Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные направления сохранения и развития традиционной для России духовно-ценностной системы и препятствия деструктивному влиянию ценностей консюмеризма могут быть реализованы на цивилизационном уровне (разработка и осуществление своего собственного ценностного цивилизаци-онного проекта), на межгосударственном (создание духовно привлекательного для других стран и народов духовно-ценностного… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Сущность и содержание духовно-ценностной системы современной России
  • Раздел II. Особенности противоборства духовно-ценностных систем современной России
  • Раздел III. Перспективы противоборства духовно-ценностных систем современной России

Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития российского общества сопровождается беспрецедентным столкновением различных ценностных оснований в экономической, политической, социальной и особенно духовной сферах общественной жизни. Подобная ситуация стала следствием неразрешенности скопившихся противоречий, конфликтного взаимодействия возникающего между различными ценностными системами, которые претендуют на верховенство в социуме.

Масштабные преобразования в экономическом и информационном пространстве, сближение цивилизаций и взаимопроникновение различных культур, а также появление постмодернистского мировосприятия и мироощущения приводит к появлению новых реалий бытия российского общества, которые сопровождаются пока не обретением общечеловеческих ценностей, а в значительной степени утратой целостности и неизменности устоявшейся традиционной системы ценностей, в результате чего многие россияне испытывают серьезные мировоззренческие трудности ценностного самоопределения в этом бурно изменяющемся мире.

Ж. Бодрийяр полагает, что в современном социуме духовные ценности оказались полностью вытесненными, а ценности потребления в свою очередь сделались главным содержанием общественной жизни. «Потребление здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в котором обязан участвовать каждый член общества. Подобное потребительство принципиально не знает предела, насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно. Однако знаки эти, хоть и обладают высокой семиотической ценностью, но оторваны от собственно человеческих, личностных или родовых, смысловэто знаки дегуманизированной культуры, в которой человек отчужден1. Подобная ситуация характерна и для России.

На выбор ценностной системы каждым человеком в значительной степени влияет развитие информационной сферы, что в свою очередь способствует не только формированию новых ценностных ориентиров, но и порождает новые проблемы. Многие из этих проблем связаны со стремлением ряда стран к доминированию в мировом культурном пространстве и обеспокоенностью наших сограждан состоянием нравственной обстановки в России, с разработкой рядом государств технологий, направленных на разложение традиционной российской культуры через подмену основных (фундаментальных) ценностей, носящих в основном духовный характер, второстепенными и по большей части материальными.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» утверждается, что ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции". По сути, речь идет о приобретающем все более масштабный характер противоборстве между системами ценностей.

Духовный кризис российского социума, примитивизация и потеря ценностных ориентации значительного числа россиян вызывают глубокую озабоченность отечественных мыслителей. Так, П. А. Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей и их согласованности важнейшее условие, как внутреннего социального мира, так и мира международного: «когда их единство, усвоение и гармония ослабевают. увеличиваются шансы международной или гражданской войны"3.

Следует признать, что без устойчивых духовно-ценностных оснований невозможно реализовать ни один из проектов будущего России, речь не мо.

1 БодрииярЖ. Система вещей. — М.: Рудомино, 1995.

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. — 2009. — № 4909 (85). — 14 мая.

3 Сорокин П. А. Причины войны и условия мира (1944) // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. — М.: Наука, 1994. С. 491. жет идти ни о процветании российской цивилизации, ни о сохранении традиционной самобытности, ни о сколь-нибудь серьезной модернизации российского общества.

Актуальность исследования избранной темы обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, изменение социальной парадигмы развития российского социума породило перестройку глубинных основ человеческого бытия, радикальную ломку наиболее значимых духовных ценностей на личностном, групповом, общественном и государственном уровнях.

Во-вторых, разрушение содержательной структуры духовных ценностей, выход на первый план примитивных материально-эгоистических предпочтений разобщает единство россиян, расшатывает дружественные, взаимоуважительные отношения между разными народами, чьим общим домом является Россия.

В-третъих, неустойчивый характер имеющихся духовно-ценностных оснований, размытость иерархии ценностных предпочтений формирует у граждан бездуховность, равнодушие к насущным проблемам страны и самоустранение от их разрешения, что несет в себе угрозу для обеспечения безопасности личности общества и государства.

В-четвертых, возникновение и динамичное распространение гедонистических, внешне привлекательных, но духовно бессодержательных ценностей в молодежной среде не способствует, а иногда и прямо отталкивает людей от сохранения и приумножения духовных традиций самобытной российской цивилизации.

В-пятых, конкуренция между различными духовными ценностями органично присущими российскому обществу на протяжении всей его истории входит в настоящее время в новый этап своего развития, этап противостояния, в котором деструктивные для социума ценности навязываются определенными социальными акторами, для достижения своих узкоэгоистических задач.

Таким образом, в современной исторической ситуации проблема противоборства духовно-ценностных систем современной России оказывается особенно сложной. Следует признать, что от свободного ценностного выбора каждым россиянином в значительной мере зависит будущее страны. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения возможностей актуализации противоборства духовно-ценностных систем в интересах защиты истинных ценностных смыслов от замены их на симулятивные ценностные потребности.

Следует признать, что актуальность анализа противоборства духовно-ценностных систем осознана далеко не в полной мере, об этом в частности свидетельствует недостаточное внимание к изучению этой проблемы в философском плане.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема духовно-ценностного противоборства до недавнего времени оставалась в стороне от внимания отечественных и зарубежных исследователей. Однако в последнее время к ней все чаще обращаются психологи, социологи, философы и др.

Так, психологи К.А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, рассматривая ценностное самоопределении личности, затрагивали проблему столкновения различных ценностей на личностном уровне1.

Социологи (И.С. Кон, С.Л. Прошанов) проявляли интерес к вопросам столкновения ценностных оснований в процессе социализации личности2.

Философами изучались различные аксиологические аспекты, в основном связанные с выявлением различий между духовно-ценностными системами, которые, при определенных условиях, могут перерастать в конфликтное столкновение. Так, М. Б. Черницкая обращалась к сравнительному анализу ценностных ориентаций различных культур, которые в определенной мере.

1 См. подробнее: Абулъханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981; Андреева Г. М. Психология социального познания. — М., 1997. Кон PLC. Социология личности. — М., 1987; Прошанов С. Л. Проблемы конфликта в диссертациях социологов. — М., 2005. можно считать факторами противоборства указанных систем1. Б. В. Аксюмов в рамках анализа концепции столкновения цивилизаций рассматривал некоторые ценностные аспекты указанного конфликта2. В. Л. Литвин показал особенности ценностного конфликта в современном обществе, такие как столкновение личностных ценностных ориентаций друг с другом и с имеющимися общественными ценностями3. С. Н. Юрченко доказывала, что изменения всей системы духовных ценностей современного общества предопределены самим феноменом современности, существенными чертами информационного, постиндустриального и трансформирующегося социума4. Е. В. Терещенко рассмотрела ценностный конфликт как источник экзистенциальной катастрофы, выявила его негативные и позитивные последствия5.

Следует признать, что проблема изучения противоборства духовно-ценностных систем, а также совершенствования противодействия навязыванию в ее рамках деструктивных ценностей (антиценностей) в качестве отдельной задачи не ставилась и не изучалась. Таким образом, практически не исследованным остается вопрос выявления глубинных оснований духовно-ценностной системы российского общества в контексте противостояния с конкурирующими ценностными системами.

В соответствии с логикой исследования данной темы все многообразие имеющихся источников и литературы условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся работы, в которых рассматривались аксиологические аспекты различных ценностных образований в обществе.

1 Чертщкая М. Б Ценностные ориентации русской и западной культур: Автореф. дне. .канд. филос. наук. — Нижний Новгород, 2004. Аксюмов Б. В. Конфликт цивилизаций в современном мире: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. — Ставрополь, 2009.

3 Литвин В. Л Ценностный конфликт в современном обществе (социально-философский аспект): Автореф. дис. .канд. филос. наук. — Иркутск, 2004.

4 Юрченко С. Н Культурно-исторические предпосылки ценностной эволюции в современном обществе (социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. — Пятигорск, 2007.

5 Терещенко Е. В. Ценностный конфликт как исаочник творчества: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 2006.

В трудах Р. Акоффа, JT. фон Берталланфи, В. В. Васильковой E.H. Князевой, С. П. Курдюмова, Н. Лумана, В. И. Новосельцева, Т. Парсонса, П. А. Сорокина, А. И. Уёмова Ф. Эмери и др. рассмотрены различные подходы к пониманию системы, выявлены ее основные свойства и характеристики, особенности ее состояния и развития1.

И.И. Докучаев, А. Маслоу, Д. Оганесян, Н. С. Розов, Б. А. Старостин, И. А. Сурина и др. показывают некоторые системные образования в аксиологическом пространстве общества2.

H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, Ф. М. Достоевский, В. Иванов, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, H.H. Федоров, С. Л. Франк, A.C. Хомяков и др. раскрывают содержание духовно-ценностной системы, показывают наличие в ней ценностного ядра, которое определяет направленность ценностной системы по отношению к культуре общества .

1 Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. — М., 1974; Берталанфи Л. фон Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования. — М., 1969; Василъкова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. — М., 1999; Князева E.H., Курдюмов С. П. Основания синергетики. — СПб.: Алетейя, 2002Луман Н. Общество как социальная система. — М, 2004; Парсонс Т. О социальных системах. — М., 2002; Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992; Теоретические основы системного анализа / Под ред. В. И. Новосельцева. — М., 2006; Уёмов А. И. Свойства, системы, сложность // Вопросы философии. — 2003. — № 6.

2 Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. — СПб., 2009, Маслоу, А Психология бытия. — М.- К., 1997; Оганесян Д. Ценностная система ислама: начало пути // Отечественные записки. — 2004. — № 1- Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск, 1998; Старостин Б. А. Ценности и ценностный мир. — М., 2002; Сурина И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. — М., 1999.

3 Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990; Булгаков С. Н Кар-лейль и Толстой// Новый путь. — 1904. — № 12- Достоевский Ф М. Дневник писателя. 1877. Ноябрь // Поли. собр. соч.: В 30 т. — Л., 1972;1984. Т. 26- Иванов В. Родное и вселенское. -М., 1994; Карсавин Л. П. О свободе // Малые сочинения. — СПб., 1994; Лосский Н. О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. — М., 2000; Федоров Н. Философия общего дела. — М., 2003; Франк С. Л. Духовные основы общества. — М., 1992. Хомяков A.C. Поли. собр. соч.- М., Т. 2. 1986.

З.Бауман, Ж. Бодрийяр, А. И. Герасимов, Дж. ДеГрааф, В. И. Ильин, Дж. Сорос, Э. Фромм и др. исследовали основные особенности консюмерист-ской ценностной системы общества постмодерна1.

Ко второй группе относятся труды отечественных и зарубежных ученых, исследовавших особенности ценностных противоречий, которые могут приводить к столкновению между их носителями.

JI.B. Баева, Р. Вахитов, Р. Вильяме, М. Вебер, А. Круглов, Ф. Ницше, Е. Рудкевич, А. И. Субетто обращают свое внимание на различные стороны социальных столкновений, которые могут быть поняты и описаны как отличающиеся друг от друга по масштабности, характеру задействованных сил и средств, субъектам и остроте формы духовно-ценностного противоборства2.

В.А. Лефевр, В. В. Миронов, B.C. Соловьев, А. Тойнби, Г. Л. Туль-чинский в своих трудах выдвигают научные концепции в которых содержится анализ причин обусловливающих явление противоборства духовно-ценностных систем3.

1 Бауман 3. Текучая современность. — СПб., 2008, Бодрийяр Ж. Общество потребления Его мифы и структуры — М., 2006; Герасимов А. И. Общество потреблениямифы и реальность. — М., 1984; Де Грааф Дж. Потреблятство Болезнь, угрожающая миру. — М&bdquo- 2003; Ильин В И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. — 2005. — Т. XIV. — № 2- Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. — М, 2001; Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 2007.

2 Баева Л. В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории.

— Астрахань, 2004; Вахитов Р. Манипуляция сознанием и общечеловеческие ценности // Интернет против телеэкрана. http://www.contrtv.ru/common/I541- Williams R.M. Change and Stability in Values and Value Systems: A Sociological Perspective Understanding Human Value: Individual and Societal. — NY., 1979; Вебер M Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. — М, 1990, Круглов А. Ценность и цена // Здравый смысл № 1011. — 1999; Ласкер D Борьба — М., 2007; Нищие Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. — М., 1994, Рудкевич Е. Система ценностей общества: структурный анализ // Власть. — 2007. — № 1- Субетто А. И. Ценности в системе общественного интеллекта. «Ценностная война» и защита ценностной самоидентификации российской цивилизации // «Академия Тринитаризма». — М., 2003.

3 Лефевр В, А Алгебра совести. — М., 2003; Миронов В. В. Философия и метаморфозы культуры. — М., 2005; Соловьев B.C. Три силы // Соч.: В 2 т. — М., 1989. Т. 1- Тойнби А. Постижение истории. — М., 1996; Тульчинский Г. Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант // Семинар в РГГУ. — 2007.

— 12 мая.

Н. Гартман, Л. Н. Гумилев, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, М. Шелер высказывали свои предположения относительно возможных субъектов ценностно окрашенных социальных столкновений1.

С. Амин, В. Э. Багдасарян, А. Грамши, Ю. Громыко, С.Г. Кара-Мурза, В. Крашенинникова, С. С. Сулакшин, Э. Фромм, В. И. Якунин рассматривают возможности технологий, которые используются сегодня в ценностном пространстве для дискредитации имеющихся традиционных духовных ценностей и навязывания новых постмодернистских ценностей2.

Третью группу составляют научные труды, посвященные выявлению различных аспектов функционирования духовно-ценностной системы общества применительно к жизнедеятельности общества и армии. Наиболее полно данные вопросы раскрыты в работах Б. И. Каверина, В. В. Колотуши, С. И. Муо зякова, П. В. Петрия и многих других. Содержащийся в них анализ духовной ситуации в современном российском обществе имеет важное методологическое значение для более детального изучения духовно-ценностного противоборства, особенно применительно к ситуации в Вооруженных силах РФ.

Четвертую группу составляют работы ученых A.M. Арзамасцева, В. И. Бакштановского, В. Ю. Бойко, Е. В. Дымина, Р. Инглхарта, Ю.В. Сого-монова, Г. Л. Тульчинского и др. непосредственно раскрывающие возможно.

1 Гартман Н. Этика. — СПб., 2002; Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990; Лихачев Д. С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию // Новый мир. — 1993. — № 2- Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. — СПб., 2002; Шеле^ М. Избранные произведения. — М., 1994. Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. — М. 2007; Грамши А. Избранные произведения. — М., 1957;1959. Т. 1—3- Громыко Ю. Оружие, поражающие сознание, — что это такое? //Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? //Россия. 2010. http://www.df.ru/~metuniv/consor/title.htmКара-Мурза С. Г. Демонтаж народа. — М., 2007; Крашенинникова В. Россия — Америка: холодная война культур. — М., 2007. Фромм Э. Революция надежды. — СПб., 1999; Якунин В. И., Багдасарян В Э., Сулакшин С. С. Новые технологии борьбы с российской государственностью. -М., 2009.

3 См., например: Каверин Б. И. Российская цивилизация, духовность общества и личности офицера Вооруженных Сил // Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. — М. 2000; Колотуша В. В. Базовые ценности силовых органов государства: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1996; Музяков С. И. Ценностные основания воинской деятельности. — М., 2008; Петргш П. В. Духовные ценности российского общества и армия (социально-философский анализ). — М., 2002 и др. сти дальнейшего развития и перспективы противостояния между носителями духовных ценностей в России1.

Работы К.А. Абульхановой-Славской, С. Жижека, О. Матвейчева, В. Франкла, В. Э. Чудновского посвящены совершенствованию различных аспектов духовно-ценностной системы российского общества в контексте активного ценностного противоборства2.

К пятой группе следует отнести документы, в которых предлагаются детально разработанные концепции и стратегии, содержащие конкретные мероприятия, позволяющие упрочить российскую духовную систему ценностей и активно противостоять навязыванию потребительских ценностей3.

Проведенный автором анализ состояния и степени разработанности исследуемой научной задачи позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, многие вопросы требуют своего уточнения, прежде всего с позиций современной политической и идеологической ситуации. Вместе с тем нуждается в рассмотрении понятие противоборства ценностных систем применительно к России, анализ объективных и субъективных детерминант, воздействующих на него, и выработка некоторых направлений защиты и организации противодействия данному процессу.

1 Бакштановский В. К, Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс. — 2003. — № 5- Бойко В. Ю. Типология ценностных позиций и состояния кризисного сознания. — М., 1991; Дымина Е. В. Мир ценностей и проблема осмысления действительности. — М., 1999; Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. — 1997. — № 4- Тулъчгтский ГЛ. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. — СПб, 2002; Ценности интеллигибельного мира: Сб. материалов науч. конф. / Под ред. A.M. Арзамасцева. — Магнитогорск, 2004.

2 Абульханова-Славская К. А. Стратегия человеческой жизни. — М., 1991; ЖижекС. Возвышенный объект идеологии. — М., 1999; Матвейчев О. Суверенитет духа. — М., 2008; Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990; Чудновскгш В. Э. Смысл жизни и судьба человека // Общественные науки и современность. — 1998. — № 1.

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. — 2009. — № 4909 (85). — 14 маяДаншюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект // Вестник образования. — 2009. — № 17. — сент.- Проект Россия. — М., 2007. Кн. 1. Проект Россия. Выбор пути. — М., 2008. Кн. 2- Проект Россия. Третье тысячелетие. — М., 2009. Кн. 3- Шалыганов Ю. В. Проект Россия. Большая идея. — М., 2010. Кн. 4.

Таким образом, проблема исследования противоборства духовно-ценностных систем современной России, его сущности, содержания, объективных и субъективных детерминант, а также механизма регулирования данного процесса в настоящее время приобретает важное значение.

Объектом исследования являются социальное пространство реализации духовно-ценностных систем современного российского общества.

Предметом — выступают сущностные, содержательные особенности противоборства духовно-ценностных систем в современном российском обществе, совокупность факторов, оказывающих на него свое детерминирующее влияние, а также направления сохранения и развития традиционной для России духовно-ценностной системы.

Гипотеза исследования заключается в выявлении организованного характера воздействия на традиционную духовно-ценностную систему российского общества в целях ее искусственного изменения, дезорганизованного определения россиянами своих ценностных ориентаций, подмены истинных смысложизненных ценностей сиюминутными потребительскими предпочтениями, а также в определении возможностей оказания противодействия указанным негативным факторам.

Цель работы состоит в выявлении специфики противоборства духовно-ценностных систем, а также факторов, воздействующих на него в современном российском обществе, в определении возможных мероприятий по защите глубинных ценностных оснований российского общества от деструктивного воздействия конкурирующих ценностных систем.

Определение предмета исследования и постановка цели предполагает решение следующих конкретных задач:

1. Уточнить сущность и содержание понятия «духовно-ценностная система» современного российского общества в контексте ценностного противоборства.

2. Исследовать особенности противоборства духовно-ценностных систем в современном российском обществе.

3. Выявить содержательные черты противоборства духовно-ценностных систем современной России.

4. Разработать основные направления сохранения и развития традиционной для России духовно-ценностной системы в современных условиях.

Теоретическую основу диссертации составляют работы отечественных и зарубежных ученых, исследовавших различные аспекты ценностей, ценностных систем, ценностных столкновений и конфликтов, материалы научно-практических конференций и семинаров, тексты кандидатских и докторских диссертаций по теме исследования, публикации в научных и общественно-политических изданиях, а также в средствах массовой информации и коммуникации.

Методологическую базу диссертационного исследования составляют принципы и методы социально-философского анализа общественных явлений, современные научные концепты, обогащающие представления о феноменах духовного мира личности. Среди них — метод единства исторического и логического, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод структурного и функционального анализа, системный, деятельностный и синергетиче-ские подходы и др. В систему принципов, положенных в основу диссертационного исследования, вошли также принцип историзма, принцип единства объективных и субъективных детерминант противоборства ценностных систем применительно к современному российскому обществупринцип преемственности, учитывающий различные подходы к решению подобных исследовательских задач.

Эмпирическую базу исследования составили результаты и выводы различных социологических опросов и исследований, полученные и использованные другими авторами по исследуемой проблеме, контент-анализ трудов исследователей, публикаций в средствах массовой информации, а также наблюдения, основанные на личном опыте службы автора в Вооруженных силах РФ.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в достижении следующих научных результатов:

— осуществлен сущностный и содержательный анализ понятия «духовно-ценностная система», выявлена специфика существования ценностных систем в современном российском обществе;

— показаны наиболее характерные черты противоборства духовно-ценностных систем в современном российском обществе;

— раскрыты наиболее важные формы проявления и разновидности процесса противоборства духовно-ценностных систем в современных социальных координатах России;

— предложены некоторые направления сохранения и развития традиционной для России духовно-ценностной системы, а также меры противодействия разрушительному влиянию консюмеристской ценностной системы в современных условиях.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Духовно-ценностная система российского общества представляет собой особым образом иерархически структурированную совокупность высоко значимых традиций, норм, правил, определяющую содержание и направленность мировоззренческой позиции, ценностную идентичность в личностной и групповой деятельности россиян, а также особенности установления социальных отношений и перспективы развития российской цивилизации, государства и общества в целом.

2. Противоборство духовно-ценностных систем представляет собой активную деятельность социальных акторов по распространению привлекательных в духовно-нравственном плане ценностей, также защиту от навязываемых из-вне деструктивных духовно-ценностных образований в аксиологическом пространстве российского общества.

3. Столкновение в аксиологическом пространстве общества может иметь характер ценностных противоречий (динамических отношений взаимо-полагающих и взаимоисключающих ценностных противоположностей), ценностного конфликта (открытого столкновения субъектов и участников социального взаимодействия, по поводу несовместимых потребностей и ценностей), ценностной борьбы (схватки, остроконкурентной деятельности по определенным правилам двух сторон, в которой каждая стремится навязать другой определенные ценности) и даже в наиболее остром проявлении — «ценностной войны» (деятельности по разрушению и полному уничтожению системы базовых ценностей цивилизации, государства и общества).

4. Основные направления сохранения и развития традиционной для России духовно-ценностной системы и препятствия деструктивному влиянию ценностей консюмеризма могут быть реализованы на цивилизационном уровне (разработка и осуществление своего собственного ценностного цивилизаци-онного проекта), на межгосударственном (создание духовно привлекательного для других стран и народов духовно-ценностного образования), на внутригосударственном (реализация государственной идеологии, построенной на традиционных ценностных основаниях социума), на региональном (активизация работы по поиску взаимообъединяющих народы России ценностей, выражающих идеи соборности и содержательного всединства во всем многообразии), на общественном (приобщение молодых россиян к духовным ценностям в школе, в патриотических, религиозных и других общественных организациях), на групповом (укрепление семьи как источника привития духовно-нравственных социальных ценностей), основные усилия следует сосредоточить на личностном уровне (ценностный выбор личности, определение смысла жизни в ее индивидуальном сознании наполняют конкретным жизнено-важным содержанием духовно-ценностную систему).

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении социально-философских знаний о проблеме духовно-ценностного противоборства в современных условиях, выявлении объективных и субъективных детерминант ценностного самоопределения личности в условиях столкновения различных духовных ценностей. Выводы работы могут быть использованы для углубленного изучения имеющихся духовно-ценностных систем российского общества, их влияния на ценностный выбор военнослужащего и выработку конкретных рекомендаций по сохранению традиционной духовно-ценностной направленности.

Практическая значимость исследования. Содержание диссертации и сделанные в ней выводы создают теоретическую основу для практической деятельности по оптимизации процесса противоборства духовно-ценностных систем. Материалы исследования могут быть использованы при проведении индивидуальной воспитательной работы с офицерами, другими категориями должностных лиц, а также при проведении общественно-государственной подготовки в войсках.

Апробация работы осуществлена в процессе обсуждения основных положений исследования на кафедре философии и религиоведения Военного университета, в тезисах выступлений на Межвузовских научно-практических конференциях, а также в ходе проведения занятий со слушателями и курсантами Военного университета.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях:

1. Лактионов А. Л. Альтернативные ценностные системы как феномен общественной жизни: сущность, содержание, основные черты // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. № 4. 0,5 п.л.

2. Лактионов А. Л. Противоборство ценностных систем как феномен общественной жизни современности // Сборник статей адъюнктов. — М., 2010. 1,5 п.л.

Общий объем публикаций по теме исследования составил 2 печатных листа.

Заключение

.

Осуществленный в настоящей работе социально-философский анализ феномена противоборства ценностных систем современного российского общества, его содержательных особенностей, специфики и взаимосвязей, а также основных направлений оптимизации деятельности по распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и защиты от консюмеристских ценнностей постмодерна свидетельствует о высокой теоретической и практической значимости данной проблемы, сложности ее решения как в социальном познании, так и в повседневной жизнедеятельности.

Излагая свое понимание проблемы духовно-ценностного противоборства, диссертант исходил из достигнутого современной философской мыслью уровня ее разработки, опираясь на социально-философскую методологию исследования проблемы духовного мира человека и общества, трансформаций его ценностных основ. Противоречивая реальность современного российского общества, радикальные изменения во всех сферах общественной жизни, работы отечественных и зарубежных авторов по их осмыслению предоставили богатейший мыслительный материал для обобщений и выводов, необходимых для решения поставленных в диссертации исследовательских целей и задач.

В качестве общего результата исследования следует отметить, что качественные изменения условий социального бытия человека, связанные с движением России по пути модернизации к постиндустриальному, информационному обществу побуждают его к своеобразной переоценке духовных-ценностей, соотнесению ценностного ядра личности с новой системой ценностей, активно внедряемой в общественное пространство. Этот процесс идет сложно и противоречиво, приобретая порою острый характер, но в этом, собственно, и состоит суть ценностного противоборства. Оно происходит для каждой личности с определенными особенностями в различных социальных, профессиональных, демографических и иных группах, и активно влияет на общественные отношения, на настоящее и будущее российского социума. Исследование специфики противоборства духовно-ценностных систем в реалиях современного российского общества, выявление детерминирующих факторов, воздействующих на этот процесс, а также возможностей противостояния деструктивным явлениям в этой сфере позволило сформулировать следующие выводы теоретического характера.

1. В духовно-ценностном измерении общества существует несколько рядоположенных аксиологических терминов, которые имеют ряд сходных и в то же время различных понятийных оттенков. Так, базовая ценность — это высшая ценность данного общества, починяющая себе все остальные (базисный уровень аксиологического измерения общества) — акснологема — есть мировоззренческий компонент, выступающий идеальным ориентиром для человека, группы, общества (идеальный уровень) — аксиогабитус выступает теоретико-практической схемой инициирующей ценностные отношения и практическую деятельность людей (коммуникативный уровень) — ценностные ори-ентацни представляют собой индивидуальное ценностное измерение, имеют дело с личностным выбором человека (личностный уровень) — пирамида ценностей в большей мере рассматривает ценностей различного уровня, вертикальные и горизонтальные взаимосвязи между ними (иерархический уровень) — г^енностные универсалии есть общечеловеческие ценности, выявляют не то, что разъединяет, а то что объединяет разные культурные сообщества в мировую цивилизацию (мегауровень) — в свою очередь ценностные модели показывают аксиологические особенности культурно-исторической преемственности на определенных этапах развития общества (формационный уровень).

2. Для изучения системы духовных-ценностей российского общества в рамках системного подхода в изучении социальных явлений следует обозначить специфические свойства духовно-ценностной системы, к которым относятся: целостность (мир как заданная ценностная структура), эмерджентность появление у ценностной системы новых качеств), устойчивость (способность противостоять внешним воздействиям), адаптивность (свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения системы), многозначность (возможность включения элементов, имеющих противоположную направленность).

3. Выделение характеристик системы как набора ее означенных параметров позволяет получить достаточно полное представление об изучаемой ценностной системе. К числу таких характеристик относятся: функции (совокупность результатов воздействий, оказываемых системой), эффективность (характеристика, позволяющая судить о степени выполнения системой присущих ей функций), структура (совокупность устойчивых отношений, связей и взаимодействий), иерархия (многоуровневость системы), морфология (взаимосвязи между элементами), состояние и, поведение (положение системы и его изменение под действием внешних и внутренних факторов), а также внутреннее время системы (хронотоп бытия ценностей).

4. Основными функциями духовно-ценностной системы выступают мировоззренческая (формирование целостности картины общества и мира, представлений о месте человека в нем, морально-нравственных принципов взаимодействия с окружающими людьми) и нормативная (поддерживание порядка в социуме, приведение в соответствие с общественными ценностями действий различных социальных групп и индивидов), к числу неосновных могут быть отнесены гедонистическая (замена ценностного долга реализацией личностных интересов, для получения удовольствия, развлечения) и потребительская (стремление к престижному получению материальных благ, постоянная забота о повышении жизненного уровня и стандартов бытового комфорта) функции.

5. Духовно-ценностная система российского общества представляет собой особым образом иерархически структурированную совокупность высоко значимых традиций, норм, правил, определяющую содержание и направленность мировоззренческой позиции, ценностную идентичность в личностной и групповой деятельности россиян, а также особенности установления социальных отношений и перспективы развития российской цивилизации, государства и общества в целом.

6. В содержании духовно-ценностной системы российского общества как некоторого знакового образа, модели выделяется совокупность базовых ценностей, которые составляют ядро ценностной системы общества, определяющее его культурно-генетический код, и периферийные ценности. К ядерным ценностям вступающим между собой в противоречие являются духовные ценности правды (как синтеза истины и справедливости) — спасения (как примирения обособленности и всемирности) и соборности (как гармонии свободы и единства) и ценности консюмеризма (желание приобрести престижные вещипотребность в демонстрация покупокидентичность групповых потребителей).

7. В настоящее время противоречия, возникающие между различными ценностными системами в процессе их взаимодействия предполагают отношения противоборства, то есть действий, которые направлены друг против друга, в которых сталкиваются между собой противоположные ценности, духовно-ценностные системы и сами носители указанных ценностей.

8. Столкновение в аксиологическом пространстве общества может иметь характер ценностных противоречий (динамических отношений взаи-мополагающих и взаимоисключающих ценностных противоположностей), ценностного конфликта (открытого столкновения субъектов и участников социального взаимодействия, по поводу несовместимых потребностей и ценностей), ценностной борьбы (схватки, остроконкурентной деятельности по определенным правилам двух сторон, в которой каждая старается навязать другой определенные ценности) и даже в наиболее остром проявлении — г{ен-ностной войны (деятельности по разрушению и полному уничтожению системы базовых ценностей цивилизации, государства и общества).

9. Противоборство духовно-ценностных систем современного российского общества представляет собой активную деятельность социальных акторов по распространению привлекательных в духовно-нравственном плане ценностей, защиту от навязываемых из-вне деструктивных ценностных образований в аксиологическом пространстве российского общества.

10. Сегодня на смену силовым методам межгосударственной борьбы приходят новые несиловые технологии soft power («мягкая сила»), основанные на информационных, психологических и идеологических методах, направленных на деструкцию системы общественных ценностей. Среди такого рода технологий разрушения ценностной системы российского общества можно назвать: ценностную инверсию (разрушение связи времен, устойчивой межпоколенной преемственности в оценке смысла жизни, отношения к труду, личного будущего), ценностную делигитилшзацию (комплекс мероприятий по дискредитации государственной власти, деловых элит, вооруженных сил и других силовых структур в глазах граждан, разрушение готовности им подчиняться, поддерживать и взаимодействовать), разругиение ценностной идентичности (подрыв государственной, национальной, социальной общности).

11. К причинам противоборства духовно-ценностных систем, следует отнести: утверждение человека «божеством для себя», социальным атомом, не имеющего связи со своим духовно ценностным основаниемполучение массовой культурой исключительно благоприятных возможностей развития в постиндустриальном обществе, приобретение продуктами культуры потребления внешней привлекательности для больших групп людей;

— разность между американской и российской системами нравственных ценностей;

— потеря динамического равновесия между социальными и культурными факторами в социокультурном поле общества, в котором идет конкурентная борьба между оценочными суждениями в отношении одних и тех же объектов;

— вырождение элиты, утрата творческим меньшинством способности руководить обществом благодаря своим творческим потенциалам.

12. В качестве источников противоборства различных духовно-ценностных систем выступают исторических прецеденты, начальные этапы становления и развития противоборства духовно-ценностных систем на Руси, в России, в Советском Союзе, в которых в полной мере раскрывается духовно-нравственный характер российской ценностной системы, готовность ее носителей пожертвовать своей жизнью, но не своими убеждениями.

13. Субъектами противоборства духовно-ценностных систем выступают: личность (которая, принимая ее по тем или иным соображениям, воплощает ее всей своей жизнью), пассионарий (актор, склонный к целенаправленной деятельности по установлению и распространению принятых им суперэтнических ценностей), интеллигенция (носительница нового ценностного мировосприятия), элиты (способные не только к оцениванию бытия, но и к изменению вещей в соответствии с собственными интересами, благодаря чему они является детерминирующими факторами замены одних ценностей на другие).

14. Кризисное состояние российского общественного сознания характеризуется противоречивостью, разрозненностью, незавершённостью структуры ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, такое состояние общества может быть названо ценностным хаосом. Согласно синергетическому подходу к развивающимся системам хаотическое их состояние не означает полного беспорядка, а скрывает некий еще неосознанный, непонятый порядок, и поэтому для понимания путей развития ценностной системы России необходимо охарактеризовать ее дальнейшие перспективы, а также некоторые направления ее укрепления и противостоять проектам утверждения в российском социуме альтернативных ценностных систем.

15. В настоящее время отсутствует общепринятая картина дальнейших ценностных изменений в российском обществе и во всем мире, с одной стороны возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти, укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей — свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа, уважения семейных традиций, патриотизма, с другой стороны в страну в массовом масштабе проникает западная культура потребления, происходит революция потребительских притязаний, сформировалась такая социальная система, в которой деньги и материальные ценности стали почти единственным мерилом жизненного успеха.

16. Прогнозы на долгосрочную перспективу показывают, что по мере развития ценностного кризиса и вне зависимости от того, приобретает ли развитие восходящий или нисходящий характер, динамика структуры ценностей будет долго иметь инерционный характер и предпочитаемые ценности большинства населения будут смещаться в сторону группы низших ценностей. Благодаря глобализации произойдет поглощение различных ценностей и установление их единой системы, носящей постмодернистский, а следовательно и в значительной мере консюмеристский характер.

В то же время сохраняется возможность сохранения и развития уникальных, самобытных духовных-ценностей. Это позволит преодолеть безликое наступление единообразных цивилизационных форм и сохранить жизнеутверждающее богатство и разнообразие мировой культуры, как залог выживания человечества при сохранении им своего высокого социокультурного статуса.

17. Для укрепления духовно-ценностной системы социума в ее противодействии с активно реализуемыми в России другими аксиологическими системами, имеющими по существу антиценностную суть по отношению к бытию российского общества следует выделить ряд уровней, на которых возможна указанная деятельность: цивилизационный, межгосударственный, внутригосударственный, региональный, общественный, групповой и личностный.

18. Наиболее важными направлениями противодействия деструктивному влиянию ценностей консюмеризма в российском обществе на различных уровнях являются на цивилизационном (создание своего собственного циви-лизационного проекта «альтернативного запада»), на межгосударственном (нужно создать духовно привлекательного для других стран и народов проекта, что невозможно без приобретения россиянами «суверенитета духа»), на внутригосударственном (создание государственной идеологии, построенной на ценностных основаниях социума, развитие гражданского общества, дающего человеку возможность ориентироваться в ценностном мире и активная культурная политика, связанная с сохранением и развитием приоритетов культурной идентичности), на региональном (активизировать работу по поиску взаимообъединяющих народы России ценностей, которые должны быть выражением идеи соборности и всеединства — содержательного единства во всем многообразии, качестве таковых выступают три основных фактора), на общественном (приобщение молодых россиян к духовным ценностям в значительной мере зависит от школы, деятельности патриотических, религиозных и других общественных организаций), на групповом (основные усилия необходимо сосредоточить на семье в которой происходит духовно-нравственное развитие и привитие личности социальных ценностей, взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе), основные усилия следует сосредоточить на личностном уровне, который является интегральным по отношению ко всем остальным (ценностный выбор личности, определение смысла жизни в ее индивидуальном сознании наполняют конкретным жизненоважным содержанием общественные ценности).

Проведенное социально-философское исследование явления противоборства духовно-ценностных систем современного российского общества позволяет предложить ряд рекомендаций, использование которых будет способствовать оптимизации всей системы духовных ценностей, особо значимой для развития российской цивилизации, государства и общества в целом.

Всю совокупность имеющихся рекомендаций можно условно разделить на следующие две группы.

Первая группа: рекомендации теоретического характера включает в себя исследованные в работе методологические положения и подходы к изучению как системы духовных ценностей российского общества, так и противоборства между имеющимися такого рода аксиологическими образованиями в социальной ткани современной России. Они могут найти широкое применение в дальнейшем изучении различных аспектов ценностного противоборства, применительно к личности россиянина, исследовании его роли в обретении им ценностной идентичности в современном российском обществе и мировом открытом социокультурном пространстве, обеспечении духовной безопасности личности, общества и государства.

Опираясь на разработанные в диссертации положения, представляется целесообразным более полно и последовательно исследовать ряд перспективных направлений, значительно расширяющих объем научного знания по данной проблеме:

— разработка методологии исследования духовно-ценностных систем общества;

— философско-синергетический анализ системы духовных ценностей современного российского общества;

— выявление роли выбора определенной системы духовных ценностей как основы ценностного самоопределения личности;

— выявление основных типов и форм духовно-ценностных систем общества;

— воздействие противоборства духовно-ценностных систем на социальную, политическую, экономическую и духовную сферы общества;

— определение степени влияния различных идеологических направлений на ценностный выбор личности в контексте ценностного противоборства;

Полученные результаты диссертационного исследования, предложения и рекомендации могут быть также использованы: в более детальном и глубоком исследовании объективных и субъективных детерминант духовно-ценностного противоборства в современном российском обществев исследовании этапов становления и развития системы российских духовных ценностейв формировании устойчивой морально-психологической позиции личности в отношении ценностного выборав совершенствовании мировоз-зренческо-аксиологических основ жизнедеятельности россиянв формировании и развитии ценностной идентичности российского социумав подготовке теоретических и научно-практических конференций.

Вторая группа: рекомендации практического характера включает в себя практические предложения, непосредственно направленные на развитие сохранение и развитие духовно-ценностной системы российского общества: а) ученым и преподавателям высших профессиональных учебных заведений материал диссертации можно использовать в следующих целях:

— для проведения занятий по социальной философии, социальной психологии, культурологи, социологии;

— для разработки практических рекомендаций по разрешению трудностей и противоречий поиска и обретения смысла жизни путем возвышения духовных потребностей и восхождения к экзистенциальным ценностям;

— для разработки и издания учебно-методических пособий на тему «Противоречия системы ценностей российского общества», «Противоборство духовно-ценностных систем российского общества как фактор его современного развития" — б) для активизации исследовательской работы по предложенной проблематике:

— рекомендуется провести научно-практические конференции по вопросам противодействия негативному влиянию потребительских ценностей на личность, общество и государство;

— рекомендуется организовать научно-исследовательскую работу по дальнейшему изучению механизмов противоборства духовно-ценностных систем в современном российском обществе.

Таким образом, необходимо отметить, что противоборство духовно-ценностных систем является одной из важнейших проблем, российского общества активно влияющей на выбор каждым россиянином своей позиции, своего жизненного пути, что в конечном счете обуславливает и вектор дальнейшего развития всего российского социума. Теоретические и практические выводы и рекомендации не являются окончательными, а служат источником дальнейших исследований духовно-ценностных системы российского общества. Но их учет в государственно-организаторской, научно-педагогической деятельности позволит противостоять негативным тенденциям, существующим в аксиологическом пространстве общества, внести свой вклад в сплочение россиян на базе обретения единой ценностной идентичности для совместной работы на благо России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия человеческой жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. Е.Б., Ахлибининский Б. В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. 1998. -№ 7.
  3. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Советское радио, 1974.-272 с.
  4. Г., Дакенова Ж. Общество потребления в Казахстане.http://www.ciom.kz/modules/editor/editor/wysiwygpro/sitefiles/123/Consumersociety.pdf
  5. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Парсонса. М.: Прогресс, 1972. — 392 с.
  6. С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. -М.: Издательство «Европа», 2007. 168 с.
  7. В.И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс. 2003. — № 5.
  8. В.П. Аксиология личностного бытия. М.: Логос, 2005. — 192 с. Бауман 3. Текучая современность. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с. Бек У. Общество риска на пути к новому модерну. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.-384 с.
  9. Д. Возобновление истории в новом столетии. «Конец идеологии» // Вопросы философии. 2002. — № 5.
  10. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.125 с.
  11. H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Харьков- М., 1999.
  12. H.A. Судьба России. М.: Советский писатель. 1990. — 346 с. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Эксмо, 2010.-576 с.
  13. Л. фон Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования. Ежегодник. 1969. — М.: Наука, 1969. Бессонов Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. М.: Норма, 2006. — 320 с.
  14. Т. Битва за глобальные ценности. Перевод концептуальной статьи из Foreign Affairs // Время новостей. 2007. 14 фев.
  15. В.А. Мир моральных ценностей // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика» 1981. № 8.
  16. В.В., Бурмииов В. В. Древняя Русь. Рюриковичи. Иллюстрированный исторический словарь. — М.: Профит Стайл, 2009. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, 2006. — 269 с.
  17. В.Ю. Типология ценностных позиций и состояния кризисного сознания // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н. И. Лапин. -М., 1991.
  18. Большаков В: П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.-112 с.
  19. С.Н. Два града. СПб, 1997.
  20. С.Н. Карлейль и Толстой// Новый путь. 1904. — № 12.
  21. П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальнойантропологии. 1998. — № 2. Т. I.
  22. Р. Манипуляция сознанием и общечеловеческие ценности //
  23. Интернет против телеэкрана. http://www.contrtv.ru/common/1541/
  24. М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  25. X. М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма.
  26. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та- Изд-во Рус. христ. гуманит. акад., 2007. —225 с.
  27. Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб.: Воскресение, 2005.
  28. Г. В. Два подвига св. Александра Невского // Гумилев Л. Н. Черная легенда: друзья и недруги Великой степи. М., 1994. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы закона и благодати.-М., 1994.
  29. М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. — № 3. Гартман Н. Систематическая философия в собственном изложении // Фауст и Заратустра. — СПб., 2001.
  30. Н. Ценности // Этика. СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2002.-707 с.
  31. Н. Этика. М.: Изд-во: Владимир Даль, 2002. — 712 с.
  32. А.И. Общество потребления: мифы и реальность. М.: Знание, 1984.-232 с.
  33. Геродот. История. М.: Эксмо, 2008. — 704 с.
  34. Ю. Оружие, поражающие сознание, что это такое? //Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? //Россия. 2010. http://www.df.ru/~metuniv/consor/title.htm.
  35. А. Русская соборность. Русская цивилизация, http://www.rustrana.ru/ Гумилев JI. Н. География этноса в исторический период. JI., 1990. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1991.
  36. А.Я., Кондаков A.M., Тишков. В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект // Вестник образования. 2009. — № 17. — сент.
  37. Де Грааф Джон. Потреблятство Болезнь, угрожающая миру. М.: Ультра. Культура, 2003.
  38. Диалог культур в глобализирующемся мире. М., 2005. Диксон П. Фабрики мысли. — М.: ACT, 2004.
  39. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: Мысль, 1986.
  40. И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009.
  41. Г. В., Плюснин Ю. М., Плюснин В. М. В каком направлении изменяются базовые ценности в современном Российском обществе? // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. — № 1.
  42. Дольд-Михайлик Ю. У Черных рыцарей. М.: Печатное Дело- Диана, 1994. -414 с.
  43. Ф.М. Дневник писателя. 1877. Ноябрь // Полн. собр. соч.: В 30 т. -Л., 1972−1984. Т. 26.
  44. .В. Молодежь и идеология сегодня // Куда идет Россия?. Общее и особенное в современном развитии. М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 1997.
  45. Е.В. Мир ценностей и проблема осмысления действительности. М.: Наука, 1999, — 12 с.
  46. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.-352 с.
  47. Европейская художественная культура 20 века: Панорама уходящего столетия: материалы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 3−5 нояб. 1997 г.) / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-123 с.
  48. С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.
  49. В. Родное и вселенское. — М., 1994.
  50. В.В. Аксиология. М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с.
  51. В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. — T. XIV. — № 2.
  52. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997.-№ 4.
  53. М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», -205 с.
  54. М., Крупнов Ю. Гнев Орка. Америка против России. М., 2007.
  55. Н.М. История государства Российского. Т. 1. Гл. 1. О народах, издревле обитавших в России. М.: Эксмо 2009 — 1024 с.
  56. Кара-Мурза С. Г. Демонтаж народа. М.: Эксмо, 2007. С. 5−9.
  57. C.B. Александр Невский // Сборник трудов VI конференции1. Д. Н. Киршина. М., 2008.
  58. А. А. Духовная антропология. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.-324 с.
  59. А. Аллен Даллес война после войны // Красная звезда. http://www.redstar.rU/2004/l 0/2810/401 .html
  60. В. Россия Америка: холодная война культур. — М., 2007.
  61. И. Владимир Лефевр: «Идеологию нельзя создать она возникнетнезаметно, сама собой» // Новая газета. № 84. — 2007.
  62. А. Ценность и цена // Здравый смысл № 10−11. 1999.
  63. В. Отсутствие идеологии приведет к распаду.http://badnews.org.ru/news/ otsutstvieideologiiprivedetkraspadu/2010−06−261 858
  64. А. де Николаевская Россия. Смоленск, 2003.
  65. Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Мир России.-2003.-№ 4.
  66. Э. Борьба-М.: Издательство «Европа», 2007. 132 с. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1982.
  67. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.
  68. Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию // Новый мир. -1993.-№ 2.
  69. В. А. Алгебра совести. M, «Когито-Центр», 2003. — 426 с. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. — М.: Республика, 1994. — 432 с.
  70. Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. М.: ACT, Фолио, 2000. — 864 с.
  71. Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. Луман Н. Общество как социальная система. — М.: Логос, 2004. — 232 с. Макейчик A.A. Аксиология. — СПб., 2004.
  72. Л.В. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. — Улан-Удэ: издательство ВСГТУ, 2004. 242 с.
  73. М.Д. Изменения в структуре ценностей // Ломоносовские чтения в Московском государственном университете им М. В. Ломоносова. М., 2002. -№ 1.
  74. В. В. Философия и метаморфозы культуры. М., 2005. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М.: Наука, 1990.-222 с.
  75. Модернизация в России и конфликт ценностей / Ред. С. Я. Матвеева. М.: ИФРАН, 1994.-250 с.
  76. В.И. Идея духовности. Фундаментальный принцип практического мировоззрения и государственной политики нового столетия. М.: ООО «ИПТК „Логос“ ВОС», 2000. — 180 с.
  77. В., Служаков В., Арсюхин Е. Чубайс в мирных целях // Российская газета. 2005. — № 3683. — 27 янв.
  78. Наш Путь. Стратегические перспективы развития России в XXI веке / Подред. А. Г. Дугина. М., «АРКТОГЕЯ-центр», 1999 — 144 с.
  79. Ф. Человеческое, слишком человеческое- Веселая наука- Злаямудрость: Сборник. Мн.: ООО Попурри, 1997. — 704 с.
  80. Ф. Антихристианин // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр
  81. Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: «REFL-book», 1994.-352 с.
  82. Д. Ценностная система ислама: начало пути // Отечественные записки. 2004. — № 1.
  83. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ACT, Ермак, 2005.
  84. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе иправах человека от 26 июля 2008 г.
  85. A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. — М., 2003. С. 442.
  86. Т. О социальных системах. — М.: Академический проект, 2002 -832 с.
  87. Проект Россия. Книга 3. Третье тысячелетие. М.: Эксмо, 2009. — 448 с. Проект Россия. Книга 2. Выбор пути. — М.: Эксмо, 2008. — 448 с. Проект Россия. Книга 1. — М.: Эксмо, 2007. — 384 с.
  88. Й. (Бенедикт XVI) Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.- 163.
  89. Г. Науки о природе и науки о духе // Культурология XX век. Антология- М., 1995.
  90. Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. 292 с.
  91. Н.С. Устойчивое развитие и ценностное сознание. Новосибирск: Изд-во ИФиПр СО РАН, 1994. — 32 с.
  92. Е. Система ценностей общества: структурный анализ // Власть. -2007. № 1.
  93. М.Г. Базовые ценности населения: сравнение россиян с жителями других европейских стран: Автореф. .канд. социол. наук. -М., 2009. Рылеев К. Ф. Иван Сусанин // Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Л.: Советский писатель, 1971.
  94. В.Т. Экономическое развитие России в XIX—XX вв.. СПб.: Наука, 1998.
  95. В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994.
  96. Соборные слушания Всемирного Русского Народного Собора «Базисные духовно-нравственные ценности — основа единства семьи, общества и государства». 2 ноября 2007 г.
  97. B.C. Национальный вопрос в России / Соловьев B.C. Соч. М., 1989. Ч. I. С. 262.
  98. B.C. Три силы // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1.
  99. С.М. История России с древнейших времен. М.: Эксмо, Т. 9: 2009. — 1024 с.
  100. .А. Ценности и ценностный мир. М., 2002.
  101. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академическийпроект, 2004.
  102. А.И. Ценности в системе общественного интеллекта. «Ценностная война» и защита ценностной самоидентификации российской цивилизации // «Академия Тринитаризма». М., 2003.
  103. И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М.: Социум, 1999. — 184 с. Сэлинджер Дж.Д. Над пропастью во ржи. — М.: Эксмо- СПб.: Домино, 2008. -332 с.
  104. Теоретические основы системного анализа / Под ред. В. И. Новосельцева. -М.: Майор- Издатель Осипенко А. И., 2006. 592 с. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1996.
  105. Г. Л. Нормативно-ценностное содержание социализации в условиях массовой культуры: российский вариант // Семинар в РГГУ. 2007. 12 мая. http://hpsy.ru/public/x2959.htm#ftnref3
  106. Г. Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб, 2002.
  107. К.Л. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. Новосибирск. 1999.
  108. А.И. Свойства, системы, сложность // Вопросы философии. 2003. -№ 6.
  109. М. Этимологический словарь русского языка, http://dic.academic.ru/ contents. nsf/vasmer
  110. A.A. Томас Манн. Время шедевров. М.: Изд-во Московского университета, 1981.
  111. Н. Об условности пророчеств о кончине мира // Федоров Н.
  112. Философия общего дела: В 2 т. М., 2003. Т. 2.
  113. Г. П. Судьба и грехи России. СПб., 1991. Т. 1.
  114. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  115. В. Воля к смыслу. М., 2000.
  116. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  117. Э. Бегство от свободы. М., 2007.
  118. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  119. Э. Психоанализ и этика. -М., 1993.
  120. Э. Революция надежды. СПб., 1999.
  121. Ф. Конец истории и последний человек. М.: Ермак, ACT, 2005. -592 с.
  122. С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004.
  123. С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-603 с.
  124. С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. М.: Университетская библиотека, Российская политическая энциклопедия, 2003. -354 с.
  125. Э. По ком звонит колокол. М.: Азбука, 2005. — 672 с. Ходорковский М. Кризис либерализма в России // Ведомости. — № 52 (1092). — 2004. — 29 марта.
  126. A.C. Полн. собр. соч. Т. 2. М., 1986.
  127. Ценности глобализирующегося мира / Под ред. К. Х. Делокарова. М., 2002. -189 с.
  128. И. План Даллеса для СССР // Дуэль № 18(65). 1998.-23 июня. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека // Общественные науки и современность. — 1998. — № 1.
  129. Ю. Проект Россия. Книга 4. Большая идея М.: Эксмо, 2010. -320 с.
  130. Шел ер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 490 с. Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2006. — 457 с.
  131. Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. -М.: Эдиториал УРСС, 1999.-208 с.
  132. Л.Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. СПб, 2008.- 122 с.
  133. В.И., Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Новые технологии борьбы с российской государственностью. Монография. -М.: Научный эксперт, 2009. -424 с.
  134. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
  135. К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991. — 527 с. Inglehart R., Welzel С. Modernization, cultural change, and democracy: The human development sequence. —New York: Cambridge University Press, 2005. — P. 215.
  136. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Action // Toward a General Theory of Action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951. P. 400.
  137. Rokeach J. The Nature of Human Values. -N.-Y.: Free Press, 1973. Toynbee A. Study of History. L., 1939. Vol. VI. P. 13.
  138. Williams R.M. Change and Stability in Values and Value Systems: A Sociological Perspective II Understanding Human Value: Individual and Societal N.-Y. Free Press, 1979. P. 15−47.
Заполнить форму текущей работой