Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-методические основы разработки программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главной задачей современного этапа хозяйствования стала выработка согласованной экономической стратегии государств — участников СНГ. В настоящее время разработаны гибкие хозяйственные механизмы участия хозяйственных структур и предпринимательских кругов в акционировании предприятий стран СНГ, формировании благоприятного инвестиционного климата, создании межгосударственных финансово-промышленных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Исследование современного состояния малого предпринимательства в государствах — участниках СНГ 9 1.1.Малое предпринимательство — одно из направлений развития экономики СНГ
    • 1. 2. Анализ современного состояния малого предпринимательства в государствах Содружества
    • 1. 3. Анализ нормативно-правовых аспектов поддержки малого предпринимательства в государствах Содружества
  • Глава II. Анализ форм и принципов государственной поддержки малого предпринимательства
    • 2. 1. Анализ систем государственной поддержки малого предпринимательства в промышленно развитых странах
    • 2. 2. Принципы государственной поддержки малого предпринимательства в государствах -участниках СНГ 67 2.3 .Концепция программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ
  • Глава III. Организационно-методические основы разработки программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ
    • 3. 1. Порядок разработки программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ 96 3.2.Основные цели и задачи программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ
    • 3. 3. Модель программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ 122 3.4.0сновные мероприятия по реализации программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ
  • Выводы и предложения
  • Список литературы
  • Приложения

Организационно-методические основы разработки программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 года показал, что неэффективные подходы к управлению экономикой лишь усугубляют результат. Способность малого предпринимательства1 быть движущей силой экономического роста страны еще не осознана в полной мере и не востребована государствами Содружества, хотя мировой опыт свидетельствует, что эволюционное развитие экономики при формировании рынка можно обеспечить только на основе приоритетного развития малого бизнеса.

Условия существования малого предпринимательства в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) нельзя признать благополучными, и, хотя содействие малому бизнесу провозглашено одним из стратегических направлений экономических реформ государств Содружества, реальные механизмы осуществления государственной политики в этой области отсутствуют.

Проблема государственной поддержки малого предпринимательства имеет как практический, так и научный характер. В доперестроечные времена эта тема, хоть и не являлась запретной, практически не освещалась экономистами по причине отсутствия объекта исследования. И сейчас процесс формирования государственной полигики стран СНГ в области поддержки малого предпринимательства опирается чаще всего на зарубежные разработки, которые в большинстве случаев не применимы из-за разного уровня экономического развития стран.

Уникальные экономические условия государств — участников СНГ, в которых происходит процесс первоначального накопления капитала, предопределяют необходимость поиска нестандартных подходов к развитию предпринимательского сектора с учетом его особенностей. Другим аспектом данной Щ.

1 Здесь и далее под термином малое предпринимательство и малый бизнес принимается одинаковый смысл. проблемы является необходимость ее рассмотрения в рамках СНГ, в рамках макрои микроэкономики.

Следует заметить, что такой аспект проблемы не часто привлекает внимание ученых, которые занимаются либо комплексными экономическими проблемами, либо изучают деятельность конкретного субъекта экономики.

Исследованию экономических основ деятельности предпринимательского сектора и влиянию государства на его развитие посвятили в разное время свои труды такие западноевропейские и американские экономисты, как, М. Айоки, Дж. Гелбрейт, MJCaccoH, Р. Кантильон, Д. Кейнс, И. Кирцнер, Ф. Найт, Ж. Сей, Л. Тейлор, А. Тюнен, С. Фридриксон, Й. Шумпетер, П.Хинли.

Однако, рассматривая отношения государства и фирмы в разные исторические периоды и в разных странах, они применяли концептуальные подходы применительно к конкретным условиям и не рассматривали методологические принципы взаимоотношений государства и предпринимательства.

В работах российских авторов: Абалкина JI., Алимовой Т., Блинова И., Егорова Е., Иоффе А., Орлова А., Русинова Ф., Савченко В., Тихомирова Ю., Чистякова Е., Шаталина С., Шульги В. и др. отражение находят, в основном, вопросы прикладного характера.

Признавая важность рассмотрения данной проблемы с разных точек зрения, необходимо отметить, что в работах указанных специалистов вопросы научного обоснования системы государственной под держки малого предпринимательства не получили полного разрешения. Кроме того, в них не рассматриваются концептуальные и методологические подходы применительно к условиям СНГ.

Если учесть, что практика реформирования затрагивает не только государственные органы власти стран СНГ, но и уставные органы СНГ, перед которыми сейчас стоит задача выбора наиболее эффективной стратегии управления экономикой, обоснование государственной политики в области поддержки предпринимательства приобретает особое значение.

Малое предпринимательство равно как любое другое предпринимательство в настоящее время имеет ярко выраженную межгосударственную ориентацию, рассмотрение данной проблемы в рамках СНГ позволит наиболее полно характеризовать механизм осуществление межгосударственной поддержки малого предпринимательства.

Совокупность указанных обстоятельств обусловила актуальность и целесообразность данного исследования. В диссертационной работе рассмотрен круг вопросов как общетеоретического характера, формирующего концептуальный стержень работы, так и прикладного, позволяющего использовать разработки в практической деятельности по государственному регулированию малого предпринимательства.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования — сформировать концепцию и построить модель программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ, на ее базе определить методологический подход к функционированию программы поддержки МП в рамках СНГ и обосновать рациональные пути ее реализации.

Исходя из поставленной цели был определен последовательный круг задач:

1. Определить роль, значение малого предпринимательства в государствах — участниках СНГ и выявить проблемы тормозящие его развития.

2. Выявить роль государства в создании условий для развития малого предпринимательства.

3. Обосновать концептуальный подход к формированию межгосударственной политики в сфере малого предпринимательства и раскрыть основные элементы модели программы поддержки МП в рамках СНГ.

4. Исследовать особенности функционирования программы поддержки МП в рамках СНГ.

5. С соблюдением принципов добровольности и системной организации обосновать реализацию механизма поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ.

В качестве объекта исследования выступает сектор малого предпринимательства в государствах — участниках СНГ, находящийся в процессе динамичного развития. Предметом исследования является система экономических взаимоотношений между уставными органами СНГ, государственными органами и субъектами малого предпринимательства в процессе экономических реформ.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической и теоретической базой исследования явились работы отечественных и зарубежных экономистов, посвященные данной проблематике. При этом были использованы как современные исследования экономистов, так и работы классического характера, которые позволили получить более широкий взгляд на проблематику. В ходе работы использовались также нормативно-правовая база регулирования малого предпринимательства как в государствах Содружества, так и в зарубежных странах.

В рамках исследования применялись диалектический, системно-функциональный, логический методы экономического анализа, а также методы статистического анализа: метод сравнений и группировок.

В качестве эмпирического материала в работе использовались статистические данные Статкома СНГ и документы, поступившие от Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Азербайджанской Республики, Министерства промышленности и торговли Республики Армения, Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, Министерства экономики Грузии, Агентства Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса, Министерства внешней торговли и промышленности Кыргызской Республики, Министерства экономики и реформ Республики Молдова, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, t Агентства по поддержке и развитию малого предпринимательства Республики.

Таджикистан, Комитета Украины по вопросам развития предпринимательства и другие источники. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— на основе систематизации имеющихся научных знаний и обобщения статистического материала предложена классификация условий развития субъектов малого предпринимательства в рамках СНГ, позволяющая строить меж.

• государственную поддержку на основе учета внутренних и внешних факторов их развития;

— на базе структурирования существующих национальных программ стран СНГ по государственной поддержке МП построена логическая модель, описывающая комплекс функциональных взаимосвязей между ее элементами в процессе межгосударственного взаимодействия в рамках СНГ;

— разработана концепция программы поддержки МП в рамках СНГ, которая заключается в стимулировании развития этого сектора в соответствии с определенными целями и принципами осуществления поддержки МПсформули.

• рованы принципы и классифицированы направления поддержки МПопределены направления межгосударственной поддержки МП, целесообразные для реализации в рамках СНГ;

— разработана модель программы поддержки МП в рамках СНГ;

— предложен механизм реализации программы поддержки МП в рамках СНГ, позволяющий значительно активизировать деятельность субъектов МП.

Практическая значимость работы. Основные теоретические выводы исследования могут применяться при разработке программ государственной поддержки МП как на государственном уровне стран СНГ, так и на региональ.

• ном и муниципальном уровнях.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на первом заседании Петербургского экономического форума 19 июня 1997 года, заседаниях Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ 2 декабря 1998 года в г. Баку и 25 мая 1999 года в г. Астане.

Ряд положений диссертации представлен в выступлениях на семинаре-совещании директоров учебно-деловых центров по основным направлениям Морозовского проекта 28−31 октября 1997 года в г. Солнечногорск -5 и на научно-практических конференциях:

— «Экономическая политика и сотрудничество регионов Украины и России: проблемы и перспективы» — г. Сумы, Украина, май 1998 года;

— «Малое предпринимательство России на пороге XXI века: новые рабочие места, новые финансовые технологии и инновации» — г. Москва, ноябрь 1998 года.

Всего по результатам исследований автором опубликовано 8 работ общим объемом 1,4 п.л.

Структура работы. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, 8 таблиц и 7 рисунка. Общий объем работы содержит 165 страниц машинописного текста.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведенные в диссертации исследования позволили сформулировать следующие выводы и предложения.

1. В результате экономических преобразований в государствах — участниках СНГ создан базис рыночного хозяйства, в ряде стран обеспечена высокая степень либерализации экономики, достигнута ее открытость, проведена масштабная приватизация. Следует отметить, что в течении 1998 года большинству государств не удалось достигнуть определенной финансовой стабилизации. В ряде государств Содружества еще отсутствуют необходимые предпосылки для структурной перестройки экономики и стабилизации производства, его адаптации к рыночным условиям.

2. Главной задачей современного этапа хозяйствования стала выработка согласованной экономической стратегии государств — участников СНГ. В настоящее время разработаны гибкие хозяйственные механизмы участия хозяйственных структур и предпринимательских кругов в акционировании предприятий стран СНГ, формировании благоприятного инвестиционного климата, создании межгосударственных финансово-промышленных групп, совместных предприятий, систем поддержки малого предпринимательства, совершенствовании взаимовыгодных производственно-кооперационных связей.

3. В настоящее время актуальным становится решение практических задач на микроуровне, на уровне хозяйствующих субъектов всех форм собственности, в первую очередь — субъектов малого предпринимательства. Поэтому нужна однородная экономическая среда, а следовательно — унифицированные национальные хозяйственные механизмы. Для этого необходимо:

Первое — координация и сближение действующих национальных законодательств на основе модельных законов и норм международного права.

Второе — согласованное принятие новых национальных законодательных актов по экономическим вопросам.

4. В государствах Содружества до сих пор слабо задействован огромный потенциал «внутренних», межгосударственных связей субъектов малого предпринимательства. Все еще не получили должного развития межгосударственный финансовый лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование малых предприятий.

Вместе с тем решение некоторых проблем уже найдено. В частности, при непосредственном участии диссертанта разработан пакет важнейших нормативных актов:

— конвенция о транснациональных корпорациях;

— соглашение о поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах — участниках СНГ;

— соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств — участников Содружества Независимых Государств;

— положение о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ;

— концепция форума делового партнерства субъектов малого предпринимательства государств Содружества «СНГ — Партнерство».

5. Малое предпринимательство является неотъемлемым и необходимым сектором рыночной экономики, формирующим конкурентную среду. Особенности этого сектора при достаточном уровне его развития способствуют экономической, социальной и политической стабильности общества. Системообразующая роль малого предпринимательства в рыночной экономике объективна и закономерна. Об этом свидетельствуют высокие качественные показатели развития МП в развитой рыночной экономике, которые варьируются в небольших пределах и практически не зависят от национальных, географических, политических и экономических особенностей стран.

6. История развития малого предпринимательства в государствах — участниках СНГ насчитывает небольшой по сравнению с развитыми странами отрезок времени — около 10 лет и усложняется кризисным состоянием экономики, социальной и политической нестабильностью. В настоящее время малое предпринимательство находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется замедлением темпов роста числа малых предприятий.

7. Особенности малого предпринимательства, благоприятно влияющие на экономику и ускоряющие экономический рост, проявляются только при достаточно высоком уровне его развития. Однако, в условиях переходной экономики, при ограниченности внутреннего спроса, монополизме, противоречивости законодательства, слабых хозяйственных связях, неразвитости товаропроизводящей сети, инфляции и многих других проблемах малое предпринимательство не может самостоятельно противостоять в конкурентной борьбе крупному и иностранному капиталу и динамично развиваться. Внутренний потенциал малого бизнеса в настоящих условиях не может обеспечить интенсивного роста этого сектора, поэтому на ранних стадиях развития рыночных отношений государство должно стимулировать его развитие.

8. В секторе малого предпринимательства государств Содружества на условиях первичной занятости работает примерно от 1 процента до 13 процентов трудоспособного населения стран СНГ. Сравнение приведенных характеристик с аналогичными характеристиками сектора малого бизнеса в экономически развитых странах показывает, что малый бизнес в государствах Содружества находиться в начальной стадии развития и по своему потенциалу еще не способен выполнять роль движущей силы для выхода экономики из кризисного состояния.

Экономическому росту в сфере малого предпринимательства препятствует ряд проблем, которые не могут быть решены при помощи внутреннего потенциала сектора, что обуславливает необходимость межгосударственного регулирования и государственного стимулирования развития МП.

9. Проводимая до настоящего времени государственная политика стран СНГ по регулированию малого предпринимательства носила, в основном, фрагментарный и противоречивый характер, с применением устаревших форм и методов регулирования. При этом следует подчеркнуть, что меры по поддержке предпринимательского сектора действенны только тогда, когда они соответствуют условиям развития МП.

Условия развития малого предпринимательства можно подразделить на внутренние (зависящие от потенциала каждого конкретного субъекта малого предпринимательства) и внешние (формируемые под воздействием макросреды). Исходя из их анализа можно сделать вывод, что наибольшее влияние на развитие малых предприятий оказывают внешние условия (прямо или косвенно), которые, в основном, носят негативный характер. Таким образом, в сложившихся экономических условиях, преодоление негативного воздействия внешней среды в комплексе со стимулированием развития малого предпринимательства составляет основу государственной политики стран СНГ по поддержке малого предпринимательства.

10. Межгосударственная поддержка малого предпринимательства будет обеспечена при условии оптимизации управления и совмещения комплекса функциональных взаимосвязей с механизмом осуществления программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ. Разработанная в рамках данного исследования модель является интегрированной двухуровневой моделью, построенной на взаимодействии функциональной и программно-целевой подсистем, что позволяет наиболее полно реализовать управленческую функцию государств Содружества. Реализация управленческих решений в области поддержки малого предпринимательства находится в ведении функциональной подсистемы, которая состоит из органов государственной власти, формирующих и проводящих политику поддержки малого предпринимательства и объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Демократизация управленческих решений предопределяет разделение функций управления по содержанию, свойствам и объему между звеньями модели. Масштаб функционирования модели, а также объем выполняемых мероприятий обусловили дифференциацию управления по вертикали, в соответствии с которой на каждом уровне модели установилась собственная функциональная подсистема, таким образом создавая иерархическую подчиненность. Программно-целевая подсистема, в основе которой лежит комплексное управление для достижения целевых ориентиров, предусматривает определение концепции, целей, направлений и форм осуществления поддержки — то есть механизма реализации программ.

11. Особенности социально-экономического состояния государств Содружества обусловили формирование концепции программы поддержки МП в рамках СНГ, состоящей в стимулировании развития предпринимательства со стороны стран СНГ в соответствии с определенными целями и принципами при учете всего комплекса особенностей и традиций государств Содружества. Концепция программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ реализуется через принципы, определяемыми как:

— универсализация поддержки, то есть обеспечение равной доступности каждого субъекта МП к системе государственной поддержки;

— невмешательство в хозяйственную деятельность конкретных субъектов малого предпринимательства;

— научный подход к определению форм и способов оказания поддержки на основе анализа развития МП.

12. Общие ориентиры межгосударственной поддержки МП не означают, однако, что государственная политика стран СНГ призвана полностью дублировать механизм управления на межгосударственном уровне. Напротив, на уровне государств Содружества производится конкретизация поддержки (определение целей, направлений, форм поддержки) в соответствии с условиями местного рынка и особенностями развития МП, что и призвано обеспечивать реализацию государственной политики на этом уровне.

13. Принятие Программы поддержки МП в рамках СНГ позволит содействию сближения нормативно-правовой базы государств — участников СНГинтеграцию национальных систем информационного и консультационного обеспечения субъектов малого предпринимательстваразвитию на основе активизации интеллектуального потенциала инновационной деятельности субъектов малого предпринимательствасоздание межгосударственных структур, содействующих установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства.

В условиях недостатка бюджетных ассигнований особое внимание следует уделять внебюджетным источникам и привлечению ресурсов инфраструктуры поддержки МП.

14. Эффективность реализации программы поддержки МП в рамках СНГ может быть выражена в количественном и качественном изменении сектора МП, конечным результатом которого являются экономический рост, структурная перестройка и увеличение занятости. Межгосударственная политика, построенная на взаимодействии функциональной и программно-целевой подсистем модели поддержки МП в рамках СНГ позволяет наиболее рационально проводить регулирование малого предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы, Указы Президентов, Постановления и Распоряжения правительств государств-участников СНГ согласно приложению № 4.
  2. Монографии и научные статьи
  3. Л.И. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества. М.: Экономика и жизнь, № 20,1991. — с. 6−7
  4. Л.И. К цели через кризис. Спустя год. М.: Луч, 1992. -22 с.
  5. К.А., Колобова С. В. Малое предпринимательство в государствах участниках СНГ. — М.: Право и экономика в Европе и Азии,№ 1−2,1997.-с.11−16.
  6. К.А. Развитие производственной кооперации в СНГ. -М.: Вестник Содружества, № 3(4), 1997. с.41−44.
  7. К.А., Радченко Т. Ю. Некоторые вопросы развития малого предпринимательства в странах СНГ в переходный период. -Сумы:" Инициатива ", 1998. с.64−68.
  8. А.И. Наука-техника -экономика. 2-е изд. — М.: Экономика, 1989. — 383 с.
  9. А., Русинов Ф. Возрождение предпринимательства в России. Майкоп ИНКПО «Адыгея». 1992. — 267с.
  10. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991
  11. Н., Половинкин П., Сахарнов Ю. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. Спб.: Изд-во Спб УЭФ, 1996. — 22 с.
  12. B.C. Роль предпринимателя в социально-экономическом развитии региона. Саратов: СГУ, 1992. — 85 с.
  13. А.М., Жильцов Е. М., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку (под ред. Жильцова Е.М.). М.: РАУ, Центр проблем рыночной экономики, 1993 — 38 с.
  14. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1995. — 286с.
  15. А.В. Рынок в СССР. Становление, регулирование. М.: Экономика, 1991 — 154 с.
  16. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика — 1980. — 263с.
  17. Бизнес и менеджер/ Сост. Дороховский И. С., Черноиванов И. П., Пре-хул Г. В. М.: Азимут центр. 1992. — 447 с.
  18. В.В., Чистяков Е. Г., Шульга В. А. Методы планирования хозяйства города. М.: Экономика, 1981. — 210 с.
  19. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с анг. (Научн. Ред. и авт. предисл. Ф.А. Крутиков). М.: Экономика, 1991.-271 с.
  20. П.И. Социальное развитие города в период радикальных экономических преобразований. М.: Картолитография, 1994. — 231 с.
  21. П.И., Рождественская И. А. Социально-инфраструктурный комплекс города в условиях перехода к рынку. М.: Картолитография, 1994. 148 с.
  22. П.И., Ростанец В. Г. Проблемы финансирования социально-экономического развития территорий в условиях переходного периода. М.: Картолитография, 1994. 153 с.
  23. Г. В. Рыночное самоуправление малым предприятием (зарубежный опыт). М.: Экономика. 1991 — 150 с.
  24. А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М., 1994. -210 с.
  25. С. Н. Чернышева JI.A., Пименов Н. А. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991. — 210 с.
  26. Г. А. Ваше дело. Практический курс предпринимательства. М.: АВИНПРО, 1996. — 255 с.
  27. В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия. М.: Мировая экономика, № 6.1993. — с. 31
  28. В.И. Проблемы перехода к рыночной экономике. Владивосток: ДВО АН СССР, 1992. — 57 с.
  29. Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1982. — 160 с.
  30. Э. О концепции развития малого предпринимательства в СССР. М.: Вопросы экономики, № 8,1991. -с. 52−61
  31. Дж. Кеннет. Новое индустриальное общество. -М.: Прогресс, 1969.-458 с.
  32. В. Толковый словарь, М.: Наука 1989. 779 с.
  33. Г. Мелкий бизнес в Великобритании. М.: Мировая экономика и международные отношения, № 3,1992. — с.120
  34. Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: «Дело Лтд», 1995. — 288 с.
  35. Т.М., Лексин В. М., Орлов Э. А. и др. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука. 1994. 47 с.
  36. Н., Николаев М. Малые предприятия: организация, функционирование, эффективность. М.: Экономические науки, № 1, 1991. — 109 с.
  37. В.Н. Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. -М.: Наука, 1988.- 178 с.
  38. Институт социологических исследований. Социальная сфера: совершенствование социальных отношений. М.: Наука, 1987. -142 с.
  39. В.Д., Долиненко В. И. Основы рыночной экономики. М.: Экономика, 1991.-209 с.
  40. П. Малые предприятия: сущность и трудности становления. -М.: Вопросы экономики, № 8,1991. с.12−11.
  41. Ю. Системное моделирование организации управления регионом : методологический аспект.//Проблемы теории и практики управления. -1996. № 3. — с. 86−92.
  42. Н. Предприниматели в политическом пространстве. М.: Мировая экономика, № 6,1993. — с. 43
  43. В.Н., Андреева Е. А. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения. М.: Экопрос, 1993. — 97 с.
  44. В. Экономические эссе: теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  45. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад (А.Д. Иоффе, руководитель, В. А. Бондаренко, О. С. Горелик и др.). М.: Издательство Руслит, 1996. 314 с.
  46. Э. Большие проблемы малого бизнеса. Минск: Предпринимательство в Беларуси, № 1,1998 — с. 6.
  47. И. Государственная политика поддержки предпринимательства за рубежом.// Экономист. -1993. № 12. — с. 81−84.
  48. П. О развитии малых предприятий в СССР. М.: Плановое хозяйство № 10,1990. — с. 79
  49. П. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. М.: «Российский экономический журнал» № 4, 1993. -с.17
  50. С.И. Словарь русского языка. М.:Рус.яз., 1984. 797 с.
  51. В. Планомерное развитие малых предприятий. М.: Вопросы экономики, № 8,1991. — с.47.
  52. Организация малого предпринимательства. М.: «Человек и труд», № 3,1993. — с. 71
  53. Организация подготовки предпринимателей малого бизнеса (Повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда). Учебное пособие (Г.В. Кошелов и другие). Нижний Новгород МИПК НАСА, 1994. 58 с.
  54. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. В. Ш. Каганова М.: Академия менеджмента и рынка, 1995. — 128 е.: ил.
  55. Ю.М. Основы предпринимательского дела. Банковский бизнес. М.: МП «Тритон», 1992. — 123 с.
  56. А.Г., Покровская А. Б. Правовые вопросы организации и деятельности малых предприятий. М.: Экономика, 1991. 70 с.
  57. Е.В., Томилов В. В., Зубарев А. А. Управление малым и средним бизнесом в строительстве СПб.:"Литера Плюс", 1997. — 103 с.
  58. П., Савченко В. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1996. — № 2. — с.28−34.
  59. Применение системного анализа при проектировании АСУ / Волкова В. Н., Домченко Ю. Н., Дуболазов В. А. и др. Д.: ЛПИ, 1986. — 88 с.
  60. Программа структурной перестройки экономики внешних связей Кировской области на период до 2000 г. / Под ред. Академика АЕН Яковца Ю. В. Москва — Киров: Кировская областная типография, 1994. — 232 с.
  61. В .А. Материалы к выступлению Председателя ГКРП России на Петербургском экономическом форуме. М.: Экономический союз, специальный выпуск, 1997. — с. 18.
  62. М.Л., Якутии Ю. В. Организация менеджмента. М.: АКДИ «Экономика и жизнь» — 1994, с. 209.
  63. И.И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. М.: Наука, 1989. — 124 с.
  64. Н.Д. Технологические инновации в техническом университете. М.: Издательство МЭИ, 1997. — 316 е., ил.
  65. В. Малый бизнес: Московский вариант (как выжить малым предприятиям в современных экономических условиях). М.: Известия ОТ 12 июля 1991.
  66. Ф., Иоффе М. Российское предпринимательство. Вариант цивилизованного развития. М.: Деловой мир, январь, 1993.
  67. Ф., Иванов Ю. Япония: экономика, средний и малый бизнес. -М.: Российская академия управления, 1992. 149 с.
  68. Ф. Экономико-организационные основы активизации предпринимательской деятельности. М.: ВНИИТЭМП, 1991. — 98 с.
  69. Ф. Рекомендации по организации предпринимательской деятельности в Российской Федерации. М.: ОРГ-РЭС, 1992 — 125 с.
  70. В.М., Корягина Т. И. Сфера услуг: новая концепция развития. М.: Экономика, 1991. — 169 с.
  71. В. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс) // Российский экономический журнал. 1995. — №№ 9−10- 1996.-№№ 1−2.
  72. П., Нордхаус В. Экономикс (дайджест самого популярного учебника по рыночной экономике). М.: 1993. — 241 с.
  73. П. Экономика (в двух томах). М.: МГП «Алгон» ВНИИ-СИ, 1992.-416 с.
  74. Сиросполис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. Пер. с англ. М.: Дело, 1997, — 672 с.
  75. А. Малое предпринимательство в условиях перехода к рынку. М.: Экономика, 1991. — 175 с.
  76. И.В. Управление инвестициями в регионе. Тула.: «Левша». -1996.-244 с.
  77. С.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с. 27.8 Фаминский И. Внешнеэкономическая деятельность малых предприятий. М.: Вопросы экономики, № 3.1992. — с.73
  78. М. Предпринимательство это свобода (пер. с испанского). -М.: Машиностроение, 1992.
  79. Ю., Киселев В. Малые предприятия в условиях рыночной экономики. М.: Хозяйство и право № 8.1990. — с. 79
  80. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха (пер. с англ.) М.: Прогресс-Универс. 1992.- 157 с.
  81. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991. — 87 с.
  82. П. Я начинаю свое дело (пер. с англ.). М.: Текст, 1992. — 204 с.
  83. Д. Переход к рынку не возможен без социальных гарантий'. -М.: Экономика и жизнь № 24,1991. с. 49−54
  84. А. О бизнесе большом и малом // Проблемы теории и практики управления, № 3,1992 с. 70−74
  85. Е.А. Методические аспекты формирования комплексного плана-прогноза социально-экономического развития региона областного ранга в условиях развития рыночных отношений. // Вестник Академии. 1996. — № 1−2. — с. 122−129.
  86. Е.Г. Методы сочетания отраслевого и территориального планирования. М.: Наука, 1988.- 139 с.
  87. Р.И. Сводное планирование народного хозяйства области и района. М.: Экономика, 1972. -191 с.
  88. В.А. Еще раз о концепции экономической интеграции. В сборнике трудов МЭК «Вестник Содружества». М.: МЭК, 1997. -с.28
  89. В.А., Чистяков Е. Г. Разной скоростью, но к общей цели. В сборнике трудов МЭК «Вестник Содружества». — М.: МЭК, 1997, № 1, с. 25−30.
  90. А.В. Финансово-кредитный и налоговый механизм разработки региональных инвестиционных программ. М.: ЦСЭИ, 1996. — 145 с.
  91. А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ. -М.: «Российский экономический журнал» № 3, 1993. с. 87.
  92. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982 -455 с.
  93. ЭклунДК. Эффективная экономика: Шведская модель (пер. с швед.). -М.: Экономика, 1991. 347 с.
  94. Эмсден Э. Д1нгрилигейтор М., Макинтайр Р., Тейлор Л. Эффективная стратегия переходного периода: уроки экономической теории обновления. // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 2. -с.30−38-- № 3 — с. 20−26.
  95. Экономика малого бизнеса и организация предпринимательской деятельности. Сб. науч. тр. М.: Изд. ЦНИИ быт, 1992. — 124 с.
  96. О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры. -М.: Экономика. 1990. 47 с.
  97. . Государства и малые предприятия: из зарубежного опыта. -М.: Коммерческий вестник. № 12,1991 с.55
  98. Янг С. Системное управление организацией. М.: Советское радио, 1972.-456 с.
Заполнить форму текущей работой