Развитие системы негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом
Вместе с тем, отношения государства и негосударственных пенсионных фондов, как правило, не рассматриваются в качестве самостоятельного объекта исследования, а описываются в контексте вопросов софинансирования тех или иных программ пенсионного обеспечения. В работах многих авторов делается акцент на разработку механизма взаимоотношений государства и системы негосударственных пенсионных фондов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ: СУЩНОСТЬ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
- 1. 1. Негосударственное пенсионное страхование в России: становление и нормативно-правовое регулирование
- 1. 2. Система негосударственных пенсионных фондов: состояние и тенденции развития
- 1. 3. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов
- ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
- 2. 1. Европейский опыт трансформации и государственного регулирования систем пенсионного страхования
- 2. 2. Практика реформирования пенсионных систем на американском континенте
- 2. 3. Сравнительный анализ зарубежного опыта трансформации и регулирования развития системы негосударственного пенсионного обеспечения
- ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА РАЗВИТЫХ СТРАН В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 3. 1. Сущность, особенности и формы деятельности российских негосударственных пенсионных фондов
- 3. 2. Негативные и позитивные аспекты деятельности российских негосударственных пенсионных фондов
- 3. 3. Перспективы развития НПФ
- 3. 4. Разработка предложений, направленных на использование опыта развитых стран в работе негосударственных пенсионных фондов
Развитие системы негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Важной социально-экономической проблемой большинства промышленно развитых государств является процесс повышения доли граждан пенсионного возраста в составе населения и необходимость выплаты им из бюджета возрастающих сумм пенсионных пособий. Этот процесс ведет объективно к повышению социальной нагрузки на государственный бюджет. Однако в условиях развития рыночной экономики, наряду с государственными пенсионными фондами во многих странах мира появились негосударственные, которые в зарубежных странах стали функционировать достаточно успешно. Перевод пенсионных взносов в негосударственные фонды стал привлекательным для многих слоев населения. В различных государствах мира разработано большое количество моделей накопления пенсионных взносов. Эффективное использование зарубежного опыта в этой сфере может дать высокий экономический эффект и способствовать решению проблемы растущей пенсионной нагрузки на бюджет в России.
Степень разработанности проблемы. Следует отметить работы тех авторов, которые исследуют вопросы реформирования пенсионной системы и роль негосударственных пенсионных фондов в этом процессе. Это работы А. Е. Амосова, JT.A. Аникеевой, В. Н. Бобкова, Г. М. Бродского, H.A. Волгина, Ю. В. Воронина, В. Д. Ройка и некоторых других. Войшвилло В. Е. Кукушкина Н.Ю., Лепетиков Д. В., Щербакова А. И, и некоторые другие серьезное внимание уделяют разработке вопросов инвестиционных стратегий пенсионных фондов, однако, эти исследования не носят комплексного характера, посвящены решению частных проблем и не отвечают вызовам государственного регулирования инвестиционной деятельности НПФ. Вопросам государственного регулирования деятельности НПФ посвящены работы Горюнова И. Ю., Кокорева P.A., Сухова В. А. и некоторых других авторов, однако, эти работы касаются в основном вопросов регистрации и отчетности фондов, и процедурных аспектов контроля за их деятельностью, вопросы оценки инвестиционных стратегий, а также обеспечения сохранности пенсионных накоплений граждан в них либо не затрагиваются, либо рассматриваются отрывочно.
Вместе с тем, отношения государства и негосударственных пенсионных фондов, как правило, не рассматриваются в качестве самостоятельного объекта исследования, а описываются в контексте вопросов софинансирования тех или иных программ пенсионного обеспечения. В работах многих авторов делается акцент на разработку механизма взаимоотношений государства и системы негосударственных пенсионных фондов. Однако сами негосударственные пенсионные фонды не рассматриваются как субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, несущие высокие инвестиционные риски и имеющие обязательства перед населением по привлеченным средствам. Таким образом, современная система научных знаний о негосударственных пенсионных фондах не отвечает на ряд актуальных вопросов и нуждается в развитии, особенно с позиций рассмотрения регулирования инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Актуальность проблемы, недостаточная научная разработанность отдельных ее сторон и большая практическая значимость определили выбор автором темы данного диссертационного исследования.
Цель диссертации заключается в разработке рекомендаций по развитию системы негосударственного пенсионного страхования в Российской Федерации на основе использования зарубежного опыта.
Задачи исследования:
• Раскрыть сущность и экономический характер негосударственных пенсионных фондов, тенденции развития и нормативно-правовое регулирование инвестирования пенсионных накоплений;
• Проанализировать зарубежный опыт государственного регулирования системы негосударственного пенсионного страхования, в том числе: европейский опыт трансформации и государственного регулирования систем пенсионного страхования и практику реформирования пенсионных систем на американском континенте;
• Разработать предложения, направленные на использование опыта развитых стран в сфере налогового стимулирования участников негосударственных пенсионных фондов;
• Разработать механизмы государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний на основе зарубежного опыта;
• Разработать предложения, направленные на использование зарубежного опыта формирования инвестиционных программ пенсионных фондов.
Объектом диссертационного исследования являются отношения по поводу формирования и использования средств негосударственного пенсионного страхования, а предметом исследования — механизмы формирования и регулирования негосударственных пенсионных фондов за рубежом, условия и возможности использования положительной зарубежной практики в деятельности российских НПФ и системы их государственного регулирования.
Научная достоверность и обоснованность диссертационного исследования обусловлена использованием логического и теоретического методов анализа систем управления с использованием системного подхода, применением методов статистического и ретроспективного анализа, теории управления.
Методологической и теоретической основой диссертации стали: а) системный подход к исследуемым объекту и предметуб) положения трудов ученых и специалистов по вопросам пенсионного обеспечения, управления системой негосударственных пенсионных фондов и разработки их инвестиционных стратегийв) концептуальные подходы, воплощенные в 5 законодательных актах России, нормативных, методических документах соответствующих органов управления.
Нормативной базой диссертационного исследования послужили законодательные акты Российской Федерации, нормативные акты Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ по вопросам нормативного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Статистической и фактологической базой исследования являются: данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки России, Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, материалы зарубежной, общероссийской и региональной печати, авторские аналитические разработки.
Научная проблема, решение которой предлагается в рамках данного диссертационного исследования состоит в том, что, на фоне возрастания роли инвестиционного менеджмента негосударственных пенсионных фондов, призванного обеспечить оптимальное и эффективное управление активами указанных фондов в целях обеспечения ключевых интересов населения и поддержку социального статуса лиц, разместивших в ЫПФ накопительную часть пенсии и личные сбережения, в период после достижения ими пенсионного возраста, до настоящего времени не сформированы научно-обоснованные подходы к разработке инвестиционных стратегий негосударственных пенсионных фондов, позволяющих обеспечить антиинфляционную защиту накапливаемых ресурсов и интересы собственников указанных средств, а также механизмы формирования инвестиционных портфелей указанных фондов в условиях финансового кризиса.
Научная новизна диссертации, связанная с реализацией сформулированной цели, в принципиальном плане сводится к разработке б предложений по использованию зарубежного опыта формирования1 и развития системы негосударственных пенсионных фондов./ В плане конкретизации заявленной новизны на защиту, выносятся следующие основные научные результаты, отражающие личный вклад соискателя в разработку исследуемых проблем:. •- Раскрыта сущность и. социально-экономический характер негосударственных пенсионных фондовтенденции развития и нормативно-правовое регулирование инвестирования пенсионных накоплений- '.'.-•¦
• Проанализирован зарубежный опыт государственного, регулирования системы негосударственного пенсионного-страхования, в том числе: европейский опыт трансформации и государственного регулирования систем пенсионного страхования и практика реформирования пенсионных систем наамериканском континенте-. ¦. , ' •. • Разработаны предложениянаправленные на использованиеопыта развитых стран в сфере: налогового стимулирования: участниковнегосударственных пенсионных фондов-. •.
• Обоснованы механизмы. государственного регулирования:. деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний на основе зарубежного опыта;
• Предложен, комплекс мер, направленных на использованиезарубежного: опыта формирования инвестиционных программпенсионных фондов.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее выводов ирекомендаций: — во-первых, впрактике управления инвестиционным портфелем: негосударственного пенсионного фонда, разработки и применения механизмов стимулирования, негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающих снижение инвестиционных рисков, во-вторых, — в высшей школе в рамках* преподаваний курсов «Финансы», «Финансовый менеджмент», в-третьих, -в сфере бизнес-образования, системе переподготовки специалистов, служащих и профсоюзных кадров.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования доложены автором на международных и общероссийских научно-практических конференциях, в том числе: международном научном студенческом конгрессе «Социально-экономические проблемы инновационного развития российской экономики», состоявшемся 19−28 апреля 2010 года в Финансовом университете («Роль негосударственных пенсионных фондов в повышении устойчивости национальных экономик в период финансового кризиса»), конференции «Предпринимательская деятельность и финансовое право в условиях модернизации государства», состоявшейся в Международном юридическом институте 16 декабря 2010 года («Обзор законадательства о негосударственном пенсионном страховании за рубежом») — а также опубликованы в научных изданиях (общий объем — 9,9 п.л., в том числе в 4 статьях, объемом 8,8 п.л. в изданиях из перечня ВАК), использованы в процессе преподавания учебных дисциплин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В рамках диссертационного исследования автором получены следующие основные научные результаты, отражающие личный вклад соискателя в разработку исследуемых проблем:
• Раскрыта сущность и социальный характер негосударственных пенсионных фондов, тенденции развития и нормативно-правовое регулирование инвестирования пенсионных накоплений;
• Проанализирован зарубежный опыт государственного регулирования системы негосударственного пенсионного страхования, в том числе: европейский опыт трансформации и государственного регулирования систем пенсионного страхования и практика реформирования пенсионных систем на американском континенте;
• Разработаны предложения, направленные на использование опыта развитых стран в сфере налогового стимулирования участников негосударственных пенсионных фондов;
• Обоснованы механизмы государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний на основе зарубежного опыта;
• Предложен комплекс мер, направленных на использование зарубежного опыта формирования инвестиционных программ пенсионных фондов.
Результаты проведенного автором анализа показывают, что 11 из 62 НПФ имеют отрицательные показатели доходности инвестирования средств пенсионных накоплений за предшествующие 12 месяцев, 8- имеют уровень доходности, близкий к нулю, 20 — ниже уровня инфляции. Таким образом, практически 40 НПФ из 60 обследованных не обеспечивают приемлемого уровня доходности, что нарушает интересов участников системы негосударственного пенсионного обеспечения в сохранности их накоплений.
Система негосударственного пенсионного страхования в ряде стран, включая Чили, предполагает установление уровня доходности, который не может быть ниже установленного значения. Подобный подход представляется обоснованным, поскольку основной целью НПФ является обеспечение сохранности пенсионных накоплений граждан, являющихся его участниками.
В этих целях НПФ, по мнению автора, должны обеспечить:
1. Достижение гарантированного уровня доходности. Если фактическая доходность окажется меньше ожидаемой (запланированной), то, соответственно, компенсация участникам должна быть выплачена из собственных средств фонда, для чего необходимо создавать специальные резервы и осуществлять страхование будущих доходов по пенсионным накоплениям граждан.
2. Обеспечение инфляционной защищенности привлеченных средств. Эта цель предполагает, что в результате реализации инвестиционной стратегии НПФ граждане, являющиеся его участником должны гарантированно получить доходы на сделанные накопления, ставка которых не может быть ниже, чем сумма величины инфляции за текущей период и гарантированного уровня доходности, взятых в процентах.
Автором предложены подходы к определению ставки барьерной доходности НПФ и выполнены расчеты размеров накоплений на пенсионных счетах граждан с учетом применения такой ставки, наглядно показывающие изменение их динамики в положительную сторону. Целесообразным, по мнению автора, было бы принятие специального закона о безопасности и системе гарантий пенсионных накоплений граждан, который должен предусматривать не только систему обязательного страхования пенсионных накоплений лиц, являющихся участниками НПФ, но и обязательность обязательного страхования со стороны НПФ накоплений и пенсионных резервов населения, вне зависимости от того, произведены взносы физическими лицами или работодателями. Кроме того, системы обязательного страхования пенсионных вкладов должны быть сориентированы на обеспечение гарантий по возмещению населению 100% суммы внесенных взносов с учетом компенсации потерь от инфляции через специализированную организацию: Корпорацию пенсионных гарантий по примеру американской Pension Benefit Guarantee Corporation — PBGC.
Кроме того, по мнению автора, целесообразно введение практики применения специальных финансовых коэффициентов в практике аудита и актуарной оценки доходов от размещения пенсионных резервов, поскольку в настоящее время анализ таких коэффициентов не осуществляется, а информация для их расчета в инвестиционных декларациях НПФ и управляющих компаний отсутствует, что не позволяет выполнить анализ реализуемой инвестиционной политики, а также дать оценку ее результативности и выявить истинные причины ущерба НПФ, например, в период финансовой нестабильности.
Автором обосновано, что в составе финансовых показателей эффективности деятельности и, в том числе, эффективности избранной инвестиционной стратегии должны лежать показатели: прироста собственного капитала НПФ, прироста пенсионных накоплений граждан-участников пенсионных программ НПФ, прироста пенсионных резервов НПФ на каждую отчетную дату, достижения за определенный период заданной величины пенсионных резервов, минимально необходимой для осуществления будущих выплат в полном объеме, соблюдения гарантированного уровня доходности, наличия специальных резервов, размера отчисления на страхование будущих доходов по пенсионным накоплениям граждан, уровня дохода граждан — участников НПФ на сделанные накопления, ставка которых не может быть ниже, чем сумма величины инфляции за текущей период и гарантированного уровня доходности, взятых в процентах.
Показатели доходности осуществленных вложений могут носить лишь вспомогательный характер и оцениваться наряду с вышеназванными критериями. В случае, если НПФ допускает снижение пенсионных резервов, оценка его инвестиционной стратегии, вне зависимости от уровня иных критериев, должна оцениваться как отрицательная, а деятельность такого фонда должна быть подвергнута тщательной проверке.
Кроме того, автором предлагается на основе опыта американского законодательства ввести единообразное определение пенсионных планов для всех работодателей и негосударственных пенсионных фондов. В этом случае возникает возможность установления критериев применения налоговых и иных льгот по отношению как к самим негосударственным пенсионным фондам, так и к их участникам.
Проведенное исследование позволяет говорить, что в России пенсионная реформа в целом, построение системы негосударственных пенсионных фондов в частности, далеко не закончена. До сих пор не воплощены задачи Программы пенсионный реформы 1998 года, например, в отношении снижения налогового бремени для НПФ.
Необходимо установить унифицированные требования к пенсионным продуктам негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающие их понятность для потребителей. Представляется необходимым законодательно обеспечить раскрытие информации, как о структуре вложений негосударственных пенсионных фондов, так и о структуре обязательств, структуре владения и бенефициарах. Отсутствие такого регулирования зачастую используется сегодня для сокрытия реальных собственников акций и получения контроля над компаниями.97.
За период с начала функционирования НПФ почти 11 миллионов российских граждан перевели свои пенсионные накопления из государственного в негосударственные пенсионные фонды, что составляет 23% тех работающих граждан, на пенсионные счета которых в настоящее время зачисляются накопительные взносы. Это объясняется тем, что большая часть НПФов получили совокупную доходность от инвестирования.
97 Теоретические проблемы и практика правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов: Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru — 2006.// http://www.allpravo.ru/Iibrary/doc543p/instrurn5537/item5540.htrnl.
158 средств пенсионных накоплений за 2005;2010 годы в среднем составляющую 103,8%, что значительно выше накопленного уровня инфляции за тот же период — 81,4%. Перевод средств в НПФ становится привлекательным для формирования накопительной части пенсии и, в целом, решает важнейшую государственную задачу — создание накоплений для обеспечения достойной пенсии многих участников пенсионной системы, а также формирования инвестиционного потенциала, который может быть использован для повышения экономического потенциала России.
Однако развитие системы негосударственного пенсионного страхования наталкивается на ряд ограничений, неравенство и нарушение пенсионных прав граждан в виду отсутствия надлежащего регулирования со стороны государства.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1.Система негосударственного пенсионного обеспечения — это масштабный и социально значимый элемент экономики, стратегической целью которой является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, обеспечиваемого системой. По своему существу негосударственные пенсионные фонды (НПФ) должны выполнять функции обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также устойчивости пенсионной системы и формирование долгосрочного инвестиционного ресурса. Установлено, что в зарубежных странах главную роль в пенсионном обеспечении играют коллективные или общественные фонды, на второй позиции — корпоративные или отраслевые, при этом за ними ведется полный контроль за всеми операциями со средствами, предназначенными для финансирования будущих пенсий.
2. В России распределительная пенсионная система была основана на принципе, когда трудоспособное население обеспечивало пенсионеров. Но эта система эффективна лишь в том случае, если количество работающих.
159 значительно превосходит количество пенсионеров. Сегодня на одного пенсионера у нас приходится только два работающих, и по прогнозам на 2020 год это соотношение будет только ухудшаться. На сегодняшний день финансовое состояние Пенсионного фонда России характеризуется все возрастающим дефицитом, который пока покрывается за счет государственного бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны в целом.
3. Наиболее распространенная пенсионная система, применяемая в мире — накопительная, предусматривающая наличие персонального пенсионного счета, на который работающий производит отчисления в счет своей будущей пенсии, т. е. формирует собственный пенсионный капитал. Управлением пенсионными накоплениями, обеспечивающим дополнительную инвестиционную доходность, занимаются частные пенсионные фонды.
4. Несмотря на удачный опыт негосударственного пенсионного обеспечения в России, достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ и страховых компаний, осуществляющих операции по долгосрочному страхованию жизни, являются не удовлетворительными.
5. Сравнивая систему негосударственных пенсионных фондов России и аналогичной системы существующей в зарубежных странах можно выявить ряд проблем, которые мешают российской системе НПФ функционировать в полную силу: отсутствие долгосрочных средств размещения пенсионных активов, низкий уровень социальных гарантий со стороны государства, неадекватное налогообложение негосударственных пенсионных услуг. Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной мере — фактически управляющие компании преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ в краткосрочные активы (почти 70% активов НПФ размещаются на срок менее 1 года). Необходимо создать инструменты, которые бы стимулировали инвестирование на длительный период. Представляется необходимым изменение системы налогообложения с целью формирования инвестиционного ресурса — в отличие от большинства западных стран, в России взносы в пенсионные фонды и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога. Немало необоснованных препятствий для НПФ и страховых компаний создаются при регулировании порядка размещения активов.
6. Государственная поддержка по нашему мнению должна быть сконцентрирована на немногочисленных еще коллективных или общественных фонды, а также отраслевых фондах. Они обладают более высоким уровнем социальной ответственности, более прозрачны и подвержены общественному контролю, а главное — обеспечивают те изменения в структуре собственности, которые необходимы в рыночной экономике.
Для реализации коренного улучшения пенсионного страхования в России необходимо предпринять следующие меры:
1. Привлекать дополнительные ресурсы на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров, создать условия, которые будут стимулировать граждан и работодателей для формирования пенсионных накоплений через НПФ и страховые компании.
2. Повысить доверие к системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны населения и бизнеса. Необходимо обеспечить информационную поддержку развития негосударственного пенсионного обеспечения на основе государственной программы повышения пенсионной грамотности населения: расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпускать тематические теле — и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программшире информировать население о возможностях негосударственного пенсионного обеспечения.
3. Создать благоприятный налоговый климат, принять меры к.
161 приведению принципов налогообложения НПФ в соответствие с международной практикой — налогообложение взносов и инвестиционного дохода не производится, а пенсия облагается подоходным налогом.
4. Расширить перечень инструментов для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений должно развиваться как за счет разработки и выведения на финансовые рынки надежных долгосрочных инструментов, так и путем введения дополнительных показателей, характеризующих качество активов (в настоящее время такие показатели введены только для ценных бумаг иностранных государств).
5. Усилить требования к надежности и устойчивости негосударственных пенсионных фондов, ужесточить требования по минимальному размеру собственных средств для фондов, которые предполагают участие в программах государственного софинансирования добровольных взносов граждан.
6. Усилить гарантии сохранности пенсионных накоплений. В действующем законодательстве это декларируется в общей форме в качестве одного из ключевых принципов организации инвестирования пенсионных накоплений. Необходимо разработать понятийный аппарат (что необходимо сохранять, в каком объеме, на протяжении какого периода и др.), и механизм обеспечения сохранности пенсионных накоплений.
Решение этих, первоочередных проблем развития негосударственного пенсионного страхования позволит коренным образом изменить положение дел к лучшему.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (с изм. от 09.06.2001) принята всенародным голосованием 12.12.1993
- Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции последующих изменений и дополнений) от 20.11.1990 № 340−1
- Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. 25.07.2002) от 19.04.1991 № 1032−1
- Постановление ВС РСФСР «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» № 2122−1 от 27.12.1991
- Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (ред. от 30.05.1997) от 07.08.1995 № 790
- Постановление Правительства Российской Федерации «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов» (в ред. от 27.07.1998) № 222 от 26.02.1998
- Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ
- Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий в Российской Федерации» от 21.07.1997 г. № 113-Ф3
- Федеральный закон «О порядке финансирования государственных пенсионных выплат, которые по законодательству Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета» (с изм. от 30.12.2001) № 163-Ф3 от 28.10.1998
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 24.07.2002) от 31.07.1998 № 145-ФЗ
- Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год» № 150-ФЗ от 27.12.2000
- Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год» № 125-ФЗ от 08.08.2001
- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ
- Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ
- Федеральный закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-Ф316