обоснованной системы, характеризующейся поэтапностью, целостностью содержанияобеспечение высокого уровня нравственной культуры педагогов и др.) направленные на формирование нравственных ценностей у подростков в учебно-воспитательном процессе;

— раскрыты и экспериментально обоснованы образовательно-воспитательные возможности гуманитарных (русский язык, русская литература, история России), направленные на формирование нравственных ценностей;

— предложена система формирования нравственных ценностей у подростков во внеклассной работе.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— выявлены факторы, влияющие на формирование нравственных ценностей у подростков;

— определены критерии и уровни сформированности нравственных ценностей у подростков;

— разработана модель формирования нравственных ценностей у подростков включающая: целевой, интегративный, технологический, результативный блоки и педагогическое взаимодействие учителя и учащихся, построенное на принципе субъект-субъектных отношений.

— предложены методические рекомендации для учителей по нравственному воспитанию подростков в условиях общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные теоретические и методические указания могут явиться существенным дополнением при изучении школьных и вузовских дисциплин гуманитарного цикла. Педагогически продуманный отбор материала для учебной и внеклассной работы и соответствующие методические инструментарии способствуют оптимальной организации учебно-воспитательной работы по нравственному воспитанию подростков. Результаты исследования могут использоваться в подготовке педагогических кадров и в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, сочетанием количественных и качественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной работой.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обновление содержания учебно-воспитательной работы педагогов общеобразовательной школы способствует формированию нравственных ценностей у подростков, что позволяет подготовить их к действенному восприятию окружающего мира, адекватному поведению в различных социальных средах.

2. Эффективность формирования нравственных ценностей у подростка во многом зависит от следующих обстоятельств: реализации социокультурных задач общеобразовательной школы, воспитательным потенциалом семьи и окружающего социумаобеспечении в учебно-воспитательном процессе возможности личностного выбора и самопринятие подростками нравственных ценностей и мировоззренческих идей.

3. Разработанная модель формирования нравственных ценностей подростков, включающая: целевой блок (цель: сформировать нравственные ценности подростковзадачи: сформировать систему знаний нравственных норм, освоить способы нравственного поведения, сформировать мотивацию нравственных поступков) — интегративный блок (принципы: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, воспитания в коллективе и др.- компоненты: когнитивный, потребностно-мотивационный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий) — технологический блок (методы: формирования знаний о нравственных нормах, организации деятельности, стимулирования нравственного поведенияформы: тематический урок, классный час, система воспитательных мероприятий и др.- средства: основные и вспомогательные) — результативный блок (результат: сформированпость нравственных ценностей подростковуровни сформированное&tradeнравственных ценностей: высокий, средний, низкий) — педагогическое взаимодействие учителя и учащихся, построенное на принципе субъект-субъектных отношений способствует повышению уровня нравственной воспитанности подростков.

4. Основными педагогическими условиями формирования нравственных ценностей подростков являются: (организация учебно-воспитательной работы на основе научно-обоснованной системы, характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов: как цели, задачи, личностно-ориентированности, диагностики уровня нравственной воспитанностиформирование мотивации, умении, навыков, характеризующие нравственную культуру и проявляемых в реальном поведении) — соответствующая профессиональная подготовленность учителей направленная на формирование нравственных ценностей в учебно-воспитательной работе.

Апробация и внедрение результатов.

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены и были одобрены на заседании кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госуниверситетадокладывались на всероссийских, региональных, республиканских, научных и научно-практических конференциях: Черкесск (2005) — Карачаевск (2006, 2007) — Воронеж (2006) — Москва-Владикавказ (2006), Москва (2006, 2007), Пенза (2007), Казань (2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.

Выводы по II главе.

Важное место в жизни подростка занимает школа, которая как сложный социальный организм, отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени определяет ориентацию конкретной личности благодаря своему воспитательному потенциалу. Этот потенциал школы может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которые позволяют наиболее результативно сформировать нравственные ценности у подростков.

Гуманитарные предметы: русский язык, литература и история Россииявляются основой нравственного самоопределения личности, способствуют формированию ее интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала, познанию истоков своего народа, культуры, формируют уважение и любовь к родному народу, Отечеству.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа дала положительные результаты, а именно: увеличение количества учащихся с высоким уровнем нравственной воспитанности в контрольных классах меньше, чем увеличение количества учащихся с высоким уровнем нравственной воспитанности в экспериментальных классах (3,0% и 5%) — увеличение количества учащихся со средним уровнем в экспериментальных классах (соответственно: 4,3% и 8%) — уменьшение количества учащихся с низким уровнем нравственной воспитанности в контрольных классах меньше, чем уменьшение количества учащихся с низким уровнем нравственной воспитанности в экспериментальных классах (соответственно: 8% и 14%).

Значимость изменений в количестве учащихся в контрольных и экспериментальных классах за время эксперимента на уровне Р< 0,001 по Ткритерию Стьюдента.

Материалы опытно-экспериментальной работы позволили выделить и обосновать совокупность педагогических условий, способствующих наиболее эффективному формированию нравственных ценностей подростков:

— обновление содержания учебно-воспитательной работы педагогов общеобразовательной школы способствует формированию нравственных ценностей у подростков, что позволяет подготовить их к действенному восприятию окружающего мира, адекватному поведению в различных социальных средах;

— процесс формирования нравственных ценностей подростков в учебно-воспитательном процессе должен иметь научно обоснованный, системный, целостный характер;

— внедрение предлагаемой нами модели по формированию нравственных ценностей способствует повышению уровня нравственной воспитанности у подростков;

— высокий уровень нравственной культуры педагогов, использование ими эффективных педагогических технологий, позволяющих обеспечить необходимый уровень нравственного самосознания и соответствующего ему поведения учащихся.

Успешное формирование нравственных ценностей подростков в школе возможно при использовании предложенной нами модели и системы внеклассной воспитательной работе, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов такого рода, как цели, задачи, диагностика уровня нравственной воспитанности, педагогическое руководство разнообразной деятельностью учащихся и позволяет обеспечить эффективность целенаправленного воспитания через интеграцию таких факторов, как семья, микрои макросоциумы.

Заключение

.

Проблема становления ценностных категорий является наиболее сложным вопросом науки окончательно не разрешённым и постоянно привлекающим к себе внимание. Ценность понимается нами как значимость явлений, объектов, предметов, знаков и символов культуры в жизни человека. Ценность — это представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении, ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей. Ценность, значение и смысл — неразделимые понятия. Значение раскрывает объективный элемент ценности, смысл отражает активное отношение человека к этому объективному элементу, которое творит и создаёт личность. Ценность и смысл возникают из взаимодействия объективного мира с потребностями человека.

Отношение к ценности проявляется в деятельности. Любая ценность обуславливается практикой, и практика выступает как объективный определитель ценности. Развитие личности определяется не самим по себе фактом наличия ценностей, а способом включения, способами его освоения, присвоения, проживания отдельным индивидом.

Ценность может иметь как объективный, так и субъективный характер. При преобразовании объективных ценностей в субъективные, они приобретают характер личностных смыслов. Личностные смыслы выступают центром смыслового образования субъекта, формой существования определённых отношений. Смысл выражает отношение мотива деятельности к непосредственной цели действия. Личностный смысл проявляется в единстве с эмоциональным и познавательно-оценочным компонентами.

Формой функционирования смысловых образований в личностных структурах выступают личностные ценности. Они формируются в процессе приобретения субъективного опыта, в котором фиксируется ценностное, субъектное отношение к миру, которое является необходимым условием для построения личностью собственной жизни, целей, задач, жизненных ориентиров и планов.

Акценты классификации расставлены нами в следующем направлении:

• Культурно-познавательные ценности, заключенные в познании ребёнком мира культуры, её общечеловеческой ценности;

• Гуманистические — направлены на признании ценности человека как личности, её права на свободное развитие;

• Нравственные ценности — это представления, способы, знаки, символы, регулирующие действия человека в социуме с помощью норм, правил, осмысленные через культурные эталоны;

• Эстетические ценности — это чувственные ценности, представленные эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами.

Развитие ценностных отношений, ценностных ориентиров возможно при условии организации личностно-ориентированного образования. Ценностями личностно-ориентированного образования выступают: человек как предмет воспитания, культура как среда растящая и питающая личность, творчество как способ развития человека в культуре.

Нравственные ценности личности определяются как единство моральных знаний, принципов и нравственных чувств, проявляющихся в поступках, а также постоянное осознание и осмысление личностью своего нравственного положения в обществе.

В ходе теоретического анализа раскрыта специфика и структура формирования нравственных ценностей, выявлены механизмы превращения их в качества личности с последующим проявлением в поведении.

Формирование нравственных ценностей обеспечивается подбором видов деятельности, их содержания, форм и методов, соответствующих возрасту воспитанников.

Процесс формирования нравственных ценностей мы определяем как целенаправленное усвоение воспитанниками этических знаний, интериоризация их в личные убеждения и формирование на их основе эмоционального отношения к поступкам n поведению, развитию объективной потребности следовать принципам нравственности.

Выявлено, что в существующих взаимоотношениях в социальной сфере необходимо обновление содержания, форм и методов процесса формирования нравственных ценностей с учетом интересов и потребностей современных школьников.

С учетом выделенных психолого-педагогических условий нами разработана модель и система формирования нравственных ценностей подростков как совокупность цели, задач, и принципов, а также содержания, форм, методов и средств воспитания в ходе педагогического взаимодействия субъектов воспитательного процесса.

Важное место в жизни подростка занимает школа, которая как сложный социальный организм, отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени определяет ориентацию конкретной личности благодаря своему воспитательному потенциалу. Этот потенциал школы может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которые позволяют наиболее результативно сформировать нравственные ценности у подростков.

Гуманитарные предметы: русский язык, литература и история России — являются основой нравственного самоопределения личности, способствуют формированию ее интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала, познанию истоков своего народа, культуры, формируют уважение и любовь к родному народу, Отечеству.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа дала положительные результаты, а именно: увеличение количества учащихся с высоким уровнем нравственной воспитанности в контрольных классах меньше, чем увеличение количества учащихся с высоким уровнем нравственной воспитанности в экспериментальных классах (3,0% и 5%) — увеличение количества учащихся со средним уровнем в экспериментальных классах (соответственно: 4,3% и 8%) — уменьшение количества учащихся с низким уровнем нравственной воспитанности в контрольных классах меньше, чем уменьшение количества учащихся с низким уровнем нравственной воспитанности в экспериментальных классах (соответственно: 8% и 14%).

Значимость изменений в количестве учащихся в контрольных и экспериментальных классах за время эксперимента на уровне Р < 0,001 по Ткритерию Стыодента.

Материалы опытно-экспериментальной работы позволили выделить и обосновать совокупность педагогических условий, способствующих наиболее эффективному формированию нравственных ценностей подростков:

— обновление содержания учебно-воспитательной работы педагогов общеобразовательной школы способствует формированию нравственных ценностей у подростков, что позволяет подготовить их к действенному восприятию окружающего мира, адекватному поведению в различных социальных средах;

— процесс формирования нравственных ценностей подростков в учебно-воспитательном процессе должен иметь научно обоснованный, системный, целостный характер;

— внедрение предлагаемой нами модели по формированию нравственных ценностей способствует повышению уровня нравственной воспитанности у подростков;

— высокий уровень нравственной культуры педагогов, использование ими эффективных педагогических технологий, позволяющих обеспечить необходимый уровень нравственного самосознания и соответствующего ему поведения учащихся.

Успешное формирование нравственных ценностей подростков в школе возможно при использовании предложенной нами модели и системы внеклассной воспитательной работе, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов такого рода, как цели, задачи, диагностика уровня нравственной воспитанности, педагогическое руководство разнообразной деятельностью учащихся и позволяет обеспечить эффективность целенаправленного воспитания через интеграцию таких факторов, как семья, микрои макросоциумы.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. Дальнейшее исследование требует разработки программы, проектов, нравственного воспитания, обеспечивающих вхождение юного гражданина в федеральное и мировое гражданское пространствоисследование динамики зависимости нравственного воспитания от социально-педагогических условий и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. д. чл. АПН СССР И.А. Каи-рова и канд. пед. наук О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1975.-320 с.
  2. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.-208 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т./ Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — 320 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания.- СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  5. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
  6. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  7. Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Дисс. докт. псих. наук. Новосибирск: НГПУ, 1999.-434 с.
  8. Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — С. 207−213.
  9. В.Г. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. -№ 1.-С. 23−28.
  10. Е.И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика. М.: Наука, 2000 — 180 с.
  11. И.Г. Социальные ценности и ценностные ориентации.- М.: МГУ, 1986.-150 с.
  12. Ю. К. Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
  13. Е.М. Нравственная культура личности. Минск: Наука и техника, 1985.- 187 с.
  14. В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983. — 224 с.
  15. К.В. Подготовка к школе: Пособие для воспитателей, педагогов и родителей.- М.: Мозаика Синтез- М.: ТЦ сфера, 2003. — 96 с.
  16. А.С. Основы возрастной педагогики: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -192 с.
  17. А.С., Жаворонков В. Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса,-Екатеринбург, 1997.
  18. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. 4.1. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 316 с.
  19. Н.А. О назначении человека./ Мир философии, — М: Политиздат, 1991.-672 с.
  20. Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер с англ./ Под ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. — 416 с.
  21. B.C. Нравственность, культура, современность/ Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Знамя, 1990. — 64 с.
  22. Блохина J1.A. Методика воспитательной работы в современной школе. -М., 1997.
  23. Богданова О. С Формирование нравственного сознания школьников в процессе этического просвещения. М.: Педагогика. — 1983. — 224 с.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исслед. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  26. Н.И. Нравственное воспитание: вопросы теории. М.: Просвещение, 1978.- 271 с.
  27. Е. В. Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов- на- Дону.: творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  28. Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. — С. 28- 43
  29. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. — С. 15−22.
  30. А.В. Мышление и общение. М., 1990. — 214 с.
  31. В.П. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000. № 9. — С. 177−180.
  32. М.Б. Модульный анализ социальных систем: Препринт -НИИ дискретной математики и информатики, 1999. 20 с.
  33. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., 1980. — 13 с.
  34. В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие. -М., 2002.
  35. В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. М.: Школьная Пресса, 2000. — 96 с.
  36. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. Учебное пособие. М., 1997.
  37. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика — Пресс, 1999.-536 с.
  38. К.А. О человеке // Соч.: В 2 т. М., 1974. Т. 2. 506 с.
  39. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С. и др. Моделирование как метод научного исследования (Гносеол. анализ). М.: Изд-во Московского ун-та, 1965.-248 с.
  40. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981. 208 с.
  41. Г. А., Петров В. М. Информация -поведение творчество.- М.: Наука, 1991.-221 с.
  42. А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917 -1991). Монография, — Москва Пятигорск: Гос НИИ семья и воспитание, ПГЛУ, 2002, — 450 с.
  43. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Под общей ред. док. пед. наук Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
  44. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 134 (1) с.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 216 с.
  46. А. Руководство по образованию немецких учителей // Избр. пед. сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136−203.
  47. Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. 2000, № 1. С. 29−38.
  48. И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
  49. М.Е., Орлов В. Б. Личность обучающегося и её развитие. -Челябинск, 1997.
  50. В.И., Закирова П. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика, № 2,1997.
  51. Г. Е. Мировоззрение и убеждения личности как психологические категории // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — С. 139−144.
  52. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424 с.
  53. А.С. Гуманитарное образование и проблема духовной безопасности // Педагогика. 2002. № 2. -С.З 8. Коменский Я. Л., Руссо Ж.-Ж. Великая дидактика. Эмиль, или О воспитании. Серия: Педагогическое наследие. Педагогика. -М., 1988. -с.21,233.
  54. А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985. — 364 с.
  55. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Наука, 1986.-386 с.
  56. В.В. Психология детства. М.: И.Ц. академия, 1995, — 447 с.
  57. В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. — 266 с.
  58. Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. Природа и становление / Философско-этическое исследование. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1984. — 247 с.
  59. И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993. -431 с.
  60. М.С. Философская теория ценностей .- СПб., 1997, — 205 с.
  61. Т.А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук Моск. гор. пед. ун-т. М., 2002. — 25 с.
  62. В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Новая школа, 1996. — 155 с.
  63. В.А., Новикова Л. И. и др. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1998. — 426 с.
  64. Классному руководителю о воспитательной системе класса / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 160 с.
  65. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. — 154 с.
  66. М.И. Нравственное воспитание учащихся старших классов (на примере России и США): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кемерово: 2003.-20 с.
  67. Краткий словарь по социологии / Под общ.ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. Политиздат, 1989. — 479 с.
  68. Я.А. Материнская школа // Пер. с нем. М. Н. Воскресенской. -СПб.: Изд. ред. журн. «Образование», 1892. СП.
  69. Я.А., Руссо Ж.-Ж. Великая дидактика. Эмиль, или О воспитании. Серия: Педагогическое наследие. Педагогика. М., 1988. -с. 21, 233.
  70. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. — 312 с.
  71. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988 — 248 с.
  72. Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности / Под ред. Г. В. Залевского- Томский институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. Новосибирск: Издательство НГПУ, 1996. 379 с.
  73. В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 36 с.
  74. С.Г. Индивидуальный подход к родителям школьников в процессе педагогического всеобуча. Дисс. канд. Пед. Наук, — М., 1989. -215с.
  75. И.В. Педагогика. // Основы теории и технологии семейного воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под. ред. П. И. Пидкасистого.- М.: педагогическое общество России, 2001.- 640 с.
  76. Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. -№ 3. — С. 22−31.
  77. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М: ACT, 2000.-384 с.
  78. B.C. Человек в современном мире: Авт. прогр. факультатива (по нравственному воспитанию школьников) // Открытая школа. № 2. -С. 22−25.
  79. В.Л. Искусство быть собой. М., 1977.
  80. B.C. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002. № 6. — С. 3−6.
  81. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М.: Высшая школа, 1991.-224 с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Издательство полит. лит-ры, 1975. — 304 с.
  83. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. -СПб., 2000. 205с.
  84. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М: Прометей, 1992. -528 с.
  85. .Ф. Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношений с миром // Психологический журнал. 1989. — № 3. С. 3−7.
  86. И.О. Условия абсолютного добра, — М., 1991.- 182 с.
  87. И.А. Человек, индивид, личность. Воспитательный блок к программам Л. А. Венгера «Развитие» и «Одаренный ребенок». Ставрополь, 2001. — 72 с.
  88. Л.И. Теория и методика воспитания. М.: Пед. общество Рост сии, 2002. С. 150−151.
  89. Н.Ф. Организационно-педагогические условия развития системы воспитательной работы в общеобразовательной школе. Дисс. канд. пед. наук. Горно-Алтайск, 2002. — 247 с.
  90. Н.Е. Культуринтервенция // Народное образование. 2002. -№ 4.-С. 203−217.
  91. Модель. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 16, С. 399 400.
  92. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983.-96 с.
  93. А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001.-320 с.
  94. Н.Ф., Андрущенко В. П., Зелинский Н. В. и др. Нравственная культура личности. Киев: Вища школа, 1986. — 191 с.
  95. Т. С. Шаповаленко B.C. Парадигма нелинейности как основа си-нергетического подхода в обучении // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003. № 1. — С.3−10
  96. Национальная доктрина образования в Российской Федерации./ Ситаров В. А. Дидактика. Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.- С. 359−363.
  97. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.-496 с.
  98. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика,-1998.-№ 4.-С. 3−8.
  99. Н.Д. Общечеловеческие ценности и воспитание // Педагогика. 1997. № 6.
  100. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 229 с.
  101. И.Б. Гносеологические аспекты моделирования // Природа моделей и модели природы / Под ред. Д. М. Гвишиани и др. М.: Мысль, 1996.-С. 22−68.
  102. Нравственность. Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В. Е. Кемерова. 1996. 608 с. 1060 положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад, 1995 год. М., 1996. — С. 116.
  103. С.И., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН- Российский фонд культуры, 3-е изд., стереотипное. М.: АЗЪ, 1996. — 928 с.
  104. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. Н. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  105. И.Г. Лебединая песня. Избр. пед. произв., в 3-х т. М.: изд-во АПИ РСФСР, 1965. т.З. — С. 339−366.
  106. Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М, 1999.-48 с.
  107. В.А. Воспитание и дети: источники роста. М.: Педагогика, 1994.-С. 19.
  108. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.659 с.
  109. П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 1998.-64 с.
  110. К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — С. 119−130.
  111. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. — 280 с.
  112. И.П. Педагогика. -М., 2001.
  113. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Книга 1. -576 с.
  114. Н.Н. Духовность и нравственность основы воспитания российского гражданина. Сб. науч. трудов: Современные проблемы воспитания и образования. Вып. 4. -М, РИЦ «Альфа», 2002. -С .43−45.
  115. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. -М, 1996.
  116. Принцип. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Изд. 3-е. -М.: Советская энциклопедия, 1975, т.20. С. 588.
  117. А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. 2001. № 6.
  118. А.А. Социализация личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — С. 360 364.
  119. Э. О приличии детских нравов / Вступ. ст. B.C. Румянцевой- Пер. с латин. и коммент. А. Н. Старицына // Педагогика. 1995. -№ 4. — С. 82−94.
  120. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т./ АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. Т.1. — 485 с.
  121. .Ж. Эмиль, или О воспитании. М., 1896. — 324 с.
  122. Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М, 1999.-320 с.
  123. Г. К. Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.-176 с.
  124. В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974. — С. 39,41- 51- 150.
  125. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  126. А.И. Как разработать программу эксперимента? // Народное образование. № 4. — 1998. — С. 36 — 43.
  127. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.430 с.
  128. Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В. Е. Кемерова, 1996.-608 с.
  129. В.П. Организация воспитательной работы в классе. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  130. Э.В. Культура и личность.- JI.: Наука, 1972. 205 с.
  131. Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01- 13.00.02.-М, 1997.472с.
  132. А.Д. Патриотизм основа духовно-нравственного воспитания. -М., 1998.143с.
  133. А.Д., Лебедев О. В. Национальная культура и подросток. Педагогика. № 1. -М., 1993. -с.42, 39−41. Шилова М. И. Проблема ценностей и цели воспитания//Классный руководитель. 2001. № 3.
  134. А.Д., Размыслова А. В. Педагогика. Учеб. пособие. -М.: РИЦ" Альфа", 2003.281с.
  135. Стандарт образования: Методические рекомендации. -М., 1997.
  136. Т.А. Современная парадигма содержания педагогического процесса. Иркутск, 1995.
  137. Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. -12 с.
  138. Х.Х., Величук А. П. Разработка типовой модели (для школ Северного Кавказа) // Педагогика. 1997. № 4. -с. 37 44.
  139. В.А. Рождение гражданина. М., 1971.
  140. Т.Ю. Воспитание нравственных качеств подростков (Методические рекомендации). Барнаул, 2003. — 48 с.
  141. А.Н. Моральные ценности и личность. М.: Изд-во МГУ, 1984.-175 с.
  142. Jl. Всех выше должно стоять образование нравственное // Сельская школа. 2002. № 1
  143. Л.Н. Проект устава учебных заведений // Л. Н. Толстой. Педагогические сочинения. М., 1989. — С.45−46.
  144. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960, с. 62.
  145. К.Д. Избр. пед. соч. -М., 1974, Т.9.-388 с.
  146. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании (нравственное влияние как главная задача воспитания) / Антология гуманной педагогики. / М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. 224 с.
  147. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 26−38.
  148. Д.И. Психология взросления: Структурно содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-672 с.
  149. Д.И. Формирование личности ребёнка в подростковом возрасте. ПВП, 1978.
  150. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  151. P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника.- Ростов- на- Дону., 1995.- 272 с.
  152. М.И. Проблема ценностей и цели воспитания // Классный руководитель. 2001. № 3.
  153. М.И. Проблема ценностей и цели воспитания // Классный руководитель. 2001. № 3.
  154. Е. Н. Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995. — 314 с.
  155. В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. — 301 с.
  156. Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  157. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.
  158. Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников, 1999. -№ 3. С. 17−22.
  159. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560с.
  160. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. -М.: Сентябрь, 2000.- 176 с.
  161. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. -64с.
  162. С.Г. Проблемы этического развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-С. 193−199.
  163. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  164. Н.Н. Воспитательная работа в школе. Минск, 1997.
  165. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987.
  166. Kohlberg L. Five Lectures on Moral Education. Cambridge: Harvard University Press, 1970.
  167. Sizer T. School and Moral Contact. Devens: Massachusetts, 1999.1. Анкета
  168. Разносторонность и глубина познаний в отношении окружающего предметного мира.5.4−3-2−1
  169. Взвешенность в потреблении материальных и духовных благ.5.4−3-2−1
  170. Уважительность к результатам человеческого труда.5.4−3-2−12. Природа.
  171. Осознание многоликости живой и неживой природы и себя, как её частицы5.4−3-2−1
  172. Восприятие окружающего мира как собственного дома.5.4−3-2−1
  173. Сопричастность к судьбам планеты, сохранению её Природы5.4−3-2−13. Обще ство.
  174. Сформированность норм, правил и традиций, принятых в обществе5.4−3-2−1
  175. Идентификация (соотношение) себя с делами и проблемами общества.5.4−3-2−1
  176. Наличие общественно-значимых дел и поступков5.4−3-2−1
  177. Развитость самодостоинства.5.4−3-2−14. Другие люди
  178. Наличие элементов самовоспитания5.4−3-2−11. Адекватность самооценки5.4−3-2−1
  179. Развитость потребностно-мотивационной сферы5.4−3-2−1
  180. Забота о сохранении своего здоровья и его коррекция5.4−3-2−15. К себе
  181. Самоактуализированность (активная реализация себя).5.4−3-2−1
  182. Созидательность в различных видах деятельности (изменения в лучшую сторону).5.4−3-2−11. Выбор призвания5.4−3-2−16. Груд
  183. Толерантность (терпимость к людям, уважительное к ним отношение).5.4−3-2−11. Ответственность.5.4−3-2−1
  184. Знание норм и правил взаимоотношений5.4−3-27. Знания
  185. Понимание знаний и образования, как ключевых ценностей в современном мире.5.4−3-2−1
  186. Развитостью познавательных запросов и интересов.5.4−3-2−1
  187. Наличие программы и практики самообразования.5.4−3-2−11. Анкета
  188. Патриотизм это любовь к своей Родине, народу, стремление принести им пользу. Без этого нет человека. 5−4-3−2-1
  189. Считаешь ли ты себя патриотом? 5−4-3−2-1
  190. Космополитизм отказ от патриотических чувств, от национальной культуры и традиций во имя «единства человеческою рода». 5−4-3−2-1
  191. Чувствуете ли вы себя «гражданином мира»? 5−4-3−2-1
  192. Коллектив это группа людей, объединенных общественно-значимой целью, ответственностью за общее дело, но в нем уважительное отношение к личности. 5−4-3−2-1
  193. Ты готов оказать помощь другим людям иногда даже в ущерб себе? 5−4-3−2-1
  194. Согласен ли ты, что человек, не считающийся с интересами общества, вреден? 5−4-3−2-1
  195. Дай самооценку собственному эгоизму. 5−4-3−2-1
  196. Твоя оценка пословицы «Береги честь смолоду». 5−4-3−2-1
  197. Вы никогда не будете злоупотреблять преимуществом в силе? 5−4-3−2-1
  198. Ввести в заблуждение кого-либо, поступить недобросовестно, нарушить обещание это подло. 5−4-3−2-1
  199. Твое желание активно, добросовестно трудиться для достижения цели, значимой для других людей. 5−4-3−2-1
  200. Твоя оценка поговорки «Лень-матушка раньше тебя родилась». 5−4-3−2-1
  201. Оцени себя насколько ты ленив. (Более ленив — ниже балл). 5−4-3−2-1
  202. Оцени свою внутреннюю готовность быть гуманистом. 5−4-3−2-1
  203. Фанатизм это нетерпимость, неуважение точки зрения и знаний других. 5−4-3−2-1
  204. К мнению других людей нужно проявлять терпимость. 5−4-3−2-1
  205. Твоя оценка тезиса «Дать детям больше свободы». Это даст больше пользы для их воспитания. 5−4-3−2-1
  206. Рабство — полное подчинение своей воли, своих поступков чему-нибудь или кому-нибудь, но в этом есть определенный смысл. 5−4-3−2-1
  207. Оцени свое состояние рабства. 5−4-3−2-1
  208. Долг, ответственность это черты человека, честно выполняющего свои обязанности перед обществом. Они очень важны лично для вас. 5−4-3−2-1
  209. Ваше мнение об ответственности, долге, как вашем личном качестве. 5−4-3−2-1
  210. Оцени свое стремление к личной выгоде, богатству. 5−4-3−2-1
  211. Равноправие это обладание одинаковыми с кем-нибудь правами и обязанностями. Это необходимо в жизни. 5−4-3−2-1
  212. Согласен ли ты, что нарушение прав есть ограничение свобод личности? 5−4-3−2-1
  213. Диктатура ничем не ограниченная власть, опирающаяся па силу. Оцените степень её необходимости в обществе. 5−4-3−2-1
  214. Оцени свою готовность быть диктатором. 5−4-3−2-1
  215. Вы считаете, что к женщине всегда нужно относиться с уважением. 5−4-3−2-1
  216. Вы считаете, что присваивать государственное имущество нечестность, подлость. 5−4-3−2-1
  217. Вы считаете, что всем необходимо неукоснительно соблюдать государственные законы. 5−4-3−2-1
  218. Схема системного подхода к нравственному воспитанию школьниковв учебном процессе
  219. Стратегическая Оперативная Тема урока Эмоциональное Антиподцель цель отношение морали
  220. Схема системного подхода нравственного воспитания школьников в деятельности классного руководителя
Заполнить форму текущей работой