Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности: На материале исследования удмуртского этноса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую остроту сегодня приобретает изучение проблемы согласования/рассогласования социальных и культурных ценностей личности в поликультурной среде, обусловленная рядом причин: интенсификация межэтнических контактов (экономические и образовательные миграции), переселение сельских жителей в города, а также кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ КАК РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Основные подходы к изучению ценностей в зарубежной психологии
    • 1. 2. Ценности в смысловой сфере личности
    • 1. 3. Теоретические подходы к исследованию ценностей в зарубежной и отечественной кросс-культурной психологии
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация и этапы исследования
    • 2. 2. Методики исследования
      • 2. 2. 1. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича (Ю/Б)
      • 2. 2. 2. Опросник изучения базовых культурных ценностей С. Шварца
      • 2. 2. 3. Методика «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» Е.Б.Фанталовой
      • 2. 2. 4. Методика многофакторного исследования личности
  • Р. Кеттелла (№ 187)
    • 2. 2. 5. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
    • 2. 2. 6. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса
    • 2. 2. 7. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера
    • 2. 3. Математико-статистические методы обработки результатов исследования
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Результаты исследования ценностных предпочтений испытуемых с ф согласованной структурой ценностей
    • 3. 2. Результаты исследования ценностных предпочтений испытуемых с рассогласованной структурой ценностей
    • 3. 3. Сравнительно-сопоставительный анализ культурных и социальных ценностей испытуемых с согласованной и рассогласованной структурой ценностей
    • 3. 4. Результаты исследования эффектов и взаимодействий ценностного и регионального факторов
      • 3. 4. 1. Эффекты согласованности ценностей
      • 3. 4. 2. Эффекты регионального фактора 3.4.3.Взаимодействие ценностного и регионального факторов
    • 3. 5. Сравнительно-сопоставительный анализ поведенческих паттернов респондентов с согласованной/рассогласованной структурами ценностей
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности: На материале исследования удмуртского этноса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Проблема изучения ценностей является одной из центральных в общей психологии и психологии личности. Несмотря на огромное количество работ, понимание ценностей — их природы, функций, социальных и культурных аспектов, особенностей проявления в различных сферах жизнедеятельности человека и в его отношениях с другими людьминуждается в дальнейшем изучении и осмыслении.

До сих пор в психологии нет единого мнения относительно того, что такое ценность. Существует несколько подходов к пониманию ценностей: ценность как атрибут абстрактного ценного (С.Л.Рубинштейн, 2001) и ценность как атрибут конкретного объекта и явления (М.И.Бобнева, 1978,.

B.М.Бызова, 1998, Н. М. Лебедева, 2000, Д. А. Леонтьев, 1999, Б. Ф. Братусь, 2002, КТ. БеаШег, 1995, М. ЫокеасЬ, 1968, З.Н.ЗсЪлуаЛг, А. ВагсН, 2001) — ценность как надындивидуальная реальность (И.А.Джидарьян, 2001,.

C.Л.Рубинштейн, 2001) и ценность, одновременно, и как надындивидуальная реальность, и как первичное аффективно-смысловое образование, и как индивидуально-психологическое образование (Т.М.Буякас, О. Г. Зевина, 1997, М. И. Бобнева, 1978, В. М. Бызова, 1998, Н. М. Лебедева, 2000, Д. А. Леонтьев, 1999, М-ЯокеасЬ, 1968, З-Н-ЗсИлуайг, 2001) — ценность как механизм социального контроля (В.А.Бодров, Г. В. Ложкин, А. Н. Плющ, 2001, Ю. А. Гаюрова, 2002, КТ. РеаЛег, 1995, М-ЯокеасЬ, 1968), как мотивирующая структура личности (А.Г.Асмолов, 2002, В. М. Бызова, 1998, Е. Ю. Пятаева, 1983, Н. М. Лебедева, 2000, Д. А. Леонтьев, 1997, З.Н.ЗсЬлуаЛг, 2001), ценность как источник и носитель личностно-значимых смыслов (Г.Л.Будинайте, Т. В. Корнилова, 1993, Д. А. Леонтьев, 1999). В литературе имеются данные о ценностных ориентациях как опосредующем звене в интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, 1986, Н. А. Кирилова, 2000).

Современные психологи, обращаются к проблеме смыслопорождающей, смыслообразующей активности, которая определяется ценностной направленностью личности (А.А.Волочков, 2004, 2005) — к проблеме формирования и развития ценностных ориентаций, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам (A.B.Серый, 1996, 1998; М. С. Яницкий, 1997, 1998,).

Особую остроту сегодня приобретает изучение проблемы согласования/рассогласования социальных и культурных ценностей личности в поликультурной среде, обусловленная рядом причин: интенсификация межэтнических контактов (экономические и образовательные миграции), переселение сельских жителей в города, а также кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества, влекущие за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей (А.Г.Здравомыслов, 1996, Н. М. Лебедева, 1999, Д. А. Леонтьев, 2002, А. В. Сухарев, 2002). Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании современной молодежи (Г.М.Андреева, 1998, Г. У. Солдатова, 2002, Т. Г. Стефаненко, 2004, Н. М. Лебедева, 1999, 2000, 2001, 2003;, 2005, А. В. Сухарев, 2002, 2003, 2005, В. Ю. Хотинец, 2002, 2004). В психологии нет единого мнения по поводу понимания сущности согласованности (рассогласования/согласования) ценностей. В меньшей степени изучено рассогласование/согласование ценностей с включением социальных и культурных компонентов. Не изучена регулирующая функция данного явления в поведенческой сфере.

Попытка восполнить обозначенные пробелы в области исследований обусловленности поведения согласованностью социальных и культурных ценностей личности определяет актуальность настоящей работы.

Объект исследования: ценностно-мотивационная сфера личности.

Предмет исследования: согласованность (рассогласование/ согласование) социальных и культурных ценностей в регуляции поведения представителей удмуртского этноса. Гипотезой исследования стало предположение о том, что приобщение к иной социокультурной среде приводит к рассогласованию между культурными и социальными ценностями в ценностно-мотивационной сфере личности, обусловливающему поведение этнических субъектов.

Основная гипотеза конкретизируется в ряде частных гипотез:

1) рассогласование социальных и культурных ценностей выражается во внутренних конфликтах (ощущение невозможности достижения значимых ценностей) и внутренних вакуумах (состояние внутренней опустошенности, снижение побуждений).

2) рассогласование/согласование социальных и культурных ценностей приводит к изменениям в поведенческой сфере личности (оказывает эффекты на поведенческие паттерны).

3) согласованность социальных и культурных ценностей обусловливает поведение личности, характеризующееся противоречивостью и дезадаптивностью проявлений при рассогласовании ценностейне противоречивостью и адаптивностью поведенческих проявлений при согласовании ценностей.

Цель исследования: изучение рассогласования/согласования социальных и культурных ценностей и их проявление в поведенческой сфере личности.

Данная цель определила следующие задачи исследования:

1. Исследовать социальные и культурные ценности представителей удмуртского этноса (городской, сельской молодежи, молодежи приехавшей из сельской местности в город);

2. Провести сравнительно-сопоставительный анализ социальных ценностей и базовых ценностей культуры представителей удмуртской этногруппы с учетом регионального признака;

3. Выявить рассогласованную/согласованную структуру социальных и культурных ценностей у представителей удмуртского этноса (городской, сельской молодежи, молодежи приехавшей из сельской местности в город) — 4. Исследовать характер и степень расхождения между «ценным» и «доступным» в основных жизненных сферах у респондентов с согласованной и рассогласованной структурой социальных и культурных ценностей;

5. Определить эффекты рассогласования/согласования социальных и культурных ценностей на поведенческие паттерны;

6. Выявить обусловленность поведения рассогласованием/ согласованием социальных и культурных ценностей представителей удмуртской этногруппы.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— общепсихологическая теория деятельности, представленная субъектно-деятельностной концепцией С. Л. Рубинштейна (принцип единства сознания и деятельности, принцип субъектности), деятельностной психологической теорией А. Н. Леонтьева;

— культурно-историческая теория Л. С. Выготского (принцип культурного опосредствования психики, поведения, сознания);

— концепция ценностей и личностных смыслов А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева;

— концепция метаиндивидуального этнического мира В. Ю. Хотинец.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявлена структура базового ядра ценностей личности при рассогласовании социальных и культурных ценностей, которая характеризуется противоречивостью ценностно-мотивационных блоков, отличается в большей степени преобладанием ценностей индивидуальных предпочтений, отвержением ценностей социальной направленности и культурных традиций, а также характеризуется противоречивостью в значимости идентичных социальных и культурных ценностей. Впервые обнаружено, что рассогласование ценностей приводит к изменению поведения этнических субъектов, характеризующегося противоречивостью поведенческих паттернов и дизъюнктивностью проявлений.

Теоретическое значение работы заключается в обогащении теоретических знаний по проблеме рассогласования/согласования социальных и культурных ценностей: уточнено определение рассогласования ценностей, выделены показатели, структура рассогласования/согласования ценностей. Установлено, что приобщение к иной социокультурной среде приводит к рассогласованию между культурными и социальными ценностями у представителей удмуртского этноса. Обнаружено, что рассогласование социальных и культурных ценностей выражается во внутренних конфликтах и внутренних вакуумах, связанных с недоступностью реализации значимых жизненных сфер в новых условиях. Выявлена регулирующая функция рассогласования/согласования ценностей в поведенческой сфере этнических субъектов.

Практическое значение работы: эмпирически выявлены показатели рассогласования социальных и культурных ценностей, что позволит в практической деятельности психолога (консультирование, активные методы социально-психологического обучения, общекультурные и межкультурные тренинги, культурно-моделирующие игры) осуществлять научно обоснованное сопровождение психологической адаптации личности к иной социокультурной среде, отслеживать и предупреждать рассогласование социальных и культурных ценностей у студентов, приехавших учиться в новую социокультурную среду. Материалы диссертации могут быть использованы в системе образования: применяться при проведении лекционных и практических занятий по дисциплинам, включающим этнорегиональный компонент: этнопсихология, этнопедагогика, этнологияв сфере исследовательской деятельности при проведении этнопсихологических и кросскультурных исследований по данной проблеме: предложена модель эмпирического исследования рассогласования/согласования социальных и культурных ценностей, а также математико-статистическая модель обработки данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Приобщение к иной социокультурной среде приводит к рассогласованию между культурными и социальными ценностями, регулирующему поведение этнических субъектов. При рассогласовании ценностей базовое ядро ценностей личности отличается противоречивостьюрасхождением по значимости идентичных социальных и культурных ценностей. Согласование социальных и культурных ценностей характеризуется непротиворечивой системой ценностей, совпадением по значимости идентичных ценностей социума и ценностей культуры.

2. Процесс трансформации базовых культурных ценностей, замена их ценностями социума приводит к возникновению рассогласований в ценностной сфере личности, выражающихся во внутренних вакуумах (состояние внутренней опустошенности, снижение, отсутствие побуждений) и внутренних конфликтах (ощущение невозможности достижения значимых ценностей).

3. Рассогласование социальных и культурных ценностей приводит к изменениям в поведенческой сфере личности (оказывает эффекты на поведенческие паттерны), характеризующимся дизъюнктивными проявлениями: приводит к росту доминантности, подозрительности, тревожности, соперничестваснижению нормативности поведения и сотрудничества.

4. Рассогласование социальных и культурных ценностей обусловливает нестабильность поведения личности, отличающегося противоречивостью поведенческих паттернов (доминантность и дружелюбие, независимость и сознательная конформность, сотрудничество и соперничество), и имеющего как дезадаптивные (тревожность, подозрительность, несогласие с общепринятыми нормами), так и адаптивные проявления (активность, общительность, дружелюбие, гибкость). Согласование ценностей обусловливает непротиворечивость и адаптивность проявлений в поведенческой сфере личности (уверенность в себе, энергичность, нормативность поведения, сотрудничество, способность уступать и подчиняться). Процесс трансформации базовых культурных ценностей, замена их ценностями социума приводит к возникновению рассогласований в ценностной сфере личности, заключающихся во внутренних вакуумах (состояние внутренней опустошенности, снижение, отсутствие побуждений) и внутренних конфликтах (ощущение невозможности достижения значимых ценностей).

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на Региональной научно-практической конференции «XIX Мерлинские чтения» (г.Пермь, 2004), на Международной научно-практической конференции «Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности» (г.Ижевск, 2004), на Международной научно-практической конференции «Социально-экономические и политические условия развития гражданского общества в современной России» (г.Ижевск, 2005), на Межрегиональной научно-практической конференции «XIX Мерлинские чтения. В. С. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека» (г.Пермь, 2005), Всероссийская научно-практическая конференция «Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе» (г. Набережные.

Челны, 2005). По теме исследования в психологических изданиях опубликовано 7 работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 3 глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 182 страницах: объем основной части — 159 страниц, приложений — 23 страницы. Работа содержит 33 таблицы и 16 рисунков.

Список литературы

насчитывает 187 наименований, в том числе 29 на иностранном языке.

ВЫВОДЫ.

Полученные результаты позволили сформулировать следующие основные выводы.

1. Приобщение к иной социокультурной среде характеризуется трансформацией базовых культурных ценностей — заменой их ценностями социума и приводит к рассогласованиям между культурными и социальными ценностями в ценностно-мотивационной сфере личности. Согласованность социальных и культурных ценностей представляет собой континуум от рассогласования до согласования ценностей, в котором рассогласование ценностей проявляется через расхождение по значимости идентичных социальных и культурных ценностей, представленных в базовом ядре ценностей личности. Согласование ценностей характеризуется совпадением по значимости идентичных ценностей в системе ценностей культуры и ценностей социума.

2. Выявлено базовое ядро ценностей личности при рассогласовании и согласовании социальных и культурных ценностей. Базовое ядро ценностей личности при рассогласовании социальных и культурных ценностей отличается в большей степени преобладанием ценностей индивидуальных предпочтений, отвержением ценностей социальной направленности и культурных традиций.

3. Установлено, что рассогласованная структура ценностей испытуемых, приобщающихся к иной социокультурной среде, представлена одновременно ценностями противоречивых мотивационных блоков: Сохранение (Безопасность, Конформность, Традиция) и Изменение (Стимулирование, Саморегуляция), выражающих явную оппозицию между ценностями автономии взглядов и действий индивида и ценностями сохранения традиций, поддержания стабильности обществаСамоопределение (Универсализм, Благожелательность) и Самовозвышение (Власть, Достиэюение, Гедонизм), выражающих оппозицию между заботой о благе других и стремлением к доминированию над другими. У испытуемых с согласованной структурой социальных и культурных ценностей выявленные противоречия отсутствуют.

4. Обнаружено, что рассогласование социальных и культурных ценностей выражается во внутренних конфликтах (ощущение невозможности достижения значимых ценностей в новых социокультурных условиях) и внутренних вакуумах (ощущение избыточности возможностей достижения незначимых ценностей, состояние внутренней опустошенности, снижение побуждений). Выявленные рассогласования между «ценным» и «доступным» в сторону внутреннего конфликта относятся к культурным ценностям как жизненным принципам и социальным терминальным ценностям — целевым ценностям, выражающим важнейшие смыслы жизни людей. Рассогласования между «ценным» и «доступным» в сторону внутренних вакуумов относятся к культурным ценностям как жизненным принципам и социальным инструментальным ценностям, выражающим предпочтительные с личной и общественной точек зрения способы действия и поведения. Таким образом, рассогласование социальных и культурных ценностей в большей степени затрагивает целевые ценности личности, выражающие ее жизненные принципы, смыслы, которые обусловливают модели поведения.

5. Обнаружено, что согласованность социальных и культурных ценностей приводит к изменениям в поведенческой сфере и выполняет регулирующую функцию в поведении этнических субъектов. Рассогласование социальных и культурных ценностей испытуемых, приобщающихся к иной социокультурной среде, оказывает эффекты на поведенческие паттерны, отличающиеся дизъюнктивными проявлениями: подозрительностью, тревожностью, доминантностью, соперничествомзаниженной нормативностью поведения, завышенной социальной сопротивляемостью. Фактор приобщения к иной социокультурной среде приводит к повышению нонконформизма. Рассогласование социальных и культурных ценностей в ходе приобщения к иной социокультурной среде приводит к снижению социальной смелости: социальной активности и социального взаимодействия.

6. Выявлено, что для испытуемых с рассогласованием социальных и культурных ценностей характерны как типичные этнопсихологические особенности, так и активностные психологические свойства, востребованные современным обществом. При этом обнаружены поведенческие паттерны, отличающиеся противоречивостью (доминантность и дружелюбие, независимость и сознательная конформность, сотрудничество и соперничество, уверенность и тревожность), а также дезадаптивностью (тревожность, подозрительность, несогласие с общепринятыми нормами) и адаптивностью проявлений (активность, общительность, дружелюбие, гибкость). Для испытуемых с согласованной структурой социальных и культурных ценностей характерны устойчивые этнопсихологические особенности с адаптивностью поведенческих проявлений (нормативность поведения, уверенность в себе, энергичность, способность уступать и подчиняться, сотрудничество). Рассогласование как противоречие в ценностно-мотивационной сфере личности выступает в качестве движущей силы развития самой ценностно-мотивационной сферы, обусловливающей в дальнейшем поведение личности. Таким образом, полагаем, что рассогласование/согласование социальных и культурных ценностей является механизмом регуляции поведения этнических субъектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. К. О понятии ценность //Вопр. филос. 2002. № 3. С. 139 -146.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения//Психология личности: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002. Т. 2. С. 301—330.
  3. Абульханова-Славская К. А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других //Психол. журн. 2001. Т. 22. № 5. С. 38—47.
  4. А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара Москва, 2000. — 336 с.
  5. А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 296 с.
  6. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63−70.
  7. .С. Ценностное многообразие и ценностная унификация в развитии культуры.//Реалии и перспективы психологической науки и практики в Российском обществе. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Набережные Челны, 2005. С. 94−97.
  8. .Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. 1. М., 1980. 232 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 232 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 338 с.
  11. Г. М. Социальная психология. М., 1988. 432 с.
  12. Ю. В., Дробижева Л. М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987. 281 с.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.
  14. А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования //Вопр. психол. 1986. № 1. С. 28−40.
  15. А.Г. Психология личности. М., 1990. 463с.
  16. А.Г. Культурноисторическая психология и конструирование миров. М., 1996. 278с.
  17. М.В. Полимодальное Я: этнический и кросскультурный аспекты (на материале удмуртских и русских студентов): Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Пермь, 2004.
  18. Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1986.
  19. В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 185с.
  20. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -312 с.
  21. В.А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности//Психол. журн. 2001. Т. 22. № 2. С. 90 100.
  22. .С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. 60 с.
  23. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психол. журн. 1999. Т. 20. № 5. С. 38−44.
  24. Е.Е. Психологическая адаптация к иной социокультурной среде (на материале исследования удмуртского и коми-пермяцкого этносов): Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Пермь, 2004.
  25. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта//Вопр. психол. 1993. Т.14. № 5. С. 99−105.
  26. В. М. Жизненные ценности молодежи Республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект // Психол. журн. 2002. № 1. С. 101−112.
  27. Васи люк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
  28. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., Смысл, 1999. -378с.
  29. Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности//Вопр. психол. 2001. № 4. С. 131−133.
  30. А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психол. журн. 2004. № 2. С. 17−26.
  31. А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности I и смыслообразующая активность // Полисистемное исследованиеиндивидуальности человека/ Под ред. Б. А. Вяткина. М., 2005. 384с.
  32. В. Проблемы психологии народов. М., 2000. 384 с.
  33. Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
  34. .А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000. 179с.
  35. Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности-интолерантности//Идентичность и толерантность: Сб. статей/Отв. ред: Н. М. Лебедева. М., 2002. 416с.
  36. О.И. Художественные ценности в структуре образа жизни и окружающей среды//Общие проблемы искусства. М., 1985. -24с.
  37. М. Г. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопр. психол. 1994. № 3. С. 43—52.
  38. Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности//Психология личности в трудах отечественных психологов.1. М., 2001. С. 256 -269.
  39. В. В. Влияние культурных различий на адаптацию русских переселенцев из стран ближнего зарубежья в Россию // Психол журн. 2000. № 1. С. 78−86.
  40. В. В. Молодое поколение вынужденных переселенцев: восприятие агрессивного воздействия наркогенной субкультуры // Психол. журн. 2003. № 4. С. 19−28.
  41. Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.С. 102−109.
  42. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. 463 с.
  43. А. Г., Матвеева Л. В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях // Психол. журн. 2000. № 4. С. 98−106.
  44. А.Г. Возможности исследования ценностных ориентаций висторических обществах// Вопр. психол. 2002. № 3. С. 52−67.
  45. А. Г. Кросскультурный аспект категориальной структуры ценностных ориентаций на материале исторических текстов // Психол.журн. 2005. Т. 26. № 1. С. 46−55.
  46. И. А. Счастье4 в представлениях обыденного сознания // Психол. журн. 2000. № 2. С. 40−49.
  47. И. А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.:Алетейя, 2001. 242 с.
  48. Дильтей Описательная психология. Спб., 1995. 160с.
  49. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. 272 с.
  50. А.И. О ценностных отношениях личности // Совет, педагогика. 1974. № 5. С. 67−76.
  51. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. 128 с.
  52. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М., 1967. С. 44−45.
  53. О.Г. Ценность//Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 478−479.
  54. О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2002. -336с.
  55. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. 347 с.
  56. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. 222 с.
  57. А. Г. Межэтнические конфликты в постсоветском — пространстве. М.: Аспект Пресс, 1996. 286 с.
  58. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. -: 128 с.
  59. В. В. Понимание как проблема психологии человеческого ! бытия//Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2. С. 7—15.
  60. Идентичность и толерантность: Сб. статей/Отв.ред. Н. М. Лебедева. М., 2002.-416с.
  61. И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. М., 1979.-с. 252.
  62. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 356 с.
  63. В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004. 70 с.
  64. Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами//Вопр. психол. 2002. № 1. С. 26−37. .
  65. Н. А. Изучение ценностных ориентаций: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Пермь, 1995.
  66. H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников//Вопр. психол. 2000. № 4. С. 29−37.
  67. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа//Психол. журн. 1993. Т.14. № 4. С. 130−136.
  68. .С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника// Психологические особенности формирования личности школьника: Сб. науч. труд. М., 1983. С. 4−11.
  69. Т. JI. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения//Психол. журн. 2005. Т. 26. № 2. С. 5−15.
  70. Культура и развитие человека. Киев, 1989. 292 с.
  71. Культура: теории и проблемы. М., 1995. 354 с.
  72. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара, 2002. 400с.
  73. А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. — 271 с.
  74. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социол. ! исслед. 1996. № 5. С.3−23.
  75. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 3. С. 73−87.
  76. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре// Психол. журн. 2001. Т. 22. № 3. С. 26−36.
  77. Н. М., Татарко А. Н. Социально психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психол. журн. 2003. № 5. С. 31.
  78. Н. М., Татарко А. Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 3. С. 51−64.
  79. А.Н. Человек и культура. М., 1961. 396 с.
  80. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.
  81. Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / вступит, статья к — книге В. Франкл. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 5−22.
  82. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей//: Психол. журн. 1992. № 2. С. 43−56.
  83. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. -17 с.
  84. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестн Моск. унта. Сер. психология. № 4. 1996. С. 35 43
  85. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт: многомерной реконструкции//Вопр. философии. 1996. № 4. С. 15−25
  86. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестн Моск. унта. Сер. психология. № 1. 1997. С. 20 27.
  87. Д. А. Самореализация и сущностные силы человека //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.:1. Смысл, 1997. С. 156—177.
  88. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. 487 с.
  89. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.-485 с.
  90. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность иразвитие личности. М., 1989. С. 6−23.
  91. C.B. Историческая этнология. М., 1997. 158 с.
  92. C.B. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. 278 с.
  93. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. С. 108−118.
  94. Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. -416 с.
  95. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1987. -256 с.
  96. Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири). Метод. рук-во./Под ред. Л. Н. Собчик. М., 1990. 48 с.
  97. В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика). Автореф. дисс. .доктора, психол. наук. Новосибирск, 1999.
  98. В.Г., Соколов И. К. Зависимость профессиональных — предпочтений студентов технического ВУЗа от их индивидуальнотипологических особенностей/ Психол. журн, 1995. Т. 16. № 2. Ю1. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1998. 362с.
  99. А. Д. Математические методы психологического : исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004. 392с.
  100. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. 199с.
  101. Н. А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентации: личности // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 3. С. 25−37.
  102. Платонов Ю. П Основы этнической психологии. СПб., 2003. 452 с.
  103. Практическая психодиагностика /Под ред. Д. Я. Райгородского. М., ¦ 2004.- 672 с.
  104. Психологическая теория коллектива/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.- 239 с.
  105. Психологический словарь/ Под ред. Зинченко. М., 1968.
  106. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.
  107. С. JI. Основы общей психологии. СПб., 1999. 720 с.
  108. С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 416 с.
  109. А.П. Этнология. М., 2005. 382 с.
  110. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / - Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. 263 с.
  111. Э.А., Крысько B.C. Введение в этнопсихологию. М., 1996. -- 344 с.
  112. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. 360 с.
  113. А. П. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+,: 2002.-240 с.
  114. В. П., Исаев Е. И. Личность как реальность для других//Психология личности: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002. Т. 2. С. 489 508.
  115. Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей//Психол. журн. 1996. Т. 17. № 1. С. 157−167.
  116. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. 432 с.
  117. Э.В. Культура и личность. Л., 1972. 298 с.
  118. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.
  119. Г. У., Шайгерова JI. А. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психол. журнал. 2002. № 4. С. 66−81.
  120. Р., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. СПб., 2003.
  121. Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М., 2004. 368 с.
  122. В.В. Самосознание личности. М., 1999. 432 с.
  123. А.Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и тендерный аспекты//Журнал прикладной психол. 2003. № 6. С. 60−69.
  124. А. В. Этническая функция культуры и психические расстройства//Психол. журн. 1996. № 2. С. 129−136.
  125. А. В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания // Вопр. психол. 1996. № 4. С. 81−92.
  126. А. В. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара//Вопр. психол. 1997. № 3. С. 92−101.
  127. А. В., Кравченко О. Ф., Овчинников Е. В., Тимохин В. В., Шапорева А. А., Щербак С. Ю. Этнофункциональный подход ввоспитании и психопрофилактике//Психол. журн. 2003. № 5. С. 54−66.
  128. А. В. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к — проблеме образования в России // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 2. С. 91 101.
  129. A.B. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека// Вопр. психол. 2002. № 2. С. 40−57.
  130. O.A., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (Методические аспекты)// Мир психологии. 1998. № 3. С.80−90.
  131. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. 340 с.
  132. Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара. 2001.-128с.
  133. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / Под ред. В. Н. Гурова. М., 2004.
  134. В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982. С. 118−126.
  135. В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., Прогресс, 1990. 368 с.
  136. Фрейд 3. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Тбилиси., 1991. 425 с.
  137. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 447 с.
  138. Хекхаузен Мотивация и деятельность. Т 1−2. М., 1986. 862 с.
  139. В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. -240с.
  140. В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002. -124с.
  141. В.Ю. О согласовании ценностей в многообразии : культур//Вестн Удм. ун-та. Сер. психология и педагогика. № 11. 2004. С. 3.18.
  142. В. Ю. Психологические и кросскультурные факторы этнотипического поведения // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 2. С. 33−44.
  143. В.Ю. Психологические предпосылки построения общекультурного сообщества в полиэтническом регионе // Социальнаяполитика: история и современность: Сборник статей / под ред. К. Уиллиамса, Р. Хьюма, М. Ю. Малышева. Ижевск, 2005.
  144. Хотинец В.Ю. Co-бытие культур в пространстве отличительности.//Реалии и перспективы психологической науки и практики в Российском обществе. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Набережные Челны, 2005. С. 212−215.
  145. В.Ю. Теоретико-методологические основания и эмпирические исследования этнической индивидуальности// Полисистемное исследование индивидуальности человека/ Под ред. Б. А. Вяткина. М., 2005. 384с.
  146. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. / Институт этнологии и антропологии РАН. / Под ред. JI. М. Дробижевой. М., 1994. 236 с.
  147. Чучин-Русов А.Е. Культурно-исторический процесс: форма и содержание//Вопр. философии. 1996. № 4.
  148. А. В., Баранова Э. А. О связи ценностных ориентаций имассово-коммуникационных ориентаций //Психол. журн. 1999. Т. 20. № 3. С. 28 47.
  149. Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 5. С. 135−145.
  150. Л.Ф., Перевозная Т. А. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению//Психол. журн. 2003. Т. 24. № 3. С.66−71.
  151. Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. С. 55−60.
  152. Э. Два вида психологии // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.- 2-е изд. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1992. — 364 с.
  153. , А., & Schwarz, S. Н. (1996). Relations amond socio-political values in Eastern Europe: Effects of the communist experience? // Political Psychology, 17, pp 525−549.
  154. , M., & Schwarz, S. H. (1998). Value and voting // Political Psychology, 19, pp 17−40.
  155. , W., & Schwarz, S. H. (1994). Values and personality // European Journal of Personality, 8, pp 163−181.
  156. , A., & Schwarz, S. H. (2001). Value socialization in families of Israeli-born and Soviet-born adolescents in Israel // Journal of Cross Cultural Psychology, 32, pp 213−228.
  157. Prince-Gibson, E., & Schwarz, S. H. (1998). Value priorities and gender //: Social Psychology Quarterly, 61, pp 49−67.
  158. , S., & Schwarz, S. H. (1997). Church-state relations and the association of religiosity with values // Cross-Cultural Research, 31, pp 356- 375.
  159. Rokeach M. Beliefe, Attitudes and Values. A Theory of Organization and i Change. L., 1972.
  160. Ros, M., Schwarz, S. H., & Surkiss, S. (1999). Basic Individual values, work values, and the work meaning of work // Applied Psychology: An International Review, 48, pp 49−71.
  161. Sagiv, L, & Schwarz, S. H. (1995). Value priorities and readiness for out: group contact // Journal of Personality and Social Psychology, 69, pp 437 448.
  162. , L., & Schwarz, S. H. (2000). Value priorities and subjective well-being: Direct relation and congruity effects // European Journal of Social
  163. Psychology, 30, pp 177−198.
  164. Schmitt, M. J., Schwarz, S. H., Steyer, R., &. Schmitt, T. (1993). Measurement models for the Schwarz Values Inventory. // European Journal of Psychological Assessment, 9, pp 107−121.
  165. , S. H. (1994). Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues, 50, pp 19−45.
  166. Schwarz, S. H., Bardi, A. (2000). Moral dialogue across cultures: An empirical perspective // E. W. Lehman (Ed.) Autonomy and order: Acommunitarian anthology. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, pp. 155−184.
  167. Schwarz, S. H., Bardi, A. (2001). Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross Cultural Psychology, 32, pp 268: 290.
  168. , S. H., & Bilslcy, W. (1990). Toward a theory of the universal: content and structure of values: Extension and cross-cultural replications //
  169. Journal of Personality and Social Psychology, Reprinted in H. Inoue (Ed.). 58, pp 878−891.
  170. S.H., & Bilsky W. (1987) Toward a Uniwersal Psychological: Structure of Human Values//Journal of Personality and Social Psychology. Vol.53.-№ 3.-P.550−562.
  171. , S. H., & Huismans, S. (1995). Value priorities and religiosity in four Western religions // Social Psychology Quarterly, 58, pp 88−107.
  172. Schwarz, S. H., Lehmann, A., & Roccas, S. (1999). Multimethod probes of basic human values // J. Adamopoulos & Y. Kashima (Eds.) Social Psychology and Culture Context: Essays in Honor of Harry C. Triandis. Newbury Park, CA: Sage, pp 107−123.
  173. Schwarz, S. H., Melech, G., Lehmann, A., Burgess, S., & Harris, M. (2001). Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of Cross Cultural Psychology, 32, pp 519−542.
  174. Schwarz, S. H., Sagie, G. (2000). Value consensus and importance: A cross-national study // Journal of Cross-Cultural Psychology, 31, pp 329−3 61.
  175. , S. H., & Sagiv, L., Boehnke, IC. (2000). Worries and values // Journal of Personality, 68, pp 309−346.
  176. , S. H., & Sagiv, L. (1995). Identifying culture specifics in the: content and structure of values // Journal of Cross-Cultural Psychology, 26, pp 92−116.
  177. Schwarz, S. PI., Struch, N., & Bilsky, W. (1990). Values and intergroup social motives: A study of Israeli and German student // Social Psychology Quarterly, 53, pp 185−198.
  178. , S. H. (1992). Universal in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // In M. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 25) (pp. 1−65). New York: Academic1. Press.
  179. , S. H. (1996). Value priorities and behavior: Applying a theory of: integrated value systems. In C. Seligman, J. M. Olson, & M. P. Zanna (Eds.)
  180. The Psychology of Values: The Ontario Symposium, Vol. 8. Hillsdale, NJ: Erlbaum, pp 1−24.
  181. , S. H. (1995). Values. In A. S. R. Manstead & M. Hewstone (Eds.) // The Blackwell Encyclopedia of Social Psychology. Oxford: Basil Blackwell. Pp 665−667.
  182. Schwarz, S. H., Verkasalo, M., Antonovslcy, A., & Sagiv, L. (1997). Value priorities and social desirability: Much substance, some style // British Journal of Social Psychology, 36, pp 3−18.
  183. , E., & Schwarz, S. H. (2001). Motivation for emigration, values, well-being, identification among young Russian Jews // International Journal of Psychology, 36, pp 88−99.
Заполнить форму текущей работой