Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности: На материале исследования удмуртского этноса
Особую остроту сегодня приобретает изучение проблемы согласования/рассогласования социальных и культурных ценностей личности в поликультурной среде, обусловленная рядом причин: интенсификация межэтнических контактов (экономические и образовательные миграции), переселение сельских жителей в города, а также кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ КАК РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Основные подходы к изучению ценностей в зарубежной психологии
- 1. 2. Ценности в смысловой сфере личности
- 1. 3. Теоретические подходы к исследованию ценностей в зарубежной и отечественной кросс-культурной психологии
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация и этапы исследования
- 2. 2. Методики исследования
- 2. 2. 1. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича (Ю/Б)
- 2. 2. 2. Опросник изучения базовых культурных ценностей С. Шварца
- 2. 2. 3. Методика «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» Е.Б.Фанталовой
- 2. 2. 4. Методика многофакторного исследования личности
- 2. 2. 5. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
- 2. 2. 6. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса
- 2. 2. 7. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера
- 2. 3. Математико-статистические методы обработки результатов исследования
- 3. 1. Результаты исследования ценностных предпочтений испытуемых с ф согласованной структурой ценностей
- 3. 2. Результаты исследования ценностных предпочтений испытуемых с рассогласованной структурой ценностей
- 3. 3. Сравнительно-сопоставительный анализ культурных и социальных ценностей испытуемых с согласованной и рассогласованной структурой ценностей
- 3. 4. Результаты исследования эффектов и взаимодействий ценностного и регионального факторов
- 3. 4. 1. Эффекты согласованности ценностей
- 3. 4. 2. Эффекты регионального фактора 3.4.3.Взаимодействие ценностного и регионального факторов
- 3. 5. Сравнительно-сопоставительный анализ поведенческих паттернов респондентов с согласованной/рассогласованной структурами ценностей
Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности: На материале исследования удмуртского этноса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Проблема изучения ценностей является одной из центральных в общей психологии и психологии личности. Несмотря на огромное количество работ, понимание ценностей — их природы, функций, социальных и культурных аспектов, особенностей проявления в различных сферах жизнедеятельности человека и в его отношениях с другими людьминуждается в дальнейшем изучении и осмыслении.
До сих пор в психологии нет единого мнения относительно того, что такое ценность. Существует несколько подходов к пониманию ценностей: ценность как атрибут абстрактного ценного (С.Л.Рубинштейн, 2001) и ценность как атрибут конкретного объекта и явления (М.И.Бобнева, 1978,.
B.М.Бызова, 1998, Н. М. Лебедева, 2000, Д. А. Леонтьев, 1999, Б. Ф. Братусь, 2002, КТ. БеаШег, 1995, М. ЫокеасЬ, 1968, З.Н.ЗсЪлуаЛг, А. ВагсН, 2001) — ценность как надындивидуальная реальность (И.А.Джидарьян, 2001,.
C.Л.Рубинштейн, 2001) и ценность, одновременно, и как надындивидуальная реальность, и как первичное аффективно-смысловое образование, и как индивидуально-психологическое образование (Т.М.Буякас, О. Г. Зевина, 1997, М. И. Бобнева, 1978, В. М. Бызова, 1998, Н. М. Лебедева, 2000, Д. А. Леонтьев, 1999, М-ЯокеасЬ, 1968, З-Н-ЗсИлуайг, 2001) — ценность как механизм социального контроля (В.А.Бодров, Г. В. Ложкин, А. Н. Плющ, 2001, Ю. А. Гаюрова, 2002, КТ. РеаЛег, 1995, М-ЯокеасЬ, 1968), как мотивирующая структура личности (А.Г.Асмолов, 2002, В. М. Бызова, 1998, Е. Ю. Пятаева, 1983, Н. М. Лебедева, 2000, Д. А. Леонтьев, 1997, З.Н.ЗсЬлуаЛг, 2001), ценность как источник и носитель личностно-значимых смыслов (Г.Л.Будинайте, Т. В. Корнилова, 1993, Д. А. Леонтьев, 1999). В литературе имеются данные о ценностных ориентациях как опосредующем звене в интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, 1986, Н. А. Кирилова, 2000).
Современные психологи, обращаются к проблеме смыслопорождающей, смыслообразующей активности, которая определяется ценностной направленностью личности (А.А.Волочков, 2004, 2005) — к проблеме формирования и развития ценностных ориентаций, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам (A.B.Серый, 1996, 1998; М. С. Яницкий, 1997, 1998,).
Особую остроту сегодня приобретает изучение проблемы согласования/рассогласования социальных и культурных ценностей личности в поликультурной среде, обусловленная рядом причин: интенсификация межэтнических контактов (экономические и образовательные миграции), переселение сельских жителей в города, а также кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества, влекущие за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей (А.Г.Здравомыслов, 1996, Н. М. Лебедева, 1999, Д. А. Леонтьев, 2002, А. В. Сухарев, 2002). Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании современной молодежи (Г.М.Андреева, 1998, Г. У. Солдатова, 2002, Т. Г. Стефаненко, 2004, Н. М. Лебедева, 1999, 2000, 2001, 2003;, 2005, А. В. Сухарев, 2002, 2003, 2005, В. Ю. Хотинец, 2002, 2004). В психологии нет единого мнения по поводу понимания сущности согласованности (рассогласования/согласования) ценностей. В меньшей степени изучено рассогласование/согласование ценностей с включением социальных и культурных компонентов. Не изучена регулирующая функция данного явления в поведенческой сфере.
Попытка восполнить обозначенные пробелы в области исследований обусловленности поведения согласованностью социальных и культурных ценностей личности определяет актуальность настоящей работы.
Объект исследования: ценностно-мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: согласованность (рассогласование/ согласование) социальных и культурных ценностей в регуляции поведения представителей удмуртского этноса. Гипотезой исследования стало предположение о том, что приобщение к иной социокультурной среде приводит к рассогласованию между культурными и социальными ценностями в ценностно-мотивационной сфере личности, обусловливающему поведение этнических субъектов.
Основная гипотеза конкретизируется в ряде частных гипотез:
1) рассогласование социальных и культурных ценностей выражается во внутренних конфликтах (ощущение невозможности достижения значимых ценностей) и внутренних вакуумах (состояние внутренней опустошенности, снижение побуждений).
2) рассогласование/согласование социальных и культурных ценностей приводит к изменениям в поведенческой сфере личности (оказывает эффекты на поведенческие паттерны).
3) согласованность социальных и культурных ценностей обусловливает поведение личности, характеризующееся противоречивостью и дезадаптивностью проявлений при рассогласовании ценностейне противоречивостью и адаптивностью поведенческих проявлений при согласовании ценностей.
Цель исследования: изучение рассогласования/согласования социальных и культурных ценностей и их проявление в поведенческой сфере личности.
Данная цель определила следующие задачи исследования:
1. Исследовать социальные и культурные ценности представителей удмуртского этноса (городской, сельской молодежи, молодежи приехавшей из сельской местности в город);
2. Провести сравнительно-сопоставительный анализ социальных ценностей и базовых ценностей культуры представителей удмуртской этногруппы с учетом регионального признака;
3. Выявить рассогласованную/согласованную структуру социальных и культурных ценностей у представителей удмуртского этноса (городской, сельской молодежи, молодежи приехавшей из сельской местности в город) — 4. Исследовать характер и степень расхождения между «ценным» и «доступным» в основных жизненных сферах у респондентов с согласованной и рассогласованной структурой социальных и культурных ценностей;
5. Определить эффекты рассогласования/согласования социальных и культурных ценностей на поведенческие паттерны;
6. Выявить обусловленность поведения рассогласованием/ согласованием социальных и культурных ценностей представителей удмуртской этногруппы.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— общепсихологическая теория деятельности, представленная субъектно-деятельностной концепцией С. Л. Рубинштейна (принцип единства сознания и деятельности, принцип субъектности), деятельностной психологической теорией А. Н. Леонтьева;
— культурно-историческая теория Л. С. Выготского (принцип культурного опосредствования психики, поведения, сознания);
— концепция ценностей и личностных смыслов А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева;
— концепция метаиндивидуального этнического мира В. Ю. Хотинец.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявлена структура базового ядра ценностей личности при рассогласовании социальных и культурных ценностей, которая характеризуется противоречивостью ценностно-мотивационных блоков, отличается в большей степени преобладанием ценностей индивидуальных предпочтений, отвержением ценностей социальной направленности и культурных традиций, а также характеризуется противоречивостью в значимости идентичных социальных и культурных ценностей. Впервые обнаружено, что рассогласование ценностей приводит к изменению поведения этнических субъектов, характеризующегося противоречивостью поведенческих паттернов и дизъюнктивностью проявлений.
Теоретическое значение работы заключается в обогащении теоретических знаний по проблеме рассогласования/согласования социальных и культурных ценностей: уточнено определение рассогласования ценностей, выделены показатели, структура рассогласования/согласования ценностей. Установлено, что приобщение к иной социокультурной среде приводит к рассогласованию между культурными и социальными ценностями у представителей удмуртского этноса. Обнаружено, что рассогласование социальных и культурных ценностей выражается во внутренних конфликтах и внутренних вакуумах, связанных с недоступностью реализации значимых жизненных сфер в новых условиях. Выявлена регулирующая функция рассогласования/согласования ценностей в поведенческой сфере этнических субъектов.
Практическое значение работы: эмпирически выявлены показатели рассогласования социальных и культурных ценностей, что позволит в практической деятельности психолога (консультирование, активные методы социально-психологического обучения, общекультурные и межкультурные тренинги, культурно-моделирующие игры) осуществлять научно обоснованное сопровождение психологической адаптации личности к иной социокультурной среде, отслеживать и предупреждать рассогласование социальных и культурных ценностей у студентов, приехавших учиться в новую социокультурную среду. Материалы диссертации могут быть использованы в системе образования: применяться при проведении лекционных и практических занятий по дисциплинам, включающим этнорегиональный компонент: этнопсихология, этнопедагогика, этнологияв сфере исследовательской деятельности при проведении этнопсихологических и кросскультурных исследований по данной проблеме: предложена модель эмпирического исследования рассогласования/согласования социальных и культурных ценностей, а также математико-статистическая модель обработки данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Приобщение к иной социокультурной среде приводит к рассогласованию между культурными и социальными ценностями, регулирующему поведение этнических субъектов. При рассогласовании ценностей базовое ядро ценностей личности отличается противоречивостьюрасхождением по значимости идентичных социальных и культурных ценностей. Согласование социальных и культурных ценностей характеризуется непротиворечивой системой ценностей, совпадением по значимости идентичных ценностей социума и ценностей культуры.
2. Процесс трансформации базовых культурных ценностей, замена их ценностями социума приводит к возникновению рассогласований в ценностной сфере личности, выражающихся во внутренних вакуумах (состояние внутренней опустошенности, снижение, отсутствие побуждений) и внутренних конфликтах (ощущение невозможности достижения значимых ценностей).
3. Рассогласование социальных и культурных ценностей приводит к изменениям в поведенческой сфере личности (оказывает эффекты на поведенческие паттерны), характеризующимся дизъюнктивными проявлениями: приводит к росту доминантности, подозрительности, тревожности, соперничестваснижению нормативности поведения и сотрудничества.
4. Рассогласование социальных и культурных ценностей обусловливает нестабильность поведения личности, отличающегося противоречивостью поведенческих паттернов (доминантность и дружелюбие, независимость и сознательная конформность, сотрудничество и соперничество), и имеющего как дезадаптивные (тревожность, подозрительность, несогласие с общепринятыми нормами), так и адаптивные проявления (активность, общительность, дружелюбие, гибкость). Согласование ценностей обусловливает непротиворечивость и адаптивность проявлений в поведенческой сфере личности (уверенность в себе, энергичность, нормативность поведения, сотрудничество, способность уступать и подчиняться). Процесс трансформации базовых культурных ценностей, замена их ценностями социума приводит к возникновению рассогласований в ценностной сфере личности, заключающихся во внутренних вакуумах (состояние внутренней опустошенности, снижение, отсутствие побуждений) и внутренних конфликтах (ощущение невозможности достижения значимых ценностей).
Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на Региональной научно-практической конференции «XIX Мерлинские чтения» (г.Пермь, 2004), на Международной научно-практической конференции «Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности» (г.Ижевск, 2004), на Международной научно-практической конференции «Социально-экономические и политические условия развития гражданского общества в современной России» (г.Ижевск, 2005), на Межрегиональной научно-практической конференции «XIX Мерлинские чтения. В. С. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека» (г.Пермь, 2005), Всероссийская научно-практическая конференция «Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе» (г. Набережные.
Челны, 2005). По теме исследования в психологических изданиях опубликовано 7 работ.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, 3 глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 182 страницах: объем основной части — 159 страниц, приложений — 23 страницы. Работа содержит 33 таблицы и 16 рисунков.
Список литературы
насчитывает 187 наименований, в том числе 29 на иностранном языке.
ВЫВОДЫ.
Полученные результаты позволили сформулировать следующие основные выводы.
1. Приобщение к иной социокультурной среде характеризуется трансформацией базовых культурных ценностей — заменой их ценностями социума и приводит к рассогласованиям между культурными и социальными ценностями в ценностно-мотивационной сфере личности. Согласованность социальных и культурных ценностей представляет собой континуум от рассогласования до согласования ценностей, в котором рассогласование ценностей проявляется через расхождение по значимости идентичных социальных и культурных ценностей, представленных в базовом ядре ценностей личности. Согласование ценностей характеризуется совпадением по значимости идентичных ценностей в системе ценностей культуры и ценностей социума.
2. Выявлено базовое ядро ценностей личности при рассогласовании и согласовании социальных и культурных ценностей. Базовое ядро ценностей личности при рассогласовании социальных и культурных ценностей отличается в большей степени преобладанием ценностей индивидуальных предпочтений, отвержением ценностей социальной направленности и культурных традиций.
3. Установлено, что рассогласованная структура ценностей испытуемых, приобщающихся к иной социокультурной среде, представлена одновременно ценностями противоречивых мотивационных блоков: Сохранение (Безопасность, Конформность, Традиция) и Изменение (Стимулирование, Саморегуляция), выражающих явную оппозицию между ценностями автономии взглядов и действий индивида и ценностями сохранения традиций, поддержания стабильности обществаСамоопределение (Универсализм, Благожелательность) и Самовозвышение (Власть, Достиэюение, Гедонизм), выражающих оппозицию между заботой о благе других и стремлением к доминированию над другими. У испытуемых с согласованной структурой социальных и культурных ценностей выявленные противоречия отсутствуют.
4. Обнаружено, что рассогласование социальных и культурных ценностей выражается во внутренних конфликтах (ощущение невозможности достижения значимых ценностей в новых социокультурных условиях) и внутренних вакуумах (ощущение избыточности возможностей достижения незначимых ценностей, состояние внутренней опустошенности, снижение побуждений). Выявленные рассогласования между «ценным» и «доступным» в сторону внутреннего конфликта относятся к культурным ценностям как жизненным принципам и социальным терминальным ценностям — целевым ценностям, выражающим важнейшие смыслы жизни людей. Рассогласования между «ценным» и «доступным» в сторону внутренних вакуумов относятся к культурным ценностям как жизненным принципам и социальным инструментальным ценностям, выражающим предпочтительные с личной и общественной точек зрения способы действия и поведения. Таким образом, рассогласование социальных и культурных ценностей в большей степени затрагивает целевые ценности личности, выражающие ее жизненные принципы, смыслы, которые обусловливают модели поведения.
5. Обнаружено, что согласованность социальных и культурных ценностей приводит к изменениям в поведенческой сфере и выполняет регулирующую функцию в поведении этнических субъектов. Рассогласование социальных и культурных ценностей испытуемых, приобщающихся к иной социокультурной среде, оказывает эффекты на поведенческие паттерны, отличающиеся дизъюнктивными проявлениями: подозрительностью, тревожностью, доминантностью, соперничествомзаниженной нормативностью поведения, завышенной социальной сопротивляемостью. Фактор приобщения к иной социокультурной среде приводит к повышению нонконформизма. Рассогласование социальных и культурных ценностей в ходе приобщения к иной социокультурной среде приводит к снижению социальной смелости: социальной активности и социального взаимодействия.
6. Выявлено, что для испытуемых с рассогласованием социальных и культурных ценностей характерны как типичные этнопсихологические особенности, так и активностные психологические свойства, востребованные современным обществом. При этом обнаружены поведенческие паттерны, отличающиеся противоречивостью (доминантность и дружелюбие, независимость и сознательная конформность, сотрудничество и соперничество, уверенность и тревожность), а также дезадаптивностью (тревожность, подозрительность, несогласие с общепринятыми нормами) и адаптивностью проявлений (активность, общительность, дружелюбие, гибкость). Для испытуемых с согласованной структурой социальных и культурных ценностей характерны устойчивые этнопсихологические особенности с адаптивностью поведенческих проявлений (нормативность поведения, уверенность в себе, энергичность, способность уступать и подчиняться, сотрудничество). Рассогласование как противоречие в ценностно-мотивационной сфере личности выступает в качестве движущей силы развития самой ценностно-мотивационной сферы, обусловливающей в дальнейшем поведение личности. Таким образом, полагаем, что рассогласование/согласование социальных и культурных ценностей является механизмом регуляции поведения этнических субъектов.
Список литературы
- Абишева А. К. О понятии ценность //Вопр. филос. 2002. № 3. С. 139 -146.
- Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения//Психология личности: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002. Т. 2. С. 301—330.
- Абульханова-Славская К. А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других //Психол. журн. 2001. Т. 22. № 5. С. 38—47.
- Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара Москва, 2000. — 336 с.
- Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 296 с.
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63−70.
- Алишев Б.С. Ценностное многообразие и ценностная унификация в развитии культуры.//Реалии и перспективы психологической науки и практики в Российском обществе. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Набережные Челны, 2005. С. 94−97.
- Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. 1. М., 1980. 232 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 232 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 338 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988. 432 с.
- Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987. 281 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.
- Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования //Вопр. психол. 1986. № 1. С. 28−40.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 463с.
- Асмолов А.Г. Культурноисторическая психология и конструирование миров. М., 1996. 278с.
- Балева М.В. Полимодальное Я: этнический и кросскультурный аспекты (на материале удмуртских и русских студентов): Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Пермь, 2004.
- Басина Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1986.
- Бездухов В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 185с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -312 с.
- Бодров В.А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности//Психол. журн. 2001. Т. 22. № 2. С. 90 100.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. 60 с.
- Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психол. журн. 1999. Т. 20. № 5. С. 38−44.
- Будалина Е.Е. Психологическая адаптация к иной социокультурной среде (на материале исследования удмуртского и коми-пермяцкого этносов): Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Пермь, 2004.
- Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта//Вопр. психол. 1993. Т.14. № 5. С. 99−105.
- Вызова В. М. Жизненные ценности молодежи Республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект // Психол. журн. 2002. № 1. С. 101−112.
- Васи люк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., Смысл, 1999. -378с.
- Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности//Вопр. психол. 2001. № 4. С. 131−133.
- Волочков А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психол. журн. 2004. № 2. С. 17−26.
- Волочков А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности I и смыслообразующая активность // Полисистемное исследованиеиндивидуальности человека/ Под ред. Б. А. Вяткина. М., 2005. 384с.
- Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 2000. 384 с.
- Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
- Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000. 179с.
- Гаюрова Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности-интолерантности//Идентичность и толерантность: Сб. статей/Отв. ред: Н. М. Лебедева. М., 2002. 416с.
- Генисаретский О.И. Художественные ценности в структуре образа жизни и окружающей среды//Общие проблемы искусства. М., 1985. -24с.
- Гинзбург М. Г. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопр. психол. 1994. № 3. С. 43—52.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности//Психология личности в трудах отечественных психологов.1. М., 2001. С. 256 -269.
- Гриценко В. В. Влияние культурных различий на адаптацию русских переселенцев из стран ближнего зарубежья в Россию // Психол журн. 2000. № 1. С. 78−86.
- Гриценко В. В. Молодое поколение вынужденных переселенцев: восприятие агрессивного воздействия наркогенной субкультуры // Психол. журн. 2003. № 4. С. 19−28.
- Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.С. 102−109.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. 463 с.
- Данилова А. Г., Матвеева Л. В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях // Психол. журн. 2000. № 4. С. 98−106.
- Данилова А.Г. Возможности исследования ценностных ориентаций висторических обществах// Вопр. психол. 2002. № 3. С. 52−67.
- Данилова А. Г. Кросскультурный аспект категориальной структуры ценностных ориентаций на материале исторических текстов // Психол.журн. 2005. Т. 26. № 1. С. 46−55.
- Джидарьян И. А. Счастье4 в представлениях обыденного сознания // Психол. журн. 2000. № 2. С. 40−49.
- Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.:Алетейя, 2001. 242 с.
- Дильтей Описательная психология. Спб., 1995. 160с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. 272 с.
- Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Совет, педагогика. 1974. № 5. С. 67−76.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. 128 с.
- Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М., 1967. С. 44−45.
- Дробницкий О.Г. Ценность//Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 478−479.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2002. -336с.
- Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. 347 с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. 222 с.
- Здравомыслов А. Г. Межэтнические конфликты в постсоветском — пространстве. М.: Аспект Пресс, 1996. 286 с.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. -: 128 с.
- Знаков В. В. Понимание как проблема психологии человеческого ! бытия//Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2. С. 7—15.
- Идентичность и толерантность: Сб. статей/Отв.ред. Н. М. Лебедева. М., 2002.-416с.
- Истомин И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. М., 1979.-с. 252.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 356 с.
- Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004. 70 с.
- Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами//Вопр. психол. 2002. № 1. С. 26−37. .
- Кирилова Н. А. Изучение ценностных ориентаций: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Пермь, 1995.
- Кирилова H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников//Вопр. психол. 2000. № 4. С. 29−37.
- Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа//Психол. журн. 1993. Т.14. № 4. С. 130−136.
- Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника// Психологические особенности формирования личности школьника: Сб. науч. труд. М., 1983. С. 4−11.
- Крюкова Т. JI. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения//Психол. журн. 2005. Т. 26. № 2. С. 5−15.
- Культура и развитие человека. Киев, 1989. 292 с.
- Культура: теории и проблемы. М., 1995. 354 с.
- Кулюткин Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара, 2002. 400с.
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. — 271 с.
- Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социол. ! исслед. 1996. № 5. С.3−23.
- Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 3. С. 73−87.
- Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре// Психол. журн. 2001. Т. 22. № 3. С. 26−36.
- Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психол. журн. 2003. № 5. С. 31.
- Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 3. С. 51−64.
- Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. 396 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.
- Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / вступит, статья к — книге В. Франкл. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 5−22.
- Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей//: Психол. журн. 1992. № 2. С. 43−56.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. -17 с.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестн Моск. унта. Сер. психология. № 4. 1996. С. 35 43
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт: многомерной реконструкции//Вопр. философии. 1996. № 4. С. 15−25
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестн Моск. унта. Сер. психология. № 1. 1997. С. 20 27.
- Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.:1. Смысл, 1997. С. 156—177.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. 487 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.-485 с.
- Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность иразвитие личности. М., 1989. С. 6−23.
- Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1997. 158 с.
- Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. 278 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. С. 108−118.
- Матсумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. -416 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1987. -256 с.
- Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири). Метод. рук-во./Под ред. Л. Н. Собчик. М., 1990. 48 с.
- Морогин В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика). Автореф. дисс. .доктора, психол. наук. Новосибирск, 1999.
- Морогин В.Г., Соколов И. К. Зависимость профессиональных — предпочтений студентов технического ВУЗа от их индивидуальнотипологических особенностей/ Психол. журн, 1995. Т. 16. № 2. Ю1. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1998. 362с.
- Наследов А. Д. Математические методы психологического : исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004. 392с.
- Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. 199с.
- Низовских Н. А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентации: личности // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 3. С. 25−37.
- Платонов Ю. П Основы этнической психологии. СПб., 2003. 452 с.
- Практическая психодиагностика /Под ред. Д. Я. Райгородского. М., ¦ 2004.- 672 с.
- Психологическая теория коллектива/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.- 239 с.
- Психологический словарь/ Под ред. Зинченко. М., 1968.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.
- Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. СПб., 1999. 720 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 416 с.
- Садохин А.П. Этнология. М., 2005. 382 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / - Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. 263 с.
- Саракуев Э.А., Крысько B.C. Введение в этнопсихологию. М., 1996. -- 344 с.
- Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. 360 с.
- Славская А. П. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+,: 2002.-240 с.
- Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Личность как реальность для других//Психология личности: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002. Т. 2. С. 489 508.
- Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей//Психол. журн. 1996. Т. 17. № 1. С. 157−167.
- Современная западная социология: Словарь. М., 1990. 432 с.
- Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. 298 с.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.
- Солдатова Г. У., Шайгерова JI. А. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психол. журнал. 2002. № 4. С. 66−81.
- Солсо Р., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. СПб., 2003.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М., 2004. 368 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1999. 432 с.
- Стойлик А.Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и тендерный аспекты//Журнал прикладной психол. 2003. № 6. С. 60−69.
- Сухарев А. В. Этническая функция культуры и психические расстройства//Психол. журн. 1996. № 2. С. 129−136.
- Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания // Вопр. психол. 1996. № 4. С. 81−92.
- Сухарев А. В. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара//Вопр. психол. 1997. № 3. С. 92−101.
- Сухарев А. В., Кравченко О. Ф., Овчинников Е. В., Тимохин В. В., Шапорева А. А., Щербак С. Ю. Этнофункциональный подход ввоспитании и психопрофилактике//Психол. журн. 2003. № 5. С. 54−66.
- Сухарев А. В. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к — проблеме образования в России // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 2. С. 91 101.
- Сухарев A.B. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека// Вопр. психол. 2002. № 2. С. 40−57.
- Тихомандрицкая O.A., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (Методические аспекты)// Мир психологии. 1998. № 3. С.80−90.
- Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. 340 с.
- Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара. 2001.-128с.
- Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / Под ред. В. Н. Гурова. М., 2004.
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982. С. 118−126.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., Прогресс, 1990. 368 с.
- Фрейд 3. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Тбилиси., 1991. 425 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 447 с.
- Хекхаузен Мотивация и деятельность. Т 1−2. М., 1986. 862 с.
- Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. -240с.
- Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002. -124с.
- Хотинец В.Ю. О согласовании ценностей в многообразии : культур//Вестн Удм. ун-та. Сер. психология и педагогика. № 11. 2004. С. 3.18.
- Хотинец В. Ю. Психологические и кросскультурные факторы этнотипического поведения // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 2. С. 33−44.
- Хотинец В.Ю. Психологические предпосылки построения общекультурного сообщества в полиэтническом регионе // Социальнаяполитика: история и современность: Сборник статей / под ред. К. Уиллиамса, Р. Хьюма, М. Ю. Малышева. Ижевск, 2005.
- Хотинец В.Ю. Co-бытие культур в пространстве отличительности.//Реалии и перспективы психологической науки и практики в Российском обществе. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Набережные Челны, 2005. С. 212−215.
- Хотинец В.Ю. Теоретико-методологические основания и эмпирические исследования этнической индивидуальности// Полисистемное исследование индивидуальности человека/ Под ред. Б. А. Вяткина. М., 2005. 384с.
- Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. / Институт этнологии и антропологии РАН. / Под ред. JI. М. Дробижевой. М., 1994. 236 с.
- Чучин-Русов А.Е. Культурно-исторический процесс: форма и содержание//Вопр. философии. 1996. № 4.
- Шариков А. В., Баранова Э. А. О связи ценностных ориентаций имассово-коммуникационных ориентаций //Психол. журн. 1999. Т. 20. № 3. С. 28 47.
- Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 5. С. 135−145.
- Шестопалова Л.Ф., Перевозная Т. А. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению//Психол. журн. 2003. Т. 24. № 3. С.66−71.
- Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. С. 55−60.
- Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.- 2-е изд. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1992. — 364 с.
- Bardi, А., & Schwarz, S. Н. (1996). Relations amond socio-political values in Eastern Europe: Effects of the communist experience? // Political Psychology, 17, pp 525−549.
- Barnea, M., & Schwarz, S. H. (1998). Value and voting // Political Psychology, 19, pp 17−40.
- Bilsky, W., & Schwarz, S. H. (1994). Values and personality // European Journal of Personality, 8, pp 163−181.
- Knafo, A., & Schwarz, S. H. (2001). Value socialization in families of Israeli-born and Soviet-born adolescents in Israel // Journal of Cross Cultural Psychology, 32, pp 213−228.
- Prince-Gibson, E., & Schwarz, S. H. (1998). Value priorities and gender //: Social Psychology Quarterly, 61, pp 49−67.
- Roccas, S., & Schwarz, S. H. (1997). Church-state relations and the association of religiosity with values // Cross-Cultural Research, 31, pp 356- 375.
- Rokeach M. Beliefe, Attitudes and Values. A Theory of Organization and i Change. L., 1972.
- Ros, M., Schwarz, S. H., & Surkiss, S. (1999). Basic Individual values, work values, and the work meaning of work // Applied Psychology: An International Review, 48, pp 49−71.
- Sagiv, L, & Schwarz, S. H. (1995). Value priorities and readiness for out: group contact // Journal of Personality and Social Psychology, 69, pp 437 448.
- Sagiv, L., & Schwarz, S. H. (2000). Value priorities and subjective well-being: Direct relation and congruity effects // European Journal of Social
- Psychology, 30, pp 177−198.
- Schmitt, M. J., Schwarz, S. H., Steyer, R., &. Schmitt, T. (1993). Measurement models for the Schwarz Values Inventory. // European Journal of Psychological Assessment, 9, pp 107−121.
- Schwarz, S. H. (1994). Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues, 50, pp 19−45.
- Schwarz, S. H., Bardi, A. (2000). Moral dialogue across cultures: An empirical perspective // E. W. Lehman (Ed.) Autonomy and order: Acommunitarian anthology. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, pp. 155−184.
- Schwarz, S. H., Bardi, A. (2001). Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross Cultural Psychology, 32, pp 268: 290.
- Schwarz, S. H., & Bilslcy, W. (1990). Toward a theory of the universal: content and structure of values: Extension and cross-cultural replications //
- Journal of Personality and Social Psychology, Reprinted in H. Inoue (Ed.). 58, pp 878−891.
- Schwartz S.H., & Bilsky W. (1987) Toward a Uniwersal Psychological: Structure of Human Values//Journal of Personality and Social Psychology. Vol.53.-№ 3.-P.550−562.
- Schwarz, S. H., & Huismans, S. (1995). Value priorities and religiosity in four Western religions // Social Psychology Quarterly, 58, pp 88−107.
- Schwarz, S. H., Lehmann, A., & Roccas, S. (1999). Multimethod probes of basic human values // J. Adamopoulos & Y. Kashima (Eds.) Social Psychology and Culture Context: Essays in Honor of Harry C. Triandis. Newbury Park, CA: Sage, pp 107−123.
- Schwarz, S. H., Melech, G., Lehmann, A., Burgess, S., & Harris, M. (2001). Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of Cross Cultural Psychology, 32, pp 519−542.
- Schwarz, S. H., Sagie, G. (2000). Value consensus and importance: A cross-national study // Journal of Cross-Cultural Psychology, 31, pp 329−3 61.
- Schwarz, S. H., & Sagiv, L., Boehnke, IC. (2000). Worries and values // Journal of Personality, 68, pp 309−346.
- Schwarz, S. H., & Sagiv, L. (1995). Identifying culture specifics in the: content and structure of values // Journal of Cross-Cultural Psychology, 26, pp 92−116.
- Schwarz, S. PI., Struch, N., & Bilsky, W. (1990). Values and intergroup social motives: A study of Israeli and German student // Social Psychology Quarterly, 53, pp 185−198.
- Schwarz, S. H. (1992). Universal in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // In M. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 25) (pp. 1−65). New York: Academic1. Press.
- Schwarz, S. H. (1996). Value priorities and behavior: Applying a theory of: integrated value systems. In C. Seligman, J. M. Olson, & M. P. Zanna (Eds.)
- The Psychology of Values: The Ontario Symposium, Vol. 8. Hillsdale, NJ: Erlbaum, pp 1−24.
- Schwarz, S. H. (1995). Values. In A. S. R. Manstead & M. Hewstone (Eds.) // The Blackwell Encyclopedia of Social Psychology. Oxford: Basil Blackwell. Pp 665−667.
- Schwarz, S. H., Verkasalo, M., Antonovslcy, A., & Sagiv, L. (1997). Value priorities and social desirability: Much substance, some style // British Journal of Social Psychology, 36, pp 3−18.
- Tartakovsky, E., & Schwarz, S. H. (2001). Motivation for emigration, values, well-being, identification among young Russian Jews // International Journal of Psychology, 36, pp 88−99.