Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика жизненного пространства этноса: социально-философские основания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, был выработан авторский подход к категории нации, которая в данном контексте мыслится как неотъемлемая форма этнических общностей индустриального общества. Анализ процессов, связанных с формированием и развитием нации позволил выявить основные тенденции в трансформации жизненного пространства современного этноса. Обусловленные особенностями перехода от индустриального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические и философско-теоретические основания динамики жизненного пространства этноса
    • 1. 1. Категории «этнос», «этногенез», «жизненное пространство этноса»: методологический контекст
    • 1. 2. Динамика параметров и факторов жизненного пространства этноса
  • Глава 2. Трансформации жизненного пространства этноса в современную эпоху
  • С
    • 2. 1. Тенденции-противоречия образования современных рс полиэтнических общностей
    • 2. 2. Параметральные изменения российского полиэтноса на рубеже XX — XXI столетий

Динамика жизненного пространства этноса: социально-философские основания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние десятилетия внимание научной общественности всё в большей мере обращается на проблему этноса и межэтнических отношений. Не последнюю роль в формировании этого интереса сыграл резкий рост напряжённости в мире, связанный во многом с широким распространением межэтнических конфликтов. Не может остаться в стороне от данной проблемы и социальная философия.

Развитие современного общества и обуславливаемое им развитие научных теорий привели к потере актуальности классических концепций этноса, сложившихся в XIX — XX вв. В связи с этим современная гуманитарная и социальная наука пребывает в состоянии поиска парадигмальных оснований научного изучения этноса и производных от него явлений человеческой действительности.

В науках об этносе идёт полемика относительно общепринятых методологических подходов к предмету исследования, причём дискуссионным является даже определение базовых понятий, таких как этнос и нация. Каждая школа, дисциплина вырабатывают собственную терминологию, формулируют свою методологию и основные принципы изучения материала. С одной стороны, учёным всё более и более становится очевидным, что традиционные подходы к изучению этноса в современных условиях оказываются ограниченными и не позволяют эффективно решать стоящие как теоретические, так и практические задачи. С другой же стороны, ни один современный подход не достигает универсальности в создании новых теорий. Это приводит к появлению огромного числа частных теорий и подходов зачастую несоотносимых между собой. Каждый исследователь предлагает решение той или иной частной теоретической, методологической или практической задачи, мало согласованное с подобными решениями в других подходах.

Отсутствие общепризнанных позиций по рассматриваемым проблемам в науке не позволяет практикам вырабатывать научно-обоснованные политические решения в сфере межнациональных отношений. В данной ситуации на передний план при принятии решений выходит мифология, ограниченная различными стереотипами, свойственными представителям конкретных этносов по отношению собственного и других народов. Эти стереотипы не позволяют со всей объективностью оценивать ситуацию и проводить взвешенную национальную политику.

Таким образом, для научного сообщества актуализируется задача всестороннего изучения всех связанных с этнической проблематикой теоретических, методологических и практических проблем с целью поиска общих оснований функционирования и развития этнической сферы.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблематика динамики жизненного пространства этноса на уровне социально-философского исследования разрабатывается мало, хотя ее частные моменты попадали в исследовательский фокус теории этноса. Интерес к закономерностям и тенденциям этнического развития четко обозначается уже в XIX в., когда сформировались две основных линии разработки этнической проблематики. К первой относятся преимущественно мыслители либерального направления (Дж. Ст. Милль, Э. Ренан), трактовавшие этнос как производное от социальных и культурных связей1. Мыслители либерального направления, как правило, предметом своих.

9?-) ?lio. исследований избирали наиболее актуальную для своего времени форму этнической общности — нацию. При этом для Дж. Ст. Милля нация М обставляла собой общность людей, объединенная по преимуществу общими чувствами. Э. Ренан немного позднее уточнил это определение, признав существенными объединяющими факторами также общую память и —волю., Вторая, естественнонаучная, представлена антропологами и наиболее.

1 Милль Дж. Стюарт. Представительное правление. — СПб., 1907. — 322 е.- Ренан Э. Что такое нация? // Ренан Э. Собрание сочинений в 12-ти томах. Пер. с фр. / под ред. В. Н. Михайловского. —- Киев, 1902. — Т.6. — С.87−101. ярко отражена в трудах Г. Лебона. Этнос мыслится им в качестве природного феномена, подчиняющегося в своём функционировании естественным законам, как правило, биологическим. Для Г. Лебона, представлявшего народ как расу, характерно положение о том, что в основе любого народа лежит душа расы, прямо обусловленная структурой головного мозга. Оба этих направления (социально-историческое и социобиологическое) объединяются в общее течение примордиализма, господствовавшее в этнологии вплоть до 60-х годов XX в. и находящее своих последователей и в настоящее время (С.М. Широкогоров, Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилёв, Э. Смит)2.

Наряду с либеральной и естественно-научной мыслью, большой вклад в развитие этнической проблематики внёс марксизм. Хотя его основатели и не создали систематической теории этноса, однако в их трудах большое внимание отводилось национальному вопросу, при разработке которого на примерах конкретных стран исследованы практически все теоретические проблемы национальной проблематики. Рассматривая нацию как закономерный итог общественного развития, они пришли к выводу о преходящем характере данной формы этнической общности. Марксисты выделяли экономический фактор как наиболее существенный в образовании.

И1ЛШ1/Э1Ч и функционировании нации. Марксистский подход к этнической проблематике нашёл широкое применение в исследованиях советскихёных (Ю.В. Бромлей, С. Т. Калтахчян, М. И. Куличенко, М. М. Гухман, С. Н. Артановский, Э. В. Тадевосян, С. А. Токарев, H.H. Чебоксаров, А. Козинг)3. Развивая марксисткий подход к этнической проблематике, советские ученые внесли большой вклад в таксономию этнических общностей, ими была.

2 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Рольф, 2001. —557 е.- Широкогоров С. М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений // Известия Восточного факультеиа Дальневосточного университета. Вып. XVIII. Т. 1.— Шанхай. — 1923; Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. — М.: Праксис, 2004. —464 с.

3 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. — 412 е.- Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). — М.: Наука, 1981. — 390 е.- Козинг А. Нация в истории и современности. — М.: Прогресс, 1978. — 207- Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос // Сталин И. В. Сочинения. T.2. — М.: ОГИЗГосударственное издательство политической литературы, 1946. — С. 361. Токарев С. А. Избранное. Теоретические и историографические статьи по этнографии и религиям народов мира. В 2-х томах. — М., 1999. Чебоксаров H.H. Проблемы типологизации этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. — 1967. — № 4. — С. 96−101. разработана подробная терминология, делалась попытка создания систематической теории этноса.

В настоящее время в отечественной и мировой науке воспроизводятся все ранее созданные концепции этноса, однако ведущую роль начинают играть новые подходы. Заметную роль среди них играет конструктивизм (Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков)4. В этом подходе отразился коренной парадигмальный сдвиг от классических к постклассическим способам разработки проблем. Для данного направление характерен смещение акцентов рассмотрения с объективных свойств этноса вв сторону проблем самосознания. Этнос для этих ученых — это не продукт общественных отношений, культуры или природной среды, иными словами объективной действительности, но порождение, прежде всего сознательной самоидентификации людей. Он формируется представлениями своих членов о собственном происхождении, истории, базируется на бытующей в их среде мифологии и культуре.

Проблемы динамики социальных пространств разного уровня исследовались в трех основных парадигмах — классической, неклассической и постнеклассической. В целом пространственный подход восходит к философии жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), геополитике (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, С. ХантингтонА. Дугин) 5, концепции жизненного мира Э. Гуссерля6, а также теории социального пространства (П. Бурдье, П. Сорокин)7. Каждое из этих направлений внесло свой вклад в формирование концепции жизненного пространства. Философия жизни.

4 Геллнер Э. Нации и национализм /Пер. с англ. Т. В. Бердиковой, М. К. Тюнькинойред. и послесл. И. И. Крупника. — М.: Прогресс, 1991. — 320 е.- Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г.- СПб., 1998. — 305 е.- Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. — М.: Русский мир, 1997. — 532 с.

5 Ратцель Ф. Народоведение (Антропогеография) // Классика геополитики. XIX век. М., 2003. С. 53−182- Бжезинский С. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / Пер. О. Ю. Уральской. — М.: Междунар. отношения, 1998. — 255 е.- Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. — М.: Арктогея, 1997. — 608 с.

6 Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 752 с.

7Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 542 с. выработала новое неклассическое представление о жизни, как духовном феномене, на базе которого в последствии Э. Гуссерль в рамках феноменологического направления смог сформулировать категорию «жизненный мир». Ф. Ратцель и школа геополитики, в свою очередь, выработали представление о жизненном пространстве как географической среде, мыслящейся частью государства и обладающей социальными и духовными характеристиками. И, наконец, на уровне социальной философии и социологии были подробно рассмотрены вопросы структуры и динамики пространства.

В рамках течения геополитики происходит выход на цивилизационную парадигму (С. Хантингтон, А. Панарин)8. Теория цивилизации (К. Леоньтьев, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби и др.)9 позволяет внести в представления о пространстве дополнительный структурный уровень анализа. Если социологический подход выделяет в жизненном пространстве этносов структуры на микро-и мезоуровне, то цивилизационный подход позволяет развернуть это пространство в трех основных измерениях — природно-географическом, социально-политическом и культурном, задавая, тем самым, предельные степени обобщения материала.

Среди работ, наиболее близко соприкасающихся с темой данного исследования, отметим изданную в 2004 г. монографию Г.Н. Кибасовой10. В монографии на базе трактовки этноса как биосоциальной общности исследуется этническое пространство, отражающее внутренний порядок его существования. Определяя внутреннюю логику развертывания этноса, этническое пространство выступает гоарантом его целостности, органического единства. Г. П. Кибасова подробно обосновывает введение.

8 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 603, [5] е.- Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). — М., 1994. — 262 с.

9 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991. 573 е.- Тойнби А.Дж. Постижение истории /.

Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1991. — 736 е.- Шпенглер О. Закат Европы. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 1376 с.

10 См.: Кибасова Г. П. Этническое пространство: монография /ВолГМУ. — Волгоград, 2003 г. — 244 с. данной категории, анализирует ее историко-философские и духовные основания, размышляет о специфике российской истории с позиций сформулированного подхода.

В настоящее время проблематика жизненного пространства социальных и этнических субъектов активно разрабатывается саратовской философской школой (В.П. Рожков 11, В. Б. Устьянцев 12, Н. Г. Козин 13, О.Ф. Филимонова14, C.B. Тихонова15). В этих трудах концепция жизненного пространства обрела наиболее завершенный вид. В многочисленных сборниках и монографиях были расссмотрены цивилизационные, ценностные, институциональные структуры жизненного пространства, ' социальное, культурное и личностное его измерения, рассмотрена проблема его конфликтности16. Однако, следует отметить, что в стороне осталось 7 временное измерение жизненного пространства, иными словами оказалась мало разработанной проблема его динамики. Именно заполнение данного пробела в исследованиях и является основной задачей представленной работы. Следует констатировать, что проблема динамики жизненного * пространства требует методологического синтеза обозначенных направлений.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является этнос, рассматриваемый в пространственно-средовом аспекте. Предметом исследования выделяется динамика жизненного пространства этноса.

11 Рожков В. П. Запад и Россия. Философские основания цивилизационной константы общественного сознания. Саратов, 1998. — 244 с. Он же. Цивилизационно-этнические интенции власти в национально-неоднородном культурном пространстве // Этнос и власть: Проблемы гармонизации межнациональных отношений. Ч. I. — Саратов, 1999. — С. 48−54.

12 Устьянцев В. Б. Человек, жизненное пространство, риски: Ценностный и институциональный аспекты. — Саратов, 2006. 184 с.

13 Козин Н. Г. Бегство от России (К логике исторических потрясений России в XX веке). — Саратов, 1996. — 168 с.

14 Филимонова О. В. Жизненное пространство человека (аксиологический аспект). — Саратов, 1998. — 117 с.

15 Тихонова C.B. Пространственные структуры эпохи «Пост»: Человек в глобализирующемся мире. — Саратов: СГСЭУ, 2005. — 124 с.

16 См.: Жизненное пространство России. Под ред. проф. В. Б. Устьянцева и проф. В. Б. Самсонова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — 116 е.- Жизненное пространство человека и общества: Сб. науч. тр. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996; Личность в пространстве России. /Под ред. проф. В. Б. Устьянцева и проф. В. Б. Самсонова. Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 2000. — 198 с.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является выделение методологических и философско-теоретических оснований динамики жизненного пространства этноса. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Сформировать методологический аппарат исследования с обозначением соответствующей категориальной сетки анализа динамики жизненного пространства этноса.

2. Уточнить содержание категорий: «этнос», «этногенез», «жизненное пространство», «динамика» и сформулировать авторское определение «динамики жизненного пространства этноса».

3. Выявить динамику жизненного пространства этноса в аспекте всемирной истории и локального этногенеза на базе выработанной категории в координатах «среда — условие — фактор — параметр».

4. Выделить основные тенденции трансформации современного жизненного пространства этноса, проявляющиеся в категориально обозначенных координатах.

5. Определить характер и перспективные направления динамики жизненного пространства российского этноса в условиях нарастания процессов глобализации.

Методологическая основа диссертации. Работа выполнена в парадигме научной рациональности с соответствующим выбором методологического аппарата. В исследовании были применены общефилософские логический и исторический методы. В качестве общенаучных использованы формально-логические методы (анализ, синтез, сравнение, моделирование и др.), принципы и стратегии системного и структурно-функционального подходов. Эвристический ресурс представлен совокупностью диалектического, социально-философского, цивилизационного, а также синергетического подходов. Базовыми категориями для настоящего диссертационного исследования являются динамика", «жизненное пространство», «этнос», «этническая среда», «полиэтнос», «этничность».

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

Выявлен новый пространственно-средовой аспект исследования этнических процессов в контексте динамики жизненного пространства этноса.

— Уточнено содержание категорий «жизненное пространство», «этническая среда», «этничность», «нация», составляющих методологическое и теоретическое основания авторского определения понятия «динамика жизненного пространства этноса».

— Доказана методологическая обоснованность изучения «динамики жизненного пространства этноса» в координатах категориального ряда «среда — условие — фактор — параметр».

— Выделены основные тенденции-противоречия в динамике жизненного пространства этноса, проявляющиеся в категориально обозначенных координатах, сформулировано авторское определение «полиэтноса».

— Определены характер, параметры и направление динамики жизненного пространства российского этноса как полиэтнической общности в условиях нарастания процессов глобализации.

На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования:

1. Этнические процессы, обретающие многократное ускорение в условиях глобализации, ориентируют на построение исследования сетки категорий: «жизненное пространство», «этническая среда», «этничность», «нация», создающих методологическое и теоретическое основание выявления пространственно-средового аспекта изучения этногенеза в контексте динамики жизненного пространства этноса.

2. Динамика жизненного пространства этноса, определяемая автором как векторно выраженная направленность изменений форм его существования, представляет внутренний порядок функционирования этнических систем, выражающийся в их взаимодействии с природной средой и в формировании социокультурной среды, которая представляет собой некий ареал взаимосвязей элементов социокультурной реальности.

3. Этнические характеристики социокультурной среды, составляющие по сути содержание этнической среды, методологически ориентируют на исследование динамики жизненного пространства этноса в координатах категориального ряда «среда — условие — фактор — параметр». Параметры динамики жизненного пространства этноса имеющей гетерогенный и нелинейный характер, определяются в таком случае доминирующей тенденцией количественного расширения и качественного усложнения этнических систем.

4. Результирующий вектор трансформаций жизненного пространства этнических общностей современного общества складывается в диалектическом"? взаимодействии тенденций интеграции и дезинтеграции, отражаясь в образовании полиэтноса, представляющего собой форму этнической общности, характерную для постиндустриального общества, единство которой обеспечивается общностью территории и политической системы, а также относительным экономическим единством и наличием неких общепринятых норм сосуществования в рамках культурного многообразия.

5. Изменения в жизненном пространстве российского полиэтноса на рубеже XX — XXI столетий определяются обострением диалектического противоречия во взаимодействии тенденций интеграции и дезинтеграции. Это объясняется кардинальными переменами в социокультурных характеристиках этнической среды в условиях нарастания процессов глобализации. Выделение интеграционного результирующего вектора возможно при условии воспроизводства традиционных духовно-ценностных оснований формирования многонационального народа в современных социокультурных параметрах образования полиэтноса.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Концепция жизненного пространства, применяемая в аспекте её динамики к разработке этнической проблематики, обеспечивает взаимодействие и плодотворное взаимодополнение многих ранее созданных теорий и подходов. Разработанный категориальный ряд «пространствоэтническая среда — условие — фактор — параметр — динамика» позволяет по-новому взглянуть на трансформации в этнической сфере во всемирноисторическом, локальноцивилизационном и социально-философском аспектах. Теоретическая ценность исследования заключается в углублении понимания сущности и характера процессов, протекающих в этнической сфере, особенностей трансформаций этнических общностей, как в ходе исторического процесса, так и в современную эпоху. Особое значение в этом контексте имеет проведенный подробный анализ современных форм этнических общностей — наций и вывод о начавшихся процессах её разложения в условиях постиндустриального общества. Введенный термин «полиэтнос» позволяет приступить к системному осмыслению новых явлений, возникающих в этнической сфере. Из этого вытекает практическое значение работы, заключающееся в возможности прогнозирования характера протекания этнических процессов и межэтнических взаимодействий, на базе предложенной интерпретации трансформаций этнических общностей в условиях нарастания процессов глобализации и порождаемых ими рисков.

Результаты диссертационного исследования имеют теоретическое и практическое значение для развития философии, социальной философии и истории философии. Центральные положения и выводы диссертационной работы могут быть применены при подготовке учебных пособий, при формировании лекционных курсов по социальной философии, философии, истории философии, методологии науки.

Заключение

.

Концепция жизненного пространства, являясь системообразующей для проведенного исследования, формируется на пересечении нескольких подходов, носящих как философский, так и общенаучный характер. С точки зрения истории философии эта концепция уходит своими корнями в многочисленные течения неклассической философии конца XIX — первой половины XX в. Среди них можно выделить философию жизни, геополитику, феноменологию. Будучи конкретизацией общей социально-философской теории пространства, Концепция жизненного пространства представляет собой один из способов применения синергетического подхода. Особенности теории пространства, в частности, идея о его слоистости и многомерности, позволяет в ходе исследования черпать материал из многочисленных источников — Географии, экономики, социологии, политологии и прочих наук об обществе. Категориальный аппарат как собственно теории пространства, так и примененного в исследовании в сочетании с ним I категориального ряда теории среды, позволило гармонично интегрировать в общую схему многочисленные элементы, взятые из разных областей социального знания и посвященные этнической проблематике.

Обозначая основные итоги проведённого исследования, целесообразно сформулировать логику применённого авторского подхода. В его основе выделена категория динамики жизненного пространства этноса. В диссертационном исследовании она трактуется как направленные изменения внутренних состояний этнических систем, анализируемые в трёх основных сферах жизненного пространства этносов, выделенных автором — природно-географической (или, для современных этносов — экономико-географической), социально-политической и культурной. Анализ трансформаций жизненного пространства этноса осуществляется с помощью категориального ряда средового подхода — «этническая среда — условиефактор — параметр». Этническая среда мыслится в качестве субстрата жизненного пространства, а динамика последнего раскрывается через анализ изменений параметров и факторов этнической среды. Категория этнической среды позволила сформулировать категорию «этничность», вбирающую в себя всю совокупность этнических свойств социокультурной среды. Обнародованный в исследовании категориальный ряд «среда — условие — фактор — параметр» методологически обеспечил достижение следующих результатов.

Во-первых, прослежена эволюция этничности, начиная от формирования этнической среды, на базе которой в последствии сложились этнические общности, и до настоящего времени. При этом была выработана типология форм этнических общностей. Каждая из этих форм порождала своё уникальное этническое пространство, динамику которого в общем случае составляла последовательная смена форм этнических общностей. На таком основании были выявлены основные тенденции трансформаций жизненного пространства этносов, заключающиеся в количественном расширении и качественном усложнении этнических систем. Подобный анализ является необходимым условием понимания современного' состояния этнических систем и особенностей протекающих в них процессов.

Во-вторых, был выработан авторский подход к категории нации, которая в данном контексте мыслится как неотъемлемая форма этнических общностей индустриального общества. Анализ процессов, связанных с формированием и развитием нации позволил выявить основные тенденции в трансформации жизненного пространства современного этноса. Обусловленные особенностями перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, эти тенденции складываются из диалектического взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов. В ходе исследования было установлено, что в настоящий момент нация как форма этнической общности в условиях формирующегося постиндустриального общества подвергается разложению. Это дало возможность сделать гипотетическое предположение о складывании новой формы этнической общности, условно названной полиэтносом (полиэтническая общность).

В-третьих, была подробно рассмотрена динамика жизненного пространства русского этноса. В ходе анализа были прослежены его основные трансформации, выявлены формы этнической общности, через которые прошёл в своём развитии русский этнос и российский суперэтнос. В настоящее время процессы в жизненном пространстве РФ полностью отражают общие тенденции, характерные для перехода к постиндустриальному типу общества. В частности, можно говорить о складывании российского полиэтноса. Обострение противоречивых тенденций интеграции и дезинтеграции в жизненном пространстве формирующегося полиэтноса актуализирует проблему доминирования интегративного вектора. Представляется, что данный интегративный приоритет может быть обеспечен синтезом традиционных для жизненного пространства русского этноса духовных ценностей с достижениями постиндустриального общества.

Думается, что выработанная методология позволяет через анализ этнической среды (выявление её основных параметров и воздействующих на неё факторов) охарактеризовать жизненное пространство формирующих эту среду этносов. Далее, анализируя характер наложения жизненных пространств различных этносов, выявляя тенденции их динамики, а также благоприятные и неблагоприятные факторы среды, становится возможным прогнозировать характер взаимодействия различных соседствующих этносов: конфликт, интеграция, ассимиляция, обособление и т. п. Это позволит принимать на всех уровнях государственной власти более взвешенные решения, предупреждая конфликтное развитие этнических контактов путём устранения неблагоприятных и усиления благоприятных факторов среды.

Дальнейшие исследования в рамках выработанной методологии могут быть направлены, с одной стороны, на уточнение типологии этнических общностей, характеристик их этнической среды, особенностей жизненного пространства, а с другой — на изучение динамики жизненного пространства этноса в ходе его этногенеза. В перспективе разработка апробированной методологии позволит перейти к проблематике этнических рискови, таким образом к углубленному исследованию этнического аспекта теории рисков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 1994. — 336 с.
  2. В. П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. —462 е., ил.
  3. В.П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История». — 5-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1999. — 318 с.
  4. Е. Понятие цивилизация вчера и сегодня // Общественные науки и современность. — 1992. — № 2. — С. 32−36.
  5. . Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. —288с.
  6. М.В., Степанов В. В., Сусоколов A.A. Титульные этносы Российской Федерации. Аналитический справочник. — М.: ИНПО, 1999.
  7. С.А. Этнические общности доклассовой эпохи // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. — М.: Наука, 1982. — С. 55−82.
  8. С.А. Этничность — объективная реальность // Этнографическое обозрение. — 1995. — № 5. — С. 7—10.
  9. Ю.В., Дробижева Л. М. Этносоциология — пройденное и новые горизонты // Социологические исследования. — 2000. — № 4. — С. 11−21.
  10. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов A.A. Этносоциология. — М.: Аспект-Пресс, 1999. — 271 с.
  11. . На пороге нового тысячелетия. — М.: Международные отношения, 1993. — 133,2. с.
  12. В.Г. Кризисные этносы. — М.: ИФРАНД993. — 183с.
  13. С.А. Теория цивилизации. — Курск: Курск, гос. пед. ун-т, 1997 —253 с.
  14. Р.К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль, 1988. —393с.
  15. М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки? // Коммунист. — 1991. — № 3. — С. 2735.
  16. Р.Х. Философские аспекты этногенеза волжских булгар. --СПб., 1997. —418 с.
  17. В.П. Аксиология личностного бытия / В.П. Барышков- Под ред. В.Б. Устьянцева- Сарат. межрегион, ин-т обществ, наук. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. — 185, 1. с.
  18. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. / Пер. с англ.— М.: Весь Мир, 2004. — 188 с.
  19. Бек У. Что такое глобализация? (Ошибки глобализма ответы на глобализацию) / Пер. с нем. А. Григорьева и В.Седельника. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
  20. Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Akademia, 1993. — 782 с
  21. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / Пер. с англ. Е. Д. Руткевич. — М.: Медиум, 1995. —323 с.
  22. С. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / Пер. О. Ю. Уральской. — М.: Междунар. отношения, 1998. — 255 с.
  23. A.A. Этнос, политика и государство в современной Индии. —М., 1990.
  24. Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. — М.: Наука, 1988. — 208 с.
  25. Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. — 412с.
  26. Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). — М.: Наука, 1981. — 390 с.
  27. Ю.В. Этнос и этнография. — М.: Наука, 1973. — 283 с.
  28. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М.: АН СССР Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, 1987. —334 с.
  29. Векторы современного цивилизационного развития: Межвуз. науч. сб. — Саратов: Аквариус, 2003.
  30. Дж. Основания науки об общей природе наций. — Л.: Гослитиздат, 1940. — 614 с.
  31. А.Г., Широков Г. К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. — М.: Ин-т востоковедения РАН, 2002. — 260 с.
  32. К.С. Геополитика. — М.: Международные отношения, 1998. —384 с.
  33. В. Критическая апология мультикультурализма // Русский архипелаг Пlttp://www.archipelag.ru/authors/galeckv/?library=:2172)
  34. Г. Лекции по философии истории. — СПб.: Наука, 2005. — 477 с.
  35. Э. Нации и национализм /Пер. с англ. Т. В. Бердиковой, М. К. Тюнькиной- ред. и послесл. И. И. Крупника. — М.: Прогресс, 1991. -320 с.
  36. Н.М. Социология племени: Становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики. — Л.: Наука, 1991.— 303 с.
  37. Е.С. Община, племя, народность в античную эпоху. — М.: Наука, 1998. — 251 2. с
  38. A.B. Цивилизации античного мира и средневековой Европы: Методол. очерки: В 3 вып./А.В. Гребенюк. -— 2.изд., испр. и доп. — -М., 1997.
  39. Л.Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. — 1997. —№ 1. —С. 5−63.
  40. Н.В. Жизненное пространство человека как социокультурный феномен // Забота: От бытийной стратегии к этическим и профессиональным ценностям. — Саратов: Изд-во СГМУ, 2006. — С. 49−54.
  41. Л.Н. Конец и вновь начало. — М.: Танаис, 1994. — 541с.
  42. Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 320с.
  43. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Рольф, 2001. --557 с.
  44. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. — СПб.: Владимир Даль, 2004. — 399 с.
  45. Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 752 с.
  46. Дж. Новое индустриальное общество. — М.: Прогресс, 1969.
  47. Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991. 573 с.
  48. М. Мировой кризис: Общая Теория Глобализации. — М.: Инфра-М, 2003. — 768 с.
  49. М.А., Бутовская М. Д. Этология приматов. — М., 1992. —192 с.
  50. Г. Г. Конец истории или смена цивилизаций? // Вопросы философии. — 1991. — № 3. — С. 29−42.
  51. Я.С. Мировая экономика на финише века. — Минск: Издательский центр «Экономпресс», 1997. — 416 с.
  52. А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. — М.: Арктогея, 1997. — 608 с.
  53. А.Е. Этногенез и социально-политические процессы: (концепции, теории, полит, практика). —М.: Изд-во РАГС, 2005.
  54. Жизненное пространство России / Под ред. проф. В. Б. Устъянцева и проф. В. Б. Самсонова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. —116 с.
  55. Жизненное пространство человека и общества: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В. Б. Устьянцева. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. — 133 с.
  56. Г. И. Теория «постиндустриального общества». Будущее человечества и его буржуазные толкователи. (Критический анализ).1. М.: Мысль, 1995. —221 с.
  57. Иконникова Г. И «Технологические» фальсификации общественного процесса / Г. И. Иконникова. —М.: Мысль, 1986. — 143 с.
  58. В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ, 1917—1996 гг.: Опыт конструктивистскоструктуралистского анализа / РАН, Ин-т социологии. — Сыктывкар: Сыктывкар, ун-т, Ин-т социологии РАН, 1996. — 349 с.
  59. Имя и этнос / Отв. ред. Р. Ш. Джарылгасинова, В. Н. Шинкарев. — М.: ИЭА РАН, 1996. — 188 с.
  60. Информационная цивилизация: пространство, культура, человек / Сарат. регион, отд-ние Рос. филос. о-ва и др.- Под ред. В. Б. Устьянцева. — Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2000. — 167 с.
  61. И.Н. Теория цивилизаций // Новая и новейшая история. — 1994. — № 4−5.
  62. И.Н., Хачатурян В. М. Теория цивилизаций: от античности до конца XIX в. — СПб.: Алетейя, 2002. — 382с.
  63. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. — М.: Наука, 1983. — 432 с.
  64. .Г. Глобальные проблемы мирового общественного развития. — М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. — 144 с.
  65. В.В. Этнокультурные процессы новейшего времени / Сер. «Библиотека «Российского этнографа». — М.: КМЦ ИЭА РАН, 1995. — 219 с.
  66. М. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  67. К. Особенности русского национального характера.— М.: Институт национальной культуры, 1994. — 456 с.
  68. К. Национализм и интернационализм. — Пг., 1918.
  69. П. Вступая в двадцать первый век. — М.: Прогресс-Академия, 1997. — 480 с.
  70. Г. П. Этническое пространство: Монография /ВолГМУ. — Волгоград: ВолГМУ — Ваша свита, 2003. — 244 с.
  71. Н.Г. Бегство от России (К логике исторических потрясений России в XX веке). — Саратов: Надежда, 1996. — 168 с.
  72. А. Нация в истории и современности. — М.: Прогресс, 1978. —207 с.
  73. В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблемы / Сер. «Библиотека «Российского этнографа»». —М.: КМЦ ИЭА РАН, 1994. —230 с.
  74. В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. —М.: Старый сад, 1999. — 341 с.
  75. Н.В. Этничность. Этнос. Нация. Национализм // CREDO NEW. — 2002. — № 4. (http://credo-new.narod.ru/credonew/0402/7.htm)
  76. Конструирование этничности: Этнические общины Санкт-Петербурга / Центр независимых социол. исслед.- Сост. и науч.ред.: Воронков В. (Санкт-Петербург), Освальд И. (Берлин). — СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.— 301 с.
  77. JI.A. Метаморфозы техногенной культуры. — v Томск, 1997.
  78. В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. — М.: РГГУ, 1999. — 140 с.
  79. Кризис современной цивилизации: Выбор пути. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — 125 с.
  80. М.И. Мир на пороге XXI века. —- Новгород, 1995.
  81. Э.С. Бифуркация Запад Восток: Введение в социоестественную историю. —М.: Московский лицей, 1996. — 200 с.
  82. Г. Психология народов и масс. — СПб: Макет, 1995. —316 с.
  83. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. --М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 608 с.
  84. Леви-Строс К. Первобытное мышление. — М.: Терра, 1999. —382 с.
  85. Личность в пространстве России / Под ред. проф. В. Б. Устьянцева и проф. В. Б. Самсонова. — Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 2000. — 198 с.
  86. М.Е. Сигнальная наследственность // Исследования по генетике / Под ред. М. Б. Лобашева. — Л.: Изд. Лен. гос. ун-та, 1961. — № 1.1. С. 3−11.
  87. В.П. Российский политический менталитет // Вопросы философии. — 1994. — № 1. — С.25−33
  88. Г. Е. Очерки истории немецкой науки о народах / Сер. «Библиотека «Российского этнографа». — М.: КМЦ ИЭА РАН, 1993. — Ч. III. — 390 с.
  89. К., Энгельс Ф. О польском вопросе // Маркс К., Энгельс Ф. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2 изд. — Т.4. — С. 488-^94.
  90. Н.В. Идея индустриализма: Философско-методологические аспекты интерпретации социального организма в западных теориях XIX—XX вв. — М.: РАГС, 1996. — 171 с.
  91. В.М. Первые цивилизации. — М.: Наука, 1989. — 275 с.
  92. В.М. Экономика и социальный строй древних обществ (в свете данных археологии). — М.: Наука, 1976. — 191 с.
  93. Л.И. Цивилизация и великие исторические реки: Статьи. Научное издание. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — 464 с.
  94. Дж. С. Рассуждения о представительном правлении. — Челябинск: Социум, 2006. — 384 с.
  95. Ш. Л. Избранные произведения. / Общ. ред. и вступ. ст. М. П. Баскина. — М.: Госполитиздат, 1955. — 799 с.
  96. Г. Л. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. — Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1934. — 350с.
  97. Р. Социальная интеграция в открытых пространствах // Философские науки. — 2004. — № 2. — С.30−58.
  98. Нации и национализм: Пер. с англ. / Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. — М.: Праксис, 2002. — 410 с.
  99. Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека : монография / Е. В. Некрасова — М-во образования и науки РФ, Барнаул, гос. пед. ун-т. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. —317, 1. с.
  100. В.В. Проблема «культура и цивилизация» в контексте современности // Культурология. — 1997. — № 2−3.
  101. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. — М.: Academia, 1999. — 640 с.
  102. Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты: монография. / [под ред. В. Б. Устьянцева]. — Саратов: Наука, 2006. —289 с.
  103. A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. — М.: Алгоритм, 2002. — 493 с.
  104. A.C. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). — М. РАН. Ин-т философии, 1994. — 261 с.
  105. A.C. Стратегическая нестабильность XXI века. — М.: Алгоритм-Эксмо, 2004. — 640 с.
  106. И. А. Россия в этническом времени. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. —224 с.
  107. В.А. Социология жизненного пространства / В. А. Писачкин. — Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1997. — 176,2. с.
  108. A.A. Язык и народность // Потебня A.A. Мысль и язык. — -Киев: СИНТО, 1993. — С.158−186.
  109. Природа и древний человек: Основные этапы развития природы палеолитического человека и его культ, на территории СССР в плейстоцене. — М.: Мысль, 1981. — 223 с.
  110. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов) — Саратов: Изд-во Поволжской академии государственной службы, 1998. — 260 с.
  111. Проблемы цивилизации и формации: Запад-Восток'- / Сост. В. А. Трофимов, Н. П. Шелудченко. — М., 1996.
  112. К.Э. Феномен массовой культуры // Культура. Традиции. Образование: Ежегодник. — М.: Рос. ин-т культурологии, 1990. Вып. 1. —С. 133−151.
  113. А.И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
  114. Расы и расизм: История и современность / Отв. ред. И. М. Золотарева, Э. Л. Нитобург. — М.: Наука, 1991. — 239 с.
  115. Ф. Земля и жизнь. Сравнительное землеведение. СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1906. — Т.2. — 736 с.
  116. Ф. Народоведение (Антропогеография) // Классика геополитики. XIX век / Сост. К. Королев. — М.: ACT, 2003. — С. 53−182.
  117. Ф. Народоведение. — Спб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1900−1901. — Т. 1: XVIII. — 764 с.
  118. Ф. Народоведение. — Спб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1900−1901. — Т. 2: X. — 877 с.
  119. Э. Что такое нация? // Ренан Э. Собрание сочинений в 12-ти томах. Пер. с фр. / под ред. В. Н. Михайловского. — Киев: Издание Б. К. Фукса, 1902. — Т.6. — С.87−101.
  120. А .Я. Проблемы антропогенеза. — М.: Высшая школа, 2002. — 263 с.
  121. В.П. Запад и Россия: Философские основания цивилизационной константы общественного сознания / В. П. Рожков- Под ред. В. Б. Устьянцева. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. — 239,2. с.
  122. В.П. Цивилизационно-этнические интенции власти в национально-неоднородном культурном пространстве // Этнос и власть: Проблемы гармонизации межнациональных отношений. Ч. I. — Саратов, 1999. —С. 48−54.
  123. С.Е. Нация и национализм. — М., Старый сад, 2001. —106 с.
  124. М. Экономика каменного века / Пер. (совм. Ю. А. Огородниковой и Д.М. Огородниковым), научн. ред. и коммент. О. Ю. Артемовой. — М.: О.Г.И., 1999. — 294 с.
  125. И.Н. Самоопределение народов: теория и онтология. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. — 152 с.
  126. К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции // Советская этнография. — 1981. — № 2. — С.99−101.
  127. Н. Человек этнический. — Волгоград, 1994.
  128. Ю.И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки // Вопросы истории. — 1966. — № 8. — С. 88−106.
  129. Ю.И. Философия и общая теория истории. Основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. — М.: Современные тетради, 2003. — 776 с.
  130. Ю.И. Этнология и гносеология // Этнографическое обозрение. — 1993. — № 6. — С. 3−20.
  131. З.В. Национальное самосознание русских: (социологический очерк). — М.: АОЗТ «Механик», 1996. — 204 с.
  132. Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. — М.: Праксис, 2004. — 464 с.
  133. Современная картина мира: общество, время, пространство: Межвуз. науч. сб. по материалам Всерос. Аск. чтений, (окт. 2000 г.) / Редколл.: В. Б. Устьянцев, А. С. Борщов (отв. редакторы) и др. — Саратов: Yule, 2001. — 198 е.- 21 см.
  134. Современные теории цивилизаций: Реферативный сборник. — М., 1995.
  135. C.B. Парадигмы этнологического знания // Этнографическое обозрение. — 1994. — № 2. — С. 3−26.
  136. Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл, 1988. — 386 с.
  137. Т.Д. От «буржуазной» этнологии к «советской» этнографии: История отечественной этнологии первой трети XX в. / Сер. «Новые исследования по этнологии и антропологии». — М.: КМЦ ИЭА РАН, 1998. —258 с.
  138. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. —М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  139. И.В. Марксизм и вопросы языкознания. — М.: Госполитиздат, 1950. — 55 с.
  140. Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. Критический обзор основных этносоциологических концепций. — М.: Наука, 1985. — 152 с.
  141. X. Б. Этнос. Нация. Раса. Национально-культурные особенности детерминации процесса познания / Под ред. С. И. Замогильного. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. — 248 е.: ил.
  142. Э. Б. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989. —573 с.
  143. Д. М. Эволюция. Этничность. Культура. На пути к построению постнеклассической теории этноса. — Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых (Полиграфсервис и Т), 2005. — 200 с.
  144. C.B. Пространственные структуры эпохи «Пост»: Человек в глобализирующемся мире. — Саратов: СГСЭУ, 2005. — 124 с.
  145. В.А. Концептуальная эволюция национальной политики России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1996. — № 100. —С.3−25.
  146. В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. — 1997. — № 3. — С.3−21.
  147. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. — М.: Русский мир, 1997. — 532 с.
  148. В.А. Стратегия и механизм национальной политики в Российской Федерации // Этнографическое обозрение. — 1993. — № 5. — С.12−35.
  149. А.Дж. Постижение истории / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1991. — 73 6 с.
  150. С. А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. — 1964. — -№ 11. — С.43−53.
  151. С.А. Избранное: В 2-х томах / Отв. ред. П. И. Пучков, С .Я. Козлов. — М.: ИЭА РАН, 1999. Т. 1. — 230 с- Т. 2. — 202 с.
  152. Э. Третья волна. — М.: ACT, 1999. — 261 с.
  153. В.Б. Жизненное пространство России на перепутье цивилизации // Жизненное пространство России. Под ред. проф. В. Б. Устъянцева и проф. В. Б. Самсонова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. —С. 3−13.
  154. В.Б. Ценностное бытие человека / В. Б. Устьянцев. — Саратов: Наука, 2006. — 51 с.
  155. В.Б. Человек, жизненное пространство, риски: Ценностный и институциональный аспекты. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006.- 184 с.
  156. JI.A. У истоков социогенеза. От стада обезьян к общине древних людей. — М.: Наука, 1980. — 150 с.
  157. О.В. Жизненное пространство человека (аксиологический аспект). — Саратов, 1998. — 117 с.
  158. О.Ф. Жизненное пространство города: концептуальные основания и ментальные структуры / Под ред. В. Б. Устьянцева. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 215 с
  159. Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М. Б. Левина. — ООО «Издательство ACT», 2004. — 588, 4. с.
  160. С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. — 1994. — № 1. — С. 339.
  161. С. Столкновение цивилизаций. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 603, 5. с.
  162. Э. Нации и национализм после 1780 г. — СПб.: Алетейя, 1998. —305 с.
  163. К. Нация: от забвения к возрождению. — М.: Канон, 2001. —400 с.
  164. Цивилизации: Сб.ст. / Редкол.: Чубарьян А. О. (отв.ред.) и др.- РАН. Отд-ние истории, Ин-т всеобщ.истории. Вып. З — М.: Наука, 1995. — 234 с.
  165. Цивилизации. Вып. 4 / Редкол.: А.О.Чубарьян-отв. ред. и др. — М.: МАЛП, 1997. — 199 с.
  166. Цивилизации: Вып. 5: Проблемы глобалистики и глобальной истории / Отв. ред. Чубарьян А. О. — М.: Наука, 2002. — 239 с.
  167. Цивилизации. Вып. 6: Россия в цивилизационой структуре Евразийского континента / отв. ред. А. О. Чубарьян. — М.: Наука, 2004. — 243 с.
  168. Цивилизации: в вып. Вып. 1: / ред. М. А. Барг. М.: Наука, 1992. — 227 с.
  169. Цивилизации: в вып. Вып. 2 / ред. М. А. Барг. — М.: Наука, 1993. —237 с.
  170. Цивилизация и общественное развитие человека. Сб. статей. Редкол.: Н. В. Клягин (отв. ред.) и др. — М.: Инст-т философии АН СССР, 1989. —230 с.
  171. Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. — М., 1988.
  172. Цивилизация: теория, история и современность. — М., 1989.
  173. H.H. Проблемы типологизации этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. — 1967. — № 4. —С. 96−101.
  174. C.B. Кризис доктрины самоопределения // Этнографическое обозрение. — 2001. — № 2. — С. 3−17.
  175. C.B. Ответ оппонентам // Этнографическое обозрение. — 1995. —№ 5. —С. 11−13.
  176. C.B. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. — 1994.—№ 6. С. 35−49.
  177. К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. — 1972. — -№ 3. —С. 73−85.
  178. В.П. Социальный смысл системно-синергетической парадигмы. — Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997. — 176 с.
  179. В. Г. Общность происхождения — признак этнической общности // Советская этнография. — 1968. — № 4. — С. 65−74.
  180. , Н. А. Экология жизненного пространства / Шелпакова Н. А., Ларина Н. С. — Шадринск: Исеть, 2005 (ОГУП Шадринский Дом Печати). — 123 е., 4. -
  181. Г. К. Развивающиеся страны в мировом капиталистическом хозяйстве. — М.: Наука, 1987. — 238,1. с.
  182. С. М. Место этнографии среди наук и классификации этносов // Личность. Культура. Общество. — 2000. — Т.2. Вып. 4(5). —С. 126−147.
  183. С. М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений // Известия Восточного факультеиа Дальневосточного университета. Вып. XVIII. Т. 1.— Шанхай. — 1923.
  184. С.М. Этнографическое исследование. Кн. 1. Избранное. — Владивосток: Дальневосточный университет, 2001. — 191 с.
  185. С.М. Этнографическое исследование. Кн. 2. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических иэтнографических явлений. — Владивосток: Дальневосточный университет, 2002. — 146 с.
  186. Н.В. История финской этнологии 1880−1980-е гг. — М.: ИЭА РАН, 1995. —238 с.
  187. В.А. Проблема доклассового и раннеклассового этноса в зарубежной этнографии // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. — М.: Наука, 1982. — С.207—252.
  188. О. Закат Европы. — Мн.: Харвест- М.: ACT, 2000. — 1376 с.
  189. А.Й. Критика этнологии. — М.: Наука / Интерпериодика, 2001. —304 с.
  190. Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2 изд. — Т.21. — С. 406—416.
  191. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2 изд.- т.21.
  192. Этнические и этносоциальные категории: Свод этнографических понятий и терминов. — М.: ИЭА РАН, 1995. — 216 с.
  193. Этнические стереотипы в меняющемся мире / Отв. ред., сост. Е. П. Батьянова, А. Н. Калабанов. — М.: ИЭА РАН, 1998. — 135 с.
  194. Этнографическая наука в странах Азии: Южная и Юго-Восточная Азия / Отв. ред. М. В. Крюков, A.M. Решетов. —¦ М.: Наука, 1993. — 231 с.
  195. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. — JL: Наука, 1989. — 301 с.
  196. Этнокогнитология: Подходы к изучению этнической идентификации / Ин-т природного и культурного наследия / Ред.-сост. C.B. Соколовский. — М.: ИЭА РАН, 1994. — 160 с.
  197. Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения / Отв. ред. С .Я. Козлов, П. И. Пучков. —М.: Наука, 1991. — 189 с.
  198. Этнология в США и Канаде. — М.: Наука, 1989. — 328 с.
  199. Этнос и его подразделения / Отв. ред. Р. Г. Кузеев, В. А. Тишков. -Ч. I-II. — М.: ИЭА РАН, 1992. — 183 с.
  200. Этнос и религия / Отв. ред., сост. Б.-Р. Логашова. — М.: Старый Сад, 1998. —332 с.
  201. Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления. Сб. науч. трудов /Под науч. ред. доктора филос. наук, профессора С. И. Замогильного- Поволж. акад. гос. службы. — Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. Ч. 2. — 92 с.
  202. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. — Нальчик: «Эль Фа», 1999. — 304 с.
  203. Ю.В. История цивилизаций. 2 изд-е— М.: Владос, 1997. --352 с.
  204. Ю.В. Становление постиндустриальной цивилизации // Вопросы экономики. — 1992. — № 10. — С. 18−52.
  205. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. — 1997. —№ 1. — С. 3−17.
  206. XX век. Последние 10 лет: 1990−1991. Сб. статей. — М.: АО Издательская группа «Прогресс"-"Пангея», 1992. — 325 с.
  207. Bauer O. Die Nationalitatenfrage und die Sozialdemokratie, Wien 1908
  208. Ethnologie. Einfuhrung und uberblick. Zweite uberarbeitete Auflage. B., 1988
Заполнить форму текущей работой