Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие международных связей высшей школы Российской Федерации в 1953-2003 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной ситуации, для развитых стран Восточной Европы уровень образования, который обеспечивался в вузах СССР, начал утрачивать свою привлекательность. Полагаем, что одной из главных причин этому было несовершенство материальной и учебно-лабораторной базы советских вузов. В то же время, гораздо более активно финансировавшиеся академические учреждения, ведущие вузы, по-прежнему являлись для… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX СТОЛЕТИЯ РАЗДЕЛ 3. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТАКТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДЕСТАЛИНИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (1953−1964гг.). 143

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В 1965

ГОДАХ.210

РАЗДЕЛ 5. СКЛАДЫВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1990-е

ГОДЫ.266

РАЗДЕЛ 6. РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1999−2003гг.).337

Становление и развитие международных связей высшей школы Российской Федерации в 1953-2003 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования истории развития международных гуманитарных контактов, в том числе, связей в сфере образования, определяется объективными факторами. В условиях развития процессов глобализации многие современные проблемы — это проблемы всего человечества, решить которые самостоятельно не в силах ни одна страна, какой бы совершенной и развитой экономикой она не обладала.

К числу важнейших глобальных проблем цивилизации, присущих нынешнему этапу развития, характеризующемуся рядом серьёзных кризисов (экономическим, энергетическим, экологическим, информационным и пр.), а также резким обострением национальных и социальных конфликтов можно отнести многие назревшие проблемы современности. Их успешное решение зависит от самых различных факторов. Однако нельзя не признать, что, в конечном счете, в каждом конкретном случае оно предполагает объединение усилий международной общественности. Достижение данной цели, в свою очередь, в немалой степени зависит от уровня образованности и культуры, толерантности общества.

Далеко не случайно, ЮНЕСКО относит потребность в получении образования к основным потребностям человека, наряду с его потребностями в жилье, одежде, пище. Во всемерном развитии образования, в охвате им все большего числа населения, во всемерном повышении качества образования, как непременного условия опережающего развития качества человека, медународному сообществу видится единственно возможный путь императива выживаемости.1.

В данной связи, развитие мирового сообщества в последние десятилетия всё более тесно увязывается с утверждением гуманитарных.

1 Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. ценностей демократического порядка. С одной стороны, они ставят в центр системы образования приоритет человеческой личности. В современном мире реально защищённым в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требованиями рынка. С другой — приоритет интересов личности соотносится с гармонизацией системы общественных и межгосударственных связей, требует углубления международного сотрудничества, утверждения системы общих ценностей и приоритетов, независимо от этнической и государственно-территориальной принадлежности.

Учитывая исторические параллели в развитии общества, в целом, и образования — в частности, можно сказать, что те глубокие изменения, которые происходят сейчас в системе российской высшей школы, имеют в своей основе радикальные преобразования в социально-экономических отношениях и государственно-политическом обустройстве нашей страны.2.

Стремление России к идеалам гуманизма, демократии, созданию условий для всестороннего развития личности определяет и главные направления реформы её высшего образования. В их основе — автономия учебных заведений и их академические свободымногообразие профессиональных программ, реализуемых через многоуровневую структуру образованиярасширение фундаментальной гуманитарной и естественнонаучной составляющих образования, как основы целостного и системного восприятия мираобеспечение качества и преемственности образования посредством введения образовательных стандартов.

2 Кинелев В. Г. Высшая школа России и ее роль в социально-экономическом развитии регионов // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 1995. № 2−3. С. 7−14.

Реформа высшей школы ставит целью придать ей черты образования, которое призвано быть образованием для всех, так как ущемление этого права и его неудовлетворительное качество ведут к интеллектуальной и культурной деградации личности. Она призвана формировать у каждого глобальную этику и ответственность — как принципиальные нормы гуманизма для нового единого и целостного мираносить творческий и новаторский характерстроиться на научно обоснованных знаниях, так как образование, где наука подчинена идеологии, таит угрозу деформации личностибыть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества.

Процесс реформирования высшей школы Российской Федерации еще раз показал, что сегодня перед образованием стоят трудные задачи, решение которых требует общих усилий многих государств. Россия с её высшей школой должна быть готова ко взаимообогащающему и партнёрскому сотрудничеству с мировым сообществом. В данной связи особое значение приобретает вопрос о международном сотрудничестве высшей школы, поскольку международный обмен знаниями — это движение к цивилизации.

Система высшего образования является одной из важнейших сфер в развитии общества, поскольку обеспечивает все отрасли народного хозяйства и важнейшие направления государственной, политической и научной деятельности квалифицированными специалистами. Научно-технический прогресс в настоящее время развивается быстрыми темпами, что требует подготовки большого количества кадров, способных на должном уровне обеспечивать работу производства и решать научные проблемы. Эта задача стоит как перед развитыми мощными индустриальными державами, так и перед развивающимися странами.

3 Кинелёв В. Г. Университетское образование: его настоящее и будущее И За инженерные кадры. Краснодар, 1995 № 18 .СЛ.

Важность развития систем высшего образования, их изучения и анализа являются актуальной задачей сегодняшнего дня, так как к качеству подготовки специалистов с высшим образованием предъявляются всё более высокие требования. В данной связи, всевозрастающее значение в современном мире приобретает международный обмен студентами, подготовка специалистов для зарубежных стран, международное научное сотрудничество.

Отмечая актуальность развития международных контактов в сфере образования на современном этапе, следует подчеркнуть, что поступательное движение в данной сфере невозможно без учета опыта, накопленного в прошлом. Адекватно осмыслить прошлое — это, в значительной степени, определить контуры будущего.

Между тем, в нашем прошлом мы видим немало достижений. К настоящему времени более чем в 150 странах мира работает около 500 тыс. выпускников бывшего СССР, 70% из которых закончили вузы Российской Федерации. Выпускники российских вузов занимают заметное место в различных сферах — в политике, экономике, культуре и образовании своих стран, а также в деятельности различных международных организаций.4.

За прошедшие десятилетия высшей школой России был накоплен большой теоретический и практический опыт работы по подготовке специалистов для зарубежных стран. Здесь был вполне успешно решен комплекс организационно-управленческих, правовых, методических, кадровых и многих других вопросов, связанных с обучением иностранных граждан в образовательных учреждениях страны. В стране был создан довольно эффективный механизм, обеспечивающий проведение приема, обучения, повышения квалификации иностранных граждан.

4 Право на образование: проблемы его реализации. Тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. М., 1999. С. 16.

Из сказанного можно сделать вывод, что тема международного сотрудничества в сфере высшего образования, исторического опыта, накопленного российской высшей школой, является актуальной и представляет несомненный интерес с политической, экономической, научной и исторической точек зрения.

Изучение данной темы весьма важно для теории и практики в мировом, общероссийском и в региональном масштабе. Переосмысление практики деятельности в сфере международного сотрудничества, вдумчивый анализ наработанных механизмов, имевшихся достижений, трудностей и недостатков в процессе обучения иностранных специалистов должен дать крайне ценный материал для поиска наиболее эффективной системы аналогичной деятельности в современных условиях. Лишь это, на наш взгляд, может в должной степени обеспечить эффективное отстаивание национальных интересов Российской Федерации, проведение ее политики в различных регионах мира.

Анализ состояния научной разработки отмеченной научной проблемы, проведенный в первом разделе, показал, что, в силу относительной закрытости СССР, его противостояния с США и их союзниками в годы холодной войны, она нашла недостаточное отражение в советской историографии. Наряду с этим здесь полностью возобладали идеологизированные подходы. В свою очередь, относительная кратковременность исторического отрезка либеральных реформ в современной России не позволила достаточно всесторонне изучить проблемы развития международного сотрудничества в сфере образования, особенно в исторической ретроспективе. Соответственно, их теоретическое осмысление и прикладные исследования осуществлялись преимущественно в узко-специальных научных рамках, вне широкого исторического контекста, что, на наш взгляд, пока не позволило в полной мере выявить общие и особенные черты процесса развития международных контактов в сфере образования. В данной связи, сегодня фактически лишь происходит формирование соответствующей историографической традиции. В силу этого основные аспекты истории развития международных образовательных связей СССР и Российской Федерации требуют своего всестороннего изучения и осмысления.

Очевидная теоретическая и прикладная значимость проблемы и её слабая научная изученность послужили побудительным мотивом настоящего исследования. С учетом этого, в качестве объекта исследования автором избрана система международных связей российской высшей школы.

Целью работы является изучение исторического опыта эволюции системы международных связей высшей школы Российской Федерации в условиях послевоенной советской модернизации, а также последующих либеральных рыночных реформ.

Исходя из поставленной цели, для более полного раскрытия темы нами определены следующие задачи:

— - выявить основные теоретические и методологические подходы к исследованию проблем развития международных контактов российской высшей школы, на основе опубликованных научных трудов, имеющихся источников определить перспективы их дальнейшего изучения;

— исследовать основные тенденции интернационализации высшего образования во второй половине XX в., степень включенности в них российских вузов;

— рассмотреть процессы обновления системы международных связей в сфере образования под влиянием глобальных изменений, связанных с возникновением мировой системы социализма и процессами деколонизации, а также советской «оттепели»;

— определить место советской высшей школы в системе международных гуманитарных контактов и основные направления деятельности по их развитию;

— проанализировать процесс реорганизации системы международных связей высшей школы в условиях постсоветских либеральных реформ;

— рассмотреть процесс вхождения высшей школы Российской Федерации в международное образовательное пространство и его нормативно-правовое, политическое и ресурсное обеспечение в рамках Болонского процесса.

Хронологические рамки исследования охватывают период 19 532 003 гг. Выбор этого периода объясняется его несомненной цельностью в плане эволюции системы международных связей высшей школы Российской Федерации. При его определении учитывались как особенности социально-экономического развития СССР и, в частности, Российской Федерации, так и специфика развития международных отношений.

Данный период характеризуется стремительным расширением международных контактов, первоначально, в основном связанных с радикальным изменением международного политического климата, наложившего неизгладимый отпечаток на процессы середины — второй половины XX столетия (возникновение мировой системы социализма, процессы деколонизации), а затем — с общим возрастанием значимости международных связей в условиях развития информационной революции и процессов глобализации.

В 1953 г. начался важный этап в советской истории, характеризующийся попытками проведения системных социально-экономических и политических реформ, отказом от крайностей, присущих периоду тотальной закрытости советского общества. Последовательное наращивание внешнеполитической активности привело к тому, что в годы «оттепели» в СССР налаживаются широкомасштабные международные связи в различных формах. Это время было отмечено и активизацией сотрудничества с зарубежными странами в сфере образования, выходом СССР на второе место в мире по подготовке иностранных студентов.

Вместе с тем, несмотря на успехи в развитии международных образовательных контактов, удержать завоеванные позиции в последующем не удалось. Застойные явления коснулись и данной сферы. Кризис советской системы, в итоге, привел к утрате многого из ранее достигнутого, отставанию от потребностей времени. В данной связи, глубокое реформирование политической и экономической системы российского общества, начавшееся с рубежа 80−90-х годов и продолжающееся в настоящее время, призвано открыть новые резервы роста в сфере образования.

Методологическую основу исследования составили совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию истории, сочетание принципов историзма, достоверности, объективности. Исходя из требований закона диалектики о всеобщей связи процессов и явлений в природе и обществе, регулирование общественных отношений оказывается тем эффективнее, чем точнее оно выражает в совокупности политические, экономические, социальные и нравственные условия развития общества.

Теоретическую основу диссертации составляют критическое осмысление и синтез идей и положений представителей отечественной и зарубежной философской, педагогической, политической и социологической мысли по проблемам развития международных гуманитарных контактов. Отметим также труды современных историков и педагогов, посвященные анализу становления и эволюции новой системы высшего образования в России.

Методология исследования предполагает также комплексный подход, опирающийся на системный анализ и диалектический метод в исследовании всех аспектов состояния и развития международных гуманитарных связей. Комплексный подход при этом сочетается с методологией вычленения одного аспекта (в данном случаеисторического) в развитии данного явления и рассмотрения данного аспекта в неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими (в данном случае — социальными, экономическими, юридическими, культурно-психологическими и другими) аспектами.

Автором использовались как общенаучные, так и специальные исторические методы исследования. Руководствуясь, прежде всего, принципом историзма, автор использовал общие методы исторического исследования: конкретно-исторический, сравнительно-исторический, исторического описания, системно-структурный. Их применение позволило не только выявить и проанализировать основные тенденции развития международных связей высшей школы в рассматриваемый период, но и показать их объективную обусловленность характером существовавшего политического режима, вскрыть причины кризисных явлений в данной сфере государственной и общественной жизни.

Характеристика источниковой базы диссертации приводится в 1 разделе исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Впервые в отечественной историографии на основе конкретно-исторического анализа комплексно исследована проблема эволюции международных связей российской высшей школы на протяжении исторически длительного периода 1953;2003гг. В научный оборот введены новые, ранее не публиковавшиеся архивные документы и материалы.

В рамках системного анализа основных тенденций развития международных связей в сфере высшего образования выяснено, что их характер в решающей степени определялся динамизмом экономического роста страны, устойчивостью ее позиций на международной арене, привлекательностью проводимой внешней политики.

В работе обоснован вывод о том, что длительное время международные контакты в сфере высшего образования были исключительной прерогативой государства и фактически устраняли вузы как самостоятельные субъекты развития таких связей. Они также заносили ярко выраженный политический характер, а потому являлись изначально затратными, ориентированными на оказание «помощи» социалистическим и развивающимся странам. Поэтому при значительных объемах такой помощи СССР не удалось создать эффективной саморазвивающейся системы контактов, устойчивой к превратностям текущей политики.

Автор показал, что на протяжении практически всего советского периода система международных связей высшей школы СССР не была однородной. Она строилась на сочетании и использовании различных, существенно различающихся моделей. Приоритетная модель отношений с социалистическими станами предполагала наибольшую степень открытости СССР к сотрудничеству, отличалась наибольшей интенсивностью контактов и разнообразием их форм. Далее, по убывающей, следовали модели связей с развивающимися и капиталистическими государствами, существенно ограниченные по сфере взаимодействия и его инструментарию. Наконец, наиболее ограниченной в пространственном и содержательном отношении оказалась внутренняя модель, регламентирующая порядок участия советских вузов и отдельных ученых в международном общении.

В работе обоснован вывод о том, что долгое время руководство СССР и его высшей школы не сумели создать действительно привлекательную систему обучения, которая вызвала бы устойчиво растущий интерес в странах Восточной Европе. В свою очередь, излишняя назидательность в отношениях с партнерами по социалистическому лагерю вела к периодическому охлаждению отношений с ними и отражалась на интенсивности образовательного обмена.

Исследование показало, что в советский период был накоплен значительный опыт международного сотрудничества. Однако это не снимало одного из основных противоречий в советской системе международных связей высшей школы. Полноценная работа с иностранцами не могла эффективно проводиться людьми, сформировавшимися в условиях закрытой страны, как правило, не владеющими иностранными языками, фактически лишенными возможности контактов с внешним миром, практически не бывающими за рубежом. В итоге, альтернативой полноценному диалогу стала максимальная идеологизация обучения, принимавшая порой совершенно неадекватные формы.

Установлено, что в результате либеральных реформ 90-х годов произошло формирование новой системы международных связей, основанной на учете всего многообразия форм сотрудничества. Вместе с тем, ослабление позиций страны в мире существенно подорвало влияние России как субъекта мирового образовательного процесса. В условиях растущей открытости она не сумела обеспечить защиту своих национальных интересов. В связи с массовым выездом кадров специалистов за рубеж был серьезно ослаблен научно-образовательный потенциал, страна потеряла свои позиции в традиционно важной сфере подготовки иностранных студентов.

Обоснован вывод о недопустимости поспешного решения вопроса об интеграции в складывающееся европейское образовательное пространство без учета традиций развития собственной высшей школы. Поскольку в современной Европе выработаны лишь общие контуры будущей единой модели высшего образования, важно не слепо копировать западные образцы, а активно участвовать в решении вопроса о ее реальной наполненности.

Достоверность исследования подтверждается большой и многообразной источниковой базой, перепроверкой в необходимых случаях фактического материала.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней впервые на теоретическом и прикладном уровне осуществлено комплексное изучение проблем становления и развития международных связей российской высшей школы на протяжении исторически длительного этапа, начиная от первых попыток модернизации в условиях десталинизации и заканчивая преобразованиями, осуществлявшимися в условиях изменения фундаментальных основ социально-экономического и политического строя страны в 1990;е годы — начале нынешнего столетия.

Собранные материалы, полученные результаты и научные выводы могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и управления, прежде всего, в деятельности Министерства образования РФ, направленной на расширение международных связей. Материалы диссертации могут представлять интерес для авторов, исследующих новейший период в истории России, использоваться для подготовки научных и учебно-методических трудов. Они могут привлекаться в процессе преподавания в учебных заведениях, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу отечественной истории, а также в спецкурсах по истории высшего образования и истории международною сотрудничества в области образования, науки и культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в двух монографиях, научных статьях, других научных публикациях, общим объемом более 50 печатных листов. О результатах исследования автор докладывал в отделе истории России Института нациологии (г. Москва), на кафедрах истории государства и права, исторических и социально-политических дисциплин, социально-гуманитарных дисциплин Краснодарской академии МВД России. Выводы и предложения доводились диссертантом до сведения научной общественности на ряде всероссийских, межвузовских и региональных научных конференций и семинаров.

Материалы исследования используются в практической деятельности Краснодарского городского Совета по делам иностранных студентов, учебных подразделений вузов г. Краснодара.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационного исследования, можно сделать выводы по истории развития и современному состоянию работы российских вузов в сфере международного сотрудничества, а также дать практические рекомендации по совершенствованию этого вида деятельности в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Анализ практики международного сотрудничества показывает, что она было связано, в первую очередь с обучением иностранных студентов и обуславливалось желанием ряда могущественных держав расширить сферы своего политического и экономического влияния в мире. Особенно значительных масштабов оно достигло в период развития индустриального капитализма и борьбы за раздел и передел мира между великими державами. В то же время, следует признать, что объективно оно явилось и важным фактором культурного и научного международного сотрудничества, способствовавшим развитию цивилизации.

Несмотря на довольно распространенную практику обучения иностранных студентов в советских вузах, непосредственно международное сотрудничество СССР в сфере образования оформилось только после Великой Отечественной войны, в условиях появления стран, ориентированных на взаимодействие с Советским Союзом. Поскольку страны социалистической ориентации, а также государства, возникшие в разных регионах мира в результате освобождения от колониального гнёта, испытывали острую потребность в высококвалифицированных национальных кадрах, а СССР стремился усилить в них свое влияние, сотрудничество в сфере высшего образования оказалось востребованным.

Следует также видеть, что в это время, в связи с расколом мира на противостоящие друг другу военно-политические блоки, с последующим освобождением колоний, полуколоний и образованием новых независимых государств, соперничество между ведущими мировыми державами в сфере развития образовательных контактов с третьими странами, чаще всего, имевших вид «помощи» молодым государствам, значительно обострилось.

В данной ситуации, в Советском Союзе появились и оформились принципиально новые тенденции в деле подготовки специалистов для зарубежных стран. СССР первым начал оказывать реальную и безвозмездную помощь в этом вопросе многим государствам. При этом ведущее значение в приоритетах международного сотрудничества СССР имело развитие контактов с социалистическими странами. Наряду с этим большое внимание уделялось помощи в подготовке кадров для развивающихся стран. На этом фоне можно считать неразвитыми контакты советской высшей школы с вузами ведущих западных стран.

Заметим также, что Советский Союз активно ставил и последовательно решал задачу проведения своего идейно-политического влияния в странах-партнерах, стремясь к утверждению здесь коммунистических ценностей. При этом зачастую реальные экономические интересы страны приносились в жертву превратно понимаемым политическим целям. В данной ситуации любая страна, заявлявшая о своей «социалистической ориентации» немедленно получала значительную помощь.

В контексте различных направлений международного сотрудничества в сфере высшего образования основное значение в СССР получила непосредственная подготовка иностранных студентов в советских вузах.

Анализ специфики работы российских вузов показал, что они, как правило, обладали для этого необходимым потенциалом. Несмотря на трудности первых послевоенных лет, они в целом располагали неплохим кадровым потенциалом и довольно сносными материально-техническими и учебно-методическими возможностями для подготовки в них специалистов не только для России, но и других государств мира. Многие российские вузы имели достаточно высокий рейтинг в своих группах вузов и быстро накопили большой положительный опыт работы с иностранными учащимися.

Крупномасштабная подготовка иностранных специалистов в СССР началась после 1945 года. Это было связано, прежде всего, с политической расстановкой сил в мире и стремлением Советского Союза распространить свое влияние на освободившиеся страны. СССР боролся за укрепление и расширение социалистического лагеря и основной мотивацией к установлению международных отношений в сфере образования являлась: пропаганда советского образа жизни, распространение достижений советской науки и образования, а также помощь союзным и развивающимся странам в подъеме их экономики и культуры.

Первыми зарубежными студентами, начиная с 1945 года, стали граждане стран Восточной Европы, которые первоначально преобладали в контингенте иностранных учащихся в СССР. Отличительными особенностями их подготовки была ориентация на подготовку офицерского корпуса и обучение по дефицитным высокотехнологичным специальностям. В то же время, в 50-е годы довольно представительный отряд студентов в вузы СССР поступил из азиатских стран — Китая и Вьетнама.

Приток иностранных студентов способствовал накоплению опыта работы с ними. В частности, уже к середине 50-х годов была серьезно рационализирована работа по изучению иностранными студентами русского языка. В высших учебных заведениях организовывались кафедры русского языка как иностранного, а также вводились штатные должности преподавателей русского языка, которые объединялись в межвузовские кафедры.

Тем не менее, до начала 60-х годов в Минвузе СССР не было определенной системы работы с иностранными студентами. В частности, не существовало единой системы руководства данной работой, которая велась силами одного министерского отдела, не было единой системы учета контингента иностранных студентов, не существовало официальной формы отчетности учебных заведений и т. д. В данной связи представляются не вполне полными и достоверными те нередко противоречивые данные, которые приводятся в документах того периода.

В 60−70-е годы список стран, из которых прибывали на учёбу иностранные граждане, значительно расширяется в связи с распадом мировой колониальной системы. С 60-х годов поток студентов из освободившихся стран увеличивался наиболее быстрыми темпами и в 80-е годы стал преобладающим. Соответственно в их подготовку включались все новые российские вузы, в частности, специально созданный для этих целей в 1960 г. Университет дружбы народов.

Прием иностранных студентов на учебу осуществлялся по государственной линии и по стипендиям различных общественных организаций: КПСС, ВЦСПС, Комитета молодежных организаций СССР, Советского комитета стран Азии и Африки, Комитета советских женщин, Советского Красного Креста, Союза советских обществ дружбы, Центросоюза, общества «Родина» и др.

В данной связи выявились принципиальные отличия политики СССР. Развитые капиталистические страны при обучении у себя представителей «развивающихся» стран особое внимание уделяли разработке для них модели зависимого развития, максимально используя все выгоды от обучения иностранцев (от будущего экспорта своей продукции, до подготовки лидеров «завтрашнего дня»). Советский Союз также немало внимания уделял идеологической подготовке иностранных студентов. Но в отличие от капиталистических стран иностранные учащиеся получали заказанные их странами специальности, учились бесплатно (или за незначительную плату). Все выпускники возвращались на родину. СССР активно участвовал в становлении высшей школы в «развивающихся» странах. Большое внимание уделялось созданию высшей школы непосредственно в развивающихся странах, где строились и оборудовались современные учебные заведения и работали советские преподаватели.

Развитие международного сотрудничества в сфере высшего образования показало, что основной вектор его развития определялся не только конкуренцией социалистических и капиталистических стран. Прежде всего, оно доказало необходимость максимального расширения контактов между странами. Попытка СССР ограничить свое участие в международном сотрудничестве преимущественно односторонним обучением иностранных студентов оказалась несостоятельной. Причем критиковавшийся в СССР тезис о международном разделении труда в сфере подготовки студентов оказался в итоге вполне верным.

В данной связи автор приходит к выводу о существовании особой модели развития международных связей в сфере высшего образования, созданной советским государством специально для собственных граждан. Для нее было характерным значительное ограничение практики их выезда за рубеж для реализации образовательных программ.

Все такие выезды осуществлялись исключительно по государственной линии, по централизованно разработанным планам, при наличии сложной процедуры согласований и разрешений. Это во многом превращало сферу образовательных контактов в улицу с преимущественно односторонним движением. Поэтому советские студенты и преподаватели были фактически лишены, особенно в провинции, возможности расширения своего образовательного и страноведческого кругозора.

Более того, они идейно проигрывали студентам из тех стран, которые имели возможность на каникулах свободно выезжать за рубеж. В итоге получалось, что даже непременную «идеологическую» работу с иностранными студентами вели люди, которые гораздо хуже знали международные реалии, чем их подопечные.

В данной связи автор приходит к выводу о том, что полноценная работа с иностранцами не могла эффективно проводиться людьми, сформировавшимися в условиях закрытой страны, как правило, не владеющими иностранными языками, фактически лишенными возможности контактов с внешним миром, практически не бывающими за рубежом.

Лишь постепенно, с развитием СССР непосредственной работы в освободившихся странах, для советских специалистов, в том числе и из сферы высшего образования постепенно расширились возможности выезда для работы и стажировки за рубеж. Однако и в 70−80-е годы это были скорее единичные, редкие случаи (особенно для провинциальных вузов).

Опыт второй половины XX столетия показал необходимость значительного увеличения расходов на образовательные программы за счет гибкого сочетания различных источников финансирования, позволяющего оперативно реагировать на текущее изменение образовательной конъюнктуры, обеспечивать не только количественные показатели, но и качество роста. Однако в СССР, напротив, в 60−80-е годы наметилась тенденция к сокращению доли ВВП, направлявшейся на нужды системы образования.

В данной ситуации, для развитых стран Восточной Европы уровень образования, который обеспечивался в вузах СССР, начал утрачивать свою привлекательность. Полагаем, что одной из главных причин этому было несовершенство материальной и учебно-лабораторной базы советских вузов. В то же время, гораздо более активно финансировавшиеся академические учреждения, ведущие вузы, по-прежнему являлись для восточноевропейцев весьма интересными и привлекательными. Не случайно, из стран «народной демократии» с середины 50-х годов стало прибывать все большее количество аспирантов и стажеров для повышения своей научной квалификации. И этот процесс проходил на фоне общего сокращения в то же время численности иностранных студентов. Страны народной демократии посылали теперь на учебу в Советский Союз студентов в основном по тем специальностям, по которым сами пока не могли их готовить.

Таким образом, наметившееся изменение характера и динамики сотрудничества высшей школы СССР и стран Восточной Европы подтвердило общую закономерность нашего времени — растущий интерес к серьезному научному знанию. Поскольку же оно далеко не в полной мере воплощалось в деятельности советских вузов, интерес к ним стал неизбежно падать.

Этот процесс удалось остановить в результате укрепления материальной базы вузов лишь в конце 60-х и 70-е годы. Немалую роль сыграло в сохранении контингентов студентов и общее укрепление межгосударственных и межпартийных связей. К тому же в СССР стремительно росло число студентов их развивающихся стран.

В силу как общегуманитарных, так и идеологических причин осуществлявшаяся СССР, в соответствии с межправительственными соглашениями о техническом, научном и культурном сотрудничестве, помощь развивающимся государствам осуществлялась на основе следующих принципов. Как правило, все расходы, связанные с обучением иностранных студентов, Советский Союз брал на себя. Наравне с советскими студентами граждане развивающихся стран пользовались всеми преимуществами советской системы образования: бесплатным обучением, медицинским обслуживанием, библиотеками и пр. Всем студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений предоставлялось общежитие и назначалась стипендия. Как правило, им оплачивалась также стоимость проезда к месту учебы и обратно, зимняя одежда и обувь. В период каникул студенты из развивающихся стран имели возможность отдохнуть на льготных условиях в домах отдыха или туристических базах.

Напряженная деятельность в сфере работы с иностранными студентами оказалась полезной для системы образования СССР. К середине 60-х годов она позволила создать довольно стройную и эффективную систему управления работой с иностранными студентами. В вузах страны были созданы деканаты, в министерствах и ведомствахотделы и секторы, в общественных организациях выделены ответственные за работу с иностранными учащимися, образован общесоюзный Совет по делам иностранных учащихся.

Наряду с обучением иностранных студентов определенное развитие получили и другие направления сотрудничества. В частности, отметим программы подготовки научных кадров. Устойчиво росло число кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук, состоявшихся в качестве ученых в процессе научного сотрудничества с советскими вузами и НИИ. Специалисты, подготовленные в СССР, хорошо зарекомендовали себя на Родине. Многие выпускники советских вузов заняли в своих странах крупные государственные и общественные посты, стали руководителями учебных и научных подразделений, ведущими специалистами в сфере организации народного хозяйства.

Важное значение приобрели также такие формы работы как обмен преподавателями и студентами, организация краткосрочных командировок и стажировок, совместная работа в рамках научных конференций и симпозиумов, межбиблиотечный обмен, организация контактов выпускников советских вузов и пр.

Одновременно с этим, хотя и значительно в меньшей степени активизировалась и обратная связь. Все большее количество советских преподавателей и студентов стали выезжать, в том числе в капиталистические страны, за рубеж для обучения, прохождения стажировок, языковой практики, а также для работы в зарубежных учебных заведениях и проведения научных исследований.

В 70-е годы, кроме перечисленных форм обучения иностранных граждан, которые советская высшая школа практиковала на предшествующих этапах, появилась новая, ранее не встречавшаяся в практике — «включенное обучение».

На данной основе в 80-е годы широкие масштабы приобрели международные студенческие связи. Они развивались в следующих направлениях: обмен группами студентов на различные виды практики на безвалютной основедвусторонние поездки студенческих строительных отрядовучастие молодёжных коллективов вузов в различных фестивалях и спортивных соревнованиях. Эти обмены позволяли студентам лучше узнать посещаемые страны, ознакомиться с культурой и национальными традициями их народов, стать духовно богаче и расширить свой кругозор.

Советские ученые и студенты являлись активными участниками различных международных союзов, конференций, совещаний, симпозиумов и т. д. Немало советских ученых было избрано в руководящие органы международных научных организаций, в зарубежные академии наук, университеты и научные общества.

Наибольшие выпуски зарубежных специалистов в вузах СССР начинаются с середины 70-х годов. К этому времени уже накопили достаточно большой опыт в обучении иностранных студентов. И хотя управление страной велось командно-административными методами и влияло на изменение количества студентов из тех или иных стран, в целом международные вузовские связи развивались достаточно плодотворно.

В области учебно-методической и организационной работы преподаватели российских вузов внесли большой вклад в развитие высшего образования целого ряда зарубежных стран.

Начиная с конца 80-х годов, страну поразил глубокий политический и экономический кризис. Своей максимальной остроты он достиг в первой половине 90-х годов. Непрофессионализм «шоковой терапии», проявившийся в незнании реалий экономики России, менталитета живущих в ней народов, обусловил выбор неадекватных методов реформирования, что привело к колоссальным экономическим и социальным бедствиям, выпавшим на долю России.

Изменение политического и экономического положения в нашей стране в начале 90-х годов наложило свой отпечаток на работу всей системы высшей школы, а, следовательно, и на международную деятельность высших учебных заведений Российской Федерации. Возник ряд новых сложностей в подготовке зарубежных специалистов в связи с переходом на контрактное (платное) обучение. Но в целом международные связи вузов продолжали развиваться. Подготовка иностранных студентов, стажеров и аспирантов не прекращалась, а учитывая выгодность международного сотрудничества в этой области вузы стремились более широко привлекать иностранных учащихся к себе на учебу.

Вместе с тем, в это время еще более ярко проявились те традиционные проблемы, присущие большинству вузов страны, которые были характерны для всего периода работы высшей школы по подготовке специалистов для зарубежных стран. Среди них следует в первую очередь отметить такие, как:

— низкий уровень общеобразовательной и языковой подготовки иностранных учащихся;

— недостаточное финансирование высшей школы и связанную с ним потребность в улучшении материально-технической базы вузов;

— повышение материальной заинтересованности педагогического состава;

— проблемы быта и досуга иностранных студентов;

— более широкое привлечение их к исследовательской работе и другие.

В ряде случаев нерешенность этих проблем не позволила вузам давать иностранным учащимся более глубокие профессиональные знания, что в свою очередь мешало России занять достойное место в мировой образовательной системе.

Начавшаяся в 90-х годах реформа российской высшей школы, поставившая целью вхождение её в международное образовательное сообщество, не только более наглядно оттенила традиционные проблемы, но и потребовала также внедрения в работу вузов новых форм и направлений международного сотрудничества. Появилось много международных программ и фондов, предусматривающих широкий обмен студентами и сотрудниками вузов, совместное выполнение научных работ и других видов деятельности. Возникла реальная возможность для углубления сотрудничества по многим линиям.

Однако большинство российских, особенно периферийных вузов, оказались слабо подготовленными к работе по международному сотрудничеству в новых условиях. Далеко не у всех из них имелись солидные деловые предложения, которые позволили бы найти зарубежных партнёров в ведущих странах мира, чтобы вместе с ними участвовать в программах, обеспеченных финансовой поддержкой.

Тем не менее, несмотря на трудности, которые приходится преодолевать сегодня высшей школе РФ, она прилагает много усилий для того, чтобы войти равноправными участниками в мировое образовательное пространство. Для этого требуется постоянно совершенствовать свою работу, в том числе и в сфере международного сотрудничества, что позволит поднять международный престиж российских вузов за рубежом.

Для повышения качества работы вузов Российской Федерации в деле подготовки специалистов для зарубежных стран в современных условиях можно предложить следующее.

Во-первых, дальше развивать и совершенствовать обучение иностранных граждан на контрактной основе, так как оно является одной из форм поступления внебюджетных средств и фактором международного признания вуза. Во-вторых, проводить рекламную работу за рубежом по привлечению иностранных граждан на учёбу в вузы России путём издания красочных проспектов вузов, участия в международных выставках и ярмарках образовательных услуг, проводимых в зарубежных странах. В-третьих, с целью повышения качества обучения иностранных граждан, администрации вузов необходимо значительную часть зарабатываемых от этого вида деятельности средств направлять на развитие материальной базы кафедр, где обучаются иностранные учащиеся, приобретение современной вычислительной техники и учебной литературы, улучшение жилищно-бытовых условий и организацию досуга и отдыха иностранных учащихся.

В рамках проводимых изменений следует также внимательно учитывать тенденции развития высшего образования в других странах. Прежде всего, нужно видеть, что сокращение государственного финансирования высшей школы в 90-е годы XX столетия, финансовый кризис вузов многих стран усилили конкуренцию между вузами за привлечение иностранных студентов. Увеличение доходов вузов от платы за обучение иностранных студентов стало рассматриваться руководителями высших учебных заведений, а также правительствами, стимулирующими вузы активизировать деятельность по привлечению иностранных студентов, развитию дистанционного обучения и т. п., как один из способов решения финансовых проблем высшей школы.

В связи с этим в конце XX начале XXI века наблюдается интенсификация традиционных направлений международных связей высшей школы: обмен студентами и преподавателями, интернационализация программ обучения, научное сотрудничество вузов разных стран и пр.- активизируется деятельность по развитию таких сравнительно новых форм, как создание филиалов вузов за рубежом. В последние годы отмечается ускоренное развитие дистанционного обучения, основанного на использовании новейших информационных технологий, создаются виртуальные университеты, «поставляющие» образовательные услуги во многие страны, развивается международное сотрудничество виртуальных университетов.

Международный обмен студентами был и остается важным экономическим, идеологическим, политическим и культурным фактором современного мира. Сегодня основной поток иностранных студентов в мире направляется в развитые страны Запада, которые используют это обстоятельства для интенсивного продвижения собственных ценностей, для защиты своих геополитических и экономических интересов.

В данной связи, процессы расширения масштабов вовлеченности российской высшей школы в международное сотрудничество, имеют как позитивные, так и негативные стороны. Она не только утратила значительную часть прежнего контингента иностранных студентов, но и собственных кадров исследователей, преподавателей высшей школы. Совершенно очевидно, что это оборачивается утратой позиций на мировом рынке образования, превращением страны в потребителя, т. е. проводника и комментатора зарубежной интеллектуальной продукции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный архив Российской Федерации
  2. Ф.605 Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР (1959−1989).
  3. Ф.8080 Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (1936−1946гг.)
  4. Ф. 1318. Министерство высшего и среднего специального образования СССР.
  5. Ф.5462. Центральный совет профсоюза работников высшей школы. Ф. Р-9401 — Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР) (19 341 991гг.).
  6. Ф. Р-9415 Главное управление милиции НКВД-МГБ-МВД СССР. Ф.9606 — Министерство высшего и среднего специального образования СССР (1959−1965гг.)
  7. Ф.9396 Министерство высшего образования СССР (1946−1959гг.)
  8. Российский государственный архив новейшей истории Ф.4. Отделы ЦК КПСС.
  9. Ф.5. отдел науки и высших учебных заведений ЦК КПСС1. Ф.6. Секретариат ЦК КПСС.
  10. Ф.89 коллекция документов по «делу КПСС»
  11. Российский государственный архив социально-политическойистории1. Ф.17. ЦК КПСС.
  12. Центральный государственный архив Министерства образования РФ
  13. Особый архивный фонд (АОФ). Ф.6.1. Ф.9661сч. Ф.8.
  14. Текущий архив Совета Федерации ФС РФ. Текущий архив Государственной Думы ФС РФ.
  15. Текущий архив Госкомвуза СССР. Управление подготовки кадров для зарубежных стран.
  16. Текущий архив Министерства иностранных дел РФ. Текущий архив Министерства образования Российской Федерации. Текущий архив Правления Российского Союза Ректоров высших учебных заведений.
  17. Текущий архив Росзарубежцентра РФ.
  18. Текущий архив Краснодарского городского Совета по делам иностранных учащихся.
  19. Текущий архив Совета ректоров Краснодарского края.
  20. Опубликованные документы «Magna Charta Universitatum"// www.fa.ru.
  21. Об утверждении общего положения о министерствах СССР». Постановление СМ СССР от 10 июля 1967. № 640// СП СССР. 1967. № 17.
  22. Об утверждении положения о Министерстве высшего и среднего специального образования СССР". Постановление СМ СССР от 12 мая 1968 № 320// СП. СССР. № 10.
  23. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчёт. Т. 1−2. М., 1956.
  24. Ассоциация европейских университетов (EUA)// www.fa.ru. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1953−1990.
  25. Встреча студентов социалистических стран 14−18 апреля 1975 года. Документы и материалы. М., 1975.
  26. Высшая школа. Основные направления, постановления, приказы и инструкции. М., 1957.
  27. Высшая школа: Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. Ч. 1−2. М., 1976, 1978-
  28. Закон о бюджете Российской Федерации на 1995 год // Российская газета.1995. 7 апреля. С. 1−4.
  29. Закон о бюджете Российской Федерации на 1995 год// Российская газета. 1995. 7 апреля.
  30. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд-е, доп. и испр. М.: Полититиздат, 1985. Т. 8, 9.
  31. Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран членов СЭВ. М.-.Политиздат, 1971. С.37−38.
  32. Образование в документах. М., 1998−1999.
  33. Органы госбезопасности Кубани в документах и воспоминаниях. Краснодар, 1997.
  34. От Хельсинки до Белграда. Советский Союз и осуществление заключительного акта общеевропейского совещания. Документы и материалы. М., 1977.
  35. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996.
  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.1995 г. № 1003: О Межведомственной Комиссии по международному партнёрству в области образования. М. Госкомвуз РФ, 1995. 10с.
  37. Пролетарская солидарность: Из истории интернациональных связей трудящихся Черноземного центра России 1945−1979гг. Сб. документов и материалов. Воронеж, 1980.
  38. Реформа и развитие высшего образования: Программные документы. Paris: ЮНЕСКО, 1995.
  39. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XV-XXXIII. М.: Международные отношения, 1957−1979.
  40. Сборник документов, касающихся международных аспектов высшегообразования. СПб., 2000.
  41. Сборник распоряжений МВД СССР за 1954 г.
  42. Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (САПП).
  43. Собрание законодательства РФ (СЗ РФ).
  44. Собрание постановлений Правительства РСФСР.
  45. Советско-болгарские отношения. 1944−1948гг. Документы и материалы. М., 1969.
  46. Советско-чехословацкие отношения. 1945−1960гг.: Документы и материалы. М., 1972.
  47. Советско-чехословацкие отношения. 1961−1971гг.: Документы и материалы. М., 1975.
  48. Создание общеевропейского пространства высшего образования.
  49. Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшееобразование, в Берлине 19 сентября 2003 г.// www.fa.ru.
  50. СССР и страны Африки 1946−1962гг. Документы и материалы. Т. 1−2. М., 1963.
  51. СССР и ЮНЕСКО. Документы и материалы. 1954−1987. Т. 1. М.: Международные отношения, 1989-
  52. Федеральный закон. О высшем и послевузовском профессиональном образовании // Российская газета. 1996. 29 августа. С.4−6. ЮНЕСКО. Доклад о положении дел в области образования в мире за 1991 год.
  53. Statistical Yearbook. UNESCO. Paris. 1965−1990.
  54. Африка. Статистический сборник. М.: Политиздат, 1969.
  55. Высшее и среднее профессиональное образование в РФ: Стат. сборник/1. НИИВО. М., 1996.
  56. Высшее и среднее профессиональное образование в РФ: Стат. справочник/ НИИВО. М., 1995.
  57. Высшее образование за рубежом. Информационно-аналитический справочник. 1994−1995. Вып.1. М., 1995.
  58. Высшее образование сегодня: цифры и факты/ НИИВО. М., 1990. Государственный комитет РФ по высшему образованию: Высшее образование в России: Состояние и перспективы развития. М., 1994. С.5−9.
  59. Государственный бюджет СССР и бюджеты союзных республик. Статистический сборник. М.: Изд-во «Финансы», 1962. Государственный бюджет СССР и бюджеты союзных республик. Статистический сборник. М.: Изд-во «Финансы», 1966.
  60. Материалы центра социологических исследований Госкомвуза РФ. Подготовка специалистов для зарубежных стран в вузах России. Состояние и перспективы. М., 1994. 6 с.
  61. Министерство финансов. Государственный бюджет СССР на 1989 год. Краткий статистический справочник. М.: «Финансы и статистика», 1989. Мир в цифрах. Статистический сборник. М., 1993.
  62. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: Состояние и перспективы развития. Материалы к VI заседанию межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования. М.: Минобразование РФ, 1999.
  63. Роль ООН в деле подготовки национально-технических кадров для ускоренной индустриализации развивающихся стран. UNIDO JxI994, k-47, А/7595. 25.VIII.79.
  64. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М., 1994−2000.
  65. Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. М., 1999.
  66. Руководство для участников конкурса по программе tempus (tacis). Этап предварительных проектов. Программа трансевропейскогосотрудничества в области образования между Европейским Союзом истранами СНГ. Европейская Комиссия. Брюссель, 1995. 14 с.
  67. Сборник статистических материалов. 1990. М., 1991.
  68. Системы высшего образования развивающихся стран: Каталог. М.: Изд-во1. УДН, 1986. 348 с.
  69. Статистический сборник стран членов СЭВ. М., 1982.
  70. Цели задачи — программы. Немецкая служба академических обменовdaad. Интерком. Москва, 1993. 16 с. 1. Периодическая печать.
  71. Аргументы и факты. 1990−1999.
  72. Бюллетень Минвуза СССР. 1955−1959.
  73. Ведомости ВС СССР. 1953−1990.
  74. Вестник высшей школы (Alma Mater) .1995−2002.
  75. Вестник высшей школы. 1965−1976.1. Вестник РГНФ. 1994−2002.
  76. Высшее образование в Европе. 1965−1970.1. Дружба. 1964−1990.1. Известия. 1953−1990.1. Инкорвуз. 1996−2001.
  77. Комсомольская правда. 1953−1999.1. Магистр. 1997−2002.
  78. Международное научное сотрудничество. 1998−2002.
  79. Международное сотрудничество в сфере образования. 1998−2002.
  80. Образование, наука, рынок. 1995−1999.1. Поиск. 1996−1999.1. Правда. 1947−1990.
  81. Революционный Восток. 1965−1970.
  82. Советская Россия. 1970−1995.
  83. Современная высшая школа. 1979−1985. Труд. 1965−1990. Учительская газета. 1975−2000.
  84. Исследования Аванов Р. Гаврилюк В. Похищение умов. М: Наука, 1970. Актуальные проблемы международных отношений и внешней политики СССР. М., 1980.
  85. Актуальные проблемы отношений СССР со странами Африки (80-е годы). М., 1985.
  86. A.M. Шарапов Ш. Ш. Под знаменем дружбы и социализма. Ташкент, 1983.
  87. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2002.
  88. Г. А. Какие романсы поют финансы? // Вузовские вести. 1999. № 24.
  89. Н.С. Правовой статус вузов в СССР. М.: МГУ, 1979. Баранов В. Д. Буканов Г. И. Меридианы дружбы и сотрудничества. Краснодар, 1981.
  90. И.Л. Организация советского государственного управления (правовые вопросы). М., 1984.
  91. А.Б. и др. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х 80-х годов: Уч.пособие. М.-Goettingen, 1994.
  92. В.А. Плодотворное сотрудничество учебных заведений СССР и ЧССР// Вестник высшей школы. 1978. № 4.
  93. В.А. Сотрудничество вузов СССР и Польши// Вестник высшей школы. 1978. № 8.
  94. В.А. Об организации подготовки кадров для зарубежных стран в советских учебных заведениях в 1917−41г.г.// НИБОС. М., 1989. № 2. С.56−72.
  95. М. М. Рубанов А.А. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1962. 119с.
  96. Ф.М. Государство и коммунизм. М., 1963.
  97. А. С. Салтанов А.Ю. Университетское образование в СССР. М., 1. МГУ, 1967.
  98. В. И. Владимиров А.Л. За ширмой святости. М., 1981. Вести из Африки //Азия и Африка сегодня. 1981. № 10.
  99. Высшая школа ГДР к 20-летию республики// Вестник высшей школы. 1969. № 9.
  100. Высшая школа СССР за 50 лет// Под ред. Елютина В. П. М., 1967. Высшее образование в Европе. 1994. t.XIX. № 4. М., 1996. Высшее образование в мире // Современная высшая школа. 1989. № 3. С.7−15.
  101. Высшее образование в СССР и за рубежом. Библиографический указатель книг и журнальных статей. В 2-х т. М., 1987.
  102. Высшее образование в странах Западной Европы: проблемы и тенденции. Научно-аналитический обзор. М., 1989.
  103. Высшее образование в США. М., 1977.
  104. Высшее образование за рубежом. Вып.2. М., 1999.
  105. Высшее образование России: состояние и проблемы развития. М., 1994.
  106. Высшее образование, бизнес, предпринимательство 2001: Межвузовскийсб. науч. тр. Самара: СГТУ, 2001.
  107. Высшее техническое образование в Англии. М., 1973.
  108. В. Экваториальная Гвинея //Азия и Африка сегодня. 1982. № 5.
  109. Л.Н. К вопросу о правовом положении иностранцев в СССР//
  110. Вестник ЛГУ. Экономика, финансы, право. Вып.2. 1968. № 11.
  111. Л.Н. Международное частное право. Л.: ЛГУ, 1983.
  112. Л.Н. Понятия и виды правового режима иностранцев//
  113. Вестник ЛГУ. Экономика, философия, право. Вып. 2. 1988. № 11.
  114. К.Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в1. СССР. М., 1958.
  115. Глобализация и образование. М., 2001.
  116. В.А. Высшая школа на пути реформ. СПб., 1998.
  117. В. Мурашов С. Чхиквишвили И. Шаталин Н. За ленинскуюпартийность в освещении истории КПСС. // Коммунист. 1969. № 3.
  118. А.Е. Подготовка национальных кадров для развивающихся странв высшей школе СССР//Современная высшая школа. Варшава, № 1(53).1986. С.17−30.
  119. И.Ф. Русская школа: воплощение замысла// Народное образование. 1998. № 9−10.
  120. Горячая линия. Каждой хозяйке по диплому //Московский комсомолец. 1999. 9 апреля.
  121. Государство в политической системе социалистического общества. М., 1983.
  122. М.А. Ценнее нефти // Поиск. 1992. № 17.
  123. С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е первой половине 60-х гг. М., 1996.
  124. А.А. Реформы «сверху» и стагнация в обществе. 1946−1985гг.// XX век: выбор модели общественного развития. История России. Ч.Ш. М., 1994.
  125. К. А. Куценко И.Я. Тумасов Б. Е. Краснодарский политехнический институт. Краснодар: Кн. изд-во, 1981. Дехтярь Д. Д. Плодотворное сотрудничество. М.: Международные отношения, 1969. 91с.
  126. А. Экономический неоколониализм: сдвиги на современном этапе //Азия и Африка сегодня. 1984. № 10.
  127. Дипломатия и кадры. Внешняя политика и проблемы подготовки кадров развивающихся стран. М.: Международные отношения, 1968. 57с. Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994.
  128. В. И. Зборовский Г. Е. Нечаев В. Я. Социологическое образование в России. М., 2003.
  129. В.К. Высшее образование за рубежом. JL, 1989. Елютин В. П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1986. Елютин В. П. Высшая школа Советского Союза // Вестник высшей школы. 1972. № 12.
  130. В.П. Высшая школа. Сотрудничество более чем со ста странами. Документы и материалы. М., 1977.
  131. В.П. Развитие высшей школы за годы советской власти // Вопросы истории. 1968. № 6.
  132. С.П. Образовательные концепции в зарубежной социологии. М., 1998.
  133. . Врач это человек, который должен учиться всю жизнь // Кубанские новости. 1995. № 236.
  134. В. В. Руднев Ю.С. Кубанский сельскохозяйственный институт. Краснодар, 1988.
  135. Н.В. Организация обучения иностранных студентов, аспирантов и стажёров на базе университетов Россиина контрактной основе с помощью хозрасчётной структуры // Сб.науч. трудов РГУ. Ростов-на-Дону, 1994. Вып.1.
  136. В.И. Высшая школа России: история и современные сюжеты. М., 2000.
  137. А.Ю. Развитие коммерческого обучения иностранных учащихся в вузах Кубани // Сб. тезисов краевой научно-практической конференции молодых учёных «Развитие социально-культурной сферы Кубани». Горячий Ключ, 1994. С.31−33.
  138. Ю. С. Звягольский А.Ю. Международное сотрудничество вуза. // За инженерные кадры. Краснодар, 1994. №.8. Зименков Р. Конкистадоры XX века. М., 1990.
  139. И.Н. Социологические исследования по проблемам обучения и быта иностранных учащихся в вузах СССР. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. 78с.
  140. Е.Ю. Общество и реформы (1945−1964). М., 1993.
  141. А.Е. Высшая школа в России в конце XIX начале XX века. М., 1991. 207с.
  142. Б. В. Моложавенко Н.В. Сердца друзей (О студентах-иностранцах в Ростове-н/Д). Ростов-на-Дону, 1980.
  143. В.А. Всемерное повышение бдительности важнейшая обязанность советских людей. Д., 1954.
  144. Н. Я. Никитин А.П. У истоков сотрудничества // Вестник высшей школы. 1985. № 5.
  145. И.М. О спасительной роли образования. М., 1998. Ильченко В. В. Иностранные студенты в современном мире: в цифрах и фактах // НИБОС, М., 1981. W 1. С.42−51.
  146. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы. Материалы международного семинара. СПб., 2002.
  147. Интернациональная радуга ВГУ. Документальная книга. Воронеж, 1998. Ионин JI.C. Социология культуры. М. 1999. Итоги 1998 г. //Экономика и жизнь. 1999. № 14.
  148. .В. Обучение иностранных граждан на коммерческой основе. Краснодар, 1993. 82 с.
  149. М.И. И словом и делом воспитывать людей в духе мира и взаимопонимания. (40 лет ЮНЕСКО)// Новое время. 1986. № 44. Кара-Мурза С. Советская цивилизация (от великой победы до наших дней). М., 2001.
  150. К.А. О русском национальном характере. М., 1996. Келлен X. Концепция дальнейшего развития интернационализации на практике: десятилетие эволюции http: //www.aha.ru/ moskow 64/ educationalbook/yeIland.htm.
  151. КинелёвВ.Г. Объективная необходимость. М.: Изд-во «Республика», 1995. 296 с.
  152. В. Права и обязанности иностранных граждан в СССР// Советское право (Киев). 1982. № 2.
  153. Р. Кузнецов Т. Торгово-экономическое сотрудничество СССР со странами-членами ЭСКАТО // Внешняя торговля. 1979. № 1. Криворученко В. К. Пыжиков А.В. Родионов В. А. Коллизии «хрущевской оттепели». М., 1998.
  154. Кубанский государственный университет (1920−1975г.г.). Краснодар: Изд-во «Евростандарт», 1995. 22с.
  155. М.С. Деятельность партии и Советского государства. JL: ЛГУ, 1941.
  156. .П. Очерк истории государственного управления. М., 1987. Кухтина И. Г. Лидова В.Б. Преподавательский корпус высшей школы: состояние, тенденции, проблемы И Магистр. 1995. № 3. С.7−12 и № 4. С.8−12.
  157. И.Я. Кубанский государственный технологический университет. Краснодар, 1994. 35с.
  158. Э. Н. Шарапов Ш. Ш. Мы интернационалисты. Ташкент, 1981. Кушнерович Р. И. Из 60-ти стран света // Дружба народов. 1961. № 3. С.193−199.
  159. А. Развитие высшего образования европейских социалистических стран членов СЭВ в свете статистических данных// Современная высшая школа. 1974. № 2.
  160. Ю.Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР (20−80-е годы). М., 1992.
  161. А. И. Лазарев Б.М. Советское государство и общественные организации. М., 1961.
  162. Материалы совещания по международному сотрудничеству вузов РФ. (31.01−02.02.95). Москва: РУДН, 1995. 120 с.
  163. Материалы научно-практической конференции «Образовательные услуги Российской высшей школы. Маркетинг: Новые формы». (Москва, 2830.11.95) М.: РУДН, 1995. 117с.
  164. Международная Соросовская Программа Образования в Области Точных Наук. Заслуженные Соросовские Профессора // Поиск. 1994. № 40−41. Международное сотрудничество высшей школы: направления развития и совершенствования. Л.: Изд. ЛГУ, 1988.
  165. Международные мероприятия по программе «ИНТЕГРАЦИЯ» // Магистр. 1995. № 2.
  166. Международные образовательные структуры: опыт, проблемы, перспективы. Материалы конференции, г. Ульяновск, 20−21 марта 1998. Ульяновск, 1998.
  167. .И. Культурное и научное общение народов. Правовое регулирование. Воронеж, 1968.
  168. Р. Явные и латентные функции. // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
  169. В.А., Тихонов А. Ф. Не попал в МГУ учись в Колорадо // Поиск. 1995. № 22.
  170. А.И. О понятии и видах режимов иностранцев// Советский ежегодник международного права. М., 1972.
  171. Н.В. Правовое положение иностранных граждан в СССР. 1982. № 3.
  172. XXVI съезд КПСС о внешнеполитической деятельности партии: Методические указания для преподавателей, аспирантов и иностранных студентов. Киев, 1981.
  173. Л.Г. Развитие систем образования в западных странах в условиях глобализации. М., 2001.
  174. Мой университет: С ректором МГУ В. А. Садовничим беседовали: Томчинский В. Егорцев А. Коренчук К. // Татьянин день. 1998. № 18. Мрыга В. В. Организационно-правовые формы управления высшим и средним образованием в СССР. Киев, 1969.
  175. О. Ф. Шамба Т.М. Правопорядок в развитом социалистическом обществе. М., 1979. Мы учимся в СССР. М., 1963.
  176. М.Г. Дорога с двусторонним движением // Магистр. 1995. № 3. С.1−3.
  177. Обучение иностранных студентов и стажеров в СССР и за рубежом. Библиографический указатель. М.: УДН, 1979. 68 с.
  178. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М.: МГУ, 1995.
  179. Общие проблемы. Заявление Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора// ТАСС. Атлас. 1989. № 12. 20 марта-
  180. JI.A. Оттепель: Как это было (1953−1955гг.). Политическая история XX века. М., 1991-
  181. Опыт сотрудничества стран членов СЭВ по подготовке научных кадров. Вып.2. М., 1972.
  182. Организация приёма и финансирования обучения иностранных студентовза рубежом. М.: НИИВШ Минвуза СССР, 1980. 38с.
  183. От взаимодействия до решения // Вузовские вести. 1999. № 13.
  184. Ф.Г. Управление просвещением в СССР. М., 1977.
  185. . Применение статьи 58−10 УК РСФСР в 1957 -1958 гг. Поматериалам Верховного суда СССР и Прокуратуры СССР в ГАРФе //1. Корни травы. М., 1996.
  186. В.П. Научно-педагогические кадры высшей школы. Киев, 1983. Педагогическая мысль России. М., 1996.
  187. Н. В. Розин М.Д. Туманова Ж. А. Региональные особенности деятельности университетов и перспективы их интеграции в мировую систему организации науки и высшего образования // Сб. научных Трудов РГУ. Ростов-на-Дону, 1994. Вып.1. С.4−27.
  188. Д.Г. Страницы великой дружбы. Об экономических и культурных связях Краснодарского края со странами народной демократии. Краснодар, 1964.
  189. О. Смирнов А. «Троянский конь» неоколонизаторов // Международная жизнь. 1984. № 11.
  190. А. И. Стратегия перестройки инженерного образования // Современная высшая школа. Варшава, 1989. № 3(67). Пономарев Д. К. Проблемы просвещения и подготовка кадров в Африке (1960−1975гг.). М.: Наука, 1980. 114 с.
  191. В.Д. Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ сразвивающимися государствами. М.: Экономика, 1982.
  192. Право на образование: проблемы его реализации. Тезисы докладов IVмеждународной научно-практической конференции. М., 1999.
  193. А.И. Инакомыслие на Урале (середина 40-х середина 80-х гг.).1. Сургут, 1998.
  194. Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании. Материалы Всероссийского совещания и заседания Рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса. Москва, 23 апреля 2003 г. М., 2003.
  195. Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. СПб., 1995.
  196. Проблемы подготовки специалистов для зарубежных стран // Сб. научных трудов УДН. М., 1987.
  197. Профессиональная деятельность инженерно-технических кадров развивающихся стран и особенности их подготовки в советских вузах: Сборник научных трудов / Под ред. А. Д. Тареиса. М.: Изд-во УДН, 1989. 158с.
  198. Разведчики разоблачают. М., 1977.
  199. Развивающиеся страны: наука, техника, экономический рост /отв. ред. Г. Е. Скоров. М.: Мысль, 1975.
  200. Развитие высшего образования в условиях НТР в социалистических странах. М., 1981.
  201. Расизм идеология империализма. М.: Политиздат, 1973.
  202. А. Сотрудничество между высшими учебными заведениями врегионах Европы и Азии // Высшее образование в Европе
  203. СЕПЕС). Бухарест. Румыния, 1982. Вып.УП. № ¾. С.63−69.
  204. В.М. Культурологический анализ современного образования//1. Культурология. М., 1998.
  205. .С. Сотрудничество стран членов СЭВ в области аттестации научных кадров высшей квалификации// Экономическое сотрудничество стран — членов СЭВ. 1981. № 4. Российская наука: горизонты развития. М., 1997.
  206. Российское сознание: психология, феноменология, культура. Самара, 1994.
  207. Российскому Университету дружбы народов 40 лет. История и современность. Материалы V Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2000. Русская идея. М. 1992.
  208. Е.Д. Феноменологическая социология знания. М., 1993. Садовничий В. А. Традиции и новации //Международное научное сотрудничество. М., 1995. № 4.
  209. И.В. Научные и культурные связи СССР со странами Азии и Африки. М., 1963.
  210. Секреты секретных служб США. М., 1973.
  211. А.К. Крепнет содружество советских и болгарских вузов// Вестник высшей школы. 1972. № 11.
  212. Система образования во Франции и организация ее администрации: Второе издание. Русско-Французская серия. М., 1993. № 22. Скоров Г. «Утечка умов». М., 1971.- Смелзер Н. Социология. М: Феникс, 1994.
  213. А. Г. Компенсация затрат зарубежных вузов на обучение иностранных граждан // Вестник высшей школы. 1992. № 4−6. С. 77−80. Смирнов А. Г. Побокова А.П. Ткач Г. Ф. Национальные кадры освободившихся стран. М.: Наука, 1980. 229 с.
  214. А.Г. Формирование кадрового потенциала развивающихся стран. Вып.2. М., 1979.
  215. Совещание по проблемам развития многоуровневой системы подготовки специалистов в Российской Федерации 25−26 ноября 2002 года, г. Москва// www.fa.ru.
  216. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Соросовские профессора// Поиск. 1994. № 49.
  217. Н.Н. 30 лет сотрудничества // Вестник высшей школы. 1981. № 1.С. 75−78.
  218. Н.Н. Братское сотрудничество вузов СССР и МНР // Вестник высшей школы. 1981. № 7. С. 70−71.
  219. Н.Н. Помощь Советского Союза развивающимся странам в подготовке национальных кадров //Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ. 1960. № 4.
  220. С. И. Международные связи высшей школы прочные основы дружбы и взаимопонимания // Вестник высшей школы. 1972. № 12. С. 3149.
  221. В. И. Иностранные студенты в своей жизни и учёбе в СССР //1. НИБОС. 1990. № 2.
  222. Среди настоящих друзей. Киев, 1963.
  223. Традиции и инновации в обучении иностранных учащихся в российских вузах. Материалы республиканской научно-практической конференции. Тверь, 1997.
  224. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования//Педагогика. 1998. № 2.
  225. JI. Вузовский учебник сегодня и завтра // Высшее образование в России. 1998. № 1.
  226. Умные, но бедные: ученые в современной России. М., 1998. Уоддис Джек. Африка. Причины взрыва. М., 1962.
  227. Утечка умов в современной России: внутренние и международные аспекты. ЮНЕСКО. 1992.
  228. И.Г. «Утечка умов» и социально-экономические проблемы российской науки// Вестник РГНФ. 1996. № 2.
  229. Н.П. Конституционные основы организации советского общенародного государства. М., 1982.
  230. К. И. Международные связи ЯГУ //Якутский университет. Якутск: Якутский государственный университет, 1994. № 13. Федосеев П. Н. Коммунизм и философия. М., 1962.
  231. В.М. Новые грани Российского университета дружбы народов // Тезисы международной конференции «Университеты на пороге третьего тысячелетия». М., 1995.
  232. В.М. Один иностранный студент окупит трёх наших // Известия. 1994.
  233. Флекснер Курт Ф. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. М.: Международные отношения, 1994.
  234. И. Сыниава А. О некоторых проблемах сближения социалистических стран в области высшего образования// Современная высшая школа. 1980. № 3. Хроника //Азия и Африка сегодня. 1977. № 12.
  235. С. Содействие СССР развивающимся странам в создании научно-технического потенциала //Мировая экономика и международные отношения. 1986. № 12.
  236. Е.В. Развитие высшего образования в СССР. М., 1961. Шереги Ф. Э. ХарчеваВ.Г. Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
  237. В.Е. Международная сеть сотрудничества университетов Европы и Центральной Азии // Магистр. 1995. № 4.
  238. В.Д. Важная сфера сотрудничества // Международная жизнь. 1982. № 8. С.160−161.
  239. Brzezinski Z., Huntington LS. Political Power: USA/USSR. London. 1964. 461 P
  240. Brzezinski Zb., Friedrich C. Totalitarian Dictatorship and Lowering. Cambridge (Mass.), 1965.
  241. S. Ganesh and D. Sarupria. Exploration in Helplessness of Higher Education Institutions in the Third World."Higher Education"(Amsterdam). 1983, Vol.12. № 2.1.ternational Encyclopedia of Higher Education. London. 1978. P.257.
  242. Juster T. Education, incom, and human behavior. New York: McGraw-Hill, 1975.1.mbert R.D. International education and international competency in the
  243. United States European Journal of education. Oxford, 1993. #21. P.309.1. colloque international sur la farmation, outil indis-pensable dans lestransfertes de technologie. Nancy. 1980. P.34.
  244. Overseas Students in Britain. London. 1966.
  245. Pieck W. Reden und Aufsatze. B.III. 1954.
  246. Program prvni domaci vlady republiky, vlady narodni fronty Cechu a Slovaku: Sbirka dokumentu. V ydalo ministerstvo informaci. Praha, 1945. Soviet policy in the Third world. New York, 1980.
  247. Swearer H. The Politics of Succession in the USSR: Materials on Khrushchev’s Rse to Leadership. Boston Toronto, 1964. — 324p. The Soviet Union, Eastern Europe and Third world. Cambridge, 1987.1. Диссертации.
  248. В.А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах (вторая половина 60-х конец 80-х годов). Дисс.. канд. ист. наук. М., 2000. 267 с.
  249. С.В. Советско-индийские научные и культурные отношения в 1971—1991 гг.. Дисс. .канд. ист. наук. М., 1995.
  250. П.П. Политика СССР в подготовке национальных кадров для развивающихся стран (1955−1985гг.). Дисс. .докт. ист. наук. Минск, 1992.
  251. Л.И. Изучение жизни и деятельности В.И. Ленина как средство идеологического воспитания иностранных студентов. Дисс. .канд. пед. наук. Л., 1984.
  252. А.К. Роль СССР в становлении и развитии народного просвещения и культуры в освободившихся странах Африки: (На материалах Республики Мали, 1960- начало 80-х гг.). Дисс. .канд. ист. наук. Одесса, 1985.
  253. Н.В. Международные связи высшей школы Российской Федерации в условиях перехода страны к рыночной экономике (19 911 998 гг.). Дисс. .канд. ист. наук. М., 1999.
  254. Мохаммед Алтаф Хоссайн. Деятельность КПСС и Советского государства по развитию политического, экономического и культурногосотрудничества со странами Ю. Азии Индией, Пакистаном и Бангладеш, 1971−1985. Дисс. .канд. ист. наук. Воронеж, 1985.
  255. А.А. Правовые и организационные основы подготовки иностранных граждан в образовательных учреждениях МВД России. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 1999.
  256. Н.М. Развитие высшего образования в странах тропической Африки после завоевания независимости. Дисс. .канд. пед. наук. М., 1984.
  257. П.П. Реформирование отечественной высшей школы во второй половине 1980-х 1990-е годы. Дисс.. докт. ист. наук. Саратов, 2001. 529 с.
  258. В.Д. Правовое положение иностранцев в СССР. Дисс.. канд. юрид. наук. Киев, 1977.
  259. Е.Д. Международные связи Якутии в сфере образования в постсоветский период (1991−2001гт.). Дисс. .канд. ист. наук. М., 2002.
Заполнить форму текущей работой