Социально-гигиенические аспекты травматизма городского населения трудоспособного возраста
Существуют потенциальные резервы предотвращения летальных исходов при травмах, по крайней мере, в случае ДТП и насилия. Об этом свидетельствуют следующие результаты. Во-первых, во всех случаях кодировки диагноза, когда установлена конкретная причина смерти, случаи смерти определяются травмами, несовместимыми с жизнью. Кодирование остальных причин смерти как «неуточненные» диагнозы скрывает… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Факторы и условия травматизма в России и за 9 рубежом (обзор литературы)
- 1. 1. Проблема травматизма
- 1. 2. Основные виды травматизма: причины, факторы риска и последствия
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДО- 44 ВАНИЯ
- 2. 1. Методы сбора и обработки статистического материала
- 2. 2. Характеристика базы исследования
- ГЛАВА 3. Травматизм и смертность от травм трудоспособного населения МЕГАПОЛИСА
- 3. 1. Характеристика травматизма в г. Москве
- 3. 2. Основные причины смертности от травм, отравле- 55 ний и других последствий воздействия внешних причин трудоспособного населения г. Москвы
- 3. 3. Социальный профиль смертности трудоспособного 59 населения Москвы от внешних причин
- 3. 4. Сезонные особенности смертности от внешних при- 77 чин трудоспособного населения Москвы
- ГЛАВА 4. Анализ полноты информационной базы о 90 смертности от травматизма
- 4. 1. Функциональная роль погибших в дорожно- 91 транспортных происшествиях
- 4. 2. Характер повреждений при травмах, полученных в 100 дорожно-транспортных происшествиях
- 4. 3. Характер повреждений при травмах, полученных от насильственных причин
- ГЛАВА 5. Медико-социальные характеристики постра- 115 давших от травм и госпитализированных в травматологическое отделение городской больницы
- 5. 1. Причины и характер травм, приведших к госпитализации
- 5. 2. Социально-гигиенические характеристики постра- 136 давших
- 5. 3. Отношение потерпевших к качеству медицинской 147 помощи и возможности ее улучшения
- 5. 4. Организационно-функциональная модель управле- 162 ния профилактикой травматизма в мегаполисе
Социально-гигиенические аспекты травматизма городского населения трудоспособного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В мире ежегодно от травм гибнет свыше 5 млн. человек [Рано умирать.2006]. В Европейском регионе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) каждый день в результате травм погибает более 2000 человек, 60 тысяч человек попадают в больницы, а 600 тысяч вынуждены обращаться за неотложной амбулаторной помощью [Травматизм и насилие в Европе .2006]. Травмы создают для общества1 колоссальные-человеческие,-финансовые и другие издержки [Sethi D: et al., 2006; Peden M., McGee К., Krug E. eds., 2002]. Травматизм является существенной нагрузкой для здравоохранения [Верзилин В.А., 2000; Калыгин А. Б., 2000; Сиротко В. В., 2000 и др.].
В Европе наблюдаются наибольшие различия в сравнении с другими регионами мира по смертности и заболеваемости между более бедными и более богатыми странами и между социальными классами в пределах отдельных стран. Этот разрыв продолжает расти: показатель травматизма в Содружестве Независимых Государств (СНГ) является одним из самых высоких в мире и продолжает ухудшаться, в то время как в странах Европейского Союза (ЕС) он является одним из лучших в мире и продолжает улучшаться. В среднем риск смерти от травмы для мужчин в СНГ почти в четыре раза выше, чем для мужчин в ЕС [Mackay М., 2003]: в 2004 г. показатели смертности мужчин в этих регионах составляли, соответственно, 272,7 и 54,3 на 100 тыс. населения.
Считается, что тенденции роста смертности от травматизма в некоторых восточных странах Европы обусловлены действием таких факторов, как рост интенсивности дорожного движения, углубление неравенства в отношении богатства, более высокая безработица, сокращение социального капитала, либерализация рынка и рост доступности алкоголя, а также слабость механизмов регулирования и правоприменения [Травматизм и насилие в Европе. .2006]. Большему риску подвергаются дети, люди старшего возраста и лица с низкими доходами. В европейских странах в группы повышенного риска входят безработные, этнические меньшинства, рабочие из других стран, беженцы, инвалиды и бездомные [Sethi D et al., 2006]. Конкретизация групп риска необходима для обоснования и разработки целевых программ профилактики травматизма среди населения.
Уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин — несчастных случаев, отравлений и травм — соответствует аналогичным показателям в России столетней давности и почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах, в 1,5 раза — в развивающихся. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза1. Для России вопрос о группах риска травматизма подробно не изучен, хотя он весьма актуален в связи с наблюдавшимся в 1990;е годы опережающим по отношению к другим причинам смерти ростом смертности от травм и отравлений и других последствий воздействия внешних причин. В 2005 году этот класс причин составлял 16,8% смертности мужчин и 5,9% смертности женщин.
Структура смертности российского населения от травм и отравлений принципиально отличалась от общемировой. Если во всем мире ведущей причиной смерти в этом классе являются ДТП, то в России 90-х годов смертность от травм, отравлений и иных внешних причин более чем наполовину определялась убийствами, случайными отравлениями алкоголем и «повреждениями без уточнений» [Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов. .2003].
Существующая специфика структуры смертности населения России от внешних причин может определяться или снижением качества здоровья населения в общем, или далеко зашедшей маргинализацией общества (обнищание, злоупотребление алкоголем, отсутствие работы), или влиянием социально-экономических факторов, характерных для периода реформ. Влияние последних имеет региональные вариации на территории России [Тяжелков А.Л., 1999]. Вопрос о влиянии социально-экономических факторов на травматизм требует дополнительного исследования.
Первые ранги «приоритета» возможного вклада здравоохранения в сохранение трудового потенциала страны принадлежат травматологической.
1http-//wmv.tsuab.ru/STRUCTURE/DEPARTMENT/6IEF/OTS/ikaraush-up-ohr-tr/7.doc патологии [Комаров Ю.М., 1995]. Чтобы обосновать первоочередность мер, направленных на снижение смертности российского населения от травматизма, прежде всего следует понять, от травматизма страдает все население в равной степени, или существуют более уязвимые слои населенияинтенсивность травматизма равномерна во времени, или существуют периоды с повышенной частотой разных видов травматизма.
Многообразие путей снижения смертности при транспортном травматизме [Миленькая Ю.М., 1988] обуславливает необходимость оценки вклада в смертность разных участников дорожного движения (согласно классификации МКБ-10) и определения характерных причин смерти для этих групп.
В структуре первичной инвалидности травмы и отравления занимают третье место (70−80 тыс. человек ежегодно) [Лузин С.Н., Гришина Л. П., 2005]. При открытых повреждениях, составляющих около 20% травм, не приводящих к летальным исходам [Кипарисов В.Б., 2006], наблюдается высокий уровень инвалидизации пострадавших, что во многом определяется малой эффективностью применяемых методов консервативного лечения [Соколов В.А., 1998], а также лечением пострадавших в неспециализированных лечебных учреждениях врачами, не обладающими достаточным опытом и возможностями эффективного лечения данной тяжелой категории больных [Гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте, 1997; Миронов и соавт., 2002]. Сложившиеся социально-экономические условия в России не позволяют использовать дорогостоящие методы реабилитации травмированных пациентов в муниципальных стационарах в рамках стандартов гарантированной медицинской помощи [Осипов В.В., 2004]. Участие пострадавших в оплате дополнительных методов лечения травм, безусловно, будет способствовать ускорению и улучшению качества реабилитации таких больных. Насколько жители России, в общем, и пациенты травматологических отделений, в частности, готовы к таким расходам, до настоящего времени не изучалось. Актуальность такого исследования обусловлена инициативой Ев-робюро ВОЗ перераспределить расходы населения на лечение со сдвигом их на более состоятельные слои общества с тем, чтобы снизить бремя расходов для малоимущих.
Таким образом, цель исследования — выявить социальные группы населения, подверженные наибольшему риску травматизма и гибели вследствие внешних причин, и определить актуальные направления медико-социальной профилактики травматизма среди трудоспособного населения г. Москвы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить социально-гигиенический портрет городского жителя, погибшего в результате ДТП, насилия, несчастного случая. Изучить распределение случаев травматизма со смертельным исходом во времени для определения наиболее опасных периодов суток, недели и года.
2. Оценить полноту и достоверность информационной базы о характере повреждений, приведших к смерти, и научно обосновать мероприятия по совершенствованию учетно-отчетной документации по травматизму.
3. Дать социально-гигиеническую характеристику городского жителя, госпитализированного в травматологическое отделение больницы.
4. Оценить отношение и готовность больных с травмами к частичной оплате медицинских услуг в стационаре, предоставляемых дополнительно к гарантированному стандарту.
5. Разработать организационно-функциональную модель управления профилактикой травматизма в условиях мегаполиса.
ВЫВОДЫ.
1. В настоящий период в Москве уровень травматизма (8252,4 на 100 тыс. населения в 2006 году) ниже, чем среднероссийский (8694,8), но больше, чем среднеокружной (7571,7). При этом уровень травматической смертности (86,0) самый низкий в России (183,9), за исключением южных Республик. Смертность трудоспособного (15−59 лет) городского населения России (349,7 мужчин и 73,5 женщин на 100 тыс. соответствующего населения) ниже, чем в целом по стране (382,4 и 80,5 соответственно) и более чем вдвое выше, чем значение показателя для Москвы (1449,9 и 38,0). Скорость снижения травматической смертности в мегаполисах выше, чем в России в целом.
2. Группы риска получения травм в результате насилия, независимо от исхода (госпитализация, смерть), близки для мужчин, но отличаются у женщин. Группами риска госпитализации по поводу травм в результате нападения являются одинокие (83,3% мужчин с такой травмой) неработающие (40,0%) мужчины в возрасте до 30 лет (40,0%) со средним образованием (83,3%), а также женщины в возрасте 40−59 лет (50,0%) с неполной семьей (75%) и высшим образованием (50%). Социально-гигиенический портрет умершего в результате насилия определяется мужчинами с низким уровнем образования (24% смертей от насилия среди этой категории мужчин) из социально дезадаптированных групп населения (23,9%) и иногородними женщинами (22,1%) с высшим образованием (30,6%>).
3. Социальный портрет пострадавшего, получившего травму в результате ДТП независимо от ее исхода (госпитализация, смерть на месте инцидента) достаточно близок для москвичей, но существенно отличен для иногородних. Группами риска госпитализации после ДТП жителей Москвы являются одинокие (60%) мужчины в возрасте до 30 лет (50,0%) сотрудники акционерных и частных предприятий (35,3%) со средним образованием (64,7%), а также женщины в возрасте 30−44 года (57,1%) с полной семьей (42,9%) и средним образованием (60%). Группы риска смерти в результате ДТП — иногородние граждане.
27,3% мужчины и 38,7% женщины) с высшим образованием (32,3% и 47,2%, соответственно).
4. Повышенный риск травматизма в пятницу, в выходные дни и в понедельник связан, с одной стороны, с повышением мобильности и расширением сфер деятельности населения (отдых, занятия спортом, посещение культурно-развлекательных мероприятий, магазинов и т. п.), с другой, с традиционным злоупотреблением населением алкоголем. Высокая доля пострадавших в разной степени опьянения (30−40%) объясняется в значительной мере и тем, что слабоалкогольные напитки в общественном сознании перестали в принципе восприниматься как алкоголь.
5. Выявлена сезонность распределения случаев смерти от внешних причин: в феврале их число минимально (7% случаев смерти мужчин и 5,6% - женщин), в июле — максимально (9,2% и 9,9%). У женщин наблюдается отсутствующий у мужчин сезонный подъем, приходящийся на ноябрь (9,4% всех смертей от внешних причин женщин трудоспособного возраста).
6. На основе экспертных систем выявлены расхождения информации о смерти от травм и отравлений на 3,5% в числе умерших, в структуре смертности от причин этого класса (в 6 раз для утоплений, на 25% для последствий лечения), в свидетельствах о смерти в 5,5% случаев для мужчин и в 4,2% для женщин локализация травмы не указана, в 23,7% случаев статус тех, кто погиб в ДТП, невозможно восстановить на основании записей в свидетельстве о смертив 3,4% случаев кодировка смерти по характеру повреждений в ДТП отсутствовала, в 1,5% случаях не было описания клинической картины смерти, что свидетельствует о необходимости пересмотра учетно-отчетной документации по смертности от травматизма.
7. Существуют потенциальные резервы предотвращения летальных исходов при травмах, по крайней мере, в случае ДТП и насилия. Об этом свидетельствуют следующие результаты. Во-первых, во всех случаях кодировки диагноза, когда установлена конкретная причина смерти, случаи смерти определяются травмами, несовместимыми с жизнью. Кодирование остальных причин смерти как «неуточненные» диагнозы скрывает наличие этих резервов. Во-вторых, большая доля (33%) лиц, длительность доставки которых в стационар превышает 6 часов, и отсутствие случаев смерти в стационарах Москвы от последствий транспортных травм свидетельствует о наличии случаев смерти по дороге в стационар, выявить которые при существующей кодировке места смерти нельзя. Следует повысить качество заполнения первичной документации (медицинских свидетельств о смерти).
8. Пострадавшие с тяжелыми травмами лишь в 53,3% случаев были доставлены в стационар скорой медицинской помощью. В течение часа после травмирования в стационар доставлено 5,9% травмированных с легкой степенью тяжести, 5,6% - со средней и 6,7% - с тяжелой. Через трое и более суток после получения травмы были госпитализированы 11,8% пострадавших с легкой степенью тяжести, 5,6% - со средней и 6,7% - с тяжелой. Социальный портрет пострадавших с тяжелой травмой, госпитализированных через 48 и более часов: не работающие, среднее или начальное образование, доходы ниже средних, употребление алкоголя «по выходным».
9. Выявлена достаточно высокая удовлетворенность госпитализированных больных в травматологическое отделение стационара качеством медицинской помощи (более 70% удовлетворены полностью) и более низкая (менее половины респондентов были удовлетворены полностью) — условиями пребывания в стационаре. Готовность оплачивать предоставление дополнительных медицинских услуг и улучшение бытовых условий высказала более половины опрошенных, указывая при этом на расходы в пределах 8−10% их среднемесячных заработков. Готовность участвовать в платежах, уровень потенциальных расходов и выбор дополнительных медицинских услуг, которые больной готов оплачивать, существенно дифференцируются тяжестью травмы и самооценкой доходов. Первый признак влияет на сдвиг акцентов в пользу качества помощи, второйкомфортности условий пребывания в стационаре.
10. Разработана организационная модель управления профилактикой травматизма, предполагающая реализацию комплекса профилактических мер при организации. обратной связи в системе управления и повышения доступа мероприятий к группам риска травматизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить, что распределение госпитализированных и умерших лиц трудоспособного возраста по причине травмы различно: пострадавшие в ДТП составляют, соответственно 16,4% против 21,1% для мужчин и 14,3% против 28,0% для женщинпострадавшие в результате нападения составляют, соответственно 9,8% против 13,4% для мужчин и 8,2% против 13,9% для женщинв результате несчастного случая — 65,6% против 6,9% и 71,4% против 4,4% соответственно, в результате производственной травмы — 8,2% против 1,6% и 2,0% против 0,1% соответственно.
Распределение госпитализированных в стационар, пострадавших в ДТП, также принципиально отличается по локализации травм у умерших.
— -В структуре. травм в случаях смерти пострадавших преобладают сочетанные травмы и для пешеходов (52,0%), и для автомобилистов (как водителей, так и пассажиров, сочетанные травмы составляют 41,3%), и для группы смертей от неуточненных ДТП (71,6%). Тогда как у больных стационара сочетанные травмы составляют в сумме лишь 23,6%.
На втором месте у умерших находятся внутричерепные травмы, которые определили 29,0% случаев смерти пешеходов, треть случаев смерти лиц, находившихся в автомобиле (30,6%), и 19,9% случаев смерти от неуточненных транспортных травм. У госпитализированных внутричерепные травмы составляют 5,9%.
Наибольшую часть среди больных стационара составляют травмы верхних и нижних конечностей (76,7%), которые у умерших пешеходов приходится 2,3% случаев, у автомобилистов и у умерших в результате неуточненных ДТП — по 0,2%.
Такое рассогласование распределений пострадавших с разным исходом травмирования позволяет предположить, что, в отличие от травм, полученных на производстве, значительная часть лиц, получивших тяжелые, но совместимые с жизнью травмы в результате ДТП, в стационар не доставляется.
Показано, что тяжесть состояния пострадавших не является определяющим фактором скорости доставки их в стационар. Треть (33,0%) всех пострадавших были доставлены в стационар позже, чем через 6 часов после травмы, только 5,8% госпитализированных оказались в стационаре в течение первого часа после травмы (из них 5,9% больных с легкой, 5,6% - со средней и 6,7% с тяжелой травмой, поступивших только по скорой помощи). В течение первых суток в интервале от 6 до 24 часов после травмы квалифицированную помощь получили 13,6% госпитализированных, в течение вторых суток — 11,7%, через трое и более суток после травмы оказались в стационаре 7,8% травмиррованных. На следующий день после травмы за госпитализацией обратились 11,8% пострадавших с легкой травмой и 14,8% с травмой средней тяжести, через трое и более суток — 11,8% с легкой, 5,6% со средней и 6,7% с тяжелой травмой. Из последней группы госпитализированных 16,8% были доставлены скорой помощью, 39,6% добрались самостоятельно и 43,6% были доставлены другим способом.
Наибольший разрыв между временем получения травмы и доставки в стационар отмечается для лиц, подвергшихся нападению (в среднем 26,8 часа), и при несчастных случаях, связанных с состоянием здоровья (14,4 часа). Эти наблюдения согласуются с суточным распределением пострадавших по времени происшествия, приведшего к травмированию, и по времени госпитализации. Нападения, как это ни странно, происходят преимущественно в дневное время, а пострадавшие доставляются, в основном, утром (соответственно, следующего дня). Аналогично, 72% несчастных случаев происходит днем и вечером, а 55% пострадавших госпитализируются в период с 9:00 до 18:00. Снижение потерь от подобного типа травм зависит от скорости вызова скорой помощи или от оказания первой помощи пострадавшему присутствующими рядом людьми.
Наименьшие разрыв между временем получения травмы и доставки в стационар наблюдается при ДТП (3,4 часа) и производственных травмах (3,2 часа), что согласуется с распределением госпитализированных по времени происшествия, приведшего к травмированию, и по времени госпитализации в течение суток, которые совпадают лишь частично. Дорожно-транспортные происшествия происходят преимущественно в вечернее время, более половины госпита-лизировнных доставляются в стационар с 21:00 до 3:00 часов ночи, т. е. наблюдается сдвиг по времени между пиками распределений 3−4 часа. Аналогичный сдвиг наблюдается при госпитализации лиц с производственными травмами, которые чаще получают травмы днем, а доставляются в стационар чаще в вечерний период с 18:00 до 21:00. В условиях мегаполиса это связано, скорее, с напряженным трафиком, чем с недостатками в работе скорой помощи. Этот вывод подтверждается отсутствием запаздывания с доставкой пострадавших на производстве ночью (треть всех производственных травм), которые доставляются ночью до 6:00, после чего наступает пауза с доставкой таких больных до 15:00.
Полученные результаты сужают круг возможных путей снижения потерь при травмах силами учреждений здравоохранения до положения о качестве оказания неотложной медицинской помощи.
Список литературы
- Агарков Н. М. Бытовой травматизм и алкогольное опьянение // В кн. Социально-гигиенические аспекты алкоголизма. М., 1990. — С. 79−81.
- Агарков Н. М. Бытовой травматизм среди взрослого населения г. Курска и организация его профилактики // Дис. д-ра мед. наук. М, 1994. — 36 с.
- Алкс Д. О. Человеческий фактор в происхождении и предупреждении бытового травматизма взрослых //Автореф. дисс. д-ра мед. наук. М., 1990. -45 с.
- Арсентьева Н. И. Социальная значимость травматизма взрослых //Мед.-соц. экспертиза и реабилитация. 2002. — № 2. — С. 41−43.
- Ахметьянов Р.Ф. Инвалидность вследствие травматизма в Российской Федерации и комплексная медико-социальная реабилитация //Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 2004. — 34 с.
- Ахметьянов Р.Ф. Социально-гигиеническая характеристика общего контингента инвалидов вследствие травм всех локализаций в Российской Федерации // Проблемы управления здравоохранением 2005. — № 1. — С.31−33.
- Богданович У .Я. Травматизм социальное и экономическое значение // Ортопедия и травматология. — 1981. — № 3. — С.1−4.
- Боровков В. Н. Частота и последствия травматизма в России в 1990-е годы (комплексное социально-гигиеническое исследование). // Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2002. — 23 с.
- Букамин JI.H. Человек в системе безопасности движения // Материалы всероссийской практической конференции по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. г. Москва, декабрь 1997 г. М., 1997. — С. 186 188.
- Вартапетов М.Г. Организация скорой медицинской помощи участникам дорожного движения // Материалы всероссийской практической конференции по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, г. Москва, декабрь 1997 г. -М., 1997. С.197−202.
- Винакова И. Н. Современное состояние травматизма среди женщин в Белгородской области // В сб. Медико-экологические информационные технологии-М., 1999. С. 54−55.
- Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. ВОЗ. Женева. 2002. — 258 с.
- Гафаров X. 3. Травматизм приоритетная медико-социальная проблема // Казан, мед. журн. — 1999. — Т.80. № 4. — С. 312-314.
- Гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте. Том 2. Вопросы железнодорожной медицины катастроф. (Избранные лекции). / Под. Ред. Проф. В. А. Капцова. М. — 1997. — 159 с.
- Дежурный Л.И. Первая помощь (Организация, обучение, оснащение). -2006. Воронеж: «Полиграф». — 120 с.
- Дежурный Л.И. Правовые вопросы оказания первой помощи. // Ж. «Менеджер здравоохранения». -2005. № 10. — С.29−32.
- Дмитриенко О. Д. Анализ ожогового травматизма в Санкт-Петербурге //Травматология и ортопедия России. 1994. — № 4. — С. 142−149.
- Дю Н. Е. Проблемы дорожно-транспортного травматизма в Хакасии //Вестн. Хакас, гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. Сер. 4, Биология. Медицина. Химия. 1997. — Т.4. — № 4. — С. 101−103.
- Елфимов П. В. Формирование технологической системы организации медицинской помощи травматологическим больным в крупном индустриальном городе // Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2001. — 24 с.
- Журавлев С. М. Медико-демографические аспекты травматизма, связанного с мототранспортными несчастными случаями //Вест, травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. 1996. — № 3. — С. 61−64.
- Журавлев С. М. Некоторые вопросы профилактики алкогольного травматизма //Международная конференция «Здоровый образ жизни», Ленинград, 12−14 дек., 1990. Ч. 2. С. 134−135
- Запрудина JI. Н. Уличный травматизм, как медицинская и социальная проблема // В сб. Современные проблемы медицины и биологии. М., 1997. -С. 21−23
- Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы / Под ред. В. И. Стародубова, Ю. В. Михайловой и
- A.Е.Ивановой. М., Медицина. 2003. — 288 с.
- Зырянова Т.Д., Сидорова Г. В. Автодорожный травматизм и его профилактика на БАМе // Ортопедия и травматология. 1980ю — № 4ю — С. 41−43.
- Какорина Е. П. Социально-гигиенические условия формирования здоровья населения в современных условиях //Дис. д-ра мед. наук. М., 1999.
- Калыгин А. Б. Социально-гигиеническая актуальность травматизма и проблемы лечения больных с травматической патологией в крупном городе // В сб. Актуальные проблемы практической медицины. М., 2000 — С. 43−45
- Квасова Т.Л., 2007 URL: http://www.risot.safework.ru/publications/gu-6.asp
- Кипарисов В.Б. Медико-социальная характеристика травматизма в Москве и меры по повышению качества медицинской помощи при травмах //Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2006. — 24 с.
- Кипарисов В.Б. Характеристика первичной инвалидности вследствие травм в г. Москве. // Ж. «Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2006. -№ 2. -С. 13−16.
- Киричук В. Ф. Утомляемость как фактор производственного травматизма // В сб. Современные проблемы медицинской науки. М., — 1994. — Ч. 4. С. -66−67
- Кодин А. В. Дорожно-транспортный травматизм во Владимирской области // В сб. Актуальные вопросы хирургии, травматологии и ортопедии. М., 1999. — С. 126−128.
- Козлов К. К., Мамонтов В. В. Филиппов А.А., Коржук М.С., Евдокимов
- B.А., Гершевич В. М., Махров А. С. Организация неотложных мероприятий на догоспитальном этапе при массовых поражениях населения. // Скорая медицинская помощь. 2001. — № 2. — С. 33−37.
- Комаров Ю.М. Приоритетные проблемы здоровья и здравоохранения. -«Медсоцэкономинформ». М., 1995. — 285 с.
- Коновалов О.Е., Успенская И. В., Пономарева Г. А. Стоимостная доступность боьничной помощи и удовлетворенность ею пациентов. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. — № 4. -С. 10−11.
- Краснов А. Ф., Аршин В. М., Цейтлин М. Д. Справочник по травматологии. -М., 1984.-194 с.
- Кулеша Н. В. Медико-социальная и экспертная оценка дорожно-транспортного травматизма в современных условиях (на прим. Амур, обл.) //Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2006. — 23 с.
- Лисицин В.И. Социально-медицинские аспекты непроизводственного травматизма // Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1997. — 22 с.
- Лукашев А. М. Дорожно-транспортный травматизм, его последствия и пути снижения в Москве//Пробл. соц. гигиены и история медицины. 1998. -№ 1. — С. 45−48
- Лутковский О. А. Медицинские, социальные и экономические аспекты дорожно-транспортного травматизма в г. Москве //Автореф. дис. канд. мед. наук.-М., 2005.-23 с.
- Лутковский О.А. Медицинское обеспечение последствий дорожно транспортного травматизма в Москве в 1999 -2003 гг. //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2005. — № 2. — С. 53−54.
- Малеев М. В. Травматизм и его социальные последствия в Республике Татарстан- // В сб. Актуальные вопросы травматологии, ортопедии и нейрохирургии. Казань. 2001. — С. 96−99.
- Манаков Л.Г. Дорожно-транспортный травматизм: эпидемиология, профилактика, организация медицинской помощи. / Л. Г. Манаков, Н. В. Кулеша. -М., 2006.-254 с.
- Матвеева М. В. Медико-социальные аспекты травматизма в условиях • крупного промышленного города // Мед.-соц. экспертиза и реабилитация. — 1998.-№ 3. С. 22−25
- Медведкова Е.А. Медико-социальные аспекты автодорожного травматизма в областном центре Северо-Западного региона // Автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 2005.-23 с.
- Медико-демографические показатели Российской Федерации в 2004 году: Статистические материалы. М., Т.1 2005.
- Меньшикова JI.B. Частота переломов проксимального отдела бедра и дис-тального отдела предплечья среди населения Иркутской области. //Научно-практическая ревматология. 2000. — № 3. — С. 17−22.
- Миленькая Ю. М. Транспортный травматизм и пути его снижения. / Под ред. JI. Г. Горчакова М., 1988- 257 с.
- Михайлова Ю.В., Сохов С. Т., Дежурный Л. И., Сон И.М., Лысенко К. И. Медико-социальные последствия дородно-транспортного травматизма. -М., ЦНИИОИЗ. 2007. 214 с.
- Мордовцев А.Г. Медико- социальные риски черепно-мозгового травматизма и их профилактика. Автореф. дис.канд.мед.наук, Астрахань, 2007.
- Набиркин Г. А. Алкогольное опьянение как фактор повышенного риска при бытовом травматизме // Кубан. науч. мед. вестн. 1994. — № 5−6. — С. 22.
- Никитин В. В. Состояние травматизма в Республике Башкортостан //В сб. Актуальные вопросы ортопедии и травматологии. М., 1997. С. 4−5
- Нуштаев И.А. Травматизм в сельскохозяйственном производстве //Здравоохр. Рос. Федерации. 2000. — № 3. — С. 16−18
- Осипов В. В. Особенности дорожно-транспортного травматизма в регионе и научное обоснование путей уменьшения его медицинских и социально-экономических последствий (на прим. Хабар, края) //Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2004. — 22 с.
- Потапов В.И. Организация и оказание экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим с травматическими повреждениями в чрезвычайных ситуациях на транспорте. /В.И.Потапов // Скорая медицинская помощь. 2001. — № 3. — С.50−51.
- Раднаев А. Б. К вопросу эпидемиологии травматизма в Бурятии // В сб. Диагностика и лечение политравм. Уфа. 1999. — С. 9−10
- Рано умирать. Проблемы высокого уровня заболеваемости и преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний и травм в Российской Федерации и пути их решения. Всемирный банк /М., Изд-во «Алекс»., 2006. — 147 с.
- Редько И. А. Проблемы бытового травматизма // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. — № 6. — С. 15−20.
- Розенфельд Л. Г., Тесленко В. Р. Травматизм как медико-социальная проблема и его современные особенности. / Учеб. пособие. Екатеринбург. 2001.-331 с.
- Розенфельд Л.Г., Тесленко В. Р. Травматизм как медико-социальная проблема и его современные особенности. Учебное пособие. Челябинск, 2001.-80 с.
- Савельев Л. Н. Влияние образа жизни на травматизм взрослых городских жителей // Международная конференция «Здоровый образ жизни», Ленинград, 12−14 дек., Л., 1990. Ч. 2. С. 246−247
- Семенов А. В. // Обеспечение и контроль качества медицинской и социальной помощи населению. — М., 2005. — Ч. 2. С. 289−294.
- Семенова В.Г. Обратный эпидемиологический переход в России. М.: ЦПС, 2005.-235 с.
- Семенова В.Г., Дубровина Е. В., Гаврилова Н. С., Евдокушкина Г. Н., Гаври-лова Л.ВА. Оценка реальных уровней насильственной смертности в России. // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2005. — № 3. -С. 14−23.
- Серенко А. Ф., Ермаков В. В. (ред.) Социальная гигиена и организация здравоохранения. -М., 1984.
- Сиротко В. В. Медицинские, социальные и экономические аспекты городского травматизма в современных условиях // В сб. Реформы здравоохранения Беларуси в XXI веке. Минск., 2000. — С. 294−295
- Смирнов С. В. Некоторые вопросы ожогового травматизма у взрослых и детей в Москве и Ростове-на-Дону // Травматология и ортопедия России. — 1994. -№ 4.-С. 138−141
- Сорокин О.Н. Социально-гигиенические и медико-организационные основы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. Автореф. дисс. докт. мед. наук, М., 1999.
- Стародубов В.И., Калининская А. А., Шляфер С. И. Стационаро-замещающие формы организации медицинской помощи. М.: ЦНИИОИЗ, -2001.-212 с.
- Таковой Н. Н. Непроизводственный травматизм взрослых в сельском районе //Автореф. дис. канд.мед.наук. М., 1995. — 22 с.
- Тесленко В.Р. Некоторые медико-социальные аспекты дорожно-транспортного травматизма и организация лечебного процесса пострадавшим в условиях крупного промышленного города // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2000. — № 5. — С. 12−14.
- Травматизм и насилие в Европе. В чем важность этой проблемы и что можно сделать. Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2006. -26 с.
- Травматизм, ортопедическая заболеваемость и состояние травматолого-ортопедической помощи в России (2004 год), справочник. М., 2005. -205 с.
- Троицкий В. Г. Решение проблемы автодорожного травматизма // Здраво-охр.- 2001. № 4.-С. 19−22.
- Тульчинский Т. X., Варавикова Т. А. Новое общественное здравоохранение. Введение в современную науку. Иерусалим, 1999. — 423 с.
- Тяжелков A. JI. Медико-географическая характеристика!.травматизма // В сб. Актуальные проблемы сестринского дела. Ml, 1999.' -'-С/259−261.
- Фазлыахметов Ш. Г. Медико-социальные аспекты, травматизма в условиях крупного промышленного города//Автореф. дис. канд. мед. наук. Уфа, 1998.-22 с.
- Файзуллин И. Г. Новый подход к решению проблемы* дорожно-транспортного травматизма в сельскохозяйственных районах //Казан, мед. журн. 2001. — Т.82. — № 5. — С. 396−397.
- Фархатов А. 3. Дорожно-транспортный травматизм как медико-социальная проблема//Автореф. дис. канд. мед. наук — Краснодар, 2000. -23 с.
- Хисамутдинова 3. А. Анализ показателей травматизма и инвалидности по причине, травм и отравлений среди населения Республики Татарстан за 1994−1998 гг. //Мед.-соц. экспертиза и реабилитация. 2001. — № 1. — С. 3538.
- Хомяков Н. В. Вопросы травматизма на фоне современных демографических тенденций // В сб. Медицинские и социальные вопросы в геронтологии.-М., 1998. С. 15−16.
- Шаповалова К. А. Современные взгляды на травматизм, связанный с употреблением алкоголя. Обзор // Вопр. наркологии. 1992. — № 2. — С. 68−71.
- Шипунов Д. А. Эпидемиологическая модель дорожно-транспортного травматизма крупного промышленного центра //Автореф. дис. канд. мед. наук. Волгоград, 2001. — 22 с.
- Шмелев В. В., К вопросу изучения смертности населения Астраханской области от травматизма //Тр. Астрах, гос. мед. акад. 1996. — Т. 4. — С. 61−62.
- Яковенко JI.M. Компьютерная система поддержки принятия организации-онных решений по оказанию медицинской помощи пораженным в дорожно-транспортных катастрофах. // Медицина катастроф. 2001. — № 4. — С. 17−20.
- Яременко Д.А., Воронянская JI.K. Состояние временной и стойкой утраты трудоспособности при последствиях дорожно-транспортных травм // Ортопедия, травматология и протезирование. 1987. — № 2. — С.41−43.
- Anderson R.N. Deaths: leading causes for 1999. // National Vital Statistics Reports. 2001, Vol. 49. — P. 1−87.
- Buvinic M, Morrison A. Violence as an obstacle to development. / Technical Note 4: Economic and social consequences of violence. Washington, DC, Inter American Development Bank, 1999. — P. 1−8.
- Clayton D., Barcel A. The cost of suicide mortality in New Brunswick, 1996. // Chronic Diseases in Canada. 1999, Vol. 20. — P. 89−95.
- Dodge KA, Coie JD. Social information processing factors in reactive and proactive aggression in chil dren’s peer groups. II Journal of Personality and Social Psychology. 1987, Vol. 53. — P. 1146−1158.
- El Zanaty F. et al. Egypt demographic and health survey, 1995. Calverton, MD, Macro International, 1996.
- Ellsberg MC et al. Candies in hell: women’s experience of violence in Nicaragua. // Social Science and Medicine. 2000, Vol. 51. — P. 1595−1610.
- Foege WH, Rosenberg ML, Mercy JA. Public health and violence prevention. // Current Issues in Public Health, 1995, 1. P. 2−9.
- Gofin R., Palti H., Mandel M. Fighting among Jerusalem adolescents: personal and school related factors. // Journal of Adolescent Health. — 2000, Vol.27. — P. 218−223.
- Grufman M., BergKelly K. Physical fighting and associated health behaviours among Swedish adolescents. // Acta Paediatrica. 1997, Vol.86. — P.77−81.
- Hayward G. // Accid. Anal. Prev. 2000. — Vol. 3. — P. 329−335.
- Heise L.L., Ellsberg M., Gottemoeller M. Ending violence against women. // Baltimore, MD, Johns Hopkins University School of Public Health, Center for Communications Programs, 1999. Population Reports, Series L, No. 11. — 1331. P
- Holder Y et al., eds. Injury surveillance guidelines. Geneva, World Health Organization, 2001. — 112 p.
- Jacobs G., Aeron-Thomas A., Astrop A. Estimating global road fatalities. -Crowthorne, Transport Research Laboratory. 2000. 87 p.
- Kann L. et al. Youth risk behavior surveillance: United States, 1999. // Morbidity and Mortality Weekly Report. 2000, Vol. 49. — P. 1−104 (CDC Surveillance Summaries, SS5).
- Kopits E., Cropper M. Traffic fatalities and economic growth. Washington. DC. The World Bank. 2003. 224 p.
- Krug E et al., eds. World report on violence and health. Geneva, World Health Organization, 2002. — 112 p.
- Larsson S. // Scand. J. Surg. — 2002. — Vol. 3. — P. 140−146.
- Mackay M. National differences in European accident databases. In: Proceedings of the Joint Session on Injury Scaling Issues. IRCOBI Annual Conference, Lisbon, 24 September 2003. Bron. International Research. 2003.
- Mercy J.A. et al. Public health policy for preventing violence. // Health Affairs, 1993.-Vol.12.-P. 7−29.
- Meyer H., Johnell О. // Workshop Treat. Osteoporosis. 1997. — Vol.4. — P. 4562.
- Miller T.R., Cohen M.A. Costs of gunshot and cut/stab wounds in the United States, with some Canadian comparisons. // Accident Analysis and Prevention. -1997, Vol.29.-P.329−341.
- Mohan D., Tiwari G., Khayesi M., Nafukho F.M. Road traffic injury prevention: training manual. WHO. Geneva. 2006. — 126 p.
- Mooney J. The hidden figure: domestic violence in north London. London, Middlesex University, 1993. 78 p.
- Moore B.T. // Mo. Med. 2003. — Vol. 100. — N.5. — P. 515−517.
- Murray С J.L., Lopez A.D. eds. The global burden of disease: a comprehensive assessment of mortality and disability from diseases, injuries, and risk factors in 1990 and projected to 2020. Boston. Harvard School of Public Health. 1996.
- Nikolaus Т., Bach M. // J. Am. Geriatr. Soc. 2003. — Vol. 51. — P. 300−305.
- Norman L.G. Road traffic accidents: epidemiology, control, and prevention. -WHO. Geneva. 1962. 198 p.
- Peden M, McGee K, Krug E, eds. Injury: a leading cause of the global burden of disease: 2000. Geneva, World Health Organization, 2002. 124 p.
- Pridemore W.A. Social structure and homicide in post-Soviet Russia. // Social Science Research. 2005. Vol.34. — P. 732−756.
- Racioppi F., Eriksson L., Tingvall C., Villaveces A. Prevention road traffic injury: a public health perspective for Europe. WHO Regional office for Europe. Copenhagen. 2004. — 93 p.
- Randall M et al. Sexual violence in women’s lives: findings from the women’s safety project, a community-based survey. // Violence Against Women. 1995, Vol.1.-P. 6−31.
- Rodgers K. Wife assault: the findings of a national survey. // Juristat Service
- Bulletin, 1994, Vol. 14.-P. 1−22.* < *
- Rosendale M. // Caring. 2001. — Vol. 20. — P. 14−19.
- Rowe M.A., Fehrebach N. // Clin. Nurs. Res. 2004. — Vol. 13. — P. 98−110.
- Sethi D et al. Injuries and violence in Europe. Why they matter and what can be done. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2006. 68 p.
- The burden of musculoskeletal conditions at the start of new Millennium. Report of a WHO Scientific Group. WHO. Geneva. 2003. — 218 p.
- Transport accident costs and value of safety. Brussels, European Transport Safety Council. 1997.
- Transport safety performance in the EU: a statistical overview. Brussels, European Transport Safety Council. 2003.
- Walters RH, Parke RD. Social motivation, dependency, and susceptibility to social influence. Лп: Berkowitz L, ed. Advances in experimental social psychology. Vol. 1., New York, NY, Academic Press. -1964. — P. 231−276.
- Watts С et al. Withholding sex and forced sex: dimensions of violence against Zimbabwean women. // Reproductive Health Matters. 1998, Vol. 6. — P. 57−65.
- WHO Global Consultation on Violence and Health Violence: a public health priority. Geneva, World Health Organization, 1996 (document WHO/EHA/ SPI.POA.2).
- World health statistics annual, 1996. Geneva, World Health Organization, 1998.