Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Агрессия и насилие как социокультурные феномены

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходной категорией для исследования феномена насилия выступает агрессия как свойство живой материи. Видовая разновидность агрессии в социальной практике — насилие. Насилие представляет собой актуализацию в социуме присущей всему живому способности к экспансии (расширению ресурсных возможностей), инструментом чего выступает агрессия. Акт насилия предполагает наличие субъекта насилия, объекта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
  • ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ
    • 1. 1. Феномены агрессии и насилия, их природа и сущность
    • 1. 2. Характеристика агрессии и насилия в европейской историко-философской традиции
  • Глава вторая.
  • ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНОВ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
    • 2. 1. Анализ антропосоциогенного подхода и его достижений в изучении агрессии и насилия
    • 2. 2. Характеристика социобиологического подхода к истолкованию агрессии и насилия
  • Глава третья.
  • ЭКСТРЕМИЗМ КАК ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 3. 1. Природа и сущность современного экстремизма
    • 3. 2. Типологические особенности экстремизма в современном обществе

Агрессия и насилие как социокультурные феномены (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность заявленной темы обусловлена следующими обстоятельствами. Исторический опыт конца XX начала XXI вв. дает целую палитру одиозных проявлений насилия: взрывы 11 сентября в США, теракты в Лондоне, Мадриде и Москве, экстремистские выступления исламских радикалов по поводу карикатур на пророка Мухаммеда в прессе Дании, фундаменталистские тенденции в христианстве с не менее радикальными призывами запретить В. Набокова и Г. Маркеса и т. д. Насилие, применяемое в наиболее варварских, примитивных формах, все чаще становится инструментом большой политики. Достаточно вспомнить ужасы «арабской весны» или ядерный шантаж Ирана. Все это со всей очевидностью показывает, что дискурс об этике ненасилия проявил низкую эффективность в предотвращении указанных выше событий, в изменении нравственного климата на планете.

Специфика современной социокультурной ситуации в связи с темой исследования заключается еще и в том, что кризис религиозного сознания в той части мира, которая причисляет себя к христианской культурной ойкумене, превращает заповедь «не убий» в фикцию и условность. Формируется устойчивая установка общественного сознания, согласно которой насилие допустимо и оправдано. Причем, речь идет о наиболее одиозных его формах. Последние, будучи частью медийного пространства, становятся необходимым элементом news making1. Эффект привыкания к насилию в современном мире обусловлен еще и тем, что в превращенной игровой форме насилие давно стало частью массовой культуры.

С другой стороны, в мусульманском мире происходит радикализация религии и, как следствие, возникает всё тот же эффект привыкания к насилию. Исламский фундаментализм (как фундаментализм вообще) и сопутст.

1 News making (англ.) — создание новостей. социально-политической и антропологической практики XIX—XX вв.еков. В числе концепций происхождения агрессии и насилия особое место занимает позиция 3. Фрейда, изложенная в работах «По ту сторону принципа удовольствия» (1920 г.), «Недовольство культурой» (1930 г.), «Почему война?» (1932 г.), «Конечный и бесконечный анализ» (1937 г.). В данных произведениях утверждается, что категория «насилие» не имеет иных оснований, кроме психологических.

Тема деструктивности в социуме, начиная с периода 1910;1920 годов, исследуется пристально и обстоятельно в сочинениях западноевропейских психоаналитиков и философов — А. Адлера, Э. Фромма, К. Лоренца, Н. Тин-бергена, К. Г. Юнга, Ч. Ламздена, Э. О. Уилсона, Р. Коллинза. Феномены массового поведения и групповой агрессии освещались на страницах книг Г. Ле-бона, С. Московичи, Г. Моска. Культурологи В. Бунд, О. Шпенглер, А. Радк-лиф-Браун сформировали понимание этнических фобий, способствующих проявлению агрессии и насилия. В разработку теории религиозного конформизма, во многом ставшего основой современных радикальных религиозных движений, существенный вклад внесли труды М. Вебера, Г. Зиммеля и В. Дильтея. А сами эти движения стали объектом исследования крупнейших современных западных социологов религии Э. Вандерхилл и А. Баркер.

Изучению социально-философских аспектов насилия и агрессивности посвящены работы современных российских ученых — Р. Г. Апресяна, В. И. Власова, Я. И. Гилинского, A.A. Гусейнова, В. В. Денисова, В. М. Красикова, А. П. Назаретяна, С. Г. Пилецкого, A.M. Роговского, В. В. Савчук, П. Е. Суслонова, А. Я. Флиера и др.

Агрессия и насилие в контексте таких явлений, как фундаментализм и экстремизм, рассматриваются современными исследователями данной проблемы: Ю. М. Антоняном, О. Г. Бахтияровым, Ф. П. Васильевым, В. П. Журавель, А.П. Кара-Мурзой, A.C. Петровой, Б. Г. Путилиным, A.B. Ростокинским, И. Ю. Сундиевым, М. Я. Яхьяевым и др.

Метод историко-философской реконструкции позволил выделить концептуальные модели агрессии и насилия в социокультурном процессе.

Диалектический метод способствовал рассмотрению основных категорий, анализируемых в рамках диссертационного исследования, а также выявлению их соподчиненности.

Компаративистский подход дал возможность осуществить сравнительное исследование социально-философских концепций.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному позволил выявить специфику изучаемых явлений и перспективы их проявления в социальной практике.

Применение указанных методов обеспечило возможность исследовать рассматриваемые объекты всесторонне и объективно, выявить определенные тенденции, сделать обобщения и выводы.

Теоретическая база исследования. Существенной стороной в теоретической разработке проблемы насилия является ее осмысление в контексте исторического развития и различных теоретических подходов к данной проблеме. При обобщенном рассмотрении этих трактовок на первый план выходят две линии ученых, сторонников противоположных точек зрения.

Так, говоря о сущности насилия и агрессии, ряд ученых, представляющих позиции эволюционизма (С.Г. Пилецкий, A.M. Роговский, В. И. Красиков, А. П. Назаретян и др.), считают их одним из средств борьбы за общественное развитие. Например, А. П. Назаретян утверждает, что развитие всегда встречает сопротивление, преодолеть которое можно только с помощью агрессии. Отсутствие агрессии означает отсутствие развития, что ведет к возрастанию энтропии системы.

Сторонниками аналогичных взглядов в истории философии являлись Гераклит, Платон, Аристотель, Гоббс, Макиавелли, Гегель, Ницше и др., считавшие насилие решающим средством организации общественной жизни. Другие мыслители (И. Кант, Ф. Достоевский, JI. Шестов, JI.H. Толстой, М. Ганди, Р. Бэрон, Д. Ричардсон др.) придерживаются более традиционных взглядов на разрушительную природу агрессии и насилия. Они утверждают, что насилие в историческом процессе является неоправданным злом, которое необходимо исключить из человеческой жизни.

Большое значение для теоретической разработки данной проблемы имеют исследования, раскрывающие различные ценностно-смысловые аспекты и показывающие общезначимые основания для ответа на вопросы: соответствует ли современное насилие понятию исторического прогрессакаково будет его состояние в ближайшем и отдаленном будущемимеются ли мировоззренческие основания для агрессии и насилия в наши дни?

При анализе античного материала использовались тексты Платона, Аристотеля, Цицерона. Классические тексты Дж. Гоббса, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса стали основными источниками понимания данной проблемы в период Нового времени. Современное восприятие агрессии и насилия с особой остротой прослеживается в работах 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца, Р. Коллинза. Среди работ, посвященных анализу агрессии и насилия и их реализации в культуре, можно выделить исследования отечественных ученых: Р. Г. Апресяна, О. Г. Бахтиярова, В. И. Власова, A.A. Гусейнова, В. В. Денисова, В. М. Красикова, Е. Д. Мелешко, А. П. Назаретяна, В. В. Савчук, А. Я. Флиера и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— выстроено логическое соподчинение понятий «агрессия» и «насилие», а также стоящих за ними социальных феноменов как отношений родового (агрессия) и видового (насилие, экстремизм);

— выявлены онтологические основания насилия и его источника — агрессии, которые коренятся в присущей любой бытийной системе потребности в экспансии (расширении ресурсной базы) как условии существования и развития этой системы;

— установлено, что насилие является социальным модусом агрессии. Объективный источник насилия — в конфликте интересов социальных субъектов, обусловленном их фактическим неравенством (в аспектах социальной, интеллектуальной и другой нетождественности одного индивида другому) и как следствие — неравенстве их потребностей, масштабов и темпов роста последних;

— доказано, что в основе любой экстремистской идеологии лежит регенерированный архаический мифологический субстрат, в основе которого находится принцип дифференции реальности по признаку «свой-чужой».

Положения, выносимые на защиту:

1. Исходной категорией для исследования феномена насилия выступает агрессия как свойство живой материи. Видовая разновидность агрессии в социальной практике — насилие. Насилие представляет собой актуализацию в социуме присущей всему живому способности к экспансии (расширению ресурсных возможностей), инструментом чего выступает агрессия. Акт насилия предполагает наличие субъекта насилия, объекта насилия. В качестве таковых могут выступать любые социальные структуры (общество в целом, классы, сословия, индивиды и т. д.). В результате насилия происходит: отрицание суверенного статуса объекта насилия, его частичное и полное разрушение (деструкция) — удовлетворение потребности субъекта насилия либо за счет присвоения отдельных сторон объекта, либо за счет его полного уничтоженияконсервация вновь обретенного статуса субъекта насилия- «уплотнение» его бытия.

2. В системе социальных отношений насилие в чистом виде играет роль древнейшего и наиболее примитивного способа разрешения объективно существующего конфликта интересов участников социального процесса. Природа этого конфликта коренится в фактическом неравенстве одного субъекта другому, которое находит наиболее полное выражение в неравенстве потребностей индивидов. Потребности субъектов в полной мере не могут быть удовлетворены за счет внутренних ресурсов человека. В этой связи становится неизбежной коммуникация (социализация), что с необходимостью ведет к использованию для удовлетворения потребностей субъекта ресурсов другого. Если этого не происходит добровольно, принуждение (насилие) становится неизбежным. Насилие становится правовым регулятором общественных интересов, когда мера его применения среди участников социального процесса признается допустимой большинством.

3. Сущность социокультурной эволюции человечества заключается в систематическом вытеснении крайних форм насилия (война, террор, убийства) на периферию социального процесса и замещение их превращенными формами принуждения (право, религия, мораль). Поскольку всегда существует объективное противоречие между постоянно расширяющимися потребностями индивида и наличествующими легальными способами регуляции его взаимоотношений с другими индивидами ради удовлетворения этих потребностей, с течением времени это несоответствие приобретает характер ярко выраженного конфликта. Легитимные политико-правовые регуляторы перестают восприниматься как эффективный механизм снятия конфликта интересов. Возникает распад социальных связей, их дезинтеграция по принципу «свой-чужой». Регенерация архаичных форм насилия, его делегитимизация в рамках экстремистских течений и движений, в конечном итоге приводят к коллапсу прежней системы политико-правовых связей и ее замене новой.

4. В рамках современной социокультурной ситуации присутствуют, как минимум, две тенденции. Первая связана с ростом терроризма, экстремизмавторая — с денатурализацией насилия, переходом его в плоскость игровой, развлекательной, виртуальной культуры. С одной стороны, сублимация насилия в рамках массовой культуры является эффективным инструментом снижения уровня социальной напряженности, с другой — возникает своеобразный эффект привыкания к насилию, превращению его в элемент обыденного. Это обстоятельство ведет к росту случаев так называемого немотивированного, спонтанного насилия.

5. Насилие может иметь два основных модуса: экстериоризированный и интериоризированный. В первом случае экспансия, проявлением которой является насилие, направлена вовне в отношении другой системы. Во втором случае, в силу невозможности усложнения системы за счет использования и внешних ресурсов, насилие оказывается направлено внутрь системы, что ведет к утрате ее целостности, деградации и возможному исчезновению.

6. Типологические различия экстремизма, как одного из проявлений агрессии и насилия, формируются вокруг националистических, этнических, религиозных и иных социальных групп, организаций и т. д. и находятся в прямой зависимости от их идеологической платформы. При этом, несмотря на диверсификацию феномена экстремизма в современном обществе, можно говорить о том, что в основе любой экстремистской идеологии лежит архаический мифологический субстрат, основанный на принципе дифференциации реальности по признаку «свой-чужой».

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что были выявлены логические основы соподчинения феноменов агрессии и насилия, углублено понимание социокультурной сущности насилия и экстремизма, дан теоретический анализ природы современного экстремизма.

Положения и выводы, изложенные в диссертации, позволяют наметить новые задачи научных исследований по проблеме изучения агрессии и насилия как социокультурных феноменов.

Результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для разработки курсов по философии, культурологи, межкультурной коммуникации.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования были представлены на международных научно-практических конференциях «Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества» (г. Москва, 2011 г.), «Система ценностей, современного общества» (г. Новосибирск, 2011 г.), «Социальная онтология в структурах теоретического знания» (г. Ижевск, 2012 г.) — на межрегиональной научно-практической конференции «Роль гражданского общества в социально-экономическом развитии региона» (г. Липецк, 2007 г.).

Содержание диссертации и опубликованных по теме исследования работ активно используется в учебном процессе при преподавании учебной дисциплины «Философия права» и спецкурса «Философские аспекты принуждения в гражданском праве» в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина».

Структура работы обусловлена целью, задачами, логикой научного исследования и содержит введение, три главы, включающие шесть параграфов, заключение и библиографический список.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итогом данного диссертационного исследования стал вывод о том, что насилие не есть эпифеномен в отношении ситуативно обусловленной, более или менее случайной «истории» индивида и общества, разновидность деви-антного поведения, некий феноменологический нонсенс, от которого можно легко отмахнуться. Мы убеждены в том, что насилие, будучи видовым в отношении агрессивности как биологически обусловленного свойства живой материи, укоренено в самой природе бытия как системы (в том числе — социальной), ключевой характеристикой которой является экспансия.

Нет ничего плохого в хрестоматийной фразе К. Маркса о насилии как «повивальной бабке истории». Напротив, диалектика исторического и социокультурного развития от первых городских поселений в долине Нила, Шумере и Аккаде шесть тысяч лет тому назад до сегодняшнего дня со всей убедительностью свидетельствует о том, что насилие выступает в качестве важнейшего и необходимого элемента цивилизационного развития. В известном смысле это действительно двигатель прогресса, основа государственности и права, наиболее очевидный, лежащий под рукой способ удовлетворения индивидом своих все возрастающих потребностей.

Способность темперировать насилие, канализировать его в относительно приемлемые формы легитимной регуляции отношений людей в обществе — это главный критерий цивилизованности социума. Чем более сублимированными оказывались одиозные формы насилия, чем более закамуфлированы они ритуалом, законодательной нормой, сакрализированы догмой религии и морали, тем меньше протеста вызывают. Эффективность превращенных форм насилия напрямую связана с их способностью гарантировать участникам социального процесса то, что называется «социальной справедливостью». То есть, возможно более паритетное удовлетворение потребностей при фактическом неравенстве ресурсных возможностей индивидов в обществе.

Здесь важно иметь в виду то, что чем большей гибкостью и вариативностью обладает норма легитимного насилия (например, закон) и при этом, чем конкретнее механизм и сфера ее применения, тем больше шансов на то, что объективно существующий конфликт интересов индивидов будет разрешен в правовом пространстве. В этом смысле современная российская правовая база еще не в полной мере отвечает указанным требованиям. Как следствие — правовой нигилизм и склонность индивидов решать проблемы неправовыми методами, часто с применением варварских разновидностей насилия. Отсюда радикализация общественной жизни и рост экстремизма.

Если принять правоту мысли И. Бродского, изложенной в его Нобелевской лекции (1987 г.) о том, что «. мы все продукты языка в гораздо большей мере, чем полагаем"1, то, пожалуй, именно язык формирует общественное сознание, как и сознание вообще, а не наоборот. Не в этом ли искать причину радикально кровавого характера русской истории с весьма краткими промежутками покоя («застоя») перед вхождением в фазу очередной «политической турбулентности», а также причину того, что в целом ни одна из программ реформации (модернизации) России (Петр I, Екатерина II, Александр II) и т. д. не завершилась возникновением эффективной экономики и гражданского общества, понижением коэффициента насилия на самых разных его уровнях?

Как отмечают лингвисты, русский язык идеально подходит для поэзии и совершенно не подходит для логики, юриспруденции, экономической теории и математики. В отличие от языков германо-романской группы в русской грамматике глаголы «быть» и «иметь» не выполняют функцию структурооб-разования. А ведь именно эти глаголы — to be2, habere3, essere4 формируют тот экзистенционально-психологический каркас, вне которого невозможно суще.

1 Бродский И. А. Нобелевская лекция. — URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt. (дата обращения: 23.04.2012).

2 То be (англ.) — бьггь, находиться.

3 Habere (лат.) — иметь, обладать.

4 Essere (итал.) — быть, существовать, жить. ствование индивидуальности, «Я-сознания», автаркического и суверенного субъекта — гражданина.

В русском языке превалирует текучесть «МЫ-сознания», нарочитая неопределенность и неопределимость чего-либо, безличность, бесконечность. Не это ли обстоятельство на каком-то подсознательном уровне препятствует формированию у человека ответственности, суверенной гражданской позиции, мешает проявлению инициативности («единица — ноль, единица — вздор» — В.В. Маяковский), в конечном итоге не дает сформировать эффективную систему легитимной общественной самореализации (гражданского общества).

Остается только сожалеть, что романовской эксперимент по введению для части русского общества языковой диверсификации, давший фантастические результаты (например «Серебряный век»), был ограничен и не доведен до конца как, например, в современных странах Скандинавии. Обсуждение этих тем в открытой дискуссии, в том числе и в философской, остается непо-литкоректным и носит эпизодический характер1.

В самом деле, бренд патриотизма, великодержавности в современном российском социокультурном пространстве стал своего рода признаком лояльности существующему порядку вещей. А между тем, именно в плоскости языка, равно как и в этносоциальной психологии стоит искать ответ на волнующие всех вопросы о том, почему в формировании институтов гражданского общества так слаба инициатива снизу даже тогда, когда государство это дозволяет.

Очевидно, что наиболее действенным механизмом сублимации и канализации импульсов агрессивности (деструктивности) и насилия является эффективная правовая система, развитые институты гражданского общества. В совокупности они позволяют обеспечить разрешение конфликта интересов в.

1 Один из немногих примеров открытого обсуждения этой проблемы — монография Г. Л. Тульчинского «Постчеловеческая персоналогия. Новые перспективы свободы и рациональности». — М., 2002. обществе и относительно справедливый уровень удовлетворения потребностей граждан.

По ходу исторического развития рост потребностей индивида постоянно набирал обороты. Если в эпоху Античности, Средних веков, т. е. в рамках аграрных производственных отношений, он был мало заметен, то с началом индустриальной, а затем постиндустриальной, информационной эры этот рост приобрел лавинообразный характер, так что легитимные политико-правовые регуляторы перестали за ним поспевать. Как следствие — вспышки социальной напряженности, катаклизмы революции Новейшего времени. Ныне, в эпоху Интернета и виртуальности, потребности человека становятся поистине безграничными. И чем более несправедливой, косной и архаичной является политико-правовая система, тем выше тенденция радикализации сознания, распространение экстремистских, дезинтегрирующих социальную ткань тенденций.

Для России с ее этнокультурной полифонией, впечатляющим неравенством темпов развития разных регионов, неравным распределением материальных благ и ростом населения, мультиконфессиональностью — эти тенденции, вполне очевидные для каждого мало-мальски объективного наблюдателя, могут иметь поистине катастрофические последствия. И никого не должно вводить в заблуждение видимое благодушие и спокойствие. Тем более что вместо того, чтобы решать проблему диспаритета в удовлетворении потребностей, государство избирает тактику отвлечения внимания населения от этих проблем за счет широкого использования шоу-элемента массовой культуры, создание иллюзии силы и процветания. Эффективность этой методики краткосрочна и весьма сомнительна. Даже «маленькая победоносная война», по рецепту министра внутренних дел царской России В. К. Плеве, не спасла Россию от революции 1905 года. Что уж там говорить о соревновании по керлингу.

Несколько слов о двух основных социально-философских подходах к изучению агрессии и насилия — антропосоциогенном (другой термин социологизаторский") и социобиологическим (другой термин — «психологи-заторский»). Слабость и условность этой терминологии указывает на то, что выдвижение на первый план социального либо психологического аспектов целостного человеческого бытия может быть более или менее эффективно лишь для прояснения отдельных сторон явления насилия. Да и то не всегда полно и всесторонне. Эта дихотомия искусственна и порождена довольно противоестественным членением целостности под названием «человек» на систему контрарностей: душа — тело, разум — чувство, природное — социальное и т. д. Можно подумать, что кто-то в состоянии зафиксировать момент, где кончается одно и начинается другое.

Тем не менее, в рамках этих подходов были сделаны ценные теоретические находки. В частности, показана роль насилия как ключевого фактора антропосоциогенеза. Без темперирования и легитимизации насилия переход от варварства к цивилизации был бы попросту невозможен. И все же будущее, с нашей точки зрения, за холистичным взглядом на человека. Такой взгляд должен стать основой для синтеза этих двух подходов.

В заключение несколько слов о перспективах создания общества с минимальным коэффициентом насилия и его дериватов — радикализма и экстремизма. Каковы условия, при которых эта цель может быть достигнута? На наш взгляд, это:

— преодоление отчуждения государства от индивида;

— всестороннее развитие институтов гражданского общества и самоуправления (демократия «малых пространств"1);

— гибкость политико-правовой системы регуляторов конфликта интересов в обществе;

— автономия индивида в рамках правовой системы;

1 Под «демократией малых пространств» понимается организация местного самоуправления в России или, можно сказать, «демократия поселений», так как вся территория Российской Федерации соткана из них. См.: Фуат Сайфитдинов. Тюменская область сегодня: Демократия малых пространств. -URL: http://www.duma72.ru/ru/library/smi/16 787/ (дата обращения: 20.05.2012).

— возможно более ранняя диагностика и коррекция девиантного поведения, эффективная система социальной реабилитации.

Очевидно, что реализация этой программы требует активного участия в этих процессах гражданского общества (прямой демократии «малых пространств»). В гигантских многонациональных империях степень отчуждения государства от индивида всегда будет очень высокой, политико-правовая система — косной и репрессивной, человек — зависимым и несвободным. Остается только надеяться, что вместо утопических проектов «общества ненасилия», однажды возникнет настоящая потребность в философском дискурсе относительно оптимальных форм социально-политической, правовой организации, в рамках которых удастся создать эффективные механизмы профилактики одиозных форм агрессии и насилия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.П. Терроризм как форма проявления политического насилия: автореф. дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / И. П. Авдеенко. М., 2006. -23 с.
  2. Н.С. Деконструкция / Н. С. Автономова // Энциклопедия эпистемологии философии науки. М.: «Канон +№ РООИ «Реабилитация», 2009. — 127 с.
  3. P.A. Политический экстремизм в современном политическом процессе России: автореф. дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / P.A. Амирокова. Черкесск, 2006. — 25 с.
  4. Р.Г. Этика силы в противостоянии насилию и агрессии / Р. Г. Апресян // Вопросы философии. — 2010. — № 9. — С. 143−153.
  5. X. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме / X. Аренд. М.: Европа, 2008. — 424 с.
  6. X. О насилии / X. Аренд // Мораль в политике: Хрестоматия / Отв. ред. Б .Г. Капустин М.: КДУ- МГУ, 2004. — С. 312−378.
  7. X. О революции / X. Аренд. М.: «Европа», 2011. — 464 с.
  8. X. Скрытая традиция: Эссе / X. Аренд. М.: Текст, 2008. — 221 с.
  9. Аристотель. Политика / Аристотель // Соч. в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1984. — С. 375−644.
  10. М.А. Государственность и анархия / М. А. Бакунин // Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. — С. 291−526.
  11. А. Новые религиозные движения / А. Баркер. СПБ.: Изд-во Рус. христиан. 1уманит. ин-та, 2005. — 282 с.
  12. О.Г. Психология экстремизма. Экстремистские ресурсы общества. URL: http://www.uer.varvar.ru (дата обращения: 18.02.2011).
  13. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берко-виц. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2008. — 512 с.
  14. И.А. Нобелевская лекция. URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt (дата обращения: 18.02.2011).
  15. В.Ф. Христианская этика: систематические очерки мировоззрения JI.H. Толстого / В. Ф. Булгаков // Репринт, изд. 1910 г. Екатеринбург: ТОО «Альфа», 1994. — 224 с.
  16. M.JI. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов человека / M.JI. Бутовская // Общественные науки и современность. 1998. — № 6. — С. 149 — 159.
  17. Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 2001. — 352с.
  18. Э. Мистики XX века: энциклопедия / Э. Вандерхилл. -М.: МИФ: Локид, 1996. 528 с.
  19. Ф.П. Природа современного экстремизма / Ф. П. Васильев // Труды Академии управления МВД России. М., 2009. — № 1 (9). — С. 25−30.
  20. Т.В. Поэтика античной философии / Т. В. Васильева. М.: Академический Проект- Трикса, 2008. — 735 с.
  21. А. Политический экстремизм в России / А. Верховский, А. Папп, В. Прибыловский. М.: Изд-во «Институт экспериментальной социологии», 1996. — 356 с.
  22. В.И. Экстремизм, терроризм, сепаратизм: политико-правовое осмысление в условиях глобализации: лекция / В. И. Власов. М.: Изд-во РАГС, 2009. — 46 с.
  23. В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика: учеб. метод. пособие / Под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — М.: Изд-во РАГС, 2003. — 112 с.
  24. Л.Н. Ненасилие в культуре современного российского общества: дис.. канд. философ, наук: 09.00.13 / Л. Н. Вшивцева. Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2008. — 158 с.
  25. Гегель Г. В. Ф. Йенская реальная философия / Г. В. Ф. Гегель // Работы разных лет: в 2 т. М.: Мысль, 1972. — Т. 1. — 386 с.
  26. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель // Соч. в 14 т. -М.: Соцэкгиз, 1959. Т.4. — 488 с.
  27. Гегель Г. В. Ф. Философия истории / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. М.: Мысль, 1977. — Т.З. — 370 с.
  28. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель // Наука логики. М.: Мысль, 1974. — Т.1. — 452 с.
  29. А.Б. Социальная антропология Марселя Мосса / А. Б. Гофман // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / Сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофман. М.: КДУ, 2011. — С. 7−54.
  30. Гро Ф. Состояния насилия / Ф. Гро // Логос. 2011. — № 1. — С. 149 171.
  31. A.A. «Насилие» / A.A. Гусейнов // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. — Т.З. — С. 14−16.
  32. A.A. Возможно ли моральное обоснование насилия? / A.A. Гусейнов // Вопросы философии. 2004. — № 3. — С. 19−27.
  33. ., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Пер. с франц. и послесл. Я.И. Свирского- науч. ред. В. Ю. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория- М.: Астрель, 2010. — 895 с.
  34. В.В. Марксистская теория насилия в интерпретации современной философской мысли / В. В. Денисов. URL: http://philosophy.ru/iphras/library/marx/marxl 3. html (дата обращения: 10.05.2011).
  35. В.В. Философия насилия / В. В. Денисов // Философия и общество. 2008. — № 1. — С. 39−56.
  36. . Деконструкция и другое // Керни Р. Диалоги о Европе / Р. Керни / Пер. с англ. В. Л. Алешиной, О. И. Кондратьевой, H.A. Кудашевой и др. М.: Весь мир, 2002. — С. 171- 190.
  37. . Насилие и метафизика: Очерк мысли Эммануэля Леви-наса / Ж. Деррида // Деррида Ж. Письмо и различие / Пер. с фр. Д. Кралечки-на. М.: Академический проект, 2007. — С. 128−250.
  38. . О грамматологии / Ж. Деррида / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. М.: Ad marginem, 2000. — 512 с.
  39. Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / Э. Джонс. М.: Гуманитарий, 1997. — 448 с.
  40. A.B. Насилие: социально-политический анализ / A.B. Дмитриева, И. Ю. Залысин. М.: РОССПЭН, 2000. — 328 с.
  41. А.И. Политика и Политии Аристотеля / А. И. Доватур. М.: Наука, 1965.-390 с.
  42. Р. Расширенный фенотип: длинная рука гена / Р. Доккинз. -М.: Астрель: CORPUS, 2010. 512 с.
  43. В.А. Ценностное и праксиологическое содержание концептов «насилие» и «ненасилие» в современной социальной философии: авто-реф. дис. канд. философ, наук: 09.00.11 / В. А. Жданкин. Воронеж, 2010. -24 с.
  44. С. О насилии / С. Жижек. М.: Европа, 2010. — 184 с.
  45. Р. Козел отпущения / Р. Жирар. М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.-336 с.
  46. В.П. Терроризм, экстремизм, сепаратизм / В. П. Журавель. М.: МакБланш, 2005. — 288 с.
  47. Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы, проявления, тенденции / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.: Academia, 2009. — 308 с.
  48. История первобытного общества. Эпоха классообразования / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1988. — 568 с.
  49. М.В. Социальные практики предотвращения домашнего насилия над женщинами: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / М. В. Ищенко. Саратов, 2005. — 20 с.
  50. Н.Я. Философия убийства / Н. Я. Кадмин. М.: Грифон, 2005. -128 с.
  51. Д. Взгляд и насилие. Будущее очевидности / Д. Кампер // Тело. Насилие. Боль. Д. Кампер / Пер. с нем., сост., общ. ред. и вступ. ст. В. Савчука СПб.: РХГА, 2010. — С. 58−64.
  52. И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1966. — Т.6. — С. 349−530.
  53. И. К вечному миру / И. Кант // Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1966. — Т.6. -С. 257−310.
  54. И. Критика практического разума / И. Кант // Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1965. — Т.4. — С. 312−436.
  55. И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Соч. в 6 т. -М.: Мысль, 1965. Т.4. -4.1. — С. 221−311.
  56. Кара-Мурза А. П. Террор / А.П. Кара-Мурза // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. — Т.4 — С. 56−57.
  57. В.В. Силовое принуждение: сущность, структура, тенденции / В. В. Колотуша. Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2009. — 172 с.
  58. П. Фанатизм: психоанализ жуткого феномена / П. Концен. -Харьков: Гуманитарный центр, 2011. 376 с.
  59. Е.А. Теория священного в работе Рене Жирара «Насилие и священное» / Е. А. Кострова // Религиоведческие исследования. 2010. — № Ул. — С. 204−209.
  60. В.И. Насилие в эволюции, истории и современном обществе. Очерки / В. И. Красиков. М.: Водолей, 2009. — 200 с.
  61. В.И. Экстремизм: паттерны и формы / В. И. Красиков. М.: Водолей, 2009. — 496 с.
  62. П.А. Нигилизм и нигилисты / П. А. Кропоткин // Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. — С. 404−410.
  63. H.H. А Лоренц-то был прав! Или накапливается ли агрессивная энергия / H.H. Кудрявцева // Генетика. 2004. — Т.40. — № 6. — С. 808−815.
  64. С.И. Политическое насилие: природа, манифестирование и динамика в глобализирующемся мире: автореф. дис.. д-ра полит, наук: 23.00.02 / С. И. Кузина. Ростов н/Д, 2010. — 50 с.
  65. В.А. Бытие и ничто / В. А. Кутырев. СПб.: Алетейя, 2010. -496 с.
  66. В.А. Человеческое и иное / В. А. Кутырев. М.: Алетейя, 2009. — 264 с.
  67. А.И. Фундаментализм религиозный / А. И. Кырлежев // Новая философская энциклопедия в 4 т. М.: Мысль, 2010. — Т.4. — 281 с.
  68. В.М. Деструктивность / В. М. Лейбин. Словарь-справочник по психоанализу. М.: ACT МОСКВА, 2010. — С. 199 — 203.
  69. В.М. Постклассический психоанализ: энциклопедия / В. М. Лейбин. М.: ACT МОСКВА, 2009. -1022 с.
  70. В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин. М.: Политиздат, 1990. — 397 с.
  71. В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции / В. И. Ленин // Поли. собр. соч. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1968. — Т.17. — С. 206−213.
  72. В.И. Маевка революционного пролетариата / В. И. Ленин // Поли. собр. соч. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1973. — Т.23. — С. 296−305.
  73. В.И. О Государстве. Лекция в Свердловском университете 11 июля 1919 г. / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1970. — Т.39. — С. 64−84.
  74. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. — М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
  75. И.М. Сущность и основные формы политического насилия в современных условиях (философско-социологический анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук: 23.00.02 /И.М. Липатов. М., 1999. — 24 с.
  76. Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк // Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1988. — Т.З. — С. 135−405.
  77. К.Л. Агрессия (так называемое «зло») / К. Л. Лоренц. СПб: Амфора, 2001.-349 с.
  78. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. — 962 с.
  79. Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого: систематическое учение и духовный опыт: автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.05 / Е. Д. Мелешко. М., 1999. — 40 с.
  80. Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого / Е. Д. Мелешко. -Институт философии РАН. М.: Наука, 2006. — 309 с.
  81. В.Б. Четвертый всадник Апокалипсиса. Эстетика смерти / В. Б. Мириманов. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2002. — 133 с.
  82. И.Л. Политический экстремизм: особенности эволюции при переходе от индустриального общества к информационному: монография / И. Л. Морозов. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. — С. 457.
  83. М. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «я» / М. Мосс // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011. — С. 326−352.
  84. М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах / М. Мосс // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011. — С. 134−285.
  85. М. Очерк о природе и функции жертвоприношения / М. Мосс // Мосс М. Социальные силы священного. Избр. произведения. СПб.: «Евразия», 2000. — С. 7−104.
  86. Н.В. Бытие / Н. В. Мотрошилова // Мотрошилова Н. В. Работы разных лет: избранные статьи и эссе. М.: Феноменология — Герменевтика, 2005. — С. 139−177.
  87. А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии / А. П. Назаретян. 2-изд. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 256 с.
  88. А.П. Насилие и ненасилие в исторической перспективе / А. П. Назаретян // Историческая психология и социология истории. Научно-теоретический журнал. М.: РАН, Институт Востоковедения, 2008. — № 1. -С.49−75.
  89. Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс) / Под ред. Павловой Т. А. М.: ИВИ РАН, 2000. — 302 с.
  90. С.Г. Катехизис революционера / С. Г. Нечаев // Революционный радикализм в России: век девятнадцатый: док. публикация / Ред. E.JI. Рудницкая. М.: Археологический центр, 1997. — С. 244−248.
  91. Д. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / Д. Норт, Д. Уолесс, Б. Вайнгаст. М: Изд-во Института Гайдара, 2011. — 480 с.
  92. О противодействии экстремистской деятельности: Федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. — № 30. — Ст. 3031.
  93. A.B. Биополитика. Политический потенциал современной биологии: философские, политологические и практические аспекты / A.B. Олескин. М.: Научный мир, 2007. — 508 с.
  94. А.Г. В чем должна заключаться истинная вера каждого человека. Критический разбор книги графа Л. Н. Толстого «В чем моя вера» / А. Г. Орфано. М.: Либроком, 2012. — 320 с.
  95. В.В. Насилие сквозь призму веков: Историко-философский анализ / В. В. Остроухов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 191 с.
  96. Д. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Д. Палмер, Л. Палмер. М.: Прайм-Еврознак, 2007. — 384 с.
  97. . Пушкин — наше ничто / Б. Парамонов // Парамонов Б. След. Философия. История. Современность. М.: Независимая газета, 2001. -С. 411−424.
  98. A.C. Понятие «Экстремизм». URL: http://bd.fom.ru/report/map/special/41 615 405/d00262 (дата обращения: 30.01.2011).
  99. С.Г. Феномен человеческой агрессивности / С.Г. Пилец-кий // Вопросы философии. 2008. — № 10. — С.50 — 65.
  100. Д.И. Схоластика XIX века / Д. И. Писарев // Соч.: в 4 т. М.: Госполитиздат, 1955. — Т.1. — С.175−176.
  101. Платон. «Горгий» / Платон // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1990.- Т.1. -С.477−574.
  102. Платон. Государство / Платон // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1994. — Т.З. -С.79−420.
  103. Платон. Теэтет / Платон // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1993. — Т.2. -С. 192−274, 469−482.
  104. Плутарх. Солон и Попликола / Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух т. М.: Наука, 1994. — Т. 1. — С. 92−114.
  105. В.А. Мимезис / В. А. Подорога // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. — Т.2. — С. 571−573.
  106. Э.А. Философия преступления / Э. А. Поздняков. М.: «Полиграф-Сервис», 2001. — 576 с.
  107. .Г. Террористический интернационал / Б. Г. Путилин. М.: Кучково поле, 2005. — 320 с.
  108. Н.Ф. Духовное общение, свобода и ненасилие / Н. Ф. Рахманкулова // Вестник МГУ. 2004. — Серия 7 (философия). — № 5. — С. 6075.
  109. A.M. Формы насилия в культуре: темпорально-психологический аспект / A.M. Роговский // Человек. 2006. — № 1. — С. 62−68.
  110. С.Н. Насилие в интеллектуальном мире: постмодернистский дискурс и «риторика» власти / С. Н. Родионов // Вестник МГУ. 2008. -Серия 7 (философия). — № 6. — С. 22−27.
  111. В.В. Насилие в цивилизации комфорта / В. В. Савчук // Антропология насилия / Ред. В. В. Бочаров, В. А. Тишков. СПб.: Наука, 2001. -С. 476−496.
  112. В.В. Нигилизм. Дискуссия XX столетия / В. В. Савчук // Тело. Насилие. Боль. Кампер Д. / Пер. с нем., сост., общ. ред. и вступ. ст. В. Савчука СПб.: РХГА, 2010. — С.137−151.
  113. H.A. Военное насилие и военная добродетель: социально-философский анализ: автореф. дис.. канд. философ, наук: 09.00.11 / H.A. Сигида. Красноярск, 2007. — 27 с.
  114. . Размышление о насилии / Ж. Сорель. М.: Красанд, 2011. — 168 с.
  115. Социальное насилие в прошлом и настоящем. Материалы семинара // Историческая психология и социология истории. Научно-теоретический журнал. М.: РАН, Институт востоковедения, 2008. — № 1(1). — С. 79−120.
  116. А.К. Кант: власть, мораль, насилие / А. К. Судаков // Социальная философия и философская антропология. М.: Институт философии, 1995. — С. 43−102.
  117. П.Е. Философские аспекты проблемы правового принуждения / Монография. Екатеринбург: УрЮИ МВД Россини, 2002. — 100 с.
  118. О.Ю. Насилие как феномен социальной организации: опыт теоретико-методологического анализа: дис.. канд. социол. наук: 22.00.01 / О. Ю. Тевлюкова. Новосибирск, 2005. — 175 с.
  119. JI.H. Наше жизнепонимание / JI.H. Толстой // Русская философия: конец XIX начало XX века: Антология. — СПб.: Изд-во СПбУ, 1993. -С. 138−148.
  120. JI.H. Христианская этика: систематические очерки мировоззрения JI.H. Толстого / Сост. и вступ. статья В. Ф. Булгакова. Екатеринбург: ТОО «Альфа», 1994. — 224 с.
  121. Г. JI. Постчеловеческая персоналогия. Новые перспективы свободы и рациональности / Г. Л. Тульчинский. М.: Алетейя, 2002. -680 с.
  122. Г. Л. Самозванство, массовая культура и новая антропология / Г. Л. Тульчинский // Человек. 2008. — № 1. — С.43−57.
  123. Философия ненасилия Л. Н. Толстого: точки зрения: коллективная монография. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. — 312 с.
  124. Философия, антропология и педагогика ненасилия: Сб.статей. Екатеринбург: Филантроп, 2006. — 132 с.
  125. А .Я. Культура насилия / А. Я. Флиер // Культурология для культурологов. М.: Согласие, 2010. — С.617−631.
  126. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой / 3. Фрейд // По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой 3. Фрейд. -СПб.: Алетейя, 1998. С.136−243.
  127. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия / 3. Фрейд // Я и Оно. Фрейд 3. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. — С. 709−768.
  128. Фрейд 3. Почему война? / 3. Фрейд // Психоанализ. Религия. Культура. Фрейд 3. / Сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. -С.257−269.
  129. Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия / 3. Фрейд // Психоанализ. Религия. Культура. Фрейд 3. / Сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. — С. 135−256.
  130. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: ACT: Астрель, 2012. — 635 с.
  131. Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния / Э. Фромм // Теория Фрейда. Анализ личности и влияния. Величие и ограниченность теории Фрейда. Э. Фромм. М.: Астрель 2012. С. 7−120.
  132. Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М.: Республика, 1993. -415 с.
  133. М. Археология знания / М. Фуко. К.: Ника-Центр, 1996. -208 с.
  134. М. Порядок дискурса / М. Фуко // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М. Фуко. М.: Касталь, 1996. — С.47−97.
  135. А.Н. Трактат о небытии (версия 2005 г.) / А. Н. Чанышев // Философия и общество. 2005. — № 1. — С.5−15.
  136. Экстремизм и его причины / Ред. Ю. Антонян. М.: Логос, 2010. -288 с.
  137. Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М.: Изд-во полит, лит-ры, 1961. — Т.20. — С.5−342.
  138. Ф. Письмо П. Лафаргу от 25 февраля 1893 г. / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1966. — Т.39. С. 35−38.
  139. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы / К. Г. Юнг. М.: Академический проект, 2007. — 303 с.
  140. М.Я. Противодействие экстремизму и терроризму // Дагестанская правда. 2008. — 26 марта. — URL: http://www.dagpravda.ru/ (дата обращения: 15.04.2011).
  141. М.Я. Феномен экстремизма: методологические проблемы исследования / М. Я. Яхьяев // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. 2011. — № 1 (5). — С. 14−20.
  142. Bandura A. Aggression, a social learning Analysis, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1973.
  143. Barefoot J.C. Developments in the measurement of hostility. In H. S. Friedman (Ed.), Hostility, coping and health. Washington, DC: American Psychological Association, 1992.
  144. J. C., Patterson J., Haney T. L., Cayton T. G., Hickman J. R. & Williams R. В., Jr. Hostility and early stage coronary disease (CAD). America Journal of Cardiology, 1994, 74, 439−442.
  145. Bowlby J. The role of attachment in personality development and psyco-pathology. In The course of life, (vol. 1): Infancy. International Universities Press. 1989.
  146. Collins R. Violence: A Micro-sociological Theory. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2008. 584 p.
  147. Dictionnaire alphabetique et analogique de la langue francaise de Paul Robert, 2me edition, Vol. 1, Vol. 9, Paris, 1991.
  148. Huesmann L. R., Eron L. D. Childhood aggression and adult criminality // Facts, frameworks and forecasts // Advances in criminological theory, vol. 3. 1992.
  149. Sotlar A. Some Problems with Definition and Perception of Extremism within Society. URL: http://www.ncjrs.gov/pdffilesl/nij/Mesko/208 033.pdf (дата обращения: 15.04.2010).
  150. Stark, R., Cambridge, W.S. The future of religion: Secularization, revival and cult formation. Berkley: University of California Press, 1985.
  151. What is Political «Extremism». URL: http://www.voluntaryist.com/ arti-cles/027a.php (дата обращения: 15.04.2010).
Заполнить форму текущей работой