Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сотрудничество и роль общественно-политических деятелей и интеллигенции Таджикистана в развитии науки и культуры Узбекистана в предвоенные годы (1917-1941 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средняя Азия — страна древней и высокой цивилизации. Но непрерывные набеги иноземных завоевателей, междоусобные феодальные войны, отход торговых путей, затянувшийся феодализм стали причиной не только слабости экономики, но и потер в области культуры народов Средней Азии. В этой исторической конъюнктуре и таджикский народ, культурные традиции которого уходят вглубь веков, давший миру известных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ .С
  • ГЛАВА I. Участие общественно-политических и государственных деятелей Таджикистана в становлении и развитии народного хозяйства
  • Узбекистана.С
  • ГЛАВА II. Вклад таджикских учёных в становление и развитие науки
  • Узбекистана.С
  • ГЛАВА III. Роль представителей художественной интеллигенции
  • Таджикистана в развитии литературы и искусства Узбекистана. С

Сотрудничество и роль общественно-политических деятелей и интеллигенции Таджикистана в развитии науки и культуры Узбекистана в предвоенные годы (1917-1941 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В начале 90-х годов XX века таджикский народ вновь, спустя тысячу лет после эпохи Саманидов, обрёл возможность самому выбирать пути своего развития. Благодаря проводимому Президентом Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмоновым курсу на возрождение национальных ценностей и мероприятиям, посвященным 1100-летию государства Саманидов, 2500-летию Истаравшана, 2700-летию Куляба и другим подобного рода мероприятиям у нашего общества снова возрастают интерес к своей истории и чувство гордости за неё.

С большим интересом читаются строки из книги Э. Ш. Рахмонова «Таджики в зеркале истории», где говорится: «Таджики, чья история насчитывает тысячелетия, немало страниц этой истории обагрены кровью сынов таджикского народа, свободолюбивых и гордых патриотов, носителей прогрессивных идей, подвижников народного просвещения. Этот народ, никогда не посягавший на чужие земли, сам не раз оказывался среди руин и пожарищ, но, оправившись от вражеских ударов, вновь поднимался и подобно соколу расправлял свои крылья в полёте. Во все времена таджики были привержены к созиданию и творчеству, к науке и просвещению, почитали независимость и добрососедское существование, храня гордость, как горные вершины, и стойкость, как пустившая глубокие корни арча на скалах. Только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений».1.

Всестороннее, глубокое изучение истории своего народа содействует более тесному сплочению нации, мобилизации её на решение масштабных задач государственного строительства, дальнейшего подъёма экономики и благосостояния граждан, усвоение и преумножение её культурных достижений. По этому поводу наш Президент Эмомали Шарипович Рахмонов замечает: «В наше судьбоносное время, когда многие нации и народности оказались перед историческим выбором, и нам, таджикам, с обретением политической независимости важно проанализировать своё древнее и ближайшее прошлое, вынести уроки из истории, определить своё место и роль в мировом сообществе».1 Эти слова Э. Ш. Рахмонова очень высоко оценивают роль и значение изучения истории своего народа. Без этого невозможно формирование национального самосознания.

Взаимопомощь и сотрудничество между братскими республиками в бывшем Советском Союзе, особенно в кадровых вопросах, были широко распространены и запланированы. Хотя Таджикистан как самостоятельная республика вошёл в состав Советского Союза седьмым только в 1929 г., кадры из Таджикистана успешно выполняли свой интернациональный долг и в других республиках, особенно в Узбекистане.

В 20−30-е и послевоенные годы сотни дипломированных таджиков возглавляли в Узбекистане руководящие звенья в народном хозяйстве и способствовали успешному осуществлению задач нового строя. Взаимопомощь и бескорыстное сотрудничество с соседними странами как бы по наследству идёт испокон веков по настоящее время. В связи с этим сложились также понятия, как: «хонадони худжандиён», «оли худжандиён», «ал-худжандиён» (династия, род ходжентцев) — прекрасная плеяда учёных разных отраслей науки, поэтов, деятелей литературы и искусства, выходцев из средневекового Ходжента.

О тех, кто вынужденно всю свою жизнь провёл на чужбине, в странах Востока, сведений очень мало. Если обратиться к фактам истории, деятельность «Оли Худжанд» проходила в Иране, в основном в Исфахане, в XI—XII вв. Как известно, представители этой династии были правителями города Исфахана.

Историки, поэты и писатели средневековья упоминают о них как о поклонниках и знатоках поэзии.

Основатель этой династии Абубакр Мухаммад бинни Собити Худжанди (умер в 1090 году) жил в столице Сельджукидов в Мерве.

Как рассказывают документы истории, по инициативе Низам-аль-мулька во многих городах Хорасана были открыты высшие богословские учебные заведения — медресе. Сам Низам-аль-мульк был ревностным организацатором медресе. Эти учебные заведения получили в честь их организатора Низам-аль-мулька название «Низамия».1 Абубакр был мударрисом (преподавателем) в медресе Низамия в Исфахане и вокруг себя объединил крупных поэтов, писателей, историков и других представителей творческой интеллигенции, организовывал литературные вечера, внёс большой вклад в развитие культуры Хорасана периода XI—XX вв.еков.

Оли Худжанд", или «Хонадони Худжандиён», сыграли особую роль в развитии хорасанской науки и культуры. В период их правления были построены Соборная мечеть (XI в.), минарет Чильдухтарон (1107г.), мечеть и минарет Гор (1121г.), Син (1132г.), Алии Исфахан Газ, минареты «Сорбон» (1131−1155 гг.), Зиёр, Рахравон, мечеть и мавзолей Имамзада Исмоила и много других памятников.

Назовём имена лишь отдельных представителей «Оли Худжанд»:

— Аш-Шайхурраис Худжанди, комментатор «Алконуна» Абуали Ибн.

Сино;

— Устоз ул-атиббо (глава медиков) Фахриддин Худжанди Мухаммад бинни Абдулатиф (ум. в 552/1157 г.). известный врач из Ходжента;

— Абубакр Мухаммад бинни Собити Худжанди — один из выдающихся представителей литературы, основатель и глава «Оли Худжанд» (ум. в 483/1090 г.);

— Абулмузаффар бинни Мухаммад бинни Собити Худжанди (старший сын вышеупомянутого Абубакра Худжанди) — как и его отец, Абулмузаффар j был учёным и великолепным ораторомI.

1 Об этом смотрите подробно: История Ленинабада (Научно популярный очерк).- Душанбе: Ирфон, 1986.-С.98−104.

— Садриддин Мухаммад бинни Абдулатиф бинни Мухаммад бинни Собити Худжанди (из того же рода);

— Джамолиддин Худжанди, сын Садриддина Абдулатифа Худжанди (Садри Худжанди), является одним из ярких представителей рода ходжентцев («Оли Худжанд»), был не только прекрасным поэтом, но и мудрым правителем, просветителем и прекрасным человеком;

— Садриддин Абдулатиф бинни Мухаммад бинни Абдулатиф бинни Собити Худжанди, сын Садриддина Мухаммада бинни Абдулатиф бинни Мухаммад бинни Собити Худжанди,.

— Садри Худжанди (дата смерти Садри Худжанди — 592 г. х. или 1196 г. н.э.), он писал стихи на двух языках: арабском и таджикском.1.

Этими именами деятельность «Оли Худжанд» не исчерпывается, она многогранна. Так, в Исфахане, считавшейм центром творческой мысли, жили и творили другие мыслители — выходцы из Ходжента. По словам автора «Истории Ямини», все они были видными учёными. У них была своя библиотека. Она называлось по имени её основателей «Китобхонаи худжанд йен».

Кроме учёного и поэта Абубакра бинни Собити Худжанди, основателем и главой «Оли Худжанд» следует признать и его предшественника, жившего на грани X—XI вв., — Абумахмуда Худжанди. Его считали выдающимся астрономом средневекового Востока, конструктором и математиком. Как охарактеризовал его Ал-Беруни, он был «чрезвычайным явлением. и уникумом своего времени».

Как образно говорили в те годы, яркой звездой на тёмном небе XII в. была Муниса Махасти Худжанди. Имя и деяния, как говорили в народе, этой выдающейся «луноликой», «сладкоречивой», благородной и почтенной, великодушной и в то же время обиженной судьбой, грустной скиталицы по чужим городам и странам — Мерву, Герату, Балху, Хорасану, Гандже и др., было широко известно в народе.

1 История Ленинабада (Научно популярный очерк).- Душанбе: Ирфон, 1986. — С.100.

Ряд подобных примеров можно продолжить и по другим периодам истории.

Показательным примером является и сотрудничество республик Средней Азии, в том числе — Таджикистана с Узбекистаном. Не секрет, что в разные периоды XX века сотни выдающихся личностей, выходцев из таджикских семей, плодотворно служили и оставили неизгладимый след в Узбекистане. Здесь будет уместно привести высказывание Б. Г. Гафурова: «Уже в отдалённые времена народы СССР связывали тесные узы дружбы и сотрудничества, их сплачивала совместная борьба против угнетателей и завоевателей. Это в полной мере относится к узбекам, таджикам, туркменам, киргизам, казахам, каракалпакам и другим народам среднеазиатских республик» .1.

Исследование истории таджикского народа помогает понять истоки традиционных связей среднеазиатских народов. Особенно тесно связаны таджики и узбеки, которые много веков живут рядом. Культурные сокровища таджикского народа были достоянием узбеков, равно как достижения узбекской культуры широко усваивались таджикамихарактер материальной культуры, обычаи, народное искусство — всё это родственно, порой неразличимо. Древнейшая, древняя, а во многом и средневековая история этих народов очень близка, потому что совершалась она на одной и той же территории. Тем не менее это два разных народа, 'ставших позднее таджикской и узбекской нациями.

Вот почему изучение истории таджиков, их самобытного вклада в общую сокровищницу человеческой культуры неразрывно связано с изучением истории всех народов Средней Азии, с выявлением того, что их объединяло. На основе такого изучения могут и должны быть раскрыта благотворность братского сотрудничества среднеазиатских народов.

В советские времена решение кадровых вопросов за счёт других республик было традиционным и не создавало проблем. Сотни приглашённых или оставшихся после учёбы представителей других республик трудились в.

1 Гафуров Б. Г. Таджики древнейшая, древняя и средневековая история. — Москва: Наука, 1972, — С.З.

Узбекистане. Многие из них выполнение возложенных на них задач на любом участке работ считали своим патриотическим долгом. Подтверждением тому является жизненный путь таких наших соотечественников в Узбекистане, как: государственные деятели Нисар Мухаммедов, Аббас Алиев, Джура Закиров, Хайдар Усманов, Абдулло Рахимбоев, Мумин Ходжаев, братья Мавлонбековыучёные Кары-Ниязы, Зариф Раджабов, Соли Раджабов, Султон Умаров, Мавлон Ваххобовдеятели культуры Содирхон Хофиз, Малохат Дадабаева, Садриддин Айни, Камиль Ярматов и др.

Изучение их жизненного пути будет ответом на те вызовы, которые ставит перед таджикским народом современная эпоха, наша отечественная история.

Степень изученности проблемы.

По данной теме имеется лишь отдельные работы, в которых освещены отдельные моменты, связанные с деятельностью наших государственных деятелей, учёных и деятелей культуры в республике Узбекистан.

Кадровые вопросы получили некоторое отражение в трудах профессора Г. Х.Хайдарова1, М.Р.Шукурова2, С.Г.Гулямова3, А.К.Кадырова4, Х. Джонназарова5, С.А.Абдуллаева6, С.У.Умарова7.

В связи с юбилеем отдельных учёных изданы библиографические.

8 9 указатели, научные сборники и воспоминания И. Келдиева, С. А. Абдуллаева ,.

1 Хайдаров Г. Х. Очерки и истории народного образования в Туркестанской АССР (1917;1924 гг.)//Дисс.на соиск.учён.степ.канд.ист.наук.-Ташкент, 1953. 365сЕго же: Из истории подготовки учительских кадров в Советском Туркестане (1917;1924 гг.)//Учён.записки ЛГПИ им. С. М. Кирова.- Ленинабад, 1957.-С.61−84- Его же: К истории создания высшей школы в Средней Азии//Учён.записки ЛГПИ им. С. М. Кирова.- 1958.-вып.7.-С.36.

2 Шукуров М. Р. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917;1941 гг.).-Ч.1.-Душанбе: Ирфон, 1970.-496с.

3 Гулямов С. Г. Таджикская советская интеллигенция (история формирования и роста за годы Советской власти).-Душанбе: Ирфон, 1974.-175с.

4 Кадыров А. Создание социалистической культуры в Северном Таджикистане (1917;1924 гг.).-Душанбе: Ирфон, 1977. 140с.- Его жеСотрудничество Узбекистана и Таджикистана в области подготовки педагогических кадров в период существования Таджикской АССР.- В.кн.: Социалистическое строительство в Таджикистане. — Душанбе, 1979.-С.41−44.

5 Джонназаров X. Становление и развитие педагогического образования в Таджикистане (1917;1941гг.)-/Автореф.дис.на соиск.учён.степ. д-ра пед. наук.-Душанбе. 1996.-46с.

6 Абдуллаев С. А. Высшая школа Таджикистана (1931;1991 гг.).-Худжанд, 1995.-323с.

7 Умаров С. У. Высшее образование в Узбекистане за 25 лет.-Ташкент, 1949.-С.71.

8 Келдиев И. Абдулло Рахимбоев. Очерк жизни и деятельности.-Душанбе, 1967.-236с.

9 Абдуллаев С. А., Гаффоров У. Марди зарифу шариф.-Худжанд, 1996.-116с.

Х.Х.Холджураева1, И.С.Брагинского2, Т. Мирзакулова и М. Мирзоахмедова3, У. Гаффарова4, Т. Каримова5, А. Макашова6, Б.В.Лунина7, Дж. Тешабаева8 и др.

В историографии этой проблемы делаются только первые шаги. В июне 1998 г. научная общественность Таджикистана праздновала 90-летие академика АН Республики Узбекистан и АН Республики Таджикистан С. У. Умарова. Этой дате был посвящён научный сборник Академии наук Республики Таджикистан «С. У. Умаров и развитие физической науки в Таджикистане"9. Сборник открывается статьей «С. У. Умаров — крупный учёный, талантливый организатор науки, общественный деятель». В нём помещено около 20 статей видных учёных Таджикистана и Узбекистана. Многие из них повествуют о научном вкладе академика С. У. Умарова в среднеазиатскую науку. В этих работах исследуются вопросы создания и многогранной деятельности высших учебных заведений Республики Таджикистан. Особое внимание уделяется росту и развитию профессорско-преподавательского состава вузов, постановке научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы, укреплению международных связей между вузами. На основе глубокого анализа деятельности вузов даны ценные рекомендации по дальнейшему развитию высшей школы. В ней приводятся факты, документы партийных и государственных органов об оказании помощи Таджикистану вузами Российской Федерации и Узбекистана.

Деятельность дипломированных специалистов, которые получили образование в Узбекистане, получила своё отражение в диссертационной работе Курбанова А.Д.10 В работе обобщены сведения о помощи и сотрудничестве братских республик, прежде всего Узбекистана, в подготовке.

1 Холджураев Х. Х. Национальный герой и его сын.-Худжанд, 1996.-129с.

2 Брагинский И. С. Хаёт ва эчодиёти С.Айни.-Душанбе. 1968.

3 Мирзакулов Т., Мирзоахмедов М. Великий сын Худжанда.-Худжанд, 1998. 34с.

4 Гаффаров У. Академик Кори-Ниёзии Хучанди.-Худжанд, 2000.-С.45.

5 Каримов Т. Джура Закиров.-Душанбе, 1974.-С.19.

6 Макашов А. В. Шириною Шотемур.-Душанбе, 1964.

7 Лунин Б. В. Библиографические очерки о деятелях общественных наук Узбекистана.-Ташкент, 1977, в 2-х томах.

8 Тешабаев Дж. Камиль Ярматов.-Москва, 1964.-С.125. 9.

С.У.Умаров и развитие физической науки в Таджикистане.- Душанбе, 1998. С. 141.

10 Курбанов А. Д. Сотрудничества Таджикистана и Узбекистана в подготовке кадров в 20−30-е годы.Дисс.раб.на соиск.учён.степ.канд.исторических наук.-Худжанд, 1997.-211 с. кадров для Таджикистана в 20−30-е годы. Как отмечает диссертант, сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в подготовке кадров в 20−30-е годы весьма многогранно и плодотворно. Диссертанту удалось раскрыть деятельность Таджикской научной комиссии Узбекистана в подготовке кадров, вклад САГУ в подготовку дипломированных специалистов и организацию педагогических и сельскохозяйственных вузов Таджикистана. Им кратко описана трудовая деятельность интеллигенции, которая обучалась, воспитывалась, работала и закалялась в Узбекистане.

Но в этих работах деятельность таджикской интеллигенции в Узбекистане предметом специального исследования не являлась.

В 2000 году Ленинабадская область отпраздновал своё 60-летие. В связи с юбилеем группа учёных, Негматов Н. Н., Холджураев Х. Х., Каримов O.K., издали книгу, посвящённую истории Ленинабада.1 В этой книге нашла отражение деятельность выдающихся личностей Таджикистана А. Рахимбаева, Кары-Ниязы, С. Умарова, способствовавших усилению экономическому мощи и научного потенциала узбекского народа. Отдельные стороны затрагиваемой проблемы получили некоторое освещение в публикациях диссертанта в виде брошюр, статей в периодической печати, в тезисах докладов на научных конференциях и др. Тем не менее историография этой проблемы ещё молода, она делает лишь первые шаги.

Всё это явилось научным посылом предлагаемого диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

.

Объектом диссертационного исследования является деятельность таджикских общественно — политических деятелей и интеллигенции в Узбекистане послеоктябрского времени, начиная с образования советского Туркестана и включая становление и развитие Узбекской ССР.

1 Негматов Н. Н., Холджураев X.X., Каримов O.K. Из истории Ленинабадской области.-Худжанд, 2000.-168с.

В предмет исследования входит позитивный вклад таджикской интеллигенции и общественно — политических деятелей в становление экономики и культуры ныне суверенного Узбекистана.

Цель диссертационного исследования — выявить участие крупных таджикских общественно — политических деятелей и таджикской интеллигенции в достижениях Узбекистана как благотворном результате содружества двух народов.

При этом, как справедливо заметил президент Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонов, «У нас не в коей мере нет националистических, шовинистических или великодержавных устремлений. (мы) не пытаемся давать каких — либо искажённых оценок» .1.

Названная цель достигается через решение следующих задач.

1. Сбор документальных сведений о жизни и деятельности таджикской интеллигенции, так или иначе связанной с Узбекистаном.

2. Анализ роли таджикских общественно политических деятелей в становлении узбекской государственности и в развитии экономики и народного просвещения Узбекистана.

3. Показать вклад таджикских учёных в становлении и развитие науки Узбекистана.

4. Изучение и обобщение узбекско-таджикских связей в художественном творчестве.

Методология исследования.

Методологическую основу диссертации составляют принципы историзма, исторического объективизма, а также государственные программы, разработанные в современной независимой Республике Таджикистан, по вопросам возрождения культурных ценностей и по проблемам взаимодействия культур народов Центральной Азии.

Источниковой базой исследования послужили:

— документальные материалы, хранящиеся в соответствующих фондах центральных государственных архивов Республики Таджикистан и Узбекистана, а также в областных их филиалах;

— воспоминания, опубликованные сборники документов и материалов;

— материалы юбилейных научных конференций;

— публикации республиканских и областных периодик.

Хронологическая рамка исследования.

Исследование охватывает в основном период с 1917 по 1941 г. Именно в эти годы культурного строительства в Средней Азии формируются и интенсивно развиваются национальные педагогические и научные кадры, — в эти годы закладываются основы советской национальной по форме литературы, создаётся советский национальный театр. Для целостности представления о профессиональных национальных кадров и впечатляющих достижений в отдельных случаях используются документальные сведения и последующих лет.

Научная новизна исследования.

Роль русских и узбекских деятелей науки и культуры в науке исследовалась неоднократно в советское и в постсоветское время. Вклад же в развитие Узбекистана таджикских общественно — политических деятелей и таджикской интеллигенции, имеющий глубокие исторические корни и оказавшийся весомым в значительной степени, исследуются впервые, исследуется с позиций современных идеологических установок и общественно — политических реалий. Впервые специально и на основе большого фактического материала, в том числе — и архивных данных, исследуется весь регистр участия знаменитых таджиков в становлении Узбекистана и культурных преобразованиях в нём в 20−30 гг. XX века. Результаты исследования могут быть использованы при написании фундаментальной истории сотрудничества и содружества двух братских народов.

Практическая ценность исследования.

Собранный в диссертации материал показывает насколько благодатно сотрудничество интеллигенции двух братских народов на ниве экономики, просвещения, науки и культуры, в том, что жизнь и деятельность выдающихся личностей и результаты этой деятельности могут послужить благотворным прецедентом в современных отношениях между ныне независимыми и суверенными государствами — Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.

Материал диссертации, имеющий большое познавательное и воспитательное значение может быть использован в работе со студентами разных факультетов.

Апробация диссертации.

Работа обсуждена с широким привлечением специалистов на объединённом заседании кафедры истории таджикского народа и кафедры общественно — политической мысли таджикского народа Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова.

Большинство положений диссертации излагалось автором на ежегодных конференциях молодых учёных и специалистов Согдийской области (1997;2004 гг.), на ежегодных научных конференциях преподавателей ХГУ имени академика Б.Гафурова. Доклады и тезисы докладов опубликованы. Кроме того, в областной газете имеется 4 публикации по теме исследования. Всего, таким образом, 11 публикаций.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Выводы.

Влияние таджикской творческой интеллигенции прослеживается во всех областях культуры Узбекистана. В области музыкального искусства большое значение имели творчество Содирхана Хофиза и его внучки Малохат Дадобаевой. В творчестве обоих певцов ярко выражаются достояние музыкального искусства как таджикского, так и узбекского народов.

Развитие современной узбекской литературы тесно связано с именем выдающегося писателя, историка, поэта, литературоведа Садриддина Айни, который по праву считается и основоположником таджикской советской литературы. Его первые литераторские произведения переведённые с таджикского на узбекский язык, заложили основы советской узбекской литературы, способствовали формированию её новых жанров. Большой вклад внёс С. Айни и в дело пропаганды литературного наследия узбекского народа. Он является первым исследователем «Хамса» А. Навои, активным организатором 500-летнего юбилея поэта.

Неоценима роль сына таджикского народа К. Ярматова в развитии кинематографии Узбекистана. К. Ярматов признан одним из создателей национального киноискусства Узбекистана. Созданные им фильмы сыграли значительную роль в развитии духовной культуры, повышению национального самопознания узбекского народа. Его фильмы вошли в золотой фонд узбекской кинематографии. Он же является основателем кинематографии в родном Таджикистане.

Таким образом, древние корни братства двух культур, перманентный характер политического послужили главной причиной активного размежевания Узбекистана и Таджикистана, интернациональная политика бывшего СССР, взаимодействия этих двух культур в новое время, что взаимоспособствовало новыми достижениями современной литературы и искусства. Представители таджикской художественной интеллигенции, внося вклад в развитие литературы и искусства Узбекистана, ощущали духовное родство с ним, считали себя частью его культуры. При этом все они очень бережно относились к самобытности узбекской литературы и искусства, равно как и к традициям своей родной таджикской художественной культуре.

Заключение

.

Средняя Азия — страна древней и высокой цивилизации. Но непрерывные набеги иноземных завоевателей, междоусобные феодальные войны, отход торговых путей, затянувшийся феодализм стали причиной не только слабости экономики, но и потер в области культуры народов Средней Азии. В этой исторической конъюнктуре и таджикский народ, культурные традиции которого уходят вглубь веков, давший миру известных всему миру мужей науки и литературы, в силу объективных условий длительный период прозябал в нищете и невежестве. Становление современной таджикской и узбекской литературы проходило в условиях ожесточённых социальных противоречий, когда национал-шовинисты всех мастей пытались в первую очередь завладеть культурным фронтом, и обеспечить господство своей идеологии. При этом трудовая часть населения была лишена каких-либо благ культуры и просвещения, находясь во власти феодальных отношений, скованными нравами, построенными на средневековых догматах.

Экономическая отсталость, довольно слабая прослойка промышленного пролетариата среди местного населения, господство докапиталистических, феодально-патриархальных отношений явились основными причинами культурной отсталости таджикского и узбекского народа начало XX века.

С установлением Советской власти в Туркестанском крае при всех порой трагических идержках её утверждения у трудового народа появились широкие возможности преодолеть в крае массовую в то время неграмотность и приобщится к культурному строительству.

Советская политическая система привела к геополитическим изменениям, в результате которых Таджикистан получил свою, отдельную от других народов Туркестана государственность. Ныне независимые, суверенные Узбекистан и Таджикистан приобрели высокий уровень просвещения и культуры, равно как и экономическую базу, в недрах этой политической системы в результате осуществляющейся в СССР национальной политики. В современных условиях и Узбекистан, и Таджикистан в какой-то степени находятся перед выбором пути самостоятельного развития. Определяя своё место в мировом сообществе, надо использовать позитивный опыт советского периода в области образования, науки и художественной культуры. О необходимости извлечь уроки из древнего и ближайшего прошлого говорит и президент Республики Таджикистан (см.

Введение

с.2−3).

Глубокая разработка истории просвещения и культуры на современном этапе принимает особенно актуальный характер. В связи с этим за последние годы значительно возросло внимание историков Таджикистана к разработке проблем развития просвещения в советском обществе, и в этом направлении достигнуты определённые успехи. При этом разработка исторических проблем протекает в тесном контакте с изучением развития народного хозяйства и культурного строительства. Другие разработки посвящались сотрудничеству таджикского народа с другими народами, в том числе в области кадрового обмена.

Для республик Средней Азии, особенно Таджикистана и Узбекистана, проблема открытия высшей школы и подготовки специалистов с высокой профессиональной квалификацией имела особую остроту и значимость. Трудности в создании высшей школы были связаны с тяжёлым экономическим положением молодых республик, тем более где только что закончилась гражданская война.

Развитие народного хозяйства, просвещение, культуры, науки, здравоохранения, приходилось начинать с устранения не только социально-экономических, но и мировоззренческих трудностей, преодолевая сопротивление консервативных-политических и конфессиально-реакционных сил. Подготовка национальных кадров была жизненно необходимой для Туркестана в период советского строительства, а затем отдельно для Таджикистана и Узбекистана.

Учительство находилось в первых рядах культурного фронта. Благодаря самоотверженному труду первой плеяды учителей крепла и мужала единая трудовая общеобразовательная школа, закладывался фундамент культурной революции. В подготовке национальных кадров огромную помощь оказывали прежде всего русские педагоги, такие как С. И. Шемский, К. И. Иванов, М. Н. Рождественная, И. В. Дукович, А. В. Мелновский, В. Л. Вяпин, М. С. Андреев и др.

Сотни выпускников первых вузов Узбекистана, инженеров, технологов, связистов, конструкторов, путейцев, экономистов, финработников, агрономов, зоотехников, архитекторов, педагогов, врачей, работников искусства и физической культуры, журналистов, юристов, честно и добросовестно стали трудится, в том числе и этнические таджики, которые созидали не только в родном Таджикистане, но и в Узбекистане, иногда и в большей степени. Именно интеллигенция 30-х годов способствовала дальнейшему подъёму научного, общекультурного и нравственного потенциала.

Целая плеяда таджикских специалистов, получив образование в Узбекистане, стали известными учёными, основателями вузов, научных школ. Велик вклад таджикских учёных в становление и развитие науки Узбекистана. Среди них такие выдающиеся личности, как Х. Тохирова, М. Шарипов, У. Шамсиддинова, Тошмухаммад Ниязович Кары-Ниязов, М. М. Мусаев, С. А. Раджабов, С. Умаров, З. Ш. Раджабов, М. Г. Ваххобов.

Возрождение национальных культурных ценностей и становление новой советской национальной литературы и нового национального искусства узбеков и таджиков вначале шло в пределах одного административного края-Туркестана. Благодаря деятельности местной интеллигенции, и узбекской, и таджикской, стали возможным в сравнительно короткий срок беспрецедентные культурные преобразования. В развитии искусства в Узбекистане немаловажную роль сыграло также таджикская интеллигенция. Среди них О. Зиёев, Х. Шукруллаев, Л. Латипов, М. Юсуфбеков, А. Усмонов, Ш. Бобокалонов, Дж. Икроми, А. Дехоти, К. Ярматов и др.

Опыт прошлых лет показывает, что политика интернационализма, содружества наций оправдала себя, если учесть достижения советской системы в развитии просвещения, науки и искусства. Такая политика позволяла привлекать к государственной инфраструктуре более грамотных и опытных работников. Такой принцип подбора кадров позволил десяткам таджикских общественных деятелей занимать ответственные посты в органах власти Узбекистана. Общественность Узбекистана с большой признательностью помнить эти имена.

Уроки истории диктуют, чтобы историческое прошлое народов Таджикистана и Узбекистана, дружба и взаимопомощь, межгосударственные связи, несмотря на распад СССР, не должны быть преданы забвению. Долг историков отражать правду, которая сложилась в конце ушедшего XX века и первом десятилетии XXI века что предотвратило бы нарастание негативных процессов в отношениях между ныне суверенными государствами. Дружбу народов сегодня, как никогда, надо защищать от нападок сепаратистов и националистов, террористов и религиозных экстремистов, главарей теневой экономики.

Сотрудничество и взаимопомощь Таджикистана и Узбекистана берут своё начало с первых дней Советской власти. Взаимоотношения народов были подчинены задачам поднятия народного хозяйства и культуры, и это было сделано. Проблема интернационализации, сближения наций, укрепление дружбы и сотрудничества народов и в современных условиях должны оставаться приоритетными.

Изучение истории взаимоотношений и сотрудничества народов, Таджикистана и Узбекистана имеет важное историческое значение: это прецедент, который может и должен войти в число общественно-политических и культурных прецедентов всего мирового сообщества.

Исторический опыт ещё раз подтверждает жизненную силу принципов интернационализма. Этот опыт свидетельствует о том, что подлинный расцвет наций и народностей, братское сотрудничество и взаимопомощь, дружба народов возможны и как показало исследование, всегда благотворно. Не на путях национальной обособленности, а в тесном, всестороннем сотрудничестве народов, имеющих общие интересы, цели и задачи, — залог прогресса. Интернационализм, сотрудничество народов основаны на принципе гуманизма, т они не могут не войти как важная составляющая в процесс гуманизации общества, которая так декларируется большинством современных государств. У сотрудничества и братской взаимопомощи, которая затрагивают интересы сотрудничающих народов в целом, а не только интересы финансовых и экономических элит этих народов, альтернативы нет. Современная финансовая экономическая глобализация в мировом сообществе уже вызывает мощные волны протеста антиглобалистов. Тенденции гуманизации общества должны опираться, не только в последнюю очередь, на идее интернационализма, братского взаимодействия и взаимной поддержки разных народов, тем более — народов, имеющих многовековое историческое прошлое.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные материалы:
  2. Центральный Государственный архив Республики Таджикистан.- Ф.9.-Опись 1.-Д. 110.-Л. 3
  3. ЦГАРТ.- Ф.35.- Оп.1.-Д.23.-Л. 163 ,
  4. Центральный Государственный архив Республики Узбекистан.- Ф.18.-Опись 8.-Д.257.-Л.91
  5. ЦГАРУ.- Ф.25.-Оп. 1.-Д. 49.-Л.284
  6. ЦГАРУ.-Ф.25.-Оп. 1.-Д. 1215.-Л.81
  7. ЦГАРУ.-Ф.р-25.-Оп. 1.-Д.360.-Л.43
  8. ЦГАРУ.- Ф.34.-Оп. 1.-Д. 3.-Л.2
  9. ЦГА РУ.-Ф.34.-Оп. 1.-Д.25.-Л.4
  10. ЦГАРУ.-Ф.34.-Оп. 1.-Д. 33.-Л.1
  11. ЦГА РУ.- Ф.34.-Оп. 1.-Д. 41.-Л.10 '
  12. ЦГАРУ.- Ф.34.-Оп. 1.-Д. 86.-Л.24
  13. ЦГАРУ, — Ф.34.-Оп. 1.-Д.41.-Л.163
  14. ЦГАРУ.- Ф.34.-Оп. 1.-Д. 110.-Л.327
  15. ЦГАРУ.- Ф.34.-Оп. 1.-Д.1209.-Л.98
  16. ЦГА РУ.- Ф.86.-Оп. 1.-Д. 2485.-Л.164
  17. ЦГАРУ.- Ф. р-94.-Оп. 1.-Д. 171.-Л.90
  18. ЦГАРУ.- Ф. р-94.-Оп. 1.-Д. 256.-Л.19,41,848
  19. ЦГАРУ.- Ф. р-94.-Оп. 1.-Д. 257.-Л.18,40,162,174,176,317,349,393,376,377
  20. ЦГА РУ.- Ф. р-94.-Оп. 1.-Д.7475.-ЛЛ.23−24
  21. ЦГАРУ.- Ф. р-368.-Оп. 1.-Д.36.-Л.73
  22. ЦТ, А РУ.- Ф. р-ЗбО.-Оп. 1.-Д.237.-Л.82
  23. ЦГАРУ.- Ф. р-ЗбО.-Оп. 1.-Д.448.-Л.104
  24. ЦТ, А РУ.- Ф.897.-Оп. 37.-Д.4117.-Л.3
  25. Государственный архив Ленинабадск’ой (Согдийской) области.- Ф.370.-Опись 2.- Д. 64.- Л. 122, 164, 171
  26. ГАЛО.- Ф.-130.- On. 1.- Д. 1а.- Л. 171. Монографии, научно популярные книги, библиографическиематериалы и сборники:
  27. А.А. Пятьдесят лет узбекского кино Ташкент, 1976.
  28. B.C. Расцвет высшего образования в Самарканде. (19 271 937гг.). //Тр. Самарканд, ун-та, 1976, вып. 328, С.18−37.
  29. С.А., Холджураев Х.Х., Курбанов А. Д. У истоков вузов Таджикистана. Худжанд, 1994. — 44с.
  30. С.А. Высшая школа Таджикистана (1931−1991гг.). Худжанд, 1995.-322с.
  31. С.А. Илм ва фар^анги То^икистон дар нимаи аввали асри XX.- Хучанд, 1998. 334с.
  32. С. А. Хайдаров Г. Х. Из истории культурных преобразований в Таджикистане в новейшее время. — Худжанд: Ношир, 1998. 151с.
  33. С. А. Раффоров У. Марди зарифу шариф Хуч, анд, 1996. -55с.I
  34. С.А. Рост культуры Таджикистана в 30-е годы.-Худжанд, 1998.- 67с.
  35. С. А. Холджураев Х.Х. Курбонов А. Д. Национальный герой и его сын. — Худжанд, 1996. 129с.
  36. С.А. Создание высшей школы в Таджикистане. Худжанд, 1992.- 40с.
  37. С.А. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы Таджикистана. Худжанд, 1992. — 32с.
  38. С. Мавлоно Мукимй. Тошкент, 1958. — 27с.
  39. С. Намуна^ои адабиёти точ, ик. Сталинобод, 1940.
  40. С. Воспоминания. Ч. 1. — 136с.
  41. Абул Касымова X. Рождение узбекского кино-Ташкент:Наука, 1965 — С. 6.
  42. Абул-Касымова Х. Организация кинодела вУзбекистане.-Москва, 1962.-35с.
  43. Абул-Касымова X. Кино и художественная культура Узбекистана-Ташкент: Фан, 1961.
  44. А. Таджикское кино. Душанбе: Дониш, 1971. -С.6.
  45. А. Таджикское кино(1929- 1932гг.)// История кино народов СССР.-В 4томах.-Т. 1.-Москва, 1968.
  46. Р. Высшее образование в Узбекистане. Ташкент: Узбекистан, 1969.-40с.
  47. М.Ф. Из истории партийного строительства в Средней Азии. -Душанбе: Ирфон, 1966. -222с.
  48. М. Камил Ярматов. Ташкент, 1960.
  49. X. Зрелость: 30- летний путь узбекского кино (1935−1965).-Ташкент, 1971.
  50. М. Кокорошвили JI. Красные учителя-Душанбе, 1978.-С.37−40.
  51. И.С. Х, аёт ва эч, одиёти С. Айнй. Душанбе: Ирфон, 1968.
  52. Биографические справки об учёных. Под ред. Т. Н. Далимова. Ташкент: Узбекистан, 1990. — 209с.
  53. A.M., Шарапов Ш. Ш. Под знаменем дружбы и интернационализма. -Ташкент: Укитувчи, 1983 88с.
  54. К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1965−1924гг.). Москва, 1960. — 510с.'
  55. М.Г. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Таджикской ССР (1920−1970 гг.). Душанбе, 1977.
  56. М.Б. Таджикский учительский институт// Тр. Самарканд. Учит, инст., 1950.
  57. Валихо^аев Б., Болидов Р. Му?←ак-к-ик-и бузурги ду адабиёт.-Душанбе: Ирфон, 1976.
  58. В.Г. Турккомиссия и вопросы культурного строительства в Туркестане // Учен. зап. Ташкент, гос. пед. института им. Низоми. Вып. 3., 1962.-С. 133−158.
  59. С. Таджикская советская интеллигенция-Душанбе: Ирфон, 1974.- 160с.
  60. Гаффоров У. Академик Ь^орй-Ниёзии Ху^андй.-Ху^анд, 2000.-45с.
  61. С. Кинематография дореволюционной России.-Москва: Искусство, 1963. 40с.
  62. М.П. Таджикская советская интеллигенция (история формирования и роста за годы Советской власти). — Душанбе: Ирфон. -1974.
  63. .Г. Особенности культурной революции в Советской Средней Азии. Москва, 1963.
  64. Х.Д. История развития педагогического образования в Таджикистане (1917−1941 гг.). -Душанбе: Дониш, 1996.
  65. С. Киноискусство советского Таджикистана. Москва, 1970.
  66. За власть Советов в Таджикистане: Воспоминания участников революции и борьбы с басмачеством. Душанбе: Таджикгосиздат, 1958. — 19с.
  67. За народное дело. Душанбе: Ирфон, 1974. — 34с.
  68. Р., Сусоев А. Создание кадров советской интеллигенции -важное завоевание Октябрьской Социалистической революции//Тр. Сталинабадского гос. мед. института им. Абу Али Ибн Сино, 1958-С.43−72.
  69. История Узбекской ССР. Т.П. — Ташкент, 1957. — 224с.
  70. История коммунистической организаций Средней Азии. Ташкент, 1967. — 734с.
  71. История Советской конституции. Сб. документов. Москва, 1957. — 239с.
  72. История таджикского народа. T.III.- Кн.1. — Москва: Наука, 1964. — 158с.
  73. М. История гражданской войны в Таджикистане. — Душанбе, 1963.-87с.
  74. М. Из истории Советского строительства в Таджикистане (1924−1929 гг.). Душанбе: Ирфон, 1976. — 93с.
  75. А.И. Бухарская Народная Советская Республика. Ташкент, 1969.-346с.
  76. История Узбекской ССР. T.III. — Ташкент: Фан, 1967. — 667с.
  77. X. Ответ фальсификаторам истории Советской Средней Азии и Казахстана. Ташкент: Госиздат, 1962. — 192с.
  78. История Узбекской ССР. Т. I.- Кн II. — Ташкент, 1956. — 417с.
  79. М. Плоды дружбы и сотрудничества. Душанбе: Ирфон, 1987.-202с.
  80. История рабочего класса Таджикистана (1917−1970)// Под ред. Марсакова К. П. В 2-х томах. Душанбе: Дониш, 1972. — 270с.
  81. Из истории культурного строительства в Таджикистане: Сборник документов 1924 1941 гг. В 2-х томах. — Душанбе, 1966. — 670с.
  82. Из истории культурного строительства в Таджикистане (1941−1960гг.). -Душанбе: Ирфон, 1972. 512с.
  83. Т. Джура Закиров. Душанбе, 1974. — 19с.
  84. И. Яркая жизнь// За народное дело. Душанбе, 1970. — С.5−7.
  85. И. Абдулло Ра^имбоев (Очеркиаёт ва фаъолият). Душанбе: Ирфон, 1967. — 236с.
  86. Т. Х, айдар Усмонов (Очеркиаёт ва фаъолият). Душанбе: Ирфон, 1966.
  87. Культурное строительство в Туркестанской АССР (1917−1924 гг.). Т. I -337с.
  88. А. Сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в области подготовки кадров в период существования таджикской АССР// Социалистическое строительство в Таджикистане-Душанбе, 1979 С. 43.
  89. Культурное строительство в СССР. Москва, 1940. — 46с.
  90. Кары Ниязов Т. Н. Социалистическая культура узбекского народа. — Тошкент: Госиздат Уз ССР, 1949. — 77с.
  91. Кары Ниязов Т. Н. Очерки истории культуры Советского Узбекистана. -Москва, 1955.-559с.
  92. Кары Ниязов Т. Н. Очерки истории культуры Советского Узбекистана. -Избранные труды в восьми томах. — Ташкент: Фан, 1967. -Т 5. — 556с.
  93. Кары Ниязов Т. Н. Размышления о пройденном пути.-Москва: Политиздат, 1970. — 306с.
  94. Кары-Ниязов Т. Н. Избранные труды. Ташкент: Фан, 1967.Т. VII. — 369с.
  95. П.Т. Становление и развитие народного образования в Советском Туркестане. Ташкент: Укитувчи, 1982. — 94с.
  96. Т.В. Народное образование в Таджикистане в 1924—1932 гг.. Источниковедческий анализ документальных материалов. Душанбе: Дониш, 1986.- 154с.
  97. Т.В. У истоков: О просвещении и воспитании трудящихся Таджикистана в первые годы Советской власти, 1917−1929 гг. Душанбе: Ирфон, 1990.-207с.
  98. Р.Х. К истории создания вузов в Узбекистане (1918−1940гг.)// Учен. зап. Бухарской гос пед. ин-та им. Орджоникидзе. Вып.1, 1958.- С.33−45.
  99. К.Ф. Политика царизма в области просвещения в Туркестане // Труды андижанского гос. пед. ин-та т.9, Вып. 2, 1963. С.172−177.
  100. Калонов 3. Кинематография Узбекистана. -Ташкент, 1958.
  101. А.Д. Сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в подготовке кадров. Дисс. кан. ист. наук. Худжанд, 1997. — с. 183
  102. .В. Биобиблиографические очерки о деятелях общественных наук Узбекистана. -Ташкент, 1977. Т. 1−2.
  103. В. И. О культуре Москва, 1980. — 311с.
  104. Л.М. Создание Народного Комиссариата по национальным делам Туркестанской АССР и его деятельность в 1918 1919 гг. Сб. статей. — Ташкент, 1956. — С. 93−110.
  105. А.В., Рудницкий. Шириншо’Шотемур. Душанбе, 1964.
  106. С. Ро^и кинои то^ик. Душанбе, 1973. — 187с.
  107. P.M. История исторической науки и историографии социалистического строительства в Таджикистане. Душанбе, 1988.
  108. P.M. Таджики: Под грифом совершенно секретно. Душанбе, 1995. i
  109. P.M. История топорного разделения. — Душанбе: Ирфон, 1991.
  110. А. О формировании таджикской интеллигенции. // Учен, записки ЛГПИ. Вып. VIII. — 1958. — С. 13−30.
  111. Н.Н., Холджураев Х. Х., Каримов О. Из историии Ленинабадской области. -Худжанд, 2000. С.45−47.
  112. Н.Х. Таджикский народный театр-Москва:Наука, 1956. 53с.
  113. Н.Х. История таджикского советского театра. Душанбе: Дониш, 1967.-С.21.
  114. А. Шашмаком и современное композиторское творчество (кIпроблеме традиций и новаторства)//Материалы по истории культуры Таджикистана. -Душанбе: Дониш, 1981. 344с.
  115. Х. Н. Путь С. Айни поэта. — Москва, 1960. — 63с.
  116. X. Народное образование в Таджикской ССР за 20-лет. -Сталинабад, 1949.
  117. Очерки из истории Северных районах Таджикистана. Ленинабад, 1967. — 194.
  118. Образование СССР. Сб. документов 1917—1924. М — Л, 1949. — 212с.
  119. И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917−1967 гг.). Душанбе: Ирфон, 1968. — 296с.
  120. В. Избранные статьи. Москва, 1955. — 345с.
  121. Л.А. Роль русской культуры в развитии культур народов Средней Азии. Москва: Наука, 1966. — 124с.
  122. Протоколы совещаний наркомов просвещения союзных и автономных республик. 1919−1924гг.-Москва, 1985.-231с.
  123. С. Очерк истории таджикского художественного кино — Сталинабад, 1960.
  124. С.А. Ученый, педагог, общественный деятель—Душанбе: Дониш, 1982. 145с.
  125. С.А. В интернациональной семье Советских республик — Душанбе: Ирфон, 1974. -295с.
  126. С.А. Советский Таджикистан — цветущая республика на Востоке. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1960.
  127. С.А., Шукуров М. Профсоюзы Советского Таджикистана-Москва: Политиздат, 1964.
  128. С.А. Роль великого народа в исторических судьбах народов Средней Азии. Ташкент, 1955.
  129. ЮЗ.Ра^абов С.А. РСС То^икистон давлати сох, ибихтиёри советй-Душанбе, 1959.
  130. С.А. Дружба навеки. Москва: Знание, 1960. — С. 13.
  131. З.Ш. Страницы прошлого. Душанбе, 1986. — 167с.
  132. Раджабов 3. Некоторые страницы культурной жизни Советского Таджикистана.-Душанбе, 1964. -64с.
  133. Раджабов 3. Дорога знаний: Из воспоминаний. -Душанбе: Ирфон, 1975.-152с.
  134. Раджабов 3. Очерки истории культурного строительства в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1976.- 135с.
  135. Раджабов 3. Страницы прошлого: Из воспоминаний ветеранов культурного строительства Таджикской ССР.-Душанбе: Ирфон, 1986.-253с.
  136. С.А. В интернациональной семье Советских республик — Душанбе: Ирфон, 1974. 295с.
  137. З.Ш. Передовые люди Средей Азии о русской культуре-Сталинабад, 1951.
  138. З.Ш. К характеристике первого советского журнала на таджикском языке (Пламя революции). — Сталинабад, 1959.
  139. З.Ш. О дружбе таджикского и узбекского народов — Душанбе, 1968.
  140. З.Ш. Развитие науки в Таджикскской ССР. Душанбе, 1964.
  141. З.Ш. Наука советского Таджикистана. Душанбе, 1968.
  142. З.Ш. Ученый, педагог, общественный деятель: К 75 летию со дня рождения. Душанбе, 1981.
  143. Н. Из истории подготовки учительских кадров в Бухаре (19 251 932 гг.) // Научные работы и сообщения отделения обществ. Наук АН УзССР.-Кн.З. 1961.- С. 194−200.
  144. И., Айзнберг Я. Молодость искусства. -Ашхабад. Туркменистан, 1965. 150с.
  145. Сельское хозяйство Узбекистана за 15 лет. Ташкент, 1937. — 54с.
  146. Ш. М. Расцвет культуры Советского Таджикистана// Великий Октябрь в исторических судьбах Таджикского народа. -Душанбе: Ирфон, 1987.- С.171−195.
  147. Таджикистан: Сб. статей. -Ташкент, 1925. С. 7−8.
  148. С. С. Айнй сарояндаи Револютсияи Кабири Сотсиалистии Октябр. — Сталинобод, 1958.
  149. Т.Р. Из истории борьбы Коммунистической партии за развитие высшего образования в Таджикистане // Учен. Зап. ДГПИ. Т. 26. Серия общ. наук. — Вып. 4. — 1961. — С. 24−37.'
  150. Т. Руководящая роль Коммунистической партии в создании и развитии высшей школы в Таджикистане // Уч. Зап. Душанбинского гос. Пед. ин-та. 1963. — Т.37. — 236с.
  151. Таджикистан в братской семье народов СССР: Сб. статей. -Душанбе:Дониш, 1974. -229с.
  152. Таджикистан за годы Советской власти//Сборник статических материалов. Душанбе: Статистика, 1967. — 199с.
  153. В. Летопись полувека: Хроника культурной жизни Узбекистана. (1924−1974).-Ташкент, 1975.- 264с. '
  154. Ташкентский государственный университет имени В.И. Ленина-Ташкент: Узбекистан, 1970.- 351с.
  155. Дж. Пути и поиски. -Ташкент, 1973.
  156. Дж. Счастье Мастера. -Ташкент, 1975. 154с.
  157. Дж. Камил Ярматов.-Москв^: Искусства, 1964 .- 125с.
  158. Ученые записки ХГУ им. акад. Б. Гафурова. —№ 2. Худжанд, 1998 — С.5−9.
  159. А. Из истории формирования и роста учительских кадров в Узбекистане (1917−1941 гг.) // Труды. Самарканд. Ун-та. Вып. 273, 1975.-С.31−38.
  160. С.У. Расцвет науки в Таджикистане. Сталинабад, 1960. — 68с.
  161. С.У. Высшие образование в Узбекистане за 25 лет. Ташкент: Госиздат УзССР, 1949. — 71с.
  162. С.У. Развитие науки в Таджикской ССР. Сталинабад, 1959.
  163. Р.У. Деятельность Ташкентского таджикского института просвещения в подготовке педагогических кадров в период 1924—1932 гг.. // Тр. Самарканд. Ун-та. 1969. — Вып 173. — С. 111−118.
  164. . Д. К истории советского строительства в Таджикистане (19 201 921 гг.): Сб. документов. Ч. I.- Сталинабад, 1941. 69с.
  165. М.А. Первые педагоги узбекской и таджикской советской школы в Самарканде. // Труды Самаркандского ун-та. Новая серия. Выпуск 105, I960. — С.115−120.
  166. М.А. Подготовка педагогических кадров в 1923—1929 гг..(На примере Самаркандской области) // Хр- Самарканд. Ун-та. Вып. 173. — С.111−118.
  167. Г. Х. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Северном Таджикистане. Душанбе, 1966. — 132с.
  168. Г. Х. Очерки истории социалистического строительства в Северном Таджикистане (1917−1937 гг.).- Душанбе: Ирфон, 1974. 367с.
  169. Г. Х., Абдуллоев С. А. Страницы истории народного образования Туркестанской АССР (1918−1924). Худжанд: Ношир, 1998. -С. 49.
  170. Г. Х. Из истории подготовки учительских кадров в Советском Туркестане (1917−1924гг.)//Учёные записки Ленинабадского пединститута им. С. М. Кирова. Вып Ленинабад, 1957. — 70с.
  171. Г. Х. Из истории подготовки кадров советской интеллигенции в Северных районах Таджикистана: (30-е годы) // В кн.: Социалистическое строительство в Таджикистане. — Душанбе, 1980.
  172. Г. Х. К истории создания высшей школы в Средней Азии// Учен. Зап. ЛГПИ им. С. М. Кирова. Серия «история». Вып. 7. — 1958.-С.7−36.
  173. Г. Х. Из истории дружбы и братства таджикского и узбекского народов (1917−1937 гг.) // Дустй ва равобити адабиёти тонику узбек. Ма^муаи илмии серили филологи. Ленинобод, 1968. — С. 103−121.
  174. Н. Инъикоси револютсияи халк-ии Советии Бухоро дар асарх, ои С. Айнй. Душанбе: Дониш, 1980.
  175. Х.М. Содирхон ва пайвандони у. Хуч-анд: Нашриёти давлатии ба номи Рах, им Ч^алил, 1997. — 34с.
  176. .А. Абдурахим Хаджибаев. Страницы короткой жизни. -Худжанд, 2000. 176с.
  177. Р.Я. Развитие культуры в Таджикистане за годы Советской власти. Ленинабад, 1975. — С. 12.
  178. Р.Я. Старейший институт Таджикистана. Душанбе, 1966. — 85с.
  179. Центрально-азиатские гуманитарные исследования. Выпуск III. -Худжанд, 1999.- 124с.
  180. М.А. О некоторых особенностях таджикских народных мелодий. Москва, 1962, — 107с.
  181. Ф. Народное образование в Узбекистане-Ташкент, 1977.-С. 13.
  182. Ф. О профессорско-преподавательском составе вузов Узбекистана (1929−1941гг.) // Науч. Работы и сообщ. АН УзССР, отд. Обществ. Наук. 1963. — Кн.7. — С. 157−164.
  183. Ф.Ш. Помощь братских республик в подготовке кадров: Из истории развитии народного образования в УзССР // Сб. научн. Тр. ТашГу, 1980. № 626. С.20−24.
  184. М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917−1941 гг.). Душанбе: Ирфон, 1970. Часть I. — 496с.
  185. Шамухамедов Ш, Дан 3. Ташкентский университет основоположникнауки в Средней Азии. Ташкент: Узбекистан, 1980. — 103с. t
  186. Р. Расцвет народного образования в Советском Туркестане. -Душанбе, 1968.
  187. Э.Ю. Сотрудничество социалистических наций и развитие науки в Узбекистане. Ташкент, 1982. — С. 28.
  188. К. Народный артист СССР. Москва, 1965.
  189. К. Автобиографический очерк. Москва, 1965.
  190. А. Кинематография Советского Узбекистана. Ташкент 1979.1.I. Авторефераты:
  191. С.А. Высшая школа Таджикистана (1931−1991 гг.) Автореф. дисс. д-ра ист. наук.- Душанбе, 1996.
  192. С. Деятельность Компартии Таджикистана в подготовке учительских кадров (1924−1941гг.) Автореф. дисс. канд. ист. наук.-Душанбе, 1973.
  193. X. Становление и развитие педагогического образования в Таджикистане (1917−1941гг.) Автореф. дисс. д-ра ист. наук.- Душанбе, 1996.
  194. Е.В. Деятельность руководящих национальных кадров Таджикистана в 1917 -1937 гг. Автореф. дисс. канд. ист. наук.- Душанбе, 1994.
  195. М. Коммунистическая партия в борьбе за развитие народного образования в Узбекистане (1921−1925гг.) Автореф. дисс. канд. ист. наук.- Ташкент, 1965.
  196. O.K. История исторической науки Таджикистана. Автореф. дисс. канд. ист. наук.- Душанбе, 2002.
  197. И. Исторический опыт решения проблемы руководящих кадров в условиях Средней Азии в первые годы Советской власти (на материалах Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской НСР (1917- 1924гг.) Автореф. дисс. д-ра ист. наук. Душанбе, 1996.
  198. Ким Г. Г. Документальные источники по истории народного образования в Туркестанской АССР (1917−1924гг.) Автореф. дисс. канд. ист. наук.-Ташкент, 1973.
  199. А.Д. Сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в подготовке кадров. Автореф. дисс. кан. ист. наук. Худжанд, 1997 г.
  200. Г. М. Деятельность компартии Таджикистана по коренизации государственного аппарата в подготовке национальных кадров (19 241 937гг.) Автореф. дисс. канд. ист. наук.- Душанбе, 1988.
  201. X.Д. Таджикская интеллигенция в годы строительства основ социалистического общества. (1921−1938гг.) Автореф. дисс. канд. ист. наук.- Душанбе, 1994.
  202. Т. Коммунистическая партия в борьбе за создание и развитие высшей школы в Таджикистане. Автореф. дисс. канд. ист. наук.-Душанбе, 1966.
  203. Вестник просвещения и коммунистической культуры.-Ташкент, 1920.- № 5. -С. 15.
  204. Коммунист. 1921. — № 17. — С. 1 -2.
  205. Ро^бари Дониш. 1928. — № 4−5. — С. 45.
  206. Революция и национальности. Москва, 1930. — № 8. — С. 106.
  207. Просвещение.-Москва, 1933. № 2. — С. 22.
  208. Изв.узб. фил. АН СССР. 1940. — № 11. — С. 3−6.
  209. Изв. Акад. наук Уз. ССР. Серия общ наук. 1951. — № 4. — С.47−52.
  210. Звезда Востока.- 1958.-№ 1.
  211. Коммунист Таджикистана.- 1959.-№ 11.
  212. Общественные науки в Узбекистане. 1961. — № 8. — С.26−33.
  213. Изв. Отд. общ. наук АН Таджикской ССР. -1964.- № 3 (38). С.22−34.
  214. Садои Шарк. Душанбе, 1967. — № 4. — С. 52−59.
  215. Вестник высшей школы. 1967.- № 6. — С. 87−89.
  216. Изв. АН Тадж. ССР. Отд. общ. наук. 1971. — № 2. — С. 3−18.
  217. Обществ, науки в Узбекистане, -1971. № 9. -С.27−38.
  218. Вестник Каракалпакии. Филиал АН УзССР. 1975. — № 2. — С. 47−51.
  219. Машъал. 1976.- № 7.- С. 10−11.
  220. Коммунист Узбекистана.-1981.-№ 1.
  221. Обществ науки в Узбекистане. 1984.-№ 6. — С. 44- 46.
  222. Занони Точикистон. 1989.- № 3.- С.1−2.
  223. Агитатори Точикистон. Душанбе, 1989. — № 15. — С. 25−26.
  224. Вестник Тадж. гос. ун-та. «Серия история». 1990. — № 2. — С.33−39.
  225. Хучанд.- 1997.- № 8(22).- С.3−7.191 б) Газеты:1. Известия.- 1920.-30 июнь.
  226. Известия, — 1920.-11 сентябрь.
  227. Туркестанская правда.- 1924.-13 июль.4. Правда.- 1925.-7 февраль.
  228. Правда Востока.- 1925.-30 декабрь.
  229. Коммунистическая мысль.- 1927.- 24 март.
  230. Коммунист Таджикистана.- 1930.- 17 январь.
  231. Советский Таджикистан.- 1930.- 23 май.
  232. Коммунист Таджикистана.- 1957.-25 октябрь.
  233. Хакикати Ленинобод.- I960.- 20 май.
  234. Коммунист Таджикистана.- 1966.- 12 ноябрь.
  235. Ленинабадская правда.- 1980.-8 январь.
  236. Махорати педагоги.- 1985.- 9 декабрь.
  237. Адабиёт ва санъат.- 1989.-24 август.
  238. Ленинабадская правда.- 1990.- 5 июнь.
  239. Точикистони совети.- 1990.- 22 август.
  240. Ленинабадская правда.-1990.- 5 июнь.
  241. Правда Востока.- 1991.-13 июнь.
  242. Тирози чахон.- 1995.- 24 март.
  243. Ленинабадская правда.- 1997.- 22 январь.
  244. Народная газета.-2004.-20 октябрь.
Заполнить форму текущей работой