Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовая система субъекта Российской Федерации: проблемы теории и практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниковедческую базу исследования составляют конституционные акты (Конституция РФ 1993 года, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации), федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законыфедеральные законыуказы Президента Российской Федерациипостановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Российской Федерации), нормативные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы правовой системы субъекта
  • Российской Федерации
    • 1. 1. Понятие и признаки правовой системы субъекта Российской Федерации
    • 1. 2. Структура и компоненты правовой системы субъекта Российской Федерации
    • 1. 3. Принципы правовой системы субъекта Российской Федерации: понятие и их виды
  • Глава II. Правовая система субъекта Российской Федерации: анализ современного состояния и тенденции развития
    • 2. 1. Совокупность источников (форм) права субъекта Российской Федерации как компонент правовой системы субъекта Российской Федерации
    • 2. 2. Юридическая деятельность субъекта Российской Федерации как компонент правовой системы субъекта Российской Федерации
    • 2. 3. Тенденции развития современных правовых систем субъектов Российской Федерации

Правовая система субъекта Российской Федерации: проблемы теории и практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Пятнадцатилетний опыт действия Конституции Российской Федерации 1993 г. 1, которая существенным образом изменила характер и природу российской правовой системы, послужила основой для разработки правовой концепции, базирующейся на двухуровневом строении правовой системы в пределах единого правового пространства России, и наряду с федеральной правовой системой предусмотрела существование правовых систем субъектов Российской Федерации, формирующихся с учетом их политических, экономических, национальных и других особенностей, позволяет оценить процесс формирования российской правовой системы.

В 2004;2007 годах в развитии российского федерализма наблюдается образование новых субъектов Российской Федерации в составе Российской Федерации путем объединения, что влечет за собой трансформацию правовых систем объединяющихся субъектов Российской Федерации, от эффективного функционирования которых зависит стабильность жизнедеятельности российских граждан.

Правовая система субъекта Российской Федерации представляет собой многоэлементный, многомерный феномен, отражающий комплекс правовых явлений, происходящих на территории субъектов Российской Федерации, достаточно сложный для научного познания. Изменения в экономической, политической и социальной сферах, происходящие на территории субъектов Российской Федерации, требуют не только адекватного осмысления и своевременного правового регулирования, целью которого является развитие законодательства субъектов Российской Федерации, реализация правовых норм на территории субъекта Российской Федерации, повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан Российской Федерации, но и научного исследования, заставляют переосмыслить проблемы правовой системы субъекта Российской Федерации как правового институ.

1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445. та, по-новому взглянуть на правовую систему субъекта Российской Федерации в общетеоретическом аспекте.

Правовая система субъекта Российской Федерации — правовое явление, степень изученности которого не высока, внимание ученых-юристов в большей степени приковано к изучению правовой системы общества. В юридической науке преобладают работы, посвященные правовой системе Российской Федерации, что вполне оправданно и объяснимо. Разработка проблем правовых систем субъектов Российской Федерации в отечественной теории права вызывает неудовлетворенность.

В юридической науке до недавнего времени существование у субъектов Российской Федерации собственной правовой системы подвергалось сомнению, высказывалось мнение о том, что правовые системы могут создаваться не во всех субъектах Российской Федерации, а только в республиках, имеющих статус государства. Существующие сомнения в настоящее время в целом преодолены, главенствующее место в юридической науке заняла позиция, согласно которой существуют собственно правовые системы субъектов Российской Федерации, являясь подсистемами правовой системы Российской Федерации.

Однако в последние годы правовые системы субъектов Российской Федерации характеризуются как несовершенные и имеющие правовые пробелы в региональном законодательстве, не поспевающем за изменениями федерального законодательства и социально-экономическими преобразованиями, происходящими в российском государстве. Актуальным остается вопрос о возможности в рамках правовой системы субъекта Российской Федерации обеспечить реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим, назрела научная необходимость разработать теоретико-правовую концепцию о правовой системе субъекта Российской Федерации.

Обращение к правовой системе субъекта Российской Федерации как теоретико-правовой категории дает возможность для системного анализа и осмысленного научного обоснования содержания, принципов, структуры и компонентов правовой системы субъекта Российской Федерации, позволяет выявить тенденции развития современных правовых систем субъектов Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы. В отечественной юридической науке исследованием правовой системы, несмотря на отсутствие упоминания о ней в Конституции СССР 1977 г., республиканских конституциях, советские ученые стали заниматься во второй половине 70-х годов. Категория «правовая система» («правовая система социализма») стала использоваться и исследоваться в качестве самостоятельного правового явления с 1985 г. после Всесоюзной научно-теоретической конференции, проведенной ИГПАН СССР в Звенигороде. Термин «правовая система» получил легальное закрепление в Конституции РФ 1993 г. (часть 4 статья 15 Конституции Российской Федерации), после этого стал предметом исследования в отечественной теории права и послужил основой для широкого развития теорий правовых систем.

Проблемами общей теории правовых систем, в том числе рассмотрением понимания и содержания термина «правовая система», обозначением признаков, присущих правовой системе общества, занимались В. К. Бабаев, М.И.Байтин-В.М.Баранов, В. Б. Баранова, С. Н. Братусь, А. М. Васильев, В. Н. Карташов, Д. А. Керимов, Д. С. Корчевский, В. Н. Кудрявцев, Т. В. Кухарук, В. Н. Княгинина, М. Н. Марченко, A.C. Пиголкин, И. В. Петелина, С. В. Поленина, М. А. Пшеничников, М. М. Рассолов, Л. Б. Тиунова, A.A. Федорченко, Р. О. Халфина, А. Ф. Черданцев, Д. Р. Шафеев, Л. С. Явич.

Изучением правовой системы в рамках системно-структурного подхода, что предполагает не только суммирование отдельных компонентов правовой системы, но и выявление функциональных связей между ними, занимались С. С. Алексеев, В. С. Жеребкин, Г. В. Мальцев, Н. И. Матузов, В. Д. Перевалов, В. Н. Синюков, В. В. Сорокин, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров, А. А. Югов.

К исследованию привлекались труды ученых по общей теории систем.

А.Н.Аверьянова, В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, A.C. Кравца, В. Н. Садовского,.

Э.Г. Юдина).

Изучением проблем правовой системы субъекта Российской Федерации занимались И. Р. Метшин, В. В. Толстошеев, А. И. Ухтияров, М. К. Шокуев. Однако до настоящего времени понятие «правовая система субъекта Российской Федерации» остается дискуссионным, недостаточно изученным в теории права. Единое четкое понимание правовой системы субъекта Российской Федерации отсутствует и в юридической науке, так и в действующем законодательстве как на федеральном, так и на региональном уровне.

Недостаточная изученность и актуальность исследуемой проблемы, ее большая практическая значимость для современного этапа развития российской правовой системы определяют необходимость дальнейших исследований в этой области и обуславливают выбор темы диссертационного исследования.

Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных специалистов по теории права — С. С. Алексеева, В. М. Баранова, И. Н. Барцица, И. Н. Бачило, С. В. Бошно, А. В. Васильева, Р. Ф. Васильева, Н. Л. Гранат, Е. Ю. Догадайло, В. М. Горшенева, Д. А. Керимова, С. Ф. Кечекьяна, В. В. Лазарева, О. Э. Лейста, Р. З. Лившица, А. В. Малько, Г. В. Мальцева, Г. Н. Манова, М. Н. Марченко, A.B. Мицкевича, Р. З. Лившица, В. С. Нерсесянца, Ю. А. Тихомирова, Н. В. Черноголовкина, А. Ф. Черданцева, А. Ф. Шебанова, А. И. Экимова и других, ряд работ по социологии права — В. П. Казимирчука, Ж.Карбонье.

Целью диссертационного исследования является комплексное теоретико-правовое исследование понятия, признаков, принципов, структуры и отдельных компонентов правовой системы субъекта Российской Федерации, выявление тенденций развития современных правовых систем субъектов Российской Федерации, внесение предложений по совершенствованию регионального законодательства и правоприменительной практики.

Задачи исследования:

— уточнить и дополнить категориальный аппарат российской юридической науки, выделив признаки, присущие правовой системе субъекта Российской Федерации и уточнив ее определениеч.

— определить и классифицировать принципы правовой системы субъекта Российской Федерации;

— проанализировать структуру и компоненты правовой системы субъекта Российской Федерации;

— рассмотреть совокупность источников (форм) права субъекта Российской Федерации как компонент правовой системы Российской Федерации;

— изучить юридическую деятельность субъекта Российской Федерации как компонент правовой системы субъекта Российской Федерации;

— выявить тенденции развития современных правовых систем субъектов Российской Федерации;

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе формирования, развития и функционирования правовых систем субъектов Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования является уровень и состояние разработанности в юридической науке общетеоретических проблем развития и функционирования правовых систем субъектов Российской Федерации, взаимодействия и взаимовлияния правовой системы Российской Федерации и правовых систем субъектов Российской Федерации, проблем мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации и региональной правоприменительной практики как компонентов правовой системы субъекта Российской Федерации.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет, совокупность методов научного познания, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. В ходе исследования были применены общенаучные методы исследования (логического анализа и синтеза, индукции и дедукции/ абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному), частные методы общественных наук (структурно-функциональный, конкретно-исторический, институциональный), а также специальные методы юридических исследований (формально-юридический и теоретического конструирования). Специфика предмета исследования обусловила использование системного подхода к изучению сущности и структуры правовой системы субъекта Российской Федерации.

Источниковедческую базу исследования составляют конституционные акты (Конституция РФ 1993 года, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации), федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законыфедеральные законыуказы Президента Российской Федерациипостановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Российской Федерации), нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации), акты судебной практики (постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, акты конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в исследовании правовой системы субъекта Российской Федерации как самостоятельной категории теории права, выявлении сущности, принципов, структуры и компонентов правовой системы субъекта Российской Федерации, обозначении тенденций развития и функционирования современных правовых систем субъектов Российской Федерации, отвечающих потребностям развития региона и интересам его населения.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту и обладающие научной новизной:

• Автор сделал вывод о том, что правовая система субъекта Российской Федерации, являясь частью правовой системы Российской Федерации, представляет собой совокупность норм права и их источников субъекта Российской Федерации, на базе которых складываются правовые институты и осуществляется юридическая деятельность, формируются правовая идеология и правовая политика на территории субъекта Российской Федерации с учетом его исторических, культурных и национальных особенностей.

• По мнению диссертанта, правовую систему субъекта Российской Федерации необходимо исследовать, исходя из двух взаимосвязанных, но самостоятельных уровня анализа: а) правовая система субъекта Российской Федерации как правовое явление, обладает такими признаками, как: нормативность, регулятивность, действие в отношении широкого круга лиц, находящихся на территории субъекта Российской Федерации (например, население субъекта Российской Федерации, должностные лица, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления) — в течение длительного периодапри этом она органически связана с государственным образованием, входящим в состав Российской.

Федерации, и имеет организационный характер. б) правовой системе субъекта Российской Федерации как системному образованию присущи общесистемные признаки (сложноорганизованность и упорядоченность, единство и дифференциация, автономность и относительная самостоятельность, динамизм и стабильность, адаптивность и открытость, самоорганизованность и управляемость) и специальные (иерархичность, влияние культурных и национальных факторов).

• На основе понимания правовой системы субъекта Российской Федерации как целостного правового явления, диссертант сделал вывод, что к ее принципам (объективно существующим основополагающим началам формирования и развития правовой системы субъекта Российской Федерации, распространяющим свое действие как на отдельные компоненты правовой системы субъекта Российской Федерации и взаимосвязи между ними, так и на всю правовую систему субъекта Российской Федерации в целом, определяющим основные направления и тенденции их развития), действующим не изолированно друг от друга, а в неразрывном, системном взаимодействии, относятся: демократизм, верховенство закона, непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы, приоритет правил международного договора Российской Федерации по отношению к закону, федерализм, законность, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

• По мнению диссертанта, правовая система субъекта Российской Федерации является частью (подсистемой) правовой системы Российской Федерации. С одной стороны, правовая система субъекта Российской Федерации формируется и существует относительно автономно, но, с другой стороны, правовая система субъекта Российской Федерации взаимосвязана и зависима от правовой системы Российской Федерации, которая оказывает влияние на ее развитие. В то же время правовая система субъекта Российской Федерации в меньшей степени (чем правовая система Российской Федерации) подвержена процессам глобализации.

• Правовая система Российской Федерации определяется как структурная взаимосвязь системы права и системы законодательства, порождающая непосредственное правовое регулирование и характеризующая функциональное содержание и назначение права как системного социального регулятора. Поэтому, по мнению диссертанта, правовая система субъекта Российской Федерации не позволяет рассматривать в качестве компонентов в своем единстве систему права и систему законодательства, поскольку российская система права, включающая в себя отрасли права, подотрасли права, правовые институты, нормы права, едина и не имеет разделения на федеральный и региональный уровни.

В то же время правовая система субъекта Российской Федерации имеет свою систему законодательства субъекта Российской Федерации, являющуюся внешней формой выражения норм права и представляющую собой иерархично структурированную совокупность нормативных правовых актов, действующих на территории субъекта Российской Федерации и предназначенных для регулирования общественных отношений на территории субъекта Российской Федерации.

• Диссертант, на основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики, сделал вывод, что структура (внутреннее строение) правовой системы субъекта Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:

— совокупность источников (форм) права субъекта Российской Федерации, представляющих собой иерархично структурированное внешнее выражение объективированных правовых норм, действующих на территории субъекта Российской Федерации и предназначенных для регулирования общественных отношений на территории субъекта Российской Федерации.

— юридическая деятельность субъекта Российской Федерации, представляющая совокупность действий, осуществляемых в соответствии с материальными и процессуальными нормами права государственными органами и должностными лицами и управомоченными ими организациями, направленных на достижение социально значимых целей путем применения правовых средств, использования стимулов и ограничений и функционально ориентированных на получение правою вого результата для удовлетворения частных и общественных интересов на территории субъекта Российской Федерации.

— правовая политика, представляющая собой комплекс методов, установок, целей, задач, реализуемых в сфере действия норм права и посредством правовых норм на территории субъекта Российской Федерацииправовая идеология как совокупность юридических идей, теорий, взглядов, отражающих культурно-исторические и национальные особенности конкретного субъекта Российской Федерации и оценивающих правовую реальность на территории субъекта Российской Федерации.

Для правовой системы субъекта Российской Федерации характерно как взаимодействие между ее отдельными компонентами (внутренние связи), так и взаимодействие правовой системы субъекта Российской Федерации с внешней средой, т. е. с социальными, экономическими, политическими, культурно-национальными явлениями и процессами (внешние связи). Внешние и внутренние системообразующие связи обеспечивают целостность, стабильность и эффективность правовой системы субъекта Российской Федерации.

• Диссертантом выявлены следующие тенденции развития правовых систем субъектов Российской Федерации:

— правовые системы субъектов Российской Федерации характеризуются как несовершенные: в законодательстве субъектов Российской Федерации имеются пробелы, не поспевающие за изменениями, происходящими в федеральном законодательстве и в социально-экономической сфере, правоприменительная практика нестабильна;

— появление новых правовых систем субъектов Российской Федерации (правовая система Пермского краяправовая система Красноярского краяправовая система Камчатского краяправовая система Иркутской областиправовая система Забайкальского края) повлекло за собой образование новых систем законодательства субъектов Российской Федерации, принесло существенные изменения в законодательство объединившихся субъектов Российской Федерации, что требует устранения правовых коллизий между системами законодательства объединившихся субъектов Российской Федерации;

— в законодательстве субъектов Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения количества нормативных правовых актов, что приводит к возникновению коллизий и проблем при реализации правовых норм в правоприменительной практике, а оценка статистических показателей законотворческой деятельности обосновывает необходимость повышения качества законов и процесса их принятия;

— реализация на уровне субъектов Российской Федерации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в том числе разработка социально-экономической концепции на региональном уровне и ее правовое обеспечение;

— развитие правовых систем субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, развитие жилищного, трудового, административного, земельного, экологического, бюджетного, образовательного и предпринимательского законодательства, о социальной защите, о государственной и муниципальной службе, о местном самоуправлении;

— планирование законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, основанное на изменениях федерального законодательства и четкое увязывание программ законопроектных работ субъектов Российской Федерации с программами и концепциями социально-экономического развития в качестве их правового обеспечения;

— проведение мероприятий по налаживанию системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики субъекта РФ, в том числе проведение мониторинга федеральными органами государственной власти (например, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации), при построении многоуровневой системы мониторинга федерального и регионального законодательства и правоприменительной практики;

— подготовка и издание ежегодных докладов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об анализе исполнения регионального законодательства, а также принятие законодательным органом (предста-. вительным) государственной власти субъекта Российской Федерации концепции о совершенствовании законодательства субъекта Федерации;

— проведение мероприятий по устранению из действующей правовой системы положений, аналогичных тем, которые были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и призваны не соответствующими Конституции Российской Федерации;

— привлечение к ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за неисполнение судебного акта, связанного с признанием несоответствующим закону нормативного акта (досрочное прекращение полномочий).

— действие правовых систем субъектов Российской Федерации в соответствии со сложившейся в обществе идеологией демократического правового государства, отвечающей потребностям развития региона и интересам его населения, сучетом политико-правовых особенностей региона.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрываются понятие, признаки и принципы правовой системы субъекта Российской Федерации, структура и отдельные компоненты правовой системы Российской Федерации. Исследование совокупности источников (форм) права и юридической деятельности субъекта Российской Федерации как компонентов правовой системы субъекта Российской Федерации способствует повышению качества регионального законодательства и правоприменительной практики.

Теоретические положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при формировании и проведении единой государственной политики, совершенствовании законодательства и правоприменительной практики субъектов Российской Федерации, в качестве теоретической базы в учебном процессе при преподавании курсов «Теория права и государства» и «Конституционное право Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Положения диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», а также в научных публикациях автора.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

Заключение

.

Концептуальный опыт исследования правовой системы субъекта Российской Федерации, проблем теории и практики, и комплексный подход к ее изучению, позволили сделать ряд выводов.

1. На основе анализа доктринальных источников сделать вывод о том, что правовая система субъекта Российской Федерации, являясь частью правовой системы Российской Федерации, представляет собой совокупность норм права и их источников субъекта Российской Федерации, на базе которых складываются правовые институты и осуществляется юридическая деятельность, формируются правовая идеология и правовая политика на территории субъекта Российской Федерации с учетом его исторических, культурных и национальных особенностей.

2. Рассмотреть правовую систему субъекта Российской Федерации, исходя из двух взаимосвязанных, но самостоятельных уровня анализа: а) правовая система субъекта Российской Федерации как правовое явление, обладает такими признаками, как: нормативность, регулятивность, действие в отношении широкого круга лиц, находящихся на территории субъекта Российской Федерации (например, население субъекта Российской Федерации, должностные лица, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления) — в течение длительного периодапри этом она органически связана с государственным образованием, входящим в состав Российской Федерации, и имеет организационный характер. б) правовой системе субъекта Российской Федерации как системному образованию присущи общесистемные признаки (сложноорганизованность и упорядоченность, единство и дифференциация, автономность и относительная самостоятельность, динамизм и стабильность, адаптивность и открытость, самоорганизованность и управляемость) и специальные (иерархичность, влияние культурных и национальных факторов).

3. На основе понимания правовой системы субъекта Российской Федерации как целостного правового явления сделан вывод о том, что принципы правовой системы субъекта Российской Федерации — это объективно существующие основополагающие начала формирования и развития правовой системы субъекта Российской Федерации, распространяющие свое действие как на отдельные компоненты правовой системы субъекта Российской Федерации и взаимосвязи между ними, так и на всю правовую систему субъекта Российской Федерации в целом, определяющие основные направления и тенденции их развития. Они действуют не изолированно друг от друга, а в неразрывном, системном взаимодействии.

К принципам правовой системы субъекта Российской Федерации относятся: демократизм, верховенство закона, непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы, приоритет правил международного договора Российской Федерации по отношению к закону, федерализм, законность, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. При изучении структуры (внутреннего строения) правовой системы субъекта Российской Федерации выявлено, что она включает в себя следующие компоненты: а) совокупность источников (форм) права субъекта Российской Федерацииб) юридическая деятельность субъекта Российской Федерациив) правовая политика, представляющая собой комплекс методов, установок, целей, задач, реализуемых в сфере действия норм права и посредством правовых норм на территории субъекта Российской Федерацииг) правовая идеология как совокупность юридических идей, теорий, взглядов, отражающих культурно-исторические и национальные особенности конкретного субъекта Российской Федерации и оценивающих правовую реальность на территории субъекта Российской Федерации.

5. Совокупность источников (форм) права субъекта Российской Федерации как компонент правовой системы субъекта Российской Федерации представляет собой иерархично структурированное внешнее выражение объективированных правовых норм, действующих на территории субъекта Российской Федерации и предназначенных для регулирования общественных отношений на территории субъекта Российской Федерации.

Совокупность источников (форм) права субъекта Российской Федерации включает в себя:

— конституции (уставы) субъектов Российской Федерациисоглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий и предметов веденияиные соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерациирешения, принятые в ходе проведенного на территории субъекта Российской Федерации референдумазаконы субъектов Российской Федерации как нормативные правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерациикодексы субъектов Российской Федерации, представляющие собой законы, содержащие совокупность нормативных предписаний, регулирующих определенный круг общественных отношенийсоглашения, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации с органами государственной власти других субъектов Российской Федерацииакты органов государственной власти субъектов Российской Федерации: постановления, положения и регламенты, принимаемые законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерациипостановления и распоряжения глав администраций, указы и распоряжения президентов республикпостановления и распоряжения правительств и/или администраций субъектов Российской Федерацииправовые обычаи, сложившиеся и действующие на территории субъекта Российской Федерации.

6. Юридическая деятельность субъекта Российской Федерации, являясь компонентом правовой системы субъекта Российской Федерации, представляет собой совокупность действий, осуществляемых в соответствии с материальными и процессуальными нормами права государственными органами и должностными лицами и управомоченными ими организациями, направленных на достижение социально значимых целей путем применения правовых средств, использования стимулов и ограничений и функционально ориентированных на получение правового результата для удовлетворения частных и общественных интересов на территории субъекта Российской Федерации.

Юридическая деятельность субъекта Российской Федерации включает в себя правотворчество субъекта Российской Федерации (создание, изменение и отмена правовых норм, принятых и действующих на территории субъекта Российской Федерации) и правоприменение (возникновение, изменение и прекращение правовых отношений на территории конкретного субъекта Российской Федерации). Правоприменительная деятельность, в свою очередь, имеет следующие разновидности: оперативно-исполнительная, правоохранительная, правообеспечительная, правозащитная.

6. В результате исследования выявлены следующие тенденции развития правовых систем субъектов Российской Федерации:

— правовые системы субъектов Российской Федерации характеризуются как несовершенные: в законодательстве субъектов Российской Федерации имеются пробелы, не поспевающие за изменениями, происходящими в федеральном законодательстве и в социально-экономической сфере, правоприменительная практика нестабильна;

— появление новых правовых систем субъектов Российской Федерации (правовая система Пермского краяправовая система Красноярского краяправовая система Камчатского краяправовая система Иркутской областиправовая система Забайкальского края) повлекло за собой образование новых систем законодательства субъектов Российской Федерации, принесло существенные изменения в законодательство объединившихся субъектов Российской Федерации, что требует устранения правовых коллизий между системами законодательства объединившихся субъектов Российской Федерации;

— в законодательстве субъектов Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения количества нормативных правовых актов, что приводит к возникновению коллизий и проблем при реализации правовых норм в правоприменительной практике, а оценка статистических показателей законотворческой деятельности обосновывает необходимость повышения качества законов и процесса их принятия;

— реализация на уровне субъектов Российской Федерации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в том числе разработка социально-экономической концепции на региональном уровне и ее правовое обеспечение;

— развитие правовых систем субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, развитие жилищного, трудового, административного, земельного, экологического, бюджетного, образовательного и предпринимательского законодательства, о социальной защите, о государственной и муниципальной службе, о местном самоуправлении;

— планирование законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, основанное на изменениях федерального законодательства и четкое увязывание программ законопроектных работ субъектов Российской Федерации с программами и концепциями социально-экономического развития в качестве их правового обеспечения;

— проведение мероприятий по налаживанию системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики субъекта РФ, в том числе проведение мониторинга федеральными органами государственной власти (например, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации), при построении многоуровневой системы мониторинга федерального и регионального законодательства и правоприменительной практики;

— подготовка и издание ежегодных докладов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об анализе исполнения регионального законодательства, а таюке принятие законодательным органом (представительным) государственной власти субъекта Российской Федерации концепции о совершенствовании законодательства субъекта Федерации;

— проведение мероприятий по устранению из действующей правовой системы положений, аналогичных тем, которые были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и призваны не соответствующими Конституции Российской Федерации;

— привлечение к ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за неисполнение судебного акта, связанного с признанием несоответствующим закону нормативного акта (досрочное прекращение полномочий).

— действие правовых систем субъектов Российской Федерации в соответствии со сложившейся в обществе идеологией демократического правового государства, отвечающей потребностям развития региона и интересам его населения, с учетом политико-правовых особенностей региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. (СССР была ратифицирована в 1986 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. — № 37. — Ст. 772.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. -№ 52. — Ст. 4916.
  3. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» //Собрание Законодательства РФ. 1995. — № 29. — Ст.2757.
  4. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 2. — Ст. 231.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. № 32. — Ст. 3301.
  6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 1. — Ст. 16.
  7. Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 17.07.2009)///Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 1. — (ч. 1). -Ст.З.
  9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 46. — Ст. 4532.
  10. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. № 30. — Ст. 3012.
  11. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. — № 1 (часть 1). — Ст. 14.
  12. Федеральный закон от 6 октября 2003 года№ 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 40. — Ст. 3822.
  13. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. — № 31. — Ст. 4006.
  14. Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. — № 10. — Ст. 1152.
  15. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"// Собрание законодательства Российской
  16. Федерации. 2007. — № 49. — Ст. 6070.
  17. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. -1996.-№ 23.-Ст. 2756.
  18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 47. — Ст. 5489.
  19. Послание Президент Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.// Российская газета. 2008. — № 230.
  20. Конституция Республики Татарстан, принятая на референдуме 6 ноября 1992 года (в ред. от 19.04.2002- от 14.03.2005)// Республика Татарстан. 2002, 30 апреля.
  21. Конституция Республики Ингушетия//Конституция республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. — М., 1995.
  22. Конституция Чеченской Республики 23 марта 2003 г.// Документ опубликован не был.
  23. Закон Чеченской Республики «О поправках и пересмотре отдельных положений Конституции Чеченской Республики» 2 декабря 2007 года // Вестник Республики. 2008, 6 марта.
  24. Закон Курганской области от 16 декабря 1994 г. № 1 (в ред. 24.06.2009) «Устав Курганской области» //Новый мир. 1994, 21 декабря.
  25. Закон Кабардино-Балканской Республики от 15 января 2000 г. № 4-РЗ «О международных соглашениях и межрегиональных договорах (соглашениях) Кабардино-Балкарской Республики"// Кабардино-Балкарская правда. 2000. — № 16.
  26. Закона Мурманской области от 20 декабря 2001 года № 324−01−3м0 «О Правительстве Мурманской области"// Ведомости Мурманской областной Думы. 2002. — № 16. — Ст. 114 129.
  27. Закон Владимирской области от 13.02.2003 № Ю-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области"// Владимирские ведомости. 2003,18 марта.
  28. Закон Астраханской области от 11 июля 2005 г. № 40/2005−03 «О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» //Астраханские известия. -2005. № 29.
  29. Закон ХМАО-Югры от 28 февраля 2006 года № 35-оз «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа Югры"// Собрание Ханты-мансийского автономного округа — Югры. — 2008. — № 2. — Ст. 84.
  30. Закон Тульской области от 2 ноября 2007 года № 889-ЗТО «О социальном партнерстве в сфере труда"// Тульские известия. 2007. — № 214.
  31. Закон Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213−03 «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области"// Липецкая газета. 2008. — № 241.
  32. Распоряжение Правительства Ивановской области от 23 июня 2006 года № 130-рп «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления на территории Ивановской области"// Собрание законодательства Ивановской области. 2006. — № 17 (299).
  33. Постановление Правительства Москвы от 19 апреля 2005 г. № 238-ПП «Об утверждении
  34. Концепция совершенствования законодательства города Москвы"// Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. — № 27.
  35. Постановление Московской городской Думы от 30 января 2008 года № 25 «О Докладе Московской городской Думы «О состоянии законодательства города Москвы"// Ведомости Московской городской Думы. 2008. — № 3. — Ст. 23.
  36. Постановление Московской городской Думы от 24 декабря 2008 г. № 355 «О Докладе Московской городской Думы «О состоянии законодательства города Москвы"// Ведомости Московской городской Думы. 2009. — № 2. — Ст. 341.
  37. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области от 12 января 1996 г.// Российская газета. 1996,1 февраля. — № 29.
  38. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти и Калининградской области от 12 января 1997 г.//Калининградская правда — 1997, 20 января. -№ 16.
  39. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы от 16 июня 1998 г.// Российская газета. 1998, 23 июня. — № 116.
  40. Договор от 1 июля 2007 г. «О дружбе и сотрудничестве между городом Москвой и Республикой Башкортастан» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. — № 58.
  41. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 65−0 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 20. — Ст. 2059.
  42. Осетия, Республики Татарстан"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. -№ 29.-Ст. 3117.
  43. Учебники, монографин и сборники научных трудов
  44. А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. М., 1974.
  45. A.C. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. -М., 2009.
  46. С.С. Восхождение к праву: поиски и решения. М., 2001.
  47. С.С. Общая теория права. В 2 т.- М., 1981. — Т. 1.
  48. С.С. Общая теория права. В 2 т.- М., 1982. — Т.2.
  49. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. — M., 1999.
  50. С.С. Проблемы теории права. Т. 1, — Свердловск, 1972.
  51. С.С. Проблемы теории права. Т. 2. — Свердловск, 1973.
  52. С.С. Теория права. Харьков, 2004.
  53. П.В., Медведицкова JI.B. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитной системы в Российской Федерации. Волгоград, 2007.
  54. В.Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования).
  55. В.Г. Системность и общество. М., 1980.
  56. М.Т. Противоречия в развитии правовой надстройки при социализме. -Алма-Ата, 1971.
  57. М.И. Сущность права // Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. М., 2000.
  58. М.И. Функции государства. // Общая теория государства и права. / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2007. — Т. 1. Государство.
  59. Н.И. Сущность права (современное правопонимание на грани двух веков). -Саратов, 2001.
  60. В.В., Павлушина А. А. Принципы юридического процесса. Тольятти, 2001.
  61. В.М., Поленина C.B. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России. Н. Новгород, 2002.
  62. И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.
  63. .Л. Общая теория права. М., 2000.
  64. П.Н. Правовая система Российской Федерации и международное право// Российское государство и правовая система: Современное развитие, проблемы, перспективы/Под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 1999.
  65. И.В., Юдин Э. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М., 1972.
  66. H.A. Новые подходы к характеристике науки конституционного права на современном этапе// Актуальные проблемы юридической науки. — Курск, 1998.
  67. С.А. Правотворчество субъекта федерации в области экологии и землепользования // Законы области как субъекта Российской Федерации. — Воронеж, 1996.
  68. В.И., Римская И. Н. Этика права. М., 2000.
  69. A.B. Теория государства и права. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  70. Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
  71. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. М., 1987.
  72. Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда РФ). М., 2002.
  73. В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000.
  74. Ф.А. Акты применения права. Саратов, 1995.
  75. O.A. Методологические проблемы науки управления производством. М., 1971.
  76. Ю.А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. -Л., 1987.
  77. Е.Ю. Правовая система методологические проблемы категории теории праваЛ Правовая реформа в России: теория и практика осуществления. — Ростов-на-Дону: Изд. СКАГС, 2004.
  78. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации"/Под ред. С. М. Миронова, Г. Э. Бурбулиса. М., 2009.
  79. И.Г. Конституционное законодательство России о разграничении предметов ведения и полномочий федерального центра и субъектов Федерации. М ., 1995. — № 4.
  80. И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973.
  81. С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб, 2001.
  82. B.C. Противоречия при социализме и право. Владимир, 1972.
  83. Законность в Российской Федерации/Под ред. Хабриевой Т. Я., Тихомирова Ю. А. — М., 2008.
  84. Исследования по общей теории систем: Критический обзор. М., 1969.
  85. Источники российского права: вопросы теории и практики/Под ред.М. Н. Марченко. -М&bdquo- 2005.
  86. И. Сочинения. В 6 т. Т.б. — М., 1966.
  87. . Юридическая социология. М., 1986.
  88. В.Н. Введение в общую теорию правовых систем общества. Ярославль, 1995.-Ч. 1.
  89. В.Н. Принципы права // Теория государства и права / Под ред. Бабаева В. К. -М., 2001.
  90. В.Н. Теория правовой системы общества. Учебное пособие. — В 2 т. — Ярославль, 2005. Т. 1.
  91. В.Н. Теория правовой системы общества. Учебное пособие. В 2 т. — Ярославль, 2005. — Т.2.
  92. В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
  93. С.Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права. М., 1988. Свердлык Г. А. Принципы советского гражданского права. — Красноярск, 1985.
  94. Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). -М., 2001.
  95. Д.А. Методология права. М., 2000.
  96. Д.А. Основы философии права. М., 1972.
  97. Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.
  98. Е.А. Правовой институт: понятие и виды. Учебное пособие/ Под ред. И. Н. Сенякина. Саратов, 2000.
  99. В.Н. Место правовой системы, основанной на законе, среди иных правовых систем. Красноярск, 1992.
  100. О.В., Кузнецов И. Н. Научные основы управления производством. М., 1970.
  101. A.C. Вероятность и системы. Воронеж, 1970.
  102. O.E. Предмет конституционного права. М., 2001.
  103. В.В., Липень C.B. Теория государства и права. М., 1998.
  104. A.A. Статус субъекта Российской Федерации. (Основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  106. Р.З. Современная теория права. М., 1992.
  107. Р.З. Теория права. М., 2001.
  108. Мальцев Г. В. Государственность и право республики в составе Российской Федерации
  109. Материалы научно-практической конференции (10−11 апреля 1996 г., г. Нальчик). Ростов н/Д., 1996.
  110. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.
  111. С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Екатеринбург, 1998.
  112. М.Н. Правовые системы современности/Юбщая теория государства и права. Академический курс в 3-х т. изд. 2-е, переб. и доп./Под ред. М. Н. Марченко. — Т.2. — М., 2001.
  113. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.
  114. Н.И. Понятие и структура правовой системы//Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.
  115. Н.И. Право и правовая система//Теория государства и права. Курс лекций. -Саратов, 1995.
  116. Н.И. Правовая политика//Теория государства и права. Курс лекций. 2-е изд. -М., 2004.
  117. Н.И. Правовая политика: сущность, концепция, реальность// Российская правовая политика. М., 2003.
  118. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  119. И.Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации. М., 2002.
  120. И.Н. Правовой обычай как источник современного российского публичного права. -М., 2009. -С. 65.
  121. Г. И. Основные правовые системы прошлого и современности в кн. Проблемы теории права и государства. М., 2001.
  122. B.C. Общая теория права и государства. — М., 2001.
  123. Общая теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2000.
  124. Общая теория государства и права. Академический курс. / Под ред. М. Н. Марченко. -Т.2. Теория права. М., 1998.
  125. Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
  126. Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 1993.
  127. М.Ф. Право и личность. Киев- Одесса, 1978.
  128. A.C. Подготовка проектов нормативных актов. М., 1968.
  129. С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979.
  130. Право XX века. Идеи и ценности. Сборник обзоров и рефератов / Под ред.1. Ю. С. Пивоваров. М., 2001.
  131. Правовая система социализма. В 2 кн. Кн.1. Понятие, структура, социальные свя-зи/Отв. ред. A.M. Васильев. — М., 1986.
  132. Правовая система социализма: Кн. 1. Понятие, структура, социальные связи / Под ред. A.M. Васильева. М., 1986.
  133. Правовая система социализма: Кн.2. Функционирование и развитие / Под ред. А. М. Васильева. М., 1897.
  134. Правотворчество в СССР/Под ред. А. В. Мицкевича. М., 1974.
  135. Проблемы теории государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1999.
  136. П.М. Социалистическое право как ценность. Львов, 1985.
  137. М.М. Проблемы управления и информации в области права. М., 1982.
  138. Ф.М., Минниахметов Р. Г., Пономарев Д. А. Право и законность в демократическом обществе. М., 2004.
  139. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
  140. И. Основы теории права. М., 1974.
  141. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
  142. А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М., 2000.
  143. С.П. Юриспруденция, Философия права. М., 1996.
  144. В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994.
  145. В.Н., Григорьев Ф. А. Правовая система. Саратов. — 1995.
  146. Т.В. Правосознание и правовое воспитание//Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.
  147. Система советского законодательства. М., 1980.
  148. В.В. Общее учение о правовой системе переходного периода. М., 2004.
  149. В.В. Правовая система переходного периода: теоретические проблемы. М., 2003.
  150. В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972.
  151. В.М. Логические основания общей теории права. В 2-х томах. — Т. 1. Элементный состав. — М., 2000.
  152. В.М. Социология права. М., 2001.
  153. В.Ф. Принципы арбитражного процесса. М., 1988.
  154. Теория государства в права / Под ред. Н. И. Матузова, А. Л. Малько. М., 2000.
  155. Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999. — С. 406.
  156. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 1997.
  157. Теория государства и права / Под ред. В. Н. Струнникова. М., 1968.
  158. Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1987.
  159. Теория государства и права / Под ред. Н. Г. Александрова. М., 1958.
  160. Теория государства и права // Под ред. проф. Г. Н. Манова. М.: БЕК, 1995.
  161. Теория юридического процесса/Под ред. В. М. Горшенева. Харьков, 1985.
  162. Тиунова Л. Б. Системные связи правовой действительности. Методология и теория. -СПб., 1991.
  163. Ю. А. Гармонизация правовых актов // Юридическая конфликтология. М., 1995-
  164. Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.
  165. Ю.А. Механизм правоприменения // Правоприменение: Теория и практика. -М., 2008.
  166. Ю.А. Правотворчество// Общая теория государства и права. Академический курс в 3 т. -М., 2001.-Т.2.
  167. Ю.А. Юридическая коллизия. -М.: Манускрипт, 1994.
  168. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
  169. Ф.Н. Проблемы теории государства. Казань, 1986.
  170. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001.
  171. Л. Введение в американское право. М., 1992.
  172. P.O. Право как средство социального управления. М., 1988.
  173. В. А. Лекции по теории права. М. 1999.
  174. Д.Ю. Теория права и государства. Ростов н/Д., 2003.
  175. Элементный состав. М., 2000.
  176. Юридический конфликт: процедуры разрешения. М., 1995.
  177. Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994.
  178. Л.С. Общая теория права. Л., 1976.
  179. Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1977.
  180. Л.С. Сущность права. Л., 1985.
  181. В.Ф. Экономика. Право. Суд. Проблемы теории и практики. М., 2003.
  182. Статьи в периодических изданиях
  183. С.А. Выступление на коллоквиуме «Федерализм в Бельгии и в России» // Государство и право. 1997. -№ 7. — С. 81−82.
  184. С.С. Право и правовая система// Правоведение. 1980. — № 1.
  185. Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федера-ции//Конституционное и муниципальное право. 2007. — № 10.
  186. К.И. Правообеспечительная юридическая деятельность: теоретический подход. // Государство и право. 2006. — № 1.
  187. A.C. Юридическая деятельность: понятие, структура и содержание // Юридическое образование и наука. 2002. — № 1.
  188. М.Т. Рецензия на монографию Е.А. Лукашевой «Право, мораль, личность» // Советское государство и право. 1987. — № 3.
  189. М.И. О принципах и функциях права: новые моменты// Правоведение. 2000. -№ 3 — С. 4.
  190. М.И. Право и правая система// Ежегодник российского права. 2001.
  191. В.М., Пшеничников М. А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация («круглый стол») //Государство и право. 1999. — № 3.
  192. И.Н. Международное право и правовая система// Журнал российского права. -2001.-№ 12.
  193. И.Н. Правовое пространство России: современное состояние и перспективы развития// Правоведение. — 1999. № 3.
  194. Барциц И, Н. Правовое пространство: основные признаки и закономерности развития // Журнал российского права. 2000. — № 5−6.
  195. И.Н. Проблемы гармонизации в законодательстве// Журнал российского права. -2000.-№ 8.
  196. В.Н. Юридическая деятельность: признаки, субъекты, функции// Право и образование. 2004. — № 6.
  197. В.П. Надзор как форма юридической деятельности // Правоведение. 2004. — № 3.
  198. В.В. Ежегодные региональные парламентские доклады как фактор совершенствования и развития законодательства субъектов Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право. 2008. — № 9.
  199. A.M. О правовых идеях-принципах// Советское государство и право. 1975. -№ 3.
  200. А.Ф. О понятии, значении и нормативном закреплении принципов гражданского и арбитражного процессуального права//3аконодательство. — 2003. № 12.
  201. И.А., Василенко A.B. К проблемам теории правоприменительных отношений // Государство и право. 1998. — № 3.
  202. И.В. Административно-правовые средства формирования правового порядка при реализации конституционных прав и свобод // Административное право и процесс. -2007. № 4.
  203. В.П. Принципы осуществления гражданских прав // Вестник МГУ. Серия «Право». — 1966. — № 3.
  204. Т.Ж. Право на самостоятельность, или о региональном праве в системе права и законодательства Российской Федерации//Государственная власть и местное самоуправление. 2007. — № 11.
  205. В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федера-ции//Государство и право. 1996. -№ 11-
  206. В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. 1997. — № 4.
  207. С.Н., Кузнецов А. П. Общеправовые и отраслевые принципы: сравнительный анализ // Юрист. 2000. — № 4.
  208. В.Н., Васильев A.M. Право: развитие общего понятия//Советское государство и право. 1985. — № 7.
  209. Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия правовой системы общества //Правоведение. 1998. — № 2.
  210. И.И. Глобализация, государство, право, XXI век// Государство и право. -2001.-№ 10.
  211. М.В. Избирательный процесс и иные разновидности правовой формы деятельности// Конституционное и муниципальное право. 2007. — № 8.
  212. Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики// Правоведение. 1997. — № 4.
  213. Н.И. Правовая система развитого социализма// Советского государство и право.-1983.-№ 1.
  214. Р.Г., Файзуллин Г. Г. Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории и практики// Право и политика. 2007. — № 8.
  215. Ф.Р. Законодательство субъекта Российской Федерации реальность, требующая осмысления// Журнал российского права. — 1999. № 9.
  216. Ф.Р. Проблемы формирования системы законодательства субъекта Российской Федерации // Государство и право. 2000.
  217. В.Д., Югов A.A. Проблемы формирования правовой системы в свете Конституции РФ 1993 г.// Российский юридический журнал. — 1998. — № 1.
  218. И.В. Региональные правовые системы: проблемы правотворчества// Правоведение. 1999. -№ 1.
  219. М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Журнал российского права. 2001. — № 12.
  220. Н.В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права// Правоведение. — 2000. № 3.
  221. В.Н. О понятии и системе принципов социалистического права// Вестник МГУ. Серия XI. Право. 1977. — № 2.
  222. Современное состояние российского законодательства и его систематизация // Государство и право. 1999. — № 3.
  223. Ю.Н. Принципы административного права: понятие и система//Вестник Волжского ун-та В. Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Тольятти, 1999. — Вып. 5-
  224. Л.Б. О понятии правовой системы// Правоведение. 1985. — № 1. .
  225. Ю.А. Международное право и внутреннее право: динамика соотношения// Правоведение. 1995. — № 3.
  226. Ю.А. Международно-правовые акты: природа и способы влияния// Журнал российского права. 2002. — № 1.
  227. Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право.- 1999,-№ 8.
  228. Ю.А. Правовая система развитого социалистического общества//Советское государство и право. 1979. — № 7.
  229. Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система//Журнал российского права, 1998. -№ 4−5.
  230. Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе// Журнал российского права. 1999. — № ¾.
  231. Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации// Право и политика 2006. — № 11.
  232. Ю.А. Циклы правового развития // Журнал российского права. 2008. — № 10.
  233. Ю.А., Андриченко JI.B. Проблемы развития законодательства субъектов
  234. Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право. 2009. — № 3.
  235. В.В. Региональное право России: проблемы становления и развития // Государство и право. 1998. -№ И.
  236. P.O. Что есть право: понятие и определение // Советское государство и право. -1984. -№ 11.
  237. А.Ф. Системообразующие связи права// Советское государство и право. -1974.- № 8.
  238. А.Ф. Специфика правового отражения // Правоведение. 1973. — № 2. Чечи-на H.A. Принципы советского гражданского процессуального права и их нормативное закрепление// Правоведение. — 1960. -№ 3.
  239. В.Е. Выступление на международной конференции «Конституционные проблемы федерализма и регионализма» // Государство и право. 1994. — № 3.
  240. Ю.В. Юридическая деятельность: понятие и структура, ее ценность и значимость // Юрист. 1999. — № 4.
  241. А.Ю. Принципы административно-юрисдикционного процесса.//Государство и право. 1999.-№ 5.
  242. Ц.А. О принципах государственного управления в СССР (Некоторые методологические аспекты)// Советское государство и право. 1967. — № 3.
  243. Словари, справочники и энциклопедии
  244. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2001.
  245. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991.
  246. Философский энциклопедический словарь/Сост. С. С. Аверинцев. М., 1989. Авторефераты и диссертации
  247. З.С. Основные принципы российской правовой системы. Автореф.канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
  248. З.С. Основные принципы российской правовой системы. Дисс.канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
  249. В.Н. Принципы юридического процесса. Автореф. дисс.канд. юрид. наук. -Саратов, 1998.
  250. В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: Вопросы теории и практики. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2006.
  251. К.В. Основные нравственно-этические и социально-политические принципыроссийского права. Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.
  252. В.Н. Юридическая деятельность: Проблемы теории и методологии. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1990. — С. 22.
  253. И.Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1999.
  254. И.Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1999.
  255. А.Н. Правоприменительная деятельность исполнительной власти. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2008.
  256. С.Н. Теоретико-правовые основы юридической деятельности надзорно-контрольных органов в условиях формирования правового государства: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2000.
  257. И.В. Теоретические проблемы российской правовой системы. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1996.
  258. Н.С. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: развитие и совершенствование. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2003.
  259. Н.С. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: развитие и совершенствование. Дис.. д-ра юрид. наук. М., 2003.
  260. В.М. Структура, генезис, система как элементы исторического и логического методов познания права. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -М., 1970.
  261. А.И. Правовая система субъекта Российской Федерации: опыт сравнительного исследования. Дисс.канд. юрид. наук. -М., 2001.
  262. A.A. Принципы правовой системы России (теоретический аспект). Дисс.канд. юрид. наук. М., 2003.
  263. С.Е. Принципы права (вопросы теории и методологии). Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2001.
  264. Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2006.
  265. Д.Р. Современная правовая система Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. Уфа, 2002.
  266. М.К. Правовая система республик субъектов Российской Федерации: опыт Кабардино-Балкарской Республики. Дисс.канд. юрид. наук. -М., 2000.
Заполнить форму текущей работой