Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия совершенствования художественно-эстетического сознания учителя мировой художественной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данном контексте эстетическое сознание рассматривается как важная часть общественного сознания, обладающая, с одной стороны, всеми его общими признаками и особенностями, а с другой стороны непосредственным образом выявляющей сущность человека. Формирование, развитие и обогащение художественно-эстетического сознания — это широкий, в известном смысле универсальный процесс становления и развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
  • СТАНОВЛЕНИЕ H РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Проблемы развития эстетического сознания человека в эстетико-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Специфика профессиональной подготовки учителя к формированию эстетического сознания школьников на уроках мировой художественной культуры
    • 1. 3. Соотношение моделей развития художественно-эстетического сознания учителя и будущего педагога
  • Глава вторая.
  • СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ОСВОЕНИЕМ ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТАННЫХ МОДЕЛЕЙ
    • 2. 1. Эстетико-педагогические технологии как основа развития учителем мировой художественной культуры эстетического сознания подростков
    • 2. 2. Реализация психолого-педагогических основ н технологии становления художественно-эстетического сознания учащихся подросткового возраста (12−15 лет) в эксперименте
  • Глава третья.
  • ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К УРОКАМ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

3.1. Обогащение эстетического сознания будущих учителей МХК в условиях спецкурса «Педагогические условия н становление художественно-эстетического сознания подростков на занятиях мировой художественной культурой».

3.2. Организация научно-практических семинаров для учителей мировой художественной культуры как источник обогащения художественно-эстетического сознания.

Педагогические условия совершенствования художественно-эстетического сознания учителя мировой художественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе всё более отчетливо возникает стремление опереться на культуру, утверждается значимость культуросозидательных ресурсов образования, среди которых важнейшим является формирование духовности личности. Размышляя о будущей культуре человечества Д. С. Лихачёв писал: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил» (Лихачёв Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, 1990, — № 4. С.6).

Развитием культуры в начале XXI века определён в качестве ведущей тенденции сферы образования переход от информационно-когнитивной (знаниево-просветительской) к культурно-исторической (культуросооб-разной) педагогике. Из этого следует, что на первый план образовательного процесса выходит способность к непрерывному обучению и самообучению, а в итоге к формированию творческой активности, постоянному саморазвитию, которые помогут личности самому порождать новые способы деятельности, переосмысливать и переоценивать свой жизненный путь. Образование через самообразование и саморазвитие подчиняется целям личного роста и совершенствования, становится моментом психической активности человека, его потребностей, формой его культурного бытия.

Нельзя не согласиться с педагогом и культурологом Е. А. Бодиной, которая подчёркивает, что важнейшим из культуросозидательных ресурсов образования является возможность формирования духовности человека. Духовность заключается в таких его конкретных качествах, как возвышенность помыслов, бескорыстие. «.Эти качества, в свою очередь, могут сформироваться лишь у человека глубоко образованного — много знающего и тонко чувствующего, творчески ориентированного и ответственного за то, что „натворит“» (Бодина Е. А. Культура мира в контексте личностно-ориентированной типологии культуры // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания.- М., 2003. С. 178). В связи с этим остро встаёт вопрос об образовательной системе, которая в полной мере способствовала бы решению задач развития подрастающего поколения в духе гуманизма и созидания.

Поэтому актуальна и своевременна разработка концепции культуросообразной школы, которая исследуется рядом учёных, таких как И.В.Бестужев-Лада, Н. Д. Никандров, Н. Б. Крылова, В. И. Слободчиков, JI.B.Школяр. Понятие культуросообразности подразумевает обучение, обладающее развивающими функциями и ориентированное на постоянное саморазвитие в контексте культуры, т.к. именно «во внутренних пластах культуры сосредоточен опыт расширения сознания людей» (138, 10).

В контексте культуросообразной педагогики актуальной становится проблема включения учителя и учащегося в совместное осмысление прошлого, настоящего и будущего отечественной и мировой культуры. В этой связи возрастает значимость в образовании учебного предмета «Мировая художественная культура», который знакомит учеников с ценностями искусства, актуализирует личную культуру и ведёт к развитию их художественно-эстетического сознания.

Между тем педагогический опыт показывает, что на практике преподавание предмета ограничено накоплением отдельных искусствоведческих знаний, что развивает только интеллект и не создаёт условий для культурно-эстетического роста учащихся. Это связано с отсутствием подготовленности учителей мировой художественной культуры, чаще всего имеющих специальные ориентации лишь в одном из видов искусства, а значит, с недостаточной широтой и гибкостью эстетического сознания. Вследствие этого актуальна для педагогической науки и практики проблематика изучения условий развития художественно-эстетического сознания и его совершенствования у педагогов.

Специальный исследовательский интерес в этом контексте представляют сущностные взаимосвязи художественно-эстетического сознания учителя мировой художественной культуры и аналогичного качества личности ученика, которого он обучает. Это означает необходимость подготовки учителя к совершенствованию своего художественно-эстетического сознания. Без достижения необходимого уровня его развития учебный материал уроков мировой художественной культуры оказывается только «пройденным», а не освоенным школьниками, и не может стать основой современной духовной, социокультурной, творческой деятельности молодого поколения и выступить полноценной базой развития и применения новых технологий производства.

В связи с этим естественным представляется повышение внимания к проблеме человеческого сознания, вообще, и к проблеме художественно-эстетического сознания, в частности. Эстетическое развитие личности, возможность живой, непосредственной связи с миром, реализация творческого потенциала, оптимальное выявление способностей, выработка гуманистического содержания всей человеческой жизни невозможны без сформированного эстетического сознания.

Художественно-эстетическое сознание личности выступает в качестве общего целостного образования, которое создаётся взаимопроникающими и взаимодополняющими друг друга элементами (эстетическим чувством, вкусом, оценкой, суждением, идеалом — в процессах созерцания, восприятия и др.). Его развитие и совершенствование редко становилась объектом специального изучения в педагогике в целостности и нерасчленённости как единого механизма личности, её культурной деятельности. В сфере исследований эстетическое сознание, выступая важным детерминантом эстетической культуры человека, характеризовалось преимущественно отдельной стороной своего многогранного проявления, были ли это «вкус» (А.Э.Шефтсбери), «эстетическая идея» (И.Кант), «эстетическое созерцание» (И.В.Гёте), «художественный интерес» (Г.В.Ф.Гегель), или же какой-то другой элемент художественно-эстетического сознания.

В последние десятилетия данная проблема привлекает к себе пристальное внимание отечественных и зарубежных учёных: педагогов, эстетиков, психологов (Г.З.Апресян, А. И. Арнольдов, Д. Бест, В. М. Видгоф, Э. Гудмэн, А. Я. Зись, Н. И. Киященко, Е. П. Крупник, В. Г. Мозгот, Э. А. Орлова, Л. П. Печко, Р. М. Рогова, В. И. Самохвалова, Э. В. Соколов, Е. М. Торшилова, Э. Фельмэн, Е. Н. Шапинская и др.). Художественно-эстетическое сознание рассматривается как основа культурно-эстетического развития личности.

В данном контексте эстетическое сознание рассматривается как важная часть общественного сознания, обладающая, с одной стороны, всеми его общими признаками и особенностями, а с другой стороны непосредственным образом выявляющей сущность человека. Формирование, развитие и обогащение художественно-эстетического сознания — это широкий, в известном смысле универсальный процесс становления и развития человеческой личности во всех её проявлениях, рассматриваемых через призму эстетических отношений (М.С.Каган). Важнейшим фактором развития эстетического сознания является искусство, т.к. его воздействие на человека носит универсальный характер: обращено к его чувствам и разуму, к его эстетически-нравственным убеждениям и мировоззренческим установкам. Хотя художественно-эстетическое сознание на практике реализуется через представление эстетического идеала и проявление эстетического вкуса, его формирование и развитие основываются прежде всего на расширении художественно-эстетического опыта и рефлексии. Психолог Л. Н. Столович отмечает, что «личность эстетически развитая в подлинном смысле слова обладает „иммунитетом“ по отношению ко всякого рода псевдохудожественным поделкам, эстетически квалифицируя их так, как они того заслуживают» (234, 67).

Принципы и методы преподавания мировой художественной культуры как творческого процесса разрабатываются рядом исследователей (Е.А.Бодина, Г. И. Данилова, Н. Б. Крылова, А. Н. Малюков, Л. В. Пешикова, Л. М. Предтеченская, Ю. А. Солодовников и др.). При этом большое внимание авторами уделяется проблемам развития художественного восприятия, вкуса, предпочтений, суждений и т. д., то есть развитию дифференцированных структурных компонентов художественно-эстетического сознания школьников. В последнее время появились работы, изучающие данную проблему во взаимосвязи развития компонентов эстетического сознания учащихся и преподавания предметов искусства, в том числе и МХК, в школе, средних и высших педагогических учебных заведениях (Н.И.Киященко, В. Г. Мозгот, В.Д.Хан-Магомедова, В. А. Школяр и др.).

Между тем анализ состояния изучаемой проблемы показывает, что сложившаяся система профессионального образования не решает задачи подготовки учителя к руководству становлением эстетического сознания ученика. Исследования ряда учёных, занимающихся профессиональным педагогическим образованием, свидетельствуют, что педагогика, существуя в своём традиционном виде, недостаточно применяет современные технологии обучения. Такое положение обостряет имеющиеся противоречия. Так в теории науки существует достаточное количество работ, посвященных проблемам развития эстетического сознания, его структурных компонентов, тогда как в школьной практике это направление фактически не реализуется. Существует противоречие и между значением влияния художественно-эстетического сознания учителя мировой художественной культуры на ученика, которого он обучает, с одной стороны, и отсутствием необходимых условий их реализации, с другой. Кроме того, выявлено противоречие между существованием данной социально-педагогической потребности и характером подготовки не только учителя, но и студента-педагога. Проблема совершенствования целостного художественно-эстетического сознания учителя мировой художественной культуры, стержнем которой выступает поиск педагогических условий этого процесса, ещё не изучена.

Актуальность темы

данного исследования в разработке проблемы совершенствования художественно-эстетического сознания учителя мировой художественной культуры. В диссертационном исследовании выявляются сложность и значимость взаимосвязи художественно-эстетического сознания учителя мировой художественной культуры и сознания ученика, которого он обучает, что требует соответственной подготовки учителя. В диссертационном исследовании на основе преподавания мировой художественной культуры в ряде школ, выявлены условия педагогического совершенствования художественно-эстетического сознания учителей, в экспериментальном изучении раскрыты эффективные технологии, владение которыми повышает педагогическое мастерство преподавателя МХК. Подтверждено, что постоянное совершенствование мастерства педагога и его стремление к эстетико-культурному развитию активизирует художественно-эстетическое сознание школьников.

Объект исследования: особенности подготовки учителя мировой художественной культуры общеобразовательной школы к преподаванию учебного курса.

Предмет исследования: педагогические условия обогащения художественно-эстетического сознания учителя мировой художественной культуры как основы сущностного освоения учениками искусства.

Цель исследования: построение пространства педагогического совершенствования художественно-эстетического сознания преподавателя МХК и разработка способов развития художественно-эстетического сознания подростка при освоении искусства.

Задачи:

1. Проанализировать в контексте изучения научной литературы по педагогике, психологии, эстетике теоретические основы педагогического совершенствования художественно-эстетического сознания учителя мировой художественной культуры как стороны профессиональной подготовки.

2. Обосновать и экспериментально апробировать опытное построение модели совершенствования у учителя МХК художественно-эстетического сознания (в условиях спецкурса по применению новых технологий).

3. Выявить тенденции развития художественно-эстетического сознания подростков на уроках мировой художественной культуры, проводимых на основе специальной подготовки учителя.

4. Обосновать педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки учителей мировой художественной культуры.

Гипотеза. Совершенствование профессиональной подготовки и художественно-эстетического сознания учителя выступает источником его влияния на школьников в процессе художественного образования при следующих условиях:

— в профессиональной подготовке учителя осуществляется постоянная активизация его художественно-эстетического сознания на основе расширения и углубления опыта освоения искусства и личной рефлексии;

— учитель в работе со школьниками на уроках мировой художественной культуры ориентируется на дифференцирование художественно-эстетического сознания учащихся по уровням и типам;

— в соответствии с разработанными моделями и технологиями эстетического образования применяется система активизации художественно-эстетического сознания педагога в профессиональной подготовке и преподавании, а также в самообразовании учителя МХК.

Методологическая основа.

Философско-методологическую основу исследования составили труды А. И. Бурова, М. П. Гальперина, С. С. Гольдентрихта, В. П. Зинченко, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева и др., раскрывающих потенциал художественной культуры общества и личности, специфику и функции искусства как фундамента культуры поколений и источника развития компонентов эстетического сознания.

Методологические идеи в области общей педагогики, определяющие специфику становления современного педагогического образования будущего учителя и развивающего обучения школьников с учётом их возрастных особенностей, содержат труды Е. В. Бондаревской, В. В. Давыдова,.

В.В.Краевского, Н. Д. Никандрова, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина, Д. И. Фельдштейна, В. Н. Шацкой и др.

Теоретико-педагогические идеи совершенствования подготовки учителя к взаимодействию с учащимися в процессе их образования разработаны в исследованиях Ю. П. Азарова, В. П. Беспалько, Ф. Н. Гоноболина, В.А.Кан-Калика, Г. М. Коджаспировой, А. К. Марковой, В. А. Сластёнина и др.

Принципиальное значение для настоящего исследования имели работы по художественной педагогике, затрагивающие проблемы культурно-эстетического развития школьников, становления художественно-эстетического сознания формирующийся личности, В. Г. Бутенко, Е. В. Квятковского, Б. М. Неменского, Л. П. Печко, Е. М. Торшиловой, Ю.У.Фохта-Бабушкина, Л. В. Школяр, Б. П. Юсова, и др., а также Д. Беста, Э. Гудмэна, И. Савы, Г. Уиткина.

Характер художественной творческой деятельности школьников, студентов и учителей в области искусства в целом получил разностороннее освещение в трудах психологов и педагогов Л. С. Выготского, И. С. Кона, В. С. Кузина, А.А.Мелик-Пашаева, З. Н. Новлянской, Б. М. Теплова и др.

Возможности применения учителем инновационных технологий для оптимизации обучения на занятиях искусством описаны в научных работах В. С. Библера, Т. И. Шамовой, а также Дж. Дьюи, Х. Паркхерст, Н.Роджерс.

Методы исследования:

— метод теоретического анализа научных публикаций современных педагогов, психологов, философов, искусствоведов в контексте данного исследованияа также историко-теоретический анализ развития идеи эстетического сознания в трудах зарубежных авторов;

— изучение и обобщение педагогического опытаретроспективный анализ собственного педагогического опыта в качестве преподавателя предметов художественно-эстетического цикла (в течение 21 года);

— эксперимент и опытно-практическая проверка теоретических выводов и положений, разработанных технологий и методик;

— методы наблюдения, тестированиясоциологические методы обработки экспериментальных данных (опрос, анкетирование, интервьюирование) — статистический анализ итоговых данных.

Научная новизна исследования:

1. Осуществлены разработка и уточнение в педагогическом аспекте ряда необходимых для исследования понятий (культурно-эстетическое развитие, художественно-эстетическое сознание, его разновидности, его педагогическая ориентированность и др.) адекватных проблеме.

2. Разработана обобщённая модель процесса совершенствования целостного художественно-эстетического сознания, включающая в себя следующие компоненты: художественно-эстетический опыт, взаимосвязь рационального и эмоционально-чувственного освоения искусства, эстетико-педагогическое общение, рефлексию и творческую деятельностькоторая далее преобразована в специальный и конкретизированный варианты модели для учителей, студентов и учащихся.

3. Обоснованы педагогические условия, содействующие углублению и совершенствованию эстетического сознания учителей МХК: а) постоянное саморазвитие педагога на основе специальной модели обогащения его эстетического сознанияб) использование им на уроках инновационных технологийв) трансляция культурного опыта учителя ученикамправомерность теоретически выдвинутых условий определяется дальнейшими эмпирическими структурами исследования.

4. Определены характеристики художественно-эстетического сознания школьников как ориентиры для педагогического руководства процессом их эстетико-культурного развития: типы (художественно-профессиональный, эмоционально-чувственный, рационально-интеллектуальный, эмоционально-закрытый, агрессивно-негативный) и уровни (приближения к искусству, вхождения в искусство, интереса, рационального освоения искусства, творческого освоения искусства).

Теоретическая значимость исследования:

1. Охарактеризована роль эстетико-культурного саморазвития учителя в контексте парадигмы культуросообразного образования.

2. Обоснованы возможности совершенствования художественно-эстетического сознания учителей МХК на основе разработанной технологической системы, которые включают: а) профессиональную подготовкуб) самообразование и саморазвитиев) педагогическую ориентированность на активизацию эстетического сознания школьников.

3. Научно обоснованы необходимость и продуктивность организации повышения педагогического мастерства учителя мировой художественной культуры при ориентации на совершенствование его эстетического сознания в системе профессионального образования.

5. Разработаны критерии и показатели проявления художественно-эстетического сознания и раскрыто их соответствие выявленным педагогическим условиям.

Практическая значимость:

— обоснованы, оформлены принципы и система технологии эстетико-педагогических ситуаций для развития художественно-эстетического сознания школьников на уроках мировой художественной культуры;

— структурирован и апробирован вариант спецкурса для учителей «Педагогические стратегии и становление художественно-эстетического сознания подростков на занятиях мировой художественной культурой»;

— разработан факультативный курс для старших подростков «Искусство в нашей жизни», продолжающий и дополняющий уроки МХК;

— разработаны методические рекомендации для совершенствования подготовки учителей мировой художественной культуры.

Данные практические материалы апробированы на семинарах в научно-методическом центре управления образования и в педвузахмогут быть использованы для повышения квалификации учителей МХК, для ведения спецкурсов в педагогических колледжах и вузах.

Объективность, достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечиваются разносторонним анализом проблемы при определении исходных теоретических позиций: последовательным применением комплекса теоретических и эмпирических методовпроведением апробации спецкурсов по обогащению художественно-эстетического сознания педагога и школьникамноголетней педагогической деятельностью диссертанта в общеобразовательной школеколичественным охватом в данном исследовании учащихся общеобразовательных школ, студентов московских вузов, учителей мировой художественной культуры (всего 769 человек).

Этапы исследования.

I этап И 996−1998). Определение проблемы, её теоретический анализ на основе изучения научной литературы, поисковое изучение состояния художественно-эстетического сознания подростков, студентов и педагоговобоснование обобщённой модели развития художественно-эстетического сознания и её вариантов для изучаемых групп. II этап (1999;2001). Разработка вариантов спецкурса по совершенствованию эстетического сознания учителей мировой художественной культуры и студентов «Педагогические стратегии и становление художественно-эстетического сознания подростков на занятиях мировой художественной культурой" — апробация курсов в опытно-экспериментальной работе. Изучение влияния педагога на художественно-эстетическое сознание подростка. Разработка технологии педагогических ситуаций и её экспериментальное ведение на уроках МХК и занятиях авторского факультатива «Искусство в нашей жизни» (7−9 класс). III этап (2002;2003). Определение и анализ результатов экспериментальной работы и их корреляцииписьменное оформление текста диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию на: Межрегиональном научно-практическом семинаре-совещании «Культура. Досуг. Дети» (март 1996) в Московском педагогическом государственном университетеВсероссийском семинаре-совещании «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (декабрь 1996) в Институте повышения квалификации работников образования г. Самараконференции студентов, молодых учёных и учителей «Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе» (май 1996) в МПГУМеждународной научно-практической конференции «Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования» (май 1997) в Марийском институте образования г. Йошкар-ОлаВсероссийской научно-практической конференции «Культура и образование: проблемы, перспективы развития» (декабрь 1997) в Государственном институте искусств г. Смоленскнаучно-практическом семинаре «Художественно-эстетический опыт и культурное сознание школьников» (апрель 2000) в ИХО РАОнаучно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (декабрь 2001) в МПГУнаучно-практическом семинаре «Художественно-эстетический опыт школьника и влияние эстетической среды в современной школе» (апрель 2001) в ИХО РАОМеждународной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России» (январь — февраль 2001) в ИХО РАОМеждународной конференции «Искусство и дети: Проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке» (февраль 2003) в ИХО РАОнаучно-практическом семинаре «Актуальные проблемы преподавания предметов эстетического цикла» (февраль 2003) в НОУ «Школа XXI век» совместно с ИХО РАОнаучно-практической конференции с участием представителей СНГ «Развитие художественного и эстетического опыта личности в образовательном процессе школы и вуза» (апрель 2003) в ИХО РАОнаучно-практическом семинаре «Мировая художественная культура в школе» (март 2004) в НОУ «Школа XXI век» совместно с МИОО и ИХО РАО.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

— Направленная досуговая деятельность школьников как личностное освоение искусства // Культура. Досуг. Дети: Материалы II межрегионального научно-практического семинара-совещания.- М.: Министерство культуры РФ, 1996, — (0,2 п/л).

— Ассоциативное мышление как фактор развития эстетического сознания // Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского семинара-совещания «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях».- М. Самара: ИЦЭВ РАО, СИПКРО, 1996. (0,1 п/л).

— Культурологический аспект современного образования // Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе: Тезисы докладов конференции студентов, молодых учёных и учителей. Вып. 2.-М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1996. (0,1 п/л).

— Факультативный курс для подростков «Искусство в нашей жизни» // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Сб. Научн. Трудов.- Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. Ун-та, 1997. (0,5 п/л).

— Региональный и национальный аспекты преподавания интегративного курса «Искусство в нашей жизни» // Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования: Тезисы международной научно-практической конференции.- М.- Йошкар-Ола: МИО, ИХО РАО, 1997. (0,1 п/л).

— Культурология и учебные дисциплины в системе школьного образования // Культура и образование: проблемы, перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, — Смоленск: СГИИ, 1997. (0,3 п/л).

— Развитие эстетического сознания подростков в процессе преподавания мировой художественной культуры в школе // Синтез в русской и мировой художественной культуре.- М.: МПГУ, 2000. (0,1 п/л).

— Становление эстетического сознания школьников подросткового возраста в среде факультативных занятий по искусству // Педагогика искусства интеграция: Материалы Международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России" — М.: ИХО РАО, 2001. (0,3 п/л).

— Становление эстетического сознания школьников подросткового возраста на факультативных занятиях по искусству // Педагогика эстетической среды: теория и опыт: Сб. науч. трудов.- Мн.: НИО, 2002. (0,4 п/л).

— Опыт восприятия подростками произведения искусства как условие активизации личного художественно-эстетического сознания // Эстетический опыт личности как условие освоение культуры в образовательном процессе школы и вуза.- М.: Смысл, 2003. (0,6 п/л).

— Технологии развития художественно-эстетического сознания подростков на уроках МХК// Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: Материалы Международной конференции «Искусство и дети: Проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке» — М.: ИХО РАО, 2003. (0,2 п/л).

Роль художественно-эстетического сознания в развитии гармонической личности // Актуальные проблемы преподавания предметов эстетического цикла: Тезисы к научно-практическому семинару.- М., ИХО РАО, НОУ «Школа XXI век», 2003. (0,1 п/л).

— Педагогические ситуации на уроках МХК, способствующие развитию художественно-эстетического сознания // Современное эстетическое образование и воспитание: проблемы, опыт, перспективы: Сб. научн. статей.- М.-Арзамас: АГПИ, 2004. (0,6 п/л).

— Использование педагогических ситуаций в преподавании МХК // Мировая художественная культура в школе.- М.: ИХО РАО, МИОО, НОУ «Школа XXI век», 2004. (0,7 п/л).

База исследования. Практическая работа осуществлялась в процессе опытно-экспериментального ведения авторской программы «Педагогические стратегии и становление художественно-эстетического сознания подростков на занятиях мировой художественной культурой» с учителями мировой художественной культуры на базе научно-методического центра Центрального окружного управления образования г. Москвы (2002;2003) — со студентами исторического факультета Московского государственного областного университетастудентами факультета социокультурной деятельности и студентами хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусства (2001;2002) — а также в ходе эксперимента с учащимися на базе школы № 354 г. Москвыконтрольные срезы педагогического эксперимента осуществлялись в школе № 394 и гуманитарной гимназии «Возрождение» г. Москвы (1996;2003). В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 33 учителя, 156 студентов, 580 учащихся общеобразовательных школ.

На защиту выносятся следующие положения:

— реализующаяся в педагогическом процессе освоения мировой художественной культуры оптимальная картина развития и совершенствования художественно-эстетического сознания личности включает следующие компоненты, которые дополняют друг друга и постоянно обогащаются: 1) художественно-эстетический опыт, 2) взаимосвязь эмоционально-чувственного и рационального освоения искусства, 3) эстетико-педагогическое общение, 4) рефлексия и 5) творческая деятельностьих совокупность выступает в качестве обобщённой модели, которая может быть отнесена ко всем участникам педагогического процесса;

— система педагогических условий, при которых данная обобщённая модель реализуется, включает: а) постоянное саморазвитие педагога на основе специальной модели активизации и совершенствования его эстетического сознанияб) использование им на уроках инновационных технологийв) трансляцию культурного опыта учителя ученикам в ходе реализации конкретизированной модели становления художественно-эстетического сознания школьников;

— поскольку внутренним выражением художественно-эстетического сознания является рефлексия, необходимо оценивать её углубление как актуальный процесс эстетико-культурного развития личности;

— созданный в процессе исследования спецкурс «Педагогические стратегии и становление художественно-эстетического сознания подростков на занятиях мировой художественной культурой» (представленный в двух вариантах: для студентов и учителей) основывается на выявленных разновидностях художественно-эстетического сознания преподавателей (культурологическая, искусствоведческая, углублённо-сенсорная, образно-практическая), обобщением этих характеристик в содержании курса обусловлены функции стимулирования саморазвития педагогов;

— становление эстетического сознания школьников на уроках мировой художественной культуры происходит эффективно, когда учебный процесс строится на инновационных технологиях, которые требуют совершенствования педагогического мастерства учителясреди них перспективна предложенная нами технология эстетико-педагогических ситуаций.

Материалы диссертационной работы излагаются по следующей структуре:

Во введении обоснованы актуальность исследования, определены цель, задачи, методологическая основа, объект, предмет, сформулирована гипотеза, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, охарактеризованы исследовательские методы.

В первой главе «Становление и развитие эстетического сознания личности как педагогическая проблема» анализируются причины актуальности вопроса развития художественно-эстетического сознания личности, определяется его сущность и структура, даётся теоретическое основание и состояние проблемы в педагогической практике. В контексте педагогического исследования эстетическое сознание рассматривается как.

часть общественного сознания, с одной стороны, обладающая всеми его общими признаками, а с другой стороны, наиболее широкая по своим содержательно-ценностным ориентациям форма сознания, оценивающая весь чувственно воспринимаемый мир в его человеческом значении.

Во второй главе диссертации «Становление художественно-эстетического сознания подростков в условиях педагогического руководства освоением искусства на основе разработанных моделей» обосновываются условия развития учителем художественно-эстетического сознания школьников на уроке МХК и факультативных занятиях. На основе обобщённой модели совершенствования художественно-эстетического сознания была конкретизирована модель его активизации у подростков. На формирующем этапе эксперимента для оптимизации развития художественно-эстетического сознания подростков нами представлена и последовательно применена технология эстетико-педагогических ситуаций на уроках МХК.

В третьей главе «Пути совершенствования художественно-эстетического сознания учителя в процессе подготовки к урокам мировой художественной культуры» обосновывается экспериментальное построение модели обогащения художественно-эстетического сознания учителя и студента-будущего учителя МХК, а также характеризуется их опытная реализация. На основании исследований разработан и апробирован научно-методический спецкурс «Педагогические стратегии и становление художественно-эстетического сознания подростков на занятиях мировой художественной культурой», создающий условия для активизации и совершенствования эстетического сознания учителей.

В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются его результаты и делаются выводы.

В список литературы включено 284 источника.

В приложениях представлены программно-методические и экспериментальные материалы.

Заключение

Развитая эстетическая культура личности включает в себя стремление человека к созданию мировоззренческой картины мира, определение своего места в ней и выяснение смысла своего существования. В начале XXI века как никогда актуально утверждение о том, что повышение эстетико-культурного уровня личности положительно влияет на её творческий потенциал, и, в конечном счёте, на социальную активность. В современном обществе образованность, интеллект и творческая деятельность признаны как основные духовные составляющие общечеловеческих и национальных ценностей, способствующие становлению потребности личности к самореализации.

Концепция культуросообразного образования направляет деятельность общеобразовательной школы на личностно-развивающее образование, способствующее постоянному дальнейшему саморазвитию школьника, его эстетико-культурному росту, способствующему социальной адаптации молодого поколения в обществе.

Мировая художественная культура сегодня практически единственный предмет в общеобразовательной школе, который способствует культурному развитию учеников подросткового возраста, становлению их художественно-эстетического сознания. В данном контексте существенной представляется проблема профессионального мастерства учителей. Только педагог, стремящийся к совершенствованию собственного художественно-эстетического сознания, может развить аналогичное качество у школьников. Для этого учитель должен владеть инновационными педагогическими технологиями, разработанными именно для работы с учениками на уроках мировой художественной культуры. Занятия искусством в современной школе должны не просто расширять культурный кругозор ученика, а способствовать обогащению его художественно-эстетического сознания.

На основании проведённого исследования сделаны следующие выводы:

1. В ходе анализа и характеристики научных оснований исследования показано, что педагогический процесс совершенствования художественно-эстетического сознания учителей мировой художественной культуры является одним из ведущих направлений профессиональной подготовки.

2. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована серия исследовательских моделей: обобщённая, специализированная и конкретизированная модели совершенствования и актуализации художественно-эстетического сознания для а) преподавателей МХК и б) будущих педагогов, а также для в) учащихся-подростков в процессе освоения ими искусства.

3. Применение на уроках МХК инновационных технологий, активизирующих становление художественно-эстетического сознания школьников, а также ориентирование преподавателей мировой художественной культуры в практической работе на типы сознания подростков и уровни его функционирования, определяют рост продуктивности уроков. Это доказано в ходе экспериментальной работы с учащимися классов разного типа в течение 6-ти лет.

4. Опытное построение и апробация в системе профессионального образования спецкурса «Педагогические стратегии и становление художественно-эстетического сознания подростков на занятиях мировой художественной культурой» с учителями МХК и студентами педагогических вузов позволили выявить его функциональное воздействие на совершенствование педагогической ориентированности художественно-эстетического сознания учителя.

5. В исследовании теоретически определены и практически проверены педагогические условия совершенствования художественно-эстетического сознания учителей мировой художественной культуры. Доказано, что постоянное культурно-эстетическое саморазвитие учителя на основе рефлексии, использование им передовых технологий и трансляция культурного опыта обеспечивают становление эстетического сознания школьников при освоении ими искусства.

6. При соотнесении данных обнаружена взаимозависимость художественно-эстетического сознания учителя и его учеников, что позволило определить пути углубления этого существенного качества культурной личности в ходе модернизации образования.

Тем самым подтверждены и доказаны позиции гипотезы проведённого исследования, правомерность решения задач, чем определены в качестве основы эстетико-культурного и профессионального саморазвития учителя мировой художественной культуры процессы педагогического совершенствования его художественно-эстетического сознания. Это обеспечивает необходимое и достаточное развитие эстетического сознания школьников 7−9 классов. В связи с полученными результатами может проводиться модернизация в системе повышения квалификации учителей МХК и в процессе подготовки будущих учителей в вузах.

В продолжение исследования данной проблематики необходимо изучение её аспектов: развития художественно-эстетического сознания старшеклассников на уроках МХКособенностей данного вида сознания у школьников гуманитарных и художественных школподготовка учителей мировой художественной культуры в высших учебных заведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования,— М.: Педагогика, 1989,157 с.
  2. А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 1999.-№ 6.-С. 100−110.
  3. А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы.- М.: Политиздат, 1986.- 93 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1995.- 146 с.
  5. .Г. Психология чувственного познания.- М.: Педагогика, 1960.-204 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань: Изд. Каз. унив., 1996.- 76 с.
  7. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал.- 1980.- № 2.- С.14−21.
  8. З.Г. Свобода художественного творчества.- М.: Высшая школа, 1985, — 178 с.
  9. А.И. Введение в культурологию.- М.: ЮНИТИ, 1993.206 с.
  10. Р. Искусство и визуальное восприятие.- Благовещенск, 1999.-294 с.
  11. П.Асминов Н. А., Болотов И. А., Воробьёв А. Н. Психологический отбор на педагогические специальности.- Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 1994.-57 с.
  12. А.Г. Психология индивидуальности — М. Прометей, 1986.-159 с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Просвещение, 1997.- 125 с.
  14. JI.A., Гребёнкина J1.K. Педагогическое мастерство и педагогические технологии — М., Педагогическое общество России, 2001−256с.
  15. А.В. Художественное творчество и воспитание.- М.: Культура и просвещение, 1922.- 68 с.
  16. А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды.- М.: Советский художник, 1981.- 365 с.
  17. Басиладзе 0.3. Эстетическое сознание личности как феномен культуры. Автореф. на соиск. к.ф.н. М., 1998.- 22 с.
  18. М.М. Смелее пользоваться возможностями // Новый мир.-1970.-№ 11.-С. 159−271.
  19. Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии).-М.: Мысль, 1991.-318с.
  20. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М.: Прогресс, 1989.- 269 с.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения,— М.: Педагогика, 1995.- 210 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии — М.: Высшая школа, 1989.- 192 с.
  23. Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра.- М.: Мысль, 1986.- 267 с.
  24. Бестужев-Лада И. Б. Педагогический потенциал культурологи / На пороге XXI века: Образование и культура.- М.: Смысл, 1996.-С. 27−41.
  25. Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.:Педагогика, 1986.- 156 с.
  26. B.C. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии, 1989.- № 6.- С. 31−42.
  27. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век.- М.: Прогресс, 1990.- 159 с.
  28. B.C. Школа диалога культур. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основания программы // Психологическая наука и образование, 1996.- № 4.- С. 12−25.
  29. Н.Р. Проблемы саморазвития личности в психологии.-М.: МПСИ, Флинта, 1998.- 48 с.
  30. П.П. Избранные педагогические произведения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 696 с.
  31. О.Ю. Теоретические проблемы современной методической науки //http://www/slovesnik/ru/Tbooks/bogdl/phtml.
  32. Е.А. Культура: истоки и развитие в творческих заданиях и дидактических материалах.- М.: Жизнь и мысль, 2002.- 240 с.
  33. Е.А. Культура мира в контексте личностно-ориентированной типологии культуры // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания.- М.: ИХО РАО, 2003.-с. 175−178.
  34. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания.- М.: Педагогика, 1995.- 125 с.
  35. А.И. Эстетика: проблемы и споры.- М.: Искусство, 1975.175 с.
  36. А.И. Эстетическая сущность искусства.- М.: Искусство, 1956.- 205 с.
  37. А.Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность: Монография- М.: Московский философский фонд, 2001.- 425с.
  38. И.В. Личностное и профессиональное самосознание учителей и учащихся. К проблеме развития // Школа здоровья.-1997.- Т.4.- № 3.- С. З-14.
  39. Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии, 1988.- № 11.-С. 32−47.
  40. М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности.- М.: Знание, 1981.- 97 с.
  41. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Смысл, 1991.-117 с.
  42. В.М. Целостность эстетического сознания как предмет философского исследования. Автореф. на соиск. д.ф.н.-Екатеринбург, 1993, 25 с.
  43. Н.Ф., Прыгин Г. С. Основы педагогического творчества.-Мелитополь: СПИ, 1985.- 154 с.
  44. Л.С. Мышление и речь.- М.: Педагогика, 1982.- 279 с.
  45. Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 325 с.
  46. Л.С. Педология подростка.- М.-Л.: Госпедиздат, 1931.127 с.
  47. Л.С. Психология искусства.- М: Педагогика, 1987.- 334 с.
  48. Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: Политиздат, I960.- 312 с.
  49. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб.: СОЮЗ, 1997.- 96 с.
  50. З.Н. Индивидуальный стиль в педагогическом мастерстве учителя.-Пермь: «Явь», 1979.- 210 с.
  51. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования.- М., 1996.-№ 6.-С. 10−38.
  52. М.П., Гольдентрихт С. С. Специфика эстетического сознания.- М.: Педагогика, 1974.- 323 с.
  53. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов.- М.: Педагогика, 1978.- 159 с.
  54. Г. Лекции по эстетике / Эстетика: В 2-х т.- М.: Политиздат, 1971.- Т.1.-452 с.
  55. A.M., Логинов И. П. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально-технологический аспект).-М.: АПКиПРО, 2001.- 64 с.
  56. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.- М.: «Школа-Пресс», 1995.- 448 с.
  57. С.С., О природе эстетического творчества.- М.: Изд-воМГУ, 1977, — 199 с.
  58. Ю., Свистунов Б. К иной парадигме // Высшее образование в России, 1999.- № 3.- С.60−64.
  59. B.C. Культура педагогического общения.- М.: Мысль, 1990.-202 с.
  60. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию.- М.: Педагогика, 1983.- 179 с.
  61. Ю.В. Проектное сознание,— М.: НПО АНТ, 1996.- 206 с.
  62. Ю.В. Мыследеятельностная педагогика.- Минск: Святоч, 2000.- 199 с.
  63. В.В. Системные основания образовательной технологии — М.: Мысль, 1995.- 156 с.
  64. В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Педагогика, 1972.-301 с.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  66. В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996.544 с.
  67. В.В. Соотношение понятия «формирование» и «развитие» психики // Обучение и развитие.- М., 1966.- С. 35−48.
  68. В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии, 1981, № 12 С. 12−22.
  69. Р.А. Гуманитарно-художественное воспитание как приоритетное направление современной образовательной школы. Автореф. на соиск. к.п.н.- М., 2001.- 18 с.
  70. А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность.- М.: Знание, 1989- 380 с.
  71. Диалог культур: Материалы научной конференции «Випперовские чтения».- М.: МПГУ, 1994, — 87 с.
  72. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М.: Мысль, 1987.- 112 с.
  73. В.П. Концептуальное единство эстетического сознания и художественной культуры. Автореф. на соиск. к.п.н.- М., 1999.22 с.
  74. О.В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Alma mater, 1996.- № 1.- С. 17−27, № 2.- С. 15−24.
  75. Дж. Школа и общество / Пер. с англ.- М.: Работник просвещения, 1925.- 127 с.
  76. Дж., Дьюи Э. Школа будущего / Пер. с англ.- М.: Гос. изд-во РСФСР, 1922.- 179 с.
  77. И.В. Признание и поддержка творческого самовыражения учащихся как фактор развития их личностного достоинства //http://www/fegi/ru/edikation/gym2/m-zel/htm.
  78. О.В. Философия образования: дань моде или условие выживания? / Философия образования.- М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.- с. 22−37.
  79. Е.В. Психология общих способностей.- СПб: Питер, 1999.-368 с.
  80. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя.- М.: Педагогика, 1986.- 203 с.
  81. А.Ф. Происхождение искусства.- М.: Политиздат, 1970.154 с.
  82. П.Н. Режиссура как практическая психология.- М.: Педагогика, 1972.-201 с.
  83. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогической науке: В сб.: Инновационные процессы и образование.- Тюмень, 1990.- С. 5−14.
  84. В.И. Педагогическое предвидение.- М.: Мысль, 1987.- 120 с.
  85. В.И. Педагогическое творчество учителя,— М.: Педагогика, 1987.- 160 с. (Б-ка учителя и воспитателя).
  86. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России.- 1992.- № 1.- С. 3−12.
  87. JI.A. Художественное сознание: философско-эстетический анализ. Автореф. на соиск. д.ф.н.- М., 1996.- 26 с.
  88. А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии.-М.: Просвещение, 1978.- 239 с.
  89. Н.М. Практическая дидактика для учителей.- М.: Смысл, 2001.- 134 с.
  90. М. Креативная технология образования // Высшее образование в России-1999- № 3- С. 99−110.
  91. В.П. Живое знание: психологическая педагогика. 2-е изд.- Самара: «Самарский Дом печати» 1998.- 296 с.
  92. В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии- 1990- № 1.- С.33−50.
  93. В.П. Образ и деятельность.- М.: Институт практической психологии.- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.- 608 с.
  94. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика-1997.-№ 5.-С. 3−16.
  95. А.Я. Виды искусства.- М: Знание, 1979.- 128 с.
  96. А.Я. В поисках художественного смысла.- М.: Искусство, 1991.-350 с.
  97. С.И. Технология обучения взрослых.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 128с.
  98. Э.В. Об эстетической природе фантазии.- М.: Просвещение, 1984.-201 с.
  99. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: Сб. научн. статей.- М.: ИХО РАО, 2003.- 274 с.
  100. Исследования группы «Альтернативные перспективы гуманитарных коммуникаций в современном образовании» //http://flogiston/ru/talk/altcom/shtml/
  101. Д.Б. Воспитание ума и сердца,— М.: Просвещение, 1984.- 126 с.
  102. М.К. Коммуникативно-речевые и когнетивно-лингвистические способности // В кн.: Способности и склонности.-М.: Педагогика, 1989.-С. 103−128.
  103. Е.П. Искусство и дети: основа альянса // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: Сб. науч. статей, — М.: ИХО РАО, 2003, — с. 47−51.
  104. А.И., Мельник Л. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности // Вопросы психологии. -1986.-№ 2.- С.23−31.
  105. М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Советская педагогика.- 1981.- № 9.- С.11−27.
  106. М.С. Философия культуры.- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.
  107. М.С. Эстетическое сознание как феномен культуры // Культура и эстетическое сознание.- М: Институт философии РАН.- С. 15−23.
  108. Как работает продуктивная школа? // Новые ценности образования.- М.: НПО «Школа самоопределения», 2003.- выпуск 4.- 145 с.
  109. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении, — М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
  110. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.-Грозный, 1976.- 187 с.
  111. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М.: Мысль, 1990.- 159 с.
  112. Н.И. Методология исследования эстетического сознания // Эстетическое сознание личности.- М.: Ин-т Философии РАН, 1994.- С.5−47.
  113. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.-М.: Арена, 1994.- 198 с.
  114. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта.- М.: Знание, 1989.- 159 с.
  115. Т.К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе профессионально-педагогической подготовки // Традиции и инновации в системе образования: Мастер. Per. науч.-практ. конф.-Чита.- Ч.1.- С. 38−42.
  116. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога.- М.: АО «ЦИТП», 1994, — 344 с.
  117. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореф. на соиск. к.п.н, — JL, 1980.- 16 с.
  118. М.С. Эстетическая культура и человек // Культура и эстетическое сознание.- М.: Институт философии РАН.- С. 46−57.
  119. А.К. Энциклопедия педагогических тебхнологий.- С.-Пб.: КАРО, 2002.- 368 с.
  120. Комплексный подход к применению педагогических технологий.- М., Ин-т развития профессионального образования, 2001.- 132 с.
  121. Кон И.С. В поисках себя.- М.: Педагогика, 1984.- 199 с.
  122. Кон И. С. Какими они себя видят.- М.: Просвещение, 1975.- 204 с.
  123. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Смена, 1978.- 167 с.
  124. Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалёва.- М.: Просвещение, 1980.- С. 16−28
  125. Кондрашова J1.B. Сборник педагогических задач.- М: Педагогика, 1987.- 150 с.
  126. И.А. К вопросу о сущности эстетического // Эстетическое сознание личности.- М.: Ин-т философии РАН, 1994.-С. 47−77.
  127. В.В. Методология педагогической науки.- М.: Центр «Школьная книга», 2001.- 248с.
  128. В.В. Преподавание как творческая деятельность / Дидактика средней школы.- М.: Педагогика, 1982.- 278 с.
  129. В.В. Содержание образования. 2-е изд.- М.: Педагогика, 2001.- 127 с.
  130. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ./ Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергера, Д.Эпстайна.- М.: Мир, 1995.335 с.
  131. Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования.- М., 1995.- № 2.- С. 67−103.
  132. Н.Б. Эстетический потенциал культуры.- М.: Прометей, 1990.- 144с.
  133. Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М.: Педагогическое общество России, 2001.-225с.
  134. Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников.- М.: Педагогика, 1988.201 с.
  135. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход.- Дубна: НПО СМП, 1997.- 175 с.
  136. В.Т., Слободчиков В. И., Школяр JI.B. Культуросообразное образование: концептуальные основания / Известия Российской Академии образования.- 2001, № 4.- С. 4−46.
  137. Т.Ф. Философия и проблема гуманизации образования.- М.: Философское общество СССР, 1990.- 117 с.
  138. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии.- 1984.-№ 1.- С. 15−24.
  139. О.Д. О развитии творческой активности детей на уроках искусства //http://www.fegi/ru/edication/gym2/m-zel/hlm.
  140. И.К. Введение в эстетику художественного сознания. -Нижний Новгород: Изд-во «Волга" — 1995, — 261 с.
  141. Культура и образование: Проблемы, перспективы развития. В 2-х ч.- Смоленск: СГИИ, 1997.- 308 с.
  142. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций.-М.: Педагогика, 1981.- 179 с.
  143. Н.В. На пути к профессиональному совершенству.- М: Смысл, 1990.-187 с.
  144. Л.Н. Психологические условия формирования дидактических умений у студентов педвуза. Автореф. на соиск. к.п. н.- М., 1986.- 18 с.
  145. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М.: Издательство «Институт практической психологию), Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1998.- 302 с.
  146. А.А. Педагогическое общение М.Просвещение, 1979.220 с.
  147. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 198 с.
  148. А.Н. О некоторых психологических особенностях сознательности обучения//Советская педагогика, 1946.-№ 11−12
  149. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1972.- 156 с.
  150. Д.А. Введение в психологию искусства.- М.: Изд-во МГУ, 1998.- 194 с.
  151. И.Я. Проблемное обучение.- М.: Педагогика, 1974.- 156 с.
  152. .Т. Теория эстетического воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1985.- 302 с.
  153. .Т. Эстетика воспитания.- М.: Мысль, 1972.- 179 с.
  154. Д.С. Прошлое-будущему (статьи и очерки).- Л.: Наука, 1985.- 575 с.
  155. Д.С. Экология культуры // Москва, 1979.- № 7.- 25−43.
  156. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе, — Ташкент: Изд-во «АванТПИ», 1986.- 206 с.
  157. Т.Н. Формирование гуманистической сознательности //http ://www/fegi/ru/edication/gim2/m-zel/htm/
  158. Н.В., Толстых В. П. Социально-философский анализ сознания: Познавательная ситуация // Вопросы философии, — 1986.-№ 10.- С. 9−18.
  159. И.В., Рыбинцева Г. В. Социодинамика художественного сознания.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1992.- 205 с.
  160. А.Н. Ассертивность — в практику работы учителя искусства // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: Сб. науч. статей.- М.: ИХО РАО, 2003.-с. 51−53.
  161. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности.- Дубна: Феникс, 1999.- 275 с.
  162. М.К. Проблема сознания и философское призвание // Как я понимаю философию.- М.: Институт философии РАН, 1990.- С. 25−49.
  163. А.К. Психологический анализ профессиональной компетенции учителя // Советская педагогика, — 1990.- № 8.- С.6−19.
  164. А.К. Психология профессионализма.- М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.- 308 с.
  165. А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя- М., Просвещение, 1993.- 192с.
  166. А. Самоактуализация личности и образование // Институт психологии Украины. Серия «Психопедагогика и методология науки», Вып. 4.- Киев-Донецк: «Арго», 1994.- 156 с.
  167. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении,— М.: Прогресс, 1972.- 206 с.
  168. М.О. Подросток в информационной среде (экспериментальное исследование).- М.: УМК «Психология», 1999.- 52с.
  169. М.О., Лидская Э. В. Социализация и информационная среда. // Экопсихологические аспекты развития индивидуальности.- М.: МысльД998.- С.139−145.
  170. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.- М., Знание, 1981.- 96с.
  171. Мелик-Пашаев А. А. Приобщение к художественной культуре как метод преподавания эстетических дисциплин // Эстетическое воспитание и экология культуры.- М.: Педагогика, 1999.- С. 47−58.
  172. Мелик-Пашаев А. А. Художественная культура: трансляция и (или) порождение // Мир психологии, 2000.- № 3.- С.23−37.
  173. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- Л.: Прогресс, 1980.-210 с.
  174. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии.- 1990.- № 3.- С. 27−35.
  175. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- М.: Смысл, 1981.- 129 с.
  176. В.Г. Формирование эстетического сознания учащейся молодёжи на современном этапе. Автореф. на соиск д.ф.н.- М., 1996.-26 с.
  177. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение.- М.: Прогресс, 1986.- 178 с.
  178. B.C. Проблемы генезиса личности.- М.: Просвещение, 1985.- 199 с.
  179. .М. Мудрость красоты.- М.: Просвещение, 1987.231 с.
  180. Н.Н. Теоретические и методические основы формирования профессиональных представлений.- М.: Мысль, 1990.-154 с.
  181. Н.Д. Перспективы образования в России // Гуманизация образования.- 1998.- № 1.- С. 3−13.
  182. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий, — М.: Академия, 2000.- 228 с.
  183. А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя: Автореф. на соиск. к.п.н.- М., 1986.- 18 с.
  184. Ю.А. Структура эстетического сознания и культура //Культура и эстетическое сознание.- М.: Смысл, 1995.- С. 46−57.
  185. Э.А. Художественноая среда // Эстетическое сознание личности.- М.: Ин-т Философии, 1994.- с. 100−133.
  186. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени / Культура в диалоге: Грани духовности.-Екатеринбург: «Авто», 1994.-203 с.
  187. В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань: АСИ, 1996.- 127 с.
  188. А.Ю. Состояния сознания: сущностные характеристики, классификация // Мир психологии.- 2000.- № 2.- С. 229−234.
  189. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского.- М.: Педагогика, 1988.-313 с.
  190. Педагогика искусства в творческом поиске: Материалы Всероссийского совещания-семинара.- М.-Самара: ИЦЭВ РАО, Самарский ин-т повышения квалификации работников образования, 1996.-287 с.
  191. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова.- М.: Аванта, 2002.-221 с.
  192. Педогогический процесс как культурная деятельность // Материалы и тезисы докладов 3 Международной науч.-практич. конф. 4−8 декабря 2000 г.- Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000.- 512 с.
  193. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под. ред. Л. К. Гребёнкиной, Л. А. Байковой.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 256с.
  194. Е.Н. Гуманизация образования: Теоретико-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школах нового типа.-Л.: ПГУ, 1990.- 168 с.
  195. Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека.- М.: ВНМЦНТиКПРМКСССР, 1991.- 102 с.
  196. В.Ю. Основы педагогических технологий. — М.: НПО «Ар», 1997.- 173 с.
  197. Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976.- 169 с.
  198. В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла. Критический анализ ненаучного знания.- М.: Наука, 1989, — 276 с.
  199. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект.-Казань: КГУ, 1989.- 199 с.
  200. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации,— М.: Педагогика, 1983.- 200 с.
  201. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. научн. трудов / Под ред. Л. П. Печко.- М.: Изд-во АПН СССР, 1991.- 109 с.
  202. Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Сб. научн. трудов.- Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1997.- 258 с.
  203. Психология: Словарь / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп.- М.: Педагогика, 1990.356 с.
  204. С. Искусство и эмоции.- М.: Политиздат, 1968.- 203 с.
  205. P.M., Филонов Г. Н., Волков Г. Н., Печко Л. П. Становление самосознания личности школьника / Под общ. Ред. Р. М. Роговой.-М.: ГосНИИ семьи и воспитания, — 2003.- 112 с.
  206. К. Эмпатия // Психология эмоций / Под. ред.
  207. B.К.Вшионаса, Ю. Б. Гиппенрейтера.- М.: Прогресс, 1984.- 189 с.
  208. К., Фрейберг Д. Свобода учиться.- М.: Смысл, 2002,527 с.
  209. В.А. Методика формирования эстетической культуры личности.- М.: Политиздат, 1985.- 180 с.
  210. В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия.- М.: Мысль, 1996.- 126 с.
  211. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб: Питер, 1999.- 688 с.
  212. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии.- 1990.-№ 1-С. 164−168.
  213. В.М. Предмет и статус философии образования / Философия образования.- М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.1. C. 7−21
  214. С.Л. Бытие и сознание.- М.: Политиздат, 1957.315 с.
  215. С.Л. Основы общей психологии.- СПб: Питер, 1999.720 с.
  216. М.М. Опыт применения Дальтоновского плана.- М.: Политгиз, 1923.- 98 с.
  217. Л.А., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности.- СПб: Изд-во СПбГУ, 1997.-С. 89−106.
  218. Л.Г. Интеграция в педагогике искусства// Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: Сб. науч. статей.- М.: ИХО РАО, 2003.- С. 28−47.
  219. Самосознание личности: каким я вижу себя в современном мире / Под ред. Р. М. Роговой.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001,160 с.
  220. В.И. Пути формирования эстетического сознания личности // Эстетическое сознание личности.- М.: Ин-т Философии, 1994.- С. 133−194.
  221. Г. К. Современные образовательные технологии,— М.: Народное образование, 1998, — 123 с.
  222. Синтез в русской и мировой художественной культуре. Тезисы научно-практической конференции.- М.: МПГУ, 2001, — 185 с.
  223. С.Д. Теоретические основы преподавания курса «Мировая художественная культура» в педагогическом колледже. Автореф. на соиск. к.п.н.- М., 2004.- 18 с.
  224. М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1986.- 127 с.
  225. В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах // Известия РАО.- 2000.- № 3.- С. 73−79.
  226. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике //Вопросы психологии.- 1991.-№ 2.- С. 37−49.
  227. В.И. Психологические основы личностно ориентированного образования // Мир образования — образование в мире.-2001.-№ 1.-С. 11−27.
  228. В.И. Структура образовательного проекта // Технология проектной деятельности в образовании.- Киров: НОИТ, 2000.- 204 с.
  229. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях,— М.: Педагогическое общество России, 2000.- 416 с.
  230. Современное эстетическое образование и воспитание: Проблемы, опыт, перспективы, — Арзамас: АГПИ, 2004.- 239 с.
  231. Современные концепции эстетического воспитания, — М.: ИФ РАН, 1998.- 302 с.
  232. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги социологического исследования.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999, — 79 с.
  233. Э.В. Культурология: очерки теорий культуры.- М.: Прогресс, 1994.- 170 с.
  234. А.Г. Сознание и самосознание.- М.: Педагогика, 1972.194 с.
  235. Jl. Н. Жизнь-творчество-человек.- М.: Просвещение, 1985.- 149 с.
  236. JI.H. Философия красоты.- М.: Политиздат, 1978.209 с.
  237. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников.- М.: ИЦЭВ РАО, 1989.- 75 с.
  238. В.А. Воспитание и самовоспитание // Советская педагогика, 1965.- № 12.- С. 21−35.
  239. В.А. О воспитании.- М.: Политиздат, 1973.- 128 с.
  240. М.В. Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) // Мир психологии, 2000.- № 3.-С. 17−29.
  241. .М. Психологические возможности художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания.- М.: Педагогика, 1947.- 263 с.
  242. Теории эстетического воспитания.- М.: Прогресс, 1979.- 297 с.
  243. Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы (результаты социальнопсихологического исследования) // Известия Российской Академии образования.- 2001, № 4.- С. 86−95.
  244. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Смысл, 1990.- 129 с.
  245. Ю.Н. Медиообразование в школе // Проблемы художественно- эстетической подготовки современного учителя: Сб. научн. Трудов.- Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. ун-та, 1997.-с.36−45.
  246. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского,-М.: Педагогика, 1987.- 173 с.
  247. Д.И. Детство как социально психологический феномен и особое состояние развития // Вопр. Психологии.- 1998.-№ 1.- С. 17−29.
  248. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.: Политиздат, 1989.-221 с.
  249. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства.- М.: Просвещение, 1997.- 209 с.
  250. А.В., Ковалёв С. В. Ситуация как элемент психолгического тезауруса // Психологический журнал.- 1986.- № 1.-С. 23−31.
  251. М.Н. Медиообразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе. Автореф. на к.п.н.- М, 2001.- 18 с.
  252. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека.- М.: Знание, 1982.- 112 с.
  253. Фохт-Бабушкин Ю. У. Школьник и искусство // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся.- М.: Знание, 1998.- С. 45−61.
  254. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития / Вопросы психологии, 1993, № 1.- С. 24−32.
  255. В.Н. Педагогическая импровизация // Советская педагогика.- 1989.- № 9.- С. 11−23.
  256. Художественная культура и развитие личности // Отв. Редактор Ю.У.Фохт-Бабушкин.-М.: Педагогика, 1987.-321 с.
  257. Д.В., Филатов О. В. Технология обучения в высшей школе.-М.: Экспедитор, 1996, — 124 с.
  258. Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 293 с.
  259. Е.Н. Философия образования и эстетическое воспитание в США // Современный мир и эстетическое развитие человека.- М., 1993.-9−23.
  260. В.А. Телевидение и молодёжь. // Молодёжь 97: надежды и разочарования.- М., 1997, С. 148−154.
  261. Школа диалога культур. Под общ. ред. В. С. Библера.- Кемерово: Алеф, 1992.- 96 с.
  262. В.А. Культура, образование и развитие человека (методологические размышления в форме тезисов).- Известия Российской Академии образования.- 2001, № 4.- 47−63.
  263. В.А. МХК в общеобразовательной школе (от методологии к методике) // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы: Ежегодник Института Художественного Образования РАО.- М., 2002,.- С. 22−40
  264. Г. Г. Введение в эстетическую психологию.- М. Знание, 1980.-201 с.
  265. Н.Е. Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников — М.: Мысль, 1992, — 179 с.
  266. Д.Б. Психология игры.- М.: Наука, 1978.- 198 с.
  267. Д.Б. Психическое развитие в детских возростах: Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 416 с.
  268. Д.Б., Занков J1.B. Проблемы развивающего обучения.-М.: Прогресс, 1986.-201 с.
  269. А., Роутс Д. Индивидуализация и дифференциация обучения.-М.: «Альфа», 1993.- 197 с.
  270. Эстетическая среда и развитие культуры личности. Межвузовский сборник научных трудов.- М.: ИХО РАО, Елец: ЕГПИ, 1999.- 226 с.
  271. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза: Сб. науч. статей.- М.: ИХО РАО, Владимир: ВГПУ, 2003.- 206 с.
  272. Эстетическое воспитание и экология культуры.- М.: Прогресс, 1988.- 264 с.
  273. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Под ред. Н. И. Киященко, Н. А. Лейзерова М.: Искусство, 1981.- 255 с.
  274. .П. Новые горизонты школьного искусства и культуры // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: Сб. науч. Статей.- М.: ИХО РАО, 2003.- С. 5−28.
  275. .П. Современная концепция образовательной области «искусство» в школе // Известия Российской Академии образования, 2001, № 4.- С. 64−73.
  276. Anderson R.C., Hiebert E.H., Scott J.F. Becoming a nation of readers. Washington, DS, National Institute of Education, 1985.- 449 p.
  277. Art Education // Vol.- # 1, 1983.- 198 P.
  278. Bohm I., Schneider J. Productive Learning Fn Educational Opportunity for Young People in Europe.- Berlin, 1996.- 231 p.
  279. Dick W. Instructional desing and creativity: a response to the critics // Eduk. Technology, 1995 P. 35−47.
  280. Maslow A.N. Motivation and personality // Under the eg. Of Murphy C.N.Y. Harper, 1959.-411 p.
  281. Munro Th. Art Education. Its Philosophi and Psychology.- N. Y., 1956.- 158 p.
  282. Fiske J. Understanding Popular Culture.- Boston: Unwin Hyman, 1989.-201 p.
  283. White L. The Evolution of Culture.- N.-Y., 1959.- 189 p.
  284. Программа научно практического семинара для учителей МХК на базе Научно-Методического Центра «Педагогические стратегии и становление художественно-эстетического сознания подростков на занятиях мировой художественной культурой».1. Пояснительная записка
  285. Данная программа предполагает два варианта реализации: первый рассчитан на полгода и включает 32 академических часа. Как показывает практика, этот вариант наиболее удобен и реален в условиях практической работы и большой загруженности школьных учителей.
  286. Лекция: Введение. Цель и задачи курса Психолого-педагогические проблемы курса мировой художественной культуры в школе. Возрастные особенности различных групп школьников. Основные понятия. (2 часа)
  287. Лекция: Эстетическое сознание как педагогическая проблема Развитие эстетического сознания школьников на уроках мировой художественной культуры: цели, задачи, методы, технологии, система педагогических ситуаций. (2 часа)
  288. Семинар: Традиции отечественной школы и новейшие педагогические технологии в курсе мировой художественной культуры. (2 часа)
  289. Деловая игра: Урок в незнакомом классе (2 часа).
  290. Лекция: Педагогическая рефлексия: структура, особенности, проявление в процессе преподавания мировой художественной культуры. (2 часа)
  291. Деловая игра: Педагог у психолога (2 часа)
  292. Лекция: Художественно-эстетический опыт: структура, проблемы накопления, развития, обогащения. Эстетическая толерантность (2 часа)
  293. Лекция: Проблемы восприятия искусства школьниками различных возрастных категорий: взаимосвязь рационального и эмоционального, типы школьников. Уровни восприятия. (2 часа)
  294. Семинар — круглый стол: «Знания и эмоции на уроках мировой художественной культуры» (2 часа)
  295. Деловая игра: «Диспут между эпохами» (2 часа)
  296. Семинар: Педагогические ситуации как основа развития эстетического сознания на уроках мировой художественной культуры.
  297. Деловая игра: «Педагогические ситуации» (2 часа)
  298. Семинар: «Эстетическая среда как условие развития эстетического сознания школьников» (2 часа)
  299. Деловая игра: «Своими руками» (2 часа)
  300. Деловая игра: «Я и мои ученики» (2 часа)
  301. Экскурсия-деловая игра «Моя Москва»
  302. Лекция: Введение. Цель и задачи курса Психолого-педагогические проблемы курса мировой художественной культуры в школе. Возрастные особенности различных групп школьников. Основные понятия. (2 часа)
  303. Лекция: Эстетическое сознание как педагогическая проблема. Развитие эстетического сознания школьников на уроках мировой художественной культуры: цели, задачи, методы, технологии, система педагогических ситуаций. (2 часа)
  304. Семинар: Традиции отечественной школы и новейшие педагогические технологии в курсе мировой художественной культуры. (2 часа)
  305. Деловая игра: Урок в незнакомом классе (2 часа).
  306. Лекция: Педагогическая рефлексия: структура, особенности, проявление в процессе преподавания мировой художественной культуры. (2 часа)
  307. Деловая игра: Педагог у психолога (2 часа)
  308. Лекция: Художественно-эстетический опыт: структура, проблемы накопления, развития, обогащения. Эстетическая толерантность (2 часа)
  309. Лекция: Проблемы восприятия искусства школьниками различных возрастных категорий: взаимосвязь рационального и эмоционального, типы школьников. Уровни восприятия. (2 часа)
  310. Семинар круглый стол: «Знания и эмоции на уроках мировой художественной культуры» (2 часа)
  311. Деловая игра: «Диспут между эпохами» (2 часа)
  312. Семинар: Педагогические ситуации как основа развития эстетического сознания на уроках мировой художественной культуры.
  313. Деловая игра: «Педагогические ситуации» (2 часа)
  314. Семинар: «Эстетическая среда как условие развития эстетического сознания школьников» (2 часа)
  315. Деловая игра: «Своими руками» (2 часа)
  316. Деловая игра: «Я и мои ученики» (2 часа)
  317. Экскурсия-деловая игра «Моя Москва"208
Заполнить форму текущей работой