Обоснование конструктивно-технологических решений металлических опорных и поддерживающих конструкций контактной сети с применением гнутых профилей
Методы исследования: анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования и эксплуатации ОиПККСобоснование рациональных параметров сечений ОиПККС с последующим экспериментальным подтверждением, разработка и исследование новых конструкций. Научная новизна работы: 1. Выполнено обоснование целесообразности применения гнутых профилей для ОиПККС; Для снижения стоимости изготовления… Читать ещё >
Содержание
- ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ И ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ КОНТАКТНОЙ СЕТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГНУТЫХ ПРОФИЛЕЙ
- ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
- 1. 1. Металлические опорные конструкции контактной сети железных дорог, применяемые в России и за рубежом
- 1. 2. Металлические поддерживающие конструкции контактной сети железных дорог, применяемые в России и за рубежом
- 1. 3. Область применения и преимущества гнутых профилей
- 1. 4. Защита от коррозии металлических конструкций контактной сети железных дорог
- 1. 5. Постановка целей и задач исследования
- ГЛАВА 2. ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ ГНУТЫХ ПРОФИЛЕЙ
- 2. 1. Требования к конструкциям из гнутых профилей
- 2. 2. Определение технических параметров профилей
- 2. 3. Оценка напряженно деформированного состояния конструкций из гнутых профилей
- 2. 4. Рациональные параметры гнутого профиля для конструкций контактной сети
- 2. 4. 1. Опорные конструкции контактной сети
- 2. 4. 2. Поддерживающие конструкции контактной сети
- 3. 1. Обоснование новых конструктивных решений опорных и поддерживающих конструкций контактной сети
- 3. 2. Конструкция оваидальной опоры из гнутых элементов
- 3. 3. Конструкция консолей и кронштейнов из гнутого профиля
- 3. 4. Рекомендации по долговечности, монтажу и эксплуатации новых конструкций
- 4. 1. Методика проведения исследований опорных и поддерживающих конструкций контактной сети из гнутых профилей
- 4. 2. Стендовые испытания опор из гнутых элементов
- 4. 3. Стендовые испытания консолей и кронштейнов из гнутого профиля
- 4. 4. Результаты испытаний
Обоснование конструктивно-технологических решений металлических опорных и поддерживающих конструкций контактной сети с применением гнутых профилей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе России. На его долю приходится около 75% всех перевозок. Электрификация железных дорог (в соответствии с принятой в 2003 г МПС РФ Программой до 2010 года) является основным направлением железнодорожного транспорта, обеспечивающим преимущественное повышение провозной способности по сравнению с другими видами тяги.
При общей доле затрат, приходящихся на устройства электроснабжения железных дорог, около половины составляет контактная сеть, работоспособность которой в значительной степени зависит от надежности и долговечности опорных и поддерживающих конструкций.
Проведенный анализ видов и состояния опорных и поддерживающих конструкций контактной сети (ОиПККС) показал что, несмотря на достигнутый высокий уровень разработки таких конструкций, проведение исследований направленных на их совершенствование по снижению расхода стали, трудоемкости монтажа и повышению надежности является актуальным.
На металлические опорные и поддерживающие конструкции контактной сети (опоры, жесткие поперечины, консоли и кронштейны) приходится более половины объема стали, расходуемой на электрификацию железных дорог. Для изготовления таких конструкций традиционно применяют горячекатаные профили (уголки, швеллеры, трубы, листовой и полосовой прокат), которые приводят к значительным затратам, связанным с их технологическим переделом (необходимость применения большого объем сварочных работ), а также значительные затраты для обеспечения защиты от атмосферной коррозии.
Более надежные, экономичные и менее трудоемкие конструкции могут быть созданы путем совершенствования конструктивных схем и методов расчета с более широким внедрением автоматизированных методов на ЭВМ, и использования новых видов проката, а именно гнутых профилей;
ОиПККС подвергаются значительным внешним воздействиям, в связи с их большим износом от неблагоприятных условий воздействия окружающей среды и несовершенства конструкции. В последнее время участились случаи аварий этих конструкций.
Актуальность темы
В России электрифицировано более 40 тыс. км. железных дорог, что составляет 46% общей длины сети. На электрифицированных железных дорогах выполняется более 75% всего объема перевозочных работ.
Электрификация железных дорог является наиболее важным технико-экономическим показателем состояния железнодорожного транспорта. При электрической тяге железных дорог затраты на перевозки снижаются в 1,57 раза по сравнению с дизельной тягой.
В настоящее время на значительной части электрифицированных ж.д. магистралей проводят реконструкцию устройств контактной сети (КС). Это связано с тем, что большинство конструкций отработали свой ресурс и работают в аварийном или близком к нему режиме.
Анализ опорных и поддерживающих конструкций контактной сети показал что, несмотря на достигнутый высокий уровень разработки таких конструкций, проведение исследований, направленных на их совершенствование (снижение расхода стали, трудоемкости изготовления, монтажа и эксплуатации и повышение надежности), является актуальным.
На металлические опорные и поддерживающие конструкции контактной сети (опоры, жесткие поперечины, консоли и кронштейны) приходится более половины расхода стали, расходуемой при электрификации железных дорог. Традиционно применяемые для изготовления таких конструкций горячекатаные профили (уголки, швеллеры, трубы), что приводит к значительным затратам, связанным с технологическим переделом (заготовки, механической обработки и большого объема сварочных работ).
Новые конструктивно-технологические решения металлических опорных и поддерживающих конструкций контактной сети (ОиПККС) должны обеспечить увеличение их срока службы, снизить производственные и эксплуатационные затраты на содержание КС.
Применение гнутых профилей позволит в отличие от прокатных профилей проектировать более рациональное поперечное сечение элементов металлических конструкций КС, а также позволит расширить область применения атмосферостойких сталей.
Целью работы является разработка металлических опорных и поддерживающих конструкций контактной сети из гнутых профилей, с обоснованием их рациональных геометрических параметров с помощью математической модели, адаптированной к современным программным комплексам, с экспериментальным подтверждением её адекватности реальным условиям работы конструкции. Задачи исследования: «>
— анализ отечественного и зарубежного опыта по применению металлических ОиПККС;
— определение критериев и ограничений к ОиПККС;
— выбор рациональных параметров сечений из гнутых профилей для ОиПККС;
— разработка металлических ОиПККС из гнутого профиля с рекомендациями по их монтажу и эксплуатации;
— экспериментальные исследования опытных образцов опорных и поддерживающих конструкций КС;
— технико-экономическое обоснование применения ОиПККС из гнутого профиля.
Методы исследования: анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования и эксплуатации ОиПККСобоснование рациональных параметров сечений ОиПККС с последующим экспериментальным подтверждением, разработка и исследование новых конструкций. Научная новизна работы: 1. Выполнено обоснование целесообразности применения гнутых профилей для ОиПККС;
2. Разработана математическая модель для обоснования рациональных параметров гнутых профилей для ОиПККС, адаптированная для широко применяемых программных комплексов;
3. Разработаны новые конструктивно-технологические решения металлических ОиПККС из гнутых профилей;
4. Разработана методика проведения исследования прочностных и деформа-тивных характеристик ОиПККС из гнутого профиля для проверки адекватности адаптированной математической модели.
Практическая значимость работы:
1. На сновании выполненных автором исследований разработаны новые опорные (опоры — проект № 4359) и поддерживающие (консоли и кронштейны — проект № 4183) конструкции контактной сети из гнутых профилей. Для участков постоянного и переменного тока, обеспечивающие надежную защиту от коррозии и требуемый срок службы не менее 70 лет;
2. Выполнена экспериментальная оценка правильности принятых технических решений ОиПККС.
Апробация работы: рассмотренные в работе вопросы были обсуждены на научно-практической конференции «Актуальные проблемы использования металлических конструкций в строительстве и архитектуре», проходящей в рамках выставки METALLBUILD-2003, а так же на научно-технической конференции «Строительство и эксплуатация транспортных сооружений в районах развития опасных геологических процессов» проходившей в 2003 г в МИИТе.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Для снижения стоимости изготовления и эксплуатационных затрат, увеличения срока службы целесообразно изготавливать ОиПККС из гнутых профилей, в том числе из атмосферостойких сталей. Применение гнутых профилей позволит в отличие от горячекатаных профилей проектировать более рациональное поперечное сечение элементов металлических конструкций КС;
2. Разработана математическая модель для обоснования новых рациональных параметров гнутых профилей для ОиПККС, адаптированная для широко применяемых программных комплексов;
3. Разработана методика исследования прочностных и деформативных характеристик ОиПККС из гнутого профиля для проверки адекватности адаптированной математической модели реальным условиям работы конструкции;
4. Проведена оценка НДС конструкций из гнутых профилей по математическим моделям реализованным с помощью программных комплексов LIRA и MathCad. Результаты поиска рациональных параметров гнутого профиля и математического моделирования напряженно деформированного состояния подтверждены данными экспериментальной проверки опытных образцов;
5. Разработаны проекты новых металлических конструкций из гнутых профилей:
— № 4359 «Металлические консольные опоры контактной сети из гнутых элементов» ;
— № 4183 «Поддерживающие конструкции контактной сети из гнутого профи «» ля.
Новые конструкции ОиПККС обеспечивают: снижение расхода металла и трудоемкости изготовления конструкций в результате уменьшения количества свариваемых элементов, увеличение несущей способности опор вдоль пути в 3 раза и расширяют возможность применения атмосферостойких сталей;
6. При общем максимальном объеме затрат из расчета 1000 опор в год при переходе на конструкции из гнутого профиля капитальные затраты составят.
8500 тыс. руб., при сложившейся экономической ситуации срок окупаемости составит 3,5 года, а рентабельность 6,8%;
7. В перспективе применение гнутых профилей позволит более полно обеспечить автоматизацию технологического процесса производства опорных и поддерживающих конструкций контактной сети с совмещением процесса профилирования с другими технологическими операциями (уменьшением трудоемкости сварочных работ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Представленные ОАО &bdquo-Опытный завод «Гидромонтаж» на предварительные испытания металлические опоры контактной сети из гнутых элементов соответствуют требованиям нормативно-технической документации.
2. Испытания показали, что обе опоры выдержали механические испытания по прочности. При испытании по деформативности в опоре по I варианту прогиб превысил нормируемую величину на 12%, опора по П варианту испытания по деформативности выдержала.
3. Исходя из результатов предварительных испытаний, для серийного производства рекомендуется опора по II варианту, выдержавшая испытания по прочности и деформативности.
Председатель А. П. Чучев.
Члены комиссии А. А. Орел.
Список литературы
- Концепция модернизации устройств электроснабжения железных дорог. Под ред. В.В. Мунькина- Москва 1999 г. 152стр.
- Электрификация железных дорог России (1929−1999г). Под общ. Ред. П. М. Шилкина — М.:Интекст, 1999 г. 220стр.
- Кудрявцев А.А. несущая способность опорных конструкций контактной сети. -М.: Транспорт. 1988 160стр
- Контактная сеть. Горошков Ю. И., Бондарев Н. А. М.:Транспорт, 1973 -384стр.
- Фрайфельд А.В. и др. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети. М.:Транспорт, 1967 -396стр.
- Обзорная информация. Опорные конструкции контактной сети. 19 777. 50 лет электрификации железных дорог СССР. Под общ. ред. С. М. Сердинова М.: Транспорт. 1976 — 239стр
- А. А. Орел, А. П. Чучев, А. И. Шелест «Жесткие поперечины для электрифицированных железных дорог «, журнал «Транспортное строительство», № 3, 2000 год.
- А. И. Шелест «Типы жестких поперечин на электрифицированных железных дорогах «, журнал «Транспортное строительство», № 10, 1968 год.
- Отчет по теме Д-ЦНИИС-2−81, р.2.2. «Обобщение передового зарубежного опыта в области транспортного строительства. Электрификация железных дорог «, Москва 1981 г.
- А. А. Орел, А. И. Шелест «Жесткие поперечины рамного типа «, журнал «Транспортное строительство», № 2, 1989 год.12,Отчет по теме Д-ЭД-1−73, р. 1.4. «Разработка рекомендаций по конструкциям и расчету жестких поперечин «, Москва 1973 г.
- Японская государственная ЖД корпорация «Норма проектирования и средства сооружений электрической ЖД (путевой линии электропоезда)».
- М.Металлические конструкции. Под ред. Н. П. Мельникова 2-е изд. Переработанное и дополненное М.: Стройиздат, 1980 — 776стр.
- Металлические конструкции. Учебник для вузов. Под общ. ред. Е. И. Беленя. Изд. 5-е, перераб и доп. М.: Стройиздат, 1976 бООстр
- Шемшурова Н.Г. Сортовые гнутые профили: Учебное пособие. Мугнитогорск: МГМАД997- 102стр.17.научно-технический информационный сборник № 21. Москва 1990 г.18.техническая информация. Москва 1969
- Фрайфельд А.В. и др. Устройство сооружение и т.д. 1986 -336стр.
- Лампси Б.Б. Прочность тонкостенных металлических конструкций. — М.: Стройиздат, 1987. 280 с.: ил.
- Номы проектирования контактной сети СТН ЦЭ 141−99. Департамент электрификации и электроснабжения министерства путей сообщения Министерства путей сообщения Российской Федерации. — М., «ТРАНСИЗДАТ», 2001 г. 176с.
- В.В., Пермяков В. А. К.: Буд1вельник, 1981. — 136с. 26. Райзер В. Д. Методы теории надежности в задачах нормирования расчетных параметров строительных конструкций. — М.:Стройиздат, 1986. — 192 с. — (Надежность и качество)
- Лизин В.Т., Пяткин В. А. Проектирование тонкостенных конструкций: учеб. Пособие для студентов вузов — 3-е изд., перераб. И доп. М.: Машиностроение, 1994. -384 е.: ил.
- Пустовой Н.В., Расторгуев Г. И. Оптимальное проектирование стержней и подкрепленных пластин на основе минимизации энергии деформации: Монография. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2002 317стр.
- В.А. Баранов, Б. Г. Попов, Н. П. Шатрова, М. В. Шитикова. Расчет тонкостенных стержней открытого профиля: Учеб. пособие / под общ. ред. В.А. Баранова- Воронеж. Инж. строит. Ин-т. — Воронеж. 1989. — 66с.
- СНиП Н-23−81* «Стальные конструкции»
- Нормы расчета надежности транспортных сооружений. 1-я редакция
- Консоли, кронштейны и фиксаторы контактной сети электрифицированных железных дорог типовая программа и методика испытаний. 2002 г.34.методика механических испытаний жестких поперечин контактной сети. 2004 г.
- ТУ 5264−812−1 393 674−04 Ригели жестких поперечин для контактной сети железных дорог., Москва 2004 г.
- ПК ЛИРА, версия 9. программный комплекс для расчета и проектирования конструкций. Справочно-теоретическое пособие под ред. Академика АНН Украины А. С. Городецкого, К.-М.: 2003. 464с.: ил.
- Научно-технический отчет «Экспирементальное исследование напряженно деформированного состояния металлической опоры из гнутых профилей по проекту ОАО «ЦНИИС» 0351.1.» Москва 2001 г.
- Технологичность конструкций изделия: Справочник/Ю.Д. Амиров, Т. К. Алферова, П. Н. Волков и др.- Под общ. ред. Ю. Д. Амирова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1990. — 768 е.: ил. — (Б-ка конструктора)
- И.С.Тришевский, В. В. Клепада, Ф. И. Скоков Гнутые профили проката.
- Пособие по проектированию стальных конструкций (к СНиП Н-23−81*), Под. общ. ред. В. А. Балдина, В.И. Трофимова-М.: Центральный институт типового проектирования, 1989. 150 с.
- Инструкция по применению термодиффузионного цинкования деталей и конструкций контактной сети. №К-106. Москва. 2004 г.
- Карякин Р.А., Надгериев Ц. Х. Оптимизация параметров гнутых профилей для опорных и поддерживающих конструкций контактной сети. Научные труды ОАО ЦНИИС. Вып. 220. «Транспортные сооружения. Расчеты, испытания, строительство «М.ЦНИИС, 2004, с. 23−30.
- Карякин Р.А. Разработка и испытание конструкций контактной сети из гнутых профилей. Научные труды ОАО ЦНИИС. Вып. 223. «Актуальные проблемы электрификации железных дорог» М., ЦНИИС, 2004, с.62−67.
- Шелест А.И. Вопросы повышения стойкости к атмосферной коррозии конструкций контактной сети. Научные труды ОАО ЦНИИС. Вып. 223. «Актуальные проблемы электрификации железных дорог» М., ЦНИИС, 2004, с.57−61.
- Specification for hot dip galvanized coatings on iron and steel articles. Стандарт B5 729: 1971. Великобритания.
- Тришевский И.С., Клепанда В. В. Механические свойства гнутых профилей проката. «Техшка», 1977,143 стр. 51 .Межгосударственный стандарт «Конструкции стальные строительные» Общие технические условия. ГОСТ 23 118–99.
- Профили стальные гнутые. Технические условия. ГОСТ 11 474–76.
- ГОСТ 8283–93. Профили стальные гнутые корытные равнополочные. Сортамент.
- А. Шмидер (A. SCHMIEDER), компания Siemens. Контактная подвеска компании Siemens на участке Любань Померанье Октябрьской железной дороги. Журнал «Железные дороги мира» № 11, 2001.
- Т.КОБАЯСИ (T.KOBAYASHI), Интегрированная контактная сеть. Журнал «Железные дороги мира» № 9, 2001.
- LES INSTALLATIONS FIXES DE TRACTION ELECTRIQUE A LA S.N.C.F. Журнал «Chemins de fer» № 394, 1989.