Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Объединение субъектов Федерации в процессе развития российского федерализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре политологии и социологии Бурятского государственного университета и рекомендована к. защите. Теоретические положения и практические рекомендации исследования обсуждены на Международной научной конференции «Социально-стратификационная дифференциация российского общества» (25−26 мая 2006 года, Бурятский Государственный Университет, г. Улан-Удэ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования федеративных отношений
    • 1. Методологические основы изучения феномена федерализма
    • 2. Опыт систематизации современных теоретических представлений о федеративных отношениях
  • Глава 2. Субъекты Российской Федерации в условиях укрепления российского федерализма
    • 1. Процесс объединения субъектов Российской Федерации: проблема сложносоставных субъектов
    • 2. Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: риски и прогнозы

Объединение субъектов Федерации в процессе развития российского федерализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема эффективной организации системы отношений между различными уровнями власти внутри федеративного государства является одной из важнейших в теоретическом и практическом плане, ибо от согласованности действий федеральных и региональных уровней государственной власти зависит эффективность реформ, реализуемых в Российской Федерации. В настоящее время система федеративных отношений в стране претерпевает значительные изменения. За относительно короткий период времени — с 2000 по 2008 гг. — были приведены в соответствие федеральному законодательству Конституции и Уставы субъектов Российской Федерациипересмотрен механизм формирования Совета Федерации Федерального собрания РФотменен принцип выборности глав субъектов РФсозданы федеральные округа, институт полномочных представителейизменен принцип формирования региональных парламентовначата реформа по объединению сложносоставных субъектов РФ.

Эти значимые изменения свидетельствуют о том, что современные федеративные отношения в России все еще находятся на этапе реформирования в направлении усовершенствования механизма вертикали власти. Из-за сложившейся необходимости модернизации политических отношений в условиях продолжающейся трансформации системы федеративных отношений, объединение субъектов Российской Федерации — как одна из мер по повышению эффективности управления государством приобрело особую актуальность. Объединение субъектов затронуло, прежде всего, сложносоставные субъекты Федерации, в том числе Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Данные субъекты Федерации представляют особый научный интерес, так как это первый опыт реализации проекта объединения в байкальском регионе. Таким образом, данное исследование посвящено одному из актуальных процессов новейшей истории Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы.

Литература

посвященная проблематике исследования государственности в целом и федеративной государственности, в частности, чрезвычайно обширна. Вопросами территориального устройства и оптимального развития государства занимались активно в дореволюционной России. Отечественные ученые дореволюционного периода — А. Д. Градовский, И. М. Коркунов, А. С. Ященко, Ф. Ф. Кокошкин, М. П. Драгомиров, А. И. Коваленко, Ю. С. Кукушкин, А.А. Сенцов1 и другиевнесли значительный вклад в изучение федерализма. В своих работах они придавали большое значение генезису понятия «федерализм» и принципам воплощения федерализма в российской действительности.

В советский период вопросами территориального устройства государства занимались — Г. В. Александренко, Э. А. Баграмов, Э. О. Тадевосян, B.C. Шевцов и другие2. Также в советской и российской юридической литературе теоретическому и историческому исследованию федерализма посвящены труды Н. Н. Алексеева, Д. Л. Златопольского, И. П. Ильинского, Н. Л. Куприц, А.И. о.

Лепешкина, В. А. Ржевского, В. Г. Филимонова, О. И. Чистякова и др.

В мире теоретическим проблемам федерализма, его сути и духу, характеру и принципам политических соглашений посвящено множество работ. Наибольший вклад внесли представители американской и английской политической науки. Исследованием федерализма в зарубежных странах занимались такие его основоположники как А. Гамильтон, Д. Джей, М.

1 Градовский, А. Д. Государственное право: лекции 1881−1882 гг. / А. Д. Градовский. — СПб.: ЮристЪ, 1882. — 234 е.- Ященко, А. С. Что такое федеративная республика и желательна ли она для России? / А. С. Ященко. — СПб.: Дашков и К, 1917. — 352 е.- Коркунов, И. М. Русское государственное право / И. М. Коркунов. -СПб.: Питер, 1904.-76 с.

2 Александренко, Г. В. Буржуазный федерализм: Критический анализ буржуазных федераций и буржуазных теорий федерализма / Г. В. Александренко. — Киев: Свобода, 1962. — 261 е.- Баграмов, Э. А. Национальная идея и интернационализм / Э. А. Баграмов. — Киев: Свобода, 1991. — 97 е.- Тадевосян, Э. О. Советский федерализм: пути развития / Э. О. Тадевосян // Коммунист. — 1989. — № 13. — с.61−67- Шевцов, B.C. Суверенитет в советском государстве / B.C. Шевцов. — М.: М. Горький, 1972. — 675 с.

3 Златопольский, Д.Л. СССР — федеративное государство / Д. Л. Златопольский. — М.: Коммунист, 1967. — 345 е.- Воеводин, Д. Государственное право стран народной демократии / Д. Воеводин, Д. Златопольский, Н. Куприц. — М.: Академия, 1960. — 387 е.- Государственное право стран народной демократии / Л. М. Гудошников [др.]. — M.: Юрайт-Издат, 1961.-479 с.

Медисон, Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссона более современном этапе Д. Лутц, П. Кинг, В. Остром, Д. Элазар, Д. Смит, К. Хессе, Ж.-П. Жакке4 и др.

В настоящее время исследованию становления и развития федеративных отношений в России посвящены исследования Р. Г. Абдулатипова, М. Г. Анохина, Ю. Г. Барсегова, Л. Ф. Болтенковой, С. Д. Валентея, Н. В. Витрука, М. Н. Губогло, А. Б. Зубова, Л. М. Карапетяна, Г. В. Каменской, К. В. Калининой, В. А. Ковалева, В. Н. Лексина, А. Н. Медушевского, В. Б. Пастухова, Д. Тэпса, И. А. Умновой, В. Е. Чиркина, А. Н. Швецова, Ю. Ф. Ярова и других5.

В большинстве этих работ проблемы строительства российского федерализма рассматриваются с позиций конституционализма и национальных отношений. Немалое внимание акцентируется на обеспечении условий примирения межнациональных интересов и на сфере взаимоотношений национальных образований. В то же время в ряде работ высказывается идея преодоления разрушительного принципа национально-территориального деления России. Последовательно отстаивают эту точку зрения В. А. Тишков, И. А. Умнова и другие6.

4 Остром, В. Смысл американского федерализма: Что такое самоуправляющееся общество / В. Остром.

— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1993. — 286 е.- Элазар, Д. Сравнительный федерализм / Д. Элазар // Полис. — 1995. — № 5. -С. 30−41- Кинг, П. Классифицирование федераций / П. Книг// Полис. — 2000. -№ 5. — С. 15−24.

5 Лексин, В. Н. Государство и регионы / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. — М.: Мир, 2002. — 502 е.- Анохин, М. Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ) / Анохин М.Г.

— M.: Форус. — 1996. — 378 е.- Абдулатипов, Р. Г. Федерализм в истории России: в 3 кн. / Р. Г. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, Ю. Ф. Яров. — М.: Свобода. — 1993. — 487 е.- Барсегов, Ю. Г. Самоопределение и территориальная целостность / Ю. Г. Барсегов. — М.: Юристь, 1993. — 156 е.- Валентей, С. Д. Российские реформы и российский федерализм / С. Д. Валентей // Федерализм. — 1996. — № 1. — С. 15−28- Витрук, Н. В. Федерализм, автономия и права национальных меньшинств: современная ситуация в России / Н. В. Витрук // Право и жизнь. — 1997. — № 11.

— С.34−37- Губогло, M.H. Национальное право в конституциях республик России (1993;1995 гг.) / М. Н. Губогло // Эгнополитическии вестник. — 1995. — № 6. — С. 32−39- Карапетян, Л. М. Федеративное государство и правовой статус народов / Л. М. Карапетян. — М.: Система, 1996. — 194 е.- Федерализм власти и власть федерализма / под ред. Н. Н. Кожевникова. — М.: Истина, 1997. — 272 е.- Ковалев, В. А. Факторы региональной политической трансформации / В. А. Ковалев. — СПб.: Русь, 2001. — 184 е.- Медушевский, А. Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе / А. Н. Медушевский. — М.: Полития, 1998. — 289 е.- Калинина, К. В. Национальные отношения в СССР: история и современность / К. В. Калинина. — М.: Декада, 1991. — 276 е.- Зубов, А. Б. Советский Союз: из империи — в ничто? / А. Б. Зубов // Полис. — 1992. — № 1−2, С. 4551- Пастухов, В. Б. Новый федерализм для России: институциализация свободы / В. Б. Пастухов // Полис. — 1994.

— № 3, с. 10−21- Каменская, Г. В. Федерализм: мифология и политическая практика / Г. В. Каменская. — М.: Критика, 1998. — 328 е.- Чиркин, В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ / В. Е. Чиркин // Государство и право. — 1994. — № 8−9, С. 41−46- Тэпс, Д. Концептуальные основы федерализма / Тэпс Д. — СПб.: Равенство, 2002. — 175 е.- Умнова, И. А. Конституционные основы современного Российского общества / И. А. Умнова. — М.: Axioma. — 1998. — 276 с.

6 Тишков, В. А. Концептуальная эволюция национальной политики в России / В. А. Тншков И Федерализм. — 1997. — № 3. — С. 7−14- Умнова, И. А. Современный российский федерализм: состояние и.

Среди других представителей современной отечественной науки значительную роль для нашего диссертационного исследования в рассмотрении вопросов дифференциации регионального политического пространства и его отдельных групп, интересов, политических режимов, элит сыграли труды М. Н. Афанасьева, О.В. Гаман-Голутвиной, Р. Ф. Туровского, А. Б. Зубова, И. И. Кузнецова, Н. Ю. Лапиной и других7.

В настоящее время в ряде российских регионов достаточно активно проводятся исследования современной региональной политической специфики, в том числе связанной с позицией регионов в процессе строительства федерализма. К таким исследовательским центрам можно отнести п.

Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Саратов и другие. Среди кроссрегиональных исследований отметим А. К. Магомедова, выпустившего книгу по итогам своих интервью в четырех регионах страны9.

По мнению автора, солидным теоретическим трудом представляется исследование «Россия регионов», написанное как результат изучения идеологических и политических реакций региональных элит России на вызовы современного переходного периода в четырёх наиболее показательных республиках и областях Поволжья10. Есть также работы современных иностранных авторов, посвященные ряду российских регионов, которые, тенденции развития / Умнова И. А. // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. — М.: Алаборг, 1999.-432 с.

7 Афанасьев, М. Н. Региональный вызов: правящие региональные группировки в российском политическом процессе / М. Н. Афанасьев. — М.: Адрус, 1999. — 328 е.- Гаман-Голутвина, О. В. Политические элиты России: Вехи исторической эволюции / О.В. Гаман-Голутвина. — М.: Аграф, 1998. — 290 е.- Зубов, А. Б. Унитарнзм или федерализм (к вопросу о будущей организации государственного пространства России) / А. Б. Зубов // Полис. — 2000. — № 5. — С. 14−22- Кузнецов, И.И., Шестов, Н. И. Геополитическое самоутверждение региона / И. И. Кузнецов, Н. И. Шестов // Полис. — 2000. — № 3. — С. 17−28- Лапина, Н. Ю. Региональное развитие и централизация власти в зеркале аналитики / Н. Ю. Лапина // Федерализм и российские регионы: сб. ст. — М.: Аквариум. -2006. — 186 е.- Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. — М.: Азбука. -2005.-58 с.

8 Белкин, С. А. Тенденции развития федерализма в Российской Федерации / С. А. Белкин. — М.: Амфора. — 2002. — 381 е.- Федерализм в России: сб. ст. / под ред. Р. Хакимова. — Казань. — 2001. — 387 е.- Мохов, В. Элитизм и история: Проблемы изучения советских региональных элит / В. Мохов. — Пермь. — 2000. — 121 с.

5 Магомедов, А. К. Локальные элиты и идеология регионализма в новейшей России: сравнительный анализ/А.К. Магомедов. — Ульяновск: Адрус, — 1998. 137 с.

10 Россия регионов: трансформация политических режимов / под ред. В. Гельмана, С. Рыженкова. — М.: Авико пресс. — 2000.-383 с. безусловно, интересны, но зачастую несколько схематичны в трактовке российских реалий1.

В последние годы процессы федерализма в России стали объектом диссертационных исследований, в которых отражаются отношения центра и регионов, этнополитические факторы региональной политики, проблема безопасности субъектов Федерации и другие12. Эти работы вызывают интерес, так как затрагивают различные аспекты федеративных отношений в современной России.

Исследовательская региональная традиция обусловила внимание на протяжении всего постсоветского периода к этнополитической тематике и в Республике Бурятия13. Кроме того, ряд исследований «посвящен целиком Байкальскому региону14. Некоторые аспекты регионального управления затронуты в работах Т. Е. Бейдиной, А. К. Родионовой, В. И. Леонтьева, А. В. Новиковой, В. А. Лапиной, Ю. Г. Бурнашовой.13.

11 Kirkow, P. Russia’s regional puzzle. Communist Economies and Economies Transformation / P. Kirkow. -1997. — № 3. — 175 p.- Orttung, R. From Leningrad to St. Peterburg. Democratization in a Russian City / R. Orttung. -N.Y., 1995, — 183 p.

12 Жучкова, Н. И. Институт федерализма в политическом процессе современной России: конфликтологический подход: дис.. кандидата полит, наук: 23.00.02 / Жучкова Наталья Игоревна. -Ярославль, 2004. — 196 с. — 61 04−23/279- Чунихина, Т. Н. Этнический фактор реформирования федерализма в современной России (политологические аспекты): дис.. канд. полит, паук: 23.00.02 / Т. Н. Чунихпна. -Краснодар. — 2006. — 178 е.- Бутаев, И. Л. Особенности трансформации российского федерализма в постсоветский период: дис.. кандидата политических наук: 23.00.02 / Бутаев Игорь Алексеевич. — Улан-Удэ, 2007. — 174 е.- Федотов, Д.А. Социально-политическая безопасность субъекта Российской Федерации (на примере Забайкальского края): дне.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Д. А. Федотов. — Чита, 2008. — 184 с.

Варнавский, П. К. Бурятская этичность в контексте социокультурной модернизации (конец XIX — первая треть XX в. / П. К. Варнавский, Г. А. Дырхеева, Т. Д. Скрынникова. — Иркутск: Альфарет. — 2003. — 390 е.- Дагбаев, Э. Д. Пресса и национально-политический процесс региона (опыт политологического и социологического анализа) / Э. Д. Дагбаев. — Улан-Удэ: Изд. БГУ. — 1995. — 89 е.- Жалсанова, В. Г. Политическая элита Бурятии на современном этапе / В. Г. Жалсанова. — Улан-Удэ: Изд. БНЦ РАН. — 2003. — 124 е.- Хамутаев, В. А. Бурятское национальное движение 1980;2000;е гг. / В. А. Хамутаев. — Улан-Удэ: Изд. БГУ. — 2005. — 121 е.- Абаев, Т. Н. Этнополитическое развитие Бурятии в постперестроечный период: дисс.. канд. истор. наук: 07.00.07 / Т. Н. Абаев. — Улан-Удл 2003. — 129 с. — 61 04−7/393- Очирова, В. М. Эволюция региональных политических элит в постсоветский период (на материалах Республики Бурятия): дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / В. М. Очирова. — Улан-Удэ, 2005. — 145 с.

14 Строганова, Е. А. Бурятское национально-культурное возрождение (конец 80-х — середина 90-х годов, Республика Бурятия) / Е. А. Строганова. М.: Изд. БГУ, 2001. — 184 е.- Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность / под ред. В. Дятлов [и др.]. — М.: Алгоритм Книга, 2005. — 361 с.

15 Бейдина, Т. Е. Регионы России как предмет политической регионалистики / Т. Е. Бейдина // Россия. Политические вызовы XXI века. Второй всероссийский конгресс политологов: тез. докл. 21—23 апреля 2000 г. — М.: РОССПЭН, 2002. — С. 8−13- Бейдина, Т. Е. Региональная политика Российской Федерации: Учебное пособие / Т. Е. Бейдина. — Чита: ЧитГТУ. — 2003. — 175 е.- Родионова, А. К. Политический институт современного бюджетного федерализма в условиях демократизации Российского государства: дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / А. К. Родионова. — Чита, 2004. — 156 с. — 61:05−23/24- Леонтьев, В.И. Политико-правовая детерминация.

Это далеко не весь перечень направлений, посвященных изучению феномена федерализма, в целом и современного российского федерализма, в частности. Остается немало сложных теоретических и практических проблем, нуждающихся в изучении: проблема асимметричности федерацийвопрос о наличии и сохранения суверенитета составных частей Федерацииразвитие федерализма как формы государственно-территориального устройствавопросы, связанные с объединением субъектов Федерации и их дальнейшим развитием и др. В совокупности работ, посвященных анализу развития федерализма в России, вопросам объединения субъектов Федерации, проблемам сложносоставных субъектов Федерации все же еще недостаточно.

Объектом исследования является процесс объединения субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования являются содержание и основные этапы объединения субъектов Российской Федерации на примере объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что совершенствование системы административно-территориального устройства Российской Федерации представляет собой одну из серьезных проблем долгосрочной стратегии развития российского федерализма. Реформа по объединению субъектов Федерации характеризует общероссийскую тенденцию к формированию страны в Федерацию, основанную на принципах социально-экономической целесообразности и эффективности.

Цель диссертационной работы состоит в обосновании объединения субъектов Федерации как фактора развития российского федерализма. судебной власти в контексте социального контроля: дис. канд. полит, наук: 23.00.02 / В. И. Леонтьев. — Чита, 2006. — 160 с. — 61:06−23/391- Новикова, А. В. Политические аспекты развития местного самоуправления в вертикали власти (на примере Читинской области): дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / А. В. Новикова. — Чита, 2006. — 178 с. — 61:07−23/112- Лапина, В. А. Совершенствование государственной службы в системе государственного управления субъекта Российской Федерации: дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / В. А. Лапина. — Чита, 2004. — 185 с. — 61:05−23/27- Бурнашова, Ю. Г. Совершенствование региональной политики приграничных субъектов РФ как совместная задача органов власти всех уровней (на примере Читинской области): автореф. дис. канд. полит, наук: 23.00.02 / Ю. Г. Бурнашова. — Чита, 2005.-23 с.

Достижение поставленной цели требовало решить следующие взаимосвязанные задачи:

— уточнить понятие «федерализм» с учетом его современного состояния;

— проанализировать методологические подходы к изучению феномена федерализма в отечественной и зарубежной науке;

— определить основные этапы становления федеративных отношений в Российской Федерации в постсоветский период;

— выявить современные тенденции развития федеративных отношений в Российской Федерации;

— рассмотреть процесс объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с точки зрения реализации политики по объединению субъектов РФ.

Информационную базу диссертационной работы составили:

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6 «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;

— Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

— Устав Иркутской области от 19 января 1995 г. (с изменениями и дополнениями на 09 марта 2007 г.);

— Закон Иркутской области от 26 октября 2005 г. № 66-оз «О референдуме Иркутской области» (с изменениями);

— Устав и нормативно-правовые акты Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Хронологические рамки исследования охватывают исторический период 1999;2008 гг., связанный с реформированием системы федеративных отношений в современной истории Российской Федерации.

Теоретико-методологическая база исследования опирается на работы специалистов в области политологии, права, экономики, социологии. Методологический фундамент исследования составили принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. Применение специальных научных методов исследования (системного, структурно-функщюнальнот, исторического) позволило выявить политические проблемы взаимодействия федерального центра и регионов и динамику трансформирующихся федеративных отношений в условиях укрупнения субъектов Российской Федерации.

Автором использованы методы анализа, синтеза, типологизации, аналогии, классификации, статистический и исторический методы. Применялись также эмпирические методы: опрос, экспертное интервью. В диссертационном исследовании нами использованы:

— метод анкетного опроса жителей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа;

— метод экспертного интервью представителей властных структур Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, руководителей региональных отделений политических партий, депутатов Законодательного собрания, политических и экономических обозревателей СМИ, исследователей в области регионального развития России;

— статистическая информация по уровню и темпам экономического развития, демографическая характеристика Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Научная новизна исследования диссертационной работы заключается в следующем:

— уточнено понятие «федерализм» с учетом современной российской политической практики, в результате чего автор пришел к выводу, что современный федерализм есть не только форма государственно-территориального устройства, но и система ценностей, в основе которой свобода личности и социальная ответственность, готовность вести открытый диалог и способность идти на компромиссы для блага государства в целом;

— определены тенденции развития федеративных отношений в Российской Федерации с учетом последних структурных преобразований, которые характеризуются усилением вертикали власти, отказом от системы перераспределения доходов в сторону слабых регионов и внедрением системы поддержки наиболее успешных региональных практик, формирование государственно-территориального устройства страны на принципах экономической целесообразности и эффективности;

— выявлены основные риски и угрозы социальной стабильности объединенной Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, связанные, прежде всего с утратой автономии бурят, проживающих на территории округа, с потерей национальной самобытности, превращением округа в отдаленную окраину и сокращением федерального финансирования окружного бюджета;

— выработаны рекомендации по дальнейшему социальному и политическому развитию объединенного субъекта Федерации в трех, по мнению автора, наиболее перспективных секторах экономики: освоение природно-ресурсного потенциала региона, развитие инновационной экономики, формирование современного туристско-рекреационного комплекса международного значения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. После распада Советского Союза федерализм стал той формой организации государственной власти, которая обеспечила сохранение целостности Российской Федерации и предотвратила дальнейшее развитие сепаратистских настроений. На современном этапе в России происходит поиск оптимального баланса сил и новой отвечающей современным требованиям системы отношений Центр-Регионы.

2. На современном этапе в России происходит пересмотр основных принципов региональной политики. В сфере экономического развития регионов на смену принципа выравнивания приходит принцип поляризованного развития, что предполагает фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в развивающихся регионах. В системе взаимоотношений центра с регионами происходит усиление позиции центра, усиливается вертикаль власти. В сфере административно-территориального устройства государства наметилась четкая тенденция к его реформированию на принципах социально-экономической целесообразности и эффективности.

3. Изучение процесса объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа свидетельствует, что это не только укрупнение соседствующих и тесно связанных в экономическом, социальном и историческом плане субъектов Федерации и не простой акт политической воли. Объединение сложносоставных субъектов Федерации призвано переформировать систему федеративных отношений по принципу социально-экономической целесообразности и эффективности.

Научно-практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его результаты могут служить методологическим основанием для дальнейшего совершенствования практики федеративных отношений на уровне трансформирующегося субъекта РФ.

Результаты проведенного анализа позволят минимизировать возможные негативные последствия проведения референдумов в других субъектах Федерации, участвующих в процессе объединения, а также спрогнозировать направления их дальнейшего социально-экономического и политического развития. Также, обоснованные автором в работе идеи и выдвинутые положения могут служить отправной точкой для новых конкретных исследований в области федеративного развития и государственного строительства, решения проблем федеративного и этнополитического свойства, выявления направлений политической и социальной трансформации в условиях модернизации.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, при подготовке учебных курсов по отечественной истории и истории российского федерализма, спецкурсов, связанных с историческими аспектами в области национального развития и государственного строительства. Положения диссертации могут таюке применяться в учебных курсах по политологии и этнополитологии, конституционному праву, государственному и муниципальному управлению в высшей школе. Выводы автора могут быть полезны для политической практики. Они найдут применение в законодательной деятельности, при подготовке нормативных документов, например, при корректировке концепции государственной национальной политики России.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре политологии и социологии Бурятского государственного университета и рекомендована к. защите. Теоретические положения и практические рекомендации исследования обсуждены на Международной научной конференции «Социально-стратификационная дифференциация российского общества» (25−26 мая 2006 года, Бурятский Государственный Университет, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия), на Международной научной конференции «Новая Россия: проблема доверия в современном российском политическом сообществе» (16 марта 2007 года, г. Москва, Факультет истории, политологии и права РГГУ), на I Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых Республики Бурятия: «Социальная Россия: взгляд молодежи» (21 марта 2008 года, г. Москва, Российская академия государственной службы), на IV Международной научно-практической конференции «Россия в мировом сообществе цивилизаций: история и современность» (2008 год, г. Пенза), на молодежной конференции Фонда развития информационной политики «Актуальные проблемы политической регионалистики и электоральной географии. Развитие информационной политики в регионах» (16 мая 2008 г., Москва, Российская Ассоциация политической науки).

Основные положения и результаты исследования изложены в 7 статьях, общим объемом 1,87 п.л.

Структура диссертации.

Структура и объем диссертации

обусловлены задачами и логикой проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, 2 глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Заключение

.

В данной работе мы подробно рассмотрели институт федерализма с методологической точки зрения, проанализировали существующие теоретические концепции федерализма, опыт строительства федерализма в постсоветской России, изучили вопрос взаимоотношений федерального центра и регионов на примере объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Федерализм как форма государственного устройства и система отношений позволяет учитывать интересы, как в целом государства, так и составных его частей — субъектов Федерации. В период становления российской государственности после распада Советского Союза именно федерализм стал гибкой и действенной формой государственной власти, обеспечивающей демократическое обустройство социума, стабильность и согласие между всеми составляющими федеративного сообщества. Период децентрализации 19 901 993 гг. характеризовался опасным для целостности страны «парадом суверенитетов». Но, по нашему мнению, эта уступка федерального центра регионам стала эффективной и возможно единственной на тот момент возможностью сохранить территориальную целостность новообразованного государства.

2. Опыт существования России в качестве федеративного государства относительно невелик. В отличие от классических федераций, функционирующих на протяжении как минимум уже более двух веков (США, Швейцария) история Российской Федерации насчитывает не более 20 лет. И на протяжении этого периода федеративное устройства государство проходило через этапы крайней децентрализации и централизации власти. Современное состояние, проводящиеся реформы системы взаимоотношений Центр-Регионы, объединение субъектов Федерации позволяют нам сделать вывод, что в России все еще продолжается процесс трансформации и поиска оптимального принципа административно-территориального устройства страны и межрегиональных отношений.

3. Федерализм в России в период с 1990 г. по настоящее время прошел ряд этапов, связанных с принципиальным изменением соотношения централизации и децентрализации в государстве. Соответственно на первой фазе трансформации (1990;1993 гг.) происходит радикальная децентрализация, на второй — устанавливается относительное равновесие (1993;1999 гг.), а на третьей — происходит централизация региональной власти (2000;2008 гг.). Изучение современного положения федеративных отношений в России позволяет нам выявить некоторые тенденции их дальнейшего развития: будет продолжен вектор на усиление позиции центра в системе федеративных отношенийначатая реформа по объединению субъектов Федерации будет продолжена с целью формирования административно-территориального устройства государства, основанного на принципах экономической целесообразности и эффективности.

4. Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа закономерный этап развития. Округ территориально находится внутри области, по населению округ меньше области в двадцать раз, по внутреннему региональному продукту — в сто раз. Округ не обладает финансовой самостоятельностью по пакету межбюджетных новаций, так как трансферты, которые составляют основу окружного бюджета, идут через бюджет области. Одно из дополнительных преимуществ объединения заключается в том, что оно проходило в период формулирования стратегии развития Иркутской области: таким образом, реализация стратегии проходит в расчете на единый регион и Усть-Ордынский Бурятский округ включен в динамику реализации крупных инвестиционных проектов на объединенной территории.

Вхождение автономного округа в область обязывает оба субъекта строить свои взаимоотношения с учетом исторически сложившихся на момент принятия Конституции и не противоречащих ей государственно-правовых реалий. Область и входящий в него автономный округ обязаны в интересах населения поддерживать сложившиеся территориальные экономические, политические, социальные, этнические и иные отношения посредством различных форм взаимодействия, включая перераспределение предметов ведения и полномочий, их делегирование, совместное осуществление, не допуская односторонних, не согласованных друг с другом действий в сфере общих интересов края (области) и автономного округа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Elazar, D. Exploring Federalism / D. Elazar. Tuscaloosa: The University of Alabama Press, 1987. -284 p.
  2. Elazar, D. Federalism and Grand Design: political philosophers and the federal principle / D. Elazar. — Lanham, University Press of America, 1991. — 79 p.
  3. Ellinek, F. Gesetz und Verordnung / F. Ellinek. Tuscaloosa: The University of Alabama Press, 1987. — 84 p.
  4. Hayek, F. The Road of Serfdom University of Chicago / F. Hayek. — N.Y.: St. Martin’s Press, 1945. — 159 p.
  5. King, P. Federalism and Federation / P. King. Baltimore, Maryland: The Johns Hopkins University Press, 1982. — 336 p.
  6. Kirkow, P. Russia’s regional puzzle. Communist Economies and Economies Transformation / P. Kirkow. 1997. — № 3. — 175 p.
  7. Laband, H. Das Staatsrecht d. Deutsch. Reiches / H. Laband. N.Y., London: Harvester-Wheatsheaf, 1993. — p. 5
  8. Miller, T. Stability and Efficiency in a Separations of Powers Constitutional System / T. Miller, G. Hammond. N.Y.: Princeton University Press, 1989 — 185 P
  9. Orttung, R. From Leningrad to St. Peterburg. Democratization in a Russian City / R. Orttung. -N.Y., 1995. 183 p.
  10. Reiker, W. Federalism: Origin, Operation, Significance / W. Reiker. Boston: Boston College Press, 1964. — 359 p.
  11. , Т.Н. Этнополитическое развитие Бурятии в постперестроечный период: дисс.. канд. истор. наук: 07.00.07 / Т. Н. Абаев. Улан-Удэ, 2003. -129 с. — 61 04−7/393
  12. Р.Г. Россия на пороге XXI века: Состояние и перспективы федеративного устройства / Абдулатипов Р. Г. М.: Просвещение, 1996. — 227 с.
  13. Р.Г. Федерализм в истории России: в 3 кн. / Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. М.: Наука, 1992
  14. Р.Г. Федералогия / Р. Г. Абдулатипов // СПб.: Наука, 2004. -320 с.
  15. , Р. Концепция национальной политики Российской Федерации / Р. Абдулатипов // Панорама Форум. — 1995. — № 3. — С. 14−18
  16. , Р.Г. О федеративной и национальной политике Российского государства / Абдулатипов Р. Г. // М.: Корт Принт, 1995. 228 с.
  17. , Р.Г. Опыты федерализма / Р. Г. Абдулатипов,' Л. Ф. Болтенкова. -М.: Издательство ДЕАН, 1994. 345 е.-
  18. , А.А. Проблемы укрупнения регионов и реформы местного самоуправления Электронный ресурс. / А. А. Адамеску, Л. М. Григорьев, К. В. Симонов, Н. В. Зубаревич. 1−2 июня 2004 г. Режим доступа: http://www.idmrr.ru
  19. Административно-территориальное устройство России. История и современность / Пыжиков А. В., Данилевский И. Н., Андреев И. Л. и др. под общ. ред. Пыжикова А. В. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 141 с.
  20. , Э.Б. Вопросы управления и решение их географической наукой. Географические аспекты управления / Э. Б. Алаев, Н. В. Чадаева. М.: Мысль, 1978.-336 с.
  21. , Г. В. Буржуазный федерализм: Критический анализ буржуазных федераций и буржуазных теорий федерализма / Г. В. Александренко. — Киев: Свобода, 1962. — 261 с.
  22. , Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон // М.: Аспект-пресс, 2002. 583 с.
  23. , А. На пороге единого края / А. Амосов // Российская Федерация сегодня 2006. — № 10.-С. 15−18.
  24. , М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ) / М. Г. Анохин. М.: Форус. — 1996. — 378 с.
  25. , А.Н. Вера в Россию / А. Н. Аринин. М.: Бином, 1997. — 108 с.
  26. , А.Н. Российская государственность и проблемы федерализма / А. Н. Аринин. М.: Издательство Института этнологии и антропологии, 1997. — 169 с.
  27. , А.Н. Уроки и проблемы становления российского федерализма / А. Н. Аринин, Г. В. Марченко. М.: Интелтех, 1999 — 298 с.
  28. Асимметричность Федерации. Сборник статей Московского общественного научного фонда «Центр конституционных исследований» / Под ред. Шайхутдинова В. Г. М.: Энергия, 1997. — 256 с.
  29. , А. От Договора до Конституции: О трудностях зарождения нового российского федерализма / А. Асогаков, И. Умнова // Российская Федерация. 1995. — № 12. — С. 34−45
  30. , Г. В. Общая теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук. 3-е изд., доп. — М.: Изд-во ОМЕГА-JI, 2005. — 195 с.
  31. , М. Клиентелизм и российская государственность / М. Афанасьев. М.: Центр конституционных исследований, 1997. — 301 с.
  32. , М.Н. Региональный вызов: правящие региональные группировки в российском политическом процессе. Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе / М. Н. Афанасьев. М.: Регион Плюс, 1999. — 208 с.
  33. , Я. Губернаторские выборы как индикатор политических тенденций в регионах-донорах / Я. Ашихмина, П. Панов, О. Подвинцев // Россия и современный мир. 2004. — № 2. — С. 52−76
  34. , Д.Ф. Исторические истоки современного федерализма и процесс его становления в условиях трансформации социально-экономической иполитической системы России (90-е годы XX века) / Аяцков Д. Ф. // Федерализм. -1997. -№ 3. С. 90−111
  35. , Э.А. Национальная идея и интернационализм / Э. А. Баграмов. — Киев: Свобода, 1991. 97 с.
  36. Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность / ред.кол. В. Дятлов, С. Панарин, М. Рожанский. Иркутск: ЮТА, 2005. — 239 с.
  37. , М.А. Философия. Социология. Политика / М. А. Бакунин. М.: Версия, 1989. — 348 с.
  38. , А.В. Договорное оформление федеративных отношений: История и современная практика / Балок А. В. // Актуальные вопросы научных исследований. 1998. — № 2. — С. 89−122
  39. , О.М. Регион как объект управления / Барбаков О. М. М.: Международные отношения, 2002. — 214 с.
  40. , С. Безумство власти. Провинциальная Россия: двадцать лет реформ / С. Барзилов, А. Чернышев. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2005. — 298 с.
  41. , Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность / Ю. Г. Барсегов. М.: Юристъ, 1993. — 156 с.
  42. , А.Д. Бюджетный федерализм / А. Д. Барский // ЭКО. 1995. — № 7. -С. 12−16.
  43. , И. Институт федерального вмешательства в России: перечень мер / И. Барциц. Субъекты Российской Федерации: законодательство, организация власти и управления. — М.: РАН ИНИОН, 2000. — 158 с.
  44. , А. Опасные пробелы правового регулирования территориальных преобразований РФ / А. Безруков // Федерализм. 2006. — № 3. — С. 15−26.
  45. , А.А. Конституционное право России. В 3-х т. / А. А. Безуглов, С. Л. Солдатов. М.: Алаборг, 2001. — 325 с.
  46. , Т.Е. Региональная политика Российской Федерации: Учебное пособие / Т. Е. Бейдина. Чита: ЧитГТУ. — 2003. — 175 с.
  47. , Т.Е. Регионы России как предмет политической регионалистики / Т. Е. Бейдина // Россия. Политические вызовы XXI века. Второй всероссийский конгресс политологов: тез. докл. 21—23 апреля 2000 г. — М.: РОССПЭН, 2002. С. 8−13
  48. , С.А. Тенденции развития федерализма в Российской Федерации / С. А. Белкин. М.: Амфора. — 2002. — 381 с.
  49. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы / 3. Бжезинский. М.: Международные отношения, 1999. — 115 с.
  50. , Н.М. Понятие «государство» Гегеля / Н. М. Биджиева // История государства и права. 2007. — № 20. — С. 30−38.
  51. , П.П. Основы местного управления и самоуправления / П. П. Бирюков. М.: ЮТА, 1998. — 253 с.
  52. , А. Прогноз полураспада. / А. Блинов // Независимая газета. 2005. -9 ноября. — С. 12−13
  53. , С. Реформа федерального устройства РФ: проблемы и перспективы / Бойко С. // Политический альманах Прикамья. — Пермь. 2001. — № 1. — С. 2430
  54. , Л.Ф. Проблемы федерализма в условиях многонациональной России // Регионология. 1994. — № 4. — С. 18−23
  55. . П. Новая реальность: основные направления развития политической ситуации в 2004—2005 гг. / П. Бунин, А. Зудин, Б. Макаренко Электронные данные. 12.09.2004 г. Режим доступа: http://www.politcom.ru. Заглавие с экрана
  56. , Ю.Г. Совершенствование региональной политики приграничных субъектов РФ как совместная задача органов власти всех уровней (на примере Читинской области): автореф. дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Ю. Г. Бурнашова. Чита, 2005. — 23 с.
  57. , И. Федеративное строительство в России и административная реформа президента Путина в контексте демократического транзита / Бусыгина И. // Политический альманах Прикамья. — Пермь. 2001. — С. 6−12
  58. , И.А. Особенности трансформации российского федерализма в постсоветский период : дис.. кандидата политических наук: 23.00.02 / Бутаев Игорь Алексеевич. Улан-Удэ, 2007. — 174 с.
  59. , Е.М. Укрупнение регионов: перспектива или суррогат реформирования федеративных отношений / Е. М. Бухвальд // Федерализм. 2004. — № 4. — С. 45−48
  60. , Е.А. Региональный менеджмент: социально-экологический аспект / Бычкова Е. А. // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 4. — С. 7881
  61. , Г. История германского государственного строя / Г. Вайц. СПб.: Знание, 2002.-232 с.
  62. , С.Д. Российские реформы и российский федерализм / С. Д. Валентей // Федерализм. 1996. — № 1. — С. 15−28
  63. , С.Д. Федерализм: Российская история и российская реальность / С. Д. Валентей. М.: Версия, 1998. — 246 с.
  64. , В. Ресурс этничности в позиционировании региона в мире: Республика Татарстан Электронный ресурс.: научный журнал / Казанский институт федерализма. Режим доступа к журналу: http://www.kazanfed.ru/papers/1/. — Заглавие с экрана.
  65. , П.К. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (конец XIX первая треть XX в. / П. К. Варнавский, Г. А. Дырхеева, Т. Д. Скрынникова. — Иркутск: Альфарет. — 2003. — 390 с.
  66. , И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И. А. Василенко. М.: ЮНИТИ, 2001.-415 с.
  67. , Н.В. Федерализм, автономия и права национальных меньшинств: современная ситуация в России / Н. В. Витрук // Право и жизнь. 1997. -№ 11.-С. 34−37
  68. , Д. Государственное право стран народной демократии / Д. Воеводин, Д. Златопольский, Н. Куприц. М.: Академия, 1960. — 387 е.- Государственное право стран народной демократии / Л. М. Гудошников др. — М.: Юрайт-Издат, 1961. — 479 с.
  69. Вопросы межнациональных и федеративных отношений / Под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: Алгоритм, 1995.- 125 с.
  70. , А.Д. Предмет и задачи изучения региональных подсистем международных отношений / А. Д. Воскресенский // Восток-Запад: региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М.: РОССПЭН, 2002. — 134 с.
  71. , А. Эволюция российского федерализма / А. Галкин, П. Федосов, С. Валентей, В. Соловей // Полис. 2002. — № 3. — С. 96−128
  72. Гаман-Голутвина, О. Региональные элиты России: Персональный состав и тенденции эволюции / О. Гаман-Голутвина // М.: Институт ситуационного анализа и новых технологий, 2004. — 211 с.
  73. Гаман-Голутвина, О. В. Политические элиты России: Вехи исторической эволюции / О.В. Гаман-Голутвина. М.: Аграф, 1998. — 290 с.
  74. , А.Б. Многообразие форм федерализма в США / Ганликс А. Б. // Государство и право. — 1994. № 6. — С. 54−61
  75. , В. Становление региональных режимов в России: свои авторитарные очертания Центр приобретает с окраин / Гельман В. // НГ — сценарий. Приложение к «Независимая газета». 1999. — 19 сентября. — С. 15−19
  76. , В.Я. Возвращение Левиафана? Политика рецентрализации в современной России / В. Я. Гельман // Полис. — 2006. № 2. — С 24−31
  77. , В.Я. Изучение политических элит в России: проблемы и альтернативы / В. Я. Гельман, И. Г. Тарусина. Элитизм в России: «за» и «против»: Сборник материалов интернет-конференции, февраль-май 2002 г. / Под ред. В. Мохова. — Пермь, 2002. С. 6−28
  78. , В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики / В. Я. Гельман // Полис. 2006. — № 2. — С. 24−31
  79. , В.Я. Стратегии региональной идентичности и роль политических элит (на примере Новгородской области) / В. Я. Гельман. Региональные процессы в современной России: экономика, политика, власть. — М.: ИНИОНРАН, 2002. — С. 30−50.
  80. , С.С. Ленин — организатор Советского многонационального государства / Гилилов С. С. М.: Лениздат, 1972. — 229 с.
  81. , В. Глубинная Россия: 2000−2002 гг. / В. Глазычев. М.: Новое издательство, 2005. — 328 с.
  82. Глинич-Золотарева, М.В. К вопросу о кризисе современного федерализма / М.В. Глинич-Золотарева // Федерализм. 2005. — № 12. — С. 45−49
  83. Глинич-Золотарева, М. В. Субъектный состав Российской Федерации: эпоха перемен уже наступила / М.В. Глинич-Золотарева // Государство и право. -2006. -№ 10.-С.16−21
  84. , Ю.Г. Исторические истоки российского федерализма / Ю. Г. Голуб // Федерализм. 1997. — № 3. — С. 21−25
  85. , Д.В. Теория политического участия / Д. В. Гончаров. М.: Вагриус, 1997. — 351 с.
  86. , П.В. Федеральное вмешательство как способ контроля РФ за деятельностью своих субъектов / П. В. Гончаров // Конституционное и муниципальное право. 2005. — № 2. — С. 30−34
  87. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России: основные направления
  88. Проект. / сост. Р. Г. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, Б. Д. Бреев и др. М.: Азбука, 1994. — 120 е.-
  89. , А.Д. Государственное право: лекции 1881−1882 гг. / А. Д. Градовский. СПб.: ЮристЪ, 1882. — 234 с.
  90. , Н.И. Суверенитет и федерализм: правовые проблемы организации верховной власти в федеративном государстве / Н. И. Грачев, Н. А. Эрмиляева // Закон и право. 2007. — № 1. — С. 10−13.
  91. , Т.В. Моделирование процессов регионального развития / Т. В. Грицюк // Финансы и кредит, 2002. № 3. — С. 19−23
  92. , М.Н. Национальное право в конституциях республик России (1993−1995 гг.) / М. Н. Губогло // Этнополитический вестник. 1995. — № 6. -С. 32−39
  93. , Э.Д. Пресса и национально-политический процесс региона (опыт политологического и социологического анализа) / Э. Д. Дагбаев. Улан-Удэ: Изд. БГУ.- 1995.-89 с.
  94. , А.В. Региональная стратификация политического пространства России: новые подходы и тенденции / А. В. Дахин // Пространство как фактор политических трансформаций. -М.: ИНИОН, 2003. 231 с.
  95. , А. Россия: Контуры третьего тысячелетия. О проблеме государственного устройства России / А. Дегтярев, В. Михайлов // Обозреватель. 1993. — № 26. — С. 97−112
  96. Дж. Политические системы мира / Дж. Дербишайр, Я. Дербишайр. М.: Рипол-Классик, 2004. — 56 с.
  97. , Н. Российский Федерализм: неизбежность системной реконструкции / Н. Добрынин // Федерализм. 2006. — № 2. — С. 12−18
  98. , Н.М. Конституционная реформа и формирование новых федеративных отношений: реальности и закономерности / Н. М. Добрынин // Свободная мысль XXI. — 2004. — № 1. — С. 30−45
  99. , Н.М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный системный подход в оптимизации федеративных отношений / Н. М. Добрынин // Государство и право. 2005. -№ 2.-С. 13−25
  100. , Н.М. Регион нового типа как модель нового российского федерализма / Н. М. Добрынин // Российский юридический журнал. -Екатеринбург, 2002. № 3 (35). — С. 8.
  101. , Н.М. Реформа государственного управления как необходимое условие становления нового российского федерализма: теория и практика / Н. М. Добрынин // Конституционное и муниципальное право. 2005. — № 6. -С. 23−27
  102. , Э.П. Федерализм в России: теоретико-правовой аспект: дис.. канд. социол. наук: 23.00.04 / Э. П. Доржиев. М., 1997. — 208 с.
  103. , JI.M. Завоевание демократии и этнонациональные проблемы России / JI.M. Дробижева // Общественные науки и современность. 2005. -№ 2.-С. 16−28
  104. , JI.M. Этническая и республиканская идентичность: конкуренция или совместимость? / JI.M. Дробижева // Региональные процессы в современной России: экономика, политика, власть. М.: ИНИОН РАН. — 2002. — С. 11−29
  105. Дубинин, А.С. XX съезд КПСС о дальнейшем укреплении и развитии советского общественного, и государственного строя / А. С. Дубинин. М.: Лениздат, 1959. — 204 с.
  106. , Е.В. Становление федеративных отношений в России: проблемы и основные направления: автореферат дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Е. В. Еремин. М., 1999. — 123 с.
  107. , В.Г. Политическая элита Бурятии на современном этапе / В. Г. Жалсанова. Улан-Удэ: Изд. БНЦ РАН. — 2003. — 124 с.
  108. , В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика / В. И. Жуков. М.: Капиталист, 2003. — 359 с.
  109. , Н.И. Институт федерализма в политическом процессе современной России: конфликтологический подход: дис.. кандидата полит, наук: 23.00.02 / Жучкова Наталья Игоревна. Ярославль, 2004. — 196 с. — 61 04−23/279
  110. Замышляев, Д-В. Основные пути оптимизации политико-территориального устройства РФ / Замышляев Д. В. // Конституционное и муниципальное право. 2004. — № 3. — С. 10−14
  111. , Д.Н. Пространство российского федерализма / Д. Н. Замятин, Н. Ю. Замятина // Полис. 2000. — № 5. — С. 30−37
  112. , В.Я. В.И. Ленин основатель Союза советских социалистических Республик / В.Я. Зевин. — М.: Лениздат, 1972. — 578 с.
  113. , Д.JI. Образование и развитие СССР как союзного государства / Д. Л. Златопольский. М.: Лениздат, 1949. — 615 с.
  114. , Д.Л. СССР федеративное государство / Д. Л. Златопольский. — М.: Коммунист, 1967. — 345 с.
  115. , В. Национальные аспекты российского федерализма / В. Зорин // Свободная мысль. 1996. — № 10. — С. 21−25.
  116. , В. Б. Территориальное управление: методология, теория, практика / В .Б. Зотов// М.: Юнион, 1998. 543 с.
  117. , Н. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы / Зубаревич Н. М.: Поматур, 2005.-102 с.
  118. , Н.В. Объединение автономных округов: преимущества и риски Электронный ресурс. / Н. В. Зубаревич Режим доступа: www.socpol.ru. — Заглавие с экрана.
  119. , А. Будущее российского федерализма / А. Зубов // Знамя. 1996. -№ 6.- С. 13.
  120. , А.Б. Советский Союз: из империи — в ничто? / А. Б. Зубов // Полис. 1992. -№ 1−2. — С. 45−51
  121. , А.Б. Унитаризм или федерализм (к вопросу о будущей организации государственного пространства России) / А. Б. Зубов // Полис. -2000. № 5.-С. 14−22
  122. , Г. А. Муки централизма. Нынешнее саморазрушение России может стать последним в нашей стране / Г. А. Зюганов // НГ Сценарии. -1997. — № 3(12). — С. 10−13 и др.
  123. , Д.В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика / Д. В. Иванов. Красноярск: Калипсо, 1997. — 226 с.
  124. , И.Г. Национальные движения и федерализм в России / И. Г. Иванов // Этнографическое обозрение. 1993. — № 6. — С. 2−16
  125. , Т.Б. Финансовый потенциал территорий: оценка и принятие управленческих решений / Т. Б. Иванова, Р. А. Прокопенко // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 11. — С. 82−90
  126. , В. Региональные особенности федерализма / В. Иванченко II Экономист. -2005. № 1. — С. 56−69
  127. , В.В. Российская государственность: Истоки, традиции, перспективы / В. В. Ильин, А. С. Ахиезер. М.: Академия, 1997. — 189 с.
  128. , И.П. Российский федерализм: проблемы и решения / И. П. Ильинский // Народный депутат. 1991. — № 6. — С. 12−15
  129. История и сталинизм / Сост. А. Н. Мерцалов. М.: АБИ Пресс, 1991. — 198 с.
  130. , А.И. Объединение регионов веление времени / А. И. Казаков // Федеральный справочник. Выпуск 16. — М.: Родина-Про, 2005. — 233 с.
  131. , К.В. Национальные отношения в СССР: история и современность / К. В. Калинина. М.: Декада, 1991. — 276 с.
  132. , Г. В. Федерализм: мифология и политическая практика / Г. В. Каменская. М.: Критика, 1998. — 328 с.
  133. , Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма / Л. М. Карапетян // Государство и право. 1996. — № 12. — С. 8−11
  134. , Л.М. Федеративное государство и правовой статус народов / Л. М. Карапетян. М.: Евробукс, 1996. — 248 с.
  135. , Е.Р. Германский федерализм: методико-правовые исследования / Е. Р. Кастель. Екатеринбург: Подкова, 1994. — 208 с.
  136. , Ю.М. Проблемы федеративного развития России / Кетов Ю. М. // Конституционное и муниципальное право. — 2005. № 9. — С. 60−75
  137. Ким, A.M. Актуальные вопросы государства и права / A.M. Ким. Томск.: Нова-Принт, 1972. — 303 с.
  138. , П. Классифицирование федераций / П. Кинг // Полис. 2000. — № 5. -С. 15−24
  139. , А.В. Принцип федерализма в Российской Конституции: дис.. канд. юрид. наук: 96.15.04 / А. В. Киселева. Саратов, 1996. — 148 с.
  140. , В. Повысить интерес регионов к объединению / В. Кистанов // Российская Федерация сегодня. 2006. — № 10. — С. 38−46
  141. , В.А. Факторы региональной политической трансформации / В. А. Ковалев. СПб.: Русь, 2001.- 184 с.
  142. , Н.Ю. Буржуазные учения о федерализме XVIII—XIX вв.. / Н. Ю. Козлова. М.: Велби, 1988. — 187 с.
  143. , А.Н. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации / А. Н. Кокотов, Н. М. Добрынин // Государство и право. 2004. — № 1. — С. 45−60
  144. , Ф.Ф. Автономия и Федерация / Ф. Ф. Кокошкин. СПб.: Время, 1917.-459 с.
  145. , Д.М. Российский и германский опыт укрупнения регионов / Д. М. Колмогорова // Полис. 2005. — № 5. — С. 54−78
  146. , А.А. Правовой статус субъекта Российской Федерации: опыт доктринального исследования / А. А. Кондрашев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2003. № 6. — С. 67−87
  147. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. Четвертин. М.: Букмэн, 1997. — С. 87.
  148. , П.М. Развитие форм государственного сотрудничества независимых социалистических республик до образования СССР / П. М. Коркин. М.: Логика, 1960. — 412 с.
  149. , К.Д. Суверенность народностей СССР / К. Д. Коркмасова. -Ростов-на-Дону: Прибой, 1967. -266 с.
  150. , И.М. Русское государственное право / И. М. Коркунов. СПб.: Питер, 1904.-76 с.
  151. Королева-Конопляная Г. И. Россия: В поиске формулы национального возрождения / Г. И. Королева-Конопляная, А. А. Мацнев, Г. Т. Тавадов // Социально-политический журнал. 1994. — № 1−2. — С. 23−46
  152. И.Г. Автономные округа в условиях укрупнения субъектов Российской Федерации / Косиков И. Г. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2006. № 1. — С. 23−40
  153. , Н.А. Круглый стол: Национальные модели федеративных государств / Н. А. Косолапов // Вестник Московского государственного университета. Серия 12 «Политические науки». 1997. — № 1. — С. 43−48.
  154. , А.П. Россия на пороге XXI века / А. П. Кочетков. М.: Восток-Запад, 1998.-254 с.
  155. , Б. Российская модель федерализма в новой Конституции / Б. Крылов // Обозреватель РАУ-Корпорация. 1994. — № 12. — С. 24−29
  156. , О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. -М.: Азбука. 2005. — 58 с.
  157. , О. Политические реформы Путина и элита / О. Крыштановская // Общество и экономика. 2003. — № 4−5. — С. 3−50.
  158. Крюков, Б. В. Тенденции развития федерализма в Российской Федерации / Б. В. Крюков. Федерализм в России: сборник статей. Под ред. Р.Хакимова. -Казань, 2001.-С. 11−28
  159. , И.И. Геополитическое самоутверждение региона / И. И. Кузнецов, Н. И. Шестов // Полис. 2000. — № 3. — С. 32−40
  160. , И.И., Шестов, Н.И. Геополитическое самоутверждение региона / ИИ. Кузнецов, Н. И. Шестов // Полис. 2000. — № 3. — С. 17−28
  161. , А. Российский федерализм в историческом контексте / А. Кузьмищев // VIP premier. 1996. — № 3−4. — С. 5−14
  162. , М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. Проблемы теории и методологии / М. И. Куличенко. М.: Лениздат, 1981. — 263 с.
  163. Курс международного права в 3 томах / Отв. ред. Р. А. Мюллерсон, Г. И. Тункин. Том I. М.: Наука, 1989. — С. 395.
  164. , Т.В. Становление российского региона как самостоятельного экономического субъекта / Т. В. Курьянова // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 12. — С. 26−29
  165. , В. Новые подходы к организации территориального развития / В. Лаженцев // Федерализм. 2004. — № 1. — С. 56−60
  166. , Н.И. Русское государственное право в 2-х т. / Н. И. Лазаревский. СПб.: Вентана-Граф, 1917. — 147 с.
  167. , В.А. Совершенствование государственной службы в системе государственного управления субъекта Российской Федерации: дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / В. А. Лапина. Чита, 2004. — 185 с. — 61:05−23/27
  168. , Н. Путинские реформы и потенциал влияния региональных элит. Аналитический доклад / Н. Лапина, А. Чирикова. М.: Институт социологии РАН. — 2004. — 146 с.
  169. , Н.Ю. Региональное развитие и централизация власти в зеркале аналитики / Н. Ю. Лапина // Федерализм и российские регионы: сб. ст. М.: Аквариум. — 2006. — 186 с.
  170. , Н.Ю. Центр регионы в постсоветской России: история, механизмы взаимодействия, сценарии будущего Электронный ресурс. / Н. Ю. Лапина. — М., 2003. Режим доступа: http://www.politex.info/contentyview/239/40/
  171. , Н.И. Региональная политика в условиях унитарного государства / Н. И. Ларина // Регион: экономика и социология. — 2006. № 1. — С. 17−30
  172. , Э. Опыт федерализма в третьем мире и Россия / Э. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения. — 1995. № 2. — С. 43−50
  173. , И.В. Суверенитет как одна из проблем федерализма в теории и на практике / И. В. Левакин // Регионология. 1994. — № 2−3. — С. 56−72
  174. , В. Административная реформа: федеральный, региональный и местный уровень / В. Лексин // Российский экономический журнал. 2006. -№ 2. — С. 37−42
  175. , В.Н. Государство и регионы / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: Мир, 2002. — 502 с.
  176. , В.И. Политико-правовая детерминация судебной власти в контексте социального контроля : дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / В. И. Леонтьев. Чита, 2006. — 160 с. — 61:06−23/391
  177. , Д. Причины провозглашения Уральской республики / Д. Леонтьев. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001. — 134 с.
  178. , А.И. Советская Федерация / А. И. Лепешкин. М.: Лениздат, 1977.-519 с.
  179. , С.Т. Национальные движения и федерализм в России / С. Т. Лигасков // Этнографическое обозрение. 1993. — № 6. — С. 45−62
  180. , В. Российская Федерация: Конституционные и договорные аспекты / В. Лихачев // Проблемы теории и практики управления. 1996. -№ 6. — С. 17−20
  181. , С.Л. К новому территориальному устройству России? / С. Л. Логиновский // Полис. 1997. — № 5. — С. 18−35
  182. , В. Насколько прочна договорная основа федеративных отношений / В. Лысенко // Федерализм. 1996. — № 3. — С. 15−19
  183. , В.Н. Институт губернаторства в истории и современной России: некоторые общие и отличительные черты / В. Н. Лысенко, Л. М. Лысенко // Государство и право. 1998. — № 5. — С. 32−48
  184. , А.К. Локальные элиты и идеология регионализма в новейшей России: сравнительный анализ / А. К. Магомедов. — Ульяновск: Адрус, 1998. -137 с.
  185. , А.С. Глобальное и локальное: меняющаяся роль государства в управлении пространственным развитием /А.С. Макарычев //
  186. Пространство как фактор политических трансформаций. — М.: ИНИОН, 2003.-298 с.
  187. , А.С. Конституционно-правовые механизмы укрупнения субъектов Российской Федерации / А. С. Малчинов // Власть. 2006. — № 6. -С. 15−22
  188. , А.А. Политико-правовые основы регионализации и развитие федеративных отношений в России / А. А. Мацнев // Вопросы национальных и федеративных отношений. — М.: Перспектива. 2004. — С. 187
  189. , В.Н. Единая система исполнительной власти в условиях реформирования федеративных отношений / В. Н. Медведев // Вопросы национальных и федеративных отношений М.: Перспектива. — 2004. — С. 97
  190. , Д. Сохранить эффективное государство в существующих границах / Д. Медведев // Эксперт. 2005. — № 13. — С. 70−76
  191. , Н.П. Национальная политика России: от унитаризма к федерализму / Н. П. Медведев. М.: Альфарет, 1993. — 95 с.
  192. , А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе / А. Н. Медушевский. М.: Полития, 1998.-289 с.
  193. , С. Предпосылки и основные этапы децентрализации государственной власти в России / С. Митрохин // Центр-Регионы местное самоуправление. — СПб.: Возвращение, 2001. — С. 47−87
  194. , В. Элитизм и история: Проблемы изучения советских региональных элит / В. Мохов. Пермь. — 2000. — 121 с.
  195. , Ф.Х. От референдума до договора / Ф. Х. Мухаметшин. -Казань: Салеймат, 1994. 118 с.
  196. , Ф.Х. Республика Татарстан / Ф. Х. Мухаметшин. Казань: Эксперт-Принт, 2000. — 375 с.
  197. , Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа (политико-правовые аспекты) / Ф. Х. Мухаметшин // Государство и право. 1994. — № 3. — С. 14−18
  198. Национальный вопрос в Российской Федерации: Поиски, иллюзии, возможности: сб. статей. М.: Альва Первая, 1998. -138 с.
  199. , С.В. Перспективы развития регионов России в условиях макроэкономического роста /С.В. Недосекин // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 3.- С. 25−27
  200. , Дж. Взгляд на всемирную историю / Дж. Неру. М.: BaltRus, 1995.- 472 с.
  201. , В.Д. Децентрализация, демократизация и эффективность. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления через призму теории эффективной децентрализации / В. Д. Нечаев // Полис. 2005.- № 3. С. 3−12
  202. , И. А. Стратегии и программы развития регионов (сравнительный анализ) / И. А. Николаев, О. С. Точилкина // Общество и экономика. 2006. — № 7−8. — С. 7−21
  203. , А.В. Политические аспекты развития местного самоуправления в вертикали власти (на примере Читинской области): дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / А. В. Новикова. Чита, 2006. — 178 с. — 61:0723/112
  204. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный закон // Российская газета. -2001. 25 декабря. — С. 24−35
  205. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон // Российская газета. 2004. — 11 декабря. — С. 34−37
  206. Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. -1999. -№ 51. -С. 62−86
  207. , И. Политическая лотерея: Иркутскую область и Усть-Орду объединили со второй попытки / И. Орлова // Время Новостей. — Иркутск. — 18 апреля 2006 г.-С. 12.
  208. , С.А. Совершенствование российского федерализма и проблемы укрепления государственной власти / С. А. Осипян // Философские науки. -2006.-№ 12.-С. 5−12
  209. Основы национальных и федеративных отношений / Под ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: Время, 2001. — 145 с.
  210. , В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество? / В. Остром. — М.: АБИ Пресс, 1993. 352 с.
  211. , В.М. Эволюция региональных политических элит в постсоветский период (на материалах Республики Бурятия): дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / В. М. Очирова. Улан-Удэ, 2005. — 145 с.
  212. , Э. Грозит ли России судьба СССР?: Сепаратизм и федерализм в современной России / Э. Паин // Дружба. 1998. — № 2−3. — С. 10−15.
  213. , В.И. Волны и циклы социального развития. Цивилизационная динамика и процессы модернизации / В. И. Пантин. М.: Самиздат, 2004. -246 с.
  214. , Н. Административно-территориальная реформа и территориально хозяйственные уклады / Н. Пападюк // Вопросы экономики. 2004. — № 5. — С. 73−84
  215. , В.Б. Новый федерализм для России: институциализация свободы / В. Б. Пастухов // Полис. 1994. — № 3. — С. 10−21
  216. , В.В. Россия. Кризис Федерации: прошлое, настоящее, будущее / В. В. Петров. М.: ДиК, 1999. — 406 с.
  217. , А. Политические и экономические факторы развития регионов / А. Пилясов //Вопросы экономики. 2003. — № 5. — С. 26−32
  218. , Е. Семь проблем федерализма / Е. Примаков // Президент. Парламент. Правительство. 1999. — № 2. — С. 4−9
  219. Проблемы развития российского федерализма: Материалы заседания круглого стола Совета Федерации федерального Собрания Российской Федерации, 4 июня 1996 г. М.: Бином, 1996. — 158 с.
  220. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы / Научно-экспертный Совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М.: Изд. Совета Федерации РФ, 1997.- 149 с.
  221. , М.А. Революция и Федерация / М. А. Рейснер. СПб.: Буква, 1917.-458 с.
  222. , М. О переходе к управлению, ориентированному на результат, на региональном уровне / М. Решетников // Вопросы экономики. -2006. -№ 3.- С. 32−45
  223. , Л.В. О социально-политических рисках и угрозах, связанных с объединением субъектов Федерации / Л. В. Савинов. Электрон, дан. -Казань, 2002. — Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/papers/
  224. , В. Перспективы российского федерализма / В. Семенов, Г. Семенов, М. Овчинников // Российский экономический журнал. 1994. -№ 4−6.-С. 14−22
  225. , В.К. Объединение субъектов Федерации и национальные интересы России / В. К. Сенчагов // ЭКО. 2004. — № 7. — С. 6−29
  226. , В.К. Укрупнение регионов: цели и реальность / В. К. Сенчагов, В. А. Дадалко, A.M. Багин // Федерализм. 2004. — № 3. — С. 35−45
  227. , Е.Я. Политическое участие и политическая ориентация российского населения: методология исследования и прогнозирования: автореф. дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Е. Я. Сергеева. М., 1995. — 32 с.
  228. , В.В. Повышение эффективности социально-экономического развития региона: теория, оценка, интеграционный вектор /В.В. Смирнов // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 10. — С. 19−25
  229. , С.Л. Федерация и регионы России: Договорный процесс / С.Л. Сотник// Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995−1996.-№ 4−1.-с. 35−72
  230. , М. Три этапа развития федерализма в постсоветской России / М. Столяров, Н. Беленко // Федерализм. 2006 — № 3. — С. 33−48.
  231. Стратегии макрорегионов России: Методологические подходы, приоритеты и пути реализации / А. Г. Гранберг, Б. М. Штульберг, В. Н. Кичеджи и др. под ред. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004. — 342 с.
  232. , Е.А. Бурятское национально-культурное возрождение (конец 80-х середина 90-х годов, Республика Бурятия) / Е. А. Строганова. М.: Изд. БГУ, 2001. — 184 с.
  233. Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении: сборник статей и материалов / сост. С. Е. Заславский. М.: Юнити-Дана, 2007. — 190
  234. , Ю.Г. Национальный суверенитетов СССР / Ю. Г. Судницын. -М.: Ганга, 1958.-367 с.
  235. , Э.О. Советский федерализм: пути развития / Э. О. Тадевосян // Коммунист. 1989. — № 13. — С. 61−67
  236. , Г. Новый федералист / Г. Таллок. М.: Axioma, 1993. — 406 с.
  237. , JI.B. Политическое участие в современной России (состояние, особенности, тенденции) / JI.B. Тепляков. М.: Весь мир, 1993. — 149 с.
  238. , В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России / В. А. Тишков // Федерализм. 1997. — № 3. — С. 7−14
  239. А. Демократия в Америке / А. де Токвиль. М: Прогресс, 1992. — С. 118.
  240. , Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно -правовое исследование) / Б. Н. Топорш. М.: Европа, 2001. — 429 с.
  241. , Е.А. Административная кройка и национальное шитье / Е. А. Трифонов // Новое время. 2006. — № 22 — С. 30−41.
  242. , Р.Ф. Бремя пространства как политическая проблема России / Р. Ф. Туровский // Логос. 2005. — № 2. — С. 135−142
  243. , Д. Концептуальные основы федерализма / Тэпс Д. СПб.: Равенство, 2002. — 175 с.
  244. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
  245. , И.А. Конституционные основы современного российского федерализма / И. А. Умнова. М.: Алгоритм Книга, 1998. — 164 с.
  246. , И.А. О феномене договорных отношений в Российской Федерации / И. А. Умнова /Договорные принципы и нормы федеративных отношений в России. М.: Владос, 1999. — 247 с.
  247. , И.А. Современный российский федерализм: состояние и тенденции развития / Умнова И. А. // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. М.: Алаборг, 1999. — 432 с.
  248. , А.В. Противоречия и проблемы современного территориального устройства / А. В. Усягин // Федерализм. 2005. — № 12. — С. 12−29
  249. , М. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты / М. Фарукшин. М.: Юрист, 2004. — 175 с.
  250. Федерализм в России: сб. ст. / под ред. Р. Хакимова. — Казань. — 2001. — 387 е.-
  251. Федерализм власти и власть федерализма / под ред. Н. Н. Кожевникова. -М.: Истина, 1997. 272 с.
  252. Федерализм. Энциклопедия. -М.: Изд-во МГУ, 2000. 527 с.
  253. Федерализм: Энциклопедический словарь. — М.: Вече, 1997. 496 с.
  254. Федерализм: Энциклопедия. М.: Велигор, 2000. — 770 с.
  255. Федеративное устройство России: история и современность. Сборник обзоров и статей / под ред. Сидорова И. И. М.: Адрус, 1995. — 235 с.
  256. Федеративный договор. Издание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М.: Изд. Совета Федерации РФ, 1994. — 149 с.
  257. , Д.А. Социально-политическая безопасность субъекта Российской Федерации (на примере Забайкальского края): дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Д. А. Федотов. Чита, 2008. — 184 с.
  258. , Р. Перспективы федерализма в России / Р. Хакимов // Федерализм: российское и международное измерения. — Казань: Прокат. -2004. 688 с.
  259. , В.А. Бурятское национальное движение 1980−2000-е гг. / В. А. Хамутаев. Улан-Удэ: Изд. БГУ. — 2005. — 121 с.
  260. , В. Развитие бюджетного федерализма: от разделения денег к делегированию полномочий / В. Христенко // Журнал для акционеров. -2002.- № 6. -С. 2−12.
  261. , В. Реформа межбюджетных отношений: новые задачи / В. Христенко // Вопросы экономики. 2000. — № 8. — С. 4−14
  262. , Ф. Федерализм с российским лицом: региональное неравенство, административные функции и региональные бюджеты в России / Ф. Хэнсон // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. — № 2. — С. 23−40
  263. , И.П. Теоретические проблемы образования и развития советского многонационального государства / И. П. Цамерян. — М.: Лениздат, 1973. 596 с.
  264. , Э.В. Влияние типов политических режимов па социальную активность личности / Э. В. Черняк. Казань: Сигма, 1993. — 206 с.
  265. , А.И. Асимметрия субъектов Российской Федерации и ее преодоление / А. И. Чертков // Субъекты Российской Федерации: законодательство, организация власти и управления. М.: РАН ИНИОН, 2000. — С. 15−40
  266. , А.И. Федеральное и региональное законодательство в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: проблема соотношения и гармонизации / А. И. Чертков // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. — № 3. — С. 17−26
  267. , В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В. Е. Чиркин. М.: Айрис-пресс, 1998. — 209 с.
  268. , В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ / В. Е. Чиркин // Государство и право. 1994. — № 8−9. — С. 41−46
  269. , В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ / В.Е.
  270. Чиркин. М.: Вагриус, 1995. — 257 с. i
  271. , О.И. Договор об образовании СССР и современность / О. И. Чистяков // Вестник Московского государственного университета. Серия 11 «Право». 1995. — № 2 — С. 19−28 •
  272. , Т.Н. Этнический фактор реформирования федерализма в современной России (политологические аспекты): дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Т. Н. Чунихина. Краснодар. — 2006. — 178 с.
  273. , Т.М. Национальная политика и национально-государственное устройство Российской Федерации / Т. М. Шамба М.: Кругозор Дали, 2000. -158 с.
  274. , А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения / А. Швецов // Российский экономический журнал. 2006. — № 5−6. — С. 54−68
  275. , B.C. Суверенитет в советском государстве / B.C. Шевцов // М.: Лениздат, 1972.-251 с.
  276. , В. Федерализм как часть американского образа жизни: общая теория и практика // Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа). Под редакцией Р. Хакимова. Казань, 2004.- 224 с.
  277. , Б. Российский федерализм и единство конституционного пространства / Б. Эбзеев // Российская Федерация. 1994. — № 17. — С. 5−9
  278. , Д. Сравнительный федерализм / Д. Элазар // Полис. 1995. — № 5.- С. 30−41
  279. , А.С. Теория федерализма / А. С. Ященко. — Юрьев: Генезис, 1912.-579 с.
  280. , А.С. Что такое федеративная республика и желательна ли она для России? / А. С. Ященко. СПб.: Дашков и К, 1917. — 352 с.
Заполнить форму текущей работой