Загородные лагеря США как фактор коррекции поведения детей группы риска
Научная новизна исследования заключается: — в раскрытии значения социально-экономических и психолого-педагогических факторов, обусловивших динамичное развитие сети загородных лагерей США для детей группы риска (мощный взрыв урбанизации жизни населения, усложнение образовательных программ, потребность в создании условий восстановления здоровья детей, релаксации, организации их рекреационной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы организации воспитательной деятельности детей группы риска в загородных лагерях США
- 1. Становление и развитие системы загородных детских лагерей
- США как педагогическая проблема
- 2. Социально-педагогические особенности детей группы риска
- 3. Теоретические подходы к проектированию программ отдыха детей в загородных лагерях
- ГЛАВА II. Основные воспитательные функции загородных лагерей коррекции поведения детей группы риска
- 1. Специфические особенности реализации программ отдыха детей группы риска
- 2. Технологии социальной коррекции поведения и деятельности детей группы риска
- 3. Сравнительная эффективность воспитательного потенциала программ для детей группы риска
Загородные лагеря США как фактор коррекции поведения детей группы риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В современном мире происходят существенные перемены практически во всех сферах жизнедеятельности общества — экономической, политической, социальной, нравственной. В условиях социально-экономической нестабильности возникает социальная дезориентация в моральном и материальном смыслах самой незащищенной части населения — детей. Во всем мире процессы социальных трансформаций приводят к реальному ухудшению положения населения, прежде всего, детей.
В современном российском обществе, стремящемся выйти на уровень мировой цивилизации и переживающем сложный период крушения прежних и недостаточной определенности новых ценностных ориентиров, заметно распространение различных форм отклоняющегося поведения в молодежной и юношеской среде. В первую очередь это выражается в сохранении высокой доли правонарушений, совершаемых личностью в юношеском возрастев прогрессирующей отчужденности, повышенной тревожности, отсутствии духовно-нравственных ценностей у детейв непрерывном росте жестокости и агрессивности среди подростков.
Причины распространения девиантного поведения в юношеской среде связаны с несовершенством форм педагогической и психолого-коррекционной работы, отсутствием условий для удовлетворения потребностей и запросов подрастающего поколения. Эти серьезные препятствия, возникающие чаще всего на пути полноценного и всестороннего развития детей из социально неблагополучных семей, требуют для серьезного осмысления проблемы анализа опыта зарубежных стран, преодолевших последствия социально-экономического реформирования и успешно развивающихся в различных посткризисных ситуациях. В частности, в США, накоплен в течение последних десятилетий значительный массив теоретических и практических знаний, концептуальных подходов к организации коррекционно-воспитательной деятельности детских загородных лагерей, к гуманизации педагогической действительности, к обеспечению эффективных достижений в сфере формирования и развития наиболее ценных профессионально-личностных качеств детей группы риска, определяющих позитивные преобразования в способах их социализации.
Необходимость создания новых и совершенствования уже существующих способов и методов воспитания детей группы риска обусловливается проявлением негативных тенденций в сфере молодежной морали и ценностных ориентаций юношества США. Доказательством того могут служить данные, полученные в ходе регулярных опросов родителей и общественности. Результаты этих опросов, производимых социологическим центром Гэллапа при сотрудничестве с педагогическим обществом Фи Дельта Каппа, свидетельствуют, что главную проблему американской школы более 50 процентов опрошенных видят в низкой нравственной воспитанности и дисциплине учащихся. Их беспокоит постоянно растущий уровень алкоголизма, наркомании, насилия, драк среди учащихся с применением оружия в стенах школы.1 По подсчетам специалистов, примерно в каждом крупном городе, к моменту достижения 11 лет — 11,7% учащихся находились в нетрезвом состоянии хотя бы разк 16 годам -52% подростков употребляли психоактивные вещества (табак, алкоголь) хотя бы разк 8 годам 40% учащихся пробовали наркотикисреди учащихся 11 классов 7,4% - ежедневно курят марихуану- 39,3% -регулярно употребляют крайне опасные, сильнодействующие наркотики.2.
1 Phi Delta Kappan. 1996. Sept. P. 49.
2 Callison W.L., Richards-Colocino N. Handbook of Schooling in Urban America. — Los Angeles, C.A., 1998.-P. 339.
По официальным данным, опубликованным в газете «USA Today», в сентябре 1999 года, в одной из американских школ, Мидвестерн Мидл Скул, 80% учащихся бесчеловечно (жестоко) обращались со своими сверстниками (в течение месяца) — 19% детей являлись жертвами агрессивного поведения одноклассников (ссоры, грубость, драки) — 25% учащихся опасаются насильственных действий со стороны ровесников на территории школы.1 Более 50% ребят в возрасте 13−17 лет уверены, что напряженная криминогенная ситуация в любой момент времени может создаться (сложиться) в их школах.2.
Пик социальных отклонений среди подростков и молодежи, школьной преступности в США приходится на начало 80-х годов XX столетия. Данная социальная патология развивалась вследствие экономического кризиса конца 70-х — начала 80-х годов, повлекшего за собой снижение реальной заработной платы, инфляцию, повышение налогов, безработицу. Именно в этот период (1984) в американской педагогике появляется термин «children at risk» — «дети группы риска», в дальнейшем широко используемый в научной литературе.
Для обозначения этой категории детей американские исследователи (A. Bandura, A. Cohen, J. Kauffman, С. Ulman, Н. Reinert и др.)3 используют следующие педагогические термины, которые рассматривают как синонимы: «дети группы риска», «педагогически запущенные», «социально незащищенные», «девиантные подростки», «дети с асоциальными отклонениями в поведении». Безусловно, все эти термины несут определенное специфическое содержание, но в целом отражают типологическую особенность детей группы риска — эти дети,.
1 USA Today, 7 September 1999, ID.
2 New York Times / CBS News Poll of 1,038 Youth Ages Thirteen to Seventeen, Arkon (Ohio) Beacon Journal, 24 October 1999. Sept. B5.
3 Bandura A. Aggression: Asocial-learning analysis. — Englewood Cliffs, N.Y., 1973; Cohen A. Delinquent Boys. N.Y., 1955; Kauffman J. Characteristics of Children’s Behavior Disorders. — Columbus, OH, 1981; Ulman C. Identification of maladjusted school children // Public Health Monograph № 7. — Washington, DC, 1952; Reinert H.R., Huang A. Children in Conflict: Educational strategies for the Emotionally Disturbed and Behaviorally Disordered / 3rd ed. — Columbus, e.a.: Marrill, 1987. как правило, лишены должного родительского попечения, имеют социальные, интеллектуальные отклонения. Как правило, проблемные дети являются представителями разнообразных расовых и этнических групп американского общества, которые преимущественно сосредоточены в неблагоприятных районах крупных городов и живут за чертой бедности.1.
На рубеже двух веков образование и воспитание подрастающих поколений стоят перед сложными проблемами, которые трудно решать только силами школы и семьи. В условиях нестабильности общества возникает острая необходимость дополнения традиционной образовательной системы учреждениями нового типа, которые обеспечивали бы непрерывность образования и эффективность воспитательных усилий. К их числу следует отнести и динамично развивающуюся, особенно в США, сеть загородных лагерей, которые выполняют как оздоровительные, так и разносторонние образовательные Л и воспитательные функции.
Практическая актуальность, сложность организации воспитывающей деятельности детей группы риска, специфика определения стратегии, целей и задач загородных лагерей (работающих с трудными подростками — детьми группы риска) настоятельно требуют их глубокого изучения.
Теоретическое осмысление психолого-педагогических условий коррекционно-воспитательной деятельности загородных лагерей США до сих пор не осуществлено в отечественной педагогике. Это обусловило выбор темы данной диссертации «Загородные лагеря США как фактор коррекции поведения детей группы риска».
1 В настоящее время в США ниже черты бедности проживает 47,3% чернокожих детей. Черта бедности составляет $ 11.200 для 4-х человек.
2 Торговкина О. П. Теоретические основы и опыт решения педагогических проблем в детских загородных лагерях США: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Москва, 1999. — С. 4.
Состояние изученности исследуемой проблемы. Интенсивные исследования в области сравнительной педагогики, проводимые в последние десятилетия, позволили накопить большой научный материал, характеризующий процесс формирования и модернизации образования в мире и отдельных зарубежных странах.1.
В частности, теория и практика образования США продолжают привлекать внимание отечественных педагогов — исследователей. Современный уровень изученности проблемы определен рядом работ отечественных авторов, посвященных:
— становлению, развитию и современному состоянию американского образования — Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, З. А. Малькова, Т. А. Хмель, Н.Д. Никандров2 и др.
— концепциям содержания педагогического образования в высшей школе США, а также проблемы методов и организации форм обучения — Г. Д. Дмитриев, З. А. Малькова, Н. Д. Никандров, М. В. Кларин 3 и др.
— подходам к организации воспитательной деятельности детей в системе непрерывного образования — Грир Линда.4.
Тема диссертационного исследования нашла отражение в зарубежной научной литературе, посвященной проблемам организации отдыха детей группы риска. Теоретические основы содержания, особенности оздоровительной и образовательной воспитательной.
1 Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. — М., 1995.
2 Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. — М., 1999; Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика. — М., 1998; Малькова 3.A. Критика современных буржуазных концепций обучения и воспитания. — М., 1977; Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. — M., 1983; Малькова З. А. Школьные реформы в развитых странах Запада. — М., 1992; Хмель Т. А. Прагматическая педпгогика и ее роль в американском школьном образовании: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1970; Никандров Н. Д. Школьное дело: перспектива 2000 года // Советская педагогика. — 1991. — № 11.
3 Дмитриев Г. Д. Критический анализ дидактической мысли в США. — М., 1987; Малькова З. А., Вульфсон Б. Л. Буржуазная педагогика на современном этапе. — М., 1984; Никандров Н. Д. Современная школа капиталистических стран. — М., 1978; Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. — М., 1997.
4 Грир Линда. Сравнение детских лагерей в Соединенных Штатах и России // Новые ценности образования: философия и педагогика каникул. — М., 1998. деятельности детских загородных лагерей рассматриваются в теоретических и прикладных исследованиях следующих зарубежных авторов — A. Ball, Е. Eells, R. Carlson, F. Redl.
В этих обобщающих работах подчеркивается актуальность проблем воспитания в их многообразии и сложности, характеризуются закономерности развития образования в современном мире, раскрывается процесс формирования систем непрерывного образования.2.
В теоретических исследованиях современной практики детских загородных лагерей раскрываются особенности методов воспитательской работы с детьми в загородных лагерях, рассматриваются вопросы подготовки соответствующих педагогических кадров.3 Однако деятельность детских загородных лагерей как фактора коррекции поведения детей группы риска до сих пор не находится в поле зрения исследователей.
Изложенное выше дает основание считать, что избранный нами круг вопросов нуждается в системной и обстоятельной разработке и изучении. Объективная потребность возникает в выявлении психолого-педагогических условий осуществления коррекционно-воспитательной деятельности загородных лагерей США, что составляет проблему данного исследования. Решение этой проблемы является целью работы.
Объект исследования — современное состояние и перспективы развития модернизирующейся системы образования и воспитания подрастающего поколения в США.
Предметом исследования являются загородные лагеря США как фактор коррекции поведения детей группы риска.
1 Ball A. and В. Camp Management. — N.Y., 1985; Eells Е. History of Organized Camping: The First 100 Years. — Martinsville, Indiana, 1986; Carlson R. The Values of Camping. — American Camping Association, 1975 — Redl F. The Role of Camping in Education in Outdoor Education. — Minneapolis, 1968.
2 Торговкина О. П. Теоретические основы и опыт решения педагогических проблем в детских загородных лагерях США: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1999.
3 Фантазия + творчество = каникулы (методологические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков). — М., 1994. — С.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены его основные задачи'.
— раскрыть теоретические основы деятельности загородных лагерей США как фактора коррекции поведения детей группы риска;
— определить основные подходы к характеристике социальнопедагогических особенностей детей группы риска в США;
— проанализировать образовательный, развивающий, оздоровительный, коррекционный потенциалы программ и их специфику, определяющих содержание деятельности детских загородных лагерей США и выявить их сравнительную эффективность;
— выявить и обосновать наиболее эффективные технологии социальной коррекции поведения детей группы риска, применяемых в этих лагерях;
Методологической основой исследования являются современные философские идеи, определяющие сущность системного культурологического, антропологического, аксиологического и личностно-ориентированных подходов к анализу феноменов педагогической теории и педагогических явлений (В .П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, Б. Г. Юдин и др.) — культурологические концепции духовного и социального взаимодействия людей (А.С. Севостьянов, B.C. Библер, А. Д. Тойнби и др.).
Методологическому анализу исследуемой проблемы способствовали работы отечественных философов Г. Батищева, В. Ф. Асмуса, А. С. Боголмолова, Н. С. Розова, О. Г. Долженко, М. К. Мамардашвили и др., посвященные характеристике антрополого-гуманистического обоснования вариативных стратегий самоосуществления человека в мире культуры.
Теоретическому осмыслению аспектов исследования способствовали труды отечественных ученых, посвященные истории, теории и практике обучения и воспитания за рубежом Б. Л. Вульфсона,.
Н.Д. Никандрова, З. А. Мальковой, В. Я. Пилиповского,.
A.Н. Джуринского и др.
Важное значение для раскрытия аспектов модернизации систем образования в современном мире имели исследования Н. М. Воскресенской, В. В. Веселовой, М. В. Кларина, О. П. Торговкиной.
При рассмотрении вопросов подготовки педагогических кадров и формирования личности воспитателя были приняты во внимание работы.
B.А. Сластенина, А. И. Щербакова, М. Van der Kleyn, R.R. Henke, J. Kozol и др.
В ознакомлении с проблемами совершенствования воспитательной работы, направленной на расширение творческих возможностей ребенка, а также создания условий их реализации в детских загородных лагерях важную роль сыграли работы Б. Т. Лихачева, Л. И. Новиковой, О. С. Газмана, С. А. Шмакова, С. Reynold, С. Blank, D. Mason и др.
Большое значение в раскрытии психологических аспектов социализации подростков имели работы А. В. Мудрика Ю.В. Васильковой, С. Smlekar, K.L. Kogan и др.
В процессе решения задач диссертационного исследования применялись следующие методы: ретроспективный анализ оригинальных источниковсравнительно-сопоставительный анализ указанных источниковобобщение опыта деятельности загородных лагерей США на изучении оригинальных источниковвключенные наблюдения за работой лагерей СШАинтервью, беседы с руководителями, инструкторами, вожатыми и обслуживающим персоналом лагерейизучение оценки деятельности лагерей экспертами, в лице руководителей образования в США, учителей школ, родителей сотрудников ассоциации детских загородных лагерей, представителей общественности.
Источниковедческой базой диссертации послужили учебно-воспитательные программы различных американских лагерей в анализируемый период, американская и отечественная философская, психолого-педагогическая литература, пособия, программы, рекомендации, монографии по изучаемой проблеме, публикации в периодических изданиях. В процессе исследования были использованы такие американские издания как Journal of Teacher Education, Teaching and Teacher Education, Phi Delta Kappan, Educational Leadership, American Journal of Sociology и другие.
Эмпирическая база исследования — детские загородные лагеря, работающие с детьми группы риска: Camp Mariah, Hidden Valley, Hayden Marks, Camp Pioneer, Camp ABC (штат Нью-Йорк).
Исследование проводилось в течение 1998;2002 г. г. и включало ряд этапов.
На I этапе (1998;1999) была определена область исследованияанализировалась зарубежная и отечественная философская, психолого-педагогическая, социологическая литератураопределялись социально-педагогические особенности детей группы риска.
На II этапе (1999;2000) формулировались цели и задачи работы, ее научный аппарат в целомопределялись концептуальные и теоретические подходы к организации летнего отдыха детей в загородных лагеряхвыявлялись ведущие воспитательные функции загородных лагерей коррекции поведения детей группы риска.
На III этапе (2000;2002) анализировались различные программы организации летнего отдыха детейпроводились обработка и сравнительно — сопоставительный анализ эмпирических данных.
На IV этапе (2002) осуществлялось уточнение теоретических положений, систематизация материала, обобщались результаты и оформлялись материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается: — в раскрытии значения социально-экономических и психолого-педагогических факторов, обусловивших динамичное развитие сети загородных лагерей США для детей группы риска (мощный взрыв урбанизации жизни населения, усложнение образовательных программ, потребность в создании условий восстановления здоровья детей, релаксации, организации их рекреационной деятельности) — - выявлении основных направлений деятельности загородных лагерей, работающих с детьми группы риска и специфики ее методического аппарата (реабилитационная направленность, воспитательнообразовательная, рекреационная, компенсаторная, коррекционная) — в определении характеристик процесса коррекции поведения детей группы риска в условиях загородных лагерей, как целостного, динамичного и деятельного, требующего педагогической поддержки, направленного на профессионально — личностное самоопределение подростков, на положительное изменение мотивационных, эмоциональных, волевых установок личности и состояния здоровья, определяющих уровень готовности воспитанников к самореализации в общественной и трудовой деятельностив определении психолого — педагогических условий успешной коррекции поведения детей группы рискапрофессиональной направленности учебного процесса в загородных лагерях и допрофессиональной подготовки воспитанников в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, с наличием практического опыта будущей профессиональной деятельности в реальных жизненных условиях (материально-технологические, широкий спектр видов деятельности и общения детей группы риска в загородных лагерях, непрерывное психолого-педагогическое сопровождение развития детей, насыщенность, интенсивная и яркая эмоциональная окраска проводимой воспитательной работы).
Теоретическое значение заключается в раскрытии концептуальных основ коррекционно-воспитательной деятельности в условиях загородного лагеря США и обосновании принципов, форм и методов ее осуществления в определенной педагогической системеопределении значения и функции изучаемых загородных лагерей в системе дополнительного образования СШАраскрытии значимости коррекционной деятельности как фактора профессиональноличностного самоопределения подростков группы риска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и опытный экспериментальный материал расширяет научные представления о системе загородных детских лагерей США и могут быть использованы руководителями образования и здравоохранения, учителями и вожатыми в осуществлении научно-обоснованной системы коррекционно-воспитательной деятельности в загородных лагерях.
Достоверность научного исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением охарактеризованных выше методов исследования, соответствующих цели и задачам работы.
Положения, выносимые на защиту:
— сеть загородных лагерей для детей группы риска является неотъемлемой частью модернизирующейся образовательной системы США;
— динамично развивающаяся в США сеть загородных лагерей для детей группы риска представляет собой объективно обусловленное явление в системе непрерывного образования и является специфическим и уникальным средством коррекции поведения и деятельности изучаемой категории детей;
— коррекционная направленность основных функций детских загородных лагерей, целенаправленно сочетаемая с элементами образовательной, развивающей и оздоровительной деятельности содействует более полной реализации потенциала личностного развития каждого ребёнка, находящегося в зоне риска, преодоление его негативно-социального опыта и формированию его установок, ценностей и мотивов социальнонравственного поведения;
— творческое использование опыта деятельности загородных лагерей для детей группы риска в США может являться одним из условий повышения и обогащения содержания деятельности российских учреждений подобного типа.
Структура диссертации определилась логикой исследования, его целью и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложения.
Проведённое исследование показало, что в США в течение 3-х последних десятилетий сформированы и успешно функционируют детские загородные лагеря, предназначенные для коррекции поведения детей группы риска. Появление детей группы риска связано с последствиями экономического кризиса конца 70-х начала 80-х г. г. XX столетия. Именно в этот период благодаря действию ряда социально экономических факторов в Штатах отмечен пик подростковой школьной преступности, а в американской педагогике появился термин «дети группы риска». Появление широкой сети детских загородных лагерей, сориентированных на интенсивную целенаправленную коррекционно воспитательную работу позволило решить ряд проблем, связанных с формированием у исследуемой группы детей положительной мотивации жизнедеятельности профессионально — личностным самоопределением с повышением общей культуры подростков и стимулированием развития социально и нравственно значимых ценностей их жизни. При этом важно отметить, что существующая система лагерей была призвана выполнять и функцию системы дополнительного образования, восполняя существующие проблемы и прочёты школьного обучения. Целью проведённого исследования было выявление психолого педагогических условий эффективной деятельности системы загородных лагерей как фактора коррекции поведения детей группы риска. В ходе исследования было установлено, что важнейшими психолого педагогическими условиями повышения эффективности коррекционно воспитательной работы в данных лагерях являются следующие:
1. Материально-технологические условия реализации основных коррекцнонно-воспитательных программ. Как правило, лагеря, в которых реализуются данные программы, представляют собой педагогически целесообразно организованную среду, которая позволяет школьнику ощутить себя в новом более высоко организованном пространстве жизнедеятельности, освоить навыки овладения материально культурной средой современного быта.2. Не менее важным условием является широкий спектр видов деятельности и общения, сориентированных на психолого педагогические особенности детей группы риска и открывающие им возможности освоения социально значимых типов поведения и деятельности.3. В-третьих, существенным условием обеспечения эффективности работы лагерей являются технологии межличностного взаимодействия, к числу которых мы относим: технологии взаимодействия между сверстниками, между детьми разных возрастов, между детьми и взрослыми и технологии взаимодействия в одновозрастной и однополой малой группе.4. Четвёртым условием является насыщенность, интенсивность и яркая эмоциональная окраска проводимой воспитательной работы, благодаря чему жизнь в лагере становится для подростка ярким переживанием, периодом личных достижений, временем признания и поощрения своих достижений и достоинств друзьями, вожатыми, персоналом лагеря, родителями, учителями и другими представителями референтных для подростка групп. Условием, важность которого очевидна и бесспорна, является высокое мастерство, методическая оснащённость и психолого педагогическая подготовленность персонала лагеря. Эти факторы проявляются, прежде всего, в установлении отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки с первых минут пребывания ребёнка в лагере, в организации целенаправленного психолого-педагогического сопровождения, личностного развития подростка, в умении стимулировать и побуждать развитие социально и нравственно значимых потребностно — ценностных оснований деятельности и поведения подростка в лагере. Безусловно, совокупность отмеченных факторов влияет и на характер изменений иерархии мотивов, вьщвижению на доминирующие позиции мотивов наиболее полно коррелирующих с воспитательно образовательными целями предлагаемых программ. По-нашему мнению, эффективность деятельности системы загородных лагерей для детей группы риска подтверждается стабильным увеличением количества детей, желающих участвовать в воспитательно коррекционных программахувеличением числа волонтёров и спонсоров, готовых оказать посильную помощь в успешной реализации программрезультатами оценок экспертных групп (родителей, школьных учителей и психологов, вожатых, друзей, директоров программ), характеризующих изменения поведения детей группы риска в лучшую сторонуустойчивой тенденцией к расширению сети этих лагерей. Однако исследование столь сложной проблемы требует продолжения. В дополнительной разработке нуждаются следующие вопросы: подготовка персонала для работы в данных лагеряхособенности управления и менеджмента этой системыспецифика психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в данных лагерях, а также исследование содержания и технологий индивидуальных программ дополнительного образования и ряд других.
Список литературы
- Абрамова И.В. Подростки «группы риска» в социальной гостинице Приюты — новая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, под держка, защита. -М., 1999.
- Абылгазиев И.И. Зарубежные молодежные организации. М.: Молодая гвардия, 1987.
- Алексеев В.Г. Неформальные группы подростков в условиях города // Социологические исследования. 1997. — № 3.
- Алексеева Л.С., Бобкова П. В., Бурлакова Г. Ю. Справочное пособие по социальной работе. М.: Юрист, 1997.
- Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979.
- Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска» // Журнал практического психолога. — 2000. — № 8,9.
- Америка. Энциклопедия повседневной жизни. М. 1998.
- Американская социологическая мысль / Р. Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс. —М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
- Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы / В. В. Воронина, Е. В. Зеньковский. -М.: Прогресс, 1972.
- Андреева Г. М. Современная социальная психология на Западе. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
- Антонян Ю.М., Самовичев Е. Г., Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1993.
- Аньелли Сусанна. Дети улицы. М., 1990.
- Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. М., 1927.
- Бабашев А.Э. Основные направления развития содержания образования в средней школе США: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
- Балашов И.Г. Подросток и группа: Особенности социализации подростков в группе сверстников. Пенза, 1999.
- Баньковская С.П. Инвайронментальная социалогия. Рига: Зинатне, 1991.
- Баразгова Е.С. Американская социалогия: традиции и современность Екатеринбург, Бишкек: Деловая кн.: Одиссей, 1997.
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М.: Информ-печать, 2000.
- Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. М.: ОВТК ГУИГУ МВД ССР, 1986.
- Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект летней деревни и его методическое обеспечение. Краснодар, 1993.
- Бедерханова В.П. Личностно-ориентированное образование в летнем лагере // Новые ценности образования: философия и педагогика каникул. М., 1998. — № 8.
- Беличева С. А. Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. Л., 1974.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М., 1997.
- Берне Р.Я. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986.
- Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.
- Блонский П.П. Ребенок в коллективе. Избранные произведения. -М., 1961.
- Богатырева А.О., Бондарь В. И. Организация оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха детей. М., 1997.
- Боголюбов В.И. введение в педагогическую технологию. -Пятигорск., 1996.
- Бодалев А.А. Основы социально-психологической теории. — М., 1995.
- Бодалев А.А. Психология личного общения. Рязань, 1994.
- Боженко Л.Ф. Досуг школьников : Социологические исследования. -М, 1990.
- Божович Л.И. Избранные педагогические труды: Проблемы формирования личности // Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая Академия, 1995.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 196.
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. М., 1969.
- Болл А., Болл Б. Основы лагерного менеджмента: учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений. СПб., 1994.
- Бондаревская Е.В. Опыт разработки концепции воспитания. Ростов-на-Дону, 1993.
- Бондарь Л. Скаутинг: Книга для скаута. Женева, 1993.
- Боровикова О.Н. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперимент, находки. М., 1993.
- Брунер Х.Х. Новый плюрализм в образовании Латинской Америки. -ЮНЕСКО, 1993,-№ 2.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.
- Бяйярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток.
- Варендок Ж. Детские сообщества. М., 1926.
- Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М., 1998.
- Васильченко C.JI. Подготовка руководителей кружков внешкольных учреждений к воспитательной работе с детьми. -Киев, 1990.
- Веселова В.В. Билет в будущее: о психолого-педагогической службе в США. М., 1990.
- Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования в США // Педагогика. 1196. — № 2.
- Воробьев Г. Г. Легко ли учиться в американской школе. М.: Просвещение, 1993,
- Воспитание и развитие личности в социуме: Комплексно-целевая программа. Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2000.
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999.
- Вульфсон Б.Л. Управление образованием на Западе: тенденции централизации и децентрализации // Педагогика. 1994. — № 2.
- Вульфсон Б.Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. Москва -Воронеж, 1996.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1967.
- Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. М., 1989.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.
- Газман О.С., Матвеев В. Р. Педагогика в пионерском лагере. М., 1982.
- Гершинский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. М., 1997.
- Гирфанова Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Автореф. дисс.канд. пед наук. Уфа, 1997.
- Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991.
- Голыпев И.Е. О летнем отдыхе, и не только. ./организация летнего отдыха на базе учреждений дополнительного образования/. — М., 1997.
- Гонеев А. Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. Белгород, 1998.
- Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. -М., 1972.
- Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под ред. С.Шехтера. М., 1997.
- Грир Линда. Сравнение детских лагерей в Соединенных Штатах и России // Новые ценности образования: философия и педагогика каникул. -М., 1998. № 8.
- Гурко Т. А. особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1996, -№ 3.
- Гурьянов М., Поколение надежд или потерянное поколение? / О судьбах современной молодежи // Воспитание школьников. 1999, -№ 5.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Данильченко В.М. Педагогические технологии и образовательные системы в США. Комсомольск на Амуре, 1997.
- Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита: Материалы и тез. Всерос.науч. — практич. конф. (нояб.1998 г.). М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1999.
- Дети и мы. Новые решения старых проблем. СП., ИЧП «Кристалл», 1996.
- Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция // Сб.ст. М., 1992.
- Дети улицы: растущая трагедия городов // Сб статей. М., 1990.
- Детский оздоровительный лагерь I Под. ред. Г. В Семья. М., 1998.74. Джиннотт Хейм Г.
- Джонстон У.Д. Суд над системой образования: стратегия на будущее.-М., 1991.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа, история и современность. -М., 1992.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа. Современное состояние и тенденции развития. М., 1993.
- Джуринский А.Н. история зарубежной педагогики. М., 1998.
- Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М., 1998.
- Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи: Социологический аспект // Вестник Московского Университета. Сер. 18, Социология и политология. — 1997. — № 3.
- Дитя человеческое // Взрослые о детях. — М., 2001. № 1.
- Дитя человеческое // Независимый доклад Российского Детского фонда. М., 2000. — № 4,5,6.
- Дмитриев Г. Д. Критический анализ дидактической мысли в США. -М.: Педагогика, 1987.
- Доэл. М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995.
- Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1921.
- Дьюи Дж., Дьюи Э. Школа будущего. Берлин, 1922.
- Евладова Е.Б. Критика современной буржуазной теории и практики воспитания творческой активности учащихся средствами искусства в школе США : автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995.
- Жирова В.Н. Проблема формирования индивидуально-психологических качеств компетентного работника в современной педагогике США. М., 1992.
- Западные молодежные субкультуры 80-х годов. Научно-аналитический обзор / АН ССР ИНИОН. М., 1990.
- Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.
- История США / Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1984. — Т.4.
- Каган М.С. Каникулы. Игра. Воспитание / Под ред. О. С. Газмана. -М., 1988.
- Камнев А., Камнева М. и др., Практико-ориентированное образование в лагере // Философия и педагогика каникул / Под ред. Н. Б. Крыловой. -М., 1998. № 8.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.
- Карцева Е.Н. Массовая культура в США и проблема личности. -М., 1974.
- Касицына Н. Вожатый как педагог-консультант // Новые ценности образования: философия и педагогика каникул. М., 1998. — № 8.
- Килпатрик У. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. -М., 1930.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1197.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
- Кларин М.В. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования в США. М., 1994.
- Клейнот В.А. Проблемы современной американской школы и пути их решения. СПб., 1992.
- Книга вожатого // Сб. ст. «Молодая гвардия». М., 1985.
- Коваль М.Б. Ключ успеху: пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. М., 1998.
- Колоцца Д.Н. Конвенция о правах детей. Положение детей в мире ЮНИСЕФ.-Нью-Йорк, 1991.
- Кон И. С. Социалогия личности. М., 1967.
- Кон И. С. Ребенок и общество.-М., 1988.
- Концепция гуманизации образования: теоретическое обоснование и программа развития. Екатеринбург: УрГПИ, 1996.
- Костина JI.M. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб: Речь, 2001 г.
- Кочубей М. Мужчина и ребенок. М.,
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского. -Ростов-на-Дону, 1998.
- Критика современных буржуазных концепций воспитания / Сб. научных практ. / Под ред. Э. С. Соколовой. М.: НИИОП, 1980.
- Кротова Ю.Н. Становление и развитие педагогики досуга в США и Великобритании: Автореф. дисс.канд. пед. наук: СПб., 1994.
- Кудряшов Ю.В. История и практика скаутинга: Программы. Документы и материалы. Архангельск, 1993.
- Лапчинская В.П., Малькова З. А. НТР и Школа в развитых капиталистических странах. -М., 1970.
- Леви В .Л. Нестандартный ребенок. М., 1996.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и Личность // Вопросы философии 1974. № 4.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- ЛинникВ.А. США: от Рейгана до Рейгана. М., 1985.
- Личность в буржуазном обществе: тенденции 80-х годов / Под ред. А. Т. Гордиенко, В. В. Лях. Киев, 1988.
- Лодкина Т.В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудным детьми. -М., 1998.
- Макаров В.В. Прагматическая педагогика Дьюи и современность. -СПб., 1993.
- Малькова З.А. Американская школа в оценке общественности // Педагогика. 1997. — № 4.
- Малькова З.А. В школах США. М., 1964.
- Малькова З.А. Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию. М., 1982.
- Малькова З.А. Исторический урок американской школы // Педагогика. 1998. — № 4.
- Малькова З.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 1991.
- Малькова З.А. Критика основных направлений современной буржуазной политики в области образования. М., 1976.
- Малькова З.А. особенности общеобразовательной школы США: К-12.-М., 2000.
- Малькова З.А. Проекты реорганизации педагогического образования в США // Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994.
- Малькова З.А. Снижение уровня образовательной подготовки. -М., 1977.
- Малькова З.А. Современная школа в США. М., 1971.
- Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983.
- Малькова З.А. Школа США // Педагогика. 1996 — № 5.
- Малькова З.А. Школьное образование в капиталистических странах, состояние и тенденции. — М., 1971.
- Малькова З.А. Школьные реформы в развитых странах Запада. -М., 1992.
- Малькова З.А., Вульфсон Б. Л. Буржуазная педагогика на современном этапе. М., 1984.
- Малькова З.А., Вульфсон Б. Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М., 1975.
- Малькова З.А., Лапчинская Б. П. Школа в США, Англии и Франции. М., 1960.
- Марвин С.А. Дети в меняющемся мире. Актуальные проблемы социальной педагогике и социальной работы. Омск, 1998.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997.
- Мацковский М.С., Эллис А. Мораль и образование. М., 1993.
- Международный центр по проблемам развития ребенка. — М., 1998.
- Мельников А.И. Американцы: Социальный портрет: новые явления в классовой структцре США. М.: Мысль, 1987.
- Михайлов А.П. Подросток с девиантным поведением / формы педагогического воздействия /. М., 2000.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
- Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся. -М., 1987.
- Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. -М., 1978.
- Никандров Н.Д. Школьное дело: перспектива 2000 года // Советская педагогика. 1991. — № 11.
- Никитин А.Ф. Позитивные взаимоотношения трудных подростков как фактор перевоспитания: Авторед. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1974
- Новикова И.А. Зарубежный опыт профессионального становления подростков. М., 1992.
- Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: Традиция и современность. СПб., 1991.
- Новикова Л. И. Коллектив и личность ребенка: Методологический аспект проблемы // Материалы для международного семинара по проблеме «Роль опыта и деятельности в формировании личности школьника». М., 1972.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. -М., 2000
- Олиференко Л .Я. Теория и практика создания муниципальной системы социальной и психолого-педагогической поддержки детства // Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. М., 1999.
- Организация жизни детей в летнем лагере // Воспитание школьников. 1996. — № 2.
- Орлов А.С. Социология рекреации. М., 1995.
- Панов A.M. Социальное обслуживание населения и социальная раюота за рубежом. М., 1994.
- Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина, Н. Ф. Исаева и др. М., 1998.
- Печин А. Человеческие качества. М., 1985.
- Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М., 1985.
- Пилиповский В.Я. Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе. М., 1991.
- Пилиповский В.Я. Поиски новой модели школьного образования в США // Педагогика. 1996. — № 3.
- Пилиповский В.Я. Эффективная школа: Слагаемые успеха в зеркале американской педагогики И Педагогика. 1997. — № 1.
- Питлоков В.ЮБ. Основы педагогической технологии. М., 2001.
- Пичугина Г. В. Подготовка американских школьников к самостоятельной жизни и труду. Опыт национальной программы дополнительного образования школьников «4Н» // Дополнительное образование 2001. — № 3.
- Подростки «группы риска» в школе. Часть 1,2,3,4 / Под ред. И. А. Невского. М., 1996−97
- Подростки «группы риска». Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
- Попов Н.П. Америка 80-х. Общественное мнение и социальны проблемы. М.: Мысль, 1986.
- Присяжная А.Ф. Какой быть школе информационного века или 22 вопроса после научной работы в США. Челюинск, 1996.
- Проблемы современной американской школы и пути из решения // Материалы конференции. СПб., 1992.
- Программы реабилитационной деятельности летних детских оздоровительных лагерей. — М., 1997.
- Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «Группы риска». Состояние, проблемы, перспективы: материалы конф. Тверь, 1998.
- Работа с детьми группы риска: Метод, пособие для Соц. Службы «Ребенок на улице». М., 1999.
- Реформы образования в современном мире / Под ред. Б. Л. Вульфсона и З. А. Мальковой. М., 1995.
- Рожков М.И., Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора: Вариативный программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций. М., 1996.
- Рональд Рейган. Жизнь по-американски. М., 1992.
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: учеб.-практ. пособие. М., 2000.
- Салливен С.Адамс. Энциклопедия для отцов. М., 1999.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.
- Современны США. Энциклопедический справочник. -М., 1988.
- Социальная работа с детьми и подростками группы риска: Тез. кон. СПб.: Здоровое будущее, 2000.
- Социальное обеспечение в странах Запада: США, Канада и Великобритания / Под ред. С. Л. Зарецкой. М., 1994.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1997.
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М., 1999.
- Теория и методика социальной работы / Под ред. Жукова В. И. -М., 1994.
- Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т1−2 / Под ред. В. Г. Бочаровой, Т. Ф. Яркиной. -М. Тула, 1993.
- Торговкина О.П. Теоретические основы и опыт решения педагогических проблем в детских загородных лагерях США: Автореф. дисс. .канд. пед наук. -М., 1999.
- Фантазия + творчество = каникулы: Методологические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков. М., 1994.
- Фельдштейн Д.И. Трудный подросток Душанбе, 1972.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978.
- Фомина А.Б. Учреждения дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. Часть 1,2.- М., 1996.
- Фопель К. как научить детей сотрудничать? Часть 1,2. М., 2000.
- Фурсенко А.А. Словарь американской истории. СПб., 1997.
- Хайденгин Ю. Американские президенты. М., 1997.
- Хахлаева О. Счастливый подросток. М., 1999.
- Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998.
- Цьшбаленко С.Б. какие они подростки 90-х? // Воспитание школьников. 1996. — № 3.
- Цымбаленко С.Б. Философско-методологические проблемы прогнозирования развития детского движения: автореф. дисс. .канд. пед наук. М., 1990.
- Цырлина Т.В. Америка -2000 // народное образование. -1993. -№ 11,12.
- Цырлина Т.В. Школьный мир современной Америки. -Курск, 1992.
- Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. М., 2001.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах. М., 1964.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.
- Шмаков СЛ. Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. -М., 1993.
- Шульга Т.И. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2001.
- Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждениями дополнительного образования иновационного типа. М., 1997.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 2001.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
- Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского, М. С. Мацковского. М., 1993.
- Юриков А. Роль общения в развитии детей в лагере // Философия и педагогика каникул. М., 1998. — № 8.
- Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М., 1997.
- A camping Guide for Secondary Schools// Los Angeles City Schools. -Los Angeles, California, 1969.
- Aidman B.J. How Summer School Can Provide a Jump Start for Students// Educational Leadership. 1997.- Vol. 55.- № 4
- America Education Law 2000.- Wash., D. C, 1995.
- America 2000: An Education Stratege. — Wash., 1991.
- American Vocational Association. Annual Convention. Los Angeles, California, 1991.
- American Journal of Education Chicago, 1991. — Vol. 107. — № 3.
- American Journal of Sociology-1999.-Vol.-104.-№ 4, 5, 6.-Vol.l05. -№ 1,2,3.
- Ball A., Ball B. Camp Management. N.Y., 1985.
- Blank C., Rolf K. Let’s Go Camping. Atlanta, Georgia, 1956.
- Bos Candance, Vaughn Sharon. Strategies for Teaching. Students with Learning and Behavior Problems. Boston, 1988.
- Berson M.P. Inside the Open Class-room//Revisiting early Childhood Education. Readings.- N.Y., 1973.
- Bennett W.J. What Works? Schools Without Drugs. Wash., D.C., 1986
- Chinn P.C., Gollnick D.M. Multicultural Education in a Pluralistic Society.-N.J., 1998.
- Carlson Reynold E. Thye Values of Camping. American Camping Association, 1975.
- Commission of Ten. Harvard, 1893.
- Cohen Albert. Delinquent Boys. N.Y., 1955.
- Clarke A.D. and A.M. Contradictory demands in Family Relations and Adjustment to School and Home // Human Relations.-1961.-№ 14.
- Cremin Lawrence. Traditions of American Education // Lawrence A. Cremin New York Basic Books.-1976−4.
- Carlson Dennis. Teachers and Crisis: Urban School Reform and Teachers' Work Culture.- New-York, London, 1992.
- Carrington Bruce, Short Geoffrey. «Race» and the Primary School: Theory into Practice.-Windsor NFER NELSON, 1998.
- Children 1990: A Prep. Card., Briefing book, A. Action Primer // Washington Children’s Defence Fund.-Wash. D.C., 1990.
- Children’s Rights in Residential care. Strasbourg, 1987.
- Cohen D. New Trends in Integrated Science Teaching. N.Y., 1997.
- Caine R.N. Building the Bridge From Research to Classroom 11 Educational Leadership. 2000.-Vol.58.-X2 3.
- Career Awareness Program // The Fresh Air Fund / Ed. By T.S.Karger.-1998.
- CCUSA International Staff Handbook.-Sausalito, California, 2002.
- CCUSA Orientation Handbook.- Sausalito, California, 2002.
- Callison W.L., Colocino N.R. Handbook of Schooling in Urban America.-Los Angeles, California, 1998
- Demography Washington. 1999.-Vol.36.-№ 1,2,3,4.
- Dobson J. The Strong-Willed Child: Discipline While You Can. -Eastbourne, 1993.
- Denhoff E. Nolden R. Family Influence on Successful School Adjustment of Cerebral Palsied Children // Exceptional Child.-1952.-№ 211.
- Dimock Hedley S. Administration of the Modern Camp.-N.Y.: Association Press, 1988.
- Erikson E.H. Childhood and Society.-N.Y., 1963.
- Educational and Psychological Measurements.-1998.-vol.58.-№ 6.
- Erikson E.H. Memorandum on Identity and Negro Youth // Journal of Social Issues.-1964-№ 20.
- Erikson E.H. Identity: Youth and crisis.-N.Y., 1968.
- Eells Eleanor. History of Organized Camping: The First 100 Years.-Martinsville, Indiana, 1986.
- Fitzpatrick J.G. Small Wonder: How To Answer Your Child’s Impossible Questions About Life.-London, 1995.
- Gordon Edmund W. Compensatory Education for the Disadvantaged: Programs and Practices.-N.Y., 1996.
- Guttman Gynthia. All Children Can Learn: Chile’s 900 Schools Pragramme for the Underprivileged.- Paris: UNESCO, 1993.
- Goldstein Howard. School Learning and Change a Cognitive approach to Human Services. South Carolina, 1981.
- Griffin G.C. It Takes a Parent to Raise a Child: 9 principles for families to Love and Live by.- N.Y., 1999.
- Gardner Richard A. The Girls and Boys Book about Good and Bad Behavior.-N.J., 1990.
- Henke R.R., Chay S.P. Schools and Staffing in the USA: A Statistical Profile, 1993−94.-Wash., D.C., 1996.
- Holt John. How children fail.-Penguin books, Harmondsworth, 1987.
- Homans J. The Human Group.-N.Y., 1950.
- Harlan Louis R. Separate and Unequal. Public School Campaigns and Racism in the Southern Seaboard States 1901−1915 Chapel Hill, the University of North Carolina. Press, 1958.
- Hanmer Trudy J. Enslow Aldershot. The Gender Gap in Schools: Girls Losing Out.-N.Y., 1996.
- Hjelle L.A., Ziegler D J. Personality Theories: Basic Assumptions, research and Aplications.-N.Y., 1981.
- High School Journall.-Chapel Hill.-1999.-Vol.82.-№ 3,4- 2000.-Vol.83.-№ 2,3,4.
- International Year of the Child-1979. United Nations Resolution 31/169, December 21,1976.-New York, 1980.
- Johnson Daphne. Private Schools and State Schools: Two Systems or One?-Philadelphia: Open Univ. Press, 1987.
- Jervis K. Progressive Education for the 1990s. Transforming Practice.-N.Y., 1991.
- Journal of research in Crime and Delinquency.-Jan. 1967.-Vol.l6.-№ 1.
- Jansan L.R. Solidarity and Delinquency in a Street Corner Group // American Sociological Reviews.-1966.-№ 31.
- Kozol J. Free Schools.-N.Y.: Hughton Mifflin, 1972.
- Klein Gillan. Education Towards Race Equality.-London-N.Y., 1993.
- Kogan K.L., Jackson J.K. Personality Adjustment and Childhood Experience // The Journal of Health and Human Behavior.-1964.-№ 5.
- Lewis R., freeman R. Open Learning in Further and Higher Education: A Staff Development Program.- Lancaster, 1994−4.
- Look L.W., Warren M.Q. Differential Treatment Environments for Delinquents.-California, 1966.
- Marshall R., Tucker M. Thinking for a Living. Education and the Wealth of Nations.- N.Y., 1993.
- Maduakolam Ireh. Career Development Theories and Their Implications for High School Career Guidance and Counseling // The High School Journal.-Dec/Jan.-2000.
- Maslow A.H. Motivation and Personality.-N.Y., 1970.
- Morrison John. Youth Training: Principles and Practice. Hutchinson, 1987.
- Macaulay Susan S. For the Children’s Sake: Foundation of Education for Home and School.-Westchester, 1987.
- Maurice Chazon. Compensatory Education.-N.Y., 1991.
- Menominee: Pre-Camp Playbook for Counselors and Staff / Ed. By Steve Kanefsky. Wisconsin, 2001.
- Mason Bernard S. Camping and Education.-N.Y., 1930.
- Murphy Joseph. Restructing America’s Schools: An Overview, IN: Education Reform in the '90s-N.Y., 1998.
- McLaughlin M.W., Irby M.A. Urban Sanctuaries: Neighborhood Organizations that Keep Hope Alive // Phi Delta Kappan.-1994.-Vol.76.-№ 4.
- Nation at Risk.-Wash., D.C., 1983.
- Nye F.J. Child Adjustment in Broken and Unhappy Unbroken Homes // Marriage and Family Livings.- 1958.-№ 8.
- Newson John. Four Years Old in an Urban Community.-Penguin Books, Harmondsworth, 1970.
- Piaget J. The Origins of Intelligence in Children.-N.Y.: International Univ. Press, 1952.
- Plumb J.N. Children: The Victim of Time, IN: J.H. Plumb (ed.) The Light of History.- London, 1972.
- Power F., Clark E.A. Lawrence Kohlberg’s Approach to Moral Education.-New York, 1989.
- Paulu Nancy. Experiences in School Improvement. The Story of 16 American Districts.-Wash., D.C., 1988.
- Pittman R.B. Chalker D.M. Potential Influence of Participation in Vocational Courses on Dropout Rates in Rural Schools // The High School Journal.- 1994.-Vol.78.-№ 1.
- Phi Delta Kappan.-1996.-September.
- Redl Fritz. The Role of camping in Education in Outdoor Education // A Book of Readings / Complied by D.R. Hammerman and W.M. Hammerman.-Mineapolis: Burgess Publishing Company, 1968.
- Reinert Henry R. Children in Conflict: Educational Strategies for the Emotionally Disturbed and Behaviorally Disordered / 3rd ed.-Columbus, e. a: Marrill, 1987.
- Rex David. Schools and the Crisis // International Pamphlets, № 39-N.Y, 1933.
- Rafferty Y. Meeting the Educational Needs of Homeless Children // Educational Leadership.- 1997.-Vol.55.-№ 4.
- Sewell W.A., Haller A.D. Factors in Relationship between Social Status and the Personality Adjustment at The Child // American Sociological Review. 1959.-№ 24.
- Starkey N. Social Education for Teenagers: Aims, Issues and Problems. Symposium 15−19 Sept., 1980,-Solna, Sweden- Strasbourg, 1980.
- Shea Thomas. Teaching Children and Youth with Behavior Disorders.-N.J., 1987.
- Smlekar Claire. The Impact of School Choice and Community: In the Interest of Families and Schools.-N.Y., 1996.
- Social Influences on Behavior: An Instructional Unit Produced by The Human Behavior Curriculum Project.-N.Y., 1981.
- Smith L.M. Innovation and Change in Schooling: History, Politics and Agency.-N.Y., 1988.302. 1998 Summer Staff Guide // The Fresh Air Fund Career Awareness Program.-N.Y., 1998.
- Stanely W.R. Handbook of Schooling in Urban America.-N.Y., 1993.
- Schiller K.S., Stevenson D.L. State Education Policies and Changing School Practices: Evidence from the National Longitudinal Study of Schools // American Journal of Education.-1999.-Vol.l07.-№ 4.
- Sharp L.B. What is Outdoor Education: A Book of Readings / Complied by D.R. Hammerman.-Mineapolis: Burgess Publishing Company, 1968.
- Teaching Young Children in Multicultural Classrooms.
- Thresher F.M. The Gang.- Chicago, 1922.
- Tappan P.W. Juvenile Delinquency.-N.Y., 1949.
- United States General Accounting Office Report to Congressional Requesters.-1993 .-September.
- Van der Kley Martin. Behavior Disorders Causes, Development and Treatment in Children.-Christchurch: Macprint Printing and Publishing, 1996.
- Van der Kley Martin. Classroom Management And How to Be an Affective Teacher. Christchurch, 1991.
- Van der Kley Martin. Cooperative Learning And How to Make It Happen in Your Classroom.- Christchurch, 1991.
- Van der Kley Martin. Disruptive Children And How to Manage Their Behavior: A Life line for teachers.- Christchurch, 1992.
- Van der Kley Martin. The Positive Playground: How to Improve School Discipline and Enhance School Tone.- Christchurch, 1994.
- White and Negro Schools in the South. An Analysis of Biracial Education / Complied by Truman M. Pierce, James B. Kincheloe.-NJ.: Prentice-Hall, 1955.163