Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-гигиеническая характеристика здоровья студентов средних специальных учебных заведений социальной сферы в Республике Саха (Якутия) и обоснование путей улучшения медицинской помощи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и практическая значимость. Впервые в Республике Саха (Якутия) проведен анализ и выявлены особенности заболеваемости учащихся средних специальных учебных заведений социальной сферы, изучен объем и характер амбулаторной, стационарной помощиуровень организации целевых медицинских осмотровисследованы социально-гигиенические и психологические аспекты образа жизни учащихся и уровень… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Здоровье и организация медицинской помощи подросткам и молодежи (обзор литературы)
    • 1. 1. Здоровье подростков и молодежи — уровни, тенденции, факторы
      • 1. 1. 1. Основные факторы, определяющие уровень здоровья подростков и молодежи на современном этапе
      • 1. 1. 2. Современные особенности состояния здоровья подростков и молодежи
    • 1. 2. Роль социальной сферы в современном развитии общества
    • 1. 3. Проблемы профессиональной подготовки молодежи (в т.ч. для работы в социальной сфере)
    • 1. 4. Состояние и проблемы организации медицинской помощи подросткам и молодежи
  • Глава II. База и методика исследования
  • Глава III. Здоровье населения республики Саха (Якутия) и факторы, его определяющие
    • 3. 1. Географические особенности и состояние экологии Республики
  • Саха (Якутия)
    • 3. 2. Медико-демографические процессы в Республике Саха (Якутия)
      • 3. 2. 1. Особенности миграции населения в PC (Я)
      • 3. 2. 2. Анализ демографической структуры населения
      • 3. 2. 3. Характеристика процессов естественного движения населения
  • PC (Я)
    • 3. 3. Система здравоохранения и характеристика показателей заболеваемости населения Республики Саха (Якутия)
    • 3. 4. Анализ заболеваемости социально значимыми болезнями
  • Глава IV. Анализ состояния здоровья учащихся и их обращаемости за медицинской помощью
    • 4. 1. Уровень и динамика заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью
    • 4. 2. Анализ заболеваемости по результатам профилактического осмотра
    • 4. 3. Уровень здоровья учащихся по результатам самооценки
    • 4. 4. Анализ структуры посещаемости учащихся
    • 4. 5. Результаты изучения контингента госпитализированных больных
  • Глава V. Оценка здоровья и факторов, на него влияющих, по результатам анкетирования учащихся
    • 5. 1. Роль здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся
    • 5. 2. Характеристика образа жизни учащихся
    • 5. 3. Характеристика отдельных аспектов, связанных с профессиональной принадлежностью учащихся и организацией учебного процесса
    • 5. 3. Социально-психологическая характеристика учащихся
    • 5. 5. Уровень самооценки здоровья учащихся

Социально-гигиеническая характеристика здоровья студентов средних специальных учебных заведений социальной сферы в Республике Саха (Якутия) и обоснование путей улучшения медицинской помощи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Республика Саха (Якутия) — один из отдаленных регионов Российской Федерации с суровыми климатическими условиями. Заболеваемость населения имеет специфические особенности, обусловленные климатическими, географическими, социально-экономическими, экологическими факторами, характером быта и питания коренных жителей республики (Егоров И.Я., 2000; Попов B.C., Иванов А. И. и др., 2000).

Радикальные социально-экономические преобразования в России привели к изменениям образа жизни и ухудшению здоровья населения (Ще-пинО.П., 1996; Денисов И. Н., 1997; Стародубов В. И., 1998; Шабров А. В., Поляков И. В., 2000; Вишняков Н. И., 2001; Орел В. И., 2002; Медик В. А., Юрьев В. К., 2003 и др.). Эти процессы характерны и для населения Республики Саха (Якутия) (Егоров И.Я., 2000).

В наибольшей степени отрицательные последствия этих перемен отразились на здоровье молодых людей. В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей и подростков стало одним из приоритетных направлений государственной политики Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (Сивцева И.С., 2000). В связи с этим поиск путей оптимизации здоровья молодежи является одной из важных задач современного здравоохранения.

Исследователями выполнено немало работ по изучению здоровья детского населения в Республике Саха (Якутия) (Захарова А.А., 1974; Ханды М. В., 1967, 1997; Тимофеев Л. Ф., 1992; Наумов А. А., 1996; Александрова Л. В., 1999), однако отсутствуют социально-гигиенические исследования здоровья учащихся средних^ специальных учебных заведений, готовящих специалистов для работы в учреждениях социальной сферы — важного сектора народнохозяйственного комплекса республики. От качества функционирования социальной сферы во многом зависит общее состояние и степень удовлетворенности населения уровнем социальной помощи и защиты. Социальная значимость и специфика будущих профессий этой категории учащихся вызывает необходимость поиска оптимальных организационных форм охраны их здоровья.

На фоне продолжающегося реформирования здравоохранения весьма актуальными представляются исследования, посвященные решению проблем, связанных с повышением эффективности медицинской помощи различным контингентам населения, включая учащихся (Чичерин Л.П., Линденбра-тен А.Л., 2001), которые по-разному решаются в регионах страны.

Цель исследования: Научное обоснование комплекса мероприятий по оптимизации системы медицинской помощи учащимся средних специальных учебных заведений социальной сферы республики Саха (Якутия) на основании изучения состояния их здоровья, социально-гигиенических аспектов образа жизни, анализа организации и качества их медицинского обслуживания.

Задачи исследования:

— проанализировать особенности природно-климатических и социально-гигиенических условий жизни в Республике Саха (Якутия) — динамику основных медико-демографических показателей здоровья населения республики;

— провести анализ динамики заболеваемости учащихся средних специальных учебных заведений по данным обращаемости за медицинской помощью, результатам периодических медицинских осмотров, самооценки;

— исследовать социально-гигиенические аспекты образа жизни учащихся средних специальных учебных заведений социальной сферы Республики Саха (Якутия);

— выявить комплекс факторов медико-социального и психологического характера, негативно влияющих на состояние здоровья данной группы учащихся;

— оценить уровень организации и качества медицинской помощи, оказываемой учащимся средних специальных учебных заведений социальной сферы;

— разработать научно-обоснованный комплекс мероприятий по оптимизации медицинской помощи учащимся средних специальных учебных заведений.

Научная новизна и практическая значимость. Впервые в Республике Саха (Якутия) проведен анализ и выявлены особенности заболеваемости учащихся средних специальных учебных заведений социальной сферы, изучен объем и характер амбулаторной, стационарной помощиуровень организации целевых медицинских осмотровисследованы социально-гигиенические и психологические аспекты образа жизни учащихся и уровень их медицинской активности, проведено социологическое исследование мнения учащихся о состоянии организации медицинской помощи. Выявлен комплекс негативных факторов социально-гигиенического характера, влияющих на состояние здоровья учащихся, проживающих в условиях Крайнего Севераопределена роль учебных заведений в организации медико-реабилитационной помощи. Разработана организационная модель оказания лечебно-профилактической и реабилитационной помощи учащимся средних специальных учебных заведений в г. Якутске.

Практическая значимость работы состоит в том, что обоснованы пути оптимизации системы медицинского обеспечения учащихся средних специальных учебных заведений в условиях Якутии на современном этапе ее социального и экономического развития. Предложенные мероприятия по системной профилактике позволяют целенаправленно проводить оздоровительную работу в средних специальных учебных заведениях с учетом климато-географических условий Крайнего Севера, реализовать преемственность в деятельности различных медицинских учреждений, совершенствовать систему медицинского информирования, обучения и повышения уровня медико-социальной активности.

Разработанная в ходе исследования отчетная форма «О деятельности здравпунктов средних специальных учебных заведений Республика Саха (Якутия)», методические рекомендации по ее использованию при составлении годовых (полугодовых) статистических отчетов о деятельности здравпунктов, а также планирования мероприятий по улучшению оказания медико-реабилитационной помощи студентам утверждены на заседании Научнотехнического Совета МЗ PC (Я) (протокол № 10 от 30 декабря 2003 г., регистрационный № 2).

Информационное письмо «Порядок предоставленния академического отпуска по медицинским показаниям студентам средних специальных учебных заведений Республики Саха (Якутия)», утверждено на заседании Научно-технического Совета МЗ PC (Я) 30 декабря 2003 г. (протокол № 10, регистрационный № 3).

Материалы диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность поликлиник № 1 г. Якутска, Якутского базового медицинского колледжа, Республиканского (Республика Саха (Якутия)) кожно-венерологи-ческого диспансера. Результаты исследования были использованы также Центром занятости населения г. Якутска при организации обучения безработных по специальности 14 467 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными" — Департаментом по делам народов и Федеральным отношениям Республики Саха (Якутия), при подготовке парамедицинских работников для 12 Арктических улусов Республики Саха (Якутия) — Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Якутским Торгово-экономическим колледжем потребительской кооперации, Якутским педагогическим колледжем № 1 при организации медицинского обеспечения учащихся и обучению их основам оказания медицинской помощи. Используются при обучении студентов ФВСО СПбГМА им. И. И. Мечникова.

Основные положения диссертации опубликованы в 17 научных работах.

Апробация материалов исследования. Результаты исследования и основные положения диссертации были представлены и обсуждены на:

— III международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2002);

— X Российско-японском международном медицинском симпозиуме «Якутия 2003» (Якутск, 2003);

— III Международной научно-методической конференции «Качество образования: концепции, проблемы» (Новосибирск, 2000);

— научно-практической конференции ГУ ННИИ общественного здоровья РАМН «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья» (Москва, 2004);

— научно-методической конференции «Модель специалиста в XXI веке» (Якутск, 2000);

— Республиканской научно-практической конференции «Психология в системе образования: опыт и направления деятельности» (Якутск, 2001);

— научно-практической конференции, посвященной 60-летию проф. А. И. Иванова и 60-летию проф. А. С. Григорьева (Якутск, 2001);

— Региональной научно-практической конференции «Общественное здоровье: стратегия развития в регионах Сибири» (Новосибирск, 2003);

— Республиканской научно-практической конференции «Комплексный подход к проблемам реабилитации инвалидов: медицинские, социальные и профессиональные аспекты» (Якутск, 2002);

— Конференции, посвященной 160-летию основания городской больницы «Актуальные вопросы охраны здоровья населения» (Якутск, 2003).

Личный вклад автора. Автором лично проведен обзор литературы, составлен план и разработана программа, проведено медико-социальное и кли-нико-статистическое исследование (вклад 100%). С участием автора проведен сбор научной информации путем выкопировки данных из первичной медицинской документации и анкетирование учащихся (вклад 85%), проведен его анализ (вклад 85%). В целом личный вклад автора превышает 95%.

Основные положения, выносимые на защиту:

— изучение состояния здоровья, социально-гигиенических аспектов и образа жизни учащихся является важным звеном в образовательном процессе, позволяет разработать комплекс мер, направленных на улучшение медико-профилактической помощи студентам и формирование здорового образа жизни в средних специальных учебных заведениях;

— многофакторный анализ тенденций заболеваемости взрослых, подростков и отдельно учащихся средних специальных учебных заведений Республики Саха (Якутия) с учетом происходящих в ней социально-экономических изменений, климато-географических условий, национальных традиций, особенностей социально-гигиенической среды;

— закономерности влияния социально-гигиенических факторов и образа жизни учащихся средних специальных учебных заведений социальной сферы, проживающих в условиях Крайнего Севера, на их здоровье, а также результаты медико-социологического исследования уровня медицинской активности, гигиенической информированности и установки на здоровый образ жизни;

— многосторонняя характеристика личности студентов средних специальных учебных заведений социальной сферы, которая включала эмоциональные, социально-гигиенические, интеллектуальные данные, как объективного фактора, влияющего на успех оздоровительной работы среди учащихся;

— результаты комплексного исследования системы оказания лечебно-профилактической помощи учащимся средних специальных учебных заведений социальной сферы с учетом оценки ее эффективностисуществующая медицинская документация не позволяет в полной мере отразить многогранную работу в области охраны здоровья учащихся;

— основные направления совершенствования системы охраны здоровья учащихся средних специальных учебных заведений;

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, программы, методики и организации исследования, 3 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, приложений и документов, подтверждающих внедрение результатов исследования в практику. Диссертация изложена на 150 страницах основного текста, иллюстрирована 22 таблицами и 42 рисунками.

Список литературы

включает 218 источников (в том числе 58 иностранных).

ВЫВОДЫ.

1. Сохраняющаяся в стране неблагоприятная медико-демографическая ситуация, рост заболеваемости, особенно социально-значимыми болезнями, инвалидности, смертности, увеличивающийся разрыв между потребностями населения в медицинской помощи и финансовыми ресурсами — особенно ощутима в республике Саха (Якутия).

2. Образ жизни и здоровья учащихся средних специальных учебных заведений Республики Саха (Якутия) имеют специфические особенности, обусловленные значительным влиянием природно-климатических факторов, национальными обычаями, невысоким уровнем медицинской информированности и слабыми установками на здоровый образ жизни, недостаточной лечебно-профилактической помощью.

3. Уровень общей заболеваемости подростков Республики Саха (Якутия) за период 1996;2002 гг. превышал показатели заболеваемости данного возрастного контингента населения России. Ведущее место в заболеваемости подростков принадлежит болезням органов дыхания (415,9%о), на втором месте следуют болезни органов пищеварения (107,9%о) и на третьем месте — болезни эндокринной системы (92,0%о). В отличие от взрослых, у подростков среди болезней органов дыхания первое место принадлежит болезням миндалин, затем следуют бронхиты, на третьем месте — хронические фарингиты. В динамике имеет место увеличение среди подростков уровня заболеваемости болезнями органов пищеварения, эндокринной системы. По сравнению со взрослым населением среди подростков выше уровень заболеваемости гастритом, патологией желчного пузыря, функциональными расстройствами желудка. Значительно выше, чем среди взрослых, у подростков уровень заболеваемости болезнями эндокринной системы (соответственно 71%о и 42%о).

4. Уровень болезненности учащихся средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов для социальной сферы, по данным обращаемости имеет тенденцию к снижению: с 2345,9%о в 1998 г. до 1599,0%о в.

2002 г. (на 31,8%). Уровень первичной заболеваемости снизился за эти же годы с 1917,7%о до 1138,2%о (на 41%). Разница в темпах их снижения свидетельствует о тенденции хронизации патологии. В 2002 г. в структуре общей заболеваемости учащихся преобладали инфекционные и паразитарные болезни (29,2%), заболевания органов дыхания (21,7%), болезни нервной системы (12,6%), травмы (9,2%). В динамике увеличивается удельный вес болезней системы кровообращения, органов пищеварения, нервной системы.

5. Уровень заболеваемости с ВУТ из расчета на 100 учащихся сократился с 61,1 случаев в 1998 г. до 26,8 — в 2002 г., а средняя длительность одного случая нетрудоспособности за эти же годы увеличилась с 3,4 до 4,1 дней. В структуре заболеваемости с ВУТ в 2002 г. преобладали болезни органов дыхания (74,0%), органов пищеварения (5,0%), системы кровообращения (3,8%). Разработанная в ходе исследования система учета академических отпусков позволила установить, что в 2002 г. по состоянию здоровья 4,9% учащихся вынуждены были прекратить занятия.

6. Важное значение для своевременного выявления заболеваний имеют профилактические осмотры учащихся. По результатам осмотра 13,6% учащихся признаны здоровыми, 57,6% - практически здоровыми, у 20,3% выявлено одно, и у 8,5% - несколько хронических заболеваний. У 46,7% осмотренных выявлены патологические изменения костно-мышечной системы, в 18,2% - патология органов пищеварения, у 8% - системы кровообращения, у 9,4% - болезни крови, у 15,5% - патология глаз. Выявлена необходимость проведения адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий среди учащихся, имеющих различные патологические изменения.

7. Комплексный анализ здоровья должен дополняться результатами его самооценки. Проведенное исследование показало, что среди исследуемой группы учащихся она достаточно низка и не совпадает с результатами осмотра. Так, 58,8% опрошенных отметили у себя наличие хронических заболеваний (в т.ч. 21,3% — двух и более).

8. Организация медицинской помощи учащимся требует своего совершенствования. Об этом свидетельствуют: несоответствие объективных и субъективных оценок уровня их здоровьянизкий (27,6%) процент обращаемости за медицинской помощью при наличии заболеванийдостаточно высокий (18,2%>) удельный вес пациентов с хроническими заболеваниями, не удовлетворенных оказываемой помощью и оценивающих качество медицинской помощи в поликлинике как неудовлетворительное (10%) — высокий (63,8%) процент экстренной госпитализацииневысокий уровень обследования пациентов (даже в условиях стационара) — наличие проблем с получением консультаций специалиста, необходимость оплаты помощи (в т.ч. при проведении профосмотра).

9. Эффективность подготовки и охраны здоровья учащихся средних специальных учебных заведений детерминируется не только деятельностью медицинских работников и преподавателей, образом жизни и экономическим положением учащихся, но и социально-психологическими особенностями учебных групп, свойствами личности учащегося, которые влияют на активность, работоспособность, продуктивность и качество обучения. Использование комплекса социологических и психофизиологических методов позволяет получить оперативные и достаточно объективные данные о психологическом состоянии обучающихся, выделить их личностные качества, которые необходимо учитывать при проведении лечебно-оздоровительных мероприятий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Необходима организация на базе одной из поликлиник г. Якутска отделения, задачами которого являлось бы медицинское обслуживание студентов и учащихся средних специальных учебных заведений с включением в его структуру врачей: терапевта, хирурга, акушера-гинеколога, офтальмолога, оториноларинголога, стоматолога.

Кроме того, для консультативной помощи целесообразно дополнительное выделение штатных должностей в составе поликлиники: уролога, эндокринолога, психолога (психотерапевта), дерматовенеролога. В перспективе возможно на основе корпоративного финансирования открытие самостоятельной поликлиники.

2. Необходима разработка единой программы профилактического осмотра учащихся (состав специалистов, методы обследования) с формированием формализованных заключений и контролем полноты выполнения рекомендаций специалистов по дообследованию и лечению.

3. На базе отделения целесообразно формирование компьютерного банка данных учащихся с включением в него сведений об их обращаемости за медицинской помощью, данных профилактических осмотров. В последующем на основе созданных систем базы данных необходимо формирование многокритериальной системы оценки медицинской помощи студентам и учащимся.

4. С учетом результатов исследования требуется коррекция организации учебного процесса (снижение учебной нагрузки, оптимизация соотношений лекций и практических занятий, числа учащихся в группах, длительности перерывов между занятиями) и активизация деятельности кураторов (воспитателей) по формированию здорового образа жизни и адекватного морально-психологического климата в коллективах групп с учетом результатов психофизиологического тестирования.

5. Необходима разработка на уровне министерства здравоохранения и образования республики региональной программы охраны здоровья учащейся молодежи, предусматривающей возможности реализации принципов профилактической медицины и полное удовлетворение потребностей во всех видах лечебно-оздоровительных мероприятий.

6. Предлагается для органов управления здравоохранения Якутии принять разработанный на основе проведенного исследования комплекс основных мероприятий, направленных на улучшение качества здоровья студентов ССУЗ (рис. 1).

Разработка единой целевой программы по улучшению медико-реабилитационной, медико-социальной, психолого-педагогической помощи студентам ССУЗ PC (Я).

Рис. 1. Структура системы комплекса основных мероприятий, направленных на улучшение качества оказания медико-реабилитационной, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи студентам ССУЗ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные вопросы охраны здоровья населения г. Якутска: Мат. конф., посвященной 160-летию основания городской больницы / Под. ред.
  2. B.Г. Кривошапкина (Якутск, сентябрь 2003 г.). Якутск: НИПК «Сахаполи-графиздат», 2003. — 244 с.
  3. JI.B. Состояние здоровья и организации лечебно-профилактической помощи детям сельских улусов Республики Саха (Якутия): Автореф. дисс.. канд. мед. наук. СПб., 1999. — 16 с.
  4. В.М., Драбкина М. В., Халецкий К. М. Здоровье студентов как экономическая категория // Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. тр. под ред. проф. Н. И. Вишнякова. Вып. 5. СПб., 2000. — С. 60−63.
  5. Н.В., Збравский B.C., Богородская Э. Ф. Медико-педагогические требования к режиму труда и отдыха учащихся профтехучилищ. М.: Медицина, 1983. — 64 с.
  6. К.Ю. Усиление социальной направленности как одно из основных направлений политики доходов: Сб. науч. тр. Вып. 8. Якутск: ГУП «Полиграфист», 2000. — С. 74−82.
  7. JI.T. Актуальные проблемы изучения состояния здоровья студентов и организации медицинской помощи // Актуальные проблемы медицинского обеспечения студентов и учащихся: Тез. докл. Всесоюзной на-учн.-практ. конф. -М., 1983. С. 36−37.
  8. JI.T., Сердюковская Г. Н. Состояние здоровья учащихся профтехучилищ различного профиля // Гигиена и санитария. 1983. — № 5.1. C. 34−37.
  9. Н.В. Роль интегральных показателей здоровья населения в совершенствовании экономического планирования // Сов. здравоохр. — 1981. № 6. — С. 11−14.
  10. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях.: проблемы, пути решения // Росс. пед. журн. 1998. — № 1. — С. 5−8.
  11. С.Я. Подготовка рабочих со средним образованием. — М.: Знание, 1980. 80 с.
  12. Н.Е., Ионова Н. Д. Использование целевых медицинских осмотров при изучении эпидемиологии эндокринных заболеваний у детей // Здравоохранение Российской Федерации. 1986. — № 9. — С. 21−23.
  13. Н.В. Реабилитация умственного отсталых людей в Швеции // Экология человека. -2000. № 4. — С. 72−73.
  14. П.Н. Развитие производительных сил и здоровье человека в условиях Севера Сибири: Сб. научн. тр. Якутского филиала СО АН СССР. -1979.-С. 83−99.
  15. В.Г. Пути взаимосвязи общего политического и профессионального образования в деятельности школ ФЗУ (1920−1940 гг.): Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1984. С. 17.
  16. Е.И. Техногенное загрязнение атмосферы, валовые выбросы.: Сб. науч. тр. Вып. 1. — Якутск, 2001. — С. 60−69.
  17. Ваганов Н. Н. Комментарий приказа Министерства здравоохранения
  18. РФ от 5.05.1999 г. № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста // Детская больница. — 2000. № 1. — С. 78.
  19. .Л. Самоубийства как социальная патология //Экология человека. 2000. — № 4. — С.82−83.
  20. Н.Г. Социальная педиатрия (курс лекций). — СПб., 1996. -395 с.
  21. Т.З., Федорова Е. Н. Возрастная структура населения Якутии: Геодемографическое исследование. — Новосибирск: Наука, 2001. — 148 с.
  22. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях /Под ред. И. Н. Шкадова. М., 1976. — 240 с.
  23. М.В., Курчаткин В. В. Состояние здоровья студентов медицинской академии //Здоровье в XXI веке: Сб. мат. Всеросс. научн.-практ. конф. (28−30 сентября 2000 г., г. Тула) Тула, 2000. — С. 41−43.
  24. A.M., Тявлина В. В., Астром Т. Основные направления социального образования в Швеции: история, тенденции, опыт // Экология человека. 2000. — С. 76−78.
  25. Н.И. Проблемы совершенствования организации медицинской помощи подросткам // Тез. докл. Всесоюзной науч.-практ. конф. М., 1983.-С. 86−89.
  26. И.Г. Влияние процесса обучения на состояние здоровья учащихся средних ПТУ текстильной промышленности: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 1980. — 23 с.
  27. Г. Н., Тихонова Н. В., Краморовская Н. Ю. Геронтологиче-ский центр как современная форма медико-социальной помощи пожилому населению // Экология человека. 2000. — № 4. — С. 66−67.
  28. Н.А. Заболеваемость подростков по материалам обращаемости и медицинским осмотрам //Здравоохр. Росс. Федерации. 1980. — № 1. — С. 24−26.
  29. Т.К., Кузьмина Р. А. Социальная адаптация населения Республики Саха (Якутия) к экономическим реформам: Сб. науч. тр. Вып. 6. -Якутск: Кудук, 1999. С. 119−124.
  30. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Республики Саха (Якутия) в 2002 г. ЯРМИАЦ, 2002. — 95 с.
  31. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 г. //Здравоохр. Росс. Федерации. 1999. — № 2. — С. 7−26.
  32. И.И. Задачи совершенствования амбулаторно-поликлини-ческой помощи детям в свете Постановления ЦК КПСС и Совета Министра СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» // Педиатрия. 1983. — № 1. — С. 3−6.
  33. JT.H., Бессонова Н. А., Ивахнченко И. С. Здоровье и здоровый образ жизни: мнение студентов медицинского ВУЗа // Социальная медицина на рубеже XXI века: Материалы Всеросс. научн.-практ. конф. Краснодар, 1999.-С. 50−55.
  34. Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. -М., 1995. 127 с.
  35. Г. З. Диспансеризация всего населения один из путей предупреждения заболеваний // Здравоохр. Росс. Федерации. — 1984. — № 1. — С. 3−7.
  36. И.Н., Иванов А. И. Виды медицинской помощи и принципы взаимодействия семейного врача с другими специалистами //Семейная медицина. 1998. — № 2. — С.6−9.
  37. З.В. О некоторых медико-биологических аспектах профориентации молодежи //Состояние здоровья подростков в процессе производственного обучения и вопросы адаптации: Сб. науч. тр. -М., 1981. С. 8−14.
  38. Х.Н. Некоторые аспекты социальных последствий проводимых реформ в условиях Крайнего Севера: Сб. научн. тр. Вып. 9. -Якутск, 2002.-С. 14−19.
  39. Е.Г. Десятилетие социально-экономических преобразований: анализ, оценки, задачи. Якутск, 2002. — С. 170.
  40. Е.Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха. -Новосибирск: Наука, 2001. — 262 с.
  41. И.Я. Задачи системы здравоохранения // Наука и образование. 2000. -№ 1. — С.7−14.
  42. Г. А. Влияние миграции на демографический потенциал Арктической зоны Республики Саха (Якутия) // Сб. науч. тр. «Вопросы региональной экономики». Вып. 2. Якутск, 2002. — С. 164−170.
  43. Женщины и мужчины Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Госкомстат Республики Саха (Якутия). — Якутск, 2002. 56 с.
  44. А.А. Оценка качества здоровья населения // Сб. науч. тр. -2000-Вып. 8.-Якутск, 2000.-С. 134−148.
  45. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 1999 году (статистические материалы). М., 2000. — 210 с.
  46. Р.К. Роль комплексной оценки здоровья детей и улучшение лечебно-профилактической помощи // Здравоохр. Росс. Федерации. 1983. -№ 3. — С.8−15.
  47. В.П. Адаптация человека к экстремальным условиям Севера: Сб. науч. тр. Якутского филиала СО АН СССР. Якутск. 1979. — С. 99−118.
  48. JI.B. Заболеваемость населения // В кн.: Здравоохранение России. XX век. М., 2001. — С.30−39.
  49. А.А. Научное обоснование эффективности использования коечного фонда стационаров. — М., 2000. 26 с.
  50. И.А., Васильева O.JI. Медико-социальные аспекты охраныздоровья студентов высших учебных заведений //Социальная медицина на рубеже XXI века: Материалы Всеросс. научн. практ. конф. Краснодар, 1999.-С. 111−116.
  51. JI.B. Подготовка кадров для социальной сферы: региональный опыт и проблемы //Экология человека. 2000. — № 4. — С.78 — 79.
  52. Р.А. Организация медико-социальной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата в современных условиях // Экология человека. 2000. — № 4. — С. 68−70.
  53. В.В. Психиатрия детского возраста. -М., 1995. -326 с.
  54. В.В. Социальная работа за рубежом, состояние, тенденции, перспективы. М.: Флинта, 1998. — С. 22 — 24.
  55. Т.Д. Здоровье подростков, занятых в текстильной промышленности и зависимости его от некоторых социальных факторов: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. -М., 1983. 17 с.
  56. Ю.М. Основные пути выхода здравоохранения России из кризиса в 1999—2000 годах. -М., 1998.-58 с.
  57. Д.Д. Роль государственной молодежной политики в обеспечении занятости молодежи // Сб. научн. тр. Вып. 5. Якутск: Кудук, 1998. -С. 91−98.
  58. М.Н., Розова И. Н., Завадская Ю. Н. и др. Некоторые прогрессивные формы медицинского обеспечения подростков: Тез. докл. Всесоюзной научн.-практ. конф. -М., 1983. С. 96−99.
  59. Л.И. Заболеваемость подростков — школьников // Сов. здраво-охр.- 1981.-№ 4.-С. 38−43.
  60. А. Ремесленное училище. — М.: Московский рабочий, 1946. -76 с.
  61. Л.Г., Солодовников А. Г., Ефимова Л. Д. Опыт медицинского обеспечения студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений, г. Кемерово // Тез. докл. научн.-практ. конф. М., 1998. -С. 127−129.
  62. В.Н. Основы врачебно-профессиональной консультации подростков //Здравоохранение Белоруссии. 1981. — № 9. — С. 40−41.
  63. Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Юж.-Уральск. кн. изд-во, 1971. — 280 с.
  64. Г. И., Беляев Е. Н., Петручук О. Е. Роль социально-гигиенического мониторинга в управлении состоянием здоровья детей и подростков // Проблемы городского здравоохранения: Сб. научн. тр. Вып. 5. СПб., 2000. — С. 56−59.
  65. М.Л., Астратенкова Т. В., Анисимов С. М. и др. Организация работы объединенного поликлинического подросткового отделения в крупном городском районе // Тез. докл. Всесоюзной научн.-практ. конф. М., 1983.-С. 115−116.
  66. В.М., Рутенбург Э. С. Профессиональные ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. Л.: Медицина, 1977. — 279 с.
  67. Лопотко В. П, Ариптджанов Т. А. Работа поликлиники профилактических медицинских осмотров // Сов. Здравоохр. 1983. — № 12. — С. 37—38.
  68. Н.В., Давыдова С. В., Аврукина О. М. и др. Медико-социальное исследование полового поведения подростков // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 1. — С. 18−22.
  69. А.Г. Ветераны Великой Отечественной войны как приоритетный объект социальной политики // Экология человека— 2000. № 4. -С. 84−85.
  70. B.C. Здоровье рабочих с учетом их образа жизни // Второй съезд СПб. Союза научных и инженерных обществ: Сб. научн. трудов. — СПб, 1993.-С. 52−55.
  71. B.C. Комплексный подход в изучении образа жизни и здоровья семьи рабочего // В кн: Здоровье рабочих и организация медико-социальной помощи. М, 1987.-С. 16−21.
  72. В.Г. Региональные медико-экологические проблемы охраны материнства и детства. СПб, 1994. — 64 с.
  73. Е.З. К вопросу снижения школьной близорукости // Здравоохр. Росс. Федерации. 1981. -№ 1. — С. 42−44.
  74. М.А. Социально-гигиеническая характеристика здоровьяучащихся ПТУ и обоснование путей улучшения им медицинской помощи в условиях крупного города: Дисс.. канд. мед. наук. Л., 1987 — 277 с.
  75. А.В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование. М.: Наука, 1999. — 128 с.
  76. Э.Н., Березнев В. Л. Проблемы здоровья пожилых и обеспечения их стационарной помощью за рубежом // Развитие стационарной медицинской помощи в период реформы здравоохранения в России: Сб. материалов науч.-практ. конф. М., 1996 — С. 298−391.
  77. Н.М. Психологическая служба в вузе: цели, задачи, направления работы // Психология в системе образования: опыт, направления деятельности: Матер, респ. научн.-практ. конф. (29 ноября 2001, Якутск) -Якутск, 2003.-С. 48−51.
  78. В.А., Поляков И. В., Шестакова Н. А. Формы и методы работы крупной городской поликлиники. М.: Медицина, 1980. — 206 с.
  79. Н.Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Росс. Пед. журн. -1998. -№ 1.-С. 12−14.
  80. А.В. Современные аспекты профессиональной патологии и врачевной профессиональной консультации подростков. Л.: Медицина, — 1985−54 с.
  81. А.Т., Назаров А. Н. Актуальные проблемы социального обеспечения населения Республики Саха (Якутия) // Мат. конф. Молодых ученых. Вып. 1. Якутск: Якутский филиал «Издательство СО РАН», 2002. -С. 99−106.
  82. JI.A., Шарапова Н. И. Состояние уровня жизни населения Республики Саха (Якутия). Итоги 1995 г. // Сб. научн. тр. Вып. 2. Якутск, 1996.-С. 51−60.
  83. Г. А., Демченкова Г. З., Полонский М. Л. Диспансеризация в СССР. М.: Медицина, 1984. — 334 с.
  84. Д.Х. Опыт использования комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков практическими врачами // Гигиена и санитария. 1978. -№ 1.-С. 74−76.
  85. Образование в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник / Госкомстат Республики Саха (Якутия) Якутск: 2000. — 45 с.
  86. Общественное здоровье: стратегия развития в регионах Сибири: Мат. регион, научн.-практ. конф. (30−31 октября 2002). Новосибирск, 2002. -272 с.
  87. С.А., Швецова B.C. Методика комплексного изучения медико-социальных причин инвалидности с детства: Методические рекомендации для врачей медико-социальной экспертизы и социальных работников. -СПб., 1993.-С. 2−6.
  88. В.К., Емельянова В. И., Кириллов В. В. Проблемы организации лечебно-профилактической помощи студентам ВУЗов и учащимся средних специальных учебных заведений // Тез. докл. Всесоюзной науч.-практ. конф. М., 1985.-С. 5−9.
  89. В.И. Медико-социальные и организационные проблемы формирования здоровья детей в современных условиях: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук.-СПб., 1998.-47 с.
  90. Е.Г. Возникновение и развитие школы фабрично-заводского ученичества ФЗУ (1918−1933): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1964.-20 с.
  91. В.В., Гехт И. А., Ларионов Ю. К. Некоторые вопросы экономического взаимодействия учреждений здравоохранения и органов социальнойзащиты населения в сельской местности (информационное письмо). — Самара, 2000. 7 с.
  92. Е.Л., Ковалец А. В. Методика медико-физиологического, профессионального подбора // Здравоохр. Росс. Федерации. 1980. — № 3. — С. 29−31.
  93. М.И. Проблема взаимосвязи общего и профессионального образования в опыте школ фабзавуча 20-х годов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Томск, 1970. — 16 с.
  94. Н.С. Аллергодерматозы у жителей Крайнего Севера // Актуальные вопросы педиатрии: Мат. научн.-практ.конф. Якутск, 2002. -С. 88−93.
  95. Т.В., Большакова О. М., Лютова О. Ю. Современные проблемы состояния здоровья и медицинского обслуживания учащейся молодежи // Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. тр. под ред. проф. Н. И. Вишнякова. Вып. 5. СПб., 2000. — С. 104−108.
  96. Т.В., Камаев И. А. Социально-гигиеническая характеристика неполных семей сельской местности // Здоровье население Российской Федерации и пути его улучшения: Мат. науч.-практ. конф. М., 1994. — С. 59−60.
  97. М.А. Образ жизни и состояние здоровья детей из многодетных семей, проживающих в сельской местности: Дисс.. канд. мед. наук. Н. Новгород, 1994. — 167 с.
  98. Положение детей и подростков в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник / Госкомстат Республики Саха (Якутия) Якутск, 2002. -72 с.
  99. И.П. Психология как предмет в системе образования // Мат. республиканской науч.-практ. конф. (29 ноября 2001). Якутск, 2001. -С. 63−66.
  100. О.Н., Полкачева Г. А. Некоторые результаты изучения состояния здоровья школьников в группах продленного дня // Здравоохр. Росс. Федерации. 1985. — № 3. — С. 19−21.
  101. Э.С., Шарин С. В. Городской гериатрический центр Санкт-Петербурга — трехлетний опыт работы. // Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. тр. под ред. проф. Н. И. Вишнякова. Вып. 2. СПб., 1997. — С. 268−273.
  102. А.И., Заровняев Л. Л. Методы оценки влияния здоровья населения на воспроизводство ресурсов для труда // Сб. научн. тр. Вып. 8. — Якутск: ГУП «Полиграфист», 2000. С. 123 — 133.
  103. П.В., Толстых Г. В. Из истории органов социального обеспечения Республики Саха (Якутия) (1937 — 1992 гг.) // Сб. научн. тр. Вып. 4. Якутск, 1997. — С. 87−95.
  104. Л.Д. Сущность социальной занятости, ее структура и основные функции (социально-философский аспект) // Сб. научн. тр. Вып. 4. -Якутск, 1997. С. 87−95.
  105. Э.С., Ларионова М. Я. Особенности состояния здоровья девушек, обучающихся в среднем ПТУ профессиям обувного профиля // Актуальные вопросы гигиены детей, подростков, студентов: Мат. конференции. Вильнюс, 1978. — С. 71−83.
  106. Т.К. О состоянии медико-санитарного обслуживания ипутях улучшения диспансеризации подростков. // Тез. докл. Всесоюзной на-уч.-практ. конф. -М., 1983.-С. 197−199.
  107. С.С., Ходжаева Н. С. Гигиена труда подростков, обучающихся в профессионально-технических училищах. — Ташкент, 1976. — 56 с.
  108. В.В. Влияние леса на вечную мерзлоту: Монторинг и методы исследования. — Якутск: Якутский университет, 2001. — 40 с.
  109. М.И., Ханды М. В. Факторы риска и причины формирования различной степени тяжести бронхиальной астмы у детей PC (Я) // Актуальные проблемы педиатрии: Мат. научн.-практ. конф. Якутск, 2002. — С. 101−105.
  110. А.Г., Пономарева И. В., Яковлева О. Г. и др. Медико-социальная помощь лицам пожилого и старческого возраста в Самарской области // Проблемы городского здравоохранения. Вып. 2. СПб., 2002. -С. 263−266.
  111. Л.У. Предмет психологии в свете формирования личности // Мат. республиканской науч.-практ. конф. (29 ноября 2001), — Якутск, 2001.-С. 66−68.
  112. Ю.С. Влияние миграционных процессов на демографическую ситуацию Республики Саха (Якутия) в условиях экономической реформы: Сб. научн. тр. Вып. 7. Якутск, 1999. — С. 77−94.
  113. Г. Н. Профилактика неспецифических заболеваний в подростковом возрасте // Вестник АМН СССР. 1984. — № 4. — С. 70−75.
  114. Г. Н. Состояние здоровья подростков и факторы, его определяющие: Тез. докл. Всесоюзной науч.-практ. конф. -М., 1983. С. 5−10.
  115. В.Г. Состояние здоровья населения PC (Я) как один индикаторов уровня жизни // Сб. научн. тр. Вып. 5. Якутск: Кудук. — 2002. -С. 158−163.
  116. А.В. и соавт. Социально экономические аспекты проблемы природопользования на Севере Сибири // Сб. научн. тр. Якутского филиала СО АН СССР. — Якутск, 1979. — С. 165.
  117. Н.Н. Факторы и пути обеспечения занятости сельского населения в условиях перехода к рыночной экономике (на примере Республики Саха (Якутия). Якутск: Северовед, 1999. — С. 136.
  118. В.Д. Образ жизни и здоровье детей и подростков. // Здравоохр. Росс. Федерации. 1995. — № 4. — С. 21−23.
  119. Социальная политика Швеции. М.: Социальная защита, 1999. -С. 20−49.
  120. Д.И. Психология и медицина // Психология в системе образования: опыт и направления деятельности: Матер. Респ. научн.-практ. конф. (29 ноября 2001, Якутск). Якутск, 2003. — С. 66−68.
  121. .М., Линева М. У. Опыт организации медико-социальной службы в инфекционном стационаре // Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. тр. под ред. проф. Н. И. Вишнякова. Вып. 2. СПб., 1997. -С. 184−189.
  122. Д.И. Совершенствование организации отоларингологиче203ской помощи подросткам // Тез. докл. Всесоюзной науч.-практ. конф. М., 1983.-С. 128−129.
  123. Е.А., Лютикова Т. М., Рождественский Е. М. Воспитание экологической культуры и здоровье студентов // Здоровье в XXI веке: Сб. мат. Всеросс. науч.-практ. конф. (28−30 сентября 2000 г., г. Тула). Тула, 2000. -С. 242−243.
  124. И.А. Опыт организации городской студенческой поликлиники // Здравоохр. Росс. Федерации. 1981. — № 8. — С. 25−26.
  125. Н.А., Суворов И. М. Охрана здоровья как социально-экономическая проблема // Состояние здоровья подростков в процессе производственного обучения и вопросы адаптации: Сб. науч. тр. М., 1981. —1. С. 3−8.
  126. Г. В. Формирование Системы социальной защиты молодежи в регионах Севера: Сб. научн.тр. Вып. 6. Якутск, 1999. — С. 19−27.
  127. В.В., Георгиевский А. С. Медицинское образование // БМЭ. 1980. — Т. 14. — С. 443−454.
  128. М.А., Александров В. Л. Здоровье населения. Якутск, 2000.- 105 с.
  129. Г. Н. Дымченко З.В. Эффективность лечебно-профилактической помощи подросткам при участково-территориальном принципе обслуживания // Тез. докл. Всесоюзной науч.-практ. конф. -М., 1983. С. 89−92.
  130. Е.Н. Современное состояние исследований миграционного движения в Республике Саха (Якутия) // Сб. научн. тр. Вып. 2. Якутск, 2002.-С. 111−209.
  131. Е.Н., Мостахова Т. С. Государственная политика в отношении женщин Республики Саха (Якутия) // Сб. научн. тр. Вып. 2. Якутск, 2002.-С. 102−111.
  132. Н.Н., Куценко Г. И. Проблемы формирования здоровья детей и подростков г. Москвы // Проблемы городского здравоохранения: Сб.науч. тр. под ред. проф. Н. И. Вишнякова. Вып. 5. СПб, 2000. — С. 73−76.
  133. Хамачанова Т. Г, Уварова Е. В. Соотносительная роль наследственных и средовых факторов в развитии детей и подростков // Экология человека. 2000. — № 4. — С. 64−65.
  134. М.В. и соавт. Здоровый ребенок (Программа для оздоровления школьников) // Наука и образование. 2000. — № 1. — С. 46−49.
  135. Чазов Е. И, Царегородцев Г. И. Охрана здоровья населения и ее роль в социально-экономическом процессе общества // Терап. арх. 1982. — № 1. -С. 3−7.
  136. В.Е. Состояние здоровья старших школьников г. Ленинграда и организация их медицинского обслуживания: Автореф. дисс. .1канд. мед. наук. Л, 1976. -21 с.
  137. Д.М. Врач по медико-экологическому воспитанию возможная специальность в современных условиях // Матер. Регион, научн-практ. конф. (30−31 октября 2002. Новосибирск). — Новосибирск, 2002. — С. 166−167.
  138. Н.А. Организация медико-санитарного обслуживания подростков: Учебное пособие. М.: Цолиув, 1997. — 22 с.
  139. Н.А., Лиенко Т. Д. Организация и проведение периодических медицинских осмотров. М.: Медицина, 1983. — 11 с.
  140. Л.А., Сухарева Л. М., Ильин А. Г. и др. Пути совершенствования медицинской помощи подросткам // Росс. пед. журн. 1998. — № 1. — С. 18−20.
  141. Е.Г. Влияние комплекса неполноценности у людей с ограниченными возможностями на успешность психологической и социальной реабилитации // Экология человека. 2000. — № 4. — С. 65−66.
  142. Г. М. Организация наркологической помощи подросткам призывного возраста // Тез. докл. Всесоюзной науч.-практ. конф. М., 1983. -С. 135−137.
  143. Г. В., Рутенбург Э. С. Некоторые вопросы совершенствования работы врачей по профессиональной ориентации подростков // Здраво-охр. Росс. Федерации. 1984. — № 9. — С. 5−8.
  144. Ahmed N.I., Abbas S., Shaabban E. Family care of elderly problems //J. of the Egyptian. Publ. Hlth Ass. 1993. — Vol. 68. -N ½. — P. 161 — 177.
  145. Bagley Ch., D. Augelli A.R. Suicidal behavior in gay, lesbian and bisexual youth. //BMJ.-2000. -№ 7250. -P. 1617−1618.
  146. Bajucikova A. Veruituhg gesundheiticher Schadigugen und Storugen der Schuiller. //Z. gesamt. Hyg. 1984. — Vol. 30, № 4. — S. 239 — 241/
  147. Baker S.P. Medical data and injures. // Amer. J. Publ. 1983. — Vol. 73, № 7.-P. 773−734.
  148. Boyle J.S., Ferrel J.A., Hodniki D. R. e.a. Going home: African American caregiving for adult children with human immunodeficiency virus disease. // Holistic Nursing Practice. — 1997. — Vol. № 2. — P. 27 — 35/
  149. Bucur G., Keleman A., Muresunu M. Participares medical la activitate de orientare scolara si professional // Jigiena. 1982. — Vol. 33, № 2. — P. 177−192.
  150. Butterworth T. The current status and Future challeges of psychiatric (mental health nursing. // International J. of Nursing studies. 1995. — Vol. 32, № 4.-P. 353−365.
  151. Charles F., Poutrin L. Etude les facteurs de risgues dechec Scolaire au cours preparatoire. //Rev. Hyg. Med. Scol. 1982. — Vol. 35, № 1. — P. 1−18.
  152. J., Monteiro М. (Хиллебрандт Дж., Монтейро М.). Употребление веществ, вызывающих зависимость и его пагубность для общества. // Наше здоровье (журн. амер.-межд. союза здравоохранения). 2001 — Т. 9, № 1.-С. 9−13.
  153. Clark М., Huttlinger К. Elder care among Mexican American families. //Clin. Nursing Research. 1998. — Vol. 7, № 1. — P. 64−81.
  154. Cole T.J., Cole J.L. Bone, age, social deprivation and single parent fa-miles. //Archives of Disease in Childhood. // The J. of the Brit. Paediatric Association. — 1992.-Vol. 67, № 10.-P. 1281 — 1285.
  155. Crendal J.E. A scale for social interest. // Individ. Psychology: The J. of Aadltrian Theory Research and Practice. 1001. — Vol. 47, № 1. — P. 106 — 114.
  156. D. Augelli A.R., Hershberger S. L., Rikinton N.W. Lesbian, gay and bisexual youth and their families. // Am. J. Orthopsychiatria. — 1998. — Vol. 68. -P. 368−377.
  157. Dominelli L. The future of social work education beyond the state of the ort. // Scand J. of. Soc. Welfare. 1996. — Vol. 5. — P. 195 — 196.
  158. Donner C.F. Zaccaria S., Goli F. Intermediate respiratory care andrehabilitation 11 Monaldi Archives for Chest Disease. 1994. — Vol. 49, № 6. -P. 541−543.
  159. Dunn L.A., Rout., Carson J. e.a. Occupational stress amongst care staff working in nursing homes: an empirical investigation. // J. of Clinical Nursing. 1999.-Vol. 3,№ 3.-P. 177- 183.
  160. Eisner M.D., Smith A.K., Blame A.D. e.a. Respiratory Health affer Establishment of Smoke-Free Dars and Taverns. // JAMA. 1998. — Vol. 280, № 22. -P. 1909−1914.
  161. Expanded Tuberculosis Surveillance and Tuberculosis Morbiditi. -United States. 1993. // JAMA. 1994. — Vol. 27, № 3. — P. 265.
  162. Farrely M.C., Bray J.W., Jonson Ph. D. Response to Increase in Cigarette Prices by Rase. Ethnicity, Income, and Age Groups-United States. 1970−1993. // JAMA. 1998. — Vol. 280, № 23. — P. 1979 — 1980.
  163. Folden S.L., Coffman S. Respite care for families of children with disabilities. // J. of Rediatric Hlth. Care. 1993. — Vol. 7, № 3. — P. 103−110.
  164. Freund Peter E.S., Meredith В., Meg uire. A. Health, illness and social body: a critical sociology. // New jersey. 1991. — 402 pp.
  165. Given D.A., Given C.W. Famyli home care for individuals with cancer. //Oncocogy. 1994. — Vol. 8, № 5. — P. 77−83.
  166. Hagere S. Obiesite: du maigres progress // Vivre. 1983. — Vol. 240, № 24. — P. 28−32.
  167. Halimi J. Alcoholism. // Rev. Prat. 1984. — Vol. 34, № 6. — P. 258.
  168. Jeannin F. LHAD en prychiatrie: des temoignages infirmiers. // Revue de Infirmiers.- 1998.-Vol. 38.-P. 54−57.
  169. Je Gong-cho, Lin Wan-sheng. Cigarete smoking among Beijing (Peking) Righ schoders. // Hygie. 1983. — Vol. 11, № 2. — P. 21 25.
  170. Jongh J.E. A retrospective view of social work education. // New thems in social education proceeding of XV 1-th international congress of social work. (Netherlands, 8−11 August. 1972). Netherlang, 1972. — P. 23 — 26.
  171. De Kadt E. Making Health Policy Management Insectoral: Issues of Information Analysis and use in Less Developed Countries. // Soc. Sci. Ved. 1989. -Vol. 29, № 4.-P. 503 -514.
  172. Kamaras J. Quelquess sur donnees liietat sante des adolescents de la-capitale hongroise. // In: Eusuhum congress on prevention and health care through childhood out and adolescence. 1981. — P. 61.
  173. Lantz P.M., House J.S. Socioeconomic Fartors and Determinans of Mortality. // JAMA. 1998. — Vol. 280, № 20. — P. 1744−1745.
  174. Lechher V.M. Support systems and stress reduction among caring for dependent parents. //Social Work. 1993. — Vol. 38, № 4. — P. 461−469.
  175. Metz-Marcy, Welsch J. La Lutte antitabagique a l’ecole primaire. // Mschr. Kinder-heilk. 1982. — Vol. 130, № 10. — S. 760−767.
  176. Miok C. Lee. Knowledge, Barriers and Motivators Related to Cervical Cancer screening Among Rorean-American Women. // Cancer Nursing. 2000. — Vol. 23, № 3.-P. 168- 175.
  177. National Center for Health Statistic. Data Line. // Publ. Hlth. Rep. 1994. -Vol. 109, № 3.-P. 450−451.
  178. Newport D.J. Nemeroff C.B. Assessment and treatment of depression in the Cancer Patient. // J. Psychosoc. Res. 1998. Vol. 145. — P. 215 — 237/
  179. Oduntant S. Olu. Pattern of disease and accidents in Nigerian children of scoolage. // J. Trop. Med. and Hyg. 1973. — Vol. 76, № 2. — P. 28−35.
  180. Ornish D. More on Low fat diets. // New Engl. J. Med. — 1998. -Vol. 338.-P. 1623−1624.
  181. Ornich D., Scherwitz L.W., Billings J.H. e.a. Intensive Lifesyle Changes for Reversal of Coronary Heart diseases. // JAMA. 1998. — Vol. 280, № 23.1. P. 2001−2007.
  182. Payne M. What is professional social work? London, 1996. — P. 182 184.
  183. Peterhely Taylor C.A., Hartey V.L., Living With mental ilness: professional family collaboration. // J. of Psychosocial Nursing and Mental Health Services. 1993.-Vol. 31, № 3.-P. 23−28.
  184. Polakowska B. Choroby organizne ukladu nervowago w populacj uczni-wkonczacych szkole podslawowa. // Pol. Tuj Lek. 1982. — Vol. 37, № 6. -P. 101−105.
  185. Pultorak M., Zuburzenia W. Stania zdrovia u ucniow — Koheczacych szkoly №Reid A. Knowledge about Alcohol is Important to Health. // Med. J. Austr.- 1990.-Vol. 152, № 12.-P. 620−621.
  186. Reid S., Kolvin J. Group psychotherapy for children and adolescence. //Archives of Disease in Childhood. 1999. — Vol. 69, № 2. — P. 244 — 250.
  187. Robinson K.M. Family caregiving: who provides the care a what cost. // Nursing economics. 1997. — Vol. — 15, № 5. — P. 243−247.
  188. Shifrin F., Thompson M. Milburn signals health and social care merger. // Hlth. Service. J. 2000. — Vol. 110, № 5708. — P. 4−5.
  189. Soydan H.A. Study of the history of ideas in social work-a theoretical framework. // Scand. J. of Soc. Welfare. 1993. — Vol. 2. — P. 207.
  190. Stromme S.D., Frey H., Harlem O.K. Cardiac rehabilitation. // Amer. J. Publ. Hlth. 1984. — Vol. 4, № 5. — P. 316−326.
  191. Tapp I.T., Goldental P.A. A factor analytic study of health. // Prevent. Med. 1982. — Vol. 11, № 6. — P.724 — 728.
  192. Terris M. Determinans of Healh: A progressive political platform. // J. Publ. Hlth. Policy. 1994. — Vol. 15, № 15. — P. 5−7.
  193. The social services and care in Sweden Social styrelsen. 1993. — 78 p.
  194. Thomhill Sh. Teasdale G.M., Murrey G.M. e.a. Disability in young people and year after head injury prospective control study. 2000. — Vol. 7250.1. P. 1631−1634.
  195. Tosserb J. Intellectual disabilities in the Nordic Welfare States Policical and everyday life-Hoyskolferlaget STS. 1996. — 36 p.
  196. К. (Ютен К.) Что такое наркологическое заболевание. // Наше здоровье (Журнал амер.-межд. союза здравоохранения). 2001. — Т. 9, № 1. -С. 4−8.
  197. Wilson R. W, Higgins C.W. Smoking behavior and the tohacco crop. // J. Sch. Hith. 1984. — Vol. 54, № 9. — P. 343−346.
  198. Wilson W. F, D'. Agostino R. B, Levy D. e.a. Prediction of coronary heat disease uring risk factor cftegories. //Circulation. 1998. — Vol. 97. — P. 18 371 847.
  199. Wojidon-Machala H. Narwagan dzieci w wieku sz Kolnym a niettore crynniki srodowiskowa. // Rocrn. PZH. 1984. — Vol. 34, № 2. — P. 145−152.
Заполнить форму текущей работой