Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гендерное неравенство в российской науке и высшей школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменение положения женщин в системе образования и академической сфере зарубежных стран представлено в многочисленных работах лл зарубежных авторов. Изучается «скрытое школьное расписание», торможение академической карьеры женщин, проблема «стеклянного потолка», пути преодоления препятствий к высокостатусным позициям в академической иерархии, новые формы дискриминации женщин в академической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ТЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА КАК
  • ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Тендерное равенство и неравенство: вопросы теории
    • 1. 2. Феминистский анализ экономических отношений
    • 1. 3. Женщины в науке: история и современность
  • ГЛАВА 2. ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА В СИСТЕМЕ 63 ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Российские женщины в системе образования: история вопроса
    • 2. 2. Тендерные аспекты профориентации выпускников средней 71 школы
    • 2. 3. Аспирантура и научная деятельность в жизненных планах 90 студентов
    • 2. 3. Вузовская аспирантура в тендерном срезе

Гендерное неравенство в российской науке и высшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

С тех пор как в сознание человечества два века назад была «вброшена» идея социального равенства, факты социального неравенства, ранее невидимые или невоспринимаемые людьми как несправедливые, становятся предметом общественного дискурса и причиной многих классовых и прочих конфликтов. Одним из видов социального неравенства является тендерное, присущее патриархатному обществу, основанному на господстве мужской части общества над женской.

Проявления тендерного неравенства препятствуют развитию — стало быть, повышение тендерного равенства должно стать частью любой стратегии, имеющей целью устойчивое развитие. Неравенство в правах, доступе к ресурсам, в выражении политических интересов, как правило, ставит в невыгодное положение женщин, однако все эти факторы наносят ущерб и остальной части общества и задерживают развитие. Примечательно, что особенно высокую цену за тендерное неравенство приходится платить обществу в бедных странах"1.

Эти строки из исследования Всемирного банка, посвященного анализу различных аспектов тендерного неравенства, полностью относятся к России, которая в известный период времени занимала лидирующие позиции в мире по обеспечению равных прав мужчин и женщин во всех сферах жизни общества.

Несмотря на несомненные успехи в достижении равных прав мужчин и женщин в передовых странах в XX веке — веке «тендерной революции» -проблеме тендерного неравенства предстоит долгая жизнь. В то же время движение к равноправию мужчин и женщин и равным возможностям в.

1 Тендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через тендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы / Пер. с англ. -М: Издательство «Весь Мир», 2002. — С. 75. реализации своих способностей на длительный период времени будет задавать вектор развития современных обществ. В Декларации тысячелетия, провозглашенной ООН в 2000;м году, определены восемь направлений развития, среди которых третью позицию занимает достижение тендерного равенства, что требует научного обеспечения практических действий в сфере взаимоотношений полов и определяет актуальность тендерных исследований.

Актуальность темы

определена и обязательствами российского государства, подписавшего многочисленные международные документы по правам женщин и взявшего на себя ответственность за претворение в жизнь принципов ООН в отношении женщин. Однако дискриминация женщин в России с началом экономических реформ стала возрастать.

Вступление ведущих стран мира в информационную эпоху, переход к интеллектуализации производства, непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей, непрерывному образованию в интеллектуальных профессиях объективно повышает роль науки и высшего образования в развитии общества и ее творцов и носителей — научно-педагогических работников, а среди них — специалистов высшей квалификации — кандидатов и докторов наук. Задача удвоения валового внутреннего продукта в России к 2010 году, поставленная Президентом России перед правительством и страной, если и может быть достигнута, то только широкой инновационной деятельностью, наращиванием и рациональным использованием творческого потенциала научного сообщества, в котором достойное место должны занимать женщины.

Наконец, преодоление кадрового кризиса в отечественной науке при сложившейся оплате труда проблематично без роста численности женщин среди научных работников высшей квалификации.

Проблема настоящего исследования состоит в противоречии между необходимостью увеличения присутствия женщин среди специалистов высшей квалификации и сохранением различного рода барьеров, ограничивающих их карьерный рост и восходящую социальную мобильность. Даже если представительство женщин в высшей школе и науке достаточно велико, то до сих пор они дискриминируются, находятся на вторых ролях, в тени мужчин.

Цель диссертационного исследования — описание и анализ процесса воспроизводства (и преодоления) в системе образования и научном сообществе тендерного неравенства среди специалистов с учеными степенями и званиями.

Степень разработанности проблемы.

На первый взгляд, социологическая проблематика образования женщин и их занятости в науке и высшей школе хорошо разработана. Солидные академические журналы раз в год посвящают тендерным проблемам специальные номера, множатся переводы трудов зарубежных ученых по тендерной тематике. Теоретические и методологические труды по тендерной тематике таких исследователей, как М. Е Баскакова2, О.А. Воронина3, Е. А Здравомыслова4, Л. Ржаницына5, М.М. Малышева6, О. А. Хасбулатова посвящены общей характеристике положения женщин в российском и западном обществе, анализу новых течений и форм феминизма, развитию тендерных исследований в России.

Равенство российских мужчин и женщин перед законом, не добытое в борьбе, а практически подаренное женщинам СССР после революции 1917 г. новой властью, не гарантирует равенства в реальной жизни. Тем не менее.

Баскакова М.Е. Социально-экономические проблемы занятости российских женщин в переходной экономике / Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001.

3 Воронина О. А. Женщина в мужском обществе. // Социологические исследования. 1998 № 2- Она же: Женщина и социализм: опыт феминистического анализа // Феминизм: Восток, Запад, Россия. М., 1993.

4 Здравомыслова Е. А., Темкина А. А.

Введение

Социальная конструкция тендера и тендерная система в России // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. СПб., 1996.

5 Ржаницына Л. Работающие женщины в России в конце 90-х // Вопросы экономики, 2000. № 3.

6 Малышева М. М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: Academia, 2001. правовое обеспечение равенства является необходимым условием п действительной эмансипации женщин. С. Айвазова специализируется на анализе правовых аспектов обеспечения равенства мужчин и женщин. 3. Хоткина8 проводит тендерную экспертизу российского законодательства, нормативных документов.

Значительная группа ученых представлена в экономической социологии и разрабатывает актуальные вопросы положения работающих женщин в современной России и их дискриминации. К ним относятся С.Ю. Барсукова9, С.Е.Мезенцева10, З.Х. Саралиева11, Т. Журженко12.

Большая группа исследователей занимается вопросами, которые можно объединить темой «Женщины в науке и образовании»: Агамова Н. С., 1.

Аллахвердян А.Г., Саралиева З. Х. Благодаря историко-науковедческим работам «невидимые» доселе женщины обретают достойное место в истории науки. В различных регионах России выходят тематические сборники работ, показывающие вклад женщин в развитие различных отраслей науки14. Ряд авторов коснулись этой темы применительно к советскому периоду развития.

Г}.

Айвазова С. Г. Тендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.

8 Хоткина 3. Приобретения и потери XX в.: права женщин в российском контексте прав человека / Женщина. Тендер. Культура. М., 1999.

9 Барсукова С. Ю. Теневой рынок труда в России: стратегии работников и работодателей / Кто и куда стремится вести Россию? .Акторы макро-, мезои микроуровненй современного трансформационного процесса. Под общ. Ред. Т. Н. Заславской. — М.: МВШСЭН, 2001. — 384с. Баскакова М. Е. Российский механизм реализации политики равных прав и возможностей в сфере занятости. Материалы международной встречи женщин-парламентариев государств-участников Содружества независимых государств и стран Балтии «Гражданское общество и положение женщин в XXI век». ФС РФГосударственная Дума. М. 2001.

10 Мезенцева Е. Тендерная экономика: теоретические подходы // Вопросы экономики, 2000. № 3.

11 Саралиева З.Х.-М., Балабанов С. С. Воспроизводство научно-педагогических кадров //.

Социологические исследования — 2002 — № 11.

Журженко Т. Анализ положения женщин в переходной экономике: в поисках феминистской эпистемологии / Пол. Тендер. Культура. Под ред. 3. Хоткиной и Н. Пушкаревой. М., 1999.

13 Агамова Н. С., Аллахвердян А. Г. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты // Вопросы истории естествознания и техники. 2000 — № 1.

14 Личность в науке: женщиныученые Н.Новгорода. Сборник очерков и воспоминаний // Под ред. З. Х. Саралиевой и Т. И. Ковалевой. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997.

России. В первую очередь, надо отметить коллективную монографию «Научные кадры в СССР» под редакцией В. Ж. Келле и С. А. Кугеля, статью Б. Д. Лейман и И. И Лейман15. Спецификой СССР и современной России сравнительно с развитыми странами является большое участие женщин в академической сфере, что не характерно для остальных стран мира, где освоение женщинами академической среды шло медленно, но неуклонно. Проблемы современных российских женщин в науке и высшей школе активно разрабатывает Г. Силласте16. В одной из статей она дает не только подробную характеристику тендерной асимметрии в образовании и науке, но и предпринимает попытку дать ее эмпирическую интерпретацию в форме основных моделей трудового поведения ученых, различающихся мотивацией.

1 ч научной деятельности. Проскурина (Яворович) М.М. рассматривает феминизацию науки как свидетельство неблагополучия в науке и высшей школе. Работы на одну тему (женщины в науке и высшей школе), но подготовленные разными авторами на материалах различных вузов и научных центров в нашей стране в конце XX — начале XXI вв., создают красочную палитру тендерных исследований в интересующей нас области18.

Методологические проблемы движения к тендерному равенству, дискриминации женщин в сфере экономики, а также результаты эмпирических исследований рассматриваются в трудах следующих.

Научные кадры СССР: динамика и структура. Под ред. проф. В. Ж. Келле, проф. С. А. Кугеля М., Мысль. 1991. — 284 с.

Лейман Б. Д. Лейман И.И. К вопросу о роли и профессиональном росте женщины-ученого в советской науке / Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Л., 1969.

16 Силласте Г. Тендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога. // Высшее образование в России. 2001. -№ 2- Силласте Г. Г. Тендерная социология: состояние, противоречия, перспективы // Социологические исследования. 2004. № 9 С.77−84 1 Проскурина (Яворович) М. М Феминизация науки как социологическая проблема // Социологические исследования — 2002. — № 3.

Т R.

Винокурова Н. А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет // Социологические исследования. 1999. № 7. Мирская Е. З., Мартынова Е. А Женщины в науке // Вестник Российской академии наук. -М., 1993. -Т. 63, № 8. современных западных ученых: Эренберг Р.Дж., Смит Р. С., Кесслер-Хэррис Э., Хубер Дж., Хуке Б., Вулли Ф.19.

Изменение положения женщин в системе образования и академической сфере зарубежных стран представлено в многочисленных работах лл зарубежных авторов. Изучается «скрытое школьное расписание», торможение академической карьеры женщин, проблема «стеклянного потолка», пути преодоления препятствий к высокостатусным позициям в академической иерархии, новые формы дискриминации женщин в академической среде, научная продуктивность и статус женщин-ученых. Тема женского представительства в науке и высшей школе, по словам Э. Келлер, самая любимая в феминистской проблематике. Она подчеркивает, что для феминизма эта проблема касается исключительно прав человека, что опровергает распространенное мнение о феминизме, который якобы, во-первых, стремится сделать науку «женской», а во-вторых, ненавидит науку именно за ее «мужское» лицо.

Тем не менее в современной российской науке (и в высшей школе, как одной из главных сфер занятости специалистов высшей квалификации) происходят интенсивные и важные для судьбы отечественной науки процессы, принципиально меняющие численность научных кадров, их квалификационный, возрастной и тендерный состав, что непосредственно сказывается на производстве научного знания, состоянии отечественной.

19 Кесслер-Хэррис Э. Женский труд и социальный порядок / Антология тендерной теории / Под ред. Е. Гаповой и А.Усмановой. Минск: Пропилеи, 2001. Джоан Хубер Теория тендерной стратификации — там жеБелл Хуке Феминистская теория: от края к центру — там жеВулли Ф. Феминистский вызов неоклассической экономической теории // THESIS. Женщина, мужчина, семья., 1994, вып. 6. Bagilhole В. Challenging Equal Opportunities: changing and adapting male hegemony in academia / Journal of Sociology of Education V. 23, N1. March 1,2002. P. 29.

OCl.

Foutain J. Constructing the information society: Women, information technology and desing // Technology in soc. -N.Y/. etc. 2000. — Vol. 38. N1. P. 45−62- Keller E.F. Reflection on gender and science. — New Heven: Yale Univ. press. 1985; Cowan R.S. Women and science // Social studies of scienceL., 1999. — Vol. 25- Harding S. Whose science? Whose knowledge? Thinking from women’s lives.- N.Y.: Cornell Univ. press, 1991; Link A., Link J. Women in science: An exploratory analysis of trend in the United States // Science a. pub. Policy. -Guildford, 1999. — Vol. 26, N 6. науки и высшей школы. Эти новые явления должны быть изучены и осмыслены.

Предметом диссертационного исследования являются механизмы и факторы, способствующие или препятствующие движению к тендерному равенству в системе образования и в научном сообществе специалистов высшей квалификации.

Объект исследования — современная система подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура) в России как механизм сохранения и/или воспроизводства тендерного неравенства в научно-педагогическом сообществе.

Гипотезы исследования.

1. Мировое научное сообщество вплоть до второй половины XX века оставалось маскулинизированным и препятствовало интеграции в него женской части общества, поддерживало предрассудки о «неспособности женщин к научным занятиям», дискриминировало женщин-ученых.

2. В сознании как мужской, так и женской частей российского научно-педагогического сообщества продолжают сохраняться исторически сложившиеся представления о естественности и оправданности приниженного положения женщин в науке. Такое мировоззрение кандидатов и докторов наук — наиболее квалифицированного ядра научно-педагогических работников — обусловливает пассивность в практической реализации идей тендерного равенства и сохраняет статус кво в положении женщин в науке и высшей школе.

3. В начале XXI века отечественная система подготовки научных кадров высшей квалификации (аспирантура) «работает» в целом на тендерную сбалансированность научной смены, создавая вместе с тем образовательные предпосылки тендерной сегрегации женщин.

4. Тендерное неравенство в отечественной науке и высшей школе на уровне обладателей ученых степеней и званий снижается стихийным способом — миграцией из науки и высшей школы (внешней и внутренней) преимущественно мужской части молодых ученых.

5. Аспирантура, оставаясь де-юре самой распространенной и эффективной формой подготовки научных кадров высшей квалификации, де-факто приобретает в современных условиях новые функции: интеллектуализации общества в целом, способа уклонения юношей от службы в армии, формы престижного потребления (ученая степень как сертификат «интеллектуальной полноценности» ее обладателя), как способа снижения напряженности в молодежном сегменте рынка труда и др., что негативно сказывается на реализации аспирантурой основной целевой функцииформирования кадрового потенциала отечественной науки.

Теоретико-методологической базой исследования является активистский, ресурсный и тендерный подходы, позволяющие выделять механизмы и факторы успешности той или иной деятельности и феминистская критика (либерального направления) положения женщин в научно-педагогическом сообществе, теория стратификации.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Впервые дано системное описание механизмов и факторов воспроизводства тендерного неравенства системой образования (общего, профессионального, высшего и послевузовского), распределяющей мужчин и женщин — кандидатов наук по неравноценным научным отраслям.

2. Чрезмерная феминизация науки и высшей школы (равно как и других отраслей экономики России) не должна сегодня интерпретироваться как преодоление дискриминации женщин в этих сферах деятельности. Это явление тендерной сегрегации, обусловленное уходом мужчин из малопрестижных и низкооплачиваемых сфер трудовой деятельности, к каким сегодня относятся наука и образование.

3. Увеличение представительства женщин-ученых среди творцов науки является благом для нее, поскольку способствует преодолению одностороннего «мужского взгляда» на производство научного знания.

4. Эмпирически показано расширение функций аспирантуры, что негативно сказывается на выполнении ею целевой функции — подготовки кадров высшей квалификации для науки и высшей школы.

5. Для достижения тендерной сбалансированности в научной сфере и высшей школе на уровне кандидатов и докторов наук необходимо проведение в отечественных вузах, академических учреждениях и НИИ политики равных возможностей («equal opportunities») мужчин и женщин.

Эмпирической базой диссертационной работы является вторичный анализ данных социологических исследований системы высшего и послевузовского профессионального образования, проведенных в Нижегородском госуниверситете им. Н. И. Лобачевского и Нижегородском отделе Института социологии РАН в 1999 -2004гг.:

1. «Нижегородцы на рубеже тысячелетий» — изучение трансформации образа жизни нижегородцев в последнее десятилетие. Научный рук. — к.ф.н., доц. Балабанов С. С. Опрошено 1696 чел в Нижегородской области 18 лет и старше по многоступенчатой гнездовой, случайной выборке.

2. «Нижегородское студенчество на рубеже веков». Изучение образа жизни студентов Нижегородской области накануне третьего тысячелетия. Научный руководитель — д.и.н., проф. Саралиева З. Х. В 2000 г. опрошено 2216 студентов вторых и четвертых курсов дневных отделений 15 государственных вузов Нижегородской области.

3. Проект «Активизация подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в Приволжском Федеральном округе. Научно-методические основы и информационно-аналитическое обеспечение». Программа Министерства образования РФ: «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала». Подпрограмма 2: «Формирование кадрового потенциала науки и управление научно-техническим развитием регионов». Научный руководитель д.х.н., проф. Максимов Г. А. 2000;2001гг. В ходе выполнения социологической части проекта опрошено 547 студентов четвертых курсов, 345 аспирантов и 246 доцентов и докторов наук пяти университетов ПФО: Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, Нижегородского технического университета, Саратовского госуниверситета, Ижевского госуниверситета, Ульяновского госуниверситета.

4. Социологический мониторинг аспирантов и молодых ученых Нижегородской области — участников ежегодных «Научных сессий студентов, аспирантов и молодых ученых Нижегородской области» 20 002 003гг. Научный руководитель — к.ф.н., доц. Балабанов С. С. Опрошено 418 студентов, аспирантов и молодых ученых Нижегородской области.

5. Проект «Гендерные аспекты воспроизводства научно-педагогических кадров высшей школы в регионе» Программы Министерства образования РФ: «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала». Подпрограмма 3: «Научно-организационные основы реализации региональной научно-технической политики высшей школы». Раздел: Гендерные исследования. Научный руководитель — д.и.н., профессор Саралиева З. Х. Проведен опрос 157 преподавателей-кандидатов наук 9 вузов в европейской части России в 2001;2002 учебном году.

6. Проект «Юные таланты» Института социологии РАН и Министерства образования и науки Нижегородской области. Научный руководитель — зав. отделом ИС РАН, к.ф.н., доц. Балабанов С. С. Опрошено 564 участника областного тура Всероссийской олимпиады школьников Нижегородской области по общеобразовательным предметам. 2003;2004 уч. год (10−11-е классы).

Кроме того, широко использованы статистические данные Госкомстата СССР, РСФСР и России, а также Нижегородского областного комитета по государственной статистике, материалы ВАК России, разработки Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) Минпромнауки и РАН по статистике высшего образования, Центра социального прогнозирования Министерства образования РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Мировое научное сообщество вплоть до второй половины XX века оставалось маскулинизированным и препятствовало интеграции в него женской части общества, поддерживало предрассудки о «неспособности женщин к научным занятиям», дискриминировало женщин-ученых.

2. В сознании как мужской так и женской частей российского научно-педагогического сообщества продолжают сохраняться исторически сложившиеся представленния о естественности и оправданности приниженного положения женщин в науке. Такое мировоззрение самого квалифицированного ядра научно-педагогических работниковобусловливает пассивность в практической реализации идей тендерного равенства и сохраняет статус кво в положении женщин науке и высшей школе.

3. В начале XXI века отечественная система подготовки научных кадров высшей квалификации (аспирантура) «работает» в целом на тендерную сбалансированность научной смены, создавая вместе с тем, образовательные предпосылки тендерной сегрегации женщин в наиболее значимых и перспективных отраслях научного знания.

4. Тендерное неравенство в отечественной науке и высшей школе на уровне обладателей ученых степеней и званий снижается стихийным способом — миграцией из науки и высшей школы (внешней и внутренней) преимущественно мужской части молодых ученых.

5. Аспирантура, оставаясь де юре самой распространенной и эффективной формой подготовки научных кадров высшей квалификации, де факто приобретает в современных условиях новые функции: интеллектуализации общества в целом, способа отсрочки юношей от службы в армии, формы престижного потребления (ученая степень как сертификат «интеллектуальной полноценности», как способа снижения напряженности на молодежном сегменте рынка труда и др., что негативно сказывается на реализации ею основной целевой функции — формирования кадрового потенциала отечественной науки.

6. Значительная гендерная асимметрия среди специалистов высшей квалификации в различных отраслях научного знания негативно сказывается на развитии тех или иных наук, поскольку закрепляет односторонний (однобокий) мужской /женский взгляд на научное творчество, способ мышления.

Проведенное исследование, ориентированное на изучении роли отечественной системы послевузовского профессионального образования в воспроизводстве / преодоления) тендерного неравенства в научном сообществе, показало, что сегодня в России общеобразовательная и высшая школа работают в целом скорее на достижение тендерного равенства в процессе подготовки научных кадров. В то же время в системе образования закладываются основы тендерной сегрегации в научном сообществе, когда высококвалифицированная часть научных и научно-педагогических работников женского пола накапливается в наименее престижных и наименее оплачиваемых областях научного знания (филологические, педагогические, искусствоведческие.). Во многих областях наук тендерное неравенство нивелировалось. В компьютерном программировании усилилось. Мужское доминирование кандидатов и докторов наук еще велико в точных и технических науках, т. е. в тех областях, которые определяют развитие информационных технологий.

В должностной иерархии в научном мире России не произошло заметных позитивных сдвигов — мужчины по-прежнему преобладают на высших должностных позициях. Женщины составляют большинство рядовых работников, у них нет возможностей влиять на принятие решений и снизить дискриминацию женщин.

Роль аспирантуры в уменьшении или воспроизводстве тендерного неравенства носит двойственный характер. С одной стороны, бесспорна главная роль аспирантуры в воспроизводстве высококвалифицированной части научных кадров. С другой стороны, новые поколения студентов и аспирантов в немалой степени «заражены» патриархальными взглядами на социальные роли женщины в обществе, выбирают соответствующие жизненные курсы и практики, которые воспроизводят тендерное неравенство в науке. Научное сообщество, увы!, не являет собой пример той социально-профессиональной группы российского общества, которая лидирует в обеспечении фактического равенства мужчин и женщин в научном мире.

Система образования может и должна быть сегодня главным инструментом внесения в общественное сознание идеи равенства мужчин и женщин, но, как показывают исследования, она сама воспроизводит патриархатные идеи о «естественном» предназначении женщин, освящает двойную нагрузку женщин, четко распределяет тендерные роли и зависимое положение женщин. «Скрытый учебный план» также работает на воспроизводство жизненных практик, затрудняющих развитие и реализацию женщинами личностного потенциала.

Феминисткая критика многовековых установлений еще не оказывает существенного влияния как на женщин так и на мужчин, в силу слабой трансляции идей феминизма через СМИ. Если говорить о научном сообществе, то здесь на уровне сознания различия в принятии феминистских идей различия между мужчинами и женщинами хотя и существуют, но они не сильно дифференцированы. Нельзя приписывать женщинам либеральные взгляды на женский вопрос, а мужчинам — патриархальный. Немалая часть женщин даже в научном мире убеждена в естественности существующего тендерного неравенства.

Для преодоления тендерного неравенства в российском обществе необходимо не только тендерное образование населения и, в первую очередь, педагогических работников, но и работающие механизмы продвижения женщин в политику, в престижные и высокооплачиваемые сферы экономики, понимание и повышение значимости преображенного домашнего женского труда, создающего главное богатство общества — новые поколения детей.

Опыт западных стран показывает, что принятие соответствующих законодательных актов о равноправии мужчин и женщин не гарантирует снижения дискриминации женщин, тогда как реализуемая на государственном уровне политика равных возможностей приносит свои плоды и увеличивает, присутствие женщин в обществе, повышает их значимость в общественной жизни.

В России необходим закон о реализации прав женщин, в котором был бы прописан механизм реализации этих прав и формы контроля за процессом снижения дискриминации женщин, создания на Федеральном уровне органа, отслеживающего нарушения прав женщин, а в организациях и учрежденияхсоздание института представителей женской общественности, фиксирующих, как конкретно руководство исполняет принятые обязательства реализации политики равных прав и возможностей.

Увеличение присутствия женщин в престижных видах человеческой деятельности — не самоцель. Количественный рост дает в итоге качественные результаты. Во-первых, увеличение численности женщин в той или иной области профессиональной деятельности приводит к тому, что эта область претерпевает фундаментальные измененияво-вторых, ни одно их этих изменений не происходит естественным, эволюционным путем, хотя сейчас они и могут восприниматься как неизбежные и обоснованные.

Заслуга феминистких критиков науки в том, что им удалось выявить те механизмы, посредством которых верования и стереотипы, касающиеся пола и расы, вмешиваются в производство научных знаний.

Диссертационное исследование породило больше новых вопросов, чем ответило на поставленные в начале исследовательской работе. Один из главных, как нам кажется, не получивших ответа, это тендерное воспитание и образование в младших классах школы. Чем раньше сами дети поймут несправедливость и неправильность приписывания и распределения неравнозначных социальных ролей между тендерами, тем быстрее будет движение к равным правам, равным возможностям и равным результатам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Тендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.
  2. М., Минин В., Либкинд А., Гохберг Л., Терехов А. Хроника распада // «Поиск». 2003. — № 10 (720). — С. 9.
  3. В.Ф. Интеллект и социум: введение в социологию интеллекта. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. 436с.
  4. А.Л., Дмитриев Н. М. Зарубежные научно-учебные стажировки. -М.: ЦСП, 2003.- 140 с.
  5. А.Г. Мир образования. В кн.: Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж, 1996. — 229 с.
  6. С. Влияние советского тендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социологические исследования, 2000. № 11.
  7. С. Утверждение мужской идентичности на рынке труда современной России // Рубеж, 2001. № 16−17.
  8. Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики ^ // Социологические исследования-1997 -№ 7. С. 56−67.
  9. С.С. Социальная структура и социальная стратификация.// Социологический журнал. 1995 № 2. — С. 114−122.
  10. С.С. Типологизация аспирантов университетов Приволжского Федерального округа // Прикладная статистика в социально-экономических проблемах. Материалы Международной конференции
  11. Н.Новгород, 14−15 февр. 2003 г.) В 2-х томах. / Под ред. З.Х.-М. Саралиевой, Н. Р. Стронгиной. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского. 2003. С.199−203.
  12. С.С. Типология аспирантов // Материалы Всерос. научной конфер. «Россия на пути к демократии и устойчивому развитию: характер общества и его пособность к модернизации» 1−3 апреля 2003 г. Тула. Тульский гос. технич. ун-т. Тула. 2003. С. 28−33.
  13. С.С., Бедный Б. И., Козлов Е. В., Максимов Г. А. Многомерная типология аспирантов // Социологический журнал. -2003. № 3. — С. 71— 85.
  14. С.Ю., Радаев В. В. Легенда о тендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России 2000. — № 4.
  15. М.Е. Тендерные аспекты экономической отдачи платного высшего образования. // Социологические исследования. 2002. — № 11. -С.
  16. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1995. -№ 3.
  17. .И., Козлов Е. В. Российская наука в зеркале публикаций // Мир библиографии. 2002.- № 4.- С.36−41.
  18. .И., Козлов Е. В., Максимов Г. А., Хохлов А. Ф. Диагностика потенциала подготовки научных кадров вуза. // Высшее образование в России. -2003. № 4. 3036.
  19. .И., Шейнфельд И. В., Балабанов С. С., Козлов Е. П. Маркетинговая подготовка молодых ученых // Социологические исследования. -2004. № 1. -С. 118.
  20. О.В. Тендерная статистика занятости населения / Материалы круглого стола. Н.Новгород. 2001. 46 с.
  21. Д. Социальные рамки информационного общества. Сокр. пер. Ю. В. Никуличева. / Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П. С. Гуревича. М., 1988. — 69 с.
  22. Г. Ф., Горшкова И. Д. Университетские женщины: социологический автопортрет. М., 2000.
  23. А.П. Российская наука: состояние и перспективы //Социологические исследования. 2000. — № 3. — С.
  24. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 479 с.
  25. Ш. Гендерная психология.СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-320 с.
  26. И.Ф. Эффективность подготовки молодых ученых. // Социологические исследования. 1998. — № 9. — С.
  27. П. Социология политики М.: 1993
  28. П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир // Бурдье П. Начала. М., 1994. С. 208−221.
  29. И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях/УСоцис. 2000. — № 4. — С. 21−26.
  30. А. Социально-экономические проблемы российской науки: долгосрочные аспекты развития // Вопросы экономики???
  31. И.В., Сорокина Н. Д. Высшее образование в современном мире // Человек и современный мир. М.- ИНФРА-М, 2002. С. 418 — 440.
  32. И.А. Политический консенсус в гуманитарном диалоге культур // Вопросы философии. 1996. — № 8. — С. 12−21.
  33. Д.И. Пути совершенствования аспирантуры // Вестник высшей школы. 1980.-№ 2. С. 23−31.
  34. Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. № 1. С. 5−26.
  35. М. Наука как профессия и призвание / Пер. с нем. А. Ф. Филиппова, Гайденко //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707−735.
  36. Л.П. Еще раз об «утечке умов» // Вестник РАН. 2002, № 9. С. 33−41.
  37. Л.П. Интеллектуальная миграция: уехать или остаться /Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ / Ред.-сост. Д. Л. Константиновский, Л. П. Веревкин. .М: ЦСП, 2003. — С. 300−311.47.
Заполнить форму текущей работой