Совершенствование взаимодействия малых предприятий и крупных корпоративных структур в российской экономике
Апробация работы. На основе разработанных автором положений сформулированы практические рекомендации по организации взаимодействия крупных корпоративных образований и малых предприятий как фактор экономического подъема малого предпринимательства. Результаты исследования по вопросам совершенствования организации стратегического взаимодействия предприятий приняты для использования в практической… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования условий и форм развития малого предпринимательства в промышленности
- 1. 1. Современное состояние российской системы малого предпринимательства и особенности формирования единого предпринимательского поля
- 1. 2. Основные парадигмы развития крупной промышленности в России
- 1. 3. Стратегии развития малых фирм и возможные направления взаимодействия с крупным бизнесом
- Глава 2. Формы стратегического взаимодействия крупных предприятий и малых фирм
- 2. 1. Интеграция как ведущая форма стратегического взаимодействия в промышленности
- 2. 2. Интеграционные формы взаимодействия малых и крупных предприятий в отраслях российской промышленности
- Глава 3. Основные механизмы стратегического взаимодействия малых и крупных предприятий в промышленности
- 3. 1. Производственная цепочка как механизм взаимодействия предприятий
- 3. 2. Отбор потенциальных участников производственной цепочки и оценка их эффективности
- 3. 3. Проектирование производственной цепочки и оценка ее эффективности. Ю
Совершенствование взаимодействия малых предприятий и крупных корпоративных структур в российской экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В последние годы вопросы организации стратегического взаимодействия крупных корпоративных образований и малых предприятий приобретают в России все большую актуальность, так как углубление разделения труда обуславливает усиление интеграционного взаимодействия предприятий, которое является ключом к формированию в стране цивилизованных конкурентных рыночных отношений.
Проблема развития малого предпринимательства на протяжении всех этапов реформирования экономики страны находится в центре внимания науки и практики. Однако положение в этой сфере, несмотря на попытки государства поддержать предпринимательство и оказать ему помощь и поддержку, остается достаточно сложным, так как уровень развития этого сектора пока не способен оказать решающее воздействие на экономический подъем страны.
Ситуация в сфере малого предпринимательства остается неустойчивой: наблюдается нестабильность финансово-экономического положения малого предпринимательства, на низком уровне остается инвестиционная активность вследствие недостатка собственных оборотных средств, имеются сложности при получении банковских кредитов, недостаточен уровень защищенности малого предпринимательства от коррупции. Особенно очевидно это в сфере производства. В то же время крупным промышленным структурам в условиях жесткой конкуренции необходимо формировать собственную структуру кооперационных связей, позволяющую быстро реагировать на изменения конкурентной среды.
Таким образом, необходимым является поиск современных подходов к формированию стратегического взаимодействия малых и крупных предприятий в промышленности, отвечающих реалиям настоящего времени. Прежде всего, это касается выявления направлений и механизмов, способных обеспечить развитие малого бизнеса для решения задач экономического подъема страны.
Степень разработанности проблемы. Проблемы функционирования малых предприятий и крупных корпоративных структур в экономике рассматриваются в трудах целого ряда российских и зарубежных авторов: JL Абалкина, А. Аганбегяна, А. Виленского, Г. Баткилиной, А. Блинова, А. Бусыгина, Дж. Гелбрейта, М. Лапуста, 10. Львова, А. Орлова, А. Смита, Б. Гильденбранда, А. Маршала, Р. Хизрича, К. Ховарда, И. Шумпетера и других. Многие авторы рассматривают деятельность крупных и малых фирм во взаимодействии, исследуя их развитие как целостной системы.
Вместе с тем, динамичное развитие современного рынка, все усложняющиеся формы концентрации, вовлечение России в процесс глобализации обусловили появление целого ряда вопросов, связанных с выработкой современных подходов к взаимодействию малых и крупных фирм. Возрастающая значимость и расширяющиеся возможности использования фондового рынка, процессы слияний и поглощений обуславливают необходимость оценки форм и эффективности взаимодействия крупных и малых производственных предприятий и предопределили выбор темы.
Целью диссертационной работы является обоснование стратегического взаимодействия крупных корпоративных образований и малых предприятий как основного фактора экономического подъема малого предпринимательства.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
— исследовать современное состояние российской системы малого предпринимательства, выявить особенности развития и условия экономического роста малых предприятий;
— рассмотреть возможные стратегии развития малых фирм и обосновать преимущества взаимодействия с предприятиями крупного бизнеса;
— проанализировать направления взаимодействия крупных корпоративных образований и малых предприятий в промышленности России;
— разработать методические подходы к обоснованию эффективного взаимодействия малых и крупных фирм через построение технологических цепочек.
Объектом исследования являются предприятия малого и крупного бизнеса в России. Предметом исследования являются управленческие отношения в процессе стратегического взаимодействия предпринимательских структур крупного и малого предпринимательства в промышленности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют системный, комплексный и исторический подходы к изучению проблем управления, фундаментальные положения экономической науки, теории организации и управления, теории маркетинга и стратегического управления, логический и ситуационный анализ, методы теоретического обобщения и экспертных оценок, исследования отечественных и зарубежных специалистов в области экономической политики, развития малого предпринимательства и государственного регулирования.
Эмпирической базой исследования послужили федеральные законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации в области развития и государственной поддержки малого предпринимательства, решения Правительства РФ и региональных органов управления по вопросам поддержки развития малых предприятий, данные государственной статистики, материалы научных конференций, семинаров и сети Интернет, научные доклады Института экономики РАН, а также данные о состоянии российской промышленности.
Научная новизна диссертационной работы заключается в выработке стратегии взаимодействия малого предпринимательства с предприятиями крупного бизнеса в промышленности, а также разработке современного механизма построения производственных цепочек и оценки их эффективности.
Научные результаты, полученные соискателем, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, состоят в следующем:
— систематизированы подходы к обоснованию стратегии развития малой фирмы. Первый подход — минимизация издержек производства. Доказано, что данный подход наиболее эффективен в отраслях серийного производства. Второй — специализация в производстве продукции. В этом случае организация обязана осуществлять высокоспециализированное производство и качественный маркетинг для того, чтобы становиться лидером в своей области. Обосновано, что данный подход наиболее эффективен в высокотехнологичных отраслях на рынке монополистической конкуренции. Третий подход относится к фиксации определённого сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном секторе, что эффективно в единичном производстве, т.к. предприятие досконально изучает потребности определённого сегмента рынка и определённого потребителя продукции;
— классифицированы группы малых предприятий с точки зрения степени взаимодействия с крупной фирмой: малые предприятия, непосредственно связанные с основным производством крупной фирмы, деятельность которых достаточно эффективна во взаимодействии с крупными предприятиями при массовом и серийном производстве продукции, включая выпуск товаров народного потребленияи малые предприятия, не связанные с основным производством, но выполняющие обеспечивающие функции во взаимодействии с крупными предприятиями;
— выявлено, что в российской промышленности преобладают моноотраслевые вертикально-интегрированные структуры, состоящие из крупных производств и малых предприятий, специализирующихся на инфраструктурных услугах. Вертикальная интеграция «вверх» характерна для добывающей промышленности, когда к крупному производству присоединяются такие малые предприятия, как обрабатывающие производства. Обычно это характерно для стадии индустриального подъема. В то время как для стадии индустриальной «зрелости» характерна производственная интеграция «вниз»: предприятия, выпускающие конечную продукцию, объединяют поставщиков стратегического сырья;
— доказано, что в условиях преобладания вертикальной интеграции объединения малых и крупных предприятий, организованные по технологическому принципу, интегрирующие значительный объем производственных связей, являются условием динамической устойчивости экономических систем рыночного типа, поскольку обуславливают рост организационных зависимостей в производственном секторе экономики.
Подобного типа структуры могут выступить одним из факторов реализации предпринимательского потенциала малых предприятий и роста российской экономики;
— выделены факторы эффективного стратегического взаимодействия в рамках интегрированных структур: возможность общего планирования, устраняющая дисбаланс производства и снижающая издержкиконцентрация новых технологий и их использование всеми интегрируемыми предприятиямиунификация в производственной системе, ускорение разработки новой продукции и введение новых технологийполучение возможности быстрого маневрирования ресурсами головными предприятиями;
— предложена методика оценки структуры и диверсификации взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса при помощи показателей уровня диверсификации, отраслевой концентрации и структурных сдвигов, которые позволяют оценить разнонаправленность отраслевого взаимодействия предприятий;
— разработан методический подход к построению производственных цепочек в промышленности, состоящих из крупных фирм и взаимодействующих с ними на договорной основе, либо на правах участия малых предприятийопределены этапы и последовательность построения производственной цепочки, предложена методика оценки ее эффективности, основанная на оценке интегральной эффективности предприятий, входящих в цепочку;
— предложен показатель производительности малого предприятия, характеризующий ежедневную эффективность производства продукции, которая может быть использована в рамках производственной цепочки. В этом случае, сравнивая показатели производительности для разных предприятий, можно сделать выводы относительно эффективности их деятельности для построения производственной цепочки;
— предложен показатель экономической эффективности производственной цепочки, как соотношение экономического эффекта и авансированных затрат в виде суммы активов предприятия. Сравнивая динамику этих показателей за ряд лет, либо в процессе интеграции, можно определить, какой эффект получен на каждый рубль произведенных затрат в процессе взаимодействия малого и крупного предприятия.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что его результаты расширяют и углубляют теоретико-методологическую базу для выработки более эффективных мер по развитию сферы малого бизнеса, а также способов эффективной организации крупного бизнеса.
Предложения и рекомендации по управлению развитием малого предпринимательства могут использоваться ими в процессе определения основ стратегического развития. Материалы исследования могут быть применены для разработки концепций и программ реструктуризации и повышения конкурентоспособности малых предприятий.
Апробация работы. На основе разработанных автором положений сформулированы практические рекомендации по организации взаимодействия крупных корпоративных образований и малых предприятий как фактор экономического подъема малого предпринимательства. Результаты исследования по вопросам совершенствования организации стратегического взаимодействия предприятий приняты для использования в практической работе предприятия ООО «Авто Союз». Разработанные в рамках диссертационного исследования рекомендации по отбору возможных контрагентов-малых предприятий в процессе интеграции внедрены на данном предприятии и показали положительные практические результаты, о чем имеется справка о внедрении.
По теме диссертации автором опубликованы 4 работы общим объемом 2 п.л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 130 страницах основного текста, содержит 12 рисунков, 5 таблиц.
Список литературы
включает 132 наименования.
Заключение
.
Опыт внедрения рыночных отношений на протяжении 90-х годов показывает, что не был решен ряд фундаментальных проблем, соответствующих мировым тенденциям в развитии экономики и общества. Прежде всего, не удалось в достаточной мере определить, реализовать и распределить функции государства, корпораций и малого бизнеса в структурной перестройке экономики и в регулировании рынка. Кроме всего прочего, до последнего времени на всех уровнях хозяйствования присутствуют устаревшие системы организации и управления, что препятствует выходу на траекторию устойчивого экономического роста.
Проблема взаимодействия с крупным бизнесом существует на всем протяжении функционирования малых субъектов хозяйствования, начиная с организации совместного производства, поиска инвестора, и заканчивая сбытом продукции. Организация такого взаимодействия, прежде всего, связана с поиском (выбором) партнера.
Современное развитие экономики определяет поиск соответствующих каждому этапу институциональных структур. В этой связи можно утверждать, что в 21 веке на смену жестко координируемым структурам приходят более гибкие ассоциативно-сетевые структуры. Система жесткого управления в рамках иерархических структур заменяется организацией и инициированием договоров-заказов на поставку продукции, налаживанием взаимоотношений с другими коммерческими образованиями в рамках сетевой схемы взаимодействия малых предприятий автомобильной промышленности.
Реализация принципов кооперации, специализации, рационального разделения функций в этих условиях создает предпосылки для устойчивого развития участников предпринимательских сетей, проведения гибкой политики на рынке.
В литературе рассматриваются три возможные формы стратегического поведения малых фирм. Первая форма поведения — самостоятельное развитие фирмы, связанное с выбором такой сферы деятельности, в которой эффективен небольшой размер предприятия и реализуются преимущества в гибкости, мобильности. Данный вариант поведения малой фирмы складывается в самых разнообразных отраслях промышленности, сельского хозяйства, и особенно эффективен в сфере услуг. Вторая форма поведения мелкой фирмы — это симбиоз с крупной корпорацией, использование преимуществ крупной фирмы. Ко второй форме поведения относятся стратегии участия в продукте крупной фирмы, стратегия использования преимуществ крупной фирмы. Третья форма поведения, и соответственно, третья стратегия — это кооперация малых предприятий. Использование этой стратегии позволяет представителю малого бизнеса приобрести преимущества относительной крупной фирмы.
Происходящая интеграция малых и крупных производственных систем в стратегически определенное целое дает возможность развиваться преимуществам кооперации и заводской концентрации, обеспечивая максимальную загрузку основных производственных мощностей. В интегрированной производственной системе временно незагруженные мощности могут использоваться другими участниками в рамках единой стратегической цели.64.
В условиях экономического кризиса и депрессивности производства активное использование производственного потенциала предприятия невозможно без задействования системы его внешних функциональных связей с другими предприятиями. Разукрупнение привело к • разрыву производственных связей и свертыванию производственной деятельности, обособленности производителей вплоть до монополизма, резкому сужению товарно-денежных отношений и активизации бартера, неэффективности рыночного обмена в целом. Т. е. необходимость интеграции вытекает из условия неуклонного роста концентрации производства и повышения его предельного уровня, обеспечивающего специализацию.
Представляется несомненным, что восстановление и реализация.
64 См. Якутии 10. Корпоративные структуры: вариант типологизации и принципы анализа эффективности // Российский экономический журнал. — 1998. — № 4. — С.35.
128 производственного потенциала российских предприятий, ориентированные на экономический рост, возможны при расширении ассоциативно-производственных связей между производителями. В соответствии с технологией экономического реинжиниринга значительная часть интеграционных производственных связей восстанавливается в рамках развертывания прежнего контура связей на основании «стратегической памяти». Расчленение предприятий исчерпало себя как функциональная реструктуризация. Целостность производственных структур позволяет регулировать в рамках одной стратегии роста объемы производства и объемы запаса, что является необходимым в системе устойчивого экономического развития.
В составе же крупной интегрированной структуры, собственник мелкого или среднего предприятия приобретает определенную степень уверенности в своем будущем и возможность раскрыть свой предпринимательский и инновационно-инвестиционный потенциал в настоящем, влияя, через обратную связь, на устойчивость и перспективы объединения в целом. Успехи отдельного предприятия, принеся пользу объединению, возвращаются к нему в качестве гаранта дальнейшего устойчивого развития.
Интеграция ряда комплиментарных производств в единое целое и выработка общей стратегии, в свою очередь развивают преимущества интеграции по технологическому принципу. Оптимальность интеграции опосредуется единством стратегической цели. С этой точки зрения обмен в рамках интегрированной структуры не определяется полезностью от непосредственного потребления обмениваемого продукта, а является промежуточным моментом на пути к конечной продукции. Координацию всего последовательного обменного процесса осуществляет объединение. Соответственно, стоимость находит свое окончательное выражение только в целостности всего процесса последовательного обмена. Скоординированная в рамках интегрированной структуры серия обменов по качеству и стоимостным пропорциям отличается от аналогичной серии обменов, совершаемых обособленными предприятиями как рыночные контрактации.
Полагаем, что в условиях динамичной экономической среды, характеризующейся высокой степенью неопределенности и непредсказуемости, интеграция производства становится главным условием его развития. Чем больше неопределенность, тем сложнее процесс адаптации. В условиях системных экономических кризисов ведущие западные компании, работающие в сферах малого и среднего бизнеса, также испытывали на себе негативные влияния различного вида кризисных ситуаций. Ими разработана особая технология экономического реинжиниринга, в самом общем виде состоящая в консервировании производственной системы в экстремальные периоды, накоплении информации и разработке комплекса микроэкономических мероприятий, позволяющих в короткое время изменить структуру фирмы.
Особенность взаимодействия заключается в том, что каждое предприятие совокупности является неотъемлемой частью целого, что позволяет рассматривать совокупность как единое целое при осуществлении процесса управления. Поскольку операции распределены между предприятиями, предприятия можно расположить в порядке выполнения операций по переработке сырья таким образом, что продукция предыдущего является сырьем для последующего. Упорядоченные таким образом предприятия представляют собой производственную цепочку. ПЦ — это один из видов сотрудничества предприятий, который может быть использован как предприятиями, входящими в ФПГ, так и абсолютно независящими друг от друга предприятиями.
Для внешних по отношению к ПЦ лиц информация об эффективности функционирования конкретной ПЦ необходима для сравнения различных ПЦ между собой в процессе производства однородной конкурирующей продукции, так как различные ПЦ, производящие сходную по назначению и качеству продукцию, могут соперничать только в вопросах интегральной эффективности функционирования. Этот показатель является ключевым, так как зачастую внутри разных ПЦ имеется различное количество предприятий-участников и различное количество операций производственного цикла.
Концепция интеграции в производственние цепочки идет дальше, чем предшествующие усилияона в значительной степени уничтожает как иерархию, так и границы между подразделениями и функциями. Как минимум, гордостью корпорации должно быть «ядро» менеджеров в таких традиционных ключевых областях, как финансы и людские ресурсы. Хотя на деле и все остальные в организации должны совместно участвовать в многопрофильных командах, работающих в таких ключевых процессах, как развитие продуктов или обеспечение продаж. В итоге: организация может иметь лишь три или четыре управленческих уровня между высшим руководителем и персоналом, задействованным в производственном процессе или производственной цепочке.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.
- Федеральный закон от 29.12.95 г. № 222-ФЗ (ред. от 31.12.01 г.) «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
- Федеральный закон от 31.07.98 г. № 148-ФЗ (ред. от 31.12.01 г.) «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»
- Закон РФ от 14.06.95 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 08.07.94 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимательской деятельности на территории РФ».
- Указ Президента РФ от 04.04.96 г. № 491 (ред. от 06.01.99 г.) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ».
- Указ Президента РФ от 29.06.98 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».
- Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. № 785 «О порядке расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000−2001 гг.»
- Ю.Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000−2001 гг.»
- Абалкин Л.И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения. М.: ИЭ РАН, 2000. — 176с.
- З.Абалкин Л. И. Выводы нового века. М.: ИЭ РАН, 2004. — 105с.
- Авилова А. Формы организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями (зарубежный опыт в контексте российских проблем).// ИСАРП Предпринимательство в России. 2005.Вып. 14. № 3.
- Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем./ Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. М.: Экономика, 1992. — (Экон. наследие.)
- Автономов B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. М.: Экономика, 2000. — 82 с.
- Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.: Наука.- 2002.- 106 с.
- Ажекбаров К., Колобова С. Малое предпринимательство в государствах -участниках СНГ // Информационный бюллетень МЭКа. 2002. № 1. С. 94 106.
- Акулич М.В. Интеллектуальные предпосылки предпринимательской деятельности. Мн.: Вуз — Юнита, 2001. — 207 с.
- Алле Морис. Условия эффективности в экономике: Пер. с фр. М.: НИЦ «Наука для общества», 1998.-301 с.
- Анализ внешней среды развития предпринимательства (аналитический справочник). М.: Ресурсный центр МП, 2004. — 246с.
- Андреев С.Ю. Современное управление проектами важнейший элемент управления региональной экономикой — СПб.: СПб гос. ун-т экон. И финансов, 2002. — 49 с.
- Архангельский В.Н. Экономика инновационной деятельности в малых организационных формах. М.: Изд-во Рос. Акад. Гос. службы, 2003. — 78 с.
- Баткилина Г., Дмитриев В. Территориальное управление в РСФСР. М.: МНИИПУ, 1999.-203с.
- Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. Мн.: ООО «Новое знание», 2002. — 249 с.
- Бизнес-ассоциации XXI. Программа будущего. Вашингтон, 2004.
- Блинов А. Малое предпринимательство. Организация и правовые основы деятельности. М.: Ось-98, 1999, — 175с.
- Блинов А. Шапкин И. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М.: Московская Академия экономики и права. 2000. — 149 с.
- Богатин Ю.В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций.- Ростов-на-Дону.- Феникс.- 1999. 286с.
- Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 2005. — 638 с.
- Бусыгин А.В. Предпринимательство: основной курс. М.: ИНФРА-М, 2004.- 607 с.
- Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 2005. — 799 с.
- Величко О.В. и др. Организационно-структурные формы корпоративных объединений в современной рыночной экономике. М.: «БУК лтд.» 2000. -213 с.
- Верхан П.Х. Предпринимательство: его функции и общественно-политическая ответственность. Мн.:Статистика.- 2003. — 59 с.
- Войтов А.Г. Фундаментальная экономика М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. -499 с.
- Володин JI.H. Политика промышленного развития России. Институт Европы РАН. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 156с.
- Воробьев JI.A. Мереджмент организации. Мн.: Дизайн Про, 2004. — 288 с.
- Гавриленко В.Г., Ядевич Н. И. Финансовое право: Термины, понятия и определения. Мн.: 2000. — 226 с.
- Гарнер Д., Оуэн Р., Конвей Р. Привлечение капитала. М.: АОЗТ «Джон Уайли энд Санд», 2003. — 457 с.
- Гаухман JI.Д., Максимов С. В. Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификация. М.: АОЗТ «Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР», 2004. — 91 с.
- Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. Ред. А. В. Сидоровича. М.: Дело и Сервис, 2005. — 319 с.
- Государство и малый бизнес. М.: ИНИОН, 1999. — 358с.
- Гранберг А.Г. Региональная экономика. М.: Изд. ГУ ВШЭ, 2000. — 295с.
- Грачева М.В. Инновационная деятельность в промышленности. М.: ИМЭМО РАН, 2003.-56 с.
- Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Сб.: Санкт-Петербург оркестр, 2004. — 494 с.
- Дудорин В.И. Управление экономикой и налоги. М.: Менеджер, 2000. -108 с.
- Дулыциков Ю.С. Региональная политика и управление. М.: Изд. ГУ ВШЭ, 2004. — 89с.
- Дынкин А., Стерлин А. Р. Предпринимательство в конце XX века. М.: Наука, 2002.-313 с. 50.3лобин Б.К., Зацепин ЮИ. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства. -М.: Совет. Спорт, 1999. 378с.
- Иванов Ю.И., Русинов Ф. М. Рынок, предпринимательство, кадры: Учеб. Пособие. М.: РАУ, 2000. — 105с.
- Инновационный менеджмент / Под ред. П. Н. Завлин и др. 2-е изд., пер. и доп. — М.: Центр исслед. и статистики, 1999. — 567 с.
- Караваева И.В. Приоритетные направления налоговых реформ в рыночной экономике второй половины XX века. М.: Институт экономики РАН, 2003. -182 с.
- Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1999. — 238 с.
- Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. ч. 1 Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. — М.: Международн. Отношения, 2000.-415 с.
- Кирова Е.А. Налоги и предпринимательство в России. М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2005. — 135 с.
- Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: Юнити-ДАНА, 2001.-238 с.
- Клинова М.В. Государственное предпринимательство в государствах Европейского сообщества. М.: Наука, 2004. — 182 с.
- Корнаи Я. Путь к свободной экономике / пер. с англ. М.: Экономика, 2000. -149 с.
- Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 2004. — 223 с.
- Кравцевич В.И. Общественное предпринимательство в Японии. М.: Наука, 2003.-299 с.
- Краткая экономическая энциклопедия / Под общ. Ред. Г. С. Вечканова. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2000. 508 с.
- Краюхин Г. А., Шайбакова Л. Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. СПб.: СПбГИЭА, 2005. -59 с.
- Кретов С.И. Предпринимательство: сущность, директивы, перспективы. -М.: Экономика и жизнь, 2004. 62 с.
- Криворучко О.Н., Зайцев А. А., лобанов С.Н. Становление предпринимательской деятельности в России. М.: Экономика, 2000. -345с.
- Крутик А.Б., Горенбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнес -коммуникации. СПб.: Бизнес-пресса, 1999. — 295 с.
- Кураков В.Л., Климова П. В. Правовая поддержка малого предпринимательства. М.: Гелиос, 2003. — 427с.
- Кэмпбелл Р., Макконэл Л., Стенли Л. Брю. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2002.-928 с.
- Лапуста М.Г., Поршнев А. Г., Старостин Ю. Л. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2000.-448 с.
- Лапуста М.Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 2005. — 203 с.
- Ларина Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах с рыночной экономикой. М.: Экономика, 1999. — 195с.
- Лебедева Е.А. Инновационный бизнес в США. М.: РАН и МЭМО.- 1998. -258с.
- Ленский Е.В., Цветков В. А. Корпоративные структуры в современной рыночной экономике. М.: Экономика, — 2000. — 190 с.
- Ленский Е.В., Цветков В. А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 2000. -296 с.
- Ленский Е.В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы Российской Федерации: полученный опыт и прогностические тенденции дальнейшего развития. М.: Планета, 2003. — 232 с.
- Лимитровский М.А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, инвестиционных проектов. М.: Изд. Красная гора, 2003. — 178с.
- Львов Ю.А. Основа экономики и организации бизнеса. Спб.: «КультИнформПресс».- 2002. — 271с.
- Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. М.: Информат, 2004. -153с.
- Малое предпримательство в России: состояние, проблемы, перспективы, (аналитический сборник). М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999.-205с.
- Малый бизнес в России: состояние и перспективы. М. Российская ассоциация развития малого предпринимательства, 2004. -178с.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. -М.: ФиС.- 1993.-415 с.
- Медынский В.Г., Ильдеменов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М.: ЮНИТИ, 1999. — 414 с.
- Медынский В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. -М.: Финансы. 2000. — 237 с.
- Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 2002.-382с.
- Мескон М.Х., Альберт Мю, Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994. — 702 с.
- Методологичесие положения по статистике. Вып. 1 Госкомстат России. -М.: Логос, 1996.-672 с.
- Микрофинансирование в России (материалы международной конференции). -М.: ИСАРП, 2003.-251с.
- Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА — М, 1999. — 347 с.
- Миневрин И.Г. Система государственной поддержки предпринимательства. -М.: ИНИОН, 2003.-61 с.
- Миневрин И.Г. Управление нововведениями и стратегия корпораций. М.: ИНИОН, 2000.- 176 с.
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 2003. -302 с.
- Молодцова Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997. — 107 с.
- Молодцова Р.Г. Тенденции организационно-экономического развития инновационно-инновационной сферы. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003. -175 с.
- Науменко Б.Н. Малый бизнес: теория и практика развития. М.: ООО «Мисанта», 2005. — 75 с.
- Орлов А.В. Кухня «малого бизнеса». М.: Изд. ТРИНИКС, 1999. — 284с.99.0рлов А. В. Человек Экономика — Предприниматель. — М.: Высш. шк. экон., 1999.-321с.
- Пепеляев С.Г. и др. Основы налогового права. М.: Инвест Фонд, 2000. -493 с.
- Петрова Г. В. Ответственность за нарушение налогового законодательства. М.: ИНФРА-М, 2005. — 143 с.
- Ползиков С.Д. Пути развития современного предпринимательства. М.: Изд-во «Луч», 2001.- 190 с.
- Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.
- Предпринимательское право / Под ред. Н. И. Клейн М.: Юрид.лит.- 2000. -480 с.
- Предпринимательство в конце XX века. М.: Наука, 2002. — 250с.
- Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. СПб.: Изд-во СПб ун-та экон. и финансов, 2004. — 162 с.
- Проблемы развития налоговой системы: Материалы Международного научно-практического семинара. М.: Институт экономики РАН, 1999. -105 с.
- Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики (под ред Д.С. Львова). М.: Экономика, 1999. — 286с.
- Ю9.Райзберг Б. А. и др. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 477 с.
- Рогов С.М. Дефицит федерального бюджета и проблемы экономической безопасности России Материалы научного семинара. М.: Институт США и Канады, 2005. — 262с.
- Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. -М.:ИЭ РАН, 2004.-109с.
- Россия в меняющемся мире. М.: Институт экономического анализа, 1997.-361с.
- Санто Б. Философия предпринимательства (проблемы теории и практики). -М: Экономика.- 2000. -401с.
- Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Финстатинформ, 2002. — 391с.
- Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. -М.:ИЭ РАН, 2003.- 194с.
- Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2 т. — Т.1: Книги I — III. — М.: Наука, 1993. — 570 с.
- Сорокина В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании. М.: ИЭ РАН.- 1999. — 301с.
- Стратегия поведения частных предприятий на рынке в современных условиях. М.: ИСАРП, 2004. -296с.
- Уотерман Р. Фактор обновления. М.: Прогресс, 2005. -406с.
- Фрейхейт Э.Ф., Шенхерр Г., Меркель В. Большая книга по экономике / Пер. с нем. М.: ТЕРРА, 2003. — 735 с.
- Хайер В. Как делать деньги в Европе. М.: Прогресс, 2000. -407с.
- Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство. М.: Прогресс-Универсал, 2002.-538с.
- Ховард К. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М, 1998. -514с.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Изд. Межд. отношения, 2003.-387с.
- Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации. Московский общественный научный фонд. М.: Институт макроэкономических исследований, 2000. — 278с.
- Черняк В.З. Оценка бизнеса. -М.: Финансы и статистика, 2001. 175 с.
- Шамхалов Ф.И. Новое российское предпринимательство, (науч. ред. А.И. Архипов) М.: Экономика, 2004. — 407с.
- Шумпетер И. Теория экономического развития / Пер. с нем. М.: Прогресс, 2000.-455 с.
- Яковлев В.М. Конструктивное предпринимательство. М.: ИПА ТРИЛ, 2004.-232 с.
- The World Bank development report. Washington: The World Bank, 2001. -12p.
- Global Entepreneurship Monitor. London Business School, Ernst and Young, 2000.
- European Bank for Reconstruction and Development. Transition report. 1999.