Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ближайшие и отдаленные результаты обучения больных гипертонической болезнью в «Школе пациента»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные результаты были представлены на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам профилактики, диагностики и лечения АГ (Москва, 2001), на Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием «Санкт-Петербургские научные чтения — 2001» (Санкт-Петербург, 2001), на школе для врачей «Артериальная гипертензия — диагностика… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. РОЛЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ
    • 1. 1. Значение образовательных программ для пациентов в комплексной терапии артериальной гипертензии
    • 1. 2. Значение немедикаментозных методов в комплексном лечении артериальной гипертензии
    • 1. 3. Значение метода домашнего измерения артериального давления в диагностике и лечении артериальной гипертензии
    • 1. 4. Понятие приверженности к лечению. Факторы, влияющие на приверженность больных медицинским рекомендациям
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методика обследования больных гипертонической болезнью
    • 2. 2. Клинические и антропометрические методы обследования больных гипертонической болезнью
    • 2. 3. Оценка сруктурно-функционального состояния миокарда методом эхокардиографии
    • 2. 4. Оценка суточной экскреции натрия с мочой
    • 2. 5. Методы оценки психо-социальных и эмоционально-личностных факторов
    • 2. 6. Методика обучения больных гипертонической болезнью при помощи структурированной обучающей программы «Школа пациента»
    • 2. 7. Статистическая обработка полученных результатов
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ В «ШКОЛЕ ПАЦИЕНТА»
    • 3. 1. Клиническая характеристика обследованных больных
    • 3. 2. Динамика показателей артериального давления и характера антигипертензивной терапии в процессе наблюдения
    • 3. 3. Динамика проведения самоконтроля артериального давления в течение периода наблюдения
    • 3. 4. Динамика информированности о гипертонической болезни в течение периода наблюдения
    • 3. 5. Коррекция факторов риска, связанных с образом жизни
    • 3. 6. Динамика показателей структурно-функционального состояния миокарда в течение периода наблюдения
    • 3. 7. Динамика показателей качества жизни в течение периода наблюдения
    • 3. 8. Конечные точки: частота осложнений и госпитализаций в основной и контрольной группах
  • Глава 4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ЛЕЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ
    • 4. 1. Клинические и социальные факторы
    • 4. 2. Психологические факторы, влияющие на эффективность обучения и приверженность к лечению

Ближайшие и отдаленные результаты обучения больных гипертонической болезнью в «Школе пациента» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы в лечении хронических заболеваний все большая роль отводится терапевтическому обучению больных. В семидесятые годы XX века на примере таких патологий, как сахарный диабет и бронхиальная астма было показано, что применение образовательных программ для пациентов способствует улучшению компенсации заболевания быстрее и лучше, чем традиционные формы работы с больными (Brosseau D., 1973; Leichter S.B. et al, 1984; Magar Y. et al, 2005; Sarcadi A. et al, 2005). Кроме того, обучение больных имеет не только медицинское, но и социально-экономическое значение. Повышение грамотности пациентов в отношении своего заболевания и обучение основам самоконтроля способствует улучшению социальной адаптации больных, приводит к уменьшению затрат на лечение за счет уменьшения частоты осложнений и связанных с ними госпитализаций (Alogna М., 1984; Rachmani R. et al, 2005).

Артериальная гипертензия остается на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем кардиологии, что обусловлено ее широкой распространенностью и связанной с ней сердечно-сосудистой заболеваемостью и смертностью. В то же время низкая приверженность больных артериальной гипертензией медицинским рекомендациям во всем мире является существенным препятствием в лечении данной патологии. В Российской Федерации адекватную антигипертензивную терапию получают менее 20% больных (Шальнова С.А., 2001). В США и большинстве стран Европы доля больных АГ с целевыми показателями АД не превышает 30% (Hajjar I. et al, 2003; Antezana F.S., 2003). Отчасти это обусловлено отсутствием мотивации к лечению у самих пациентов, что связано с низким уровнем информированности о своем заболевании, отсутствием навыков самоконтроля и элементарной грамотности в отношении приема лекарств. Одним из путей решения этой проблемы является внедрение образовательных программ для больных гипертонической болезнью, что позволит повысить грамотность пациентов и улучшить приверженность к лечению.

В настоящее время уже накоплен некоторый опыт применения обучающих программ для больных артериальной гипертензией. По данным W. Zernike с соавт. (1998), С. Cuspidi с соавт. (2000) обучение пациентов в специализированных группах является более эффективным в отношении повышения контроля заболевания, чем получение стандартных рекомендаций от лечащего врача. Применение структурированных образовательных программ позволяет не только повысить регулярность приема лекарств и проведения самоконтроля артериального давления, но и способствует коррекции некоторых факторов риска, связанных с образом жизни (Fleishman Е. et al, 2004; GruesserM. etal, 1997).

В то же время остаются малоизученными отдаленные результаты обучения пациентов с артериальной гипертензией, поскольку в большинстве исследований длительность наблюдения не превышает 1 год. Кроме того, в литературе практически не освещены вопросы, касающиеся возможной коррекции поражения органов мишеней при длительном наблюдении больных гипертонической болезнью, прошедших цикл обучения. Также недостаточно изученными остаются факторы, влияющие на результативность обучения и приверженность больных к лечению.

Все вышесказанное определяет актуальность изучения не только ближайших, но и отдаленных результатов обучения больных артериальной гипертензией в «Школе пациента». Несомненный интерес представляет также выявление психологических, социальных и клинических факторов, влияющих на эффективность обучения и позволяющих прогнозировать его успех.

Цель исследования.

Оценить эффективность структурированной образовательной программы у больных гипертонической болезнью для решения ближайших и отдаленных задач в лечении артериальной гипертензии.

Задачи исследования.

1. Изучить и оценить ближайшие и отдаленные результаты обучения больных гипертонической болезнью в «Школе пациента» в отношении регулярности антигипертензивной терапии, достижения целевого уровня артериального давления и повышения качества жизни по сравнению с контрольной группой.

2. Оценить эффективность обучения больных гипертонической болезнью по структурированной программе в плане модификации образа жизни, проведения самоконтроля артериального давления и повышения приверженности к лечению по сравнению с контрольной группой.

3. Проследить отдаленные результаты обучения больных гипертонической болезнью в «Школе пациента» в отношении коррекции поражения органов-мишеней по сравнению с контрольной группой.

4. Выявить социальные, клинические и психологические факторы, влияющие на результативность обучения пациентов с артериальной гипертензией и приверженность к лечению.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

Обоснована целесообразность обучения пациентов с гипертонической болезнью по структурированной программе, направленной на повышение информированности больных о своем заболевании и формирование мотивации к постоянной антигипертензивной терапии.

В ходе длительного наблюдения продемонстрировано сохранение эффективности структурированного обучения пациентов с гипертонической болезнью в отношении приверженности к лечению, достижения целевых значений артериального давления, что сопровождается более эффективной коррекцией поражения органов-мишеней.

Выявлено влияние социальных, клинических и психологических факторов на эффективность обучения пациентов с артериальной гипертензией и приверженность больных к лечению.

Научная новизна.

Продемонстрирована эффективность обучения больных гипертонической болезнью по структурированной программе в отношении отдаленных результатов. Установлено, что у больных, прошедших цикл обучения в «Школе пациента», достижение целевых показателей артериального давления сохраняется в течение продолжительного времени (6 лет), что способствует коррекции поражения органов-мишеней. Выявлена положительная динамика показателей структурно-функционального состояния миокарда в группе пациентов, прошедших цикл обучения, по сравнению с больными, получившими рекомендации лечащего врача на рутинном визите.

В исследовании получены данные о влиянии психологического профиля пациентов на результативность обучения. Показано, что наличие у больных депрессии и повышенного уровня тревоги негативно сказывается на результатах обучения и приверженности к терапии.

Установлено, что диагностика типов отношения к болезни позволяет прогнозировать эффективность обучения пациентов. Гармоничный тип отношения к болезни является предиктором успешного обучения пациентов. Тревожный и ипохондрический типы реагирования на заболевание негативно влияют на эффективность обучения.

Практическая значимость.

В работе установлено, что применение структурированной образовательной программы для больных гипертонической болезнью более эффективно способствует повышению приверженности к лечению, чем рекомендации, полученные от лечащего врача в рамках обычной консультации. Обучение пациентов с артериальной гипертензией способствует проведению самоконтроля артериального давления и постоянной антигипертензивной терапии, что приводит к снижению артериального давления и улучшению качества жизни пациентов. Применение структурированной образовательной программы в меньшей степени эффективно для повышения приверженности пациентов с артериальной гипертензией рекомендациям, касающимся модификации образа жизни.

Показано, что достижение целевых показателей артериального давления сохраняется в течение длительного времени, что приводит к регрессу гипертрофии левого желудочка. Это дает основание рекомендовать данный способ работы с пациентами для внедрения в рутинную кардиологическую практику.

Установлено, что психологические и социальные факторы оказывают существенное влияние на эффективность обучения и приверженность больных медицинским рекомендациям. Полученные данные обосновывают целесообразность проведения психологического тестирования для оптимизации стратегии обучения пациентов.

Апробация работы.

Полученные результаты были представлены на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам профилактики, диагностики и лечения АГ (Москва, 2001), на Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием «Санкт-Петербургские научные чтения — 2001» (Санкт-Петербург, 2001), на школе для врачей «Артериальная гипертензия — диагностика и лечение» в рамках медико-социальной акции «Неделя здорового сердца» (Санкт-Петербург, 2003), на 15-м Европейском конгрессе, посвященном проблемам артериальной гипертензии (Милан, 2005), на Международном конгрессе «Артериальная гипертензия — от Короткова до наших дней» (Санкт-Петербург, 2005). По результатам диссертации опубликовано 10 печатных работ.

Внедрение результатов исследования.

Результаты исследования внедрены в лечебную работу Научно-исследовательского института кардиологии имени В. А. Алмазова, практическую работу поликлиники № 56.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, двух глав результатов собственных исследований, обсуждения их результатов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 47 отечественных и 154 иностранных источника. Диссертация изложена на 121 странице машинописного текста и содержит 25 таблиц и 8 рисунков.

ВЫВОДЫ.

1. Обучение больных гипертонической болезнью по структурированной программе позволяет повысить информированность больных о заболевании и улучшить приверженность больных медицинским рекомендациям. После цикла занятий в «Школе пациента» достоверно возрастает регулярность проведения антигипертензивной терапии и частота домашнего измерения артериального давления, что сопровождается значимым снижением показателей артериального давления и увеличением доли больных с целевыми значениями артериального давления по сравнению с контрольной группой.

2. В группе больных гипертонической болезнью, прошедших цикл обучения, через 6 лет наблюдения показатели АД остаются достоверно ниже исходных, что сопровождается улучшением показателей структурно-функционального состояния миокарда. В контрольной группе через 6 лет наблюдения отмечается прирост показателей артериального давления и ухудшение параметров структурно-функционального состояния миокарда.

3. Обучение больных гипертонической болезнью по структурированной программе позволяет повысить качество жизни пациентов, как в отношении психологического, так и физического компонентов здоровья.

4. Клинические и социальные факторы оказывают существенное влияние на эффективность обучения больных гипертонической болезнью. Наличие высшего образования, семейный статус, более молодой возраст и высокая исходная информированность о заболевании являются предикторами успешного обучения пациентов.

5. Исходная оценка психологического профиля пациентов с артериальной гипертензией позволяет прогнозировать успех обучения. Наличие депрессии и повышенный уровень тревоги, а также тревожный и ипохондрический типы отношения к болезни отрицательно сказываются на результатах обучения. Предиктором хорошей приверженности к лечению является гармоничный тип отношения к болезни.

6. Применение структурированной образовательной программы для пациентов с артериальной гипертензией в меньшей степени способствует повышению приверженности больных немедикаментозным методам снижения артериального давления.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Использование структурированной образовательной программы для больных гипертонической болезнью повышает приверженность пациентов медицинским рекомендациям, что сопровождается улучшением компенсации заболевания и повышением качества жизни, в связи с чем рекомендовано применение данной программы для работы с пациентами.

2. Для прогнозирования эффективности обучения целесообразно проведение психологического тестирования. Высокий уровень депрессии и тревоги, ипохондрический и тревожный типы отношения к болезни снижают приверженность больных к лечению, что следует учитывать при проведении обучения.

3. Результаты обучения больных гипертонической болезнью по структурированной программе в значительной степени определятся клиническими и социальными факторами, такими, как возраст пациентов, семейный статус и уровень образования, что обосновывает необходимость принимать во внимание эти факторы при работе с больными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Шляхто Е. В. Гипертоническая болезнь. М.: Медицина, 2000. -118 с.
  2. В.А., Шляхто Е. В. Здоровое сердце. СПб: Знание, 1998. — 48 с.
  3. В.А., Рудакова Т. Д. Лечение артериальной гипертензиив эпоху доказательной медицины: теория и реальность // Артериальная гипертензия. — 1998. Т.4, № 2. — С.11−19.
  4. В.И., Коломоец Н. М. Клиническая и экономическая эффективность работы работы школы больного гипертонической болезнью // Клиническая медицина. 2003. — Т.81, № 6. — С.59−61.
  5. В.И., Коломоец Н. М., Данилов Ю. А. Обучение больных артериальной гипертонией. Состояние проблемы и перспективы // Клиническая медицина. 2004. — Т.82, № 2. — С.55−61.
  6. А.Н., Лукьяненко П. Т., Петрова А. С. «Школа гипертоника» в поликлинике //Врач. 1998. -№ 10. — С.19−20
  7. Л.И., Иовлев Б. В., Карпова Э. Б. и соавт. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни. Методические рекомендации. СПб.: Фабрика «Детская книга № 2, 1987. — 28 с.
  8. Е.Е. Гипертоническая болезнь. Новое в диагностике и лечении. Клиническая оценка причин и механизмов развития. М.: «Извеситя», 1997. -400 с.
  9. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 г. // Здравоохранение Рос. Федерации. 2004. — № 1. — С.3−18.
  10. А.А., Поздняков Ю. М. Коронарный клуб. М.: ЦПФС «Единение», 1999. — 240 с.
  11. О.Н., Чурина С. К. Чувствительность к поваренной соли и некоторые показатели уальциевого и натриевого обмена у больных эссенциальной гипертензией // Артериальная гипертензия. — 2003. — Т.9, № 2. — С.214−216.
  12. Д.Б., Исурина Г. Л., Кайдановская Е. В. и соавт. Алекститмия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах. Методическое пособие. СПб.: ГППП-3, 1994. — 18 с.
  13. А.В., Лехан В. Н., Панина С. С. и соавт. Качество жизни у больных и инвалидов вследствие гипертонической болезни // Кардиология СНГ. 2003. -Т.1, № 1. — С.109.
  14. .Д., Гудков К. М. Секреты артериальной гипертонии: ответы на ваши вопросы. М.: Р/А «4ТЕ-Арт», 2004. — 244 с.
  15. .Д., Котовская Ю. В. Артериальная гипертония 2000. Ключевые аспекты диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики, клиники и лечения. М.: Р/А «Форте-Арт», 2001. — 208 с.
  16. А.О. Лечение артериальной гипертензии в особых группах больных. Гипертрофия левого желудочка // Артериальная гипертензия. 2005. -Т.11, № 2. — С.105−109.
  17. А.Е., Иванов Н. Я. Медико-психологическое обследование соматических больных // Журнал Неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. — № 8. — С.1195−1198.
  18. Ю.Р., Шаваров А. А., Виллевальде С. В. и соавт. Качество жизни у больных гипертонической болезнью на фоне терапии рилменидином и атенололом в ходе рандомизированного исследования // Артериальная гипертензия. 2004. — Т. 10, № 4. — С.23−28.
  19. В.Н. Депрессии и сердечно-сосудистые заболевания. Практикующий врач. 2002. — № 2. — С.1−4.
  20. М.С. Гипертоническая болезнь. СПб.: Сотис, 1995. — 311 с.
  21. Н.А., Тхостова Э. Б., Белоусов Ю. Б. Оценка качества жизни при различных сердечно-сосудистых заболеваниях // Качественная клиническая практика. 2002. — № 1. — С.53−57.
  22. А.А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб.: Издательский дом «Нева», 2002. — 314 с.
  23. Р.Г. Профилактическая кардиология: от гипотез к практике // Кардиология. 1999. — Т.39, № 2. — С.4−9.
  24. Р.Г. Факторы риска и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний // Качество жизни. Медицина. 2003. — № 2. — С.4−9.
  25. Р.Г., Калинина A.M., Еганян Р. А. и соавт. Школа Здоровья для пациентов с артериальной гипертензией: информационно-методическое пособие для врачей. М.: Р/а «4ТЕ Арт», 2002. — 112 с.
  26. Р.Г., Калинина A.M., Позняков Ю. М. и соавт. Организация Школ здоровья для больных ишемической болезнью сердца в практическом здравоохранении: организационно-методическое письмо. М., 2003. — 224 с.
  27. Р.Г., Калинина A.M., Стоногина В. П. Интеграция профилактической и лечебной помощи населению в первичном звене здравоохранения: шаги реформ // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2003. — № 1. — С.57−59.
  28. О.Д., Мамаев В. И. Фармакоэкономические аспекты лечения артериальной гипертонии // Артериальная гипертензия. 2002. — Т.8, № 6. — С.
  29. Н.Ф., Степанова В. В., Караулова Ю. Л. и соавт. Роль артериальной гипертонии в структуре и исходах госпитализации многопрофильного скоропомощного стационара // Артериальная гипертензия. 2004. — Т.10, № 3. — С.23−25.
  30. Ю.М., Волков B.C. Реабилитация больных стенокардией в амбулаторных условиях. — М.: Культура, 1995. 162 с.
  31. Ю.М., Волков B.C. Профилактика заболеваний сердечнососудистой системы. — М.: Мир отечества, 1997. — 252 с.
  32. Ю.М., Волков B.C. Профилактика и лечение гипертонической болезни. -М.: Анко, 1999. 192 с.
  33. Профилактика, лечение и диагностика артериальной гипертензии. Российские рекомендации (второй пересмотр) // Кардиоваскулярная терапия и профилактика (приложение). 2004. — 20 с.
  34. Рекомендации по лечению артериальной гипертензии Международного общества по вопросам артериальной гипертензии и Всемирной Организации Здравоохранения // Артериальная гипертензия. — 1999. — Т.5, № 2 (приложение). -48 с.
  35. Рекомендации по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертензии // Артериальная гипертензия. 2001. — Т.7, № 1 (приложение). — 16 с.
  36. А.Б. Депрессии в общей практике. Руководство для врачей. М.: МИА, 2001.-256 с.
  37. А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. -М.: МИА, 2003.-423 с.
  38. А.Б. Клиника и систематика депрессий у соматических больных. Современная психиатрия. — 1998. — Т.9, № 2. — С.13−17.
  39. А.Б. Психосоматические расстройства // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. — № 1. — С. 5−18.
  40. В.Н., Тюрина Т. В., Гротова А. В. Метод доктора Н.С. Короткова в эпоху «техно». Методические и клинические аспекты «домашнего» мониторирования артериального давления // Артериальная гипертензия. — 2005.-T.il, № 2.-С.82−85.
  41. Е.К. Роль немедикаментозного лечения ожирения в коррекции факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: Дис.. канд. мед. наук: 14.00.06 / СПбГМУ им. Акад. И. П. Павлова. СПб, 2004. — 146 с.
  42. С.А., Деев А. Д., Оганов Р. Г. и соавт. Роль систолического и диастолического давления для прогноза смертности от сердечно-сосудистых заболеваний //Кардиоваскулярная терапия и профилактика. — 2002. № 1. -С.10−15.
  43. С.А., Деев А. Д., Вихирев О. В. и соавт. Распространенность артериальной гипертонии в России: информированность, лечение, контроль // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. — № 2.- С.3−7.
  44. О.П., Праскурничий Е. А., Шевченко А. О. Метаболический синдром. М.: Реафарм, 2004. — 141 с.
  45. Н., Осипов М. А. Клиническая эхокардиография. М.: Мир, 1993.- 347 с.
  46. Е.В., Конради А. О. Зачем и как лечить гипертрофию левого желудочка? // Артериальная гипертензия. 2002. — Т.8, № 2. — С.54−56.
  47. С.Е. Фармакоэпидемиология артериальной гипертензии в Петроградском районе Санкт-Петербурга // Артериальная гипертензия. 2002.- Т.8, № 6. С.212−216.
  48. Aihara A., Imai Y., Sekino M. et al. Disperancy between screening blood pressure and ambulatory blood pressure: a community based study in Ohasama // Hypertens. Res. 1998. — Vol.21, № 2. — P. 127−131.
  49. Albergel E., Tase M., Bohlader J. Which definition for echocardiographic left ventricular hypertrophy // Am. J. Cardiol. 1995. — Vol.75. — P.489−503.
  50. Alogna M. Diabetes education reduces hospital use and costs // Patient Educ. Newsl. 1984. — Vol.7, № 4. — P. 1−3.
  51. Anderson-Loftin W., Barnett S., Bunn P. et al. Soul food light: culturally competent diabetes education // Diabetes Educ. 2005. — Vol.31, № 4. — P.555−563.
  52. Andrade J.P., Vilas-Boas F., Chagas H. et al. Epidemiological aspects of adherence to the treatment of hypertension // Arq. Bras. Cardiol. 2002. — Vol.79, № 4. -P.380−384.
  53. Antezana F.S. Epidemiological aspects of hypertension in the world // Brit Med. J. 2003. — Vol.347. — P.234−237.
  54. Appel L J., Moore T.J., Obarzanek E. et al. A clinical trial of the effect of dietary patterns on blood pressure // New Eng. J. Med. 1997. — Vol.36, № 6. — P. 1117−1124A
  55. Asmar R., Zanchetti A. Guidelines for the use of self blood pressure monitoring: a summary report of the first international consensus conference // J. Hypertens. — 200. Vol. 18, № 5. — 493−508.
  56. Bacon S.L., Sherwood A., Hinderliter A. et al. Effects of exercise, diet and weight loss on high blood pressure // Sports Med. 2004. — Vol.34, № 5. — P.307−316.
  57. Bailey В .J., Carney S.L., Gillies A.H. et al. Hypertension treatment compliance: what do patients want to know about their medications? // Prog. Cardiovasc. Nurs. -1997. Vol.12, № 4. -P.23−28.
  58. Barryn-Rivera A.J., Torreblanca-Roldon F.L., Sanchez-Casanova L.I. et al. Effects of an educational intervention on the quality of life of the hypertensive patients // Salud Publica Мех. 1998. — Vol.40, № 6. — P.503−509.
  59. Baster Т., Baster-Brooks C. Exercise and hypertension // Aust. Fam. Physician. 2005. — Vol.34, № 6. — P.419−424.
  60. Baune B.T., Aljeesh Y.I., Bender R. The impact of non-compliance with the therapeutic regimen on the development of stroke among hypertensive men and women in Gaza, Palestine // Saudi Med. J. 2004. — Vol.25, № 11. — P.1683−1688.
  61. Benson J., Britten N. Keep taking the tablets balancing the pros and cons when deciding to take blood pressure treatment // Brit. Med. J. 2003. — Vol.326. -P.1315−1317.
  62. Blumental J.A., Sherwood A., Gullette E.C. et al. Exercise and weight loss reduce in men and women with mild hypertension // Arch. Int. Med. 2000. -Vol.160.-P.1947−1958.
  63. Broers S., van Vliet K.P., le Cessie S. et al. Blood glucose awareness training in Dutch type 1 diabetes patients: one-year follow-up // Neth. J. Med. 2005. -Vol.63, № 5.-P. 164−169.
  64. Brosseau D. Teaching the diabetic // Infirm. Can. 1973. — Vol.15, № 9. — P.19−25.
  65. Cappuccio F.P., Kerry S.M., Forbes L. et al. Blood pressure control by home monitoring: meta-analysis of randomized trial // Brit. Med. J. — 2004. — Vol.329. — P.145−151.
  66. Carney S., Gillies A., Smith A. et al. Hypertension education: patient knowledge and satisfaction // J. Hum. Hypertens. 1993. -Vol.7, № 5. — P. 505−508.
  67. Casale P.N., Devereux R.B., Miner M. et al. Value of echocardiographic measurements of left ventricular mass in predicting cardiovascular morbid events in hypertensive men // Ann. Intern. Med. 1986. — Vol.105,. — P. 173−178.
  68. Chali J., Kadakia S., Cooper R. et al. Impact of left ventricular hypertrophy patterns on ventricular arrhytmias in the absence of coronary artery disease // J. Am. Coll. Cardiol. 1991. — Vol.17. — P. 1277−1282.
  69. Cifkova R., Skodova Z., Lanska V. et al. Trends in blood pressure levels, prevalence, awareness, treatment, and control of hypertension in the Czech population from 1985 to 2001 // J. Hypertens. 2004. — Vol.22, № 8. -P. 1479−1485.
  70. Cuspidi C., Lonati L., Sampieri L., et al. «To better know hypertension»: educational meetings for hypertensive patients // Blood pressure. 2000. -Vol.9, № 5. — P.255−259.
  71. Deakin Т., McShane C.E., Cade J.E. et al. Group based training for self-management strategies in people with type 2 diabetes mellitus // Cochrane Database Syst. Rev. 2005. — Apr. 18, № 2. — CD003417.
  72. Degli Esposti E., Di Martino M., Sturani A. et al. Risk factors for uncontrolled hypertension in Italy // J. Hum. Hypertens. 2004. — Vol.18, № 3. — P.207−213.
  73. Devereux R.B., Alonso D.R., Lutas E.M. Echocardiographic assessment of left ventricular hypertrophy: comparison of necropsy findings // Am. J. Cardiol. 1986. -Vol.57.-P.450−458.
  74. DellAcqua M.C., Pessuto J., Bocchi S.C. et al. Communication between the patient care team and patients with hypertension // Rev. Lat. Am. Enfermagem. -1997. Vol.5, № 3. — P.43−48.
  75. Devereux R.B., Reichek N. Echocardiographic determination of left ventricular mass in men // Circulation. 1977. — Vol.55. — P.613−618.
  76. DiMatteo M.R., Lepper H.S., Croghan T.W. Depression is a risk factor for noncompliance with medical treatment: meta-analysis of the effects of anxiety and depression on patient adherence // Arch. Intern. Med. 2000. — Vol.160, № 14. — P.2101−2107.
  77. Domino F.J. Improving adherence to treatment for hypertension // Am. Fam. Physician. 2005. — Vol.71, № 11. — P.2089−2090.
  78. Ducat A., Balazovjech I. A 5-year follow-up of preventive approach to patients with essential hypertension // J. Hum. Hypertens. 1996. — Vol.10, suppl.3. — S.131−133.
  79. Edmonds D., Forester E., Groth H. et al. Does self-measurement of blood pressure improve patient compliance in hypertension? // Hypertens. 1985. — Vol.3, suppl.l. — S.31−34.
  80. Egan B.M., Lackland D.T., Cutler N.E. Awareness, knowledge, and attitudes of older Americans about high blood pressure: implications for health care policy, education, and research // Arch. Intern. Med. 2003. — Vol.163, № 6. — P.681−687.
  81. Eisen S.A., Miller D.K., Woodward R.S. et al. The effect of prescribed daily dose frequency on patient medication compliance // Arch. Intern. Med. 1990. -Vol.150, № 9.-P.1881−1884.
  82. Elliott P., Stamler J., Nichols R. et al. Intersalt revisited: further analyses of 24 sodium secretion and blood pressure within and across population // Brit. Med. J. -1996.-Vol.312.-P.1249−1253.
  83. Elliott WJ. Compliance strategies // Curr. Opin. Nephrol. Hypertens. 1994. -Vol.3, № 3.-P.271−278.
  84. Elliott W.J. Compliance and improving it — in hypertension // Manag. Care. -2003. — Vol.12, № 8 (Suppl. Hypertension). -P.56−61.
  85. Elmer P.G., Grimm R.J., Laing B. et al. Lifestyle intervention: results of the Treatment of Mild Hypertension Study (TOMHS) // Prevent. Med. 1995. — Vol.24.-P. 378−388.
  86. Erickson S.R., Williams B.C., Gruppen L.D. Relationship between symptoms and health-related quality of life in patients treated for hypertension // Pharmacotherapy. 2004. — Vol.24, № 3. — P.344−350.
  87. European Society of Hypertension European Society of Cardiology guidelines for the management of arterial hypertension // J. Hypertens. — 2003. — Vol.21, № 6. -P.1021−1053.
  88. Favrat В., Brunner H.R. Monitoring compliance in resistant hypertension: an important step in patient management // J. Hypertens. 2003. — Vol.21, suppl.2. — P.37−42.
  89. Fleischmann E., Friedrich A., Danzer E., et al. Intensive training of patients with hypertension is effective in modifying lifestyle risk factors // J. Hum. Hypertens. -2004. Vol.18, № 2. — P.127−131.
  90. Fonseca Т., Clara J.G. Polypharmacy and non-compliance in the hypertensive elderly patient // Rev. Port. Cardiol. 2000. — Vol.19, № 9. — P.855−872.
  91. Garcia-Vera M.P., Labrador F.J., Sanz J. Comparison of clinic, home self-measured, and work self-measured blood pressures // J. Behav. Med. 1999. — Vol.25, № 1. -P.13−22.
  92. Garcia-Vera M.P., Sanz J. How many self-measured blood pressure readings are needed to estimate hypertensive patients' «true» blood pressure? // J. Behav. Med. — 1999.-Vol.22, № 1.-P.93−113.
  93. Gascon J .J., Sanchez-Ortuno M., Llor B. et al. Why hypertensive patients do not comply with the treatment: results from a qualitative study // Fam. Pract. — 2004. — Vol.21, № 2.-P.125−130.
  94. Geleijnse J.M., Witteman J.C., Bak A.A. et al. Reduction in blood pressure with a low sodium, high potassium, high magnesium salt in older subjects with mild to moderate hypertension // Brit. Med. J. 1994. — Vol.309. — P.436−440.
  95. Glassman A.H., Pierce D.W. Tratment of depression in patients with heart disease // J. Pract. Psychiat. Behav. Health. 1998. — Vol.4. — P. 140−149.
  96. Goldstein D.J. Beneficial health effects of modest weight loss // Int. J. Obes. -1992.-Vol.16.-P.500−505.
  97. Gonzalez-Fernandez R.A., Rivera M., Torres D. et al. Usefulness of a systemic hypertension in-hospital educational program // Am. J. Cardiol. 1990. — Vol.65, № 20. — P. 13 84−13 86.
  98. Gruesser M., Hartmann P., Schlottmann N., et al. Structured patient education for out-patients with hypertension in general practice: a model project in Germany // J. Hum. Hypertens. 1997. — Vol.11, № 8. — P. 501−506.
  99. Haines R.B., Sackett D.L., Gibson E.S. Randomised clinical trial for improving medication compliance in primary hypertension // Lancet. 1976. — Vol. 12, № 1. -P.1265−1268.
  100. Hajjar I., Kotchen T. Trends in prevalence, awareness, treatment, and control of hypertension in the United States, 1998 2000 // JAMA. — 2003. — Vol.290, № 2. -P. 199−206.
  101. Hamilton G.A. Measuring adherence in a hypertension clinical trial // Eur. J. Cardiovasc. Nurs. 2003. — Vol.2, № 3. — P.219−228.
  102. Hanon O., Mourad J.J., Mounier-Vehier C. et al. Blood pressure self-monitoring contributes to improved patient education among hypertensive subjects // Arch. Mai. Coeur. Vaiss. 2001. — Vol.94, № 8. — P.879−883.
  103. Hasford J. Compliance and the benefits risk relationship of antihypertensive treatment// J. Cardiovasc. Pharmacol. 1992. — Vol.20, suppl6. -S.30−34.
  104. Heise Т., Jennen E., Hochlenert D. et al. Results of a structured hypertension teaching and treatment program // Z. Gastroenterol. 2002. — Vol.40, suppl.l. -S.27−32.
  105. Henry R.L., Gibson P.G., Vimpani G.V. et al. Randomized controlled trial of a teacher-led asthma education program. // Pediatr. Pulmonol. 2004. — Vol.38, № 6. — P.434−442.
  106. Horvathova H., Kimlikova К., Balazovjech I., et al. Compliance and the therapeutic effect in patients with arterial hypertension// Bratisl. Lek. Listy. 2003. — Vol.104, № 4.-P.149−154.
  107. Hyman D.J., Pavlik V.N. Characteristics of patients with uncontrolled hypertension in the United States // N. Engl. J. Med. 2001. — Vol.345, № 7. — P.479−486.
  108. Imai Y., Otsuka K., Kawano Y. et al. Japanese society of hypertension guidelines for self-monitoring of blood pressure at home // Hypertens. Res. 2003. -Vol.26, № 10.-P.771−782.
  109. Imai Y., Poncelet P., de Buyzere M. et al. Prognostic significance of self-measurements of blood pressure // Blood. Press. Monit. 2000. — Vol.5, № 2. — P.137−143.
  110. Jula A., Puukka P., Karanko H. Multiple clinic and home blood pressure measurements versus ambulatory blood pressure monitoring // Hypertension. 1999.- Vol.34, № 2.-P.261−266.
  111. Kannel W., Gordon Т., Offut D. Left ventricular hypertrophy by electrocardiogram: prevalence, incidence, and mortality in the Framingham Heart Study // Am/ Intern Med. Vol.71. — P.89−105.
  112. Kannel W.B., Schwartz M.J., McNamara P.M. Blood pressure and risk of coronary heart disease: the Framingham study // Dis. Chest. 1969. — Vol.56, № 1. -P. 43−52.
  113. Kaplan N.M. Lifestyle modifications for prevention and treatment of hypertension //J. Clin. Hypertens. 2004. Vol.6, № 12. — P. 716−719.
  114. Kearny P.M., Whelton M., Reynolds K. et al. Worldwide prevalence of hypertension: a systematic review // J. Hypertens. 2004. — Vol.22, № 1. — P. 11−19.
  115. Kim M.T., Han H.R., Hill M.N. et al. Depression, substance use, adherence behaviors, and blood pressure in urban hypertensive black men // Ann. Behav. Med.- 2003. Vol.26, № 1. — P.24−31.
  116. Kirscht J.P., Rosenstock I.M. Patient adherence to antihypertensive medical regimens // Community Health. 1977. — Vol.3, № 2. — P. l 15−124.
  117. Knight E.L., Bohn R.L., Wang P. S. et al. Predictors of uncontrolled hypertension in ambulatory patients // Hypertension. 2001. — Vol.38, № 4. — P.809−814.
  118. Koelling T.M., Johnson M.L., Cody R.J. et al. Discharge education improves clinical outcomes in patients with chronic heart failure // Circulation. 2005. — Vol.111, № 2.-P.179−185.
  119. Krousel-Wood M., Thomas S., Muntner P. et al. Medication adherence: a key factor in achieving blood pressure control and good clinical outcomes in hypertensive patients // Curr. Opin. Cardiol. 2004. — Vol.19, № 4. — P.357−362.
  120. Lahdenpera T.S., Wright C.C., Kyngas H.A. Development of a scale to assess the compliance of hypertensive patients // Int. J. Nurs. Stud. — 2003. Vol.40, № 7. — P.677−684.
  121. Langford H.G., Davis B.R., Blaufox M.D. et al. Effect of drug and diet treatment of mild hypertension on diastolic blood pressure // Hypertension. 1991. -Vol.17.-P.210−217.
  122. Larpent N., Canivet J. Bicentric evaluation of a teaching and treatment programme for Type 1 (insulin-dependent) diabetic patients. // Diabetologia. 1984.- Vol.27, №l.-P.62−63.
  123. Leichter В., Allweiss P. National consensus standards for diabetic patient education programs. A first step in solving an important puzzle //Arch. Intern. Med.- 1984. Vol.144, № 6. — P. l 137−1138.
  124. С. Гипертензия и ее последствия: состояние проблемы в мире (пер. с англ.) // Артериальная гипертензия. 2005. — Т.11, № 2. — С.86−90.
  125. Levy D. Left ventricular hypertrophy. Epidemiological insights from the Framingham Heart Study//Drugs. 1988. -Vol. 56, suppl.5. -P. 1−5.
  126. Lewington S., Clarke R., Qizilbach N. et al. Age-specific relevance of usual blood pressure to vascular mortality: a meta-analysis of individual data for one million adults in 61 prospective study // Lancet. 2002. — Vol. 360. -P. 1903−1913.
  127. Llisterri J.L., Gil V.F., Rodriguez G. et al. Interest of home blood pressure measurements (HBPM) to establish degree of hypertensive control // Blood Press. -2003. Vol.12, № 4. — P.220−224.
  128. Louis-Simonet M., Kossovsky M.P., Sarasin F.P. Effects of a structured patient-centered discharge interview on patients' knowledge about their medications // Am. J. Med. 2004. — Vol.117, № 8. — P.563−568.
  129. Lucas C., Van Dantzig J.M., Cleuren G. et al. Comprehensive medical and nursing management decreases hospital care of heart failure // Eur. Heart. J. 1999. -Vol.20, suppl.-P.24.
  130. Magar Y., Vervloet D., Steenhouwer F. et al. Assessment of a therapeutic education programme for asthma patients: «un souffle nouveau» // Patient. Educ. Couns. 2005. — Vol.58, № 1. — P.41−46.
  131. Mallion J.M., Schmitt D. Patient compliance in the treatment of arterial hypertension // ESH scientific newsletter: update on hypertension management. — 2001. -Vol.2, № 7.
  132. Mannucci E., Pala L., Rotella C.M. Long-term interactive group education for type 1 diabetic patients // Act. Diabetol. 2005. — Vol.42, № 1. — P. l-6.
  133. Maronde R.F., Chan L.S., Larsen F.J., et al. Underutilization of antihypertensive drugs and associated hospitalization // Med. Care. 1989. —Vol.27, № 12. -P.1159−1166.
  134. Marmot M.G., Ellott P., Shipley M.J. et al. Alcohol and blood pressure: the INTERSALT study // Brit. Med. J. 1994. — Vol.308. — P.1263−1267.
  135. McCombs J.S., Nichol M.B., Newman C.M., et al. The costs of interrupting antihypertensive drug therapy in a Medicaid population // Med. Care. 1994. -Vol.32, № 3.-P.214−226.
  136. McLane C.G., Zyzanski S.J., Flocke S.A. Factors associated with medication noncompliance in rural elderly hypertensive patients // Am. J. Hypertens. — 1995. -Vol.8, № 2. — P.206−209.
  137. McNagny S.E., Ahluwalia J.S., Clark W.S. et al. Cigarette smoking and severe uncontrolled hypertension in inner-city African Americans // Am. J. Med. — 1997. -Vol.103, № 2. -P.121−127.
  138. Mengden Т., Chamontin В., Phong C.N. et al. User procedure for self-measurement of blood pressure. First International Consensus Conference on Self Blood Pressure Measurement // Blood Press. Monit. 2000. — Vol.5, № 2. — P. l 11 129.
  139. Meza J., Nayak M., Martin S. Et al. How reliable are self-management blood pressure taken at home? // J. Fam. Pract. 2004. — Vol.53, № 10. — P.832−834.
  140. E.R. 3rd, Erlinger T.P., Young D.R. et al. Results of the Diet, Exercise, and Weight Loss Intervention Trial (DEW-IT) // Hypertension. 2002. — Vol.40, № 5. -P.612−618.
  141. Miche E., Herrmann G., Wirtz U. et al. Effects of education, self-care instruction and physical exercise on patients with chronic heart failure // Z. Kardiol. 2003. — Vol.92, № 12. — P.985−993.
  142. Morgan Т., Adam W., Gilles A. et al. Hypertension treated by salt restriction // Lancet. 1978. — Vol.4, № 1. -P.227−230.
  143. Morisky D.E., DeMuth N.M., Field-Fass M. et al. Evaluation of family health education to build social support for long-term control of high blood pressure // Health Educ. Q. 1985. — Vol.12, № 1. -P.35−50.
  144. Morisky D.E., Green L.W., Levine D.M. Concurrent and predictive validity of a self-reported measure of medication adherence // Med. Care. 1986. — Vol.24, № 1. — P.67−74.
  145. Muntner P., Gu D., Wu X., et al. Factors associated with hypertension awareness, treatment, and control in a representative sample of the Chinese population // Hypertension. 2004. — Vol.43, № 3. -P.578−585.
  146. Muhlhauser I., Sawicki P.T., Didjurgeit U. et al. Evaluation of a structured treatment and teaching program on hypertension in general practice // Clin. Exp. Hypertens. 1993. — Vol.15, № 1. -P.125−142.
  147. Naudziunas A., Jankauskiene L., Kalinauskiene E. et al. Implementation of the patient education about cardiovascular risk factors into a daily routine of the Cardiology Unit of the hospital // Prev. Med. 2005. — Vol.41, № 2. — P.570−574.
  148. Neaton J.D., Grimm R.H., Prineas R.G. et al. Treatment of mild hypertension study. Final results // JAMA. 1993. — Vol.270. — P.713−724.
  149. Nelson E.C., Stason W.B., Neutra R.R. et al. Impact of patient perceptions on compliance with treatment for hypertension // Med. Care. 1978. — Vol.16, № 11. -P.893−906.
  150. Neutel J.M., Smith D.H. Improving patient compliance: a major goal in the management of hypertension // J. Clin. Hypertens. 2003. — Vol.5, № 2. — P.127−132.
  151. Niakara A., Nebie L.V., Zagre N.M. et al. Knowledge of an urban population about arterial hypertension: prospective study carried out in Ouagadougou, Burkinafaso // Bull.Soc. Pathol.Exot. 2003. — Vol.96, № 3. — P.219−222.
  152. Ochta Y., Tsuchihashi Т., Ueno M. et al. Relationship between the awareness of saly restriction and actual salt intake in hypertensive patients // Hypertens. Res. — 2004. Vol.27, № 4. — P.243−246.
  153. Omvik P., Gerhardsen G. The Norwegian office-, home-, and ambulatory blood pressure study (NOHA) // Blood Press. 2003. — Vol. 12, № 4. — P. 211−219.
  154. Patton K., Meyers J., Lewis B.E. Enhancement of compliance among patients with hypertension // Am. J. Manag. Care. 1997. — Vol.3, № 11.- P.1693−1698.
  155. Port K., Palm K., Viigimaa M. Self-reported compliance of patients receiving antihypertensive treatment: use of a telemonitoring home care system // J. Telemed. Telecare. 2003. — Vol.9, suppl. 1. — S.65−66.
  156. Rachmani R., Slavacheski I., Berla M. et al. Treatment of high-risk patients with diabetes: motivation and teaching intervention: a randomized, prospective 8-year follow-up study // Am. Soc. Nephrol. 2005. — Suppl. 1. — S.22−26.
  157. Raikkonen K., Matthews K.A., Kuller L.H. Trajectory of psychological risk and incident hypertension in middle-aged women // 2001. Vol.38, № 10. — P.798−802.
  158. Richardson M.A., Simons-Morton В., Annegers J.F. Effect of perceived barriers on compliance with antihypertensive medication // Health Educ Q. 1993. — Vol.20, № 4.-P.489−503.
  159. Roca В., Nadal E., Rovira R.E. et al. Usefulness of a hypertension education program // South. Med. J. 2003. — Vol.96, № 11.- P. 1133−1137.
  160. Sackett D.L., Haynes R.B., Gibson E.S. et al. Randomised clinical trial of strategies for improving medication compliance in primary hypertension // Lancet. — 1975. Vol.31, № 1. -P.1205−1207.
  161. Saounatsou M., Patsi О., Fasoi G. Et al. The influence of the hypertensive patients' education in compliance with their medication // Public Health Nurs. -2001. Vol.18, № 6. -P.436−442.
  162. Sarcadi A., Veg A., Rosenqvist U. The influence of participant’s self-perceived role on metabolic outcomes in a diabetes group education program // Patient Educ. Couns. -2005. Vol.58, № 2. — P. 137−145.
  163. Savage D., Dryer J., Henry W. Echocardiographic assessment of cardiac anatomy and function in hypertensive subjects // Circulation. 1979. — Vol.59. — P.623−632.
  164. Sawicki P.T., Muhlhauser I., Didjurgeit U. et al. Improvement of hypertension care by a structured treatment and teaching program // J. Hum. Hypertens. — 1993. -Vol.7, № 6. P.571−573.
  165. Schmeiser-Rieder A., Kunze U. Blood pressure awareness in Austria // European Heart Journal. 2000, № 21. — P.414−420.
  166. Shaw E., Anderson J.G., Maloney M. et al. Factors associated with noncompliance of patients taking antihypertensive medications // Hosp. Pharm. — 1995. Vol.30, № 3. -P.201−203, 206−207.
  167. Simon S.R., Majumdar S.R., Prosser L.A. et al. group versus individual academic detailing to improve the use of antihypertensive medications in primary care: a cluster-randomized controlled trial // Am J Med. 2005. — Vol.118, № 5. -P.521−528.
  168. Stamler J., Neaton J.D., Wentworth D.N. Blood pressure (systolic and diastolic) and risk of fatal coronary heart disease // Hypertension. 1989. — Vol.13, № 5. -P. 12−21.
  169. Stamler R., Stamler J., Civinelli J. et al. Adherence and blood-pressure response to hypertension treatment // Lancet. 1975. — Vol.20, № 2. — P. 1227−1230.
  170. Stanton A.L. Determinants of adherence to medical regimens by hypertensive patients // Behav. Med. 1987. — Vol.10, № 4. — P.377−394.
  171. Strelec M.A., Pierin A.M., Mion D. J. The influence of patient’s consciousness regarding high blood pressure and patient’s attitude in face of disease controlling medicine intake // Arq. Bras. Cardiol. 2003. — Vol.81, № 4. -P.349−354.
  172. Stergiou G.S., Efstathiou S.P., Alamara C.V., et al. Home or self blood pressure measurement? What is the correct term? // J. Hypertens. 2003. — Vol. 21, № 12. -P. 2259−2264.
  173. Sundberg R., Tunsater A., Palmqvist M. et al. A randomized controlled study of a computerized limited education program among young adults with asthma // Respir. Med. 2005. — Vol.99, № 3. — P.321−328.
  174. Taylor G.J., Ryan D., Bagby R.M. Toward the development of a new self-report alexithymia scale // Psychother. Psychosom. 1985. — Vol.44, № 4. — P. l91−199.
  175. Testa M.A. Methods and applications of quality-of-life measurement during antihypertensive therapy // Curr. Hypertens. Rep. 2000. — Vol.2, № 6. — P.530−537.
  176. Trento M., Passera P., Borgo E. et al. A 3-year prospective randomized controlled clinical trial of group care in type 1 diabetes // Nutr. Metab. Cardiovasc. Dis. 2005. — Vol.15, № 4. — P.293−301.
  177. The Seventh Report of the Joint National Committee on Prevention, Detection, Evaluation, and Treatment of High Blood Pressure (The JNC 7 Report) // JAMA. -2003. Vol.289, № 19. -P.2560−2572.
  178. Tsai J.C., Yang H.Y., Wang W.H., et al. The beneficial effect of regular endurance exercise training on blood pressure and quality of life in patients with hypertension // Clin. Exp. Hypertens. 2004. — Vol.26, № 3. — P.255−265.
  179. Tuomilehto J., Juosilahti P., Rastenyte D., et al. Urinary sodium excretion and cardiovascular mortality in Finland: a prospective study // The Lancet. 2001. — Vol.357.-P.838−851.
  180. Vakili B.A., Okin P.M., Devereux R.B. Prognostic implications of left ventricular hypertrophy // Am. Heart J. 2001. — Vol.141. — P.334−341.
  181. Vaur L., Vaisse В., Genes N. et al. Use of electronic pill boxes to assess risk of poor treatment compliance: results of a large-scale trial (Pt 1)// Am. J. Hypertens. 1999. — Vol.12, № 4. — P.374−380.
  182. Volicer A., Volicer B.J. Self reports on alcohol use and compliance with antihypertensive medication // Clin. Exp. Hypertens. A. 1982. — Vol.4, № 6. — P.849−865.
  183. Waeber B. Treatment strategy to control blood pressure optimally in hypertensive patients // Blood pressure. 2001. — Vol. 10. №. — P.62−73.
  184. Wang P. S., Bohn R.L., Knight E et al. Noncompliance with antihypertensive medications: the impact of depressive symptoms and psychosocial factors // J. Gen. Intern. Med. 2002, — Vol.17, № 7. — P.504−511.
  185. Welsh L., Ferro A. Drug treatment of essential hypertension: the case for initial combination therapy // Int. J. Clin. Pract. 2004. — Vol.58, № 10. — P.956−963.
  186. Wang L., Li J. Role of educational intervention in the management of comorbid depression and hypertension // Blood Press. 2003. — Vol.12, № 4. — P. 198 202.
  187. Wellermann B.C., Offers E., Kolloch R. Compliance problems in therapy resistant hypertension // Herz. 2004. — Vol.29, № 3. — P.271−275.
  188. World Health Organization. Quality of life group. What is it Quality of life? Wld. Hth. Forum.-1996. Vol.1. — P.29.
  189. World Health Organization. Obesity: prevention and managing the global epidemic. Report of the WHO consultation on obesity. Geneva, 1997
  190. Worth H. Patient education in asthmatic adults // Lung. 1990. — Vol.168, suppl. — P.463−468.
  191. Williams G.H. Assessing patients wellness: new perspectives on quality of life and compliance // Am. J. Heart. 1998. — Vol. 11, № 11. — P. 186−191.
  192. Williams M.V., Baker D.W., Parker R.M. et al. Relationship of functional health literacy to patients, knowledge of their chronic disease. A study of patients with hypertension and diabetes // Arch. Intern Med. 1998. — Vol. 158, № 2. — P. 166 172.
  193. Wizner В., Grodzicki Т., Gryglewska B. et al. Knowledge about hypertension and blood pressure level // Przegl.Lek. 2000. — Vol.57, № 7. — P.402−405.
  194. Yiannakopoulou E.C., Papadopulos J.S., Cokkinos D.V. Adherence to antihypertensive treatment: a critical factor for blood pressure control // Eur. J. Cardiovasc. Prev. Rehabil. 2005. — Vol.12, № 3. — P.243−249.
  195. Zernike W., Henderson A. Evaluating the effectiveness of two teaching strategies for patients diagnosed with hypertension // J. Clin. Nurs. 1998. — Vol.7, № 1. — P.37−44.
  196. Zigmond A.S., Snaith R.P. The hospital anxiety and depression scale // Acta. Psychiatr. Scand. 1983. — Vol.67, № 6. — P.361−70.
Заполнить форму текущей работой