Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимодействие органов местного управления в осуществлении экономической политики правительства в 20-е-30-е годы XX века: На материалах Урала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерной особенностью всех исследований 1970;х — первой половины 1980;х годов является определение нэпа как весьма позитивное явление в практике советского государства. Сочетание планирования и рынка, по их мнению, позволило в последующие десятилетия провести индустриализацию в стране без тех страданий и потерь, причиной, которой была сталинская административная система. Сторонники таких… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Укрепление местных органов власти Урала и их роль в выполнении экономической политики
    • 1. 1. Перестройка деятельности органов власти в связи с изменением социально-экономического положения в первой половине 20-х годов
    • 1. 2. Выборы в местные органы власти, их укрепление как одно из направлений усиления связи с властными структурами
    • 1. 3. Приобщение депутатов к общественной деятельности как одно из условий выполнения производственных планов
    • 1. 4. Деятельность РКИ по укреплению государственного аппарата
  • ГЛАВА II. Управление производством — одно из направлений деятельности органов власти
    • 2. 1. Вовлечение рабочих в промышленное производство — важнейшее условие реализации экономической политики правительства
    • 2. 2. Роль Советов по повышению трудовой активности трудящихся масс -залог выполнения экономической программы правительства
    • 2. 3. Деятельность центральных и местных органов власти по подъему культурного уровня населения как важного фактора приобщения его к выполнению экономических задач

Взаимодействие органов местного управления в осуществлении экономической политики правительства в 20-е-30-е годы XX века: На материалах Урала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в России идет поиск моделей, форм и методов государственного управления, которые позволили бы положительно и наиболее полно воздействовать на культурные и социально-экономические процессы.

В связи с этим немаловажно выявить основные тенденции в развитии государственной системы прошлого и настоящего, учесть ее рациональные элементы. Опыт прошлого может иметь практическое значение для системы высших, центральных и местных органов власти в целях более эффективного управления обширной территорией России. Изучение особенностей истории российской государственности поможет глубже понять современные проблемы государственного строительства в нашей стране, заглянуть в будущее. Особую актуальность тема управления приобрела еще и потому, что в последнее время в нашей стране остро встал вопрос о взаимодействии центра и субъектов федерации. Изучение этих отношений позволяет объяснить некоторые объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность работы госаппарата, выделить наиболее целесообразные методы управления экономическим развитием в настоящее время.

Экономическая политика, рассматриваемая с известного расстояния, позволяет увидеть некоторую общую линию в развитии событий. «И сегодня, — как отметил в своем обращении Президент РФ, — мы живем в условиях переходной экономики, не соответствующей состоянию и уровню развития общества политической системы"1. В настоящее время страна вновь стоит перед схожими проблемами, поэтому изучение работы региональных управленческих структур, их взаимодействие с центральными органами власти в 1920;е -1930;е годы позволит не только восстановить картину событий этих лет, но и учесть имеющийся негативный и позитивный опыт в современных условиях.

1 // Комсомольская правда. — 2004. — 7 сент.

В годы новой экономической политики, когда советское государство допускало известное развитие капиталистических элементов, разрешало свободу обмена и право участия частника в рыночных отношениях, особенно важно было определить роль советского законодательства в выполнении поставленных на данном этапе задач.

Изменения в экономической политике вызвали необходимость перестройки государственного аппарата. Советские Конституции 1918, 1924, 1936 годов определили структуру, компетенцию, формы деятельности всех звеньев государственного механизма. С его помощью и при его непосредственном участии осуществлялись необходимые функции руководства, подготавливались и реализовывались решения всех уровней. В этой связи роль государственного аппарата, как орудия претворения в жизнь политики правительства, формы и методы его работы, представляют большой теоретический и практический интерес.

Объектом диссертационного исследования является экономическая политика правительства в 20-е — 30-е годы XX века.

Предметом исследования — взаимодействие местных и центральных органов власти в осуществлении экономической программы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1921 года, фактического начала внедрения законов и принципов нэпа и до конца 1930;х годов, когда зарождалась и развивалась государственная система экономического планирования, происходил отказ от многоукладное&tradeи переход к жесткому административному управлению.

Территориальные рамки исследования. Объектом исследования являются губернии Урала. В начале 20-х годов к Уралу относились Оренбургская, Челябинская, Свердловская, Пермская губернии. Согласно Директивам первого пятилетнего плана Уралу отводилась важная роль в развитии промышленности. Здесь предполагалось создать крупную индустриальную базу путем строительства новых промышленных объектов и технической реконструкции действующих предприятий. На примере данного региона можно проследить многогранную деятельность центральных и местных органов власти по осуществлению экономической политики, проводимой в изучаемый период1.

Степень изученности проблемы. Историография по проблеме деятельности госаппарата и его связи с местными органами власти по осуществлению экономической политики на отрезке изучаемого нами периода весьма обширна. При ее рассмотрении можно выделить следующие этапы:

I — этап — с 1921 года до середины 1950;х годов;

II — этап — вторая половина 1950;х годов до начала 1990;х годов;

III — этап — с 1990 года до настоящего времени.

Каждый этап внес свой вклад в разработку интересующей нас проблемы. В работах 20-х годов превалировал в основном статистический материал, выступления руководителей партии и правительства, характеризующие положение дел в промышленности и сельском хозяйстве. Работы, опубликованные в этот период, имеют источниковедческую ценность. В них содержится значительный фактический материал, а также личные наблюдения исследователей и индивидуальный авторский подход. К публикациям такого рода относятся работы А. С. Киселева, С. С. Гурвича и других. В статьях А. Киселева в основном освещены юридические аспекты избирательных кампаний, механизм формирования сельских Советов, волостных исполнительных комитетов (ВИК). Что касается работ С. Гурвича, то он ограничился анализом их деятельности. Оба автора считали, что сельские Советы являются наиболее оп.

1 Географические рамки исследования сводятся к территориям современных областей: Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и частично Тюменской. Административно-территориальное деление Урала неоднократно менялось. В 1923 году была создана Уральская область, куда вошли территории четырех губерний: Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской. Уфимская губерния, входившая ранее в Уральское объединение, в 1922 году отошла к Башкирии. Область делилась на 15 округов, в каждую из которых входили районы. В 1934 году для улучшения руководства народным хозяйством Уральская область была разделена на три самостоятельные области: Свердловскую. Челябинскую и Обь-Иртышскую с центром в Тюмени. В октябре 1938 года из Свердловской области выделилась Пермская. Оренбургская губерния с июля 1920 года по апрель 1925 года являлась административным центром Киргизской ССР (Казахской). В мае 1928 года она была преобразована в округ Средне-Волжской области, переименованной в октябре 1929 года в Средне-Волжский край, а с декабря 1934 года стала самостоятельной областью. тимальной формой сотрудничества государства с крестьянством. Однако ничего не говорят о политической активности крестьян1.

Из теоретических работ, обосновывающих отдельные направления экономической политики того времени, особо следует выделить работы В. И Ленина, в которых рассматриваются вопросы становления государственного аппарата, выработки нового стиля, форм и методов его работы, требования, предъявляемые к его руководителям различных рангов2.

Вопросам становления советской государственности, отдельным проблемам экономического и политического развития страны посвящены работы Н. И. Бухарина, Л. Д. Троцкого, Л. Крицмана, А.И. Рыкова3. Большое внимание А. И. Рыков в своих выступлениях и статьях уделял вопросам хозяйственного положения страны: состоянию и возможностям развития сельского хозяйства в условиях новой экономической политики, необходимости развития тяжелой и легкой промышленности, торговли, проведению денежной реформы. Этим же проблемам посвящены работы Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина, Л. Крицмана.

В 30-е — 40-е годы наблюдается некоторый спад интереса к проблемам нэпа. В этот период вышло всего несколько брошюр и журнальных статей, в которых рассматривались отдельные вопросы нэпа на его завершающим этапе.

С середины 50-х годов после XX съезда КПСС внимание к проблемам нэпа усиливается. Появляется ряд крупных работ, в которых рассматриваются отдельные проблемы нэпа. Среди них особо следует выделить монографии.

1 Киселев А. С. Очередные задачи в области улучшения работы волисполкомов и сельских советов.// Советское строительство. — М., 1925. — С. 5−15- Гурвич С. М. Сельские советы и волисполкомы в 1922;1924 гг. Там же. — С. 50−52.

2 Ленин В. И. Руководителям центральных советских учреждений. ПСС. — Т. 54. — С. 101−102- Постановление замов. — Т. 45. — С. 152−159- Как нам реорганизовать Рабкрин. — Т. 45. — С. 383−388- Лучше меньше да лучше.

— Т. 45. — С. 389−406- Очередные задачи советской власти. — Т. 36. — С. 203−206- О продовольственном налоге.

— Т. 43. — С. 229−237- Из наказа СТО. — Т. 43. — С. 269−275- Новая экономическая политика и задачи полит-просветов. — Т. 43. — С. 170−174- Заметки о задачах хозяйственного строительства. ПСС. — Т. 42- Его выступления и речи на X-XI съездах РКП (б) и съездах советов. ПСС. — ТТ. 42,43,44,45.

3 Бухарин Н. И. Экономика переходного периода. — М., 1928; Троцкий Л. Б. Основные вопросы революции. -М., 1923; Крицмаи Л. Н. Три года нэпу. — М., 1924; Рыков А. И. Избранные произведения, ЭН, — М., 1990.

Э.Б. Генкиной, М. И. Бахтина, Б. М. Морозова, Г. А. Дороховой и других авторов1.

Большой интерес по теме нашего исследования представляет монография Б. М. Морозова, в которой рассматриваются трудности становления советского государственного аппарата и как они преодолевались, роль периодической печати и РКИ в устранении волокиты и бюрократизма в органах власти. Так, Г. А. Дорохова в своей монографии «Рабоче-Крестьянская Инспекция 1920 — 1923 гг.» особо выделяет деятельность актива РКИ, каким образом он формировался, оказанная им помощь в ходе проверок работы госаппарата.

В 1960;е годы происходят качественные изменения в отечественной исторической науке. Расширяется проблематика и источниковая база исследований, более глубоко стали разрабатываться различные аспекты взаимоотношений крестьянства с властью. Подавляющее большинство работ посвящается партийному руководству Советами, обосновывается необходимость руководства в политическом просвещении деревни. Продолжалось изучение проблем классовой борьбы и влияние зажиточных крестьян на процессы, происходившие на селе. Из научных работ, вышедших в 1960;е годы, особо следует выделить монографию Ю. С. Кукушкина, в которой обстоятельно раскрывается роль Советов в реализации нэпа, установлению союза рабочих и крестьян. Частично этого же вопроса касается в своей монографии Е.П. Плотников3. Объектом исторических исследований становится участие сельских Советов в осуществлении нэпа, проведении в жизнь лозунга «Лицом к деревне», политике «Оживления Советов"4.

1 Генкина Э. Б. Переход советского государства к нэпу (1921;1922 гг.). — М., 1954; Бахтин М. И. Союз рабочих и крестьян в годы восстановления народного хозяйства. — М., 1955; Вяткин А. Я. КПСС в период восстановления народного хозяйства. — М., 1958; Мамай Н. П. Партия в борьбе за идейно-политическое воспитание масс в первые годы нэпа. — М., 1954; Угрюмов А. Л. Коммунистическая партия в период восстановления народного хозяйства. — М., 1958; Морозов Б. М. Создание и укрепление советского государственного аппарата (ноябрь 1917 — март 1919 гг.). — М., 1957; Дорохова Г. А. Рабоче-Крестьянская Инспекция 1920 — 1923 гг. — М., 1959.

2 Кукушкин Ю. С. Проблемы историографии Советов периода строительства социализма (1921;1936 гг.). Очерки по истории советского общества. — М., 1967; Его же. Сельские советы и классовая борьба в деревне. (1921;1932 гг.). — М., 1968.

3 Плотников И. Е. Из истории Южного Урала и Зауралья. — Челябинск, 1973.

4 Селиванов A.M. Советы в первые годы социалистического строительства. — Ярославль, 1979.

Во второй половине 1960;х, в 1970;е годы внимание к 20-м — 30-м годам XX века усиливается в связи поиском новых экономических рычагов. В этот период публикуются работы, в том числе уральских исследователей, посвященные региональным проблемам. В них затрагивались вопросы взаимоотношения крестьянства с местными органами власти1. Авторы этих работ более глубоко, по сравнению с предшественниками, проанализировали изменения происшедшие в экономической и политической областях общества, а также роль в этом деле госаппарата.

Одной из центральных тем в советской историографии в данный период являлась проблема изучения ленинского теоретического наследия. В связи с различными юбилеями (50-летие Октябрьской революции, 100-летие со дня рождения В.И. Ленина) значительно возросло число публикаций, затрагивавших тему «Ленин и нэп». Наиболее крупным специалистом по этой теме признавалась Эсфирь Борисовна Генкина, опубликовавшая ряд статей и солидное обобщающее исследование «Государственная деятельность В. И. Ленина в 1921 — 1923 гг."2.

Определенный интерес для раскрытия темы настоящей диссертации представляет монография С. Н. Иконникова «Организация и деятельность РКИ в 1920 — 1925 гг.». В ней подчеркивается, что работа по усовершенствованию аппарата власти может проводиться при условии широкого привлечения рабочих и крестьян к руководству и контролю над органами управления, реорганизации РКИ, ее деятельности, которая строилась на основах научной организации труда, направленной на упрощение, удешевление и качественному улучшению низового советского аппарата3.

В 1968 году из печати вышел сборник «История индустриализации Урала (1926 — 1932 гг.)» под редакцией В. Н. Зуйкова, В. В. Фельдмана, И.И. Баби-ковой, в котором раскрывается роль индустриализации, изменившей эконо.

1 Плотников И. Е. Деятельность советов Урала по осуществлению перехода к нэпу в деревне (I92I-I923 гг.). // Осуществление аграрной политики КПСС на Урале и Южном Зауралье. — Челябинск, 1978, С. 24−37.

2 Генкина Э. Б. Государственная деятельность В. И. Ленина в 1921;1923 гг. — М., 1969.

3 Иконников С. Н. Организация и деятельность РКИ в 1920;1925 гг. — М., 1960. мику Урала, превратив его в крупный индустриальный центр страны. Большое место отведено авторами вопросу подготовки кадров для госаппарата и промышленности1. Некоторые формы и методы подготовки кадров, о которых говорится в сборнике, могут быть использованы в современной России.

В работе О. А. Дейнеко «Наука управления в СССР» автор рассматривает становление и развитие науки управления производством и государством в период новой экономической политики. В работе приведены интересные сведения об управленческих кадрах в области промышленности, о деятельности местных советских органов власти. Приведены данные о росте общеобразовательного, культурного уровня и улучшении материального положения рабочих, что в значительной степени способствовало повышению их роли в осуществлении экономической политики правительства2. Тому подтверждение работы В. З. Дробижева, А. И. Вдовина. Они провели глубокое исследование процессов роста социального единства и сплоченности рабочего класса, в том числе на Урале. Как справедливо отмечает в своей историографической работе B.C. Лельчук, «.историки В. З. Дробижев, А. И. Вдовин не ограничились показом перемен в составе рабочих. Авторы приходят к важным выводам о становлении нового отношения к труду, о росте творческой активности руководящего класса, об его участии в органах власти"4.

В монографиях А. В. Бакунина, В.Н. Зуйкова5 показана деятельность правительства по развитию угольно-металлургической базы на Урале, как важному фактору реализации экономической программы.

Введение

в научный оборот богатого фактического материала центральных и местных архивов, опубликованных статистических сборников, позволило авторам создать содержательные работы, раскрывающие роль рабочего класса в установлении.

1 Зуйкова В. Н., Фельдман В. В., Бабикова И. Г. История индустриализации Урала 1926;1932 гг. — М., 1968.

2 Дейнеко О. А. Наука управления в СССР. — М., 1967.

3 Дробижев В. З. Победа Великой Октябрьской Социалистической революции. Построение социализма в СССР (1917;1937 гг.). — M., 1972; Его же в соавторстве с Вдовиным А. И. и др. Великий Октябрь, рабочий класс и современная историография. — М., 1977.

4 Лельчук В. С. Социалистическая индустриализация в СССР и ее освещение советской историографии. — М., 1975.

5 Бакунин А. В. Борьба большевиков за индустриализацию Урала во второй пятилетке. — Свердловск, 1968; Его же. На пути интенсификации промышленного производства (из опыта 20-х гг.). — Свердловск, 1991; Зуйков В. Н. Создание тяжелой индустрии на Урале 1926;1932 гг. — М., 1971. союза с крестьянством через различные формы связи, направленные на совместное осуществление задач нэпа.

В 1971 году И. Е. Плотников опубликовал работу «Советы Урала и колхозное строительство», В ней на основе опубликованных материалов воссоздана многоплановая картина колхозного строительства на Урале, определена роль, которая предназначалась выполнить Советам в области преобразования села1. В 1976 году вышла в свет монография В. И. Кузьмина «В борьбе за социалистическую реконструкцию 1926 — 1937 гг.». Её автор сделал важный на наш взгляд, правильный вывод: руководство экономической политикой осуществлялось с переходом к реконструктивному периоду через государственные органы, возрастание роли плановых органов, что нашло свое выражение в стабильности государственного бюджета .

Особый интерес представляют работы, в которых раскрывается деятельность местных органов власти по привлечению рабочих и крестьян к управлению делами общества. Среди опубликованных исследований следует выделить работы философов: Е. П. Поликановой, Л. П. Станкевича, Е. А. Ануфриева, Л. Н. Когана, в которых рассматриваются отдельные стороны общественно-политической деятельности советских людей. Развернутая оценка на эту работу дана в рецензии профессора Л. И. Футорянского. Близки по данному сюжету две монографии А.И. Лепешкина4, В них на основе широкой ис-точниковой базы анализируется деятельность Советов по реализации экономической политики государства. По сравнению с работой Ю. С. Кукушкина, посвященной этой проблеме, о чем говорилось выше, в ней более обстоятельно представлена деятельность Советов многих регионов страны.

1 Плотников И. Е. Советы Урала и колхозное строительство. — Челябинск, 1971.

2 Кузьмин В. И. В борьбе за социалистическую реконструкцию 1926;1937 гг. — М., 1976.

3 Поликанова Е. П. Общественно-политическая активность личности, ее место в историческом процессе. // Вестник МГУ, серия философия. — М., 1972; Станкевич Л. П. Активность как мера деятельности людей. Там же. 1970, № 6- Ануфриев Е. А. Социальная активность личности. — М., 1976; Коган Л., Молодой рабочий и культура. — М., 1975; Футорянский Л. И. С ретроспективой в завтра // Молодой коммунист. — М., 1977. -№ 12.-С. 115−118.

4 Лепешкин А. И. Местные органы советского государства. — М., 1969; Его же. Советы за 60 лет. — М&bdquo- 1977.

Б.М. Лазарев в работе «Аппарат управления общенародного государства"1 проанализировал основные направления формирования органов управления, показал в какой-то мере деятельность исполкомов в качестве исполнительных органов. Им приведены интересные данные об участии рабочих в рабочем контроле, в работе производственных совещаний, комиссий и т. д. К сожалению, автор ничего не говорит о том, какой вклад в выполнение экономической программы внесли рабочие, участвуя в управление производством, какова результативность их управленческой деятельности.

Характерной особенностью всех исследований 1970;х — первой половины 1980;х годов является определение нэпа как весьма позитивное явление в практике советского государства. Сочетание планирования и рынка, по их мнению, позволило в последующие десятилетия провести индустриализацию в стране без тех страданий и потерь, причиной, которой была сталинская административная система. Сторонники таких убеждений призывают активнее использовать возможности рынка в целях преодоления кризиса в экономике, забывая о том, что нэп был сочетанием рынка и государственного планирования, включавшего и некоторые важные элементы административного контроля. Высокий уровень капиталовложений в промышленность и сельское хозяйство был достигнут благодаря этому сочетанию. Возросший в 1987 — 1991 годах интерес к новой экономической политике вызвал ряд дискуссий, увязываемых, так или иначе, с проблемами, переживаемыми обществом в то время. На страницах печати все большее место занимают теоретические проблемы вариантности, альтернативности исторического процесса. Показательным являются работы конца 1980 начала 1990;х годов, в которых нашли отражение переломные процессы, происходившие тогда в отечественной исторической науке. Публикации этого периода носили противоположные оценки событий, происходивших в общественной жизни 1920;х — 1930;х годов. Одни авторы отстаивали правомерность всех мероприятий, проводимых в деревне, другие.

1 Лазарев Б. М. Аппарат управления общенародного государства. — М., 1978. подвергали эти же действия критике. В то же время появились исследования, авторы которых, избегали крайностей, использовали новый материал для анализа, выделяя аспекты изучения взаимоотношений крестьянства с властью1.

Большой интерес вызывает монография Р. А. Белоусова «Исторический опыт планового управления экономикой СССР"2. Автор, анализируя развитие и восстановление промышленности, роль в этом деле Госплана, приходит к важному, имеющему практическую ценность в длительной исторической перспективе, выводу: успех развития материально-технической базы всех отраслей народного хозяйства зависит от становления системы управления экономикой как единого целого и использования прошлого опыта управления.

Появившиеся в начале 1990;х годов публикации зарубежных историков, занимающихся российским крестьянством и периодом нэпа, оказали заметное влияние на характер современных исследований. Большинство работ касаются общих проблем организации системы власти при складывании тоталитарной модели государства в СССР, социального поведения крестьянства3. Пересмотр в начале 1990;х годов старых концепций и подходов, доступ к архивам, раннее закрытым для исследователей, активный научный поиск дали результат. Именно в эти годы появляются работы4, касающиеся взаимоотношения крестьянства и власти, освещающие социальную политику государства по отношению к разным группам населения, в том числе к крестьянству.

Переход к рыночным отношениям, к многообразию форм собственности, побудил исследователей обратиться к проблеме развития акционерного предпринимательства в период нэпа. В частности, данной проблеме посвящена работа главного редактора журнала «Вопросы истории КПСС», членкора АН СССР В. И. Касьяненко. Большое место в работе отведено бизнесу, как эффективной форме соединения политики и интересов (общественного, кол.

1 Кудюкина И. М. Органы управления в деревне: сельские Советы и сход. 1926;1929 гг. // Историческое значение нэпа: Сборник научных трудов. — М., 1990. — С. 109−129.

2 Белоусов Р. А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. — М., 1987.

3 Верт Н. История советского государства 1900;1991 гг. — М., 1992; Вернер М. Лицом к деревни: советская власть и крестьянский вопрос (1924;1925). // Отечественная история. 1993. № 5. — С. 86−107.

4 Криворучко А. И. Социальная политика в период нэпа. // Проблемы социально-политической и общественно-политической мысли в России и СССР. — М., 1992; Жиромская В. Б. После революционных бурь: население России в первой половине 20-х годов. — М., 1996. лективного и личного) производства и рынка, производителя и потребителя1. «Из-за кратковременности действия и узкоклассового понимания его сущности акционерное предпринимательство при нэпе не раскрыло в полном объеме всех своих потенциальных резервов», — отмечает В. И. Касьяненко. В то же время им высказана мысль, что опыт акционерного предпринимательства 20-х годов показывает необходимость рационального сочетания экономических и административных методов, недопущения, как насильственных акций, так и стихийности в его развитии: «. без общественного контроля акционерный бизнес может быть опасным» отмечает Касьяненко. В целом же акционерное концессионное предпринимательство в СССР автор считает малоэффективным, причину которого он видит в антисоветизме эмигрантских кругов ряда капиталистических стран, отсутствие рыночных и кредитных отношений в 1920;е годы, постоянные призывы Коминтерна к мировой революции и т. д. В числе условий, определивших судьбу нэпа, резко сужавших поле альтернативных поисков, называлась общая отсталость страны и неблагоприятность фактора времени, слабость теоретических разработок вопросов социалистического строительства.

В последние годы историография по исследуемой в настоящей диссертации теме пополнилась новыми работами. Современные историки: В. В. Кол валенко, В. А. Лабузов, М. М. Бадретдинова, О. П. Тетерятник, стремились обосновать свои представления о нэпе, без претензий на сенсацию, разобраться в запутанном лабиринте проблем нэпа. Так, в работах М. М. Бадретдиновой «Промышленность и рабочие Оренбуржья накануне перехода к нэпу», «Роль экономических совещаний в восстановительный период», «Численный состав рабочего класса Оренбургской губернии в годы нэпа (1921 — 1927 гг.)» объек.

1 Касьяненко В. И. Нэп и акционерное предпринимательство в СССР. — M., 1991. — С. 4, 3. 'Коваленко В. В. Некоторые вопросы изучения проблемы партийного руководства социально-экономическим развитием Уральской до колхозной деревни. — Свердловск, 1988; Лабузов В. А. Хлебозаготовки как мера внеэкономического принуждения крестьянства. Доклад на конференции. — Оренбург, 1991; Тетерятник О. П. Театр в Оренбурге в 1921 г. Доклад на научной конференции. — Оренбург, 1993; Ее же. Договорная школа в период нэпа. — Оренбург, 1995; Ее же. Образование и культура Оренбуржья в период нэпа. — Оренбург, 1996; Бадретдинова М. М. Промышленность и рабочие Оренбуржья накануне перехода к нэпу. — Оренбург, 1994; Её же, Роль экономических совещаний в восстановительный период. — Оренбург, 1993; Е6 же. Численный состав рабочего класса Оренбургской губернии в годы нэпа (1921;1927 гг.). — Оренбург, 1993. тивно без каких-либо политико-идеологических пристрастий, показана реальная роль рабочего класса в осуществлении экономической политики. В. Лабу-зов в работе «Хлебозаготовки как мера внеэкономического принуждения крестьянства» раскрывает экономические особенности региона, вскрывает истинные причины расслоения крестьянства.

Особый научный интерес представляет ряд работ Л.И. Футорянского1, который внес значительный вклад в изучение экономического развития Оренбургской губернии в годы нэпа. Есть основания согласиться с автором, что налоговая и кредитная политика требовали совершенствования и нэповские законы сыграли положительную роль в этом деле.

Местной тематике посвящены также работы П. И. Летуновской, А. Сун-дукова, М. Лапаевой, В. Сурначева, В. Ананьева P.P. Магомедова и других, которые приводят ценный местный материал об Оренбургской губернии периода нэпа. Ими написаны интересные работы по восстановительному периоду на Урале .

Социально-политической активности крестьян Южного Урала первой четверти XX века посвящены исследования Д. Сафонова. Концептуальный вывод автора об эволюции конфликта между государством и крестьянством в.

1 Футорянский Л.И.В буднях великих строек // Все тебе, Родина. — Челябинск, 1977. — С. 66−68- Его же. Первая пятилетка-детище страны Советов. — Там же. С. 68−71- Его же. 20−30-е гг. Новые факты // Диалог. — 1990, № 7−8. — С. 35−38- Его же. Там же. № 9−10. — С. 32−34- Его же. Оренбург и коллективизация. // Диалог. 1990. -С. 42−46- Его же в соавторстве с В Лабузовым. Сельское хозяйство Оренбуржья в период новой экономической политики. — Оренбург, 1998; Его же. Коллективизация (1928;1934 гг.). История Оренбуржья. — Учебное пособие. 1990; Его же в соавторстве с В. Лабузовым. Крестьянское хозяйство Оренбуржья в годы новой экономической политики. — Оренбург, 1994; Его же в соавторстве с В. Лабузовым. Из истории Оренбургского края в период восстановления (1921;1927 гг.). — Оренбург, 1988; Его же. История родного края. — Челябинск, 1988.

2 Летуновская П. И. Борьба Оренбургской партийной организации за развитие промышленности в годы второй и третьей пятилеток. — Ученые записки (Оренбургский пединститут). — Вып. 18.0бщественные науки. -Челябинск, 1970; Сундуков А. Из истории Чесноковской МТС (Переволоцкий район). // Светлый путь, 1977; Хлебников Н. Вехи ленинского пути (История коллективизации в Грачевском районе) // Призыв. 1980; Ла-паева М. Г. На рельсы индустриализации: (о перестройке народного хозяйства области в 20−30-е годы на социалистический лад) // Южный Урал. 1984; Ананьев В. Переход к завершению социалистической реконструкции. // Южный Урал. 1984; Лапаева М. Г., Сурначев В. Крупнейшая житница страны: (Развитие сельского хозяйства 1919;1960 гг.). // Блокнот агитатора. 1984; Магомедов P.P. Цена хлеба. // Блокнот агитатора. 1987, № 1. — С. 30−32- Его же. Продовольственная проблема: исторический аспект // Блокнот агитатора. 1989. — С. 23−28- Его же. Отношение крестьян Оренбуржья в хлебной монополии в 1920 г.: Рычковские чтения: Тезисы и материалы. — Оренбург, 1991. — С. 43−44- Платонова С. И. Новая экономическая политика и аграрные преобразования. // История аграрных отношений в России. Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Оренбург, 1998. — С. 252−253- Зобов Ю. С. История родного края. Советский период. — Оренбург, 1993; Нейфельд Е. А. Возникновение и развитие кооперативного движения. // Диалог: факты, комментарии, аргументы. — Оренбург, 1991. № 11, 12.-С. 25−33. указанный им период нацеливает на исследование этих отношений в последующие годы.

Определенные аспекты взаимоотношений крестьянства с местными органами власти освещены в работах, вышедших в Оренбурге за последнее десятилетие1. Из них применительно к теме нашего исследования можно выделить публикации в центральных журналах. Так, В. Н. Бровкин в статье «Культура новой элиты 1921 — 1925 гг.» отмечает некоторые негативные моменты, возникшие из-за низкого культурного уровня рабочих, вовлеченных в управление. По этой причине многие из них не могли принимать грамотные решения, подчас злоупотребляли своим служебным положением. Этому же сюжету, но уже с другим, противоположным В. Н. Бровкину, выводом, посвящена статья Е. Г. Гимпельсона «Орабочивание». Автор утверждает, что «орабочива-ния» как такового не было, что выдвиженцы составляли всего 1,6%. Основную массу ответственных работников составляли служащие3.

Отдельные стороны новой экономической политики, ее позитивные и негативные стороны на воздействие экономики страны рассматривает профессор, доктор исторических наук, заместитель директора Института истории Академии общественных наук Китая, президент Всекитайской ассоциации России У. Эньюань4, считающий, что нэп коснулся только мелкой промышленности и в силу этого оказал слабое влияние на уровень развития промышленности, чему содействовало высокое налогообложение.

В мае 2001 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная теории и практике становления местного самоуправления. В докладах, с которыми выступили ученые страны, рассматривалась сложность развития народовластия, соотношение местного самоуправления с различными уровнями государственной власти и территориальным общественным самоуправлением. В докладах содержались предло.

1 Сафонов Д. А. Крестьянское движение на Южном Урале 1855−1922 гг. Хроника и историография. — Оренбург, 1999.

2 Бровкин В. Н. Культура новой элиты 1921;1925 гг. // Вопросы истории. 2000, № 8.

3 Гимпельсон Е. Г. Орабочивание.// Отечественная история. 2000, № 5. — С. 38.

4 Эньюань У. НЭПманы, их характер и роль.// Отечественная история. 2001, № 5. — С. 86. жения по развитию прямого волеизъявления населения, становлению гражданского общества, совершенствованию законодательства по вопросам местного самоуправления. К теме нашего исследования близка статья профессора Л.И. Футорянского1, в которой рассматриваются основные принципы регионализации в дореволюционной Россиикаковы источники формирования бюджета казачьих войск и станицроль, отводимая в этом деле землепользованию, доходам, получаемых с земельных наделов, их распределению. О противоречиях нэпа говорится в статье С.Б. Ульяновой2. По мнению автора статьи, большой вклад наносили проводимые в то время кампании пол девизом «Борьба за режим экономии». В ходе этих кампаний осуществлялось сокращение штатов, снижение зарплаты, что приводило к ухудшению материального положения трудящихся, росту социальной напряженности.

Н.Н. Олейник в работе «Правовое регулирование частного промышленного предпринимательства в годы нэпа (1921 — 1930 гг.)» дает критическую оценку деятельности правительства в отношении частного предпринимательства, подтверждая это статистическим материалом. По мнению автора, результаты деятельности частного сектора были бы более эффективны при условии лояльного отношения к частнику.

В 2004 году были изданы монографии В. А. Фурсова, Т. М. Горяевой, в которых рассматриваются вопросы формирования, становления, развития и управления в 1920 — 1941 годах. В этом же году вышла монография О.А. Са-лова. В ней раскрывается роль Советов, как органов народовластия России, обеспечившая мобилизацию имеющихся ресурсов на решение социально-экономических вопросов рассматриваемого периода3.

1 Футорянский Л.И.О доходах и расходах (бюджета) казачьих войск и станиц России в конце XIX-начале XX вв. Российская государственность и местное самоуправление. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2001. — С. 173−176.

2 Ульянова С. Б. Противоречия «режима экономии» в промышленности в 1920;х годах". // Вопросы истории. 2003, № 6- Олейник Н. Н. Правовое регулирование частного промышленного предпринимательства в годы нэпа (1921;1930 гг.). // История государства и права. 2001, № 5.

3 Фурсов В. И. Государственная служба, правовые и организационные основы формирования (1917;1941 гг.) -Ставрополь, 2004; ГоряеваТ.М. Институты управления, культурой и период становления 1917;1930 гг. — М., 2004; Салов О. А. Советы-форма самоуправления и основа политической системы социализма. — М., 2004.

Вопросы аграрно-кредитной политики правительства рассматриваются в монографиях О.Г. Бриллиантовой1. Используя широкий круг источников, автор рассматривает, какие изменения произошли в налоговой и кредитной политике правительства в 1920;е — 1930;е годы XX века и как это повлияло на выполнение задач экономического развития страны.

Таким образом, анализ работ показывает, что историография по данной проблеме имеет определенные достижения в исследовании деятельности центральных и местных государственных органов власти их взаимодействия по осуществлению экономической политики в 20-е — 30-е годы XX столетия.

Однако это не означает, что все вопросы данной темы получили достаточное освещение и всестороннюю разработку этой многогранной темы.

Нуждаются в дополнительном исследовании вопросы укрепления аппарата власти всех уровней, его формы и методы управления экономическим развитием страны, участие депутатов местных органов власти в производственном процессе и другие.

Целью исследования является проанализировать деятельность центральных и местных органов власти по осуществлению экономической политики, проводимой в 20-е — 30-е годы XX века на Урале.

В связи с этим поставлены задачи: изучить формы и методы, используемые центральными и местными органами власти, их взаимосвязь при осуществлении экономической политики правительствас учетом современных требований к исторической науке осмыслить накопленный в историографии богатый фактический материал по изучаемой проблемеиспользовать открывшиеся ныне возможности привлечения архивного материала по советскому периоду, ранее недоступного для исследователей;

1 Бриллиантова О. Г. Осуществление аграрно-кредитной политики на Урале в первой половине XX века. -Самара, 2004. показать, какую роль играли местные органы власти в возрождении и дальнейшем развитии экономики на Уралевскрыть позитивные и негативные явления в деятельности правительства и местных органов власти в решении задач экономического характерана основе всестороннего анализа выработать конкретные предложения об использовании отдельных мероприятий, проводимых в 1920;е — 1930;е годы, представляющих интерес для современной перестройки.

Методологической базой исследования является диалектический метод познания общества, рассматривающий явления в их развитии. Основополагающими стали системный и проблемно-хронологический подходы, дающие возможность изучить взаимосвязь местных и центральных органов власти при решении экономических задач. Применяется и сравнительный метод, позволяющий выявить общее и особенное в изменениях, происходивших в экономической политике правительства и её реализации на местах.

Источниковая база исследования. В диссертации использован широкий круг источников центрального и регионального масштабов. Первую группу источников составляют нормативный материал, постановления Советского правительства и партии: «Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик» (СЗ), «Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства РСФСР», «СУ» за 1921 — 1929 гг., а также опубликованные в 1939 году Институтом права АН СССР сборники документов: «Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях» и «Съезды РСФСР в постановлениях», которые характеризуют изменения в экономической политике правительства в 20-е -30-е годы.

Вторую группу источников составляют архивные материалы, извлеченные из трех центральных и семи местных архивах. Большой материал по экономической политике правительства в указанные годы извлечен из центральных архивов, в которых содержатся документальные материалы о хозяйственно-экономическом положении губерний Урала. В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) были изучены фонды ЦК партии и Политбюро (Ф. 17), в которых представлены обобщающие документы, характеризующие деятельность партийных организаций по мобилизации масс на выполнение экономических задач. Ценный материал применительно к теме нашего исследования выявлен в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ. Ф. 1235, 5469, 4086). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ. Ф. 406) были извлечены материалы, связанные с деятельностью государственных органов в области управления культурной сферой.

Важнейшими источниками послужили материалы фондов областных и губернских архивов. Политика правительства и материалы местных органов власти по мобилизации трудящихся на выполнение производственных задач содержатся в фондах: Государственного учреждения Государственный архив Оренбургской области (ГУ ГАОО. Ф. 1, 4, 9, 217, 517) — Государственного архива Свердловской области (ГАСО. Ф. 339) — Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО. Ф. 6) — Государственного учреждения Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ГУ ЦДНИОО. Ф. 4, 371, 7024) — Государственного общественно-политического архива Пермской области (ГОПАПО. Ф. 2) — Государственного архива Челябинской области (ГАЧО. Ф. 380) и Центра документации новейшей истории Челябинской области (ЦЦНИЧО. Ф. 316, 77), объединенных в один архив (ОГАЧО).

Немаловажное значение для изучения экономической политики правительства в исследуемый период имеют документы Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции, прежде всего, материалы обследований госаппарата ГАОО (Ф. 128, 166, 200), ЦДНИОО (Ф. 1). Некоторые материалы о кадровой политике, проводимой центральными и местными органами власти в области промышленности и сельском хозяйстве, почерпнуты из фондов облисполкомов и горисполкомов, в которых содержатся стенографические отчеты и протоколы совещаний ЦДООСО (Ф. 4, 6), ЦДНИОО (Ф. 1). Всего использованы при написании диссертации материалы 36 фондов центральных и местных архивов.

Воссозданию картины деятельности рабочих и крестьян по реализации экономической политики государства в рассматриваемый период способствовал анализ материалов газет: «Правда», «Уральский рабочий», «Смычка», «Степная правда», «Завод и пашня», «Оренбургский рабочий» и других, а также журналов: «Уральский коммунист», «Известия Уральского исполкома», «В развернутое социалистическое наступление», «Вестник просвещенца», «Право и жизнь», «Экономист», «Хозяйство Урала», «Народное хозяйство», «Статистический вестник», издаваемых в 1920;е — 1930;е годы.

Научный анализ материалов, полученных из всех источников, дал возможность отобрать наиболее полные и достоверные примеры, факты, выявить закономерности и особенности в деятельности местных органов власти Урала по осуществлению экономической политики в указанные годы, высказать конкретные предложения об использовании отдельных мероприятий названного периода в современных условиях.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней комплексно и целостно анализируется деятельность центральных и местных органов власти по осуществлению экономической политики в 20-е — 30-е годы XX века и условия, обеспечившие ее осуществление на местах. Также рассматривается воздействие объективных условий и субъективных факторов на внесение корректив в систему работы местных органов власти, результаты данных исследований. Высказаны предложения об использовании материалов диссертации.

Практическая значимость результатов исследования диссертации состоит в том, что автор вносит определенный вклад в разработку исторических и современных практических проблем развития экономики, поисков выходов из кризиса. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении межнациональных отношений, а также при исторической экспертизе проектов законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления, субъектов Российской Федерации по вопросам взаимодействия регионов с центральной властью, при разработке учебных пособий, общих и специальных курсов для вузов, а также при создании обобщающих работ по истории России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Гражданская война и иностранная интервенция вызвали в стране экономический и политический кризис. С учетом глубокого системного кризиса власти предстояло перестроить государственное управление, создать кадровый аппарат, придать всем звеньям аппарата власти гибкость, преодолеть бюрократизм и волокиту в его работе, упразднить чрезвычайные органы, привести госаппарат в соответствие с новым типом государства и власти. Жизнь властно выдвигала новые задачи, требуя упорядочения административного аппарата, согласования его с вновь создающимися экономическими и культурными центрами.

2. Нэповское реформирование коснулось в основном экономики, управление которой опиралось на конституционные основы, развитые в кодексах 1922 года. Они оформили юридически нэповское государственное управление, отразили его социально-экомическую сущность и пределы.

3. Органами государственной власти на местах являлись Советы всех уровней и их исполкомы, которые обеспечивали хозяйственный рост страны, дальнейший подъём культурной и политической активности масс. В связи с этим совершенствовалась избирательная система, в ходе которой осуществлялось качественное укрепление местных органов власти, усиливалась их связь с властными структурами. Сложившаяся система Советов давала возможность прямого и широкого участия трудовых масс в решении всех вопросов культурного и экономического развития, гарантом преодоления отрицательных сторон управления.

4. Одним из направлений в решении экономических программ являлось приобщение депутатов Советов из числа рабочих к выполнению производственных планов. Наиболее распространенной такой формой приобщения являлись секции Советов, в которых проходили школу управления государством трудящиеся, воспитывались и готовились кадры руководящих работников.

5. Важную роль в качественном укреплении аппарата власти была призвана выполнять РКИ, опираясь на свои первичные низовые звенья в виде ячеек содействия, имевшиеся на всех предприятиях и учреждениях. Опираясь на актив из рабочих и крестьян, местные органы власти с помощью РКИ принимали участие в подборе кадров госаппарата, боролись за усовершенствование и упрощение его структуры, уточняли функции служащих, намечали пути сокращения административно-хозяйственных расходов, проводили расследование, разбирали жалобы трудящихся. Реорганизация аппарата власти на новых началах, проведение в жизнь необходимых по тому времени практических мероприятий во многом содействовали выполнению намеченных правительством экономических задач.

6. Работа по развитию индустриализации в стране требовала усилить внимание органов власти к вопросам изыскания дополнительных средств для подъёма промышленности. Важное значение в этой связи придавалось упорядочению взимания налогов и, прежде всего, с арендованных предприятий, режиму экономии, рационализации производства. В связи с этим возрастала роль производственных совещаний как органов управления производством. В среднем в их работе участвовало от 50% до 60% рабочих предприятий.

7. Подъем промышленности создавал необходимые условия для развития материально-технической базы сельского производства. Расширялись правомочия местных органов власти на селе. Новое Положение 1929 года о сельских Советах расширяло их права в области организационно-массовой и хозяйственно-культурной работы, по охране правопорядка на подведомственной им территории. Возрастала их роль в выполнении плана по хлебозаготовкам. В связи с этим проводилась большая работа по качественному укреплению сельсоветов, которое достигалось в ходе проводимых избирательных кампаний.

8. Большое внимание в своей деятельности центральные и местные органы власти уделяли повышению культурного уровня трудящихся, являвшегося одним из основных условий выполнения экономической программы правительства. Предстояло повысить всеобщую грамотность среди населения, на базе которой развивать среднее и высшее образование. В первые годы Советской власти ввиду отсутствия средств обращалось внимание на необходимость обучения в первую очередь рабочих-членов профсоюзов. По мере накопления средств работу по повышению грамотности среди населения местные органы власти усиливали, применяя различные формы мобилизации широкой общественности в это дело. Для предотвращения рецидива неграмотности на местах широко использовались книжные фонды изб-читален, передвижных и стационарных библиотек, рабочих клубов. Немаловажное значение в повышении общей культуры населения имели печать, радио, а также кино и театр. Использование в воспитательной работе культурно-просветительных учреждений и творческих организаций придавало всей деятельности массовый и глубоко научный характер.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, межрегиональных и межвузовских научных и научно-практических конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, персоналий, приложений.

Заключение

.

Изучение деятельности местных органов власти Урала и их взаимосвязь с властными структурами в осуществлении экономических задач позволяет сделать вывод, что в своей повседневной практической работе они направляли усилия рабочего класса, всех трудящихся на реализацию установок, принимаемых правительством на определенные отрезки времени изучаемого периода.

В ходе выполнения экономической политики центральными и местными органами власти в 20-е — 30-е годы была предпринята попытка вывести страну из разрухи, в которой она оказалась после окончания Гражданской войны. В течение весны 1921 года были приняты важнейшие нормативные акты, определившие правовые основы нэпа, реализация которых способствовала преодолению голода и безработицы, созданию стимулов к труду, приближению страны к довоенному уровню экономики, особенно в сельском хозяйстве.

Решая эту задачу, правительство столкнулось с рядом трудностей. Во-первых, разрушенное в ходе войны сельское хозяйство, привело как к нехватке сырья для промышленности, так и к резкому сокращению внешней торговли: экспорт упал до менее чем 40% довоенного уровня, импорт сократился в той же пропорции. Во-вторых, массовая безработица среди городского населения стала серьезной и обостряющей социальной проблемой — гораздо более серьезной, чем до революции.

Третья серьезная проблема 20-х годов заключалась в том, что в международной перспективе советская экономика занимала еще слабые позиции, чем экономика царской России накануне первой мировой войны. Разрыв в уровнях производства оставался столь же широким, как и прежде. В конце 20-х годов советская промышленность опиралась преимущественно на довоенное оборудование. Таким образом, Советский Союз был сравнительно отсталой, одолеваемой серьезными экономическими трудностями, остававшейся более или менее одинокой страной, в опасном мире. Все эти обстоятельства воспринимались как мощные аргументы в пользу стремительной индустриализации.

Важность индустриализации — ведущей идеи перспективного плана, не вызывала сомнений у экономистов того времени. «Против ставки на индустриализацию как таковой, конечно, не может быть никаких возражений"1, -подчеркивал Н. Д. Кондратьев.

Главное экономическое условие осуществления индустриализации сторонники этого направления видели в обеспечении равновесия промышленности и сельского хозяйства, которое является продовольственной, сырьевой и валютной базой для индустрии.

Такого равновесия, к сожалению, достичь не удалось. Ещё в начале 20-х годов продналог, который открыл некоторый простор для частной торговли и в какой-то мере стимулировал развитие сельского хозяйства, сам вскоре стал главным ограничителем частной торговли, выводя за рамки рынка большую часть товарной продукции сельского хозяйства. Введенный в 1922 году гражданский кодекс оставлял частное предпринимательство без защиты. В мае 1925 года на Всесоюзном съезде Советов рождается идея генерального экономического плана, без которого индивидуальные различные планы могли противоречить друг другу. Новая экономическая политика не устраняла проблему генерального экономического плана. Напротив, она создавала условия, в которых эта проблема серьезно ставилась в повестку дня. Летом 1925 года Госплан впервые публикует наброски генерального плана. Это событие имело решающее значение для дальнейшего развития советской экономики.

Госплан в своей деятельности подвергался давлению правящей партии. Ее цель состояла в быстром восстановлении и расширении промышленности. Средства для этого должны были дать крестьяне. Они обязаны были обеспечить в большом количестве и по низкой цене промышленных рабочих продуктами питания, фабрики и заводы — сырьем.

1 Кондратьев Н. Д. Критические заметки о плане развития народного хозяйства // Плановое хозяйство. — 1927.

Кроме того, они должны были отдавать излишки продуктов, особенно, зерно для экспорта в обмен для приобретаемого из-за границы оборудования. В 1926;1927 хозяйственном году средний размер сельхозналога на зажиточную часть крестьянства и кулаков был увеличен на 50%. Еще больше вырос этот налог в 1928;1929 хозяйственном году. Налоговая система фактически означала применение экспроприации в отношении этого социального слоя. Проблема взаимоотношений города и деревни вновь вышла на первый план.

Задачи ускоренной индустриализации требовали отмены частной собственности. Путем административных мер правительство устраняет частный капитал из межрегиональной торговли зерном. Затем посредством произвольного налогообложения и конфискации частный торговец вытесняется из всех сфер хозяйственной деятельности. Большинство малых промышленных предприятий, конкурирующих за сырье с крупной промышленностью, закрываются под тем или иным предлогом. Ставка делается на развитие коллективных форм хозяйства. В ходе массовой коллективизации произошло свертывание доколхозных форм кооперации, их преждевременный роспуск, что впоследствии осложнило решение продовольственной проблемы.

Несмотря на некоторые сбои в экономической политике 20-х-30-х годов, имелись налицо позитивные результаты. В ходе индустриализации СССР превратился в крупное индустриальное государство, была ликвидирована безработица. Сформировался целостный народнохозяйственный комплекс, связавший всю систему предприятий страны единой энергетической, транспортной и коммуникационной системой. Вырос численно и претерпел качественные изменения рабочий класс. В связи с ускорением темпов индустриализации, возрастала его роль. В этой связи изыскивались различные формы вовлечения рабочих в управление производством и государством посредством их участия в производственных совещаниях, в шефстве над госаппаратом, над крестьянством, в рационализаторском и изобретательском деле.

Активное участие трудящихся в местных органах власти ставило под контроль масс выполнение хозяйственных задач способствовало укреплению всех звеньев власти снизу доверху.

Опыт показал, что успешная работа была обеспечена там, где органы власти сумели сочетать идеологическую работу с борьбой за успешное выполнение производственных планов, за освоение новой техники, за укрепление трудовой дисциплины.

Общественно-политическая активность рабочих оказала влияние на их трудовую активность, способствовала быстрейшему возрождению промышленности. СССР в экономическом отношении стал независимым государством. Благодаря героическому труду народа за годы двух пятилеток Урал превратился в мощную базу черной и цветной металлургии, крупного машиностроения и тракторостроения. Индустриальное развитие Урала позволило впоследствии превратить его в основную военно-экономическую базу СССР, сыгравшую важную роль в разгроме немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны.

В процессе созидательной работы рабочий класс Урала приобрел богатый опыт управления делами общества, численно вырос. Повысилась образованность рабочих, профессиональная культура, укрепилась дисциплина труда. Все это обусловило дальнейшее повышение их ведущей роли во всех сферах жизни общества.

Опыт экономической политики страны в 20-е — 30-е годы важен не только для лучшего понимания механизмов функционирования тоталитарного строя. Он несет в себе и некоторые важные предостережения относительно условий и путей осуществления радикальных экономических преобразований.

Практика прошлых лет показала, что воспитательная работа среди трудящихся должна быть тесно связана с решением хозяйственных задач, что оказывает благотворное воздействие на выполнение народнохозяйственных планов.

Изучение конкретного исторического материала по организации управленческой системы в регионе позволит посмотреть на проблему управления на местах с позиций нового подхода к оценке властных структур.

И хотя допускались факты злоупотребления властью, а в отдельных случаях были безвинные жертвы, неудачные шаги, приводившие порою к временному упадку народного хозяйства, и как следствие, к авральному снижению жизненного уровня людей, в целом жизнь в стране налаживалась. Население становилось более мобильным. Совместные согласованные действия местных органов власти с властными структурами позволяли в более короткие, чем намечалось, сроки преодолеть голод и разруху двадцатых и тридцатых годов прошлого столетия, определить направления поступательного развития страны, что существенно сказалось на повышении благосостояния населения и нормализации социально-политической обстановки как в целом по стране, так и на Урале.

Проведенное автором исследование не исчерпывает содержание рассматриваемой проблемы. Продолжение работы может идти по пути дальнейшего изучения деятельности центральных и местных органов власти и их содействия социально-экономическому развитию страны в последующие исторические периоды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные документы 1. Российский государственный архив социально-политической истории1. РГАСПИ)
  2. Фонд 17- Документы Центрального Комитета ВКП (б)
  3. Российский государственный архив экономики (РГАЭ)
  4. Фонд 1235 Помощь местным Советам ответственных работников госаппарата в избирательную кампанию
  5. Фонд 5469 Постановления, распоряжения ЦК партии о ликвидации неграмотности на Урале
  6. Государственный архив российской федерации (ГАРФ)
  7. Фонд 406 Документы партийных, советских, профсоюзных органов для решения вопросов кинофикации Урала
  8. Государственное учреждение Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ГУ ЦДНИОО)
  9. Фонд 1 Оренбургский комитет РКП (б) и ВКП (б)
  10. Фонд 4 Мероприятия органов местной власти в выполнении экономической программы
  11. Фонд 9 Оказание помощи города селу
  12. Фонд 371 Оренбургский областной комитет ВКП (б) КПСС
  13. Фонд 7024 Советско-партийные школы
  14. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО)
  15. Фонд 4 Работа руководителей Уральского обкома партии в избирательную кампанию
  16. Фонд 6 — Участие рабочих в составе Советов города Свердловска
  17. Фонд 1494 Состояние промышленного производства Уральского региона
  18. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО) Фонд 75 Оказание помощи сельским Советам руководителями Челябинской губернии
  19. Фонд 77 Статистические сведения о составе населения Челябинской губернии
  20. Фонд 317 Подготовка кадров на Урале Фонд 108 — Борьба с неграмотностью в Челябинском округе Фонд 138 — Протоколы совещаний, информационные сводки управления Челябинской губернии
  21. Фонд 380 Социально-экономическое положение Челябинской губернии
  22. Государственный общественно-политический архив Пермской области (ГОПАПО)
  23. Фонд 2 Решение вопросов «экономии» на заводах и предприятиях Перми
  24. Государственное учреждение Государственный архив Оренбургской области (ГУ ГАОО)
  25. Фонд 517 ГУБцентрсовет Профсоюзов УСПС г. Оренбург Оренбургской губернии
  26. Фонд 1254 Исполнительные комиссии волостных Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (1918−1929 гг.) Фонд 4094 — Контрреволюционная борьба в Оренбургской губернии
  27. Государственный архив Свердловской области (ГАСО)
  28. Фонд 4 Привлечение рабочих на хозяйственную работу на Урале
  29. Постановления ВЦИК. 1922. — № 72−73.12. СУ РСФСР. 1922. — № 18.
  30. Постановление V объединенного пленума Урал обкома и облисполкома. -Свердловск, 1930.
  31. Постановление Президиума ЦК ВКП (б) и коллегия НК РКИ СССР. М. Партиздат, 1931.
  32. Постановление V Объединенного пленума Уралобкома и облисполкома.-Свердловск, 1931.
  33. Постановление VI объединенного пленума Уралобкома и облисполкома. -Свердловск, 1933.
  34. Постановление Свердловского облисполкома от 28 марта 1937 года. -Свердловск, 1937.
  35. МАТЕРИАЛЫ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
  36. Оренбургский губернский съезд Советов V созыва. Стенографический отчет. Оренбург, 1922.
  37. IX Всероссийский съезд Советов. Стенографический отчет. М., 1922.
  38. V съезд Советов. Оренбург, 1923.
  39. Статистический вестник. Орган Центр. Статист. Упр. КССР. Оренбург, 1924.- № 4.
  40. Уральский статистический ежегодник за 1923 год. Свердловск, 1924.
  41. Справочник партийного работника (1921−1925 гг.). М., 1925. — Вып. 1.
  42. Резолюция XVI партсъезда «По Отчету ЦКК-РКИ». М., 1925.
  43. Бюллетень ЦКК и НК РКИ. 1927. — № 6−10.
  44. Стенографический отчет VIII областной партийной конференции. Свердловск, 1927.
  45. Стенографический отчет Всесоюзного совещания руководителей РКИ. -М., 1927.
  46. Справочник партийного работника. Свердловск, 1927.
  47. IV Всесоюзный съезд Советов. Стенографический отчет. М., 1927. — 176 с.
  48. История индустриализации Уральского строительства в 1927—1929 годах: сб. документов и материалов. — М., 1927. — 280 с.
  49. Бюллетень Уралпрофсвета. 1928. — № 2, № 4.
  50. Труд на Урале в 1927 году: статистический сб. Свердловск, 1928.
  51. Официальный бюллетень Уральского Областного отдела совслужащих.1928.-№ 4, № 5.
  52. Труд на Урале в 1928 г.: статистический сб. Свердловск, 1929.
  53. Труд и социально-культурное строительство на Урале: статистический IV, V сб. Свердловск, 1929, 1933.
  54. V Всесоюзный съезд Советов: стенографический отчет. М., 1929.
  55. Бюллетень VII Уральского областного съезда Советов. 1929. — № 6.
  56. Всесоюзное совещание по перевыборам Советов 1929 г.: стенографический отчет. М., 1929.
  57. Справочник партийного работника. М.: Партиздат, 1930. — Вып. 7.- 273 с.
  58. XIV съезд ВКП (б): стенографический отчет. М.: Партиздат, 1930.- 141 с.
  59. XVI съезд ВКП (б). М.: Партиздат, 1930. — 781 с.
  60. IX съезд комсомола: стенографический отчет. М., 1931.
  61. Справочник партийного работника. М.: Партиздат, 1931. Вып. 8. — 261 с.
  62. Бюллетень официальных распоряжений Уралоно. Свердловск, 1931.- № 5−6.
  63. Отчет Свердловского горисполкома за 1931 год. Свердловск. 1932.
  64. Инструкция ЦИК «О выборах в Советы в 1934—1935 гг.». М., 1934. — Юс.
  65. Социалистическое строительство РСФСР. Статистический сборник. М., 1935.
  66. План народного хозяйства и культурно-социального строительства на 1936 год. Оренбург, 1936. — 17 с.
  67. XVI Конференция ВКП (б): стенографический отчет. М.: Политиздат, 1962.
  68. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1967. — Т.1. — 783 с.
  69. История индустриализации Урала: сб. документов и материалов.- Свердловск: Сред.-Урал. кн. издательство, 1967. 596 с.
  70. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ А. ГАЗЕТЫ
  71. Советская власть. Рабоче-крестьянская и казачья газета. 1920.
  72. Степная правда. Орган Киргизского Обкома РКП (б), КирЦИКа, Оренбургского Губкома РКП (б) Губисполкома и Губпрофсовета. 1922.
  73. Известия ЦИК. Орган Центрального Исполнительного Комитета. М., 1925.
  74. Смычка. Орган Оренбургского губкома РКП (б) Губисполкома и губпрофсовета. 1926, 1928.
  75. Известия ЦК ВЛКСМ. М., 1929.
  76. Оренбургская коммуна. Орган Оренбургского обкома и ГК КПСС, обл. и гор. Советов. 1930, 1931.
  77. Правда. Орган ЦК ВКП (б). М., 1930, 1937.1. Б. ЖУРНАЛЫ
  78. Экономическая жизнь Урала. Ежемесячный журнал Оренбургского губ. совета народного хозяйства, Губ. продовольственной комиссии, Губ. земельного отдела и Губ. статистического бюро. 1919.
  79. Уральский коммунист. Орган Уральского обл. ком. ВКП (б) Свердловск.1926, 1927, 1928,1929, 1930, 1931, 1932.
  80. Известия ЦК ВКП (б). М., 1926, 1929.62. Плановое хозяйство, 1927.
  81. Революция права. Орган Института права Академии наук СССР и Всесоюзного института юридических наук Министерства юстиции СССР. 1928.
  82. Власть Советов. Президиум Верховного Совета РСФСР. 1929, 1931, 1933, 1934, 1935, 1936.
  83. Известия Уралоблисполкома. Официальный сборник важнейших законов правительства, постановлений и распоряжений Уралоблисплкома. 1930, 1931, 1932, 1933.
  84. Советское строительство. Ежемесячный журнал ЦИК Союза ССР. 1930, 1931, 1932, 1934, 1935 1936, 1937.
  85. Ударница Урала. Орган Свердловского обл. профсовета. 1932.
  86. Советское государство. Орган Института права Академии наук СССР Всесоюзного института юридических наук Министерства юстиции СССР. 1933.
  87. Коммунистическое просвещение. Центральный орган Нар. Ком. Просвещения РСФСР. 1934.
  88. Фабрично-заводская печать. Орган оперативного руководства низовой производственной печатью угля, металлургии, машиностроения и текстиля ВЦСПС. 1935.
  89. Партийный работник. Журнал Челябинского обкома ВКП (б). 1936.
  90. Агитатор. Главное политическое Управление. 1938.1. МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ
  91. , А.В. Борьба большевиков за индустриализацию Урала во второй пятилетке / А. В. Бакунин. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд., 1968. — 179 с.
  92. , А.В. На пути интенсификации промышленного производства (из опыта 20-х гг.) / А. В. Бакунин. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд., 1991.- 150 с.
  93. , А.Н. Деятельность рабочих в Советах (1933—1937 гг.). В кн.: В борьбе за подготовку партийных кадров / А. Н. Виноградов. Свердловск: кн. изд., 1932.-98 с.
  94. , А.Н. усиление рабочего ядра среди руководящих кадров советского государственного аппарата. В кн.: Рабочий класс в управлении государством (1926−1932 гг.) / А. Н. Виноградов. М.: Мысль, 1968. — 188 с.
  95. , М.В. Путь борьбы и труда / М. В. Галямин. Оренбург: Южный Урал, 1967.- 104 с.
  96. Госаппарат СССР. М., 1929. — 18 с. 79. «Два года» Материал к отчету горкома. — Оренбург, 1938. — 17 с.
  97. Десять лет работы на Урале (1924−1934 гг.). Свердловск: кн. изд., 1934. -36 с.
  98. , B.C. Подъем творческой активности трудящихся в период обсуждения и принятия Конституции СССР 1936 года. В кн.: Труды Уральского политехнического института / B.C. Джалалов. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд., 1957.-С. 110−112.
  99. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции. Сборник статей. Свердловск: Сред.-Урал. кн. издательство, 1972.
  100. Есть «Сталинец 60». — Челябинск, 1931. — 20 с.
  101. , В.Н. Создание тяжелой индустрии на Урале 1926−1932 гг. / В. Н. Зуйков. М.: Мысль, 1971.-301 с.
  102. История Советской Конституции 1917−1956 гг. М.: Политиздат, 1957.- 1046 с.
  103. , В.П. Рабочие Урала в борьбе за восстановление промышленности в 1921—1925 гг.. / В. П. Иванов. Томск: Издательство Томского университета, 1985.-404 с.
  104. Исторический опыт КПСС в осуществлении нэп. Сборник. М.: Наука, 1972.- 118 с.
  105. Избирательная кампания в Советы Урала в 1925 г. Таблица составлена на основании документов. Свердловск, 1926. — 8 с.
  106. Индустриальное образование на Урале. Сб. материалов. Свердловск, 1930.- 144 с.
  107. КПСС в резолюциях.. М.: Политиздат, 1965. — ТТ. 2−5.
  108. КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов. М., 1927.
  109. КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов. М., 1929.
  110. , Э. В борьбе за Челябинский тракторный / Э. Красильников.- Свердловск: Кн. Издательство, 1931. 30 с.
  111. , Ю.С. Роль Советов в переустройстве деревни / Ю. С. Кукушкин.-М., 1962.-156 с.
  112. Ким, М. П. Коммунистическая партия организатор культурной революции в СССР / М. П. Ким. — М.: Политиздат, 1955. — 339 с.
  113. , Г. А. Об обеспечении сбора натурального налогов в начале нэпа / Г. А. Кутьина // Государство и право. 1991. — № 2. — С. 8−10.
  114. . М., 1928. — 12 с.
  115. , В.И. ПСС. ТТ. 31, 34, 35, 36, 38, 40, 45 / В. И. Ленин. — М.: Политиздат, 1957−1959.
  116. , В.И. КПСС о работе партийного госаппарата / В. И. Ленин. М.: Политиздат, 1976.
  117. , А.И. Местные органы Советского государства (1921−1936гг.) / А. И. Лепешкин. М.: Мысль, 1959. 304 с.
  118. Материалы к отчету Челябинского горсовета за 1926−1927 и 1927−1928 гг.- Челябинск, 1928. 24 с.
  119. Материалы Пленума Оренбургского округа ВКП (б). Оренбург. 1930. -28 с.
  120. Материалы об итогах отчетной кампании секций госсовета. Челябинск, 1926.
  121. Материалы II пленума окружкома. Челябинск, 1927. — 33 с.
  122. Народное хозяйство на 1936 год. Оренбург. 1936. — 19 с.
  123. Основные материалы работы Челябинского горсовета за 1925−1926 гг.- Челябинск, 1926. 22 с.
  124. О работе по шефству завода им. Сталина над Наркомами тяжелой промышленности и путей сообщения. М., 1932. — 57 с.
  125. Очерки истории Челябинской областной партийной организации (19 171 967 гг.). Челябинск: Юж.-Урал. кн. издательство, 1967. — 347 с.
  126. Очерки истории Оренбургской областной партийной организации -Оренбург, 1953.-594 с.
  127. Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. издательство, 1973. 568 с.
  128. , Г. Магнитогорские большевики в боях за технику / Г. Принцмитул. М., 1932. — 85 с.
  129. Партийное руководство секциями Советов. Челябинск, 1926. — 32 с.
  130. Перестройка работы Советов. М., 1931. — 20 с.
  131. Перевыборы Советов на Урале в 1926 1927 гг. — Свердловск, 1927. — 15 с.
  132. , Г. М. Деятельность КПСС по повышению активности рабочего класса в период строительства социализма / Г. М. Ралдыгина. М.: Высшая школа, 1985. — 96 с.
  133. , А.И. Избранные произведения / А. И. Рыков. М.: Наука, 1990. -280 с.
  134. Советы за 50 лет. Сборник. М.: Политиздат, 1967. — 45 с.
  135. Строительство социализма на Урале. Сб. статей. Свердловск: Кн. издательство, 1957. — 177 с.
  136. Советы лицом к колхозам. Свердловск, 1930. — 15 с.
  137. Советский рабочий класс. М.: Наука, 1975. — 289 с.
  138. Социалистическое строительство Чкаловской области. Чкалов, 1940. -72 с.
  139. , А.В. Борьба Магнитогорской парторганизации за создание гиганта черной металлургии Магнитогорского металлургического комбината / А. В. Середкина. Магнитогорск, 1958. — 58 с.
  140. Труд и социально-культурное строительство на Урале. Свердловск, 1933.- 119 с.
  141. , В.В. Коммунисты Урала в борьбе за восстановление народного хозяйства (1921−1925 гг.) / В. В. Фельдман. Свердловск: Сред.-Урал. кн. издательство, 1976. — 145 с.
  142. , К.У. Вопросы работы партийного и государственного аппарата / К. У. Черненко. М.: Политиздат, 1982. — 448 с.
  143. , М.И. Из истории Уральских и Сибирских парторганизаций.
  144. Труды Свердловского горного института / М. И. Чернышева. Свердловск: Сред.-Урал. кн. издательство, 1970. — 98 с.
  145. , В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920−1937гг.) / В. Г. Чуфаров. Свердловск: Сред.-Урал. кн. издательство, 1970. — 78 с. 1761. Персоналии
  146. Акулинушкин Павел Дмитриевич (1899−1937 гг.). В 1928—1930 гг. -секретарь Оренбургского окружкома.
  147. Акулов Иван Алексеевич (1888−1939 гг.). Видный партийный государственный деятель. С марта 1919 по 1921 г. председатель Оренбургского губ-кома партии.
  148. Безруков Сергей Михайлович. Родился в 1888 году. В 1922—1927 гг. на партийной работе в Оренбургской губернии.
  149. Березовский Георгий Ванифатьевич родился в 1896 г. С 1921 года-на партийной и советской работе в Оренбургской губернии. С конца 1926 года — на руководящей советской и хозяйственной работе в Москве.
  150. Бурчак Абрамович Александр Михайлович (1892−1929 гг.). В 1917 году член Оренбургского городского Совета рабочих депутатов, член городского комитета РСДРП. В 1921—1925 гг. начальник административного отдела Оренбургского губисполкома.
  151. Журевский Петр Борисович (1894−1963 гг.). Член Оренбургского губ-кома партии. В 1921—1924 гг. работает председателем губпрофсовета. В 19 251 940гг. член Коллегии Наркомздрава РСФСР.
  152. Каширин Иван Дмитриевич (1890−1936 гг.). С 1920 по 1932 год работал в органах ВЧК-ОГПУ. С 1932 года — главный государственный инспектор народного комиссариата совхозов и член коллегии НКВД СССР.
  153. Каширин Николай Дмитриевич (1888−1938 гг.). В 1920 году-работал председателем Оренбургского губисполкома.
  154. Коростылев Георгий Алексеевич (1885−1932 гг.). В 1918 году член Оренбургского военно-революционного комитета, член губисполкома, председатель губсовнархоза.
  155. Кравец Карл Иванович (1896−1953 гг.). С 1920 года работал в советских и партийных организациях. В 1925—1926 годах председатель Оренбургского губисполкома.
  156. Ленин Владимир Ильич (1870−1924 гг.). Создатель Коммунистической партии Советского Союза, основатель Советского государства.
  157. Луначарский Анатолий Васильевич (1875−1933 гг.). Видный советский государственный деятель, журналист, публицист. С 1917—1929 годы -нарком просвещения РСФСР. В 1929 году приезжал в Оренбург. В 1933 году -посол СССР в Италии.
  158. Могила Федор Андреевич (1893−1937 гг.). В 1919—1921 году редактор газеты «Красный казак», заведующий губернским, а затем краевым Центрпе-чати г. Оренбурга.
  159. Мутнов Никита Ефремович (1890−1927гг.). В 1918 году комиссар почт, телеграфа Оренбурга. В 1921 году — председатель Оренбургского горсовета. В 1921—1924 гг. — секретарь Оренбургского губкома партии, затем инструктор ЦК ВКП (б).
  160. Наранович Дмитрий Павлович родился в 1884 году. В Оренбурге редактировал газеты «Смычка», «Оренбургский рабочий», «Село и станица».
  161. Орджоникидзе Григорий Константинович (1886−1937 гг.). Видный государственный деятель. С 1926 года председатель ЦКК ВКП (б), нарком РКИ и заместитель председателя Совнаркома СССР.
  162. С 1930 года председатель ВСНХ СССР, а с 1932 года — нарком тяжелой промышленности СССР.
  163. Римша Фома Кузьмич родился в 1896 году. С 1923 года работал инструктором райкома и Оренбургского губкома РКП (б), секретарь Каширинско-го укома ВКП (б), секретарь Оренбургского губисполкома.
  164. Сапыгин Ефим Никитович (1888−1951 гг.). В 1918 году комиссар г. Оренбурга по продовольствию. В 1919—1920 гг. — зав. орг. отделом Оренбургского губисполкома.
  165. Сталин Иосиф Виссарионович (1873−1953 гг.). Государственный деятель. С 1922—1952 гг. Генеральный секретарь ЦК.
  166. Терехов Сергей Павлович (1897−1937 гг.). В 1921—1923 гг. председатель Оренбургского губисполкома. В 1925 году отозван в Москву и работал в приемной М. И Калинина.
  167. Цюрупа Александр Дмитриевич (1870−1928 гг.). Видный деятель Коммунистической партии и Советского государства. В 1918—1921 гг. народный комиссар продовольствия, в 1923 г. Нарком РКИ, в 1923−24 гг. — председатель Госплана, в 1925 г. — нарком торговли.
Заполнить форму текущей работой