Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экономических знаний и умений на уроках технического труда в 5-7 классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание качественных товаров и услуг учитывает как существующие, так и перспективные тенденции развития экономики. Практическая работа учащихся в школьных мастерских как умственно-практическая деятельность включает их в наглядно-действенное, наслядно-образное, теоретическое мышление и конкретный труд по изготовлению изделий, реализуемая с помощью совокупности различных методов, приемов… Читать ещё >

Содержание

  • страница
  • Глава I.
    • I.
  • Глава 2.

Педагогические требования к содержанию экономических знаний и умений на уроках технического труда в 5−7 классах Роль экономической культуры в развитии человека в современных условиях Учебно-практические задания, отражающие закономерности технологических процессов обработки материалов — основа развития социально-экономической подготовки Психолого-педагогические основы формирования у школьников экономических знаний и умений в системе учебно-практических заданий

Экспериментальная проверка форм и методов обучения учащихся 5−7 классов экономическим знаниям и умениям средства, методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе формирования экономических знаний и умений

§ 2. Опыт применения активных методов обучения в ходе формирования экономических знаний и умений на уроках технического труда

Формирование экономических знаний и умений на уроках технического труда в 5-7 классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономически©преобразования, проводимые в стране, кардинально изменяют социально-экономические условия жизни нашего общества, выдвигают новые требования к образовательным учреждениям в плане подготовки молодежи к самостоятельной жизни в условиях рынка.

Современное образование ориентируется, прежде всего на потребности личности учащегося, его свободное развитие и самоопределение. В современных условиях должен преобладать подход, ориентированный не столько на то, чтобы общество или производство получили профессионально мобильного работника, сколько на то, чтобы сам человек себя чувствовал внутренне свободно, комфортно в условиях технически высокоразвитого общества.

В настоящее время производство достигло нового этапатехнологического, когда превалирует приоритет способа над результатом деятельности с учетом последствий ее социальных, экологических, психологических, эстетических и прочих факторов. Поэтому каждому человеку необходимо быть способным комплексно подходить к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) из многих альтернативных вариантов к оценке результатов своей деятельности. Обязательным атрибутом разнообразных сфер научно-финансовой деятельности становится технология как рациональный способ деятельности по достижению целей путем применения научных знаний на практике.

В связи с этим в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России включена образовательная область «Технология», основная цель которой заключается в том, чтобы заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в но.

Bux экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, создание основы для осознанного самоопределения в будущей профессиональной карьере.

Основу образовательной области «Технология» составляет трудовое и профессиональное обучение. Ведется подготовка вариантов экспериментальных программ по трудовому обучению, разрабатываются учебно-методические пособия /46, 88, 142 и др./. Сохраняется политехническая, практическая, развивающая и профориентаци-онная направленность содержания трудового обучения.

Проблемам, связанным с обоснованием содержания образовательной области «Технология» посвящены работы М.й. Изотова /46/, В. М. Казакевича /49/, М. Б. Павловой /88/, ЮЛЛотунцева /142, 143/и др.

Принципиальные положения, на которых основывается современное содержание политехнического образования, рассматривается в трудах П. Р. Атутова /10, II, 85, 95, 135/, С. Я. Ватышева /16, 17/, Ю. К. Васильева /23, 24, 91/, В. А. Полякова /134/, М. Н. Скаткина /125, 126/, С. М. Шабалова /147/ и других ученых.

Современное понимание содержания политехнического образования в системе технологической подготовки учащихся усиливает его возможности для развития личности школьника. Политехническое образование предусматривает обеспечение преобразовательной (технологической) деятельности, расширяет основу выявления личностью своего «Я», своей сущности.

В программах трудового обучения, по которым в настоящее время работают школы, содержится значительный материал по рациональной организации рабочего места, планированию работ, организации современного производства и экономике.

Программы предусматривают взаимосвязь производственно-технологических и экономических знаний школьников. Особое место в свете осуществляемых в стране экономических реформ в трудовой подготовке занимает социально-экономическая подготовка.

Под социально-экономической подготовкой понимается процесс и результат усвоения учащимися элементарных экономических, социальных, правовых и нравственных категорийдостаточно целостное представление о сути производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благформирования экономического мышления и опыта нравственного поведениявключение в социально-экономические отношения и практическую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей личности и общества /1X7, с.4/.

Вопросы экономической подготовки школьников, как специальный предмет исследования, в настоящее время в педагогической науке занимает не последнее место. Разрабатываются теоретические основы, этапы, методы, формы и средства экономической подготовки.

Решению проблем, связанных с экономической подготовкой, посвящены труды Н. П. Блонского /19/, А. С. Макаренко /167/, В.А. Су-хомлинского /131/, С. Т. Шацкого /149/, других ученых педагогов, которые раскрывали пути практического осуществления экономического образования и воспитания молодежи для своего времени.

Проблемам, связанным с процессами формирования у школьников общетрудовых и специальных знаний и умений, особенностям мышления учащихся в процессе трудового обучения посвящены работы Т. В. Кудрявцева /56, 87/, Л. А. Пономарева /99/, В. Д. Попова /101, 102/ и других ученых.

Многие ученые /А.Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, М. Н. Скаткин, С. М. Шабалов и др./ в своих исследованиях /3, 4, 5, 18, 23, 24, 57, 68, 75, 122, 125, 147 и др./ связывают экономическую подготовку в школе с осуществлением политехнического образования.

В научно-методических работах Л. И. Галкина /30/, В. В. Давыдова /37/, А. В. Мавзутова /66/, М. И. Пахмутова /71/, К. Я. Мунтяна /74/, Г. А. Рудика /116/ и других рассмотрены возможные формы, методы обучения учащихся экономическим знаниям и умениям.

Пути совершенствования экономической подготовки в рамках трудового обучения раскрыты б работах И. И. Зарецкой, В^А. Каль-ней, В. А. Полякова, А. С. Прутченкова, И. А. Сасовой /98, 105, 109, 117, 120, 135 и др./.

Вместе с тем следует отметить, что «Технология», как образовательная область, вводится впервые в учебный план общеобразовательной школы. Поэтому многие ее проблемы требуют научного обоснования.

Прежде всего нуждается в уточнении минимальный перечень обобщенных трудовых умений и соответствующих им знаний, обеспечивающий вхождение учащихся в трудовую деятельность в новых условиях. Среди них большое внимание должно быть уделено вопросам экономики.

Учитывая комплексность проблемы технологической подготовки, которая обеспечивает взаимосвязь различных составляющих: техники, технологии, экономики, экологии, организационной деятельности человека в производстве, вопросы экономики должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с техпнологическими процессами изготовления изделий.

Отим проблемам не уделялось должного внимания в научно-методической литературе, что и послужило основанием для выбора диссертационного исследования на тему: «Формирование экономических знаний и умений на уроках технического труда в 5−7 классах» .

Цель исследования заключается в обосновании и экспериментальной проверке содержания, путей и средств экономического образования и воспитания учащихся на уроках труда. Объектом исследования является трудовая и экономическая подготовка учащихся.

Предмет исследования: процесс формирования экономических знаний и умений на уроках труда в 5 — 7 классах.

В качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что экономическое образование и воспитание учащихся будет более эффективно, если:

— содержание экономических знаний и умений будет отражать актуальные экономические законы и закономерности;

• обучение экономическим знаниям и умениям будет осуществляться во взаимосвязи с технологическими знаниями и умениями;

— будут использованы активные методы обучения: деловые игры, технологические задачи и задания с экономическим содержанием.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Обосновать основные направления совершенствования трудового обучения в 5 — 7 классах, как составной части образовательной области «Технология» .

2. Определить содержание экономических знаний и умений, связанных с изучением техники и технологических процессов изготовления изделий.

3. Выявить наиболее эффективные средства формирования экономических знаний и умений на уроках труда.

Экспериментально проверить разработанные содержание и методические средства экономического образования и воспитания учащихся.

Методологической основой исследования являются:

— материалистическая диалектика как метод познания;

— материалистическое понимание определяющей роли труда во всестороннем развитии личности;

— идеи политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом;

— фундаментальные психолого-педагогические исследования о развитии мышления школьников;

— концепция трудовой подготовки молодежи в системе непрерывного образования;

Для решения посталенных задач применялись следующие методы исследования:

— изучение научной, методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования;

— анализ тенденций научно-технического прогресса и его влияние на систему образования;

— анализ учебных программ по трудовому обучению;

— наблюдение за учебным процессом, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент;

Исследование осуществлялось в три этапа:

Нерв ы й этап ч199I-1992 г.) посвящен изучению и анализу научно-педагогической литературы, методических, психологических работ по теме исследованияанализ учебных программразработка плана и методики исследования;

Второй этап (1992;1994 г.) — проведение констатирующего эксперимента по определению уровня овладения экономическими знаниями и умениями школьников на уроках технического труда в 5 — 7 классахпроведение формирующего эксперимента.

Третий этап (1994;1995 г.) — анализ данных эксперимента, оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено содержание технико-технологических знаний и уменийотражены требования современных социально-экономических условий развития обществаакцентировано внимание на общности структуры различных технологических процессов обработки материалов и возможности обучения на ограниченном количестве видов технологических процессов, обоснованы критерии и возможная структура взаимосвязи технико-технологических и экономических знаний и умений.

2. Обоснованы требования к отбору содержания учебного материала по экономическим вопросам на уроках технического трудаучтены актуальные экономические законы, регулирующие производство товаров, их потребление и обменотражена взаимосвязь технико-технологических и экономических знаний и умений, соответствие формируемых экономических знаний и умений политехнического характера трудовым функциям деятельности людей современного производства.

3. газраоотыны средства и методы, обеспечивающие развитие у школьников экономического мышления с одновременным выполнением учебно-практических заданий, направленные на повышение уровня самостоятельности учащихся в решении проблем, поиске необходимых знаний, их систематизации, выработки собственных мыслительных стратегий решения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложена теоритически обоснованная и экспериментально проверенная методика формирования экономических знаний и умений в системе технологической деятельности на уроках технического труда в Ъ — 7 классах.

Внедрение результатов исследования.

Разработанные в диссертации содержание учебного материала и методические рекомендации внедрены в практику работы средних общеобразовательных заведений Вологодской области: школа № 7 г. Череповца, школа № I и школа-гимназия г. Устюжны.

Апробация работы.

Ход и основные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях лаборатории трудового обучения учащихся I — 9 классов НИИ Профессионального самоопределения молодежи РАО, на областных научно-практических конференциях (1989, 1992 год), на методических комиссиях учителей трудового обучения Устюженского района Вологодской области.

На защиту выносятся:

1. Требования к отбору содержания учебного материала по экономике, основанные на требованиях социально-экономического развития общества, взаимосвязи технико-технологической с экономической подготовкой учащихся, соответствии формируемых экономических знаний и умений трудовым функциям людей современного производства.

2. Совокупность форм и методов обучения, способствующая формированию, на основе технико-технологического обучения, экономических знаний и умений, заключающаяся в проблемно-поисковой деятельности учащихся по выбору способа действия, выполнению системы учебных заданий, направленных на развитие экономического мышления, увеличение самостоятельности школьников в решении проблем, поиске необходимых знаний и их систематизации, выработке собственных мыслительных стратегий решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое исследование и экспериментальная проверка в школе позволили определить принципиальный подход к организации социально-экономической подготовки в трудовом обучении учащихся 5−7 классов.

1. Характерной чертой современного развития сфер научно-организационной деятельности (включая сферу материального производства) становится технология, как рациональный способ деятельности по достижению целей путем применения научных знаний на практике. Ори этом подлежат учету социальные, экологические, психологические, эстетические и другие факторы деятельности. Поэтому, основой предметного содержания стандарта образовательной области «Технология» становится научение школьников создавать потребительные стоимости.

Создание качественных товаров и услуг учитывает как существующие, так и перспективные тенденции развития экономики. Практическая работа учащихся в школьных мастерских как умственно-практическая деятельность включает их в наглядно-действенное, наслядно-образное, теоретическое мышление и конкретный труд по изготовлению изделий, реализуемая с помощью совокупности различных методов, приемов и дидактических средств обучения. при этом в процессе практических работ целесообразно проводить направленное формирование у учалдехся совокупности знаний и умений по технике, технологии и тесно взаимосвязанными с ними знаний и умений по экономике.

2. В содержательном плане экономические знания и умения учитывают изменения, происходящие в социально-экономической сфере общества, экономические знания о производстве и труде, умения организационно-экономической деятельности, экономические отношения по поводу производства и труда, уровни экономических знаний и умений. Отбор содержания экономических знаний и умений, связанных с изучением техники и технологических процессов изготовления изделий в 5 — 7 классах возможен на основе следующих дидактических требований:

— обобщенность понятий ;

— доступность для усвоения учащимися ;

— соответствие предмету экономики ;

— соответствие главным направлениям научно-технического прогресса ;

— возможность установления взаимосвязей с основами наук ;

— обобщенность практических действий, возможность их переноса в другие виды деятельности ;

— насыщенность действий учащихся разнообразными производственными функциями ;

Формирование экономических знаний и умений ведется с учетом реализации дидактического аспекта в методике трудового обучения — организации обучения через введение экономических понятий, формирование первоначальных знаний и умений, закрепление и развитие экономических знаний и умений.

В работе дан обоснованный перечень экономических понятий и соответствующих понятийных определений, которые с каждым годом обучения углубляются, расширяются, уточняются, постоянно приближаясь к стандартным.

Исследование позволило выявить пути изучения современных экономических законов и закономерностей, касающихся сферы производства, распределения и потребления, а также пути формирования экономических умений школьников в процессе практических работ по изготовлению изделий из древесины на уроках технического труда в 5−7 классах.

Определены педагогические условия осуществления системы практических работ: реализация политехнической, развивающей и воспитывающей направленности обучения — обеспечение возрастающей сложности заданий и их доступности для учащихся — осуществление поэтапного формирования, закрепления и развития экономических знаний и навыков школьников, их экономического мышления и культуры трудасистема практических работ должна быть разработана по теме или разделу изучаемого материала, содержать элементы мотива-ционного воздействия на учащихся.

От вида обнекта труда, последовательности его изготовления во многом зависит эффективность формирования у школьников экономических знаний и умений. Поэтому для выбора об" екта труда следует использовать систему изделий, основанную на конструктивных особенностях их основных деталей и соединения их между собой, а также применять обобщенную структуру технологических процессов по изготовлению изделий, позволяющую проводить обучение на ограниченных видах изделий.

В исследовании приводится обобщенная структура технологических процессов по изготовлению изделий, которая состоит: выбор материала, получение заготовки, разметка изделия, получение формы, контроль качества, сборка изделия, отделка изделия. Определено содержание экономических знаний и умений, связанных с изучением техники и технологических процессов изготовления изделий на уроках технического труда в 5 — 7 классах.

Основа содержания экономического обучения нами выявлена как совокупность у учащихся знаний: природы и сущности экономических процессов производства, распределения, обмена, обращения, потребления и накопления — видов связей, взаимодействий и отношений, возникающих в ходе этих процессов — основных экономических зависимостей и формул, выражающих связи между экономическими показателями: выручкой, доходами, издержками, ценой, прибылью, рентабельностью, заработной платой, аммортизацией — структуры и организации деятельности предприятия, сущности и содержания производственной деятельности предприятия (на примере школьной мастерской), его хозяйственных и финансовых связей, формирования и распределения денежных доходов, знания технологии производства изделий — Умений: применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации — рассчитывать основные экономические показатели на основе имеющейся информации — воспринимать содержание экономической информации, излагаемой в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчетах и справочниках, используемой в средствах массовой информации — формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством, вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов.

3. Экспериментальная проверка содержания обучения позволила выявить совокупность методов, приемов и дидактических средств обучения.

Возможность свободного профессионального самоопределения школьников обусловила необходимость сохранения политехнической направленности обучения школьников экономике, прежде всего, путем применения методов и форм обучения, стимулирующих познавательную активность учащихся в ходе выполнения ими практических работ.

В процессе обучения экономике внимание учащихся обращалось на выявление проблемных ситуаций и формирование проблем, связанных с изучением и оценкой эффективности существующих технологических процессов, принятием решений об их модернизации с целью лучшего обеспечения потребностей — с поиском и определением потребностей, еще не обеспеченных или обеспеченных не в полной мере, и выявлением сиосооов и средств их удовлетворения.

Роль учителя в процессе обучения экономике заключалась в управлении процессом поэтапного разрешения проблемных ситуаций, прежде всего, в эвристическом управлении процессом генерирования решений с использованием дозированных подсказок разной формы — и повышении степени самостоятельности учащихся в разрешении проблем (самостоятельный поиск и усвоение различных знаний) — в побуждении к осуществлению исследований, выработке собственных стратегий решения, в учете интересов учащихся при отборе изготовляемых объектов труда.

В исследовании предложена совокупность задач и заданий, направленных на изучение экономических явлений, в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров. Также рассмотрены проблемы, связанные с применением деловых игр на уроках технического труда в плане экономической подготовки — предложены конкретные деловые игры к использованию.

В работе раскрыты условия осуществления воспитательного аспекта в ходе социально-экономической подготовки учащихся на уроках технического труда — через организацию воспитания у них элементов экономической культуры труда при изготовлении изделий из древесины.

Экономическая культура труда у школьников рассматривалась нами как интегрированный показатель, включающий нравственные и деловые качества личности (ответственное отношение к процессу и результатам труда, точность и аккуратность, дисциплинированность, бережное отношение к оборудованию, экономное расходование материалов и энергии — умение правильно организовать рабочее место, соблюдать технологическую дисциплину, рассчитывать основные экономические показатели и др.).

Основными средствами воспитания у учащихся экономической культуры труда были: формирование понятий по организации и экономике производства, анализ изучаемых технологических процессов, отдельных технологических операций, переходов, приемов работы, систематический контроль за процессом и результатами практической работы школьников.

Кроме того, использовались воспитательные методы и приемы — убеждение, сравнение результатов, моральное и материальное поощрение, порицание и др.

Эффективность экспериментальной методики формирования экономических знаний и умений у учащихся 5−7 классов подтверждены и результатом математической статистики. Подтверждается рабочая гипотеза данного исследования. Формирование экономических знаний и умений у учащихся будет более эффективно, если:

— содержание экономических знаний и умений будет отражать актуальные экономические законы и закономерности;

— обучение экономическим знаниям и умениям будет осуществляться во взаимосвязи с технологическими знаниями и умениями;

— будут использованы активные методы обучения: деловые игры, технологические задачи и задания с экономическим содержанием.

Практические рекомендации, вытекающие из выводов исследования, будут способствовать повышению качества трудового обучения и воспитанию школьников, самостоятельному выбору профессии, подготовки их к жизни в современных условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Влияние экономической подготовки на воспитание у будущих рабочих ответственности за выпуск продукции высокого качества/ на материалах профессионально-технических училищ швейного профиля/: Автореф.дис. канд.пед.наук. — М., 1977.-19 с.
  2. Аксакалова ГЛ1. Воспитание школьников в процессе изучения факультативного курса «Основы экономически важных отраслей народного хозяйства»: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1977. — 21 с.
  3. Аменд А.#. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: Автореф.дис. канд. пед.наук.-Челябинск, 1975 29 с.
  4. Аменд А.#., Рябинина Н. П., Мочалова В. Т. Экономическое воспитание учащихся: Метод.рекомендации.-Челябинск: йзд-во ЧГПМ, 1982, 41 с.
  5. А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся 5 IX классов: Учеб. пособие-Челябинск: изд-во ЧГПИ, 1988.- 164 с.
  6. А.Ф. Нормирование труда учащихся в школьных мастерских как средство повышения эффективности обучения /обработка металла, 1У-У1 кл/: Автореф.дис. канд.пед.наук г-М., 1980.- 22 с.
  7. Антология педагогической мысли: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке /Сост. К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов.-М.: Высшая школа, 1988. 446 с.
  8. Арефьев И. Г1. Опыт подготовки студентов к экономическому воспитанию школьников// Педагогика. 1992. № 11−12.- с.59−61.
  9. А.Г. Психология личности,-М.: Изд-во МГУ, 1990- 376 с.
  10. И.Р. Политическое образование школьников в современных условиях М.: Знамя, 1985.- 196 с.
  11. И. Атутов П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудовогообучения с основами наук: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  12. Базисный учебный план общеобразовательной школы.- М.: МОРФ, 1993. 35 с.
  13. Н.А. Формирование у учащихся старших классов умений по экономике сельскохозяйственного производства /на материалах деятельности ученических производственных бригад/: Автореф.дис. канд.пед.наук.-Киев, 1985. 18 с.
  14. И.С., Луков В. В. Школа бизнеса.-М.: Издательство «Станки», 1992, 128 с.
  15. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики М.: Педагокика, 1981, — 192 с.
  16. Батышев С. Й, Формировать у школьников конструкторско-тех-нологическое мышление// Школа и производство, 1995, 13с. 17−19.
  17. А.К. и др. Российский стандарт трудового обучения в 1 II классах общеобразовательной школы// Школа и производство. 1994. № 3. С.21−28.
  18. II.П. Трудовая школа// Избр.пед. и псих.соч.: в 2 т.-М.: Изд-во АПН СССР, 1979. T. I 304 с.
  19. л.С. Перестройка экономического мышления.- М.: Политиздат, 1990 270 с.
  20. Д.В., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М.: Просвещение, 1949, 279 с.
  21. Большая Советская Энциклопедия // Гл.ред.Прохоров A.M. -М., Советская энциклопедия, 1976. Т. 25 640 с.
  22. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика. 1983. — 96 с.
  23. Ю.К., Сасова И. А. Экономическое образование и воспитание подрастающего поколения /школьников/ // Советская педагогика. 1988. — jfc I — с.30−96.
  24. О.В. Пдегогические условия экономического воспитания учащихся 8−9 классов общеобразовательной школы в процессе становления рыночных отношений/ на примере трудовой подготовки/. Дис. канд.пед.наук.-Екатеринбург, 1993. 180с.
  25. Н.В. Сто страниц о бизнесе. М.: Педагогика, 1991. — 1X8 с.
  26. А., Зуев В. Экономические кадры для народного образования // Экономические науки. 199I. — № 6 — С. 115.
  27. Выбор сферы трудовой деятельности школьников во внеурочное время: Методические рекомендации / АПН СССР, НИИ трудовой подготовки и профессиональной ориентации. М.: АПН СССР, 1991. — 67 с.
  28. Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений.-П.: Просвещение, 1982. Т.2 с. 5 — 361.
  29. Д.И. Исследование путей активизации творческой деятельности школьников на уроках технического труда /в 7−8 кл./: Автореф.дис. канд.пид.наук.-М., 1977. С.26
  30. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий».-М.: Просвещение, 1965, 121 с.
  31. II.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР. -М., 1959, т. I — 442 — 444 с.
  32. A.M. Использование межпредметных связей при изучении экономических знаний: Автореф.дис.. канд.пед. наук.-Баку, 1990, 17 с.
  33. А.Л. «Технология»: Каким быть новому предмету? // Школа и производство. I994.-& 2. с. 79.
  34. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  35. Т.В. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников /в системе повышения квалификации/: Автореф.дис. .канд.пед.наук.-М., 1991. 17 с.
  36. В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.-Педагогика, 19ао.
  37. С.А. Социально-экономическая подготовка учащихся ПТУ к труду в подрядной бригаде /на материалах курсов политэкономии и «Основ экономических знаний"/: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-Казань, I960. — 17 с.
  38. З.ф., Козловцев #.Л. Экономическое воспитание в ученической производственной бригаде // Школа и производство». 1990 3. с.62−63.
  39. Д.П., Ханин М. Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения /из опыта работы/:
  40. Пособие для учителей труда. М.- «росвощение, 1У79. — Шс.
  41. В.И. Экономика образования, проблемы реальны*» и м""имыо, // Педагогика. 19 923−4. с.3−11.
  42. Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика., 1975. — 440 с.
  43. Занятие по техническому труду: пособие для учителей труда 5−6 кл. / Под ред. Тхоржевского Д. А. М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  44. З.Ф. Решение конструкторских задач на занятиях в школьных мастерских как средство формирования конструкторских знаний и умений: Автореф.дис. канд.пед.наук.-М., 1970,-19 с.
  45. Игры интенсивного обучения / Под ред. Петрусинского В. В. -М.: Прометей, 1991, 219 с.
  46. М.И. О содержании курса «Трудовая технологическая подготовка /на основе технического труда/. // Школа и производство. I994o? I. с. 87 — 93.
  47. И.Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-Свердловск, 1972, 33 с.
  48. Кабанова-Меллер ii.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981, — 96 с.
  49. Казакевич 3, М. О проекте Российского стандарта образовательной области „Технология“ // Школа и производство. -1994.-№ I с. 4−0.
  50. В. Экономические знания учителю и учащимся // Советская педагогика. 1991. -17- с.144−145.
  51. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1957, — 303 с.
  52. В.В., Симоненко В. Д. Общественно-полезный производительный труд учащихся. М.: Просвещение, 1980. — 174 с.
  53. Краткий словарь-справочник /Будылкин Г. И., Малыгин Ю. М. и др.: Под ред.Ю. М. Малыгина М.: Агропромиздат, X99I. -95 с.
  54. М.М., Крюкова Л. И. Принцип отражения экономической действительности в деловых играх. М.: Наука, 1988.205 с.
  55. Кудратов 1.К. К проблеме воспитания экономического мышления учащихся //Математика в школе. 1986.-№ 5 — с.35−36.
  56. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
  57. Л.И. Экономическое образование и воспитание школьников. М.:Просвещение, 1987. — 108 с.
  58. B.JS. Обучение школьников планированию технического труда. Минск.: Народная асвета, 1978. — НО с.
  59. Ла Лев. Экономическое воспитание школьников в процессе обучения решению задач с практическим содержанием.: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-Алма-Ата, 1975, 25 с.
  60. А.л. Введение в рыночную экономику: курс лекций.- М.: X99I. 134 с.
  61. А.Б. Деловая игра „Рыночная активность“ // Школа и производство. 1994.-& 3. — с.18−20.
  62. А.В. Методические основы подготовки студентов общетехнических факультетов педагогических институтов к экономическому образованию и воспитанию учащихся сельских школ: Автореф.дис.. канд. пед. наук.-Ташкеит,-1990. 17 с.
  63. И.Я. Структура учебно-воспитательного процесса // Советская педагогика. 1990.-& 12 — с. 72 — 75.
  64. И.В. Экономика без тайн: Учебник основ экономических знаний для учащихся 9 XX классов общеобразов.шк., профессион.-техн.училищ и техникумов. — М.: Дело, 1993.- 35Х с.
  65. К.А., Рабальский В. Н. Методы активного обучения Киев: Выща шк., 1985.
  66. А.В., Антюшкин И. З. Методы активного обучения: Методические рекомендации.-М.: УМЦ ССО, — 1990. 27 с.
  67. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: в 7 т. М, 1968. т.Х. — 588 с.6о. Малышев М. Л. Экономическое воспитание учащихся 9−10 классов в процессе производительного труда: Автореф.дис.. канд. пед. наук- М., 1982. 16 с.
  68. P.P. Взаимосвязь технико-технологической и экономической подготовки учащихся старщих классов как средство повышения эффективности трудового обучения: Автореф.дис.. канд. пед. наук.-М., 1995.-16 с.
  69. I.Р. Экономическая подготовка учащихся 5−7 классов сельских школ в процессе трудового обучения и его соединения с производительным трудом: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Ташкент, 1990. 17 с.
  70. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  71. И.П. Некоторые экономические вопросы в воспитании учащихся средней общеобразовательной школы: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-Челябинск, 1967. 16 с.
  72. Методика трудового обучения /Под ред. д.А.Тхоржевского -М.: Просвещение, I98X, 260 с.
  73. К.А. К познанию рыночной экономики через труд // Школа и производство.^1991.^-$ Ь, с. 26 — 27,
  74. Н.А. Формирование у учащихся 5−7 классов технологических знаний и умений в процессе трудового обучения с повышенным техническим уровнем: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1991 16 с.
  75. Д.Ш., Моргенштерн 0. Теория игр и экономическое поведение. М.- Наука, 1970. — Y07 с.
  76. А.С. Экономическое воспитание в сельской школе. -М.: Просвещение, 1989. 206 с.
  77. А.С. Экономическое образование школьников. -М.: Просвещение, 199I. 126 с.
  78. A.M. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). М.: Педагогический поиск, 1994. — 146 с.
  79. J.M. Экономическое воспитание учащихся в училищахпрофессионально-технического образования как педагогическая проблема: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1976. 26 с.ol. Об"екты труда школьных мастерских /сост. Поляков А. А.,
  80. А.А., Евграфов В. Ф., Подвалов A.M. М.:Педагогика, 1971. — 176 с.
  81. Общая психология: Учебник для вузов / под общ.ред.Богословского В. В. М.: Просвещение, 19уХ. — 3"3 с.
  82. ЬЗ. Ожегов С. И. Словарь русского языка: йзд-е 10-е Стереотипное. М.: Советская энциклопедия, 1973. — 764 с.
  83. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, I960, — 2ра с.
  84. Организация общественно-полезного: производительного труда школьников / П. Р. Атутов, И. И. Колисниченко, Н. В. Савельева и др. М.: Педагогика, 1989, — 159 с.
  85. Основы экономических зьаний: Учебник для средних профессионально-технических училищ и подготовки рабочих на производстве / А. Ф. Румянцев, А. А. Баранов, А. М. Матвеев и др.: Под общей редакцией А. Ф. Румянцева. М.: Экономика, 1987. -221 с.
  86. Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения/ „од ред. Т. В. Кудрявцева. М.: Пидагогика, 1У70, — 336 с.
  87. М.Б. О проектном подходе к разработке содержания предмета „Технология“ // Школа и производство. 1993 5 с. 43 45.
  88. А.Я. Подготовка студентов к экономическому воспитанию учащихся // Советская педагогика. Ху90г & I.-с.89−99.
  89. Иачикова 1.11. Педагогические условия и средства экономической подготовки социального педагога в иед. вузе: Дис.. канд.пед.наук.--М. 1993.- 1У с.
  90. Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. /Под ред.Ю. К. Васильева, Й. А. Сасовой.- М., 1936. 205 с.
  91. Ф. Рынок и новая система образования // Экономические науки. 1991. № 2 — с. 15.
  92. Повышение познавательной активности учащихся в обучении /йод ред.И. Т. Огородникова: МГПИ.М., 1972. 184 с.
  93. С.И. Об"екты общественно-полезного, производительного труда учащихся: Пособие для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  94. Политехническое образовани и всестороннее развитие личности школьника /Под ред. П. Р. Атутова М.: Педагогика, 1984.- 128 с.
  95. Политехнический словарь /Редкол.: А. Ю. Ишлинский /гл.ред./ и др. М.: Советская энциклопедия, 1989, — 656 с.
  96. Ю. Как воспитать любовь к труду?: Перевод с немецкого. М.: Педагогика, 1985, — с.64
  97. В.А., Сасова И. А. Экономическая подготовка школьников // Школа и производство. 1994.-f 6. с.5−9.
  98. Я.А. Технология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  99. Л.Н. Экономическая культура /сущность, направление, развития/-М.: Мысль, 1989. 269 с. ХОХ. Попов В. Д. Экономическое сознание: Сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. — М.: Мыоль, 1981, -239 с.
  100. Х02. Попов В. Д. Экономика плюс педагогика. М.: Молодая гвардия, 1986, — ХОЗ с.
  101. Проблемы политехнического образования школьников и их подготовки к труду в современных условиях /сборник научных статей/ Т. А. Василькова и др.-М.: Изд-во АПН COUP, 1991.- 117 с.
  102. Программы трудового обучения в 5 7 классах городской и сельской школы // Школа и производство. 1986.→ I, — с. 13−34.
  103. Прутченков А. С, Райзберг Б. А., Шемякин Б. И. Рынок? Рынок. Ура! Рынок!: Сборник игр, тестовых и конкурсных заданий, задач, кроссвордов. М.: Новая школа, 1994.- 64 с.
  104. Прутченков А, С. Деловая игра как средство экономического воспитания школьников // Школа и производство, 1991.-$ 10.- с.60−62.
  105. А.С. Школьникам систематизированные знания по экономике // Школа и производство. 1994 г $ X — с.9−12.
  106. Д.И. Филосовская азбука бизнеса // Вопросы философии. 1991.-№ 3. с. 41.
  107. .А. Введение в экономику. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. -М.: Малое предприятие „Новая школа“, 1992. 140 с.
  108. .А., Прутченков А. С. Введение в экономику. Основы экономики и предпринемательства. Основы бизнеса. Учебные программы курсов для оощеобразовательйых школ, лицеев, гимназий, колледжей. Москва, 1993.
  109. ПЗ. Рейдерман Р. Д., Житомирский ii.il. Экономические расчеты на производстве и в народном образовании: Метод. рекомендации для проведения факультативных занятий. Свердловск, 1984. — 25 с.
  110. В.К., Шемякин Б. П. Методика экономического воспитания школьников: Учебн. пособие по спец, курсу для студентов педагогических институтов.-М.: Педагогика, 1985. 125 с.
  111. Н.И. Школьникам профессиональные экономические знания // Школа и производство. 1991.-$ 5. — с.26−27.
  112. Г. А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов: Методические рекомендации. ВНМц. М.: Издательство ВНМД, 199I. — 60 с.
  113. На. Сасова ИД., Третьякова Д. Р. Изучение раздела „Экономика семьи и домашнего хозяйства"//Школа и производство. 1993.$ 5.-C.6Q.
  114. И.А., Алексеев А. В., Вонтелева Г. А. Краткий словарь рыночной экономики // Школа и производство. 1994. $ 1−2с.17 21.
  115. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования: Автореф.дии.. д-ра пед.наук.-М.- 1989. 36 с.
  116. И.А. Экономическое воспитание учащихся в проссе трудовой подготовки // Содержание трудового воспитанияшкольников. М.: Педагогика, 1989. — с.80−89.
  117. Сасова И.А.“ Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки.-М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  118. В.В. Формирование у учащихся готовности к трудх М.: Педагогика. 1988. 191 с.
  119. В.Д. Рыночная экономика и подготовка учителя труда // Ш^ола и производство. 1992.-Л? 2-е. 5−8.
  120. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1971. — 301 с.12§-. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики“ М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  121. Е.В. Взаимосвязь трудового и экономического воспитания школьной молодежи / Социально-психологический аспект /: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1989,-21с.
  122. Соболева Е. Н» Экономическая подготовка учащихся школ как фактор формирования новой рабочей силы в условиях развитого социализма: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.: 1985.-*21 с.
  123. Сокольская С, Б. Деловая игра с использованием ЭВМ в экономической подготовке старшеклассников // Школа и производство. 1990. № 5 — с.18−19.
  124. В.П. Экономическое образование старшеклассников в системе их политехнической подготовки /на уроках трудового обучения/: Автореф.дис.канд.пед.наук. М.: 1986.17 с.
  125. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. -270 с.
  126. В.А. 'окономическое воспитание старшеклассников во взаимодействии школы, семьи и общественности: Автореф. дио.. канд.пед.наук.-М., 19ЬУ. 19 с.
  127. Тощенко К.11., Бойков В. А. Перестройка экономического сознания: Методология и опыт социологического исследования. М.: Наука, 1987. — с.159−169.
  128. Трудовая подготовка школьников в CCUP и СФРЮ /П.Н.Андрианов, и.И.Бабкин, А. К. Бешенков и др.: Под ред.В. А. Полякова, С. Безданова- М.- Просвещение: Белград: Завод на Уджбенике и наставна средства, 1985. — 311 с.
  129. Трудовая подготовка школьников /П.Р.Атутов, В. А. Кальней, С. У. Калюга, И. Д. Чечиль, Под ред.II.Р.Атутова, Киев: Ред.шк. 1987, — 225 с.
  130. Трудовое воспитание и политехническое обучение. Краткий Словарь Для учителя. /Под ред. М. Н. Скаткина и В.А.Полякова-М.: Просвещение. 1968. 480 с.
  131. К.А. Современное экономическое мышление.-М.: Политиздат, 1986. 239 с.
  132. Умом и сердцем: Мысли о воспитании /Под общ.ред.Н. И. Монахова.- М.: Политиздат. 1980. 383 с.
  133. Упражнения и задания для уроков труда в 5 7 классах: Методрекомендации /Под ред.В.И.Качнева- М.: Изд-во АПН СССР, 1984. — 44 с. 140. философский словарь /Под р"д. М.М.РоЗенталя.-М.: Политиздат, 1975. 496 с.
  134. Л.П. Экономической воспитание учащихся 5−9 классов в процессе общественно-полезного труда: Автореф.дис.. канд.пед.наукг М., 1986.- 17 с.
  135. ЮЛ., Симоненко В. Д. и др. О содержании нового учебного предмета «Технология» // Школа и производство. 1993.—$ 4. с.6−11.
  136. Ю.Л., Симоненко В. Д. и др. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство. I994.-I 4. -с.34.
  137. З.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983* - 239 с.
  138. С.А. Экономическая подготовка старшеклассников в школьном хозрасчетном об"единении: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1992,-18 с.
  139. .Ю. Экономическая подготовка подростков в процессе технической деятельности во внешнешкольных учреждениях: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1994,-18 с.
  140. С.М. Политехническое обучение.-М.: !Лзд-во АПН РСФСР, 1956. 728 с.
  141. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982, — 208 с.
  142. С.Т. Избранные педагогические сочинения. И.: Педагогика, 1989, 304 с.
  143. .II. экономическое воспитание старших школьников как педагогическая проблема: Автореф.дис.. канд.пед. наук.-М., 1978.-19 с.
  144. .П. Экономическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1986. — 96 с.
  145. А.П. Организация экономического образования и воспитания учащихся. Киев: Радянска школа, 1987. — 128 с.
  146. II.Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993. — 154 с.
  147. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, Х986. — Х44 с.
  148. Х55. Экономическое воспитание учащихся: Методические рекомендации // Бюлл. Гособразование СССР, Сер.Да. к. воспитание и общ. сред. образования, Х99Х.~$ 8. с.32−40.
  149. Х56. Экономика и рынок: Словарь для школьников /Сост. М.А.Гала-гузова, А. В. Контарь, Л. И. Пашкова, Екатеринбург, Х993, — 97 с.
  150. Х57. Эсаулов А. Р. Психология решения задач. М.: Высшая школа, Х972. — 231 с.
  151. Х58. Яровой И. Н., Малюта Н. Т., Рабанцев В. Н, Сборник задач по техническому труду. М.: Просвещение, 1976. — Х36 с.
  152. И.Н. Подбор и решение технических задач // Школа и производство. Х994.-$ 2 с.23−29.
  153. Характеристика объектов труда из древесины для 5−7 классов
  154. Характеристика объектов труда детали, соединения, схемы инструменты приспособления, приборы станки
  155. Изделие, изготовленное из полуфабриката прямоугольной формы путем разрезания и соединения Линейка, угольник, карандаш, ножовка, молоток, распиловочная коробка, шлифовальная шкурка, ножовка
  156. Изделие, имеющее детали из фанеры любой формы. Соединение -клеем, гвоздями Линейка, угольник, карандаш, шаблоны, лобзик выпиловочный, столик, напильник, шкурка шлифовальная, ножовкау —
Заполнить форму текущей работой