Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социокультурные основания, факторы и тенденции развития современных экологических практик

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экологическое образование и просвещение занимают центральное место в формировании и развитии экологической культуры как механизма регулирования отношения человека и общества к окружающей природной среде. В последние годы в этой области наблюдается мировоззренческий и методологический кризис, для выхода из которого необходима модернизация, предполагающая переход от полидисциплинарного обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Основные векторы и содержание процесса трансформации экологической деятельности: смыслы, основания, практики
    • 1. 1. Полиморфизм понятия «экология»
      • 1. 1. 1. Междисциплинарность понятий «экология» и «экологические практики»
      • 1. 1. 2. Социальные процессы и экология: логика сопряжения в историческом ракурсе
      • 1. 1. 3. Экология в социально-функциональном и аксиологическом измерениях
    • 1. 2. Типологизация основных концептуально-идеологических подходов к интерпретации экологических практик
      • 1. 2. 1. Природоохранное направление
      • 1. 2. 2. Ресурсно-экономические концепции и стратегии
      • 1. 2. 3. Общесистемный подход к интерпретации экологических практик
  • Глава II. Проблемы развития экологических практик в контексте развития экологического движения и экологического образования в России
    • 2. 1. Экологическое движение в России как акгор развития экологических практик
      • 2. 1. 1. Первая волна природоохранного движения в России (1900−1933)
      • 2. 1. 2. Возрождение природоохранной идеологии, практики и образования в России (1960−1976)
      • 2. 1. 3. Становление и распространение охраны окружающей среды и экологического образования в России (1977−1987)
      • 2. 1. 4. Развитие экологического движения в постсоветский период (1988−1999)
    • 2. 2. Современное экологическое образование и тенденции его развития
      • 2. 2. 1. Проблемы современного экологического образования
      • 2. 2. 2. Стратегии и целевые ориентиры модернизации экологического образования
    • 2. 3. Факторы, препятствующие развитию экологических практик
  • Глава III. Перспективы развития экологической культуры и подходы к их реализации
    • 3. 1. Современные механизмы и инструменты формирования и развития экологической культуры
      • 3. 1. 1. Экологическая культура и ее место в современных социальных практиках
      • 3. 1. 2. Механизмы формирования и развития экологической культуры
      • 3. 1. 3. Инструменты формирования и развития экологической культуры
    • 3. 2. Экологическое просвещение и PR как факторы развития массовой экологической культуры. Опыт общественного экологического движения России
      • 3. 2. 1. Практики в области экологического просвещения
      • 3. 2. 2. Практики в области экологического PR
    • 3. 3. Пути модернизации подходов к развитию экологической культуры
      • 3. 3. 1. Социокультурные основания модернизации
      • 3. 3. 2. Пути модернизации экологического образования
      • 3. 3. 3. Социально-экологический PR и модернизация его стратегии

Социокультурные основания, факторы и тенденции развития современных экологических практик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Решение современных экологических проблем связывается большинством ученых с настоящим и будущим существованием человеческой цивилизации, со здоровьем населения Земли и сохранением среды обитания человека. Индустриальный путь развития цивилизации стал источником экологических рисков и угроз для населения Земли. И от поведения людей, их отношения к окружающей природной среде на всех уровнях общественных отношений зависит будущее планеты и человечества.

Но эта простая истина до сих пор не является ни императивом, ни приоритетом в практике деятельности большинства социальных институтов, в жизнедеятельности и мировоззрении большинства людей. Экологическая идеология и экологическая культура, их приоритеты, императивы, ценности, этические нормы до сих пор развиваются преимущественно в кругу экологистов, оставаясь в рамках корпоративной культуры.

Сегодня для поиска путей выхода из экологического кризиса необходимо, обобщение и переосмысление опыта, накопленного в ходе экстенсивного пути формирования и развития экологических практик. В связи с этим крайне актуален анализ динамики и тенденций развития социокультурных оснований экологических практик, систематизация концептуальных подходов к экологической проблематике, выявление общих закономерностей и взаимосвязей разных областей экологической теории и практики в общем социокультурном пространстве, выявление препятствий, противоречий и «белых пятен» в стратегических подходах к развитию экологического образования, формированию и развитию экологической культуры.

Научно-методологическая проблема модернизации экологического образования, экологической идеологии и экологической культуры сформулирована и поставлена перед научным и педагогическим сообществом. Для решения данного комплекса задач необходимо объединение в одном информационно-образовательном поле естественно-научных, социально-гуманитарных, инженерно-технических и политико-управленческих подходов к рассмотрению и осмыслению экологической проблематики. И, по нашему мнению, такая задача неразрешима вне контекста социокультурных оснований современных экологических практик. Именно эта проблема и является исходной для нашего исследования.

В данном исследовании анализируется следующий комплекс проблем:

1. Противоречия в области экологической теории, где концептуальные парадигмы разноплановы, понятийный аппарат разных социальных институтов и профессиональных субкультур «разноязычен», а ассоциативные связи ориентированы в разных векторах социокультурного пространства.

2. Противоречия между императивами экономического роста и экологической безопасности, отражающиеся на принятии решений в политике и в административно-управленческой деятельности.

3. Противоречивость информационно-образовательного пространства, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность, принимаются политические и административно-управленческие решения, формируется общественное мнение, складываются культурные стереотипы, происходит социализация и инкультурация. Это препятствует формированию холистических представлений о месте и роли экологических практик в социокультурном пространстве, развитию экологического образования, экологической идеологии, экологически ориентированного мировоззрения и экологической культуры.

Соответственно в данном исследовании предполагается выработать целостную комплексную модель решения обозначенных проблем, которые видятся нам основополагающими для модернизации подходов к экологической теории и практике, к экологическому образованию и экологической культуре в России.

Объект: совокупность сложившихся экологических практик и концептуальных подходов к их интерпретации.

Предмет: социокультурные основания, факторы и тенденции развития экологических практик.

Цель: на основе анализа социокультурных оснований, факторов и тенденций развития современных экологических практик в России, предложить систему средств и способов преодоления существующих в данной области противоречий, а также определить оптимальные пути формирования и развития профессиональной и массовой экологической культуры. Основные задачи исследования:

1. Рассмотреть социокультурные основания эволюции экологических практик и их понятийного аппарата в России. Систематизировать основные направления развития экологических практик.

2. Проанализировать основные концептуальные подходы к экологической проблематике и классифицировать их.

3. Выявить основные закономерности динамики развития экологического движения, экологического образования и просвещения в России, а также тенденции их дальнейшего развития.

4. Рассмотреть основные социокультурные противоречия, препятствующие решению современных экологических проблем, развитию экологической теории, экологического образования и экологической культуры.

5. Раскрыть механизмы и технологии модернизации экологического образования и формирования социально-экологического PR как основных факторов развития экологической культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные аспекты заявленной темы рассмотрены как самостоятельные проблемы или объекты исследования в разных научных направлениях как биогеоэкологического, так и социально-гуманитарного циклов. К таким аспектам относятся: • история природоохранного движения в России, в том числе монография Д. Вайнера по социально-политическим аспектам развития природоохранного движения в России до середины 1930;х годовсборники статей классиков охраны природы, опубликованные, в частности, Киевским эколого-кулыурным центромработы В. Е. Борейко по истории природоохранного движения России и Украиныистория охраны лесов России, изложенная в монографии В. П. Тарасенко и В. К. Теплякова «Русский лес в антропогене" — публикации по истории дружины по охране природы (ДОП) биофака МГУ (с 1960 по 1990 годы) — некоторые социальные аспекты развития движения дружин по охране природы, изложенные в монографии О. НЛницкого;

• схемы и описания разнообразия экологических практик в работах Н. Ф. Реймерса, Ю. Л. Хотунцева, З. Хулла и других;

• различные концептуальные подходы к экологической проблематике изложены в монографиях и статьях таких авторов как В. И. Вернадский, Д. Медоуз, Н. Н. Моисеев, А. А. Брудный, Д. Н. Кавтарадзе, Г. И. Рузавин, В. А. Кобылянский и другиходнако систематизации концептуальных подходов по мировоззренческо-идеологическому принципу в проработанной литературе не было найдено;

• междисциплинарный синтетический подход описан в рамках таких дисциплин как «социальная экология», «экология человека», «безопасность жизнедеятельности», «экологический менеджмент», «экономика природопользования» и другие;

• общие и глобальные экологические закономерности, проблемы негативного антропогенного воздействия, международная и отечественная нормативно-правовая база охраны природы описаны в обширной научной и учебно-методической литературе по биогеоэкологии и охране природы. Научно-методическая база локального решения социально-экологических проблем представлена слабо и эклектично. Тенденции развития охраны природы представляют собой переход от концепции сохранения отдельных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) к концепции экологических сетей;

• стратегии модернизации экологического образования предполагают необходимость формирования массовой экологической культуры на основе объемной фактологической базы в качестве аргументации общих экологических закономерностей и экологической идеологии. Механизмы восприятия информации в процессе социализации и инкультурации рассматриваются преимущественно в социальной психологии, механизмы формирования массовой культуры — в культурологии, а механизмы создания и распространения идеологии, формирования общественного мнения — в связях с общественностью (политическом PR);

Рабочая гипотеза. Предполагается, что в настоящее время в теоретических концепциях, связанных с экологической проблематикой, также как и в экологическом образовании, наблюдается кризис, обусловленный экстенсивным путем развития экологических практик и разногласиями между представителями биогеоэкологии, социально-гуманитарных наук и экономической теории. Практика же решения экологических проблем зависит от государственной политики, ее ценностей и приоритетов и меняется со сменой политических курсов. В условиях рыночной экономики на практику решения экологических проблем влияют ценовая политика, налоговая политика, политика социального обеспечения, бизнес-стратегии фирм и т. п. С другой стороны, на решение экологических проблем влияет общественное мнение, подверженное влиянию СМИ, рекламы и PR.

Изменение ситуации в России возможно тогда, когда эколого-гуманистические ценности, приоритеты и императивы станут традиционной составляющей профессиональной и массовой культуры населения. Для этого необходима перестройка экологического информационно-образовательного пространства на новых основах, учитывающих закономерности динамики социокультурных процессов и принятия политико-административных решений. Только в этом случае может ослабнуть зависимость экологических практик от политических курсов правительственных структур.

Предполагается, что основными «творцами», носителями и хранителями экологической культуры в России являются представители научно-преподавательской общественности, однако их усилия остаются недостаточно эффективными, так как направлены, в основном, на воспроизводство корпоративной культуры. Для перевода корпоративной культуры в массовую в соответствии с закономерностями социодинамики культуры, необходимы модернизация подходов к экологическому образованию, формирование и развитие социально-экологического PR.

Такая модернизация предполагает поиск новых научно-методологических парадигм на основе целостности экологической проблематики в общем социокультурном пространстве. В связи с этим предполагается, что весь комплекс экологических практик можно представить как взаимосвязь теории и практики, мировоззрения и идеологии, а также управления общественными процессами (политика и право) и практической деятельностью (менеджмент).

Такой подход позволит эффективно использовать проблемно-проектные методики решения социально-экологических проблем территориального развития с учетом составляющих их социальных, экономических, экологических и политических проблем в условиях конфликта интересов хозяйствующих субъектов. Предполагается, что такая схема «миропонимания» поможет снять многие противоречия, активизировать процессы модернизации экологического образования и развитие социально-экологического PR в России для продвижения экологической идеологии и формирования активного экологически ориентированного общественного мнения как предпосылок формирования устойчивой массовой экологической культуры.

Источниковая база исследования включала литературу в области экологии, экономики, политологии, социологии, культурологии, общей и социальной психологии, менеджмента, связей с общественностью. Для раскрытия темы были использованы монографии, учебные и справочные пособия, сборники научных статей, материалы научных и научно-практических конференций, публикации общественных экологических организаций.

В области концептуальных подходов к экологическим и другим социальным практикам были использованы работы таких российских авторов как В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев, А. А. Брудный, Д. Н. Кавтарадзе, М. И. Будыко, Э. В. Гирусов, Ю. Г. Марков, Г. И. Рузавин, В. И. Шаповалов, Н. В. Казаков, С. П. Капица, В. А. Кобылянский, И. И. Думова, В. Г. Глушкова, С. В. Макар, и другие, а также зарубежных авторов, таких как И. Валлерстайн, JI. Ларуш, Д. Медоуз и других.

В области систематизации российских экологических практик рассматривались схемы Н. Ф. Реймерса и Ю. Л. Хотунцева.

В области истории природоохранного и экологического движения были использованы работы таких авторов как Д. Вайнер, Б. Гржимек, В. К. Тепляков, В. Е. Борейко, О. Н. Яницкий и другие.

В области культурно-этического подхода к экологическим практикам использовались работы таких авторов как И. М. Быховская, Б. С. Ерасов, Л. Г. Ионин, А. Моль, К. Лоренц, Й. Хейзинга, В. Е. Борейко, Т. Н. Павлова, В.

Тулибацкий, А. Швейцер, А. П. Семенов Тян-Шанский, Б. Е. Райков, Н. А. Бердяев, Д. Л. Андреев, А.Н. и Б. Н. Стругацкие и другие.

В области экологического образования были использованы работы таких авторов как Г. А. Ягодин, С. В. Алексеев, С. А. Степанов, Н. Н. Марфенин, Н. А. Воронков и другие.

В области связей с общественностью (PR) были использованы работы И. В. Алешиной, Б. Л. Борисова, М. Е. Кошелюка, С. Ф. Лисовского, В. А. Евстафьева, Т. В. Науменко, Д. В. Ольшанского, В. Ф. Пенькова и других.

Научная новизна исследования заключается в обобщении и типологизации преимущественно российских экологических практик в рамках четырех основных направлений: экологии как науки, экологии как научно-практической деятельности, экологии как идеологии и экологии как управления общественными процессами (культура, политика и право) и практической деятельностью людей (менеджмент). В работе осуществлена типологизация основных концептуальных подходов к экологической проблематике, распространенных в России, на основе различия их ценностей, приоритетов и мировоззренческо-идеологической базы. Выявлены социокультурные противоречия, препятствующие решению экологических проблем, развитию экологической культуры, модернизации экологического образования, развитию социально-экологического PR. Принципиально важным является разработка социально-функциональной схемы рассмотрения всего спектра экологических практик в социокультурном пространстве и матрица унифицирования подходов к разным направлениям экологических практик, принципы и методологические подходы к модернизации экологического образования и стратегии социально-экологического PR в России.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Структура и тенденции развития современных экологических практик в России обусловлены динамикой исторических, политических и социокультурных процессов, в контексте которых формировались, развивались и трансформировались философские, научные и прикладные области экологии. В связи с экстенсивным развитием экологических практик понятие «экология» остается разноречивым в разных областях знания и практик, что отрицательно сказывается на взаимодействии специалистов, на образовательных программах экологического блока дисциплин, на распространении экологической культуры. Для унификации подходов к экологической проблематике предлагается ее типологизация по социально-функциональному основанию. Экологическая проблематика обусловлена объектами, формой и степенью воздействия человека на окружающую среду и его отношением к ней. Объекты, форма и степень воздействия человека на природную среду рассматриваются в рамках науки и практики, а отношение человека к окружающей природной среде — в контексте мировоззрения и идеологии, закрепленных или нет в культуре, политике и праве. Научная область включает законы природы и определяет лимитирующие факторы воздействия человека на окружающую природную среду. Мировоззренческо-идеологическая область включает экологические императивы, приоритеты, ценности, нравственные и этические ориентиры в отношении человека и общества к окружающей природной среде и природным объектам. Область управления регулирует форму и степень воздействия человека на окружающую среду и включает две основные составляющие: управление общественными процессами (политика и право) и управление деятельностью (менеджмент). На принятие управленческих решений влияет конфликт между требованиями экологической безопасности и экономическими приоритетами в современной политике и бизнес-культуре.

2. Типологизация концептуальных подходов к экологической проблематике на основе ведущих ценностей и приоритетов в их идеологической базе позволила выявить три основных концептуально-идеологических направления:

• природоохранное, включающее естественно-научный и культурно-этический подходы;

• ресурсно-экономическое (экономико-политическое), включающее пессимистический кризисный подход, оптимистический демографо-технологический подход, устойчивое развитие и управление природопользованием;

• общесистемное, включающее концепцию универсального эволюционизма и коэволюции (Н.Н.Моисеев), сопряженного развития природы и общества (А.А.Брудный, Д.Н.Кавтарадзе), синергетический подход.

3. Анализ исторического развития экологического движения в России показывает, что его движущей силой выступает научно-преподавательская общественность, которая является «творцом», носителем и хранителем экологических знаний, экологического мировоззрения, экологической идеологии, экологической культурывыполняет функции трансляции и популяризации экологических знаний и экологической культуры, активизации и организации других слоев населения, лоббирования экологических приоритетов и императивов в государственных и международных структурахсодействует развитию экологической политики и экологического права. Исследование показывает, что продуктивная активизация экологического движения в России коррелирует с периодами социальной нестабильности и ослабления государственного управления. Укрепление же государственного управления направлено на экономический рост в ущерб экологической безопасности, что ведет к подавлению экологического движения.

4. Экологическое образование и просвещение занимают центральное место в формировании и развитии экологической культуры как механизма регулирования отношения человека и общества к окружающей природной среде. В последние годы в этой области наблюдается мировоззренческий и методологический кризис, для выхода из которого необходима модернизация, предполагающая переход от полидисциплинарного обучения к холистическому, а также комплексный подход к решению реальных социально-экологических проблем. Однако анализ показал, что стратегические подходы к модернизации ориентированы на трансляцию корпоративной культуры, так как авторы экстраполируют на образовательные методики собственные психологические особенности научно-критического осмысления окружающей действительности. Предлагаемые методики ориентированы на механизмы убеждения, требующие высокого уровня рефлексии от учащихся. В то же время механизмы как первичной, так и вторичной социализации и инкультурации, в большинстве, основаны на некритическом восприятии ценностей, конвенциональных норм и правил социального поведения. Таким образом, в современных стратегических концепциях экологического образования недостаточно учтены психологические и социально-психологические механизмы социализации и инкультурации.

5. Перспективы формирования и развития профессиональной и массовой экологической культуры мы видим в перестройке экологического информационно-образовательного пространства, формируемого экологическим образованием, просвещением и, в соответствии с закономерностями социодинамики культуры (по, А Молю), социально-экологическим PR в качестве коммуникационного менеджмента.

В связи с этим предлагается подход к модернизации экологического образования на основе социально-функционального подхода к экологической теории и практике на принципах целостности, системности, комплексности, междисциплинарности, логичности и ценностной ориентации на природу, как субъект взаимоотношений, что психологически приблизит экологическую тематику к социальным проблемам. Наиболее эффективными методиками для концентрации в едином информационно-образовательном пространстве всего комплекса необходимых знаний, умений и навыков нам представляется поэтапный проблемно-проектный подход к решению модельных и реальных социально-экологических проблем территориального развития. 5. Становление и развитие социально-экологического PR в России требует соответствующей теоретической базы и кадровой инфраструктуры, а также модернизации стратегии экологизации культуры в соответствии с реальными социокультурными условиями. В качестве стратегической концепции предлагается позиционирование и продвижение экологической идеологии на основе предложения личностного «выбора» между «гонкой потребления товаров и услуг» для обогащения их производителей и гуманистическо-патриотической идеологией и практикой экологической безопасности для всех и каждого.

Апробация работы. Основные разделы данного исследования отражены в научных, научно-популярных и методических публикациях автора (13 публикаций по теме диссертационного исследования) — вошли в пленарные, секционные и стендовые доклады автора на научных и научно-практических конференциях в России, Португалии, США, Бельгии (7 международных и 2 отечественные конференции). Отдельные аспекты исследования были использованы в авторских семинарах и тренингах по экологии и охране природы, экологическому образованию, менеджменту для общественных организацийиспользуются в рамках преподавания курсов «Теория и практика связей с общественностью», «Современный менеджмент», «Консалтинг в связях с общественностью», «Социология массовых коммуникаций», «Повышение профессионального мастерства» в РГУФК и в курсе социальной экологии на биолого-химическом факультете МПГУ.

Теоретическая значимость определяется тем, что восполняется имеющийся пробел в сфере социально-функционального подхода к типологизации экологических практик и концептуальных подходов к экологической проблематикев сфере общих и частных противоречий в теоретических и методологических подходах к стратегиям развития экологического образования и экологической культуры. Результаты данного исследования могут быть использованы для развития общей теории современной экологии, стратегии развития экологического образования, стратегии развития экологической культуры, социально-экологического PR.

Практическое значение диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть внедрены в области экологического образования и просвещения, экологической политики, экологического менеджмента, формирования и развития социально-экологического PR.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, трех глав и заключения. Объем текста составляет 182 страницы.

Список литературы

включает 175 наименований на русском и иностранных языках.

Заключение

.

В целом, проведенный в рамках данного исследования анализ комплекса теоретических и практических аспектов динамики социокультурных процессов, очерченных полем современной экологической проблематики, позволил выявить ведущие социокультурные основания, факторы и тенденции развития преимущественно российских экологических практик в современном социокультурном пространстве, обобщить и систематизировать основные направления развития теории и практики в этой области, выявить основные социокультурные противоречия, препятствующие продуктивному развитию этой области деятельности, а также рассмотреть некоторые возможные перспективы дальнейшего развития этой сферы в условиях современной России.

Социально-функциональное и аксиологическое основания анализа динамики экологических практик, использованные в качестве ведущих системообразующих факторов, позволили разработать вариант холистической модели современных экологических практик в общем социокультурном пространстве и выявить некоторые закономерности динамики процессов развития экологической теории и практики, что определило следующие выводы:

1. Экологическая проблематика обусловлена объектами, формой и степенью воздействия человека на окружающую среду и его отношением к ней. Объекты, форма и степень воздействия человека на природную среду рассматриваются в рамках науки и практики, а отношение человека к окружающей природной среде — в контексте мировоззрения и идеологии, закрепленных или нет в культуре, политике и праве. Научная область экологии включает законы природы и определяет лимитирующие факторы воздействия человека на окружающую природную среду. Мировоззренческо-идеологическая область включает экологические императивы, приоритеты, ценности, нравственные и этические ориентиры в отношении человека и общества к окружающей природной среде и природным объектам. Область управления регулирует форму и степень воздействия человека на окружающую среду и включает две основные составляющие: управление общественными процессами (политика и право) и управление деятельностью (менеджмент). На принятие управленческих решений влияет конфликт между требованиями экологической безопасности и экономическими приоритетами в современной политике и бизнес-культуре.

2. Типологизация концептуальных подходов к экологической проблематике на основе ведущих ценностей и приоритетов в их идеологической базе позволила выявить три основных концептуально-идеологических направления:

• природоохранное, включающее естественно-научный и культурно-этический подходы;

• ресурсно-экономическое (экономико-политическое), включающее пессимистический кризисный подход, оптимистический демографо-технологический подход, устойчивое развитие и управление природопользованием;

• общесистемное, включающее концепцию универсального эволюционизма и коэволюции (Н.Н.Моисеев), сопряженного развития природы и общества (А.А.Брудный, Д.Н.Кавтарадзе), синергетический подход.

3. Динамика развития экологических практик обусловлена историческими, политическими и социокультурными процессами, в контексте которых формировались, развивались и трансформировались философские, научные и прикладные области экологии. Экстенсивное междисциплинарное развитие экологических практик в 1970;1990;х годах привело к разноречивости понятия «экология» в общем информационно-образовательном пространстве, что отрицательно сказывается на взаимодействии специалистов, на образовательных программах экологического блока дисциплин, на распространении экологической культуры.

4. Движущей силой развития экологического движения в России выступает научно-преподавательская общественность, которая является «творцом», носителем и хранителем экологических знаний, экологического мировоззрения, экологической идеологии, экологической культурывыполняет функции трансляции и популяризации экологических знаний и экологической культуры, активизации и организации других слоев населения, лоббирования экологических приоритетов и императивов в государственных и международных структурахсодействует развитию экологической политики и экологического права. Наблюдается отрицательная обратная связь между процессами активизации общественного экологического движения и процессами укрепления государственного управления, что объясняется коренными противоречиями между приоритетами экономического роста и экологической безопасности. 5. Экологическое образование и просвещение занимают центральное место в формировании и развитии профессиональной и массовой экологической культуры как механизма регулирования отношения человека и общества к окружающей природной среде. В последние годы в этой области наблюдается мировоззренческий и методологический кризис, обусловленный отсутствием адекватной целостной системы экологических знаний, включающей весь спектр направлений их развития и отражающей место и значение экологических практик в современном социокультурном пространстве. Кроме того, современные стратегические подходы к модернизации экологического образования ориентированы на трансляцию преимущественно корпоративной культуры, так как авторы экстраполируют на образовательные методики собственные психологические особенности научно-критического осмысления окружающей действительности, требующие высокого уровня рефлексии от учащихся. В то же время механизмы как первичной, так и вторичной социализации и инкультурации, в большинстве, основаны на некритическом восприятии ценностей, конвенциональных норм и правил социального поведения. Таким образом, в современных стратегических концепциях экологического образования недостаточно учтены психологические и социально-психологические механизмы социализации и инкультурации для перехода от корпоративной экологической культуры к массовой.

Перспективы формирования и развития профессиональной и массовой экологической культуры мы видим в перестройке экологического информационно-образовательного пространства, формируемого экологическим образованием, просвещением и, в соответствии с закономерностями социодинамики культуры (по, А Молю), социально-экологическим PR в качестве коммуникационного менеджмента.

В связи с этим для модернизации экологического образования нам представляется необходимым переход от полии междисциплинарного обучения в общем образовании к холистическому, на основе которого уже могут строиться специализированные курсы профессиональной подготовки специалистов. В рамках данного исследования предлагается подобная модель на основе социально-функционального подхода к экологической теории и практике на принципах целостности, системности, комплексности, логичности и ценностной ориентации на природу, как субъект взаимоотношений, что психологически приблизит экологическую тематику к социальным проблемам. Наиболее эффективными методиками для концентрации в едином информационно-образовательном пространстве всего комплекса необходимых знаний, умений и навыков нам представляется поэтапный проблемно-проектный подход к решению модельных и реальных социально-экологических проблем территориального развития.

Становление и развитие социально-экологического PR в России требует соответствующей теоретической базы и кадровой инфраструктуры, а также модернизации стратегии экологизации культуры в соответствии с реальными социокультурными условиями. В качестве стратегической концепции предлагается позиционирование и продвижение экологической идеологии на основе предложения личностного «выбора» между «гонкой потребления товаров и услуг» для обогащения их производителей и гуманистическо-патриотической идеологией и практикой экологической безопасности для всех и каждого.

Основные разделы данного исследования отражены в научных, научно-популярных и методических публикациях авторавошли в пленарные, секционные и стендовые доклады автора на научных и научно-практических конференциях в России и за рубежом. Отдельные аспекты исследования были использованы в авторских семинарах и тренингах по экологии и охране природы, экологическому образованию, менеджменту для общественных организацийиспользуются в рамках преподавания курсов «Теория и практика связей с общественностью», «Современный менеджмент», «Консалтинг в связях с общественностью», «Социология массовых коммуникаций», «Повышение профессионального мастерства» в РГУФК и в курсе социальной экологии на биолого-химическом факультете МПГУ.

Предлагаемое исследование лишь в некоторой степени очерчивает круг социокультурных процессов, связанных с развитием экологической теории и практики, возможными путями решения экологических проблем современности.

Дальнейшее развитие тематики исследования представляется нам очень широким и в первую очередь требует более глубокого изучения коренных противоречий между ценностями и приоритетами экономической теории, лежащей в основе политического регулирования мирового рынка и процессов глобализации и гуманистическими ценностями и приоритетами глобальной экологической безопасности. Эти противоречия отражаются на всех уровнях рассмотрения теории и практики решения экологических проблем в рамках существующих социальных отношений — глобальном, региональном, локальном и персональном, и требуют серьезных теоретических и научно-практических исследований. Экологическая теория и практика сегодня не в состоянии предложить ни теоретическую, ни практическую альтернативу культуре общества массового потребления в условиях политической и экономической глобализации. Видимый сегодня путь развития экологического знания и экологических практик требует исследований и поисков практических путей решения таких проблем как формирование реально экологичной массовой культурыпоиск экологически приемлемой альтернативы экономической теории и практикевнедрение^ теорию и практику управления и консалтинга приоритетов и ценностей экологической безопасностиразвитие рынка экологических товаров и услуг с использованием исторического опыта и современного инструментария в области менеджмента, консалтинга, маркетинга, PR, рекламы, политического, правового, финансового регулирования и многие Другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.В. Работать для науки, писать для народа. // Охрана дикой природы № 1−2 (16−17)/2000. С.3−7.
  2. Автопортрет ведущих общественных экологических организаций России (что мы сделали, и что собираемся делать). М.: Центр экологической политики России, 2003. — 83 с.
  3. Т.А., Хаскин В. В. Основы экоразвития: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. — 312 с.
  4. Акции экологического движения: руководство к действию. /Коллектив авторов под общ. ред. И.Халий. М.: 1996. — 316 с.
  5. Е.Я., Быховская И. М. Культурологические опыты. М.: 1996. -115 с.
  6. С.В. Размышления об образовании для устойчивого развития. // Экология и образование № 1−2, 2002. С. 22 -26.
  7. И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Учебник. — М.: Икф «Эксмос», 2002. 480с.
  8. А.В. Оценка биоразнообразия, мониторинг и экосети. / А.В. Андреев- под ред. П. Н. Горбуненко. Ch.: BIOTICA, 2002. — 168 с.
  9. Д.Л. Роза Мира М.: «Мир Урании», 2002. — 608 с.
  10. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.
  11. Т.П., Коханова JLJL, Костюк Г.Г. и другие. Биологи. Биографический справочник. Киев, «Наукова думка», 1984. — 813 с.
  12. Е. П. Человек в информационном мире. // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов /Т.Л.Алавидзе, Г. М. Андреева, Е. В. Антонюк и др.- Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. — С.203−219.
  13. Берджес Дэвид. Гражданское общество: третий сектор и правовые нормы в странах СНГ. // Газета проекта ЧДО/ННГ, World Learning Inc., 1995.
  14. Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм. // Русский космизм: Антология философской мысли. -М.: 1993. -С.171−176.
  15. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  16. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 352 с.
  17. С.Н. Экономика сохранения биоразнообразия. (Повышение ценности природы). М.: Наука, 1999. — 88 с.
  18. Большой толковый социологический словарь (Collins) / Дэвид Джери, Джулия Джери. В 2-х томах: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. — 544 с. (Т.1) и 528 с. (Т.2).
  19. А.К. Мифы и суеверия устойчивого развития в контексте глобализации экономики. // Экология и образование, № 1−2, 2002. С. 11−17.
  20. В.Е. История заповедного дела в Украине. Серия: история охраны природы. Выпуск 2. — Киев, 1995. — 183 с.
  21. В.Е. Белые пятна истории природоохраны. СССР, Россия, Украина. В двух томах. Серия: история охраны природы. Вып. 6−7. — Киев, 1996. — 224 с. (Т.1) и 304 с. (Т. 2).
  22. В.Е. Пути и методы природоохранной пропаганды. Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 2. — Киев, 1996 — 208 с.
  23. В.Е. Введение в природоохранную эстетику. Издание 2-е, дополненное. Серия: Охрана дикой природы. Вып. 14. — Киев, 1999. — 128 с.
  24. .Л. Технологии рекламы и PR. Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 624 с.
  25. А.А., Кавтарадзе Д. Н. Сопряженное развитие природы и общества. // Экология малого города. Программа «Экополис» Пущино, 1987. — С. 6−14.
  26. М.И. Глобальная экология. М.: «Мысль», 1977. — 327 с.
  27. A.M. Человек из биосферы. Постнеклассическое знание versus классическая экология. // Общественные науки и современность. № 3, 1999. С. 139−149
  28. В помощь комсомольскому активисту. / Составитель: В. Е. Борейко. Киев: «Молодь», 1989. — 125 с.
  29. Вайнер (Уинер) Д. Р. Экология в Советской России. М.: Прогресс, 1991. -400 с.
  30. Валлерстайн Иммануэль. После либерализма: Пер. с англ. / Под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 256 с.
  31. М.И. Общественные экологические интересы: правовое регулирование. (Комментарий к законодательству). М.: Наука, 1999. — 132 с.
  32. М.И. Экологические интересы в политике и праве: Региональная экологическая политика. Проект пособия. М.: ЦЭПР, 2003. — 59 с.
  33. С.А., Егоров Ю. Н. Связи с общественностью: Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 2001.-246 с.
  34. Выживем вместе. Сборник материалов к Первой Советско-Американской конференции неправительственных экологических организаций. М.: Социально-Экологический союз, изд-во «Путь», 1991.-121 с.
  35. А. После холодной войны: безопасность и зеленое движение. // Третий путь, № 36, с. 3.
  36. В.Г., Макар С. В. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. — 448 с.
  37. М.Б., Мамонтов А. А., Манн И.Б. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR. 2-е изд., пер. и доп. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. -240с.
  38. М., Вролик К., Брэк Д. Киотский протокол: Анализ и интерпретация / Пер. с англ. Издание 2-е. М.: «Харвест-Принт», 2002. — 268 с.
  39. А.С., Орехова Н. А., Шмидхейни С. Экологический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 206 с.
  40. Е.М. Социализация в изменяющемся мире. // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов /Т.Л.Алавидзе, Г. М. Андреева, Е. В. Антонюк и др.- Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. — С. 148−161.
  41. И.И. Социально-экономические основы управления природопользованием в регионе. Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 165 с.
  42. Дюкарев Роман, Фокс Карен А., Холмз Оливия, Эбнер Кристофер Вудс. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. Практическое пособие. М.: Центр развития образования, 1998. — 194 с.
  43. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., — М.: Аспект Пресс, 1996. — 591 с.
  44. Т. Охрана окружающей среды: практическое руководство к юридическим действиям граждан России. Совет по Защите Природных Ресурсов (США) при участии Санкт-Петербургского правового центра «Юристы за экологию» — С.-П.: 1994. — 120 с.
  45. Л.Г. Культура и социальная структура. // Социологические чтения. Вып.1. Сборник материалов международного семинара «Современные социологические теории и подходы. Диалог между Россией и Западом», М.: 1996. — С. 49−95.
  46. История биологии с древнейших времен до начала XX века. М.: «Наука», 1972. — 562 с.
  47. Д.Н., Овсянников А. А. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия, 1999. -112 с.
  48. С.П. Население земли и предвидимое будущее цивилизации. // Социологические исследования, № 1 2003. — С. 7−15.
  49. Д.Н., Станчинский В. В. Курс зоологии позвоночных животных. -Изд-во Академии Наук Союза ССР. М.-Л., 1940. — 1023 с.
  50. Кинсли Майкл. Устойчивое развитие: процветание без роста. // Развитие во имя человека. М.: 1995. — С.33−41.
  51. Климатические изменения: взгляд из России / Под редакцией д.э.н., проф. В.И.Данилова-Данильяна М.: ТЕИС, 2003. — 416 с.
  52. В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. Учебное пособие / В. А. Кобылянский — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 192 с.
  53. В.М. Охрана природы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 240 с.
  54. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина СПб.: Издательство «Лань», 1999. -448 с.
  55. Кортен Дэвид К. Развитие, ересь и экологическая революция: Открытое письмо промышленно-развитым странам. // Развитие во имя человека. М.: 1995.-С. 3−14.
  56. Н.И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий (методическое пособие для учителя) /Общая редакция С. В. Алексеева. СПб.: 2000. — 130 с.
  57. Ю.В. Генезис концепции «устойчивого развития» // Экология и образование, № 1−2, 2002. С.2−6.
  58. А.Л., Берлова О. А., Колесникова В. Б. Экологическая журналистика. Учебное пособие. М.: СоЭс, 1998. — 155 с.
  59. М.Е. Технологии политических выборов. — 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004. — 239 с.
  60. А.И. Социология и политология: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия" — Мастерство- Высшая школа, 2000. — 312 с.
  61. В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 208 с.
  62. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. -630 с.
  63. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998. — 447 с.
  64. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. СПб.: Университетская книга- 1998.-447 с.
  65. Культурология и культуроведение: Концептуальные подходы, образовательная практика: Материалы научно-практического семинара. М.: 1998.-249 с.
  66. В.Л., Мартинсен А. Г., Попов В. М. Основы экологических знаний инженера: Учебное пособие. -М.: Экология, 1996 176 с.
  67. Лес и общество. Основы формирования общественного мнения: пособие для работников лесного хозяйства. М.: ВНИИЦлес-ресурс, 2000. — 208 с.
  68. М., Флямер М., Якимец В. Социальное партнерство: заметки о формировании гражданского общества в России. М.: Школа культурной политики, 1996. — 116 с.
  69. С.Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М.: РАУ Университет, 2000. — 318 с.
  70. К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998, — 393 с.
  71. Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна -6», г. Киев, 5−7 декабря 1997 304 с.
  72. Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учеб. пособие. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. — 544 с.
  73. А.С. Природа и люди России: экология, религия, политика и действие. М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия, 1999, — 132 с.
  74. Материалы Всесоюзной научной конференции «Образование по вопросам окружающей среды» (Иваново, 18−20 сентября 1984 г.). Иваново, Ивановский государственный университет, 1985. — 238 с.
  75. Медоуз Донелла. Нельзя научить старых экономистов новым формулам. -Сб. Развитие во имя человека. М.: 1995. — С.30−32.
  76. Между школой и университетом: Тезисы докладов 2-й Международной конференции по экологическому образованию /Под общей ред. акад. Н. Н. Моисеева. Тула, 1996. -386 с.
  77. Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001.-200 с.
  78. Н.Н. Избранные труды. В 2-х томах. Т.2. Междисциплинарные исследования глобальных проблем. Публицистика и общественные проблемы. -М.: Тайдекс Ко, 2003. 264 с.
  79. Н.Н. Заслон средневековью. Сборник. М.: Тайдекс Ко, 2003. — 312 с.
  80. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 405 с.
  81. С.М. Социальная экология: этнокультурные основы устойчивого развития. М.: НииПИ экологии города, 2001. — 190 с.
  82. Т.В. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005. 288 с.
  83. НГО, общественность, бизнес и власть: от взаимодействия к партнерству (материалы семинара 6−9 апреля 1996 г.) Институт «Открытое общество», Благотворительный фонд «Сопричастность», Информационно-исследовательский центр «Гражданское действие». — 48 с.
  84. Образование в области окружающей среды. Пленарные доклады участников III Всесоюзной конференции. Симпозиум I. (Казань, 29 октября 2 ноября 1990 г.), Т.1.-Казань, 1990.- 153 с.
  85. Образование в области окружающей среды. Тезисы докладов участников III Всесоюзной конференции. Секции 3 (2-я подсекция), 4, Симпозиум II. (Казань, 29 октября 2 ноября 1990 г.), Т.2. — Казань, 1990. — 160 с.
  86. Образование в области окружающей среды. Тезисы докладов участников III Всесоюзной конференции. Секции 1, 2, 3 (1-я подсекция). (Казань, 29 октября -2 ноября 1990 г.), Т. З. Казань, 1990. — 163 с.
  87. Образование в пространстве культуры: Сборник научных статей. Вып.1 /Мин-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии МК РФ. Научно-образовательный центр Рос. ин-та культурологии / Сост. и ред.: И. М. Быховская, А. В. Святославский. М., 2004. — 302 с.
  88. Общеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия. Совет Европы- ЮНЕП- Европейский центр охраны природы, 1996.-50 с.
  89. ОдумЮ. Экология: В 2-х т. Т.1.-М.: Мир, 1986.-328 с.
  90. Д.В., Пеньков В. Ф. Политический консалтинг. СПб.: Питер, 2005.-448 с.
  91. Организация устойчивого жизнеобеспечения населения в национальных парках России: концептуальные основы и практическое руководство. М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2002. — 91 с.
  92. Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. Пер. с англ./общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Лопатникова. -М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2001. 536 с.
  93. Основы антропоэкологии / Под ред. д-ра филос. наук В. Л. Обухова и д-ра биол. Наук В. Б. Сапунова: Учебн. Пособие для 10−11 классов средней школы к курсу «Человек и окружающая среда». СПб: Химиздат, 2000. — 288 с.
  94. Отчет о работе Российского Зеленого Креста в 2001 году / Рос. Зеленый Крест. М.: ЗАО «Агенство Ракурс», 2002. — 112 с.
  95. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов / Автор-составитель А. С. Степановских. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 559 с.
  96. Оценка и регулирование качества окружающей природной среды. Учебное пособие для инженера-эколога. Под ред. профессора А. Ф. Порядина и А. Д. Хованского. М.: НУМЦ Минприроды России, Издательский дом «Прибой», 1996.-350 с.
  97. Т.Н. Биоэтика в высшей школе. Серия: Охрана дикой природы. Вып. 10. Киевский эколого-культурный центр, 1998. — 128 с.
  98. С.Н., Лукин М. В., Нестеров В. М. Моральный износ управления. Мифы и реальность: Коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 199 с.
  99. Повестка дня на 21-й век. Конференция Организации Объединенных Наций по Окружающей Среде и Развитию в Рио-де-Жанейро, 1992. — ЦКИ СоЭС, 1998.-218 с.
  100. Политология. Курс лекций. /Под ред. д.ю.н., проф. М. Н. Марченко. Издание 3-е, перераб. и доп. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 608 с.
  101. Политическая наука: новые направления / Пер. с англ. Научный редактор Е. Б. Шестопал. М., Вече, 1999. — 816 с.
  102. С. Да недаром слово молвится.: Рекламно-издательская и эколого-просветительская деятельность заповедников и национальных парков как средство в поиске дополнительных источников финансирования. «Раде». -Йошкар-Ола, 1995. — 14 с.
  103. Приоритеты национальной экологической политики России. / Под ред. В. М. Захарова. М.: Наука, 1999. 100 с.
  104. Природоохранное образование в университетах. / Отв.ред. академик В. Е. Соколов. Научн. Ред. Е. Е. Божукова. М.: Изд-во Московского Университета, 1985. — 129 с.
  105. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Центр «За наше общее будушее». 1993. Женева. Швейцария. 70 с.
  106. Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия»: что дальше. М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2002. — 70 с.
  107. Психологические основы «Паблик рилейшнз». 2-е изд. /Е. Богданов, В.Зазыкин. СПб.: Питер, 2004. — 204 с.
  108. .А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. М.: Рольф, 2000.-416 с.
  109. П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: в 4-х книгах. — М.: Мир, 1994 -1995.
  110. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.-637 с.
  111. Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). -М.: Россия молодая, 1994. 367 с.
  112. .Б. Территориальные ареалы и сети. Очерки теоретической географии. Смоленск: Ойкумена, 1999. — 256 с.
  113. В.М. Типы и дискурсы научного мышления. Изд. 2-е. М.: Эдиториал УРСС, 2004. — 248 с.
  114. Роль общественных организаций в экологическом образовании: Тезисы докладов V Международной конференции по экологическому образованию /Под общей ред. акад. Н. Н. Моисеева. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 280 с.
  115. Г. И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. М.: Проект, 2004. — 336 с.
  116. Русский лес в антропогене: Очерки истории народов и леса Европейской России за 25.30 тысяч лет / В. П. Тарасенко, В. К. Тепляков. М.: Стагирит-М, 2003.-400 с.
  117. Сборник руководящих документов по заповедному делу. / Сост. В. Б. Степаницкий. 3-е изд., доп. И перераб. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. — 703 с.
  118. Семена демократии. Программа финансирования неправительственных экологических организаций 1993−1994 гг. М.: 1996. — 39 с.
  119. Сила движения. Информационно-методический сборник по итогам программы поддержки российских экологических НПО «Семена демократии» / Ю. Саяпина и др.- Под ред. З. В. Талицкой и ЛГ.Богдан. М.: ИСАР, 1998. — 224
  120. B.Г.Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2004. — XVI, 731 с.
  121. Н.А., Руссо Б. Ю. Стартовые позиции экологической сети Северной Евразии: рабочая гипотеза. // Предпосылки и перспективы формирования экологической сети Евразии. Охрана живой природы. Вып. 1 (9). — Нижний Новгород, 1998. — С. 22−31.
  122. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т. Л. Алавидзе, Г. М. Андреева, Е. В. Антонюк, и др.- Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. — 335 с.
  123. C.А.Степанова.- М.: Издательство МНЭПУ, 2001.- 441 с.
  124. Социально-экологический союз: история и реальность. Сборник материалов. М.: 1995. — 31 с.
  125. Справочник «зеленого» пиарщика. М.: Институт содействия общественным инициативам «ИСАР», СоЭС, 2000. — 208 с.
  126. Справочник «Общественные ресурсы образования». М.: Изд-во МсоЭС, 2003.-304 с.
  127. Справочник тренеров-консультантов для некоммерческих организаций в России. / Под общ. ред. Г. Негрустуевой. М.: Программа «Поддержка общественных инициатив», Фонд «Каунтерпарт», 1997. — 138 с.
  128. В.Б., Мазманянц Г. А. Дополнительные источники финансирования государственных природных заповедников в Российской Федерации. Методическое пособие. / Всемирный фонд дикой природы (WWF) -М.: Центр охраны дикой природы СоЭс, 1997. 288 с.
  129. Стратегия экологического образования и воспитания в XXI веке: Тезисы докладов VI Международной конференции по экологическому образованию / Под общей ред. акад. Н. Н. Моисеева. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 428 с.
  130. .Н. Вместо предисловия. (Выступление на заседании Ленинградского семинара писателей-фантастов 13 апреля 1987 г.). / Третий глаз.- Симферополь, «Таврия», 1991. С.3−14.
  131. Стругацкие Аркадий и Борис. Улитка на склоне — 1. / Третий глаз. -Симферополь, «Таврия», 1991.-С. 18−107.
  132. В.Ф. Сельская среда обитания: социология, экология, экономика.- Акмола, «Жана-Арка», 1992. 112 с.
  133. Управленческий консалтинг. Путеводитель по рынку профессиональных услуг (Серия бизнес-справочников «Проверено. Коммерсантъ». М.: Коммерсантъ XXI, Альпина Паблишер, 2002. — 264 с.
  134. Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании. Тезисы докладов III Всероссийского научно-методического семинара (11−14 ноября 2002 г., Санкт-Петербург). СПб: Крисмас+, 2002.-184 с.
  135. Финансирование сохранения биологического разнообразия в Российской Федерации. / Координатор раздела: Д. А. Даушев. Москва, 1995. — 110 с.
  136. С.Р. Разноцветные зеленые: стратегия и действие. М.: Центр охраны дикой природы СоЭс, «Третий путь», 1997. — 160 с.
  137. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. -464 с.
  138. Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -480 с.
  139. С.А. США, политика в отношении СССР (циклы, волны, система). -М.: «Физкультура, образование и наука», 1997. 260 с.
  140. А.И. Индикаторы устойчивого развития региона // Экология и образование, № 1−2, 2002. С. 18−21.
  141. В.И., Казаков Н. В. Законы синергетики и глобальные тенденции. // Общественные науки и современность, № 3, 2002. С. 141−149.
  142. Т.В. Игровая экология. Курс программ для работы с детьми младшего школьного возраста. М.: ИСАР, 1999. — 32 с.
  143. Экологическая информация и принципы работы с ней / Т. В. Гусева и др.- под ред. В. Н. Виниченко. М.: Социально-экологический Союз, 1998. — 244 с.
  144. Экологическая оценка и экологическая экспертиза. / О. М. Черп и др. М.: Социально-экологический Союз, 2000. — 232 с.
  145. Экологические организации в России (путеводитель). Состояние на 4 августа 1995 года. Серия: «Экологические организации Северной Евразии». Книга 1. — М.: Центр охраны дикой природы, 1996. — 174 с.
  146. Экологические очерки о природе и человеке./Под ред. Б.Гржимека. М.: Прогресс, 1988.-639 с.
  147. Экологические проблемы и товаропроизводители: обзор фактов и примеров на российском и мировом рынках. / Составители: В. И. Перерва, А. С. Мартынов, А. А. Тишков. М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия», 1999. — 47 с.
  148. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. Тула: Гриф и К, 2002. — 284 с.
  149. Экологический энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Ноосфера», 2000. — 930 с.
  150. Экологическое образование в России. Справочное пособие для преподавателей. ISAR, Российско-Американский Центр экологического образования. — Обнинск, 1997. — 138 с.
  151. Экологическое образование детей: каталог ресурсов. Сост. Богдан Л. Г., Козерчук Е. А., Пащенко Е. В. М., ИСАР, СоЭС, 2000. — 200 с.
  152. Экологическое образование на пороге «РИО + 10»: Тезисы докладов VIII Международной конференции по экологическому образованию. (Москва, Россия, 26−28 июня 2002 г.) Тверь, Издательство ГУПТО ТОТ, 2002. — 501 с. (в 2-х частях)
  153. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов/ Д. А. Кривошеин, Л. А. Муравей, Н. Н. Роева и др.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -447 с.
  154. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. — 519 с.
  155. Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле. Из отечественных классических работ. / Составитель: В. Е. Борейко. Издание 2-е, доп. Серия: Охрана дикой природы. Вып. 18. — Киев, 1999. — 260 с.
  156. В.А. Российское общество в политеоретической интерпретации. // Социологические чтения. Вып.1. Сборник материалов международного семинара «Современные социологические теории и подходы. Диалог между Россией и Западом», М.: 1996. — С. 201−215.
  157. В. О возможностях развития неправительственных организаций России в меняющейся правовой среде. // Зеленый мир. № 20, 1996. С.8−9.
  158. В.Н. Экологические организации России: состояние и проблемы развития. М.: СоЭС, 1998. — 180 с.
  159. О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М.: Моск. Рабочий, 1991. — 272 с.
  160. О.Н. Экологическое движение в России. Критический анализ. -Институт социологии РАН. М.: 1996. — 216 с.
  161. В.Ф. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?) М.: Наука, 1999. — 100 с.
  162. В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. — 456 с.
  163. Ecological network and local authorities Sociological instruments. 2000. Nature and Environment, No. 126. Council of Europe Publishing
  164. Environmental Education for the 21st Century. Issues and perspectives for a permanent forum. Polis International network in Environmental Education. Syros, Greece. 2000.-215 p.
  165. Habitat. Guide to environmental education activities—Barcelona, Institut d’Educacio, 2002. 176 p.
  166. Investigating the Environment, A practical guide. — The Perth, Scottish Natural Heritage, 1993. 57 p.
Заполнить форму текущей работой